автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
О взаимовлиянии оперы и лирической кантаты в русской музыке рубежа XIX-XX веков

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Борисова, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень:
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'О взаимовлиянии оперы и лирической кантаты в русской музыке рубежа XIX-XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "О взаимовлиянии оперы и лирической кантаты в русской музыке рубежа XIX-XX веков"

^ А ;) П'

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ имени Н. К. ЧЕРКАСОВА

На правах рукописи

БОРИСОВА Людмила Николаевна

УДК 78.036(47)

О ВЗАИМОВЛИЯНИИ ОПЕРЫ И ЛИРИЧЕСКОЙ КАНТАТЫ

В РУССКОЙ МУЗЫКЕ РУБЕЖА XIX —XX ВЕКОВ

Специальность — 17.00.02 — Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ленинград — 1990

Работа выполнена на, кафедре истории русской музыки Московской государственной дважды ордена Ленива консерватории имени П.И.Чайковского.

Научный руководитель - доктор искусствоведения,

профессор КаыдиновдД АЛ.

Официальные оппоненты - доктор шжусотвовадения

Дозадокая Е.Б. -- кандядат аыусствоведаяая АЪрвдевовДХЛи. ...

Ведущее учревденхе . - ГооударотмшйЛ цуаыхадшо-свдаютн

чвсяД дояаут идя Ггоодоа

Зациа ооототгоя //^^¿¿££-1990 к ял моадддд Спаде-?, лахроваквого Совета 1. £0920601 ш мог» д*оо«ргадв1 на ооасяь-нже у чшо! степенжюшдшдата ю^ооямциш орк Лвнш'рядгшм госудафствешю* «нотвтут* театра, муаюя а жкваштографпама НДЛадооом а |»,мици1 Втпю ао<цадо'»мм1|пгпго отдма по адресу» Иоаапсюожая пх., д.б.

С даоовртащ»! иишо .оммшиткм» а бабяютаке ню ЛХЯОЫС ш. НД.Ч*р*аооаа.

Тчвшв секрета!»

Савциижжрованного Совета

Каяаи А. Л,

СТП'-а

+ - I -

д,эл В целом раде произведений, созданных русскими композиторами

-—на-рубеже Х1Х-ХХ столетий, било достигнуто новое художественное качество, ставшее следствием взаимного влияния оперного и кантатно-го жанров, В сочинениях НД.Римско го-Корсакова, С.В. Рахманинова, И.Ф.Стравинского тенденция этих жанров к взаимопроникновению била реализована в форма подданного синтеза. Изучении этого явления, его характеристике, определению его роли и места в русском искусстве рубежных десятилетий посвящена диссертационная работа.

Проблема перекрестного влияния данров в русской музыке получила свое научное осмысление как в фундаментальных трудах, так и н исследованиях более локального характера. Впервые выдвинутая . БДсафьевым (в книгах "Ясская музыка"..., "Симфонические ЭТюдц" и др.), ока была освещена в работах советских музыковедов последующих поколений. Значительный вклад в ее изучение был сделан, в частности, Б.Ярустовскш ("Драматургия русской оперной классики", "Очерки по драматургии оперы XX века"), А.Кандинским (монографии "Н.А.Римский-Корсаков", отдельные работы о сочинениях Римского-Корсакова, Рахманинова, Глинки). Ценные сведения о претвохадши синтеза жанров в музыке рубежа веков содержатся в коллектишшс трудах последних десятилетий - "Русская художественная культур донца XIX - начала XX веков", "Музыка XX века", Перечисление трудов, так или иначе связанных о проблемой жанровых взаимопроникновений, монет быть продолжена. И гместэ с тем, в большиясш> и:» них взаимное влияние кантаты и оперы, не являясь предметом исследования, лишь констатируется (причач, как правило, да мзторладд оперы), но не обосновывается в не объясняется, Перед вотдром рв^;-рзруеыой диссертации стояла цель на основании исторического анализа форл взаимопроникновения русской оперы и кантаты шяиутъ ого новое качество в музыке конца XIX - качала XX веков, успокоишь осипшие типологические раш-.и ь образовании синтгэ^ дсух ьлщои.

- г -

Актуальность теш диссертации видится автору, прежде всого, в ее соответствии с современной научно-исследовательской и исполнительской практикой: в наши душ особенно активизировался процесс освоения отечественной культура рубежа Х1Х-ХХ веков. Исследование Еанровшс особенностей опери и кантаты этого периода, характера их, взаимодействия, юзволяет по новому освотить сочиношш, созданше в этих кайрах, глубке раскрыть их содержательно-концептуальную сторону и тем самым способствовать верной исполнительской интерпретации. Кроме того, рассмотренная в теоретическом аспекте, проблема взаимовлияния оперы и кантаты может оказаться актуальной и для изучения произведений советской музыки.

Диссертация имеет историческую направленность, однако особенности ее проблематики потребовали более широкого, комплексного исследования. Так,ряд дополнительных: задач относится к области теории муаыкальнш: яанров. Прежде чем обратиться к конкретным проявлениям синтеза оперл и кантаты, следовало выделить их основные Еанрообразувдис признаки - такие признаки, котор&е, с одной стойки, делают безусловной пршюдлегшость данного произведения к определенному какру, £ о другой - выступают в роли "визитной карточки'1 этого санрс в контексте иного произведений. Валю было такке определить, при каких условиях интересующий нас канр теряет свою сущность в, наконец, выявить предпосылки оперного и кантатного жанров к взаимодействию. Опираясь в этой части исследования на труды советских музыковедов (А.Сохора, Л.Назеля, В.Цуккерыана, И.Земцовс-кого е др.), ашор использует также положения из смежной области Естествознания - литературоведения (упоминаются труды М.Бахтина, Д"*ЛЕхачсЕа). Это позволило широко применять в раСоте понятие пэбзхпе; Еанрс, рассиат{ивая в качестве одной из ее составляющих П1СЕЛПШ формирования худохественкого пространства и времени (хронотоп).

Очевидно, что любой аспект изучения того или иного занра предполагает обращение к его истокам, к особенностям эго эволюции. На основе анализа ряда произведений, а танхе данных советской музн-талъио-исторической науки (прежде всего» многотомного коллективного груда ВНИИ ¿ЮКуССг2юэнашш Ш СССР "История русской уузыки") надлежало выявить генетические корш! взаимодействия русской опери ч кантаты, обнаружить следа этой тенденции у so на стадии зарождения названных занров. Не менее сааной задачей стало прослеживание развития отмеченной тенденции в исторической перспективе. При этом, сообразуясь с основной целью работы, било необходимо не только наметить историко-процессуалыше закономерности перекрестного воздействия оперы и кантаты, но и исследовать форлн его проявления в конкретных сочинениях.

Наконец, круг задних .бдя исследования проблем связан с определением места жшрового синтеза оперы и кантаты в контексте русского искусства рубеж! 21Х-Д1 зеков. Среда них первостепенными, на паз взгляд, являатся следующие:

- органичность синтеза жанров для русского искусства того времениj

- изменения в система музыкальных ханров, послуаяиаиэ основанием .цдя этого синтеза;

- причины этих изменений;

-'параллельные процессы, происходившие з других видах искусства.

Цели и задачи, стоявшие перед автором, определили и объект исследования. Им стало творчество русских композиторов в занрах оперы и кантаты. В определении конкретного материала иссладошния автор сознательно ограничивает яруг рассматриваемых произведений с цэльэ представления наиболее ярких образцов :?лнрогого ззэ;™.:опро-

шпшовенля, В то зе время используемые в аналитических разделах

диссертации сочинения демонстрируют различные типы и фориы этого взаимопроникновения. В числе этих сочинений - две оперы М.Глинки, оперы Н.Римского^Корсакова "Ночь перед Рождеством", "Кащей бессмертный", "Сказание о невидимом граде Китехе", оперы С.Рахманинова ("Франческа да Риыини") и Стравинского ("Соловей"). Среди произведений кантатного канра в работе рассмотрены "Свитозянка" и "Из Гомера" Ьшского-Корсакова, "Весна" Рахманинова. Подход к этим сочинениям не был равнозначным, что продиктовано степенью разработанности данного материала в научной литературе.

Характер очерченных проблем определил структуру работы. В ней три главы. Первая глава посвящена анализу предпосылок возникновения жанрового синтеза на рубеге веков; в ней охарактеризованы музыкально-исторический и общехудогественный аспекты названного явления. Во второй и в третьей главах рассмотрены конкретные проявления аанрового взаимопроникновения: соответственно в оперных и в кантатных сочинениях. Главы обрамлены введением и заключенном; к работе приложены нотные примеры и список литературы по теме исследования.

Во Ввепетод обоснована тема диссертация', ее актуальность, сформулированы цолп, задачи исследования, намечена основная проблематика-, направления п методы ее изучения. Здесь же сообщаются сведения о продаете исследования, выявляются основные теоре-тическаз предпосылка, галогенные в опорном и в кантатном" жанрах, к процессу ех бза^эиронисновзиея'. В целях достоверности анализов ыугшгшдшх вроЕЗБОдеквй к убедительности научных выводов дается краткая г&ржтсрастика поэтике двух сан ров, выделялся их яцдозддуалыаге чзргы.

В качество опщинх ыоыентов указаны: степень конкретности г,ли сбобЕ^нгозст*; совета, трактовка художественного времени, тип с-ОАО^-'ОХя. качостза гактаткого какра лгета^етл в за-

шсимость от ого лирическое основа; Одно из них - обнаженность, открытость авторской концепции. Это проявляется, в частности, в наличии гимнического, приветственного оттенка в содеркании абсолютного большинства кантат.

В трактовке художественного времени кантатный жанр противоположен оперному: если з последнем художественное время стремится к тождеству с временем реальном, то в кантате оно свободно, со склонностью к замедленному течению, а порой - к остановке.

Многообразие проявлений лирического начала повлекло за собой множественность форд кантаты, способов ее исполнения: она может быть духовной и светской', сольной и хоровой, одночастной и многочастной. При этом части многочастной кантаты могут бить сюкетно не связанными друг с другом; а одночастная бывает в строгом смысле бессюжетна'.- Все это обусловило, с одной стороны, характерность жанрового облика кантаты, а с другой - ее предрасположенность к жанровым модуляциям: в известных условиях кантата может приближаться, например; к опере иди к программной сш^юнической музыке. Причем в "пространстве" между этими жанрами кантата монет занять любое место - от подобия оперной сцены ("Сказание о граде великом Китеже и о тихом озере Светлояре" Василенко) до бессюжетных вокалыго-сим-фонических сочинений (вторая часть прелюдии-кантаты "Из Гомнра" Йшского-Корсакова, "Звездоликий" Стравинского). Последние находятся уже' на грани симфонического жанра; не случайно одной из характерных черт подобных произведений становится инструментальная трактовка голосов, используемых в качестве своеобразного оркестрового тембра-.

В первой главе - "Предпосылки возникновения синтеза кантатно-хо и оперного жанров в России на рубеже Х1Х-ХХ веков" - рассмотрены ¡¡роцееоы, обуолошшие динамизацию изучаемого явления к концу XIX века. Учтены основные факторы, влияющие на жанр: закономер-

лости его исторического развития и особшшосты хогльтурпс-худогоо*1" :;ащюй гшзни страды; В соответствии с этим глава содержат два рае-дали, Первый посвящен анализу путай развития русской одари п кл;-vимь и нем дано исторической обоснованна имения синтеза стпг. Здесь выделены следугащи нроблаш: Неравномерность развития ¡.¡аиров и Ьюоопы. ionpoc о национальной почвонносты аанров. ■ ч, Проблема генетического ы исторического взашопроншеновения uujjo и тытаты.

<гс Исторические формы иратворэшш кантатноИ поэтики в русской :маиснчоской опора»

La семнадцати!^ "ктаосндостскнй" вэк русской цузшш но осташл •-ии-о мольных, сопоставимых о творениями волшшх западно-овроноДс-.'1С<: /.лоторов- сочинений в оперном ианрз. Среда ряда причин отого ■■-. Uvea - ы та^ что опера была для Россия ХУШ вока новш, още по

¿•¡г/шву овопх разштых тродацай'» нанрои/. Но случайно pycciaio koi.i-■ мода-вхасошсв считиди разработку национальной споцификп опоря = ш цзнтральшх задач творческой деятельности. Вазкойшй путл ч зэшш состоял в обогедоши опзри признаками другаг сапров;, или-т-д ирочнш иацдональши »лрш. В России такошлш бшш раздшга-. сорокой иузшеы.

1; I '¿(joso «одаоркпуто: ооа г'радацзошшх источника евотского •••• 7.и^.10шшн>г0 творчества - фольклор i: цультовоо кскусство -. ' •• п Iосогкх..сэюльао-хороцув природу; Это стало почтой идя раз' jv.soro г^д духовны:: u cxwtckk: хорэЕик -¿аиров, на сциобэ :»-«V ;ч^адшлыгосышоь русская оратопля к кантата. Именно в втой .. - . до viopoil vpaxc ИХ взкз создавались наиболее х'лубохпэ до . - ^ со^ггашшо во глузшхальнс.'.у языку творения. Даяое з.:>

vl;::: ; просле.. г;;;о ю; паев:.-

I. XopoEQG культовое искусство'. Отмечается особенность православного богосдукения - нсшсттельно -ное хоровое пс— лив*. Тем самым, хоровые голоса наделяются дополнительной - инсгду-ггэнтальиой - функцией. Эта особенность, по мнению исследователе)! (Ю.Келдш, Е.Орлова), свойственна основным хоровш данрам ХУШ гготплn XXX Eoitn - партесному пошло,, хоровому концерту» Не случа!я?о ПОСЛСДНПН ОТНОСЯТ К ЧИСЛУ ВЭЛННХ ИСТОЧНИКОВ русского CI3.!ci)OHH3fJ.i Лпотщиоптаяьиая гржтотп хоговвх голосов найдет croo пгятпошк/ гогло в русской классической опере н в кантате рубежа XIX-XX веков с

По Панегагта^покий кант первой патошны ХУШ века. Он рассмат-гпЕаотоп -так прэдточа приветственной кантатн - наиболее "чистого1'' н псторотоскн TicroítaiEoro шда этого г^анра, оказавшего существенно»? вшйияо как га тир в мотом с на его разношдности0 так и на опэгу; *

SU Üoj.*snc-t>авлодй- лолучнпшй наиболее штенсишое развитие ь творчество й»Вэрвтовско1,о (начало XIX века)-. Отмечается синтетик» ность ианрового облика сочинений этого плана. Ванная для нао особенность - сценичностьf. предрасположенность к театральному оформлению (но овндетольотву псследоваталеС, многие из баллад были оркестровали автором к исполнялись е г-вде оперных сцен),

В тридштых годах XIX столетия, с рождением в творчестве М;Глинкн русской классической опера, самостоятельное развитие санров хоровой музыки приостанавливается. Тем активнее признаки каятатной поэтики воздействуют на яаяровую структуру оперы; Главным каналом, через который это воздействие осуществляется, является в целом ряде опер доминирующее значение авторотой копцопцяд,, Это создает в опера условия, необходимый фон, на который наклади-вачтоя более очевидные!,, внешние признаки кантатного канна., Б ряской опепо XIX вока они проявляйся лшаь фрагкеггса.пзо,, по oórnxyi' за редким иехшиепиец, целостной системы. Наиболее опгшсршэ кгг>-

татная поэтика нвдцит в структуру эпичеокой (исторической и сказочной) опер, эстетика которых предполагает относительно свободную трактовку художественного времени, а.также наличие эпизодов приветственного, гимнического содержания. Подчеркивается, что две оперы Глинки открывают два разных пути внедрения признаков кантат-ного жанра.

При анализе конкретных примеров устанавливается различие между жанровым цитированием (элементом драматического действия) и внедрением собственно кантатной поэтики'. Приведены примеры из опер Глинки, Чайковского, Римокого-Короакова, иллюстрирующие различные пути внедрения признаков кантатного жанра в.оперу:

- гимнические эпизоды, не входящие в структуру оперного действия (2-я песня Баяна из "Делана", заключительный хор в память Гоголя из "Ночи перед Рождеством");

- создание симфонической картины о помощью вокально-оркестровых средств (финал Ш действия из оперы "Ночь перед Рохдеством"-поезд Овсеня и Коляды) . Возникновение кантатного эпизода на скрещении оперного и симфонического жанров рассматривается как одна из характерных*, самобытных черт стиля ймского-Короакова, утвердив-ешхся в его поздних сочинениях.

Вд двором ддзде^е первой главы рассмотрены особенности культу рио-ху доже ст венной обстановки в России рубежа ХГХ-ХХ веков, способствующие активизации жанрового взаимопроникновения оперы я кантаты.

^Гбежное дааддатильгие стало временем значительных изменение в области искусства. Они происходили под воздействием двух равнодействующих сил: закономерностей имманентного музыкально-исторического развития и реалий обновляющейся культурно-общественное жизни.

В сложной, многообразной панораме художественного творчества выделены тенденции, способствующие трансформации системы музыкальных жанров - в частности, усилению значения кантаты, актуальности ее поэтики для искусства рубежных десятилетий. В числе этих тенденций названы острое чувство современности в сочетании с аллегоричностью высказывания; резкое возрастание публицистической направленности творчества; усиление философской, нравственной проблематики, часто - в сочетании с христианскими мотивами.

С отмеченными тенденциями тесно связаны существенные изменения в структуре художественного произведения. Большое значение имеет процесс взаимопроникновения эпической и лирической линий в искусстве с заметным преобладанием последней. Лирическое и эпическое в это время, переплетаясь в тесном взаимодействии-, не просто дополняют друг друга, но становятся разными сторонами одного явления, образуя качественно ноше системы;

Далее рассматриваются особенности новой трактовки художественного образа: усиление его многозначности, возможность двойственного или даже множественного толкования; новый способ формирования художественного пространства и времени - возможность совмещения образов мгновения и вечности, предельно малого и бесконечно большого'.

Под влиянием охарактеризованных процессов происходили изменения в жанровой системе разных видов искусства1; Намечены параллельные процессы:

- перенесение основной идейно-эстетической нагрузки на "малые" жанры (пейзаж в живописи; повесть", рассказ - в литературе);

- усиление тенденции к жанровому взаимопроникновению (иконопись - станковая живопись; повествовательная литература - драматургия)'.

В музыке рубеж Х1Х-ХХ веков стал временем нового расцвета '

сшфэнической поэмы и кантаты". Весомость кантаты в системе музыкальных кадров определяется, во-первых, степенью ее качественного обновления, к во-вторых - заметным усилением ее влияния на другие канры - в частности-, па оперный.

Глава вторая. "Признаки кантатного аанра в русской оперо рубежа Х1Х-ХХ веков".

Содержание стой главы составляет канровый анализ поздних опер Еимского-Корсакова ("Кащей бессмертный", "Сказание о невидимом граде Китеже"), а также опер композиторов нового поколения *- Вшска-1шнова ("Франческа да Евмини"), Стравинского ("Соловей").

Как у ей на раз бывало в истории музыкального искусства", опера в Восоид на рубеже Х1Х-ХХ веков стала своего рода индикатором сложных процессов» происходивших в культурно-худокестванной кизил страны. Отмечается, в частности, значительное сушние проблематики наш-ра в творчестве композиторов нового поколений, его лиризадой Она заразилась как в количественном перевесе лиршсо-психологических аеи п секотов, так и во внутреннем преображении приемов, характерные для русской исторпко-эпической оперы;

В условиях изменившейся опорной стилистики естественна известная услоЕненность'е панровая неоднозначность проявления в опере признаков кантаты» В то Ее вршя весомость кантатной поэтике заметно усиливается: кантатныо эпизода берут на себя значительную часть вдейно-остетической нагрузка сочинения. Кроме тою; активнее стша: попользоваться в оперо потенциальные возможности кантатного гхшра в области аафэнизации. Речь идет о создании музыкальных

при использовании внедейственной функции хора. Особую роль играет хор в эпизодах обобщаще-идейного характера.

Такова, например, сцена выйти из опоры Виского-Корсакова ''Калей бессмертный". Сна завершает первую картину о!;ерц к является сда: от венной разгоркугой х о рою 2 сценой в ноГ. В сравнении с

аналогичными фрагментами из других опер (конец 8-ой картины "Ночи перед Рождеством", сдана усыпления Людмилы из "^услана") выявляются ее существенные особенности.

• Относительная весомость сцецы выхти в контексте целого-; а таксе еа наибольшая близость к народио-канровым истокам и к традиционной оперной стилистике Римского-Корсакова могут служить основанием для расширительной трактовки ее содержания". В обобщенной форма здесь воплощен основной конфликт произведения - борьба сил добра и зла'; А с учетом аллегоричности содержания опери в целом, ее социального значения сцена вьюги может быть понята как своеобразная метафора современной композитору действительности'. В исторической перспективе взаимодействия жанров эту сцену модно считать одним из этапных моментов: впервые основная мысль произведения, высказанная в аллегорической форме, сосредотачивается в 1сантатно-сш,фони-ческом фрагаенте.

Опера Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже" рассматривается как образец подлинного жанрового синтеза, Где кан-татные эпизоды образуют жанровую систему второго плана. Необходимым основанием для многопланового использования поэтики кантаты послужило наличие в содержании оперы философских, зтико-религиоз-ннх мотивов, присутствие в "Китеке" черт эпического стиля". Своеобразный "отсвет" несценических жанров - кантаты, оратории - бросает на "Китеж" преобладали в нем повествования над собственно действием'. Наряду с формой рассказа действующего лица, широко развернуты симфонические или (что существеннее для исследования) вокально-симфонические эпизоды - картины (сцена преображешш Китежа, сцена преображения леса)". Ощущение внутренней кантатной основы усиливается также благодаря использованию в опоре стилистики одного из источников русской кантаты - молитвенных песнопений.

Традиционные для Римского-Корсакова пути использования кан-

татных признаков в "Китеже" значительно усложнены. Каждый из рассмотренных фрагментов при выраженной кантатной специфике является по своей природе жанрово-синтетичнш*; Так, вступление к опере и начало монолога Февронии представляют собой цельный по форме симфонико-кантатный фрагмент', в котором развертывается экспозиция оперного образа.

Особое значение придается сцене преображения Китежа, завершающей первую картину третьего действия. Она играет ключевую роль . как в сюжетно-образном; так и в жанровом развитии опоры*. Момент перехода иа реального-, исторического мира в легендарную плоскость*, в сферу народной фантазии (а шесте с этим и корректировка жанровой разновидности оперы) совпадает с первой стадией активного внед-ренвя кантатной поэтики. Ханровый анализ эпизода, проведенный в. работе; выявляет в качестве важной особенности транофорлацию художественного времени - его остановку'. Вместе с тем, статика эпизода условна*. Ощущение внутреннего живого дыхания придает этой сцене сложная, подвижная, изменчивая жизнь жанров, тр,в сосуществуют признаки оперы', кантаты, симфонической картины с преобладанием друх последних к концу фрагмента.

Финал опеда, сцена в Преображенном Китеже рассматривается как раздел, обобщающий главные жанровые линии сочинения и усиливающий его кантатную основу*. Это достигается-, прежде всего", путем введения аллюзий на древние пракантатные жанры (молитвенное песнопение, обрвдово-ритуальные действа)^ использованы в сцене и иные; более традиционные способы внедрения кантатной поэтики.

Использование возможностей кантатного жанра в "Китеже" способствует созданию его уникального облика, придает особую глубину к общественную значимость его основной идее. В заключение раздела . проводится параллель кегду "кптеес:.!" и оперой Гллнкл "Иван Сусанин", указывается на ех глубокое внутреннее родство, го .-¿логом связанное

с большой ролью, которую играет в обеих операх поэтика кантатного жанра".

Второй раздел главц посвящен анализу жанровых особенностей оперы Рахманинова "Франческа да Рпмини"'. Она рассматривается как качественно новый этап в образовании синтеза оперного и кантатного жанров при огромной роли симфонизма - фактора; в данном случае обеспечивающего устремленность образно-интонационного развития в условиях известной "статики" обрамляющих сцен оперы, ее Пролога и Эпилога. С введением последних связывается достижение нового качества в процессе взаимопроникновения жанров. Речь идет об использовании в лирико-драматической опере приема, характерного для русской исторической и сказочно-эпической оперы-. В условиях "малой", одноактной оперы обрамление берет на себя роль полноправного раз-цела формы. Здесь примечательно огромное значение хора; не участвующего в основном действии? что и придает опере черты кантатного жанра1".

Если же учесть огромный удельный вес Пролога и Эпилога по сравнению с собственно оперными центральными картинами (в них почти отсутствует действие)*, то южно говорить о кантатности как об определяющем свойстве "Франчески"-.

Этот тезис подтверждается в ходе сравнения оперы с кантатой "Весна" - современницей "Франчески"1: Выявляется родство этих сочинений и их различия, связанные с индивидуальностью жанровой поэтики оперы и кантаты.

Особое внимание уделяется симфонической основе Пролога'. На основании анализа тематизма и его развития делается вывод о сложности, многоэначности его содержания". Выявляются жанровые особенности: тенденция синтеза, проявинсая себя в. опере в виде внесшего сопоставления частей с различным жанровым наклонением, заложена в Прологе как внутренне, изначально присущее ему качество; Особое

внимание уделено кульминации Пролога; в которой его тематизм впервые приобретает яркую жанровую окраску: интонации плача-причета сочетаются здесь с характерным раскачиванием набатного колокольного звона'. Тем самым, кульминационный раздел Пролога оказывается преемственно связанным с традициями русской оперы - исторической драмы.

В заключении раздела подчеркивается основополагающее значение синтеза для различных сторон оперы "Франческа да Еимини" - для ее фактуры, тембрового решения,, структуры. Сложный самостоятельный "организм" образуют и взаимодействующие в ней вднры: лирическая по основному содержанию, малая опера обогащена средствами эпической драматургии.; синтез оперных и кантатных признаков осуществляется ва основе единого симфонического развития; В свою очередь; сшфо-низы оперы также не поддается однозначному определению'. Эпический элемент; своеобразная пейзажность, высокий драматический накал образуют единый, цельный оплав".

В третьем рцзде^е гддзд анализируются особенности жанра в опере Стравинского "Соловей"'.

"Соловер" - не только первая опера Стравинского1; но и вообще первое музыкально-сценическое произведение, начатое композитором; Она была задумана я частично написана в период наибольшей творческой близости молодого композитора с Римским-Корсаковым? Это появление оперы на грани ученичества и зрелости, зависимости и самостоятельности обусловило многие ее особенности*; Это же заставляет исследователя о пристальным вниманием отнестись к проблеме наследования в этом произведении. Она рассмотрена в общем ракурсе работы, с точки зрения проявления в опере кантатной специфики.

В отличие от приведенных выше примеров; кантатность не связывается здесь с хоровыми фрагментами и вообще от участия хора не зависит. Она проявляется; прежде всего, на уровне концепции опе-

ры, последовательного раскрытия в ней адеи торжества природной естественной красоты, высокого искусства. Это сообщает опере ясно выраженный гимнический оттенок. Проявлению кантатности способствуют и особенности драматургии: лаконичность',- отсутствие побочных линий в развитии действий

В анализе выделены два кадровых плана произведения - собственно оперный и кантатный Первый", действенный, составляют взаимоотношения персонажей оперы, пх отношения о Соловьем. Этот план полон динамики, шора, остроумных характеристических находок.

Кантатный план связан с миром возвышенной утонченной лирики, фнлософско-поэгических обобщений?. Он воплощен в развернутых характеристиках главных образов - Соловья и йгбака®. Их роль в образной структура произведения необычна.

Соловей - представитель высшего божественного начала, олицетворение прекрасного в природе и в искусство (в этом он отчасти подобен Лелю) . Содержание его песен бесхитростно и глубоко', в них запечатлены мгновения счастья и восторга перед совершенством природы ("Ах, сердце доброе-, их, сад благоуханный, цветы душистые", л солнце» и цветы!")". И вместе о тем, оно никак не связано с событиями оперы1. Минимально и общение Соловья с другими "персонажами опару. Вез это*, в сочетании с другими особенностями характеристики образа (ее последовательная одноплаиовость, инструментальный характер) позволяет говорить о его функциональной двойственности: будучи действу ищи лщхм произведения, Соловей в то время является открытым, акцентированным воплощением его основной идет'; Не случайно именно в партии Соловья воплощена с особой художественной утонченностью основная иыель опери - о едднетга Прекрасного на земле я в небесах: "И я не знай больше, где звезд мерщнье, где цвета1''.

Едо более необычен, неоднозначен образ ййяка-. Его п-зеня

(единственная в опере характеристика) - своеобразный рефрен оперы; О нее начинается действие, она завершает каждую из трех картин, придавая структуре оперы особую стройность; завершенность1. Но шесте о тем, ОДак не является действующим лицом оперы*. Этот персонах стоит вне разыгрываемого на сцене спектакля; Он вынесен за рамки сюжетной линии. Песня Рыбака, не обращенная ни к одному из героев опери, не слышимая никем из них, представляет собой весьма своеобразный комментарий действия, в иносказательной форме предваряет основные его события". При этом все последующие сольные фрагменты представляют собой продолжение начатой в первом действии песни. В результате два плана оперы развиваются параллельно, создавал к концу произведения изысканно-подвижное равновесие взаимных "пояснений": песня Рыбака комментирует в возвышенном ключе события, происходящие на сцене, а оперное действие иллюстрирует поэтическую символику песни Рыбака. Так возникает сложный контрапункт главного и второстепенного', условного и реального*. Фигура скромного статиста-комментатора действия (Рыбак - мимический персонаж на оцене с партией голоса в оркеотра) вырастает в образ могущественного существа» управляющего марионетками-актерами.

Особую утонченность концепции целого придает своеобразная "игра" художественного времени: подобное реальному в бытовых; юмористических и гиньольных сценах, оно замедляет свой бег и останавливается в ариозо Соловьят, запечатлевшим прекрасные мгновения жизни; а благодаря введении песни ййака возникает эффект инверсии, движения по замкнутому кругу в рамках общей неподвижной системы.

В результате раздвигаются пространственно-временные рамки художественного образа: от сценической площадки, на которой разыгрывается спектакль; к панораме вечного и необъятного мироздали. Необычная трактовка главных персонажей, почти полное исклю-

чение их из основной сюжетно-событийной канвы - одна из причин трансформации оперного жанра в произведении^,- Как и другие особенности, отмеченные в ходе анализа (гимничность содержания, свобод-нал трактовка художественного времени^ это свидетельствует о существенном влиянии, которое оказала на оперу "Соловей" поэтика иного жанра - кантате.

Глава туоть^. "Синтез кантатного и оперного жанров в лирических кантатах рубежа Х1Х-ХХ веков".

В начале главы охарактеризовано новое качество кантаты рубег»-ных десятилетий. Впервые за долгое время она стала использоваться как жанр, способный к выражению глубокого философского содеряания, наиболее полно отвечающий внутренним устремлениям автора1; Не случайно в наследии композиторов нового поколения (Танеева', Рахманинова) кантата нанимает уже не эпизодическое*, а одно из центральных мест1! Значительно расширяется проблематика и сюжетная основа жанра; ведущую роль в этом приобретает творческая индивидуальность автора. Так'; в наследии Еимского-Корсакова романтическая народно-фантастическая "Свитезянка" соседствует о "античной" прелюдией-кантатой "Из Гомера^ Танеев в кантате воплотил основную фплософско-мэрали-зущую мысль своей творческой концепции? обращение к жанрам хоровой цузыки Рахманинова связывается с размышлениями композитора о судьбах Родины.

Далее указывается на синтетичность жанрового облика русской кантаты рубежа Х1Х-ХХ воков, что ставится в зависимость от особенностей развития русской музыки в предшествующий период?. В качестве образцов относительного равновесия в синтезе опоршх и симфонячео-ких признаков представлена кантаты Римского-Коредкою ("Свитезянка" "Из Гомера") и Еь-с-кишнова ("Весна").

- 18 -

Первый раздел. Кантаты Римского-Корсакова

Определено место кантатного кайра в творчестве fecKoro-Iiaraii-кова, отношение к нему композитора'. Не являясь объектом юстсншк-i<o внимания йшского-Корсакова, этот Еанр отразил сущост ванные; адп-ты, свойственные его операм и симфоническим произваданиямгг Ii тзаянка", и "Из Гомера" связаны с кдугои тшс дошашрую-щс: i: эжок-честве этого композитора'. Обе кантаты связаны с воспсваниси приро« да, водной стихшг, что давало возможность создать красочный ыуац-кальный пейзан'. В "Схштезянко" и "Из Гомера" представлены различию формы проявления оперных пршзнакоЕГ. В первой кантате это овязано о внедрением пршщипов оперной драматургиие вторая являет собой образец оперного картинного симфонизма Римского-Корсакова. .

Особенности шнрошго облика кантаты "Сштезянка" продиктова-1Ш ее литературной основой'с Обратившись к тексту одноименной 6шип~ да Мицкевича, Ремский-КороакоЕ тем самым использует Еанрс стаишй одной из характерных примет романтической оперы: баллада (шире; -рассказ) занимает в драматургии целого ряда оперных сочинений XII века важнейшее место; в иносказательно-романтизированной форце воплощая основной конфликт-.

Романтическая трактовка народного в своей основе сюаета 1"Сви-тезянки" в полной мере соответствовала творческим устремлениям Римско го-Корсакова; многое в ней представляет очевидную параллель с его оперными сочинениями.

Внедрение конкретных признаков оперного аанра связывается с наличием в балладе лирико-драматического сшета с последовательный раскрытием ряда событий - то есть того-, что в известных условиям легко превращается в оперное действий Вавпо^ что здесь присутствуют все необходимые для драматического произведения моменты - завязка, развитие действия с чудеенш превращением герошш с ъ'рагшемщл

развязна» Опокам является л тип гороав кантаты - не воплощение обобщенных идей в лицах, но персошйацировшпшо образы. Особенно справедливо ото по отношешпэ к главной гороино произведения - Сви-тазялко^ Она не просто близка к кцугу яенских оперных образов Йщского-Корсакова11. В эюлющш оперил: характеристик композитора она зишмаог особоо ноето^ И отадчпо от оо опорных предшественниц (Спогурэчкп, Вш1Хови)г, Свотозгяжа п. кялтата наделена чертами актив-х?ойс, темпортдаигаой натуры^ что прадвосхЕщаот психологическое углубленно тарактзрзстшс в созданной вслед за кантатой "Царской невесте'' .(ЛЬбача), Крогдо кого,, особешюстт.ю образа Сттозянкп является его дтаНсткошюсть^ в нем объединяются черты, сущоствуппле л операх композитора и щдо парких антитез: Снегурочка - Купава, Волхова -.'йяЗава; Нлада - Воислава'*

При анализе музыкальных характзрпстдк гороов глнтатц (Свлто-зяшдГ( Ловчого) подчеркивается, что 01Ш оформлопы но законам оперной драматургии;] их солышэ и дузтнш фрагменты образуют. подобно опорных сцегГо

Большой значение в кантата шоэт лайтаюишг, трактованные в ¿гу.'ю зорсакоксного опорного {"Снегурочка", "Сказка о царз Салтано") н н тоори« шото С'Шзхорэзада") ови$сшз!сь Особая ролл пшпадлешпг <-о>гиу природа - своеобразному -'двйствущсму а татем хору,

■п-опчятгкщ (датада рассказчика и еятдзтола происходящих событий. Пмю шас? погссггюваштя создают в пргаяводешта прочнуп кантатнуя сс!;ог.у • 13 ."'оуороы опорный ирлзиакп вдмаюдоПствкм па правах глн-

] 333?1 ПаПСГ-ЧЛКГССТЛ.

ся'езшп! с 1.сгогяе'Л ся ссздыпягс юрвопачзльно сил отаа задумана . "Ш Г' '' 0 спогэ с'Л'''.'Г '"'3 ■■' '.'(" ' Г*'';^"'". " (;; 13

- 20 -

Контрастное сопоставление картинно-симфонического и хорового 1ки:алыгого) эпизодов характерно для оперной формы Йшского-Корса-кова. Напомним; в частности*,- конец Ш действия оперы "Ночь перед ГЬвдеством" (7-я и 8-я картины), начало оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" (вотупленив и ария Февронии); сцену преображения Китежа в сопоставлении о симфонической картиной "Сеча при Кероенце" из этой же оперьЛ 0 выраженной кантатной специфике этих фрагментов говорилось в исследовании. Однако; в качестве самостоятельного произведения ни один из них выступать не может: прочная драматургическая основа опери связывает их с предыдущим и последующим развитием сюкетно-ыузыкальной линии'. В сравнении с названными фрагментами, а также с кантатой - оперной сценой Василенко "Сказание о невидимом граде Китеже и о тихом озере Светлояре" выявляются главные жанровые признаки прелюдии-кантаты "Из Гомера". Это, прежде всего, гимнический тип содержания, а также использование хора и солистов, не имеющих действенной функции".

В ходе дальнейшего анализа решается вопрос о жанровой цельноо-ти прелхщии-каятаты*. Прочное единство ее частей обусловлено применением жанровой инверсии: первая, оркестровая часть предельно сценична, вторая", оперная по облику, представляет собой симфоническую каргину с использованием новых - вокально-хоровых - красок.

Особенности жанрового облика прелюдии-кантаты "Из Гомера" связаны и о относительной свободой формирования художественного времени. Не свойственное драматургии опери; это качество подчеркивает и укрепляет кантатную жанровую основу произведения.

В кантате Рахманинова "Весна" заявлен качественно новый вид синтеза жанров: ^штатного, оперного, а также симфонического. Он возникает на базе взаимопроникновения в его творчестве принципов инструментальной и хороьой музыки. Происходит это уже на уровне музыкального языка, чем подчеркивается органичность этого явления

для композитора. Неповторимость его творческого облика связана с ощущением гибкого, подвижного равновесия, создаваемого взаимообога-щавдим противоборством кантатно-хорового начала и моду[с 11 стихии инструментализма. Эта особенность ршшншовского стиля рассматривается как основание, на котором происходит взаимодействие опертого и кантатного жанров в кантате "Весна". Оно анализируется как "по горизонтали", во времени-, так и "по вертикали" - в одновременности.

Кантатная основа произведения (гимнический тип содержания, использование хора) неразрывно связана с приметами симфонического жанра". При этом, помимо традиционных средств симфонизации, есть в партитуре "Весны" уникальные черты, делаювдо ее сочинением единого кантатно-сш,фонического жанра'. Речь идет об особенностях фактуры кантаты, соотношении в ней хоровых и оркестровых партий; здеоь возникает явление'; которое определено в работе как генетическая инверсия (тематизм, шлегщий вокальное происхождение, развивается в оркестре, тематизм инструментального плана - у хора). Это явление рассматривается как основа, фундамент в образовании синтетического оркестрово-хорового склада произведения1. В результате дополнительными новыми функциями наделяется хор, приближенный к инструментальном средствам выразительности: функцая повествования обогащается внутренним змоционально-колорястпчеокш подтекстом; в ряде случаев хор трактуется как один из солирующих штанов партитура; большую роль в системе выразительных средств играет и звуко-изобразитель-1ше эффекты, непосредственно связашшо со словом.

В противоположность этому, в оркестра рзльефио выявлено театральное начало-^ Оно заключается в пешльзоваша теи-персокагоЯ -ярких попевок, непосредственно или косвенно связанных с текстом. Значение жанровой основы опертое начало пркобрзтает в центральном раздаче (монолог баритона).

Осойое внимание уделено оформления кульминаций гантаты: в

них достигает своей ве1лдшш развитие всех трах ее нанровж Л1ш:ш, Кульминация центрального раздача представляет собой опорауд) сцену с участига хора и солистов; вэраина рапризного раздача - синкопический, пнстррштальныа эпизод", з котором хор вспэдьэуо-юя в гл-Чйитва особо» алкест-рогой группу. Основная сашслощя сочинения, подводящая итог развитие его х-лавной идеи, находится в коде'. Символически вырагая мысль о гармоничном единении под знаком Добра человека и природы, она утвэрадаэт каитатну» основу со-

чиношщ.

В Заюгочшщ подведены итога исследования, определены полозе-¡ше и роль рассмотренного явления синтеза оперюсти а кантатности в эктвдш русского музыкального искусства. Возникновение отого явления стало юзыоааш благодаря перекрестному воздействию двух Факторов: закономерностей исторического развития этих жанров и реалий культурно-худогшствэпной иизни России на рубеяе Х1Х-ХХ веков. Анализ конкретных сочинений шяшл различные форм синтаза, среда которых - жанровая переменность ("Свитазшша") , жанровая инверсия ("Из Гомера"), генетическая инверсия ("Весна"), возникновение зал-рога й системы Второго плана ("Китаз"),

х х

х

Предложенный в диссертация взгляд ни ззаамодействно кантаты и опары позволяет! о нашей точки зрения, выйти к исследованию полого круга проблем. Среди них - такие, как проблема шэтики канров профессиональной музыки; пройдет синтеза опорного и симфонического (или кшиатного а ся;,фонического) жанров в русской музыке рубеаа Х1Х-ХХ веков и другие*, Их разработка способна дополнить общую гар~ тину изучения отечественного музыкального наследил, обогатить ВУЗовскаа курен музыкально-исторических и теоретических дисциплин.

Диссертация обсугдалась па заседаниях кафедры истории русской музыки Московской консерватор™, а татано - кафедры теории и историк музшш Военно-дирижерского факультета ггрк МДОЛГК. Еа материалы к гыводы включаются в курсы истории русской музыки i анализа музыкальных произведений', читаемые на Военно-дирижерском факультете".

Основные положения диссертации отрекстш в публикациях:

- К изучения произведений русской классики'. Каир кантаты в творчестве Н.А.пмского-Корзакош". - В кн.: В помощь поенному дд-рзкеру. Вып.24", - М, t 1987 , 2 п/л.

- Признаки кантаткого жанра в русской классической опере (от„Ивана Сусанина" Глипки до "Кктога" Ретлского-Корсакова).

- В кн".: В помощь военному дпртг.сру. Вшг.27г. - I.P., 1989, 1,5 п/л.