автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Образ Ахмада Дониша в таджикской литературе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ Ахмада Дониша в таджикской литературе"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Институт языка и литературы имени А. Рудаки
На правах рукописи УДК 891.550.092..
М У Л Л О Е В АБДУСАМАД
Образ Ахмада Даниша о тадшжской литературе (к проблеме творческой личности)
10.01.03 - Литература стран нрвого зарубежья '
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Душанбе - 1994
Работа выполнена в Душанбинском ордена Дружбы народов Государственной педагогическом универси-тето им. К.Ш.Джураево.
Научный руководитель • доктор филологи-ческмх наук, профессор Иадшш Сойфисо.
Официальные оппоненты:
Доктор филологических наук Б. Тшзазои Кандидат филологических наук
Ведущая организация - кафедра таджикской литературы Кулябского государственного педагогического университета имени Абуабдула Рудаки.
Защита диссертации состоится а 29 » сентября. 1994 г. о__
часов на заседании специализ1^роаанного совета Д 13.06.02 од защита диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка и литературы имони Рудаки АН Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр, Рудаки,21).
С диссертацией'можно ознакомиться в библиотеке Института языка н литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.
Автореферат разослан а 22 » августа 1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета.кандидат филологических
нрук
А, А2ду4Д05Ш0Н0а.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В последние десятилетия писатели, работающие в жанре исторической прозы, начали проявлять все больший интерес как к поворотным моментам своего исторического прошлого, так и к значительным фигурам, в определенной мере повлиявшим на судьбу своего народа. По этой причине на современном этапе гуманйтаристика стала- более внимательно относиться к проблеме изучения менталитета как отдельных народов, так и всего человечества.
В своих многочисленных исследованиях литературоведы особо выделяют функцию образов исторических персонажей, что представляется вполне закономерным. Творчество великих мыслителей и писателей как зеркал о отражает все явления и события, нравы и уклад жизни, иначе говоря, образы выдающихся личностей, которые позволяют наиболее полно воссоздать реальную картину социально-политической жизни той или иной эпохи, постичь особенности национального самоосознания и обнаружить невидимые нити, связующие целые поколения.-
Исследование означенной проблемы началось с конца пятидесятых годов. Особую лепту " в него внесли М. Бахтин, И. Е. Высочина, Л. Я. Гинзбург, О. Д. Зайналова, 3. Г. Османова, С. Панченко, А. С. Силаев, Ю: И. Суровцев и другие ученые как России, так и республик бывшего СССР'*
1* Бахтин М.М.. Эстетика словесного творчества.-М.:Искусство,1979-; он же: Проблемы поэтики Достоевского.-М.: Сов.Россия, 1979..; Высочина Е.И. Образ художника в общественном сознании как научная проблема.//Художественное творчество: вопросы комплексного изучения.-Л.:Наука,1982; Гинзбург Л.Я. О литературном герое.-Л.:Сов.писатель,Ленингр. отд-ние,1979 ;Зайналова О.Д. Образ Низами в азербайджанской советской литературе.АКД.-Баку, 1982; Османова З.Г, Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. М.:Наука,1972; Панченко С. Образ Алишера Навои в узбекской I советской литературе АКД.- Самарканд, 1963; Силаев A.C. Люди искусства и проблемы художественного творчества в современном романе.- Дисс. на соискание уч. ст. к.ф.н., Харьков.-1988; Суровцев Ю.И. Люди искусства и науки в современном советском pov зне.-М.:Знание, 1976, -
Следует подчеркнуть,, что объектом изыска названных ученых явились как теоретические, так и чисто прикладные проблемы. Однако о таджикском литературоведении проблема образа писателя в контексте художественного произведения до сих пор остается мало изученной, хотя ее отдельные аспекты частично затрагивались в работах таких литературоведов, как М. Шукуров, Ю. Бобоев, А. Сайфуллоев^С. Табаров, Л. Н. Демидчик, В. Самадов, М. Раджабов, А.Набиевидр. .
Как показывают их исследования, таджикские писатели неоднократно обращались к выдающимся историческим фигурам.В частности, с конца 40-х годов личность Ахмада Дониша стала предметом особого внимания литераторов. Думается, что подробное изучение его литературного образа прольет свет на многие процессы,предопределившие развитие таджикской исторической и документальной прозы.
Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей диссертации - определение основных параметров художественного образа Ахмада Дониша и их роли в формировании и становлении различных видов исторических жанров таджикской литературы.
Люди искусства и науки в современном советском романе.-М.:3нание, 1976,
2*Бобоев Ю.*Эстетнка ва еддам\ои насру назми то^нк. Душанбе: Адиб, 1987; Демедчик Л. Н. От правды жизни к художественной правде.- Душанбе: Ирфон, 1985; Доннш ва Айнй.-Дар кит:Аз таърихи афкори адабии тоцик. / Ма^муаи нлмй,-Душанбе, 1977; Набиев А. Тасвири олами ботинин инсон. нависанда ва замон.- Душанбе: Адиб, 1987; Ранабов М. Тадк^к^ таърих -тад^и^и характер. -Душанбе: Адиб, 1990; Сайфуллоев А. Мактаби Айнй.- Душанбе: Ирфон, 1978; Самадов В. Тушаи ^амдилй. -Душанбе: Адиб, 1989; Табаров С. ^ает, адабиет, реализм. • Душанбе: Ирфон, к.1,-1966; к.2,- 1978; Шукуров М. Диди эстетикии халц ва насри реалистй. - Душанбе: Ирфон, 1987; его же: Насри реалистй ва та^аввули шуури эстетикЯ. - Душанбе: Ирфон, 1987; его же: Пахлу^ои тадцикр бадей. - Душанбе: Ирфон, 1978; его же: Пайванди замон^о ва хал^о: Мачмуаи мак,ола*о. Душанбе: Ирфон, 1982; Чрмй ва адабиети советии тоцрк. - Абдура^мони Ч,оый: Мачмуаи макрла^о, Душанбе: Дониш, 1973.
Принимая во внимание сложность и многогранность избранной темы, нз претендуя на исчерпывающее освещение всех вопросов, в ходе исследования были выдвинуты следующие задачи:
■ а) обзор художественных произведений, посвященных писателям, поэтам, философам и др. творческим личностям прошлого;
б) изучение традиций и новаторства в структура художественных произведений на историческую тему; ;в) изучение художественного образа писателя и авторской индивидуальности на примере образа Дониша в современной таджикской прозе. Методологические основы исследования. В процессе разработки темы диссертант опирался на методику*исследования, используемую как отечественными, так и зарубежными исследователями -М. М. Бахтиным, Б. Сучковым, Г. Ломидзе, В. Оскоцким, В. М.. Петровым, Я. Гординым, Л. Я. Гинзбургом, 3. Г. Османовой, Ю. Суровцевым, М. Шукуровым и другими.
Научная новизна. Данная работа в отечественном литературоведении является первым исследованием, посвященным изучению важнейших проблем современной художественной прозы на материале произведений об Ахмаде Донише, их идейно-художественной значимости и особенностям стиля тех или иных авторов. Кроме того, в диссертации впервые рассматриваются отдельные аспекты такой болгшой проблемы, как творческая индивидуальность писателя.
Практическая црннпг.ть Результаты исследования ДОПОЛНЯЮТ И расширяют историю современной таджикской литературы, в частости, ее раздел, посвященный произведениям на историческую тему, атаюсе проливает свет на отдельные теоретические вопросы литературоведения. Некоторые положения диссертации содержат фактологический материал, представляющий большую ценность,который впервые вводится в научный оборот. Часть выводов и наблюдений натоящей работы могут быть использованы при написании учебников, подготовке учебных пособий, при чтении специальных • курсов лекций по истории и теории литературы на факультетах таджикской филологии.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры таджикской литературы Таджикского ("оспе/,университета
им. К. Джураева (30.07.93) и секции литературоведения Ученого Совета Института языка и литературы им. Рудаки АН Таджикистана (24.05.94 г.) и рекомендована к защите. Основные положения работы изложены в семи статьях, опубликованных на страницах журналов и научных сборников, а также доложены на конференциях молодых ученых (Ленинабад, 1990: Курган-тюбе, 1991) и конференции кураторов высших школ республики (Душанбе,1993). Диссертант сделал семь докладов по отдельным вопросам исследуемой темы на научных конференциях Пединститута (1937-1993).
«
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. По необходимости, вытекающей из характера темы, вторая глава разбита на два раздела.
Во введении определены основные задачи и главные принципы работы, а также обоснованы актуальность и ценность исследования.
В первой главе «Проблема изображения творческой личности в литературе» рассматриваются не только вопросы, связанные с факторами, обусловившими появление исторических произведений, но и общие тенеденции процессов развития литературы, характерные для всей художественно-документальной прозы.
Часто писатели, обращаясь к историческому прошлому своего народа, выводят на первый план образы гениальных писателей, поэтов, мыслителей и художников, благодаря чему читатель лучше постигает ту или иную эпоху. Сегодня можно говорить о том, что на исторических личностях сфокусировали свое внимание многие авторы художественных произведений. Этот феномен неслучаен, ибо в настоящее время человечество ощущает необходимость возрождения былых нравственных и духовных ценностей.
Уже с начала нашего столетия в творчестве западноевропейских писателей наметилась тенденция развития жанра романизированных биографий, в которых они исследовали, "пропуская через себя", жизнь великих писателей, художников и композиторов. А. Франс, Р. Ролан, С. Цвейг, Р. М. дю Гар посвящали свои произведения жизни и творчеству Л. ван Бетховена, Микеланджело, Л. Н. Толстого, в которых по-новому осмысливался исторический опыт человечества. Данная тенденция в литературе обусловливалась объективными причинами: в обществе значительно возросла роль отдельной личности, нередко влиявшая на ход развития истории.
Советские писатели уже в тридцатые годы в своем творчестве часто обращаются к жанру исторической прозы. Так создается целая галерея замечательных произведений, среди которых можно назвать «Кюхля» и «Пушкин» Ю. Тынянова, «Радищев» и «Сумасшедший корабль» О. Форш, «Тарас Шевченко» М. Шагинян, «Хачатур Абовян» А. Бакунца, «Десница великого мастера» К. Гамсахурдиа, «Хайям» Хусейна Джевида, «Абай» М. Ауэзова, «Вагиф» С. Вургуна и др.
Эта тенденция была продолжена и в пятидесятые годы. Тогда советская национальная литература обогатилась такими произведениями, как романы М. Ауэзова «Абай» и «Путь Абая», К. Гамсахурдиа «Давид-строитель», М. С. Ордубады «Меч и перо», С. Абдулла «Мавлоно Мукими», А. Алимжанова «Стрела Махамбета» и «Возвращение учителя». *
Писательский интерес к прошлому своего народа и выдающимся историческим фигурам предопределил развитие этого жанра и его идейное содержание. Данные произведения послужили своего рода основой познания народом родной истории, духовных традиций и роста самосознания. . ,
В таджикской литературе, с самых ранних этапов ее развития, прослеживается традиция создания произведений о выдающихся личностях, О великих ученых и поэтах-, царях и их мудрых министрах повествуют не только народные предания, но и литературные антологии, дидактические и художественные произведения. Художественной наследие писателей й поэтов классического периода запечатлело образы таких исторических фигур как "Анушерван, Бузургмехр, Исмоил Сомони, Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз и многих других, акцентируя внимание на их чувство патриотизма, высокий ум и незаурядной одаренности.
Образы замечательных поэтов и писателей в словесности дооктябрьского периода можно обнаружить, главным образом, в мемуарах, антологиях, народных преданиях и легендах, а иногда и в героическом эпосе. Чаще всего, данные произведения не отражают социальной и политической атмосферы конкретной эпохи, а образы самих литераторов несут в себе атрибутику героев волшебных сказок.. Нередко трактовки тех или иных исторических фигур лишены должной объективности, ибо часто писатели преследовали определенные конъюктурные цели, определяемые политической и идеологической обстановкой своего времени.
о
Данную картину можно наблюдать в «Чахор макола» Низами Арузи Самарканди /XII вв./, «Сафарноме» и «Рушноиноме» Насира Хусрава /XI вв./, «Бустон-е» и «Гулистон-е» Саади /XIII вв./, «Удивительных событиях» Зайнуддина Восифи /XV вв./, «Редчайших проишествиях» Ахмада Дониша /XIX вв./ и др.
Первыми произведениями на историческую тему в таджикской современной литературе, в которох выведены образы видных творческих личностей, являются «История Бухарской революции» /1920/ и «Воспоминания» /1948-1954/ С. Айни Он заложил основу самостоятельного литературного жанра, традиции которого были развиты в творчестве других писателей. Однако следует заметить, что в указанных произведения С. Айни, выделяющихся своей документальной достоверностью, доминирует мемуарное повествование, препятствующее созданию цельного художественного образа той или иной исторической фигуры. Тем не менее, почин С. Айни в последующем, был поддержан такими писателями как С. Улуг-задв («Авиценна», «Судьба поэта», «Рудаки», «Смерть Хафиза», «Ученый Дохам и другие», «Фирдоуси»); Р. Хади-задо («Блещет, плещет Мулиян», «Тавровая касида», «Танбур Дилкаша», «Ахмад Дониш», «Рассвет», «Сокпиный взлет», «Звезда во мраке», «Не звезды -падают»); Ю. Акобиров («Мир в надежде»); У. Кухзод («Этот долгий-предолгий день»); Р. Джалил («Сердце поэта»); А. Сидки («Дилшод»); М. Шерали и 11). Киямов («Зебунисо»); А. Афсахзод («Хафиз-наме» и «Абдурахман Джами»); А. Абдуллоев («Адиб Собир Тирмизи») и др.
Писательский интерес к личности выдающихся художников слова не случаен. Жизнь писателей и поэтов была неразрывно связана с судьбой их народа. По этой причине образ той или иной творческой личности, выведенной 8 художественном произведении, позволял не только глубже осмыслить егр литературное наследие, но и лучше изучить историю родного края. По этому поводу М. Шукуров заметил:"Переход литературы от абсолютного отрицания многих достижений прошлого, от резкого противопоставления дня нынешнего вчерашнему, к постепенному выявлению связи времен, поиски в близком и далеком прошлом различных проявлений гения народа (образы деятелей искусства, поэтов, ученых и мыслителей) значительно дополнили представления народа о себе, об исторических судьбах, о прошлом и настоящем...Все это является фактором в формировании исторического мышления народа"'.
В таджикской литературе Традиция исторического жанра сложилась под непосредственным влиянием творчества таких советских писателей как А. Н. Толстой, О. Форш, М. Булгаков, М. Ауэзов,
Б. Кербабаев, А. Мухторов, А. Апимжанов, произведения которых олицетворяют собой исторический опыт прошлых поколений. Важнейшая задача современной художественной исторической прозы -осмыслить творческий путь исторической личности и исторические события, осознать взаимосвязь судьбы отдельного индивидума и целого народа и роль человека в развитии общества. Достоверность событий прошлого, ' воспроизводимых в произведениях на историческую тему - непреложное условие данного жанра. Писатели оперируют вымышленными фактами и сомнительными документами, что отрицательно сказывается на качестве их произведений.
К сожалению, подобные досадные промахи, неоднократно становившиеся предметом обсуждения литературной критики, присутствуют в исторической прозе Айбека («Навои»), А. Салдадзе («Авиценна»), А. Мухтаров («Переулки Бухары»), где авторы на первый план выводят выдающихся сынов таджикского народа.
Такого рода неточности в трактовке исторических личностей, к сожалению, порой допускают и наши ученые. Так, З.Ш. Раджабов в своем труде «Просветитель Ахмад Дониш», посвященном изучению творческого наследия видного ученого и энциклопедиста, несколько односторонне трактует факторы, повлиявшие на формирование его социально-эстетических и философских воззрений. В своем исследовании он игнорирует влияние тысячелетней культурной традиции на философское видение Ахмада Дониша, незаурядные способности которого были известны его современникам задолго до его первой поездки в Россию. Идеи, уходящие своими корнями,в истоию философской мысли мусульманского Востока, во многом предопределили интеллектуальную жизнь Бухарского эмирата и дали жизнь многим учениям и общественным движениям. "В этом вопросе,-писал литературовед X. Мирзо-заде,- надо быть до конца объективным и не рядить правду в те одежды, которые нам хочется".'
Как правило, писатели, работающие в историческом жанре, • обращают свое внимание на те творческие личности, взгляды и идеи которых близки им по духу. Порой автора и героя произведения разделяют целые столетия, этническая и расовая принадлежность, однако их объединяет судьба всего человечества и ответе гвенность за
жизнь на планете Земле. '
Во второй главе - «Эволюция образа писателя и творческая индивидуальность» рассматривается проблема создания образа Ахмада Дониша в таджикской литературе. Данная глава состоит из двух разделов.
Раздел первый - «Образ Ахмада Дониша в современной таджикской литературе» - посвящен изучению произведений С. Айни, С. Улуг-заде и Р. Хади-заде о великом просветителе.
Одной из выдающихся фигур Бухарского эмирата прошлого столетия, по праву, считается Ахмад Дониш, выдающийся мыслитель, энциклопедист и просветитель таджикского народа. Его многогранное творчество охватывает многие сферы интеллектуальной жизни его времени. Оно вызвало достойное восхищение у современников. Эта незаурядная личность, сплотив вокруг себя целый ряд талантливых поэтов, ученых и музыкантов, предопределил развитие различных отраслей культуры и знаний своей страны.
Неслучайно, Ахмаду Донишу посвящено немало поэтических произведений его современников, в которых особо выделяются его ум, проницательность и честность. Особое предназначение способностей Ахмада Дониша видели Шохин, Музтариб.'Садри Зие, Хайрат, Тамкин, Анбар, Тахсйн и другие. Кроме того, его современники описали его протрет. Согласно их свидетельствам, это был человек недюжего телосложения с большой головой.
Однако .воспоминания современников о блистательном просветителе не воссоздают его цельного образа, могут служить лишь штрихами к его портрету.
Исторические источники и литературные антологии несут в себе богатый фактологический материал об эпохе Ахмада Дониша. Их изучение начал С. Айни в своем документальном произведении «История Бухарской революции» /1920/, в котором впервые рассматриваются значительные фигуры, повлиявшие на ход развития важнейших политических событий. С. Айни в данной книге большое внимание уделяет Ахмаду Донишу как мыслителю и просветителю.
С. Айни называет Ахмада Дониша 'яркой звездой на темном небосводе Бухары" и считает его выдающейся личностью в истории таджикского народа. Он использует образ великого просветителя как Связующее звено между поколениями, дистанцированными веменем. В своем произведении С. Айни изобразил Ахмада Дониша на фоне
подлинных событий, что придает действенную силу его образу.
Сведения, приводимые в «Истории Бухарской революции» и «Воспоминаниях», носят большей частью мемуарный характер и не дают полномасштабного портрета этого незаурядного человека. Материал о Донйше, собранный С. Айни, послужил основой для дальнейшей разработки его образа.
В своих воспоминаниях С. Айни указывает, что именно творчество Ахмада Дониша произвело на него неизглабимое впечатление и вкорно изменило его мировоззрение. Прочитав «Редчайшие проишествия», писатель начал задумываться о недостатках политической системы Бухарского эмирата, о падении нравов и о путях их преодоления.
С выходом в свет «Воспоминаний» еще больше усилился писательский интерес к истории своего народа. С этого времени таджикские писатели начинают питать особый интерес к созданию произведений на историческую тему, в частности, к историческим романам, в которых воспроизводятся биографии тех или иных исторических фигур. Принципиальное значение для исторической романистики, а именно для романа-биографии, имеет выбор главного героя, ибо его искания, раздумия, переживания не только способствуют созданию цельного образа, но и помогают полнее раскрыть подлинную картину описываемой исторической эпохи.
Проникновение данной тенденции в таджикскую литературу не случайно. С. Айии в своих «Воспоминаниях» явил своим читателям в лице простых людей великую силу и высокий ум сынов таджикского народа. В длинном ряду образов исторических лиц, выводимых автором, видное место занимает Ахмад Дониш.
Обращение к его личности'позволило С. Айни дать по возможности полную картинут социальной и культурной жизни общества его эпохи. Данный период имеет особое значение в истории таджикского народа. Знаменательнейшие явления общественной жизни Ахмад Дониш зафиксировал в своем главном труде «Редчайшие проишествия», сыгравшем важную роль в духовной жизни общества. По этой причине С. Айни не только рассказывает о человеческих качествах этой фигуры, но и делится своими мыслями о его философских воззрениях и литературных пристрастиях.
С. Айни посвящает Ахмаду ДойиШу две главы своей книги «Удивительный человек» и «Нечистоты - в ..омойную яму».. В них писатель предпринимает попытку не только воспроизвести портрет мыслителя, но и проникнуть в его духоёный мир. Кроме того, автор довольно внимательно следит за окружением Ахмада Дониша, что
позволяет ему создать целостный образ выдающегося просветителя.
На жизненность образа мыслителя в свое-- время обращали внимание исследователи творчества С. Айни. Так, М. Шукуров заметил: "С. Айни смог передать не только необыкновенно могучее телосложение, но и его незаурядный ум и силу духа".'
С. Айни удалось вывести образ Ахмада Дониша благодаря архитектонике своего повествования. Многие грани его личности раскрывают поступки окружающих его людей - заискивающие сановники и фанатичное духовенство, отзывчивые друзья и верные ученики. Неслучайно, М. Бахтин отмечал, что "сюжет цоей личной жизни создают другие люди - герои ее' и что "эстетическое видение мира, образ мира создаются лишь завершенной или завершимой жизнью других людей - героев его'.'
Другие главы книги С. Айни «Воспоминания», повествующие об Ахмаде Донише, носят научно-популярный или публицистический характер и дают оценку его деятельности в рамках анализа отдельных его произведений. Думается, что писатель предпринял попытку анализа творчества мыслителя с целью поближе познакомить своих читателей с его мировоззрением и дать импульс изучению его многогранного наследия.
Призыв С. Айни был услышан. С начала шестидесятых годов к фигуре Ахмада Дониша проявляют интерес как ученые, так и писатели. Можно сказать, что в это десятилетие сложилась такая отрасль знания как "донишведение", в которую заметный вклад внес Р. Хади-заде.
Изучение творчества Ахмада Дониша данным исследователем распадается на два периода. В пятидесятые годы Р. Хади-заде приступает к изучению литературных источников второй половины XIX в. и публикует ряд статей и монографию. Позже он непосредственно исследует жизнь и творчество Ахмада Дониша, а также подготавливает к печати его труды. Одновременно Р. Хади-заде представляет на суд читателей документальную повесть «Ахмад Дониш» /1967/, в которой предпринимает свою первую попытку художественного осмысления жизненного пути мыслителя на основе достоверных фактов. Позже по его сценарию в соавторстве с В. Максименковым ставится полнометражный художественный фильм «Звезда в ночи» /1974/.
В своей повести «Ахмад Дониш» автор больше уделяет внимания укладу жизни и быту Бухары XIX в., мировоззрению своего героя и избегает каких-либо остросюжетных линий. Важнейшая цель писателя
- изображение эволюции взглядов Дониша и его патриотических чувств, особенно обострившихся после поездки в Россию.
Р. Хади-заде неоднократно признавался, что стиль данной повести весьма близок к литературному эссе. По всей видимости писатель считал этот путь самым лучшим для знакомства широкого читательского круга с подвижнической ролью Ахмада Дониша в истории таджикского народа, его мировосприятием, его мыслями и чувствами. О повести довольно выпукло обрисована картина его взаимоотношения с эмирами Иасрулло и Музаффаром, сановниками, друзьями и представителями русского народа.
Эту повесть органически дополняет другое произведение этого автора «Рассвет», посвященноо двум последним поездкам Ахмада Дониша в Россию и острым политическим коллизиям вокруг них. В центре повествования • история установления дружеских отношений между Россией и Бухарой, столкновения и борьба сил различной ориентации, а также формирование реформаторских взглядов Ахмада Дониша.
Основной конфликт повести - это противоборство света с тьмой, просвещения с невежеством, нового с рутиной и замшелостыо.Для большей убедительности образа Ахмада Дониша автор вводит в повествовательную ткань своего произведения как горячих сторонников реформирования государства, так и непримиримых противников. Кроме того, особую функцию а повести играет " трогательная история несчастной любви Сафара и Камарнисо, символизирующая несчастную судьбу простого люда.
Стержневым эпизодом повести ■Рассеет», которой можно назвать "крушением всех иллюзий", является сцена аудиенции, которую эмир Музаффар дает Донишу после захвата мятежного Яккабага. Ахмад просит эмира заступиться за ни в чем неповинных жителей этого города, но встречает отказ. Он видит, что при явном попустительсте своего "хозяина" нукеры грабят и убивают безвинных людей. Видя эти бесчинства, Ахмад Дониш приходит к выводу о необходимости реформ. Только они, по его мнению, могут вывести страну из глубокой пропасти.
Постановка на сцене Государственного академического театра им. А. Лахути пьесы С. Улуг-заде «Ученый Адхам и другие» явилась новым шагом в донишведении. Задолго до этого события С. Улуг-заде издал исследование «Ахмад Дониш» /1946/, в котором рассматривал жизнь, творчество, мировоззрение и многие другие аспекты его наследия.
Данная работа несомненно помогла драматургу создать яркий и глубокий образ мыслителя.
С. Улуг-заде в своем творчестве неоднократно обращался к фигурам поэтов-классиков. Большое внимание уделяет писатель судьбам виднейших деятелей истории и культуры родного народа. Именно в его драматургии художественное постижение истории и наиболее значительные исторические личности занимают важное место. Его перу принадлежат произведения, в которых главными героями являются Рудаки /«Судьба поэта» и «Рудаки» (1958)/, Авиценна /«Авиценна »(1956) и «Великий исцелитель» (1980)/.
Вполне естественно, что в работе над данной пьесой писатель воспользовался своим богатым творческим опытом.
В пьесе «Ученый Адхам и другие» автор создает прототип Ахмада Дониша. Автор нарекает главное действующее лицо пьесы Адхамом, именем, по звучанию близким к имени Донйша -Ахмад.
В основу пьесы легли достоверные исторические события, а в ее героях легко узнаются Ахмад Дониш и егр окружение. Конфликт пьесы позволяет погрузиться во внутренний мир главного действующего лица, узнать его чувства и сомнения. Образ Адхама (как и во всех драматических произведениях) автор создает не посредством ремарок, а с помощью его собственных монологов и реплик. Данное обстоятельство, как показывает настоящее исследование, имеет важное значение в дальнейшей разработке образа Ахмада Дониша.
Второй раздел - «Образ Ахмада Дониша в дилогии Расула Хади-заде «Звезда во мраке» и «Не звезды падают» - посвящен подробному изучению образа творческой личности и авторской индивидуальности.
Следует отметить, что отдельные критики после выхода в свет первой книги дилогии «Звезда во мраке» обвиняли Р. Хади-заде в чрезмерной "болтливости* его героев.' Думается, что она -многословие - обусловлено архитектоникой романа, новой по своей сути - для таджикской литературы. Многословность героев связана с авторским мирощущением, художественной моделью мира, создаваемой писателем. В свое время Ф. Достоевский, создатель новой и сложной, по мысли М. Бахтина, "художественной модели мира" писал своему брату по Поводу неприятия публикой его романа «Бедные люди»: "Во всем они (публика и критика) привыкли видеть рожу сочинителя: я же моей не показывал. А им не в догад, что говорит
Деаушкии, а но я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет".*
Неторпливое и .спокойное повествование - вот основа архитектоники дилогии, в которой воссоздан медлительный ход жизни Бухары прошлого зека. Предметом писательского интереса становится не только могучая фигура Ахмада Дониша, но нравы и быт почти всех сословий Бухарского эмирата, а также представители русского народа, внесших посильный вклад в развитие отношений между Россией и Бухарой. Образ Ахмада Дониша как нельзя лучше подходил для осуществления авторского замысла.
Дониш как никто другой из своих современников хорошо знал уклад жизни эмирского двора, городских рсмесленников, крестьян, поэтов, музыкантов и др., о чем свидетельствует его творческое наследие, в котором изложены его мысли по многим злободневным проблемам его эпохи.
Кроме того, об Ахмаде Донише сохранилось немало воспоминаний его современников, которые помогают лучше понять его личность. Немало достоверных сведений о событиях, в которых принимал непосредственное участие Дониш, дошли до настоящего времени благодаря официальным документам, хранящимся в различных госархивах.
Изучить весь этот богатый материал Р. Хади-заде удалось в ходе своей научной деятельности ( в 1969 г. он защитил докторскую " диссертаций, посвященную творчеству Ахмада Дониша). По его признанию, многие интереснейшие факты и документы, обнаруженные им в ходе поисков, остались невостребованными. Использовать их можно было только при работе над большим историческим романом.
О ценности обнаруженных писателем документов свидетельствует следующий факт: ему удалось обнаружить в журнале «Всемирная иллюстрация« портрет Ахмада Дониша На нынешний день литография с фотографии Дониша является единственным подлинным изображением классика таджикско-порсидской литературы, имеющей более чем тысячелетнюю историю.
Сюжотнэя линия дилогии развивается в нескольких направлениях или же - если быть точнее - в ней содержится несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются друг с другом. Конечно, в центре повествования стоит фигура Ахмада Дониша, но писатель проявляет внимание также к судьбам Абдулкадирходжи Савдо, Садри Сарира,
горькой участи Рухсоры, тяготам и невзгодам, выпавшим на долю Зохир-гуляма, его жены Гулнисо и их сына Касыма, а также жизни эмира и его придворных, друзьям и ученикам мыслителя.
В дилогии жизнь Ахмада Дониша описывается с его юношеских лет, что позволяет автору произведения проследить за становлением, формированием личности мыслителя и его мировоззрения и привлечь массу исторических документов той эпохи.
По этой причине, дилогию Р. Хади-заде следует отнести по классификации М.М. Бахтина к жанру "романа воспитания", ибо в нем доминирует "момент существенного становления человека"'. Иначе говоря, главный герой произведения уже не постоянная величина (как в большинстве романов таджикских писателей, что предопределено их сюжетом, композицией и внутренней структурой), а переменная.
В сюжет романа и его струтуру заложена идея изменения главного персонажа, трансформация его взглядов и мироощущения, в результате чего "изменение самого героя приобретает сюжетное значение, а в связи с этим в корне переосмысливается и перестраивается весь сюжет романа"7.
Данный подход к архитектонике своего произведения позволил Р. Хади-заде создать такую ■ художественную модель мира, которая позволяет, по словам СЛ. Франка описать "интимнух), внутреннюю жизнь различных людей именно в том ее существе, в котором она непосредственно, как бы до и вне всякого ее истолкования, открывается в самом переживании"*.
Р. Хади-заде создает правдивый и живой образ Ахмада Дониша не только за счет глубокого знания его общественно-политических воззрений, исторических документов и круга его общения, в который входили как бедные крестьяне, так и правители Бухары, но благодаря своей художественной фантазии. Одним из важнейших образов данного типа является образ Рухсоры. Своеобразный символ судьбы Ахмада Дониша - умная, красивая, домовитая девушка, которая, казалось бы создана для счастья, у порога которого она уже стояла, вдруг, в одночасье, рушится вся жизнь. Но если Рухсора физически сломлена, она все равно верна своей любви, этого чувства у нее никому не отнять.
Точно таким же предстает Ахмад Дониш - образованнейший человек ( недаром носил прозвище "капла" - "голова* ) и дальновидный, прозорливый политик - по воле глупцов не в силах даже распоряжаться
своей собственной жизнью, ибо всем его начинаниям, за которые он берется с большим энтузиазмом,' ставятся препоны. Но его веру в будущее, его оптимизм никому не дано уничтожить, как никто не смог заставить Рухсору забыть свою любовь.
В финале дилогии Ахмад Дониш приходит к мысли о необходимости реформирования государства. К данной точке зрения его подводит сама жизнь: в течение долгих лет его мучило чувство беспомощности при виде страданий сограждан - от простых крестьян до образованных людей. Сознание обязательности реформ рождается постепенно, исподволь, в результате его долгого общения с эмирскими сановниками и русскими чиновниками, со своими друзьями и домочадцами.
Широкий круг знакомств Ахмада Дониша е его хорошее знание условий быта почти всех слоев общества прошлого века позволяет автору дилогии дать полную и ясную картину жизни государства. Вместе с тем, передовые воззрения и взгляды мыслителя, его реформаторские идеи, которым не дано было материализоваться при его жизни, трансформируют его образ в сознании таджикского читателя в символ прогресса общества. Иначе говоря, многочисленные исторические факты и документы не погребли своей "научностью" образ главного героя, а напротив - способствовали большему раскрытию его характера. Р. Хади-задо в своем творчестве пользуется теми имманентными методами, которые высоко ценил М. Бахтин:"Автор в своем творчестве героя и его жизни руководится теми самыми ценностями, которыми живет свою жизнь герой: автор принципиально богаче героя, у него нет лишних, трансгредиентных моментов для творчества, которыми не владел бы герой для жизни, автор в своем творчестве только продолжает то, что уже заложено в самой жизни героев"*.
В заключении подытожены основные результаты, исследования. В частности подчеркивается значимость произведений таджикских писателей, посвященных жизни и творчеству выдающихся исторических фигур. Раскрывая образы писателей , поэтов и мыслителей, авторы не только обрисовывают картину их жизни, но и способствуют полнокровному восприятию их многогранного творчества. Таким образом, произведения на историческую тему воссоздают живую связь поколений, разделенных между собой многими десятилетиями, а иногда - веками.
Писатели в своих исторических романах и поьестях подчеркивают существование определенной закономерности - смысла истории, о существовании которого говорили выдающиеся поэты, писатели и философы прошлого - нетленные символы ума, чести и совести своей эпохи.
С. Айни своими «Воспоминаниями» придал импульс развитию прозы на историческую тему. В пятидесятые и шестидесятые годы был создан целый ряд повестей и драм, главными героями которых являлись выдающиеся сыны таджикского народа.
На протяжении долгого времени целый ряд писателей работал над образом Ахмада Дониша. Писательский интерес к фигуре Дониша послужил основой зарождения традиций современной таджикской прозы на историческую тему. Неслучайно, личности этого мыслителя посвящены как короткие рассказы, в которых авторы повествуют эпизоды его жизни, так и дилогия, в которой выявлена полная и ясная картина не только становления Ахмада Дониша как человека, но и всего важнейшего - переломного - этапа в истории таджикского народа.
Как показали наши анализы С. Айни, С. Улуг-заде и Р. Хади-заде посредством образа Ахмада Дониша смогли глубже проникнуть в суть исторических процессов -второй половины XIX в. Благодаря их произведениям, таджикский читатель смог больше узнать как об историческом прошлом своего народа, так и его духовном наследии. Кроме того, произведения упомянутых писателей об Ахмаде Донише как индикаторы являют объективную картину становления и формирования художественной прозы на протяжении почти полувека и создания более сложной системы художественной модели мира, нашедшей свое воплощение в дилогии Р. Хзди-заде «Не звезды падают»
Как показывает исследование, коллизии исторических событий и душевные искания Ахмада Дониша в этом произведении раскрываются благодаря его архитектонике. Думается, что эта сложная художественная модель мира, созданная Р. Хади-заде в дилогии, станет предметом последующих литературоведчески* разработок.
Список цитированной литературы.
1. Шукуров (И. Обновление. Таджикская проза сегодня. Перевод с тадж! - М.: Советский писатель,1986. с. 187.
2. Мирзозода X. Ба фикри иттифок^ хал^ то кай хун хурй. Омузгор, 19 июни соли 1990.
3. Шукуров М. Хусусиятэуэи -гоявию бадеии «Еддошт>р»-и С. Айнй -Душанбе: Дониш,1366, с. 108
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. _ М.: Искусство, 1986, с. 105
5. Амонов Р. Достони сухансзрои бузург. Адабиет ва санъат. 1 октябри соли 1987.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевсхого. - М.: Искусство, 1972, с. 247
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, с. 211.
8. Франк С.Л. Сочинения. - М.:Правда, 1990, с. 321.
9. Бахтик М.М. Эстетика словесного творчества, с. 151.
По теме диссертация опубликованы следующие работы:
1. Мав^еи асар)^ои бадеии таърихн дар тарбияи идеявии хонандагон.//Мактаби советй. - 1990, N 8,с. 23-25.
2. Сбрази адибон дар насри муосири то^ик.// Маводи конференсияи илмию амапии олимон ва мутахасисони чзвони Точ^кистон. -Ленинобод. 1990, с. 142 -147.
3. Муносибати гоявии э-уэдиоти А*мади Дониш ва Абдурах^они Чоми. Мач^уаи -Абдурах^они Нрмй». - Душанбе, 1991,с.Ю6 - 115.
4. Аньанаи та^аввули образи афроди э^одкор дар насри муосир. - // Маърузахри конфронси илмй - амалии олимон ва мутахасисони ^авони чумхурй. Бахши филологияи то^ик, шарк^ииноси, забонхри хори^й, маданият ва санъат. - Кургонтеппа, 1991, с. 113-118.
5. Талве* ва тавзе)^и як мушкилот.// Садом Шар»;, - 1992, N 9, с. 138143.
6. Та^аввули образи адиб ва услуби фардии э^одкор.-// Андеша, чусту^9 ва бозефтхр, - Душанбе, ДГПИ, 1992, с. 74-77.
7. Ба ибрат зи пешиниен ёд кун.//Маводи конфронси кураторони мактаб^ои олии чумхурй. - Душанбе, ДГПИ, 1994, с. 42-48.
8. Консепсияи шахсияти -эчрдкор дар насри муосир. - Ма^муаи илмй, ДГПИ ( в печати).