автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-политические воззрения Ахмада Дониша

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Самиев, Бобо Джураевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-политические воззрения Ахмада Дониша'

Текст диссертации на тему "Социально-политические воззрения Ахмада Дониша"

/ / . /,

и / /Г'\7

/ /

У I А

МИНИСТЕРСТВО СЕПЬ'СКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТАДЖИКСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМИЕВ БОБО ДТОАЕВИЧ

СОЦИАЛЬНО-ПОЖТИЧЕСЖЕ ВОЗЗРЕНИЯ АХМАДА ДОБИЛА Специальность: 09,00.03, - история философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

^Зссл^-ьсеА />"Ф

Научные руководители:

Доктор социологических наук, профессор ТАГА1В Д.С,

Кандидат философских наук» доцент КОШШОВ Р.С,

ДУШАНБЕ - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВВДЕНЙ1..............................................................3-12Р*

ГЛАВА I. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АКМАДА ДОШША................13-76

§ I. Особенности и основные направления социально-политической мысли до Ахмада Дониша.. 13-38 § 2. Социокультурная среда и состояние социально-политической мысли во второй половине XIX в..........................................39-53

§ 3. Ахмад Дошли - основоположник просвети-тельско-реформа торского движения в

Центральной Азии...............................53-76

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЩШШО-ПОЛМТИЧЕСКЙХ

ВЗГЛЯДОВ АХМАДА ДОНИША......................................77-131

§ I* Проблема социальной справедливости в

учении Ахмада Дониша ......................77- 87

§ 2. Форма правления и государственного

устройства с точки зрения Ахмада Дониша., 87-103 § 3. Влияние социально-политических взглядов

Ахмада Дониша на последующих мыслителей., 103-124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................125-131

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...... 132-140

Введение

Актуальность темы: На каждом этапе переходного периода любого общества всегда ма первый план выдвигаются проблемы социальной философии, т»е, поиск новой социально-политической теории» соответствующей целям и задачам строительства нового общества иди реформам существующего, В ходе этого поиска общество или его политические партии, научно-исследовательские учреждения вновь обращают свои взоры на прошлое теоретическое наследие, так как тенденция к движению вперед всегда прокладывает себе дорогу через обновление идеалов старины. Особенно это характерно дня народов вновь приобретающих свой суверенитет и независимость после долгих лет колониальной или полуколониальной зависимости.

История общественно-политической шели таджикского народа не только в рамках общемусульманс к ой культуры* но и в истории доисламской цивилизации несравненно богаче и разнообразнее. Однако ©та необъятная тема в социально-философской и политической литературе до сих пор остается малоизученной. Если учитывать еще то, что до сих пор исследование философской и социально-политической мысли бывших народов Советского Союза, в том числе и таджикского народа велось в рамках коммунистической идеологии и методологии, а порой подвергалось существенному искажению и деформации, то необходимость нового исследования наследия прошлого с позиции объективно-научного, не предвзятого анализа становится само собой понятным.

Особенность социально-философского наследия таджикского народа заключается в том, что по форме изложения и идейным предпосылкам оно очень разнообразно. По форме это прежде всего религиозно-политические трактаты, идейной предпосылкой которых являются положения взятые из Корана и преданий пророка, назидательно-дидакти-

ческие трактаты» идейной основой их могут быть и религиозные и свете-ко-философские идеи; далее это теоретическо-философские трактаты, идейной предпосылкой которых является в основном древнегреческая социально-политическая философия. Исследователи истории социально-политической мысли исламского периода назвали эти три направления соответственно: исламской религиозной политикой ("сиесати динии ис-ломи" или шариатномахо" ), исламскими политическими трактатами ( "сиесатномахо" ) и исламской философской политикой ("сиесати #ал-сафии исломи").

К первощ направлению можно пречислить всех основоположников четырех суннитских тольков (мазхабов): Абу Хани|а Нуъмона бини Со-бита, Ахмада бини Ханбаяа, а также ал-Моварди» Абул Хасана бини %хаммад бини Хабиба, Назлуллох бини ^узбехони Хунчии йсфахони.

Представителями второго направления являются Ходжа Низомул-щяк Т^си, Имам Щухаммад Газали, Мир Сайид Хамадони и Ахмад Дониши Бухараи. К представителям третьего направления относятся: Абу Наср Фараби, Ибн Сина, Ходжа Насриддин ТУси» Джалолиддин Давони.

Можно с уверенностью сказать, что Ахмад Дониш является последним и завершающим звеном в ©той исторически богатой и разнообразной цепи развития социально-политической мысли таджикского народа.

Социально-политические взгляды Ахмада Дошша интересны тем, что он является единственвдм представителем реформаторско-просве-тительского движения в Центральной Азии. Написав "Рисола дар наз-ми тамаддун ва таъовун" ("Трактат о порядке цивилизации и взаимопомощи"), Ахмад Дониш продолжил традицию предыдущих поколений мыслителей и одновременно развивал новые идеи и взгляды созвучные его исторической эпохе.

Новые исторические условия и новые социально-политические движения определяют характерные особенности и новизну взглядов Ахмада Дониша, Одна из важнейших особенностей социально-политических воззрений Ахмада Дониша состоит в том» что в его трудах идея социально-политической реформы и религиозное реформаторство связаны в единое целое. Этот момент в его наследии до сих пор остается малоисследованным.

Основу социально-политических взглядов Ахмада Дониша составляет идея социального реформизма. Сегодня эта идея, в отличии от революционного экстремизма становится все более популярным социально-политическим направлением.

В этой связи исследование социально-реформистских взглядов Ахмада Дониша более чем когда-либо является актуальным. Это важно и в связи с тем, что несмотря на то, что от эпохи Ахмада Дониша нас отделяет более ета лет, многие социально-политические, социально-экономические и религиозно-реформаторские идеи, выдвинутые в его трудах до сих пор должным образом не исследовании, хотя остаются актуальными.

Ахмад Дониш является родоначальником и крупнейшим представителем просветительского и религиозно-реформаторского движения в Центральной Азии. Он одновременно с такими крупнейшими просветителями и реформаторами ислама, такими как Рифоа Рофеь ат-Тахтови (1002-1073), Абдурахмон ал-Кавокиби (1849-1910), Джамолуддини Аф-гони (1849-1897), Зайн-алобидин Маратам (1839-1910) положили основы просветительско-реформаторского движения в Центральной Азии. Однако в сравнении с теми обширными, можно сказать безчисленными

исследованиями, которые велись в течении последних ста лет вокруг наследия просветителей и реформаторов Западной части исламского мира и той известностью, которую они приобрели, идеи просветительского и реформаторского движения, высказанные Ахмадом Донишом и его исследованиями, можно считать незначительными, а географические рамки этих исследований ограниченными.^» е. 101-102). Одним из тех ученых, кто впервые обратил внимание на разносторонность взглядов Ахмада Донша, на их существенную значимость был Садриддин Айни.

Садриддин Айни в своей работе "История мангитских эмиров Бухары", показав значение социально-политических взглядов Ахмада Дониша, считал его одним из умнейших людей Бухары,^* с.8-14)» ^р0ме ТОго, во второй части "Воспоминаний" С.Айни, говорится о содержании книги "Редчайшие происшествия" С »Айни приходит к выводу, что Ахмад До-нии на протяжении всей своей жизни боролся против зла, насилия, критиковал пороки современного ему общества.

Несмотря на то,что в изучении жизни, творчества ж мировоззрения Ахмада Дониша С.Айни является родоначальником, он далеко не полностью раскрыл все стороны социально-политических воззрений Ахмада Дониша. Но он своими работами смог привлечь внимание читателя и познакомить его с богатым творческим наследием видного просветителя XIX в. Ахмада Дониша,

Другим исследователем, уделившим много внимания изучению социально-политических воззрений Ахмада Дониша был советский востоковед Э.Вертелье. Он в своем исследовании "рукописи произведений Ахмада Калла", затронув их в"1рактате о порядке цивилизации и взаимопомощи" исследует десять правил правления государственности.^^ ^

В исследовании разностороннего творчества Ахмада Дониша важное место занимают работы таджикского историка З.Раджабова. Он

написал ряд работ, которые имеют большое значение для понимания мировоззрения Ахмада Дониша; "Маорифпарвар Ахмади Дониш"; " С политическом трактате" Ахмада Дониша; "Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш"; "Из истории общественно-политической мысли

таджикского народа во второй половине Ш и начале Ж вв". ^,94, 95, 96*98).

З.Раджабов в своих исследованиях, опираясь на произведения просветителя, определил роль Ахмада Дониша в истории общественно-политической мысли таджикского народа второй половины III и начала XX века., как крупнейшего просветителя и выдающегося выразителя прогрессивных идей в условиях феодальной Бухары. З.Раджабов в своей работе "Маорифпарвар Ахмади Дониш" и "Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш", показывает его как великого просветителя не только в Бухаре, но и во всей Средней Азии.

Автор в своих произведениях исследует такие проблемы, как критика существующего строя в Бухарском Эмирате, программу реформ, пути восстановления эмирата ш т.д. В работе"0"Политическом трактате" Ахмада Дониша автор, опираясь на основные главы "Политического трактата" А »Дониша раскрывает важнейшие аспекты реформирования общества: по мысли просветителя правитель в управлении страной должен соблюдать пять конституционных правил, обеспечить защиту социальной

справедливости, изыскать методы и способы правления государством.^*

94 96 §8}

. Именно З.Раджабов своими ценными работами раскрыл многие стороны социально-политических взглядов Ахмада Дониша. Но для полной оценки деятельности просветителя необходимы дальнейшие исследования. З.Раджабов утверждает, что социально-политические взгляды Ахмада Дониша в основном формировались под влиянием предыдущих традиций и много общего между ними, но мы ничего не находим в произведе-

ниях З.Раджабова.(93»94*95*96*98)*

Значительный вклад в исследование философских и социальных взглядов Ахмада Дониша внесли Г.Ащуров и М.Диноршоев. Эти авторы в своей статье "О просветительской и социальной философии Ахмада Дониша" отмечают! чт0 он по сравнению с прогрессивными идеями предыдущих мыслителей сделал большой шаг вперед и вместе с тем в области социологии он намного опередил своих предшественников, В истории таджикской философии он основал новое направление - просветительскую социальную философию.^®» с.48), Более подробно, названные авторы раскрывают прогрессивные взгляды Ахмада Дониша в частности основы пяти конституционных принципов, предложенных им, его взгляды о создании министерств, совещательного органа и пенсионного фонда при государстве, а также путях и способах управления страной. Названные авторы отмечают, что и сегодня для Таджикистана и таджикского народа эти взгл*щы просветителя не потеряли своего значения.

В другой статье "О некоторых теоретических и методологических вопросах просветительства" Г.Ащуров,говоря об источниках возникновения просветительства в Центральной Азии, резонно отмечает,что Ахмад Дониш был родоначальником просветительского направления в Средней Азии, Автор пишет о двух этапах формирования социально-политических взглядов просветителя, и считает, что в развитии общественной мысли Ахмада Дониша значительную роль сыграло пребывание в России.^*

С.Улугзаде в своей статье "Памяти Ахмада Дониша" и в своей книге "Ахмад Дониш", говоря о жизни и творчестве просветителя отмечает, что Ахмад Дониш был крупнейшим мыслителем и выдающимся просветителем таджикского народа второй половины XIX и начала XX века, С.Улуг-заде особенно был уверен в тощ что основной базой становления социально-политических взглядов Ахмада Дониша является трехкратное пребы-

ваше последнего в России, оказавшее на него благотворное влия -

ше иое, с .169).

Передовые социально-политические взгляды Ахмада Дониша нашли

свое отражение в трудах Б.Г.Гафурова, А. М. Богоутдинова, Р.Хади-За-

де, Р.Авезбаевой, И.Брагинского, А,Мирзоева, X.Мирзо~зода и дру-ГЙХв (52,53,46,42,43,34,79,76,77,78,111,112,113,114).

Об Ахмаде Донише как смелом критике Бухарского эмирата пишет в своей етатье А,%хиддинов. Он отмечает, что Ахмад Дониш поистин-не смелый критик Бухарского эмирата. Просветитель долгое время работал в придворных кругах Эмира Музаффара и вместе с тем бесстрашно критиковал порядки и поведение мангитских эмиров и разных должностных лиц государственного аппарата.о,40) Современник Ахмада Дониша Абдулло Ходжа Абди в своем тазкире о жизни и деятельности ученого пишет: "Ахмад Дониш во времена правления покойного эмира в соетаве посольства побывал в России,беседовал с видным астрономом Страмаховым на разные темы. В результате этой беседы он произвел на русского ученого хорошее впечатление, Страмахов в знак уважения подарил Ахмаду Донвду два глйбуса : один земной, другой не-бесный.'27' сЛ92>-

А.Девонакулов в предисловии к произведению Ахмада Дониша "На-водир-ул-вакоеъ" ("Редчайшие происшествия")»анализируя философские, этические и социально-политические взгляды Ахмада Дониша считает его крупнейшим мыслителем и видным ученым. с.3-Ю).

Работа Ш.Абдуллаева "Маорипарвари ва озодфикри" также посвящена творчеству и мировоззрению Ахмада Дониша. Ее содержание дает нам представление о том, что Ахмад Дониш в истории социально-политической мысли Средней Азии является родоначальником просветительского направления и поборником исламской религии в Средней Азии.(32, с.80-130).

В книге дан сравнительный анализ воззрений Ахмада Дониша с взглядами представителей восточного просветительского направления, предста вителями которого были: Носир-ал-Язичи, Рифоа-Рофеъ ат-Тахтови, Джалолиддин Афгани.

Как видно из разных работ, посвященных творчеству и мировоззрению Ахмада Дониша многие стороны его социально-политических взглядов в основном разработаны и изучены: Ахмад Дониш смелый критик Бухарского Эмирата; Ахмад Дониш и просветители; воззрения Ахмада Дониша о государстве; влияние передовой русской культуры на творческую эволюцию Ахмада Дониша, Однако цели и задачи которые диссертант поставил перед собой заключаются в изыскании и теоретическом осмыслении новых сторон социально-политических взглядов Ахмада Дониша, особенно его реформаторско-просветитеяьских идей. Социально-политические реформы и религиозное реформаторство, которые были связаны в учениях Ахмада Дониша до сих пор остаются малоисследованными или вовсе неисследованными,

заключаются в следующем:

- дать сравнительный анализ историко-философских воззрений Ахмада Дониша, выявить основные особенности и направления социально' политической мысли таджикского народа до Ахмада Дониша;

- показать особенности социально-политических и экономических условий эпохи Ахмада Дониша и факторы, способствующие возникновению просветительско-реформаторского движения в Бухарском Эмирате,

- уточнить значение категории социальной справедливости и возможности ее практической реализации применительно к учению Ахмада Дониша по вопросам социальной справедливости;

- проанализировать и определить степень преемственности и новизны взглядов Ахмада Дониша по социально-политическим проблемам по сравнению с подобными взглядами его предшественников;

- показать влияние социально-политических идей Ахмада Дониша на мыслителей последующих эпох.

заключается в следующем;

- впервые предпринята попытка всеобъемлюще-целостного рассмотрения истории развития общественно-политической мысли таджикского народа и вопросов социальной философии до Ахмада Дониша и показано их влияние на его творчество;

- сделана попытка на более обширном материале показать социально-политические и экономические предпосылки формирования социально-философской мысли Ахмада Дониша;

- выявлены специфика и особенности взглядов Ахмада Дониша, подвергнута анализу социально-политическая проблематика реформаторского толка в наследии Ахмада Дониша и показано ее влияние на развитие социально-политической мысли таджикского народа;

- исследованы взгляды Ахмада Дониша по вопросам взаимоотношения государства и религии и показано место религии в политической структуре общества периода Бухарского Эмирата;

- подробно показано влияние социально-политических взглядов Ахмада Дониша на последующих мыслителей;

>«Теоретической-и_метдйдлогической^ исследования являет-

ся принцип конкретно-исторического подхода к общественно-политическим явлениям и новейшие работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам общественного развития.

^жттъуштжщ-..

Главными и�