автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Образ движения в современной славянской поэзии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ движения в современной славянской поэзии"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РГ5 ОЛ
О "7 I < ' г"' * ' <
С ' На правах рукописи
КОВАЛЬКОВА Милана Вячеславовна
ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЛАВЯНСКОЙ ПОЭЗИИ
10.01.05. - Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Санкт-Петербург - 1996
Работа выполнена на кафедре славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель:
кандидат филологических наук, доцент Н.К.Жакоиа
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, академик А.М.Панченко кандидат филологических наук Ф.А.Узунколев
Ведущая организация:
Институт славяноведения и балканистики РАН
часов
Защита состоится " ^ " иО-СНЛ_____1996 г. в ^
на заседании диссертационного совета но защите диссертаций на соискание ученой стенени кандидата филологических наук К 063.57.42 при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11. Филологический факультет).
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского госуниверситета.
Автореферат разослан ______19% г.
Ученый секретарь диссертационного совета
А.И.Владимирова
Духовные поиски современного человека, желание понять глубинный смысл происходящих в мире процессов заставляют по-новому подойти к анализу литературного произведения, исходя I
из опыта, накопленного мировой литературоведческой наукой. Наметившиеся в последние годы тенденции к возрождению национальных славянских культур и интерес к общим историческим корням требуют отказа от упрощенного подхода к литературному произведению как отражению материального бытия, а также переосмысления накопленного за последние десятилетия литературного материала с позиций духовного развития общества и личности.
Выбор образа движения в качестве объекта исследования обусловлен особой его значимостью для понимания процессов, происходящих как в духовной, так и в материальной жизни, так как движение это и есть сама жизнь. Именно в этом и состоит актуальность темы.
Материалом исследования являются поэтические произведения, созданные за период пяти последних десятилетий в восточно- и западнославянских странах. Такой выбор обусловлен тем, что, с одной стороны, обращение к нескольким литературам позволяет выявить наиболее значимые общие черты; с другой же стороны, общность культурных корней и исторических судеб народов дает возможность проследить синхронность исторических процессов, проявляющихся в том числе и в поэзии.
Поэзия с ее краткостью формы обладает в то же время возможностью вмещать большой объем информации, позволяющей судить как о самой действительности, так и об оценке ее людьми. В качестве источников для исследования были привлечены произведения как известных, так и малоизвестных авторов, что делает картину литературного процесса наиболее полной.
Предметом исследования является поэтический образ движения, который занимает особое место в системе образов, поскольку он информирует не о предмете или характере события, а о законах развития.
Целью работы является попытка комплексного всестороннего рассмотрения и описания образа движения как одного из наиболее универсальных и динамичных художественных образов, выявления его художественной структуры и специфики, а также раскрытие его взаимосвязи с объективными процессами,
происходившими в жизни восточно- и западнославянских народов за полувековой период времени.
Задачами работы было 1) определить своеобразие образа движения среди других художественных образов и показать его роль в раскрытии художественной картины мира, в духовном восприятии действительности и отражении духовной жизни народа;
2) проанализировать смысл и структуру образа движения с точки зрения выражения отношения поэта к действительности, раскрыть отражение в образе движения таких понятий, как движение мира, движение человеческой жизни, движение человеческой души; показать диалектическую связь движения и неподвижности как момента движения в образной системе поэтического произведения;
3) выделить и объяснить значение таких параметров образа движения, как пространственно-временная характеристика и соотношение цели и направления движения;
4) раскрыть символический характер образа движения в поэзии через рассмотрение таких традиционных и универсальных образов-символов, как дорога, конь, река, ветер, облако, птица и др.;
5) показать многообразие проявлений и изменение во времени образов движения в зависимости от смены общественных процессов в жизни западно- и восточнославянских народов на протяжении 40-80-х годов XX столетия; продемонстрировать, как изменения в образах движения отражают глобальные изменения в общественном сознании и духовной жизни народов.
Отсюда для проведения исследования был использован сравнительно-сопоставительный метод, а также метод историко-литературного анализа с одновременным изучением структуры образа.
Диссертация состоит из вступления, трех основных глав и заключения.
Теоретическая новизна диссертационной работы состоит в привлечении образа движения для широкого рассмотрения жизненных процессов в различные периоды времени и на большом культурном пространстве. При этом события материальной жизни преломляются в духовном восприятии действительности героем.
В плане практической значимости работа может быть использована славяноведами для новых подходов к анализу славянских литератур с точки зрения насыщения их образами как
традиционными, так и сложившимися в конкретных исторических условиях, а также для изучения картины мира, отображенной в образе движения во времени и пространстве. Основные положения могут быть приняты во внимание в вузовских курсах по истории и теории славянских литератур.
В процессе работы над диссертацией автор сделал по данной теме ряд докладов на научных филологических конференциях (Москва, МГУ, 1993 г.; Санкт-Петербург, КПО "Полония", 1994; Санкт-Петербург, СПбГУ, 1994 и 1995 гг.; Витебск, Витебский Педагогический институт, 1994 г.). Материалы по данным докладам опубликованы.
Первая глава содержит теоретическое обоснование подходов к анализу, в основе которого лежит обращение к трудам как отечественных филологов и мыслителей (М.М.Бахтин, А.А.Потебня, Ю.М.Лотман, Б.А.Ларин), так и зарубежных (Я.Мукаржовский, М.Гловиньский, Р.Барт и др.)
Понятие художественного образа предполагает некое отношение между литературой и действительностью. Сущность этого отношения не может быть определена однозначно. С одной стороны, в литературном произведении отражаются предметы и явления реального мира, причем уже осознанные. и оцененные человеческим опытом в определенной культурно-исторической среде. С другой стороны, произведение со всей его образной системой, являющей собой отпечаток восприятия мира, несет в себе некую идею и способно реально воздействовать на умы читателей, на их отношение к жизни и таким образом на саму действительность. Литература становится частью духовного мира культурной общности людей.
Художник воспринимает действительность, уже эстетически и этически оцененную той средой, в которой он живет. Безусловно, не только "очеловеченный" материальный мир, но и сфера духовной жизни людей становится специфическим предметом литературного творчества. В лирических мотивах, во всех значимых моментах содержания действительность неотделима от сферы её духовного восприятия. Литературными произведениями отражаются все духовные противоречия, искания, поиски идеала. Именно идеальными представлениями людей о будущем, о том, что ещё не нашло своего воплощения в действительности, но уже предощущается, объясняются пророчества литературы.
Духовное восприятие действительности имеет традиционно-культурное и конкретно-историческое начало. Первое
предполагает устойчивые представления об окружающем мире, возникшие в результате многовековой деятельности людей, своеобразную национально-культурную психологию, стереотипы поведения, традиционные моральные принципы, под влиянием которых в значительной степени формируется образ мира. С другой стороны, духовное восприятие действительности во многом определяется и конкретно-историческими условиями, реальными психологическими состояниями и идеями, бытующими во всем народе или в отдельных социальных группах. Всё это, прежде чем стать содержательной стороной художественного произведения, проходит сквозь призму авторского восприятия. Поэтому, анализируя литературное творчество, мы говорим о национально-культурной традиции, идеалах времени и особенностях авторского метода.
К сфере духовного воспрятия мира причастна и содержательная форма произведения, в частности художественная речь с системой образов, метафор, символов и других структурно-семантических категорий. При этом не только означаемое ("signifié") несет в себе традиционно-культурное и конкретно-историческое начало, но и различные системы знаков и означающее ("signifiant") принадлежат к ментальному пространству, которое определяется и национальной традицией, и историческими условиями. Наиболее полное восприятие литературного произведения возможно читателем, мыслящим в кате-гориях данного ментального пространства.
Картина, представленная в литературном произведении, лишь в большей или меньшей степени подобна реальному миру. Ассоциативные связи, возникающие между образами художественного произведения и иными понятиями, значениями, символами, образами, в значительной степени принадлежат общекультурному ментальному пространству. В поэтическом произведении почти каждое слово имеет определенный психический фон, коллективный и индивидуальный, связанный с разносторонней действительностью данного момента. Сопряженность образа с множеством иных значений, сложное переплетение ассоциаций, отражение авторского видения мира, а также постоянные изменения в ментальном пространстве, вызванные развитием культуры и ходом истории, делают образы и художественную речь в целом многосторонними и неоднозначными для понимания. Литературное произведение
всякий раз по-новому раскрывается перед читателем. Понимание также является творческим процессом. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, в литературном процессе присутствуют все элементы классической формулы коммуникации (адресант, адресат, сообщение, контекст, код и контакт), с другой стороны, не вполне достигается основная цель -понимание сообщения. Очевидно, что роль литературы не может ограничиваться передачей информации. Однако именно проблема литературной коммуникации является одной из самых важных при рассмотрении функций художественного текста, поскольку коммуникация составляет условие культуры. Читатель обращается к литературному произведению не из чисто практического интереса и не в поисках эстетических ценностей, а в стремлении, порой неосознанном, найти в образах, обобщениях и оценках, данных в произведении, соответствие собственному восприятию мира, собственным идеалам. Поэтому любой факт чтения художественного произведения вовлекает человека в общую сферу духовного восприятия мира. И только в этом смысле можно взглянуть на литературу как на предмет широко понимаемой коммуникации. Можно говорить о существовании коммуникативного поля, которое подразумевает всевозможные формы литературных контактов, образующие своего рода литературное "движение", в том числе и влияние критики и литературоведческих исследований.
Проблемы, возникающие при рассмотрении литературной коммуникации, объясняются принадлежностью литературы к сфере духовного восприятия мира, особым характером содержания и формы, единством и многообразием средств выражения. Цель художника состоит не в том, чтобы сделать некое сообщение для читателей, а в том, чтобы включиться в общий процесс познания мира. Читатель же, в свою очередь, постигая смысл образов литературного произведения, приобщается к общей сфере духовного восприятия действительности.
Широкое понимание коммуникации требует особого взгляда на литературное произведение как текст. Связь между знаками в художественном произведении носит динамический характер, что делает литературный текст "открытым полем", в котором выявляются различные силы. При этом следует отметить, что если литература принадлежит к сфере духовного восприятия действительности, а художественное произведение является средством широко понимаемой коммуникации в этой сфере, то и сам текст
не ограничивается своими рамками. Значение образов раскрывается не только в пределах контекста, но в общем пространстве духовной жизни народа и во внутреннем мире каждого читателя. Это и является основной причиной множественности трактовок и неоднозначности восприятия. Именно поэтому с течением времени, с изменением состояния духа народа в целом или отдельной личности произведение то "приближается", то "отдаляется" от читателя. Кроме того, художник может вносить в произведение смысл, не заключенный непосредственно в структуре текста и понятный лишь ему самому или самым близким людям ("подтекст"). Читатель также может создать свой "подтекст", обратившись к произведению в какой-либо определенной ситуации и превратив конкретный авторский образ в аллегорию. Всё это остается за пределами структуры художественного текста.
Таким образом, структура художественного текста не только динамична, но и открыта для всевозможных внеструктурных планов. Широкий план восприятия литературного произведения объясняет не только возможность, но и необходимость многообразия и неоднозначности в трактовке системы образов. Многоплановость образов побуждает читателя к размышлению, дает возможность открывать новые грани мира. Литература и поэзия, в частности, является своеобразным способом постижения жизни. Образ не просто возникает как плод авторской фантазии, рожденной культурно-исторической средой, ментальным пространством, он существует как элемент межличностных контактов, создающих условия для развития общности. Поэтические образы, заключающие в себе движение, наиболее полно отражают процесс становления духовного мира человека и народа в целом.
Образ при всей своей динамичности обладает определенным художественным смыслом. Существуют определенные закономерности ментального пространства, традиционные ассоциации, а главное, связь образа с реальными явлениями - всё то, благодаря чему при всём разнообразии личностных подходов, общий смысл поэтического произведения остается доступным. Мир, воспринятый поэтом, представляется в образной системе произведения в процессе своего становления. Образная система поэтического произведения воплощает в себе и динамику реального мира, и динамику его восприятия. Поэзия обладает возможностью в краткой форме передавать все стороны процессов развития в
реальном мире и в сфере его духовного восприятия. В этом смысле наибольший интерес представляют образы движения, выражающие некие изменения положения, состояния, некие процессы. Структура образа движения рассматривается во второй главе.
Система отношений и связей, в которой находятся поэтические образы, отличается от той системы, которую составляют реальные предметы и явления. Соответственно иными представляются и процессы развития, т.е. движение в системе поэтических образов. Особый смысл здесь приобретают как само движение, так и отдельные его параметры: пространственно-временная характеристика, направление, цель, скорость. В многообразии форм движения проявляются различные стороны жизни. Художественная реальность поэтического произведения несет на себе отпечаток личных переживаний автора, а следовательно, образ движения воссоздает не только объективный ход жизни, но и отношение к ней лирического героя. Любые изменения в мире не имеют самостоятельного значения, а всецело подчинены размышлениям и переживаниям поэта. Потому и законы, по которым движется мир и лирический герой, субъективны. Любое изменение состояния поэтического мира, любое движение объясняется отношением поэта к действительности.
О том, испытывает ли поэт чувство гармонии с внешним миром или нет, принимает ли жизнь или отвергает, можно судить по тем поэтическим образам, которые характеризуют движение мира. Равномерное, медленное течение жизни часто говорит о стабильности, постоянстве и гармонии. Если образная система стихотворения свидетельствует о космическом видении мира поэтом, движение приобретает вселенский характер, возникает идея вечности, бесконечности пространства. Идея повторяемости, цикличности выражается в образе вращательного движения.
Естественный ход жизни нарушается под действием отрицательных сил. Мир переворачивается, в нем нарушаются все связи, наступает хаос.
В лирической поэзии с движением мира тесно связана и линия человеческой жизни, судьба героя. Одной из самых распространенных аллегорий жизни является путешествие. Литературное описание дороги подразумевает существование персонажа, а также событий, по отношению к которым путешественник выполняет роль героя или наблюдателя. Различные отрезки пути,
способ передвижения по ней имеют разнообразное значение. Можно сказать, что образ и мотив пути в поэтическом произведении наиболее глубоко и всеобъемлюще выражает идею движения как развития.
Жизнь представляется человеку дорогой, в которой ему отчасти ещё не ведомы все препятствия и повороты. Однако, с другой стороны, дорога существует ещё до того, как на неё вступил герой. Следовательно, путь может символизировать и судьбу, предначертанную свыше. Человек может испытывать счастье от самого движения по жизни. Тогда образ дороги, по которой он идет, прекрасен. Однако часто путь людей на земле отмечен страданиями. Жизнь настолько сложна, что дороги в ней перепутаны, поэтому иногда человек начинает блуждать. Лишенный жизненных основ, идеалов, он не имеет четких представлений о цели своего пути и устремляется за призрачными мечтами.
Человек, однако, может быть сильнее обстоятельств, и тогда его путь не искажается. У героя есть право выбора пути. Этот выбор характеризует его морально-нравственные качества. Часто в поэтических произведениях возникает образ поэта-борца, бросающего вызов темным сторонам жизни. Более того, герой может вовлечь в движение мир, настолько сильна его воля. В то же время сама натура человека двойственна, и духовный путь отличен от движения страстей.
Жизненные обстоятельства, нравственные поиски, метания или неправильный выбор пути могут подвести человека к предельной черте совершенно обессиленным. Смерть в поэтическом произведении выражается в образе падения, пересечения грани, перехода в небытие и вообще завершения земного пути. Особое значение имеет мотив ухода в вечность, поскольку с ним связана идея продолжения жизни и движения после смерти. Если при жизни сильным было стремление бороться, то мертвые продолжают своё движение и после смерти, призывают к себе на помощь живых.
Для лирической поэзии главное значение имеет духовная жизнь человека. Мысли, чувства, эмоции находятся в постоянном движении, соотносящимся с движением мира. Идеальные представления об устройстве мира направляют человека в его поиске истины. Фантазия, игра воображения не знают пределов. Мечты и сны подобны облакам и свободно перемещаются во времени и пространстве. Память уносит человека в прошлое или
возвращает былое назад. Ещё более динамична мысль человека, которой также доступно любое пространство и время. Однако мысль от свободной игры воображения отличает четкая линия движения, заводящая, правда, порой в тупики. Образы движения способны передавать всю силу душевных порывов, различные чувства и их оттенки. Счастливая любовь представляется спокойным, кажущимся бесконечным полетом, который не способна прервать никакая стихия. Безудержная радость, буря чувств способны всё в мире смешать, придать ходу вещей беспорядочный и неуправляемый характер. Столь же неуправляемо и бунтарство. Поэзии, песне свойственно то же движение, что и чувствам, которые они выражают. И характер творчества, и движение чувств зависят от того, находится ли в согласии внутренний мир человека с внешним миром.
Рассматривая поэтический образ движения, нельзя не остановиться на значении образа покоя. В материальном физическом мире отсутствие движения невозможно, поскольку оно неотъемлемо от существования материи. Однако художественная реальность - это отражение сферы духовного восприятия мира. Следовательно неподвижность в поэтическом произведении всегда субъективна и относительна. Она может нести в себе широкий спектр значений. Образ отсутствия движения может быть наполнен как положительным, так и отрицательным смыслом.
Если образ движения воплощает в себе различные аспекты жизни, то неподвижность - противоположное состояние - может означать смерть, физическую или духовную, или временное замирание жизни, отсутствие процессов развития в мире. С неподвижностью в этом случае часто связана пустота (в пустоте, вне материи не может быть движения). В поэзии смерть духовная сильнее смерти физической. Поэтому умерший человек часто лишь спит в могиле, а вокруг продолжается движение мира.
В то же время в поэтический образ неподвижности может быть заложен и иной смысл. Всякий покой, как утверждают философы, относителен и представляет собой один из моментов движения. Следовательно, неподвижный образ может представлять некое состояние, в след за которым последуют изменения. В этом смысле образ покоя выражает не смерть, а лишь определенный этап развития, лишь остановку в движении, например для осмысления жизни.
Покой выражает также мысль об устойчивости, о стабильности. Неподвижность в образе героя, стремление к ней могут иметь разное значение. В одном случае это желание обрести стабильность и покой, в другом - это диаметрально противоположные чувства и качества человека - стойкость, сила воли, стремление выстоять любой ценой.
Образ покоя в любом случае предполагает существование рядом какого-либо движения: жизни ли, сменившейся смертью, наступления враждебных сил, которым противостоит стойкая человеческая воля, или просто непрерывного процесса развития, в котором неподвижность является лишь моментом. Соотношение движения и покоя в образной системе также имеет значение для раскрытия художественного смысла поэтического произведения.
Структура образа движения, отдельные его параметры играют большую роль для раскрытия его значения, поскольку указывают на систему связей и отношений в художественной реальности. При всем их многообразии можно установить определенные закономерности, по которым протекает движение как элемент поэтической образности.
Прежде всего описание движения должно обращать к категориям пространства и времени, ведь именно в движении проявляется их единство. Пространство и время в поэзии имеет ценностную характеристику и воспринимается сквозь призму отношения автора к действительности.
Пространство не просто один из компонентов представляемой действительности, а центр семантики произведения. Оно объединяет все поэтические образы, создавая единый художественный смысл. Часто значение образа определяется местом его нахождения. Пространство, моделирующее культуру, откладывает отпечаток на образ движения. Чем оно шире, тем более всеобъемлющими кажутся процессы, происходящие в мире. Идея движения - жизни приобретает всеобщий характер.
Характеризуют движение, а следовательно, и жизнь героя и мира и отдельные элементы пространства, а также пространственные ориентиры. Широта выражает силу человеческих чувств, открытость героя к миру. Чувства расширяют пространство, которое, таким образом, подчиняется человеку, преломляется через его восприятие. О полном слиянии личности с миром может свидетельствовать прохождение пространства через героя, движение мира внутри него. На характер движения влияет также открытость или замкнутость. Внутреннее пространство чаще
всего связано с состоянием покоя, в то время как в окружающем его пространстве внешнем происходят события.
Символичными оказываются и такие понятия, как верх, низ, даль. "Вертикаль" иерархична, горизонтальное же пространство -обыденно. Поэтому в современной образной системе верх и низ связаны с оценочным содержанием или чем-то сакральным. В то же время в понятие широты вкладывается значение масштабности действия людей, протяженности жизни, длительности движения. Отношение к верхнему и нижнему уровням пространства может быть различным. Высота, движение в небесах чаще всего ассоциируется с чем-то героическим, благородным. Низ становится местом духовного падения или тем пространством, в котором бушуют страсти.
Непосредственным образом с идеей движения - жизни связана категория времени, которая обращает художника к пониманию смысла жизни, протекания её во времени, смерти, значимости и соотношения ушедшего прошлого, творящегося настоящего и ожидаемого будущего.
При этом следует отметить, что не имеет особого значения, бежит ли само время или объект движется в нем - это лишь вопрос точки отсчета или соотношения времени реального и субъективного. Гораздо более важным представляется восприятие структуры времени.
Наиболее древней является идея цикличности времени, свойственной природе, идея вечного вращения, повторения прошлого в настоящем и будущем. Движение по кругу предполагает существование центра, который является постоянной точкой, единственным моментом, остающимся неизменным.
Существует и иное восприятие времени, линейное. Прошлое, настоящее и будущее в этом случае воспринимаются как отдельные эпохи с присущими им свойствами. Время здесь всегда оценено. Человек, не удовлетворенный настоящим, терпящий страдания либо с сожалением оглядывается назад, либо с надеждой смотрит в будущее. Сочетание цикличности и линейности создает спираль.
В некоторых случаях целостность восприятия времени в движении нарушается. Время превращается в точку, непрестанно скользящую из прошлого в будущее. В отличие от древнего циклического восприятия времени, когда прошлое всегда ценно, поскольку оно обязательно должно повториться в будущем, или линейного восприятия, когда различные отрезки времени
обладают определенной значимостью и соотносятся с настоящим, в данном случае существенным является только момент. Разрушается связь времен, что влечет за собой негативные последствия для человека.
Время в художественной реальности субъективно. Поэтому оно может вообще остановиться, ускоряться, замедляться, сжиматься. Часто пространство и время смешиваются и относящиеся к ним языковые определения меняются местами.
Если различные уровни пространства и периоды времени имеют качественную характеристику, значит, весьма существенным становится такой параметр движения, как направление. Это особенно важно, когда речь идет о пути героя, поскольку таким образом в поэтическом произведении ставится вопрос о нравственном выборе человека.
Морально-нравственная позиция героя выражается в определенном отношении его к действительности. В связи с этим встает вопрос о соотношении движений мира и человека. Часто оказывается важным, вовлечен ли герой в общий поток жизни или обособлен от мира, противостоит ему, соответствует ли путь личности направлению движения общества.
С вопросом о направлении тесно связана проблема наличия или отсутствия цели. Ведь нравственный выбор героя заключается, во-первых, в том, какую жизненную цель он изберет себе, а во-вторых, будут ли соответствовать этой цели предпринятые им шаги, иначе говоря, окажется ли правильным направление его движения. Скорость в данном случае играет вспомогательную роль. Она либо выражает силу чувств и стремлений героя, остроту ощущений, либо определяет качество движения и носит оценочный характер.
Оптимальным для героя является движение вперед к определенной цели. Широта чувств и открытость души человека может выражаться в образе встречного движения. Однако цель может быть и не определена четко. Герой при этом лишь смутно представляет, что он хочет, но нравственный выбор побуждает его стремительно бежать вперед. Порой человек ощущает влияние неких сил, направляющих его на жизненном пути.
Если герой ощущает гармонию с миром, его движение вписывается в общий поток жизни, но иногда человек благодаря своей воле сам ведет мир за собой. Для достижения высокой цели герой взлетает вверх. Стремление к вершинам человеческого духа
выражается именно в идее полета. Движение по вертикали, вверх и вниз, может также означать постижение пространства.
Для кризисных эпох характерен образ мира, движущегося без цели либо к своему концу. Человек в этом мире может вести себя по-разному. Имея цель, он идет к ней вопреки сопротивлению отрицательных сил. Однако он может потеряться в темной и страшной действительности, выбрать неправильные ориентиры. Пассивная же позиция в отношении отрицательных рил может повлечь за собой гибель или поражение. ; Любые нарушения движения героя связаны с нравственными коллизиями. Например, имея цель, можно избирать ошибочный путь к ней, ложное направление своего движения. С потерей цели и идеала, в атмосфере полной неопределенности, движение приобретает хаотичный характер.
Часто у человека возникает желание убежать из жестокого мира, скрыться, уснуть. Следствием дисгармонии в мире может стать и падение героя.
Поиски идеала заставляют порой героя возвращаться назад. Цель может находиться позади во времени, однако часто движение назад происходит как во времени, так и в пространстве. В этом случае возникает мотив возвращения домой, который ' означает переосмысление жизни, покаяние или же носит символический характер возрождения основ народной жизни.
Особое значение в свете морально-нравственных проблем приобретает и состояние покоя. Покой в этом случае противопоставлен некому движению с определенной или неопределенной целью и направлением. Неподвижность - это тоже нравственная позиция, тоже своеобразный выбор пути. Она может быть реакцией скорби и отчаяния на разрушение мира, либо, наоборот, проявлением полного безразличия к жизни общества.
В поэтической картине довольно часто сопоставляются движение и покой или два разнонаправленных движения. Это выражает существование конфликта между героями, либо героем и обществом, героем и миром. Отсутствие гармонии во взаимоотношениях проявляется в том, что герой или общество отклоняются от прямого, праведного и целенаправленного пути, входят в противоречие между собой. С другой стороны, согласие и гармония сопряжены с единым стремлением человека и окружающего мира к определенной цели.
Направление, цель, скорость движения напрямую зависят от качественных характеристик пространства и времени, содержащих важные для человека ориентиры. В образной системе движение указывает на динамическую связь между различными элементами, раскрывается смысл явлений.
Можно сказать, что как само движение, воплощающее мысли об общих законах жизни, воспроизводящее динамику чувств поэта и характеризующее отношение человека к миру, так и отдельные его параметры наделены символическим значением. При этом время и пространство, в которых происходит движение, символичны уже потому, что воспроизводят культурный опыт видения мира.
Как в реальном мире движение немыслимо без материи, так и в поэтическом произведении всегда существуют образы объектов, которые взаимодействуют и движутся. Они могут выступать в качестве символов, в их основе могут лежать определенные архетипы, однако для раскрытия смысла самого образа движения они играют вспомогательную роль: наиболее существенны законы движения в поэтическом пространстве и времени, характер взаимодействия объектов. Однако движущиеся объекты
- это необходимая сторона рассматриваемого нами образа. Эти объекты, с одной стороны, конкретизируют его, а с другой, придают ему окраску.
Существуют также архетипы, непосредственно связанные с идеей движения. Так, образным выражением идеи пути в поэтических произведениях является дорога. Образ дороги универсален, поскольку он имеет возможность выражать разнообразные жизненные ситуации. Качество, вид дороги, а также всё то, что встречается на ней, обладают символическим смыслом, характеризуют нравственный выбор героя. Этапы жизни человека, важные события, минуты выбора отмечены в стихотворных произведениях такими поэтическими образами, как рубеж, перекресток, камень с надписью и пр. Конец дороги символизирует смерть, причем в одних случаях он неизвестен герою, а в других каким-либо образом предощущается.
В системе образов дорога часто связана с домом - исходной точкой пути, которая порой ассоциируется с начальным временем
- с детством. Дом в некотором смысле противостоит дороге, и это противостояние выражает противоположность покоя движению.
В образе дороги соединены видение пространства, ощущение времени и идея движения объекта (либо субъекта). В конечном
итоге характер пути определяется взаимоотношением героя и мира. Следовательно, образ дороги является моделью восприятия действительности.
Одним из древнейших символов человечества является конь. Он ассоциируется со стремительным бегом, с дальними дорогами, с огромными открытыми пространствами. С ним связана мысль о большой скорости движения, о силе (в том числе и чувств), о выносливости и вообще о чем-то, превосходящем обычные человеческие возможности, о чем-то, выходящем за рамки привычной жизни.
Взаимоотношение конь - всадник может нести оттенок стихийного изменения чувств, настроений героя и его волевых поступков. Движение на коне, так часто символизирующее порыв души, связано с мотивом воли. Близка к данному мотиву и тема свободы чувств, фантазии, а также свободы творчества.
Народно-поэтическое сознание часто создает образ вооруженного всадника, отправляющегося в дальний путь. Поэтому бег коня может ассоциироваться также с военным походом, а следовательно, и с бурными историческими событиями.
Образ поезда, несомненно связанный с идеей движения, в поэтических, в том числе и фольклорных, произведениях относительно нов, однако он уже несет в себе некое традиционное символическое значение, которое отчасти сформировалось под влиянием ассоциаций с другими символами, имеющими глубокую историю в народно-поэтическом сознании (дорога, конь как средство быстрого передвижения, ветер и др.). В то же время данный образ обладает множеством своеобразных оттенков смысла, отличающих его от других символов, характеризующих движение.
Прежде всего, поезд движется по рельсам, следовательно, путь уже задан. Мотив свободы выбора может возникнуть только перед началом движения, затем человек, едущий в поезде, уже не может изменить направление. Поэтому с данным образом не может быть связан мотив личной свободы, воли. Наоборот, поскольку в поезде обычно находится большое количество пассажиров, он символизирует массовое движение, общественную жизнь. Механический, искусственный характер движения только подчеркивает, что события и явления, о которых идет речь, не связаны с действием природных сил. Важную роль для понимания значения образа поезда играет место нахождения субъекта. Человек может сам находиться в вагоне, наблюдать за
прохождением состава со стороны либо ожидать его прибытия или отхода. В символическом плане это означает различное восприятие человеком жизни.
Образ воды как одной из мировых стихий имеет глубокие корни в мифологии. Прежде всего ей придается значение силы, дающей жизнь (например, миф о живой и мертвой воде, святая вода). С этим связано целительное и очищающее свойство воды, движение же ее ассоциируется с движением жизни.
Течение реки дает ощущение постоянства жизни при непрерывном изменении ее форм. Изменение состояния воды символизирует различные повороты в человеческой судьбе. Так, быстрый, бурный поток характеризует большой жизненный потенциал, энергию или напряжение сил в определенные моменты жизни героя.
С основным значением образа реки как человеческой жизни и судьбы связана и мысль о течении времени.
История как жизнь человеческого сообщества в поэтическом воображении также представляется водным потоком. Здесь появляется образ стихии в общественной жизни. Волны символизируют непостоянство, превратности в судьбах людей, изменчивость окружающего мира, крушение надежд. В то же время сила стихии воды способна разрушать и существующее в мире зло.
В традиционных представлениях воздух является наиболее динамичной стихией, составляющей основу мироздания. Воздушная стихия так же, как и водная, соотносится в поэтическом воображении с жизнью человека. Однако если вода с ее живительными свойствами имеет отношение прежде всего к самому существованию человека на земле, ко времени, отпущенному ему, то ветер скорее связан с движением души. Порой ветер - это необузданная, стихийная сила, рвущаяся неизвестно куда, ведь воздух охватывает неограниченное пространство.
Воздух, не имеющий в своем движении пределов, рождает мысль о вечности круговорота в природе: ветер может затихать лишь на время. В то же время ветер - стихия непредсказуемая. Он постоянно меняет направление. Поэтому довольно часто в поэзии появляется мотив блуждания по жизни, образ, сходный с выражением "идти, куда ветер дует". Часто с ним связан и мотив одиночества.
В образах грозной стихии поэт часто воплощает конкретные исторические события. Ветер, разрушающий старое, дающий дорогу новому и прогрессивному, рассматривается как благотворная сила. С образом истории тесно связан образ ветра времени.
Внутреннее движение души, такое же стихийное, составляющее неотъемлемую часть человеческой природы, также может быть передано образом ветра.
Свойства, приписываемые воздушной стихии: неограниченность пространства, непредсказуемость, близость к области человеческих чувств, отразились в значении образа движения, совершаемого неким объектом, перемещающимся над поверхностью земли. Такой объект, будь то самолет, облако, туча, птица,; ангел или просто человеческая душа, в поэтическом произведении представляется окруженным огромными просторами и приближенным к небу, то есть к неким высшим ценностям. Все образы, указывающие на движение в небесах, придают картинам земйой жизни значимость и всеобъемлющий характер. Терой при этом как бы вписывается в общий круговорот во вселенной, а пространство и время расширяются.
Движение присуще всему живому на земле, в том числе и растениям. Однако в данном случае оно своеобразно: это рост стеблей, опадание листьев, колыхание веток. Часто растения выражают мысль о цикличности жизни и времени.
Анализируя структуру и значение образа движения, можно сделать вывод об отношениях, существующих в сфере духовного восприятия мира, и таким образом лучше понять историческую эпоху, в которую данное произведение было написано.
Третья глава поэтапно раскрывает динамику образа движения на протяжении четырех основных периодов жизни славянских народов с 40-х годов до наших дней.
Любое литературное произведение, и поэтическое в частности, является свидетельством своего времени. Важным свидетельством времени является и функционирование каждого образа, поскольку историческая действительность проникает в произведение через образные слова, которые имеют в каждый определенный момент свой психологический фон, связанный со всем многообразием действительности. Поэтому обращение к литературному образу, его анализ позволяет определить состояние сферы духовного восприятия мира в данный момент
времени, то есть и определенные свойства ментального пространства, и конкретное восприятие действительности.
Автор поэтического произведения далеко не всегда прямо будет повествовать о событиях, свидетелем которых ему довелось быть. Чаще его воображение просто создает образные картины, созвучные настроению данной эпохи. В данном случае свидетельством времени является сама атмосфера стихов, создаваемая отдельными поэтическими образами.
Одним из показателей исторического бытия в литературе можно считать поэтические образы движения, отражающие законы, по которым идет развитие и взаимодействие в художественной реальности и в сфере духовного восприятия мира. Анализируя образы движения, определяя наиболее распространенные в данное время в поэзии мотивы, можно сделать выводы о сложившемся в обществе отношении к действительности. Если же учесть, что многие события общественной жизни были подготовлены долгими поисками истины, размышлениями, а также смутным предощущением и ожиданием перемен, то в художественных образах порой можно угадать и будущее. Все перемены в обществе предопределены отношением к действительности, которое, в частности, можно узнать в представленной в поэтических произведениях картине мира, в присутствующих в ней образах движения.
Хотя в процесс бурных исторических событий, потрясших в 3040-е годы всю Европу и мир, были вовлечены все славянские страны, политическое положение, в котором оказалась каждая из них в период второй мировой войны, было различным. Общая военная и политическая ситуация в это время менялась постоянно и очень быстро, находясь в прямой зависимости от хода боевых действий и включения в него всё новых стран и армий, от успеха или неуспеха тех или иных военных кампаний, от организованных действий сил сопротивления в оккупированных странах. По этой причине духовное состояние общества в разных славянских странах в разные периоды войны было различным. Рассматривая поэтические произведения, написанные в это время, мы не можем этого не учитывать. Однако очевидно, что в любом случае особую важность для поэта приобрела проблема отношения человека к миру, наполненному жестокостью и несправедливостью. Родина перед лицом немецкой экспансии, человек во враждебном, разрушающемся мире, жизнь и смерть, геройство и трусость, благородство и малодушие - эти мотивы, столь характерные для
лирики военных лет, встречаются в поэзии всех рассматриваемых нами стран и ярко передаются в образах движения.
Ощущение наступления войны как страшной, разрушительной силы отражается в образе всеобъемлющего прямолинейного движения. Оно часто несколько замедленно, что подчеркивает тяжесть и огромную силу военной стихии. Характерным здесь является и подчеркнутая широта пространства. Подобные образы характерны, прежде всего, для поэзии стран, непосредственно вовлеченных в военные действия. Однако в чешской и словацкой поэзии мы также встречаем картины боев, правда прямолинейное движение здесь присутствует значительно реже.
Атмосферу ужаса и смерти передает обычно движение беспорядочное и резкое, характерное для военной поэзии всех стран. Пространство в данном случае также открыто и безгранично. Большая скорость, отсутствие четкой цели подчеркивают беспокойство. В вышедшем из равновесия, полном страха мире ломаются привычные представления о времени и пространстве.
Отступление от естественных законов жизни выражалось в образе охватившего весь мир бешеного, беспорядочного движения. Нарушен естественный порядок вещей, всё распадается на части и с неудержимой скоростью разлетается в разные стороны.
Медленное, однообразное движение также характерно для лирики военного времени. С ним связаны разочарование, тоска, душевные и физические муки. Пространство, в котором находится человек, кажется огромным и холодным. С ощущением безнадежности и наступления смерти связан и мотив падения, медленное движение вниз. Иногда движение и вовсе останавливается. Лирический герой в поэзии военных лет ощущает себя частью огромного разрушающегося и умирающего мира. Отсюда возникает острое желание осознать свое место в нем. Часто появляется мотив блуждания человека по миру, создающий ощущение одиночества. Цель, к которой движется герой в таком холодном и чуждом пространстве часто представляется призрачной или слишком далекой, а часто и вовсе не ощущается.
Однако не менее часто в поэзии военных лет герой вовлечен в общее движение мира. Вместе с тем встает вопрос о человеческой сущности вообще. В поэзии появляется образ сверхчеловека, мощного, созданного из металла, грозно идущего по земле и всё разрушающего. Позиция и оценка героя, однако, может быть и иной. В стихах, посвященных героической борьбе, человек
неудержимо движется вперед, противодействуя враждебным силам. Даже пространство здесь расширяется, а движение кажется бесконечным. Устремленный вперед герой способен увлечь за собой мир.
Основная черта поэзии военных лет - острое ощущение включенности человека в жизнь и движение мира, особое чувство сопричастности всему происходящему.
Поэзия первых послевоенных лет в славянских странах отмечена двойственным чувством. Радость от победы над фашизмом, ощущавшаяся в проникнутых пафосом борьбы стихах, соседствовала с воспоминаниями о понесенных потерях, с болью утрат и чувством страха перед человеческой жестокостью. В поэтических произведениях ощущалась незатухающая боль, присутствовали раздумья о будущем, о долге живущих. Двойственность чувств находит отражение и в поэтических образах движения. В героических произведениях человек объединен в своих устремлениях со всем миром. Движение героя и его единомышленников мощно и прямолинейно.
В то же время совсем иным представляется движение в мире, казалось бы, чудом уцелевшем в огне. В природе, к образам которой обращаются послевоенные поэты, присутствуют грусть и медленное, едва заметное движение. Жизнь и смерть часто находятся рядом в стихах того времени.
Если мир, пробуждаясь, постепенно приходит в движение, то герой, как бы разочаровавшись в действительности, далеко не всегда находит в себе силы идти дальше. Иногда он просто теряется в изменившемся мире. Ощущение неподвижности усиливают и воспоминания, относящиеся к прежним далеким временам, когда всё было полно жизни. Вместе с тем довольно часто возникает и мотив возвращения героя, который, однако, сам после пережитых лет ощущает себя другим.
Однако с возрождением мира к человеку постепенно возвращается радость бытия, и движение становится всё более интенсивным. Поэты стремятся найти прекрасное в обыденной жизни: в мире в целом и в каждой его частице. Образы становятся всеобъемлющими, и даже малое воспринимается не иначе, как часть огромного пространства.
Вместе с тем, говоря о поэтических тенденциях в первые послевоенные годы, нельзя не отметить влияния на них и внелитературных факторов. Особенно это относится к западнославянским странам, где в то время произошли крупные
политические перемены. На учредительном съезде Союза писателей ЧССР (1948) и на съезде Профсоюза польских литераторов (1949) был провозглашен метод соцреализма, представлявшийся тогда единственно возможным. Наивное стремление соединить в творчестве идеал социальной справедливости с реальностью, а также подчинение литературы идеологии привели к значительному упрощению образа мира в соц-реалистических художественных произведениях. Вместо сложного и неуверенного движения человеческой души, поиска героем пути в обновленном мире ощущается "прямолинейная поступь эпохи". Цель, к которой стремится герой, масштабна, но при этом ее . выбор определен не самим человеком, а объективным ходом истории. Герой лишь вписывается в общее движение.
Перемены произошли только к середине 50-х годов, когда в литературных , произведениях вновь зазвучала тема взаимоотнощений человека и мира. Ход истории стал пониматься как результат деятельности людей, а не некого, подобного машине, общественного организма, в котором человек оставался незамеченным. Герой играл активную роль, сам создавал условия, в которых жил. Его величие подчеркнуто "космическими" образами солнца, звезд, неба, вселенной. В движении героя, устремленного ввысь, в облака или идущего прямой дорогой по земле, чувствуется уверенность и сила. Так поэзия утверждала созидательную роль человека в жизни.
В безграничном пространстве, которое постигает человек, и скорость становится невероятно высокой - столь сильны чувства и устремления героев. Ощущение присутствия зла в мире не подавляет героя. Его сила достаточно велика, а нравственная позиция побуждает его встать на путь борьбы.
Литературный процесс в славянских странах в 50-е - начале 60-х годов был определен начавшимся с конца войны осмыслением проблемы человеческого существования на земле. Переход от медленного, едва заметного ритма возрождающейся жизни к сложному и многообразному движению мира, к деятельной позиции человека в процессе созидания и в решении глобальных нравственных проблем говорит о преображении сознания людей в первые послевоенные десятилетия.
Однако если первоначально возможности человека кажутся неограниченными, а движение носит характер полета или стремительного порыва, то к середине шестидесятых годов понимание взаимоотношений героя с миром постепенно меняется.
Воля личности постепенно уходит на второй план. Более важными становятся естественная среда, время и культурное пространство, в которых находится герой. Поэзия создает портрет "нагого человека", лишенного исторических и идеологических определений и одновременно рассматривает философские аспекты бытия в быстро меняющейся действительности. Поэтические образы создают ощущение растворен-ности внутреннего мира лирического героя во внешнем мире.
Отказ от всего искусственного, созданного цивилизацией, утверждение множественности связей человека с естественным миром привело к усложнению поэтического образа движения. Герой всё реже беспрепятственно идет или летит по прямой. Его скорость также несколько замедляется. Соотнося свой путь с движением в мире, человек задумывается над жизненными законами. Отсюда ни одно действие героя не кажется произвольным. Очень часто в поэзии возникает мотив движения назад, старым путем. Для осознания своего бытия герою порой необходимо вернуться домой, в родные места, к первоистокам. Ощущая вечность движения мира, герой желает найти в нем успокоение.
Герой, постигающий законы жизни, находит в мире не только гармонию. Однако если в поэзии 50-х - начала 60-х годов зло виделось как глобальная разрушительная сила, то теперь оно так же, как и всё в мире, включено в единый круговорот.
Чтобы занять свое место в мире, герой ищет жизненные ориентиры. Он отстаивает свой путь, свою индивидуальность, однако она проявляется в тесной связи с миром. В отличие от стихов конца 50-х - начала 60-х годов, "величие" и мощь человека мешают его движению. Часто возникает мотив блуждания и потерянности в жизни, мотив одиночества. Ошибочная или неясная цель уводит героя в сторону.
Образ искаженного движения встречается чаще в поэзии 70-х годов. Прямолинейное движение объекта часто прерывается или замедляется.
В жизни человеку мешает всё искусственное, противное природному естеству. Сложное, часто искаженное движение £ поэзии характеризует непростые взаимоотношения героя с миро>,( людей. Только в мире природы человек находит покой I уверенность в себе. Намечается конфликт между героем I обществом.
В 80-е годы внутренние связи в поэтической реальности становятся еще более сложными, а следовательно, и образ движения приобретает еще более многообразные формы. Поэзия выступает за сохранение основных жизненных ценностей. И общий круговорот жизни, и малейшие изменения в мире остро ощущаются лирическим героем современной поэзии, который и сам мучительно ищет свой путь. Картина мира в значительной степени искажена, что отвечает внутреннему состоянию лирического героя. Нарушается привычный образ движения. Звучат трагические мотивы.
Движение героя также говорит о многом. Он либо уходит от действительности, либо мечется в поисках идеала, ошибается и возвращается назад, чтобы начать путь снова. Обретя свой идеал, герой встречает ожесточенное сопротивление враждебных сил. Жизнь требует от него большого мужества, твердости и верности себе. Так постепенно в переломный момент истории народное сознание обращается к традиционному романтическому типу героя. Порой это герой-одиночка. В этом случае мы встречаемся с мотивом одинокого протеста и уходом ("возвращением") в себя. В других случаях, когда для национальной традиции характерно единение героя с народом, движение направлено не внутрь, а вовне.
Поэтический образ движения, отражающий суть духовных процессов, позволяет, уйдя от рассмотрения, порой с чисто формальной стороны, различных литературных течений и направлений, обнаружить то общее, что объединяет как поэтическое творчество, так и общественную жизнь традиционно близких стран.
При анализе общих явлений в литературном процессе ряда этнически и культурно-исторически близких стран удалось выявить общие законы, присущие поэтическому слову в определенные периоды времени. Образы, созданные поэтами этих стран, рисуют модель мира, в которой образ движения выполняет функцию показателя отношений общества и поэта, в частности, к действительности. Образ движения также отражает отношения, возникающие внутри этой действительности, между отдельными частями мира. В известной степени он является выражением законов развития.
Итак, образ движения включает в себя:
- объект движения, который взаимодействует с другими объектами, а также личностью самого поэта;
- пространство и время движения объекта;
- зависящие от качественных характеристик времени и пространства параметры движения (направление, цель, скорость);
- законы, по которым осуществляется движение.
Анализ образа движения в произведениях определенного исторического периода дает возможность понять изнутри сущность событий данной эпохи через отношение общества к происходящему. Становится ясной мотивация поступков людей, а следовательно глубинный смысл самих событий. Таким образом, поэтическое произведение становится важным свидетельством времени и барометром грядущих событий.
Материалы диссертации изложены в следующих публикациях:
1) Динамика времени в новейшей польской, белорусской и русской поэзии// Беларуска-руска-польскае супастауляльнае мовазнауства 1 лгтаратуразнауства. - Вщебск, 1994,- Т. 1.- С. 122125.
2) Образы движения в новейшей русской и польской поэзии// Польская духовность в контексте культурной и научной жизни Санкт-Петербурга.- СПб, 1994.- С. 25.
3) Образы движения во времени и пространстве в славянской поэзии 40-80 годов// Актуальные проблемы славянской филологии,- М.: 1993.-С. 133.
4) Отражение жизненных процессов в образах движения в послевоенной словацкой поэзии// Вестник Санкт-Петербургского университета.- 1995.- Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. - Вып. 2.- С. 82-88.
Подписано к печати 7.05.96 Заказ 125 Тирах 100 0б»ем 1,5 п.л. Ц0П СПГ7. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова,6.