автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Образ Имама Хусайна в таджикском фольклоре и письменной литературе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ Имама Хусайна в таджикском фольклоре и письменной литературе"
На правах рукописи
Сайдалиев Хуршед
ОБРАЗ ИМАМА ХУС АЙНА В ТАДЖИКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ И ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СпецмалыюстьЮ.01 09-Фольклористика
Автореферат
диссертации иа соискание ученой степени кандидата филологических наук
Душанбе-2003
Работа выполнена в Отделе Среднего Востока Института востоковедения и письменного наследия Академии нау$ Республики Таджикистан
Научный руководитель:
кандидат филологических наук Ахрори Зохнр
Научный консультант:
доктор филологических наук, член-корреспондент Академии наук Республики Таджикистан Назрнев Джурабек
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук Тклавов Бозор кандидат филологических наук Миров Туйчи
Ведущая организация: Таджикский государственный
национальный университет
Защита состоится «II? » года в «_» часов на за-
седании диссертационного совета Д 047.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 21).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33).
Автореферат разослан « А » года
Ученый секретарь
диссертационного совета Шодикулов X.
шш
2004-4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Исследование образа выдающейся личности ислама имама Хусайна, сына имама Али и внука пророка Мухаммада, в отечественной фольклористике и литературоведении не проводилось до настоящего времени по определенным идеологическим причинам. Несмотря на это таджикские фольклористы собрали достаточно обширный материал, относящийся к данной теме, и в настоящее время в отделе фольклора Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан существуют неизданные до сих пор варианты произведений устного творчества посвященные имаму Ху-сайну.
В представленной диссертационной работе впервые в монографическом плане рассматривается образ имама Хусайна в таджикском фольклоре и письменных источниках.
Особое внимание в диссертации уделено песням и преданиям, сказкам и легендам, в которых рассказывается о скорби таджикского народа по поводу злодейского убийства святого Хусайна от рук врагов ислама. Это трагическое событие стало причиной появления целого ряда траурных песен, легенд и сказаний, которые исполняются во время соответствующих церемоний. Произведения устного народного творчества такого рода являются очень важными в отражений сознания и культуры таджиков и других персоязычных народов, их мировоззрения и безусловно обогащают народные обычаи и обряды. Это обстоятельство мы и выдвигаем главным аргументом в пользу научной значимости рассматриваемой темы.
Актуальность темы заключается также в том, что произведения, написанные об имаме Хусайне, будучи религиозными по своей сути, имеют в то же время познавательное, воспитательное и художественно-эстетическое значение. Они с интересом слушаются, заучиваются наизусть, большим уважением пользуются и народные сказители, бибихалифа, которые играют особую роль в распространении таких произведений.
Рис ь шьная
БИБЛИОТЕКА С.Петерб>рг 20<»УРК
Степень изученности проблемы. Событие гибели имама Хусайиа в Карбало (680 г.) создало широкую сферу научных споров среди поэтов, писателей, историков, путешественников и литературоведов. Самыми первыми данными об имаме Хусайне, которые мы использовали в своей работе, располагают хадисы пророка Мухаммада (1,19), «Таърихи Табари» (2) и труд Мухаммеда ибн Ховандшоха «Равзат-ус-сафо» (3,58). В упомянутых источниках говорится лишь о политической и исторической обстановке, предшествующей данному событию, с описанием картины убийства имама в Карбало.
В труде Мавлана Хусайна Ваиза Кашифи «Равзат-уш-шухадо» более подробно рассказывается об имаме Хусайне с использованием различных преданий и стихов по поводу его смерти (4).
Попытка этих авторов достойна внимания, однако материал, представленный в их трудах требует научного осмысления, в частности, его языковых, фольклорных, этнографических и других аспектов.
В реферируемой работе предпринята попытка анализа письменных источников в сравнении с произведениями устного народного творчества об имаме Хусайне. Спустя несколько веков Карбало, где Хусайн принял мученическую смерть, стала цветущим краем и местом паломничества верующих. Ежегодно в месяц мухаррам ег^ сторонники совершают траурную процессию и организуют всеобщие траурные дни, о чем еще в VII в сообщали в своих путевых заметках западные путешественники—голландцы Адам Олеарий и Ян Стрейс (5.16).
Русские ученые, в частности С.М.Марр, описывают драматические события, нашедшие отражение в траурных мистериях по поводу гибели имама Хусайна в месяц мухаррам в Исфахане и Тегеране (5,20). Другой русский востоковед и журналист О. Герасимов, посетивший в 70-е годы Карбало, пишет о большом скоплении народа вокруг могилы Хусайна , где, по его словам, построена большая мечеть (5,24).
Не обошли вниманием события в Карбало выдающиеся ученые В.В. Бартольд (6,108) и Б.Г.Гафуров (7,31), таджикский исследователь A.A. Шамолов в своей книге «Машхади Ризо» (8,7379) говорит об имаме Хусайне и описывает причины его выезда в Куфу и мученической гибели. Фольклорист Р. Раджаби в «Образцах фольклора таджиков Шахрисабза и Китаба» сообщает о традициях и обрядах таджиков названных местностей, посвященных этим событиям (9,67—110).
В процессе исследования мы использовали все эти материалы, сравнив их с фольклором таджиков других регионов. В диссертации всестороннему исследованию подвергнуты фольклорные произведения, бытующие среди таджиков разных районов Таджикистана, в частности, Варзоба, Хатлонской области (Балд-жуван, Ховалинг, Вахш), пригорода Душанбе и Горного Бадах-шана.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей диссертации являются определение и осмысление основных тенденций в воссоздании образа имама Хусайна в таджикском фольклоре и письменных источниках. В связи с этим в работе предпринимается решение следующих задач:
1.Обобщить все имеющиеся источники (исторические, религиозные, литературные, фольклорные), касающиеся исследуемого вопроса, выявить причины и факторы появления религиозного культа имама Хусайна.
2. Воссоздать историю жизни и смерти имама Хусайна в контексте социально-исторической и духовной обстановки той эпохи на основе письменных памятников и произведений устного творчества таджикского народа.
3. Показать общность и отличия письменной и устной традиции в изображении личности Хусайна и канонического сюжета, связанного с событиями в Карбало.
4.0пределить стиль и метод изображения образа имама Хусайна в произведениях устного творчества, выявить своеобразие элегических мотивов в таджикском фольклоре, связанных с темой его гибели.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что образ имама Хусайна не был исследован в устном народном творчестве таджиков как в самом Таджикистане, так и в Центральной Азии. Впервые на основе сопоставительного анализа воссоздается образ имама Хусайна в произведениях различных жанров устного народного творчества, выявлены характерные черты этой почитаемой в народе личности, воплощенные в рассказах и сказаниях, исторических источниках и в произведениях поэтов.
Особенности создания образа имама Хусайна в определенной степени выявили общие тенденции, характерные для литературной традиции и устной словесности. Безусловно, изучение фольклорных и историко-литературных мотивов, связанных с этим популярным в народе образом, дает представление о путях развития духовной жизни общества.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы определяют принципы научного познания действительности, фундаментальные исследования в области фольклористики и мирового культуроведения. В процессе исследования мы, в основном, опирались на труды отечественных фольклсристов, а также российских иранистов с привлечением новейших сравнительно-исторических методов анализа.
Объектом исследования в диссертации является образ имама Хусайна, внука пророка Мухаммада, сына Али в устном творчестве таджикского народа и в письменных источниках.
Источниковая база исследования. В работе использован обширный круг исторических и литературных памятников и научных трудов. К наиболее значительным из них можно отнести «Таърихи Табари» Мухаммада ибн Джарира Табари, «Равзат-ус-сафо» Мирхонда и «Равзат-уш-шухадо» Хусайна Ваиза Кашифи (рукописный вариант).
В диссертации также по мере необходимости привлекались труды русских ученых В.В. Бартольда, С.А.Арз^понова, Н.Л.Жуковской и др.
В целях дополнения темы использованы также исследования иранских ученых, в частности, Сайд Мухсина Амина. К анализу широко привлекались образцы устного творчества, собранные в Таджикистане и среди таджикоязычных жителей Узбекистана, которые впервые вводятся в широкий научный оборот.
Практическая значимость работы заключается как в более полном привлечении к работе и осмыслении в ней материалов, собранных автором диссертации в разных районах Таджикистана, так и в возможности использования выводов и положений работы в дальнейших исследованиях персоязычного устного творчества и письменной литературы агиографического (житийного) жанра. Материалы диссертации могут быть использованы также при изучении элегических мотивов в фольклоре и литературе, чтении курсов истории фольклора и персидско-таджикской литературы, исламоведения и культуры ираноязычных народов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании Отдела Среднего Востока Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан (протокол № 8 от 26.11. 2002 г.) и Отдела таджикского фольклора Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан (протокол № 1 от 03.01.2003 г.), где была рекомендована к защите.
Основные положения и выводы работы отражены в двух брошюрах и одной статье автора, список которых приводится в конце автореферата, а также в ряде выступлений на республиканских научных конференциях (2000—2001).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее изученности, структура работы.
Первая глава—«Исторические, литературные источники и фольклорные произведения об имаме Хусайне» —содержит све-
дения об исторических, литературных и фольклорных источниках, так и или иначе связанных с именем имама Хусайна.
Абуабдулла Хусайн ибн Али был одной из выдающихся личностей исламского мира, внуком пророка Мухаммада, сыном Али ибн Абу Талиба и третьим имамом шиитов-имамитов. В исторических трудах, как шиитских, так и суннитских, он изображается борцом за справедливость и чистоту ислама. В них описывается, в частности, его трагическая гибель с 72 сподвижниками в долине Карбало в 680 году в результате неравной схватки. Исторические и литературные источники, в которых представлена личность, жизнь и религиозно-политическая деятельность Хусайна, весьма многочисленны. Очень много о жизни духовного лидера рассказывается и в устном творчестве. В данной главе мы прежде всего приводим слова пророка Мухаммада о своем внуке имаме Хусайне (1,19). Как источник заслуживает доверия «Таърихи Табари», где приведены достоверные и конкретные данные о нем. Мухаммад ибн Джарир Табари в отдельной главе «Слово о поездке имама Хусайна в Куфу и история, которая там произошла» дает правдивые сведения о событиях, произошедших в долине Карбало (2,2943).
Необходимо подчеркнуть, что указанное произведение неизменно привлекалось в дальнейших исследованиях, которые предпринимались в этом направлении историками, теологами, литературоведами, фольклористами и т.д. Благодаря «Таърихи Табари» рассказы, истории, легенды, притчи, посвященные имаму Хусайну, получили широкое распространение в народе, способствовав, таким образом, появлению новых сказаний, о которых будет идти речь в отдельной главе. Тем не менее мы посчитали необходимым также остановиться на других научно-литературных источниках, упоминающих имама Хусайна. Среди них—«Равзат-уш-шухадо» Мавлана Хусайна Ваиза Кашифи, занимающий особое место среди других научно-литературных памятников. Автор книги проделал значительную работу, собрав и обработав древние прозаические и поэтические произведения о детстве и юности имама Хусайна. Он привлекает внимание лю-
дей и к трагическому событию, связанному с его гибелью, приводя в своей книге интересный материал на эту тему:
Если в действительности эта земля называется Карбало,
Здесь наш дом «карб» и «бало».
И только здесь поднимают меч против потомка пророка,
И только здесь траур у «пятерых благочестивых»1 (4,152) Необходимо отметить, что Хусайн Ваизи Кашифи, пользовавшийся надежными источниками, среди которых «Канз-ул-гароиб», «Нур-ул-аима» и др., изобразил произошедшие события более подробно, чего не наблюдается в «Таърихи Табари» и «Равзат-ус-сафо» Мухаммада ибн Ховандшоха.
Другой труд, рассмотренный в диссертации, называется «Дур-ул-маджолис» Хазрата Сайфа Зафари Бухорои. В данном произведении, состоящем из 33 глав, автор попытался изложить историю отравления брата имама Хусайна—имама Хасана. Здесь же он приводит краткие сведения о событиях в степи Карбало и смерти Хусайна. Автор на основании рассказов и устных сведений приходит к заключению, что гибель Хусайна—это божья воля и, якобы, об этом было известно пророку (10,110—111).
Следующим источником, ставшим объектом нашего исследования, является труд «Иршод-ут-талибин». В главе «Рассказ о Язиде» автор концентрирует внимание читателя на причинах гибели имама Хусайна и достоверно, без всяких прикрас, описывает произошедшее событие. В исторических и литературных трудах сведения о гибели Хусайна несколько противоречивы. Однако в «Иршод-ут-талибин» данные события описаны достаточно точно. Согласно этому источнику, проклинать Язида—большая ошибка. На вопрос: «...допустимо ли высказывать в адрес Язида проклятие?» —следут ответ: «нет», т.к. он из числа людей «кибла» (т.е. мусульманин—С.Х.). Хотя он поднял оружие против члена семьи пророка, он назван непокорным, но не кафиром (неверным). А тот, кто посылает ему проклятия, по словам имама Аъзама, ста-
1 Здесь и далее стихотворные примеры и цитаты даются в подстрочном переводе.
новится «рафизитом» (11,251). Здесь следует отметить спорность трактовки данного вопроса. Более определенно он раскрыт в другом источнике—«Рахнамуди суннат дар радди ахли бидъат» Абулфазла Баркаи. Автор произведения—суннит и хочет неопровержимо доказать, что самое плохое—это сеять вражду между мусульманами. Вопрос о выступлении имама Хусайна в сторону Куфы и отношении местного населения к Язиду определяется следущим образом: «Потом выяснилось, что точка зрения тех (людей, подобных ибн Аббасу, Абдуллаху ибн Омару и др), которые боялись выступления Хусайна в сторону Куфы и уговаривали его не верить куфитам и не ехать к ним, оказалась верной, и в его выступлении не было пользы ни для религии, ни для мира, а это была победа кучки непокорных над родом посланника Бога. Намерение имама добиться победы миром и искоренить зло не принесло плоды» (12,222). События гибели Хусайна нашли очень быстрое распространение в мусульманском мире, вызвав волну протеста среди его последователей и получив различные толкования. Язида называли «убийцей», «подлым» и «злосчастным».
Краткие сведения об имаме Хусайне, его образе жизни, семействе пророка, его родных и близких приводятся в книгб «Имам Хасан и имам Хусайн» известного ученного Сайда Мух-сина ибн Абдулкарима ибн Мухаммада ал-Хусайни. Достоинством этого труда является то, что автор сообщает факты о членах семьи Хусайна, его жизни и бытии, а также о кровавом событии и трагической гибели мученников Карбало, используя при этом вызывающие доверие исторические данные.
Интересные и важные данные содержит книга египетского ученого Taxa Хусайна «Али и его дети» (13). Taxa Хусайн—суннитский ученый, но события в Карбало описаны им, на наш взгляд, очень убедительно. В его исследованиях не наблюдается религиозного фанатизма, а его суждения беспристрастны. Например, о характере и поведении своих героев он пишет: «... эти два брата, Хасан и Хусайн, по характеру и поведению были противоположны друг другу. Хасан был спокойным, мягким и тактичным и в силу этих качеств с отвращением относился к войне и
кровопролитию, предпочитая мир. Однако Хусайн, как и его отец Али, был очень настойчив, когда дело касалось справедливости, а Хасан не вмешивался в дела, которые непосредственно его не касались. Хусайн же не был доволен миром между Хасаном и Муа-вия и открыто выразил свой протест, Хасан пригрозил ему, что до заключения мира закует его в цепи» (13.218). Автор специально обращает внимание на тот факт, что Хусайн в отличие от Хасана не имел много жен и ему не нравилась роскошная, спокойная жизнь; он не стремился к тому, чтобы завоевать любовь окружающих, и был очень строг к себе и к другим (13, 219).
Следует упомянуть, что имам Хусайн стал жертвой тех политических интриг, которые существовали до распространения ислама между арабскими племенами. Однако его гибель действительно стала большой трагедией для мусульман, и каждый исследователь по-своему излагает свои суждения по этому поводу.
Личности имама Хусайна, тем или иным событиям, связанным с его именем, посвящено большое количество стихов ряда персоязычных поэтов. В творчестве Фаридуддина Аттара, Ахмада Джами, Фитрата Зардузи Самарканди и, наконец, Абулкасима Лахути и других в так или иначе упоминается имам Хусайн и воссоздается его образ. В этих произведениях он описывается как борец за свободу, справедливость, правду, как благородный защитник чести и достоинства, он непоколебим в достижении поставленной цели. Именно эти благородные качества характера привели имама Хусайна к мученической смерти. Шейх Аттар приводит такие слова о его достоинствах и величии:
Имам, который затмевает даже солнце, От неба до земли единственный—имам Хусайн. Подобно солнцу стал царем вселенной, Девять чистых потомков дал миру (14,34).
Кроме историографических, литературных и религиозных источников, большой интерес для нас представляют фольклорные материалы, в которых представлена народная трактовка ин-
тересующих нас событий. Среди таджиков бытует целый ряд элегий и песен, где оплакивается гибель имама Хусайна. Помимо рассказов и преданий широкое распространение в народе получили касыды, газели, строфические стихотворения с припевом, четверостишия и месневи на эту же тему. В заключении главы приводятся образцы фольклорного творчества и дается анализ их содержания.
Во второй главе диссертации—«Жизнь, борьба и трагическая смерть Хусайна»—на основе исследований отечественных и зарубежных ученых и сведений, почерпнутых из исторических, литературных и фольклорных источников, нами освещается общественно-политическая обстановка эпохи, воссоздаются личность, образ жизни имама, определяются его роль и место в политической и духовной жизни того времени, дается оценка событии в Карбало.
Согласно источникам, имам Хусайн провел свое детство с родителями и с дедом Мухаммадом. В 56-летнем возрасте он вкусил чашу мученичества. В главе на основе исторических данных исследуется процесс развития противоборства между имамом Хусайном и Язидом, закончившегося смертью имама.
В литературных и исторических трудах в определенной степени исследованы причины и обстоятельства борьбы Хусайна и его сторонников против Муавия и его сына Язида, использовавших любые средства в политическом противоборстве с Али и его сыновьями Хасаном и Хусайном. Как известно, имам Хасан в результате коварства Муавия был отравлен ядом. Согласно завещанию имама Али, имамат перешел от Хасана к Хусайну. К тому времени общая обстановка в стране была нестабильной, внутренние политические распри в арабских регионах усиливались. Арабские племена омейядов—сторонников убитого халифа Османа ибн Аффана—имели большой перевес в политической власти и соответственно больше сторонников, что сказывалось на положении окружения Али. Муавия ибн Абусуфиян умер в 60 г. хиджри, объявив наследником Язида.
Особый авторитет имама Хусайна среди мусульман, уважение к членам его семьи способствовали тому, что Муавия еще до своей смерти приказал сыну Язиду, чтобы он заручился поддержкой Хусайна ибн Али , Абдуллаха абн Зубайра, Абдуллаха ибн Омара и Абдуррахмана ибн Абубакра. Получив власть, Язид разослал письма всем авторитетным деятелям ислама, в том числе и Хусайну, чтобы они поддержали его как халифа и присягнули ему на верность. Однако имам Хусайн категорически отвергает это предложение, заявив, что «если над мусульманами будет властвовать человек, подобный Язиду, то будущее ислама—печально и опасно» (1,116).
Согласно источникам, имам Хусайн 28 месяца раджаба 60 г. хиджри прибыл со своей семьей из Мекки в Медину, где находился 4 месяца и 5 дней. За это время от жителей Куфы, в том числе от Хабиба ибн Музахира, Сулеймана ибн Саъда и других противников Язида, поступили многочисленные письма о том, что они хотят видеть халифом имама Хусайна. В ответ тот направляет в Куфу Муслима ибн Акила с тем, чтобы выяснить реальное положение вещей.
Как сообщается в «Таърихи Табари» , после смерти Муавия и вступления на пост халифа Язида большинство жителей Куфы, в особенности шииты этого региона, были недовольны его правлением. Именно они писали письма Хусайну ибн Али, жившему в Мекке после мученической смерти своего отца Али и брата Ха-сана, в которых говорили о своей верности ему и просили его возглавить халифат. Вот как пишет об этом Сайд Мухсин Амин: «Прошло два дня после отправки первого письма, и они направили в Мекку другую группу под предводительством Кайса ибн Мухсира Сайдави, Абдуррахмана ибн Абдуллаха и Аммора ибн Абдуллаха со ста пятьюдесятью письмами, в каждом письме были подписи знатных людей Куфы»(1,154).
Однако имам не отвечал на письма жителей Куфы. «Однажды до имама дошли 600 писем, но даже когда число их достигло 12 тысяч, ответа на них не поступало» (1,155). Имам Хусайн все же направил в Куфу сына своего дяди Муслима ибн Акила с це-
лью о лакомиться с обстановкой и решить, как ответить на письма своих сторонников. После прибытия в Куфу представителей имама Хусайиа правитель Куфы Нуъман ибн Башир предупредил народ, чтобы все вопросы сподвижников имама Хусайиа решались мирным пуп ем и чтобы не пролилась невинная кровь. Однако эти наставления и просьбы не устраивали сторонников Язида, который назначил правителем Куфы Убайдуллаха ибн Зияла, имевшего давнюю вражду с семейством пророка, в связи с чем расценил свое назначение как возможность досадить ему. Он оделся в одежды, похожие на одежды Хусайна, и со своими спутниками вошел в Куфу. Думая, что это имам Хусайн, народ приветствовал его такими словами: «Добро пожаловать, о сын посланника Бога!» (2,2931). Разочарованию Убайдуллаха не было предела.
В этой части диссертации подробно исследуется факторы и причины неравной войны сподвижников имама Хусайна с врагами. На основе достоверных источников каждый эпизод этих событий рассматривается в отдельности. В неравной борьбе погибли дети Хусайна: Алиакбар на поле битвы, а младенец Абдул-лах—от стрелы врага. В живых остался лишь один сын имама Зайнулабиддин, которого называли Али-е Авсат. О том как это случилось, подробно сообщается в «Равзат-уш-шухадо»: «В живых с хазратом имамом Хусайном остался лишь один имам Зай-наулабиддин, и тот был тяжело больным. Как только он увидел, что отец остался в одиночестве, выбежал из палатки и поднял копьё, однако из-за болезненной слабости шатался, и тело его дрожало. В таком виде вышел Зайнулабиддин на поле битвы, Имам быстро последовал за ним и сказал: «О Боже, о боже, о сын! Вернись, ведь ты будешь моим наследником, и ты станешь отцом семейства пророка, твой род до дня страшного суда не прекратится. Я назначил тебя своим наместником и оставлю на твое попечение женщин» (4,211).
Затем имам Хусайн сам вышел на поле боя и, героически сражаясь, убил несколько воинов Язида. Сам он получил многочисленные ранения и упал с лошади. Смерть имама Хусайна на-
блюдали несколько тысяч воинов омейядов. Синан ибн Анас предательски вонзил копье ему в спину, а Шумр разрубил голову и отдал Ховли, чтобы тот отнес ее Омару Саъду. Воины Омейядов после мученической смерти имама напали на палатки и разграбили все имущество. Они хотели убить Зайнулабиддина, который лежал в одной из палаток, однако Омар Саъд, вняв просьбам Хамида ибн Муслима и женщин из племени бани Хашима, приказал не трогать его.
Согласно некоторым источникам, после события в Карбало, воины Омейядов покинули поле боя и туда прибыли представители племени бани Асада, жившие в Газария. Они похоронили тела всех погибших, а также тело имама Хусайна. Трагические события в Карбало нашли свое отражение в преданиях и рассказах, а также в песнях и элегиях, широко распространенных среди таджикиского народа.
Третья глава диссертации названа «Образ имама Хусайна в устном народном творчестве и письменной литературе». Как уже было отмечено ранее, жизнь и борьба имама Хусайна, его образ занимают особое место в устном творчестве таджикского народа. Фольклорные произведения об имаме Хусайне, распространенные среди таджиков и других ираноязычных народов, составляют такие жанры, как масневи, газели, рубаи(четверостишия), рассказы, а некоторые из них сочетают в себе признаки нескольких жанров. В диссертации анализируется один из масневи, распространенных среди таджиков,—«Рассказ о том, как Хасан и Ху-сайн были заложниками». Это траурное масневи записано из уст исполнителя народных песен дома культуры Советского района Увалова Мухаммадраджаба. Героями масневи являются имам Али, его жена Фатима и их сыновья Хасан и Хусайн. Автор, описывая достоинства и авторитет этих двух имамов, представляет их защитниками угнетенных, обездоленных людей в этом мире и спасителями грешников и неверных в потустороннем мире. Произведение состоит из 60 бейтов и исполняется в сопровождении музыкальных инструментов.
Прозаический вариант данного сюжета распространен среди таджиков Варзоба, Балджувана, Кангурта, Айни и других регионов Таджикистана, а также среди таджикоязычного населения Узбекистана. В работе материалы, собранные в этих регионах, подвергнуты сопоставительному анализу. Основное содержание произведения сводится к тому, что некий бедный человек задолжал еврею и не смог своевременно расплатиться с ним. Взамен своих денег еврей забирает в качестве залога дочь бедняка. Об этом случае узнал Али и отдал своих двух малолетних сыновей Хасана и Хусайна вместо девушки. Еврей после многократных страшных и необычных сновидений принимает ислам и освобождает детей. В указанном масневи и его прозаических вариантах подчеркиваются уважение и вера в святость Али, его жены Би-бифатимы Захры и их сыновей Хасана и Хусайна. Масневи в большой степени имеет мифологическую окраску, поскольку акцент делается на чудотворстве Али и великодушии его сыновей
Хасана и Хусайна в двух мирах, особенно в день страшного суда,
»
где они выступают в роли спасителей грешников от ада. Следует сказать, что население Таджикистана и большинства таджикоя-зычных районов Центральной Азии относится с особым уважением к имамам Хасану и Хусайну, что выражается, например, в том, что называют своих детей именами Хасан, Хусайн, Фатима, Захра, Али, Хасанали и т.д. Как правило, родившихся блезнецов-мальчиков называют Хасан и Хусайн. Однако такие рассказы и предания неоднородны среди жителей разных регионов. Например, жители Гиссарской долины, в частности, жители пригорода Душанбе, знают иные рассказы, предания, стихотворения, которые мы анализировали в нашей работе.
Рассказывание и исполнение в сопроваждении музыкальных инструментов преданий и историй, масневи и назидательных стихов о пророках и выдающихся деятелях ислама, в частности, об Али, его жене Фатиме и имамах Хасане и Хусайне, являются сложившейся культурной традицией нашего народа. Они исполняются в процессе проведения таких обрядов, как «Бибисешан-бе», «Рождение пророка», «Туй-е хатна» (обрезание), «Мушкил-
кушо». В это время женщины, умеющие читать Коран, после произнесения молитвы читают стихи, восхваляющие пророка и его сподвижников. В работе в процессе анализа образцов фольклорного творчества, в которых восхваляется имам Хусайн, аргументируется познавательная и нравственная ценность этих произведений. Они очень экспрессивны, в связи с чем привлекают внимание слушателей. Например, во время свадебного обряда женщина-мулла (бибиотун) или кто-либо другой читают «Салом-нома» (приветствие), в котором упоминают Хасана и Хусайна, называя их «царями рая»:
.. .что шахзаде Хасану—свету его очей,
Познавшему вкус отравы.
Шахзаде Хусайну- мученнику
Им обоим, этим царям рая, посылаем наш привет2.
Исполнители «Саломнома» упоминают пророка Мухамма-да, четырех праведных халифов—Абубакра, Омара, Османа и Али, Бибифатиму, Хасана и Хусайна, передают им поклон и желают новобрачным счастья, долгой и безоблачной жизни, многочисленных здоровых и благочестивых детей.
Помимо этих рассказов и преданий, в которых воспеваются жизнь и подвиги Хусайна, нами собраны и исследованы также несколько вариантов сказки «Чубак-е сандалвор» («Деревяшка сандаля»). В этой сказке Бибифатима, сидя под деревом у водоема, качает колыбели Хасана и Хусайна. Мы сравнили собранные материалы сказки с вариантами , записанными другими фольклористами. При анализе выяснилось, что образ имама Хусайна проник почти во все жанры устного творчества таджикского народа, где он представлен не как религиозный деятель, а как сказочный герой.
Как было сказано выше, фольклор, в основном, включает такие традиционные жанры письменной и устной литературы, как
2 Рассказчица -Идигул Нодири, 1949 г.р., жительница г. Душанбе, бибиотун.
масневи, газели, тарджебанды, мухаммасы, китьа, рубай, которые исполняют или рассказывают бибиотун, бибихалифа или плакальщицы во время поминания умерших, в день смерти Хусайн, а также в свадебном обряде, и т.п. Происхождение поминальных стихов, обычно элегий, в память усопшего, которые распространены среди ираноязычных народов, в том числе таджиков, уходит в далекое прошлое. Эти произведения, возможно, берут, свое начало от элегии, в который жители доисламской Бухары оплакивают предательское убийство Сиявуша Афрасиабом, сочинив по этому поводу стихи, известные под названием «Оплакивание Сиявуша». В устных поэтических произведениях, относящихся к гибели имама Хусайна, рассказ обычно ведется со слов его матери—Бибифатимы Захры, оплакивающей гибель своего сына, выражая таким образом свое безмерное горе и печаль. Кроме этого, имеются произведения, в которых повествование ведется от имени жены и детей Хусайна. Мы записали марсию у жителя кишлака Зидди Варзобского района Кодирова Хасана, где речь идет от имени жены Хусайна:
.. .Мусульмане, не знаю где мой шах, Друг и утешитель мой где? Где слезы моих окровавленных глаз? Я больна и немощна от того, что ушел Хусайн, Где исцелитель моих болезней.1
Как видно из марсии, жена имама Хусайна—Шахрбону, которая была ему верной и заботливой супругой, горестно оплакивает своего мужа.
В диссертации собранные автором в разных районах материалы даются с примечаниями сказителей или исполнителей. В этой части работы большое внимание уделено анализу содержания и сопоставлению различных жанров устного народного творчества. Мы старались сопоставить происхождение той или иной
1 Рассказчик Кодиров Хасан, 1949 г. р , житель кишлака Зидди Варзобского района
марсии (элегии) с историческими и литературными источниками; показать причины их распространения и появления вариантов.
Наше исследование показало, что большинство траурных песен таджиков связано с гибелью Хусайна. В этих произведениях в меньшей степени показаны сцены войны, а главное внимание уделяется мирским вопросам, говорится о тяжелом положении скорбящих, описывается горе матери, сестер, дочерей и жены имама Хусайна.
Следует отметить, что большое количество рассказов и преданий об Али, Бибифатиме, имамах Хасане*и Хусайне распространены среди таджиков Шахрисабза и Китаба Республики Узбекистан, часть которых представлена в вышеупомянутой книге Р.Раджаби. Согласно рассказу, приведенному им под названием «Легенда о голове Имама Хусайна» (9,67), враги, якобы, хотели разбить голову Хусайна, однако он остался невредим. Как гласит легенда, некий хазрат Султон обменял голову имама Хусайна на голову своего сына. Эта гора до сих пор называется «гора хазрата Султона», и сюда каждое лето стекаются люди для поклонения имаму. Согласно народному поверью, кто семь раз посетит эту гору, тот становится «хаджи».
Сбор, анализ, исследование и публикация народного творчества очень важны для освещения характерных особенностей восприятия этих образов в сопредельных странах, имеющих национальную, языковую и религиозную общность. В связи с этим в диссертации приводятся некоторые мысли и суждения по этому поводу.
В четвертой главе диссертации, названной «Художественные особенности произведений народного творчества об имаме Хусайне», рассматриваются некоторые вопросы специфики художественного оформления произведений на рассматриваемую тему.
Одну из характерных черт таких произведений составляет элегическая форма их изложения. Наиболее отчетливо элегические мотивы проявляются в народной траурной поэзии. Скорбь, вызванная утратой великой личности, создает благодатную почву
для элегического настроения. Причитания и оплакивания имама Хусайна с течением времени оформились в таджикском фольклоре как подлинная народная поэзия.
Мотивы скорби и печали в связи с трагической смертью имама Хусайна нашли своё развитие в произведениях различных жанров, имеющих как общие тенденции, так и свою специфику. Несмотря на характерную для фольклора стереотипность траурных стихов, они, тем не менее, имеют и отличия. В них наблюдаются такие особенности образного мышления народа, как гиперболизация при описании своего объекта, смена чувств и настроений, философская элегичность и религиозная скорбь. Народные авторы пользуются выразительными художественными средствами (восхваление, сравнение, аллегория, метафора) и деталями, делая, таким образом, описание более динамичным и впечатляющим.
Ведущая тема в стихах об имаме Хусайне—жалоби и плач поводу его смерти. Сочинители последовательно излагают трагические события, повлекшие за собой гибель святого. Эта тема приобретает особую остроту благодаря экспрессивно-эмоцианальному стилю, используемому авторами. Например, в песне «Душа матери» («Чони модар») показаны страдания матери, испытывающей невыносимо тяжелые душевные муки, вызывающие сочувствие, сопереживание благодаря, в том числе, и рефрену (о душа матери), усиливающему эти чувства:
Хусайн избранный, о душа матери, Хусайн обезглавленный, о душа матери.
Личное сопереживание усиливает печальный настрой стихов такого рода. Однако своеобразие элегичного мироощущения народа в стихотворениях о гибели имама Хусайна часто проявляется и в том, что лично индивидуальные переживания приобретают общечеловеческий характер, поскольку выражают осуждение зла и насилия:
Наступил судный день в Карбало, О какое насилие произошло в степи Карбало.
Следует отметить, что нами была записана касыда под названием «Вафотномаи Бибифотимаи Захро» в исполнении Идигул Нодири, жительницы г. Душанбе, в которой отчетливо ощущается тенденция к украшению текста и в то же время усилению сюжетности повествования. В этом произведении используются яркие художственные детали, показано окружение героини, что является признаком стремления к беллетризации произведения. Исполнители «Вафотномаи Бибифотимаи Захро» придают касыде впечатляющий эффект, употребляя междометия, авторскую и прямую речь, используя приемы ораторского искусства, индивидуализируя речь персонажей:
Как только появился Азраил и показал себя,
Фатима посмотрела на своих детей и попросила,
Сказала:» О мои дорогие, уходите отсюда,
Приходите на могилу и наблюдайте, что там случится».
Как только они подошли к Сайиду,
Из могилы они услышали возглас.
>
Анализ фольклорной поэзии агиографического плана свидетельствует о близости народной и письменной традиции.
Ориентированные на аудиальное восприятие, такие стихи наполняются особым экспрессивно-эмоциональным духом. Экспрессивность достигается, например, употреблением междометий как в речи исполнителя, так и в прямой речи, используемой им, риторических вопросов, наполненных трагическим пафосом, монологов и диалогов, построенных иногда по всем правилам ораторского искусства. Способы художественного изображения в них (сравнение, восхваление, метафора, гипербола, описание) усиливают поэтическое и психологическое воздействие на слушателей и способствуют быстрому запоминанию исполняемого произведения.
В заключении диссертации даются выводы по проведенному исследованию. Они сводятся к следующему:
1. В фольклорной культуре персоязычных народов значительное место занимают произведения, посвященные легендарным и историческим личностям ислама, которые требуют к себе сейчас не только пристального внимания, но и особого отношения со стороны исследователей. Как известно, фольклор персоя- ^ зычных народов и их письменная литература развивались в рамках мусульманского мировоззрения со своим видением мира, специфическими представлениями об эстетическом и этическом t идеалах. Недооценка произведений на религиозную тему привела
к тому, что накопился целый ряд проблем, без решения которых невозможно создание полной истории национальной культуры.
2. Обзор основных фольклорных исторических, религиозных и литературных источников, в той или иной мере отразивших жизнь и деятельность имама Хусайна, показывает его широкую популярность в народе. Многие письменные источники, обладая характерными чертами агиографической литературы, содержат достоверные сведения, что делает их особенно ценными для современной историографии.
3.Сравнение письменных источников и фольклорных произведений об имаме Хусайне говорит о том, что в подавляющем большинстве письменных памятников образ имама Хусайна несет в себе идеологическую роль, поскольку повествование о имаме служило, прежде всего, апологетическим целям и имело политическое значение.
4. Исследование образцов устного творчества, собранных автором диссертации и его предшественниками, показало, что образ имама Хусайна проник почти во все фольклорные жанры, где он представлен не только как религиозный деятель, но и как легендарный, сказочный герой. Исполнение преданий, рассказов, масневи и назидательных песен об имаме Хусайне является сложившейся культурной традицией нашего народа. Они исполняются в процессе проведения таких обрядов, как «Бибисешанбе», «Рождение пророка», «Туй-е хатна», «Мушкилкушо».
5. Как показало исследование, основным мотивом в изображении образа имама Хусайна и его мученической смерти являются мотивы скорби и печали. Наиболее отчетливо элегические мотивы проявляются в жанре марсия- в народных траурных песнях. Причитания и плачи с течением времени оформились как подлинная поэзия. В траурных песнях об имаме Хусайне создан образ идеального героя, который характеризуется благородными убеждениями и высокой нравственностью.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Сайид Мухсин ал-Амин. Имам Хасан и имам Хусайн алайхиму- с-салом.-Тегеран,1369 г.х. (на араб, графике), 311с.
2. Мухаммад ибн Джарир ат Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук.-Тегеран, 1352 г.х. (на араб, графике), т. 7, 649 с.
3. Мухаммад ибн Ховандшох. Равзату-с-сафо.т.З, Лакхнав, 1914, 182 с.
4. Хусайн Воизи Кошифи. Равзату-ш-шухадо.(рукопись, на араб, графике). 268 с.
5. Арутюнов С.А., Жуковская Н.М. Святые реликвии: Миф и действительность.-М:ИПЛ, 1987, 110 с.
6. Бартольд В.В. Сочинения, т.6. Работы по истории ислама и арабского халифата.-М: 1966,784 с.
7. Гафуров Б.Г. Таджики (древнейшая, древняя и средневековая история).-Душанбе, 1989,480 с.
8. Шамолов A.A. Машхади Ризо. Душанбе, 1998, 150 с.
9. Рачаби Р. Намунае чанд аз фолклори точикони Шахри-сабзу Китоб.-Душанбе, 2001, 132 с.
10. Сайф Зафари Бухорои. Дуру-л-маджолис (на ар. графике).-Казань, 1898, 128 с.
11. Иршоду-т-талибин. Рассказ об Язиде (на ар. графике),. Ташкент, 1911,403 с.
12. Абулфазл Баркаи.Рахнамуди суннат дар радди ахли бидъ-ат(на араб. графике).-Дели, 1404 х. ш. 488 с.
13. Тохо Хусайн. Али ва фарзандонаш. (на араб, графике).-Тегеран, 1367 х.ш. 215 с.
14. Фаридуддини Аттор. Хусравнома.-Душанбе,1990, 368 с.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях (на тадж.яз.):
1. Имам Хусайн в видении народа.-Душанбе, 2000, 72 с.
2. Имам Хусайн в таджикском фольклоре-Душанбе, 2002,101 с.
3. Образ имама Хусайна в устном творчестве таджиков// Материалы научной конференции молодых ученых АН РТ, посвя-щеной 50-летию Академии наук Республики Таджикистан Душанбе, 2001, с.109—111.
Разрешено в печать 16.11.2003г. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Объем 1,75 усл. печ. лист. Тираж 100 экз. Заказ № 56. Цена договорная.
Отпечатано в типографии издательства "ЭР-граф".
I
>
I I
I
I
I
!
t
РНБ Русский фонд
2004-4 156
i
Текст диссертации на тему "Образ Имама Хусайна в таджикском фольклоре и письменной литературе"
61- iO/fM.2
АКАДЕМИЯМ УЛУМИ ^УМ^УРИИ ТОЧ.ИКИСТОЫ ИНСТИТУТИ III АР К Ш И моей ВА МЕРОСИ ХАТТИ
Ба хукуки дастнавис
Сайдалиев Хуршед
СИМОИ ИМОМ ХУ САЙН ДАР ОСОРИ ШИФОХД В А ХАТТИИ
точдк
Ихтисос: 10.01.09 - Фолклоршиносй
Р и с о л а барои дарёфти дарачди илмии номзади илми филология
Рох,бари илмй:
-номзади илми филология Ахрорй Зох,ир Мушовири илмй:
-доктори илми филология, узви вобастаи АИ Ч,Т Назриев Чурабек
Душанбе - 2003
МУНДАРИЧД
Сарсухан.......................................................................... 3
Боби I. Маълумоти сарчашмахои таърихй, адабй ва шифохд
дар бораи имом Хусайн........................................................ 10
Боби П. Ривоёти хаттй ва шифохд дар бораи вокеаи катли
имом Хусайн...................................................................... 24
Боби Ш. Симои имом Хусайн дар осори хаттй ва шифохди мурдуми точдк.................................................................... 52
а). Тасвири имом Хусайн дар осори насрии шифохди точдк........ 52
б). Тасвири имом Хусайн дар осори назмии хаттй ва
шифохди мардуми точ;ик................................................ 71
Боби IV. Поэтикаи осори хаттй ва шифохии марбут ба имом
Хусайн............................................................................. 99
Сохтор ва вазни ашъори ба имом Хусайн бахшидашуда ......... 114
Хул оса............................................................................. 122
Манобеи илмй.................................................................... 131
САРСУХАН
Рисолаи мазкур ба таджики осори адабии хаттй ва шифохии мардуми точик, ки ба имом Хусайн иртибот дорад, бахшида шудааст. Тадаик; ва баррасии ин мавзуъ ахамияти бузургеро рочеъ ба адабиётшиносй ва мардумшиносй молик аст, яъне тавассути ин рисола маълум мегардад, ки: мардуми точик нисбат ба саркардагони ислом, аз чумла хазрати имом Хусайн эътикоду эхтироми хоссае доштаанд. Faftp аз ин тавассути ин тадкикот нукгаи назари мазхабии мусулмонони точик маълум мегардад.
Вазифаи мухаккики рисола аз тахдики сарчашмахои хаттии марбути; имом Хусайн, ки дар шакли насру назм хеле фаровонанд, иборат мебошад. Гузашта аз ин адабиёти шифохии марбути ин мавзуъро, ки ба тарикд насру назм дойр ба имом Хусайн: фаровонанд, мавриди баррасй карор дода мешавад.
Абуабдуллох Хусайн ибни Алй севумин пешвои имоми маъсум аз хонадони пайгамбари ислом буда, мисли падараш яке аз чехрахои шинохта ва маъруф дар таърихи ислом махсуб мешавад. Имом Хусайн ибни Алй курбони кашмакашхои сиёсие, ки дар асри VI-VH мелодй дар байни кабилахои араб вучуд дошт, гардидааст.
Вокеаи катли имом Хусайн дар Дашти Карбало аввалан ахди байт, хешону наздикон ва тарафдоронашро мотамзада кард, то чое ки онхо дар суги сайидушшухадо аз рузхои нахуст азодорй мекарданд ва таъзияхонй мекарданд. Охдста-охиста ин таъзияхонихо ба маросимхои калони оммавй мубаддал мегангганд. Гарчанде ки халифахои уммавй ба ин маросимхо фишор меоварданд, бо вучуди он рузи катли имомро тарафдорони у к,айд мекарданд ва азо мегирифтанд. Ва рузи катли имомро, ки ба дахуми мухаррам рост меояд, аввалин бор ба таври расмй халифаи Аббосихо Муиззуддин Ахмад ибни Буя дар соли 972-и мелодй дар Багдод ба чашни оммавй табдил дод ва дастур дод, то мардум дар ин руз даст аз кор бикашанд, либоси азо бипушанд ва ба таъзияи сайидушшухадо
бипардозанд.
Бояд кайд кард, ки вокеаи катли имом Хусайн ибни Алй дар хаёти эчодии шоирон, нависандагон, таърихнависон, сайёх,он ва адабиётшиносон як фазой васеъи бахсро ба вучуд овард.
Ч,ашни «Ошуро» ва зиёрати кдбри имом Хусайн, ки хдмасола дар байни дустдорон ва хдводоронаш сурат мегирифт, дикдати олимон, бостоншиносон, сайёх,он ва умуман ахди зиёи Еарбро ба худ чдлб кард. Хднуз дар асри XVII сайёх,они хдландй Адам Олеарий ва Ян Стрейс дар рузномадои худ аз маросими азодории шиъихо дар мохд мухаррам к;айдх,о кардаанд(54,16).
Аммо дар асри XX олимони гарбй, аз чумла, И.Ласси, Т.Лаймем, А.Массе тадкдкотхоеро дар бораи намоишхои таъзиявие, ки дар байни мусулмонон мешуд, ба вучуд оварданд. Олимони рус, аз чумла зану шавх,ар Ю.Н. ва С.М. Марр аз намошюцж драмавй ё фочиавие, ки оид ба имом Хусайн дар мох,и мух,аррам дар Исфахон ва Техрон дар солхои 1925-1926 мегузаштанд, дар асари худ хабар додаанд(54,20).
Дар осори олимони дигар, аз чумла В.В.Бартольд, А.Бертельс ва дигарон зимни вокеаи Дашти Карбало маълумотх,ое ба даст овардан мумкин аст. Инчунин дар осори олимони точик Д.Обидов, М.Бакоев, Р.Рахмонй, Р.Рачабй, А.А.Шамолов ва дигарон баъзе наклу ривоятх,оро оид ба имом Хусайн дучор метавон омад.
Азбаски мардуми мусалмон ва ба хусус мусулмонони форсизабон ба хонадони ахди пайгамбар, аз чумла ба Аливу Фотима ва фарзандонашон -Хасану Хусайн, ки мух,аббати беандоза доштанду доранд, дар бораи мазлумияти онх,о киссах,о ва ривоятх,о эчод намудаанд.
Гарчи аз ин х,одисаи мудхнш ва чонкох, зиёда аз 1300 сол сипарй шудааст, то кунун тавассути киссахо, ривоятх,о, шеъру таронах,о, ки аскаран марсиях,о мебошанд, садои нолаву афгони занону кудакон, сутурони сарафканда, чакочоки найзаву сипархо ва гурзу тегу камон ба гуш мерасад.
Бузургони гузашта бо эчоди силсилаи гуфторхо дар бораи ин пешвоёни
дин, наберахои пайгамбари ислом, чигаргушахои хазрати Алй ибни Абитолиб, сахдаи набарди шахддони корзор, муя ва фазой хешу пайвандон кдссаеро дар лавхи синах,о накш намудаанд ва ин достони гамангезро дар ёду хотири наслхои хар асру замон бокд гузоштаанд.
Азбаски мавзуи рисолаи мазкур «Симои имом Хусайн дар осори хаттй: ва шифохии мардуми точдк» мебошад, натанхо аз сарчашмахои илмй, балки аз бузургтарин манбаи илму фарханг - эчодиёти шифохди мардум низ истифода шудааст.
Саволе ба миён меояд, ки чй боис шудааст, ки номи имом Хусайн ин кадар дар зехду бовари мардуми точик реша давонидааст? Аз нигох ва фикри банда омилхои зерин боис гашта, ки имом Хусайн дар афкор ва зехни мардуми точдк таъсир доштааст:
- Аввал ин ки муддати зиёда аз 1300 сол аст, ки мардуми точдк муътакдди дини исломанд ва имом Хусайн набераи пайгамбари ислом ва фарзанди яке аз хулафои рошидин хазрати Алй (а) аст.
- Дуввум ин ки падари имом Хусайн, хдзрати Алй, яке аз шахсиятхои бузурги таърихии олами ислом махсуб ёфта, бо вижагихои зерин шухрат дорад:
а) Аввалин касест, ки бо пайгамбар намоз хондааст.
б) Домод ва амакбаччаи пайгамбар аст.
в) Шучоътарин мард ва сипахсолори ислом аст, ки дар хама чангхо аламдори паямбар буда, аксарияти голибиятхо дар чангхо бар зидди куффор бо неруи у ба даст омадааст.
г) Олимтарин шахси олами ислом ва сахию чавонмард аст, ки чавонмардон ва фатиён он хазратро пешвои фиркаи хеш медонанд...
- Сониян ин ки хазрати Алй (а), имом Хдсан ва имом Хусайн (а) мазлумона ба шаходат расидаанд.
- Райр аз ин, Абумуслими Хуросонй тибки ривояти имом Чдъфари Содик; пайкари хазрати Алиро аз Начаф ба Балх овардааст.
- Омадани фарзандони ахли байт ба Хуросон, ки дар бисёре аз нукоти
ин сарзамин зиёратгохдои эшон мавчуд аст.
- Мардуми форсизабон ба ин боваранд, ки имом Хусайн домоди хуросониён ва шав^ари духтари Яздигурди Севум - шохд Сосониён аст.
Ин омилх,о сабаб гаштааст, ки чомеъаи исломй хдзрати имом Хусайнро дар калбхои хеш ч;о бахшанд. Таърихнависон ва шоирон зимни вокеаи Дашти Карбало осори зиёде таълиф карданд. Мардуми оддй низ дар бораи имом Хусайн бисёр наклу ривоятх,о ва манзумахои шифохие эчдд намудаанд, ки мо онх,оро дар бобх,ои алохидаи корамон мавриди тахдил карор хохем дод.
Рисола, ки гайр аз сарсухан ва хотима аз чор боб иборат аст, аз мухдмтарин чанбах,ои хдёти имом ва вокеаи Дашти Карбало, нуфуз ва мартабаи рух,онии у дар байни мардум ва силсилаи наклу ривоятх,о ва Китъах,ои шеърй, ки тавассути халк офарида шудаанд, бахс мекунад.
Дар боби аввали рисола аз сарчашмахои илмие, ки дар бораи имом Хусайн аз онх,о маълумотхои фаровон бардошта шуд, сухан рондаем. Асарх,ои боэътимоде чун «Таъриху-р-русул ва-л-мулук»-и Мух.аммад ибни Чдрири Табарй(71), «Равзату-с-сафо»-и Мирхонд(72), «Равзату-ш-шух,адо»-и Хусайн Воизи Кошифй(73) ва амсоли инх,о мавриди таваччух, ва истифода карор доштанд. Дар ин боби рисола баъзе санадх,ои муътамадро, ки дар бораи имом Хусайн дар ин сарчашмах,о мавчуданд, мисолх,ову намунах,о овардаем.
Райр аз ин, мо дар ин боби рисола аз гуфторх,ои шифохие, ки иборат аз наклу ривоёт ва суруду таронахо дар васфи имом Хусайн мебошанд ва дар байни мардуми точдк интишор ёфтаанд, намунахо оварда, ба тахдил и мундаричаи гоявй ва бадеии онх,о пардохтаем. Манобеъи дигаре, ки дар бораи имом Хусайн дар осори манзуми шоирони форсизабон дида мешаванд, мавриди тахдик карор гирифтаанд.
Боби дувуми рисола аз рузгор ва чараёни зиндагии имом Хусайн накл мекунад. Мо дар ин боби рисола дар бораи рузгор, шахсият, рафтору кирдор ва хислатх,ои начиби имом Хусайн маълумот ироа намудаем. Бо
истифода аз сарчашмахои таърихй мо дар ин боби рисола аз вазъи сиёсии хилофати араб ва сабаби ба Дашти Карбало равон гаштани имом Хусайн ва ёронаш таваккуф намудаем. Дар ин кисмат мо бо тафсил аз чараёни вокеоте, ки дар Дашти Карбало рух додаанд, ёдовар шуда, аз набарди хунин ва нобаробарие, ки байни сипохиёни сершумори уммавй бо теъдоди начандон зиёди имом Хусайн ва ёронаш сурат гирифтаанд маълумот додаем. Дар ин боб инчунин аз фочиаи дахдыатовар, мазлумият, куштор ва беинсофие, ки сипохиёни уммавй нисбат ба имом Хусайн раво дидаанд, сухан меравад.
Боби севуми рисола, ки мавзуи аслии кор буда, «симои имом Хусайн дар осори хаттй ва шифохии мардуми точик» ном дошта, бовархои мардумро дар ривоятхо ва суруду таронахо, ки аз забони гуяндагони манотики гуногуни Точикистон ва Осиёи Марказй ба даст омадаанд, дар мукоиса бо адабиёти хаттй мавриди тахлил карор додаем.
Тавре ки дар ин кисмат хохад омад, дар байни мардуми точик нисбат ба имом Хусайн ва вокеаи катли у фикру мулохизахои гуногун вучуд дошта, онхо дар жанрхои мухталифи фолклорй сурат гирифтаанд. Дар бахши аввали ин боб мо бештар наклу ривоятхои чудогонаеро, ки дар байни сокинони махалхои гуногуни Точикистон дар бораи имом Хусайн мавчуданд, аз забони гуяндагони алохида сабту баррасй кар даем. Хдр як ровй фикру андешахои хешро нисбат ба имом Хусайн ва хонадони ахли байти у мувофики фахм, зехду идрок ва завки бадеии хеш баён мекунад.
Ривоятхо хеле гуногун ва аз чихати мундарича ва мазмуну тарзи баён аз хамдигар фарк мекунанд.
Андешаву гуфтор ва бовархои мардум ба ин пешвои маъсум гуногунчабха буда, чараёни зиндагии имомро дар туфулият, кудакй, чавонй ва ходисаи катли уро дар Дашти Карбало фаро мегирад.
Дар бахши дигари ин боб, ки намунахои бештаре доранд, хама аз забони ровиён буда, дар шакли шеърй сурат гирифтаанд. Мавзуъ ва мундаричаи ашъоре ки иборат аз жанрх,ои маснавй, газал, тарчеъбанду таркиббанд ва рубой мебошанд, аз нигохи мухтаво хеле гуногун мебошанд.
/
Агар гуянда ва ё ровие дар бораи шаходати имом Хусайн тароиаеро зам-зама кунад, дигаре аз оху иола ва фарёди модари синахарош, яъне Фотимаи Захро нисбат ба марги фарзандаш сурудеро нихоят хазин ва чонкох, месарояд.
Дар ин бахши эчодиети шифохД сухан аз он бовархои омиёна меравад, ки мардум дар бораи имом Хусайн эчод менамоянд чамъ оварда, кисме аз онх,оро бо маълумоти сарчашмахои илмй мукоиса намудаем.
Бештари асархои чамъовардашуда, сурудхое мебошанд, ки дар васфи имом Хусайн эчод гардидаанд. Сурудх,ои мотам, яъне марсияхое, ки чй дар адабиёти хаттй ва чй дар эчодиёти шифохии точикон эчод шудаанд, собикаи хеле дерина дорад. Ин бахши сурудхо дар жанрхои мухталифи шеърй сурат гирифта, шикоят аз марг, замонаи номусоид ва ё фалак, хору зор ва нотавон мондани шахсе ё ин ки беадолатихои давру замонеро тасвир менамоянд.
Дар байни маводи рочеъ ба вокеаи Дашти, Карболо чамъ намудаи мо китъахои шеърие чой доранд, ки шаходати имом Хусайн ва шуру киёми Дашти Карбалоро инъикос намудаанд.
Масалан:
Хиёмат дар замини Карбало шуд, Ачаб зулме ба Дашти Карбало шуд. Чудо карданд сари поки Хусайнро, Фигону нола дар хафт осмон шуд...(С.А.)
Хамин тавр, дар ин боб наклу ривоятхои масрй ва китьахои назмии шифохди сокинони Точикистон, ки мо аз забони гуяндагони гуногун чамъ овардаем, мавриди тахкик карор гирифтаанд.
Боби чорум, ки боби охири ин рисола мебошад, дойр ба сохтори шеърй ва санъатх,ои маънавии ашъори марбут ба имом Хусайн бах,с карда, баъзе андешах,ои унвончуро дойр ба вазни шеърй, иоэтикаи су руду таронахо ва накду ривоягх,ои марбут ба имом Хусайнро дар бар гираф гааст.
Ин мавзуъ бори аввал дар фолклоршиносй ва адабиётшиносии точик мавриди тахдид карор гирифтааст. Ва мо хеч гох даъвои онро надорем, ки тамоми наклу ривоят, суруду тарона ва бовархои адабиёти китобатй ва эчодиёти шифохии точикро фаро шрифта бошем. Рисолаи мо имконият медихад ва шароит фарохам хохад овард, ки пахдухои дигари ин мавзуъ дар оянда ба таври бояду шояд мавриди тахдик; карор бигирад.
Кдсмати охири ин рисола аз хулоса ва китобнома иборат мебошад. Дар хулоса мо дар мавриди мадоми имом Хусайн дар адабиёти хаттй ва шифохди мардум бо тариди мухтасар ва чамъбаст маълумот додаем. Дар китобнома, ки дар охир омадааст, номгуи он китобхое мебошанд, ки зимни тахдиди ин рисола аз онхо истифода намудаем.
БОБИ I
МАЪЛУМОТИ САРЧАШМАХОИ ТАЪРИХЙ, АДАБЙ ВА ГУФТОРХОИ ШИФОХЙ ДАР БОРАИ ИМОМ ХУСАЙН.
Абуабдуллох, Хусайн ибни Алй яке аз шахсиятхои намоёни таърихй буда, набераи пайгамбари ислом Мухаммад (с) ва фарзанди Алй ибни Абитолиб ва имоми сеюмини яке аз фиркахои шиаи имомй-исноашария махсуб меёбад. У дар сарчашмахои таърихии ахди шиа хамчун муборизи рохи озодии хак; бар ботил тачассум ёфта, дар иатичаи муковимати сиёсии чандон нобаробар хамрохд 72 нафар ёрону хаммаслаконаш соли 680-и милодй дар Дашти Карбало шахдд гаштааст.
Сарчашмахои таърихй ва адабй дар бораи шахсият, хаёт ва фаъолияти имом Хусайн то замони мо хеле зиёд буда, аз онхо маълумотхои фаровоне гирифтан мумкин аст. Рочеъ ба имом Хусайн, чараёни зиндагй ва макоми рухонии у. илова бар наклу ривоёти манзум ва мансури шифохй, дар сарчашмахои илмиву адабй ва маъхазхои гуногун маълумоти фаровоне ба назар мерасанд.
Аввалин сарчашмае, ки дар ин хусус маълумот медихдд, суханони бобои бузургашон хазрати пайгамбар Мухаммад (с) мебошад, ки дар мавриди наберагонаш чунин гуфтааст:
«Ал-Хасану ва-л-Хусайну имомони комо ав каъадо»(64,19) - Хасану Хусайн (алайхдссалом) имомонанд чи кдём кунанд чи кууд.
Дар хадиси дигаре пайгамбари ислом фармудааст, ки, фариштае ба фармони Ило^й ба ман нозил шуд ва ба ман башорат дод, ки «... Хасану Хусайн сарвари чавонони бихиштианд ва Фотима бонуи бонувони бихдштй ^ аст»(69,12).
I
Хамчунин дар чои дигар пайгамбари акрам Мухаммад (с) чунин {У мегуяд:
«Ал-Хдсану ва-л-Хусайну ибнатони. Ман ахабахумо ахдбани. Ва ман ахабани ахабахуллох адхалахулчанната. Ва ман абгазахумо абгазани. Ва ман абгазани-абгазахуллох,. Ва ман абгазахуллох,-адхалахуннор». - Хдсану Хусайн писарони мананд. Касе онх,оро дуст бидорад, дуст доштааст маро. Ва касе дуст дорад маро дуст медорад уро Худо ва дохил мешавад бихиштро. Ва касе душманй варзад ба ин ду, душманй варзад ба ман. Ва касе душман дорад маро, душман медорад yjpo Худованд. Ва касеро душман бинад Худованд, лоикд оташи дузах аст»(70,4).
Сарчашмаи дигари таърихии боэътимоде, ки дар бораи имом Хусайн
маълумотх,ои дакику равшан медихдд, асари Мухдммад ибни Чдрири Табарй
\
^ «Таърихи Табарй»(71,2921) мебошад. Муаллиф дар ин асари таърихии худ дар боби «Сухан аз рафтани Хусайн алайхдссалом суи Куфа ва хдводисе, ки дар аснои он буд» тамоми вокеаву х,одисах,оро бисёр вокеъбинона ва реалй нишон дода, аз расидани мактубхо ё даъватхои мардуми Куфа ба имом Хусайн маслих,атх,ои хешу табор ва дустони имом аз монеъ шудани сафари у ба суи Куфа ва расидани лашкари Хусайн ба Дашти Карбало ва харби у бо мухолифон ва кушта шудани пайвандону чигарбандон ва худи у маълумотх,ои равшан ва возех, медихад. Муаллиф хдцисаву вокеахои рухдодаро бо далелх,ои муътамад собит карда, онх,оро яктарафа нишон и- надода, балки айнан ва ба хакикат наздик нишон медих,ад., К^айд кардан Ь зарур аст, ки хамаи он таълифоте, ки миибаъд мавриди имом Хусайн аз тарафи муаллифони гуногун ироа гардидаанд, аз ин асари пур1уимат маншаъ гирифтаанд. Аз ин ру, манбаи аввалиндарача рочеъ ба рузгор ва пайкори хазрати имом Хусайн «Таърихи Табарй» махсуб мешавад, ки аз руи ин
ч /г* V
манбаъ наклу ривоёт ва шеъру достонх,о дар байни мардум эчод гардида, карииахо пайдо намуда, ба моли халк табдил ёфтаанд. Рочеъ ба ин чихати масъала дар бобхои баъдй таваккуф хохем кард.
Сарчашмаи дигаре, ки онро мо мавриди истифода карор додем, китоби «Равзату-ш-шухадо»-и Мавлоно Хусайн Воизи Кошифй мебошад. Хусайн Воизи Кошифй дар боби 9-и китоби худ, ки «Дар расидани Хусайн (р) ба
Карбало ва мухориба намудан бо аъдо» ном дорад, киссаву ривоёти мансур ва манзуми хеле зиёдеро вобаста ба имом Хусайн аз айёми туфулият то хангоми ба дарачаи шаходат расидан гирд оварда, маълумот додааст. Мавлоно Хусайн Воизи Кошифй ба накд аз «Канзу-л-гароиб» чунин овардааст:
«... Дар «Канзу-л-гароиб» оварда, ки Чдбраили Амин панч навбат ба Хабиби рабулоламин аз шаходати Хусайн хабар дода буд. Нахуст, дар рузи аввал, ки таваллуд шуда буд. Дуввум, дар чахормохагй ва чунон