автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начале XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Исаченко, Виктория Игоревна
Введение.
Глава I. Стереотипы восприятия Китая как типа цивилизации в русской религиозно-философской мысли (вторая пол. XIX-нач. XX вв.).
§ 1. Своеобразие картины мира русских мыслителей как этнокультурный модус восприятия китайской цивилизации.
§ 2. Китай и российско-славянская цивилизация в концепции культурноисторических типов Н.Я. Данилевского.
§ 3. Азия, Китай и Россия в трактовке Ф.М. Достоевского.
§ 4. Освещение специфики России и Китая в трудах К.Н. Леонтьева.
§ 5. Своеобразие Китая и России в философии всеединства B.C. Соловьева.
§ 6. В.В. Розанов об особенностях китайской и российской цивилизаций.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Исаченко, Виктория Игоревна
Актуальность темы
Существенные изменения этнической ситуации на Дальнем Востоке, произошедшие за последние десятилетия эпохи «перестройки» и постсоветской трансформации российского общества, вывели взаимоотношения русского населения и китайской диаспоры как в геополитическом, так и в этнокультурном аспектах на новый уровень. Нынешнее состояние этих отношений и их будущее в значительной мере определяются этническим самосознанием этносов и тем этническим опытом, взаимными стереотипами восприятия, этническими установками, которые сложились на протяжении длительного периода контактов русских и китайцев.
Хотя контакты между Россией и Китаем имеют длительную историю, образ Китая и китайцев, игравших заметную роль в дискуссиях о месте и роли России в мире, сформировался в российской ментальности1 не сразу. Лишь с середины XIX века образ Китая и китайцев занял важное место в русской общественно-политической мысли и продолжал играть значительную роль вплоть до 1917 года. Споры о Китае и китайцах велись в самых различных кругах: среди мыслителей, публицистов, специалистов-востоковедов и практических политиков. Без обращения к этим спорам невозможно понимание такой «вечной» темы российской общественной мысли, как место России в дихотомии «Востока» и «Запада».
Изучение позиций и мыслей, высказывавшихся в этих спорах, представляет особый интерес сегодня, когда многие представления прошлого возрождаются и приобретают новую окраску в современных российских дискуссиях. Акцентирование идеи «желтой опасности» и ярко выраженный амбивалентный характер китайской темы в массовом сознании населения Дальнего Востока предопределяют значительный рост субъективных факторов,
1 Понятие «ментапьность» (от лат. mens — «ум, мышление, образ мысли, душевный склад») в нашем исследовании обозначает «исторически определенный способ мышления, мировосприятия и мирочувствования» (Забияко А.П.Начала древнерусской культуры. М., 2002. С.8.) влияющих на атмосферу русско-китайского общения. Во многом эти обстоятельства имели место и на рубеже XIX - XX веков, что позволяет отнести исследование проблемы образа Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начала XX вв. в плоскость научно и практически значимых вопросов.
Степень изученности проблемы
В настоящее время в научной литературе накоплен обширный материал, позволяющий изучить общественно-политические и религиозно-философские идеи и настроения русской мысли второй половины XIX - начала XX вв., однако исследования, в которых реконструируются основные мифологемы, стереотипы восприятия, формировавшие русское этническое самосознание в его отношении к Китаю и китайцам, представлены довольно слабо. Весь массив исследований, которые, так или иначе, затрагивали обозначенную проблему, можно условно разделить на исторические, этнографические, этнопсихологические и этнорелигиоведческие, а также сравнительно-религиоведческие.
В контексте философского осмысления проблем взаимодействия России и Китая, их цивилизационного своеобразия следует выделить труды известных русских мыслителей Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева.1 Свой вклад в этой теме внесли К.Н. Бестужев-Рюмин, Н.Н. Кареев, А.Ф. Лосев, Д.С. Мережковский, Н.Н. Страхов Е.Н. Трубецкой, Г.В. Флоровский, и другие. В советский период число исследований по этой проблеме значительно сократилось, отдельные вопросы затрагивались в
1 Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. - 2-е изд. - Paris: УМСА - press, 1955. Гл.5; он же История русской философии. - М.: Акад. проект: Раритет, 2001; Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - Paris: УМСА - press, 1968; Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991; Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского / Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1988; Бердяев Н.А.Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева: О Владимире Соловьеве. - М., 1911; Соловьев B.C. Данилевский/Соч.: В 2т.-М.: Мысль, 1988. Т.2.
2 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время,- M.: Прогресс, 1990; Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н.Я.Данилевского / Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: Изд-во Н.Страхова, 1889; Бестужев-Рюмин К.Н. Теория культурно-исторических типов / Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: Изд-во Н.Страхова, 1889; Мережковский Д. Толстой и Достоевский: жизнь и творчество: исследование. 4-е изд. - Б.м.: Товарищество «Общественная польза»,1909; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. - M.: Тип. А.И.Мамонтова, 1913; Флоровский Г. Пути русского богословия. - Paris: УМСА - press, 1981 и др. работах А.И. Абрамова, С.И. Бажова, М.М. Бахтина, А.В. Гулыги, А.А. Ивановой, А.А. Королькова, С.В. Носова, В.Г. Сукача, В.А. Фатеева и
Существенный интерес для нашего исследования представляют оценки философского наследия русских религиозных мыслителей в зарубежной научной мысли. Значительное место концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского в русской тоталитарной философии уделил американский исследователь Р.Д.Е. Мак Мастер; к философским, литературным и психологическим открытиям Ф.М. Достоевского обращались Р. Лаут, Ф.П. Ингольд и др.; социально-философским теориям К.Н. Леонтьева посвящены очерки Р. Хар, К. Иваск; о влиянии B.C. Соловьева на религиозную социально-философскую и культурную мысль XX века писали К. Мочульский, В. Хржановский, 3. Дэвид; тему любви и религии в миросозерцании В.В. Розанова в своих монографиях рассматривали П. Поджоньоли, А.Л. Кроун, А.В. Штаммлер, П. Лесковеч.2
Отдельное место в зарубежной научной мысли занимает книга немецкого философа В. Шубарта «Европа и душа Востока». Опираясь на мнение русских религиозных философов, мыслитель полагал, что «задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе. Россия является частью Азии и в то же время
Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. - М., 1997.; Павленко А. Прошлое и настоящее теории Данилевского / Россия и Европа. Опыт соборного анализа. -М., 1992.; Бурсов Б. Личность Достоевского. - Л.: Советский писатель, 1974; Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979; Иванова А.А. Философские открытия Ф.М.Достоевского. - М.: Наука, 1995; Гулыга А.В.Русская идея и ее творцы. - M.: Соратник,1995; Корольков А.А.Пророчества Константина Леонтьева. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1991; Абрамов А.И. Культурно-историческая концепция русской цивилизации К.НЛеонтьева/ Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человечества. - М., 1988; он же Консервативная социальная утопия второй половины XIX века / Русская философская мысль в 80-е гг. XIX века о будущем России. - М., 1990; В.В.Розанов: pro et contra. Личность и творчество В.Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей / Сост. В.А.Фатеев: В 2 кн. Кн.II - СПб.: РХГИ, 1995 и др.
2 MacMaster R.E.D., Danilevsky. A Russian totalitarian philosopher. - Cambridge, 1967; Lauth R. Die Philosophic Dostojewskis. Muenchen, 1951; F.P.Ingold. Dostojewskij und das Judentum. Frankfurt/M,198I; R.Hare. Pioneers of Russian Social Thought. - NY, 1964, p.323-357; G.Ivask. Konstantin Leont'ev's Fiction // ASR, 1961, Dec., p.622-629.; Мочульский К.Владимир Соловьев: жизнь и учение. - Paris: УМСА - press, 1936; D.Stremooukhouf. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianigue. - Strasbourg, 1935; Crone A.L. Rozanov end the end of literature: polyphony and the elissolution of derne in "Solitaria" and "Fallen leaves". - Wiirzburg, 1978; Stammler N. Rozanov als Philosoph . - Giessen, 1984; Leskovec P. Rozanov e la sue concezione religiosa. - Roma, 1958; Poggouioli V. Rozanov. - N.Y., 1962; Штаммлер А.В. В.В.Розанов / Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. под ред. Н.П.Полторацкого. - Питтсбург, Отделение славянских языков и литературы Питтсбургского ун-та, 1975 и др. членом христианского сообщества народов. Это христианская часть Азии. В этом особенность и исключительность ее исторической миссии. Индия и Китай отделены от европейского человека. В Россию же его ведут пути, связанные прежде всего общностью религии. Поэтому только Россия способна вдохнуть душу в гибнущий от властолюбия, погрязший в предметной деловитости человеческий род».1 Другим крупным исследованием стала книга известного американского ученого Д.Х. Биллингтона «Икона и топор», представляющая собой опыт истолкования истории русской мысли и культуры нового времени. Анализируя характерные и противоречивые черты каждой эпохи русского культурного развития и основываясь на новой интерпретации источников, автор стремился дать собственное видение достижениям, поискам и порывам русской культуры, ее движущим силам и личностям, христианскому наследию, влиянию на Россию Запада.
Отдельную группу составляют исследования, посвященные темам, которые издавна поднимались в русской общественной мысли — это «Россия и Восток», «Россия и Азия» и проблематике «Русского пути». На наш взгляд, мысль об объединении или размежевании с Западом в проблематике «Русского пути» всегда оставались на первом плане, тогда как теме «Россия и Восток» уделялось куда меньше внимания. В ряду исследований, в которых рассматривались эти вопросы, необходимо отметить работы Л.П. Карсавина, М.С. Кагана, П.А. Сорокина, Е.Г. Халтуриной, коллективные труды по истории л философии, судьбе России, русской идее, пути Евразии и др.
Особое значение для данной диссертации представляют работы, в которых исследуются взгляды на Китай и китайцев у русских мыслителей. Так, изучением проблемы образа Китая и китайцев в русской культуре XIX-XX вв. занимался Б.Б. Бахтин, представления о Китае отдельных русских писателей и
1 Шубарт В.Европа и душа Востока / Пер. с нем. З.Г.Антиненко и М.В.Назарова. - М.: Альманах «Русская идея» (Вып.З), 1997. С.ЗЗ.
2 История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1998; Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьба России. - М., 1992; Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология. - М, 1993; Каган М.С., Халтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологи. - М., 1994; Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. - М.: Наука, 1993; Карсавин Л.П. Восток, Запад и Русская идея. - Пб., «Academia», 1922; Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992; и др. мыслителей рассматриваются в работах М.П. Алексеева, Д.И. Белкина, Н.А. Сетницкого, А.И. Шифмана.1 Крупнейшим исследователем китайской тематики в русской религиозной мысли является В.В. Сербиненко. Его работы охватывают ряд проблем: образ дальневосточной культуры в русской общественной мысли XIX в.; место Китая в концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; представления о Китае B.C. Соловьева; аспекты соотношения китайской и японской культур в творчестве
B.C. Соловьева и другие. О представлениях на Китай B.C. Соловьева, его общество и государство в своих статьях писал А.И. Кобзев, востоковедным темам в трудах русских религиозных философов B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева посвящены статьи Е.Б. Рашковского, тему Востока Христа и Востока Ксеркса в философии B.C. Соловьева исследовал В.Э. Молодняков.3 Взгляды на Китай некоторых известных китаеведов XIX века В.П. Васильева,
C.М. Георгиевского и др. рассматриваются в монографии П.Е. Скачкова «Очерки истории русского китаеведения». Крупным обобщающим исследованием об образе Китая в работах представителей различных идейных направлений российской мысли до 1917 г. стали статьи А.В. Лукина.4 Из иностранных исследователей об отношении к Китаю Н.М. Пржевальского и Э.Э. Ухтомского писал канадский историк Д. Скиммельпеннинк ван дер Ойе. Эти работы внесли значительный вклад в изучение восприятия Китая и
1 Бахтин Б.Б. Образ Китая в русской культуре XIX века. XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.З - М., ИВ РАН, 1981.; Сетницкий Н.А. Русские мыслители о Китае (В.С.Соловьев и Н.Ф.Федоров). - Харбин, 1926; Алексеев М.П. Пушкин и Китай / Пушкин в странах зарубежного Востока. - М., 1979.; Белкин Д.И. Пушкин А.С. и китаевед О.Иакинф (Н.Я.Бичурин) // Народы Азии и Африки. 1974, №6.; и др.
2 Сербиненко В.В. В.С.Соловьев о Китае /XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады,- М.: Наука, 1982.; он же Проблема соотношения китайской и японской культур в творчестве В.С.Соловьева / XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. T.1 - М.: Наука, 1984; он же Образ дальневосточной культуры в русской философии истории (80-90-е гг. Х1Хв.) / Дальний Восток и Центральная Азия. - М.: Наука, 1985; он же К характеристике образа дальневосточной культуры в русской общественной мысли XLX в. / Общественная мысль: исследования и публицистика. Вып.1 -М.: Наука. 1989; он же. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. - М.: Наука, 1994; и др.
3 Кобзев А., Сербиненко В. Восток глазами Запада. Из наследия русского философа Вл. Соловьева // Проблемы Дальнего Востока. 1990, №2; Кобзев А.И. О противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева / XV научная конференция «Общество и государство в Китае». T.1 — М.: Наука, 1984; он же Еще раз о противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // Четвертая всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т. 1. История, источниковедение, историография. - М., ИВ РАН, 1986; Молодняков В. Восток Ксеркса // Проблемы Дальнего Востока. 1991, №1.; Рашковский Е.Б. Запад, Россия. Восток. Востоковедные темы в трудах русских религиозных философов // Азия и Африка сегодня. 1990, № 7,8.
Лукин А. Образ Китая в России (до 1917 года) // Проблемы Дальнего Востока. 1998, № 5,6. китайцев в России,. вместе с тем следует отметить, что проблема этнокультурных и этнорелигиозных аспектов взаимовлияния русских и китайцев осталась за рамками данных исследований.
Среди работ этнографического направления следует выделить труды отечественных этнографов, изучавших Дальний Восток в 50-60-х годы XIX века (М.И. Венюков, Р.К. Маак, К.И. Максимович, Н.М. Пржевальский, Л.И. Шренк).1 Этнокультурные и этнорелигиозные особенности китайского населения Амурской области в 80-х годы XIX века исследовали И.П. Надаров и
A.Ю. Назаров. В конце XIX — начале XX века численному составу китайцев, их религиозным представлениям, занятиям и обычаям были посвящены труды
B.К. Арсеньева, С.К. Патканова, П.П. Шимкевича и С.М.Широкогорова.3 В советский период этнографические исследования народов Дальнего Востока получили свое продолжение в работах Н.А. Алексеева, Е.А. Гаер, A.M. Золоторева, В.Г. Ларькина, И.А. Лопатина, В.Е. Медведева, А.Ю. Сем, Ч.М. Таксами. В последние годы изучением мифологии, религиозных верований и обрядов народов Дальнего Востока занимаются О.А. Бельды, С.В. Березницкий, Т.А. Кубанова, А.Б. Островский, С.Н. Скоринов, К.С. Яхонтов и ряд других ученых.
1 Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. В 3-х т.- СПб., 1883-1903; Максимович К.И. Очерк верхнего Уссури и юго-восточного маньчжурского прибрежья // Записки Императорского русского географического общества,- СПб., 1861. №3; Маак Р. Путешествие на Амур совершенное по распоряжению Сибирского отдела ИРГО в 1855г. В 3-х т.- СПб., 1859 и др.; Венюков М.И. Путешествия по окраинам русской Азии и записки о них. - СПб., 1868 и др.; Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869. - СПб., 1870 и др.
2 Надаров И. Материалы к изучению Уссурийского края // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. - СПб., 1887. Вып.26; он же Северно-Уссурийский край // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. - СПб., 1887. Вып. 27; Назаров А.Ю. Записка подполковника Генерального Штаба Назарова о домашнем быте китайских подданных живущих на левом берегу Амура, на пространстве от устья Зеи до станицы Низменной // Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью. - Иркутск, 1883. T.4. Вып.1. С. 133-149; он же Маньчжуры, дауры и китайцы Амурской области / Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества.- Иркутск, 1884. T.X1V, №1-2; он же Материалы для военно-статистического обзора Приамурского военного округа и Манчжурии // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. - СПб., 1884. Вып.31-32.
3 Шимкевич П.П. Инородцы Амурского края // Приамурские Ведомости, 1894. №15; он же Современное состояние Амурской области и бассейна Амгуни // Труды Приамурского отдела Императорского русского географического общества. 1895. Вып.1. С. 1-24. Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897г. и других источников. В 2-х частях.- СПб., 1906 и др.; Арсеньев В.К. Сведения об экспедиции капитана Арсеньева. Из отчетов и сообщений сделанных г. Арсеньевым в заседаниях гг. членов Отдела // Записки Приамурского отдела Императорского русского географического общества. - Хабаровск, 1908. T.7, Вып. 2; он же Китайцы в Уссурийском крае. Историко-этнографический очерк // Записки Приамурского отдела Императорского русского географического общества.
Немаловажное значение для раскрытия темы диссертации представляют этнопсихологические и этнорелигиоведческие исследования, посвященные проблемам межэтнических отношений, этническому самосознанию диаспор, соотношению современной и традиционной культуры в социальных группах и ряду других вопросов. Среди них следует отметить работы B.C. Агеева, Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, JI.M. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, С.В. Рыжовой, Л.Д. Столяренко, А.П. Садохина, Т.Г. Стефаненко. В настоящее время изучением проблем этнического самосознания и этноконфессионального взаимодействия русских и китайцев, степени открытости русской культуры влиянию китайских религий, а также этнорелигиозных моделей поведения китайской диаспоры на Дальнем Востоке занимается группа исследователей из Амурского государственного университета (С.Э. Аниховский, А.П. Забияко, Р. А. Кобызов).1 Значительный интерес в этом контексте представляет диссертационное исследование С.Э. Аниховского, рассматривающее проблему этнорелигиозных отношений на Дальнем Востоке России во второй половине
XIX - начале XX вв. Тему китайской цивилизации и конфуцианства в российской общественно-философской мысли второй половины XIX — начала
XX вв. изучал в своем диссертационном исследовании О. А. Бадлуев.3
Выявление и осмысление общих закономерностей, специфических феноменов и теоретических построений, отличавших процесс формирования русской ментальности в ее отношении к Китаю и китайцам, невозможно без обращения к компаративным исследованиям. Сравнительно-религиоведческие исследования4 в России берут свое начало со второй половины XIX — начала
Хабаровск, 1914. Т. 10. вып.]; Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. -Владивосток, 1919.
1 Забияко А.П., Антиховский С.Э., Кобызов Р.А. Исследовательский проект «Этническое самосознание русских и китайцев в Дальневосточном регионе» / Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып.2. - Благовещенск, 2001. С.50 — 51. Забияко А.П. Категории «свой» - «чужой» в этническом сознании / Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып.5. - Благовещенск, 2003. С.227-228. и др.
2 Аниховский С.Э. Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв.: Автореферат дис.кандид. фил. наук. - М, 2004.
3Бадлуев О.А. Китайская цивилизация и конфуцианство в российской общественно-философской мысли второй половины XLX начала XX веков: Автореферат дис.кандид. фил. наук / Российская академия гос. службы при Президенте РФ: 09.00.03./- М„ 2002.
4 Становление сравнительного религиоведения оформление его основных школ восходит к XIX веку и связано с именами таких ученых как Ф.Макс Мюллер, Э.Тайлор, А.Бастиан, Дж.Фрезер, Э.Лэнг, Э.Сепира, А.Мейе, Э.Бенвениста, КЛеви-Строса, Р.Отто, М.Вебера и др.
XX вв. и связаны с развитием интереса к сравнительно-религиоведческим подходам в контексте русского этнокультурного и этнорелигиозного самоопределения и идентификации народов России. Труды компаративистской направленности по индоевропейским религиям, славянскому язычеству, архаическим верованиям народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, христианству и православию и др. вопросам заложили основу для создания отечественной школы сравнительного религиоведения. Она представлена трудами А.Н. Веселовского, Т.П. Григорьевой, А.П. Забияко, Е.Н. Мелетинского, В.Я. Проппа, Н.С. Трубецкого, В.К.Шохина, и рядом других ученых - гуманитариев.1 Среди компаративных исследований в зарубежной научной мысли в контексте сравнительного изучения конфуцианства и христианства следует отметить монографии Синьчжун Яо и Дж. Чинг. Синьчжун Яо полагает, что «изначально близость христианства и конфуцианства объяснялась тем, что христианство как теистическая религия имеет много гуманистических черт, в то время как конфуцианство как гуманистическая религия имеет некоторые теистические (черты - прим. Автора). Общие черты дают им (религиям) возможность соглашаться в некоторых формах религиозного верования, обычаях и даже обрядах. <.> Однако разделяемые обеими сторонами характеристики не уменьшают их фундаментальных различий». Дж.Чинг пришла к выводу, что «христианство и конфуцианство предлагают разные идеалы жизни: жизнь, проживаемая в согласии с образом Бога, в котором было создано человеческое существо; и жизнь, осуществляющая его человеческий потенциал. Иисус предлагает живой пример, в то время как Конфуций создает модель».3
1 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М., 1995; он же Сочинения. - М., 1994; Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. - М., 1974 и др.; Афанасьев А.Н.Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т.1-3. - М., 1865-1869; Веселовский А.Н.Сравнительная мифология и ее метод// Веселовский А.Н. Собр.Соч. T.XVI. - Л., 1938; и др.
2 Xinzhong Yao.Confucianism and Christianity. A Comparative Study of Jen and Agape. - SUSSEX Academic PRESS, 1997. P.53.
3 Ching J.Confucianism and Christianity. A Comparative Study. - KODANSHA INTERNATIONAL Tokyo, New York & San Francisco in cooperation with THE INSTITUTE OF ORIENTAL RELIGIONS Sophia University, Tokyo, 1977. P.3.
Таким образом, в настоящее время проблемы содержания русской ментальности во второй половине XIX — начале XX вв. занимают одно из ведущих мест в исследованиях российских ученых различных специальностей. Однако аспекты формирования категорий русского самосознания и реконструкция тех образов и стереотипов, которые оформились в этот период и, сохраняя свою устойчивость, продолжают играть значительную роль в русско-китайских отношениях сегодня, по-прежнему остаются малоисследованными. Данная диссертационная работа позволит частично восполнить существующий пробел в научной литературе.
Диссертационное исследование не претендует на изучение всех уровней и форм русской ментальное™ с точки зрения представленных в них образа Китая и китайцев. Диссертация не вскрывает региональные особенности русской ментальное™ (центральных регионов России, приграничной полосы и т.п.). Она затрагивает, прежде всего, религиозно-философский и общественно-политический уровни, которые оказали значительное влияние на иные пласты русской ментальное™.
Объектом исследования в данной работе выступают сложившиеся в русской ментальное™ второй половины XIX - начала XX вв. образы Китая и китайцев, обусловленные этнокультурными и этнорелигиозными особенностями России.
Предметом исследования являются генезис и эволюция этнокультурно детерминированных образов Китая и китайцев в русской ментальное™ второй половины XIX - начала XX вв., их стереотипизация в русской религиозно-философской, общественной мысли.
Хронологические рамки диссертации охватывают период со второй половины XIX века до 1905 г. Выбранный период представляет несомненный интерес с точки зрения активного освоения дальневосточного региона как русскими, так и китайцами и оформления устойчивых этнических категорий, установок и доминант этнического сознания русских и китайцев в отношении друг друга. и
Целью диссертационной работы является реконструкция образов Китая и китайцев, сформировавшихся в русской ментальное™ второй половины XIX -начала XX вв.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
• Выявить этнокультурные и этнорелигиозные особенности русской ментальное™ второй половины XIX - начала XX вв.
• Вскрыть факторы, влиявшие на формирование образов Китая и китайцев в русском сознании.
• Проанализировать и обобщить представления о Китае и китайцах в русской общественной и религиозно-философской мысли.
• Реконструировать мифологемы, образы и устойчивые стереотипы, сложившиеся в русском этническом сознании в отношении Китая и китайцев, установить их тесную взаимосвязь с историей русско-китайских отношений.
Методология исследования.
Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма и научной объективности. Использование каузального, историко-генетического и сравнительно-исторического подходов позволило выявить комплекс причинно-следственных связей и особенностей в процессе формирования русской ментальное™ второй половины XIX - начала XX вв. Компаративные подходы и метод герменевтической интерпретации позволили проанализировать и обобщить представления о Китае и китайцах, выделить ключевые мифологемы, образы и стереотипы этнического самосознания русских.
Источниковую базу диссертации составили дореволюционные издания, исследования советского и постсоветского периода. К первым следует отнести труды русских религиозных мыслителей; их дневники, письма, посвященные историософским, социально-политическим, культурологическим и богословским темам; проблемам Востока и Запада, России и Азии, России и Европы, России и Китая; вопросам об исторических судьбах России и славянства, культурном и религиозном своеобразии китайцев и русских и т.п. Немаловажное значение для раскрытия цели и задач диссертационного исследования представляли воспоминания, отзывы, критические заметки современников и сочинения историков русской философии, дающие оценку не только их философским построениям, но и спорам вокруг проблем места России и Китая в общецивилизационном развитии, христианской миссии России в Азии и ряду других вопросов.
Вторую группу источников составляют исследования, посвященные теме образа Китая и китайцев в русской религиозно-философской мысли. Несомненную ценность для нашего исследования представляли статьи и монографии М.П. Алексеева, Б.Б. Бахтина, Д.И. Белкина, А.И. Кобзева, А.В. Лукина, В.Э. Молоднякова, Е.Б. Рашковского В.В. Сербиненко, Н.А. Сетницкого,1 отражающие сложившиеся научные традиции в исследовании обозначенной проблемы. Вместе с тем, следует отметить, что специальные работы, исследующие тему Китая и китайцев в философии К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова в настоящее время в отечественной научной мысли практически не представлены. Отсутствуют комплексные работы по проблеме влияния взглядов религиозных мыслителей на этническое самосознание русских.
К третьей группе можно отнести труды отечественных и иностранных синологов, этнографов, путешественников, исследователей, дипломатов,
1 Бахтин Б.Б. Образ Китая в русской культуре XIX века. XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.З - M., ИВ РАН, 1981.; Сетницкий Н.А. Русские мыслители о Китае (В.С.Соловьев и Н.Ф.Федоров). - Харбин, 1926; Алексеев М.П. Пушкин и Китай / Пушкин в странах зарубежного Востока. - М., 1979; Белкин Д.И. Пушкин А.С. и китаевед О.Иакинф (НЛ.Бичурин) // Народы Азии и Африки. 1974. №6.; Сербиненко В.В. В.С.Соловьев о Китае//XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. T.1-М.: Наука, 1982.; он же. Проблема соотношения китайской и японской культур в творчестве В.С.Соловьева// XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. T.1 - M.: Наука,1984; он же. Образ дальневосточной культуры в русской философии истории (80-90-е гг. Х1Хв.) //Дальний Восток и Центральная Азия. - M., 1985; он же. К характеристике образа дальневосточной культуры в русской общественной мысли Х1Хв. //Общественная мысль: исследования и публицистика. Вып.1 — М.: Наука, 1989; он же Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. - M.: Наука, 1994; Кобзев А., Сербиненко В. Восток глазами Запада. Из наследия русского философа Вл. Соловьева // Проблемы Дальнего Востока. 1990, №2; Кобзев А.И. О противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». T.1 - М.: Наука, 1984; он же Еще раз о противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // Четвертая всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. T.I. История, источниковедение, историография. - М., ИВ РАН, 1986; Молодняков В. Восток Ксеркса// Проблемы Дальнего Востока. 1991, №1.Рашковский Е.Б. Запад, Россия. Восток. Востоковедные темы в трудах русских религиозных философов // Азия и Африка сегодня. 1990, № 7,8. Лукин А. Образ Китая в России (до 1917 года) // Проблемы Дальнего Востока. 1998, № 5,6. политиков, освещавших разнообразные стороны жизни китайцев: их историю, обычаи, культуру, религиозные воззрения, особенности политического и правового сознания, государственного механизма и другие вопросы. Из научных журналов следует особо отметить издания Императорского русского географического общества, в которых регулярно публиковались отчеты об экспедиционных исследованиях на Дальнем Востоке, исторические и этнографические очерки о народах Приамурского края. В данной работе использовались труды В.П. Васильева, М.И. Венюкова, С.М. Георгиевского, Д.А. Коропчевского, А.Н. Краснова, Ф.Ф. Мартенса, С.С. Матиньона, A.M. Позднеева, Д.М. Позднеева, П.С. Попова, Н.М. Пржевальского, Э.Э. Ухтомского, Э.В. Эриксона, и других.1
Отдельную группу источников составляют материалы периодической печати. В диссертационном исследовании учитываются научные, общественно-политические и литературные газеты, журналы, в которых публиковались
1 Менгдень О.Ф. Желтая опасность или эмиграция китайцев и влияние оказываемое ею на белую и желтую расу. - СПб.: Типография Э.Арнгольда, 1906; Васильев В. Современное положение Азии - китайский прогресс.
- СПб., 1900; Венюков М. Очерки современного Китая. - СПб.: Типография Безобразова,1874; Георгиевский С.М. Два исследователя китайской империи // Вестник Европы, 1887. T.IV.- август; Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая. - СПб.: Тип.И.Н.Скороходова, 1888; Д-р J.J.Matignon. Пекинские нищие. По книге: Superstiotion.Crime en Chine (Souvenirs de biologie sociale) par le D-r. J.J.Matignon. Lyon, 1899 /Пер. Н.Мацокина // Вестник Азии, 1914; Желтая Россия. Доклад ИЛевитова. - СПб: Типография инженера Г.А.Бернштейна, 1901; Записки о Китае г-жи Бурбулонь,- СПб.: Типография П.Шмидта, 1885; Кауфман А.А.По новым местам (очерки и путевые заметки) 1901-1903. - СПб.: Изд. Тов-ва «Общественная польза», 1905; Китай. Его история, политика и торговля с древнейших времен до наших дней / Сост. Э.Паркер. Пер. с англ. М.Грулева. - СПб.: Тип. Тренке и Фюсно,1903; Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Труды командированной по высочайшему повелению Амурской экспедиции. Выпуск XI / Отчет Уполномоченного Министерства Иностранных Дел В.В.Граве.-СПб.: Типография В.Ф.Киргибаума, 1912; Колокольников В. Небесная империя.
- М.: Б. изд.,1898; Коропчевский Д.А. Желтый вопрос.- M.: Изд. Ред. жур. «Детское чтение» и «Педагогический листок», 1901; Коростовец И. Китайцы и их цивилизация. - СПб.: Издание книжного магазина М.М.Ледерле, 1896; Корсаков B.B.Верования и суеверия у китайцев // Вестник Европы, 1902. Т.VI,- декабрь; Краснов А.Н. Чайные округи субтропических областей Азии. Вып.П. Китай. Индия и Цейлон. Колхида. - СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1898; Обручев А. Китайцы / Азия. Иллюстрированный географический сборник / Сост. А.Крубером и др. Изд. III.- М.: Тип.-литогр. Т-ва И.Н.Кушнеров и К, 1908; Позднеев А. Монголия и монголы. T.II (Дневник и маршрут 1893г.).-СПб.: Типография императорской академии наук, 1898; Позднеев Д. Основные течения государственной жизни Китая в XIX веке. - СПб.: Типография императорской академии наук, 1897; Покотилов Д. Китайцы о европейцах // Вестник Европы, 1893. T.III.- июнь; Попов П. Новейшие вести из Китая // Вестник Европы, 1901. Т. IV. - ноябрь; Попов П. Китайский публицист// Вестник
Европы, 1898. Т.П. - март; Пржевальский Н.М. От Кяхты на истоки Желтой реки, исследование Северной окраины Тибета и путь через Лоб-Кор по бассейну Тарима. - СПб.: Типогр. В.С.Балашева, 1888; Симон Ж. Срединное царство. Основы китайской цивилизации. Перевод В.Ранцева. - СПб.: Издание Л.Ф.Пантелеева, 1886; Столповская А. Очерк истории культуры китайского народа,- М.: Типография М.П.Щепкина, 1891; Тихоокеанская пресса. Китай // Приамурские ведомости, 1898. № 217; Ухтомский Э. К событиям в Китае. Об отношении Запада и России к Востоку. — СПб.: Паровая Скоропечатня «Восток», 1900; Хвостов А. Русский Китай. Наша первая колония на Дальнем Востоке // Вестник Европы, 1902. T.V. - октябрь; Эриксон Э.В. Китайцы как самостоятельная раса // Вестник Европы, 1905, Т1.- январь. статьи, посвященные различным аспектам русско-китайских отношений: проблемам китайского присутствия на Дальнем Востоке, событиям в Китае и т.п. Значительное количество публикаций в этом ключе приходилось на издания «Вестник Европы», «Восточное Обозрение», «Голос», «Вестник Азии», «Приамурские ведомости», «Амурскую газету».1 Достаточно большое место в отечественных изданиях уделялось обзорам публикаций зарубежной прессы, где содержались переводы и критические комментарии по поводу событий в Китае и на Дальнем Востоке, восточному вопросу, «желтой опасности» и другим актуальным проблемам общественной жизни.
Объем диссертации не позволяет охватить все источники, поэтому сделанные выводы не претендуют на окончательный характер.
Научная новизна диссертации. Предлагаемая работа представляет собой одну из первых в отечественной науке попыток исследования проблемы этнокультурных и этнорелигиозных образов Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX — начала XX вв., их стереотипизации в религиозно-философской и общественной мысли. Ее новизна заключается в следующем:
1. Впервые реконструированы обусловленные этнокультурными и этнорелигиозными особенностями России образы Китая и китайцев, сложившиеся в русской ментальности второй половины XIX - начала XX вв.
2. Установлены факторы, влиявшие на генезис и эволюцию образа Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начала XX вв.
1 Васильев В. Китай//Голос, 1879.№ 155; Васильев В. Китай//Голос, 1879.№216; Васильев В. Настоящий Восточный вопрос//Голос, 1879, № 3; Беседа с китайским ученым//Приамурские ведомости, 1897. № 193; Китайцы - подлецы. Из раздела «Сибирские курьезы» // Восточное обозрение, 1888. № 4; Кн.К.Вяземский Путешествие вокруг Азии верхом. Поездка в Тянь-Зинь // Русское Обозрение, 1895. №9.; Л.Ч.Современная литература в Китае // Восточное Обозрение, 1888. №7; Максимов С.М. Колонизационный вопрос на окраине // Восточное Обозрение, 1882. № 2.; Нужды образования в Китае // Восточное Обозрение, 1888. №24; Столповская А. Образование в Китае // Русское обозрение, 1893. T.24. - декабрь; Торговые интересы России в Китае // Приамурские Ведомости, 1895. №.96; и др.
3. Раскрыты процессы стереотипизации образа Китая и китайцев в русской религиозно-философской и общественной мысли второй половины XIX - начала XX вв.
4. Впервые в контексте стереотипизации образа Китая и китайцев эксплицированы идейные позиции К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова и некоторых других русских мыслителей.
5. Реконструированы мифологемы, образы и устойчивые стереотипы, сложившиеся в русском этническом сознании в отношении Китая и китайцев во второй половине XIX - начале XX вв.
Практическая значимость диссертации.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке комплексных работ по этнокультурной и этнорелигиозной истории Дальнего Востока. На основе диссертационного исследования могут быть разработаны спецкурсы для студентов исторических и религиоведческих специальностей высших учебных заведений.
Собранный и обобщенный материал может оказать помощь студентам исторических, религиоведческих и регионоведческих специальностей в подготовке курсовых и дипломных проектов. Выводы проведенного исследования могут быть учтены органами государственной власти при разработке нормативной базы, регламентирующей деятельность китайской диаспоры на Дальнем Востоке.
Апробация диссертации. Материалы диссертации были неоднократно представлены на научно-практических («Приамурье от первопроходцев до наших дней», 2003) и международных конференциях («Россия и Китай на дальневосточных рубежах», 2002-2003; «Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX века)», 2004) в форме докладов и публикаций научных статей. Всего по теме диссертации опубликовано шесть работ.1
1 Чупова В.И. Образ Китая и китайцев в русском самосознании (от Достоевского до Соловьева) / Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып.З. - Благовещенск: Из-во АмГУ, 2002. С.407'412; Исаченко В.И. Особенности национального характера китайцев глазами русских исследователей конца XIX — начала ХХвв. /
Структура диссертации определяется целью и задачами диссертационного исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начале XX вв."
Заключение
Современное содержание русско-китайских отношений определяется теми категориями этнического самосознания русских и китайцев, особенностями русской ментальности, которые формировались на протяжении последних ста пятидесяти лет. Большое значение в складывании ряда представлений имел период активизации контактов этносов, хронологически охватывавший вторую половину XIX - начало XX века. Очевидно, что оформление тех или иных доминант этнического сознания русских или китайцев обуславливалось целым комплексом факторов исторического, геополитического, экономического, культурного, религиозного и др. характера.
Рефлексия по поводу взаимоотношения с западной культурной традицией - важнейшая особенность развития русской культуры XIX в., непосредственно связанная с формированием ее своеобразных, уникальных черт, но проблема исторически глубоких отношений с восточным культурным ареалом оказывалась в сфере самосознания отечественной культуры значительно реже, весьма слабо соотносясь с внутренними национальными проблемами общественного и культурного развития. Дальний Восток на протяжении длительного периода времени воспринимался как «дальний» и чуждый мир, а образ Китая и китайцев носил условно-фантастический характер.
Уже само географическое положение России между Европой и Азией поднимало такие вопросы, как принадлежность к Востоку или к Западу, место русской цивилизации в семье европейских народов и т.п. Россия мыслилась как новый центр мировой цивилизации, уникальной и самобытной культурой, «Третьим Римом», сохранившим традиции истинного христианства, мессианское предназначение которого состояло в привнесении подлинных ценностей Европе и миру. Рассматривая Россию как органичную часть европейского и христианского миров, русская философская мысль выдвигала идеи о связующей роли России между Востоком и Западом, ее мессианском предназначении в Азии, дополнявшиеся надеждами на способность русских покорить китайцев своими тайными приязненными чувствами, привнести им христианское и научное воспитание.
Отдавая дань европейским традициям европоцентризма и христоцентризма, а также идеям о превосходстве европейской христианской цивилизации над Востоком, отношение к китайской цивилизации в русской философской мысли фокусировалось на идеях чуждости Китая европейской «христианской» культуре, его отождествляли с полюсом «застоя» и «коснения» и противопоставляли прогрессивной Европе. Русские религиозные мыслители в целом продолжили европейскую традицию, сформулировав теории о неспособности китайской цивилизации внести свой вклад в развитие человечества, «смерти китайского прогресса», «чуждости» Китая общему ходу развития человеческой цивилизации. Однако изменение геополитических реалий конца XIX - начала XX вв. трансформировало акценты стереотипизации в сторону тезисов о неизбежном наступлении желтой расы на Европу «китаизации» европейской цивилизации, новом монгольском иге, угрозе китайской колонизации российского Дальнего Востока, актуализируя проблему «желтой опасности» и синофобию в России.
Религия выступает мощным фактором формирования этнической ментальности любого народа. Этническая самоидентификация русских отличалась особым способом восприятия окружающего мира. Важным фактором становления русского этнического сознания выступало православие, которое рассматривалось как более прогрессивная религия, чем конфуцианство, даосизм или буддизм, христианская нравственность носила активный характер, направленный на преобразование человека и окружающего социума. Смысловые доминанты, касающиеся Китая и китайцев, китайской религиозной традиции были обусловлены христианскими моделями восприятия. Картина мира русского этнического сознания, построенная на фундаментальной религиозной идее дуализма двух начал Света и Тьмы, ассоциировала пространство, находившееся за пределами «Русской земли» с чуждым и враждебным царством Дьявола, Сатаны и Антихриста. Резкие расхождения в культурных, религиозных, политических и правовых традициях России и Китая, столкновение национальных интересов формировали скорее устойчивые предубеждения, чем взаимопонимание.
В целом образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начала XX вв. был окрашен негативным восприятием, тезисы о консервативности и неподвижности китайской культуры, ее противоположности христианским цивилизованным народам оказывали значительное влияние на русско-китайские отношения. Многие оформившиеся в этот период мифологемы, образы и стереотипы присутствуют в этническом сознании русских и сегодня, накладывая отпечаток на перспективы этнического взаимодействия русских и китайцев на Дальнем Востоке. Одним из самых устойчивых стереотипов остается идея «желтой опасности», к популизму которой часто прибегают российские СМИ и политические движения в расчете на массовый отклик.
Особое значение в последнее время приобретают этнокультурные и этнорелигиозные составляющие русско-китайских отношений. Религиозная ситуация в России и Китае за последнее десятилетие претерпела кардинальные изменения. Укрепление позиций Русской Православной церкви возрождение общин других конфессий, а также возвращение китайцев к традиционным религиозным представлениям требуют глубокого осмысления этнорелигиозного опыта взаимодействия наших этносов. Дальневосточный регион в этом отношении занимает особенное положение, его психологический климат, экономическая ситуация и этнокультурное состояние во многом зависят от выработки гибкой конфессиональной и национальной политики, учета этнорелигиозных факторов ментальности русских и китайцев. Проведенное исследование показывает необходимость всестороннего изучения влияния стереотипов на ментальность этносов.
Список научной литературыИсаченко, Виктория Игоревна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абрамов А.И. Консервативная социальная утопия второй половины X1. века / Русская философская мысль в 80-е гг. XIX века о будущем России. -М., 1990.-264 с.
2. Абрамов А.И. Культурно-историческая концепция русской цивилизации К.Н.Леонтьева / Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человечества. -М., 1988.-234 с.
3. Аниховский С.Э. Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине XIX начале XX вв.: Автореферат дис.кандид. фил. наук. - М, 2004. - 23 с.
4. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. Историко-этнографический очерк // Записки Приамурского отдела Императорского русского географического общества. Хабаровск, 1914. Т. 10. Вып.1. - 322 с.
5. Арсеньев В.К. Сведения об экспедиции капитана Арсеньева. Из отчетов и сообщений сделанных г. Арсеньевым в заседаниях членов Отдела // Записки Приамурского отдела Императорского русского географического общества. -Хабаровск, 1908. Т.7. Вып. 2. 288 с.
6. Бадлуев О.А. Китайская цивилизация и конфуцианство в российской общественно-философской мысли второй половины XIX начала XX веков: Автореферат дис. . кандид. фил. наук / Российская академия гос. службы при Президенте РФ: 09.00.03./ М., 2002. - 25 с.
7. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. М.: Наука, 1997. -240 с.
8. Бахтин Б.Б. Образ Китая в русской культуре XIX века. XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.З -М.: ИВ РАН, 1981. — 235 с.
9. Ю.Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. -318с.
10. П.Белкин Д.И. Пушкин А.С. и китаевед О.Иакинф (Н.Я.Бичурин) // Народы Азии и Африки. 1974. №6. С.24-36.
11. Бердяев Н. Самопознание. М.: СП «ДЭМ»: Международные отношения, 1990.-334 с.
12. Бердяев Н.А. А.С.Хомякову / Лосев А.Ф. Страсть к диалектике.- М.: Советский писатель, 1990. —318 с.
13. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Paris: УМСА - press, 1968. -238 с.
14. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл.Соловьева: О Владимире Соловьеве. М., 1911. - 186 с.
15. Беседа с китайским ученым // Приамурские ведомости, 1897. № 193. С. 1314.
16. Бестужев-Рюмин К.Н. Теория культурно-исторических типов / Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Изд-во Н. Страхова, 1890. - 678 с.
17. Биллингтон Джеймс X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: РУДОМИНО, 2001. - 880 с.
18. Бурсов Б. Личность Достоевского. Л.: Советский писатель, 1974. — 695 с.
19. Васильев В. Китай // Голос, 1879. № 155, 216.
20. Васильев В. Настоящий Восточный вопрос // Голос, 1879. № 3.
21. Васильев В. Современное положение Азии китайский прогресс. - СПб.: 1900.-424 с.
22. Венюков М. Очерки современного Китая. СПб.: Типография Безобразова, 1874.- 152 с.
23. Венюков М.И. Путешествия по окраинам русской Азии и записки о них. -СПб., 1868. 526 с.
24. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и ее метод // Веселовский А.Н. Собр. Соч. Т. XVI.-Л., 1938.-486 с.
25. Вяземский К. Путешествие вокруг Азии верхом. Поездка в Тянь-Зинь // Русское Обозрение. 1894, № 9, 10; 1895, № 2,7,8, 9.
26. Георгиевский С.М. Два исследователя китайской империи // Вестник Европы. 1887. T.IV.- август. С.777-806.
27. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая. СПб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1888.-494 с.
28. Герцен А.И. Концы и начала. Собр.соч. в 30-ти тт. М.: Академия наук СССР, 1957.
29. Голлербах Э. Розанов В.В. Жизнь и творчество. Петроград: Полярная звезда, 1922. - 110 с.
30. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 310 с.
31. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Рольф, 2002. - 384 с.
32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2002. - 560 с.
33. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984. - 350 с.
34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1989. - 574 с.
35. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. СПб.: Изд-во Н.Страхова, 1890. - 678 с.
36. Долгов К.Н. Восхождение на Афон: жизнь и миросозерцание К. Леонтьева. -М.: Раритет, 1997. 397 с.
37. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Сост. В.Н. Бунин.- СПб.: Лениздат, 1999.-804 с.
38. Достоевский Ф.М. Полн. Собр.соч. в 30т. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972.
39. Желтая Россия. Доклад И. Левитова. СПб.: Тип. инженера Г.А.Бернштейна, 1901.-53 с.
40. Забияко А.П. Архетипы культурные / Культурология XX век: Энциклопедия: В 2-х т.: T.l: A-JT. СПб.: Университетская книга: Алетейа, 1998.-447 с.
41. Забияко А.П. Категории «свой» «чужой» в этническом сознании // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып.5. - Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2003. -428 с.
42. Забияко А.П. Конфуцианская этика и дух бюрократизма: религии Китая в трактовке М.Вебера// Религиоведение, 2004. № 1. С. 194 216.
43. Забияко А.П. Начала древнерусской культуры. М.: Институт учебника «Пайдейя», 2002. - 480 с.
44. Иванова А.А. Философские открытия Ф.М.Достоевского. М.: Наука, 1995. -194 с.
45. Из иностранной жизни. Китай // Амурская газета, 1901, № 52.
46. История философии: Запад Россия - Восток: Кн.З: Философия XIX -ХХвв.: Учеб. для вузов. - 2-е изд. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. - 448 с.
47. Кареев Н.Н. История с философской точки зрения. СПб., 1911.- 228 с.
48. Карсавин Л.П. Восток, Запад и Русская идея. СПб., «Academia», 1922. -80 с.
49. Кауфман А.А. По новым местам (очерки и путевые заметки) 1901-1903. — СПб.: Изд. Тов-ва «Общественная польза», 1905. 353 с.
50. Китай. Его история, политика и торговля с древнейших времен до наших дней. Сост. Э.Паркер.- Пер. с англ. М.Грулева. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1903.-569 с.
51. Китайцы — подлецы. Из раздела «Сибирские курьезы» // Восточное обозрение, 1888. № 4.
52. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Труды командированной по высочайшему повелению Амурской экспедиции. Выпуск XI / Отчет Уполномоченного Министерства Иностранных Дел В.В.Граве. СПб.: Типография В.Ф.Киргибаума, 1912. - 479 с.
53. Кобзев А., Сербиненко В. Восток глазами Запада. Из наследия русского философа Вл.Соловьева // Проблемы Дальнего Востока, 1990. №2. С. 182187.
54. Кобзев А.И. Еще раз о противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // Четвертая всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т.1. История, источниковедение, историография. -М.: ИВ РАН, 1986. -242 с.
55. Кобзев А.И. О противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева / XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Т.1 М.: Наука, 1984. -240 с.
56. Кобызов Р.А. Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев (на материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока). Автореферат дис.кандид. фил. наук. М, 2004. - 26 с.
57. Каган М.С., Халтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологи. М., 1994.-464 с.
58. Колокольников В. Небесная империя. М., 1898. - 140 с.
59. Конрад Н.И. Запад и Восток.- М.: Наука, 1986. 519 с.
60. Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1991. - 197 с.
61. Коропчевский Д.А. Желтый вопрос.- М.: Изд. Ред. жур. «Детское чтение» и «Педагогический листок», 1901. — 68 с.
62. Коростовец И. Китайцы и их цивилизация. СПб.: Тип. П.П.Сойкина, Б.г.(1889). - 65 с.
63. Корсаков В.В. Верования и суеверия у китайцев // Вестник Европы, 1902. Т.VI.- декабрь. С.655-673.
64. Краснов А.Н. Чайные округи субтропических областей Азии. Вып.П. Китай. Индия и Цейлон. Колхида. СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1898.-618 с.
65. К-рь А. Восточные дела // Амурская газета, 1902. №.38.
66. К-рь А. Новый договор о Маньчжурии // Амурская газета, 1902. №.12.
67. К-рь А. Соглашение о Маньчжурии //Амурская газета, 1902. №.42.
68. К-рь А. Что впереди?// Амурская газета, 1902. №.69.
69. Культурология / Сост. и отв. Ред. Радугин А.А. М.: «Центр», 1996. - 302 с.
70. Курдюмов М. О Розанове. Paris: УМСА - press, 1929. - 89 с.
71. JI.4. Современная литература в Китае // Восточное Обозрение, 1888, №7. С.9-11.
72. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) /Общая ред., сост. и комм. Г.Б.Кремнева. М.: Республика, 1996. - 798 с.
73. Леонтьев К.Н.: pro et contra: Личность и творчество К.Лентьева в оценке русских мыслителей и исследователей, 1891-1917гг. Антология: В 2-х кн. -СПб: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1995. Кн.1. -474с; Кн.2.-701 с.
74. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время.- М.: Прогресс, 1990. 719 с.
75. Лосский И.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.- 478 с.
76. Лосский И.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей.- М.: ООО «Фирма «Изд-во ACT», 2000. 864 с.
77. Лукин А. Образ Китая в России (до 1917 года) // Проблемы Дальнего Востока. 1998, №5. С. 131-143; №6. С.97-114.
78. Маак Р. Путешествие на Амур совершенное по распоряжению Сибирского отдела ИРГО в 1855г. В 3-х т.- СПб.: Типография Вульфа, 1859.
79. Максимов С.М. Колонизационный вопрос на окраинах // Восточное Обозрение, 1882, № 2. С.2-5.
80. Максимович К.И. Очерк верхнего Уссури и юго-восточного маньчжурского прибрежья / Записки Императорского русского географического общества.-СПб., 1861. №3.
81. Менгдень О.Ф. Желтая опасность или эмиграция китайцев и влияние оказываемое ею на белую и желтую расу. СПб.: Типография Э.Арнгольда, 1906.-68 с.
82. Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский: жизнь и творчество: исследование. 4-е изд. - Б.м.: Товарищество «Общественная польза», 1909. -315 с.
83. Милюков П. Разложение славянофильства. Из истории русской интеллигенции. Изд.2 СПб.: Тип. Монтвида, 1903. - 308 с.
84. Молодняков В. Восток Ксеркса // Проблемы Дальнего Востока, 1991, №1. С. 61-68.
85. Мочульский К. Владимир Соловьев: жизнь и учение. Paris: УМСА - press, 1936.-264 с.
86. Мячин А.Г. Константин Леонтьев, русский консерватизм и восточный вопрос //Вестник Московского ун-та. Сер. 12, Политические науки, 1998. №1.- С. 56-66.
87. Надаров И. Материалы к изучению Уссурийского края // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. -СПб., 1887. Вып.26.
88. Надаров И. Северно-Уссурийский край // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. СПб., 1887. Вып. 27.
89. Назаров А.Ю. Маньчжуры, дауры и китайцы Амурской области / Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества.- Иркутск, 1884. T.XIV, №1-2.
90. Назаров А.Ю. Материалы для военно-статистического обзора Приамурского военного округа и Манчжурии // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. СПб., 1884. Вып.31-32.
91. Николюкин А.Н. В.В.Розанов. М.: Молодая гвардия, 2001. - 511 с.
92. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 327 с.
93. Новости из Китая // Восточное Обозрение, 1888. №.25, 28.
94. Носов С.В. В.В.Розанов: Эстетика свободы. СПб., 1993.-296 с.
95. Нужды образования в Китае // Восточное Обозрение, 1888. №24.
96. Обручев А. Китайцы /Азия. Иллюстрированный географический сборник. Сост. А.Крубером и др. Изд. Ill М.: Тип.-литогр. Т-ва И.Н.Кушнеров и К, 1908.-581 с.
97. Основы религиоведения / Под ред. И.НЛблокова. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2004. - 511 с.
98. Павленко А. Прошлое и настоящее теории Данилевского / Россия и Европа. Опыт соборного анализа. М., 1992. - 368 с.
99. Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897г. и других источников. В 2-х частях.- СПб., 1906.
100. Позднеев А. Монголия и Монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893гг. T.II (Дневник и маршрут 1893г.). СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1898. - 517 с.
101. Позднеев Д. Основные течения государственной жизни Китая в XIX веке. -СПб, Типография императорской академии наук, 1897. 24 с.
102. Покотилов Д. Китайцы о европейцах // Вестник Европы, 1893. Т.Ш.- июнь. С.588-628.
103. Попов П. Китайский публицист // Вестник Европы, 1898. Т.Н. март. С.382-390.
104. Ш.Попов П. Новейшие вести из Китая // Вестник Европы. 1901. Т. IV. -ноябрь. С.312-341.
105. Пржевальский Н.М. От Кяхты на истоки Желтой реки. Исследование Северной окраины Тибета и путь через Лоб-Кор по бассейну Тарима. -СПб.: Тип. В.С.Балашева, 1888. 536 с.
106. Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869. СПб., 1870.-58 с.
107. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьба России / Сост., вступ. стат., комммент. И.А.Исаева. М.: Русская книга, 1992. - 427 с.
108. Пясецкий П.Я. Путишествие по Китаю в 1874 1875гг. через Сибирь, Монголию, Восточный, Средний и Северо-Западный Китай. Из дневника: в 2-х тт. Т.1. - 2-е изд. - М.: Унив. Тип. (М.Катков), 1882. - 584 с.
109. Рашковский Е.Б. Запад, Россия. Восток. Востоковедные темы в трудах русских религиозных философов // Азия и Африка сегодня. 1990, №8. С.55-58.
110. Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. М.: Современник, 1992.-844 с.
111. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. - 636 с.
112. Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2000. - 428 с.
113. Розанов В.В. Сочинения: О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания / Под ред. В.Г.Сукача. М.: Танаис, 1995. - 737 с.
114. Розанов В.В. Уединенное: Сочинения (Опавшие листья. Короб второй.) -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 1998. - 912 с.
115. Розанов В.В.: pro et contra. Личность и творчество В.Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей / Сост. В.А.Фатеев: В 2-х кн. Кн.П -СПб.: РХГИ, 1995. -576 с.
116. Розанов В.В.Эстетическое понимание истории / Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. Вып.2. /Сост. С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова.- М.: Изд-во «Кн.палата», 1994. 424 с.
117. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология. М, 1993.-367 с.
118. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. - 624 с.
119. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник. М.:.Изд. центр «Академия», Высш. шк., 2000. - 304 с.
120. Сербиненко В.В. Проблема соотношения китайской и японской культур в творчестве В.С.Соловьева / XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Т.1 М.: Наука, 1984. — 240 с.
121. Сербиненко В.В. В.С.Соловьев о Китае./XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады М.: Наука, 1982. -240 с.
122. Сербиненко В.В. Вл.Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994. -208 с.
123. Сербиненко В.В. История русской философии XI XIX вв. Курс лекций. -М.: Наука, 1996.-242 с.
124. Сербиненко В.В. К характеристике образа дальневосточной культуры в русской общественной мысли XIX в. / Общественная мысль: исследования и публицистика. Вып.1 М.: Наука. 1989. - 256 с.
125. Сербиненко В.В. Место Китая в концепции культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского / XIV научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. М.: Наука, 1983, 4.2. - 240 с.
126. Сербиненко В.В. Образ дальневосточной культуры в русской философии истории (80-90-е гг. XIX в.) // Дальний Восток и Центральная Азия. М., 1985.-382 с.
127. Сетницкий Н.А. Русские мыслители о Китае (В.С.Соловьев и Н.Ф.Федоров). Харбин, 1926. - 284 с.
128. Симон Ж. Срединное царство. Основы китайской цивилизации. Пер. В. Ранцева- СПб.: Изд. Л.Ф.Пантелеева, 1886. 382 с.
129. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М.: Наука, 1977. -505 с.
130. Соловьев B.C. Китай и Европа // Русское обозрение, 1890. №.2. С.673-696; №.3. С. 187-206; №.4. С.761-776.
131. Соловьев B.C. Соч. в двух томах. М.: Правда, 1989. Т. 1 685 с; Т.2 734 с.
132. Соловьев B.C. Стихотворения и шуточные пьесы.- Л.: Советский писатель, 1974.-350 с.
133. Соловьев В.С.Соч. в двух томах.- М.: Мысль, 1988. T.l. 892с.; Т.2. - 822 с.
134. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.
135. Спасовский М.М. В.В.Розанов в последние годы своей жизни: Среди неопубликованных писем и рукописей. — Берлин: Русское национальное издательство, 1923. — 83 с.
136. Столповская А. Образование в Китае // Русское обозрение. 1893. Т.24, декабрь. С.719-735. "
137. Столповская А. Очерк истории культуры китайского народа. М.: Типография М.П.Щепкина, 1891.-475 с.
138. Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н.Я.Данилевского / Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Изд-во Н.Страхова, 1890. - 678 с.
139. Сукач В.В. Жизнь В.В.Розанова «как она есть» // Москва, 1991. № 10,11; 1992 № 1-4, 7-8.
140. Тихомиров JI.A. Русские идеалы и К.Н.Леонтьев //Русское обозрение, 1894. №10.
141. Тихоокеанская пресса. Китай // Приамурские ведомости, 1898, № 217. С. 12.
142. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. — М.: Гнозис, 1995.-875 с.
143. Торговые интересы России в Китае // Приамурские Ведомости, 1895. №.96. С.15.
144. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.Соловьева. М.: Тип. А.И.Мамонтова, 1913.-632 с.
145. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - 368 с.
146. Трубецкой Н.С. Сочинения. М., 1994. - 868 с.
147. Трубецкой С. «Разочарованный славянофил». Собр.соч. — М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1907. Т.1.-498 с.
148. Успенский Б.А. Избранные труды. В Зт. T.1. М.: Гнозис, 1994.- 608 с.
149. Ухтомский Э.Э. К событиям в Китае. Об отношении Запада и России к Востоку. СПб.: Паровая Скоропечатня «Восток», 1900. - 87 с.
150. Фатеев В.А. В.В.Розанов: Жизнь, творчество, личность. Л., 1991. -363 с.
151. Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris: УМСА - press, 1981. — 599 с.
152. Фудель И. К.Леонтьев и Вл.Соловьев в их взаимных отношениях // Русское обозрение, 1892, №10.
153. Хвостов А. Русский Китай. Наша первая колония на Дальнем Востоке // Вестник Европы,1902. T.V. октябрь. С.653-696.
154. Чаадаев П.Я. Полн.собр.соч. и избр. письма: В 2т. М.: Наука, 1991.
155. Шимкевич П.П. Инородцы Амурского края // Приамурские Ведомости, 1894. №15.
156. Шимкевич П.П.Современное состояние Амурской области и бассейна Амгуни / Труды Приамурского отдела Императорского русского географического общества. 1895. Вып.1. С. 1-24.
157. Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. -Владивосток, 1919.
158. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. - 482 с.
159. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. В 3-х т.- СПб., 1883-1903.
160. Штаммлер А.В. В.В.Розанов / Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, Отделение славянских языков и литературы Питтсбургского ун-та, 1975. - 413 с.
161. Шубарт В. Европа и душа Востока. Пер. с нем. З.Г.Антиненко и М.В.Назарова. М.: Альманах «Русская идея» (Вып.З). 1997. - 448 с.
162. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения: Пер. с англ. М., 1999. - 348 с.
163. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. М.: Терра, 1992-1993.
164. Эриксон Э.В. Китайцы как самостоятельная раса // Вестник Европы. 1905, Т1.-январь. С. 174-211.
165. Ching J.Confiicianism and Christianity. A Comparative Study. KODANSHA INTERNATIONAL Tokyo, New York & San Francisco in cooperation with THE INSTITUTE OF ORIENTAL RELIGIONS Sophia University, Tokyo, 1977. -226 p.
166. Matignon J.J. Пекинские нищие. По книге: Superstiotion.Crime en Chine (Souvenirs de biologie sociale) par le D-r. J.J.Matignon. Lyon, 1899. Пер. Н.Мацокина // Вестник Азии, 1914. С. 7-26.
167. Xinzhong Yao.Confucianism and Christianity. A Comparative Study of Jen and Agape. SUSSEX Academic PRESS, 1997. - 264 p.