автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Федотова, Линда Владиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федотова, Линда Владиславовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУС ТИНЕЙДЖЕРА

1Л. Современные психологические подходы к пониманию личности подростка как к социальной проблеме 1.2. Типологические особенности психосоциального развития подростков-тинейджеров Выводы

Глава II. ОБРАЗ ТИНЕЙДЖЕРА В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ, АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2Л. Художественный образ подростков-тинейджеров в английской и американской литературе

2.2. Проблемы подростков-тинейджеров в русскоязычной 111 литературе

2.3. Типология речевых характеристик персонажей произведений «Над пропастью во ржи», «Дневники 130 А.Моула», «Плаха» (лингвостилистический анализ)

Выводы

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Федотова, Линда Владиславовна

Актуальность исследования. Происходящий в мире процесс глобализации способствует наиболее тесному взаимодействию всех форм общественного сознания, следствием чего является новый этап его синкретизации. Литература, будучи формой общественного сознания, находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с философией, педагогикой, психологией, социологией и другими отраслями науки и культуры. Результатом подобного взаимодействия является взаимопроникновение методов исследования человека различными отраслями науки: литературоведением, теорией литературы, самим пространством художественного произведения. В нём, как в зеркале своего века, рассматривается общество, его противоречия, социальные слои, их взаимоотношения. Молодежь - составная часть этого общества - является объектом глубокого и пристального изучения.

Ещё в ХУП-ХУШ вв. в новом жанре о молодом поколении, романе воспитании, английский гуманист Т.Мор впервые обращает внимание на зависимость здоровья общества и государственной целостности от здоровья человеческих мыслей. Данные идеи мы находим в романе Г.Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша»: путь заблуждения и ошибок героя романа, условия его развития, его движения вперед. Нагнетание отрицательных результатов - источник драматического конфликта для героя романа [Влодавская-44].

Исследуя роман воспитания XIX века, М.Тугушева [265] замечает, что на его развитие, структур} влиял опыт классических реалистов. Представитель данного направления английский писатель Диккенс до предела обостряет конфликт между личностью ребенка, подростка и обществом [Цвейг-293].

Образы чудаковатых героев, героев-подростков, тинейджеров в разных вариациях, связанных с проблемами молодежи, образы детей страдающих, но обретающих в финале произведения материальное благополучие, замученные дети «ушедшие из жизни», не изведав человеческого счастья мы находим в произведениях наиболее значимых прозаиков XX века (С.Батлер, Д.Джойс, Г.Уэллс, Д.Лоуренс, А.Беннест, С.Моэль, К.Маккензи, С.Моэм). Для англоамериканской литературы XX в. о молодежи в целом характерна дегероизация центрального персонажа, будь то роман-воспитание, роман-карьера или роман-исповедь. Литература битников в США и «сердитых молодых» людей в Англии в 50-е-60-е годы -это протест молодых авторов (Д.Брейн, Д.Стори, У.Голдинг, С.Чаплин, К.Эмис). Западная молодежь 60-х г. самыми разными путями приходила к неприятию буржуазного общества, протесту против его образа жизни и моральных ценностей, протесту резкому, активному, но во многом стихийному и индивидуальному. Литература 60-х-70-х годов отразила взлет молодежных движений (М.Брегг, Д.Джонсон, М.Дрэббл, П.Рид, У.Уильямс). 80-е-90-е гг. в молодежной прозе проявляются психологические мотивы (К.Уотерхауз, С.Таунсенд).

В работах литературоведов Г.Анджапаридзе, В.Ивашовой, И.Левидовой, П.Балашова, А.Мулярчика дается характеристика «рассерженных молодых людей», отвергающих состояние покоя (Ф.Саган «Здравствуй, грусть»). Молодые бунтари из «хороших» семей выступают против существующего порядка не столько по соображениям идейным, сколько карьерным (Ч.П.Сноу «Недовольные», «Завершение»), «Блудные сыны» буржуазного класса разрывают со «священными» вековыми буржуазно-аристократическими традициями и моральными предписаниями (Ч.П.Сноу «Чужие и братья» или «Диторж Пассант»). Как указывают А.Мулярчик и В.Ивашова, бунтарство «рассерженной молодежи» всерьез не угрожало порядку (Д.Хере и «Слишком дальняя прогулка», «Ореховая дверь»).

В буржуазных и мелко буржуазных семьях первой стадией общественного конфликта становится борьба молодого поколения со «взрослой» Америкой. Г.Анджапаридзе анализирует противоречия отцов и детей в романах Т.Хайнда «Пташка», М.Дрэббла «Сквозь игольное ушко»; В.Ивашова рассматривает отцов и детей в «Абсолютных новичках» К.Маккинеса, «Только любившие остались в живых» Л.Стюарта, И.Левидова изучает молодое поколение в рассказе «Вкус крови» Г.Э.Бейтеса; А.Мулярчик эти проблемы определяет в романе «Молитвенник» Д.Дидион, «Реквием по мечте» Ч.Селби.

Молодой герой 60-70 годов XX столетия привлекает внимание философов, социологов. Разные аспекты этого явления были рассмотрены Ю.Давыдовым «Бегство от свободы», Э.Баталовым «Философия бунта», В.Большаковой «Бунт в тупике?», А.Грачевым «Поражение или урок?», в стихах Е.Амбарцумова, Э.Розенталя «Парадоксы протеста». «Разгневанные бунтари» 60-70 годов находят своё преломление в «молодежной вольнице» (Де Лилло «Улица Великого Джонса», «Игроки»). Как указывает

A.Мулярчик, автор данных романов популяризует «молодежный стиль самовыражения», гротескный мир наркотиков и импульсивного насилия, навязчивой тяги к саморазрушению. Писатели подчеркивают в своих героях черты неприятные, порой отталкивающие: духовную ограниченность, мелочность, презрение к окружающим, непоследовательность, карьеризм, отсутствие серьезных общественных идеалов, т.е. те же социально-психологические характеристики тинейджера, отмечаемые современными исследователями и литературными критиками (А.И.Арзамасцева, С.Николаева) данной возрастной категории. Интерес к ней проявляют не только писатели (В.Набоков,

B.Распутин, В.Астафьев, Ф.Абрамов, Ф.Искандер, А.Алексин, В.Железников, Н.Дубов, А.Лиханов, Р.Погодин, В.Голявкин, М.Носов и др.), но и кинематографисты (Ф.Тюффо, Р.Быков). Главным героем своих фильмов они делают подростка, ожесточенного, никому не верящего, мало задумывающегося над сложными взаимоотношениями взрослых.

Знаменитые фильмы французского кинорежиссера Франсуа Трюффо развивают тему изломанного детства (герой Антуан Дуанель), искореженного неблагополучными социальными воздействиями, тему беззащитности ребенка перед жестокостью, эгоизмом, расчетливостью родителей. Французский режиссер, показывая злых, жестоких детей, выясняет происхождение такой ненормальности.

Отечественный фильм «Чучело» в постановке Р.Быкова показал, как опасно успокаиваться на достигнутом, перекладывая воспитание подрастающего поколения на дошкольные и школьные учреждения. Аномалии существуют в нашем обществе, отход от принципов социальной справедливости автоматически приводит к смятению в душах подростков и делает их ожесточенными, циничными, равнодушными исполнителями, готовыми на любую гадость.

Проведенный анализ художественных произведений литературы и киноискусства показал, что подобных молодых людей, подсознательно стремящихся приспособиться к условиям жизни, но не способных это сделать из-за душевной незрелости, нереальных максималистических требований, ждет конфликт с обществом.

Проблемы подростков не исчерпаны обзором вышеназванных произведений. Глубоко, проблематично, остро, дискуссионно она представлена и в таких произведениях отечественных и зарубежных авторов, как Сэлинджер Дж.Д. «Над пропастью во ржи», Таунсенд С. «Дневники Адриана Моула», Ч.Айтматов «Плаха». Сравнительная характеристика основных героев этих произведений, их проблема, идентичность девиантного поведения, их отношения к другим, их социальный статус, с одной стороны, и недостаточная рассмотренность подобных образов с литературоведческих и психологических точек зрения, с другой стороны, в контексте этих художественных произведений делает представленную тему актуальной, необходимой не только для узкого круга специалистов, но и широкой общественности, занимающейся проблемами воспитания подрастающего поколения.

Объектом исследования является образ подростка-тинейджера в зарубежной и отечественной литературе.

Предметом исследования является процесс становления личности подростка в произведениях писателей Англии, Америки и России на примере трёх произведений: Сэлинджер Дж.Д. «Над пропастью во ржи», Таунсенд С. «Дневники Адриана Моула», Ч.Айтматов «Плаха».

Материал исследования - художественные произведения J.D. Salinger "The Cather in the Rye" - Дж.Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (перевод Р.Райт-Ковалевой), S.Townsend "The secret diary of Adrian Mole" - С.Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (перевод с английского Ю.Зараховича); Ч.Айтматова «Плаха», литературная критика, философские и психолого-педагогические труды отечественных, английских и американских авторов,

Цель исследования - определение личностной характеристики подростков-тинейджеров, их проблем в рамках социально-психологической философии и преломление данной личностной категории в художественном пространстве и художественных образах литературных произведений Англии, Америки, России.

Гипотеза: мы предположили, что проблемы тинейджеров-подростков могут быть поняты и проанализированы при условии, если:

-рассмотреть данную проблему с точки зрения психолого-педагогических и социально-философских парадигм личности;

-проанализировать творчество зарубежных и отечественных писателей, изображающих подростка-тинейджера - главного героя произведения;

-проанализировать социально-экономические условия воспитания и развития тинейджеров-подростков в исследуемых произведениях;

- проанализировать критический материал по произведениям отечественной и зарубежной литературы;

-изучить художественные, лингвостилистические особенности произведений Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи», С.Таунсенд «Дневники Адриана Моула», Ч.Айтматова «Плаха»;

- исследовать образы тинейджеров и их проблемы в сравнительно-сопоставительном плане в английской, американской и русскоязычной литературе.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

1. Разработать философско-психологическое понятие концепции личности подростка на основе исследований Л.С.Выготского, А.В.Петровского. Л.И.Божович, И.И.Платонова, Б.Д.Парыгина, Л.Д.Столяренко, Н.С.Лейтес, П.П.Блонский, $.Франкл, А.Маслоу и др.

2. Выявить аксиологический потенциал личности подростка и проблем её адаптации, отражение её в художественной литературе Запада и России.

3. Проследить этапы раскрытия образа подростка-тинейджера в разнообразных изобразительных формах (библейские формы повествования, фольклора, художественная литература, киноискусство);

4. Проанализировать отражение творческого, коммуникативного, художественного, лингвистического (вербального) потенциала личности подростка в литературных произведениях писателей Дж.Сэлинджера, С.Таунсенд, Ч.Айтматова.

5. Определить характер процесса нравственных исканий молодого человека, отражение девиантного поведения тинейджера в современной западной и отечественной литературах.

Методы исследования: в работе использованы метод анализа философской, психологической, педагогической критической литературы; сравнительно-сопоставительный метод анализа образов тинейджеров-подростков в их художественно-лексикологических особенностях в западной и отечественной литературе.

Методологическую основу исследования составляют как положения философии о человеке как социальном существе, положения о динамической концепции личности, раскрывающие зависимость развития от меры её активности/пассивности в социально-объективном мире (К.А.Абульханова

Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, В.А.Петровский, К.К.Платонов, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, А.Маслоу, К.Юнг), так и понимание высокого представления о человеке, его гуманистическом призвании в литературоведении и критической литературе (И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева, Н.В.Бодур, Э.И.Иванова, Т.А.Чеснокова, Л.Е.Стрельцова, Т.Д.Полозова, А.В.Дановский,

B.В.Соколов, Н.Д.Тамарченко, В.В.Набоков, А.В.Карельский).

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблеме развития личности (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Л.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, В.А.Петровский, Б.Д.Парыгин), социально-психологического развития подростка-тинейджера (Д.Б.Эльконин, П.П.Блонский, А.А.Реан, В.С.Мерлин, Н.С.Лейтес, А.Маслоу, 'Ц,.франкл, Дж.Роттер, Ж.Пиаже), произведения художественной литературы и критическая литература на них (М.О.Мендельсон, И.Ф.Волков, И.Н.Арзамасцева,

C.А.Николаева, Н.В.Бодур, Э.И.Иванова, Т.А.Чеснокова, Л.Е.Стрельцова, Т.Д.Полозова, А.В.Дановский).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые дается сопоставительный анализ образа тинейджеров-подростков в научно-синкретическом подходе к сопоставительному анализу концепции личности подростка и его проблем в западной и отечественной литературе, используя современные данные социологии, педагогики, психологии, философии и пр., касающиеся как человеческой личности, в целом, так и личности подростка, в частности.

Данная диссертационная работа написана, исходя из опыта исследования литературоведения, психологии, педагогики, философии, что обусловлено требованиями времени и теми процессами, которые происходят в мировом сознании и информационном пространстве.

В работе установлены связи и взаимодействия в трактовке образа тинейджеров на основе отечественной и зарубежной литературы. Обоснована многоаспектность передачи образа подростка в психологическом, социальном и межличностно-вербальном общении. Выявлены общие характерологические черты тинейджеров-подростков и индивидуально-типологические параметры подростков в анализируемых произведениях.

Практическая значимость исследования: методологические подходы в исследовании образа тинейджеров-подростков в западной и отечественной литературе могут быть рекомендованы и использованы преподавателями, аспирантами и студентами вуза в сравнительном анализе с аналогичными героями; результаты работы могут быть учтены в лекционных учебных курсах, а также в преподавании спецкурсов «Проблемы молодежи в современной западной литературе», «Нравственные искания молодого поколения в русской литературе»; аналитическое исследование специфики речевых особенностей персонажей рассматриваемых произведений может использоваться как дидактическое пособие при чтении следующих курсов на факультете лингвистика: "Зарубежная литература", "Лексикология"; спецкурсов "Стилевые особенности рассказа в англоязычной литературе", "Особенность стилистического анализа современных текстовых структур"; материал может быть использован при написании выпускных квалификационных работ.

Личный вклад автора состоит в создании сравнительно-типологической модели характеристики личности тинейджера-подростка на основе анализа художественных произведений; в рассмотрении становления связей и зависимостей развития личности тинейджера-подростка от социально-экономических и психолого-педагогических условий.

База исследования - произведения классиков мировой художественной литературы: Сэлинджер Дж.Д. «Над пропастью во ржи», Таунсенд С. «Дневники Адриана Моула», Ч.Айтматов «Плаха».

На защиту выносятся следующие положения:

- разработанность концепции личности подростка-тинейджера в трудах Д.Б.Эльконина, П.П.Блонского, А.А.Реана, В.С.Мерлина, Н.С.Лейтеса, А.Маслоу, ¡В.Франкл, Дж.Роттер, Ж.Пиаже даёт основание для глубокого анализа их образа в художественном произведении;

- выявление аксиологического потенциала личности и её адаптации, отраженные в художественной литературе Запада и России поможет понять современных подростков и помочь им;

- общая цель, как смысл жизни, должна стать тем связующим звеном, которое образуется между подростком и сформировавшейся личностью, между поколениями «отцов» и «детей». Наполненная высоконравственным гуманистическим смыслом, цель жизни будет закреплена устойчивыми положительными примерами и стереотипами;

- духовно-нравственный «смысл жизни», ценности христианской морали, позволят во многом ослабить девиантное поведение незрелой личности, исключить психо-эмоциональную изоляцию, приобрести ответственность не только за свою жизнь и свои поступки, но и включиться в борьбу за сохранение и других личностных ценностей;

- изучение образа подростка в разнообразных формах и жанрах литературы позволит полнее охарактеризовать его особенности;

- изучение изобразительно-выразительных средств избранных художественных произведений позволит сопоставить образы главных героев.

Достоверность результатов работы обеспечена использованием основополагающих трудов ученых по философии, литературоведению, психологии и педагогике, которые составили методологическую основу нашего исследования; рецензиями на анализируемые произведения Сэлинджера Дж. «Над пропастью во ржи», Таунсенд С. «Дневники Адриана Моула», Ч.Айтматова «Плаха»; опорой на современные психолого-философские подходы к пониманию личности, влиянию социальной среды на развитие и формирование подростков.

Апробация работы: основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях студентов и молодых преподавателей, на внутривузовских конференциях Армавирского государственного педагогического института и Армавирского лингвистического университета. Отдельные

12 положения и материалы внедрялись в учебный процесс при преподавании английского и немецкого языков на факультете «Лингвистика и межкультурная коммуникация» в АЛУ. Отдельные главы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы АЛУ, на конференции молодых ученых в Краснодаре, Ставрополе, Карачаевске и Пятигорске.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Каждая глава разделена на параграфы, строго соответствующие идейно-композиционной структуре диссертационной работы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе"

Выводы:

Специфика американской прозы о молодежи конца XIX начала XX вв. определяется индивидуалистическим мифом открытых возможностей, воплощенном в «американской мечте», влиянием на литературный процесс нетрадиционных комплексов идей. Для англо-американской литературы XX в. о молодежи характерна дегероизация центрального персонажа в романе воспитания, романе-карьере, романе-исповеди. Герои прозы критического реализма XX в. оказываются более бедными, по человечески менее значительными, чем их предшественники из романов XIX в. Мода на «рассерженных» в литературе 5060-х гг. в Англии вытеснила романы о тинейджерах, поскольку сами подростки, проблемы, связанные с ними, стали злобой дня в обществе.

Современная англо-американская и отечественная литература в центр своих произведений поставила внутренний мир и личность подростка. Писате-ли-«дети потерянного поколения», - обеспокоенные будущим молодежи, значительно расширили и углубили круг проблем, касающихся взрослеющего подростка, испуганного трудностями, пережитыми отцами, и военными катаклизмами. Это были различные по своей тематике и стилю произведения писателей Англии, Америки и России, но их объединила одна из немногих вечных проблем: кто и как продолжит дело отцов, сумеют ли дети сберечь те нравственные ценности, которые с огромным трудом пронесли через свою военную молодость «потерянные»?

О восстановлении утраченной духовности, погребенной под обломками материального мира, атмосфере всеобщего разочарования и пессимизма размышляют в своих произведениях многие мировые писатели 50-80х годов, работающие в жанре молодежной прозы. Молодежная проза двадцатого века продолжает традиции реализма рубежа веков. Произведения о тинейджерах предстают в качестве психологических исследований тонкой хрупкой души взрослеющего подростка, который еще в состоянии уловить фальшь взрослого мира, но не в состоянии справиться с обрушившимися на него трудностями (Х.Колфилд; А.Моул и др.). В мировой современной литературе молодежная тема и связанный с ней конфликт поколений имели политическую окраску, поскольку ее расцвет происходит в периоды острых социальных движений.

Художественная трактовка образа тинейджера, раскрытие его внутреннего мира и потребностей находится в тесной взаимосвязи с мироощущением автора, с его отношением к будущему своей страны, ее подготовленности к снятию конфликта поколений. Объединяющим мотивом англо-американской прозы о молодежи является мотив построения гармоничных отношений между поколениями отцов и детей, поиск выхода из нравственного кризиса.

Социально-психологическую характеристику героев произведений Дж.Сэлинджера, С.Таунсенд, Ч.Айтматова дополняет, раскрывает их речь, употребляемые слова, выражения, фразеологические обороты, смысловые и эмоциональные оттенки. Диалоги, обращения, тропы, вульгарные, жаргонные слова передают мысли, чувства, состояния Холдена, Адриана, Гришана и Пет-рухи, знакомят нас с их ближайшим окружением, демонстрируют формы общения, личностную позицию, визуально приобщают нас к действительности, где происходят основные события. Если это Холден, Адриан, их лексикон наполнен словами, связанными со школой, одноклассниками, друзьями, родителями. У одного преобладает лексика разговорно-сниженного стиля, у другого

149 это эмоционально-образная речь. Гришан, Петруха и Ленька - гонцы, наркоманы. Их жизнь вращается вокруг травки, братвы, промысла, денег, их интересам соответствует лексика. У Гришана она цинично-возвышенная, вычурная и жаргонно-вульгарная у Петрухи. Все они дети, порожденные своей эпохой, её хрестоматийными событиями, сюжетными сплетениями, ломкой копий, споров, выяснения отношений. Живущие в одно время, но на разных континентах, молодые люди-тинейджеры высказываются, используя в своей речи весь арсенал лексического, грамматического, стилистического выражения мысли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе проанализировано состояние литературы о подростках-тинейджерах в России, Англии и Америке с 60-х годов XX века и можно сделать вывод, что литература названных стран, опираясь на традиции лучших писателей середины века (Ф.Достоевского, . М.Горького, Э.Хэмингуэя, У.Фолкнера, М.Уокера, Т.Капоте и др.), основное внимание уделяли и уделяют произведениям гуманистической направленности, в которых изображены герои-подростки с их трудноразрешимыми проблемами.

Концепция личности предполагает довольно объемный спектр определений, равно как и дифференцированный подход в рамках социокультурной общности людей, с точки зрения основных параметров человеческой цивилизации. Понятие «личность» может иметь психолого-педагогические, социокуль-турологические, биологические, философские, литературно-художественные, религиозные и другие характеристики и параметры.

Возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Особое место в отечественной психологии занимает предложенная Д.Б.Элькониным возрастная периодизация, которая охватывает период от рождения ребенка до окончания школы. При этом подростковый возраст включает детей от 10-11 лет до 13-14, а ранний юношеский от 13-14 до 16-17 лет. Каждый возраст демонстрирует межличностное общение в качестве ведущего и завершается предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений, навыков, реализацией возможностей ребенка.

В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого является переход от детства к взрослости, границы которого могут простираться от 12 до 25. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинейджер» как общее название для любого, кому от 13 до 19 лет. «Тинейджеры» - это раньше времени созревшие подростки, с глубоким пренебрежением взирающие на всех, кто достиг 25-30 лет. Они не верят ни во что (чаще всего принимают позу неверия) и скрывают свою трагическую растерянность под маской наигранного скептицизма и пресыщенности. Тинейджеры сторонятся «завербованности», то есть связи с тем или другим классом или группой. При переходе из одной категории в другую подросток испытывает некоторую дисгармонию развития своей личности, что обусловливает наличие критических, кризисных периодов в его жизни. Переходные периоды - ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у тинейджера должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.

Исходя из вышеизложенного анализа психологической литературы, можно констатировать, что возрастная периодизация в России (подросток 1225 лет) и Запада (тинейджер 12-19 лет) не совпадает. Поэтому в данной диссертации нами избрано и введено понятие подросток-тинейджер, охватывающий период от 13 до 19 лет, так как именно данный возрастной интервал характеризует героев, анализируемых нами произведений.

Русская литература, начиная с Ф.М.Достоевского, остро ставит вопрос об ответственности взрослой личности перед незрелой личностью, поскольку из подростков созидаются поколения; вопрос отцов и детей. Писатели - «дети потерянного поколения», обеспокоенные будущим молодежи, значительно расширили и углубили круг проблем, касающихся взрослеющего подростка, испуганного пережитыми отцами трудностями и военными катаклизмами. Это были различные по своей тематике и стилю произведения писателей

Англии, Америки и России, но их объединила одна из немногих вечных проблем: кто и как продолжит дело отцов, сумеют ли дети сберечь те нравственные ценности, которые с огромным трудом пронесли через свою военную молодость «потерянные»?

Ответ на остро поставленный вопрос неоднозначен, так как проблема наркомании, захватила широкие круги как английской, американской и российской молодежи, так и молодежи мира. Проблема протеста молодежи в её девиантном поведении, решается зачастую слишком активно: становясь опасными для общества анархистами, бунтарями, участниками террористических организаций, они наносят вред вольно или невольно своим близким людям и окружающим. Английские тинейджеры и русские подростки, испытывая подобное состояние, ищут пути компромисса с обществом, что подчеркивается большинством авторов произведений и литературными критиками.

Чтобы провести сравнительно типологический анализ образов подростков-тинейджеров в англо-американской и русской литературе, мы подбирали литературные персонажи. В центре нашего внимания оказались произведения различных историко-литературных эпох, написанных авторами, представляющими три страны, имеющими общие эстетико-мировоззренческие позиции по образам тинейджеров: повесть американского писателя Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи», «Тайные дневники Адриана Моула» английской писательницы Сью Таунсенд, роман Чингиза Айтматова «Плаха». Изменились ли за это время проблемы, связанные с подростковым возрастом? Столь уж они различны в Англии, Америке и России? Что роднит главных героев? В чем их индивидуальное своеобразие? Результаты сопоставительно-типологического анализа трёх произведений является ответом на эти и другие вопросы, поставленные временем и автором данной работы.

Главное обвинение, которое подростки-тинейджеры бросают окружающему миру, - это обвинение в фальши, в сознательном, а потому особенно отвратительном притворстве, в показухе. Их угнетает царящий в мире дух всеобщего обмана и недоверия между людьми. Тинейджеры и подростки самые бесхитростные, а потому и наименее защищенные члены общества. Юные герои во всех трех произведениях исповедуют этический максимализм: любой поступок и даже одно только слово, противостоящие заключенной в детских душах изначальной человечности, вызывают у них резкую, судорожную реакцию. Удрать из дому, бежать куда глаза глядят - в русло этого инстинктивного порыва укладывается поведение многих мятежников (вплоть до Холдена Колфилда), пытающихся укрыться от грубости и черствости взрослого мира.

Сложный, тонкий мир личности и не менее сложная действительность, их постоянное взаимодействие и взаимоотталкивание - на таком контрапункте строятся произведения, анализируемые в данной работе. Внимание к малейшим нюансам движений души, удивительная наблюдательность и точность в передаче человеческих отношений. Это создало Сэлинджеру, Таунсенд, Айтматову репутацию исповедальных писателей, своеобразных лириков в прозе. При этом как-то упускали из виду неуловимость позиции Сэлинджера, крайне редко выражавшего свое отношение к изображаемому открытым текстом.

Несмотря на кажущуюся общность всех трёх образов, каждый из них своеобразен. В лирико-исповедальной повести С.Таунсенд «Дневники Адриана Моула» выведен образ подростка другого поколения - 70-80-х годов. Адриан, в отличие от Холдена, не презирает своих родителей, какими бы они ни были, твердо зная, что должен соблюдать свой сыновний долг. Через подростковый жаргон пробиваются искренние слова, свидетельствующие об истинном отношении подростка к проблемам в семье. Адриан становится, в силу складывающихся обстоятельств, центром семьи, которая рушится у него на глазах. Крушение идеалов, утрату веры в родителей Адриан переживает не менее болезненно, чем Холден, но, будучи наделенным природной добротой, он пытается понять своим, еще не сформировавшимся, детским умом, обе стороны, и, если не соединить, то хотя бы помирить родителей. С.Таунсенд убеждена, что основы морали и нравственности закладываются в детстве, они черпаются в семье, школе, в общении с ровесниками, из книг.

Адриану книги помогают не только познавать жизнь, но и стремиться к осуществлению своей мечты. Уничтожить мечту всегда страшно. Мечта приподнимает, облагораживает, помогает быть чище, лучше. Мечты Адриана не отчуждают его от жизни, наоборот, он с завидным упорством стремится к их осуществлению. Присущие герою С.Таунсенд черты-целеустремленность, искренность, преданность своей мечте - характеризуют гораздо более устойчивый психологический тип личности подростка, нежели тот, который показан Д.Сэлинджером. Однако путь к заветной цели и у героя С.Таунсенд не был усыпан розами. Состояние вынужденного одиночества порождает у него ощущение ненужности и приводит к желанию бежать куда-нибудь. В повести С.Таунсенд Адриан и взрослые как бы меняются местами: порой возникает ощущение, что подросток гораздо мудрее и опытнее их.

Проблема постижения категорий добра и зла «отцами и детьми» характерна и для современной многонациональной литературы России. Размышлениям в этой плоскости посвящен «Плаха» Ч.Айтматова - роман русскоязычного писателя, но признаваемого мировым. Основным морально-нравственным критерием, которым Ч.Айтматов проверяет жизнь человечества и своих героев, является образ Иисуса Христа. В романе отражены не первые шаги христианства на Земле, а результат развития человечества в течение двух последующих тысяч лет. Одна из острых социальных тем в романе - проблема наркомании. Наркомания - большое социальное зло, драма, замалчиваемая до самого недавнего времени в России. Писатель заговорил об анаше и анашистах прямо, опередив газетно-журнальную публицистику, что свидетельствует о высоком уровне гражданской ответственности. Лейтмотив романа - тревога за утрату веры в высокие идеалы, за цинизм потребительства, за падение социальных нравов, за рост пьянства, наркомании, преступности, тревога за человека и окружающую его среду.

Наиболее важные проблемы, которые прослеживаются в анализируемых произведениях: проблема одиночества подростка и адаптация тинейджера в обществе, которые обусловлены физиологическим процессом взрос

155 ления, включенностью подростка в общественные и межличностные отношения и которые отражает кризисное состояние общества.

Литературоведческий анализ избранных произведений включает жан-рово-композиционный сюжетный, стилистический , лингвостилистический и дает возможность дополнить социально-психологическую характеристику героев произведений Дж.Сэлинджера, С.Таунсенд, Ч.Айтматова. Наиболее значимой, объединяющей образы всех трёх персонажей является их речь: употребляемые в ней слова, выражения, фразеологические обороты, имеют смысловые и эмоциональные оттенки. Диалоги, обращения, тропы, вульгарные, жаргонные слова передают мысли, чувства, состояния Холдена, Адриана, Гришана и Петрухи, знакомят нас с их ближайшим окружением, демонстрируют формы общения, личностную позицию, визуально приобщают нас к деятельности, где происходят основные события. Речь и личностные характеристики героев предстают как результат лингвостилистического анализа мышления и речи в их диалектическом единстве. Данный симбиоз делает образы персонажей колоритными, индивидуальными, психологически сложными, объемными, социально завершенными.

 

Список научной литературыФедотова, Линда Владиславовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культураУ/М.М. Бахтин как философ. М., 1992.

2. Аверинцев С.С. Древнегреческая литература и ближневосточная словесность (противостояние и встреча двух творческих принципов) II Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.

3. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996.

4. Айтматов Ч. Плаха. Алма-Ата: Жазусы, 1988.

5. Ананьев Б.Г. Проблема комплексного изучения развития интеллекта и личности//Человек и общество/Под ред.Б.Г. Ананьева и др. Л., 1973.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избранные психологические труды: В 2 х т. М., 1980.

7. Анастасьев Н. Миры Джерома Сэлинджера//Ж-л "Молодая гвардия". № 2, 1965.

8. Анджапаридзе Г. Молодежный роман 70-80-х гг. на Западе. Эволюция и перспективы//Иностр. литература: -№ 1, 1983.

9. Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? //Ж-л "Иностранная литература", № 4, 1998.

10. Ю.Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы XVII-XVIII веков.-М., 1975.

11. Антология кинизма. М., 1984.

12. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития лично-сти//Психологический журнал. Т. 13. № 5, 1992.

13. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. М., 1978.

14. Асмолов А.Г. Психология личности. -М., 1990.

15. Асмус В.Ф. В защиту вымысла //Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

16. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991.

17. Балашов П.С. Писатели-реалисты XX века на Западе. Очерки жизни и творчества. М.: Наука, 1984.

18. Барковский Н. Мир, создаваемый литературой. М., 1989.

19. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты. Статьи. Эссе.-М., 1987.

20. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. /Пер. с фр. М., 1989.

21. Бастос А. Образ и перспективы латиноамериканской прозы//Писатели Латинской Америки о литературе. М, 1974.

22. Батурин С.С. Стейнбек и традиции американской литературы. -М., 1984.

23. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе//Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т.т.- М., 1996.

24. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х т. -М.: Гослитиздат, - 1948.

25. Белый А. Ибсен и Достоевский// Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

26. Бердяев H.A. Философия свободы. -М.: Правда, 1989.

27. Берне Р. Развитие Я Концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

28. Библия как культурно-исторический источник. Иваново, 1994.

29. Божович Л.И. Личность. М.: Просвещение, 1960.

30. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -Т.2.,-М., 1979.

31. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. -Минск, 2000.

32. Болдуин Д. Сегодня и вчера. —М.: Прогресс, 1973.

33. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. -М.: Педагогика, 1990.

34. Брехт Б. О литературе. М.: Худож. лит., 1977.

35. Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.

36. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. -М.: Просвещение,1988.

37. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 1993.

38. Вадимов Г. Три дня из жизни Холдена//Ж-л "Новый мир", № 12, 1962.

39. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. -М.: изд-во МГУ, 1984.

40. Введение в литературоведение: Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева.1. М., 1997.

41. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. Спб: Универс. кн.1998.

42. Веденяпин Д. Предисловие к роману Майкла Каннингема "Дом на краюсвета'7/Ж-л "Иностранная литература", № 8, 1997.

43. Вейдле В.В. О двух искусствах: вымысла и слова// Новый журнал. № 100.- Нью-Йорк, 1970.

44. Влодавская И.А. Поэтика английского романа воспитания начала XX ве-*ка. Типология жанра. Киев, «Рад. школа». - 1992.

45. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Подред.Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой. -М.: Просвещение, 1967.

46. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподаваелей. М., «Просвещение»» - «Владос», 1995.

47. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.

48. Вопросы методологии литературоведения. -М.; Л., 1966.

49. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

50. Габиани А. А. На краю пропасти.- М.: Мысль, 1990.

51. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы/Новое педагогическое мышление//Под ред.A.B.Петровского, -М., 1989.

52. Галинская И. Философские и эстетическике основы поэтики Сэлинджера.-М., 1975.

53. Гальцева P.A., Роднянская И.Б. Антигерой // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

54. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990.

55. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

56. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. М., 1964.

57. Гиндин С.И. Что такое текст и лингвистика текста// Аспекты изучениятекста: Сб. научных трудов. М., 1981.

58. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

59. Голдинг У. Повелитель мух. Повесть М.: Русская книга, 1994.

60. Гораций Ф.К. Послание к Пизонам (Наука поэзии)//Гораций Ф.К. Поли.собр. соч. М., Л., 1936.

61. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983.

62. Горький A.M. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953.

63. Греймас А.Ж. В поисках трансформационных моделей // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1984.

64. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

65. Гришина Н.В. Психология конфликта. Спб, 2000.

66. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.; Л., 1966.

67. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.:1. Медицина, 1980.

68. Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель» //Литературные манифесты западноевропейских романтиков. -М., 1980.

69. Дармодехин C.B., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики //

70. Соц-политич. журнал. №9-10, 1994.

71. Дедков И. Метаморфозы маленького человека, или трагедия и фарс обыденности//Последний этаж. -М., 1989.

72. Демурова Н. Из истории английской детской литературы XVIII-XIX веков. -М., 1975.

73. Денисов В.Ф. Интонационная структура фраз, передающих комплексэмоций от недовольства до ярости в английском языке. // Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1973.

74. Дети с задержкой психического развития//Под ред.Власовой Т.А. и др.1. М.: Педагогика, 1984.

75. Детская литература: Учебное пособие для учащихся пед.уч./Подред.Е.Е.Зубаревой. М., 1985.

76. Детская литература Австрии, Германии, Швейцарии. Учебная хрестоматия/Сост.Э.Иванова. В двух частях. -М., 1997.

77. Джонсон П. Особый дар. Спб: Северо-Запад, 1993.

78. Дидеон Д. Реквием по мечте. М., 1978.

79. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М., 1974. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.

80. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Очерки европейской философскоэстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990.

81. Долинин К.А. Интерпретация текста (Французский язык). М., 1985.

82. Дом одинокого молодого человека: французские писатели о молодежи.

83. Предисловие о молодежи стоит прочитать!).-М., 1990.

84. Достоевский Ф.М. «Подросток»: Роман в 3-х ч. Горький: Волго-Вятск.кн. изд-во, 1981.

85. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. JL, 1996.

86. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростков // Возрастнаяпедагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1973.

87. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории ипрактики. -М.: Педагогика, 1991.

88. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVIII XX вв. - М., 2002.

89. Елистратова А. Духовный кризис молодежи США в американскомромане. В кн.: Современная литература США. -М., 1962.

90. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения:

91. Учебное пособие. -М.: Флинта, Наука, 1998.

92. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

93. Жанкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982.

94. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

95. Жирмунский В.М. Литературные течения как явление международное //

96. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение Восток и Запад. -Л., 1979.

97. Жирмунский В.М. Литературные течения как явление международное//Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.

98. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Нью1. Йорк, 1986.

99. Завадская Е., Пятигорский А. "Отзвуки культуры Востока впроизведениях Сэлинджера//Ж-л "Народы Азии и Африки", № 3, 1966.

100. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.:1. Изд-во МГУ, 1982.

101. Зарубежная литература XX века. Учебное пособие. -М., 1973.

102. Зарубежные славянские литературы. -М., 1989.

103. Затонский Д. Искусство романа XX в. М.: Худож. лит; 1973.

104. Затонский Д.В. Какой не должна быть история литературы?// Вопр. литературы, № 2, 1998.

105. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении подростка. М.: Просвещение, 1986.

106. Захаров Ю.А. Признаки употребления наркотиков подростками // Воспитание школьников. № 1, 2000.

107. Зверев А. Дворец на острие иглы. Из художественного опыта XX ве-ка//М.: Сов. писатель, 1989.

108. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: изд-во Трансперсонального Института, 1996.

109. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. / Пер. с нем. М.: Экономика, 1998.

110. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.

111. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: метод. пособие для ПТУ. М.: Высшая школа, 1982.

112. Иванов Н. Смех против страха или Фазиль Искандер. -М., 1990.

113. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М.: Сов. писатель, 1986.

114. Изучение мотивации поведения детей и подростков//Под ред.Л.И.Божович, Л.В.Благонадежной. М.: Педагогика, 1972.

115. История английской детской литературы XVIII-XIX веков. Пособие по спецкурсу. М., 1975.

116. История всемирной литературы: В 8 т. М., 1989.

117. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспита-ние//Вопросы психологии. № 1—2, 1992.

118. Казаков М. В. Надкушенное яблоко.- М.: Молодая гвардия, 1989.

119. Как построить свое "Я". // Под ред. Зинченко В.Н. М.: Педагогика, 1991.

120. Калачев Б. Три правды о наркотиках/УДетская роман-газета. №2. - М. 2000.

121. Камерон Д. Некоторые проблемы изучения зависимости от наркотических средств. Бюллетень Всемирной организации здравоохранения, Женева, 1971.

122. Карельский A.B. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

123. Каули М. Дом со многими окнами. -М., 1973.

124. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

125. Клименко В.В. Состояние организованности классного коллектива как фактор включенности в него педагогически запущенных подрост-ков//Автореф. дис.канд.психол.наук. -М. 1992.

126. Ключевский В.О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

127. Книпович Е. Люди над пропастью.//Ж-л "Знамя", № 6, 1961.

128. Колридж С. Т. Избранные труды. М., 1987.

129. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание -М.: Политиздат, 1984.

130. Кон И.С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975.

131. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

132. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

133. Конрад Н.И. О некоторых вопросах истории мировой литерату-ры//Конрад Н.И. Запад и Восток. -М., 1987.

134. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупрежде-ния//Под ред.Шумилина Е.А. М.: МОПИ, 1986,

135. Кормильцев И. Поколение ИКС: последнее поколение? //Ж-л "Иностранная литература", № 3, 1998.

136. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Проблема жанра в литературе средневековья. Вып. 1. М., 1994.

137. Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни»// Бодлер Ш. Цветы зла. -М, 1993.

138. Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов. Направления, тенденции, проблемы. М., 1984.

139. Костырко С. Чистое поле литературы//Новый мир. № 12, 1992.

140. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972.

141. Красновас А. «Призыв и предупреждение»//«Дружба народов.- № 2. -1986.

142. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. М., 1931.

143. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Аразмасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. М., 1995.

144. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. JL: Просвещение, 1979.

145. Лансон Г. Метод в истории литературы. М., 1911.

146. Лаптева O.A. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976.

147. Лейдерман H.JI. Жанр и проблема художественной целостности // Проблема жанра в англо-американской литературе: Сб. научных трудов. Вып. 2. Свердловск, 1976.

148. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблема общей, возрастной и педагогической психологии. Воронеж: НПО МО-ДЕК, 1997.

149. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971.

150. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984.

151. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969.

152. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 3-е изд. М: изд-во МГУ, 1972.

153. Липатов A.B. Проблемы общей истории славянских литератур от средневековья до XIX в. М., 1987.

154. Литература США в 70-е годы XX века. М.: Наука, 1983.

155. Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987.

156. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения //Вопр. литературы. № 8, 1968.

157. Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1983. .

158. Лихоносов В. Снимите проклятие, господи!//Ж-л «Москва», № 2, 1995.

159. Личко Н.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. -М.: ООО Апрель- Пресс, ЗАО Эксмо Пресс, 1999.

160. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М., 1991.

161. Лотман ЮМ. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1993.

162. Мамардашвили М.К. Философия и личность //Ж. Человек. №5, 1994.

163. Маринетти Ф.Т. Технический манифест футуристической литерату-ры//Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

164. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века //Известия/РАН. Отд. литературы и языка. № 3, 1993.

165. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. Владимир, 1997.

166. Массен П.Х. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.

167. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Мысль, 1999.

168. Махов Ф.С. США: молодежь и преступность. М., 1972.

169. Мацкявичене М. Наркоман за партой: Почти половина российских детей хоть раз пробовали зелье//Труд, 23 января 2002 г.

170. Мелихов А. Об ужасном без истерики: Психиатрическое, социальное и психологическое объяснение наркомании//Новое время. № 41. - 2000.

171. Мельников И. Новое поколение выбирает шприц: Журналисты объявляют «Крестовый поход» против наркомании//Вечерняя Москва. 1999. - 8 фев.

172. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. —М., 1987.

173. Мендельсон М. Роман США сегодня. М.: "Советский писатель", 1977.

174. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Ученые записки. Т. 77. Вып. 6. Пермь. 1978.

175. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

176. Мир человека /Малышевский А.Ф. Ерунов Б.А., Карпунин В.А. и др. 4.1. М.: Интерпракс, 1993.

177. Михальская Н.П.,Аникин Г.В. Английский роман XX века. Учебное пособие для филологических специальностей. -М.: Высшая школа, 1982.

178. Мор Т. Утопия/Перевод с лат. А.И.Молебна, Ф.А.Петровский. Изд. 2-е. -М.: Академия наук СССР. 1953.

179. Морозова Т. Образ молодого американца в литературе США. -М., 1969.

180. Муздыбаев К. Психология ответственности. JL, 1983.

181. Мулярчик A.C. Надежды и помыслы//Литературное обозрение. № 8, -1980.

182. Мулярчик A.C. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX века. М., 1985.

183. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрачество. -Академия, 1997.

184. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991.

185. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

186. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. —М.: Просвещение, 1984.

187. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века: учеб.пособие. - Минск: Эконом Пресс, 1997.

188. Николаева О. Инвалид детства/ЛОность. № 2, 1990.

189. Николаева С.А. Дети и война. -М., 1991.

190. Николаевская А. Требования жанра и коррективы времени (заметки об антиутопии в Англии 60-70-х гг.)//Иностр.лит-ра. -№ 6, 1979.

191. Нирё Л.О. значении и композиции произведения//Семиотика и художественное творчество. М., 1977.

192. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла/Пер. Н.Полилова М: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио, 1999.

193. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе 70-е гг. -М.: Наука, 1982.

194. Олдридж Дж. После "потерянного поколения". -М., 1981.

195. Орлова Р. Потомки Гекльберри Финна. В кн.: Очерки современной американской литературе. -М., 1973.

196. От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996.

197. Парыгин Б.Д. Социальная психология и философия. Вып. 1 Д.: 1971.

198. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.

199. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

200. Платонов К.К. Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974.

201. Поспелов Т.Н. К методике историко-литературного исследования // Литературоведение: Сб. статей / Под ред. В.Ф. Переверзева. М., 1928.

202. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1987.

203. Приходько В.А. Поэт разговаривает с детьми. Литературные очерки. -М., 1980.

204. Прихожан A.M. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. М.: Просвещение, 1994.

205. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

206. Психологическая служба школы/Под ред.И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1995.

207. Психология душевных волнений //Психология эмоций /Под ред. В. К. Вилюнасе, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: изд-во МГУ, 1984.

208. Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива//Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992.

209. Путилова Е.О. История критики советской детской литературы. 1917-1941.-М., 1982.

210. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. -Ижевск, 1994.

211. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности.//Психологический журнал, №5. 1996.

212. Реизов Б.Г. История и теория литературы. -М., 1987.

213. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. -М., 1987.

214. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М., 1995.

215. Робинсон А.Н. Творчество Аввакума в йсторико-функциональном освещении // Русская литература в историко-функциональном освещении. -М., 1979.

216. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Политиздат, 1984.

217. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике//Сб. статей., Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

218. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,1989.

219. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом коллективе. -М.: Просвещение, 1991.

220. Рыков С. Молодая Россия на игле смерти: Наркомания сегодня: медицинские и правовые аспекты.//Комсомольская правда. 1996 г.

221. Рыков С. Шприц в школьном портфеле: В плену наркомании четверть миллиона школьников столицы//Учительская газета. - 1999. - 22 июня.

222. Свето Ф. Отверзи ми двери//Новый мир. № 10, 1991.

223. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец XVIII первая половина XIX века. - М., 1990.

224. Сивоконь С.И. Веселые наши друзья. -М., 1980.

225. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. Очерки. -М., 1990.

226. Синяя трава: Дневник пятнадцатилетней американки//Детская литература. М., 1994.

227. Скандинавский Д. «Давай вечером умрем весело.»: О наркомании.//До 16 и старше. № 4, 2000.

228. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. -М., 1979.

229. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. -М., 1966.

230. Славина Л.С. Трудные дети. М.: Просвещение, 1968.

231. Смирнов A.A. Пути и задачи науки о литературе//Литературная мысль. №2,1923.

232. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). СПб., 1997.

233. Смирнов И.П. Эволюция чудовищности (Мамлеев и др.) // Новое лит. обозрение. № 8, 1993.

234. Современная западная теоретическая социология. Вып. 1. М., 1992.

235. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1996.

236. Соколов С. Школа для дураков/Юктябрь, № 3, 1989.

237. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.

238. Сологуб Ф. Тяжелые сны. Л., 1990.

239. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

240. Социальные отклонения. М.: Юрид. литература, 1989.

241. Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988.

242. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Л., 1974.

243. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие. М.: Изд-во Академия, 1995.

244. Степанов Ю.С. Язык художественной литературы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

245. Степанян К. Можно ли жить бунтом?//Литературная газета. № 4, 1989.

246. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи.- Воронеж: Изд. ВГУ, 1985.

247. Стеценко Е. Судьба Америки в современном романе США. М., 1994.

248. Стивенсон Д.К. Америка: народ и страна. М.: ППП, 1999.

249. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

250. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум Ростов-на-Дону, 2000.

251. Столяров Г.В. К вопросу о кофеиномании (теизме) Труды 1-го Московского ордена Ленина медицинского института им М.М.Сеченова, -М., 1963.

252. Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Вып. 2,-М., 1980.

253. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. -М.: Знание, 1967.

254. Сэлинджер Дж.Д. Над пропастью во ржи. М.: Правда, 1991.

255. Таксер Д. Мифы о наркотиках//До 16 и старше. № 6, 2000.

256. Тарасов Е.К. К построению теории речевых коммуникаций. // Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические идеи прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

257. Таунсенд С. Тяжкое отрочество Адриана Моула: Фрагменты рома-на//Иностранная литература. № 7, 1988.

258. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие.- М., 1965.

259. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.

260. Тодоров Цв. Понятие литературы //Семиотика. М.,1983.

261. Токсикомания: дорога в никуда: Московский реабилитационный центр «Нарконон».//Пионерская правда. 13 марта, 1998.

262. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т.

263. Толстых A.B. Подросток в неформальной группе. М.: Знание. - 1991.

264. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.

265. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания-М.: Наука, 1979.

266. Тропе Б. О новом (утопия и обмен). М., 1993.

267. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. Взгляд с пристрастием//Внешкольник. -№ 12.-2000.

268. Трофимова Э.А. Приемы выражения взаимосвязи реплик диалогической речи: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1994.

269. Тугушева М. Ч.Диккенс. Очерк жизни и творчества. -М.: Молодая гвардия, 1979.

270. Тэн И. История английской литературы. Введение//3арубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1876.

271. Тюпа В.И. Поляризация литературного сознания // Literatura rosyjska XX wieku. Nowe czasy. Nowe problemy. Sena «Literatura napograniczach». № 1. Warszawa, 1992.

272. Углов Ф. Из плена иллюзий. М.: Молод, гвардия, 1986.

273. Уотерхауз К. Билли враль. Конторские будни. - М.: Радуга, 1982.

274. Уоррен Р.П. О литературе США. Нью-Йорк. 1975.

275. Ухтомский А.А. Собр.соч.-Т.1., Л., 1950.

276. Фарынов Е. Введение в литературоведение. Варшава, 1991.

277. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

278. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. -М., 1987.

279. Фелыидтейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.

280. Фокина Н. Доза: Будет ли пересмотрен закон, одинаково карающий наркодельца и посаженною на иглу подростка?//Первое сентября, 2000. -12 июля.

281. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/Под ред.И.В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987.

282. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

283. Фрейд А. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1993.

284. Фром Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992.

285. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М., 1994.

286. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе (1945) // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

287. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

288. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник для студентов вузов. М., Высшая школа, 1999.

289. Хализев В.Е. Спор о русской литературной классике в начале XX века// Русская словесность. № 2, 1995.

290. Хализев В.Е. Жизненный аналог художественной образности. Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

291. Херси. Д. Ореховая дверь. -М., 1977.

292. Человек читающий. М., 1983.

293. Чепыжова Е. Расплата неизбежна. // Наука и жизнь. № 9, 1998.

294. Чернец JI.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики).- М , 1982.

295. Чернец Л.В. Мир литературного произведения// Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения. М., 1997.

296. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы. Сочинения графа Л.Н. Толстого// Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: В 15 т. Т. 2.-М., 1949.

297. Цвейг Г.С. Новеллы/Пер. с нем./Сост.вступ. ст. А.Русаковой. Минск.: Высшая школа, 1987.

298. Шаров Л. Встречи с безысходностью: Подростковая и молодежная наркомания в России сегодня: медицинские, воспитательные и правовые аспекты. // Смена. № 9. 1998.

299. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору: В 2 ч. / Сост. А.Ф. Белоусов. Таллинн. 1992.

300. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы//Контекст. -М., 1990.

301. Шу X. Два мира одна опасность: СПИД на пяти континентах//За рубежом.-№ 49. 1998.

302. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.

303. Эбин Ф.Е. Маяковский-детям: Очерки. -М., 1989.

304. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, проблемы возрастной и педагогической психологии ./Под ред. Д.И.Фельдштейна / М.: Международная педагогическая академия, 1995.

305. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные индивидуальные особенности младших подростков. М.: Педагогика, 1967.

306. Эмис К. Счастливчик Джимм. М., 1977.

307. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М., 1988.

308. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.

309. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

310. Ярцева В.Н. Взаимоотношения грамматики и лексики в системе языка.

311. Bronfenbrenner U. Response to Pressure from Peers versus adults among Soviet and American School children. "Материалы XVIII Международного психологического конгресса". М., 1966.

312. Cassis F. The 20-th century of English novel. (A.F. Cassis, N.Y., Cortland publ., 1977.

313. Cohen L.D. Patterns of Response in Level of Aspiration Tasks // Educ. Psych. Measurement. 1950.

314. Current Perspectives in Social Psychology. By E. Hollander. No. 4, 1963.

315. Dembo T. Der Ärger als dynamisches Problem // Pcychol. Forsch. 1931.

316. Frank L.K. Time Perspectives // J. of Soc.Pnilosophy. № 4, 1939.

317. Fromm E. Humanistic psychoanalysis In: Psychology of personality: readings in theory. Ed. by W. S. Sahakian. Chapter 4. Chicago, Dllinois, 1965- 165a. Kaplan S.A. A model of person environment compatibility // Environment behavior. V. 15, 1983.

318. Kelman H.C. The Induction of Action and Attitude Change/ Psycholog. Bulletin, 1964, № 3. 165 б Klakhohn F., Strodbeck F. Variation in value orientation. N.Y. 1961.

319. Krech D., Krutchfitld R. S. and Ballachey E. L. Individual in society, № 4, 1962.

320. Lewin K. Dynamic Theory of Personality. № Y-L, 1935.

321. Lewin К. Level of Aspiration and Time Perspective // Resolving Social Conflicts. L., 1973.176

322. Lewin K. Time Perspective and Morale // Civilian Morale. Boston. 1942. 170a Matsumoto D. Psychology and culture. N.Y.I996.

323. Lodge D. The modes o modern writing: metaphor, metonymy and typology of modern literature. Thaca (N.Y.) Cornell Univ. Press, 1977.

324. Morris R. Conlenuence and change. The contemporary British novel sequence. Wardsvill. Jauthera Illinois Univ. Press.Lnd. Amsterdam: Telfer and Sernous, 1972.

325. Romantic and modern: revaluation of literary tradition (George Bernotein ed. Pittsburghs Univ. of Pittsburghspress, 1977.

326. Russell C. Styles in modern British fiction. The struggle of the modern. Lnd. Hamillon, 1983.

327. Salinger J.D. The Cather in the Rye. -M., 1990.

328. Schleiermacher F. D. E. Hermeneutik und Kntik. Fr. a. M., 1977.

329. Townsend S. The secret diary of Adrian Mole. -M., 1987.

330. The modern age. Ed. by Boris Ford. Penguin book, 1988, (The Pelican guide to English literature, vol.7).

331. The modern English novel: The reader, the writer and the work. Ed. by Gabriel Jossiporici. Lnd: Openbook, 1976.

332. The novel today: contemporary writers in modem fiction. Ed. by Bradbury M. Manchester Univ. Press, 1977.