автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Образование как объект философско-антропологического исследования

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Хатанзейский, Константин Кимович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Образование как объект философско-антропологического исследования'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хатанзейский, Константин Кимович

Введение

Глава I. Специфика философской антропологии образования

1. Образование в контексте социально - культурного развития личности

2. Роль философии в образовательном процессе

Глава II. Развитие философско-образовательной мысли в исторической ретроспективе

1. Причины кризиса в сфере образования

2. Философско-образовательная мысль в период античности

3. Сущность образовательной системы в средневековье

4. Философия образования в эпоху Просвещения

5. Система образования в контексте истории европейской философии XIX века

6. Влияние философии на процесс формирования личности в России XIX века

Глава III. Образование как феномен культуры XX века

1. Философия образования как процесс познания и освоения личностью ценностей культуры

2. Становление философского мышления в процессе обучения

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Хатанзейский, Константин Кимович

Актуальность темы исследования. Россия XXI века переживает, возможно, самый динамичный период своей истории. Повороты и катаклизмы этого исторического времени постоянно создают нестандартные проблемные ситуации, требующие от людей принятия неординарных решений. Ситуация требует от человека гибкого мышления, способности к быстрой переориентации, к отказу от стереотипов в восприятии нового, нетрадиционного. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения людей.

Стратегической целью образования во все времена было воспитание знающих, социально и морально ответственных граждан. Роль философии в сфере образования заключается в развитии стратегии образования, обосновании способов и средств обучения и воспитания личности в соответствии с задачами, которые стоят перед обществом на данном этапе исторического развития.

Философия образования является частью философского знания, нацеленного на решение проблем в сфере образования; сегодня необходимость решения этих проблем выдвигается на первый план и требует специальной разработки. Возникновение философии образования как раздела философского знания во второй половине XX века во многом связано с анализом кризисных явлений в системе образования, что подчеркивается в официальных документах. Ученые пришли к выводу, что образование как один из элементов культуры нуждается в кардинальных изменениях.

Современная система образования по своему происхождению и значению ориентирована на получение учащимися информации в период обучения в школе. Образование понимается прежде всего как информированность, в то время как цель обучения - подготовить интеллект учащегося для решения неординарных проблемных ситуаций, поэтому в философии образования необходимо смещение акцента образовательной деятельности с усвоения учащимися знаний и информации на высвобождение творческого потенциала мышления, навыков самостоятельного, критического и обоснованного рассуждения.

С середины XX века, в период становления информационного общества, стали нарастать цивилизационные разрывы, которые вызвали негативные явления в динамике развития образовательного процесса: между ориентацией образования на усвоение большего объема знания и лавинообразным увеличением производимой информации; противоречия между поддерживающим образованием, рассчитанным на относительную стабильность ситуации, и быстро меняющимся усложняющимся социальным миром; несоответствие между установкой на профессионализацию, узкую специализацию и потребностью в целостном системном видении мира; наконец, проблемы, связанные с национальной спецификой образования и потребностью современного технологического развития в единых стандартах образования.

Само общество нерационально использует образовательную систему, так как исторические традиции, соображения престижа и материальных стимулов сдерживают прогресс образования. Инертность самой педагогической системы выражается в том, что есть запросы и потребности в обновлении, но система из-за консерватизма организации очень медленно меняет свой внутренний уклад.

Теория образования постоянно предлагает различные модели развития образовательных систем. Но для целостного охвата параметров системы образования и выделения приоритетов в развитии требуется участие философских дисциплин, и такой дисциплиной во второй половине XX века становится философия образования.

Философия образования - это исследование возможных и вероятных путей разрешения противоречий сферы образования в её неразрывной связи с комплексом социальных, культурных и политических проблем общества.

Можно перечислить кризисные явления, вызывающие беспокойство деятелей науки в сфере образования: появилось сомнение в безопасности результатов, которые мы получаем в ходе научно-технического прогресса; произошло изменение общей интеллектуальной установки в отношении к миру и обществу. В частности, в XX веке сформировалось отношение к образованию как к объекту социального проектирования; социальные интересы личности и общества в области образования не совпадают, в связи с этим появилось стремление индивидуума к свободной ориентации в материальном и духовном мире; постоянно растет объем информации и усложняется её оценка личностью. Со стороны государства наблюдаются попытки манипуляции сознанием с помощью средств массовой информации, и школа, как часть государственного аппарата, задействована в этом; существует необходимость в насыщении образования специалистами, так - как быстро меняется социальный заказ со стороны государства, происходит отток специалистов по причине слабого материального стимулирования.

Актуальными задачами философии в системе образования XXI века становятся:

- гармонизация отношений человека, природы и общества;

- внесение в образовательный процесс элементов духовности и свободной самодеятельности;

- определение способов формирования морально ответственных и социально приспособленных индивидуумов;

- осознание необходимости адаптации к жизни в условиях новой информационной среды.

Степень разработанности темы. Термин «философия образования» появился в европейской научной литературе во второй половине XX века, но еще в XIX веке философы начинают обсуждать прдблемы в сфере образования с точки зрения возможности влияния философии на образование. Русский философ В.В. Розанов в работе «Сумерки Просвещения», анализируя педагогическую практику своего времени, размышляет о необходимости влияния общефилософского мышления на сферу образования. Вопросы, поставленные в этой работе, являются коренными в деле совершенствования русской национальной школы.

В 1923 году вышла книга С.И.Гессена «Основы педагогики (введение в прикладную философию)» (Берлин. 1923). Автор, анализируя структуру системы образования, делает вывод о взаимосвязанности следующих понятий: цивилизация, образование, культура. Образование определяется прежде всего как культура индивидуума, а культура определяется как цель существования личности. Цель образования - способствовать развитию мышления всех, кто задействован в сфере образования. Еще до С.И. Гессена такие авторы как П.В.Соколов и К.Н.Вентцель высказываются по поводу исчезновения из образования идеи творчества, свободы, самобытного целого.

Во второй половине XX века Ф. Кумбс в работе «Кризис образования в современном мире (системный анализ)» (М. 1970), проанализировал кризисные явления в сфере образования и пришел к выводу о глобальном кризисе образования в масштабе планеты. С точки зрения этого исследователя, образование стало в современном мире нормативно-обязательным и формально-принудительным занятием. Оно стало процессом, дающим человеку готовые знания, в то время как задача обучения - воспитание индивидуального мышления и развитие навыков творческой деятельности. Подобные проблемы анализирует в своей работе «Философия и культура» Э.В.Ильенков. Причина кризиса образования, по мнению автора, заключается в разрыве между обучением и необходимостью развития творческого мышления, между образованием и культурой. Если культура является потенциальным средством реализации духовных сил человека, то для осознания культуры обучающимся нужна философия.

Осмысление проблем, входящих в сферу образования, начиная с философского анализа кризиса образования и заканчивая анализом форм и методов обучения в соответствии с целевыми установками образования, находит отражение у таких авторов, как Е.В. Бондаревская, Б.М.Бим-Бад, Г.В.Ильин, Н.С.Ладыжец, Л.М.Перминова, Г.Б.Корнетов, И.А.Колесникова и др. За последнее десятилетие вышли работы отечественных социологов, которые исследуют проблемы образования и их связь с социальными структурами (Г.Е.Збровский, И.А. Громов, Я. Нечаев, С.М. Косолапов, В.П. Подвойский и др.)

Основополагающие принципы и установки относительно влияния -философии на образование в ходе исторического процесса рассматриваются в зарубежной философии в трудах Дж. Брукера, Эд. Стоуна, Л.Климберга, А.Валлона, Р.Штейнера, В.Х. Килпатрика и др.

В современной отечественной литературе существует несколько точек зрения на определение философии образования. По мнению Б.С.Гершунского задача философии в сфере образования, обозначить и обосновать наиболее перспективные направления междисциплинарных исследований, наметить пути координации их результатов и временной синхронизации, совместимости и практического использования в педагогике. Н.С.Розов полагает, что необходим синтез общефилософских идей с проектами и программами реформ, практикой обучения и воспитания.

О проблемах этики и необходимости нового качества сознания которое, по его мнению, определяется образованием, размышляет О.В.Долженко, полагая что в общем виде философия образования призвана ответить на два вопроса: (1) В чем сущность образовательного процесса? (2) Каковы его основные цели и перспективы развития?

В последние годы накоплен большой опыт исследования проблем образования с точки зрения историко-философской и антропологической проблематики, можно сослаться на работы Ю.П. Тупталова, И. Савицкого, H.H. Пахомова, В.М. Розина, В.Н. Саготовского, В.Д. Шадрикова, В.Е. Шукшунова и др. В 2000 году вышла книга Л.М.Лузиной «Теория воспитания, философско-антропологический подход» (Псков. 2000), и в этом же году была опубликована монография В.А.Мосолова: «Воспитание в России (опыт парадигмального анализа педагогической мысли XI-XX веков.)» (СПб. 2000). Авторы этих работ анализируют философскую природу и теорию воспитания и размышляют о формировании мировоззрения человека.

Философская проблематика развития образования нашла свое отра--жение в работах А.А.Королькова, А.Ф.Малышевского, В.А. Мосолова, Н.С.Юлиной, В.С.Шубинского и др. Соглашаясь во многом с разработанными концепциями выше перечисленных авторов и учитывая в данной диссертации их идеи, автор все же считает, что еще нет обобщающих работ посвященных, функциональному значению образования в философской антропологии.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование сущности образования в контексте развития философской мысли от античности до современности. Исторический аспект исследования в рамках теории развития общества от традиционной модели цивилизации к индустриальной и постиндустриальной позволяет выработать философ-ско-антропологический подход к построению концепции философии образования.

Под философско-антропологическим подходом подразумевается выявление смысла философской деятельности в сфере образования на уровне личности, анализ взаимоотношений образования с другими сферами человеческой деятельности.

Достижение основной целевой установки диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- раскрыть роль философии в процессе формирования целостной личности;

- проанализировать историю развития образовательных систем, механизм их становления с точки зрения философии;

- вскрыть социокультурные детерминации и уяснить смысл образовательных ценностей культуры;

- выяснить степень воздействия на образовательный процесс различных философских течений (прагматизма, экзистенциализма, критического рационализма) и жизненность концепций, предлагаемых деятелями этих

- направлений.

Методология и источники исследования. Методологическими основаниями исследования выступили культурно-исторический и сравнительный метод, а так же аксиологический, социальный и антропологический подходы к категориям образования и культуры, в проблеме становления и развития философской мысли. В ходе исследования историкофилософских и антропологических проблем в сфере образования использовались идеи выдающихся европейских философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Песталоцци, И. Канта, Ф. Ницше, B.C. Соловьева, К. Боннара, К. Ясперса, М. Хайдеггера, М. Вебера и др. Анализ исторических типов образовательных систем осуществлялся на основании не только трудов классиков западной и русской философии, но и работ современных авторов: Н.С. Ав-тономовой, B.C. Библера, А.Я. Гуревича, М.В. Кларина, Г.Г. Майорова, В.П. Соколова и др.

Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Философия образования - это раздел философского знания, целью которого является метод разрешения проблем и противоречий в сфере образования, в ее неразрывной связи с комплексом социальных, культурных и других задач.

2. Анализ процесса эволюции образования показывает, что благодаря влиянию философии образование объединяется с наукой, и исторической целью философии в области образования становится развитие методологии образования.

3. Философия образования способствует выявлению сущности кризиса системы образования, под системой образования подразумевается связь элементов, создающих единство образовательной среды, т. е. пространство, в котором развивается личность.

4. Причина кризисных явлений в сфере образования заключается в разрыве взаимосвязи между образованием и условиями жизни общества. Кризис в образовании имеет причину происхождения - противоречие между потребностями социальной практики и невозможностью их удовлетворить применительно к целям и задачам обучения. Потенциал философской мысли, по поводу стратегии и развития образования в современном философско-антропологическом процессе, используется для прогнозирования, проектирования, программирования деятельности в сфере образования и становится центральной функцией философско-образовательной мысли.

5. Методологию исследования, которой пользуется философия образования можно представить как взаимодействие критической и позитивной рефлексии на основе предшествующих концептуальных построений, реальных запретов и изменений практики, обеспечивающих постоянство поиска оптимальных решений, допускающих возможность «согласования» исходных философских позиций либо сохранение их. специфики в понимании средств, методов и целей образовательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в диссертации, способствуют общему развитию философии образования, обеспечивая возможность применения в системе образования комплекса философско-антропологических идей.

Результаты проведенного исследования в перспективе могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для исследований в области истории образования, истории философии, фило-- софской антропологии, социальной философии, философии культуры; в составлении и написании учебных пособий по курсу философии, культурологии, педагогики, эдукологии, а также спецкурсов по философии образования; в виде теоретико-методологической основы прикладных педагогических исследований в сфере изучения кризисных явлений в системе современного образования.

12

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образование как объект философско-антропологического исследования"

Выводы по главе

1. В первой половине XX века складывается направление фило-софско-образовательной мысли, которая пытается осмыслить пути развития образования и достигнуть согласованности между усилиями общества и желаниями личности. Потому, что система образования не устраивала индивидуума, а общество в результате не получает то, что в идеале планирует как итог образования.

2. Какие стороны образовательной деятельности надо развивать -об этом размышляет Дж. Дьюи. Он исходит из того, что учащийся в процессе обучения должен приобрести способность к оригинальному мышлению, и проверить эту способность можно по мере достижения им успеха. Залогом успеха является личный опыт в реализации знаний, полученных в процессе образования. Дьюи выше всего ставит проблему развития рефлексивного мышления, дисциплинированный ум - вот что является основным результатом образования, в этом проявляется прагматизм Дьюи.

3. По другому представляет себе задачу развития мышления С. И. Гессен. Он считает, что образование - это окультуривание личности в процессе обучения. Необходимо вооружить учащегося таким методом рассуждения, чтобы, столкнувшись с проблемой, человек решал ее не только руководствуясь опытом и творческим мышлением, но, прежде всего, с помощью этике.

4. Все размышления по поводу развития мышления в процессе ■ получения личностью образования возникли в философии XX века в V связи с расхождением понятии^мораль и^наука.

Наукообразность мышления современного человека делает его практичным, рационально мыслящим, что отражается на восприятии личностью системы ценностей.

О противоречиях рационально-прикладного знания и творческого философствования как момента поиска истины пишет Л.Шестов. С точки зрения экзистенциалистов, в момент получения образования основное - это воспитание способности творчества, а затем уже дисциплины мышления. Элемент свободы должен присутствовать и в обучении, а выражается он в развитии творческого подхода.

5. Творчество начинается с самосознания себя человеком, с индивидуализации самого себя, т.е. осознания своей самоорганизации, как обозначил это Тейяр де Шарден: "В неповторимости того, что происходит внутри живого микромира".

6. Творческое мышление взаимосвязано с интуицией, когда в период получения образования упор делается на развитии фантазии, под- сознания, интуиции. Трудность заключается в том, что сам процесс организован так, что возникает, по определению Л. С. Выготского, проблема стереотипизации способов действия. Установки личности, в том числе мыслительные, могут превратиться в косные, низменные или лабильные стереотипы, неустойчивые образования.

7. Основное положение философско-образовательной мысли XX века можно сформулировать как смещение акцентов в переходе от идеи "знаний" к идее "ценностей", от идеи "образованного" человека к идее "человека культуры". Для этого сферу обучения надо сориентировать как приоритет развития духовных ценностей, творческого мышления.

Заключение

1. Философия образования - это отрасль философского знания, цель которой - выявление смысла образовательной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Задачу философии образования можно сформулировать как исследование основных процессов, детерминировавших логику развития образования и образовательной деятельности. Возникновение философии образования как раздела философского знания связано с анализом кризисных явлений в системе образования. Кратко можно указать следующие глобальные причины проблем в области образования, в современной истории человечества:

1.) На планете возник новый тип человеческих отношений (благодаря НТР человечество "сжалось" в рамках информационного и технологического пространства).

2.) Произошли качественные изменения в отношениях человек-природа. Экологические катастрофы и исчерпанность природных ресурсов в ближайшем будущем стали неотвратимой реальностью. В связи с этим, нужна новая модель образования, отвечающая императивам выживания человечества.

3.) В XX веке произошла историческая смена эпох мышления, и образование, в силу инертности своей структуры, медленно реагирует на это.

Современная ситуация требует от человека гибкого мышления, способности к быстрой переориентации, к отказу от стереотипов, к восприятию нового, нетрадиционного.

Однако существующие формы обучения не способствуют формированию таких качеств. Образование - является специфическим способом развития природных задатков и возможностей человека.

2. Образование - это часть жизни общества, поэтому развитие образования обусловлено социально-культурными переменами в обществе. Образование социально детерминировано, и общество желает, чтобы образованный человек стал таким, как того требует устройство общества. Общество имеет социальный идеал, в котором отражаются все особенности социальной организации.

В сфере образования социальную нагрузку, с нашей точки зрения, несет, прежде всего, понятие "просвещение".

Тут происходит расхождение в понятиях. Если мы переходим к объяснению социальных причин развития образования, мы перекладываем смысловую нагрузку с понятия "образование" на понятие "про- свещение". А эти предметы выполняют разные функции, хотя и являются частью одной системы. Функцией просвещения является методика воспитания, педагогика, т.е. следование социальному идеалу личности, а функцией образования - обучение и освоение нового в плане развития мышления. Образование - социальное явление, и в системе образования все взаимосвязано; происходит развитие способов мышления, самопознания человека, которое определяет личные творческие особенности и укрепляет собственное мировоззрение личности.

3. В исторической ретроспективе социальная детерминированность системы образования проявляется как реакция на решение кризисных ситуаций в жизни общества. Само понятие "система образования" можно считать состоявшимся с того исторического момента, когда происходит соприкосновение образования и философии. Именно под воздействием философии образование объединяется с наукой, и целью философской мысли в сфере образования становится систематизация категориального аппарата и развитие методологии образования. Процесс этот начинается в древнем мире с возникновением научных школ и развития понятийного мышления.

Систему образования можно считать сформировавшейся тогда, когда, появляются новые виды социальной деятельности (управление, учет, планирование), появляется школа как учреждение, цель которого - развитие знания, передача информации и подготовка государственного служащего. Эти учреждения и образуют систему образования, а динамика развития системы зависит от конкретной исторической эпохи и мировоззрения.

Для философского осмысления социальной обстановки человек выбирает соответствующие категории. Он выбирает то, что соответствует природе объекта, подлежащего исследованию, в соответствии с - социальным пониманием этого объекта. От категориального аппарата и его применения зависит миропонимание личности, а выбор способа мышления (это и является обучением) определяется исторической средой. Социальная ориентация влияет на отбор знаний и категорий применяемых в процессе обучения. Образование формирует тот способ мышления, который социально ориентирован на решение общественных проблем в момент кризиса, т.е. спецификация мышления связана с общественной деятельностью человека.

4. В основе философии образования находится направленность на обозначение проблем в сфере образования. Методологическое знание в области решения образовательных проблем имеет многоуровневый иерархический характер как по вертикали, т.е. от философских и общенаучных положений к частно-методологическим, так и по горизонтали, т.е. от методологических факторов через их анализ и обобщение к методологическим принципам. Так как происходит критический пересмотр существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала, можно сформулировать задачу философии образования как возможность с научных позиций проанализировать средства, предпосылки и принципы организации образовательной деятельности. Роль философии в области образования, определение стратегии и методологии образования. Исторически функция философии относительно образования - это обоснование способов и средств обучения и воспитания в согласии с мировоззрением эпохи.

На современном этапе функция философии образования как частной философской дисциплины - применение методов, способов и средств философии в деле планирования и качественного улучшения образования.

5. Основное положение философии образования можно сформулировать как эволюцию от идеи "образованного" человека к идее "человека культуры". Приобщаясь к культуре в процессе образования и обучения стратегии мышления, человек должен изменить свое восприятие культурных ценностей как изменение в человеческих потребностях и образцах поведения. Философское знание выступает как интегратор всей культуры, его же инструментальность зависит от избранного философского основания (идеалистическое, реалистическое, прагматическое, экзистенциальное и т.д.). Каждое общество как социальное образование характеризуется своей размеренностью и качеством социального пространства, в этом пространстве складывается механизм образовательной деятельности, адекватный этой размеренности, что и обусловливает обретение смысла культурной парадигмы общества, модернизируемой по ходу его развития. Смысл философии образования: в осуществлении философской рефлексии над теми точками культуры, которые допускают свою интерпретацию в категориях образования человека.

Культура и образование - как часть культуры - тесно связаны между собой, культуросообразность образования означает, что научное знание не должно преподноситься как абсолютное, инвариантное и независимое от ценностей культуры, но как выражение социально-исторических условий определенной культуры.

6. В процессе образования происходит формирование разума как стимула к самосовершенствованию личности. Роль философии в деле обучения заключается в том, что человек получает масштаб для измерения величины и качества знаний. Истинный смысл образования не в том, чтобы научить учащегося выбору мировоззрения, а суметь подготовить этот выбор, чтобы, имея свою точку зрения, он сделал свой вы- бор сам. Важно не подавлять интеллектуальную инициативу, а формировать ее у учащегося, т.е. желание иметь собственное мнение на жизненные проблемы и способность к критическому мышлению. Самое важное - помочь учащемуся последовательно переходить от конкретного мышления к использованию все более высоких способностей мышления. Однако, бесполезно пытаться достигнуть этого, давая обу

116 чающемуся формальные объяснения, основанные на логике, которая отлична от способов мышления самого учащегося, и объяснений, содержание которых ему недоступно. Понятия, которыми пользуется учитель, должны быть переведены на язык мысли учащегося. Проблема в том, что в процессе обучения порой дают знания, которые никогда не будут востребованы в жизни.

7. Причина кризиса образования в разрыве связей между обучением в школе и творчеством, между понятиями "образование'1 и "культура". Истинное образование - это вхождение в культуру, в значительной степени обучение навыкам самообразование, целью которого является освоение методике систематизации знаний, умение анализировать и прогнозировать свои действия.

Выход из кризиса предлагает философия образования, необходимо донести до общества понимание того, что мир знаний, а соответственно и мир образования не совпадает с миром научно-технического прогресса и с миром жизни. Давать образование - значит обучать искусству жизни. С точки зрения философии, образование можно оценить как особый творческий акт осмысления мира и себя в нем. Акт, дающий нам обобщенное, универсальное знание, которое может состояться только при условии свободы, прежде всего, свободы выбора.

 

Список научной литературыХатанзейский, Константин Кимович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Августин Аврелий. Христианская наука или основания святой герменевтики и церковного красноречия . // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / 2е изд. перераб. Состав, проф. А. И. Пискунов. М.; Изд-во «Просвещение».1981 528 с.

2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.; Изд-во «Наука».; 1988.-210 с.

3. Аристотель. Соч., т.1. Метафизика. Соч. в 4-х томах.; АН СССР,. Ин-т ф-ии. / Ред. и авт. предисл. З.Н. Микеладзе.; М ; Изд-во «Мысль».; 1979 687 с.

4. Аристотель. Этика. Соч. в 4х.,т.2 / Ред. 3. Н. Микеладзе. М.; Изд-во «Мысль». 1979,- 687 с.

5. Баткин J1.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности: Проблемы и люди. ; М.; Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-т.; 1995 -446 с.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Примечания С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова ; 2е изд. ; М.; Изд-во «Искусство».; 1986,- 444 с.

7. Белый А. Ритм и деятельность: Красная книга культуры. ; М.; Изд-во. «Искусство».; 1989.- 416 с.

8. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат.; 1991, - 412 с.

9. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология И. Канта сегодня. ;М.; Изд-во «Рос. откр. ун-т.» ; 1994.- 48 с.

10. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.; М.; Изд-во «Наука»; 1973.- 270 с.

11. Бондаревская E.B. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности.; Ростов на Дону. ; РГПУ ; 1995.32 с.

12. Боргош Ю. Фома Аквинский. Перев. с польск.. 2е изд.; М.; Изд-во «Мысль» 1975 183 с.

13. Валлон А. От мысли к действию. Очерк сравнительной психологии. Пер. с франц. / Общ. ред. проф. А. Н. Леонтьева.; М.; Изд-во «Иностр. литер.»; 1956.- 238 с.

14. Введенский А. О мистицизме и критицизме в теории познания В. Соловьева // Философские очерки./ Под общим руковод. Е.А. Лец-кого.; Прага.; Изд-во «Пламя»; 1924.- 238 с.

15. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. ; М.; Изд-во Акад. пед. наук РСФСР.; 1953 144 с.

16. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности.(Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания). Т.2.// Соч. в 2х т.; М.; Книгоизд-во К. И. Тихомирова. Кузнечный мост. 191 1 653 с.

17. Вессель К.Ф. Педагогика в философии и на практике. М.; Изд-во «Наука»; 1975,- 110 с.

18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. / т.2. Глав, ред. А. В. Запорожец .; М.; Изд-во «Педагогика»; 1982 487 с.

19. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. //Энциклопедия философских наук. Т. 3.; Издат-во «Мысль»; М.; 1977. -39 с.

20. Гегель Г. В. Ф. Философская проподевтика. В 2х т. Сост., общ. ред. А. В. Гулыги. , т. 1 ; М. ; Изд-во «Мысль» ; 1972-1973. -668 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. Т.З. / указ. источ.; 1977 471 с.

22. Гегель Г.В.Ф. Философия природы. // собр. соч. в Зх т. / Отв. ред. Е.П. Ситковский. Ред. коллегия : Б.М. Кедров и др. т. 2.; М.; Изд-во «Мысль»; 1975,- 675 с.

23. Гельвеций К.А. Об уме // Избр. пед. соч. Пер. с франц. ; М; Изд-во «Соцэкгиз»; 1938 398 с.

24. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. Готтенген.; М.; 1806-482 с.

25. Герцен А.И. Избр. произв. в Зх т. / Составитель В.А. Путинцев. т. 1.; М.; Изд-во «Дет. литерат.»; 1971 496 с.

26. Гершунский B.C. Образование в III тысячелетии: гармония знания и веры.; М.; Изд. « Московский психолого-социальный институт.» ; 1997,- 80 с.

27. Гершунский B.C. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) .; М. ; Изд-во «Совершенство»., 1998 г.- 190 с.

28. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.; Берлин.; Изд-во «Слово».; 1923.- 419 с.

29. Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х томах. Пер. с лат. и англ. . / Ред. В. В. Соколова, т.1. ; М. 1965 583 с.

30. Грякалов A.A. Структурализм в эстетике (критический анализ ). / Мин. высш. и сред, образов. РСФСР; JL; Изд-во ЛГУ.; 1989 -173 с.

31. Громов И.А. Скворцов В.Н. Стельмашук Г.В. Социология. СПб.; Изд-во ЛОПИ; 1995-200с.

32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / 2е изд. неправ, и допол.; М.; Изд-во «Искусство».; 1984 350 с.

33. Гусев С.С. Пушканский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации./ РАН.; СПб.; Изд-во «Наука».; 1994 -152 с.

34. Давыдов В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности. //Современное состояние и перспективы развития обучения. / Под ред. A.M. Аронова и Б. И. Хасана .; Красноярск.; Изд-во «Прогресс».; 1990.- 87 с.

35. Данилов М.А. Дидактика Ушинского./ Под ред. Е. Н. Медынского.; М.-Л.; Изд-во Акад. пед. наук РСФСР.; 1948.- 172 с.

36. Демков М.И. История западноевропейской педагогики. М.; Типография И.Д. Сытина.; 1912 495 с.

37. Дидро Д. Мысли к объяснению природы Пер. с франц. // Избр. пед. соч. в 2х т. / Составитель, редактор Д. Н. Кузнецова, т.1. ; М.; Изд-во « Мысль»; 1986,- 590 с.

38. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов./ Ред. и авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев.; М. ; Изд-во «Мысль» 1986, 571 с.

39. Дистервиг А. Руководство к образованию немецких учителей.// Избр. пед. соч./Составитель В. А. Ротенберг.; М; Изд-во «Учпедгиз»; 1956 374 с.

40. Добролюбов H.A. О значении авторитета в воспитании // Избранные философские произведения. / Общ. ред. В. Ф. Козьмина. ;М.; Изд-во « Педагогика».; 1986 346 с.

41. Долженко О. В. Бесполезные мысли или еще раз об образовании // Философия образования для XXI века./ Указ. источ.

42. Долженко О.В. Бесполезные мысли. //Философия образования для XXI века / Под ред. H.H. Пахомова Ю.Б. Тупталова. М. ; Изд-во «Логос»,. 1992,- 140с.

43. Долженко О.В. Очерки по философии образования .; М.; Изд-во «Компания Кворум. Промо-медиа.» 1995 239 с.

44. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.Пер. с англ. ; Берлин.; Государ. изд. РСФСР; 1922.-191 с.

45. Дюркгейм М. Социология, ее предмет, метод предназначения. -М. ; Изд-во «Канон».; 1995. 349 с.

46. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.; М.; Изд-во «Учпедгиз».; 1940 472 с.

47. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Педагогические взгляды А.И. Герцена.; М.; Изд-во «Учпедгиз».; 1962 192 с.

48. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.II, часть 1. / Составитель А. В. Поляков.; Л.; Изд-во «Прометей»; 1991.- 345 с.

49. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования.// Педагоги-ка.;1997.- № 5

50. Ибн Сина (Авицена). Избранные философские произведения: ^Перевод с арабского и фарси дари =Отв. ред. М.С. Асимов. - М.: Изд-во «Наука»,; 1980,- 551с.

51. Идеи эстетического воспитания. Античность. Средние века. Возрождение. т. 1.// Антология в 2х т. / Составитель В. П. Шестаков.; М.; Издат-во «Искусство».; 1973,- 407 с.

52. Информационный бюллетень. Официальные документы в образовании. Январь.2001 г., №3.,М., Федеральная целевая программа «Одаренные дети.» (2001-02г.)

53. Ильенков Э.В. Философия и культура. / Отв. ред. А. Г. Новохать-ко. М. ; Политиздат.; 1991. - 462 с.

54. Ильин Г. Народное образование в свете тенденции демократизации. //Альма Матер. 1996,- № 2.

55. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. / Отв. ред. A.M. Руткевич. М.; Полит, издат., 1990, - 414 с.

56. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. . ;Петроград ; Изд-во Петроград, типография М.М. Стасюкевича.; 1915 -462 с.

57. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки Перев.с нем.. / Примеч. О.Ю.Бойцовой; М.; Изд-во «Прогресс» ; 1993.- 236 с.

58. Кант И. Трактаты и письма. // Памятники философской мысли.; М.; Изд-во «Наука».; 1980,- 709 с.

59. Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации^ Перевод с англ. ; М.; Изд-во «Работник Просвещения».; 1930.87 с.

60. Кларин М.В. Метафора и ценностные ориентации педагогического сознания. // Педагогика. ; 1998,- №1.

61. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания// Педагогика,; 1998.-№1.

62. Климент Александрийский. Педагог, т. 1. // Антология педагогической мысли христианского средневековья, в 2х т. / Составл. и общая ред. В. Г. Безрогова. О. И. Варьяш.; М.; Изд-во «Аспект Пресс».; 1994.- 400 с.

63. Клинберг J1. Проблемы теории обучения пер. с нем. ; М.; Изд-во «Педагогика» ; 1984.- 256 с.

64. Коменский Я.А. Великая дидактика. Т. 1.Собр. соч. в 2х т. / Под ред. А.И. Пискунова и др.; М.; Изд-во «Педагогика»; 1982 656 с.

65. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики./ 5е. Изд. доп. и перераб. М.; Изд-во «Просвещение». 1982.- 447 с.

66. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. / Рос. акад. образования,. Ин-т теоретич. педагогики и международ, исследов. в образовании.; М. ; Изд-во «Наука».; 1993.135 с.

67. Корнетов Г.Б. Педагогические традиции Западной цивилизации: начало становления Свободного воспитания. Вып. 3;М.;Изд-во РОУ.;1993 222 с.

68. Косарева J1.M. Социальный генезис науки нового времени (Философский аспект проблемы). Отв. ред.Л. А. Микешкин ; А. Н. СССР. М.; 1989.-155 с.

69. Красновский A.A. Педагогические идеи Н.И. Пирогова.; М.; Изд-во «Учпедгиз»; 1949.-196 с.

70. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность.; С-Пб.; Изд-во «Крис-мас».; 1995.-19 с.

71. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ) ^Перевод с англ. С.Л. Володиной и др.=/ Под ред. Г.Е. Ско-рова. М.: Изд-во «Прогресс», ; 1970 - 261 с.

72. Кун Т. Структура научных революций. / Общ. ред. С.Р. Мику-линского. 2е изд; М.; Изд-во «Прогресс»; 1977.- 300 с.

73. Л. Шестов. Гегель или Иов. По поводу экзистенциальной философии Киркегорда // Человек как философская проблема: Восток-Запад./ Отв. ред. Н. С. Карабаев.; М.; Изд-во УДН.; 1991 279 с.

74. Ладыжец Н. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Удмурт. Гос. Универ,- ;Ижевск.; Изд. Нижегородского ун-та. 1992.- 231 с.

75. Локк Дж. Мысли о воспитании. Пед. соч. Перев. с англ. / Под ред. проф. И. Ф. Свадковского ; М.; Изд-во «Учпедгиз».; 1939 -380 с.

76. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М.; Изд-во «Мысль».: Российский откр. унив.; 1993.- 943 с.

77. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.Л. Платон, Аристотель. ; М.; Изд-во «Молод, гвард.» ; 1993 383 с.

78. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.; М.; Изд-во «Мысль»,; 1979.- 431 с.

79. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. / Под. ред. Б.А. Чагина.; Л.; Изд-во «Наука» ; 1982.- 269 с.

80. Мамардашвили М. Быть философом это судьба. //Как я понимаю философию./ Общ. Ред. Ю.П. Сенокосова. 2е изд., - М., Изд-во «Прогресс».,1992 - 114 с.

81. Матюнин БТ. Нетрадиционная педагогика.; М.; Изд-во «Прогресс»; 1994,- 140 с.

82. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. / Ред. и примеч. Б. В. Бирюкова. ; М.; Изд-во «Прогресс»; 1973,- 406 с.

83. Монтень М. О воспитании детей // Размышления и афоризмы французских моралистов ХУ1-ХУШ вв.Перев. с франц. / Состав, и вступит, статья Н. Жермунской. Л .; Изд-во «Художеств. Литерат.». 1987- 576 с.

84. Мосолов В.А. Воспитание в Росии (опыт паранального анализа педагогической мысли Х1-ХХв.) СПб., 2000-300с.

85. Мур Дж. Принципы этики. Общ. ред. И.С. Нарского . ; М.; Изд-во «Прогресс», ; 1984.- 326 с.

86. Наторп П. Философия как основа педагогики. Пер. с нем. ; М.; Изд-во H. Н. Клочкова; 1910-106 с.

87. Некрасова E.H. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект) // Человек как философская проблема. Восток-Запад./ Отв. ред. Н. С. Карабаев.; М.; Изд-во УДН.; 1991 279 с.

88. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель. // Избранные произведения./ Состав. К. А. Свасьян. М.; Изд-во «Прсвещение».; 1993.-571 с.

89. Орлов C.B. Теория развития и современная наука.; Пермь.; Изд-во Пермского ун-та.; 1992 179 с.

90. Песталоцци И.-Г. Как Гертруда учит своих детей. Пер. с нем. т. 2.II Избр. пед. произв. в Зх т./ Под. ред. М.Ф. Шабаевой. ; М.; Изд-во «Акад. пед. наук РСФСР; 1963,- 563 с.

91. Петров М.К. Перед "Книгой Пироды". Духовные леса и предпосылки научной революции XVII века // Природа. 1978. № 8

92. Писарев Д.И. Избр. пед. соч./ Составитель В.В. Большакова, отв. ред. Э.И. Моносфон.; М.; Изд-во «Педагогика»; 1984,- 367 с.

93. Платон. Государство. Т. 4. // Собр. соч. в 4х. т./

94. Платон. Законы, т. 2. Собр. соч. в 4х т./ Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; перевод с древнегреч. ;АН СССР, Ин-т ф-ии.; М. ; Изд-во «Мысль»; 1990 862 с.

95. Платон. Менон. Соч. т. 1.соб. соч. в 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. перев. с древнегреч. АН СССР,. Инст-т ф-ии.; М.,; Изд-во «Мысль»; 1990- 862 с.

96. Полани М. Личностное знание: На пути к пост-критической философии. ^Перевод с англ. М. В. Гнедовский и др.= Общ. ред. В.А. Лекторский, В.И. Аршинова. М.: Изд-во «Прогресс»,; 1985, - 344 с.

97. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания.: Избр. раб.Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. В. Н. Садовского.; М.; Изд-во «Прогресс»; 1983 605 с.

98. Прохоров А., Розин В. О глубинной концепции образования. //Альма Матер. 1990.-№ 5,6.

99. Психология и педагогика. Учеб. Пособие. / Под ред. Радугина A.A.; Изд-во ;« Центр»; М.; 1997,- 207 с.

100. Рахман Д. Дж. Локк, его учение о познании, праве и воспитании./ С предисловием Л. И. Аксельрод (Ортодокс); М.; Изд-во «Червоний Шлях» ; 1924,- 182 с.

101. Рейнвольд Н.И. Психология личности.; М.; Изд-во «Универ-т дружбы народов.» 1987,- 196 с.

102. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Собр. соч. / Состав. А. В. Ломоносова и А. Н. Никлюкина. Под общ. ред. А. Н. Никлюкина,-М.; Изд-во «Республика»; 1999- 463 с.

103. Розанов В.В. Сумерки просвещения./ Составитель В. Н. Щербаков.; М.; Изд-во «Педагогика»; 1990 -620 с.

104. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепции, основные темы и направления изучения. // Философия образования для XXI века. / Под ред. H.H. Пахомова, Ю.П. Тупталова. М.; Изд-во «Логос», ; 1992, - 140 с.

105. Розов Н. Ценности и образование (Вехи истории европейской мысли). // Вест. высш. шк. 1991.- № 12.

106. Розов Н.С. «Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего».// Философия образования для XXI века. / под ред. Н. Н. Пахомова и Ю.Б. Тупталова.; М. ; Изд-во «Логос» ; 1992 140 с.

107. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М. ; Изд-во «Наука». 1993 183 с.

108. Романов К.В. Духовная безопасность как проблема выбора и веры. // Русская культура и образование. (Материалы и разработки по философии и педагогике культуры). Выпуск 7.; С-Пб.; Изд-во СПб. ГУПМ.;1997.-79 с.

109. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. // Пед. соч. в 2х т. Пер. с фр. . / Под ред. Г. И. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. т. 1 ; М; Изд-во «Педагогика» ; 1981 653 с.

110. Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. / Смоленский гуманит. универ.; Смоленск.; Изд-во СГУ.; 1995 47 с.

111. Сергейчик Е.М. Научное знание в системе образования // Новая стратегия гуманитарного образования в меняющемся мире. / Мат-лы науч. конф. Под ред. Б.И. Липского, Е.М. Сергейчик ; С-Пб; Изд-во СПб ДУ.; 1995 56 с.

112. Сергейчик Е.М. Философская рациональность как основа осмысления исторического процесса. С-Пб ГУ; Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.; 1997.

113. Соколов П. История педагогических систем. / Изд. 2е. исправ. и допол.; Петроград.; Изд-во B.C. Клестова.; 1916,- 709 с.

114. Солдатов A.B. Иванов В.Г. Проблема мироздания в науке и культуре./ С-П государ, универ. СПб.; Изд-во СПбГУ.; 1994 183 с.

115. Соловьев B.C. Оправдание добра // Библиотека этической мысли.; М.; Изд-во «Республика»; 1996 479 с.

116. Спенсер Г. Система синтетической философии.// Собр. соч в 7 т. / Пер. под ред. Н. JI. Тиблена. т.2. ;М.; Типогр. Н. Неклюдова.; 1867 144 с.

117. Степин B.C. Специфика научного познания. М.; Изд-во «Наука»; 1983 -181 с.

118. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. / Респуб. центр гуманитар, образования.; М. ; Изд-во «Высшая школа».; 1992.-188 с.

119. Стельмашук Г.В. Русская философия и культура. Учеб.пособие. СПб., 1999-199 с.

120. Стрельченко В.И. Проблема человека в истории науки и философии. // Сб. науч. трудов. ЛГПИ им. Герцена. / Отв. ред. В.И. Стрельченко и др.; Л ; Изд-во ЛГПИ.; 1990 161 с.

121. Тейяр де Шарден. Феномен человека. / Ред. М. Брук ; М.; Изд-во «Наука».; 1987 -239 с.

122. Толстой Л.Н. Общий характер яснополянской школы. // Полн. собр. соч. т.8. Педагогич. Статьи. 1860 1863./ Ред. Н. М. Мендельсон, В. Ф. Саводник. ;М.; Изд-во «Терра».; 1992 - 634 с.

123. Трясков А. М., Хилтунен Е.А. Монтесори школа.; М.; Изд-во «ИНСОФТ»; 1992,- 14 с.- 128. Тульчинский Г.Л. Культура, образование, логика // Новые стратегии гуманитарного образования в меняющемся мире. / Мат. науч. конф. / Указ. источ.

124. Федотов Г.П. Абеляр. Т. 1. /Собр. Соч. в 12 т. ; М.; Изд-во «Мар-тис»; 1996 347 с.

125. Философия :Учебник для вузов/Г.В.Стельмашук, В.И.Стрельченко,В.Н.Скворцов и др., Под ред. Г.В.Стельмашука. -Изд. 2е перераб. СПб, ЛГОУДимиздат,2001. -320 с.

126. Философия для детей. / Отв. ред., сост. и автор гл.1 Н.С. Юли-на).; М.; Изд-во ИФРАН,.; 1996,- 237 с.

127. Философия, культура и образование ( материалы круглого стола) //Вопросы философии.; №3; М; 1999.

128. Фребель Ф. Воспитание человека. Избр. соч. т. 1. ; М ; Изд-во К. И. Тихомирова.; 1906 326 с.

129. Фромм Э. Бегство от свободы.Перев. с англ. ; М.; Изд-во «Прогресс» 1995-235 с.

130. X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия.// Мыслители XX века. / А.Н.СССР. Ин-т фил-ии ; М.; Изд-во «Наука»; 1991- 405 с.

131. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления Пер. с нем. . // Мыслители XX века. М.; Изд-во «Республика».; 1993 447 с.

132. Хайдеггер М. Европейский нигилизм . // Проблема человека в западной философии : Переводы / Составитель П.С. Гуревич ; Общ. ред. Ю. Н. Попова. ; М. ; Изд-во «Прогресс»; 1988 552 с.

133. Харчев А.Б. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.; Изд-во «Политиздат». 1990.- 220 с.

134. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. (Очерки развития пед. теории ). Пер. с нем .; М. ;Изд-во «Педагогика»; 1979.-158 с

135. Цветаев И.В. Из истории высших школ Греции и Рима. М. ; Изд-во Универ. типограф. (Совет Императ. Москов. универ.); 1908.- 142 с.

136. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.; Изд-во «Высшая школа».; 1981,- 374 с.

137. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.; Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов.; 1993,- 181 с.

138. Шацкий С. Толстой педагог.// Пед. соч. в 4х т. / Т.З. Под ред. И.А. Капрова.; М.; Изд-во «Просвещение»; 1964,- 476 с.

139. Шварцман К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. М.; Изд-во. «Политиздат». 1989,- 207 с.

140. Школа диалога культур (идеи, опыт, проблемы).// Сбор. ст. под ред. Библера B.C.; Кемерово ; Изд-во «АМЕФ»; 1993 414 с.

141. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.Пер. с нем. / Отв. ред. И.С. Нарский, Б.В. Мееровский ; М.; Изд-во «Наука»; 1992 -671 с.

142. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.// Библиотека этической мысли.; М.; Изд-во «Республика»; 1992.-448 с.

143. Штайнер Р. Философия свободы: Основные черты современного мировоззрения: Плоды душевного наблюдения по естественнонаучному методу. Калуга: Духовное познание.; 1994, - 249 с.

144. Шубинский B.C. Проблемы начального философского образования. М.; Изд-во «Знание».; 1984.- 80 с.

145. Щученко В.А. История философии в контексте истории культуры: учебное пособие для аспирантов и студентов вуза культуры./ СПб. Государ, ин-т культуры.; СПб; 1993 77 с.

146. Ясперс К. Идея университета. Пер. с нем. ; М; Изд-во «Соцэк-гиз» 1949 81 с.

147. Ясперс К. Смысл и назначение истории : перев. с нем..; М.; Изд-во. «Политиздат.»; 1991 527 с.

148. Bourdien P;Passeron I. Reproduction in education, society and cul ture. London., Sage., 1977-198p.

149. Parelius A.P. The Sociology of Education. London., 1978-120p.

150. Freire P. Pedagogy of the oppressed. New York. 1972-13 lp. 1 56. Wilson i. Moral Thinking.London., 1963-21 lp.