автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Образование как социокультурная ценность

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Комиссарова, Галина Александровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Образование как социокультурная ценность'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образование как социокультурная ценность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концептуальный анализ образования как социокультурной ценности показывает зависимость трактовки данного явления от множества факторов, в том числе от особенностей социальных структур, функционирующих в обществе, мировоззренческого климата, ядром которого выступают философские, религиозные, научные, практические ценности.

Корни европейской системы образования восходят к греческой философии, христианским ценностям, в рамках которых происходило становление первых воспитательных и образовательных систем. Философия, идущая от греков, религия, берущая свое начало у евреев, и римское право во многом предопределили не только ценностно-мировоззренческий климат Европы, но и те конкретные воспитательные и образовательные системы, которые получили распространение в европейских странах. Многие европейские школы и университеты сформировались под непосредственным влиянием идей христианства, что нашло отражение в той роли, которую играли монастыри в жизни европейского общества.

Возникновение новой европейской науки радикально изменило мировоззренческий климат общества: переосмысливаются многие постулаты религии, научная рациональность начинает диктовать свои условия и философии, и религии. Все это находит отражение в образовании, которое с этого момента становится больше специализированным и профессиональным, чем универсальным. Начинает преобладать практицизм над духовно-универсальным.

Результатом всего этого явилось не только повышение уровня культуры и благосостояния части общества, но и появление все большего числа глобальных проблем. Особую тревогу стала вызывать стремительно ухудшающаяся ситуация в области экологии. Это актуализировало экологическую проблематику и привело к осознанию необходимости экологизации всей системы образования.

Вместе с тем современное образование сталкивается не только с "одномерностью человека", с необходимостью экологизации и гуманизации образования, но и с его информатизацией. Суть сложившейся проблемы состоит в том, что сегодня в мире противостоят не столько принципиально идеологически несовместимые социальные системы типа "капитализм-социализм", сколько социальные системы, оснащенные разными типами технологий. Поэтому основные тенденции современного мира определяются не столкновением религий, как полагают некоторые политологи, например С.Хантингтон, а уровнем развития технологического оснащения общества, связанного с возможностью вырабатывать информацию и владеть ею. Последнее же органически связано с функционирующей системой образования, отношением к нему общества.

В связи с этим можно считать справедливым тезис американских футурологов Э. и Х.Тоффлеров: "Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющих мир не на две, а на три четко определенные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, - мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер"1. Следовательно, без современных информационных технологий невозможна новая, отвечающая сложившимся экологическим и иным глобальным реалиям культура.

Формирование же новой культуры невозможно без радикальной переоценки всех основных ценностей человеческой

1 Тоффлеры Э. и X. Создание новой цивилизации: Политика третьей волны. Новосибирск, 1996. С.26. деятельности, особенно без обновления системы образования, поскольку "функционирующая "система знаний" более важна для нормального существования любой фирмы, чем банковская, политическая или энергетическая система"1. Более того, как подчеркивают американские футурологи "ни один бизнес не открылся бы, если бы не существовало языка, культуры, информации и технологии.

Существует еще более глубокая зависимость: из всех ресурсов, необходимых для того, чтобы разбогатеть, знания - самый подвижный"2. Поэтому создание эффективной системы образования должно стать приоритетной задачей общества, ее стратегической целью. В свое время, когда СССР стал первой космической державой, пославшей человека в околоземное пространство, весь мир начал изучать отечественную систему образования, позволившую покорить космос. США исходили из того, что американские колледжи и университеты "необходимо рассматривать как бастионы. оборонительной системы, столь же важные для сохранения. страны и. образа жизни, как и сверхзвуковые бомбардировщики, атомные подводные лодки и межконтентальные баллистические ракеты"3. США, осознав принципиальную значимость эффективной образовательной системы, смогли обновить свою систему образования, сделав образование общенациональной и общегосударственной проблемой.

Вместе с тем, основная функция образовательных систем ведущих индустриально-развитых западных стран XX века - не приобщение ко всей культуре, духовным ценностям, а трансляция знания, в первую очередь технологически необходимой части информации. Между тем, знания в современном мире зачастую суть

1 Тоффлеры Э. и X. Создание новой цивилизации. Новосибирск, 1996. С.31.

2 Там же. С.32.

3 Цит. по: США: от "великого" к больному. М.: Политиздат, 1969. С.323. средство покорения мира и других, а не цель. С этим связана необходимость переосмысления роли научного знания, смысла научной рациональности в современной культуре.

Образование как явление культуры может быть истолковано в узком и в широком смысле слова. Если под образованием в узком смысле слова понимается форма хранения и трансляции знания, то образование в широком смысле слова связано с изменением, формированием, образованием самого человека и восходит к греческой философской традиции. Образование в широком смысле слова включает в себя формирование целостного человека, осознающего проблемы современного мира, причины конфликтов между человеком и природой, противоречий между различными социокультурными традициями. Тем самым это не столько образование в традиционном смысле слова, сколько философия образования, помогающая формировать целостную личность. Как отмечал известный американский исследователь основных тенденций современной цивилизации П.Кеннеди, в "широком смысле образование - это не только техническое "переучивание" рабочей силы, воспитание профессиональных кадров или даже поощрение производственной культуры в школах и колледжах с целью сохранения производственной базы. Оно включает в себя глубокое понимание причин изменения нашего мира, отношения других народов и культур к этим переменам, общности того, что нас объединяет, и того, что разделяет культуры, классы, нации"1. Такое толкование образования актуализируется в современном мире, поскольку растет взаимозависимость стран и социокультурных традиций.

В конце XX века, когда идет всеобщая переоценка ценностей и происходит становление новой, постиндустриальной информационной) цивилизации, необходимо возвращение образованию ее истинного, глубинного смысла, когда оно будет не столько получать, хранить и передавать информацию, знания, при этом расчлененные по предметам и потому мало связанные друг с другом, сколько принимать участие в формировании целостного человека, личности, ответственной не только за себя, но и за будущее. Именно такой человек может реализовать идеи устойчивого развития.

Ценность образования в обществе определяется отношением общества к образованию, к тому, насколько личностный образовательный потенциал оказывается затребованным тем или иным социальным организмом. Председатель международной комиссии по вопросам образования в XXI столетии Ж.Делор отмечал: "Государственное образование должно оставаться эталоном и движущей силой в государственном устройстве, укреплять принципы гражданственности и отношение к индивиду, личности"1.

Принципиально важно и на уровне общетеоретических рассуждений, и на уровне конкретных организационных мероприятий понять, что не только личность нуждается в обществе, где образование высоко ценится, но и общество не меньше нуждается в образованной личности. Образование не только индивидуальная ценность, но и всеобщая государственная или, если угодно, общечеловеческая ценность. Уровень культуры общества определяется во многом уровнем образования в нем, отношением к образованию как социокультурной ценности. Последнее связано с тем, что с помощью образования человек и общество воспроизводят себя, передают не только определенный объем знаний, но и ценностные установки. С этим связана принципиальная социальная

1 Интервью с Жаком Делором//Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. М., 1996, т.ХХУ, № 1. С. 15. и индивидуальная значимость образования. С большой долей истины можно утверждать, что, каково образование, таково общество и во многом таков человек. Образование участвует в выработке новых социальных ценностей, лежащих на стыке психологии, философии, социологии, педагогики, и их трансляции от поколения к поколению. Тем самым образование выполняет важную межкоммуникативную функцию.

Личность не только интериоризирует различные смысловые структуры, но и экстериоризирует новые идеи, выступает активным смыслообразующим началом. Соотношение интериоризации и экстериоризации зависит от многих факторов: потребности общества в новых идеях, творческого потенциала личности, возможностей индивида, воспитания и т.д. Господствующие в культуре образовательные системы могут стимулировать развитие продуктивного начала в личности, а могут и помешать им развиться в полном объеме. Поэтому будущее того или иного социального организма зависит от специфики образовательной системы, от того, насколько образовательная система поддерживает творческое начало у подрастающего поколения, заботится о самостоятельности мышления тех, кто будет формировать новые социальные отношения.

Индустриальная цивилизация накопила значительный опыт формирования личности, отвечающей ее потребностям. В развитых странах мира гуманитарной составляющей образовательного процесса уделяют, как правило, большое внимание. В этих странах давно осознали целостность образования, принципиальную значимость гуманитарной культуры не только для тех, кто специально занимается литературой, историей, языками и т.д., но для всех членов общества. Характерно, что в этих странах во многих вузах гуманитарное образование включает в себя не только такие традиционные дисциплины, как история и литература, но и теорию и историю мировой культуры, основы дизайна, религиоведение и др.

Совершенствование человека связано в первую очередь с усвоением нравственных ценностей, которые влияют на его мировоззрение. Не менее важны для гуманитарной культуры усвоение эстетических ценностей, осознание красоты окружающего мира. Усвоение человеком интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей и наполнение их гуманистическим содержанием поможет человеку не только иметь соответствующие знания, но и стать духовно богатым. При этом принципиальное значение имеет социально-мировоззренческий аспект процесса становления личности, те конкретные ценности, которые исповедуются обществом, поскольку образование - подсистема общества, испытывающая на себе влияние других подсистем, например экономики и политики. И поэтому принципиальная особенность образовательной системы во многих странах мира, и в первую очередь в странах техногенной цивилизации, формирование не целостной, а конкурентоспособной личности, преданной власти. Тем самым индустриально развитые страны мира принимают активное участие в экстенсивном использовании природных ресурсов, что естественно ведет к ухудшению экологической ситуации в мире.

Образование как метод приобщения человека к знаниям, культуре может нести не только информацию, но и в определенном плане угрозу. Это, возможно, звучит парадоксально, но образованность в современном мире не всегда связана с высокой моралью, соответствующими нравственными ценностями, а ведь самое страшное - это знания, не отягощенные совестью, знания, погруженные в соответствующую моральную среду. Разрыв между знанием и ценностями - относительно новое явление в истории человечества и восходит к Новому времени, когда начинается формирование нового человека - специалиста в одной определенной области.

Итак, образование - сложная, нелинейная, имеющая множество уровней система. Как показывает концептуальный анализ ее природы, образование представляет собой не только теоретические идеи, не только педагогическую деятельность саму по себе, но - суть ее - это сложное, противоречивое взаимодействие. Образовательные ценности - есть пересечение психологических, социологических, философских, педагогических компонентов. Поэтому в образовании находят отражение теоретическое и эмпирическое, рациональное и чувственное, фундаментальное и прикладное, интеллектуальное и эмоционально-волевое.

Таким образом, философский анализ образования как социокультурного феномена, занимающего определенное положение в системе социально-экономических и политических структур, показывает, во-первых, принципиальную значимость образования в структуре современной цивилизации; во-вторых, необходимость приоритетного отношения к образованию для решения углубляющихся эколого-глобальных проблем. Для того чтобы современная образовательная система смогла справиться со множеством антропологических, эколого-демографических и им подобных проблем, она должна быть: а) открытой, способной реагировать на изменения природной и социальной реальности, учитывать достижения разных культур и традиций по формированию не столько специалиста, сколько Человека; б) гибкой, развивающейся и нелинейной, способной учитывать нелинейность бытия и личности;

293 в) аредукционистской, т.е. должна не только учитывать особенности различных культурных традиций, но и содержать как конституирующий фактор глобальные параметры, связанные с единством человечества и угрозой его самоуничтожения; г) гуманитарно ориентированной, ведущей к формированию Человека не только знающего, но и способного понимать, сострадать, чувствовать и т.д.

В условиях обновляющегося мира все это ставит перед исследователями сути образовательной системы новые проблемы. Накануне нового тысячелетия в образовании во многом "сходятся" многие проблемы эпохи, поскольку речь в конечном счете идет о поиске нового образа человека, способного преодолеть коренные недостатки индустриальной, специализированной личности, выступающего источником напряженности в мире. По сути это поиск не только нового образа человека, но и нового образа философии.

 

Список научной литературыКомиссарова, Галина Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.

2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

3. Адорно Т.В. О технике и гуманизме// Философия техники в ФРТ. -М., 1989.

4. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритеты образования. М., 1993.

5. Алпатов Г. Совершенствование системы образования: две стратегии//Новые знания. 1998. - № 1.

6. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХШ-Х1У вв. М., 1984.

8. Аристотель. Соч. Т.4. - М., 1983.

9. Ю.Аршинов В., Буданов В., Суханов А. Естественно научное образование гуманитариев: на пути к единой культуре// Общественные науки и современность. 1994, - № 5.

10. П.Афанасьев Ю.Н. Гуманитарное образование рубежа ХХ-ХХ1 веков в условиях новой информационной среды//Проблемы информатизации высшей школы, Вып.2 (6). М., 1996.

11. Бабаев Н.С., Демин В.Ф., Кузьмин И.И., Степанчиков В.И. Экологические проблемы атомной энергетики//Природа. 1978. -№ 10.

12. З.Барт П. История социально-педагогических идей. Одесса, 1923.

13. Бахтин М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1963.

14. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1978. - т.З.

15. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование//Вопросы философии. 1990 - № 1.

16. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1995.

18. Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Тихонов М.Ю., Урсул А.Д. Образование прорыв в XXI век. - М., 1998.

19. Библер B.C. На гранях логики культуры. М., 1997.

20. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX в. М., 1994.

21. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994.

22. Богданов A.A. Всеобщая организационная наука (текстология).-4.1. Изд.З-е. М.;Л., 1925.

23. Богдановский Г.А. Химическая экология. М.: Изд-во МГУ, 1994.

24. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М., 1993.

25. Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России//"Высшее образование в России". 1997. - № 1.

26. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990

27. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971-1972.

28. Вартовский М. Модели: Репрезентация и научное понимание. -М, 1988.

29. Великие мыслители Востока/Под ред. проф.Я.П.Мак-Грила. М., 1998.

30. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

31. Волович М.Б. Наука обучать. М., 1995.

32. Вопросы философии 1977. - № 8.

33. Вопросы философии 1995. - № 8 и 11.

34. Воронина Т.И., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.

35. Высшее образование в Европе. T.XIX. Кн. 3. М. - 1995.

36. Высшее образование России: состояние и проблемы развития. -М., 1991.

37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

38. Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики: В 3 т. Т.1. - М., 1970.

39. Гегель Г.-В.-Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.2. - М., 1971.

40. Гегель Г.-В.-Ф. Философия религии. М., 1977.

41. Гегель Г.-В.-Ф. Сочинения. М.;Л., 1935.

42. Гегель Г.-В.-Ф. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1954.

43. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М., 1992.

44. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1954.

45. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993.

46. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

47. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

48. Гильдебранд Д., фон. Новая Вавилонская башня// Гильдебранд Д., фон. Избранные философские работы. СПб., 1998.

49. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культурыЮкология, культура, образование. М., 1989.

50. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

51. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М., 1994.

52. Голубева О.Н., Суханов А.Д. Проблема целостности в современном образовании//Философия образования. М., 1996.

53. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994.

54. Горелов А.А. Человек гармония - природа. - М., 1990.

55. Грайф 3. Обучение самоорганизации: развивающий подход //Иностранная психология. 1994 - Т.Н. - № 1.

56. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

57. Григорьева Т.С. Образование как сфера культуры. М., 1992.

58. Грифцова И.Н., Сорина Г.В. Интеллектуальная деятельность: образование и ответственность/Юбщество "знание" в школе. М., 1997. -№ 10.

59. Громакова M.Т. Педагогика образования взрослых. M., 1995.

60. Гумбольдт В., фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

61. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.

62. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия //Культурология: XX век: Антология. М., 1995.

63. Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. М., 1996.

64. Давыдов В.В., Михайлов Ф.Т. и др. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.

65. Данилевский Н.С. Россия и Европа. СПб., 1995.

66. Девятова C.B., Купцов В.И. XX столетие век образования// Философия образования XXI века. - М., 1996.

67. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

68. Делокаров К.Х Философия воспитания и образования/Ючерки социальной философии. М., 1994.

69. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика.-Общественные науки и современность. 1997. - № 1.

70. Делокаров К.Х, Комиссарова Г.А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997.

71. Делор Ж. Образование: необходимая утопия: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века/ "Образование сокрытое сокровище". 4.1: Педагогика.- 1998.-№ 5.

72. Джайнотт Х.Д. Родители и дети/ Пер. с англ., М., 1986.

73. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

74. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденция развития. М., 1993.

75. Дидро Д. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1991.

76. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.

77. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. М., 1997.

78. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.

79. Дюригейм Эмил. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991.

80. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.

81. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.

82. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. М., 1922.

83. Егоров Ю.А., Костина Т.Н., Тихонов М.Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность. -М., 1996.

84. Еремин С.Н., Семенов Е.В. Наука и образование в структуре НТР. Новосибирск, 1986.

85. Жог В.И., Корешков В.В. Гуманизация образования путь совершенствования личности//Педагогическое образование. Вып. 10. - М., 1993.

86. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.88.3анков J1.B. Дидактика и жизнь. М., 1968.89.3анков Л.В. Содружество ученого и учителя. М., 1991.

87. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып.1. 4.1-2. М., 1989-1990.91.3арецкая С.Л. (ред.) Государство и образование: опыт стран Запада. М., 1992.

88. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М., 1998.93.3еньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

89. Зеленый мир. 1995. - № 36.95.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающий: Очерки российской психологии.96.3иятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.

90. Зобов P.A. Природа и дух. Спб., 1995.

91. Зуев К.А. Компьютер и общество. М., 1990.

92. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

93. Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки. М., 1994.

94. Интеграция науки и высшего гуманитарного образования. -Екатеринбург, 1997.

95. Интервью с Жаком Делором//Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. М., 1996.

96. Информационные технологии и образование. М.: ИНИОН РАН, 1996.

97. Ю4.История педагогики. 4.1. М., 1995.

98. Ю5.Калгрен Ф. Воспитание к свободе. М., 1992.

99. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

100. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1974

101. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1998.

102. Каптеров П.Ф. История русской педагогики//Педагогика. 1992. -№3-4,7-8.

103. Ю.Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1984.

104. Ш.Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании//Вопросы философии. 1995. -№11.

105. Карлов Н.В. Оценка затрат на высшее образование//А1та Mater.- Вып.1. М., 1996.

106. Карлов Н.В. Преобразование образования//Вопросы философии.- 1998. -№ 11.

107. Карлов Н.В. Синтез гуманитарного и естественнонаучного//Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. Материалы Всероссийской конференции 2-3 апреля 1992 г. М., 1992.

108. Кеннеди Пол. Вступая в двадцать первый век. М., 1997.

109. Кинг А., Шрейдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римскому клубу. М., 1991.

110. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. М., 1995.

111. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998.

112. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

113. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.IX: Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990.

114. Клямкин И. Надо ли интеллектуалу становиться политиком?// Век XX и мир. 1991. -№ 5.

115. Книжность как феномен культуры: (Материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1994. - № 7-8.

116. Князева Е.М., Курдюмов С.П. Синергетика в контексте диалога Восток-Запад//Россия и современный мир. 1995. - № 3.

117. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М., 1991.

118. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. -М., 1996.

119. Комсомольская правда, 18.01.1993.

120. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., 1998.

121. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. М., 1992.

122. Кривогуз И.М. Постижение современной политики. М., 1995.

123. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии. 1992.

124. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.

125. Культура, культурология и образование: (Материалы "Круглого стола")//Вопросы философии. 1997. - № 2.

126. Культура, традиции, образование. Вып.2. М., 1993.

127. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. -М., 1997.

128. Кумбс Ф.-Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970.

129. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

130. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1990.

131. Ламетри Ж.-О. Сочинения. М.: Мысль, 1983.

132. Ласло Э. Новое понимание эволюции: Вступление в глобальную эру// Один мир для всех. М., 1990.

133. Легасов В. Мой долг рассказать об этом// Правда. 1988. 20 мая.

134. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

135. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1-2. М., 1992.

136. МЗ.Лилеев П. Основные начала политической экономики. СПб., 1860.

137. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. - М., 1997.

138. Лобок А. Вероятностное образование//Народное образование. -1995. -№ 10; 1996. -№ 1.

139. Логунов A.A., Соколов В.Е., Шилов И.В. Современные проблемы экологического образования//Вестник АН СССР. 1988. -№11.

140. Лось В.А. Экологическое образование в СССР.- М., 1990.

141. Лось В. А. Взаимоотношения общества и природы как глобально-региональная проблема: (На примере развивающихся стран). М., 1991.

142. Лось В. А. Экологическое образование: концепции и методические подходы/Отв.ред.Мамедов Н.М. М., 1996.

143. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Китай и Индия. -М, 1992

144. Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. М., 1988.

145. Любищева Е. Школа в новом мире: Тезисы доклада на Первом Международном конгрессе педагогов//Мироздание. 1998. - № 2, май.

146. Маковельский А.О. Античные материалисты.

147. Малинецкий Г.Г. Математическое моделирование системы образования//Проблемы информатизации высшей школы. 1998. -№ 1-2(11-12).

148. Мамардашвили M.K. Как я понимаю философию. М., 1992.

149. Мамедов Н.М. Экологический контекст современного образования/Я!едагогическое образование. Вып.10. М., 1993.

150. Мамедов Н.М. Экологическая культура и образование //Экологическое образование: концепции и методические подходы. М., 1996.

151. Мамедов Н.М. Экология и техника. Проблемы оптимальной ориентации развития техники. М., 1988.

152. Маркс К., Энгельс Ф, Сочинения. Т.

153. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

154. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.

155. Матвеев В. Школа: путь к возрождению//Коммунист. 1998. - № 17.

156. Материалы Международного конгресса "Образование и наука на пороге третьего тысячелетия". 4-9.IX.1995 г. Новосибирск, 1995.

157. Мелкумова Е. Материальное производство и биосфера// Культура и экология: Поиск путей становления новой этики. М., 1997.

158. Менегетти А. Пособие по педагогике. М., 1994.

159. Миголатьев A.A. Отчуждение человека как философская проблема// Философская антропология. М., 1996.

160. Миголатьев A.A. Альтернативы века: что впереди? М., 1992.

161. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М., 1990.

162. Микешина JI.A. Концепция преподавания философии в педагогическом вузе//Педагогическое образование. Вып. 10. М., 1993.

163. Микешина JI.A. Герменевтические смыслы образования //Философия образования. М., 1996.

164. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.

165. Моисеев H.H. Современный рационализм. М., 1995.

166. Моисеев H.H. Экология и образование. М., 1996.

167. Моисеев H.H. Система "Учитель" и современная экологическая обстановка//Культура и экология. М., 1997.

168. Моисеев H.H. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление/Юбщественные науки и современность. 1993. - 2.

169. Монтень М. О воспитании детей./Юпыты: В 3 кн. Кн.1 и 2. М., 1979.

170. Монтень М. Опыты: Избранные главы. М., 1991.

171. Мораль и образование: (Российско-американский проект). М., 1993.

172. Морис А. Экономика как наука. М., 1995.

173. Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информационный сборник. Вып.5 (29). -М., 1992.

174. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

175. Нибург Риг., Нибург Райнх. Христос и культура//Избранные произведения. М., 1996.

176. Никонорова Е.В. Экология и культура. М., 1997.

177. Никонорова Е.В. Историко-культурологические основания устойчивого развития России: тендерный подход//Устойчивое развитие будущее цивилизации. М., 1997.

178. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. -Свердловск, 1991.

179. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. 1910.

180. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

181. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Издательство ЮНЕСКО, 1997.

182. Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991.

183. Образование и интеграция: Рабочие материалы. Вып.2. М., 1997.

184. Образование в современном мире. М., 1986.

185. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа: Роль университетов. М., 1995.

186. Объяснение и понимание в науке. Реферативный сборник/Под ред.Клементьева Е.Д., М., 1982.194,Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1987.195,Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.

187. Острогорский А.Н. Образование и воспитание. СПб., 1897.

188. Панагин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979.

189. Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998.

190. Паскаль Б. Из мыслей// Ларошфуко Ф. де, Паскаль Б. Лабрюйр Ж де. Суждения и афоризмы. М., 1990.

191. Парамонов Б. Конец стиля. М., СПб., 1997.

192. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютер и могущественные идеи. М., 1989.

193. Перспективы: вопросы образования. Вып.З. № 1-2. - 1995.

194. Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992.

195. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1992.

196. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки/ РАН.ВНИИ системных исследований. М., 1992.

197. Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании//Психологическая наука и образование. 1996. - № 3.

198. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. М., 1993.

199. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.

200. Потебня А. О национализме/Мысль и язык. Киев, 1993.2Ю.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс. 1986.

201. Проблемы образования в области окружающей среды: (Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14-26 октября 1977 г., Тбилиси), М., 1979.

202. Проблемы образования в области окружающей среды. М., 1979.

203. Программа действий/Публикации Центра "За наше общее будущее"/Сост. Майкл Китинг. 1993.

204. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. М., 1993.

205. Рассел Б. Черчиль Уинстон: Избранные стараницы. М., 1998.

206. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Коцептуальная экология. М., 1992.

207. Реформы образования в современном мире. М., 1995.

208. Римский клуб: История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. М., 1997.

209. Ричардсон Г. Образование для свободы. М., 1997.

210. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.

211. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

212. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, направление изучения//А1та Mater: Вестник высшей школы, 1991.-№ 1.

213. Розов Н. Ценности и образование: (вехи истории европейской мысли)//А1та Mater: Вестник высшей школы. 1991. № 12.

214. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.

215. Розов Н.С. Структура цвилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.

216. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб. 1915.

217. Саймон Б. Образование и общество. М., 1989.

218. Саэтар М. Жан-Жак Руссо// Перспективы. 1992. - № 1-2.

219. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

220. Серебряков JI.E. Философская культура учителя// Педагогическое образование. Вып. 10. М., 1993.

221. Сиверцева Н.Л. Становление и развитие высшей школы Российской империи. М., 1995.

222. Синергетика и образование. М., 1997.

223. Слуцкий М.С. Социально-философские проблемы современного образования. М., 1986.

224. Смолин О.Н. Преодоление кризиса образования как фактор модернизации экономики России//Альтернативы модернизации российской экономики. М.: Фонд "Альтернативы", 1997.

225. Современные проблемы образования: Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН РАН, 1997.

226. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

227. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. -СПб., 1894.

228. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарий будущего. М., 1996.

229. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.

230. США: от "великого" к больному. М.: Политиздат, 1969.

231. Судзуки И. Реформа образования в Японии: навстречу XXI веку. -М., 1990.

232. Судьбы образования в России: Сборник статей. Вып.2. М., 1996.

233. Суханов А. Концепция фундаменталищации высшего образования и ее отражение в ГОСах/Юбразование и интеграция: Рабочие материалы. Вып.2. М., 1997.

234. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

235. Сычев Ю.В. Мир современного человека, новый опыт философской антропологии//Философская антропология. М., 1996

236. Табакаев Ю.В. Образование как труд. М., 1996.

237. Тарасов Л.В. Новая модель школы: экология и дидактика. М., 1992.

238. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

239. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

240. Тихонов М.Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество: (Философские и методологические аспекты). М., 1997.

241. Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М., 1998.

242. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: Т.30.

243. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1990.

244. Тоффлеры Э. и X. Создание новой цивилизации: Политика третьей волны. Новосибирск, 1996.

245. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

246. Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М.: Республика, 1992.

247. Уайтхед А.-Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

248. Уманов А. Российская школа в европейском контексте//Директор школы. 1996. - № 3.

249. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

250. Уольский В. Молодость Наполеона.261 .Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. М., 1998.

251. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993.

252. Урсул А.Д. Экологическое образование и устойчивое развитие. -М., 1996.

253. Утопический роман ХУ1-ХУП вв. М., 1971. Библиотека всемирной литературы.

254. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1993.

255. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

256. Федотов А.П. Глобальный кризис мировой системы// Международная жизнь. 1994. - № 4.

257. Федотов А.П. О концепции устойчивого развития//Диалог. -1995. -№5-6.

258. Федотов А. П. Планета Земля, человечество-экономика// Экономист. 1995. -№11.

259. Фейерабенд П. Избранные труда по методологии науки. М., "Прогресс", 1986.

260. Философские проблемы образования. М., 1996.

261. Философия образования для XXI века. М., 1992.

262. Философия образования XXI века. М., 1996.

263. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: (материалы заочного"круглого стола")//"Вопросы философии".-1995. -№ 11.

264. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: "Правда", 1990.

265. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.277.Френе Селистен. М., 1994.

266. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

267. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

268. Фрумкин И.Д. Вызов критической педагогики//Вопросы философии. 1998. - № 11.

269. Фрумкин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития//Вопросы психологии. 1993. - № 1.

270. Хавелсруд М. Об изучении будущего в школе//Перспективы. Вопросы образования. Париж. 1984, № 1.

271. Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993.

272. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

273. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомба замедленного действия на нашей планете. М.: "Мысль", 1990.

274. Ховард Д. Школа завтрашнего дня. М., 1992.

275. Хофман Ф. Мудрость воспитания. М., 1979.

276. Хроменков H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., 1989.

277. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

278. Хюсен Т. Образование в 2000 году. М., 1997.

279. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

280. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

281. Чесноков Г.Д. Взаимодействие образования, философии и политики //Философские проблемы образования. М., 1996.

282. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

283. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

284. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

285. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

286. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология//Вопросы философии. 1991. - № 7.

287. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

288. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

289. ЗОГШефер Г. "Зигзаг" как метод обучения, или Может ли из сумбура возникнуть порядок?//Вестник МГУ. Серия 16: Биология.-1994. -№ 2.

290. Шмитхейни С. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя.- М., 1994.

291. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995,

292. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М., 1994.

293. Щедровицкий Т.П. Лекции по философии образования. М., 1993.

294. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1992.

295. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996.

296. Экологическое образование: концепции и методические подходы/Отв.ред.Н.М.Мамедов. М., 1996.

297. Элисс А., Фоутс Д. Педагогические инновации. М., 1993.

298. Этническая экология. М., 1991.

299. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.

300. ЮНЕСКО и СССР (исторический обзор).- Венеция, 1991.

301. Японское общество и культура. Научно-аналитический обзор. Вып.4. М., 1990.

302. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

303. Ayala F. On the scientific method, its practice and pitfalls//History and philosophy of the life sciences.- Firenze, 1994.- Vol.16, N 2.

304. Bickhard M. Ethical psychoterapy and psychoterapy as ethics: A response to Perrez//Ibid.

305. Beller M. The rhetoric of antirealism and the Copenhagen spirit//Philosophy of science. Gase Larsiry, 1996. - Vol.63, N 12.

306. Botkin S.W., Elmandira V., Malitza V. No limits to learning. A report to the Club of Rome. Oxford etc., 1979.

307. Brunkhorst H. Rorty, Putnam and the Frankfurt school//Philosophy and social criticism. Chestnut Hill, 1996. - Vol.22, N 5.

308. Cherryholmes C. Reading pragmatism. N.Y.: Teachers College Press, 1999.

309. Culture, civilization, education: materials of the international conference, 5-9 of december 1994/Ed. by Andreeva E.M. et al. Tver: Intern. Association "Teachers for Peace" UNESCO UNO: Tver State Univ., 1995

310. Education for international understanding: an idea gaining ground/Noor Nkakfi L.-M. Geneva, Switzerland: Intern. Bureau of Education, 1996.

311. Education, Knowledge, and Truth: Beyond the Post-Modern Impasse/ed. by Carr D. 1999.

312. Emberley P.C. The restoration and renewal of core curricula // Providence. Providence, 1996. - Vol.3, N 3.

313. Fischer H. On the rejection of unscienntific proposals: A response to Perrez//Ibid.

314. Forrester J. Thinking in cases//History of the human sciences. (L.etc.),1996. Vol.9, №3.

315. Foucault M. Discipline and panish. L., 1977.

316. Foucault M. The subject and power// Foucault M. Beyond structuralism and hermeneu tics/Ed. by Dreyfus H. a. Rabinow P. -Chicago, 1983.

317. Foucault M. Poliitics and reason// Foucault M. Politics, philosophy, culture. Interviews and other writings 1977-1984/Ed. by Kritzman L. -New York; London, 1988.

318. Habermas J. Protestbewegung und Hochschulreform. Frankfurt a.M., 1968; Apel K.-O. Wissenschaft als Emanzipation?/Apel K.-O. Transformation der Philosophie. - Vol.2. - Frankfurt-am-Main, 1973.

319. Hamlyn D.W. The concept of a Univercity//Philosophy.- Cambridge. N.Y., 1996, Vol.71, N 276.

320. Hermeneutics and educational discourse/ed. by Danner H. -Johannesburg: Heinemann: Thorold's Africana Books distributor.,1997.

321. Kuhn T. Second thoughts on paradigms//Kuhn T. The essential tension. Selected studies in scientific tradition and change. Chicago; London, 1977.

322. Kuhn T. Possible worlds in history of seience//Possible worlds in humanities, arts and sciences: Proceedings of Nobel symposium 65. Berlin; New York, 1989.

323. Logical empiricism and post-empiricism in educational discourse/ed. by Aspin D. Johannesburg: Heinemann: Distributed by.Thorold's Africana Books, 1997.

324. Marty G., Raynaud P. Civil law: General introduction to the study of law.-P., 1972.

325. Noddings, Nel. Philosophy of Education: (Dimensions of Philosophy). Westview Press, 1995.338.0rnstein A.C. Philosophy as a basic for curriculum decisions // High school. North Carolina, 1991. - Vol.74, N 2.

326. Perrez M. Psychoterapeutic knowledge in a prescientific state or founded on an ethno- ontological discourse on human relationship? A reply to Kanfer, Fischer and Bickhard//Ibid.

327. Perrez M. Psychotherapeutic methods between scientific foundation and everyday knowledge// New ideas in psychology. Elmsford (N.Y.), 1989.- Vol.7, N2.

328. Phenomenology and educational discourse/ed. by Vandenberg D. -Johannesburg: Heinemann: Distributed by. Thorold's Africana Books,

329. Popper K. Conjectures and refutations: the growth of scientific knowledge. L.- 1972.

330. Reboul O. La philosophic de l'education. P.: PUF, 1989.

331. Redlich J. The common law and the case method in American university law school. N.Y., 1914;

332. Salazar Ph.-J. Ut rhetorica sociologia: Essai sur la memoire des sciences sociales//Cahiers de Limaginaire (Toulouse). 1989. N 4.

333. Schulteg R. Burning the library of Amasonia// The sciences/ N.Y., 1994.-Vol.34, N2.

334. Dr. Singh B.R. Human Rights, Cultural Pluralism and Education.-// Education Today. Vol. 44, N.l, March 1994,

335. Solomon M. The pragmatic turn naturalistic philosophy of science//Perspective on science. Chicago, 1995. - Vol.3, N 2.

336. Stevens R. Law school: Legal education in America from the 1850s to the 1980s.-Chapel Hill, 1983.

337. Trotta W. Why psychotherapy must be, and cannot be, a science//Humanist. Amherst, 1989. - Vol.49, N 5.

338. Weber M. Economy and society: The economy and the arena ofnormative and de facto powers. Economy and law (The sociology of law). Vol. I I/Ed. by Roth G., Wittich C. Berkeley, 1978.1997.