автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Образы русских писателей первой половины XIX века в азербайджанской художественной литературе 1930-1990-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образы русских писателей первой половины XIX века в азербайджанской художественной литературе 1930-1990-х годов"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ 1ТЕДА1 ОГИЧЕС КИЙ ИНСТИТУТ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ _им. М. Ф. АХУНДОВА_
'"Г Б 0/1
2 2 ¡ЦП!} На правах рукописи
МУТАЛЛИМОВА НАРМИНА МУРСАЛ гьвы
ОБРАЗЫ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1930-1990-х ГОДОВ
10.01.01 - Русская литература 10.01.03 - Азербайджанская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
БАКУ -1998
Диссертация выполнена на кафедре истории русской классической литературы Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф.Ахундова
Научный руководитель:
-заслуженный деятель науки Азербайджанской
Республики, доктор филологических наук, профессор М. 3. С АДЫХОВ.
-доктор филологических наук, профессор Т.А.ХАЛИЛОВА.
Официальные оппоненты:
- доктор филологических наук Г.Дж. СУЛТАНОВА.
- доктор филологических наук, профессор
Б. С .МУС АЕВА.
Ведущая организация - Институт литературы
им. Низами Академии наук.
Защита диссератации состоится " ^ »¿¿/-СК&^щ ГОда в " 'У/ " часов на заседании специализированного совета К 054.07.01 по защите кандидатских диссертаций при АПИРЯЛ им. М.Ф.Ахундова.
Отзывы об автореферате просим присылать в двух экземплярах по адресу: 370601, Баку, ул. М.Б.Касумова, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф.Ахундова.
Автореферат разослан ..¿г.. игОсО^ 1998 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
кандидат педагогических наук, доцент«уЧ/^ Э.А.Кулнева.
ОЫДЛЯ \Л1'ЛК П-1'ИС ГИКА i'AÜOTW
Взаимодействие и взаимообокзшетю литератур - одш из важных исторнко-теоретических проблем современной науки. истории национальных литератур. Она, эта проблема, как к судьбы народов, создшмк свои самобыпыс лшерапры, носит весьма разнообразшлй, оригинальный характер Вот почему вполне закономерен интерес ученых мира к ней.
Многоплановыми и сложными был) взаимные литературные контакты между Азербайджаном и Россией на протяжении лос ле.хлих двух a слеши, часть которых составляет основу данной диссертационной работы.
Разработанность проблемы. В азербайджанском литературе ведении предметом специального изучения были как различные аспекты творчества классиков русской литературы, так и их личные, творческие контакты с деятелями литературы и культуры Азербайджана. В работах М.Рафшш, МЛрифа, Щ.К.Курбанова, М.З.Садыхова, Л.А.Гаджиева, Ш.Д.Курбановз, С.Ф.Турабова и других исследователей, занимающихся проблемами литературных связей, имеются на этот счет обширный фактический материал, ценные научные суждения. Однако некоторые аспекты проблемы, ряд азербайджанских писателей и поэтов остались вне поля зрашя исследователей. В некоторых работах просто не ставилась задача целостного рассмотрения проблемы, в центре внимания были отдельные ее аспекты. Этим н продиктована необходимость ее монографического исследования.
Актуальность темы обусловлена всем ходом развития национальных :игтератур в целом и литературных взаимосвязей в частности. В комплексном литературоведческом анагагзе нуждается более чем пятидесятилетний опыт современной азербайджанской литературы в этой направлении. В связи с этим в реферируемой paoole рассматриваются, во-первых, существующие научно-крипмескне труды ученых об А.А.Бестужеве-Марлннском, А.С.Грнбоедове, А.С.Пушкине. М.Ю.Лермонтове, коротко обобщается творческий опыт этих классиков и, во-вторых, отражение в азербайджанской художественной литературе их исторической роли, процесс обогащения ее новыми образами, темами, сюжетами.
Актуальность теми обусловлена и необходимостью системно-научного рассмотрения художественных произведений азербайджанской литературы, создававшихся за последние десяталетня.
Объектом исследования являются литературные произведет«! различных жанров. В поле анализа находятся произведения С.Вургуна, С.Рустама, Р.Рзы, МДильбазн,
О.Сарывелли, Ш'зфноейлн. МЛ'агпма, Н.Хазри, Б.Пагабзаде. Габиля. А.Керима. А.Кюрчайды, Ч.Гусейнова, Н I асанзаде, Дж.Новруза, М.Исмаила и других.
Предмет исследования - идешю-художествеиные особенно«!! произведений, литературоведческие труды по проблемам межнациональных связен, по литературным контактам .Азербайджана и России.
Цель настоящей работы - классифицировать и проанализировать художественные произведения, обобщить литературоведческий материал по теме восприятия и популяризации творчества русских писателей первой половины XIX века в Азербайджане.
Указанная цель определяет основные задачи, заключающиеся в следующем.
- подчеркнуть значение литературных взаимосвязей и взаимоотношений в развитии современной азербайджанской литературы;
- определить место творчества русских писателей и художественных произведений азербайджанских авторов, посвященных исследуемой теме, в истории русско-азербайджанских литературных связей в период с 1930 по 1990 годы;
- рассмотреть особенности, приемы и прннцнпы создания художественного образа, хронологические вехи процесса восприятия творчества и биографий русских классиков первой половины XIX века азерба^щжанскими писателями.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые и в полной мере систематизируются и анализируются художественные произведения по дат юн теме. Художественное воплощение образов русских писателей осмысливается как форма освоения инонациональной литературы, как исторический факт расширения горизонтов азербайджанской литературы.
Для создания целостного и комплексного представления об общих закономерностях этого процесса необходимо было системное изучение определенного этапа современной азербайджанской литерагуры.
В диссертации в научный оборот вводится ряд ранее неизвестных широкой аудитории художественных произведений, которые изучаются и анализируются впервые.
Методология исследования. Проблемно-хронологический и историко-литературный анализ являются основополагающими принципами данного исследования. Основным критерием художествешгой значимости произведений служит концепция исторической достоверности поэтической интерпретации образа, его духовного мира, действий, поступков и т.д.
Методикой анализа художес!венных 1екстов являлся сравшпельпо-сопосгавптелыюе изучение, проводимое на идейно-смысловом и изобразительно-выразительном уровнях.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том. что ее обобщения, выводы н фактический материал могут быть использованы на вузовских занятиях по истории русском литературы XIX века и азербайджанском литературы современного периода, на спецкурсах н епецсешшарах; художественный материал, систематизированный и прокомментированный - при составлении учебных пособий и учебников по истории культурных и литературных взаимосвязей Азербайджана с Россией.
Атгробацт работы. Диссертация выполнена на ка<|>едрах русского языка АМУ им. Н.Нарнманова и истории русской классической литературы АГШРЯЛ им. М.Ф.Ахундова, где она была обсуждена и рекомендована к защите. Основные положения и результаты исследования были апробированы в научных статьях, вошедших в сборники "Русский язык. Проблемы теории и истории литературы" (Баку, 1993, вып. V, VI). "Вопросы теории и истории литературы" (Баку, 1994), а также в виде докладов на республиканской конференции молодых литературоведов (1994), на межвузовской научио-методической конференции, "Вопросы изучения и преподавания русского языка и литературы' (1994), на межвузовской научной конференции, посвященной 500-летию Физулн (1994).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и бцблцофафиц.
Объем работы 118 страниц машинописного текста. Библиография включает в себя 332 наименования.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введемти обосновывается актуальность темы, говорится об основной цели н задачах исследований, раскрывается научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, описываются методы, применяемые в исследовании, даются краткие сведения о структуре и содержании отдельных глав.
В первой главе - "Писзтели-декабристы в современной азербайджанской лтгтерап'ре" -отмечается, что костяк декабристского движения составили поэты и писатели, которые оказали значительное влияние ш развитое русской литературы 20-30 годов, в частности на разработку н утверждение в ней кавказской темаптки. Они обогатили родную литературу.
иведя в со 11дейно-о6разиун> сиеш.ну сюжеты из кавказкой действительности. фольклорные мотивы и персонажи.
'+ГОТ период в русской истории и культуре был связан с Кавказом. Почти все периодические издания того времени публиковали статьи, очерки, зарисовки и другие этнографически, краеведческие и статистические материалы, связанные с исследованием того края. Азербайджанская действительность занимала значительное, нередко доминирующее , место в этих научных трудах и художественных произведениях' . С них ставились злободневные вопросы современности. ' Создашгые
писателями-декабристами произведения на кавказские темы являются важной составной частью русского общелитературного процесса. Ибо "не только русская, но и местная кавказская среда формировала единый литературный процесс того времени, поставляла сюжеты, была фактором идейно-политасческой борьбы в самой литературе и вокруг нее"'. В работе эти произведения рассматриваются в общем контексте творчества их авторов и всей декабристской литературы в целом.
В ходе исследования подтверждается следующий основополагающий вывод: интерес, проявленный к различным сторонам духовной и материальной культуры кавказских народов, был важным звеном в борьбе за утверждение писателями-декабристами принципов народности в литературе.
В русской литературе складывалась тенденция воспринимать Кавказ как край свободы и творческого вдохновения. Помимо этого определенные слои русского общества связывали с ним решение некоторых политических задач. В научной литературе объяснеште этого положения обычно связывается с тем, что после восстания декабристов в России наступила эпоха особого деспотизма. В то же время на Кавказе относительно слабым был "полггический надзор, а большое скопление неблагонадежных элементов питало разнообразные настроения"3 . В этих условиях для значительной части русского общества Кавказ символизировал надежд}' на будущее.
Кавказ с его укладом жизни, традициями и нравами его народов отвечал эстетическим и художественным замыслам русских писателей.
1 Баширова С.Г.' Азербайджанская тематика на страницах русской периодической печати 3050-х годов - Авт.дисс.клнд. филолог, наук - Тб., 1981 г.
- Эйдельман Н.Я. "Быть может за хребтом Кавказа..." (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX века. Кавказский котекст). - М.: Наука, 1990. - 0.10 ' Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. - М.; ГИХЛ, 1977. - С.222-
Особое моею в ной Koiopie писателей занимает А.А.Беспжев-.МлрлшкКнй. Значима ею роль в формировании в русской нперллре н общесше нового взгляда на кавказца Н ею произведениях по смелые, честные н трудолюбивые люди. Знание Беспжевим-Марлнлскнм азербайджанского языка содействовало его этнографическим и лингвистическим научным изысканиям, отражению в его литературной деятельности лучиак черг азербайджанской дейсш стельности. D днесертащш подчеркивается роль Кавказа также в личной судьбе А.А.Марлинского.
Обращаясь к историческому прошлому, азербайджанские поэты и гшеатеяи сталкиваются в произведениях Мзрлннского с образами народных заступников и национальных героев. Нередко персонажей кавказских повестей и рассказов писателя-декабриста они вводят в образную систему своих произведений. Реальные, исторические о которых повествовал Бестужев-Марлинскии, вновь оживают на страницах произведений, приобретая новое дыхание, новый ракурс.
Анализируемые в диссертации произведения созданы в различных жанрах. Это лнро-эшмесше поэмы, стихотворения, очерки. В основу главы положен тематический принцип.
Большинство азербайджанских поэтов, стремясь достоверно передать дух и колорит эпохи, пользуются историческими документами. Па основе дневниковых записей и писем декабристов, воспоминаний их современников они умело воспроизводят атмосферу того времени, создают различные варианты поведения и характера своего персонажа. Этот принцип избрали, к примеру, поэты Г.Арнф и Т.Байрам, которые обратились к дербентскому периоду жизни Мзрлннского. Герой поэм Т.Байраиа ("Раненая песня") и Г.Лркфа ("Когда соединяются сердца") хранит в душе теплые воспомшшпм: "Поверь, куда бы ни направлялся я, не забывал своих друзей из Дербента" (Г.Арнф)1 . В этих произведениях он предстает перед нами вдумчивым и умным собеседником. .Авторы присматриваются к его взаимоотношениям с азербайджанцами, которые .побили его и называли Искендербеком. С ним они советовались, делились своими заботами. "С хорошим человеком считался аксакал", - пишет. поэт Вл.Кафаров.
Авторов привлекают внутренний мир Марлинскою, его надежды и мечты, творческие замыслы. По их мнению, сюжеты и образы произведений устного народного творчества и письменной литературы стали неотъемлемой чаегью художественного сознания и
Подстрочный перевод диссертантки
оритналыюго творчества тшсателя. Пересыпаны пословицами и поговорками кавказские npoi 13веления Марлинското, который любую из ни\ считал "живой школой искусства" (Г.Ариф). Тексты многих песен введены им в структуру художественных произведений. Героиня повести "Мулла Нур" поет народную песню "Пенджарая пон тюнтгы", а строчки necioi "Атма даш" приведены писателем в очерке "Военный аишквлрии".
Знакомство Марлинското с азербайджанской народной музыкой произвело иа него большое впечатление. Выступавшие в Тифлисе, административном и культурном центре Кавказа, представители азербайджанской интеллигенции - ашуги и ханенде были лучшими мастерами национальной школы музыкального исполнительства. Среди так как литературный персонаж особое место занимает прославленный ашуг Саттар' (Г.Ариф "Когда соединяются сердца" к М.Рафили сцеткрнй "Сабухн").
В азербайджанской поэзии сложился несколько вдеализированный, роматгтически-возвышешшй образ писателя-декабриста. Общим недостатком произведений, посвящешгых Бестужеву-Марлинскому, можно считать некую упрощенность трактовктт образа писателя-декабриста. Она проистекает в большинстве случаев из того доминирующего значения, какое придается современными авторами его политической деятельности. Единот все анализируемые произведения позиция авторов, которые солидарны с Маршшским и его друзьями-единомышленниками, поднявшимися на борьбу с тиранией. Ее вольный дух, соттают азербайджанские поэты, имел важное значение не только для России.
Писатели-декабристы сыграли большую роль в раз г.: m Si общсствешто-культурной жизни всего кавказского региона, считают исследователи.3 Являясь проводникам! вольнодумства, они способствовали утверждению здесь прогрессивных идей и утверждению демократических тенденции. Создавая вокруг себя поле эмоционально-интеллектуального напряжения, как считает литературовед МРафили,3 они вовлекали в свою орбиту отдельных представителей национальных культур. Важную и неотъемлемую часть литературно-культурной среды составляла азербайджанская интеллигенция. Видных ее представителей -А.К.Бакиханова и М.Ф.Ахувдова - с Марлинским связывали узы дружбы.
1 Шушинский Ф.М. Народные певцы и музыканты Азербайджана. - М.: Сов. композитор, 1979. - С.29-40.
' Гусейнов Г. Из истории общественной н философской мысли в Азербайджане XIX века. -Баку.: Азтосиздат, 1958. - С.405. Ватейшвили Дж.Л. Русская общественная мысль и печать на Кавказе в первой трети XIX века. - М: Наука, 1973. - С.28.
Рафили М. Первый азербайджанский просветитель Баиссаиов //Лот, Азербайджан 1941. -N3. - С.54
Основным в интерпретации современных авторов проблемы взаимоотношений Марлннского с А.К.Пакихановым и М.Ф. Ахундовым было стремление покатать благотворность влияния друг на друга. Свое широкое развитие эта тема находит в прозе, в частности в романе Ч. Гусейнова "Фатальный Фатали". В егожешую канву автором введена по круптщам собранная информация о русском писателе, обо всей том. что связывало его с Кавказом, с его жизнью здесь.
Ч.Гусейнов умело комбинирует различные драматические приемы, использует исторические документы и предания, вводит в произведение оригинальный способ передачи слов самого Марлинского н создает портрет писателя-декабриста. Несмотря на эпизодичность аналзгзируемого фрагмента, перед нами предстает действенный образ Бестужева-Марлннского в конгекие азербайджанской действительности.
Маршрут путешествия Марлинского по Азербайджану находит отражение в очерках Ф.Закнева. "Из одиссей Искендербека" и "Путешествие Искендербека". Основой двух его произведений послужила сюжеттия канва бестужевских очерков. Ф.Злкиев как бы продолжает традиции Марлинского - автора "Кавказских очерков". В центре вшгмания автора в очерке "Из одиссей Искедербека" - Марлинский, его встреча с легендарным Мулла Нуром, замыслы и впечатления русского писателя. Ф. Закиев художественно комментирует происходящие события, тшгроко цитирует бестужевские тексты.
Иначе построен очерк "Путешествие Искендербека", в котором присутствие автора сведено к минимуму. Большое внимание уделено пейзажу, который способствует раскрытию внутреннего мира героя. Особо подчеркивается Ф.Закиевым интерес, который проявлял Марлинскт к обычаям в культуре азербайджанского народа. Его персонаж присматривается к предметам быта и одежды, различает особенности музыкальных инструментов и т.д.
Проведенный анализ выявил, что в азербайджанской поэзии сложился почти завершенный образ Бестужева-Марлннского. Для авторов важны его образ мышления, суждения о справедливости и свободе, верность идеям декабризма. Поэтому образ писателя несколько идеологизирован и идеализирован. Порой наши современники наделяют этот художественный персонаж своими представлениями о событиях, о действующих в произведениях людях. Несмотря на все перипетии судьбы, Марлинский в их произведениях сохранился отзывчивым и благородным человеком, сберег цельность души и любовь к жизни.
Это и обусловило, что творческое наследие Бестужева-Марлннского, его образ вошли в духовный мир современного читателя.
Другим представителем декабристской лшерагуры был Л.(.'-Грибоедов - автор широко известной комедии "Горе 01 ума", чья общественно-дипломатическая деятельность оставила особый след в истории Азербайджана, привлекал вкпмашю наших поэтов и писателен. Ими созданы произведения в прозе к стихах, которые раскрывают различные стороны его деятельности.
А.С.Грибоедов имел многосторонние связи с Азербайджаном. По служебным делам он неоднократно бивал здесь, о чем свидетельствуют дневниковые записи, письма, путевые заметки с информацией об истории, культуре азербайджанского народа. В тесном сотрудшгчестве он был с представителями национальной литературы и культуры М.Дж.Топчибашевьш, А.К.Бакнхановым, поэтом Фазнль .ханом Шейда и др.
Углубленное изучение исторшг и современной жизни репюна подтолкнуло Грибоедова к разработке вопросов социально-экономического изменения кавказского края. Об этом свидетельствует "Проект учреждения Российской Закавказской компании" (1828) и "Положение об управлении Азербайджаном во время персидской войны 1827-1828 годов".
Судьба Грибоедова после декабря 1825 года была тесно связана с Кавказом. Этому периода его жизни и творчества посвящена одна из сюжетных линий поэмы Н.Гасанзаде "Пушкин на Кавказе".
В циггре внимания азербайджанского поэта личность, обремененная государственными думами и озабочегаая участью ссыльных друзей. Н.Гасанзаде испытывает сострадание к человеку, "любившего и жизнь и человека". Предназначение Грибоедова, считает он, было творить и созидать. История круто изменила жизнь русской интеллигенции: часть ее гибла в рудниках Сибири, другая была разбросана по всему свету. По-своему отразилась она на судьбе Грибоедова. "Отчизны сын, был пасынком, он века: ни ласки, ни тепла". Его талант и ум вызывали резкое неприятие поэта официальными кругам!. Занятая ими позиция, как бы предопределяя неизбежность, сыграла не последнюю роль в трагической его гибели.
Известие о смерти Грибоедова Н.Гасанзаде передает через восприятие окружающих писателя людей - страдания и переживания матери, жены Пушкина, Бакиханова, реакцию представ1ттелей официальных кругов. К примеру, спокойно восприняли гибель дипломата власти: "Российский трон украсит Царь-алмаз, а больше ничего царю не надо. Никак не могут поверить в случившееся близкие и друзья поэта - "оделись в траур - трауру не веря."
Безутешен Аббас Кули Бакиханов. -Многое их связывало: совместная работа, общность взглядов и интересов. Он был не только другом, но и верным помощником Грибоедова в его
дшыомаипескчш деятельности. Ьакихашш выполнял, как переводчик, большую и значимую рабоп по подготовке заключения договора с Перепей. Он вместе с Грибоедовым принимал участие во всех переговорах.1 Столь активное участие Баюгханова в переговорном процессе продиктовано было, на наш взгляд его стремлением хоть как-то облегши, нелегкую долю азсрбаГщжанского народа, страдавшего под властью монархической Персии. Он впоследствие глубоко переживал крах неоправдавшихся своих надежд. Жизнь подтвердила истину, царская тирания ничем не отличалась от шахской деспотии.
Автор избегает прямолинейною ответа персофицироваиной вины в разделе некогда единого азербайджанского народа. Но он обращает гшпматю ил то, как грашчески оборвалась жизнь Грибоедова, т дальнейшую судьбу Бакиханова, который умер во время паломничества к мусульманским святыням.
Образ Грибоедова в поэме Н.Гасаизаде дается в широком контексте взаимоотношений русского драматурга с Азербайджаном. Посещение Грибоедовым мопглы великого Низами свидетельствует, по мнению автора, об уважении его к культуре азербайджанского народа. Геи больше недоумений у наших современников вызывает участие Грибоедова в заключении договора, имевшего роковые последствия для судьбы всего народа.
Анализ художественных произведений выявил неоднозначность авторского плана и оценки этого события современниками. Диссертантка считает, что наше общество не определилось до конца в своем отношении к этому факту истории н его участникам -А.С.Гриооедову и Л.К.Бакихаиову. К примеру, КГасанзаде, размышляя о последствиях этой трагической коллизии в судьбе народа, выходит на разлтгчные уровни ее нравсгвеино-философского осмысления. Азербайджанский поэт пытается выявить роль личности в истории и степень ее влияния на ход событий. Поэт не ставит точку над "Г. но в его позиции замеша 1енденцня реабилитировать Грибоедова и Бакиханова в глазах потомков.
Философскими размышлениями пронизано стихотворение М.Исмаила "Один надвое делится". Автор - в поисках ответа на вопрос, как мог поэт принять участие в этом сговоре. М.Исмаил стремится понять причины, мотивы, которые двигали Грибоедовым. Во имя чего он обрек на несчастья целый народ! Ведь Грибоедов, считает М.Исмаил. как никто другой знал, что в действительности означал этот договор. Ведь он знал, что очень и очень трудно будет народу воссоединиться вновь.
' Алескеров М. Международная противоправность Гюлистанского и Туркменчайското договоров /Хазар, 1990. - N1. - С. 133-135 .
В работе ана.шзирукися художсствеппо-но л нческне особенности стихотворения М.Исманла, которому удалось созда!ь яркое и впечатляющее произведение. В нем отражены душевная боль и страдания нашего современника, осознающего свое бессилие по поводу того, что он не может исправить положение, восстановить попранную справедливость.
Нз наш взгляд, говоря о позиции Грибоедова, следует учесть, во-первых, что он был государственным чиновником и на деле осуществлял колониальную политику России. Упрощением было бы, конечно, считать его простым исполнителем царской воли. Ведь именно он, как никто другой, был осведомлен обо всех хитросплетениях этого вопроса, т.к. г отовил проект договора и был его идейным вдохновителем.
Эти рассуждения развиваются Ч.Гусейновым в романе "Фатальный Фаталн", немало страниц которого посвящены Грибоедову.
Строг и неподкупен царский посланник. Он ведет переговоры с принцем Аббасом Мирзой и непоколебимо настаивает на условиях перемирия, выгодных России, которая укрепляет свое стратегическое и геополитическое присутствие в кавказском решоне.
Ч.Гусейнов, отдавая должное патриотизму Грибоедова, не остерегался показать и неприглядную сторону личности, которая не украшала его как прогрессивного человека. Речь идет об организованном им вывозе в Россию редких Ардебильской библиотеки после воешшх действий 1827-1829 годов.
Несмотря на краткость фрагмента. Ч.Гусештов создает у чгггателя яркое представление о Грибоедове. Писатель показал его искусность дипломата и умелого полигика, четко обозшчил гражданскую позицию патриота, который печется об укреплении своей Отчизны. О его писательском таланте повествует, прибегая к описанию впечатления, которое прошвела на М.Ф. Ахундова постановка в Тифлисе пьесы "Горе от ума".
Таким образом, неоднозначно восприятие личности Грибоедова современными писателями. Здесь и преклонение перед силой его таланта поэта, драматурга, и недоумение по поводу активного участия в разделе Азербайджана. Поэтому столь сильно стремление наших современников проникнуто в глубине его души, вникнуть в логику его поведения, чтобы найти объяснение происшедшему. Ведь они помнят о том, что он находился в конфликте с обществом и царем.
По нашему глубокому убеждению, политическая деятельность Грибоедова-дипломата не должна затмевать образа Грибоедова драматурга. Об эстетической ценности этой личности в азербайджанской литературе свидетельствует обращение современных авторов к
орокач иобраш! пьесы Торс (Н ума" (\.прн "Вспоминая Ьаку", 14' за "Искандер. Чайльд-Гзрольд н Чацкий"), создание сю художественною образа как человека с фзтчеекой судьбой.
В ходе нсследоваши мы приходим к выводу, что современные авторы стремятся сквозь наслоения времени и идеологией вьтядетьса в историю своею народа п попытаться правильно оценить ироис1иеД1Ш1е события, среди которых немало еще недостаточно осмысленных и оцененных моментов.
Во второй главе - "Образ Пушкина н щцерпретацня его творчества в современной азербайджанской литературе" - рассматривается своеобразие азербайджанской пушктшаны, анализируются ее тематика н тенденции. дается ее развернутый научный обзор за последите полвека.
В азербайджанской поэзии особенности художественного воспризведения Литературного образа Пушкина восходят к традиции, которую еще в XIX веке заложили М.Ф.Лхуидов и С.А.Ширвани. Она была развита и продолжена современными поэтами и писателями. Теме "Пушкин и Азербайджан" посвящены десяти! стихотворении, поэмы, прозаические произведения. В реферируемой диссертации обосновывается необходимость глубокой оценки роли этих произведений в истории литературных связей.
Основой для создания художественного образа Пушкина азербайджанским поэтам послужили труды и исследования ученых, разработанная ими научная концепция творчества русского поэта. Созданный в произведениях 30-10-х годов образ Пушкина, за редкий исключением, стереотипен. В них поэт присутствует как глашатай декабристов, защитник порабощенш.гх и угнетенных, символ, благословляющий граждан страны на ратный подвиг. Следствием чего и стала некоторая выходощенность и упрощенность трактовки образа Пушкина. Кроме того, не учитывался, а иной раз сознательно замалчивался весь аспект сложных взаимоотношении его с современниками, самодержцем. Литература сводилась к политике, а Пушкин в существующем государстве олицетворял более идеологию, нежели поэзию. Так на первый план в ущерб Пушкину-художшжу, Пушкину поэту выступают гипертрофированные представления о его политической деятельности.
В последующие годы намечается переход от восторженно-умиледаого восприятия русского классика к размышлениям о его жизненном пути, поэтическом н гражданском подвиге. Современные авторы заняты поисками на вопрос о судьбе общественной миссии пророка-поэта в стране. В этих целях они обращаются к опыту национальной литературы и соизмеряют масштабы поэтических личностей Пушкина и Низами. Положительным можно
сппать такую форму художественной tipaifiiikii и потолке осмыслить (lo'jihko-mcieiii'icckoc явление русской культуры. Помы 50-<i0 годов, как и литература этого периода, осмысливают пушкинское наследие, выявляют роль русских классжов в развитии литературы, общественном мысли.
В 70-80 годы у современных азербайджанских авторов возрос интерес к Пушкину как к человеку. В поэзии создаются "поэтические биографии" - своеобразная летопись жизни и творчества поэта, в которых особое место занимают размышления о таких понятиях, как Честь, Совесть, Счастье. Справедливость. В этом ракурсе и рассматривается ими тема гонешш и гибели поэта.
Произведения, посвященные гибели поэта, условно можно разделить га несколько трупп. Первую составляют те, в которых дуэльные события переданы сквозь призму эмоционально-психологических переживаний авторов.
Стихотворения, в которых наши современники в художественно-зримых образах восстанавливают ход событий, объединены во вторую группу. Авторы стремятся выявить истшшые причины расправы над поэтом, анализируют последовательность, неотвратимость фактов, приближающих гибель Пушкина. Мысли о судьбе поэта, о его творчестве сливаются с их философскими рассуждениями о смысле жизни, искусстве.
Третью группу составляют произведения, связанные с именем М.Ф.Ахундова, который "от имени Востока боль и гнев сложил в дасган". Современные авторы придают важное значение "Восточной поэме" М.Ф.А.гувдова, как в развитии литературы в целом, так и в духовном становлении самого автора. Она стала своеобразной точкой отсчета, "с которого и началось его, Фатали Ахундова, духовное противостояние зловещему механизму самодержавия"'.
В диссертации отмечается тематическое разнообразие посгяцмий и подчеркивается особый интерес, существующий к одной ю гем - азербайджанским современникам Пушкина. Привлекает внимание трактовка взаимоотношений Пушкина с АКБакихановым. Этому посвящена поэма Габиля "Друзья".
Свое представлетше об их дружеских связях воплощает в поэме "Пушкин на Кавказе" Н.Гасаизаде. Поэт предпринял попытку с большим количеством как реальных, так и вымышленных действующих лиц, на общественно-политическом фоне исторических событий первой половины XIX века рассмотреть взаимоотношения двух выдающихся личностей
1 Гордин Я. "Нескончаемый крюке иллюзии", или Тяжкая победа Фатали Ахундова /V Ч.Гусейнов. Фатальным Фагали. - М.: Книга, 1987. - С.8.
эпохи В сюжешой кошишш ею поэма соблюдае! последовательное!'ь собцтй. Iпложенных в "Путешествии в Арзрум".
Н.Гасанзаде представил живой и действенный образ русского поэта, дав свой персонаж во всеобъемлющей когггексге взаимоотношении со светом, царем, друзьями, простым людом. Автора отличают глубокш! интерес к поступкам поэта, что воплощается в сложном психологическом рисунке Г.му удалось, воссоздав образ не знающею страха мятежного и вольного духом поэта, показать различные стороны пушкинского характера.
В диссертации прослежена динамика развития характеров персонажей поэмы. Развернуто дана линия взаимоотношений Пушкина с Бакихановым. I[.Гасанзаде. не скрывая своих симпатий к этим персонажам, сопереживает, радуется и грустит вместе с ними Соответствешю меняется психологический и интонационный рисунок образа.
Обоснованно и художественно достоверно вводится поэтом азербайджанский материал, кавказская действительность. Ему удалось, прошпснувшись духом кавказских произведений русского классика, "вжиться" в пушкинский текст и, основываясь на этом, давать описание Кавказа. Н.Гасанзаде точен в использовании исторического материала и документов. Он вводит в текст своей поэмы народные нес ни, сказания.
Поэма отличается некоторыми композиционными особенностями. Ее своеобразие составляют лирические отступлею(я, выполняющие, как и эпиграфы, определенную идейно-смысловую функцию.
Поетюкенпе и поэтическое восприятие образа Пушкина в азерба!щжанскон литературе прошло определенные ступени развития. Об этом свидетельствуют эволюция его образа в творчестве С. Рустам а. доминантное звучание ггушкшгекой темы в творчестве С.Вургуна, А.Юорчайлы и других наших авторов.
Заключающее в себе несколько мотивов, значимых по своим художественный достоинствам, к примеру, стихотворение С.Вургуна "А.С.Пушкину" примечательно сразу несколькими литыми. Оно приоткрывает завесу над творческой лабораторией поэта, помогает ему осмыслить свое творчество, пересмотреть многие нравственные понятия.
Существенной для творчества А.Юорчайлы явилась тема Пушкина, художественное осмысление которой выходит на различные уровни обобщений.
Творческая сосредоточенность на образе Пушкина отличает посвящения С.Рустама. которые как бы аккумулировали все основные мотивы, темы азербайджанской пушкинианы.
В своих интерпретациях образа русского классика азербайджанские поэты прибегают к различным приемам, изобразительно-выразительным средствам. В этой системе важное
1 о
значение имею! такие помико-лексическпе средства, как эшпеты, меыфоры. сравнения и I и Они сдужзг для выражения необычайно ярких черт персонажа. Пушкин - "солнце" н "океан", "ураган" и "шепот бури" Он, как Вселенная, необъятен и загадочен. Его спш| "поег мятежный Терек". О101 "полны доброты", их строки "сверкают, словно молнии". Его I ворчество - "источник ключевой", очищающий души людей.
Не все напнеанное о Пушкине художественно-эстетически равноценно. Несомненно, талантлива ноэма Н-Гасанзаде "Пушкин на Кавказе", удачно воссоздающая образ поэта, приметы его времени, эмоциональный настрой самого автора. Совсем иное - заурядный стихотворный отклик на юбилей, 1тллюстратнвные стихи.
За последние года азербайджагюкая пушкиниана все смелее вы ходи I за рамки полип. Современная проза только на подступах к созданию обрзза гениального поэта. Она менее эмоциональна, отличается аналитическим изложением фактов, в ней четче вырисовывается образ Пушкина. Анализ фрагмента романа Ч.Гусейнова "Фатальный Фатали" служит тому подгвержде1шем.
Размышления наших современников о Пушкине, его жизни и поэтическом подвиге -это в то же время раздумья о дне сегодняшнем. Заново, по-своему открывая Пушкина, они постигают великий дух искусства, человека, художника. Познание Пушкина продолжается. Воистину к нему не зарастет народная тропа.
В третьей главе - "Образ Лермонтова и восприятие его творчества в современной азербайджанской литературе" - выделяются этапы эволюции образа поэта, делается попытка классифицировать литературный материал, рассматривается своеобразие художественных интерпретаций образа русского лирика и его творчества современными поэтами и писателями.
В азербайджанской лермонговиане основным мерилом лггтературной ценности произведений, наряду с критерием художественности, является историческая достоверность поэтической интерпретации образа Лермонтова. В диссертации подчеркивается основополагающее значение биографического фактора жизни Лермонтова в возникновении литературных посвящений ему. В них последовательно отражена судьба поэта и его творчество, в которой одной из основных сгановшся тема Кавказа. Тесное соприкосновение Лермонтова с жизнью и бытом кавказских народов, знакомство с их фольклором, литературой и культурой, знание азербайджанского языка сыграли определенную роль в его мироощущении и творчестве. Лермонтов на всем протяжении своего творчества обращался к теме Кавказа, к образам восточной культуры. Ош1 были завязаны в узел, в котором
переплел![с(. шюше стимулы - от обстоятельств личной биографии поэта п до места "восточного вопроса" н политической жизки России 1830-1840 гг."'
В диссертации говорится о роли Кавказа в судьбе и творчестве Лермонтова, обосновывается актуальность темы Кавказа в хсгони России первой половины XIX века.
Причину постоянного интереса Лермонтова к Кавказу исследователи увязывают с позицией поэта-романтика, который связывал начало будущего переустройства России с Кавказом. Пример освободительной борьбы сто народов вселял в поэта оптимизм. Энтм объясняется, что почти все вольнолюбивые мотивы его лирики связаны с кавказской тематикой. Потому Кавказ, отразившийся в русской литературе начала XIX века как "суммарный образ Востока", приобрел в ней "характер лозунга борьбы натяги против тирании". И своеобразной закономерностью русской литературы становится то, что вообше "восточный стиль" стал "стилем свободы в ней"г.
Этапным для Лермонтова стало время, проведенное на Кавказе. Кавказ - "тайник богатых откроветвог" - стал для него мощным творческим стимулом, способствовал моральному возрождению, знаменовал качественно новую веху его духовной биографии. Творческая щедрость этого периода у Лермонтова равноценна по своей значимости Боддинской осени Пушкина. Кавказ стал Лермонтову убежищем, где он скрывался от царского деспотизма и последним приютом поэта, местом его гибели.
Современные авторы активно разрабатывают тему связей поэта с Кавказом и создают оригинальные художественные, литературные версии этого периода. Произведения, созданные в связи с пребыванием Лермонтова, жизнью и гибелью на Кавказе, определены диссертанткой как "паломнические" и тематически классифицированы. Кроме того, в работе уточняются и дополняются списки произведений, входящих соответственно в каждую из групп. Это "кавказские", произведения "шемахтшекого" и "кубинского" циклов, стихотворения, написанные на смерть Лермонтова.
Так "шемахинскин" цикл в работе представлен анализом рассказа Ю.Ширвана "Поэт и ашуг", поэм С.Зардоблы "Воспоминание" и А.Керима "Третий всадник". Зримым становится в поэме А.Керима пребывание Лермонтова в Азербайджане. Опираясь на достоверные факты известные лермонтоведению, на скрупулезно собранную информацию относительно поездок Лермонтова по нашему краю, А.Керим моделирует различные жизненные ситуации. В них он
1 Лотман Ю.М. "Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова" //Лермонтовский сборник - Л.: Наука, Ленинград, отд-ние, 1985. - С.5
2 Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики - М.: Худож. лит., 1965. - С.255.
выстраивает поведение своею персонажа. В диссертации прослежена динамика развития характера центрального образа поэиы - Лермонтова, 8 духовном обновлении которого важную роль играет Кавказ. Автору удалось выявить разнообразные нюансы переживаний поэта. Явственна авторская симпатия к своему герою, умеющему шутить, высмеивать подленькое и мелочное. Перед читателем предстает образ Лермстпова - чуткого и доброго,
понимающею красоту, отличающегося угочненностыо чувств, благородного человека.
Лермонтов в трактовке А.Керима смелый человек, чье романтическое восприятие мира не может заглушить испытываемых км чувств одиночества и грусти. Автор, следуя логике развили художественного образа, психологически обосновывает обращение Лермонтова к азербайджанскому дастацу "Ашик Кериб". А.Керим ненавязчив, предлагая свою интерпретацию восприятии Лермонтовым Азербайджана. Достаточно убедительно представлены им доказательства того, как приобретенные знания, подспудно накопленные впечатления, продолжали так или иначе присутствовать в глубинах творческого мировосприятия Лермонтова.
Поэма отличается стройной образной системой и композиционными особенностями. Через все произведение проходят несколько сквозных образов. Они выполняют различные, в том числе к сюжегообразующне, функции. Включение образов природы в структуру поэмы усиливает эмоциональность ее воздействия.
Автору поэмы "Третий всадник" удалось создать запоминающийся, психологически вывере»шый, искренний образ поэта.
Другое произведение, посвященное пребыванию Лермонтова в Шемахе, - поэма "Воспоминание" С.Зардоблы. В ней повествуется о дружеских отношениях между Лермонтовым и ащутом Гумбатом. Память о пребывании поэта в Шемахе, по версии автора поэмы, хранит пещера в горах. Здесь любили уединяться два поэта и часами, не уставая, читали стихи.
К "щемахннскому" циклу примыкает рассказ Ю.Ширвана "Поэт и ашуг". Это художественная версия знакомства Лермонтова с легендой "Ашик Кериб". Рассказ лаконичен.
Одним из значимых произведений "кубинского" цикла является стихотворение Н.Гасанзаде "Домик в Кусарах". Автор, умело используя изобразительно-выразительные средства, придает поэтически обобщенному образу города Кубы реальные контуры. Он конкретизировал этот образ, увязав его с обликом дома, в котором, по предположению литературоведок, останавливался поэт.
Особенностью образа русского лирика является использование современными авторами лермонтовских символов-эмблем: паруса, звезд дубового листка и т.п.
Примечательным в этом плане является стихотворение М.Векилоаз "Лермонтов", основную идейио-эмоцнональную нагрузку в котором выполняет образ паруса. Это своего рода портрет - характеристика русского поэта. В то же время он содержит эстетическую декларацию автора. Согласно ей, поэт всегда в авангарде общества, он не должен быть безучастным к происходящему, идти на компромиссы с совестью. Идейно-смысловая и шггонацнонная перекличка с лермонтовским парусом просматривается в стихотворениях М.Гюльпои, Н.Хазри, И.Ахутщова, Т.Зохраба.
Друпш распространенным символом лермонтовской поэзии являются звезды, занимающие важное место в его концепции вселенской гармонии. Однако авторы посвящении, оставаясь во власти космических образов, создают облик реального, земного поэта.
Так Лермонтов приравнен к явлениям космического порядка и живет в искусстве по их законам. Потому сильно у современных поэтов чувство протеста против расправы над поэтом. Для них характерно активное вмешательство в ход описываемых событий. Они эмоционально сопереживают поэту, который так одинок в окружающем его мире. Азербайджанские поэты причисляют к вдохновителям дуэли Бенкендорфа и Николая I.
Литературная версия гибели поэта основана на двух художественных принципах. Это доподлинное восстановление хроники дуэльных событий и эмоциональная оценка авторов произведений. Единит стихотворения этих групп, роль отведенная образам природы. Они задействованы как участники происходящего и выполняют в структуре прошведения важную эмоционально-психологическую роль.
Яркой иллюстрацией первого пршпвша изображения дуэльных событий является вторая часть триптиха А.Кюрчайлы "В тот вечер роковой™, которая начинается с описания бала у князя Вермшша. Автор внимательно прослеживает динамику событий.
Другой никл представлен в днсссрташш анализом стихотворения Н.Хазри "Дождь идет". Это развернутое поэтическое повествование о происшедшей трагедии. Оно сопряжено размышлениями автора о судьбе и назначении поэта, о неизбежном торжестве истины и справедливости. В композиции стихотворения камертоном, определяющим его настрой, является дейт моги в дождя. Он выполняет и сюжетообразуюгцую функцию. Мотив протеста против расправы над поэтом, лежащий в основе сюжета, осложнен рядом повествователыиых
ниподов из биографии Лермонтова. 13 ткань произведения введены образы людей, которые стирали особую роль в его судьбе. ')ю бабушка Лермонтова, духовный наставник молодежи - В.Г.Ьелшскмй и царь Николай I.
Для полноты картины в диссертатш дается анализ фрагмента романа Ч.Гусейнова "Фатальный Фатади". Две главы романа посвящены жизни Лермонтова в Тифлисе. В диссертации обращается внимание на необычайность способа, к которому прибегнул Ч.Гусейнов для своего повесгвоваю« о Лермонтове. Автор расшифровал заметки, краткие дневниковые записи Лермонтова и умело использовал их вкупе с художественной канвой его кавказских произведений.
В ходе исследования выявлено, что в произведениях на первом плане вольнолюбивый характер творчества поэта, гуманистические идеи, проповедуемые им. Современные авторы повествуют о любан Лермонтова к жизни, человеку, о всемерной отзывчивости его (И людскую боль и горе, делятся мыслями о бессмертии его поэзии. В азербайджанской литературе создан собирательный образ - поргрет Лермонтова. Это мужественный и смелый человек, который полон решимости до конца бороться за торжество истины и справедливости. Он добр и чуток. Среди окружающих выделяется острым умом и дерзким характером. Это истинный поэт, достойный гражданин.
Несомненно, не все художественно равноценно в азербайджанской лермонтовиане. Сложились штампы, имеются повторы, перепевы одних и тех же тем, мотивов. Некоторые произведения страдают излишней патетикой. В них больше рторики, чем поэзии. Не лишена азербайджанская литература произведений полных примитивного схематизма, декларативного изложения событий. Порой они страдают отступлениями от исторической правды. Однако, к счастью, это не носит доминирующего характера.
В ходе проведенного анализа автор диссертации приходит к выводу, что лермонтовское творчество и биография актуалыгы для азербайджанских поэтов. Ошг, обращаясь к поэту, говорят о нем, как о своем современнике. Ведь Свобода, Честь, Истина, Справедливость, Гуманизм - все то, что проповедовал в своем творчестве Лермонтов -общечеловеческие ценности. Они значимы во все времена.
В заключении диссертации подводятся итоги, делаются выводы и обобщения.
Основные положения диссертации отражены в следующих публшеациях автора: 1. А.А.Бестужев-Марлинский и азербайджанская литература'7Русский язык. Проблемы изучения и преподавания. ВыпЛ/. - Баку, 1993. - С. 118-123.
2. Творческим портрет Есенина в поэтических произведениям .язсрбаГижапскпх авторов ЛЧ'сскан яшк. Проблемы изучения и преподавания. Вин.VI. - 1>аку. 1993 - ('.(>(¡-71.
3. А.О.Пушкин п современная азербайджанская поэзия Вопросы теории и истории литературы. - Баку, 199-1. - 0.121-123.
4. Образ Есенина в современной азербайджанской лпгерапре' -Тезисы докладов Республиканской конферентш молодых литераторов. - Баку, 1994. - С.62-63 (на азерб. языке).
5. Восприятие биографии и творчества М.Ю.Лермонтова совремештыми азербайджанскими поэтами' Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. "Вопросы изучения и преподавания языка и литературы". - Баку, 1994. -С.10-12.
6. А.С.Грибоедов в современной азербайджанской поэзии'Тезисы докладов межвузовской научной К0нференции,П0свягце1Ш0й 500-летшо Физули. - Баку, 1994. -С.32.
Xyiacu
Н.М.МУТЭЛИМОВА
193(М9У0-чы нллэрде Азирба]чан бодни эдаб>щатында XIX эсрнн бпрпнчн ¡арысында рус ]азычыларынын суратларн
Эдоби адага формаларынын тазаЬур мухтелифшци адабнуатларын гарщьшыглы сурэтдо зонкннлэшмаси проблсмпнин актуал аспектлэриндэн биридир. Рус еяэб|щаты классикларпннн шохсп во ¡арадычылыт тэчрубэсинин муасир A3ap6aj4aH шаир вэ ¡азычылары гарофпндон бадни гаврымасы практикасы бунлардан бири cajbwa билар. "1930-1990-чы иллэрдэ Азэрб<учан бэдии адэбвдатында XIX эсрин биринчи japucbniaa рус ]азычыларынын суротлори" мивзусунда диссертас1уа ишн бу проблемин тэдгигатина hocp олунур.
Дпсссртастуа кириш. уч фэсил, нэтича во истифадэ олуимуш едабицатын сиЗаЬысьпшаи ибарэтдир.
Кнришдэ мовзу сечими, онун актуаллыгы асаслащырылыр, мэгсэд, вазифо ва арашдырма методикасы, елма ¡сшинк, нозеря вэ эмали ohOMifjjorn м yojj Э! пэшдирил ир.
"Муасир Лзорба]чан бэдии одэби^атында декабрист ja3bwwmp" адланан биринчи фэсшщо - А.А.Бестужев - Марлински вэ А.С.Грибо]едова hecp сшунмуш есэрлар аращдырылыр вэ бурада онларын бэдии ин'икасы во мэнимсэнилмэси мэрЬолэлэри арапщырылыр.
Икинчи фэсилдэ - "Пушкин образы вэ онун муасир A3ap6aj4aH эдвбидатында тосвири" - осорлэрин хусуси]этлори нэзэрдэн ьечирилир, оиларын озунэмэхсуслуту во инкишаф MejjLTapH арашдырылыр, сон ¡арым аср орзиндан ичмалы верилир. Конкрет бедии материал оеасында диссертант A»p6aj4an алобицатында Пушкин образынын ншсишафыны нзлэЗир.
Учунчу фасилда - "Муасир Азарба^чан бэдии адэбтщатында Лермонтов вэ онун ]арадычьшыгынын гавранылмасы" - бадии материалыкы диссертант тэЫшл етмэ]а чаЬд кестэрир. Муасир муэллифлэр тэрофиндэн Лермонтов образынын вэ онун ]арадычылытьшьш бэдии тасвиришш езунэмэхсуслу1у ачыгланыр.
Нэтичада гыса хуласо во умумилэшдирмалэр верилир, тэдгитата ¡екун вурулур.
I lie summary
\ \I.\H ! Al I 1\1( A Л
1930-1990 IN AZERBAIJAN FICTION ТШ CHARACTERS OF RUSSIAN WRITERS OF THE FIRST IIALF OF XIX CENTURY
The actual aspect of literature muru.il enrichment problems is the variety displays of literature relations forms. One of those one can consider the practice of the literature comprehension of perconality and the creative experience of the classics of Russian literature by the modem Azerbaijan poets and writers. This thesis is devoted to a study of the given problem - "Russian writers of the first half of XIX century in modern Azerbaijan belles - lettres fiction".
This reviewed thesis consists of the preface three chapters, the conclusion, and the bibliography.
The preface motivates the chice of the theme substantiates its actialitv, the state of studied theme, the determines the aim, the problems and research methods, discovers scientific novelty and theoretical and practical importance of this thesis.
The first chapter - "Writers - Decembrists in modern Azerbaijan belles - lettres fiction" analyses the works devoted to A.A.Bestugev - Marlinsky and A.S.Griboyedov and their fiction and poetry peculiarities.
The second chapter - "Pushkin's image and interpretation of his creation in modern Azerbaijan belles - lettres fiction" - considers peculiarities of Azerbaijan Pushkin scholarship, analyses its originality and its tendencies of the development and is given the re\iew for the last half centuiy. The condidate retraces the evolution of poet's image perception by modern Azerbaijan authors upon the concrete artistic example.
The third chapter - "Lermontov"s perception and his creation in modem Azerbaijan belles -lettres fiction" - makes the attempt to classify the poetic material, considers the originality of the artistic interpretations Leimontov's image and his creation on modern Azerbaijan literature.
In conclusion the results of investigations are summed up and the basic conclusions are made.