автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Вопросы повествования в азербайджанской прозе второй половины XiX века

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мамедов, Ариф Амрах оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Вопросы повествования в азербайджанской прозе второй половины XiX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мамедов, Ариф Амрах оглы

стр.

ВВЕДЕНИЕ.3-11

Глава I

СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ.12-56

Глава П

ТОЧКА ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ.57-108

Глава Ш

ТИПЫ И ХАРАКТЕРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ.109-151

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Мамедов, Ариф Амрах оглы

Актуальность темы. Истинно художественное произведение - выражение гуманистических идей и идеалов, важных социально-философских, морально-этических проблем в рамках совершенной поэтической системы. Величие и оригинальность художника наиболее ясно проявляются в самобытности и оригинальности используемых им художественных принципов, средств описания и выражения, поэтической системы, служащей реализации его идейной концепции, иными словами, талант писателя проявляется не только в том, что он изображает,но и в том,как изображает.

Поэтому наряду с идейно-тематическими исследованиями художественных произведений важное научно-теоретическое и политико-идеологическое значение имеет исследование вопросов поэтики, способствующее полному и всестороннему восприятию и пониманию замысла автора, его мировоззрения, социально-политической платформы, по- зиции по отношению к историческому развитию, философско-этических принципов.

В этом смысле изучение закономерностей повествования как проблемы поэтики приобретает особую актуальность, ибо "законы изме*-нения структур литературно-художественных произведений и законы развития художественных стилей национальных литератур и мировой литературы в целом не могут быть объяснены и открыты без тщательного изучения историко-семантической трансформации "образа автора" в разных типах и системах словесного творчества".^ Поскольку образ автора" "объединяет целый ряд проблем изучения формы и со-о держания"*' и как одна из основных категорий поэтики выступает

1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971, с. 151.

2. Лихачев Д. Работа, которую необходимо продолжить. - Вопросы литературы, 1963, 1Б 9, с. 55. организующим центром повествования, он требует к себе более пристального внимания.

В азербайджанском литературоведении, в исследованиях по литературе XIX века, в большинстве случаев, даже при анализе произведений по видам и жанрам, всегда отдавалось предпочтение идейно-тематической, социальной проблеме.

И хотя в отдельных исследованиях проблемы поэтики и станор вились объектом анализа, в целом поэтика азербайджанской литературы, в том числе прозы второй половины XIX века, оставалась в стороне от специального системного научного исследования.

Вопросы повествования давно являются предметом специального исследоваяия зарубежных и русских советских литературоведов. Однако эта проблема не разработана специально в трудах азербайджанских филологов, хотя, исследование азербайджанской прозы вто

1. См.: Ахмедов Т. Драматургия Наримана Нариманова. - Баку: Элм, 1971 (на азерб. яз.), его же: Нариман Нариманов. - Баку: Язы-чы, 1982 (на азерб. яз.); Велиев М. Дж. Мамедкулизаде. - Баку: Азернешр, 1954 (на азерб. яз.); Велиханов Н. Развитие азербайджанской просветительской реалистической литературы (18901917 гг,.). - Баку: Элм, 1983 (на азерб. яз.); Гаджиев А. Романтизм!« реализм. - Баку: Азернешр, 1У72; Гусейнов С. Творческий путь С.А. Ширвани. - Баку: Элм, 1977 (на азерб. яз.); Исрафилов Г. "Мертвецы". - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1966 (на азерб. яз.); Касымзаде Ф. Бакиханов. - Баку: Азернешр,1948 (на азерб. яз.), его же: Жизнь и творчество М.Ф. Ахундова. -Баку: Азернешр, 1962 (на азерб. яз.); Мамедов Нехудожественное творчество М.Ф. Ахундова. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1962; Мамедов К. К. Закир. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1957 (на азерб. яз.), его же: Н. Везиров. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1963 (на азерб. яз.), его же: Сатира в поэзии Азербайджана XIX века. - Баку: Элм, 1975 (на азерб. яз.); Мир Ахмедов А. М.Ф. Ахундов. - Баку: Азернешр, 1953; Мамедов X. Азербайджанская просветительско-реалистическая литература в конце XIX -начале XX века. - Баку: изд-во АЛИ игл. В.И. Ленина, 1978 (на азерб. яз.); Рафили М. М.Ф. Ахундов. - Баку: Азернешр, 1957; Султанлы А. Из истории развития азербайджанской драматургии.

- Баку, Азернешр, 1964 (на азерб. яз.); Халилов Г. Из истории развития азербайджанского романа. - Баку: Элм, 1973 (на азерб. яз.); Яшар К. Трагедия и герой. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1975 (на азерб. яз.).

2. Алимирзоев X. Драматургия проблем и характеров. - Баку: Язычы, 1979 (на азерб. яз.), Гусейнов А. Жажда творения. - Баку: Язычы, 1979 (на азерб. яз.), Мустафаев М. Художественное мастерство Закира. - Баку: Язычы, 1983 (на азерб. яз.). рой половины XIX века в свете этих проблем имеет важное научно-теоретическое значение, поскольку становление, формирование и развитие национальной, реалистической прозы приходится именно на этот период. Следовательно, исследование эпических произведений данного периода в свете проблем поэтики актуально еще и потому, что одновременно это есть и изучение первых опытов эпических жанров, их традиций в контексте всей азербайджанской прозы.

Предмет, цель и задачи исследования. Предмет исследования -азербайджанская реалистическая проза второй половины XIX века: произведения таких мастеров слова, как М.Ф. Ахундов (1812-1878), Н. Нариманов (1870-1925), С.М. Ганизаде (1866-1942), М.А. Талыбов (1834-1911), 3. Марагаи (1837-1910) и Дж. Мамедкулизаде (1866 -1932)•

Основной целью диссертации является не анализ написанных в разное время отдельных произведений упомянутых писателей, а - исследование поэтических особенностей характерных типов повествования в художественной прозе рассматриваемого периода, изучение форм проявления повествования в исследуемых произведениях, а также общих художественно-эстетических закономерностей, характерных для эпохи в целом в свете требований современной теоретико-эстетической мысли.

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

- определение словесной организации и структуры повествования художественной прозы данной эпохи;

- анализ образа автора, различных типов рассказчиков, их роли и функций в организации повествования;

- анализ точки зрения в процессе повествования, ее влияния на тип и характер повествования;

- прослеживание форм проявления точки зрения (план оценки, план фразеологии, план пространственно-временной характеристики и план психологии) и разных планов точки зрения в связи со структурой повествования;

- определение характера и типов повествования (объективный, субъективный, нейтральный, смешанный и тип сказа) на основании исследования планов точки зрения, структуры повествования.

История исследования. В мировом, русском и советском литературоведении давно начато изучение нарратологии, в этой области созданы ценные и фундаментальные исследовательские работы.^ Несмотря на то, что в различных статьях и монографиях проблема повествования в той или иной мере затрагивается, в национальном литературоведении эти вопросы систематически еще не изучались, не были объектом специального исследования.

Впервые в азербайджанском литературоведении проблеме повествования посвятил специальную статью В. Османлы. В статье, названной "Повествование без описания-созерцания", коротко сказано об общих теоретико-эстетических принципах повествования; научные тезисы обоснованы анализом современной азербайджанской прозы.

Автор не ставил перед собой цель в одной статье осветить все типы повествования или затронуть другие проблемы, связанные с ними, он сосредоточил внимание на одном из способов повествования, о "повествовании автора, точнее, о рассказе происшествия непо

I. См.: Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971; Лихачев д.С. О теме данной книги. В кн.: Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971; Чудаков А.П. Ранние работы В.В. Виноградова о поэтике русской литературы. В кн.: Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976; его же: В.В.Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века. В кн.: Виноградов В.В. Избранные труды о языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980; Лотман Ю.М. Искусствознание и "точные методы" в современных зарубежных исследованиях (вступительная статья). В кн.: Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. средственно автором".* И само повествование автора определяется как единство "двух активных сторон" - "художественного объекта и о представителя этого объекта".

В статье заметна попытка отождествить автора как конкретную историческую личность и образы различных рассказчиков (выделение представителя объекта в авторском повествовании и в то же время заявление "повествователь, на самом деле, есть сама творческая личность"^), с чем нельзя полностью согласиться.

Организация повествования, определенность его типа и характера зависят от таланта и творческих способностей писателя. Активная жизненная и творческая позиция писателя не может быть одинаковой на начальном этапе творческого процесса - периоде поисков (этап идеала, созревающего в представлении, воображении), в процессе написания и в законченном художественном произведении (переход из идеального в материальное).

В азербайджанском литературоведении всегда уделялось особое внимание именно этой стороне проблемы. Отдельные исследователи,^ освещая аналогичную тему при анализе конкретных произведений, стремились освещать данную проблему и в философско-эстетическом плане. В статье под названием "Активная жизненная позиция и рефлекс художника" на первый план выдвинуты описание реальной действительности и отношение личности художника к ней.

1. Османлы В. Повествование без описания-созерцания. - Эдебият ве инджесенет, 1976, 31 июля (на азерб. яз.).

2. Там же.

3. Там же.

4. Талыбзаде К. Идея писателя и повествование. - Эдебият ве инджесенет, 1970, 4 апреля; Алиев X. Намерения автора и его воплощения. - Азербайджан гянджляри, 1974, 18 апреля: Караев Я. Поэзия и проза. - Баку: Язычы, 1979, с. 153-184: Гусейнов А. Проза и время. - Баку: Язычы, 1980, с. 103-153; Салманов Ш. С позиции современности. - Баку: Язычы, 1983, с. 160; ЮсисЬли В. Позиция мастера и литературный герой. - Азербайджан, 1981, Щ,

С. ЛЬи—1/1»

В статье освещены вопросы позиции художника по отношению к художественной и общественной жизни, причем дан акцент на социальную ее сторону. "Отношение художника к событиям - выражение его общественной позиции. Это выражение - динамическое единство нахождения таланта и мировоззрения писателя на определенной идеологической позиции".* Правда, в каждом художественном произведении все, от самого выдающегося события до простой детали, штриха, выражает идеал писателя: положительные образы подтверждают его идею, отрицательные - противоречат ей. Однако известно, что мировоззрение и жизненная позиция автора далеко не всегда находят адекватное отражение в художественном произведении. (Вспомним высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса о парадоксе Бальзака, высказывания о

В.И. Ленина о парадоксе Л.Н. Толстого). Объективное развитие истории, естественный и закономерный ход реальной жизни в большинстве случаев находят свое выражение независимо от воли, желания автора, от его позиции в общественной жизни. если образы в произведении выступают как участники описываемой жизни, художник обобщает их участие с точки зрения самых высоких современных идей. Таким образом, все образы и события, их взаимоотношения, процесс их подтверждения или отрицания друг друэ га берутся как объект позиции писателя". Односторонний подход к проблеме обусловлен тем, что исследователь на всех этапах творческого процесса отождествляет автора и образ автора, отодвинув художественно-эстетические принципы выражения позиции автора на задний план.

Большинство азербайджанских литературоведов используют выра

1. 1^сейнов III. Активная жизненная позиция и рефлекс мастера. -Азербайджан, 1980, № 9, с. 175 (на азерб. яз.).

2. См.: Вайман С. Бальзаковский парадокс. - М.: Советский писатель, 1981.

3. Гусейнов Ш. Указ. соч., с. 177-178. жения "автор", "образ автора", "повествование", "рассказчик", "объективность", "субъективность", "позиция" не как термины, а как понятия (например, Я. Насиров пишет: "Основной литературный прием в повести "Пропажа осла" - повествование".^ Таким образом, получается, что основной литературный прием повествования и есть именно повествование).

Вместе с тем есть немало статей, где рассматривается проблема рассказчика - образа автора в художественном произведении. Одна из таких статей посвящена эпосу "Деде Горгуд". Правда, здесь основное внимание уделено анализу образа автора на основе закономерностей эпического жанра. В статье определены типичные для художественной структуры дастана типы рассказчиков: озан "Деде Горгуд","упорядочивающий" озан, переписчик" и "все три творца условр но отождествлены под именем автора". В результате автор заменил о осознанное авторство" "неосознанным авторством". Но это различие не было принято во внимание и дастан проанализирован как оригинальное произведение исторической личности - художника по ¿имени Деде Коркут. С результатами такого исследования трудно согласиться, тем более, что проблема авторства в фольклоре, древней литература давно стала объектом серьезных научных исследований совет4 ских литературоведов.

Аналогичное положение можно увидеть и в работах фольклорис

1. Насиров Я. Цикл произведений Дж. Мамедкулизаде "События в селении Данабаш". - Автореф.: Дисс. .канд. филол. наук. - Баку: 1у69, с. 23.

2. Абдуллаев К. Специфическая особенность прозы "Деде Коокул". - Азербайджан, 1981, П 6, с. 151. ^

3. Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л.: Наука, 1976, с. 85.

4* Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука,

Ж?» ПР0ПП Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976; его же: Морфология сказки. - М.: Наука, 1969; Стеблин-Каменекий М.И. Мир саги. - Л.: Наука, 1971; его же: Историческая поэтика. - Л.: изд-во ЛГУ, 1978: Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: Наука, 1§78. ^ та М. Хакямова.^ Исследователь, принимающий основные тезисы К. Абдуллаева, наряду с эпосом "Деде Коркут" и к средневековым дас-танам подходит как к произведениям конкретных исторических личностей и анализирует их именно в таком аспекте.

В азербайджанском литературоведении начато исследование обр раза автора и в художественной публицистике. Однако в теоретическом анализе исследователи не придают большого значения специфике поэтики, а изучают лишь образ автора.

Теоретические и методологические основы диссертации составляют теоретико-эстетическая концепция классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, их труды о классическом наследии, о художественном изображении и образном отражении действительности, о вопросах художественного мастерства, а также достижения советской филологической науки в области теоретической и исторической поэтики.

Научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования. Диссертация является первой попыткой специального исследования поэтики азербайджанской прозы второй половины XIX века и проблемы нарратологии вообще, независимо от хронологических и жанрово-родовых показателей литературного явления. Особое внимание уделено проблемам автора как исторической личности, образа автора, типологии образов рассказчиков, их общим и отличительным чертам, их роли, месту в художественной системе произведения,функции в процессе изображения и повествования, их отношению к персонажам и художественному миру.

В диссертации впервые на основе определенности структуры по

1. Хкимов М. Азербайджанская ашугская литература (древние и средние века). - Баку: Язычы, 1981 (на азерб. яз.).

2. Мехти Фамил. Проблемы мастерства азербайджанской художественной публицистики. - Баку: изд-во АТУ, 1973 (на азерб. яз.). вествования, субъекта точки зрения исследуются типы и характеры повествования в азербайджанской прозе второй полоеины XIX века.

Впервые предметом специального анализа являются авторская ирония как способ выражения противоречия между точкой зрения народа и положительным идеалом ("Обманутые звезды" - М.Ф. Ахундов), выдвижение на передний план в образцах жанра "путешествия" социальной проблематики, просветительских идей ("Дневник путешествия Ибрагим бека" - 3. Марагаи, "Письма Шейда бека Ширвани" - С.М. Га-низаде), также впервые анализируется сказовый тип повествования, внутренний монолог ("События в селении Данабаш" - Дж. Мамедкулиза-де), несобственная прямая речь ("Бахадур и Сона" - Н. Нариманова) и т.п.

Данной диссертацией можно пользоваться при проведении исследовательских работ на аналогичную тему, а также на тему по истории литературы, в учебном процессе по изучению классической прозы в высших и средних специальных учебных заведениях.

Апробация исследования. Диссертация подготовлена в отделе азербайджанской литературы XIX века ордена Дружбы Народов института литературы имени Низами АН Азербайджанской ССР. Основные положения исследования нашли свое отражение в выступлениях на научных конференциях и сессиях, в статьях, опубликованных в Известиях АН Азербайджанской ССР, сборниках и в периодической печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из вступления, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Вопросы повествования в азербайджанской прозе второй половины XiX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Азербайджанская проза второй половины XIX века характерна началом развития эпической традиции. Прозаические произведения таких мастеров слова, как М.Ф. Ахундов, Дж. Мамедкулизаде, Н. Нариманов, С.М. Ганизаде, М.А. Талыбов, 3. Марагаи высоко оценены в масштабах мировой литературы, как с идейно-содержательной точки зрения, так и поэтико-мастерскими особенностями.

Исследования категорий повествования показывают, что главная черта прозы этого периода - акцент в организации повествования на общественно-социальную определенность рассказчика как связующего центра. Автор, как конкретная историческая личность, поручая рассказчику полное описание художественной жизни, начиная от обычных бытовых забот и кончая актуальными общественно-политическими и морально-этическими проблемами, еще более усиливает веру читателя в логику, своеобразные закономерности и многие другие факторы этой жизни. Различные типы рассказчиков в разных произведениях выявляются в первую очередь структурой повествования, затем, более конкретно, миром автора, образами автора, автора-рассказчика, неизвестного рассказчика, рассказчика-героя и взаимосвязью этих образов.

Независимо от того, что в некоторых образцах азербайджанской прозы второй половины XIX века авторы создают свой образ ("Обманутые звезды"), дают автобиографические сведения о себе ("Дневник путешествия Ибрагим бека"), выступают как издатели ("Письма Шейда бека Ширвани"), переводчики ("Осел с ношей книг"), возможности субъективного или объективного начала находятся не в ведении автора^ в ведении образа рассказчика (различных типов) и мира образов. Дистанция, обусловленная наличием образа рассказчика, между автором и художественной жизнью, создала разнообразные проявления

- 153 образа рассказчика, его сложные связи с событиями и персонажами« Это означает не пассивность автора, отход его позиции на задний план, а реализацию желаний автора в результате восприятия идейной концепции произведения в смысле объективной художественной истины.

Определение структуры повествования с позиций автора-рассказчика-персонажа, выявление характерных качеств образа рассказчика, как конкретного индивида и социальной личности, его места, роли и связи с персонажами в ходе событий, подтверждает важное значение и выражение, и в восприятии точки зрения как категории поэтики.

Несмотря на то, что в любом художественном произведении позиция автора всегда выступает в структуроопределяющем статусе (оппозиции "тот свет" - "этот свет", "рай - ад" и т.д. в "Дневнике путешествия Ибрагим бека"), оно носит адресный характер, точнее, требует субъекта. Передвижение на первый план оценочной точки зрения из известных четырех планов позиции(планы оценки, фразеологии, временно-пространственной характеристики и психологи^), а также исследование в этом аспекте других планов, исходило из поставленной цели.

Опора на позицию народа в оценочной точке зрения и внимание к интересам народа в той или иной степени характерно для большинства разбираемых произведений. Если в "События* в селении Данабаш" это обусловлено тем, что повествование ведется в типе сказа, то в других произведениях, написанных с чисто просветительских позиций, таких как "Обманутые звезды", "Дневник путешествия Ибрагим бека", "Письма Шейда бека Ширвани", "Бахадур и Сона", это обстоятельство обусловлено выдвижением на первый план актуальных социальных проблем и публицистического пафоса (произведение "Осел с ношей книг" составляет исключение). Позиция автора расширилась до масштабов позиции народа и между ними создался максимум близости.

В произведениях такого типа рассказчик в возможной степени

- 154 скрывает свою позицию, субъективность, старается опереться на позицию персонажа, однако не вмешивается в описываемую жизнь или жизненный путь образов, не оценивает их» В прозе этой эпохи персонажи, как правило, выступают как субъекты оценки, но иногда становятся и объектами оценки.

Точка зрения в плане фразеологии это - отношение к языковым фактам субъектов оценки (включая и выбравшего нейтральную позицию рассказчика), в том числе использование имен ("Обманутые звезды", "События в селении Данабаш"), других языков ("Письма Шейда бека Ширвани", "Бахадур и Сона"). Стремление к положительному герою, характеру становится причиной перехода основной оценочной точки зрения на первый план и в фразеологическом отношении: позиция героя, как другой голос, повлияла на речь рассказчика или других участников ("Бахадур и Сона", "Дневник путешествия Ибрагим бека", "Письма Шейда бека Ширвани" и др.).

Точка зрения в плане временно-пространственной характеристики привлекает внимание в двух аспектах: в хронотопе события и во времени повествования. В первом случае позиции рассказчика и персонажа почти совпадают. Единственное различие видно только в степени использования перспективного и ретроспективного времени.

В плане психологии большое место в прозе исследуемого периода занимает внешняя, зрительная позиция. Как главная особенность психологической прозы впервые используется внутренний монолог ("Бахадур и Сона"), несобственная прямая речь ("События в селении Данабаш"), что можно определить,как практическое подтверждение внутренней позиции.

Объективность и субъективность как эстетические категории в процессе писательского творчества проходят два этапа: на первом этапе объект эстетического отражения воспринимается, усваивается в субъективной форме субъектом отражения, точнее, отсеивается,

- 155 систематизируется в мире воображения, фантазии; на втором этапе продукт субъективности переходит из идеальной формы в материальную - рождается художественное произведение. Определение типа и характера повествования, его структура, образ автора, рассказчика, позиции персонажей характерны для второго этапа (творческая личность и художественное произведение).

В зависимости от позиций автора, образа рассказчика и персонажа в событии определяется объективный, субъективный, нейтральный или смешанный тип повествования. Для изучаемой эпохи повествование нейтрального типа не характерно, несмотря на то, что субъективное и объективное в отдельных эпизодах некоторых произведении. чередуются, они не превращаются в доминанту, определяющую смешанный тип.

Продолжение и развитие повествования в объективном русле в исследуемых нами произведениях М.Ф. Ахундова, Дж. Мамедкулизаде, Н. Нариманова обусловили постороннее, без вмешательств, пояснений описание. Функция собеседника-описателя, "Я" рассказчика, тождество образа автора с одним из персонажей, стали причиной перехода позиции героя в господствующую позицию. Мнения и интересы основного героя ("Бахадур и Сона") или народа ("Обманутые звезды","События в селении Данабаш") обеспечивают объективный характер повествования.

Субъективный характер повествования характерен для произведений, где рассказчик выступает как участник-герой ("Письма Шейда бека Ширвани", "Осел с ношей книг", "Дневник путешествия Ибрагим бека"). Субъективный характер этих произведений обусловлен господством позиции рассказчика-героя, акцентированием его личных высказываний, суждений, освещением и оценкой господствующей позиции с более общей позиции. Общая позиция в процессе повествования прямо не связана ни с одним конкретным субъектом, она скорее показывает

- 156 субъективность повествования, чем придает ему объективный характер в смысле нормативной веры или истины.

Исследование азербайджанской прозы второй половины XIX века с точки зрения поэтико-мастерства, в том числе, в свете проблем нарратологии, является твердой основой, фундаментом для понимания, восприятия, усвоения идейной концепции и социально-философской, морально-этической проблем этих произведений. Общественное значение и художественно-эстетическая ценность литературного произведения выявляется при этом не только с идейно-тематической стороны, но и с поэтико-мастерской стороны.

 

Список научной литературыМамедов, Ариф Амрах оглы, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т. I. - М.: Искусство, 1976. - с. 575.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29. - М.: Политиздат, 1963. - с. 782.2. Книги

4. Акимов М. Азербайджанская ашугская литература (древний и средний ве^). - Баку: Язычы, 1981. - 240 с. (на азерб.яз.).

5. Алимирзоев X. Драматургия проблем и характеров. - Баку: Язычы, 1979. - 356 с. (на азерб^ яз.).

6. Ахмедов Т. Драматургия Н. Нариманова. - Баку: Элм, 1971. - 272 с. (на азерб. яз.).

7. Ахмедов Т. Нариман Нариманов. - Баку: Язычы, 1982. - 299 с. (на азерб. яз.),

8. Ахундов М.Ф. Избранное. - М.: ГИХЛ, 1956. - 311 с.

9. Ахундов . М.Ф. Произведения в 3-х томах, т. I. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1962. - 567 с. (на азерб. яз.).

10. Ахундов М.Ф. Произведения в 3-х томах, т. П. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1961. - 576 с. (на азерб. яз.).

11. Ахундов М.Ф. Произведения в 3-х томах, т. III. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1962. - 567 с. (на азерб. яз.).

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. литература, 1975. - 504 с.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -424 с.

15. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - М.: Наука, 1974. - 207 с.

16. Брандис М.П. Стилистический анализ. - М.: Высшая школа, 1971. - 190 с,

17. Васильева А.Н. Художественная речь. - М.: Русский язык, 1983. - 256 с.

18. Вайман С. Бальзаковский парадокс. - М.: Сов. писатель, 1981. - 366 с.

19. Велиев И. Литературный портрет и характер. - Баку: Язычы, 1981. - 207 с. (на азерб. яз.).

20. Велиев М. Драматургия Дж. Мамедкулизаде. - Баку: Азернешр, 1954. - 110 с. (на азерб. яз.).

21. Велиханов Н. Развитие азербайджанской просветительской реалистической литературы (I890-I9I7 гг.). - Баку: Элм, 1983. - 159 с. (на азерб. яз.).

22. Ветловская В.Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы". - JI.: Наука, 1977. - 199 с.

23. Виноградов В.В. 0 языке художественной литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.

24. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Гослитиздат, 1961. - 614 с.

25. Виноградов В.В. 0 теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.

26. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. - 511 с.

27. Виноградов В.В. Избранные труды. 0 языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

28. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. - Л.: Прибой, 1930. - 157 с.

29. Выготский A.C. Психология искусства. - М.: Искусство,1965. 379 с.

30. Гаджиев А. Романтизм и реализм. - Баку: Азернешр, 1972. -324 с.

31. Ганизаде С.М. Избранные произведения. - Баку: Азернешр, IS65. - 328 с. (на азерб. яз.).

32. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975. - 417 с.

33. Гинзбург Л. 0 психологической прозе. - Л.: Худ. литература, 1977. - 448 с.

34. Громов П.П. 0 стиле Льва Толстого. Становление "диалектики души". - Л.: Худ. литература, 1971. - 390 с.

35. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л.: Гослитиздат, 1959.- 531 с.

36. Гусейнов А. Жажда творения. - Баку: Язычы, 1979. - 454 с. (на азерб. яз.).

37. Гусейнов А. Проза и время. - Баку: Язычы, 1980. - 198 с. (на азерб. яз.).

38. Гусейнов С. Творческий путь С.А. Ширвани. - Баку: Элм, 1977. - 218 с. (на азерб. яз.).

39. Гусейнов Ф. Великие истины малых событий. - Баку: Гянд-жлик, 1977. - 183 с. (на азерб. яз.).

40. Гусейнов Ф. Сила сатирического смеха. - Баку: Язычы,1982.- 205 с. (на азерб. яз.).

41. Джафаров М.З. Из истории азербайджанско-русских литературных связей. - Баку: Азернешр, 1964. - 152 с. (на азерб. яз.).

42. Джафаров Дж. М.Ф. Ахундов. - М.: ГИХЛ, 1962. - 207 с.

43. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. - М.: Искусство, 1982.- 277 с.

44. Заманов А. Соратники. - Баку: Язычы, 1979. - 370 с. (наазерб, яз.),

45. Заин-ал Абидин Марагаи. Дневник путешествия Ибрагим бека или его злоключения по причине фанатической любви к родине,- М.-Л.: изд-во АН СССР, 1963. 267 с.

46. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М.: Искусство, 1969. - 175 с,

47. Зунделович Я.О. Романы Достоевского. Статьи. - Ташкент: изд-во Средняя и высшая школа Уз. ССР, 1963. - 242 с.

48. Ибрагимов Ш, Сочинения в 10-ти томах, т. IX. - Баку: Язы-чы, 1982. - 662 с. (на азерб. яз.).

49. Исрафилов Г. "Мертвецы". - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1966. - 171 с. (на азерб. яз.).

50. Караев Я. Поэзия и проза. - Баку: Язычы, 1979. - 198 с, (на азерб. яз.).

51. Караев Я. Этапы азербайджанского реализма. - Баку: Элм, 1980. - 257 с. (на азерб. яз.).

52. Караев Я. Этапы азербайджанского реализма. - Баку: Язычы, 1983. - 285 с.

53. Касымзаде Ф. А. Бакиханов. - Баку: Азернешр, 1948. - 162 с. (на азерб. яз.).

54. Касымзаде Ф. Жизнь и творчество М.Ф. Ахундова. - Баку: Азернешр, 1962. - 378 с. (на азерб. яз.).

55. Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Сов. писатель,1963.- 439 с.

56. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Ижевск: изд-во Удмуртии, 1978. - 300 с.

57. Краснянский В.В. Стилистика художественной речи (повествовательная речь). - М.: изд-во М1У, 1972. - 35 с.

58. Лилов А. Природа художественного творчества. - М.: Искусство, 1981. - 479 с.- 161

59. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. - М. : изд-во МГУ, 1982. - 128 с.

60. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.

61. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.

62. Лотман Ю.М. Роман A.C. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарии. - Л.: Просвещение, 1980. - 416 с.

63. Мамед Ариф. Литературно-критические статьи. - Баку: Азер-нешр, 1958. - 458 с. (на азерб. яз.).

64. Мамед Ариф. Художник не стареет. - Баку: Язычы, 1980. -366 с. (на азерб. яз.).

65. Мамед Джафар. Навеки с нами. - Баку: Язычы, 1980. - 361 с. (на азерб. яз.).

66. Мамедзаде Г. М.Ф. Ахундов и Восток. - Баку: Элм, 1971. -368 с. (на азерб. яз.).

67. Мамедкулизаде Дж. События в селении Данабаш. - Баку: Азерб. изд. детской и юношеской литературы, 1957. - 109 с.

68. Мамедкулизаде Дж. Сочинения в 3-х томах, т. I. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1966. - 682 с. (на азерб. яз.).

69. Мамедкулизаде Дж. Сборник статей и воспоминаний. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1967. - 470 с. (на азерб. яз.).

70. Мамедов А. Азербайджанская художественная проза (конец XIX - начало XX вв.). - Баку: Элм, 1983. - 185 с. (на азерб. яз.).

71. Мамедов К. Н. Везиров. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР,1963. - 325 с. (на азерб. яз.).

72. Мамедов К. Сатира в поэзии Азербайджана XIX века. - Баку: Элм, 1975. - 272 с. (на азерб. яз.).

73. Мамедов К. Г. Закир. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1957.- 162 -257 с. (на азерб. яз.).

74. Мамедов М. Художественная проза Дж. Мамедкулизаде. - Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1963. - 156 с. (на азерб. яз.).

75. Мамедов X. Азербайджанская просветительско-реалистическая литература в конце Х1Х-начале XX века. - Баку: изд-во АЛИ им. В.И. Ленина, 1978. - ПО с. (на азерб. яз.).

76. Мамедов X. С.М. Ганизаде. - Баку: Язычы, 1983. - 213 с. (на азерб. яз.).

77. Мамедов., Н. Художественное творчество М.Ф. Ахундова. -Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1962. - 151 с.

78. Мамедов Н. Реализм М.Ф. Ахундова. - Баку: Элм, 1978. -240 с. (на азерб. яз.).

79. Мамедов Н. Реализм М.Ф. Ахундова. - Баку: Маариф, 1982. -288 с.

80. Манафи М. М.А. Талыбов. (жизнь и творчество). - Баку:Элм, 1977. - 163 с. (на азерб. яз.).

81. Марагаи 3. Путешествие Ибрагим бека. - Баку: Элм, 1982. 499 с. (на азерб. яз.).

82. Мехти Г. Сочинения в Ю-ти томах, т. IX. - Баку: Язычы, 1979. - 633 с. (на азерб. яз.).

83. Мир Джалал. 0 реализме Дж. Мамедкулизаде. - Баку: изд-во МГУ, 1966. - 70 с. (на азерб. яз.).

84. Мирахмедов А. М.Ф. Ахундов. - Баку: Азернешр, 1953. -84 с.

85. Мирахмедов А. Азербайджанский Молла Насреддин. - Баку: Язычы, 1980. - 414 с. (на азерб. яз.).

86. Мирахмедов А. Исследования по азербайджанской литературе. - Баку: Маариф, 1983. - 363 с. (на азерб. яз.).

87. Мустафаев М. Художественное мастерство Закира. - Баку: Язычы, 1983. - 152 с. (на азерб. яз.).- 163

88. Муталлимов Т. Литературная школа в азербайджанской литературе XX века. - Баку: изд-во АГУ, 1978. - 84 с. (на азерб. яз.).

89. Мущенко В.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа.- Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1978. 287 с.

90. Мысляков В. Искусство сатирического повествования.(Проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина). - Саратов: изд-во Саратовского университета, 1966. - 107 с.

91. Нариманов Н. Бахадур и Сона. - М.: ГИХЛ, 1963. - 224 с.

92. Нариманов Н. Избранные произведения. - Баку: Элм, 1973. -415 с. (на азерб. яз.).

93. Общество. Литература. Чтение. Восприятие литературы в теоретическом аспекте. М.: Прогресс, 1978. - 293 с.

94. Одинцов В.В. 0 языке художественной прозы. Повествование и диалог. - М.: Наука, 1973. - 104 с.

95. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

96. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука,1976.- 325 с.

97. Рафили М. М.Ф. Ахундов. Жизнь и творчество. - Баку: Азер-нешр, 1957. - 394 с.

98. Рахмани А. "Тарихи-алам-Араии Аббаси", как источник по истории Азербайджана. - Баку: изд-ео АН Азерб. ССР, 1960. -192 с.

99. Салманов Ш. С позиции современности. - Баку: Язычы,1982.- 205 с. (на азерб. яз.).

100. Словарь литературоведческих терминов (сост. А. Ширахмедов).- Баку: Маариф, 1978. 200 с. (на азерб. яз.).

101. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. - Л.: Наука, 1971. -137 с.

102. Абдуллаев К. Специфическая особенность прозы "Деде Корку д". - журнал "Азербайджан", 1981, № 6, с. I5I-I57 (на азерб. яз.).

103. Алиев X. Намерения автора и его воплощения. - газ."Азербайджан гянджлари", 1974, 18 апреля (на азерб. яз.).

104. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. Статья первая. - В кн.: В.Г. Белинский. - Взгляд на русскую литературу. - М.: Современник, 1981. - с. 506-583.

105. Гиршман М.М. Повествователь и герои. - В кн.: Чехов и Лев Толстой. - М.: Наука, 1980. - с. 126-139.

106. Турина Т.Л. Эпическое начало в трагедиях Ж. Расина, как средство выражения авторской позиции. - В сб.: Проблема автора в художественной литературе. - Известия Воронежского Государственного Педагогического института. Вып. I, т. 79, 1967. - с. 62-83.

107. Гусейнов Ш. Активная жизненная позиция и рефлекс мастера.- 166 - журнал "Азербайджан", 1980, Я 9. с. 173-187 (на азерб. яз.).

108. Добролюбов H.A. Луч света в темном царстве. - В кн.: Литературная критика. - М.: ГИХЛ, 1961. - с. 608-677.

109. Живолудова Н.В. Сюжет и авторская позиция в "Записках из подполья" Ф.М. Достоевского. - В сб.: Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. - Горький: изд-во 1ТУ, 1982.- с. 75-80.

110. Зеленов Л.А. Логика развертывания структуры эстетического освоения мира художественной деятельности. - В кн.: Проблемы этики и эстетики. - Л.:изд-во ЛГУ", вып. 2, 1975. - с. 35-40.

111. ЗЛО.Кожевникова H.A. 0 типах повествования в советской прозе.- В кн.: Вопросы языка современной русской литературы. М.: Наука, 1971. - с. 97-163.

112. ЗЛЗ.Лебедева Л. Без страха и сомненья. (О творчестве Дж. Ма-медкулизаде). - В кн.: Дж. Мамедкулизаде. - Четки хана. - М.: Худ. литература, 1966. - с. 5-15.

113. Лихачев Д. Работа, которую необходимо продолжить. - журнал "Вопросы литературы", 1963, JS 9.-е. 54-61.

114. Лихачев Д.С. 0 теме данной книги. - В кн.: В.В. Виноградов.- О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. -с. 212-232.

115. Лихачев Д.С. Древнерусский смех. - В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы (сборник статей). - Саранск, изд-во- 167

116. Мордовского гос. университета им. Н.П. Огарева, 1973. с, 73-90.

117. Лихачев Д. Внутренний глир художественного произведения. -журнал "Вопросы литературы", 1968, И 8.-е. 74-87.

118. Лотман Ю.М. 0 понятии географического пространства в русских средневековых текстах. - Труды по знаковым системам. Ученые записки ТГУ, вып. 181. - Тарту, 1965. - с. 210-216.

119. Лотман Ю.М. Искусствознания и "точные методы" в современных зарубежных исследованиях (вступительная статья). - В кн.: Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. - с.5-23.

120. Мамедов К. Путешествие Ибрагим бека. - газ. "Азербайджан муаллими", 1983, 30 марта (на азерб. яз.).

121. Мир Джалал. 0 творчестве Дж. Мамедкулизаде. - В кн.: Дж. Мамедкулизаде. - Драматические и прозаические произведения. - Баку: изд-во А1У, 1958. - с. 3-40 (на азерб. яз.).

122. Османлы В. Повествование без описания-созерцания. - газ. "Эдебият ве инджесенет", 1976, 31 июля (на азерб. яз.).

123. Талыбзаде К. Идея писателя и повествование. - газ. " Эдебият ве инджесенет", 1970, 4 апреля (на азерб. яз.).

124. Чудаков А.П. Ранние работы В.В. Виноградова по поэтике русской литературы. - В кн.: В.В. Виноградов. - Избранные труды. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. - с. 465-481.

125. Чудаков А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века. - В кн.: В.В. Виноградов. - Избранные труды. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. -с. 285-315.

126. Шойтов A.M. Заин ал-Абидин Марагаи и его роман. - В кн.: Заин ал-Абидин Марагаи. - Дневник путешествия Ибрагим бека или его злоключения по причине фанатической любви к родине.- 168 - М.-Л.: 1963. с. 231-255.

127. Эфендиев Г. Художественные особенности прозы М.Ф. Ахундова. - журнал "Азербайджан", 1962, № 10. - с. 95-101 (на азерб. яз.).

128. Юсифли В. Позиция мастера и литературный герой. - журнал "Азербайджан", 1981, № I. - с. I60-I7I (на азерб. яз.).

129. Шаик А. Мои суждения о повести "Обманутые звезды" М.А. Ахундова. - В кн.: А. Шаик. - Сочинения в 5-ти томах, т.1У.- Баку: Азернешр, 1977. с. 192-202 (на азерб. яз.).4. Диссертации

130. Лихачева Л.Н. Повествовательная точка зрения как художественный прием и его языковая характеристика. - Дисс. .канд. филол. наук. - Л.: 1975. - 181 с.

131. Марченко Н.Г. Сказ как тип повествования в современной советской прозе. - Дисс. .канд. филол. наук. - М.: 1980.- 198 с.

132. Михайлова Н.И. Типология повествования в художественной прозе A.C. Пушкина. - Дисс. .канд. филол. наук. - М.: 1974. - 194 с.

133. Николина H.A. Речевая структура образа в автобиографических повестях о детстве (на материале повести Л.Н. Толстого "Детство" и повести С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"). - Дисс. .канд. филол. наук. - М.:1980. - 200 с.

134. Степанян К.А. Типы и функции повествователей в романах Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера. - Дисс. г^.канд. филол.наук. - М.: 1978. - 204 с.- 169 -5. Авторефераты

135. Агроскина С.Н. Структура абзаца в художественной прозе (на материале романа Э. Хемингуэя "И восходит солнце" и "Прощай оружие"). - Автореф.: Дисс. .канд. филол. наук. - Л.: 1972.- 26 с.

136. Ахмедов Н. Вопросы повествования и индивидуального стиля.- Автореф.: Дисс. .канд. филол. наук. Ташкент: 1974. -23 с.

137. Катаев В.Б. Образ автора в прозе Чехова. - Автореф.: Дисс. .канд. филол. наук. - М.: 1966. - 17 с.

138. Кроснянский В.В. Повествовательная речь в рассказах Бунина 1915-1916 гг. - Автореф.: Дисс. .канд. филол. наук. - М.: 1973. - 12 с.

139. Насиров Я. Ци$ произведений Дж. Мамедкулизаде "События в селении Данабаш". - Автореф.: Дисс. . канд. филол. наук. -Баку: 1969. - 29 с.