автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Образы священного писания в творчестве Мессиана

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рудник, Ольга Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Образы священного писания в творчестве Мессиана'

Текст диссертации на тему "Образы священного писания в творчестве Мессиана"

С/ " • ■■ ¿у

*Ъ / / * 7 «- * А—' - - Л-^уг

' / ' * /

/

Российская Академия Музыки имени Гнесиных

Рудник Ольга Леонидовна

Образы Священного Писания в творчестве Мессиана

Специальность 17. 00. 02 - музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Часть I

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Н.С. Гуляницкая

Москва 1999

Содержание

Введение з

Глава 1 Музыкальный взгляд Мессиана на образ Иисуса Христа

§1 Рождество 13

§2 Троица (Пятидесятница) 29

§ЗПреображение 46 Глава 2 Музыкальное видение Небесного Града

§1 «Конец времени» 60

§2 «Краски Небесного Града» 73

§3 «Воскресение мертвых» 84

§4 «Сеет Невечерний» 95 Глава 3 Поэтика музыкального языка

§1 Цвет и Свет 109

§2 Птицы и Ангелы 123

§ Время и Вечность 132

Заключение Библиография

138 148

Введение

Поэты и писатели, живописцы и графики, архитекторы и скульпторы, философы и музыканты обращались к Священному Писанию не только как к источнику духовности, но и как к источнику впечатляющих образов и сюжетов. «Библия, - писал А, Мень, - наложила неизгладимую печать на всю современную культуру. В той или иной степени с ней связаны символика, обычаи, общественные идеалы, искусство и литература большинства стран. Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Данте и Мильтон, Палестрина и Бах, - всё это свет Библии, преломленный в многообразии культур и видов творчества» (цит. по: Языкова, 1995-С.82).

XX век, по мнению философов, - это век «заката Европы» (О. Шпенглер) и «Света Невечернего» (С. Булгаков), «ожидания смерти» и «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), «нарастания как положительных христианских сил, которое должно завершиться явлением Христа Грядущего, так и отрицательных, антихристианских сил, которое должно завершиться явлением антихриста» (Н, Бердяев). Это, с одной стороны, время дехристианизации и «дегуманизации искусства» (Ортега-и-Гассет), а с другой, - время неолитургического рассвета. Для XX века характерно формирование двух противоположных позиций художников по отношению к Св. Писанию. Одни сознательно обращаются к устрашающим предзнаменованиям, легко проецирующимся на современные бедствия: разрушительные мировые войны, ядерные взрывы, глобальные экологические катастрофы. Другие находят в библейских текстах духовный оплот, смысл творчества, путь к «Новой Земле» и «Новому Небу».

«В чисто музыкальном бытии,- писал А.Ф. Лосев, - потонула бездна, разделяющая оба мира. Музыкально чувствовать, значит не знать отъеди-

ненности Бога и мира./... / Жить музыкально - значит молиться всему (Лосев, 1990 - С.479). Музыка XX столетия, связанная с текстами Св. Писания, в основном предназначена для концертного исполнения. Проводятся фестивали духовной музыки, например, берлинский фестиваль Nova Música Sacra, Международный фестиваль православной музыки, тематические концерты в рамках «Московской Осени» и др. Ряд сочинений написан в связи с памятными датами нашего века: оратории «Давид» Д. Мийо и «Семь врат Небесного Иерусалима» К. ПеНдерецкого - к трехтысячелетию Иерусалима; «Свете тихий» Э. Денисова - к тысячелетию крещения Руси.

Круг сакральных образов и сюжетов, воплощаемых в современной музыке, разнообразен: в поле композиторского внимания земной путь Иисуса Христа и житие Богородицы, агиография, пророческие знамения Ветхого и Нового Заветов, послания Апостолов, а также апокрифическая литература. Значительный ряд музыкальных сочинений связан с христианскими праздниками. При этом, наряду с опорой на канонические тексты (Stabat Mater Ф. Пуленка, «Страсти по Луке» К. ПендреЦкого, «Страсти по Иоанну» А, Пярта и др.), композиторы обращаются к стилизации средневековых театральных представлений («Легенда о Марий» Б. Мартину); к светской поэзии («Житие Марии» П. Хиндемита на пятнадцать стихотворений М. Рильке, «Ступени» С. Губайдулиной, где строки из «Жизни Марии» Рильке произносятся всеми оркестрантами в финале); к сочетанию Священных текстов и народной поэзии («Русские страсти» А. Ларина), литургических и фольклорных Песнопений («Рождественская кантата» Онеггера).

Можно назвать также ряд чисто инструментальных произведений^ связанных с сакральной тематикой: Вторая и Четвертая Симфонии, Второй Концерт для скрипки с оркестром , «Гимны» А. Шнитке, «Семь слов Спасителя на кресте», «И праздненство в разгаре» С. Губайдулиной, «Время Христа» А. Петрова, «Гимны» Н.Корндорфа и мн. др. Добавим, что неко-

торые композиторы XX века употребляют жанровый подзаголовок «молитва»; примеры тому - «Молитвы для струнного оркестра» А. Пярта, Четвертая симфония-молитва Г. Уствольской, «Жизнь без рождества» Г. Канче-ли1. Важное место в музыкальной культуре современности занимают духовные сочинения Стравинского: «Симфония псалмов», Сапйсит sacrum, Requiem canticles и др.

Образ Св. Франциска Ассизского, привлекающий композиторов необыкновенным внутренним совершенством, обретает музыкальное воплощение в мистерии для баритона, хора и оркестра Д. Малипьеро, оратории А. Онеггера, «Молитве Святому Франциску Ассизскому» А.Блисса, балете «Благороднейшие видения» П. Хиндемита, канггате «Вечное ЕвангеЛие» Л. Яначека, опере «Святой Франциск Ассизский» О. Мессиана, «Гимне Солнцу» С. Губайдулиной, Canticum Fratris Solis В. Мартынова, а также Der Sonnengesang des Franz von Assisi А. Шнитке. Образу апостола Павла посвящены «Мистерия апостола Павла» Н. Каретникова, «Из первого послания к коринфянам Святого апостола Павла» А. Эшпая.

Композиторским вниманием пользуется сюжет Canticum Canticorum. К нему обращались Д. Лесюр и К. Пендерецкий (Оратории с одноименным названием), Д. Мийо ( фрагментарное использование текста в «Свадебной кантате»), А. Кнайфель («Восьмая глава Canticum Canticorum для храма, хоров и виолончели»).

Особый композиторский интерес связан с «плачами» пророков: «Плач пророка Иеремиии» 3. Кршенека, И. Стравинского, В. Мартынова; плач пророков Иезекиля в «Пляске мертвых» Онеггера, Исайи - в оратории Б. Мартину, Софонии - в «Восьми духовных песнопениях» Н. Каретникова. В музыке воплощаются также стихийные бедствия, описанные в Библии

1 Цикл состоит из четырех частей: 1) Утренние молитвы; 2) Дневные молитвы; 3) Вечерние молитвы; Ночные молитвы.

(«Ноев Ковчег» Б. Бриттена, «Потоп» И. Стравинского) и пророчества последней Книги Нового Завета - Откровения Иоанна Богослова (оратория Ж. Франсе «Апокалипсис Святого Иоанна», опера В. фон Швайница «Пат-мое»), И это обращение к библейским пророчествам, содержащим тревожные зщмения и призыв к покаянию весьма символично для нашего трудного времени.

Символично и то, что некоторые художники находят путь из темного града бедствий в светлый Небесный Град. Так, «Гимн№3» Н. Корндорфа заканчивается словами из двадцать первой главы Откровения: «И увидел я Новое Небо й Новую Землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали и моря уже нет; М'та Яо$81са В. Мартынова имеет светлый финал, посвященный Новому Иерусалиму. Среди праздников, несомненно, большим композиторским вниманием окружено светлое Христово Воскресение. «Пасхальное песнопение» и «Пасха в Ныр-Йорке» А. Онеггера, «Мистерия воскресения Христа» К. Орфа, «Утреня» К. Пейдерещсого, «Светлое Воскресение» Рубина - эти и многие другие сочинения написаны в честь праздника Пасхи.

Современная духовная музыка нередко отражает религиозное движение к объединению различных конфессий. Так, К. Пендерецкий утверждает следующее: «Я работаю на границе между западной и восточной культурами. Несколько произведений я написал под влиянием православной музыки, хотя я католик» (цит. По: Медведев, 1995.-С.4). В четвертой симфонии А. Шнитке объединяются православное, католическое, протестантское и синагогальное пение. В «СапИсит Сапйсогит» А. Кнайфеля претворены традиции знаменного и григорианского пения. В оратории Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» план католической мессы взаимодействует с абсолютно точной схемой православной службы. Идея «Храмового действа как синтеза искусств», провозглашенная

П. Флоренским и «всеединства» (Вл. Соловьев) актуальна для мистерий XX века - от Missa Eucomenica А. Гречанинова и «Мистерии» А. Скрябина до оперно-балетного цикла Licht К. Штокхаузена и «Аллилуйи» С. Губай-дулиной. «Re-ligio - восстановление лиги, legato - восстановление связи земного и небесного, материального и духовного. И это восстановление legato, в сущности, является смыслом формы художественного произведения»,- так мыслит С. Губайдулина (цит. по: Холопова, 1996 - С.63-64). М. Коллонтай называет свое творчество «музыкальным богословствованием» . К. Штокхаузен в книге «Towards a cosmic music» посвящает целый раздел прославлению Господа («Glorifications of God») и восторженно восклицает в финале: «Бог - величайший композитор (Stochausen , 1989. - С. 114). К.Пецдерецкий выражает свое духовное кредо следующим образом: «Я, музыкант, обращаюсь к Библии как к неисчерпаемому источнику мудрости. В библейских сюжетах пульсируют вечные человеческие страсти: любовь, страдание, ненависть^ жажда власти. На ее страницах предстают и понынё актуальные проблемы человечества: стремление к свободе, истине, поиски смысла жизни, попытки разгадать тайну бытия» (Медведев, 1995.-С.3),

На фоне этих и других высказываний современных композиторов позиция Мессиана выглядит особенно рельефно. «Я имею честь быть католиком, я родился верующим, и случилось так, что Священное Писание пронизало меня уже во младенчестве. Целый ряд моих сочинений определяется поэтому наиболее значительными истинами католической веры. Это главный аспект в моих сочинениях, наиболее полезный, наиболее весомый, единственный аспект, о котором я не буду сожалеть даже в час моей смерти» (цит. по: Johnson, 1975-Р.40).

Научное знание о творчестве Мессиана обширно и многоаспектно. Творчество композитора привлекает музыковедов всего мира. Известны монографии К. Ростана, П. Мари, X. Халбрайха (Франция), Р. Джонсона

(Англия), П. Гриффитсд. (США), Т. Качиньски (Польша), В. Екимовского и К. Мелик-Пашаевой (Россия). На разных языках публикуются беседы с композитором К. Самюэля и А. Голеа (Франция), А. Рёсслер (Германия), К. Пинцаутти (Италия), Упомянём также интервью П. Хилла с И, Лорио, вдовой Мессиана (Англия). Огромное количество статей посвящено отдельным проблемам творчества композитора: ритмике (П. Булез и др.), птицам (Т. Холд, П. Хилл, Р. Джонсон и др.), музыкально-цветовым соответствиям (В. Бернар и др.), инструментовке (Э. Денисов и др.), проявлению принципа ostinato (В. Задерацкий), модусам ограниченной транспозиции (Ю. Холопов и др.). Творчеству Мессиана отводится значительное место в учебных пособиях по музыке XX века (Н. Гуляницкая, Л. Дьячкова, Ю. Холопов, Д. Шульгин и др.). Интерес к фигуре Мессиана не угасает. Об этом свидетельствуют как недавние зарубежные публикации (Сборник статей о творчестве Мессиана под редакцией П. Хилла, 1995; статья Дайнгла о последних сочинениях Мессиана в журнале "Tempo", 1995; издание "Трактата по ритму, цвету и орнитологии" самого копозигора (1996) и др.), так и отечественные исследования (диссертация В. Алеева "Фортепианное творчество Мессиана"; дипломная работа и депонированная рукопись Н. Колмогоровой, посвященные проблемам формообразования; Мессиану уделяется внимание в разделах диссертаций Е. Кривицкой, Э. Герштейн, Т. Рощиной ). Некоторые исследователи пользуются специальными аналитическими Приемами. Так, Д. Моррис применяет семиотический метод; Кем-мельмайер - структурный; Р. Уолкер - сет-анализ.

Важно заметить, что практически все музыковеды, независимо от избранного ими аспекта творчества Мессиана и методологии, сталкиваются с проблемой содержания и формы) . соотношения религии и музыки. Назовём несколько работ, специально посвящённых этой теме: У. Майерс

«Мистицизм и теология», И. Маттезон «Конец времени: библейская тема в «Квартете» Мессиана» (статьи); Р. Джонсон «Христианство и символизм» (глава из монографии).

В отечественной литературе религиозный аспект творчества Мессиана долгое время нивелировался по вполне понятным причинам. Показательно, что ещё в 1979 году в интервью с А. Рёсслер композитор говорил: «Время от времени я получаю статьи из России. Они очень музыкальные, но как только речь заходит о религии, музыковеды уходят в сторону. Они либо атеисты, либо боятся потерять работу» (Rössler, 1979 - S. 4). Кроме того, в отечественной литературе принято делить произведения Мессиана на религиозные и нерелигиозные, обособленно анализировать орнитологический период в творчестве композитора, период увлечения мйфом о Тристане и Изольде; тогда как сам композитор говорит о «единственной идее Божественной любви, которая объединяет три главных аспекта его сочинений: католическую веру, миф о Тристане и природу» (см. Johnson, 1975 - Р. 41).

Основная задача диссертации заключается в раскрытии взаимодействия между «первичной онтологической моделью» творчества Мессиана и «конструктивным принципом» его музыкальных сочинений. Иными словами, - в установлении связи между образами Священного Писания и музыкой композитора не только на вербальном уровне, но и на уровнях аудиальном, визуальном, а также, драматургическом, символическом и структурном.

Ключевое слово «образы», вынесенное в заглавие диссертационного исследования, по лисемантично: от самого примитивного - «механическое отражение чувственных вещей в сознании», до самого усложненного - всеобщая категория художественного творчества» . Весь спектр смысловых

2 При формулировке основной задачи и определении слова «образы» использована терминология А. Ф.Лосева

оттенков слова «образы» применительно к двум видам художественного текста (вербальному и звуковому) имеет большое значение - как для постановки проблемы, так и для ее решения.

Материалом исследования являются сочинения Мессиана, имеющие непосредственное отношение к центральным христианским событиям: Рождеству (La Nativité du Seigneur и Vingt regards sur l'Enfant-Jésus) Троице и Пятидесятнице {Messe de la Pentecôte и Méditations sur le Mystère de la Sainte Trinité) и Преображению {La Transfiguration de Notre Seigneur Jésus-Christ). A также сочинения, вдохновленные апокалиптическими йидениями «конца времени», «Новой Земли» и «Нового Неба»: Quatuor pour la fin du temps, Couleurs de la cité céleste, Et exspecto resurrectionem mortuorum и Eclairs sur Гаи-delà. Если перечисленные произведения фигурируют в качестве основного текста, то многие другие опусы композитора, а также сочинения его современников, образуют контекст.

Специфика методологии определяется необычайной многогранностью стиля Мессиана, находящегося на пересечении музыкального и внемузыкального; и звуковая материя неотделима от теологии, литературы, живописи, биологии, физики, астрономии и т. д. Поэтому, наряду с общенаучными и музыковедческими методами анализа (системным, стилевым, дескриптивным, компаративным, структурным), будут Привлекаться аналитические приёмы из сферы смежного научного знания, а именно, из общего искусствоведения, философии, богословия, литературоведения, семиологии, а также из естествейно-научной области. Нам также представляется важным проанализировать высказываний композитора о своих произведениях, чтобы обнаружить связь между философ-ско-эстетической и технической сторонами композиторского творчества.

Кроме того, мы попытаемся рассмотреть воплощение сакральных образов не только в музыке Мессиана, но и в музыке других композиторов XX века.

В исследовании не предполагается историография и систематизация музыкально-теоретического знания, хотя отдельные сведения этого рода фигурируют в качестве интертекста. В ходе рассмотрения музыкальных произведений не ставится особая задача сбалансировать различные аналитические приёмы, иными словами, будет осуществляться т. н. ситуационный подход. Анализ музыкальных сочинений будет производиться не в хронологическом или жанровом порядке, а в связи с образно-сюжетным содержанием.

Диссертация состоит из трёх глав, введения, заключения, библиографии, нотных примеров и приложений (переводы иностранных названий, литературных текстов Мессиана и Интервью П. Хилла с И. Лорио, вдовой композитора). Основная часть исследования выстроена по индуктивно-дедуктивному принципу: от материала аналитических этюдов, посвященных конкретным произведениям (1-ая и 2-ая главы), к материалу обобщающего свойства (3-ая глава). При этом, предполагается, что в ходе повествования возникнет естественное движение от образа к символу, от символа к знаку.

Первая глава диссертации - Музыкальный взгляд Мессиана на образ Иисуса Христа - содержит три аналитических этюда: сравнение рождественских циклов: La Nativité и Vingt regards (§1), рассмотрение сочинений, посвящёндых Святой Троице: Messe и Méditations (§2) и Преображению: La Trßnsfiguration (§3). Анализ музыкального материала внутри главы производится в хронологическом дорядке и охватывает временной диапазон с 1935 по 1969 год.

Вторая глава диссертации - Музыкальное видение Н