автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Образы зла в художественной культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шаповал, Галина Николаевна
Введение .стр.
Глава 1. Систематизация философских подходов к проблеме зла
1.1 Социальные аспекты психогенеза зла. .стр.
1.2 Зло как форма социальной деструкции. .стр.
1.3 Понятийное конструирование и типологизация зла в морально-нравственной сфере. .стр.
Глава 2. Культурно-историческая трансформация понятийно-категориального содержания в литературе и искусстве.
2.1 Хаотичность зла и космичность добра в античной литературе и искусстве. .стр.
2.2 Борьба Света и Тьмы в духовном пространстве человека христианской Европы. Генезис и трансформация инфернальных образов в европейской культуре . стр.
2.3 Духовная ситуация нашего времени: «смерть Бога» и крушение гуманизма в образах литературы и искусстве . стр.
Глава 3. Зло в современной массовой культуре и механизмы его воздействия в современном обществе
3.1 Образы зла в современной прессе . стр.
3.20бразы зла на телевидении .стр.
3.3. Образы зла в Internet. . стр.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шаповал, Галина Николаевна
1. Актуальность темы исследования.
Исследование философской категории зла сопряжено с рядом трудностей, которые вытекают из особенностей самого предмета исследования. Зло в отличие от преступлений, психических и других антиобщественных аномалий не имеет четких границ. Нередко то, что представляется добром для одних людей, кажется злом для других. На подобную сторону дела специально обратил внимание Н.О. Лосский: «Понять, что такое зло, можно не иначе как в сопоставлении с добром.»1 Еще на одну трудность исследования зла обращает внимание C.JI. Франк: «Объяснить зло - значило бы «обосновать» и тем самым оправдать зло» 2 Трудность исследования зла определяется противоречивостью, как самого предмета исследования, так и его носителей, а также той системой социальных отношений, в рамках которых зло проявляет себя. Человечество осваивает мир, перестраивает его в соответствии со своими потребностями, но сами по себе эти изменения могут рассматриваться в качестве зла лишь при условии, что они имеют разрушительное значение как для человека, для его души, его тела, среды обитания, так и для человечества в целом. «Обосновать» зло, т.е. показать его внутреннюю необходимость, социальную обусловленность или даже неизбежность при определенных обстоятельствах, уже значило бы «оправдать» его. Аморализм, зло - предмет исследования, интересующий философов начиная с античности. С тех пор, как в III в. Плотин написал книгу, названную «О сущности
1 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994, с. 344
2 Зеньковский В.В. История русской философии, в. 2 т. Т. 2. 4.2. С. 173. и происхождении зла», появился не один десяток произведений, рассматривающих проблему зла с точки зрения этики, философии, мифологии, религии и т.д. Эта тема постоянно развивается, вбирая в себя новые значения и рассматриваясь с новых сторон человеческой жизни. Каждая эпоха углубляет ее, расставляет сущностные акценты развития проблемы зла в культуре. Обращение к проблеме зла в контексте художественной культуры позволяет проникнуть в мир человеческих эмоций в свете данной проблемы и рассмотреть выражение этих эмоций через призму литературы, изобразительного искусства в различные эпохи, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, и современной массовой культуры. Образы зла, созданные фантазией автора, не являлись разрозненным смешением индивидуального мировосприятия. Художественная фантазия автора вырастает из попыток объяснения общественных и природных явлений на основе слияния первичных истинных знаний с художественными образами, моральными и религиозными представлениями. Фантазия и воображение в художественной культуре возникают и действуют на основе практической жизни и деятельности человека. Это общественно историческая практика, обусловливающая содержание жизни человека в обществе и его художественная деятельность, определяющая уровень его мастерства. Зло кажется интереснее, популярнее добра. Актуальность исследования определяется еще и тем обстоятельством, что позволяет пролить свет на вопрос механизмов развития человеческой личности и культуры в ее различных проявлениях в условиях существования проблемы зла.
2. Степень разработанности проблемы
Невозможность постановки проблемы зла вне культурно-исторического контекста повлекла необходимость изучения общетеоретических исследований по культурологической тематике. При исследовании философии культуры автор опирался на то понимание глубинной основы сущности культуры, которое представлено в работах российской культурологической школы (M.JI. Андреев, М.Н. Бахтин, В.С.Библер Г.С. Кнабе, М.С. Коган, С. С. Неретина, А.П. Скрипник и др.) В работе нашли отражения многие идеи философии культуры, разрабатываемые в ростовской школе философии В.Е.Давидовичем, Ю.А.Ждановым, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Т.П. Матяш, B.C. Поликарповым, Пигулевским В. О.
Проблема зла многоаспектна. Проблемой является возможность рационального постижения природы и сущности мирового зла. Так, библейская традиция, согласно которой зло по своими происхождению непостижимо для человеческого разумения («Книга Иова»), находит отражение и в современной религиозной философии. Н. Бердяев писал, что существование зла есть величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для философии, с точки зрения C.JI. Франка, «проблема теодицеи рационально безусловно неразрешима»1, зло лишено основания во всеединстве бытия, поэтому его следует не объяснять, а опровергать.
Еще один аспект рассмотрения проблемы зла, безначально ли зло, имеет истоки во всем комплексе верований, так или иначе отразившихся в духовном развитии европейской культуры. Так, восходящей к зороастризму является учение гностицизма о борьбе
1 Франк С.Л. Непостижимое/ Франк СЛ. Сочинения. М.: Правда. 1999. С. 531 добра и зла как космическом явлении, доведенном до предела в манихействе, признававшим вечность и неискоренимость зла.
Проблема бытийственности зла и его соотносимости с добром. В истории философии зло трактуется как отсутствие добра у Авгутина Ял., в новоевропейской философии Лейбниц сводит его к единичному и частному, утверждая, что с точки зрения целого зла нет, как иллюзия и результат конечности разума рассматривается Спинозой, Гегель определяет зло как следствие присущей всему негативности. Фр. Ницше говорит о зле как об удачном, сильном, превосходящем добро.
Проблема возможности преодоления зла в мире трактуется также неоднозначно. По-разному видится философам разных направлений и методы борьбы с проявлениями зла. Борьба со злом по И. Канту - это, главным образом, личное совершенствование. В литературно-философских произведениях И.А. Ильина признается необходимость физического пресечения зла в случае невозможности остановить его душевным и духовным воздействием. Л.Н. Толстой, напротив, абсолютизирует принцип непротивления злу насилием. Противопоставляя этику закона и благодати, Б. Вышеславцев писал, что свобода человеческого произвола, в которой коренится зло только благодатью Духа святого может быть преображена в свободу творчества.
Наши современники Д.Б. Рассел, Е. Богат, Е.В. Золотухина-Аболина рассматривают зло через призму морали, выражающуюся в несправедливости, разрушении, соблазне. У А.П. Скрипника мы находим различные формы морального зла, обусловленные степенью разности и осознания противоречий человеческой деятельности. Также необходимо назвать М.С. Кагана, Д.В.
Колесова, JI.Б. Волченко, в работах которых также раскрывается проблема зла как явления культуры.
Проблема наличия или отсутствия зла в природе человека представляет одну из «вечных» тем философии. В европейской культурной традиции в разные эпохи проявлялись позиции, имеющие разные истоки. Зло понималось Сократом как результат человеческого невежества, неведения добра, а не порока души. Платон, выделив три части души - разумную, яростную и вожделеющую, усмотрел возможность проявления зла в том, что одна из низших частей противопоставляет себя всей душе; Аристотеля, полагавшего, что разумная часть души играет решающую роль в определении природы зла, которое, в свою очередь, понимал либо как отсутствие разума, либо как его направленность на дурные вещи. В средневековой философии зло рассматривается как изначальная испорченность души (Августин Бл.). С точки зрения одного из идеологов Реформации Кальвина природа человека настолько испорчена, что ниже себя пасть он уже не может. У Г.В.Лейбница моральное зло выступает как дисгармония интеллектуальной и инстинктивной сторон психики. Необычайна чувствительна к теме глубины зла в человеке русская философия. В произведениях Ф.М. Достоевского зло представлено как противление духа в виде преступления, бунт против нравственного закона, стоящего над человеком, наконец, как тирания зла над другими людьми. Зло как душевную склонность любого человека исследует И.А. Ильин, а так же понимание морального зла в форме агрессии, наличии у человека инстинкта смерти, ведущего к разрушению и самоуничтожению.
Человек добр по своей природе, зло есть лишь результат внешних воздействий, ломающих и калечащих его природу., следующие авторов с в работах таких исследователей, как 71 Гоббс и И. Гербарт, считавших, что человек при рождении изначально зол; Ницше, для которого безжалостность, жестокость - нормальные проявления, свойственные не только человеку, но и природе; Дж. Локка, стремившегося доказать, что человек рождается ни добрым, ни злым, а зло понимал как нечто, способное причинить или увеличить страдания. В философии 20 века Н.А. Бердяев выделил 1 страсть и духовную пустоту среди важнейших причин зла, а так же А.П Скрипника и JI.H. Когана, исследовавших различные формы морального зла в истории человечества.
В трудах М. Бубера, Ж.-К. Фрера, Б. Райхенбаха, О. Конвея, М. Томсона, И.И. Евлампиева, Т.Н. Москальковой исследуются образы зла в их мифо-религиозном выражении.
В работах Ж. Бодрийара, К Линденберга, ИЛ. Галинской, Л.М. Баткина., М.Н. Бахтина, Л. Каневского, М.А. Орлова, и др., разрабатываются темы специфичного для различных культур понимания различных проявлений зла и их отображения в литературе и искусстве.
Злободневность как принцип современной массовой культуры (пресса, телевидение, Internet) рассматривается через призму структурно-логического анализа в работах.
Цель диссертационнной работы заключается в исследования направленности трансформации содержания понятия зла, и образного воплощения его проявлений в европейской культурной традиции и в современной массовой культуре. Поставленная цель реализуется путем решения следующих задач:
1. Исследовать направленность философской разработки проблематики зла и специфицичность его воплощения в образах литературы и искусства, характерных для различных этапов европейской культуры.
2.Рассмотреть зло как проявление стихийности в природных процессах, в присущих определенной культуре видах социальной деструкции.
3. Выявить существенные для культурных эпох проблемы и типологии видов зла в морально-нравственной сфере.
4. Раскрыть генезис и трансформацию образов зла в европейской культуре как результат взаимовлияния нравственных устремлений эпохи, с одной стороны, и образной системы литературы и искусства, с другой.
5. Показать взаимосвязь злободневности как принципа современной массовой культуры с изменениями в морали и нравственной культуре нашей эпохи.
Методологические принципы исследования В основание исследования положены методы генетического и компаративного анализа, принцип целостности в изучении исторических и культурных реалий, принцип диалектического единства объективного и субъективного.
Научная новизна диссертационного исследования
1. Впервые в результате философско-культурологического исследования показан генезис и трансформация образов зла в литературе и искусстве в их зависимости от общей системы мировидения.
2. Показано, что общая система мировидения прошла путь от неоформленной и непостижимой силы внеморального Рока в античности, через признание христианским средневековьем зла как результата свободного выбора как прерогативы и бремени человека в мире, к новоевропейской Просветительской парадигме реализуемости идеала общественного устройства, свободного от социального зла, и к признанию неустранимости зла как деструкции в природе человека.
3. Логически и исторически исследованы изменения образов зла и идея борьбы со злом - от мифогенного противостояния в античности до вариативных персонифицированных образов Дьявола в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время.
4. Доказано, что образ темных сил - ключевой пункт в изобразительном искусстве как направлении художественной культуры - эволюционировал от мистических чудовищ, сочетающих черты человека и животного, к персонифицированному образу Войны и техногенных катастроф как результату влияния научно-технического прогресса на отражение социального зла.
5. Обоснован принцип злободневности в современном теле -и радиовещании, средствах массовой информации, при котором границы между добром и злом лабилизируются, стимулируется интерес к злу при оставлении вне поля зрения его мотиваций, равно как и путей его преодоления.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проблема зла была и остается неотъемлемой частью человеческой культуры. Она находит свое отражение в философии в категориях бытия, сознания, персонификации, амбивалентности; этике - через понятия враждебность и распущенность как основных форм морального зла; религии - через объяснение существования зла в этическом монизме и этическом дуализме.
2. В результате исследования выявлена специфика проявления образов зла в художественной культуре разных эпох. В Античности зло предстает как нарушение системы миропорядка, хаотичность, имеющая доморальный характер. Под влиянием Христианства в средние века зло трактуется как отсутствие бытия, как результат грехопадения человека. В эпоху Возрождения отказ от трансцендентности приводит к актуализации имманентных форм зла, проявляющихся, прежде всего, во властных отношениях. В просветительской парадигме возникает представление о возможности достижения идеального общественного устройства, исключающего зло во всех его формах. Зло в просветительской парадигме культуры двадцатого века вновь актуализируется проблематизацией источника зла в природе человека и различными интерпретациями этой проблемы.
3 .Трансформация понятийно-категориального содержания в литературе отображена за счет описания образов Дьявола и всевозможных темных сил в эпоху Античности, средневековья, Возрождения и Нового времени, в работах современных писателей, а также описания проявлений двух разновидностей морального зла - враждебности и распущенности.
4. С развитием техногенной культуры в изобразительном искусстве происходит замещение образов зла. На смену изображениям мифических монстров, восходящим к античным мастерам, приходят персонифицированные образы войны и техногенных катастроф.
5. В современной массовой культуре в изображении зла прослеживается вытеснение образа Рока реальными персонами, а
11 тема преступления и ответственности за него выступает философской проблемой добра и зла.
Научно-практическая значимость диссертации
Состоит в том, что ее результаты позволяют конкретизировать и углубить теоретические представления о специфике образов зла в художественной культуре различных эпох. Отдельные положения диссертации могут применяться при чтении курсов философской антропологии, философии, истории культуры, этики, религии, биоэтики. Идеи и выводы работы могут быть использованы в воспитательно-педагогической работе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образы зла в художественной культуре"
Заключение
В заключении следует отметить, что ценность общественного строя измеряется тем, какие условия он создает для борьбы со Злом, для преодоления наиболее опасных его проявлений и, следовательно, для свободы каждого. Создание и умножение таких возможностей - один из реальных критериев общественного прогресса. Развитие цивилизованности должно сопровождаться не только количественным, но и качественным уменьшением проявления зла во всех сферах человеческой культуры. Это необходимое условие цивилизованности, ближайшая и, в целом, реальная задача.
Вечности Добра и Зла - разного порядка. В любой, самой развитой культуре есть и негативные моменты, на каждой стадии общественного прогресса были и есть регрессивные тенденции. Вечны не Добро и Зло сами по себе, вечно их противоборство, причем острота и масштабы будут различными в разные исторические эпохи. В Добре воплощается магистральная линия развития общества - утверждение культуры, цивилизации, разума человека. Зло - препятствие на этом пути - оно разрушает, ничего не создает, это тупиковая ветвь в развитии общества. Никогда в истории человечества милосердие, взаимопомощь, добро, дружба не утверждались и не будут утверждаться без преодоления звериных чувств, личного и группового эгоизма, вражды, конфликтов. Зло абсолютно и относительно, вечно и преходяще в одно и то же время. Его противоборство с Добром будет продолжаться, насколько мы можем заглянуть в завтрашний день.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблема зла была и остается неотъемлемой частью человеческой культуры. Она находит свое отражение в философии в категориях бытия, сознания, персонификации, амбивалентности; этике - через понятия враждебность и распущенность как основных форм морального зла; религии - через объяснение существования зла в этическом монизме и этическом дуализме.
2. В результате исследования выявлена специфика проявления образов зла в художественной культуре разных эпох. В Античности зло предстает как нарушение системы миропорядка, хаотичность, имеющая доморальный характер. Под влиянием Христианства в средние века зло трактуется как отсутствие бытия, как результат грехопадения человека. В эпоху Возрождения отказ от трансцендентности приводит к актуализации имманентных форм зла, проявляющихся, прежде всего, во властных отношениях. В просветительской парадигме возникает представление о возможности достижения идеального общественного устройства, исключающего зло во всех его формах. Зло в просветительской парадигме культуры двадцатого века вновь актуализируется проблематизацией источника зла в природе человека и различными интерпретациями этой проблемы.
3.Трансформация понятийно-категориального содержания в литературе отображена за счет описания образов Дьявола и всевозможных темных сил в эпоху Античности, средневековья, Возрождения и Нового времени, в работах современных писателей, а также описания проявлений двух разновидностей морального зла - враждебности и распущенности.
151
4. С развитием техногенной культуры в изобразительном искусстве происходит замещение образов зла. На смену изображениям мифических монстров, восходящим к античным мастерам, приходят персонифицированные образы войны и техногенных катастроф.
5. В современной массовой культуре в изображении зла прослеживается вытеснение образа Рока реальными персонами, а тема преступления и ответственности за него выступает философской проблемой добра и зла.
Список научной литературыШаповал, Галина Николаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Alpatow M.W. Die Dresdener Galerie. Drezden. 1966. 433 c.
2. Becker E. The structure of Evil. New York, 1968
3. Cavendish R. The powers of Evil. New York, 19754." Conway O.A. The philosophical problem of evil III Futeru. J. for philosophy of religion, p. 35-66
4. F.Petit. The problem of Evil. New York, 1959
5. Friedman R.Z. Evil e moral III Futeru. J. Friedman R.Z. Evil and moral agency// Futeru. J. Evil and the God of Love. New York. 1966
6. Mesle C.R. Does God hide from us.Futeru. J. for philosophy of region. Dordrecht. 1988. Vol. 24 N S, p.93-111
7. Reichenbach B.R. Evil and a reformed view of God. Futeru. J. for philosophy of region Dordrecht. 1988. Vol. 24 N S, p.67-85
8. Ricoeuz P. Symbolism of Evil. Boston: Beacon Press. 1972.lO.Seydewitz R. Der verschenkte Herkules. Berlin. 1970.1 l.Siwek P. The Philosophy of Evil. New York: Ronald. 1951.
9. Sontag F. The God of Evil. An argument from existence of the Devil. New York., 1970
10. Taylor R. Good and Evil. A new direction. New York, 1970
11. The Anthropology of Evil. Oxford: Basil Blackwell. 1985.
12. Trau J.M. The positive value of evil III Futeru. J. for philosophy of region- Dordrecht. 1988. Vol. 24 N S. p. 21-33
13. Woods R. The Devil. Chicago, 1974
14. Августин Аврелий. Исповедь о граде Божием // Антология мировой философии в 4 т. М.: Мысль. 1969. Т. 1,4. 2, 576 с.
15. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1979.
16. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей М.: Республика. 1994
17. Андреев JI. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. М., Художественная литература, 1991, 619 с.
18. Андреев Л. Пьесы. М., Искусство, 1959, 591 с.
19. Андреевская М.А. О Мастере и Маргарите // Литературное обозрение, 1991 №5., стр. 60
20. Антихрист: Антология \\ Сост. А.С. Гришина, К.Г. Исупова. М.: Высшая школа. 1995, 415 с.
21. Античная драма. Библиотека всемирной литературы. М., Художественная литература, 1970, 764 с.
22. Античная литература. Греция. Антология \\ Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. 2-е изд. М.: Выс.шк. 1988. 720 с.
23. Античная литература. Рим. Антология \\ Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. 2-е изд. М.: Выс.шк. 1989. 383 с.
24. Антонова О.А. Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме. М., Знание, 1989, 60 с.
25. Апресян Р.Г. Постижение добра. М.: Молодая гвардия, 1986, 207 с.
26. Байрон Д.Г. Избранное. М., Правда, 1986. 480 с.
27. Барт Р. Мифологии. М., Издатльство Сабашниковых, 200, 315 с.
28. ЗГБатай Ж. Теория религии. Минск: Современный Литератор. 2000,351 с.
29. Баткин Л.М. Возобновление истории: размышления о политике и культуре. М., Московский рабочий, 1991, 299 с.
30. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., РГГУ., 2000, 1004 с.
31. Баткин Л.М. пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., ТОО Курсив-А, 1994, 282 с.
32. Батраков С.П. Художник 20 века и язык живописи. М., 1992, 154 с.
33. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная скульптура средневековья и Ренессанса. М., Художественная литература, 1990,541с.
34. Бачинин В.А. Искусство и мифология. М., Знание, 1987, 63 с.
35. Белый А. Символизм как миропонимание. М., «Республика», 1994, 528 с.
36. Бенуа А.Н. История русской живописи. М., Республика, 1995, 448 с.
37. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., республика, 1993, 383 с.
38. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Современный писатель. 1990. 346 с.
39. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика. 1995,382 с.
40. Березина В.Н. Французская живопись XIX в. Л.: Аврора. 1972, 217 с.
41. Беседы об искусстве. (Сборник статей) М., Современная Россия, 1962, 128 с.
42. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., Знание, 1990, 62 с.
43. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Протестант. 1992.
44. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. С-Пб., Мифрил., 1995.
45. Богат Е. Ничто человеческое. М., Издательство полит.литературы, 1980, 415 с.
46. Богомолов Ю.А. Борев В.Ю. Вартанов А.С. Массовые виды искусство и современная художественная культура. М., Искусство, 1986, 271 с.
47. Бодрийар Ж. Прозрачность Зла. М.: Добросвет. 2000, 257 с.
48. Боннар А. Греческая цивилизация Р-н-Д: Феникс. 1994. Книга 1.
49. Борхес Хорхе Луис. Письмена Бога. М., Республика, 1992, 510 с.
50. Бронте Э. Грозовой перевал. М., Художественная литература, 1990, 430 с.
51. Бубер М. Два образа веры. М., «Республика», 1995, 464 с.
52. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., «Высшая школа», 1988, 496 с.
53. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука. 1972.
54. Волков С.Н. Добро и зло в современном мистицизме: монография. Пенза. 2001, 229 с.
55. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М.: Знание. 1975, 64 с.
56. Воробьевский Ю. «Путь к аппоколипсису: стук в золотые врата». М., 1999, Патриарший издательско-полиграфический центр», 395 с.
57. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991, 367 с.
58. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., Наука, 1980, 124 с
59. Гегель Г.В. Работы разных лет в 2 т. М., Мысль, 1972-1973, 668 с, 630 с.
60. Гегель Г.В. Философия религии в 2 т.М., Мысль, 1975-1976, 532 е., 573 с.
61. Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. М., Мысль, 1974, 647 е., 667 с.
62. Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М.: Искусство. , 1983
63. Гете И.В. Избранные произведения в 2 т. Т.2., М., Правда, 1985,701 с.
64. Гетевские чтения (1991, Москва) \материалы Под ред. С.В. Тураева. М., Наука, 1991, 259 с.
65. Гзелль П. О.Роден об искусстве. М. Огни, 1914
66. Глаголь С. М.В. Нестеров. СПб, 1914
67. Гоббс Т. Избранные произведения в 2 т. М., Мысль, 1964, 583 е., 748 с,
68. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 т. Т.1.,2, М., 1976, 333с., 333 с.
69. Гончаренко Н.В. Куликова И.С. Философия и искусство. М., Знание, 1985, 63 с.
70. Гращенков В.Н. Рафаэль. М.: Искусство. 1975. 213 с.
71. Грин А.С. Собрание сочинений в 5 т. М., Художественная литература, 1991, Т.2, 654 с.
72. Громов Е.С. Художественное творчество. М., Политиздат, 1970,263 с.
73. Гуревич А .Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990
74. Давидович В.Е. В зеркале философии. Феникс. 1997, 448с.
75. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов, РГУ, 1979, 263 с.
76. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., Политиздат, 1989, 254 с.
77. Данте А. Божественная комедия. М., Прсвещение, 1988, 280 с. 81 .Диалог культур. \\Под ред. И.Е. Даниловой. М., 1994, 224 с.
78. Диденко В.Д. Искусство и философия. М., Знание, 1986, 63 с.
79. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. М.: Детская литература. 1975 160 с.
80. Достоевский Ф.М. Об искусстве. Статьи и рецензии. М., Искусство, 1973, 632 с.
81. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 т. Т.9., М., Гослитиздат, 1956-58, 635 с.
82. Дюби Ж. Европа в средние века, Смоленск., Полиграмма. 1994
83. Евзлин М. Космогония и ритуал. М. Радикс., 1993.
84. Евпампиев И.И. Божественное и человеческое в философии И. Ильина. С.-П.: Наука. 1998. 509 с.
85. Евтушенко Е.А. Война это антикультура. М., Советская Россия, 1983, 120 с.90.3акс Л.А. Художественное сознание. Свердловск,
86. Издательство Уральского университета, 1990, 210 с. 91.Золотухина-Аболина Е.В. Этика. Ростов-на-Дону: Март. 1998, 439с.
87. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до 20 века. М., Искусство, 1979, 415 с.
88. Из истории русского искусства 2 пол. 19 начала 20 века. \\Сборник исследований и публикаций под редакцией Е.А. Борисовой. М., искусство, 1978, 151с.
89. Ильин И.А. Пуль к очевидности. М.: Республика. 1993, 430 с.
90. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., Искусство, 1990, 395 с.
91. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., Знание, 1978, 34 с.
92. Кадышев В. Расин М.: Наука. 1990.
93. Казин A.JI. Образ мира. Искусство в культуре 20 века. СПб, ВНИИИ, 1991,209 с.
94. Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинград: Искусство. 1970
95. Каневский Л. Каннибализм. М.: Крон-пресс. 1998, 542 с.
96. Кант И. Критика практического разума // Собрание соч. в 6 т. Т. 4.4. 1,478 с.
97. Кант И. О неудаче всех философских попыток теодицеи \\ Трактаты и письма. М., Наука, 1980, 709 с.
98. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. 1980, 709 с.
99. Кантор К.М. Тысячеглазый Аргус: искусство и литература, Искусство и религия, искусство и гуманизм. М., Современный художник, 1990, 195 с.
100. Кацис Л.Ф. Эсхатология в художественном сознании // Человек, №2, 1995. стр. 143-154
101. Кинг С. Оно. М., 1990,315 с.
102. Коган Л.Н. В четвертом измерении. Нижневартовск. 1994,190 с.
103. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург. 1992, 109 с.
104. Колесов Д.В. Нравственность и пол. Психологические аспекты. М.: Флинта. 2000, 226 с.
105. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М.: Изобразительное иск-во. 1988
106. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л-д: Изд-во Ленингр.
107. Константинов М.А., Медынский Н.Ф., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение. 1982, 447 с.
108. Кочетов А.Н. Искусство и религия. М., Знание, 1984, 63 с.
109. Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Лениград-Москва. : Сов. художник. , 1965
110. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобр. иск-во. 1994
111. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука. 1993, 379 с.
112. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. М., ИГПАН, 1992, 133 с.
113. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.,Наука. 1978
114. Культура Древнего Рима в 2 т. \\ Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: Наука. 1985, 430 е., 396 с.
115. Культурология 20 века. Антология. М., Юрист, 1995, 703 с.
116. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., «Высшая школа», 1990, 351 с.
117. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Новосибирск, «Наука». 1992,320 с.
118. Л.Толстой как педагог. \Под ред. Арискина ИТ. тула, 1969, 150 с.
119. Ладыгина А.Б. Гринин Е.В. Искусство в системе духовных ценностей. М., Знание, 1986, 60 с.
120. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., Политиздат, 1984, 286 с.
121. Лебедянский М.С. Русская живопись 1920-30гг М., Искусство, 1999, 142 с.
122. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. \\ Сост. А.А. Нейхардт. М.: Правда. 1998, 574 с.
123. Легофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Прогресс «Академия», 1992, 376 с.
124. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. В 4 т. М. 1983. Т. 2., 686 с.
125. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц. Соч. в 4 Т., М.: Мысль. 1989, 554 с.
126. Лейбниц Г.В. Теодицея // Соч. в 4 т. М., Мысль, 1989. Т. 4. 554 с.
127. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., Художественная литература, 1970, 582 с.
128. Лесаж А.Р. Хромой бес. М., Гослитиздат, 1956, 231 с.
129. ЛинденбергР. Технология зла. М.: Энигма. 1997, 109 с.
130. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1987, 143 с.
131. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2 т. М., Соцэкгиз, 1960, 734 е., 532 с.
132. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., Искусство, 1980, 766 с.
133. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., Политлитература, 1991, 524 с.
134. Лосев В. Судьба романа // Слово. 1991, №4. стр 16
135. Лосский Н. Ценность и бытие. М.: Аст. 2000, 860 с.
136. Лосский И.О. Бог и моровое зло. М.: Республика. 1994, 431 с.
137. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 т. М., Художественная литература, 1964, Т. 4, 546 с.
138. Макгил Г. Последняя схватка \\ Смена 1992 №3 стр 26
139. Маркс К. Избранные произведения в 3 т. М., Политиздат, 1985, Т. 1, 2; 635 е., 543 с.
140. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. \\ Под редакцией Д. Аркина и Б. Терновцева. М., Красный пролетарий, 1936
141. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Р., РГУ, 1988, 178 с.
142. Межуев В.М. культура и история. М., Политиздат, 1977, 199 с.
143. Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников. М.: Искусство, 1975, 117 с.
144. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи искульптуры. \\ Сост. Р.И. Русакова, Г.И. Шрамкова. М.: Изобразительное искусство, 1994, 208 с.
145. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина. Ж де Нерваль Исповедь Никола. А. де Виньи Стелло, или синие демоны. М.: Книга. 1988
146. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. М.: Проспект. 1999, 122 с.
147. Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение. 1992, 319 с.
148. Нешев К. Смысл Зла // Философская мысль. С., 1989, стр. 98
149. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 Т. Т.2. М.: Мысль. 1990., 829 с.
150. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Сочинения. М, 848 с.
151. Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль. 2001,634 с.
152. Нуйкин А.А. Искусство и нравственность. М., знание, 1981,56 с.
153. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Республика. 1992, 352 с.
154. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М., Искусство, 1991, 586 с.
155. Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. М.: Искусство., 1989.
156. Пигулевский В.О. Искусство и человек. Кишинев, Картя молдовеняска, 1986, 188 с.
157. Платон. Соч. в 4 т.Т. 1, М.: Мысль. 1990, 860 е.
158. Половинкин С.М., П.А. Флоренский: логос против хаоса. М.: Знание. 1989, 207 с.
159. Пропп В. русская сказка. М., «Лабиринт», 2000, 416 с.
160. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. М., 1975, 488 с.
161. Райт С. Ренессанс. Шедевры мирового искусства. Минск, Белфако, 1997, 128 с.
162. Рассел Д.Б. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства \\Пер. с англ. О.А. Чулкова. С.-П.: Евразия. 2001,408 с.
163. Рассел Д.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции \\ Пер. с англ. А.П. Санина. С.-П.: Евразия. 2001.
164. Роднянская И. Демон ускользающий// Вопросы литературы. 1981. № 5
165. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., республика, 1992, 399 с.
166. Роттердамский Э. Похвала Глупости. М., Художественная литература, 1983, 239 с.
167. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск, Университетское, 1991, 148 с.
168. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., Искусство, 1995, 450 с.
169. Русский космизм. Антология философской мысли. М., «Педагогика-пресс», 1993, 368 с.
170. Руссо Ж.-Ж. . Эмиль или о Воспитании // педагогические сочинения в 2 т, Т. 2, М., педагогика, 1981, 334 с.
171. Рябов В.Ф. Социальная жизнь общества и искусство. Л., Лениздат, 1970, 103 с.
172. Сабиров В.Ш. Два лика зла. М.: Знание. 1992., 62 с.
173. Сависько О.В. Системная картина коллективного человеческого поведения. Р., РГУ, 1996, 165 с.
174. Сад Д. Сборник произведений. \\Под.ред Гуревича П.С. М., Республика, 1993, 366 с.
175. Свидерская М.И. Барокко XYII столетия. Система художественного видения и стиль
176. Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера. М., 1979, 304 с.
177. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., Политиздат, 1992, 349 с.
178. Слободнюк С Л «Дьяволы» серебряного века. С.-Пб.: Алетейа, 1998, 425 с.
179. Случевский К.К. Стихи. Поэмы. Проза. М., Современник, 1988, 427 с.
180. Согомонов А.Ю. День гнева. день скорби // Человек, №4, 1991. стр 61-71
181. Согомонов Ю.В. Добро и Зло. М.: Политиздат. 1965, 96 с.
182. Спиноза. Этика.СПб, Аста-пресс, 1993, 246 с.
183. Средства массовой коммуникации и современная массовая культура. \\ Ответственный редактор А.С. Вартанов. М., Искусство, 1983, 311 с.
184. Стокер Б. Скорбь Сатаны. Талин, 1991, 383 с.
185. Стрэнтон А. Кошмар на улице Вязов. Рига. 1993, 478 с.
186. Сумерки богов. М., Политиздат. , 1989, 398 с.
187. Татаркевич В. Античная эстетика. М., Искусство, 1977, 327 с.
188. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., Политиздат, 1976, 575 с.
189. Томпсон Б. Моральное Зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат. 1992, 382 с.
190. Тощенко Ж.Т. Парадокс.человек. М., 2001 395 с.
191. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов, Феникс, 1998, 511 с.
192. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., республика, 1994.
193. Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. М., 1981,
194. Тэн И.А. Философия искусства. М., Республика, 1996,200. Ун-та. 1977.стр. 59
195. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., Язык русской культуры, 1995. 357 с.
196. Файнбург З.И. не сотвори себе кумира. М., Политиздат, 1991,371 с.
197. Философский словарь \\ под ред. Фролова И.Т. М., Республика, 2001, 719 с.
198. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., Правда, 1990, 492 с.
199. Фома Аквинский. Против язычников // Антология мировой философии.в 4 т. М. 1969. Т. 1, Ч. 2., 576 с.
200. Фрер Ж.-К. Сообщества зла вчера и сегодня. М.: Аграф. 2000, 267 с.
201. Харрис Т Молчание ягнят. Рига, 1993, 478 с.
202. Хьюз Р. Незнакомец.\\ Иностранная литература 1992, № 3,478 с.
203. Шамиссо А. Избранное. М., Художественная литература, 1974, 173 с.
204. Шердаков В.Н. Добро и зло. М.: Знание. 1992, 63 с.
205. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, Современный литератор. 1999, 1407 с.
206. Этика. Энциклопедический словарь // Под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова, Институт философии РАН. Гардарики. М. 2001. 668 с.
207. Ювалова Е. П. Сложение готики во Франции. С-Пб, 2000.
208. Юлдашев Л.Г. Искусство и философские проблемы исследования. М., Мысль, 1981, 247 с.
209. Юм Д. Исследования о человеческом разумении. М., Прогресс, 1995, 237 с.
210. Юм Д. Трактат о человеческой природе в 2 т. М., Канон, 1995, 396 е., 412 с.
211. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., Совершенство, 1997, 383 с.
212. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., «Серебряные нити», 1996, 368 с.
213. Язык и литература Юнциклопедия. М.: Педагогика. 1976, 479 с.
214. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М., Искусство, 1969, 175 с.