автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Обряд колядования как текст: структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней (на тамбовском материале)

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Калмыкова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Обряд колядования как текст: структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней (на тамбовском материале)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Калмыкова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ОБРЯД КОЛЯДОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1. Структура и типы обряда колядования.

1.2 Значение момента одаривания в обряде.

1.3. Святочные обрядовые угощения и их происхождение.

1.4. Элемент ряжения в обряде и его смысл.

1.5. Колядование в контексте святочной обрядности.

Выводы.

ГЛАВА 2.

КОЛЯДКИ И ОВСЕНИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1. Колядки типа «жилище».

2.2. Овсени типа «жилище».

2.3. Кумулятивные колядки и овсени.

2.4. Колядные песни типа «хозяина нет дома».

2.5. Колядные песни, адресованные отдельным членам крестьянской семьи.

Выводы.

ГЛАВАЗ.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ ОБРЯДА КОЛЯДОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

3.1. Общая характеристика лексики и фразеологии обряда как тематической группы.

3.2. Компонентный состав тематической группы «Лексика и фразеология обряда колядования».

Выводы.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Калмыкова, Елена Владимировна

В последние годы заметно усилился интерес к вопросам изучения традиционной народной культуры славян. Это связано, в частности, с новым подходом анализа этого круга проблем, основанного на понимании фактов архаической народной культуры как одного из основных источников этногенетических исследований. Именно такой подход обеспечил более пристальное внимание к фольклорно-этнографическим фактам конкретных локальных традиций, которые в своем многообразии в разных зонах и при разной форме сохранности способны дополнить друг друга, создавая при этом надежную базу для реконструкции системы древнеславянских поверий и обрядов.

Важное место в изучении данной проблемы в ряду гуманитарных наук обретает этнолингвистика. Реконструирование духовной культуры славян возможно только при наиболее полном изучении обрядов, верований народа как в прошлом, так и в современном их состоянии.

Особое значение приобретает при этом материал, характеризующийся большей устойчивостью и традиционностью формы. И таким материалом является календарный цикл обрядов. Обряды, несмотря на значительную степень разрушенности и неизбежных эволюционных преобразований, сохранили отдельные элементы весьма архаических структур и глубинной мифологической семантики.

Зимняя обрядность, сгруппированная в основном вокруг праздничного рождественско-новогоднего цикла, особенно отличается устойчивой повторяемостью всех ее главных компонентов в разных этнографических зонах.

Наиболее значительное место в зимнем цикле празднеств занимает обряд колядования, в силу разнообразия составляющих его элементов.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является фрагмент духовной культуры русского народа - тамбовский вариант обряда колядования, представляющий собой неотъемлемую часть календарной обрядности жителей Тамбовского края, его терминологическое оформление, акциональная, функциональная стороны, а также исследование и классификация зимних обходных песен, без которых невозможно полностью представить структуру и значение обряда.

Актуальность исследования. В современной фольклористике, диалектологии, этнолингвистике все большую популярность приобретает представление о духовной культуре народа как о системе локальных традиций. Чтобы выстроить эту систему, выявить общие закономерности формирования явлений духовной культуры, необходимо четко представлять ареалы бытования этих явлений. Важное значение в этой связи имеют исследования культурных региональных традиций.

Актуальность исследования определена характером самой информации: стремление общества к самопознанию привело его к повышенному вниманию к изучению традиционной культуры, в частности, празднично-обрядовой сферы, а также к стремлению сохранить формы культуры, прошедшие многовековой путь. Своим исследованием мы вносим вклад в развитие регионалистики, предполагающей учет и сохранение языкового своеобразия традиционных обрядовых текстов.

Степень изученности темы. Изучение старых русских бытовых, крестьянских праздников во многих отношениях поучительно и полезно. Оно интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но и для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом. Изучение календарных праздников началось с 19 века. В древнерусской письменности, в летописях, поучениях, указах и распоряжениях церкви и правительства можно встретить упоминания о праздниках, которые дают возможность составить представление о более древних их формах и судить о степени распространенности.

Первый большой труд, посвященный этому вопросу, «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837-1839), принадлежит И.М Снегиреву. Эта работа не содержит теории, а только описывает те или иные крестьянские праздники и обряды.

Труды И.П. Сахарова чрезвычайно многочисленны: «Песни русского народа» (1838), «Обозрение славянорусской библиографии» (1849) и др. Для нас наибольшее значение имеет капитальный труд «Сказания русского народа» (вып.З, 1841). Седьмая книга второго тома посвящена народному календарю («Русская народная годовщина») и разделена на две части: «Народный дневник» и «Народные праздники и обычаи», где содержится описание праздников.

Третий крупный труд, посвященный народным праздникам, - «Быт русского народа» принадлежит А.А. Терещенко (1847-1848).

Попытка научно объяснить происхождение праздников и обрядов содержится в работах ученых, представленных так называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и А.А. Потебня.

Материалы о колядовании представлены во всех этих и других основных работах по этнографии восточных славян. Колядованию посвящены главы в фундаментальных трудах В.И. Чичерова, В.Я. Проппа и др.

В современных исследованиях обрядовые традиции входят в область этнолингвистики, изучающей «язык в аспекте его соотношения с этносом» (Толстой, 1995, с.27).

Обязательными принципами современных исследований по обрядовой народной культуре стало рассмотрение обряда как организованного целого, невербального текста, выраженного семиотическим языком культуры и изучение обрядовой терминологии в широком экстралингвистическом контексте.

Образцы подобных исследований представлены в работах Н.И Толстого, И. А. Морозова, J1.H. Виноградовой и др.

Изучение обряда колядования на тамбовском материале представляет продолжение сбора, систематизации и научной интерпретации диалектной подсистемы данного региона. Результаты исследования тамбовских говоров отражены в работах С.В. Пискуновой, В.Г. Руделева (1978, 1992, 2001), А.С.Щербак (1989, 1991), Л.Ю. Евтихиевой (1991, 1995), Т.В. Махрачевой (1997), Л.С.Моисеевой (1998), И.В. Поповичивой (1999), П.Н.Алпатовой (2002) и др.

Материалы по колядованию представлены во всех основных этнографических работах, также сведения о нем включены в учебники по народной культуре, фольклору. Но, несмотря на обилие материалов, посвященных этому обряду, многие вопросы нельзя рассматривать как решенные. Так, например, до сих пор нет единого мнения о том, что подразумевается под термином «коляда». Во-вторых, последние исследования В.Г. Руделева ставят под сомнение ставшее уже догмой мнение о чисто языческом характере праздника. В-третьих, отсутствие основательных работ регионального характера затрудняет общую систематизацию материала по русскому колядованию. Научные работы, в которых локальные варианты обряда колядования будут описаны детально, помогут решению фундаментальных проблем о сущности их происхождения и значения.

Новизна исследования. В данной работе впервые предпринимается попытка воссоздать целостную картину структуры обряда колядования, обобщается и осмысливается материал по тамбовскому варианту обряда. Вариант тамбовского обряда колядования до этого не был предметом отдельного исследования. Тамбовский вариант обряда анализируется в контексте других русских вариантов, а также выявляются и осмысливаются его специфические черты.

Цели и задачи. Основная цель исследования - составить целостное представление о структуре и семантике тамбовского варианта обряда колядования на общеславянском фоне, а также систематизация и классификация сопровождающих этот обряд песен.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. представить описание тамбовского варианта обряда колядования с инвентаризацией всех его компонентов;

2. выявить общие и специфические черты тамбовского обряда колядования, проанализировать отдельные характерные элементы обряда;

3. выявить специфику и классифицировать зимние обходные песни Тамбовского края;

4. проанализировать лексику, обслуживающую обряд колядования с точки зрения семантики, грамматики.

Методы исследования. Обрядовая терминология - это не только часть национального русского языка, но и область, тесно связанная с этнографией, культурой народа. Вне этих сфер осмыслить обрядовую терминологию невозможно, а для ее исследования только лингвистических методов недостаточно. Поэтому наряду с лингвистическими методами (описательным, сравнительно-сопоставительным, этнолингвистическим) в работе мы использовали приемы семиотики и этнографии (например, приемы семиотического анализа явлений языка и культуры, приемы оппозитивных противопоставлений).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тамбовский вариант обряда колядования (в этнолингвистическом и диалектном планах) принадлежит в основном к южнорусскому типу, но выделяются в нем и севернорусские черты.

2. В зимней обрядности колядования присутствуют элементы похоронно-поминального, свадебного комплексов. Включение этих элементов в обряд колядования основано на сходной семантике «перехода», наличествующей у колядования как праздника. «Переход» представлен различными аспектами: социальными, возрастными, темпоральными. Наличие элементов других комплексов отразилось на тематике колядок и овсеней Тамбовского края.

3. Лексика и фразеология обряда колядования представляют древнейший пласт общерусской лексики, восходящей в основном, к праславянским корням. Это связано с древностью и консервативностью рассматриваемого обряда.

4. Тематическая группа «Лексика и фразеология обряда колядования» представляет собой систему, отражающую структуру самой обрядности. Для этой системы характерно наличие лексико-фразеологических групп («Названия обрядовых действий», «Названия обрядовых реалий», «Хрононимы», «Названия обрядовых персонажей», «Названия вербальных обрядовых компонентов»).

Источниковедческая база. Сведения об обряде колядования, существующем на территории Тамбовской области, представлены эпизодично, отрывочно и не позволяют воссоздать целостную картину обряда. По этой причине в основу данной работы положены данные этнолингвистических экспедиций 1999-2002 гг., в которых принимали участие сам автор работы, студенты и преподаватели филологического факультета ТГУ им. Г.Р.Державина. В ходе экспедиции было исследовано 17 районов Тамбовской области.

В качестве дополнительного материала использовались источники разного рода: материалы по общевосточнославянской и русской духовной культуре, монографии по русской духовной культуре, в качестве сравнения использовались материалы книги из серии «Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы.» (1977). Также были использованы словари: этимологические, исторические, этнолингвистические, диалектные (В .И .Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М. Фасмера «Этимологический словарь русского языка», «Словарь русских народных говоров» под редакцией Ф.П. Филина и др.).

Практическое значение работы. Материалы данного исследования дополнят информацию о праздниках и обрядах русских. Лингвистические данные могут быть использованы для составления словарей, в учебном процессе при проведении лекционных и практических занятий в курсах «Русская диалектология», «Лингвистическое краеведение», «Этнолингвистика», в спецкурсах по обрядовой культуре, написании курсовых и дипломных работ.

Данный материал может быть использован работниками культурно-просветительских учреждений, так как возрождение народных традиций поможет нашим соотечественникам глубже понять свой народ, его историю, культуру.

Апробация. Основные положения диссертации были представлены в виде выступлений на научно-практической региональной лингвистической конференции «Экология языка и речи. Слово в школе» (г. Тамбов, 2000), на Международной научной конференции «Филология и культура» (г. Тамбов,

2001), использованы в ходе диалектологической практики со студентами ТГУ им. Г.Р. Державина, а также в работе со студентами педагогического училища №2 г. Тамбова. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, в которые вошли тексты зимних обходных песен (колядки, овсени), записанные на Тамбовщине, программа-вопросник для собирания сведений по теме: «Святочный цикл обрядов: обряд колядования», карты. Общий объем диссертации составляет 206 страниц машинописного текста, из них 40 страниц занимает приложение.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Обряд колядования как текст: структура, семантика, лексика, классификация колядок и овсеней (на тамбовском материале)"

Выводы

1. Тематическая группа «Лексика и фразеология обряда колядования» -древнейший, исторический пласт общенародной лексики. Компоненты этой группы направлены на древнейшее мифопоэтическое понимание природы и места человека в ней. В рассматриваемую нами группу входят слова различных частей речи, а также фразеологизмы. Основным признаком для них является соотнесенность к одной понятийной зоне.

2. Тематическая группа «Лексика и фразеология обряда колядования» представляет собой систему. Для этой системы характерно наличие следующих лексико-фразеологических групп: 1. Хрононимы, 2. Названия обрядовых персонажей, 3. Названия обрядовых реалий, 4. Названия вербальных обрядовых компонентов, 5. Названия обрядов и обрядовых действий.

Термины-хрононимы разнообразны по составу: это однословные простые (.Коляда, святки, сочельник) и составные наименования {святые вечера, рождественский сочельник). Преобладают составные наименования. Основная роль в образовании терминов-хрононимов принадлежит прилагательным {щедрый вечер). Однако это влечет за собой лексико-грамматические и лексико-семантические изменения (утрачиваются признаки качественности, отсутствуют степени сравнения).

Лексико-семантические группы «Названия обрядовых реалий», «Название обрядовых персонажей», «Название вербальных обрядовых компонентов» немногочисленны. В их состав входят обрядовые термины, специфические {коляда, мехоноша, колядники, козули, коровки и т.п.), межобрядовые {ряженые, родители и т.п.). В этих группах преобладают субстантивы и субстантивные формы.

Лексико-семантическая группа «Названия обрядов и обрядовых действий» по своему составу немногочисленна, но значима. Практически каждый существующий обряд Тамбовской области имеет несколько названий, которые употребляются параллельно. Но названия эти различаются лексически, грамматически или мотивационно (обряд колядования: колядовать, славить Коляду, кликать Коляду, различного рода шествия: козу водил, кобылку водить; развлечения: игрища, гулянья, гулючкщ катание на лошадях: ездить поездом, ездить обозом, главный ритуал утра Нового года - посевание, сеяние дома зерном). Так, в термине «горки обкатывать» мотивационной основой служит катание с гор. А при катании на лошадях важным компонентом смысла оказывается езда «поездом», «обозом», то есть несколькими санями в ряд. В терминах провожать душечек, проводы духов-опекунов наблюдается тождественное употребление в термине глагола и адъективной формой глагола.

Термины, обозначающие игровое поведение, практически находятся между обрядовыми терминами и нетерминологической лексикой, так как широко употребляются в литературном языке и характеризуются своей неспецифичностью

3. В целом лексика и фразеология обряда колядования да и всех святочных обрядах Тамбовской области является исконной, восходит к праславянским корням и представляет собой общерусский пласт. Это связано с древностью рассматриваемого обряда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был собран и рассмотрен материал, касающийся обряда колядования Тамбовской области. Анализ этнографических описаний, полевых материалов позволил составить описание Тамбовского варианта обряда колядования с инвентаризацией всех его компонентов, которое может быть использовано для включения в полные описания русской обрядовой традиции. Использованные общерусские сведения об обряде помогли определить особенности Тамбовского варианта колядования.

Как можно было заметить, наиболее архаические элементы колядования удалось обнаружить в сфере самых обрядовых действий, в некоторых деталях ритуальной обстановки и в комплексе поверий, связанных с ними.

Рассмотрение обряда колядования как текста подразумевало описание внешнего действия - обрядности как системы акциональных категорий, прочтение смысла обрядов и обрядовых действий, определение их семантики. В работе выделены основные акциональные блоки обряда колядования и их семантика.

Кроме хорошо известных и характерных для колядования элементов, можно назвать ряд мотивов о «приходе издалека» и отраженный в текстах аспект ритуального одаривания. Именно эти мотивы сохранили следы былой связи обряда с текстом, будучи сопоставленными с этнографической характеристикой структуры обряда, помогли раскрыть первоначальный смысл ритуального зимнего обхода как инсценирования прихода духов из «иного мира» с целью получения специальной обрядовой пищи.

Именно с манистическим характером колядования связаны такие его черты, как ночное время обхода, одаривание через окно (ср. роль «печного или дымного» окна в одаривании), специфический облик святочных ряженых (горбатость, хромота, чернение лица сажей), особенности их поведения (нарочитое изменение голоса или молчаливость).

Вместе с тем изучение манистического аспекта колядования показало сложность и неоднозначность функции обходных ритуалов. По крайней мере две из них можно было заметить на материале святочных обходов: приход душ умерших в свои дома, чтобы получить специально заготовленную обрядовую пищу и принести благословение дому и хозяйству (рождественское ночное колядование), и приход с целью изгнания и очищения дома после их посещения (новогоднее утреннее щедрование).

В связи с различием этих функций возникает много вопросов, требующих еще дальнейших исследований: на кого возлагались обязанности ритуального очищения дома и выпроваживания душ? Почему часто эту роль выполняли те же ряженые?

Однако уже сейчас можно высказать предположение, что колядование не было случайным элементом святочного цикла. Как показал краткий анализ основного круга зимних обычаев, их объединяет в единое целое поминальный характер: почти все многообразие обрядовых форм, запретов и поверий группируется вокруг следующих этапов: подготовка и приглашение необычных «гостей» (приготовление обрядовых блюд, выпечка хлеба), приглашение к столу (специальные словесные формулы, обычай оставлять лишнее место за столом и лишнюю ложку и т.д.), приход ряженых, момент одаривания их и, наконец, «проводы родительских душ».

Анализ обряда колядования, с одной стороны, и выяснение связи обряда и текста (песенного и приговорного) - с другой, предпринимается в работе для историко-генетического характера - изучения обрядовых истоков и эволюции формирования колядного репертуара. Этот круг вопросов решается на основе разграничения песенных групп, т.е. отдельно рассматриваются колядные величания для семьи в целом, для каждого члена отдельно и т.д.

Колядный текст рассматривается не сам по себе, а в контексте целого комплекса сопутствующих элементов: акциональной стороны обряда, кратких приговорных клише, традиционных поверий, форм ритуальных ограничений и поверий и т.д.

Для территории Тамбовской области характерны следующие группы колядок и овсеней:

I. Песни, предназначенные для хозяев дома или всей семьи.

1. Колядные песни типа «жилище». Основная композиционная часть подобных колядок, овсеней содержит величание хозяйского дома, изображенного в виде трех сказочно богатых и красивых теремов, в которых живут хозяин, хозяйка и их дети, уподобляемые небесным светилам.

2. Кумулятивные (вопросно-ответные) колядки.

3. Колядные песни типа «хозяина нет дома», зачин которых обычно развивается в нескольких вариантах: а) хозяин уехал в поле сеять пшеницу; б) хозяин уехал суды судить, ряды рядить; в) хозяина звали пир пировать; г) хозяин уехал в город (на торг, на базар).

4. Колядные песни типа «(хозяину надо) дрова рубить - сына женить (дочь отдавать)».

П.Песни, предназначенные для какого-то отдельного члена семьи. Наиболее четко выделяются овсени для парней и девушек.

А) Колядные песни для холостого парня.

Величание холостого парня обычно состоит из двух главных образов, каждый из которых можно выделить в отдельную подгруппу. а) Описывают кудри, служащие символом молодецкой доблести и здоровья. Кроме того, в ряде текстов упоминание о кудрях связано с мотивом брака (тип «кудри»). Мотив красоты молодецких кудрей сочетается с описанием других достоинств парня: аккуратности, учености и набожности, которыми восхищаются окружающие. б) Изображают молодца, сидящего на коне и едущего сражаться с врагами или просто демонстрирующего свою силу (тип «молодец на коне»).

Б) Колядные песни для девушек типа «коса». Некоторые песни этого типа представляют собой типичный мужской «холостой» овсень, в котором только имя парня заменено девичьим, а слово «кудри» - «косой». В других песнях девушка убирает свою косу, что нередко символизирует будущее ее замужество. б) Колядные песни типа «ягодка».

В подобных песнях обычно описывают достоинства величаемой. Анализ песенного репертуара позволил выявить широкое распространение колядок и овсеней на территории Тамбовской области, а также позволит констатировать наличие дифференцированных (т.е. отдельно для каждого члена семьи) колядок и овсеней. Но следует отметить, что подавляющее же количество колядок и овсеней относится к обобщенному типу песен (т.е. песни, исполняющиеся для семьи в целом). Индивидуализированные величания связаны с темой личных качеств человека, тогда как в песнях, адресованных хозяевам, на первый план выдвигается тема благосостояния семьи в целом. Однако между этими группами колядок и овсеней не было твердо закрепленных границ. Выявление основных мотивов и образов колядок и овсеней привело к выводу о совпадении их с поэтикой свадебных величаний. И совпадение это объясняется не простым переходом величаний из одного фольклорного жанра в другой, а тем, что свадебная и календарная поэзия адресовалась одним и тем же лицам, величание которых создается из устойчивого набора поэтических средств.

Основные особенности поэтики колядок Тамбовщины не выделялись нами в отдельную главу, а анализировались при рассмотрении каждого отдельного типа песен.

Имея в виду колядную поэзию в целом, можно сказать, что она использует довольно богатый арсенал поэтических средств: метафору, олицетворение, гиперболу, сравнение, различные украшающие эпитеты.

Анализ лексики и фразеологии обрядов колядования Тамбовской области выявил наличие следующих тематических групп: «Название обрядов и обрядовых действий», «Название обрядовых персонажей», «Названия вербальных обрядовых компонентов», «Хрононимы», «Названия обрядовых реалий».

В целом лексика Тамбовского колядования является исконной и восходит к правоелавянским корням.

Дальнейшее направление исследования - изучение всего календарного цикла Тамбовской области, сопоставление его с русскими, восточнославянскими традициями, а также с обрядностью других славянских народов. Это поможет определить славянские и неславянские черты и особенности обрядов календарного цикла и тем самым поможет решению проблемы реконструкции древнейших форм культуры.

 

Список научной литературыКалмыкова, Елена Владимировна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Алпатова П.Н. Тамбовская масленица как текст: семантика, символика итерминология обрядов (на общерусском фоне). Дисс.канд. филол. наук. Т., 2002.

2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во МГУ, 1970.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1993.

4. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.:

5. Советская. Россия, 1986. С. 367.

6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опытсравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов: В 2 т. М., 1994. Т.1.С. 800, Т.2. С. 784.

7. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.1. Л.: Наука, 1983. С. 176.

8. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека: (Русскийнародный традиционный календарь). Л.: 1989. С. 31.

9. Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: Проблемысохранения, изучения, пропаганды: Тезисы науч.-практ. конф. М: Наука, 1988. С. 139-145.

10. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурносемантический анализ восточнославянских обрядов // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Спб. Наука, 1993. С. 240.

11. Баранникова Л.И. Русские народные говоры в Советский период (К проблеме соотношения языка и диалекта). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1967. С. 206.

12. Бахвалова Т.В. Характеристика интеллектуальных способностей человека лексическими и фразеологическими средствами языка (наматериале Орловских говоров): Учеб. пособие. Орел, ОГПИ, 1993. С. 130.

13. Блинова О.И. Введение в современную региональную лексикологию: Мат-лы для спецкурса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1973. С. 257.

14. Блинова О.И. Лексика обработки льна, прядения и ткачества в старожильческих говорах Томской области // Лингвистический сборник. Томск, 1964.

15. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

16. Болотова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века. Спб., 1998. С. 242-247.

17. Бондаренко В.Н. Очерки Кирсановского уезда Тамбовской губернии // Этнографическое обозрение, 1890. Кн. 7. №4. С. 1-25.

18. Бондарко Б. Поверья крестьян Тамбовской губернии // Живая старина. Спб., 1890. Вып. 1.С. 115-121.

19. Буслаев Ф.И. Исторические очерки народной словесности и искусства. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1861. Т. 1-2. Т.1. С. 643, Т.2. С. 429.

20. Буслаев Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русский вестник. 1872. №10. С. 645-727.

21. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978 г. С. 239.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Под ред. В.М. Жирмунского. Л., 1940.

23. Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Лексикология и лексикография. Избранные труды. М.: Наука, 1977. С. 47-69.

24. Виноградова Л.Н. Заклинательные формы в календарной поэзии славян и их обряды и истоки //Славянский фольклор. М., 1978. С. 7-26.

25. Виноградова JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. С. 256

26. Виноградова JI.H., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Славянский язык народной культуры. Балканские чтения. 2. М., 1993. С. 3-37.

27. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. С. 237.

28. Вятский фольклор. Народный календарь. Котельнич, 1995.

29. Гальковский К.М. Борьба христианства со остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1-3.

30. Горбунов П.Я., Герикова Т.П., Прокудина Т.Н. Особенности лексики жителей Тамбовской области // Краткие очерки по русскому языку. Курск, 1966. Вып. 2. С. 194-199.

31. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. JL: Лениздат, 1984. С. 294.

32. Гура А.В. Символика животных в славянской традиции. М.: Индрик, 1997. С. 910.

33. Гурский А.И. Белорусские зимние песни-колядки и щедровки (по записям XIX- нач. XX в.). Автореф. дис. .канд. фил. наук. Минск, 1978.

34. Гурский Антон Иванович. Зимняя поэзия белорусов. По записям XIX-XX вв. Минск: Наука и техника, 1980. С. 167.

35. Диалектология и фольклор Тамбовского края / Под ред. В.Г.Руделева. Тамбов: ТГПИ, 1989. С. 162.

36. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М., 1883. Вып. 1. 263 е.; 1883. Вып. 2.150 е.; 1884. Вып. 3.191 е.; 1889. Вып. 5. 197 с.; 1897. Вып. 6.159 с.

37. Дубровина С.Ю. Введение в славянскую филологию: Учеб.-метод. пособие. Тамбов: ТГУ, 1999. Ч.З. С. 83.

38. Евтихиева Л.Ю. Структура и термины свадебного обряда, на Тамбовских говоров. Дис.канд. филол. наук. Саратов, 1991. Т.1. с. 267.

39. Елеонская Е. Гаданье под Новый год в Козельском уезде. // Этнографическое обозрение. 1910. №2-3.

40. Еремина В.И. Историко-этнографические истоки общих мест причитаний // Русский фольклор: поэтика фольклора. Л., 1981. Т. 21.

41. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. С. 206.

42. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. С. 159.

43. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М.: Индрик, 1994. С. 254.

44. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Книга Принтшоп, 1950. С. 607.

45. Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской области,//Этнографическое обозрение. 1914. №3-4.

46. Завойко Г.К. Колыбельные и детские песни и детские игры у крестьян Владимирской губернии, // Этнографическое обозрение. 1915. Вып. 1-2.

47. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография М.: Наука, 1991. С. 507.

48. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995. Вып. 1.

49. Зеленин Д.К. Народный обычай греть покойников // Сборник Харьковского историко-филологического общества. 1909. Т. 18.

50. Зернова А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде, // Советская этнография. 1932. №3. С. 15-52.

51. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования славянских древностей. М.: Наука, 1974. С. 342.

52. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. С. 246.

53. Иванова М.И. Особенности употребления наречий в разговорной речи, // Опыт исследования южнорусских говоров. Тамбов, 1985. С. 88-95.

54. Ивлева JI.A. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994. С. 236.

55. Ильинский Я. Коляда во Владимирской губернии Вязниковского уезда, // Живая старина, 1898. Вып. 3-4.

56. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX -начало XX века. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. С. 224.

57. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX -начало XX века. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. С. 351.

58. Кальницкая A.M. Содержательные аспекты феномена «Среднерусский» и тип народных традиций Тамбовской обл. // Наш край Тамбовский: Тезисы докладов 2-ой краеведческой конф. Тамбов, 1991. 1992. С. 129132.

59. Каменский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П. Калинского. М., Назрань: ACT, 1997. С.235.

60. Карпухин И.Е. О поэтическом содержании русских величальных песен, // Проблемы художественного метода в русской литературе. М., 1973.

61. Карский Е.Ф. Белорусы. Язык белорусского народа. М., 1955. Вып.1 Исторический очерк звуков белорусского языка.

62. Китова С.А. Традиционная и современная поэзия весеннее-летних календарных обрядов Волынского Полесья. Автореф. дис. канд. фил. наук. Киев, 1976.

63. Клименко А.П. Ассоциативное поле и текст // Функционирование и развитие языковых систем. Минск, 1990. С. 44-46.

64. Козлов Х.П. Собрание простонародных слов Тамбовской губернии. 1847.

65. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М Л., 1962.

66. Коринфский А.А. Народная русь. М.: Современник, 1901. С. 724.

67. Криничная Н.А. Лесные наваждения. Мифологические рассказы и поверья о духе-«хозяине» леса. Петрозаводск, 1994. С. 58.

68. Круглов Ю.Г. Календарные обряды и обрядовая поэзия в Калужской области,// Советская этнография. 1977. №4.

69. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Просвещение, 1982. С. 272.

70. Круглый год: народный календарь // Сост. М.Ф. Андреева. СПб.: Агропромиздат, 1997. С. 559.

71. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Просвещение, 1981. С. 221.

72. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М., 1965.

73. Лебедева Е.А., Пискунова С.В. О некоторых названиях игр в говорах Тамбовской области // Наш край Тамбовский: Тезисы докладов 2-ой областной краеведческой конф. Тамбов, 1991. С.115.

74. Лобков Г.В. «Сдоблянисе на святки кудесам» (Вологодское ряжение) // Живая старина. 1995. №2. С.38-40.

75. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Изд-во, 1970. С. 384.

76. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1913.Т. XXXVI. С. 49.

77. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Новосибирск, 1903. С. 526.

78. Марков А.В. Что такое Овсень? // Этнографическое обозрение. 1904. №4. С. 50-65.

79. Махрачева Т.В. Лексика и структура погребально-поминального обрядового текста в говорах Тамбовской области. Дисс.канд. филол. наук. Тамбов, 1997. Т.1. С. 222.

80. Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII вв. Тамбов, 1990. С. 107.

81. Миронов В.А. «Двенадцать месяцев». М., 1991.

82. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1997. T.l. С.71, Т.2. С. 719.

83. Моисеева J1.C. Словарь Тамбовской области. Тамбов: ТГУ, 1998. С. 59.

84. Москва православная: Церковный календарь. Январь / Сост. М.И. Вострышев и др. 1993. С. 432.

85. Народы и культуры: Русские / Под ред. В.А Александрова., Н.С Полищук., И.В Власова. М.: Наука, 1999.

86. Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост. П. Кузьменко. М.: Буклиэн, 1999. С. 375.

87. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.

88. Одинцов В.В. Стилистика текста. М: Наука, 1980. С. 264.

89. Опыт исследования южнорусского говора Тамбовского края. Тамбов, 1988(3). С. 164.

90. Оуэн, Стюарт У. Словарь библейских символов: Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. С. 164.

91. Петропавловский А.И. «Коляды» и «Купало» в Белоруссии // Этнографическое обозрение, 1908, №1-2, С. 159.

92. Пискунова С.В. Диалектная лексика на территории Тамбовской области: Материал к словарю // Диалект и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. С. 61-94.

93. Пискунова С.В. Поэтизация русского слова в тамбовском говоре // Наш край тамбовский. Тамбов, 1889. С. 79-92.

94. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. М.: Университетская типография, 1865. С. 310.

95. Потебня А.А. Обзор поэтических мотивов, колядок и щедровок // Русский филологический вестник. Варшава, 1886. Т. 16. С. 1-12.

96. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре, / Сост. A.JI. Топоркова. М.: Лабиринт, 2000. С. 480.

97. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 622.

98. Православные праздники. М.: СП «Корона» РИФ «Корона Принт», 1990. С. 63.

99. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1958.

100. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1946. С. 340.

101. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

102. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. С. 192.

103. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. С. 325.

104. РожноваП.К. Радоница: Русский народный календарь. Обряды, обычаи, травы, заговор слова. М.: Дружба народов, 1992. С. 174.

105. Розов А.Н. Песни русских зимних календарных праздников (проблемы классификации колядок). Дисс.канд. филол. наук. Л., 1978.

106. Розов А.Н. Проблемы систематизации колядных песен в Своде русского фольклора., // Русский фольклор. Л., 1977. Т. 17.

107. Руделев В.Г. Воспоминания о Черной Земле: История слов, имен, народов. Тамбов, 1994. С. 136.

108. Руделев В.Г. Золотой корень: Необыкновенные истории русских слов. Тамбов, 1992. С. 58.

109. Руделев В.Г. Лексика жилища и жилищно-хозяйственного строительства южнорусского Рязанского говора. Дис.канд. филол. наук. Оренбург, 1958. С. 425.

110. Руделев В.Г. Прощай Масленица. // Вестник Тамбовского университета. 1999. Вып. 3. С. 48-54.

111. Руделев В.Г. Черные христиане // Этнография и фольклор Рязанского края / Первые Рязанские чтения. Рязань, 1996. С. 84-86.

112. Руделев В.Г., Поповичева И.В., Руделева О.А. «Делу время, а потехе -час» (этимолого-герменевтический этюд), // Вестник Тамбовского университета. 2002. Вып. 4. С. 51-54.

113. Русские народные песни: Сборник / Сост. А.Н. Розова. Л.: Сов. Писатель, 1988. С. 464.

114. Русские: Семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 251.

115. Русский месяцеслов: Православный календарь. Народные обычаи, обряды, поверия, приметы на все случаи жизни. Календарь хозяина / Сост. А. Байбародин. Иркутск, 1998. С. 539.

116. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 606.

117. Сахаров И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. СПб., 1849. Кн. 6. Т. 1-2. С. 611.

118. Седакова И.А. Лексика и символика святочно-новогодней обрядности болгар. Дис. канд. филол. наук. М., 1984. С. 264.

119. Селиванов В.В. Год русского земледельца (Зарайский уезд Рязанской губернии). // Сочинения В.В. Селиванова. Владимир, 1902. Т. 2.

120. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. Т.1. С. 584.

121. Словарь русских народных говоров / Сост. ред. Ф.П. Филин. М. Л., 1965 -1983. Вып. 1-19. и поел. вып.

122. Смирнов В.А. Купальская обрядовая поэзия восточных славян. Дисс.канд. филол. наук. М., 1978. С. 170.

123. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1899. Вып. 1-4.

124. Соболевский А.Ф. Великорусские народные песни. СПб., 1895-1902. Т. 1-7.

125. Сорокин Ю.А. Что такое прецедентный текст / Семантика целого текста. М.: Наука, 1987. С. 144-145.

126. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. 1899.

127. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах преимущественно русских. Харьков, 1881. С. 206.

128. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.

129. Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885. С. 120.

130. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1847-1848. Т. 1-7.

131. Толстая С.М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды: Тезисы науч.-практ. конф. М., 1988. С. 146-148.

132. Толстой Н.И. Один архаический тип славянского обрядового текста -диалога. // Симпозиум по структуре текста. Предварительные материалы и тезисы. М., 1979.

133. Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: Архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984. С. 572.

134. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. С. 500.

135. Топорков А.А. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции сельского населения XIX-XX вв. М., 1990. С. 77-109.

136. Топорков A.JI. Теория мифа в русской мифологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997. С. 456.

137. Тульцева JI.А. Вьюнишники. // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова, Т.А. Бернштам. Л„, 1978.

138. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: Учебник. М.: Просвещение, 1986. С. 127.

139. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

140. Успенский М.И. Обычай славить детей накануне Нового года, // Этнографическое обозрение. (1899) 1900. №4.

141. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. Изд. 2-е. М., 1986 1987. Т.1 - 4.

142. Филин Ф.П. Исследование о лексике русских говоров (по материалам сельскохозяйственных терминов). М- Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 208.

143. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. С. 227-239.

144. Филиппов К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Учеб. пособие. Л.: ЛГУ; 1989. С. 96.

145. Цивьян Т.В. О роли слова в тексте магического действия // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов / Отв. ред. С.М. Толстая, Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1993. С. 111-121.

146. Человек текст - культура, / Отв. ред. Т.В. Матвеева, Н.А. Купина.

147. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 236.

148. Чуистова Л.И. Древнейшее население Тамбовщины. Тамбов, 1982. С.113.

149. Шанский Н.М, Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. С. 67.

150. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград., 1998.

151. Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1. Вып. 1-2. С. 836.

152. Щербак А.С. Тамбовские говоры в прошлом и настоящем Тамбова. Тамбов, 1999. С. 173.

153. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. / Под. ред. О.Н Трубачева. М., 1974-1992. Вып. 119 и поел. вып.

154. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 206.