автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Обрядовая одежда народа Саха
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Петрова, Светлана Ивановна
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава первая. Обрядовая одежда народа саха
1.1 .Традиционная одежда народа саха.
1.2. Головные уборы.
1.3. Традиционная обувь и рукавицы.
Глава вторая. Символика и семантика ритуальной одеяады
2.1. Ритуальные знаки и символы традиционной свадебной одежды невесты ХУП-Х1Х вв.
2.2. Шаманский костюм - символика и семантика украшений и атрибутики.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Петрова, Светлана Ивановна
Актуальность исследования. Традиционная одежда, являясь неотъемлемой частью материальной культуры, одновременно бьша связана и с духовной культурой народа, в частности, с его мифологическими и религиозными представлениями, художественно - эстетическими ценностями и ритуальной системой. В этой связи особую значимость приобретает изучение обрядовой одежды, которая выступает как своеобразный этнргческий знак и определенный символ традиционной культуры. Актуальность темы предлагаемой работы вызвана возросшим интересом к народной культуре, в частности к народно-прикладному искусству. В якутской этнографии по настояш;ее время нет цельного монографического исследования, посвященного изучению как роли и значения одежды в обрядовой культуре, так и генезису, эволюции и характеристике самой обрядовой одежды. Цели и задачи исследования:
Целью работы является классификация и характеристика обрядовой одежды народа саха, а также раскрытие семантической структуры ее покроя и украшений в контексте традиционного мировосприятия.
Достижение этой цели опирается на решение следующих конкретных задач:
• определение роли и места одежды в обрядовой культуре народа;
• реконструкция традиционного комплекса обрядовой одежды саха на основе фольклорных, этнографических и археологических источников;
• выявление и анализ традиционных особенностей покроя, декора и украшений обрядового комплекса якутской одежды, технологии ее изготовления и художественной обработки;
• изучение функциональной значимости ритуальной одежды, орнаментальной и цветовой символики;
• изучение этнокультурных истоков сложения ритуальных видов одежды, как в целом, так и ее элементов и украшений;
• выявление основных понятий и терминов старинной якутской одежды и составление краткого терминологического словаря.
Объектом исследования является обрядовая одежда народа саха.
Предмет исследования - семантическая структура и символический комплекс ритуальных видов традиционной одежды.
Методология и методика исследования.
В работе использованы методы, широко применяемые в историко-этнографических исследованиях: описательный, типологический, сравнительно-исторический, принцип системности, семантический и морфологический анализ, семиотическое рассмотрение покроя, украшений обрядовой одежды. Так как теоретической базой предлагаемой работы являются исследования по таким смежным научным дисциплинам, как история, этнография, археология, фольклористика и искусствознание, то в процессе работы использованы междисциплинарные методы. В частности, при сравнительном изучении сложения культурных и художественных традиций ритуальных видов одежды использовался сравнительно-исторический метод, а при выявлении семантических структур их покроя, украшений и цветового сочетания применялся семиотический метод.
Хронологические рамки. Хронологические рамки данной работы определены XVII - началом XX вв и диктуются материалами, которые использованы в самом исследовании.
Степень изученности темы.
Народная одежда всегда привлекала внимание исследователей традиционной культуры саха. В описаниях путешественников, в общих работах
ПО этаографии якутов дореволюционного периода встречаются ценные, но, к сожалению, очень краткие сведения по данной теме. В виде фрагментов и отдельных заметок они встречаются в работах И.Э.Идеса, И.Г.Георги, И.Биллингса, С.Г.Гмелина, Я.И. Линденау, А. Миддендорфа, Г.А.Сарычева. Более значимыми являются работы И.А.Худякова, В.Ф. Трощанского, В.М.Ионова, В.И.Иохельсона, В.Л. Серошевского, М.К.Маака. В их работах наряду с описаниями быта, нравов, обычаев, обрядов, верований и мифологических представлений народа имеются богатые сведения о бытовой, праздничной и обрядовой одежде саха.
В послереволюционный период более подробное освещение традиционной одежды якутов имеются в работах первой плеяды якутской национальной интеллигенции - П.А.Ойунского, Г.В.Ксенофонтова А.Е.Кулаковского, и других. С 1930 г. начинается планомерное изучение материальной и духовной культуры якутского народа, связанное с организациями археологических экспедиций якутского областного краеведческого музея им. Е.Ярославского. В результате этих раскопок появляется ряд специальных работ, посвященных якутской одежде. Так, в статье археолога Е.Д. Стрелова «Одежда и укращения якутки в половине 18 века» (Советская этнография, 1937, № 2-3) содержится описание традиционного комплекса одежды хоринских якутов "дохристианского" периода. В работах художника-этнографа М.М. Носова «Одежда и украшения у якутов 17-18 вв.» (Сб. науч. Ст.ЯКМ. - Вып. 1. - Якутск, 1955) и «Эволюция якутской одежды в XIX в. и до 1920-е гг.» (Там же - вьш.П. - Якутск, 1957) помимо описания и характеристики якутской старинной одежды была предпринята попытка изучения ее эволюции, обусловленной историческими, социально-экономическими, культурными факторами. По материалам его обширного краеведческого наследия ("Атлас рисунков по материальной культуре якутов XVn - начала XX века" в 4-х томах) был издан цветной альбом
Художественные бытовые изделия якутов ХУШ - начала XX веков» (Редактор-составитель и автор предисловия И.А.Потапов. 1988).
Эстафету изучения традиционной одежды в качестве историко-этнографического источника, реконструкции материальной культуры саха продолжил И.В. Константинов, в работе которого имеются интересные данные по одежде и украшениям якутов ХУШ в. (Материальная культура якутов ХУШ века; по материалам погребений. - Якутск, 1971).
Большую ценность для изучения роли и значения одежды в обрядовой практике представляет работа Е.Д.Прокофьевой "Шаманские костюмы народов Сибири" (// Религиозные представления и обряды народов Сибири в нач. XIX - начале XX века. Сборник МАЭ. Л., 1971.), в которой содержатся подробные описания как шаманского костюма в целом, так и отдельных его элементов и связанных с ними представлений и обрядов. Интересный материал по изучению шаманских костюмов тюркоязычных народов Сибири, в том числе и якутов, имеется в работах Н.А.Алексеева «Традиционные религиозные верования якутов в XIX- нач. XX века» (Новосибирск, 1975), «Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири» (Новосибирск, 1980), «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» (Новосибирск, 1984) и др.
Большое значение для освеш,ения этногенетических истоков якутской одежды имеют работы А.П. Окладникова (История Якутской АССР. М.-Л., 1955, Т.1; Окладников А.П, Шибаева Ю.А. К истории якутской орнаментики // Труды Института языка, литературы и истории. Вьт.1. Якутск, 1959) и А.И. Гоголева (Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XVI-ХУШ вв). Иркутск, 1990; Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск, 1993).
Результатом многолетних исследований в области традиционной одежды якутов стала монография P.C. Гаврильевой «Одежда народа саха конца XVII -середины ХУШ вв.» (Новосибирск: Наука, 1998). В ее работе наряду с характеристикой и описанием старинной одежды саха рассматривается знаковая функция женской свадебной одежды.
Доктор технических наук Л.Н. Расторгуева в своих исследованиях рассматривает проблему современной разработки и методов проектирования теплозащитной одежды на основе традиционной технологии изготовления одежды коренных народов Севера (Средства индивидуальной защиты человека от холода на севере. Традиции и современные разработки. Москва, 1999). Актуальные вопросы возрождения и тенденции развития якутской одежды на основе анализа творчества современных мастериц рассматриваются в работах искусствоведов В.Х. Иванова и З.И.Ивановой (Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Якутск, 1984). Некоторые вопросы по исследованию якутской традиционной одежды затронуты в монографии П.И. Докторова (Ремесло и кустарное производство якутов. История и современность. Якутск, 1999).
Источниковая база исследования. Исследование выполнено на следующих группах источников:
- архивные источники: материалы рукогшсных фондов А.А.Саввина, С.И.Боло, М.М.Носова в архиве Якутского научного центра Сибрфского отделения Российской Академии Наук (далее - ЯНЦ СО РАН);
- коллекции из фондов Российского Музея этнографии (далее - РМЭ, СПб.), Музея им. Петра Великого Санкт-Петербургского отделения Института этнологии и антропологии им. Михлуко-Маклая (далее -МАЭ, СПб.), Якутского Государственного Объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (ЯГОМ), улусных музеев республики, в частности Намского (НИКМ) и Жиганского историко-краеведческих музеев (ЖИКМ), Тойбохойского краеведческого музея им. В.И.Ленина (ТКМ), Чурапчинского краеведческого музея (ЧКМ), Черкехского музея политссыльных Таттинского улуса (ЧМП) и др.
- полевые материалы диссертанта, собранные в 1993 - 2000 гг. в Татгинском, Вилюйском, Сунтарском, Момском, Жиганском и Среднеколымском улусах Якутии.
Новизна работы заключается в том, что впервые в якутской этнографии систематизирован и обобщен архивный и музейный материал по обрядовой одежде саха. Впервые на широком материале с привлечением комплексного метода дана интерпретация генезиса и эволюции старинной ритуальной одежды саха, раскрывается связь одежды и ритуальных действ, продиктованных этническим мировоззрением и мировосприятием.
Практическая значимость работы состоит в существенном восполнении имеющегося пробела в изучении традиционной одежды саха. Материалы исследования могут найти применение в разработке региональных программ по возрождению и развитию народного прикладного искусства, в частности, народного костюма народов Сибири. Материалы и основные выводы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по этнографии, искусствоведению, в разработке спецкурсов в ВУЗах. Кроме того, материалы исследования могут представлять интерес для музейных работников в реконструкции предметов одежды и украшений и составлении картотек коллекций, а также при организации экспозиций и выставок, посвященных традиционной одежде. Реконструкция ритуальных типов одежды и украшений поможет современным мастерам народного прикладного творчества и модельерам правильно ориентироваться при воссоздании традиционной одежды, а также при моделировании современных видов национальной одежды.
Апробация работы. По теме диссертации автором были опубликованы учебные пособия: «Традиционная одежда и мировоззрение наших предков» (Якутск: Бичик, 1999. - 9,4 п.л.), «Девушки страны олонхо» (Якутск: Типография Департамента профтехобразования, 2000. - 3,5 пл.), «Современная 9 якутская одежда» (Якутск: Типография Департамента профтехобразования, 2001. - 5,5 п.л.) и ряд научных статей.
Основные выводы диссертации были изложены в докладах и сообщениях на ряде конференций: Международная конференция "Национальная цшола: концепция и технология развития" (Якутск, 1993); Международная конференция "Проблемы охраны здоровья и организация профилактического образования детей коренных народов" (Якутск, 1995); Международный симпозиум «Байкальские встречи Ш - Культура народов Сибири» (Улан-Удэ, 2001) и др. Кроме того, автор участвовала в Международной выставке «Мир женщин Севера», проведенной Министерством малочисленных народов Севера РС(Я) и Министерством культуры РС (Я) в г. Санкт-Петербурге (1993). На основе реконструированных диссертантом традиционных моделей якутской обрядовой одежды была организована авторская выставка «Традиционная одежда и мировоззрение народа саха» в Центре культуры им. Кулаковского А.Е. (г.Якутск, 1995).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литератур, краткого словаря архаичных терминов и приложения в виде иллюстраций, отражающих содержание данной диссертации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Обрядовая одежда народа Саха"
Заключение
Исследование, проведенное нами по теме «Обрядовая одежда народа саха » дало нам ряд выводов. Прежде всего, мы убедились в том, что старинная якутская одежда сложилась в ходе формирования этнической культуры саха. К приходу русских на Лену якуты имели одежду оригинальной формы и покроя, соответствующую природным условиям и специфике традиционного хозяйства саха. Старинная одежда различалась по чисто функциональному применению: 1) обрядовая одежда, 2) дорожная одежда, 3) охотничье-промысловая, 4) повседневная одежда. В них ярко выделяются основные функции костюма: практическая, эстетическая, магическая и в зависимости от той или иной функции меняется характер костюма. Например, для домашней бытовой одежды практическая функция более важна, чем эстетическая, а для празднично-обрядовой одежды, наоборот, эстетико-магическая функция является не менее важным, чем практическая.
Тип одежды
Функциональное назначение одежды будничная дорожная праздничная обрядовая
ТТТуба-сангыйах «хотойдоох сон» ТТТуба «тангалай»
Пальто-сон «Бууктаах сон» Платье «халадаай», «кэсиэтчик» «Кытыылаах сон» Капоровидные + + + + + + + + шапки
Шапка «ураа» Монисто- «бастынга» Шапка «дьабака» Рогатые шапки с султаном. Натазник с ноговицами Обрядовая обувь «сарыы тирэнсэ» Торбаза «куруму» Мужской набедренник «бэлэпчи» Рукавицы Обрядовый пояс «кыабакы симэгэ» Металлические украшения Пояс серебряный Серьги + + + + + + + + + + + + + +
Старинная обрядовая одежда по своей массе была монументальна, лапидарна, имела весомую форму. В этом огромную роль играли бисерная отделка, присутствие медных и серебряных украшений, оригинальные теплозащитные элементы своеобразной конструкции, надежно обеспечивающие защиту человека от пониженных температур и давно вышедшие из употребления. Все это подтверждено в данной исследовательской работе этнографическими, археологическими и фольклорными данными. Старинная якутская обрядовая одежда в прошлом имела социокультурные и этнографические параллели с одеждами тюрко-монголоязычных народов, которые четко проявляются в крое, декоре и семантике одежды и в самом ее названии. Сама обрядовая одежда носила двоякую смысловую нагрузку: она, во-первых, являлась материальной оболочкой человека, медиативным звеном, связываюпщм его с окружаюш[им миром и, во-вторых, защитой души человека от отрицательных влияний других миров и воздействий различных таинственных сил природы, в котором огромную роль играли символические знаки, противо демонические элементы и атрибуты одежды т.е. имела сигнификативную функцию.
В формировании традиционной обрядовой одежды мы выделили четыре этапа:
- к 1 этапу можно отнести старинную ритуально-обрядовую одежду (до середины ХУШ века) в периоде расцвета традиционной обрядовой культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, шубы с орлом, безрукавка «тангалай» и т. д. В костюме этого периода ярко выражаются этнические особенности философского мировосприятия. Материалом обрядовой одежды того времени служили: мех, шкура домашних и диких животных, обработанная специальной, ручной технологией кожа, которые подтверждаются раскопочными материалами. Одежда этого времени отличалась отсутствием или наличием небольшого, стоячего воротника, наличием неширокого втачного, прямого рукава, часть выше локтя которой акцентировалась меховой наставкой и наличием боковых разрезей и более короткой длиной. Для украшения обычно применялись голубой, белый и черный бисер и корольки, узоры «ынах» (корова), «дьураа» (полоски) и лировидные мотивы, медные украшения.
- С середины XVIII века до XX века формируется второй этап, где внешний вид обрядовой одежды активно менялся в отдельных элементах, отражающих культурное влияние других народов. В одежде уменьшается бисерная отделка, за счет более дешевых привозных отделочных материалов -мишуры, шелковой нити. Появляются различные фабричные ткани. На верхней одежде исчезают боковые разрезы. Шитницы вводят в покрое одежды европейские элементы: воротник, карман, фалбора, буфы и манжеты (например в шубе «бууктаах сон») С середины XIX века отмечается изменение общего облика одежды, одежда приобрела значительно руссифицированный вид, по-прежнему удовлетворяя национальному вкусу, она стала более оригинальной по фасону, приобрела колористическую яркость, красивую форму. Но еще сохраняется традиционная связь одежды с верованием и мировоззрением народа. Изменился и цветовое сочетание отделки, основанное на мифологических воззрениях - 1 фасный, зеленый и черный. Обрядовая одежда отличается наличием серебряных подвесных украшений.
Третий этап - этап исчезновения исконно традиционной одежды, в так называемое советское время. С начала XX века, в связи с развитием общественной жизни народа постепенно терялось культово-оберегательное значение одежды и ее художественное оформление все более принимало декоративный характер. Исчезли оригинальные элементы и дополнения одежды направленных на защиту от холода, постепенно стали забываться и культовые обряды и параллельно с ними виды обрядовой одежды. Это подтверждает тот факт, когда в конце 1920 г. художник-этнограф Носов М.М. выставил в Якутском музее свои зарисовки одежды, сделанные по материалу раскопок археолога Стрелова Е.Д., то многие сомневались в принадлежности этих погребений якутам. И даже один посетитель музея, научный работник, выразил свои сомнения - якутские ли эти предметы. (Новгородов И.Д. Археологические раскопки музея. // Сб. научных статей. 1955г. вып. 1. Я. С. 145.). Одежда полностью руссифицирована, исчезли оригинальные теплозащитные элементы. Праздничной одеждой у женщин до недавнего времени было, платье «халадаай» с жилетом, мужская косоворотка, шалевые платки, кушак, картузы, сапоги, шляпы. Полностью были забыты сам покрой и отделка одежды. Выпши
ИЗ употребления металлические украшенрм. Обрядовая одежда, таким образом, теряла свою функциональную значимость.
Четвертый этап начинается с 1990 - х гг. в связи с реализацией политики государственного суверенитета в республике. У народа стали проявляться интересы к истокам своей национальной культуры, в том числе к своей традиционной обрядовой одежде, так как возрождаются культовые обряды, фольклор, материальная и духовная культура. Мастерицы и модельеры начинают реконструкцию якутской одежды, появляются новые типы одежды: традиционизированная одежда, предназначенная функционально для обрядовых целей, праздничная и сценическая одежда. Придерживаясь современных требований моды, появились модельная, авангардная якутская одежда, с использованием элементов народной одежды. В последнее время у народных мастеров и любителей модельеров наблюдается увлечение авангардным стилем в создании якутской одежды, которое может привести к нивелированию уннжальных видов якутской традиционной одежды со своеобразным стилем и фасоном, которая в течение нескольких столетий надёжно обеспечивала защиту от низких температур. Возникла угроза исчезновения художественной идеи традиционного, особенно обрядового костюма, которая строилась, прежде всего, на семантическом комплексе, отражающем мифологическое воззрение якутов о строении мира и миропорядка.
Изучая обрядовую одежду народа саха, в данной исследовательской работе мы пришли к такому заключению, что обрядовая одежда является главным элементом в атрибутике всех обрядовых действий и имеет высокий семиотический статус. В частности в обрядовых действиях одежда выступала в качестве своеобразного медиатора в ритуальных отношениях между людьми среднего мира и Верхними божествами, параллельно выполняя особую магико-охранную функцию от воздействий злых духов.
Мы убедились в том, что в традиционном свадебном наряде девзшхки -якутки - вся одежда и ее украшения, декор не были простыми декоративными элементами. Характерной особенностью обрядовых видов является их особое декоративное оформление, связанное с традиционными мировоззренческими представлениями народа. Семантика одежды невесты являлась воплощением идеи жизненной силы и плодородия и в ритуальной, в повседневной жизни имели сакральное значение. В силуэте свадебной одежды наглядно выражена космографическая структура вселенной, отражающая мифологическое воззрение якутов о строении мира и миропорядка, характерные для многих народов мира. Основные элементы свадебной одежды - шапка, обувь, рукавицы и натазники кроме своего утилитарного значения в быту, в мифоритуальной культуре носили и са1фальное значение. Изучение шаманского кафтана со всеми его атрибутами приводит к выводу о том, что птичий наряд для якутского шамана необходим для вознесения в верхний мир, в котором, шаманский костюм представляет обобщенную орнитологическую структуру и является новым магическим телом шамана в облике птицы. Вся атрибутика шаманского костюма имеет магическое содержание. Привески костюма являются вместилищем для духов-помопщиков шамана, а сам костюм способствует восхождению в мир Верхних божеств или нисхождению в Нижний мир демонов. Таким образом, шаманский костюм с магическими символами, являлся своего рода броней от козней злых духов.
Особую значимость в элементах и орнаментике обрядовой одежды включали в себя также числительные - 3, 7, 9 ( три, семь, девять пучков конских волос, три на девять олохи-остановки, девять шуб, платьев у невестки, девять лепестков в нагрудном знаке шубы невесты, три бубенчика на ременном хвостике шаманского костюма, три - девять погремушек-бубенцов на шаманском бубне и т.д.), которые носили сакральное, «космизирующее» значение в апотропеистической функции украшений обрядовой одежды.
141
В заключении необходимо отметить, что обрядовая одежда является главным элементом в атрибутике всех обрядовых действий и имеет высокий семиотический статус. В частности, в обрядовых действиях одежда выступала в качестве своеобразного медиатора в ритуальных отношениях между людьми Среднего мира и Верхними божествами, параллельно выполняя особую магико-охранную функцию от воздействия злых духов. Таким образом, старинная якутская обрядовая одежда, ее уникальные теплозапщтные и обрядовые элементы, украшения обеспечивали комплексную запщту человека от самых суровых климатических условий и имели магико-охранную, апотропеистическую и сигнификативную функции и выступала в качестве механизма, поддерживающего внутреннюю целостность и стабильность носящего.
Аннах
Бааччы
Басымыкы
Батынкай
Бобуонньук бэргэсэ
Бэгэх Бэртэ Боотуоска
Боруок охсор чуораан (модього охсор)
КРАТКИМ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЬ АРХАИЧНЫХ СЛОВ
- защитник от холода, сшитый из лоскутков меха, рыси, бобра. У бедных из кобыльих лоскутков. После замужества невестки ими закрывают лицо от взора посторонних мужчин (Худяков, с. 170).
- набрюшник, меховой широкий пояс для низа живота или для поясницы (ЯРС, с.57).
- обувь, сшитая мехом наружу, которая одевается на босую ногу (ЯРС, с. 66).
- медное украшение нагрудника, имеет 7 отвертвий с ниспадающими цепочками (хачыр хобо) (Гоголев, 1990, с. 112). маленькая капоровая шапка, одеваемая под зимнюю шапку. Могут сшиты из меха, ткани, ровдуги, редко из бычьего пузыря. кованые серебряные браслеты. черные полоски на передних лапах. седельная подушка.
Буодьу
Быысык чуораан Бэлэпчи медный колокольчик, прикрепляемый у натазника невесты, которым невеста должна зазвенеть при входе в дом жениха. меховая оторочка шапки, например бобровая оторочка - «буобура буодьулаах». металлический колокольчик на древних шапках. 1) нарядная, вышитая набедренная мужская повязка
Далыс
Дуулага Дьайаа
Дьорбуонка
Дьэндиискэлиир
Искэх
Киргиллээх
Кириэс ойуу Киэлдьикэ Кулгаах эмсэгэ поверх шубы, иногда называют «бэлэпсэ», «хаппар» (Линденау, с. 25) 2) меховой защитник на тыльной стороне ладони (Пекарский, Ст.427-428). кожаный нагрудник для мужчин и женщин защищающий грудь от холода (Ксенофонтов, с. 301). железный шлем богатыря (Пекарский, ст. 747). украшение из меди на спине детской одежды, обретающее от злых духов. мужская древняя шапка «ермолка, сшитая из меха или из лисьих лап» (Ядрихинский, с. 196). две длинные вышитые ленты. Ниспадающие сзади шапки «дьабака» (Якутские народные песни, с. 316317).
-серебряные щипчики, подвешиваются к поясам и набедренным украшениям или к нагрудному украшению - «сюрэх» (Зыков, с.53). в тюрском языке -белые остья темного меха; в якутском языке - «кырымахтаах», что означает например, соболье сединой (Пекарский, ст. 11011102). крестовидный мотив в орнаменте, символ оберег. крупный бисер (Ксенофонтов, с.ЗОЗ). меховые наушники, надеваются под шапку для защиты лба от холода (Миддендорф, с. 761; Маак, с. 66-67).
Кулгаах хастар
- серебряная ухочистка, которая подвешивается к поясу, набедренным украшениям или нагрудным украшениям. короткие меховые носки, котрые надеваются поверх чулок. плащ шамана. кожаный пояс с серебряными бляшками. Встречаются пояса из бисера, а также вышитые на коже; «тэлэгии кур» - пояс кожаных штанов (Ксенофонтов, с. 31); «сирэй кур» - кожаный пояс с круглыми и четырехугольными пластинками; «харах кур» - кожаный пояс с фигурными и ажурными серебряными бляшками (Зыков, с. 52); номуорунай кур - наборный пояс, где подвеши ваются набедренные украшения, сумочки; «Кусаат кур» - пояс кушак, из трех-четырех метров ткани.
- высокие торбаса (выше колен); «тыс куруму» -торбаса из оленьих лап; «тунэ куруму» - торбаса из лосиной ровдуги; «тирии куруму» -непромокаемые торбаса, обработанные рыбьим жиром. металлические украшения натазника невесты.
- маленький кошелек, пристегивающий к наборным поясам.
- подвески, побрякушки на шаманском плаще; «хобо кыасаан» - подвески в виде створчатый раковины.
- конский хвостовой волос; сююмэх кыл - пучок конского волоса.
Кылдьыы Кээнчэ
Маалахай бэргэсэ Моойторук, хобо моойторук
Мыаннарык, сыппа быата
Мээрэй Намыасха
Намылыайка
Нотурууска
Нэлбэгэйдии кэтии
Ньарбаанкы
Ньэлбэ
Огуруо
Сиикэй огуруо
Олбох Олооччу
- металлическое шейное зАашение; тарбахтаах кылдьыы, кэннэрю кылдьыы, хаптагай кылдьыы - разновидности шейного украшения.
- меховые или ватные носки (на высоту торбасов), татарская шапка бэргэсэ. длинный меховой шарф из бельичих хвостов. Куобах моойторук - шарф из заячьей шкуры (Боло, с. 89).
- шнурки у женских натазников, мужские подтяжки. мерка; сону мээрэйдээ - примерить пальто, наушка, кусочки меха, защишаюшие лицо и уши от холода. ровдужная верхняя одежда - сон без подклада у северных якутов (Ксенофонтов, с. 303). натруска (кожаная перевязь, где подвешиваются все принадлежности охоты), ношение шубы нараспашку, разновиджность древней шапки с ушками, домашняя безрукавка типа халата, мелкий бисер; отон огуруо - красный бисер; муус огуруо - прозрачный бисер; пююрпэх -бисер, корольки; хоруонка - крупный бисер; бисер светло-зеленого цвета; унаар огуруо -бисер синего цвета; балык харага огуруо - бисер белого цвета. подстилка для сиденья из шкуры, короткие торбаза, сшитые мехом внутрь.
Оноо
Саары Сарыы
Сарапыынка Самалык
Саныйах, сагынньах Саппыйа
Сасыл тумса Синньэлии сиик
Ситии Симэх
Сон разрез сзади и по бокам одежды, для расширения фалд одежды; горбообразный вырез - кокуора оноо; плоский разрез с двух боковых сторон - хаптагай оноо; расширение фалд в виде байтовой складки - бютэй оноо. чернёная кожаная, водонепроницаемая обувь, из лошадиной шкуры. оленья замша; сарыы этэрбэс - торбаза из оленьей замши; сарыы тююппюлэ - летние замшевые туфельки; тордох сарыы -продымленная ровдуга. сарпинка, тонкая ткань в клетку или в полоску. заплата одежды. дорожная доха, шуба мехом наружу, сшитая из меха бобра, лисы, рыси, волка, оленя. маленькая сумочка, сшитая из лоскутков ткани, замши или бычьего пзАыря для хранения мелких принадлежностей. талисман в виде лисьей мордочки. разновидность декоративного шва одежды из шейных длинных волос оленя (Пекарский, ст. 2230). тонкая, витая волосяная веревка, бечевка. украшение; сарын симэгэ - плечевая нашивка из бисера; тюэс симэгэ - бисерное украшение на плечах; эттюк симэгэ - набедренные украшения из бисера; сис ойуу (тоногос ойуу) - бисерное украшение вдоль спинной части одежды. общее название женской и мужской верхней
Сиэгэн тюютэ Солко танас
Сэрюэ Сукуй Сутуруо
Сыттык
Таарбаган тириитэ Таналай сон
Танас, танас-сап
Тирбэгэ одежды - пальто из сукна, меха или ровдуги; сэттэ таба тириитин уоргата сон - пальто из семи хребтовой части шкуры оленя; шкура вдоль хребта считается наиболее ценной; тордох сон - пальто из продымленной ровдуги; хотойдоох сон - ритуальная шуба с орлом. шкура росомахи. шелковая ткань; хампа солко - китайский атлас (канф, канфа); солко нуолур - мягкий шелк; содуок хампа - разновидность шелковых материалов, циновка из волос.
- короткое пальто из оленьей шкуры, сутуры (ноговицы), меховая одежда, надеваемая на бедра; уллук сутуруо -короткие ноговицы. подушка; чыллыргастаах сытгык - подушка с бубенчиками для невесты (Федоров, с. 56). тарбаганья шкура. ритуальная верхняя одежда, сплошь вышитая бисером; рукава, края одежды оторачиваются мехом выдры.
1) одежда, обувь; 2) тюрбэ танас - тюк ткани; танас лоскуйа - лоскуток ткани; намылга танас - длинная одежда.
- небольшой продолговатый лоскуток выделанной кожи, жесткий ремешок, вырезанной кожи.
- медные или серебряные штампованные бляшки. Каждая штампованная бляшка носит свое название; В прошлом по- видимому обозначавпше их форму, эти названия на русский язык не переводятся - «баалбаар», «мунур тордуйа», «кэлтэгэй», «тынырахтаах тордуйа», «бюлтэгир», «ньолбох», «сура кэмюсэ» (Зыков, с. 33-34).
- серебряный 1фуг (кюн), бляшка на древних шапках. калоши, сшитые из оленьей кожи (Ксенофонтов, с.313).
- ровдуга из лосиной шкуры; тюнэ этэрбэс -торбаса из лосиной ровдуги. нагрудник из разноцветного сукна, отделанный бисером (Линденау, с. 25). медное круглое украшение с 9 отверствиями, откуда ниспадают полые подвески; балык бюэрэ - украшение на плаще шамана (Гоголев, с. 112; Алексеев, с. 152). шкура вдоль хребта(считается самой ценной). узкая меховая оторочка на рукавицах и обуви. рукавицы; буобура, бэдэр кытыылаах сарыы, тюнэ ютюлюктэр - ровдужные рукавицы с оторочкой из бобра и рыси; сукуна ютюлюк -суконные рукавицы; сасыл тыса -ютюлюк -рукавицы из лисьих лап; киис ютюлюк -рукавицы из собольих шкур; кысынны уостаах ютюлюк - теплые рукавицы с вырезом (Боло, с. 90). гарус, привозная ткань; хаарыс сон - пальто из гаруса. маленькая сумочка из бычьего пузыря, маленькая сумочка, украшенная вышивкой или серебряными бляшками, которую подвешивали на пояс (Зыков, с.53). огниво, подвешивается к поясу, металлический бубенчик; кэндэй хобо -разновидность бубенчика, длинная медная трубочка, украшение одежды (Стрелов, с. 75); бэрбээкэй симзх - медная трубочка средней длины; туруйа сотото
- маленькая медная трубочка.
- камзол, фуфайка, короткое пальто.
- наглазники. В музейных экспонатах встречаются наглазники, сплетенные из конского волоса, серебра и меди.
- чепрак для крупа лошади. Встречаются чепраки, сплетенные из конского волоса (более древние), вышитые цветными или серебряными нитками, серебряными бляшками в сочетании с бисером и из лоскутков ткани.
- старинная высокая меховая шапка.
- медное украшение для одежды сферической формы (Ксенофонтов, с.315); хоро чопчу -медные подвески; чокуруос чопчу
Чопчуур, чуораах
Ытарга
Элбюргэ, эллюргэ
Эсюк танас
Эгэпчилии кэтии
Эмчиирэ Энэр Энньэ Этэрбэс подвески в виде капли; туораах чопчу -подвески шишки. - узорчатое навершие шапок «дьабака»; (чюэчэгэ - Аммосова, с. 11 ; чюэччэгэ -якутские народные песни, с.316; чуораах - Саха фольклора, с. 30).
- серьги; туораах ытарга - бусиные серьги; тюгэхтээх ытарга - серьги с подвесками; иэмэх ытарга - верхняя часть серег; сиэл, харыйа, ханха, сюнньюэхтээх, илбиргэстээх ытаргалар - разновидности больших серег. (Зыков, с. 47; Боло, с.89). огузок (шкурка с задней части животного); ююс, киис элбюргэтэ бэргэсэлэр - старинные шапки из рысьих и собольих огузков. погребальная одежда (шаманский плащ тоже называют «эсюк танас»).
- способ одевания шапки с вывернутыми ушками.
- меховая короткая обувь.
- полы одежды.
- приданое; энньэ танас - одежда в приданое.
- торбаса (верхняя обувь на мягкой подошве); юргюлдью этэрбэс - торбаса с высокими голенищами, болотные торбаза; тумустаах этэрбэс - ровдужные торбаза с острым носочком; тирэнсэ этэрбэс -вышитые нарядные торбаза из оленьей замши.
Список научной литературыПетрова, Светлана Ивановна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Боло СИ. Там же Д. 19.-10-11 л.
2. Боло СИ. Амнах. Ф.5.- Оп.З.- Д.293.- 45 л.
3. Боло СИ. Вилюйская экспедиция 1938 г.- Ф.5.- Оп.З.- Д.21.-19 л.
4. Дмитриев В.Н. Легенды о шаманах. 1940 г.- Ф.5.- Он. 3.- Д. 300.-1-9лл.
5. Дмитриев В.Н. Там же. -10-15 лл.
6. Носов М.М. Одежда и украшения якутов XVIII- начала XX в. Ф.5.- Он. 9.-Д. 26.- 38 л.
7. Саввин А.А.Легенды о шаманах. 1938. Ф.5.- Оп.З.- Д. 480.- 20-24 л. Саввин A.A. Этнографические материалы 1941 г. Одежда и украшения. -Ф.4.-ОП. 12.-Д.18.-32 л.
8. Саввин A.A. Материалы по верованиям абыйских якутов-Ф.5.- Оп.З.- Д. 480.- 20-24 лл.
9. Саввин A.A. Этнографические материалы 1941. Одежда и украшения. Ф.4.-Оп. 12.-Д. 18.-9 л.
10. Саввин A.A. Этнографические заметки о северных народах 1940 г.- Ф.4.-Оп.12.- Д. 46.-469 л.
11. Саввин П.В. Сирэй таналайа.-Ф.5.- Оп.З. ед. хр. 6.-24 л.
12. Слепцов П.В. Этнографические материалы 1904 г. Кыабака симэгэ.- Ф.5.-Оп.З.-Д. 293.-226 л.
13. Слепцов П.В. Этнографические материалы. 1904 г.- Там же. Д. 293.-74 л. Шаман. Камлания./ По материалам Якутского научного центра СО РАН и Якутского института языка и литературы. - Якутск: «Якутполиграфиздат»,1993.- 62 с.
14. Шаман. Рассказы о шаманских обрядах. / По материалам Якутского научного центра СО РАН и Якутского института языка и литературы. -Якутск: «Якутполиграфиздат». 1993. 62 с.1. Список информаторов.
15. Васильева Елизавета Егоровна, 1925г. рожд., с. Малыкай Нюрбинского улуса.
16. Винокурова Марина Софроновна, 1966 г. рожд., Среднеколымский улус,научный сотрудник Среднеколымского музея. Гаврильева Дарья Григорьевна, 1917 г. рожд., Тылгынинский наслег,
17. Верхне- Вилюйский улус. 1995 г. Готовцева Мотрена Онуфриевна, 1991г. рожд., с. Танда, Усть-Алданского улуса, 1987 г.
18. Жиркова-Кытахова Татьяна Николаевна, 1903 г.рожд., с. Тойбохой
19. Сунтарского улуса. 1990 г. Захаркина Татьяна Гаврильевна, 1925 г. рожд., с. Черкех, Таттинского улуса. 1995 г.
20. Иванов Дмитрий Иванович, 1904 г.рожд., Жиганский улус, п. Жиганск,1996 г.
21. Неустроев Борис Федорович, 1949 г.рожд., с Байага Таттинского улуса.1996- 98 г.
22. Петрова Александра Михайловна, 1922 г.рожд., с. Кюндэйэ Сунтарскогоулуса, 1993 г.
23. Старостина Анна Алексеевна, 1918 г.рожд.,. Хара-Алдан Таттинскогоулуса, 1995 г.
24. Шадрина Александра Петровна, 1918 г. рожд., Жиганский улус, 1993 г.1. ЛИТЕРАТУРА
25. Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.- Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971. 401 с.
26. Алексеев H.A. Культ Айыы племенных божеств, покровителей якутов: (К вопросу о так называемом белом шаманстве)//Этнографический сборник. -Вып.5.-Улан-Удэ, 1969.- С. 145-169.
27. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX и нач.-XX вв. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1975. -199 с.
28. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюрко-язычных народов Сибхфи. -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1980. 318 с.
29. Алексеев H.A. Шаманизм тюрко-язычных народов Сибири: Опыт ареально-сравнительного исследования. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1984.-233 с.
30. Альманах «Дабаан». М., 1938. - С. 78. (Из олонхо «Дыырай богатырь»).
31. Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня.- Якутск: Кн. изд-во, 1989.- 48 с.
32. Андреев Н.П. Все о якутской лошади, Якутск: Кн. изд-во. 1991. - 70 с.
33. Андросова-Ионова М.Н. Замепш о беременности и родах у якутов./Юлонхо, песни, этнографические заметки, статьи.- Якутск: Изд-во «Кудую>, 1998.- 733 с.
34. Архипов.Н.Д. Древние культуры Якутии.- Якутск: Кн. изд-во, 1989. 188 с.
35. Багдарыын Сулбэ. Мэнэ ааттар.-Якутск: Кн. изд-во, 1979. 183 с.(Наяк. яз.)
36. Багдарыын Сулбэ. Ыал ийэтинэн. Якутск: Национальное книжное изд-во «Бичик», 1994. - 226 с. (На якут. яз.).
37. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм./АН СССР, Сибирское отделение. Бурятский филиал. Институт общественных наук. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1987. - 141 с.
38. Басилов В.Н. Избранники духов.- М.: Политиздат, 1984. -208 с.
39. Белашов Д.М. Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.:
40. Современник», 1985. 369 с.
41. Берг Н.С. Свадебные обряды якутов//Вестник ИРГО.- Ч. З.Отд. 8 СПб., 1853.- с.36-37.
42. Березкин И.Г. По следам наших предков современников.- Якутск: кн. изд-во, 1981.-110 с.
43. Бестужев A.A. Взгляд на старую и новую словесность в России. // Полярная звезда. 1923.
44. Биллингс И. О якутах. Журнал или поденник флотского капитана//Этнографические материалы Северо-Восточной Географической экспедиции 1785-1795 гг. Магадан: Кн. изд-во. 1978.
45. Боло СИ. Прошлое якутов до прихода якутов на Лену: По преданиям якутов бывшего Якутского округа. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. -352 с. (На якут. яз).
46. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII XIX вв.). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996 г.-231с.
47. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса//Традиционные представления саха об окружающем мире: Доклады и тезисы научно-практической конференции.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. с. 7-12.
48. Бурыкина H.H. Якутские обычаи, связанные с рождением ребенка. /Сб. тр. иссл. общ. «Saqa keskile» Вьш.5.- Якутск: Изд.иссл. общ. «Saqa keskile», 1929.- 45 с.
49. ВагнерГ.К.Скульптура Владимиро-Суздальской Руси.- М.:Наука,1964.-188 с. Василевич Г.М. Типы обуви народов Сибири.//СМАЭ, М., 1950. Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов.//СМАЭ Ипм. АН. Т.1. Вып. УПТ СПб.: 1910.-С. 1-17.
50. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы, М.: 1986. 45 с. Виташевский H.A. Из наблюдений якутскими шаманскими действиями. //С6.МАЭ. -1918. T.V. - вып. 1. - С165 -188;
51. Виташевский H.A. Материалы для изучения шаманства у якутов// Записки
52. ВСОРГО по этаографии. Т.П, вып. 2. Иркутск, 1890. - С. 36-48.
53. Востров В.В. Казахи Джинибекского района Западно-Казахстанской области//ТИИАЭ. АНКаз. СССР. А-Лта. 1956. т. 3.- 83 с.
54. Габышева Л.Л. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо//«Язык-миф-культура народов Сибири».- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. 185 с.
55. Гаврильева P.C. Одежда народа саха конца ХУП-середины ХУШ века. -Новосибирск: «Наука», 1998. 144 с.
56. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и пр. достопамятностей. СПб., 1779. Ч.П. - 178 с.
57. Гоголев.А.И. У.Йоханзен и некоторые вопросы изучения верования якутов //Хотугу сулус.(ПолАная звезда) -1972.- Ноябрь СП 1-113. (На якут. яз.).
58. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: Народные знания и обычное право. Уч. пособие.- Якутск: изд. ЯГУ, 1980. -104 с.
59. Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии//Сб. научн. ip. ЯГУ. «Язык-миф- культура народов Сибири». Якутск: изд-во ЯГУ, 1988.- с. 93-102.
60. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XVI ХУШ вв.). - Иркутск: изд. Иркуг. унив-та, 1990. -188 с.
61. Гоголев А.И. Якуты: проблемы энтогенеза и формирования культуры -Якутск: Изд-во «Илин», 1993. -136 с.
62. Гоголев А.И. Мифологический мир якутов: Божества и духи-покровители. Якутск: Изд-во Центра культуры и искусства им. Кулаковского, 1994. - 29 с.
63. Голикова. А. Якуты: Очерк/ Читальня народной щколы.- СПб., 1907.- 44 с.
64. Гольцман Е.Е. Дурной глаз. Книга об обычаях и суевериях народов мира. -М.: Изд-во альманаха «ВЕСЫ», 1991 59 с.
65. Гурвич И.С. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекского районаУ/Сборник материалов по этнографии якутов.- Якутск, 1948.- С. 74-94.
66. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М: Наука, 1977. - 247 с.
67. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (В 4 т) М.: Изд. центр «Терра,», 1995.
68. Дутаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М.: Наука, 1991. - 300 с.
69. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов олонхо. М.: Наука, 1983. - 246 с.
70. Зверев С.А. СуоЬалдьыйа Толбонноох.//С.А.Зверев. Аман эс. (Избранное). Якутск: кн. изд-во. 1971. 291 с. (Наякут.яз).
71. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: кн. изд-во, 1976. - 60 с,
72. Зыков Ф.М. Якутское бэлэпчи и его этнографические параллели. // «Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии». Российская АН. Сибирское отделение.- Новосибирск: Наука, 1993.- 263-268 с.
73. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у яасутов. ХУЛ век. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1966. 268 с.
74. Иванов С.Ф. Элементы защитного доспеха в шаманской одежде народов Зап. и Южной Сибири.//Этнография народов Алтая и Зап. Сибири. -Новосибирск, 1978.
75. Иванова-Унарова З.И. Якутская коллекция в Американском музее естественной истории.//Диалог музей и общество. Материалы международной научно-практической конференции. Якутск, 2001. - 83 с.
76. Идее Избраднт, Бранд Адам. Записки о русском посольстве в Китай /16921695/. М.: Наука, 1967. - 404 с.
77. Ионов В.М. Орел в воззрениях якутов//СМАЭ.- Т.1. Вып. XVI. -Петроград, 1913. - 13 с.
78. Йохельсон В.И. Очерк зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе. СПб.: изд. На средства А.И. Громовой, 1898. - 167 с.
79. Историко-этнографический атлас Сибири / Под. Ред. М.Г. Левина, А.П. Потапова-М.; Л.: Изд. Ан СССР, 1961.- 498 с.
80. История Якутской АССР. В 3 т. М.; Л; 1975. - 302 с.
81. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - 240 с.
82. Константинов И.В. Одежда и украшения якутки. Якутск: Якуткнигоиздат,1971.- 68 с.
83. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVI11в.: По материалам погребений. Якутск: Якуткнигоиздат, 1971.-212 с.
84. Константинов И.В. Раскопки шаманского костюма. //Сб. науч. работ Якутского музея им. Е. Ярославского. -Вып. IV. Якутск, 1966. - с.222-229.
85. Кочешков.Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -середины XX века. М.: Наука, 1979. - 206 с.
86. Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народностей Амура. Под ред. Ч.М. Таксами. Хабаровск: кн. изд-во. 1982. - 274 с.
87. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар. Ч.П. Якутск: нац. кн. изд-во, 1992.315 с.
88. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды: (публикации 1928 1929 гг.) - Якутск: Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992. - 318 с.
89. Кулаковский А.Е. Научные труды / Подг. к печати Н.В. Емельянов, П. А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1997.- 484 с.
90. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований древних якутов. Записки Якутского краеведческого общ-ва. Кн. 1. Якутск: Тип. НКП, 1923. -108 с.
91. Кулаковский А.Е. Ырыа-хоЬоон. (Песни-стихи). Якутск: Як. кн. изд-во, 1978.-294 с.
92. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (1 половина ХУШ в.). Магадан: кн. изд-во. 1983. - 176 с.
93. Лобачева Н. П. О чем может рассказать головной убор. // Азия и Африкасегодня. 1966 Март. - с 23-24.
94. Лобачева Н.П. Паранджа, ритуальный костюм или свадебная одежда.// Азия и Африка сегодня. 1995 - август. - с. 72-80.
95. Лукина А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. -175 с.
96. Маак Р.К. Вилюйский округ якутской области. 2-е изд. - М.: АО. «Яна», 1994. -576 с.
97. Маски народов Сибири. Под ред.С.В. Иванова. Л.; «Аврора » 1975.
98. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.- М.: Наука, 1978.- 207 с, илл. 3 л.
99. Материалы по истории Якутии ХУП. Документы ясачного сбора. Ч. Ш.Якутск: Кн. изд-во. 1962.- 102 с.
100. Маясова Н.А. Древнерусское шитье.- М.: «Искусство». 1971.- 34 с, с илл; 56 л. илл.
101. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. ч.П. Север и Восток в естественном-историческом отношении. Отдел У1. Коренные жители Сибири-СПб., 1878. 0,619-833.
102. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. / Гл. ред. С.А. Токарев. -М.: Сов. Энциклопедия, 1980. 670 с.
103. Народы России: Этнографические очерки. Т.2. Ч.П. - СПб., 1880. - 252 с.
104. Нейман К.К. Несколько слов о торговле и промышленности северных народов Якутской области. // Изв. Сиб. Отдела Императорского Русского Геогр. Общ-ва. Иркутск. 1872. - Т. 23. №2. 25 мая.
105. Неустроев. Б.Ф. Якутские орнаменты. Якутск: «Полиграфист» ЯНЦ СО РАН, 1989. - 98 с.
106. Новгородов И.д. Археологические раскопки музея: Некоторые предварительные данные//Сб. научных ст.- Вып. 1.- Якутск, 1955. 138-162 с.
107. Новгородова Л.И. Кровная месть или воинский долг?// Традиционное представление саха об окружающем мире. Якутск: изд-во ЯГУ, 1998. - С. 1821.
108. Носов М.М. Стилизованные признаки HigrrcKoro узора// Материалы по этнографии якутов. Якутск: гос. изд-во, 1948. - с. 110-116.
109. Носов М.М Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов/Сборник научных статей ЯКМ. Выпуск II. - Якутск: Я1оггское кн. изд-во, 1957. - С.116-152.
110. Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов XVH-XVIII веков//Сб. научных статей ЯКМ. Вып. 1. -Якутск: Якутское кн. изд-во, 1955. - С.84-136 .
111. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII нач. XX вв. (Альбом цв. рисунков.) АН СССР. - Якутск: Кн. изд-во, сиб. отделение, 1988.-Илл. 103 л.
112. Нюргун Боотур Стремительный. (Героический эпос). Якутск: Кн. изд-во, 1975.- 429 с.
113. Ойунская СП. . О шамане Протасове, и С.В.Андреев Хахха. Шаманские камлания. // В сб. ЯИЯЛИ. Шаман. Ч. I и П. - Якутск, - 1993. - 6-32 с.
114. Ойунский П.А. Собрание сочинений в семи томах. Том 7.- Якутск, 1992.276 с.
115. Окладников А.П. История Якутской АССР. 4.1. Якутия до присоединения крусскому государству. М.; Л, 1955. - 432 с.
116. Окладников А.П. Шибаева Ю.А. К истории якутской орнаментики/Труды института языка, литературы и истории. Вып. 1.(6). Якутск: Як. кн. изд-во, 1959.- С 5-11.
117. Описание якутов//Северный архив. ч.З. вып 16- СПб., 1822. - 26с.
118. Павлова И.П. Семантическая мотивация эфремизмов животных в табуированной речи (на материале якутского языка)//«Язык-миф-культура народов Сибири». Вып. IV. Якутск: 1995. - 161-170 с.
119. Пекарский Э.К. и Васильев В.Н. Плащ и бубен якутского шамана. //Материалы по этнографии России. Т.1. СПб., 1910. - с. 93-116.
120. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: В 3 т. 2-е изд.- М.; Л.: Изд-во АН СССР. - TJ. - 1958; Т.П. -1959; Т.Ш. - 1959. - 3858 стб.
121. Песни-стихи. Якутск: Кн. изд-во. 1944.- 201 с.
122. Петров Н.М. Что означает слово «бууктаах сон» //«Дьюегэ». Приложение к газете "Якутия". 1992. Вып 6.
123. Петров Н.М. Этнография и топонимика.- Якутск: «Полярная звезда», 1989. С.53.
124. Петрова СИ. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков.-Якутск: кн. изд-во «Бичик», 1999. -80 с.
125. Попов A.A. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа. // Сб. МАЭ АН СССР т П.- М.,Л.: изд. АН СССР, 1949. - 255-323 с.
126. Попов Г.А. Якуты в XVH веке. (По описаниям произведенным в 1769 и 1785 г.г. в г. Якутске). // Сборник трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». Вып. 1. Якутск: кн. изд., 1925. - с. 5-13.
127. Потапов Л.П. Очерки истории Шории. М.,Л., 1936. -86 с. Предания, легенды и мифы саха (якутов)/Сост. HA. Алексеев и др.-Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. -394 с. (Памятники фольклора народов Сибири и дальнего Востока).
128. Прокофьева. Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири. // СМАЭ. Вып. XXVn. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX нач. XX века.-Л.: Наука. - 1971.-с. 5-101.
129. Припузов Н.П. Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа: Собраны по программе HH. Агапитова народным учителем Н. Припузовым// Изв. ВСОРГО. -вьш.15.-СПб, 1884. 59-66 с.
130. Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда. Якуты //Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 207-231.
131. Прыткова Н.Ф. Головные уборы. Якуты // Там же. С. 321-332. Расторгуева Л.Н. Средства индивидуальной защиты человека на севере: Традиции и современные разработки. Якутск: Типография «Кудую>, 1999. - 94 с, илл. 12 л.
132. Романова E.H. «Люди солнечных людей с поводьями за спиной»: (Судьбав контексте мифоршуальной традиции якутов).- М.: Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии РАН, 1977. 200с.
133. Романова E.H. Якутский праздник Ысыах: Истоки и тфедставления -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. 160 с.
134. Русский народный костюм. М., «Сов. Россия». 1989.-370 с.
135. Русско-якутский словарь. Около 28500 слов. Под ред. П.С.Афанасьева и Л.Н. Харитонова. М.: «Сов. Энциклопедия», 1968. - 720 с.
136. Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура//История культуры Древней Руси. Т. II. - М.,Л.: изд-во АН СССР, 1951. - с. 396-464.
137. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян/ТИстории русского искусства.- T.I. -М.: Гос. изд-во «Искусство» 1953. С. 256-390.
138. Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. //Музей народного искусства и художественные промыслы. Сб. тр. НИИХП., ВЫП.5. М.: Изд-во «Искусство», 1972.- с. 96.
139. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян./ РАН. Отделение истории. Институт археологии.- М.: Наука, 1994. 608 с.
140. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов XIX начало XX века. - Новосибирск: Наука. 2001.-172 с.
141. Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. М.: Гос. изд. геогр. лит., 1952.- 326 с.
142. Сафронеев П.С. Явуты в первой половине ХУШ века. ~Якутск.: кн. изд-во, 1972.-С. 46.
143. Саха фольклора. (Якутский фольклор).- Изд.2. Новосибирск: «Наука» Сибирская изд. фирма РАН, 1996.- 335 с. (На якут. яз.).
144. Семенова З.Ф. Анатомический микрокосм и мифологическая анатомия. //Традиционные представления саха об окружающем мире. Якутск: изд. ЯГУ, 1998.-С. 47-49.
145. Семенова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак//Духовная культура в жизни этноса. Якутск: изд. ЯГУ, 1991.- с.27-35 .
146. Серошевский В.Л. Якутские рассказы, повести и воспоминания. Якутск: типография «Кудук», 1997. - 591 с.
147. Серошевский В.Л. Якуты. (Опыт этнографического исследования.) 2-е изд. -М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.
148. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов: XIX начала XX вв. - Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 160 с.
149. Стрелов Е.Д. Одежда и украшения якутки в первой половине XVIII в. (По археологическим материалам.). // Сов. Этнография. Вып. 2-3. Якутск: 1937. -С.46.
150. Слепцов А. О верованиях Я1от"ов Якутской области. // Изв. ВСОРГО.-1886. -Т. 17,вып. 12.-С.119-136.
151. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер.с англ. -М.: Политиздат, 1989.-573 с.
152. Толстова Л.С. Каракалпаки Ферганской долины. Нукус, 1959. 63 с.
153. Токарев С.А. Шаманство у якутов в XVII веке // Советская этнография: сборник статей. М.; Л., 1939. - С. 88-103.
154. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. // Этнографические изучение знаковых средств культуры. Ленинград. 1989.
155. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. / А.М. Сагалаев, A.M. Октябрьская. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. -208 с.
156. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) якутов. Казань: типолитография Императорского университета, 1903. - 185 с.
157. Трощанский В.Ф. Наброски о якутах Якутского округа. Казань, 1911.- 46 с.
158. Уваровский А. Воспоминания. Якутск: Нац. кн. изд -во, 1992. - 52 с. (На якут. яз).
159. Федоров Г.Е., Егоров Н.Ф. Сэргэ тэрдюгэр сэсэн. (Сказы около коновязи.). -Якутск: Кн.изд-во, 1991. 159 с. (на якут, яз.)
160. Филиппов И. Итэгэл тэрдэ. Вып. 42 (115) 2001.- 26 окт. (на як. яз.)
161. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1986.- 325 с.
162. Хомич Р.В. Одежда камчатских ненцев/Юдежда народов Сибири. МАЭ -Л. 1970.-С. 105-162.
163. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа./Под.ред. чл.-кор. АН СССР В.Г. Базанова; Вступ. Ст. В.Г. Базанова и Н.В. Емельянова.-Л.: Наука. 1969.-438 с.
164. Шамаев Н.К. Защита шамана.//Якугск вечерний. 1998 - выпуск 123.
165. Элиаде М. Шаманизм: Архаическая техника экстаза. Киев: София, 2000.472 с.
166. Эргис. Спутник якутского фольклориста. Якутск: кн. изд-во, 1946. - 95 с.
167. Эргис Г.У. Исторические предания якутов. Ч. 1. Якутск: кн. издво, 1960. -256 с.
168. Эргис. Очерки по я1сугскому фольклору. М.: Наука, 1974. - 402 с.
169. Этнокультурные контакты народов Сибири / Под. Ред Ч.М.Таксами. Л.: Наука, 1984. - 142 с.
170. Ядамсурен У. Народный костюм МНР. У-Б. 1997. Из серии альбома.
171. Якутия в ХУЛ веке. Сборник. Под ред. Бахрушина С.В, Токарева С.А. -Якутск: кн. изд., 1953. 208 с.
172. Якутско-русский словарь. 25300 слов. Под ред П.А.Слепцова. М.: «Сов. Энциклопедия», 1972. - 608 с.
173. Якутские сказки./Сост. Д.К. Сивцев. Якутск: Гос. кн. изд., 1990. -336 с.
174. Stralenberg. Das Nord-und Oestliche Theil von Europa md Asia, etc
175. Stockholm, 1730. //»Известия Общества археологии, истории и этнографиипри Казанском университете», 1893, т. XI, вып. 3.164