автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Общественная мысль башкир как социокультурное явление
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественная мысль башкир как социокультурное явление"
На правах рукописи
КУЧУКОВ РУСТЕМ РАВИЛЕВИЧ
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БАШКИР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Уфа 2006
Диссертация выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Галимов Баязит Сабирьянович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Азаматов Дамир Мустафеевич
кандидат философских наук, доцент Байгильдин Риза Мирзаевич
Ведущая организация: Уфимский государственный авиационный технический университет
Защита состоится «22 » декабря 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32, Башгосуннверситет, главный корпус, ауд. 01.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.
Автореферат разослан «22 » ноября 2006г.
Учёный секретарь диссертационного совета,
доктор философских наук, профессор (/) С.МЛоэяяева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Астуальность темы исследования. Представляется актуальным проследить эволюцию взглядов башкирского народа и его мыслителей с тем, чтобы показать, как от эпохи к эпохе происходила трансформация представлений о мире, обществе и человеке.
Второй аспект, актуализирующий тему нашего исследования, - это тенденция роста национального самосознания. В этой связи представляется важным исследование этого социального феномена, выяснение факторов, способствующих его изменению.
Третий аспект актуальности связан с тем, что на рубеже XX и XXI веков не только социальный, но и культурный опыт многих народов находится в процессе модернизации. Можно констатировать, что меняется и культура межнационального общения, и образ жизни, и система ценностей разных народов, изменяются модели адаптации к происходящим изменениям. Общественная мысль играет важную роль в общественной жизни, является действующим институтом демократизации общества. В демократических странах законодательная, исполнительная и судебная власти считаются с общественной мыслью, как «четвертой властью» и уделяют большое значение ее изучению. Вообще уровень изучения и учет общественной мысли является показателем уровня демократизации общества. В условиях демократизации и коренного обновления всех сфер общественной жизни в России, с одной стороны, идет бескомпромиссное, критическое переосмысление достижений прошлого, а с другой стороны, — скрупулезный поиск рациональных зерен предшествующего национального опыта.
Отсюда четвертый аспект актуальности темы исследования связан с проблемой воздействия идей башкирских мыслителей на современное социальное развитие России и Республики Башкортостан. Анализ идей представителей общественной мысли Республики Башкортостан дает возможность новым поколениям оценить этническую и религиозную самобытность башкирского народа, особенности его мироощущения и миропонимания.
Таким образом, недостаточная разработанность этой темы в отечественной научной литературе делает ее изучение своевременным и актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Разработку поставленной проблемы ведут представители разных наук. Это философы, социологи, культурологи, историки, этнографы, антропологи, психологи и др. Им принадлежат теоретические и методологические разработки проблем становления и развития общественной мысли. Как на уровне
понятий, так и на уровне персоналий раскрывается конкретно-историческое содержание различных идей, течений н явлений. Характеризуется внутреннее содержание, и диапазон восприятия в общественной мысли базовых понятий: народ, национальный дух, нация.
Особый интерес для нас представляют работы классиков: Ф.Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, Г.Ф.В.Гегеля, Д.Дидро, О.Конта, И.Г.Фихте; современных зарубежных социологов - Г.Бсккера, А.Боскова, X. Барнса и Дж. Гертцлера.
Особое значение для нас имеет наследие Г.В, Плеханова. В своих работах он исходил из исторического материализма об определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания и из объективных условий развития общественной жизни выводил ход развития общественной мысли.
Взаимоотношения общественной мысли и общественного сознания стали предметом исследования таких авторов, как Л. А. Коган, В.Ф.Зыбковец, М.Н.Сочнев, Б.С.Украинцев, В.Н.Конев и др.
Работы В.И.Чудинова, В.И. Сабировой посвящены рассмотрению общественной мысли с позиций обыденного сознания; А.К.Уледова - с позиций общественной психологии; А. И. Петру хина и Г.Н.Степанова - с позиций общественного мнения.
В исследованиях Т.И.Ильинич, Ю.В.Бромлея, С.А.Арутюнова, Н.Н.Чебоксарова, С.М.Шнрокогорова и др. общественная мысль рассматривалась в качестве основополагающего признака народа, содержатся мысли о ее истоках и содержании.
Понятия «национальный характер», «души нации», «национального самосознания» получают широкое распространение в трудах русских славянофилов - К.С.Аксакова, И.С.Аксакова, И.В.Киреевского, А.Хомякова, в концепции культурно-исторических типов О.Шпенглера и Н.Я.Данилевского, в трудах философов русской эмиграции НА. Бердяева, П. Струве, С.Н.Трубецкого и др.
Поскольку после вхождения в состав Российского государства неизведанная и далекая Башкирия с необычной этнографией и загадочной культурой стала объектом внимания зарубежных и отечественных исследователей, ученых к путешественников, то нам оказались полезны работы П.И.Рычкова, И.Т.Георги, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, Н.П.Рычкова, И.П.Фалька, побывавших и в Башкирии и собравших обширный материал, в котором содержатся сведения о природе края, хозяйстве, быте, культуре башкир, наблюдения о специфике и отличительных чертах «племенного характера» и мировоззрении коренного населения.
В XIX веке круг исследователей расширился, проблемы национальной самобытности,, систематизации черт башкирского национального духа
занимают значительное место в грудах В.А.Арнольдова, И.Казанцева, М.В.Малахова, Н.Малиева, П.Назарова. Д.П.Никольского, С.Г.Рыбакова,-В. М.Черем шанского, ПЛ.Юдина и др.
Различные аспекты духовности активно исследованы представителями философской школы Башкортостана: Т.Г.Султангузииым, Г.С.Исмагиловым, Д.М.Азаматовым, Д.Ж.Валеевым, Ф.С.Файзуллиным, А .X .Ви льдановым, Г.С.Кунафиным, С.М.Поздяевой, А.В.Лукьяновым, 3-Я.Рахматуллииой, А.Н.Семеновой и др.
Для современных представителей примордиального подхода (К.Гирц, Э.Смит, Ю. Бром лей, М.Н.Руткевич, А.Н.Малинкнн, Н.Н.Моисеев, В.И.Козлов, А.С.Баронин, В.Г.Ьабаков, В.М.Семенов, А.В.Гулыга, В.А.Махнач, Э.А.Лоздняков, С.А.Кравченко и др.) нация рассматривается как объективно данная реальность, высший этап развития народа.
1 Объект диссертационного исследования - национальный дух башкир как объективация общественной мысли.
Предмет исследования - общественная мысль башкир. Цель исследования - выявить основные ориентиры общественной мысли башкир и определить их значение для современного общества. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- обосновать теоретические и методологические принципы изучения общественной мысли как философской проблемы. ■ '
- выявить факторы, влияющие на процесс изменения общественной мысли башкир;
- исследовать взаимосвязь национального духа и общественной мысли башкир; '
- определить значение общественной мысли башкир для современного общества.
Методологические и теоретические основы исследования, Методологической основой исследования общественной мысли являются: социокультурный подход и принцип историзма.
Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, социологии, истории, культурологии, психологии И др.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором:
• обоснована сущность категории «общественная мысль», которая для башкир становится средством самозащиты и сплочения не в хозяйственно - экономическом, политическом, а прежде всего личностном отношении;
• раскрыта взаимосвязь общественной мысли и национального духа;
• доказано, что на процесс изменения общественной мысли башкир влияют: мифы, традиции, обычаи, религия и общественно-политическая ситуация в крае в тот или иной период;
• обоснована мысль, что общественная мысль башкир актуальна для современности и заключает в себе огромный духоформнрующий потенциал, способный ■ помочь современным поколениям в преодолении нынешней безграмотности.
Теоретическая н практическая значимость работы^ Теоретическая значимость работы состоит в том, что несмотря на широкий и разноплановый охват, вопросы функционирования и развития общественной мысли бащкир еще не ставились и не изучались как целостная и относительно самостоятельная социально-философская проблема. Кроме того, в работе осуществлена ретроспектива истории башкирской культуры: внутренняя периодизация исследуемого феномена основана на хронологии важных событий российской истории применительно к региональным условиям Башкортостана.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработ ке методик изучения общественной мысли различных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены при подготовке специальных курсов по философии, социологии, культурологии, ПСИХОЛОГИИ в высших и средних учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе: Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2004 г.); Литовских чтениях (.Уфа, 2005); «Российское общество и государство: политика, экономика, право» (Уфа, 2006); Международная научно-практическая конференция «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2006); IX Республиканская научно-практическая конференция «Башкортостан как субъект Российской Федерации: политике»- правовые, социально-экономические, историко-гуманитарные и философские аспекты» (Уфа, 2006); Вторых Садыковских чтениях (Уфа, 2006), а также нашли отражение в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил I пл.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 160 наименований. Общий объем диссертации - 157 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется цель и задачи исследования, объект и предмет, характеризуются методологическая база и научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, ее апробация.
В первой главе диссертации «Теоретике-методологи чес кие аспекты исследования общественной мысли как философской проблемы» выявлена связь общественной мысли с историей народов, их культурой и национальными традициями.
В первом параграфе «Общественная мысль как категория социальной философии» на базе широкого круга источников раскрывается категория «общественная мысль». Автор показывает, что становление данного понятия происходило в первой половине XIX в., а первое его употребление в современном значении зафиксировано в статье H.A. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», где говорится о «состоянии общественной мысли и нравственности в России».
Диссертант присоединяется к существующей в литературе точке зрения, что общественная мысль имеет отношение лишь к тем взглядам, представлениям и теориям, которые более или менее адекватно охватывают общественную жизнь, ее характерные моменты и оказывают определенное влияние на общественные отношения, имеют общественный резонанс.
Автор показывает, что общественная мысль, вырастая из обыденного сознания, общественной психологии, общественного мнения и общественных настроений, постепенно достигает своей высшей теоретической ступени развития. При этом под общественной мыслью начинают понимать систему идей и взглядов, в которой осознаются и оцениваются взаимоотношения людей, социальные проблемы, устанавливаются конечные цели социальной деятельности.
Однако, указывает автор, понятие «общественная мысль» признается большинством исследователей более точным, и, вместе с тем, менее ангажированным, по сравнению с большинством терминов, включающих понятие «идеология». В современных условиях изучение духовной жизни общества с опорой на понятие «общественная мысль» позволяет избавиться от излишней политизации.
Общественная мысль, отображая прошлую и настоящую общественную жизнь, в то же время сама влияет на нее, нередко предугадывая ее дальнейшее развитие, содействуя ее активизации, вызывая новые общественные движения или, наоборот, замедляя ее, способствуя консервации идей и взглядов. В общественной мысли присутствует и
прошлое, и настоящее, и будущее в виде различного рода прогнозов, утопий и т.д.
Лвто приходит к выводу, что общественная мысль - это осознанное отображение тех или иных процессов, явлений, событий общественной жизни (в отличие от мировосприятия, являющегося лишь ступенью на пути формирования мировоззрения), предполагающее нравственную и социальную оценку явлений реальной исторической действительности. При этом под общественной мыслью диссертант понимает особое состояние массового сознания: чувство, суждения, национальный дух, идеи, взгляды.
Во втором параграфе «Исторические этапы формирования общественной мысли башкир» рассмотрены общественно-политические и идейные предпосылки формирования общественной мысли башкир.
Автор совершает небольшой экскурс в историю становления башкирского этноса, показывая, что общественная мысль башкир отличается дискретным (прерывистым) характером. Диссертант полагает, что каждый из периодов становления башкирского этноса резко отличался от предыдущего и от последующего и характеризовался своеобразием и внутренним единством. Вместе с тем переход от одного социокультурного этана к другому осуществлялся не постепенным, эволюционным путем, а в результате достаточно резкой, внезапной «ломки» целостной и единой социокультурной системы.
Первый период формирования общественной мысли башкир связан со становлением башкирской народности и объединением союзов башкирских племен. Общественная мысль этого периода представляет собою часть духовной культуры башкирского общества и связана с его литературой, музыкой, искусством, этикой, Общественная мысль этого периода «прорастает» прежде всего из произведений фольклора.
Как известно, фольклор имеет разные жанры - это произведения народного эпоса (по-башкирски - кубаиры), легенды и предания, народные сказки, народные песни. В них башкирский народ осмысливает и перерабатывают опыт предшествовавших поколений.
Общественная мысль этого периода подвижна и динамична, как и отображаемая в ней реальная жизнь. Специфика общественной мысли в том, что это размышление общества о самом себе. Характерной чертой зарождающейся и формирующейся общественной мысли любого народа, указывает автор, является сосредоточенность внимания человека на нравственных отношениях, на проблемах добра и зла, на вопросах справедливости и свободы. Письменные источники общественной мысли весьма разнообразны. Некоторые из них написаны на арабском языке. Это -
сведения арабских путешественников, всевозможных миссионеров, распространявших ислам.
Второй период в истории формирования общественной мысли башкир -начало монголо-татарского нашествия. Хронологические рамки этого периода - XIII - середина XVI и начало XVII веков.
В этот период башкиры потеряли свою свободу н были вынуждены, в силу обстоятельств, приспособиться к господствующему порядку. Однако среди представителей башкирского народа всегда находились люди, которые не принимали навязываемые стереотипы поведения, пытались сохранить свою самобытность. Это были создатели народного эпоса и легенд, отразившие стремление башкир к национальной свободе.
Кроме того, подчеркивает автор, к новым источникам формирования общественной мысли нужно отнести записи генеалогического древа знаменитых башкирских фамилий - шежере. Шежере прежде всего ценны тем, что по ним мы узнаем, как мыслили башкиры в ХУ-ХУН веках.
Третий период в истории формирования общественной мысли -создание Московского государства и утверждение русского самодержавия, период вхождения Башкирии в состав России и до введения в 1798 году системы кантон н ого управления. Это эпоха кровавых башкирских восстаний против национально-колониального гнета характеризуется подъемом национально-освободительного движения и большой напряженностью общественных настроений.
Вместе с тем это время, когда под влиянием государства России и русской культуры произошли радикальные изменения не только в способах хозяйствования и правовом положении башкирского населения, но в его политическом мышлении, в его культуре. Нужно отметить, что в этот период в общественную мысль проникают европейские стереотипы мышления, европейские критерии оценки социальных явлений.
Четвертый период формирования общественной мысли начинается с введения кантонного управления для усмирения башкирского края. Следует отметить, что с переходом в военное сословие жизнь башкир стала строго регламентированной: ограничивалась свобода передвижения (переезд башкир на жительство в соседние губернии); было запрещено башкирское самоуправление. Были запрещены традиционные башкирские Йыйыны (съезды), являвшиеся не только праздником, где происходили скачки, национальная борьба и другие виды состязаний, но и собранием для решения общественных дел. Иыйыны служили единственным местом для неофициальных встреч представителей родов (волостей). Эти нововведения не могли не отразиться на формирование общественной мысли башкир.
Важнейшими источниками, отражающими общественную мысль, являются письма и челобитные башкир русским царям, генерал-губернаторам и другим представителям колониальной администрации,
В письмах башкир, отразились многие стороны жизни башкирского общества. Особняком среди письменных источников стоят наказы башкир различных провинций депутатам Уложенной Комиссии, составленные в 1767 году. Между тем, они являются самыми уникальными документами, поскольку дают комплексное представление о проблемах башкирского общества накануне Крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева.
Ценным источником общественной мысли башкир являются народные песни этого периода, из которых можно почерпнуть немало информации о социальных реальностях.
Кроме того, в числе источников, отражающих общественную мысль, могут быть названы материалы следствия по делам бунтовавших башкир. Они ценны тем, что характеризуют образ мыслей известных людей Башкирии в экстремальной ситуации. В этом отношении интерес представляют допросы Сала вата Юлаева, Юлая Аз нал и на, Кусяпкул-батыра и др.
Пятый период формирования общественной мысли башкир охватывает 1865-1917 гг. и характеризуется превращением гордых и независимых кочевников в традиционных российских крестьян.
В этот период к башкирам начинает проникать капитализм, край заселяется в огромных количествах небащкирским населением, башкирское население перестает количественно преобладать над пришлым.
Шестой период - Октябрьская революция 1917 г., период советской власти, период получения башкирами автономии и тотального господства идеологии большевизма.
Немалое значение для развития гуманистической ориентации философской и общественной мысли этого периода имели публикации книг башкирских ученых-эмигрантов на русском и башкирском языках. Речь идет о трудах известных исследователей в области тюркологии - Заки В ал иди Тогана, Абдулкадира Инана и Галимжана Тагана.
Начало нового, седьмого периода - август 1991 г. Он связан с распадом СССР и объявлением в октябре 1990 года Башкортостана суверенной республикой.
Завершая анализ, автор делает вывод, что структура башкирской общественной мысли подчинена предложенной схеме периодизации, но она может изменяться в зависимости от привлекаемого материала, от необходимости актуализации той или иной темы и в связи с теми или иными обстоятельствами.
Вторая глава диссертации «Общественная мысль башкир как объективация национального духа» посвящена анализу национального духа и его преломления в общественной мысли башкир.
Автор считает, что не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок человека, общества в различные исторические эпохи позволит приблизиться к пониманию конкретных черт национального духа башкир, увидеть типологическое единство его активности во всех сферах национально-общественной жизни. Поэтому изучение общественной мысли в осмыслении национального духа, имеет огромное значение не только для башкир, но и для других народов, населяющих регион.
По мнению диссертанта, национальный дух есть совокупный результат качественного состояния национальной действительности. Любой народ, озабоченный своей судьбой, призван заботиться о совершенствовании и обогащении своей духовности.
В первом параграфе «Соииодинамика национального духа и его преломление в общественной мысли башкир» раскрывается сущность и своеобразие национального духа.
Рассмотрение общественной мысли в единстве разнообразных аспектов, на взгляд автора, является одной из задач социальной философии. Автор присоединяется к мысли Д.Ж. Ванеева, что исследование общественной мысли любого народа состоит в ценностном видении культуры; оценивать и комментировать общественную мысль нужно не с точки зрения того, что не сделано или что могло бы быть сделано, а попытаться понять внутренний мир и нравственно-психологические установки и ориентации человека той или иной культуры.
Нам представляется, что своеобразие общественной мысли обусловлено рассмотрением ее, как особого явления духовной жизни общества и составной части общественного сознания, выступающего в форме национального духа. Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа, дух, - так и всякая национальная целостность есть единство местной природы, характера народа и склада мышления. Следовательно «национальный дух» - это категория, которую можно соотнести с более объективными основаниями: тип природы, культура, язык.
Проблема развития национального духа приобретает сегодня особую значимость в связи с экономическими, политическими, культурными процессами, происходящими в российском обществе.
Автор показывает, что еще древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, отмечали, что каждый народ имеет специфические черты, отличающие его от других народов.
Поэтому определяющее значение имеет начало народности как синоним национального духа; нет подлинного государства и подлинной нации без лежащего в их основе, раскрывающегося в национально-государственном единстве народного духа. И как всякий метафизический фактор, национальный дух определяет не только эмпирическую реальность государства и нации, но и тот идеал, к которому они должны стремиться.
Накопленный духовный опыт башкир передается через различные традиции, обычаи, этнокультурные связи, танцы, песни, легенды, сказания; материальная культура тоже не забывается, хотя и изменяется с течением времени. Все это не могло не сказаться на процессе формирования национального духа. Главное качество национального духа, очевидно выражающее его собственную природу, это качество социально-культурное. Последнее — суть сила разумной организации социальной жизни, её самобытного осуществления, когда сознание идеологически не доминирует над ней, но органично выражает жизненные подспудные стремления исторически сложившейся коллективности. Сфера национального духа очерчивается кругом интенций, мифов и символов самосознания, идеальных ценностей, образов истины и смыслов жизни, определяющих архетип и ческий смысл, контекст, стиль культурной деятельности творческих представителей этноса.
Автор отмечает, что дух народа сильнее внешних факторов, которые рождаются эпохой или создаются внешним мировым окружением. Народный дух исходит из самой жизни народа, является его жизнью и прекращается лишь с существованием народа.
Национальный дух как совокупность душевно-духовных особенностей (свойств) башкирского этноса проявляется в наиболее типичных для него моделях поведения, в оригинальном образе мыслей и складе ума.
Во-первых, национальный дух народа - это его мировоззрение, т.е. способ миропонимания, мпрочувствования и мироотношения, который во многом обуславливает организацию духовной и материальной жизнедеятельности башкир, является одной из существенных черт, определяющих своеобразие и неповторимость ауры национального бытия.
Во-вторых - это национальный характер,' выражающийся в своеобразном психическом строе чувств, настроений и эмоций, в привычках и вкусах, в ценностных орнентациях и установках, формирующихся непосредственно под влиянием природно-географической среды, социально-экономического и историко-культурного бытия башкирского народа. В-третьих - это национальная культура, в явлениях (феноменах) которой опредмечены (объективированы) особенности башкирского мировоззрения и менталитета. Национальный дух - факт культурно-исторический, общественный.
Автор подчеркивает, что пока жив народ и его дух, пока у народа есть достаточная сила духа, он будет возрождать свою культуру в ее системе принципов и ценностей постоянно, меняя лишь форму применительно к каждой эпохе. Причем, дух толкает народ на реализацию себя до тех пор, пока жив народ как его носитель. Лишь гибель народа и культуры способна остановить дух.
Национальный дух результат долгой, кропотливой деятельности всего народа, итог его размышлений о своем месте в мире, о достойной истинной жизни. Национальный дух непосредственно принимает участие в передаче из поколения в поколение обычаев, основных особенностей национальной психологии и национального характера, менталитета, вплоть до трудовых навыков. Национальный дух осмысливает и перерабатывает опыт предшествовавших поколений. Именно национальный дух, в конечном счете, и придает общественной мысли национальное своеобразие.
Второй параграф «Основные проблемы_щ общественной , мысли и их влияние на соииальную жизнь современного Башкортостана» посвящен выявлению воздействия общественной мысли на современное социальное развитие.
Сегодня башкирская интеллигенция, также как и российская, во властных структурах, в политических партиях, в средствах массовой информации, в учебных и научных учреждениях до конца не разобралась в том, что какой цивилизационный тип представляет наше общество. Вместо раскрытия сущего, по сути дела, все свелось к банальности: принадлежим ли мы к Европе или Азии. Географически - да, ко за Уралом есть еще Сибирь и Дальний Восток, с которым взаимодействуем уже более тысячи лет. Однако это не свидетельствует о том, что башкирские почвы, климат, возможности коммуникаций, типы поселений, условия жизнедеятельности, менталитет и т!п. идентичны Западу или Востоку. Если учесть многонациональный состав башкирского населения,
многоконфессиональность, то становится ясно, что уникальность Башкортостана требует глубокого научного исследования.
Миссия общественной мысли, ее место и роль, на взгляд автора, определяются главным образом тем, как она помогает простым людям обустраивать повседневную жизнь, адаптировать к социальным изменениям. А для этого, полагает автор, необходимо выделить критерии научности общественной мысли.
Первым основанием, закладывающим научность общественной мысли, является систематичность, предполагающая анализ причин тех или иных событий, механизмов их обнаружения и разрешения конфликтов. Важно
выделить то, что объединяет, заинтересовывает, укрепляет, обеспечивает сотрудничество.
Следующее основание можно обозначить как соблюдение принципа историзма. Фундаментальных суждений в области обществознания не так много. Большинство все же привязано к определенному времени и к тем обстоятельствам, которые их вызвали. Выражение «истина — конкретна» имеет и временное измерение. Часто принято цитировать авторов времен эллинов, римлян, Возрождения, Просвещения и наших современников, не придавая особого значения тому, когда, в каких исторических условиях они были высказаны, по поводу каких исторических событий, как с течением времени проявили себя (оправдались или были отвергнуты) и т.д. Внешне это выглядит как эрудиция, богатство исторических источников, многообразие научного аппарата, а на самом деле все это никак не применимо к анализу общественной мысли, которые протекали или протекают в Башкортостане. Возможно, что именно по этой причине мы постоянно сталкиваемся с глубоким противоречием: в стране много обществоведов, издана практически вся литература, которая была когда-либо написана в Европе и на Востоке, продуцируется обильное гуманитарное знание, а общественные проблемы решаются с трудом.
Особо надо выделить основание, связанное с тем, что общественная мысль определяется национальными культурами, традициями, образом жизни, состоянием отношений и процессов и другими явлениями, значимыми для данных народов в то или иное время их исторического существования. Опыт всего XX века отчетливо доказал, что заимствование, тем более копирование зарубежной мысли и практики (как левой, так и правой) - дело далеко не простое.
В данной связи нельзя не указать и на такое важное основание, как непрерывность и преемственность развития общественной мысли И практики в мировом сообществе в целом и в каждой стране в частности. Задача общественной мысли не исчерпывается тем, что она формулирует те или иные суждения, умозаключения, максимы, императивы, парадигмы и прочие логические конструкции; главная ее функция выражается в изменении сознания, поведения и деятельности массы людей, в развороте общества к более рациональным и эффективным формам и технологиям жизнедеятельности. Тот уровень и те стандарты жизни, по которым принято относить страны к развитым, представляют собой плоды многовековых усилий ума и рук соответствующих народов.
Практика межнациональных отношений показывает, что большое значение в процессе формирования национального духа имеют этнокультурные связи и личностные отношения.
В условиях национального возрождения задача заключается в том, чтобы сохранить уникальность каждого этноса, ибо самый малочисленный народ обогащает духовную культуру человечества. Автор солидарен с мнением Т.П. Григорьевой, что «...народы обязаны беречь свое национальное достоинство, ибо только в этом они могут внести в общую сокровищницу народов что-то свое, неповторимое, без чего невозможно мировое единство... Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет национальные чувства другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается оттого, что принадлежит всем».
Таким образом, как подчеркивается в работе, общественная мысль всегда нравственна, поскольку она не может не выражать и не защищать интересы народов. Учиться надо у всех, но решать проблемы необходимо собственным умом, исходя из объективных национальных и субъективных условий и факторов. Только в таком случае принимаемые решения и осуществляемые действия будут адекватными, рациональными и эффективными.
В Заключении подводятся итоги исследования. Автор понимает, что данное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной темы.
Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Кучуков P.P. Общественная мысль как часть духовной культуры // Литовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Уфа: ДизаЙнПолиграфСервис, 2005. - С. 118-121,
2. Кучуков P.P. Влияние восточной философии на формирование общественного сознания башкир // Российское общество и государство: политика, экономика, право: Сборник научных статей. - Уфа: БАГСУ, 2006.-С. 15-19.
3. Кучуков P.P. Влияние ислама на общественную мысль башкнр И Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: Информационно-аналитический бюллетень №3, - Уфа: РИОРУНМЦМОРБ,2006.-С. 156-161.
4. Кучуков P.P. Национальная философская традиция в арабской средневековой философии.// Вестник БашГУ, 2006, Xs4. С, 174-177.
Кучу ков Русте м Равилевнч
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БАШКИР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛРМ> 021319 от 05.01.99г
Подписано в печать 20.11.2006 г. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. 0,92. Уч.-изд. л. 1,04. Тираж 100 экз. Заказ 832.
Редакционнсьиздателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кучуков, Рустем Равилевич
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМЫ.
§1. Общественная мысль как категория социальной философии.
§2.Исторические этапы формирования общественной мысли башкир.
Глава II. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БАШКИР КАК ОБЪЕКТИВАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА.
§1.Социодинамика национального духа и ее преломление в общественной мысли башкир.
§2.Основные проблемы общественной мысли и их влияние на социальную жизнь современного Башкортостана.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Кучуков, Рустем Равилевич
Актуальность темы исследования. Представляется актуальным проследить эволюцию взглядов башкирского народа и его мыслителей с тем, чтобы показать, как от эпохи к эпохе происходила трансформация представлений о мире, обществе и человеке.
Второй аспект, актуализирующий тему нашего исследования, - это тенденция роста национального самосознания. В этой связи представляется важным исследование этого социального феномена, выяснение факторов, способствующих его изменению.
Третий аспект актуальности связан с тем, что рубеже XX и XXI веков не только социальный, но и культурный опыт многих народов находится в процессе модернизации. Можно констатировать, что меняется и культура межнационального общения, и образ жизни, и система ценностей разных народов, изменяются модели адаптации к происходящим изменениям. Общественная мысль играет важную роль в общественной жизни, является действующим институтом демократизации общества. В демократических странах законодательная, исполнительная и судебная власти считаются с общественной мыслью, как «четвертой властью» и уделяют большое значение ее изучению. Вообще уровень изучения и учет общественной мысли является показателем уровня демократизации общества. В условиях демократизации и коренного обновления всех сфер общественной жизни в России, с одной стороны, идет бескомпромиссное, критическое переосмысление достижений прошлого, а с другой стороны, - скрупулезный поиск рациональных зерен предшествующего национального опыта.
Отсюда четвертый аспект актуальности темы исследования связан с проблемой воздействия идей башкирских мыслителей на современное социальное развитие России и Республики Башкортостан. Анализ идей представителей общественной мысли Республики Башкортостан дает возможность новым поколениям оценить этническую и религиозную самобытность башкирского народа, особенности его мироощущения и миропонимания.
Таким образом, недостаточная разработанность этой темы в отечественной научной литературе делает ее изучение своевременным и актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Разработку поставленной проблемы ведут представители разных наук. Это философы, социологи, культурологи, историки, этнографы, антропологи, психологи и др. Им принадлежат теоретические и методологические разработки проблем становления и развития общественной мысли. Как на уровне понятий, так и на уровне персоналий раскрывается конкретно-историческое содержание различных идей, течений и явлений. Характеризуется внутреннее содержание, и диапазон восприятия в общественной мысли базовых понятий: народ, национальный дух, нация.
Особый интерес представляют работы классиков - Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Ф.Гегеля, Дидро, О.Конта, И.Г.Фихте; современных зарубежных социологов -Г.Беккера, А.Боскова, X. Барнса и Дж. Гертцлера.1
Особое значение для нас имеет наследие Г.В. Плеханова. В своих работах он исходил из исторического материализма об определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания и из объективных условий развития общественной жизни выводил ход развития общественной мысли.2
Взаимоотношения общественной мысли и общественного сознания стали предметом исследования таких авторов, как Л.А.Коган, В.Ф.Зыбковец, М.Н.Сочнев, Б.С.Украинцев, В.Н.Конев и др.3
1 Огюст Конт: Взгляд из России. М., 2000; Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб., 1993; Лукьянов А.В. Фихте как историк общественной мысли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 4. М.: Наука, 1993; Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; Hertzler J. О. The Social Thought of the Ancient Civilization. N.Y.; L., 1936 .; Becker H., Barnes H. E. Social Thought from Lore to Science. 2-nd Ed.N.Y., 1952 ; Beach W. G. The Growth of Social Thought. Washington, 1977; Social Theory Today. Standford, 1987.
2 Плеханов Г.В. История русской общественной мысли, Собр. сочинений: т.Ю М., 1925.
3 Коган Л.А. К вопросу о предмете истории общественной мысли.// Вопросы философии. 1977; Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. М., 1959; Сочнев М.Н. Значение факта в исследовании общественной мысли//
Работы В.И.Чудинова, В.И. Сабировой посвящены рассмотрению общественной мысли с позиций обыденного сознания1; А.К.Уледова - с позиций общественной психологии"; А.И.Петрухина и Г.Н.Степанова - с позиций общественного мнения.3
В исследованиях Т.И.Ильинич, Ю.В.Бромлея, С.А.Арутюнова, Н.Н.Чебоксарова, С.М.Широкогорова и др.4 общественная мысль рассматривалась в качестве основополагающего признака народа, содержатся мысли о ее истоках и содержании.
Понятия «национальный характер», «души нации», «национального самосознания» получают широкое распространение в трудах русских славянофилов - К. Аксакова, И. Аксакова, И. Киреевского, А. Хомякова, в концепции культурно-исторических типов Шпенглера и Данилевского, в трудах философов русской эмиграции Н. Бердяева, П. Струве, С. Трубецкого и Др.
Поскольку после вхождения в состав Российского государства неизведанная и далекая Башкирия с необычной этнографией и загадочной культурой стала объектом внимания зарубежных и отечественных исследователей, ученых и путешественников, то нам оказались полезны работы П.И.Рычкова, И.Т.Георги, И.И. Лепехина, П.С.Палласа, Н.П.Рычкова, И.П.Фалька, побывавших и в Башкирии и собравших обширный материал, в котором содержатся сведения о природе края, хозяйстве, быте, культуре
Актуальные проблемы истории общественной мысли. Вып.4.Ч.З. М., 1974; Украинцев Б.С. О сущности элементарного отображения // Вопрсы философии.I960 №2.; Конев В.Н. О специфике отражения действительности в исторической науке// Проблемы социального познания. Новосибирск, 1986. ' Чудинов В.И. Обыденное сознание масс.М., 1973; Сабирова В.И. Некоторые особенности обыденного сознания// Философский анализ явлений духовной культуры ( Теоретический и исторический аспекты).М.,1984.
2 Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985
3 Петрухин А.И., Степанов Г.Н. Общественное мнение и его роль в формировании личности// Философские аспекты выработки научного мировоззрения: Межвузовский сборник. Чебоксары,1986.
4 Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.,1989; Бромлей Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики.// Советская этнография. 1989.; Арутюнов С.А. Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы. Вып. 2.М.,]972.; Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923 башкир, наблюдения о специфике и отличительных чертах «племенного характера» и мировоззрения коренного населения.1
В XIX веке круг исследователей расширился, проблемы национальной самобытности, систематизации черт башкирского национального духа занимают значительное место в трудах В.А.Арнольдова, И.Казанцева, М.В.Малахова, Н.Малиева, П.Назарова. Д.П.Никольского, С.Г.Рыбакова, В.М.Черемшанского, П.Л.Юдина и др.
Различные аспекты духовности активно исследованы представителями философской школы Башкортостана: Т.Г.Султангузиным, Г.С.Исмагиловым, Д.М.Азаматовым, Д.Ж.Валеевым, Ф.С.Файзуллиным, А.Х.Вильдановым, Г.С.Кунафиным, С.М.Поздяевой, А.В.Лукьяновым, З.Я.Рахматуллиной, о
А.Н.Семеновой и др.
Для современных представителей примордиального подхода (К.Гирц, Э.Смит, Ю.Бромлей, М.Н.Руткевич, А.Н.Малинкин, Н.Н.Моисеев, В.И.Козлов, А.С.Баронин, В.Г.Бабаков, В.М.Семенов, А.В.Гулыга, В.А.Махнач, Э.А.Поздняков, С.А.Кравченко и др.) нация рассматривается как объективно данная реальность, высший этап развития народа.
1 См.: Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповедований и прочих достопримечательностей. Ч. 1-2. - СПб., 1799; Лепехин И.И. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. - СПб., 1802; Паллас П.С. Указ. соч.; Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. - СПб., 1770; Фальк И.П. Провинция Уфимская // Полное собрание ученых путешествий по России. Т. 6. - СПб, 1824. С. 255-267. См.: Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда, Уфимской губернии // Общество врачей. Казан, ун-т: Дневник. Вып. 4. - Казань, 1894. С. 227-244; Казанцев И. Описание башкирцев. - СПб, 1866; Малахов М.В. Башкиры // Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XI. Вып. 1. - Екатеринбург, 1887. С. 75-84; Малиев Н. Антропологический очерк башкир. Публичная лекция // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казан, ун-те. Т. 5. Вып. 5. -Казань, 1876; Назаров П. Башкиры // Семенов Д. Отечествоведение. СПб, 1886. С. 173-185; Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. - СПб, 1899; Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. - СПб, 1897; Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. - Уфа, 1859; Юдин П.Л. Башкиры (Бытовой очерк) // Оренбургские губернские ведомости. 1890. № 34-37 и др.
3 Азаматов Д.М. Из истории развития общественно-политической и философской мысли Башкирии конца 19-начала 20в. Пермь 1979; Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли: Основные тенденции развития. Уфа.2001; Файзуллин Ф.С. Бикташев С.С. Социальная справедливость как принцип регулирования межнациональных отношений. Уфа.2002.; Вильданов A.X. Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М., 1981.; Поздяева С.М, Георгиади Т.В. Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии,- Уфа, 2000; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. Уфа.1993.; Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух. Уфа.2002.; Семенова A.H. Духовность башкирского народа.// Культура Башкортостана: история и современность. Уфа. 1993.
Объект диссертационного исследования - национальный дух башкир как объективация общественной мысли. Предмет исследования - общественная мысль башкир. Цель исследования - выявить основные ориентиры общественной мысли башкир и определить их значение для современного общества. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- обосновать теоретические и методологические принципы изучения общественной мысли как философской проблемы.
- выявить факторы, влияющие на процесс изменения общественной мысли башкир;
- исследовать взаимосвязь национального духа и общественной мысли башкир;
- определить значение общественной мысли башкир для современного общества.
Методологические и теоретические основы исследования^
Методологической основой исследования общественной мысли являются: социокультурный подход и принцип историзма.
Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, социологии, истории, культурологии, психологии и ДР
Научная новизна исследования состоит в том, что автором:
• обоснована сущность категории «общественная мысль», которая для башкир становится средством самозащиты и сплочения не в хозяйственно - экономическом, политическом, а прежде всего личностном отношении;
• раскрыта взаимосвязь общественной мысли и национального духа;
• доказано, что на процесс изменения общественной мысли башкир влияют: мифы, традиции, обычаи, религия и общественно-политическая ситуация в крае в тот или иной период;
• обоснована мысль, что общественная мысль башкир актуальна для современности и заключает в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь современным поколениям в преодолении нынешней безграмотности.
Теоретическая и практическая значимость работы^ Теоретическая значимость работы состоит в том, что несмотря на широкий и разноплановый охват, вопросы функционирования и развития общественной мысли башкир еще не ставились и не изучались как целостная и относительно самостоятельная социально-философская проблема. Кроме того, в работе осуществлена ретроспектива истории башкирской культуры: внутренняя периодизация исследуемого феномена основана на хронологии важных событий российской истории применительно к региональным условиям Башкортостана.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке методик изучения общественной мысли различных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены при подготовке специальных курсов по философии, социологии, культурологии, психологии в высших и средних учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе: Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2004 г.); Литовских чтениях (.Уфа, 2005); «Российское общество и государство: политика, экономика, право» (Уфа, 2006); Международная научно-практическая конференция «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2006); IX Республиканская научно-практическая конференция «Башкортостан как субъект Российской Федерации: политико-правовые, социально-экономические, историко-гуманитарные и философские аспекты» (Уфа, 2006);
Вторых Садыковских чтениях (Уфа, 2006), а также нашли отражение в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 160 наименований. Общий объем диссертации - 157 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественная мысль башкир как социокультурное явление"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.
1 .Характерной чертой общественной мысли башкир является ее ориентированность на протяжении многих веков на произведения народного эпоса, которые органически сочетались с письменными источниками.'
2.Своеобразие дореволюционной общественной мысли Башкортостана состоит в том, что главное место занимают письма-обращения. Это - письма башкир властям: письма царям (письмо от имени всех башкир царю Петру I от 1706 года; письмо Батырши Алиева императрице Елизавете Петровне и др.).
3. Основные идеи общественной мысли Башкортостана, начиная с XVIII века, обретают социальную направленность, они все более начинают выражать проблему социальной защищенности башкирского народа, например, поднимают вопросы, связанные со свободой вероисповедания, с вотчинными правами башкир на свои земли, с участием башкир в управлении Краем и в судопроизводстве, защитой национального достоинства башкир.
4.Характерной чертой общественной мысли является то, что классовая определенность ее выражается в национально-своеобразной форме. Общечеловеческие взгляды, идеалы и идеи передаются из поколения в поколение в неповторимо своеобразной национальной форме. Национальная форма присуща и общечеловеческому, и классовому содержанию общественной мысли, что и дает нам основание говорить о башкирской, русской, татарской и т.д. общественной мысли. Значение общественной мысли обусловливается ее объективной исторической ролью, активностью; мерой и характером ее влияния на общество. Выполняя эту роль, она включается в действующий механизм социально-исторических связей, дает толчок практической деятельности людей. Тем самым она захватывает всего человека. Выражается во всем многообразии его творческих потенций и проявлений как общественного существа, мобилизует все его эмоции, страсти, волю и т.д. Характерно, что крупнейшие представители общественной мысли органически сочетали в себе качества теоретиков и общественных деятелей, духовных лидеров, идеологических борцов обладавших общественным темпераментом: таковы были Вольтер, Руссо и Дидро во Франции, западники и славянофилы в России, М. Уметбаев, Р.Фахретдинов в Башкортостане и т.д. 5. Пути национального духа крайне сложны, мало предсказуемы, ясно не познаваемы человеческим умом. Однако мы можем и должны стремиться к уяснению своей национальной природы, своей национальной самобытности и своих национально-исторических задач. Очевидно, не столько то, что делают народы, (ибо, в сущности, все человеческие общества ведут сходную жизнедеятельность) сколько то, как они осуществляют свою активность, и какой смысл ей придают, ближайшим образом свидетельствует об их национально-духовной самобытности. И, стало быть, не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок человека, общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт национального духа башкир, увидеть типологическое единство его активности во всех сферах национально-общественной жизни. Поэтому изучение общественной мысли в осмыслении национального духа, имеет огромное значение не только для своего народа, но и для других народов, населяющих регион.
6.Человеческая история всегда была историей контактов как личностных, так и общественных. Все народы в той или иной степени способны к культурному прогрессу. Общеизвестно, что на саморазвитие личности, на ее духовный рост и нравственное становление оказывают влияние материальный быт, культурная жизнь нации, общественный и семейный уклад, традиционо-бытовая и профессиональная культура, все виды искусства.
7.В условиях национального возрождения Республики Башкортостан задача заключается в том, чтобы сохранить уникальность каждого этноса, ибо самый малочисленный народ обогащает духовную культуру человечества.
8.Изучение башкирской общественной мысли позволяет сделать вывод, что в этой сфере наблюдается прогресс, хотя и противоречивый, проявляющийся в расширении масштабов общечеловеческого содержания философской, социально-политической и правовой мысли.
Российская элитная интеллигенция - как во властных структурах, так и в политических партиях, средствах массовой информации, научных и учебных учреждениях - до сих пор не разобралась в том, что представляет собой наше общество. Не поняты геополитическая ситуация, которая больше «прописана» З.Бжезинским и Г.Киссинджером, географические и почвенно-климатические условия, на что обращали внимание П.Я.Чаадаев и Л.Н.Гумилев, реальные для нас естественно-общественные формы жизнедеятельности, познавать которые призывал Д.С.Лихачев, содержание нашего культурно-исторического наследия. Вместо раскрытия сущего все, по сути дела, свелось к банальностям: принадлежим ли мы к Европе и к кому ближе - к англичанам, немцам или французам. Географически - да, но ведь за Уралом есть еще Сибирь и Дальний Восток; духовно, со времен принятия христианства - да, исторически -взаимодействуем со странами Европы уже более тысячи лет. Но все это, однако, вовсе не говорит о том, что наши рельефы, почвы, климат, возможности коммуникаций, типы поселений, условия жизнедеятельности, менталитет и многие другие конкретные явления идентичны Западной и Центральной Европе. Если к этому добавить многонациональный состав населения, многоконфессиональность, то становится ясно, что специфика, а зачастую и уникальность Башкортостана требует глубокого .научного исследования. Общественная мысль должна быть направлена на осознание своей республики и обоснование жизнеспособных форм ее развития. Это трудная задача, ее решение неоткуда списывать, здесь надо думать, причем с фактами, доказательствами, аргументами на руках, с проверкой идей, выводов и предложений на практике. Конечно, гораздо легче и заманчивее посвящать себя умозрительным конструкциям, вселенству обще человечеству глобальному, причем «высокому», где для любой мысли - вольный простор. Но история мстит за такие абстракции и мстит трагической судьбой всех наших народов. Жизнь всегда конкретна и нуждается в конкретных решениях и действиях по ее обеспечению и развитию.
Миссия общественной мысли, ее место и роль определяются не только бесконечной человеческой любознательностью, но, прежде всего и главным образом тем, как она помогает людям обустраивать их жизнь, какую им приносит пользу и чем благоприятствует их развитию. Особо надо выделить основание, связанное с тем, что общественная мысль определяется национальными культурами, традициями, образом жизни, состоянием отношений и процессов и другими явлениями, значимыми для данных народов в то или иное время их исторического существования.
В данной связи нельзя не указать и на такое важное основание, как непрерывность и преемственность развития общественной мысли в мировом сообществе в целом и в каждой стране в частности. Задача общественной мысли не исчерпывается тем, что она формулирует те или иные суждения, умозаключения, максимы, императивы, парадигмы и прочие логические конструкции. Главная ее функция выражается в изменении сознания, поведения и деятельности массы людей, в развороте общества (естественно, и государства) к более рациональным и эффективным формам и технологиям жизнедеятельности.
Общественная мысль всегда нравственна, поскольку она не может не выражать и не защищать интересы народов. Учиться надо у всех, но решать проблемы необходимо собственным умом, исходя из объективных национальных и субъективных условий и факторов. Только в таком случае принимаемые решения и осуществляемые действия будут адекватными, рациональными и эффективными. Все народы в той или иной степени способны к культурному прогрессу. Общеизвестно, что на саморазвитие личности, на ее духовный рост и нравственное становление оказывают влияние материальный быт, культурная жизнь нации, общественный и семейный уклад, традиционно - бытовая и профессиональная культура, все виды искусства.
В условиях национального возрождения задача заключается в том, чтобы сохранить уникальность каждого этноса, ибо самый малочисленный народ обогащает духовную культуру человечества. Справедливым является, по нашему мнению, утверждение Т.П. Григорьевой что «.народы обязаны беречь свое национальное достоинство, ибо только в этом они могут внести в общую сокровищницу народов что-то свое, неповторимое, без чего невозможно мировое единство. Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет национальные чувства другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается оттого, что принадлежит всем»1.
Данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе темы. На наш взгляд, предметом отдельного философского рассмотрения могут стать вопросы, связанные с выявлением специфики идеи свободы или несвободы в Башкортостане в тот, или иной исторический период. Более углубленного изучения требует выявление места и роли, в частности, таких фундаментальных духоформирующих начал, как религия, поэзия, просвещение и искусство.
1 Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М, 1979. С. 19.
Список научной литературыКучуков, Рустем Равилевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдуллин А.Р. Быть мудрым: на словах или на деле? // Философская и общественно-политическая мысль Башкортостана в XX столетии. Материалы региональной научной конференции (май 2001 г.). Уфа, Гилем, 2001. С. 12-21.
2. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии. Пермь. 1976.
3. Азаматов Д.М. Из истории развития общественно-политической и философской мысли Башкирии конца 19-начала 20в. Пермь 1979.
4. Азаматов Д.М. Просветительско-демократическая мысль и распространение марксизма в Башкирии. Саратов, СГУ, 1984
5. Азаматов Д.М., Вильданов А.Х. и др. Философия. // «Ватандаш», 1996, №6. С.85.
6. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, Мн.: ООО Издательство ACT, 2001.
7. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982, 270 с
8. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Автореферат канд. дисс. Уфа, 1992.
9. Барулин B.C. Социально-философская антропология.- М.: Онега, 1994.-252 с. Ю.Башкирия в русской литературе. В 6 томах. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1993.11 .Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.
10. Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос.- Уфа: Башк. Книжное изд-во, 1987.-544 с.
11. Башкирское народное творчество. Т.2.Предания и легенды. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.-576 с.
12. Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки.- Уфа: Китап, 1993.-464 с.
13. Башкирские предания и легенды.- Уфа: Башк. Книжное изд-во, 1985.-288 с.
14. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
15. П.Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник.- Уфа: УНЦ РАН, 1995.-34 с.
16. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни. Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1969.
17. Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах. В кн.: Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа, 1971.
18. Булгаков С. Н. ДВА ГРАДА. Исследование о природе общественных идеалов. СПб: Из-во РХГИ, 1997. В 2-х томах
19. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2.- М.: Мысль, 1978
20. Валеев Д.Ж. Моральная проблематика в эпосе «Урал-батыр»// Фольклор народов РСФСР. Уфа. 1976.
21. Валеев Д.Ж. Наказ башкир Исетской провинции в Уложенную комиссию, составленный Базаргулом Юнаевым, как важный источник изучения общественно-политической мысли// Письменные памятники Башкирии. Уфа: ИИЯЛБФАН СССР. 1982.
22. Валеев Д.Ж. Пугачевский фельдмаршал.// Сохраним выцветшие строки. Уфа.1988.
23. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1989.
24. Валеев Д.Ж. Генезис и функционирование общественного сознания. Уфа, 1991.
25. Валеев Д.Ж. Культура Башкирии: история и современность. Уфа, 1993.
26. Валеев Д.Ж. История философских идей и социальной мысли башкирского народа
27. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа: Китап, 1994.
28. Валеев Д.Ж. О философских идеях в башкирской культуре // Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1994.
29. Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана. Уфа, 1994.
30. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.
31. Валеев Д.Ж. Философские идеи в башкирской культуре. // «Ватандаш», 1997, №6. С.189.
32. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа.1998.
33. Валеев Д.Ж. Общественная мысль в Республике Башкортостан в 90-е годы XX века. Уфа: Изд-во БГУ, 2000. - 48 с.
34. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли: Основные тенденции развития. Уфа: Китап, 2001.
35. Валеева З.Р. Место этноэтикета в механизме нравственного регулирования общения (опыт социально-философского осмысления): Дисс. .канд. филос. наук. Уфа.2000.
36. Валиахметов P.M. Национально-культурное развитие башкир в сельской местности на современном этапе: Дисс. канд. филос. наук. Уфа. 1993.
37. Вальков А.А. Философия национального становления. Уфа: РИО БашГУ, 2002.-128 с.
38. Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители демократы XIX века. М.: Наука, 1981. 255 с.
39. Галимов Б.С., Нуриев Д.А., Лукьянов А.В. Философия в Республике Башкортостан. Уфа, 1999.- 104 с.
40. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа, 2001.
41. Галин С.А.Башкирский мифологический эпос. Уфа, БИРО,1998.-103 с.
42. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: Наука, 1990.-128 с.
43. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии С-Пб.: Наука, 1993.
44. Герцен А. И. Собрание сочинений в восьми томах. Т-3 М.: "Правда", 1975.
45. Гершензон М. О. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.
46. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
47. Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего востока. М. 1966.
48. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994.
49. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе (Опыт социально-философского анализа).-Уфа: Башгоспединститут. РИО «Иммунопрепарат»,1998.
50. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб. Издательство «Глаголъ», 1995.
51. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М.: Наука, 1985.
52. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982, 280 с.
53. Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиознофилософская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Татарскоекнижное издательство, 2002. 239 с.
54. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М. 1989.
55. Идельбаев М.Х. Салават Юлаев-поэт импровизатор, мыслитель и героический образ. Автореферат канд. дисс. Уфа, 1978.
56. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1992.
57. Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981.
58. Исламов Р.С., Курлов А.Б. Экономические реформы в республике Башкортостана сквозь призму общественного мнения. Уфа, 1994
59. Исмагилов Г.С. К вопросу об оценке буржуазной философии и общественной мысли в Башкирии начала XX века //Вопросы марксистко-ленинской философии. Уфа, 1969.
60. История Башкортостана с древнейших времен до 69-ых годов XIX века. -Уфа: Китап, 1996.-520 с.
61. Иткулова JI.A. Диалектика нравственного выбора в народной сказке (философско-мировоззренческий анализ башкирских сказок): Дисс. канд. филос. наук. Уфа1995.
62. Ишмуратов Х.Х. Культурная жизнь в Башкортостане(90-е годы XX века).
63. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1996.-544с.
64. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. М.: «ЧОРО», 1994.
65. Классическая литература Востока. М.: Наука, 1972.
66. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001
67. Кошарный В. П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала XX века. Социально-политический журнал. 1992. №6-7.
68. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Изд. Центра ВЛАДОС, 1998,-416 с.
69. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997.- 128 с.
70. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере.- Уфа, I960.
71. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Изд-во Наука,1974.- 571 с.
72. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа.- Уфа: Башк. Книжное Издательство, 1978. 264 с.
73. Кули- заде З.А. Закономерности развития восточной философии XIII-XIV вв. и проблема Запад- Восток. Баку: Элм, 1983.
74. Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященной памяти Д.Ж. Валеева (Уфа, 18 апреля 2003 года). Уфа. 2003.
75. Кунафин Г.С. Башкирская нарративная поэзия XIX- начала XX веков.
76. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке: Колониальный период. М., 1993.
77. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли.-М.: Изд-во «Наука», 1984
78. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 608 с.
79. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М.: Терра книжный клуб: Республика, 1994,- 392 с.
80. Лукьянов А.В. Фихте как историк общественной мысли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 4. М.: Наука, 1993.
81. Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность.- Уфа: Б.И.,1993.-107 с.
82. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.
83. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа : Китап, 1994. -360 с.
84. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественные организации. М., 1976, -317 с.
85. Момджян К.Х. Социум. Общество. История.-М.: Наука, 1994. -239с.
86. Момджян К.Х. Введение в социальную философию.- М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997.- 448 с.
87. Мухаметшин P.M. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века Казань: Иман, 2000. 160 с.
88. Надршина Ф.А. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология,- Уфа: Гилем, 2003.- с.6-11.
89. Найдыш В.М.Мифотворчество и фольклорное сознание //Вопросы философии,- 1994.-№2.- С.45-53.
90. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990.
91. Новейший философский словарь/ В.А. Кондрашев, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. Ред. А.П.Ярещенко.- Ростов н /Д.: Феникс, 2005.- С. 672 100.Общественная мысль в России: материалы дискуссии. В.Н.Шевченко М.: Из-воРАГС, 1998
92. Общественная жизнь общественная мысль: история в России, методологические подходы / Общественная мысль в России: материалы дискуссии. М., 1998.
93. Орешников И.Ш. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. - 138 с.
94. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1977.
95. Очерки истории философии и общественно-политической мысли в Туркменистане. Ашхабад: Ылым, 1970
96. Ю8.Петросян А.А. История народов и его эпос. М.: Наука. 1982.
97. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах.-Екатеринбург: УрГЮА, 1999.- С.204-221.
98. Ю.Поздяева С.М., Георгиади Т.В. Жизнь и смерть: взгляд мифологии, религии и философии.- Уфа, 2000
99. Шоздяева С.М. Человек и его мир. Уфа, 1996.
100. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама (Древний текст пересказал С.Шамси).- М.: МИФИ-Сервис, 1992.- 93 с. ПЗ.Пушкарев Л.Н. Содержания и границы понятия «общественная мысль» // Отеч. история. М., 1992. - N 3. - С. 73-81.
101. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., Госполитиздат., 1949, с. 558
102. Ш.Рахматуллина 3. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. 304 с.11 б.Рахматуллина 3. Я. Духовное наследие башкирского народа: прошлое, настоящее и будущее. Уфа. 2001.
103. Ш.Рахматуллина 3. Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк) / Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа. 2002. - 154 с.
104. Рашид ад-Дин. Сб. летописей. ТII. М., 1969.
105. Религия и общественная мысль стран Востока. Сборник статей. М.: Наука, 1974.С.336
106. Религия и духовность: Сборник статей. Уфа: Гилем,1995. 91 с.
107. Сагадеев А.В. Свободомыслие мусульманского средневековья.// Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и эпоху возрождения. М.: Мысль, 1986
108. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука,1984.
109. Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Дисс. канд. филос. наук. Уфа.1992.-137 с.
110. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров,- Уфа: Изд-е Башк. Ун-та, 1998,- 360 с.
111. Семенова А.Н. Духовность башкирского народа// Культура Башкортостана: история и современность. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та. 1993.
112. Семенова А.Н., Семенов С.Н. Пути возрождения башкирской национальной культуры // Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения.
113. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990.
114. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат,1992.-542с.
115. Социологическая наука и социологическое образование в Республике Башкортостан.//Отв. Ред. Гилязитдинов Дж. М. и др. / Изд-е Башкирск. ун-та. -Уфа. 2002.-276 с.
116. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., 1960.-259 с.
117. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998
118. СтепанянцМ.Т. Восточная философия. М., 1997.
119. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока XIX-XX вв. М.: Наука, 1974
120. Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дисс. .канд. истор. наук.- Уфа, 1994.- 199 с.
121. Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. Уфа. 1988.
122. Трубецкой С. Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994
123. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа, 1997
124. Урал-батыр. Башкорт халык шкалы. Эпос. T.I. Уфа. 1972.
125. Фахретдинов Р.Ф. Ислам. Казань. 1997.
126. Файзуллин Ф.С. Зарипов А.Я.,Этническое сознание и самосознание Ш.ФайзуллинФ.С. Бикташев С.С. Социальная справедливость как принцип регулирования межнациональных отношений. Уфа: Гилем, 2002. 162 с.
127. Файзуллин Ф.С. . Асылгужин P.P. Этничность и этническая идентичность. -Уфа: Гилем, 2005.- 140 с.
128. Философия как методология науки. Сборник тезисов республиканской научной конференции. РИО БашГУ. Уфа. 2004.
129. Фихте как историк общественной мысли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 4. М.: Наука, 1993
130. Флоренский П. А. Сочинения в 4 т. Т. 3 -М.: Мысль, 2000.
131. Франк C.JT. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.-511 с.
132. Франк С. JI. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.
133. Фролова Е.А.Проблемы веры и знания в арабской философии. М.: Наука, 1983.
134. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.Уфа. 1973.-312 с.
135. Хасанова Л.Р. Социальная память нации (социально-философский анализ традиций башкирского народа): Дисс. канд. филос. наук. Уфа. 2000.
136. Чернышевский Н. Г. Русская философия второй половины XIX века. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.
137. Шарипов Р. Г. Менталитет древних тюрков: Философско-мировоззренческий анализ: Дисс. . канд. филос. наук. Уфа.1998.
138. Шестов Л.И: Сочинения в 2-х т. Т. 1, М.: Наука, 1993
139. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М, 1991.-219 с.
140. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане.Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. -352 с.
141. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1972.
142. Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России.- Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1989.- 192 с.
143. Янгузин А.Р. Социальные аспекты философии суфизма. Уфа: РИО БашГУ, 2004.-140 с.