автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Общественно-философские воззрения Абдураура Фитрата
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-философские воззрения Абдураура Фитрата"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА имени И. М. М УМ И НО В А
РГ6 0/1 11 НОЯ 1996
На правах рукописи УДК 1 (575) (092)
ГАЮПОВА Шахноза Амануллаевна
ОБЩЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АБДУРАУФА ФИТРАТА
09.00.03 — История философии
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент — 1996
Работа выполнена на кафедре истории философии и логики Ташкентского Государственного Университета им. Мпр-зо Улугбгка.
Научный руководитель — кандидат философских наук,
доцент ЮЛДАШЕВ С. А.
Официальные оппоненты — доктор философских наук, академик АН РУ, профессор ХАИРУЛЛАЕВ М. М.
кандидат философских псу::, доцент НАСРИДДИНОВ Л. П.
Ведущая организация — Ташкентский Государственный
Экономический Университет.
Защита состоится « ^ » 1996 г. в
час. на заседании Специализированного совете Д. 015.03.02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Институте философии и права им. И. М. Мумино-ва АН Республики Узбекистан по адресу: 700170, г. Ташкент, ул. И. М. Муминова, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан: 700170, г. Ташкент, ул. И. М. Муминова, 13.
Автореферат разослан « 1996 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, доктор философских наук, профессор
АЛИКУЛОВ X
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ
Актуальность исследования. Джадидское движение и его идеология возникли на рубеже XIX и XX столетий, и связанное с ними огромное научно-культурное наследие только за последнее десятилетие превратилось в объект исследования наиих общественных наук. Это объясняется, с одной сторона, коренными духовно-социальными изменениями, нипваннши обретением Республикой Узбекистан политической независимости, с другой - естественной потребностью народа, который в течение многих лет на имел широкого доступа к своэму идейно-историческсну наследил.
В целом, негативное отношение к дхадидизму в период господства советской идеологий определялось тем, что ее требованиям не отвечали джадндские идеи о национальной независимости, национально» самосознании, о путях общественного прогресса.
Лиаь в настоящее Брега созданы возможности для всесторонней объективной реконструкции всей сложной н многогранной системы воззрений джадидизма, удивительно перекликагящся о современными общественно-духовными ценностями навего народа, идейной подоплекой происходящих политико-экономических преобразований.
Одним из видных представителей дкадидизма являлся Абдурауф Нитрат, которой оставил яркий след в истории сбщэетвенно-философ-ской шсли народов Туркестана конца XIX и начала XX вв. В условиях зреющих общзстведаю-исторяческих перемой, борьбн против национального порабощения он искал сбои оптимально верные решения. В какой бы области науки и политики он ни работал, его оскопной целью было слу;,секиэ прогрессу образования* культуру, общественно-политической жизни своего народе. В трудах Затрата разрабатывается глубОЕгая национальная идея, призванная лечь а основу поиска путей к свобода и независимости. В колечком итого он С!'ог выдвинуть идеи, выражающие душ и чаяния своей нации, ее нрзрствонко-поли-' тические воззрения.
. Как утверждает учений-тярколог Зия Кукалп, "любая философии характеризуется сочетание», с едкой сторону, инторэсп к обр,им «аучнчм закономерностям, с другой - стремланкем дпть духовной •изни человека стиг.ул надо-дм, уверенности, счастья, пптачяпм'ч. ¡оответЛвенно философия, с одной стороны, обгрктивна, с другой -уб'ьектптш. Поэтому оня не обясона £чть иигерияцюти.-! чыюИ, клк юбая другая наука, она чоуст иметь и националимй уир^'Р^. .овотольно, кчудпя ипцня ичоет свою евио(Гц?иу» тц-лопзгжуг.
философию"*.
Этот оригинальный подход Зия Кукалпа выводит философию из традиционных рамок абстрактных положений и рзсииряет ее потенциальные возможности, особенно в настоящее время, когда чувствуется острая потребность в объективном воссоздании истории общественно-философской шсли узбекского народа. Поэтому историко-философское изучение научного наследия Фитрата, в основа которого лежит стремление к оптимальной гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей, обретает особую актуальность в наши гги. Еще один важный аспект изучения общзственно-философской шсли Фитрата состоит в том, что его творчество, являясь синтетическим освоением и развитие« идей общественннэ-философской шсли конца XIX и начала XX вв., выступает своего рода путеводным фактором для реконструкции подлинных идей и целей джадидизма, для воссоздания более полной картины идейной кизни того времени.
- Фитрат был знатоком средневековой общественно-философской шсли мусульманского Востока, в частности Центральной Азии, духовной культуры в целом. Он вел научно-исследовательскую работу над произведениями таких великих мыслителей, как Омар Хайям, Алишер Навои, Юсуф Хас Хадасиб, Бедиль, Яссави, Бабур. Кроме того, Фитрат обладал солидными знаниями по западноевропейской философии и литературе, что не могло не отразиться на его научных трудах. Поэтому его творчество, воплощающее в себе лучшие философские тра-. диции Запада и Востока, привлекает к себе в настоящее время о.со-бое внимание. Ныне, когда остро стоит проблема развития националь ного самосознания, традиций национальной независимости, исследование общественно-философской мысли Фитрата и раскрытие ее практической значимости в общественной жизни призваны сыграть определенную роль в создании национальной идеологии и духовно-нравственных основ независимого Узбекистана.
Степень изученности проблемы. Первоначальные обобщенные сведения и статьи, о деятельности и творчестве Фитрата стали"появляться еще в 20-е года в таких газетах и журналах, как "Туркис-•тон", "Курилиш", "Кизил Узбекистон", ."Маориф ва укитувчи" и др.
Известный общественный и государственный деятель Назир Тура кулов написал предисловие к книге Фитрата "Бедил", а Файзулла Хэджаев, имея в виду его произведения "Рассказ Индийского путеше ственника" ("Хинд сяПёхи"), "Пркзыз" ("Спй^а"), "Семяь" ("Оила") I. Зиё. Кукалп. Турк--".г!'к ясослари.' - Топкент,1?Э4. -121-122 <56.
"Бегинон", а одной из первых специальных работ о джадидиэме указал, что он беспощадно критиковал и раскрывал недостатки существующего строя*. Крупный представитель узбекской и таджикской литературы Садрвддин Айни в своем труде "К истории революции Бухары", котормй был создан в I920-I92I гг., рассказывая об общественно-политической жизни той эпохи, уделяет особое внимание анализу деятельности и творчества Флтрата в I9I0-I9I5 гг., того влияния, которое он оказывал на просветителей Бухари?
С начала 20-х годов, когда стали прослеживаться грубив нарушения законности, стремление к административно-силовому решению идеологических вопросов, духовной культуры в целой, все более меняется отношение к творчеству Фитрата. В частности, в статьях "Не раз-облачение, а прикрывание" (1934), "К вопросу о классовости джадидской литературы" (1935), "Узбекская буржуазная литература в период военного коммунизма" (1935) критикуются произведения Мунаввара Кари, Бехбуди, Чулпана, Сидки Тавалло, Шзкира !',ух-тари, Фнтрата, несправедливо обвиняются в "туркизие", "аовиниз-ме", "исламизме"^.
С 193? года изучение творчества Фитрата было приостановлено, а сам он был, наряду с Кадыри.и Чулпаном, обвинен в национаяичиг, подрывной антисоциалистической деятельности и пал жертво!) репрессии. Лишь после их реабилитации появилась возможность дальнейшего изучения творчества Нитрата, и с начала 60-х годов стали появляться статьи о даадидизле , в которых, однако, еще не раскрывается его значимость в полном объеме, что объяснялось характерен господствующих идеологических стереотипов.
Было бы кесправйдлкзо утверждать, что творческое наследие дкадидизма п условиях господства советской идеологии изучалось лкпь с критической точки зрения. В частности, в трудах Айбояа,
H.М.Мумикопа, С.Касимова, А. Алимова,' Х.Вахидова, О.Шарафутдниаг.а,
I. Ходалев Ф. Избранные произведения, Т.Ш. - Ташкент: <5ан, 1970, — О.96—99.
2. Валнхужзев Б. Айний талккнида Фитрат //Узбекистан вдабийти за свягати. - 1983. - 4 нояб.
3. Олюшон Мукпи\гал псорлар туплами. б-жилд. - Тоякент: Учплй-бийнвшр, i960. - 133-187 бб.
4. С«.: Вя>;обов M.F. Кадидкзкниир социал ко^ияти //Узбгя.'нсгэд комчунисти. - i9GQ. - v I ; Батыев G.O. 0 татарской дододиэ» мс //Исюгиш СССР. - 1964. - ö ; ПоагинскиД Л,С. О nrn-tpo;-« среднеазиатского дед дяди: од а спете' литера-.-урноЗ л<гятчд>.ц«гти
/Моторы СССР. - 1965. - е.
З.Каримова, И.Турдгева и др. прослеживается стремление к более эбъекгявноцу подходу к анализу проблем дкадидизма, з то:* числе творчества Фитрата.
За последнее десятилетие узбекские учение достигли больших успехов и области изучения кизил и творчества йитрата; появились исследования, раенривакцаз ноше сторона его шогсграгеюго творчества . Философские воззрения йитрата подвергались специально!.^' анализу лишь в докторской диссертация Б.Эргаазиа^, в которой, однако, нз ставиася целью-систеино-ког/ллексизе исследование его общественио-^аософского наследия. Тем не кеггэе, данная работа призвана сыграть велную роль б развертиваник дазьпзГдах исследований философского творчества £итрата.оИ.Гак;:ев посвятил, ряд работ изучению его литературного наследия"*.
В целом, большинство научных исследований творческого наследил Фитрата относится к области литературоведения и публицистики, поэтому в настоящее время назрела пасущая необходимость его изучения с философской точки зрения. Ккровозорсш« С'птрата, его общественно-философские взгляды призваны сыграть немаловажную роль I) дальнейшем формировании и развитии национальной идеологии Узбекистана.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в анализе'философских аспектов просветительских,общз-ственно-нашшнальшх идей Нитрата, их роли и значения в станопленки дтлдидиэиа. Исходя из этой цели, были постаплеш следующие -задачи:
- выявить причкш и основше фактора появлений дглдкдекой идеологии и условиях облрстсеино-исторической жизни Туркестана конца XIX - начала XX вв. ;
Х.Цээат Султон. Кжажонов С. Ыаданиятик'.кшинг икки сий;лоси // Узбеквстон адабиёти вв саншгп. -1989.4 карт ; Взрз&тдклов О Абдуотуф йитрэт 5; Каримов д. Фитратнк-'" .чдё-
7И вп ц*о$ч//У&бек тили вп адабиёти.-1930.-'>■' 3; Каримов Н. Ъя-Лек аяпбиёгиипкг глллидлари //Фан оа ТУтогуо.-1991.1,2.3 ; БзятпСооз X'. Нс-.къ;'ум битрпт 4; Турднев Ш.
'у.:ня ихтилгмчпдаад фотэюа хакида '/Шащ гадузг.-т^ЗО. 4; { йнпсв >!. Боки!! зсар //Уобекнстон эцгбиста на саотати.-'.Эд).-1? глкь ; Рв^ичавз.Г. Счтраткинг геенн //Угйвгтстон гцгаСкоги ве сяцър.т¡'.~х991. -5 акт. ва оо!":;.
2. Г-ргпксп Б.л'. Лэ истссии с75»:г»в»ения и у'ул оспееггрипо--лолнг.шзокнх пд<"-Л даг\ц---ч»::>у>, идеологи:; (• .плг.г-'утог^огг: Дне. ... г.-уа фияое.чяук. - Гавксит, 1992.
3. Гениев И. йцтг' тьч !:'.' ткг"?г.:- - лг':гш м.ч:'/:г ;и. -'.'о тч':г Лч"-«лГст р сакьг.1 н-"-'!'.., 1 I : 4.,гзт. сьтн:,- ('-.о-.--у ' : ,•.•-
лОГ~» I О;"1'! : '"•'.V'1 - г...'•ОО: , ,, ] ,
?
- раскрыть концептуально-философские основы идей Фитрата о нации и просвещении как стеркневых проблем его общественных воз-ярений ;
- исследовать концепцию нации, национального развития и отношение к национальна традициям в творчестве Фитрата, а также связанные с ними проблемы национального характера, сознания, независимости, гуманизма ;
- провести анализ нового подхода к наукам, их классификации, разработанной Нитратом, и выявить малоисследованные аспекты его просветительской деятельности ;
- проанализировать отношение Фитрата к религии, ее роли в национально-духовном переустройстве общества, духовно-нравственном формировании человека;
- показать практическое значение идей Фитрата о формировании на почве узбекской социальной философии нового направления, нацеленного на развитие нации, национального самосознания к&ч нового этапа национального возрояздения в начале XX столетия.
Научно-методологическая основа исстедования. 3 диссертации автор использовал ряд методов научного исследования, таких как объективность, историческое сопрставление и логичность, обобщон-но-конкре,Гизированный подход, а также идеи о диалектическом единстве всемирного исторического процесса...
В диссертации особое внимание уделялось подходу с точки зрения оптимального соотношения традиционности и новаторства, интеграции национальных и общечеловеческих ценностей.
Научно-методологической основой данного исследования послужили также концептуально-теоретические положения, содержащиеся в исторических документах, принятых органами верховной власти Республики Узбекистан, трудах и выступлениях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, исследованиях отечественных и зарубежных востоковедов, философов, историков, филологов и др.
Основные источники. Произведения Фитрата и ранние научные юследования его творчества в основном сохранились на страницах :редста массовой печати ¿0-30 годов, поэтому их токсти воспроиэ-юдились со страниц этих изданий, осуществлявпихся на арабской-•рафике очень малым тиражом, к тому же повсеместно уничгэиапймх-я в годы репрессий.
В ходе диссертационного исследования нами были использованы акио сродства массовой печати, кап "Туркестанские ведомо'?» и
"Гуркистон вилоятинннг газети", "Садом Туркистон", "Ойина", эил Уэбекистон", "Инцилоб", "Уэгаритчи ёшлар", "Ыаориф ва у»р«-тувчи", изучались источниковедческие материалы, хранящиеся в рукописном фонде Института востоковедения АН РУ, Центральном Государственном архиве Узбекистана, книжных фондах Республиканской национальной библиотеки им.А.Навои, научной библиотеки "ТУрон" Ташкентской области.
Автор выражает признательность ученым Д.Рашидовой, Ш.Вахвдо-ву, И.Ганиеву, которые предоставили возможность воспользоваться материалами своих личных архивов к библиотек.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- был изучен ряд малоисследованных аспектов общественно-исторических условий становления и развития дтадидского движения и, их роли в формировании воззрений Фитрата ;
- подвергнуто специальному анализу его толкование проблем нации, национального самосознания, независимости, путей национального прогресса ;
- исследован концептуальный подход мыслителя'к наукам, их классификации, роля б развитии просветительской идеологии и общественном переустройстве ;
- проанализрованы его воззреьия на религию, ислам, ее духовно-нравственный и гуманистический потенциал, роль и значение в общественных процессах и формирования личности ;
- показаны значение общественно-философских воззрений Фит- . рата. в современных духовно-общественных процессах, их роль в формировании и развитии национальной идеологии.
Но.учно-практическое значение исследования состоит в том, что, во-первых, оно призвано способствовать дальнейшему развертыванию изучения общественно-философских взглядов Фитрата, их адекватной реконструкции ; во-вторых, их специальное исследование дпст,возможность ярче'и полнее представить процесс развития общественно-философской мысли в Туркестане конца XIX и начала XX столетий ; в-третьих, воссоздание общественно-философских идей Фитрата расширит идейно-исторические основы, идеологические предпосылки независимости Республики'Узбекистан, ее общественно-духовного переустройства.
Практическое значение настоящего исследования сг-язано с возможностью использования его .материалом при к?дешш теоретического курса, спецкурса и спецсемккара по курсу "СЛг-.'стгзнчо-
философские взгляды в Туркестане конца XIX и начала XX столетий',' который проходится на факультетах истории, философии, языка и литераг.'ург, искусствоведения гысашх учебных заведений, а также в . средних школах и гимназиях нашей республики.
Алробация исследования. Основное содержание диссертации излагалось па традиционных научных конференциях профессорско-преподавательского состава философского факультета ТаиГУ, философского общества Республик» Узбекистан, на страницах журналов "Узбек тили ва адабиёти", "Гулистон", газеты "Узбекистон адабндти ва саньати", в сборниках научных статей "Муосир Бухоро филологи-яси", а также в передачах Узбекского радио.
Диссертация била сбсувдена на кафедра истории философии и логики философского факультета ТаиГУ, на теоретическом семинара при кафедре фвдософли Ташкентского Государственного института искусствоведения им.М.УЯгура и рекомендована к защите на заседании Проблемного совета по истории философии при Институте философии и права им.И.М.Муминова АН РУ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих п себя шесть параграфов, заключительной части и списка использованной литературы.
0СИ0ЕЛ0Е СОДЕРЖАНИЕ РАБОТН
Во введении диссертации обосновывает-ея актуальность исслс-• дуемой научной проблемы, раскрывается степень ее разработанности, определяются цель и задачи, научно-практическая с-и-дчикооть , исследования.
В первой глава - "Идейные факторы формирования творчества Абдурауфа £итрз?а" - исследуется влияние общественно-ксторлче-ской действительности, субъективных факторов на форетроаанкз творчества Фиграта, в котором нашли свое отражение противоречивость, основные проблемы и содержание обг!зственно-политической жизни 2п0хи.
Первый параграф - "Об общественно-политической жизни Туркестана в конце XIX и начало XX вв.".
Зэвоеваниэ Средней Азии Россией и проведение ускорснний колонизаторской политики явились главными факторами п^зх оСь«ст-пенно-политичиских, экономических и духовных изменений в »ищи края. Народы Туркестана поьели неорганизованную,но уиеркул бо(ц:~ Су против российских кэлошпчтороп.Эти дсижрния ь н«давн".у
дан рассматривались как басмаческие, Аьтор в результате иоследо-ььнил ряда исторических источников прикзд к вивод^у о том, -что басмаческое двкжние в прямом смысле отого слово. возн;;кло ке-отголько шзке, когда больиевлки приступил»! к ликвидбции собственности. Иод влиянием их идеологии большинство наших историков характеризовали эти выступления как басмаческие.
К тому где подавлении няциональпо-осЕободительшх восстаний }.продол Туркестана как проявлений бас;.;ачзстви призвано было оп-риздить главшз цели колзаизатороз, ибо как нгцконзлъно-эсв.- бо-дйтсжьш-и летания ош с'а кезди в себз определенное акугре.тос оправдание. До КОС года к Туркестане Сию зо^икеяреггчо более •четырех й:сяч недюкальпо-исрободнгелькь-х: иэестаялЛ з ннй прэтлп царского порабощения. В дассортацкъ. оЗмокгольно рая-с^ьтрпинэгся нспцкгаоскив факты и архивные по н?родн:.гл
воссганаям, позгдсзйявсвшсй Конисарэм Косу •эк*!. Огг/уг^ледом Ззшок, Дукчи Эиелом, Лотлкуло!! Дэдсах п я;.
Еэ многих наш* трудах, в то», чисяз ч-хат. как "Истор:я парадов Узбекистана"*', проводится шеяь о той, что народа Средне" • Азии находились под деслнкм гнотом: с одной стороны, мостн^л аристократии» с другой - русских чинешшкеа. Лзтор в доссертацаи рассматривает это подошше несколько с иной позиции: это угнетенно характеризуется и;.;, с одной сторони, как оясплуатацчя постной сристократии к руссюг: чннэскпков, с другой - кек яодзиоль- • ио-р&созоз угнетение. На н^ш взгляд, прошее толкование а определенной степени сглаживало нациокашю-колондзпгорский аспект,. езодя его пре'.влудзетвегш к оэциадыц-му явлзпт-о.
В рссуаыгегэ колоказоцг.г. гуртзюганя пртизосяи дехогркркв-
скко сдвиги, у^г.чллвело лкхэрисы мосл.-юго hc.cc л£н,1я. в Срэ1!.:1й,0 ксн следствие нациоисльноЗ пг~а»«ггси царскоЛ России, здиг-*г>;рс.ед;'. 1'а •! ол.мго русская тпьглагвицу.а, иэ к ппу'.огашг^, 1 дру-шх илэа? русски о к::срззщгя ¡г друглх шщгй.
Чик:.,л оСра?о„1, и кочце "IX к игчалс Х.С >..1. 'гуркестан с-'-сэ
к слПсклл ы. "лл-сля, прс*р:1'.!;.г;а его з с-р'^егу;; 01'..;у. лмрг.'.'онк^ ¿л:: ^с.-б '.•'осзчГ..ч\йлпыо-. "'^од!-:':;: лллл ее.'.?Л Ц'Ял'Зй ...... ле;;; ¿уссл'^'
горз^О".
" '-К-'Л'' ' ч : уи -<; ¿".и
1, ?:л. .:-ч;.г:". - . -'с:-, -
жизнь Туркестана в конце XIX и начале XX вв.".
¡культурная жизнь Туркестана того периода била неразрывно связана с теми экономическими и социальны?«! процессами, которые переживал 'Туркестан после колонизации. Политика царской России в сфера культурной жизни Туркестана сводилась я опекунству.призванному осуцестзлять привнесение уз нее русской культурн.
Генерал-губернатор Туркестана фон ¡Сауф^ан б одной из своих депеш императору хвастался тем, что колонизация на триста лет отодвинула назад культуру и общественный прогресс народов Средней Азии*. Несомненно, обучение в иечстях, медресе, школах было ограниченным. Однако следует признать, что они в определенной степени способствовали развитию национального самосознания, национально-освободительных настроений.
В противовес традиционным медресе и школам к концу XIX в. в Туркестане стали создаваться русско-тузенные школы, которые, на первый взгляд, играли прогрессивную роль в преобразовании края. По существу яе царскому правительству для укрепления и расширения сзэей колопизач'орской политик:: необходимо бшю вырастить такое поколение местного населения, хсторсз будучи поспи-танным па русско'1 культуре, относилось добролзлатеяьно к царской потатико. Доииьапсь реализации !>т:к: целей, царские власти в то ге зрзия не могли зотреплтствозсть нарастанию интереса воспитанников эти:: гч:ол ко всему цизшгизованнону миру, в том числе передозой европейской культуре.
Появлэнно в Туркестане периодической печати и ее быстрое распространенно бнпо затюиорнш процессом, гпргздглик трзбола-31:10 препзик, со-липлынк, пслпт^ч^с;::::: и зиоиогдааскж асмсноки!!. В период г.ерзой русской реводпцпи а ТУрхзетйпеком кр->о б»яо гн~ пущено около Г;33 сдоз лястозоя и япеглпг-ацкП. Поригдичзсипп по-
ттршгллл СЛОГЛур що.олоюмссчу* бпрьбу того гч;с'<л5н;*,г.'\"!!с-С-ЗрпЭТ) ЛОО".!?!.!, '.IX ПСП6ТС703 !! ЦйДОЯ. 3 СВЯ"И Ч ОТ.Ч
т. десс^ртацчи -рттег.лтеа ллиг-гте; о ¡ту. о:;''.•< пег;с::и,г:.""' р-п':-тт.", ::г:р: -уп-: "Хг'Слптягги" ,"*г ^ргн'.-о", *ГНр*,".п!п'' 'I ^.ус,-.:;, ''-г..'.* : ууууУГУ. орг.'-;'-.гпсяслччссоГ :.5 г-
учреждений и др., которые имели позитивное значение в культурной жизни края, хотя по ряду аспектов также несли на себе отпечаток политики русификации.
Обострение национального гнета, подавление активной общественно-политической жизни способствовали росту национального самосознания туркестанцев, особенно интеллигенции. В противовес руси-фикационной политине стали склсдаваться движения в поддержку нации, прежде всего джадидизм, который, однако, возник не как реакция против русской культуры, а как результат поиска путей к национальному развитию и созданию независимого государства, использующего опыт передовых стран мира, прежде всего еврэпзКских. В связи с этим в диссертации характеризуются нациошлльно-освобо-, дителъные движения, происходившие в странах зарубежного Востока, в частности во главе с Джамалидцином Афгани и Мухаммедом Абдо, которые оказали большое влияние на развитие национального движения в Туркестане. Особое внимание уделяется характеристике некоторых малоизвестных аспектов творчества и деятельности таких видных представителей даадвдиэма, как Гаспркнокий. Бехбуди, Цукев-вар Нари, а также новометодных дкадидских школ Саидрасула Азизи, Алиаскара ибн Байрамали и Абдуллы Авлани.
В диссертации приводятся необходимые биографические данные о кизки и творчестве Абдурауфа Фитрата как одного из основоположников и видных деятелей даадидизма в Туркестане.
В дкадидской деятельности Фитрата большое значение имело общество "Тарбияи атфол" ("Воспитание юновества"), которое было учреждено в 1908 году в Бухаре. При содействии этого общества Фитрат был отправлен на .учебу в Стамбул и там стал членом общества "Бухоро таълкми маориф яамияти" ("Бухарское просветительское общество").
Американский тюрколог Э.йллворт в своей статье, включенной в сборник "Туркестан", изданный в 1987 г. в Кельне1, приводит сведения о весьма важном разделе произведения С.Мни "История партии младобухарцев-или неописанные программа" (1920-1921 гг.), который а свое врелш был опущен при издании. В диссертация анализируется налагаемая им программа младобухарцея.
В 1917 гору Фптрату как лидеру мледобухпрнев поруиеотск составление программ общества. Подготовленная т "Гсфсп-
I. Оллвор? Э. 5>д15дл,--р >;<!уу.ил яппг.утан ^-.тоягп» //??>>чт:?тг,:'. пда«:нбги ря сакьг- - II сент. " •
на в Бухаре" ("Ислохот 6а Бухоро") принимается шли как программа-минимум, которая состояла из 13 глав. Ее главной целью являлось создание независимого празового государства, определение путей его дальнейшего развития. Большое внимание уделялось вопросам экономики и культуры.
Как свидетельствует этот важный документ, даадидизм, возникнув как просветительской течение, постепенно пзрерос в мощное общественно-политическсз движение.
3 диссертации особое внимание уделяется драматургии Фитра-та, который явился одним из основоположников театра в Туркестана. К 20-м годам Фитраг создал около десяти драматургических произведений, поставленных в своэ время на сценах театров. Эти произведения оказали большое влияние на духовную жизнь Туркестана, а такие драмы, как "Беггагон", "Индийские завоеватели", "Гробница Тимура", "Аб.улфа'Дзхан", будучи посоящекы тем или иным историческим событиям или лицам, по существу выраяали дгадидскую идеологию, пропагандировали идеи свобода и независимости.
Фнтрат в целях создания и укрепления солидарности туркестанской интеллигенции на базе единого литературного языка, в основе которого лежал бы чагатайский, возглавил общество "Чагатайская беседа"'''. Выступая за всестороннее единство народов Туркестана, против их размежевания, Фитрат полагал, что они могут идти по пути прогресса только на основе прочной консолидации.
В целом, диссертант пришел к выгоду, что даадидизм, в конечном счете, как широкое общественно-политическое и духовно-куль-турюе явление, по езоей сущности противостоял колониальному гнету, Еыступал за развитие национальной духовности, воссоздание экономической н культурной жизни страны на оснозе всесторонней независимости, национального самосознания и передовой науки.
Б третьем параграфе -."Идеи джадидизма а творчестве Зитрата" - исследуются джадидекке концепции, разрабатывавшиеся в научных и литературных произведениях Фитрата. В данном параграфе обстоятельно анализируется исследование японского ученого Х.Каматцу^ произведения Фитрата "Мунозара" ("Спор").
I. Пели и задачи этого общества излог.ек-1 в статье Затрата "Тилп-
ииа" ("Нэп язык"). См.: Валик. - 1990. - 5. Р. И!гао Мата1*у 20 ЦалСаг-спЫц Сг(п.
7~агк<}и1чс .Те ¿егг'пг Нага Ма £ ¿ап _ - /092.
Фитрат в своих более ранних произведениях приходит к выводу, что основная причина всех негативных явлений в крае состоит в непросвещении. Сборник "СаРха" ("Вызов"), изданный в 1911 г. в Стамбуле, включал в себя стихотворения, в которых впервые наиболее четко выражается идея независимости. Многие драмы Фитрата, которые по своей общественно-политической сути косили разоблачительный характер, получили известность среди патриотов Китая, Ирана, Индии, ЗУрцил, боровшихся против колониального гнета.
Джадидскип идеи Фитрата более четко излагаются в его публицистических статьях, таких как "Восточная политика", "Русские в Туркестане", "Англичане на Востоке", "Плачь, Ислам!". В них Фит-рат предстаем не только как джадид, заботившийся о будущем Т^'р— кестана, но и как крупный политический деятель, пы?ав!гнйся решать проблемы всего Востока, всего исламского мира, показать экспансионистскую сущность западной политики по отношению я восточному миру. Он с позиций джадидизма смог поднять проблемы ми-роЕого масштаба.
Автор критически рассматривает мкэпия некоторых исследователей о положительном влиянии Фитрата на отношения к послеоктябрьскому строо. В своей статье "Политические положения" Фитрат пишет: "3 России возникло еще одно бедствие - это' бедствие большевиков"*. Идзи, эыразенныв в произведениях Фктрата советского периода, носилг аллегорически-саркастический характер.
Вторая глава - "Национально-просветительские еден в произведениях Нитрата"' - посвящена анализу его концепций нация, национального прогресса в контексте ого просгетитольских воззрений, в частности отнопения к паукам, энакиг.м, религии.
Первый пасагрдд - "Отнэао:ше к национальным цоиностя;.] как критерий нацлональпо-кулвдурного прогресса". В нем исследуется пс^охенио Фигр&та о том, что благоас&уч;:с,з будущее нации определяйте« со заакт&рвеошши?: отнокенкй;: к своод духогнга щншоо-тяи, националы«:'.: корням.
Пресьй?ктельс:шз дыкаения вступи? ¡.г. ьреиу
■¡сгсрнчсхкал ксобиодимость ^ порист. Пересу,:: от и
3 г.г.чи.е ого пц;'лгр:-:>.с, крлг::и'! сс-пъ-
:.", -л?.'¿из р-:¡{л г.'р'^стстела-си - ''.г'имч'.гольст"/;:; д^::;.;:/:,"'1"'!. л
¡. . '■'и-:./. ¡1.;,.-!!';» /'/.■;; ¡.р;-;я!. - :Л7. - 17
черта последнего состояла в неразрывной связи с национальной идеен. Путь освобождения от национального порабощения диадидн гиделн, прежде Dcero, а просвещении, которое способно преобразовать вез сферы кизни общества, вплоть до производства.
В произведениях Нитрата "Восточная политина". "Индийские зазоегачрли", "Политические положения", "Боль Родины", "lier; язык" проводится мысль о тон, что культурней прогресс реализуется в контексте нг.цчопальчой культуры, и чем прослеживается онрг-делен.'.оо влияние ос::свсполс:"шкоб пантюркизма - Зля Кукалпа, <5у-ода Купгили, Заки В?,л;;..;п, Какала Эраслана.
В -хрудах одного из исследователей пантюркизма Махмуда Сарая •Затрат с точки зрения автора приравнивается к Зия Кукалпу, !'<:;«> плу Гпспринсксчу, -Гуаду Кулрилн*. Однако Х.Какатцу, отмечая,что нросЕгтительсг. .-.о средн-.ч'зпатсккх дяададов оценивается шог:чн учении как пантпргшзч, и то же врзмя характеризует Нитрата как приверженца национальной идеи/".
На нгл пзглдд, признанно определенного влияния пашаркист-сксй идеологии на творчзстсо Фитрага но означает сведения ого взглядов к пантюркизму. Их соотношение весьма словно и неоднозначно. В диссертации тахпг сопоставляется íip.sn и цели пантюркизма h панисламизма в контексте решения ироблекч нации в творчестве йитрата.
Изучение национально-культурных ¡щей Фиграта стро.лг.л в плане анализа проблемы сортношзния общечеловеческих и нлшюнзль-1Ш культур. Национальная культура представляет собой совокупность нравственных, хуло^стзеннцх, политико-зкономичпокгз:, ас-учных, религиозных и друга: духовных ЦСШ10СТС1 ТОГО ИЛ" -ÍHCI народа, Один из важных выводов ¿итрдта состоит з ген, что для достижения развитой общечелсвзчосяой «ультуры необходима пчзп-гпсккость данной нацчи. В произведении Затратл "Восточная политика" раскрывается з::о:иж::ч<*ехая, полчтнчосхал, нравственная сущность политики "разделения пира'', нолонпэоц;-:.; нородоа Востока европейским:! завосватегл;л|, что окас-ялссь г-.?гко-.ч:;м, пэ ра"у, прежде всего из-за неорганизованности зтих пародов s îkv.,-'.¿з imoi»u> окспансин. ''Том, где -¡юредрустсл тдеоигльидл «извить, ТЕП :!ЗбавЛГ::"ТСЯ О? УГС031! ютлошэзции. В борьбо T-03TWTJZ ¡'оро-
1. Ou. : Ib-.wîoçn X. '¿оп-лгда фитратауноезик //Ус^кистоп
ТК РЗ С:;Н::-\ТК. - . - 3 ! í3.pT.
2. H'S'lV г. tS'J ?Q»<rCi>¿( -aSLÙ^/ri-c'-z D/il>-
7у.Г ¡.ic"л -"i-;'.-:1 — •
дов против европейской экспансии не хватало именно такой национальной совести"*.
В произведениях Фитоата, написанных в ?-0-е годы, проблема национальной совести, сознания выступает главной темой. В статье "Бизда йигитлик" ("У нас пора мужания") (1920) Фитрат употребляет выражение "духи без подражания", имея в виду -то, что "интеллигент колонии кадно впитывает в себя западную культуру и подобно л^мемьшу в новой семье, стремится ьэ только познакомиться,но и породниться с не-Й'"^. Чтобы предотвратить однобокое развитие этого явл^.шя, следует воспитывать подрастающее поколение в духе "неподракательпости".
Обцестьенно-фнлоеофскис взгляды Фитрата по существу строятся вокруг проблемы судьбы и будущего нг-ции. Они охватывают все сферы национальной общественно-политической кизин и неразрывно взаимосвязаны кевду собой. Бережное отношение к культурным ценностям, национальное самосознание и независимость - эти фактора определяет выживаемость нации и ее перспективное будущее.
Второй параграф - "Проблемы науки в творчестве Фктрата".Его отношение к науке связано с просветительскими лдеямк. На них сказались, на наш взгляд, некоторые аспекты суфизма, о котором идет речь в ряде произведений 4итрата. Учение суфизма органически совмещает в себе идеи пантеизма и кеогшл,онйзл:а. Это существенно повлияло на его толкование возмоулостк достижения счастья в двух мирах, о чей говорится в труде "Путеводитель" (1915), В данном случае идея суфизма не копируется, а получает оригинальную интерпретацию по вопросу достижения человекоы Бога во второй мире.
Специфическая черта учения Фитрата о науке состоит в том, что как теоретик к знаток ислама, он связывает сущность последнего с его познавательной подоплекой, Фитрат в "Путеводителе" зидит отличиэ человеческой еизни от «квотной в идее кнзни. Она состоит, с одной стороны, в возможности достижения Бога, с другой - в саиой идее Бога. Идея кисни представляет собой кляч к общественно-личностному прогрессу.
В "Путеводителе" приводится составленная Фитратом классификация. наук, призванная способствовать разьитка, во-первых, религиозных, во-вторых, естественных наук, которые были устранены из лрогрзм« ыгдресе и-религиозных школ (см. с. Щ).
I. ЗиН ¡'у.-:ш. Туркчюшк гсосларм. - Тоикент, 1992. - 60 б.
¡'еР.ии-р "..Р. Уьил-.пин пеггочмык е&яеетв: си.-¡уел традиционного и сонрйиг.пного. - догьеа: Неука, ИлЧ. - С.4
Здесь следует отметить, что на данную классификацию впервые обратил особое вникание Б.Эргашев в своей вышеупомянутой докторской диссертации. Согласно ему, Фитрат делит науки на "теоретические" и "огытные". Такое деление, на нал взгляд, создает несколько искаженное представление о классификации наук Фитрата, ибо у него речь идет о "науках повествования" и "интеллектуальных науках". "Науки повествования" передаются от поколения к поколению путем пересказа, предания, "интеллектуальные науки" включают в себя совокупность теоретически и опытных знаний.
Теологию Фитрат относит не к религиозным наукам, а к философским, представляющим интеллектуальные науки. Это объясняется тем, что теология строится на использовании интеллектуальных средств, посредством которых происходит осознание Бога как выс-иего начала. Теоретический подход к религиозным наукам призван способствовать их очищению от суеверий.
. К числу философских наук Фитрат относит ¡туку о человеческой душе - психология, исследующую возникновение души и ее качества. "Полезность стой науки в том, что сна просвещает духовный мир"*.
Разработанная Фитратом классификация наук носила последовательно-логический характер и имела в то время большую позитивную значимость.
Третий параграф - "Место религии и суеаерия в судьбе нации".
Отношение Фитрата к религии складывается не с точки зрения ее признания или отрицания, а в контексте анализа разногласий мегду религией и суеверием. Его исследование религии слуглт те« же доминирующим в его творчестве целям национального прогресса, обеспечения будущего нации и неразрывно взаимосвязано с его отношением к культуре, просвещению, политике, науке и др.
В основе взглядов Фитрата на религию летит не ее реформирование, п острая критика суеверного, дилетантского отношения к ней. В этой они перекликаются с воззрениями Мухаммеда Абдо, Ша-хабиддина Марджани, Дщшалиддина Афгани.
В связи с этим анализируются труды Х.Каматиу, турецкого профессора Сай^утдина Ёзувчи, немецкого ученого Ингеборга Балда-уфа и их интерпретация отношения Фитрата к религии.
Фитрат рассматривает религию как путеводитель к счастья,при
I. -Битмт. Рахбари нахот //Садои Шарц. - Душанбе, 1992. - № 7-8.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ШРАТА
Передача хадисов '
Теория хадисов
Общая истори.
Частная история
тафсир, хадисоведение наука фикха методы фикха
история науки и литературы
история природы
политическая история
священная история
география
ОЕЩЦЕ НАУКИ
терапия
: фармакология
анатомия
строение, клеток
физиология
арифметика алгебра^_\^" геометрия^ астрономия'
психология
этом вера долины быть безусловной лишь по отношению к Богу. Поэтому он резко критикует поклонение святым и гробницам.
Его взгляды на религию после 20-х годов нашли свое отражение в произведениях "Судный день", "Восстание Сатаны против Бога", "Меързд;.;" и высызапт острые дискуссии. В целом следует отметить, ..что во многих случаях через религиозные сшеты он пытался выразить свое критическое отнесение к некоторым новым общественным явлениям.
3 результате историко-философского анализа творчества Фит-рата диссертант приходит к следующим выводам:
- в основе общесгвзнно-философсккх воззрений Нитрата лежит идея нации, национального прогресса и просветительства как главной цели его творчества ;
- Фитрат в своих ранних произведениях "Спор", "Индийский путешественник" излагал комплексную программу, направленную на предотгргщениа национального кризиса в Туркестана и поиск путей культурного прогресса в этом регионе ;
- согласно Фитрату, культурный прогресс нации обусловливается национальной независимостью, которуо он связывает не только с судьбами народа своей страны, но и всего колониального Востока;
- понятие "лациснальныэ ценности" в творчестве Нитрата имчэт пирокое значение, а бережное созидательное отноаекчз к ним вступает критерием всего культурного прогресса ;
- в произведения:'. ЗЫтрата домнийруврой предстает идея "национальной совести", которая призвана выразить не только национальную часть, гордость за сбою наци», но и неукоснительное служение на пути ее прогресса ;
- заслуги Утрата по пропаганде в регионе традиционных и современных наук, разработка их общественного статуса представляются особенно значительными в то время, когда в конце XIX и в начале XX вв. неуки оказались здесь в кризисной ситуации. Классификация наук Затрата носила прогрессивный характер и стращала новый подход к ее системной интеграции ;
- Зитрат утвергдает просветительский подход к наукам и отрицает их политизацию ;
- реформаторская деятельность ¿итрата связана с поиском путей перехода от неосознанного освоения основ ислз."а к к.1: неуч-ному изучении в контексте развития всей сСлпсствзкно-политичг-екой жизни ;
- он понимает религиозное мировоззрение как развивающийся процесс, поэтому резко отвергает религиозное суеверие, которое повергает аизнь народа в застой, и приходит к выводу, что религия является "путеводителем к счастью" ;
- в творчестве периода 20-х годов Фитрат не отходил от своих идей о нации, национальном прогрессе, о роли религиозной веры. В трудной политической ситуации того времени он пытался выразить свой саркастический настрой под оболочкой атеизма ;
- его наследие спустя многие годы эффективно способствует возроздениъ национального самосознания нашего народа и лишь в настоящее время раскгнвает свою подлинную сущность.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
1. Абдурауф Нитрат ижодида паданий юксалия ва магрифатпарвар-лик роялари.// Биринчи кую^рият илмий амалий анжумани материалла-ри. - Тошкент, 1994. 78-756.
2. Узликни англаа.// Узбекистон адабиёти ва еанъати. -19Э5.
- 7 июль.'
3. Фитрат ва кадидчилик.// "Муосир Бухоро филологияск". Илмий туплам. - Бухоро, 1995. 22-246,
4. "Раз{бари накот"да зрёт концепцияси.// Узбек тили па адабиёти. №-1996. - И.
5. Наел баракоти.// Гутстон. - 19Э6. -}? 5.
6. Жадидчилик таълимотида ыиллий ыустак;1<шшк ва маънавий намолот масалалари. "Истицл си пвлоди: ватанпарварлик ва маънавий ко-ииллик йулида// Уа. Р. М Шалсафа ва згукук институт« ёш тадчиког-!.' .чиларн, докторант ва еспирантларининг илмий мо^олалар тупиами.
- Тошкент ; 1996.
7. Флтрат та килюй истпклол. // Пари ыднузи, - 1990. и.
Ш.О.Гойибованинг 09.00.03 - Фалсафа тарихи мутахассис-лиги буйпча фолсафа фанлари номзоди илмий даражасшш олиш учун тавдим этг<лган"Абдурауф Фитратнпнг иатшлоий-фалсарий царапиарц"маЕзуидаги дассертациясшшиг
РЕЗЮМЕ сп.
XII ва XX аср бусагасвда ву:яудга келпб.Туретстоц' хаяклари тарихи-' да улкал маънавий ва илгвш мероо ¡?олдирган аадкдчшпшшнг етакчи рахбарларпдал йирн булган Абдурауф Фитратгшнг иятамий-фалса-фпй цараиларн таджики дассертацшшшг мавзусиии белгилаб берди.
Таддаот кирши. ^исми.икки асоскй боб.хулоса ва адабиётлар рУй^атидан иборат.
Кирш кисмвда мавзуншг долзарблкгй.маКсад ва вазифалари, . урганшшш даратаси,методологии асослари.илмий янгшшги.назарий ва амалий ахамияти,таджикотгошг асосий мсвдштшинг оилалаштирл-лиш иа нашр этилишн хасида гапириладп.
■ "Абдурауф Фитрат иаодиюшг шаклланишидаги-гояний омиллар" деб аталгая бирикчп бобда XIX аср охири,лХ асу бошларидагп Тур-кистошшнг иетимоий-спёспй хаётиДрта Оспёнзнг Чор Россия томо-нидан истпло чилщшшшшнг иктисодий.сиёсий ва маънавий оцибат-лари какида суз юратиладк.Бунда муаллифнинг асосий эътибор ка-ратгап зэдатлари■истпло скёсати о:<ибатада Туркистон халклари ётида махаллий бо!:лар ва рус аматдорлари зулмп билан бир цаторда ирг-сий зулмнипг келиб чициши ва Чор Россиясишшг онгли равищца пстпло килингап улкада руслаштириш сиёсатпни олиб борганидар.Уз навбатвда бу икки мухш *одиса миллатни сак;лаб цолпшга бУлган .' зарурий э*тиёж сифатида вадвдчилик харакагини келтириб чигсарди.
Ддассертациягашг иккинчи боби"Фитрат асаглардца миллатпар-варлик ва маърифатпарварлик гоялари"деб вомлаиади.Бу боб уч цисмдан иборат булпб.унда Фитрат асарларидаги етакчи гся.шллат баркамоллигп гояси ёритдб берилганДар бир ыиллат тарагдаётида уч асосий ошл етакчи урин тутадшшллатшшг Уз утмиши ва кела-кагига бултан втадокип ыуносабатн.маъркфат.дии асосларпга бУлган назарий,и.7юдий муг.осабат.Фитратшшг бу хаздаги фикрларинк тадлкл допшда ушшг иишлоЕй-фапсафяН характердагг.'тунозара,',"Хг.нд саПё^и","Рахбарп нанот", "Шар'.<; спёсати"каби га бонда клшй-адабнй, дралатик,неър:Е асарлар:цга пуронаат эталди.
Дпссертащ!я:;пкг асосий мазиунк республика патбуот органла-ргда на-др этютап бг.р ^анча ыа^олаларда,глгзП т;?пла:.гсарда,радио о^'сялп тщштарда ?з агссшш топтан.
Resume
of Gsjifova's thesis on the theme ''Social philosophic views of Abdurauf Fitrat", submitted for a candidate's degree .specialization 09.00.03- History of Philosophy,
'Hie ideology of djadidizm which was formed at the end of the 19th and in the beginning of the 20th century played a great role in the history of the Turkestan peoples has become one of the main objects of investigation for hist ten yeurs. It is connected, firstly, with the beginning of social changes and declaration of the independence cf the Republis of Uzbekistan mid , secondly, with the national problems destroyed during the colonial profound politics of the Soviet power and understanding of the history of people. Djadidizm was a conception with its own ideas not only in literature, art and culture but in the social, political and philosophic development of Turkestan peoples. Therefore the social philosophic views of Abdurauf Fitrat, one of the founders of djadidizm ha* become the object of our thesis. This research work consists of introduction, two main chapters, conclusion and a list of used liteiature.
In introduction we explain tiie actuality "f the research, its aims and object, its theoretical and practical importance, its popularity and edition.
In the first chapter which is called "Details in the formation of Abdurauf Fitrat's views" we describe the political situation of Turkestan at the and of the 19th and in the beginning of the 20th centuries, economic, political and cultural results of the Russian colonization of Central Asia, the policy of russification and the formation of the racial exploitation. All those facts contributed to the need of preservation of the nation among djadidizm activities. In this chapter we also underline the influence of the founders of the Eastern freedom movement Djamaliddin Afghony, Muhammad Abdu, the ¿real propagandist of djadidizm Ismailbek Gasprinsky and so called "father of . Turkestan djadididi" Mahmudhodja Bekhbudy. Speaking shortly, the social, historical conditions, political and cultural events had a great influence in the formation of A. Fitrat's vievvs'and ideas. The second chapter which • is called '"'Ills nation!o\nig and enlightenment views of A. Fitrat " consists of three parts and describes the main idea, his attitude to the nation's past & future & also to education nrtd religion. Analysis of his ideas are based on his social-philosopic works as " Myii03apa'" (Discussion), "Xitiyt 1-aexariinnjir khccucit" (A story of the Indian traveller), **Pax6apit !kw:ot"(A supporting learder) and oilier scientific-literary, dramatic and poetic work';, in this chapter we analyze also his other'works as "The Eastern policy', "The Reform & Bukhara" etc.
We come to the conclusion that the views and ideas of Fitrat were formed not v.-ily in the result of complicated social and political life of his time. A! tlv same titne his great ideas are very important in the social, economic, political and cultural development of the peoples of Turkestan nmvadiys. 'lite main «.nun;; of Ihe then» lis* ten bilwdcasted & published in the press.