автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Касымходжаева, Саида Батыровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке"

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНО-ПССЛЕДОВАТЕЛЪСКПП ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАК1Ш-ЗАДЕ Ш1ЯЗИ

На правах рукописи УДК: 780. 78.09. 78.01

КАСЫМХОДЖАЕВА САЙДА БАТЫРОВНА

формирован™ узбекского

исторического МУЗЫКОЗНАНИЯ И музыкальной критики в xx веке

Специальность -17.00.02 Музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ТАШКЕНТ - 1996

>Г 1 л 1

< ! 0 и.1

Работа выполнена в Отделе фольклора и современной музыки НИИ искусствознания имени Хамзы Министерства по делам культуры Республики Узбекистан

Научный руководитель - Заслуженный деятель искусств

Республики Узбекистан, профессор, доктор искусствоведения, Т.Б.Гафурбеков

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Н.Каримов

кандидат искусствоведения О.Ибрагимов

Ведущая организация - Ташкентская государственная

консерватория им.М.Ашрафи

Защита состоится 1996 г. в час, на заседании

Специализированного совета Д.092.11.21 при НИИ искусствознания им. Хамзы, Адрес: 700029, Ташкент, пл.Мустакштаик. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им .Хамзы.

Автореферат разослан

Ученый секретарь доктор искусствоведения

Специализированного совета М.А.Хамидова -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Диссертация представляет собой опыт исто-рико-аналитического исследования наиболее сложного этапа становления отечественной мысли о музыке в первой трети двадцатого столетия. В основе работы - концепция прямого отражения в национальной мысли о музыке, шире - историческом музыкознании и музыкальной крип-псе, социокультурных процессов, характерных для избранной, эпохи. Ретроспективное осмысление именно данного, во многом противоречивого периода, обусловлено коренными изменениями в современной общественной жизни Республики Узбекистан, необходимостью определения принципиально новых подходов к изучению культурных традиций, а также просчетов и достижений художественного творчества, в частности, музыкального искусства далекого и близкого прошлого. Наша задача не в тотальной переоценке минувшего, а в том, чтобы, не избегая анализа проблем и противоречий, обусловленных социокультурным контекстом рассматриваемой эпохи, определить то ценное и непреходящее, что в строгом соответствии с исторической, порой суровой правдой, составляет истинную ценность и сегодня.

Обращение к избранному кругу проблем актуализируется и пристальным в настоящее время вниманием к рассматриваемому периоду в истории Узбетсистана: проблема выбора пути дальнейшего развития стимулирует повышенный интерес к прошлому, и, в частности, к формированию научных представлений о музыке. Ибо глубокое познание исторических фактов крайне необходимо в обретении верных ориентиров движения к перспективному развитию. Особое значение при этом приобретает всесторонняя оценка с позиций сегодняшнего дня деятельности выдающихся творческих личностей, внесших определяющий вклад не только в начальный период формирования отечественной мысли о музыке, но и последующие этапы развития самой художественной культуры Узбекистана.

Актуальность исследования заключается и в особой методологической значимости познания всей системы отношений традиционного и нового в художественной жизни Узбекистана в начале XX столетия.

Цели и задачи исследования. Исходной постановкой проблемы определяется главная цель работы - последовательное изучение отечественной мысли о музыке в начале XX века. В связи с этим, в качестве основополагающего предмета исследоватгая, определены следующие задачи:

- выявить социокультурные предпосылки зарождения в начале XX века национальной мысли о музыке, в частности определить ■ее-преемственную связь с музыкальной наукой 1Х-Х1Х вв;

- исследовать ключевые направления, характерные для данного периода;

- .проследить процесс зарождения в Узбекистане новых, музыкальных форм через их отражение в научной литературе и периодической печати; .

- последовательно изучить этапы становления и последующей трансформации представлений о музыке под воздействием историко-культурных процессов данного периода.

- определить воздействие научных и научно-практических достижений в области музыкально-художественной жизни рассматриваемого периода на все последующее развитие музыкознания в Узбекистане.

Зарождавшаяся в первой трех и столетия научные представления о музыке анализируется автором - как часть общенационального художественного достояния. Поэтому среди общих задач необходимо было .выявить и выделить их соотношение с другими художественными системами. Реализуемые в рамках настоящей диссертации задачи исследования призваны в своей совокупности способствовать созданию объективной истории становления музыкально-теоретической мысли начала XX века в Узбекистане.

Научная новизна исследования. Сложная идеолого-политическая обстановка в бывшем СССР, с ее неоднозначным отношением к истории, и в частности, к истории музыки, когда последовательное освещение получали лишь отдельные явления, привела к искажению исторической правды, к одностороннему освещению многих проблем художественной жизни. . и

В этой связи.особо подчеркнуть, что данная работа, написанная в новых для Республики Узбекистан исторических условиях, представляет собой первую попытку исследования этих проблем в свете современного научно-художественного мышления.

Впервые получило освещение творчество представителей художественной интеллигенции, внесших свой вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана. ¡ ,

Материалы диссертации помогают устранить .односторонность в. оценке путей развития музыкального искусства и культуры,в Узбекистане в начале XX века.

. Научная ценность диссертации обусловлена не только предметом исследования, но и характером источниковедческой базы, ибо наряду с архивными документами широко использованы материалы местной периодической печати, издававшейся в арабской, затем в латинской графиках. В работе привлечены работы зарубежных авторов, а также ряд архивных материалов, значительная часть которых до настоящего времени была под строгим запретом.

Практическая ценность работы. Диссертация представляет основу для комплексного изучения вопросов истории узбекского и регионального музыкознания. Собранный и систематизированный в работе фак-

тическин материал может быть использован исследователями для дальнейшей разработай избранной научной проблематики.в.-болсе широком направлении.

Ряд теоретических положений диссертации целесообразно использовать при чтении лекций по курсам "Узбекская музыкальная литература" и "История узбекской музыки". Предложенный материал, будучи предметом теоретического обсуждения, будет способствовать привлечению профессионального внимания как к историческим проблемам музыка знания , так и к его актуальным современным вопросам.

Методы исследования. Работа носит системно-исторический характер. Использование подобного подхода продуктивно именно как выражение требований историзма, согласно которым, любое современное состояние категорий - есть продукт развития феноменов истории, выражением их логической последовательности. Исходя из этого, основным методом исследования избран подход, предполагающий изучение предмета в его динамике, взаимосвязях и взаимодействии с другими художественными и общекультурными явлениями. В конструктивном сочетании с конкретно музыковедческими методами познания, этот подход способствует целостному изучению проблемы.

Апробация работы. Исследование обсуждено и одобрено на расширенном заседании Отдела фольклора и современной музыки НИИ искусствознания им. Хамзы Министерства по делам культуры Республики Узбекистан. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах докладов автора, опубликованных в различных научных изданиях, а также в выступлениях на научно-теоретических и научно-пр актических конфер еш щях.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. За основным текстом исследования следует список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы рассматривается степень ее изученности в науке; конкретизируется предмет исследования; формируется его цель и задачи: характеризуются методы исследования.

ПЕРВАЯ ГЛАВА - "Мысль о музыке" - представляет собой исторический очерк, в котором рассматривается процесс зарождения и формирования основных направлений, сыгравших ключевую роль в становлении не только собственно узбекской мысли о музыке, но и последующем развитии музыкальной культуры Узбекистана. .,,

Глава, исходя из его содержания, состоит из пяти разделов, в каждом из которых выявляются объективные факторы и субъективные pea-

лип отдельно взятых проблем. Значительное внимание уделяется тем историческим процессам, на фоне которых крепнет и динамизируется национальная мысль о музыке.

Социальные катаклизмы начала XX века, мощная волна освободительного движения, всколыхнув национальное самосознанием вызвало небывалую активизацию национальных творческих сил, стремившихся к развитию, расширению контактов, приобщению к иным культурам.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. на территории Центральной Азии зарождается движение, позже получившее название "Маърифат" ("Просветительство"), участники которого ратуют за гуманистические идеалы. Примерно в то же самое время среди волжских и крымских татар разворачивается движение "Джадидизм", к началу XX века широко распространившееся и в Туркестане. Не порывая с религиозной ориентацией, местные джадиды предлагают заменить в школьном образовании арабский и персидский языки родным - узбекским. В числе их требований - очищение тюркского языка, организация школ нового (современного) образца, создание национальной культуры и искусства: организация театров, выпуск газет, журналов и художественной литературы на родном языке. Стремление джадидов в сфере языка повлекло тотальную переоценку места и значения арабского и персидского языков (а следовательно, и культур). Сопоставление тюркских и арабо-иранских начал, попытки выявления их взаимовлияния и своеобразия, вызвали живейший интерес к отечественной культуре. Именно к этому периоду относятся издания первых сборников песен (исключительно текстов) Хамзы и Хуршида, небывалое доселе развитие баязотворчества, а также появление первых статей в газетах и журналах, затрагивающих проблемы музыки.

Но постепенно в джадидском движении намечается раскол, вызванный последовательным отказом от той части национал].ной культуры, к которому относится, в частности, и "Шашмацом". Поэтому с 1919 г. в Узбекистане разворачивает свою деятельность представительная, интеллектуально и общественно влиятельная организация "Чигатой гурунги" ("Чигатайскне беседы"), объединившая в своих рядах крупнейших ученых II деятелей узбекской культуры. Наряду с проблемами языка, литературы орфографии, пристальное внимание уделяется вопросам национальной музыки и ее осмыслению.

При всем многообразии и даже противоречивости этих течений, их несомненно объединяет одно, а именно - повышенный интерес к узбекской культуре. Основное содержание их идейно-художественного и научного творчества выражается в подчеркнуто патриотическом, национально определенном самовыражении. Естественно, что в данный период внимание просвещенных умов местной шгтеллигенции заостряется на проблеме сбора, записи и предварительной систематизации бога-

текшего духовного, н в частности музыкального, наследия узбекского народа.

Исходя из этого, в первом разделе данной главы - "Сбор и запись образцов музыкального наследия" - автор пытается восстановить исторические события связанные с работой в этой области конкретных личностей, организаций, деятельностью первых фольклорных экспедиций. Основываясь на архивных данных, воссоздается достаточно полная картина событий, вокруг которых немало противоречивых фактов, домыслов и даже легенд.

Нами установлено, что, несмотря на привлечение огромных умственных и материальных ресурсов, дело по записи музыки на первых порах дальше фиксации стихотворных текстов не продвинулось. Даже в более поздних изданиях ("Ашулалар "Г.Зафари, "Достонлар" Элбека), где собранный материал был впервые научно обработан, систематизирован, нотная фиксация отсутствовала. Это, конечно, не могло удовлетворить требований времени. В этой ситуации весьма позитивным стало привлечение к этому делу европейских ученых. Проблема формулировалась достаточно однозначно: "Без европейских знаний мы бессильны".

Огромный резонанс среди местной интеллигенции вызвала известная "танбуриая нотация", обнаруженная в результате первых экспедиций. Сильны были позиции тех, кто придерживался мнения, что для записи узбекской музыки наиболее подходит именно эта нотопись. Но общее направление научно-художественной мысли данного периода решает этот спор в пользу европейской нотации, оговорив при этом необходимость всесторонне взвешенного и чуткого подхода.

Сопоставляя первые опыты записи узбекского музыкального наследия, как со стороны местных энтузиастов (Элбек, Богу, Хуршид), так и представителей европейской музыкальной культуры (Лейсек, Пфеннинг, Эйхгорн, Рыбаков), автор диссертации приходит к выводу, что лишь всесторонне скоординированное, творчески продуманное взаимодействие специалистов разных культур дают позитивные результаты.

Так, итогом именно такого сотрудничества А.Фитрата и В.А.Успенского явилась первая нотная запись "Шашмакома" в 19221923 годах и последующее издание цикла в Москве (1924) под названием "Шесть музыкальных поэм".

Данное издание (по сегодняшний день не потерявшее своей ценности), выполнив свою основную миссию, способствовало удовлетворению интереса авторитетных научных кругов, композиторов и, в известной мере, исполнителей к этому уникальному произведению.

Противоречивые идеи, контрасты действительности постоянно вторгаются и в мысль о музыке, порождая поляризацию взглядов. Пафос полемик концентрируется, по существу, вокруг двух основных проблем: "Что представляет собой тюркская музыка? Каково ее место и значение

в контексте восточной, а шире - мировой музыки?" Так, в бурных полемиках рождается целостная концепция А.Фитрата о "классической музыке узбеков". ,

В специальном разделе диссертации "Появление концепции классической музыки" автор пытается выявил, влияние этой концепции на процесс становления узбекского исторического музыка знания.

Из истории музыкальной науки известно, что каждый ее период выдвигал свой комплекс терминов, а следовательно, свою точку зрения па статус профессионального музыкального искусства. Так, к примеру, термин "народно-профессиональная музыка" был в свое время заменен терминами "профессиональная музыка устной традиции" (Ф.М.Кароматов) в 50-е годы и "изустно-профессиональная музыка" (Т.Б.Гафурбеков) в 70-е годы.

Поистине историческое значение приобрел термин "классическая музыка узбеков". В 20-е г оды он был направляющим в выявлении идейно-художественной значимости этого пласта музыкальной культуры в обществе. С одной стороны, утверждение аргументированного мнения о наличии полнокровного феномена "классика" в узбекском музыкальном наследии дало возможность сопоставить ее с европейской классикой, а с другой акцентировать национальную принадлежность в контексте культуры Востока - именно данной, т.е. узбекской музыки.

Такая постановка проблемы повлекла за собой значительные последствия. Переосмыслению были подвергнуты традиционные формы изучения музыки. Приоритетным был избран путь освоения европейских методов музыкознания. В научных трудах А.Фитрата, Г.Зафари, Б.Рахманова и М.Харратова (оказавших непосредственное влияние на H.H. Миронова, В.А. Успенского, Е.Е Романовскую) уже явственно проступали черты новаторства.

В контексте более чем 70-летнего развития узбекистанского музыковедения, научные достижения того периода представляются достаточно скромными. Однако для автора диссертации важно было отметить, что круг основных проблем, которые в дальнейшем разрабатывались в музыковедении, в частности, в музыкально-востоковедческом направлении, был несомненно обозначен уже в те 20-е годы.

, В следующем разделе, посвященном проблеме "национальной оперы", сделана попытка выявить историко-культурные предпосылки возникновения этого явления. Особое внимание привлекает сам процесс зарождения этой идеи на начальном этапе становления узбекской мысли о музыке. Европейское понятие "опера" применялось тогда весьма условно и понималось, как музыкальный спектакль, чаще всего, как спектакль с музыкой.

(1о, так как автора диссертации данная проблема интересует в качестве показателя культурпо-эстстических требований, термин "опера" используется исключительно в понимании рассматриваемого времени.

Поиски путей дальнейшего развития театра и музыки были определены прежде всего крупными изменениями в сферах их социокультурного функционирования и постоянного, динамичного обновления.

Новая общественная атмосфера вызвала к жизни и иные формы музыкально-общественной деятельности. Чрезвычайное воздействие на развитие музыкального творчества стали оказывать новейшая узбекская литература, поэзия и драматургия.

Вплоть до 1917 года (а в Бухаре - вплоть до 1921 г. ) главным центром музыкального профессионализма была придворная среда. Профессиональная музыка пользовалась поддержкой тогдашних местных аристократических кругов. В последующие десятилетия активный интерес к ней стал проявляться в городской среде. Это обстоятельство, на наш взгляд, имело как положительное, так и отрицательное последствия для развития музыкального искусства. Перед узбекской интеллигенцией возник целый комплекс сложнейших практических проблем. В их основе было стремление вывести узбекскую музыку на театрально-концертную эстраду и, пропагандируя ее совершешше образцы в лучших интерпретациях, способствовать музыкально-эстетическому воспитанию населения. С этой же целыо предполагалось осваивать и европейские жанры музыкального творчества, постепешго приобщая слушателей и к этой культуре.

Так возникла идея о создании национальной "оперы", которая должна была удовлетворить все эти требования. И она была востребована передовой мыслью о музыке. На страницах местной периодики проблеме систематически отводились целые рубрики, причем публикации были полярно противоположны: сторонники новых путей отождествляли музыкальный прогресс только с европейской ориентацией, а их оппоненты упорно защищали устоявшиеся традиции. Ныне можно только позавидовать, как общественность в те года ревностно реагировала и следила за динамичными событиями в этой области.

В спорах о дальнейших путях развития узбекской "оперы" сильны были позиции самих авторов этой идеи, которые не только теоретически, но и практически воплощали в жизнь свои взгляды и концепции. Основная сущность их заключалась в творческом, художественно разумном взаимо обобщении разных систем и традиций. Многие из этих высказываний по сегодняшний день не потеряли своей актуальности.

Новые планы, перспективные идеи, приоритетные задачи вызвали потребность в подготовке кадров, способных воплотить их в жизнь. Эти вопросы рассматриваются в разделе "Проблемы специального образования".

Существовавшая система образования устоз - шогирд (мастер -ученик) перестала соответствовать требованиям времени, так как оказа-

лась неспособной удовлетворить возросшие художественно-воспитате;п>-ные потребности общества. Поэтому, при всем позитивном отношении к традициям, последние были подвергнуты значительному переосмыслению.

Недостатками традиционного обучения считались не профессиональные, а скорое организационные упущения, в частности, разобщенность устозов, связанная с проживанием в разных уголках Туркестана. Поэтому перспективы в этой области рассматривались в плоскости усо-в'фшенствован'ия самой системы. Это проявлялось, прежде всего, в орга-шпации специальных музыкальных учебных заведений. Если организованная в 191$, голу в Ташкенте Туркестанская народная консерватория была:рассчитана прежде всего на европейскую часть населения, то в том же году на территории Старого города было организовано национальное отделение народной консерватории, где, наконец, начали обучаться и'представители местного населения. При непосредственном содействии узбекской интеллигенции в 1924 году это отделение реорганизовывается в Ташкентский музыкальный техникум, где впервые появляется возможность открыть отдельные национальные классы. Так на деле реализовались идеи просветителей-реформаторов - параллельное обучение узбекской традиционной и европейской музыке.

По инициативе А.Фитрата в Бухаре была открыта известная "Шарк; мусикд мактаби" ("Восточная музыкальная школа"), опыт которой очень скоро распространяется по всей республике. Вопросы же по разработке единой системы музыкального образования, создания учебников нотного обучения традиционной музыке становятся в периодике тех лет едва ли не самыми главными темами.

Организованный в 1928 году в Самарканде Институт музыки и хореографии, продолжая начатые в техникумах реформы, ведет обучение в двух направлениях. Традиционное исполнительство (паше, игра на различных инструментах) по рекомендациям того же Фитрата, преподают устозы - носители разных локальных школ Узбекистана. Эта позитивная система обучения (где наряду с примерами узбекской музыки используются материалы русской и зарубежной классики), однако не получила своего продолжения. С конца 20-х годов начинается процесс слияния Восточных техникумов с музыкальными училищами европейского образца. Репрессии 30-х годов, реорганизация учебных заведений ведут к тому, что проблемы музыкального образования выпадают из поля зрения государственных структур.

ВТОРАЯ ГЛАВА диссертации - "Музыкально-эстетические взгляды в первых десятилетиях XX века". В ней автор опирается на методику, разработанную в книгах "Музыкальная эстетика стран Востока", в работах И.Р.Раджабова. Т.Б.Гафурбекова. А. Назарова. В центре исследования научно-теоретические работы - монография "Узбек классик му-

еикдси ва унинг тарихи" ("Узбекская классическая музыка и ее история"), десятки статей Абдурауфа Фитрата, ибо он, как шппо другой, вплотную занимался вопросами не только истории, теории музыки, но и музыкальной эстетики. Он был организатором печатных изданий, про-пагандируюших "изящную литературу" и "изящные искусства", руководил организацией "Чигатой 1урунги", которая также разрабатывала вопросы эстетического воспитания. Об огромном влиянии Фитрата на своих современников и последователей написано много. На этих материалах и предпринимается попытка обобщить музыкально-эстетические воззрения этого периода.

До 30-х годов XX века искусство называли не иначе как "санои нафиса" ("прекрасные искусства", "изящные искусства"), из чего следует, что главным критерием в оценке искусств в те годы была утонченность, изысканность художественно-творческого самовыражения. Богатый событиями и новыми идеями XX век внес свои коррективы в эту область. Зарожденное в Европе художественное направление - реализм - был близок и понятен просвещенной части узбекской интеллигенции начала века. В 20-е годы реализм как новое художественное направление начал произрастать и на узбекской почве. В романах Абдуллы Кадыри. поэзии Чулпана, научно-теоретических работах Фитрата явственно проявилось новое мировоззрение, в котором глубина восприятия была спаяна с утонченностью художественного изложения.

При всем отличии отдельных подходов нового направления в разных искусствах между7 ними множество точек соприкосновения. Они выражаются в ориентации не только на собственные взгляды, но и на воззрения широких демократических кругов, на утверждение высоких гума-шгстических идеалов.

Исходя из требований времени, теоретическая мысль о музыке была нацелена на эстетическуто проблематику. В много численных работах затрагивались кардинальные вопросы: музыка и другие виды искусства, музыка и религия и т.д. Именно эти проблемы и рассматриваются в двух разделах второй главы.

Первый раздел - "Музыка в контексте "прекрасных искусств". Стремление нового поколения узбекских просветителей видеть в искусстве отражение самой жизни, во всех ее проявлениях, оказали прямое воздействие на их музыкально-эстетические воззрения.

"Прекрасные искусства" воспринимаются как результат субъективно-индивидуального творческого самовыражения (отражения) объективной реальности. Такое толкование эстетического сознания берег свое начало в учениях Абу Насра Фараби и Абу Али ион Сины. Интерес нового поколения просветителен к древней истории, стремление приобщить широкие круга общественности к научной мысли великих предшественников оказали влияние на их собственное мировоззрение. Это на-

глядно видно в рассуждениях Фитрата о "прекрасных искусствах". В данном разделе автор диссертации путем сопоставления воззрений мыслителей разных эпох на роль и место музыки в ряду искусств пытается проследить ретроспективную динамику изменений отечественно!"! эстетической мысли. Особое внимание заостряется па методах изложения учений, которые в XX веке отличаются ярко выраженной демократической направлешюстью.

Виды искусства традиционно подвергались классификации по степени родства. Сама наука о музыке так же делилась не определенные категории. Продолжая эту традицию, мыслители XX столетия особое внимание уделяли музыке и поэзии, в группу которых впоследствии стали включать также танец. Попытки осмысления общности и своеобразия каждого отдельно взятого вида искусства привели к выдвижению концепции Фитрата об их происхождении, согласно которой танец выступает в роли самого древнего вида "прекрасного искусства". Такая трактовка вытекала из учения "о вечном тяготении человека к прекрасному" (Фараби) и попыток мыслителей 20-х годов нашего столетия дать явлениям естественное объяснение. Если последовательность возникновения видов искусств обычно перечислялись так: ганец - литература - музыка, то по степени эмоционального воздействия очередность менялась: музыка - танец - литература. Традиционное убеждение в необычайной силе и эмоциональном воздействии музыки, в ее способности выражать душевное состояние творца и исполнителя, непосредственно влиять на душевное состояние и нравственное самосознание слушателей, позволило выделить музыку среди других видов искусства. Отмечая воздействие музыки на человека, авторы-предшественники подчеркивали, что его степень и глубина зависят от самого человека. Автору диссертации важно было отметить, что при всей традиционности этих воззрений, касающихся роли и значении музыки в контексте видов искусств, в понимании их целей и содержания наряду со сходством имелись и принципиальные отличия. Общими были проблемы отражения образов, но не методы и характер их конкретных решений.

В разделе диссертации "Отношение к проблеме мифологического и музыкального" рассматриваются вопросы, связанные с преломлением традиционных понятии о музыке в воззрениях изучаемого периода. В частности, традиционная для философских идей генетическая связь с мифологией, равно свойственна и для музыкально-эстетических взглядов первой трети XX века. Будучи органически вовлеченной в религиозные, философские, общественно-политические и эстетические формы общественного сознания, она преломляется в виде легенд и сказаний, к которым часто обращаются просветители даже для утверждения своих научных концепций. Поэтому, в эстетике начала XX века, можно наблюдать одновременное сосуществование реалистических и мифологических на-

давлений. Но главное, характерное для традиционной эстетики далекого прошлого магическое и космологическое понимание музыки под-зергается тотальному переосмыслению, что обуславливается особенно-:тями мировоззренческих позиций общественного сознания, при котором воздействие музыки связывается исключительно с человеческой деятельностью.

Традиционная проблема - соотношение музыки и религии, затрагивая все сферы эстетики, отражала идеологию каждого исторического периода. Свою интерпретацию эта проблема получает и в работах просветителей 20-30-х годов.

В данный период она рассматривается с толки зрения соотношения тюркских и араб о-иранских начал. Такая трактовка проблемы, направив интерес к доисламскому периоду истории, обуславливает пересмотр и исламских категорий и ценностей. Переосмыслению подвергаются также и подходы к музыкально-эстетическим воззрениям предыдущих эпох, к которым теперь обращаются в качестве историко-фактологического материала.

Автор диссертащш особо отмечает характерное для данного периода сопоставление понятий "тюркского" и "персидского" начал, как важного методологического подхода в утверждении научных концепций. При том, что "персидское" - воспринимается как "изысканная чувственность, предрасположенность к прямым наслаждениям, предпочтение сложным формам выражения и т.д.", то "тюркское" - трактуется как "простота и ясность", отсюда близость, тяга 'к реалистическим формам выражения и стремление к естественным критериям познания. Главная цель заключалась в том, чтобы, не порывая с-религиозной идеологией, освободиться от определяющего влияния инонациональных культур.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА диссертации - "Становление узбекской музыкальной критики". В ней предпринимается попытка проследить, по возможности, процесс зарождения, формирования и эволюции национальной музыкальной критики в Узбекистане в первой трети XX века.

Процесс рассматривается автором на примере материалов, по преимуществу, местной газетной и журнальной прессы - то есть той области критики, которая наиболее контактна с широким читателем и отражает духовно-эмоциональный тонус общества. В необходимых случаях привлекаются и статьи, опубликованные в научных сборниках.

Узбекская музыкальная критика не имеет столь богатой теоретической и методологической базы, как в России или Европе. Исходя из этого, автор в данной главе опирается на методы, разработанные при исследовании русской и европейской критической мысли. При этом внимание заостряется на материалах, прежде всего, местной узбекской периодики, что сопряжено в свою очередь с немалыми трудностями.

Исходя из задачи - показать динамику развития, определяемую изменениями в обществе, воссоздать сложный и противоречивый путь от первых заметок - до развернутых статей, автор пытается выстроить факты и события в хронологической последовательности. При этом особое внимание уделяется проникновению в музыкально-критическую мысль того времени - идей эпохи.

Сложность задачи заключалась в том, чтобы из совокупности исследования отдельных эссе, статей и других публикаций создать сквозную композицию, воссоздающую общий процесс становления национальной музыкальной критики. Анализируя сами музыкально-критические работы, автор пытается выявить историко-культурные предпосылки возникновения тех или иных проблем. Нами сознательно привлекаются разножанровые и разноплановые статьи, так как именно это дает возможность наиболее полно высветить объект исследования. В процессе анализов рецензий, творческих портретов, проблемных статей на актуальные темы, перед автором вырисовывается весь комплекс неотложных проблем, по которым заострялось внимание музыкальной критики. При оценке деятельности самих критиков учитывается оперативность их реакции и степень непосредственного воздействия на музыкальные процессы.

Формирование национальной музыкальной критики протекало всецело' в контексте становления узбекской художественной критики и зарождением местной периодики, которая оперативно реагировала на новые явления в творчестве. Так, в газете "Садои Туркистон" (1914-1917) рецензии печатались под общей рубрикой ("Критика"). Это были первые шаги в этой области, связанные с проблемой становления узбекского национального театра. Примерно в это же время, в различных изданиях, начали появляться статьи, суть которых заключалась в попытке определения целей и задач художественной критики. Надо отметить, что в критика в то г период, чаще всего, воспринималась несколько однопланово.

Неоднозначным было отношение к критике в свой адрес и у представителей интеллигенции, что наглядно видно на примере ответного выступления Хамзы на рецензию Чулпана, написанную последним на спектакль "Ферганские трагедии". Но постепенно в обществе зреет верное понимание мобильной и действенной художественной критики.

В 20-е годы с появлением ранних музыкальных спектаклей, с активизацией концертной деятельности - появляется острая потребность в общественных институтах, способных обеспечить взаимосвязь между аудиторией и творцами. Поэтому, параллельно с музыкальными театрами, концертными организациями интенсивно развивается и музыкальная критика, одновременно выполняющая роль летописца художественной и общественной истории.

Рассмотрев множество образцов музыкальной критики до 20-х годов, мы пришли к выводу, что она в го время еще не стала самостоятельной отраслью художественной критики.

О подлинной музыкальной критике молено с уверенностью говорить со второй половины 20-х годов, ибо в это время появляется целый цикл сложных, многоплановых и многожанровых критических статей. Во многих из них видно стремление авторов выявить функции музыкального искусства прошлого и настоящего, попытки определить его дальнейшие направления. Сопоставляя различные критические работы, автор диссертации приходит к выводу, что непосредственно влиять на музыкально-творческий процесс, верно ориентировать его в сложных социокультурных условиях могли лштп, неординарные личности. Поэтому знать интересы и потребности широкого слушателя, учитывать объективные требования времени, обобщать и делать выводы могли личности высокого интеллекта, люди с большим жизненным и творческим опытом.

В тот момент ими оказались представители нового поколения узбекских просветителей (А.Фитрат, Г.Зафари, Чулпан, Элбек). Таким образом, защищая и развивая свои идейно-эстетические принципы, первые просветители XX века оказали решающее влияние не только на музыкальную критику, но и на становление всей национальной музыкальной культуры Узбекистана.

Эта мысль в диссертации подтверждается анализом ряда музыкально-критических работ. Многие мысли, высказанные в этих статьях, по сегодняшний день не потеряли не только научную, но и художественно-творческую актуальность. Проблемы соотношения традиций и новаторства, национального и интернационального, претворения новых европейских направлений искусства, обозначившиеся в этот период, отражали реальное соотношение э тих явлений в повседневной жизни тех лет.

Характерной особенностью данного периода является то, что критика была направлена не только "на самое себя", но и на читательскую аудиторию, то есть на широкие крути общественности. Главной целью ее было воспитание художественно-эстетического вкуса населения, стремление приобщить как к национальным, так и мировым культурным ценностям. Роль и влияние музыкальной критики не ограничивалось .лишь пропагандой музыкального искусства, она была способна непосредственно воздействовать на репертуар музыкальных организаций и т.д. Все это предопределило оперативность и подлинную публицистичность музыкальной критики этих лет.

В Заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, формулируются общие выводы, которые сводятся к следующему: В развитии музыкально-художественной и научной мысли Узбекистана первые тридцать лет XX века знаменуют особое явление, оказавшее оп-

ределяющее влияние не только на искусство своего времени, но и на последующие десятилетия.

- Рассмотрение мысли о музыке именно этого этапа истории дает пло'дотворный материал для решения многих современных проблем.

- Имея ■ преемственную связь с музыкальной наукой предыдущих времен, теоретические представления исследуемого периода служат кшо-чом для понимания многих явлений далекого и близкого прошлого.

- Особый интерес представляют основные направления музыкального образования начала XX века в изучении традиционной узбекской музыки в контексте мирового художественного опыта.

-История и первопричины зарождения и развития жанра оперы на почве узбекской музыки в известной степени проясняет картину ее сегодняшних проблем.

"»'• -- Возрождение традиций музыкальной критики тех лет, сыгравших решающую роль в-освоении местной аудиторией новых форм и жанров отечественной и европейской музыки, может иметь перспективное значение для решения проблем современной музыкально-культурной жизни.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Мусикд танкдцчилиги идцизлари // Санъат. 1990. № 4. С. 4-5 (0.5 п.л.).

2. "Классик мусикд" концепциясининг юзага келиши // Санъатшу-нослик н ихоллари (мак,олалар мажмуи). - Тошкент. Хамза номи-даги Санъатшунослик институт . 1995 . С. 46 - 50 ( 0,3 пл.).

3. Мусикщиунослик ирмокдари. Беяяевские чтения. 1991. Материалы научной конференции (0,3 п.л.) (в печати).

4. "Миллий опера" яратиш муаммоси // Гулистон. 1996. (0,5 пл.) (в печати).

С.Б.К,осимхужаеванинг "ХХ-асрда узбек тарихий му-сик,ащунослиги ва танкдцчилиги шаюшаниши" мавзуи-даги номзодлик диссертацияси мазмунининг кдскача

баёни.

Мазкур илмий тадкикот шу иайттача деярли урганилмаган, лекин тарихан ута мухдм ва долзарб муаммо - Узбекистонда мусикд хакидаги тафаккурнинг юзага келиши, хусусан мусики илми-нинг икки-улкан тармот-тарихий муеикдшунослик ва мусикд танкдцчилигининг шаклланиш жараёнига бакишланган.

ХХ-аср бошлари (10-30 йиллар)да кучган бу жараённи тадкрк ;а тахдил . эгишда муаллиф араб, логин ёзувларидаги А.Фитрат, ^.Чулпон, Р.Зафарий, З.Саид ва бошкд салафларнинг махаллий 1атбуотдаги мацолалари, эссе ва танкидий чикд-цплари, ил к моно-рафияларига таянди.

Диссертация Мукдддима, учта боб, Хотима ва фойдаланилган дабиётлар руйхатидан иборатдир.

Мукдддтшада мавзушшг долзарблиш, ишнинг илмий янги-.ити, тадкик, объ'ектй1,' тадк,ик;отнинг йазарий ва амалий ахдмияти а диссертациянинг тузшпшш курсатилгин.

"Мусикд хащздаги тафакур'деб но.мланган биринчи бобда, ку-" апйаётгак даврнинг мавзуга оид энг долзарб муаммолари ёрити-ади. Максад-давр таказоси билан кескинлашиб кетган масалалар-дшг сабабларини аникдаш, уларнинг замирини ;гопиб тахдил-ащцан иборатдир.

Тадкикртнинг иккинчи бобцда танланган даврга оид етук эс-етик мезонларни amijciamia харакят кдошнди. Бунда бош эътибор [Х-асрнинг дастлабки даврида дукм сурган мусик^й-зстетик та- • • )аккурнм узига хос хусусиятлари, тарихий плдизлари ва эволюция -ини аникдашга йуналтирилди.

Диссертациянинг учинчи боби бадиий, хусуссан мусикий ан кидчил игим изга баршиланпб, аввало бу" соханинт шаклланиш :араёни изчил кузатилади. Танкддга оид материалларни тахдил тиш оркдли жараённинг мак,сад ва вазйфалари очиб берилади.

Хотимада бажарилган тадкикот юзасидан якун ясалиб, эри-шлган натижалар ва келажак учун эътиборли хулосалар жамлан-

Ш. '

Диссертация натижалари шу мавзу юзасидан ХХ-асрнинг 401 О йилларцга олиб бориладиган тадкикогларга асос булиши мум-ин. Шунингдек, ундаи урта ва опий махсус бадиий укув юртлари-а жорий этилаётган ("Узбек мусикдси тарихи", "Мусикий шкидчилик", "XX аср узбек мусикдси") курсларда фойдаланиш умкин.

The short content of the candidacy thesis titled "The formation

of the Uzbek historical musicology and its criticism" by Kasimkhojaeva S.B.

This scientific research was not studied before, and it Is devoted to a :ry important and actual issue, i.e. the formation of the musical Intellect in

Uzbekistan, especially, it is devoted to both the musicology and the criticism In music's, which are the great two branches of music science.

During the researches of articles, essays and critical speeches, and also the first monography written by A.Fltrat, A.Chulpon, Gh.Zafarey, Z.Said and other teachers and masters, whose works were published In he Uzbek language but In the Arabic' and Latin ABC' at the beginning of the 20th century, are taken as a basis for the thesis by the author.

The thesis contains Introduction, three chapters, a conclusion and also the list of used literature.

The actuality of the subject, the scientific Innovation, the research object, the methods of analysis and the theoretical and practical value of the thesis are proved In the Introduction.

The first chapter titled "The Intellect About the Music" lightenes up the most actual Issues relating to the researching period of time.

The goal was - to defined the causes of aggravation originated by the present date demands, and to find their basis and to analyze them.

The second chapter was devoted to the analysis concerning the complete esthetic measures. And In this respect the main attention was paid to the original features of the musical-esthetic Intellect, which existed In the early 20th century, its historical roots and also to the definition of its evolution.

The third chapter was devoted to the feature, especially to the criticism In the music. And the author researches the formation of criticism and also lightens" up through the analysis of mentioned works. In the conclusion of the thesis the author summarises all results and makes the most Important resolutions. The results of this thesis may become a foundation for the researches on this subject made during the 40-90th of the 20th century.

This thesis can be used as the practical manual for the secondary and high feature schools In their classes on such subjects as - "The History of Uzbek Music", "The Criticism In Music's" and "The Uzbek Music In the 20th Century".

Подписано в речать: 20.11.1996. Формат 21 x 30 1/2. Объем: 1 пл. Тираж 100.

Фирма "ГАРМОНИЯ".

700000. Ташкент, уд.Жуковского, 15-25.