автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общественно-политическая деятельность и взгляды Е.Н. Трубецкого

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Нехамкина, Наталия Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Брянск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Общественно-политическая деятельность и взгляды Е.Н. Трубецкого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Нехамкина, Наталия Валериевна

Введение

Содержание.

Глава 1. Жизнь и общественно-политическая деятельность

Е.Н.Трубецкого.

§ 1. Формирование личности Е.Н.Трубецкого в детские и юношеские годы.

§ 2. Научная и преподавательская деятельность Е.Н.Трубецкого.

§ 3. Публицистическая деятельность Е.Н.Трубецкого.

§ 4. Общественно-политическая деятельность Е.Н.Трубецкого.

Глава 2. Е.Н.Трубецкой о различных аспектах взаимоотношений общества и государства.

§ 1. Взгляды Е.Н.Трубецкого на общество и государство.

§ 2. Е.Н.Трубецкой о демократии и политических партиях.

§ 3. Взгляды Е.Н.Трубецкого на аграрный вопрос.

§ 4. Проблемы образования в работах Е.Н.Трубецкого.

Глава 3. Национальный вопрос во взглядах Е.Н.Трубецкого.

§ 1. Национально-государственный идеал России и его духовные основы.

§ 2. Е.Н.Трубецкой об исторической роли России и патриотизме.

§ 3. Польский вопрос во взглядах Е.Н.Трубецкого.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Нехамкина, Наталия Валериевна

Актуальность исследования. Современная Россия переживает сложный период становления демократического правового государства, характеризующийся многообразием в социально-экономических, политических, духовных отношениях. Наличие множества политических партий и групп, столкновения различных политических сил и идеологий, межнациональные и социальные проблемы -реальность современного российского общества. Остро стоит вопрос о правах человека и проблема отношений личности и государства.

В связи с этим неоценимым является исторический опыт исследования такого же сложного и противоречивого периода в истории нашей страны, как начало XX века: время становления многопартийности, противоборства самых разнообразных политических и социальных сил в стране, попыток их взаимодействия с государством и государственного реформирования. Особенно интересен для изучения опыт либеральной идеологии и либеральных партий, предложивших обществу в начале XX века эволюционный путь развития с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми. Российский либерализм конца XIX - начала XX века был вынужден действовать на фоне обострения социальных противоречий в условиях низкого уровня политической культуры. В этой ситуации он оказался не востребован ни политической элитой, ни массами. Однако, изучение опыта российского либерализма, его социальной и политической программы, способности общества адекватно реагировать на предложенный ему вариант модернизации является весьма актуальным.

Не менее * актуальным является сегодня интерес историков к личностям, распространявшим идеи гуманизма и либерализма, мировоззрению и деятельности идеологов и лидеров одной из крупнейших либеральных партий начала XX века -кадетам. В 90-е годы XX века - начале XXI века были переизданы воспоминания П.Н. Милюкова, И.И. Петрункевича, И.В, Гессена, Е.Н. Трубецкого. Отечественными историками был написан целый ряд работ о либеральных деятелях, были выпущены сборники научных биографий С.А. Муромцева, Ф.Ф. Кокошкина, Д.И. Шаховского, Ф.И. Родичева.

Данная работа посвящена исследованию общественно-политической деятельности и взглядам Евгения Николаевича Трубецкого (1863 - 1920), роль которого в истории российского либерализма весьма значительна. Один из создателей партии кадетов и партии мирного обновления, член Государственного совета, профессор, популярный публицист - вот составляющие общественно-политической деятельности Е.Н.Трубецкого. Политическим идеалом Е.Н.Трубецкого был либеральный христианский демократизм, то есть принципы свободы и правового государства, с активным участием народа в управлении государством, основанные на христианском, гуманном отношении к ближнему. Взгляды Е.Н.Трубецкого могут быть востребованы при решении вопросов земельной собственности, проблем национальных отношений в современной России, вопросов образования и построения правового государства.

Эти обстоятельства делают фигуру Е.Н.Трубецкого привлекательной для исследования его деятельности и взглядов.

Историография. В науке Е.Н.Трубецкой рассматривался, прежде всего, как выдающийся русский философ начала XX века. Поэтому большинство исследований были посвящены именно философскому наследию мыслителя. Комплексного исследования, посвященного его общественно-политической деятельности и взглядам, в исторической науке нет.

Историография темы может быть разделена на несколько хронологических этапов: 1) начало XX века - начало 20-х гг. XX века; 2) начало 20-х гг. XX века -середина 80-х гг. XX века; 3) с середины 80-х гг. XX века.

Публикации первого периода охватывают начало 20 века - начало 20-х гг. XX века. Первыми публикациями о Е.Н.Трубецком были рецензии на его работы1. В своей статье-рецензии на книгу Е.Н.Трубецкого о В.С.Соловьеве «Миросозерцание Вл.С.Соловьева» (М.:Путь,1912) СЛ.Франк называл Е.Н.Трубецкого одним из ближайших друзей и единомышленников Соловьева, отметив как неоспоримое достоинство книги сочетание любовной верности делу Соловьева со строгой критикой. В дальнейшем к личности Е.Н.Трубецкого обратились в связи с избранием его членом Государственного Совета от Академии наук и университетов. Сведения о членах Госсовета публиковались в справочной литературе .

Е.Н. Трубецкой изначально воспринимался исследователями как философ, профессор и преподаватель Московского университета, поэтому в историографии, прежде всего, рассматривалась именно эта сторона его деятельности. В 1920 г. в Петрограде вышла работа Э.Л. Радлова, в которой отрицалась самостоятельность философских взглядов Е.Н.Трубецкого, и говорилось, что он стремится к точному выполнению философской программы Соловьева3. Однако, такие оценки философского и творческого наследия Е.Н. Трубецкого были слишком категоричными, и вскоре после восстановления деятельности Московского Психологического общества, 6 марта 1921г. состоялось торжественное заседание, посвященное памяти русского философа Е.Н.Трубецкого. Доклады И.А. Ильина «Духовная культура и ее вожди», А.Н. Северцева «Е.Н. Трубецкой как человек и мыслитель», Г.А. Рачинского «Исповедание Е.Н. Трубецкого», Н.А. Бердяева «Е.Н.Трубецкой и В.С.Соловьев» стали наиболее крупными и значительными работами о Е.Н. Трубецком в этот период4. К историографии этого периода можно отнести и статью памяти Е.Н. Трубецкого, написанную вскоре после его смерти А.Ф.Кони, в которой автор вспоминал о Трубецком, как о кристально честном человеке и политическом деятеле.5

Во второй период, начало 1920-х - середина 1980-х гг., о Е.Н. Трубецком писала, прежде всего, русская эмиграция. В 1930г., в Париже, вышел сборник статей, посвященных памяти брата Евгения Николаевича - Григория Николаевича Трубецкого, умершего 24 декабря 1929г. Авторы статей, видные эмигранты, гр. П.Бобринский, барон Б.Э.Нольде, И.Демидов, П.Струве, Г.Федотов, Н.Бердяев отмечали заслуги всех братьев Трубецких. О Е.Н. Трубецком говорилось как о выдающемся ученом, крупном религиозном философе, популярном общественном деятеле.6 Несколько позже известный философ русского зарубежья В.В. Зеньковский в свой труд об истории русской философии включил очерк о Е.Н. Трубецком7, в котором выделял Трубецкого среди других русских философов начала XX века, и признавал за ним несомненную философскую самостоятельность.

В советской историографии к творчеству и деятельности Е.Н.Трубецкого долгое время не обращались. Он удостоился лишь нескольких кратких упоминаний в работах советских историков, посвященных общественно-политическим проблемам периодов трех русских революций. Кроме этого, Е.Н.Трубецкой был упомянут в БСЭ как русский философ и общественный деятель, который стремился создать миросозерцание, которое помогло бы господствующим классам проводить их о политику в условиях приближающейся народной революции . Историческая наука, находящаяся под жестким идеологическим контролем, видела в Е.Н.Трубецком только одного из идеологов русского буржуазного либерализма. В конце 60-х - 70-е гг. XX века в связи с некоторым ослаблением политического прессинга, оттепелью» в духовной жизни нашего общества, в исторической науке возрос интерес к либеральному и земскому движению начала века, что проявилось в целом ряде крупных исследований, в которых упоминался как общественный деятель и

Е.Н.Трубецкой. Так, он упоминался в работе В.Я.Лаверычева как деятель, в лице которого, по словам А.И.Гучкова, Партия мирного обновления открыто выступила против октябристов9. Так же коротко, в несколько строк, о Трубецком, как правом кадете, который объединился с левыми октябристами для создания Партии мирного обновления говорится в работе A.M. Давидовича «Самодержавие в эпоху империализма»10. Об участии Е.Н.Трубецкого в земском движении упоминается в работе Н.М.Пирумовой «Земское либеральное движение»". Однако, в этом серьезном исследовании эволюции земского движения Трубецкому уделено чрезвычайно мало внимания. Участию Е.Н.Трубецкого в переговорах общественных деятелей с правительствами С.Ю.Витге и П.А.Столыпина о создании, так называемого министерства общественного доверия, посвящены несколько страниц в

12 монографии В.И.Старцева «Русская буржуазия и самодержавие в 1905 - 1917гг» . Более подробно об участии Е.Н.Трубецкого в политической деятельности, связанной с партией мирного обновления говорится в диссертации В.М.Шевырина «Партия мирного обновления»13. Практически единственным крупным исследованием общественно-политической деятельности Е.Н.Трубецкого в этот период стала работа Балашовой Н.А. «Российский либерализм начала XX вв.: крах идей «Московского Еженедельника»14. Это первая работа, в которой рассматривается деятельность Е.Н.Трубецкого на посту редактора журнала «Московский еженедельник». В работе рассматривались создание «Московского еженедельника», его идейная направленность, материалы издания по национальному, аграрному, политическим вопросам, давалась версия причин закрытия журнала. Однако, деятельности и взглядам редакции и, в том числе, Е.Н.Трубецкого давалась весьма категоричная оценка в духе общего для данного периода, негативного отношения к либерализму в целом. Трубецкой назывался буржуазным политиканом, сочувствовавшим третьиюньскому перевороту, выступавшим против демократизации политической жизни страны, поддерживавшим столыпинскую аграрную реформу и политику правительства в целом. Что касается закрытия журнала, то Н.А.Балашова полагала, что основной причиной можно считать крах идеи консолидации либеральных сил, разочарование членов редакции, и Е.Н.Трубецкого, в возможности создания единой либеральной партии. Все названные исследования данного периода затрагивали лишь отдельные аспекты деятельности Е.Н.Трубецкого и оценивали его деятельность и взгляды как реакционные. Некоторые исследователи доходили до крайних, весьма конъюнктурных оценок, называя его «непоследовательным, трусливым конституционалистом», «теоретическим путаником» и «сознательным подтасовщиком», сделавшим попытку извратить марксизм15.

В этот период взгляды исследователей вновь обращаются и к философскому наследию Е.Н.Трубецкого. Его работы в этой области используются в качестве источников в ряде диссертационных исследований идеологии богоискательства16 и некоторых работах, посвященных взглядам В.С.Соловьева17.

С середины 80-х гг. XX века по начало XXI столетия - третий и самый насыщенный период историографии деятельности и взглядов Е.Н.Трубецкого.

Коренные изменения, произошедшие в нашей стране, переход к многопартийности и политическому плюрализму привели к повышению внимания исследователей к истории либерального движения, политических партий этого направления. Е.Н.Трубецкой упоминается во многих справочниках и энциклопедиях18. Особенно хочется отметить энциклопедическую статью Н.Казаковой, в которой Е.Н.Трубецкой указан как член ЦК партии прогрессистов19. Отход от формационного подхода к истории вызвал интерес к роли личности в истории, и, прежде всего, деятельности и взглядам общественно-политических деятелей самого спорного периода в истории нашей страны - начала XX века. В связи с этим появляется целый ряд работ, посвященных деятельности и взглядам видных либеральных деятелей этого периода - П.Н.Милюкова, С.А.Муромцева, Б.Н.Чичерина, В.Д.Набокова и др.20

Личность Е.Н.Трубецкого также вызывает острый интерес среди историков, философов и правоведов, которые рассматривают различные аспекты его деятельности и взглядов. Издаются и переиздаются работы мыслителя по философии, истории философии, философии права, а также его мемуары, сопровождаемые вступительными статьями, в которых исследователи отмечали вехи биографии Е.Н.Трубецкого, сущность и оригинальность его философских и правовых у « взглядов . Однако, в некоторых из этих работ нами были замечены фактические неточности. Так, в статье В.М.Сырых местом смерти Е.Н.Трубецкого названа Чехословакия, тогда как он умер в 1920 г. в Новороссийске.

В связи с тем, что современная российская философская мысль отказалась от огульного отрицания идеализма в пользу материализма, то наметился широкий интерес именно к идеалистической русской философии начала XX века и ее представителям. Появился ряд работ, которые исследуют философское наследие Е.Н.Трубецкого. В исследованиях С.Н.Савельева, А.В. Марченко сохранилась традиция критики течения богоискательства и его представителей, среди которых был и Е.Н.Трубецкой22. Появились работы, в которых рассматривается философия

23 тт всеединства, проводником которой также был Е.Н.Трубецкой . Поскольку Е.Н.Трубецкой был религиозным философом, то его идеи стали объектом целого ряда исследователей этого направления философии24. При изучении философских взглядов исследователи отмечали и общественно-политические воззрения Трубецкого. С.В.Кузнецова выделила стремление Трубецкого к блоку республиканских партий, направленному против анархии и приоритет лг общенациональных интересов над классовыми во взглядах философа . И.В.Леднева коротко охарактеризовала политические идеи Е.Н.Трубецкого, его отношение к личности человека, как ценности, его понятие демократии как «верховенства нравственного закона над инстинктами звероподобного большинства»26. Л.В.Абрамова отметила, что для Трубецкого демократия должна была базироваться на христианском отношении к человеку, что Трубецкой отрицательно относился как

27 к революции, так и к реакции, и выделила три этапа его жизни . Анализ политических взглядов Е.Н.Трубецкого был сделан Т.Л.Бабиной, отмечавшей его серьезное и ответственное отношение к партийности, возмущение политическими ло убийствами и активную политическую деятельность . Т.Л.Бабина также акцентировала внимание на христианском отношении Е.Н.Трубецкого к политике, отметив негативное отношение его к крайним партиям.

Научное наследие Е.Н.Трубецкого обширно, оно включает в себя самые различные социокультурные и мировоззренческие аспекты, что и попытались отразить в своих работах такие исследователи его творчества как Емельянов Б.В., Русаков В.М., Михайлович Г.Ф., Барам Д.Х., Амелина Е.М. и др.29 Однако, оценки деятельности и взглядов Трубецкого были весьма неоднозначными. Г.Ф.Михайлович, например, называл Е.Н.Трубецкого представителем помещичье-буржуазного направления философии - идеализма, и считал, что философ был последователем Соловьева, но более правым, наполнившим его взгляды антидемократическим, антипрогрессивным содержанием. Д.Х.Барам, напротив, полагал, что работы Трубецкого, в том числе и посвященные общественно-политическим проблемам, представляют большой интерес, и выражал надежду, что они станут объектом отдельного исследования. Е.М.Амелина при рассмотрении вопроса о формировании у Е.Н.Трубецкого представлений об общественном идеале выделяет несколько этапов - изучение истории и философии права, конкретизация социально-политических взглядов Трубецкого. Особенно в этом ряду работ хочется отметить монографию И.В.Можайсковой «Духовный образ русской цивилизации и судьба России» , в которой Е.Н.Трубецкой был отнесен к немногим представителям религии, культуры, искусства, которые отмечены Богом даром «вестничества» - проникновения в суть г русской духовной стихии.

Таким образом, Е.Н.Трубецкой рассматривается на данном этапе не только как философ и религиозный деятель. Появляются работы, в которых рассматриваются правовые воззрения Е.Н.Трубецкого31. В статьях Т.Л.Бабининой, В.М.Сырых и И.И.Евлампиева отмечается оригинальность и актуальность правовой теории Е.Н.Трубецкого. Особенно выделяется в ряду этих исследований монография Г.Г. Бернацкого «Е.Н.Трубецкой: естественное право и религия», поскольку это первое крупное серьезное исследование правовых взглядов Е.Н.Трубецкого, оценивающее их как значительный вклад в возрождение теории естественного права. Интерес к правовым взглядам Е.Н.Трубецкого привел к переизданию основной работы Е.Н.Трубецкого по праву «Энциклопедия права» сразу в нескольких издательствах с вступительными статьями А.П.Альбова, М.Б.Ревновой и Г.Г.Бернацкого32. А.П.Альбов и М.Б.Ревнова связывали правовые воззрения Трубецкого с его философскими взглядами. Г.Г. Бернацкий выделил в правовой науке начала 20 века три течения и относил Е.Н.Трубецкого к либеральному течению юристов-философов, которые концентрировали свое внимание на абсолютных ценностях и поиске конкретных способов политико-правового преобразования страны.

Личностный подход к истории определил интерес и в обществе и в научных кругах к эмоционально-чувственной сфере в жизни и деятельности общественно-политических деятелей. Этому аспекту жизни Е.Н.Трубецкого уделил особое внимание А.Носов, опубликовав переписку Трубецкого с М.К.Морозовой . На ее основе исследователь пришел к выводу, что в переломные моменты истории даже любовь может стать общественно-значимым явлением.

Общественно-политическая деятельность и взгляды Е.Н.Трубецкого рассматриваются в работах М.И.Одинцова и нескольких статьях и монографии Е.Голлербаха34. В работе М.И.Одинцова Трубецкой упоминается в связи с его участием в Поместном Церковном соборе в Москве в 1918 г. В работах Е.Голлербаха исследуется деятельность религиозно-философского издательства «Путь» и отмечается ведущая роль Е.Н.Трубецкого в этом объединении как неформального лидера. Голлербах одним из первых исследователей отметил двойственность политического самосознания путейцев. Однако, и он не ставил перед собой цели рассмотреть общественно-политические взгляды именно Е.Н.Трубецкого, который не во всем соглашался со своими товарищами. Об этом же объединении и его участниках, их личных и деловых взаимоотношениях говорится еще в одном крупном исследовании этого же времени, в работе В.Кейдаиа35, который также отмечает сильное идеологическое и нравственное влияние Е.Трубецкого на своих соратников. Некоторые аспекты деятельности Трубецкого в «Московском еженедельнике» представлены в современной переработке исследования Н.А.Балашовой36.

Изучение общественно-политических взглядов Е.Н.Трубецкого было проведено и в ряде статей Т.И.Рябовой37, которая сделала вывод об органичном соединении идей национальных и наднациональных ценностей во взглядах Е.Н.Трубецкого. В работах Т.И.Рябовой взгляды Е.Н.Трубецкого на национальный идеал России рассматриваются в контексте взглядов других видных общественных деятелей и мыслителей (Струве П.Б., Мережковский Д.С. и др.).

Однако, работы, в целом освещающей общественно-политические деятельность и взгляды Е.Н.Трубецкого, посвященной более глубокому выяснению факторов, повлиявших на их формирование, выявляющей его роль в общественно-политической жизни России начала XX века, о его партийной и государственной деятельности, взглядам на общество, государство, образование, аграрный вопрос в отечественной историографии нет. Отсутствие подобной работы делает актуальным и необходимым появление настоящего исследования.

Источниковая база исследования представлена рядом источников самого разнообразного характера, которые можно разделить на несколько групп.

В первую группу источников мы включили сочинения (работы) Е.Н.Трубецкого, как незаменимый материал для изучения общественно-политических взглядов Е.Н.Трубецкого. Его философские труды «Миросозерцание Вл.С.Соловьева», «Смысл жизни» дают возможность выявить методологическую

5 О основу общественно-политических воззрений ученого . Много раз переиздававшиеся «Лекции по истории философии», «Энциклопедия права», работа «Борис Николаевич Чичерин, как поборник правды в праве» дают богатый материал для изучения политических взглядов Е.Н.Трубецкого, позволяют выявить его отношение к различным формам государственного правления, к роли личности в общественном развитии и государстве. В этой группе представлены публицистические работы Е.Н.Трубецкого - статьи в журнале «Московский

40 еженедельник» и других периодических изданиях , которые позволяют нам увидеть мгновенную реакцию Е.Н.Трубецкого на политическую ситуацию в стране. Некоторые из этих статей: «Всеобщее, прямое, тайное и равное», «Древний философ на современные темы (беседа с Платоном)», «Два зверя», «Максимализм», «Буран», «Гоголь и Россия» 1906г., 1907г., 1908г., 1909 гг., позже, в 1918 г. были объединены в сборник «Два зверя»41. Будучи отражением переживаний первой русской революции, эти работы стали откликом и на вторую революцию, освещая, таким образом, революционные события в России как единый исторический процесс. В них Трубецкой характеризовал политические явления, которые считал непреходящими в русской жизни - стихийность революционного движения, борьбу за равенство и демократию, проблемы нравственности в политике. Публицистика Е.Н.Трубецкого, как и некоторые отдельно изданные работы освещали его общественно-политические взгляды на государство, аграрный вопрос, образование и его отношение к национальному вопросу42. Работа Трубецкого «Партия мирного обновления» являлась изданием его публичной лекции, в которой он пояснял слушателям и читателем причины основания новой партии, ее программные установки и отличия от других либеральных партий. В работе «Смысл войны» 1914 г. были объединены статьи Е.Н.Трубецкого, напечатанные в «Русских ведомостях» за первые три месяца первой мировой войны: «Патриотизм против национализма», «Россия, Польша и славянство», «Смысл войны», «Победа», «Русское народное дело», «Возрождение Польши и русский вопрос», в которых отражается общественное настроение первых месяцев войны и взгляды Трубецкого на польский вопрос. Две работы Трубецкого, написанные в 1917 г. «Революция и национальный подъем», «Анархия и контрреволюция» показали изменения в политическом настроении и взглядах автора на форму государственного правления. Выделяется в этом ряду работа, написанная Трубецким уже в ходе гражданской войны, в которой он подводил некий итог своим политическим воззрениям - «Звериное царство и грядущее возрождение России», опубликованная в 1919 году в Ростове на Дону43. В этой работе он определил причины начала и первой мировой и гражданской войн, и революций, прокатившихся по Европе и России, сформулировал принципы своего отношения к политике и обществу.

Вторая группа источников. Для изучения взглядов Е.Н.Трубецкого по отдельным общественно-политическим проблемам в контексте общего развития России начала XX века, нами были использованы в качестве источников работы других выдающихся мыслителей этого периода44. Работы И.С.Аксакова, Н.А.Бердяева, П.Б.Струве, С.Л.Франка позволяют вписать взгляды Е.Н.Трубецкого по национальному вопросу в общее русло развития российской общественной мысли по данной проблеме. Работы известных юристов Н.М.Коркунова, Б.Н.Чичерипа, Л.И.Петражицкого дают возможность яснее выявить взгляды Е.Н.Трубецкого общество и государство, сущность его общественно-политическими воззрений.

Третья группа источников - мемуары. Этот вид источников личного происхождения особенно популярен в последнее время, когда усиливается интерес к личности в истории, а мемуары наиболее явно отражают индивидуальный, личностный характер подхода к историческим событиям. За последние годы появился целый ряд исследований мемуаров как особого, весьма важного исторического источника45. К этой группе источников мы отнесли воспоминания как самого Е.Н.Трубецкого и его родственников, так и общественно-политических деятелей конца XIX - начала XX века46. Воспоминания самого Е.Н.Трубецкого были написаны им в конце жизни и носили фрагментарный характер, охватывая не весь жизненный путь ученого и политика, а лишь период его детства и взросления, и последний этап его жизни - период скитаний в 1918 - 1919 гг. По утверждению родных Е.Н.Трубецкого, его мемуары, носящие интимно-семейный характер, не предназначались для печати. Е.Н.Трубецкой преследовал одну цель - запечатлеть для детей и близких быстро разрушаемый мир старой дворянской России47. Воспоминания Е.Н.Трубецкого состоят из нескольких частей. Первая часть «Из прошлого» была им написана с 1 - 30 марта 1917 г., и первое издание было в 1918г., в Москве. Вторая часть - «Воспоминания» была начата Трубецким 1 ноября 1919г., в Ростове, и прервана в середине декабря 1919г. в связи с переездом в Новороссийск и началом болезни. Опубликована она была после смерти Е.Н.Трубецкого, в 1921 году, в Софии, его сыном. Что же касается временного разрыва в его мемуарах, то период его общественно-политической деятельности был отражен в его работах и публицистике, кроме того, у Трубецкого в 1919 - 1920гг. происходило некое переосмысливание важности этого периода своей жизни, что можно увидеть из «Путевых записок беженца», третьей части воспоминаний Е.Н.Трубецкого, написанной во время скитаний его по Украине в период гражданской войны, и тогда же изданной (Кисловодск, 1919). Позже эта часть воспоминаний была переиздана48. Особый интерес для исследования последнего периода жизни Е.Н.Трубецкого представляют как раз «Из путевых заметок беженца», которые являются, по утверждению С.Е.Трубецкого, второй частью «Записок о втором смутном времени», в которых Е.Н.Трубецкой намеревался описать то, что он видел, начиная с Февральской революции. Первая часть этих воспоминаний, которая охватывала период от Февральской революции до бегства автора из Москвы осенью 1918 года, была утеряна во время гражданской войны. Ценный фактический материал представлен в воспоминаниях сына Е.Н.Трубецкого - С.Е.Трубецкого49. Его воспоминания восполняют пробел в мемуарах отца и дают представление о жизни и деятельности Е.Н.Трубецкого с 1905 - 1920 гг. Мемуары выдающихся политических и общественных деятелей конца XIX - начала XX вв. - С.Ю.Витге, А.Белого, П.Н.Милюкова, Д.Н.Шипова и др. дают возможность исследователям воссоздать не только личностный образ Е.Н.Трубецкого, но и элементы его общественно-политической деятельности, выявить его политический статус. В этих воспоминаниях содержатся интересные и подчас весьма противоречивые оценки деятельности Е.Н.Трубецкого как политика, человека, общественного деятеля. В воспоминаниях С.Ю.Витге50 и Д.Н.Шипова51 он предстает прекрасным человеком с большим авторитетом в общественных кругах, но наивным политиком. Замечательным оратором и человеком его называла А.Тыркова-Вильямс . А.И.Гучков называл Е.Н.Трубецкого человеком менее значительным, чем его брат, С.Н.Трубецкой53. Неприязненно отзывались о Е.Н.Трубецком П.Н.Милюков, который также характеризовал его как слабого и наивного политика54 и А.Белый, который считал Трубецкого очень тяжелым человеком, популярным публицистом, но «политически тупым» деятелем, без собственных политических идей55. В воспоминаниях С.П.Мельгунова показано отношение Е.Н.Трубецкого к польскому вопросу.56

Четвертой группой источников для изучения жизни, деятельности, взглядов Е.Н.Трубецкого, его личных и семейных отношений стала личная переписка Е.Н.Трубецкого с его родными и близкими57, деловая переписка58, а также письма, в которых упоминается Е.Н.Трубецкой59. Из писем Е.Н.Трубецкого брату С.Н.Трубецкому можно выявить не только детали домашней, семейной жизни, но и философские размышления автора. Весьма значительную часть источников данной группы составляет переписка Е.Н.Трубецкого с М.К.Морозовой (1906 - 1915гг.), в которой предстают многие детали личной, семейной и общественно-политической жизни Трубецкого, его отношений с участниками издательства «Путь», его политические и философские взгляды. Переписка Е.Н.Трубецкого с В.Ивановым, В.И.Герье, С.М.Архиповой касалась, в основном, его научных работ и публицистической деятельности. Так, в письме В.И.Иванову от 21 февраля 1910г. Трубецкой настойчиво предлагал своему корреспонденту сотрудничество с «Московским еженедельником». Письма, в которых упоминается Е.Н.Трубецкой, освещают не только его личностные черты, но и общественную деятельность. Так, в письме Гарелика И.А. к Благоеву Ф.И. от 3 января 1909г. Е.Н.Трубецкой назван в числе защитников по делу одесских профессоров ректора Новороссийского университета Занчевского и проректора Васьковского.

Для изучения и реконструкции общественной, политической, научной и преподавательской деятельности Е.Н.Трубецкого важными источниками стала пятая группа источников - делопроизводственная документация, включившая в себя как документы, касающиеся непосредственно продвижения Е.Н.Трубецкого по служебной лестнице60, так и стенографические отчеты заседаний Государственного совета и протоколы партийных съездов и конференций, в работе которых он принимал участие61. Материалы этой группы - о перемещении ординарного профессора Киевского университета св.Владимира Е.Н.Трубецкого в Московский университет, переписка по поводу пенсии к моменту ухода из Московского университета, Аттестат Е.Н.Трубецкого содержат полный перечень его заслуг и наград на преподавательской стезе. Стенографические отчеты Государственного совета и протоколы заседаний конституционно-демократической партии с выступлениями Трубецкого дают возможность выявить его общественно-политическую позицию и взгляды по отдельным вопросам. К этой же группе мы отнесли переписку Прокурора Московской судебной палаты по вопросам, касающимся периодических печатных изданий, редактором и автором которых был Е.Н.Трубецкой62. Эти документы показывают сложность цензурной обстановки, в которой Трубецкой занимался публицистической деятельностью и давление, оказываемое на него со стороны властей.

В настоящей диссертации использовались как опубликованные источники, так и архивные материалы. Необходимо отметить, что личного фонда Е.Н.Трубецкого в российских архивах найти не удалось. Основная масса архивных источников сосредоточена в Центральном Историческом Архиве г. Москвы - документы, позволяющие реконструировать служебную карьеру Е.Н.Трубецкого и семейные документы, и в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки -воспоминания, документы политического, философского и научного характера. Отдельные документы находятся в фонде С.Н.Трубецкого в Государственном Архиве Российской Федерации.

Интерес к взглядам Е.Н.Трубецкого, обусловленный их значительностью и оригинальностью, способствовал тому, что большая часть его работ вышла в свет. Однако часть источников все же не была опубликована и впервые вводится нами в научный оборот. Прежде всего, это некоторые документы, позволяющие ярче выявить характер Е.Н.Трубецкого63. К данной группе документов относятся, прежде всего, тезисы к неопубликованной статье «Смысл любви», в которых Трубецкой утверждал, что смысл любви не в размножении, ее правда - в утверждении единственной и безусловной ценности возлюбленного. По мнению Трубецкого, истинная любовь видит человека в его образе Божьем, и единственный путь любви -Богочеловеческий путь. Таким образом, Е.Н.Трубецкой приводил в соответствие свои представления о любви и философские взгляды64.

Кроме того, к этой группе относятся некоторые деловые документы, письма и неопубликованные работы65. Письмо Е.Н.Трубецкого к известному музыканту С.В.Рахманинову с предложением стать руководителем симфонических концертов, характеризует общественную деятельность Е.Н.Трубецкого, его заботу о Московском Императорском музыкальном обществе, делами которого занимался еще его отец. Письмо к А.Р.Ледницкому, видному польскому общественному деятелю, дает материал к анализу взглядов Е.Н.Трубецкого по национальному вопросу. Данные документы цитируются нами соответственно в главе 1 и главе 3. Некоторые, ранее не опубликованные работы Е.Н.Трубецкого, - «Трактат четвертый о темном мире, состоящий в трех Книгах», «Наукоучение. Лекции», а также материалы для отзыва о книге Е.Н.Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в

XI веке» В.И.Герье, позволяют точнее реконструировать научную деятельность Е.Н.Трубецкого. На полях «Трактата четвертого о темном мире, состоящего в трех Книгах» заметки, сделанные рукой неустановленного лица, которые позволяют сделать вывод, что работа готовилась к печати в издательстве «Путь», однако так и не вышла в свет по неизвестной причине. Машинописная работа Трубецкого «Наукоучение» посвящена главной задаче философии, по его мнению, - поиску истины.

Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что источниковая база является достаточной для изучения данной темы и реконструкции общественно-политической деятельности Е.Н.Трубецкого и понимания его общественно-политических взглядов.

Объектом исследования является развитие русской либеральной мысли и общественное движение первой четверти XX в.

Предметом исследования является формирование личности, общественно-политические взгляды и деятельность Е.Н.Трубецкого.

Хронологические рамки исследования определяются началом и завершением жизненного пути Евгения Николаевича Трубецкого - с 1863 по 1920 гг.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ общественно-политической деятельности и взглядов Е.Н.Трубецкого. В связи с этим автор диссертации ставит перед собой следующие задачи:

• определить факторы, повлиявшие на формирование личности и мировоззрения Е.Н.Трубецкого;

• реконструировать общественно-политическую деятельность Е.Н.Трубецкого: выявить достижения Е.Н.Трубецкого в научной и преподавательской деятельности и его роль в этих сферах общественной жизни, исследовать роль Е.Н.Трубецкого в российской публицистике начала XX века, его работу в Государственном совете, в конституционно-демократической партии и Партии мирного обновления, в общественно-политических организациях после октября 1917 года и в период гражданской войны;

• выявить общественно-политические взгляды Е.Н.Трубецкого: на общество и государство, на формы государственного правления, на демократию, его отношение к различным политическим партиям, взгляды на аграрный вопрос и образование;

• проанализировать взгляды Е.Н.Трубецкого на национальный вопрос, выяснить его представление о духовных основах национального идеала, взгляды на патриотизм и национализм, на польский вопрос.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, обозначаются цель и задачи, определяется степень научной разработки проблемы, дается анализ основных источников, характеризуются хронологические рамки исследования, трех глав: 1) «Жизнь и общественно-политическая деятельность Е.Н.Трубецкого»; 2) «Е.Н.Трубецкой о различных аспектах взаимоотношений общества и государства»; 3) «Взгляды Е.Н.Трубецкого на национальный вопрос», и заключения, в котором формулируются основные выводы по работе, а также примечаний, приложения, списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политическая деятельность и взгляды Е.Н. Трубецкого"

Заключение

1. Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.). М., 2005, С.4.

2. Там же. С.97.

3.Абрамова JT.В. Указ.соч.

4. Образ св. Софии был центральным понятием философии Е.Н.Трубецкого и имел двоякое значение: св. София как символ объединения народов во Христе, которое воплощал для мыслителя образ храма св. Софии в Константинополе, и св. София как образ мудрости и любви - главных составляющих, по мнению Е.Н.Трубецкого, всей жизни человечества на земле. См.: Трубецкой Е.Н. Национальный вопрос, Константинополь и святая София. М., 1915; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

 

Список научной литературыНехамкина, Наталия Валериевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Трубецкой Е.Н. Первое мое знакомство с Соловьевым. Из письма к С.Н. Трубецкому. 1887 г. // Ф.171. К. 12. Д.4. Л. 1-7.

2. Письма Герье В.И. к Е.Н.Трубецкому, 1897 // Ф.70. К.34. Д.67. Л. 1-7.

3. Герье Ф. Материалы для отзыва о книге Е.Н.Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианского христианства в 11 веке» 1897г. //Ф.70. К.ЗЗ. Д.28. Л. 1-24.

4. Трубецкой Е.Н. Телеграмма к Иванову В.И. 25 июля 1900 г. // Ф.109. К.35. Д.48. Л.1.

5. Герье Ф. Ответ Е.Н.Трубецкому по поводу его рецензии на книгу не установленного лица, 1900-е гг. // Ф.70. К.ЗЗ. Д.29. Л. 1-25.

6. Письма Е.Н.Трубецкого к Герье В.И. // Ф.70. К.54. Д.21. Л.1-15. 7 .Трубецкой Е.Н. Смысл любви. Тезисы //Ф.171. К.9. Д. 12. Л.1.

7. Трубецкой Е.Н. Вольный ветер. 1905г. // Ф.305. К. 6. Д.23. Л. 1-3.

8. Трубецкой Е.Н. Памяти Евг. Иван. Якушкина. Статья для газеты «Московская неделя»//Ф.305. к.6. Д.22. Л. 1.

9. О.Трубецкой Е.Н. Роспуск думы. 1905 г. // Ф. 171. К.9. Д. 11. Л. 1 -6.

10. Письмо к Е.Н.Трубецкому от неустановленного лица // Ф.305. К.7. Д.36. Л.2.

11. Трубецкой Е.Н. Письма к Рахманинову С.В. 1906(7). Черновик // Ф. 171. К.12. Д.З. Л. 1-2.

12. Письмо Гарелика И.А. к Благоеву Ф.И. Упоминание в письме Е.Н.Трубецкого, 1909 // Ф.259. К.13. Д.7.Л.1.14.0бъявление о заседании РФО 10 марта 1910 г. с припиской, сделанной рукой Е.Н.Трубецкого//Ф. 171. К.12. Д.З. Л. 1.

13. Трубецкой Е.Н. Письмо к Иванову Вяч. Иванову от 21 февраля 1910 г. // Ф.109. К.35. Д.47. Л. 1-2.

14. Счет от Государственного Дворянского земельного банка 17 мая 1910 г. IIФ. 171. К.12. Д.З. Л.1.

15. Трубецкой Г.Н. Письмо к Морозовой М.К. 4 июня 1910 г. // Ф.171. К.2. Д.36. Л. 1-2.

16. Трубецкой Е.Н. Письмо к Архиповой С.М. 1911 г. // Ф.171. К.9. Д.4. Л.1.

17. Статья Франка С. Новая книга о В. Соловьеве. // Ф. 171. К.12. Д.З. 20.0бъявление о лекции Е.Н.Трубецкого в университете им. Шанявского

18. Отечественная война и ее духовный смысл». 22 февраля 1915 г. // Ф. 171. К.12. Д.З.Л.1

19. Трубецкой Е.Н. Философические работы написанные условным обозначением букв //Ф.171. К.9. Д. 14. Л. 1-39.

20. Трубецкой Е.Н. Письмо к Ледницкому А.Р. 1915 г. // Ф.386. К.118. Д.7. Л.1.

21. Трубецкой Е.Н. Письмо Николаю II от членов Земского и Городского Союза. Черновик // Ф.171. К.9. Д.13. Л.1-2.

22. Объявление о лекции Е.Н.Трубецкого в университете им. Шанявского

23. Два мира в древне-русской иконе». 24 апреля 1916 г. // Ф. 171. К.12. Д.З. Л.-2.

24. Трубецкой Е.Н. Свобода и бессмертие // Ф. 171. К.12. Д.З. Л. 1-4.

25. Трубецкой Е.Н. Открытое письмо к Ильину И.А. 21 февраля 1917г. // Ф.171. К.12. Д.6. Л.1-2.

26. Трубецкой Е.Н. Речь на заседании Государственного совета // Ф.171. К.12. Д.1. Л.1-3.29.0твет на открытое письмо Трубецкому Е.Н. от Метнера Э.К. (февраль май 1917г.) //Ф.167.К.14. Д.65. Л.1-2.

27. Трубецкой Е.Н. Народно-русская революция. Речь от 5 марта 1917 г. // Ф.171. К.12. Д. 1. Л.1-2.

28. Письмо Н.А.Бердяева Е.Н.Трубецкому // Ф.171. К.2. Д.25. Л.1-2.

29. Трубецкой Е.Н. Письмо к Я.Л.Барскову // Ф.16. К.4. Д.61. Л.1.

30. Письмо Д.В. Багнецкого Ф.И. Благоеву. б.г. // Ф.259. К.11. Д.1. Л.1-2.

31. Трубецкой Е.Н. Трактат четвертый о темном мире, состоящий в трех Книгах, б.г. // Ф.171. К. 10. Д. 1. Л. 1-371.

32. Трубецкой Е.Н. Наукоучение. Лекции, б.г. // Ф.171. К.11, Д. 1. Л. 1-436.

33. Трубецкой Г.Н. Облики прошлого (19 -начало 20 века). Воспоминания. 1925 -1929 гг. // Ф.743. К. 13. Д.1. Л. 1-279.

34. Центральный Исторический Архив города Москвы

35. Письма Трубецкой Софьи Алексеевны к Лермонтовой В.Н. 1889 г. // Ф.1328. Оп.1. Д.60. Л.1-3.

36. Письма Трубецкой Софьи Евгеньевны к Лермонтовой Варваре Николаевне. 1903, 1906 гг. // Ф. 1328. Оп.1. Д. 61. Л.1-2.

37. Переписка прокурора Московской Судебной палаты о редакторе журнала «Московский Еженедельник» Евгении и Григории Трубецких // Ф. 131. Оп.1. Д. 2509.

38. Письма Глебовой Софьи Николаевны к Лермонтовой В.Н. 1906 г. // Ф. 1328. Оп.1. Д.21. Л.1-3.

39. Письма Гагариной Марины Николаевны к Лермонтовой В.Н. 1908 г. // Ф. 1328. Оп.1. Д. 20. Л.1-2.

40. Переписка Попечителя Московского округа по поводу пенсии Е.Н.Трубецкого // Ф.418. Оп.89. Д.371.

41. Письма Трубецкой Веры Александровны к Лермонтовой В.Н. 1905, 1908, 1911 гг. // Ф.1328. Оп.1. Д. 55. Л. 1-4.

42. Письма Трубецкой В.А. к Осоргиной Елизавете Николаевне 1911-1916 гг. // Ф.1326. Оп.1. Д.7. Л.1-15.

43. Письма Трубецкой Прасковьи Владимировны к Лермонтовой В.Н. // Ф.1328. Оп.1. Д.59.Л.1-7.

44. Письма Трубецкой Ольги Николаевны к Лермонтовой В.Н. 1884-1910 гг. // Ф.1328. Оп.1. Д.58.

45. Письма Осоргиной Е.Н. к Лермонтовой В.Н. 1908-1912 гг. // Ф.1328. Оп.1. Д.39.

46. Князь Трубецкой Е.Н. профессор. Об увольнении со службы и исходатайствовании назначения пенсии // Ф.418. Оп.89. Д.371.

47. Аттестат № 3429, выданный кн. Е.Н.Трубецкому. Князь Трубецкой, профессор -об увольнении со службы и исходатайствовании назначения пенсии // Ф.418. Оп.89. Д.371.

48. Из переписки Осоргиной Елизаветы Николаевны (урожденной Трубецкой). //Ф.1326. Оп.1. Д.7.

49. Государственный Архив Российской Федерации

50. Письма Е.Н.Трубецкого к С.Н. Трубецкому. 1885 1894 гг. // Ф.1093. Д.114.

51. Письмо С.Н.Трубецкого к Е.Н. Трубецкому. // Ф.1093. Д. 123. Л. 1-2.

52. Письма Е.Н.Трубецкого к Трубецкой ( Оболенской ) П.В. 1913 г. // Ф.1093. Д.133. Л.1-3.

53. Опубликованные источники: 1. Работы Е.Н. Трубецкого

54. Трубецкой Е.Н. Рабство в Древней Греции. Ярославль, 1886.

55. Трубецкой Е.Н. Религиозно-нравственный идеал западного христианства в V веке. М.: Тип. Э.Лесснера и Ю.Романа, 1892-1897гг.

56. Трубецкой Е.Н. История философии права (древней и новой) / Лекции, читанные в 1893/94 гг. Е.Н.Трубецким. Киев, 1894.

57. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Миросозерцание папы Григория VII и публицистов его современников. Киев, 1897.

58. Трубецкой Е.Н. История философии права древней и новой: Вместо рукописи. Киев: Издательство студентов, 1899.

59. Трубецкой Е.Н. Война и бюрократия // Право, 1904.

60. Трубецкой Е.Н. Борис Николаевич Чичерин, как поборник правды в праве. СПб.: Сенат.тип., 1904.

61. Трубецкой Е.Н., князь. Партия мирного обновления. М.: Сытин, 1906

62. Трубецкой Е.Н. Свобода и бессмертие. К годовщине смерти С.Н.Трубецкого (из вступительной лекции, читавшейся в Московском университете). М.: Кушнерев, 1906.

63. Трубецкой Е.Н. Лекции по истории философии права. М.: О-во взаимопомощи студ.-юристов, 1907.

64. Трубецкой Е.Н.Лекции по энциклопедии права. М.: Тип. Моск. Ун-та, 1909.

65. Московский еженедельник, 1906-1910 гг.

66. Трубецкой Е.Н. К уходу профессоров //Речь, 23 февраля 1911 г.

67. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм //Русская мысль, 1912, №1, разд.9. 104.

68. Трубецкой Е.Н. Патриотизм против национализма //Русские ведомости, 2 августа 1914 г.

69. Трубецкой Е.Н. Россия, Польша и славянство //Русские ведомости, 3августа 1914 г.

70. Трубецкой Е.Н. Смысл войны //Русские ведомости, 8августа 1914 г.

71. Трубецкой Е.Н. Победа //Русские ведомости, 4 сентября 1914 г.

72. Трубецкой Е.Н. Русское народное дело // Русские ведомости. 8октября 1914г.

73. Трубецкой Е.Н. Возрождение Польши и русский вопрос // Русские ведомости, 28 октября 1914г.

74. Трубецкой Е.Н. Национальный вопрос, Константинополь и святая София. М.: Сытин, 1915.

75. Трубецкой Е.Н. Отечественная война и ее духовный смысл. (Публичная лекция). М., 1915.

76. Трубецкой Е.Н.Война и мировая задача России. Изд.2-е. М.: Сытин, 1915.

77. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция. М.: Сытин, 1916.

78. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи. М.: Путь, 1916.

79. Речь Е.Н.Трубецкого в Государственном Совете //Речь. 23 ноября (6 декабря) 1916 г., №323.

80. Трубецкой Е.Н. Революция и национальный подъем. (Съезд Партии народной свободы 25-28 марта 1917г.). М.: Нар.право, 1917.

81. Трубецкой Е.Н. Анархия и контрреволюция. М.: Леман и Сахаров, 1917.

82. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.

83. Трубецкой Е.Н., князь. О христианском отношении к современным событиям. Речь, сказанная на заседании РФО 15 апреля 1917г. //Русская правда. 1917г., №5.

84. Русские ведомости, 14 (27) октября 1917 г., № 235.

85. Трубецкой Е.Н. Два зверя (старое и новое). М.: Тип. Т-ва И.Д.Сытина, 1918.

86. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. Одесса: Просвещение, 1919.93 .Трубецкой Е.Н. Звериное царство и грядущее возрождение России. Ростов на Дону, 1919.

87. Трубецкой Е.Н. Этюды по древнерусской иконописи: Умозрение в красках; Два мира в древнерусской иконописи. М.: Леман, 1921.

88. Трубецкой Е.Н.Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М.: Леман, 1922.

89. Трубецкой Е.Н. К вопросу о причинах беспрестанно возникающих в наших университетах студенческих беспорядков. Б.М., Б.Г.

90. Трубецкой Е.Н. К характеристике учения Маркса и Энгельса о значении идей в истории, б.м., б.г.

91. Трубецкой Е.Н.К характеристике политических идеалов эпохи Возрождения. Киев, б.г.

92. Трубецкой Е.Н. Первое мое знакомство с В.Соловьевым //Вестник РХД, 1988, №152.

93. ЮО.Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе // Князь Е.Трубецкой. М.: Инфо-Арт, 1991.

94. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. Ю2.Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1995.103 .Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права // Классики истории философии и права.

95. СПб: РХГИ, 1998. Ю4.Трубецкой Е.Н.Труды по философии права. СПб.: РХГИ, 2001. 105.Трубецкой Е.Н.Три очерка о древне-русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М.:Лепта-Пресс, 2003.

96. Теоретические работы классиков философии и современников Е.Н. Трубецкого

97. Юб.Аксаков И. Сочинения. Славянский вопрос 1860-1886 гг. М.: Тип.

98. М.Г.Волчанинова, 1886. -7. Т. 1-2. 107.Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1997. Ю8.Бердяев Н.А. Судьбы России. М.: Изд-во МГУ, 1990. Ю9.Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

99. Ю.Бердяев Н.А. Национализм и мессианизм // Бердяев Н. Судьбы России. М.: Изд-во МГУ, 1990.

100. Биржевые ведомости. 1905, 18 и 19 ноября (утр.вып.).112.Вестник Европы. 1891, №3.

101. Иловайский Д.И. Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887гг. М., 1888.

102. Катков М.Н. Собрание передовых статей газеты «Московские ведомости». М., 1879-1898.

103. Коркунов Н.М. Энциклопедия права. СПб., 1883.

104. Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб., 1894.

105. Ленин В.И. Земская компания и план «Искры» // ПСС. М., 1960. Т. 9.

106. Ленин В.И. Сиятельный либеральный помещик о «новой земской России» //ПСС.М., 1960. Т. 24.

107. Лященко П.И. Крестьянское дело и пореформенная землеустроительная политика // Известия Том. Ун-та, 1917. Т.66.

108. Милюков П.Н. Предисловие //Правда о «сионских протоколах». Париж, 1922.121.Мысль, 1922, №3.

109. Наша жизнь. 1905, 28 октября.

110. Пешехонов А.В. Национализация земли. СПб, 1907.

111. Петражицкий Л.И. Теория права. Т.2.

112. Соловьев B.C. Мнимая критика, Собр.соч., СПб., Т.7.

113. Стаховский И.М. Крестьянский вопрос в законодательстве и законосовещательных комиссиях после 1861 г. //Крестьянский строй. СПб., 1905. Т.1.

114. Струве П.Б. Великая Россия и Святая Русь //Русская мысль.1914. Кн. 12. Разд. 13.

115. Струве П.Б. Лига русской культуры //Русская свобода. Еженедельник. П.-М., 1917, №9.

116. Струве П.Б. Интеллигенция и революция //Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей. 1909-1910. М., 1991.

117. Струве П.Б. Культура и дисциплина //Patristika: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.

118. Струве П.Б. Спор с Мережковским //Patristika.

119. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Patristika.

120. Струве П.Б. В чем же истинный национализм? //Избранные сочинения. М., 1999.

121. Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры //Избранные сочинения. М., 1999.

122. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. М., 1996.

123. Чернышев И.В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. Пг., 1918.

124. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л., 1969.

125. Эрн В.Ф. Вместо предисловия //Меч и крест. Статьи о современных событиях. М., 1915.

126. Эрн В.Ф. Время славянофильствует. Лекция вторая // Сочинения. М., 1991.3. Мемуары

127. Белосельская-Белозерская Е. Сказание о роде князей Трубецких. М., 1891.

128. Трубецкой Е.Н., князь. Из прошлого. Воспоминания. Записки беженца. Томск: Водолей, 2000.

129. Памяти кн. Гр.Н.Трубецкого. Сборник статей. Париж, 1930.

130. Трубецкой Г.Н. Годы смут и надежд(1917-1919). Монреаль, 1981.

131. Трубецкой С.Е. Минувшее. М.:ДЭМ, 1991.

132. Трубецкой А.Е. История одной попытки (январь-февраль 1918г) // Князья Трубецкие. Россия воспрянет. М., 1996.

133. Белый А. Между двух революций. М., 1990.

134. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М.: Мысль, 1991.

135. Гучков Александр Иванович рассказывает. Воспоминания Председателя Государственной думы и военного министра Временного правительства. М., 1993.

136. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т.4. М., 1991.

137. Деникин А.И. Как началась борьба с большевиками на юге России //От первого лица: Сборник. М., 1990.

138. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. 1881-1914. М.: Искусство, 1997.

139. Ш.Красный архив, 1925. Т.З (10). С.301-304.

140. Кони А.Ф. Памяти Евгения Николаевича Трубецкого //Вестник литературы. 1920, №4-5.

141. Краснов П.Н. Всевеликое войско Донское //Архив русской революции. М., 1991. Т.5.

142. Лукомский А.С. Зарождение добровольческой армии //От первого лица: Сборник. М., 1990.

143. Милюков П.Н. Воспоминания. М. Политиздат, 1991.

144. Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. М.: Индрик, 2003.

145. Суханов Н.Н. Записки о революции. Кн.1-2. М., 1991.

146. Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет. М., 1998.

147. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918.

148. Штейнберг А. Друзья моих ранних лет (1911-1928). Париж, 1991.

149. Документы политических партий, общественных объединений и государственных органов

150. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917г., 13 июня.

151. Протоколы ЦК и заграничных групп конституционно- демократической партии 1905-1930гг. М.: РОССПЭН, 1997.

152. Протоколы III съезда партии народной свободы. СПб., 1906.

153. Конституционно-демократическая партия: Постановления III съезда 21-25 апреля 1906г и устав партии. СПб, 1906.166.0бъединенное дворянство. Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ. 1906 1908 гг.Т.1. М.: РОССПЭН, 2001.

154. Правые партии. Документы и материалы. Т.2. 1911 1917 гг. // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Документальное наследие. М.: РОССПЭН, 1998.

155. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. Т.З. Кн.1. 1915 и- 1917 гг. //Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Документальное наследие. М.: РОССПЭН, 1998.

156. Государственный Совет. Стенографические отчеты. 1907 год. Сессия вторая. Заседания 1 -16 (20 февраля 5 июня). СПб., 1907. - 626 стб.

157. Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и временного правительств 1878-1917. Серия 3. М., 1935. Т.6.Ч.1.

158. Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. М., 1995.1. Литература

159. Абрамова, Л.В. Е.Н. Трубецкой как религиозный мыслитель // Отечественная философская мысль XIX-XX вв. Саранск, 1994.

160. Абрамова, Л.В. Софиологическая концепция Е.Н. Трубецкого // XXIV Огаревские чтения. Саранск, 1995. Ч. 1.

161. Аксенова Е.П. А.Н.Пыпин о славянской идее в истории российского славяноведения //Проблемы славяноведения. Брянск, 2001.

162. Амелина Е.М. Проблема общественного идеала в творчестве Е.Н.Трубецкого //Социально-политический журнал. 1995, №5

163. Аронов Д.В. Научная и общественно-политическая деятельность Сергея Андреевича Муромцева. Орел, 2001.

164. Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906 1917 гг.). М., 2005.

165. Бабинина Т. Л. Нравственно-правовые воззрения князя Трубецкого //Рус. богатство. М., 1997, №2.

166. Балашова Н.А. Российский либерализм начала XX вв.: крах идей «Московского Еженедельника». М.:МГУ, 1981.

167. Балашова Н.А. Журнал «Московский Еженедельник» (1906-19 Югг) на арене политической борьбы в России начале XX века. М., 1996.181 .Барам Д.Х. Теория познания Е.Н. Трубецкого // Филос. науки. М., 1989, N 6.

168. Бернацкий Г.Г. Е.Н.Трубецкой: естественное право и религия. СПб., 1999.183 .Большая Советская Энциклопедия. М., 1956. Т.43.

169. Большая Российская Энциклопедия. Россия. М., 2004.

170. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Биографии. М.: БРЭ, 1997. Т.6.

171. Будаев Д.И. Воспоминания как источник для биографического очерка //Биография как вид исторического исследования. Тверь, 1993.

172. Булгакова Л. А. Мемуары как источник по истории университетов дореволюционной России // ВИД XVI. Л., 1985.

173. Васецкая Е.Н. Е.Н.Трубецкой и его редакция учения Вл.Соловьева о "всеединстве сущем" // Из истории философской мысли России второй половины XIX начала XX века: (Сборник). М., 1984.

174. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX -начала XX вв. СПб., 1996.

175. Голлербах Е Религиозно-философское издательство «Путь» (1910-1919) //Вопросы философии, 1994, №2.

176. Голлербах Е Религиозно-философское издательство «Путь» (1910-1919) //Вопросы философии, 1994, №4.

177. Голлербах Е. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919). В поисках новой русской идентичности. СПб., 1999.

178. Головникова Е.Ю., Иерусалимский IO.IO. Мемуары А.А.Игнатьева какисточник по русско-французским отношениям накануне и в период первой мировой войны // Век нынешний, век минувший. Ярославль, 1999.

179. Давидович A.M. Самодержавие в эпоху империализма. М. Наука, 1975.

180. Евлампиев И.И., Философские и правовые воззрения Евгения Трубецкого //Е.Н.Трубецкой. Труды по философии права. СПб.: РХГИ, 2001.

181. Емельянов Б.В., Русаков В.М. Проблема человека: русские истоки современного буржуазного человековедения //Мировоззренческие проблемы в истории философии. Новосибирск, 1985.

182. Изместьева Г.П. Споры в российской печати 60-х гг. XIX века о классическом образовании //Вопросы истории. 2003, №2.

183. Иллерицкая Е.В. Аграрный вопрос: провал аграрных программ и политики непролетарских партий в России. М., Наука, 1981.

184. Искандеров А.А. Мемуары Н.С.Хрущева как исторический источник //Вопросы истории. М., 1995, №5-6.

185. История русской правовой мысли (биографии, документы, публикации). М., 1998.203 .Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. / Данилевский И.И., Кабанов В.В., Медушевская О.В., Румянцева М.Ф. М. 1998.

186. Каппелер Андреас. Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М.: «Традиция», 2000.

187. Карнишина Н.Г. Мемуары В.В.Шульгина и П.Г.Курлова как источник при изучении первой мировой войны //Россия в первой мировой войне. Рязань, 1994.

188. Карсавин Л.П. Россия и евреи // Тайна Израиля. СПб., 1993.

189. Карпунин А. О христианском понимании Бога и его красоты Е.Н. Трубецким //Проблемы эстетики. М., 1993.

190. Кейдан В.И. Взыскующие града. Письма и дневники. М., 1999.

191. Колмагоров К.Н. Польский вопрос в политике Российского МИД (1914 1916) // Проблемы славяноведения. Брянск, 2003.2Ю.Кризис самодержавия в России. 1895 1917. Л.: Наука, 1984.

192. Кучумова Л.И. Сельская община в России. М, 1992.

193. Лаверычев В.Я. По ту сторону баррикад (из истории борьбы московской буржуазии с революцией). М. Мысль, 1967.

194. Левицкий С.А. Е.Н.Трубецкой // Е.Н.Трубецкой. Смысл жизни. М. Республика, 1994.

195. Леднева И.В. Жизнь и творчество Е.Н.Трубецкого //Проблемы гуманитаризации высшего образования. СПб, 1996.

196. Матяш Т.П. Князь Е.Н.Трубецкой // Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов/на Дону: Феникс, 1998.

197. Матханова Н.П. Мемуары В.И.Вагина как источник по истории сибирского чиновничества XIX в. // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI XX вв. Новосибирск, 1998.

198. Медушевский А.Н. П.Н.Милюков: ученый и политик //История СССР, 1991, №4.

199. Михайлович Г.Ф. Идейно-политическая и философская позиция представителей русского идеализма начала XX вв. // Мировоззренческие проблемы в истории философии. Новосибирск, 1985.

200. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России. М., 2001.

201. Нажмудинов Г.М. Е.Н. Трубецкой как критик Вл. Соловьева // Высшее образование в РОССИИ: история, проблемы, перспективы. Ярославль, 1994. Вып. 1

202. Натах З.А. Идеи "возрожденного" естественного права (Н.Н. Алексеев и Е.Н. Трубецкой) // Гуманит. и социал.-экон. науки. Ростов н/Д, 2000. N 2.

203. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М. 2000.

204. Носов А. «Наша любовь нужна России.». Из переписки Е.Н.Трубецкого и М.К.Морозовой //Новый мир, 1993, №9.

205. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. М. Наука, 1977.

206. Покровский С.П. Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем. Ярославль: Поч. попечител. Демид. юрид. лицея П. А.Демидов, 1914.231 .Политические партии России (первая четверть XX века): Справочник. М. 1993.

207. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX в. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996.

208. Половинкин С.М. Пора начинать Великую Литургию //Кн.Е.Н.Трубецкой. Из прошлого. Томск: Водолей, 2000.

209. Радлов Э.Л. Очерк по истории русской философии. Пг., 1920.

210. Романовская Е.В. Е.Н. Трубецкой. Умозрение в красках // Русская философская мысль конца XIX начала XX вв. Саратов, 1993.

211. Российские либералы: люди, события, эпоха. Сборник научных статей. Орел, 2004.

212. Рябова Т.И. Отечественные либералы о самоопределении России в контексте религиозной идее // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

213. Рябова Т.И. Е.Н.Трубецкой о взаимодействии универсального и национального в историческом развитии // Россия в новое время: Единство и многообразие в историческом развитии: Материалы Российской межвузовской научной конференции 28-29 апреля 2000г.

214. Рябова Т.И. Е.Н.Трубецкой о духовных основах национального идеала России //Проблемы славяноведения. Брянск, 2000.

215. Рябова Т.И. Преодоление теократии // Право: история, теория, практика. Брянск, 2000.

216. Рябова Т.И. П.Б.Струве: культурный аспект государственного идеала «Великой России» //Право: история, теория, практика. Брянск, 2001.

217. Рябова Т.И. Спор о великой России ( П.Б.Струве, Д.С.Мережковский, Е.Н.Трубецкой) //Проблемы славяноведения. Брянск, 2003.

218. Сапов В.В. Князь Е.Н.Трубецкой //Е.Н.Трубецкой. Избранное. М.: Канон, 1995.

219. Старцев В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905 1917 гг. JL: Наука, 1977.

220. Сырых В.М. Евгений Николаевич Трубецкой //История русской правовой мысли. М., 1998.

221. Толстая Л.И. Воспоминания И.И.Толстого как исторический источник //Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987.

222. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.

223. Хоскинг Д. Россия: народ и империя (1552-1917). Смоленск: Русич, 2001.

224. Шевырин В.М. История партии мирного обновления. Автореферат дисс.канд. ист. наук. М., 1973

225. Шелохаев В.В. Либералы и массы (1907-1914) //Вопросы истории. 1994, №12.

226. ШпицбергИ.А. Церковь в годы гражданской войны. М., 1933.

227. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. М.: Наука, 1976.

228. Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России в последней четверти 19 века. М., 1987.

229. Щипанов И.Я. Философия в Московском университете в досоветский период. Статья четвертая //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М, 1981, N 1.

230. Эдельман О.В. Воспоминания декабристов о следствии как исторический источник // Отечественная история. М., 1995, №6.1. Диссертации

231. Абрамова Л.В. Социально-этическая концепция Е.Н.Трубецкого. Саранск, 1997. Дисс. .канд. фил ос. наук.

232. Арзуманов М.Б. Идеология богоискательства 1901 1924 гг. М., 1974. Дисс. .канд. фил ос. наук.

233. Бабина Т.Л. Социально-философские воззрения Е.Н.Трубецкого. М., 1998. Дисс. .канд. филос. наук.

234. Гуляев А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии. Пермь, 1997. Дисс. .канд. филос. наук.

235. Гусева Л.В. Проблема сознания в философии всеединства: (Соловьев В., Трубецкой С.Н., Трубецкой Е.Н.). Л., 1988. Дисс. .канд. филос. наук.

236. Кисилев С.Г. Проблема «смысла войны» в русской религиозно-идеалистической философии начала XX века. М., 1990. Дисс. .канд. филос. наук.

237. Кузнецова С.В. религиозно-философское обоснование историософской концепции Е.Н.Трубецкого. М., 1993. Дисс. .канд. филос. наук.

238. Марченко А.В. Критический анализ взглядов представителей богоискательства в России в конце XIX начале XX века. Киев, 1989. Дисс. .канд. филос. наук.

239. Махортова М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики (социально-философский анализ). Ставрополь, 2000. Дисс. .канд. филос. наук.

240. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии середины

241. XIX начала XX века. М., 1995. Дисс. .канд. филос. наук.

242. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале

243. XX века. Л., 1987. Дисс. .канд. филос. наук.

244. Тахтаулова Е.К. Российский либерализм середины XIX начала XX века. СПб, 1993. Дисс. .канд. ист. наук.

245. Шумакова М.П. Духовная культура российской интеллигенции в начале XX века: Богоискательство в истории общественной жизни Росс. Тюмень, 2001. Дисс. .канд. филос. наук.