автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Лайпанова, Зухра Казиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Черкесск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков"

На правах рукописи

Лайпанова Зухра Казиевна

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х-НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Специальность 07.00.02,- Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Черкесск-2004

Работа выполнена на кафедре политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Саблиров М.З.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Зумакулов Б.М. Кандидат исторических наук Хатуев Р.Т.

Ведущая организация: Карачаево-Черкесский государственный

университет

Защита состоится 17 сентября 2004 г. в 12 часов на заседании диссертационного Совета Д.212.76.03. в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова по адресу: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

Автореферат разослан ¿^^/тд^-у^у^-

2004 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета ^ (

Кандидат исторических наук, доцеетф^ ^Ьр -6.^ Маремшаова И .И.

.аЖ

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что история становления и развития общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии до сих пор не была предметом специального изучения.

В современную эпоху, когда происходят радикальные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, а также трансформация национальных отношений, перед исторической наукой встает задача объективного и всестороннего исследования отношений центра и субъектов Российской Федерации не только на современном этапе, но и до установления советской власти.

Современное состояние российского общества, модернизирующие изменения во всех сферах его жизни требуют внимательного отношения и использования исторического опыта России и ее национальных окраин, понимания своеобразия и закономерностей предшествующей обновленческой эпохи в истории нашей страны.

Эта проблема затрагивает и вопросы проведения модернизирующих реформ второй половины XIX - начала XX веков на Северном Кавказе, в том числе в Карачае и Черкесии. В этом отношении представляет большой научный и практический интерес изучение общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии, когда ее представители Адиль-Гирей Кучукович Кешев, Ислам Пашаевич Крымшамхалов, Паго Исмаилович Тамбиев,Ислам Абдул-Керимович Хубиев, Умар Джашуевич Алиев и другие стремились выработать наиболее рациональные отношения своих народов к рыночной экономике и европейской цивилизации.

Общественно-политическая мысль играла значительную роль в проведении нового российского курса в национальной политике на Северном Кавказе с учетом региональных особенностей.

Исследование творческого наследия представителей общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии имеет большое значение

РПС. алЦИОИАЛЬИА*

для развития взаимоотношений центра и северокавказских субъектов Российской Федерации и на современном этапе истории.

Объектом исследования диссертации является критическое изучение передовой общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX веков.

Предметом исследования является выявление общего и особенного в творческом наследии деятелей общественно-политической мысли.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XX века до установления советской власти в крае в 1918 году. В 60-е - 70-е годы XIX века на Северном Кавказе были проведены буржуазные реформы, появились первые светские школы, были опубликованы материалы по истории, этнологии и культуре горцев. Северокавказский регион оказался в российской политической системе, началась ускоренная модернизация социально-экономической, политической и культурной жизни горского социума. Конечная дата диссертационного исследования ограничена 1918 годом, когда на Северном Кавказе установилась советская власть и началась советизация политической, экономической и культурной жизни общества.

Географически диссертация охватывает территорию Баталпашинского отдела Кубанской области, в состав которого входили народы Карачая и Черкесии.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились принципы историзма, научности, объективности. Использовались также методы логического анализа и синтеза, историко-сравнительный, проблемно-хронологический.

Степень изученности проблемы. Вопросы социально-экономического и культурного развития Карачая и Черкесии второй половины XX - начала XX веков освещались еще в дореволюционной исторической и этнографической литературе. Они нашли отражение, в частности, в работах А.Н. Дьячкова-Тарасова, Л.В. Македонова, Н. Иваненкова, В.М. Сысоева.1

1 Дьячков — Тарасов АЛ. Замелен о Кара чае и карачаевцах // Сборник дли описания местностей и племен Кавказа/СМОМПК/. Вьт. 25. — Тифлис, 1898; Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. - Воронеж, 1908; Иваненков Н. Карачаевцы//ИОЛИКО. Вып.У.-Екатеринодар, 1912; Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом н историческом отношен к*х//СМОМПК. Вьш.43.-Тифлис, 1913.

Хотя эти вопросы и не стали предметом исследования в работах первых советских историков У.Д. Алиева, И.Б. Тамбиева2 и других, но их труды по истории народов Карачая и Черкесии представляют определенный интерес.

Проблемы общественно-политической мысли народов- Карачая и Черкесии стали освещаться с конца 50-х - начала 60-х годов XX века.

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли известные кавказоведы А.В. Фадеев, В.К. Гарданов, Н.А. Смирнов, А.Л. Нарочницкий, Н.Г. Волкова и др.3

В последующие годы появились специальные труды по истории общественной мысли народов Северного Кавказа. В исследование этой проблемы внесли ценный вклад Т.Х. Кумыков, В.Г. Голубева, В.П. Невская, М.З. Саблиров, А.И. Мусукаев, А.И. Першиц, А.И. Караева, Л.А. Бекизова, Х.Х. Хапсироков, Р.Х. Хашхожева, Л1С Хакуашев, В.Б. Тугов, Т.Ш. Биттирова, С.А Айларова, А.С. Байрамуков, Р.С. Тебуев, Р.Т. Хатуев, И.М. Шаманов и др.4

2Алиев УД Карачай - Ростов на Дону Крвйнациздат, 1927, Он же Кара Халх - Там же. 1927, Он же/в соавторстве/ Адыгея -Там же, 1927,Тамбиев Ислам Карачай прежде н теперь - Там же, 1931 'Фадеев А В Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России / * проблеме развития капитализма вширь/ //История СССР, 1959 - Он же Особенности антиколониальных движений на Северном Кавказе в период испериализма // Национальный вопрос накануне и в период проведения Великой Октябрьской социалистической революции -М «Наука», 1964, Смирнов Н.А Политика России на Кавказе в XVI XIX веках -М Издательство социально-экономической литературы 1958, Нарочницкий А Л Прогрессивная роть России в судьбах народов Северного Кавказа /Материалы Всероссийской научной конференции 2 3 октября 1979 г. г Грозный/ Чечено Ингушское книжное издательство 1982, Гарданов В К Общественный строй адыгских народов. XVIII- первая половина XIX в -М «Наука», 1967, Волкова НГ Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. -М «Наука» 1974 1 К\ мыкол ТХ Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в - Нальчик Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1965 Он же Общественная мысль н просвещение адыгов и балкаро-карачаевиев в XIX - начале XX в - Нальчик «Эльбрус», 2002, Голубева В Г. Владеющий пером // Дружба народов 1963 - Л'9 Она же Каламбий/Кешев А-ГУ Биографический очерк//1 руды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. - Черкесск, 1965 Вып 4 Она же Адиль-Гирей Кешев/Каламбий/как этнограф//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института - Краснодар 1965 Том 4. Невская В П Карачай в пореформенный период - Ставрополь Ставропольское книжное издательство, 1964 Саблиров М 3 Адыгские деятели культуры и вопросы просвещения народа //Обшественно-почитическая мысль адыгов балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века /Материалы конференции 28 29 марта 1974 года/ -Нальчик 1976, Он же Культура Кабарды и Бал карий в конце XIX - начале XX вв -Нальчик, 2001, Мускаев А И, Першиц А И Народные традиции кабардинцев и балкарцев -Нальчик «Эльбрус». 1992, Караева АН Фольклорное наследие карачаево-балкарского народа -Черкесск Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1961, Она же Очерк истории карачаевской литературы -М Издательство восточной литературы, 1966, Бекизова Л А От богатырского эпоса к роману -Черкесск; Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1974, Она же Средоточение духовного богатства //Роль фотьклора в формировании духовной жизни народа. Главный редактор А И Алиева -Черкесск, 1986, Хапсироков X X Пути развития адыгских литератур -Черкесск, Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1968 Хашхожева Р X. Адыгские просветители - Нальчик «Эльбрус», 1993, Она же Поиски и находки. Избранные статьи -Нальчик «Эльбрус», 2000, Тугов В Б Бибаркт /Эльбурган/ -колыбель абазинской кутьтуры //Бибаркт /Эльбурган/ -Карачаевск. 1986. Он же. Адиль-Гирей Кешев -Карачаевок, 2000, Биттирова ТЛИ Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX вв Избранное в двух томах. -Нальчик «Эльбрус», 1993 Т 1, Айларова С-А Обновляющийся Северный Кавказ* Общественно-политическая мысль 60-90-х гг XIX в -Владикавказ, 2002, Байрамуков А С. Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX -первой половине XX века н развитие карачаевского этноса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -Карачаевск, 1998, Тебуев РС., Хатуев РТ. Очерк истории карачаево-балкарцев -Москва - Ставрополь «Илекса», 2002, Шаманов И М /в соавторстве с В Л. Невской, ЕЛ. Алексеевой/. Карачаевцы Историко-этнографический очерк. -Черкесск- Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1978.

В исследовании общественно-политической мысли адыгов и карачаево-балкарцев важное значение имела научная конференция «Общественно-политическая мысли адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX -начале XX-века», которая состоялась в Нальчике 28-29 марта 1974 года. Её материалы опубликованы в 1976 году.5

Диссертация- опирается также на обобщающие труды по истории народов Северного Кавказа.6

Подводя итоги степени изученности проблемы, необходимо отметить, что проблема общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии. не стала предметом специального изучения в отечественной историографии.

Цели и задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить собранный материал, выявить социально-экономические условия формирования общественной мысли народов Карачая и Черкесии.

2. Показать, что общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа являлась составной частью общероссийского и мирового идейно-культурного процесса.

3. Выявить вклад деятелей культуры в развитие литературы, истории,-фольклора, письменности и европеизацию горского общества. Источниковая база исследования.

В основном ее составили научно-публицистические и художественные произведения деятелей культуры Карачая и Черкесии, периодическая печать, сборники документов и материалов, календари, памятные книжки.

5 Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевце* в XIX - начале XX века /Материалы конференции 28-29 марта 1974 гола/. -Нальчик, 1976.

* Очерки истории Карачаево-Черкесии с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ответственные редакторы Невская В.П., Романовский В.Л. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1967. T.I; История народов Северного Кавказа /конец XVIII в. - 1917 гJ. Ответственный редактор академик AJL Нарочниикий. -М.: «Наука», 1988. Т.2; Алексеева EIL, Невская BJ1, Шаманов ИМ. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Главный редактор Л.И. Лавров. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974; Калмыков ИХ Черкесы. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.

Широко использованы архивные материалы, извлеченные из Государственного архива Краснодарского края /ГАКК/ /фонд 249 - Кубанское войсковое правительство, фонд 454 — Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска, фонд 318 - Штаб Кавказского военного округа, Горское отделение / и Государственного архива Ставропольского края /ГАСК/ /фонд 15 - Канцелярия Ставропольской дирекции училищ, фонд 73 — Ставропольская 1-я мужская гимназия/.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней в комплексе исследована общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX веков, раскрыта ее роль в развитии национального сознания, приобщении народов изучаемого региона к передовой экономике и культуре России в условиях трансформации российского общества, ее содействие в установлении демократических начал в общественной жизни.

В диссертационной работе исследованы противоречивость, ограниченность некоторых идей интеллигенции и выявлена роль представителей общественно-политической мысли в просвещении народов, в открытии светских школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Показать социально-экономическое развитие Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала - XX веков.

II. Выявить роль представителей общественно-политической мысли в развитии экономики и светского образования, их вклад в литературу, науку, изучение фольклора.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней материалы окажут помощь в изучении истории культуры народов Северного Кавказа и в преподавании истории народов Карачаево-Черкесии в образовательных учреждениях северокавказского региона.

Некоторые положения диссертации могут представлять научно-практический интерес для, представителей государственных структур в выработке национальной политики на Северном Кавказе.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены на научно-практических конференциях, состоявшихся в 2002 - 2004гг.

По теме диссертации опубликованы статьи: «Социально-экономические условия формирования общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков» /Черкесск, 2003/, 2,5 пл.; «Просветительские идеи горских мыслителей и развитие образования и культуры в Карачае и Черкесии во второй половине XIX — начале XX веков» /Черкесск, 2004/, 1,86 п.л.; «Мораль, горские традиции, обычаи, воспитание в творчестве мыслителей Карачая и Черкесии» /Черкесск, 2004/, 1,86 пл.; «Карачаево-Черкесские общественно-политические мыслители о необходимости развития горских народов по пути европейской цивилизации» /Черкесск, 2004/, 1,8 пл.; «Роль мыслителей Карачая и Черкесии второй половиныХ1Х - начала XX веков в развитии национальных литератур» /Черкесск, 2004/, 0.5 пл.; «Культурно-экономические взаимосвязи между русским народом и народами Карачая и Черкесии в XIX - начале XX веков» /Ставрополь 2004/, 0,5 пл.; «Основные этапы развития общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии II половины XIX - начала XX веков» (Черкесск, 2004), 1,5 пл.

Общий объем опубликованных работ - 10,52 пл.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, хронологические и территориальные рамки, выявлена методология работы. Во введении имеется историография проблемы, указаны цели и задачи диссертации, охарактеризована ее источниковая база, раскрыта новизна исследования, изложены основные положения, выносимые на защиту, показаны практическая значимость диссертации и ее апробация.

В первой главе диссертационной. работы «Социально-экономические условия формирования общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии», состоящей из трех параграфов, исследуется процесс капиталистической модернизации социально-экономической, политической и культурной жизни и его влияние на формирование общественно-политической мысли карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и других народов Карачая и Черкесии.

В первом параграфе «Буржуазные реформы второй половины ХГХ в. и модернизация экономики» отмечается, что в результате буржуазных реформ второй половины XIX в. и модернизации экономики в Карачае и Черкесии сложилась новая социально-экономическая ситуация, которая воздействовала на сознание населения, раскрепощая дух горских народов. В пореформенный период изменились трудовая, материальная и духовная деятельность людей.

Одним из важных последствий развития капитализма в России было экономическое завоевание национальных окраин, в том числе Северного Кавказа. В Карачае и Черкесии стало возникать современное промышленное производство - появилось предприятие горнодобывающей промышленности -серебряно-свинцовый рудник «Эльбрус», крупные сыроваренные заводы московских миллионеров Бландова в Кёлле-Сырты и Губарева в Гошаях-Сырты в Карачае.

Сельское хозяйство постепенно становилось товарным. Местные орудия производства вытеснялись привозными, фабричными, значительно выросло производство зерна и продуктов животноводства. Если в XIX в. в

Баталпашинском отделе своего хлеба не хватало и его приходилось покупать, то в 1913 г. на сторону было продано около полумиллиона пудов товарного хлеба.7

Скот и продукты животноводства вывозились в центральные губернии России, в Закавказье и за границу - в Турцию, Грецию, Францию. Третью часть вывозившегося из всей Кубанской области скота составлял скот из Карачая, хотя в процентном отношении число карачаевцев. равнялось всего 1,2% населения области.8

Усиливались разносторонние взаимосвязи карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев с русскими, кабардинцами, балкарцами, абхазами, сванами и другими соседними народами.

С ростом экономики росла и численность населения, в особенности за счет мигрантов из. центральных губерний и Украины — русских и украинских крестьян.

По данным переписи населения 1897г., в Баталпашинском отделе проживало около 200 тыс. человек, в том числе 90,Зтыс.русских, 58,4тыа украинцев, 26,9тыс.карачаевцев, 12,4тыс. кабардинцев, черкесов и других адыгов, 10,4тыс. абазин, 5,8тыс. ногайцев, 4,4тыс.немцев, 1,1 тыс. молдаван

9

и др.

В 1915г. население отдела составляло уже 291613 человек. Из них русские и украинцы составляли 69,7% /203252 челУ, все горцы - 26,3% /76873/, немцы и другие европейцы - 2,4% /6934/, прочие - 1,1% /4584 человек/.10

Во втором параграфе «Изменение социальной структуры общества» исследуется процесс дифференциации населения в связи с коренными

' Невская В.П. Аграрный вопрос в Карачаево-Черкесии в эпоху империализма.-Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1972.-С.22. *Там же. -С.47.

'Волкова НГ. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- начале XX века. -М.: «Наука», 1974.-С.245.

'"Кавказский календарь на ¡916 год.-Тифлис,1915.-С.46.

социально-экономическими изменениями в результате буржуазных реформ второй половины XIX в.

Процесс классовой дифференциации быстро развивался в русско-украинских селах, не отягощенных феодально-крепостническими пережитками, а в казачьих станицах и горских аулах, где эти пережитки были сильны, процесс классовой дифференциации шел медленно.

Среди населения Баталпашинского отдела казаки составляли лишь 35.8%, но владели большей частью отдельской земли. Средний земельный надел баталпашинского казака в 1913 г. составлял 11,1 десятин, тогда как земельный надел в Черкесии на душу мужского пола колебался от 3 до 5 десятин, а в Карачае-0,1- 0,2 десятины пашни и не более 1,5 десятины-покосных угодий".

Так называемые иногородние крестьяне, жившие в казачьих станицах, в своем большинстве были вовсе безземельными и батрачили в хозяйствах богатых и зажиточных казаков. К тому же иногородние не имели никаких политических прав, включая право участия в казачьих сходах.

Бесправными были и горские крестьяне. Большинство горского населения жило в бедности.

В третьем параграфе «Общественно-политическое движение» рассматривается активное участие рабочих и трудовых крестьян Карачая и Черкесии в общественном движении. В начале XX в. в Карачае и Черкесии возникли революционные организации. Революционной борьбой руководили социал-демократы во главе с Александром Макеевым, создавшим в 1905 г. социал-демократическую группу в станице Баталпашинской, а также революционные группы во главе с Иваном Пузыревым, Саидом Халиловым, Дмитрием Джулаем, Даутом Гутекуловым, Иммолатом Хубиевым, Наны Токовым, Ильёй Марченко, Гиго Дзасоховым, Михаилом Мельниковым, Григорием Чучулиным и другими.

"Лайпанов К.Т. Октябрь в Карачаево-Черкесяи.-Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства,1987. Иад-2-е.-С.15.

Видные общественно-политические деятели Карачая и Черкесии Ислам Крымшамхалов, Ахмат Байрамуков, Солтан-Хаджи Байчоров выступали за уравнительное распределение земли, за освобождение крестьян от социального и национального гнета.

Во второй главе «Основные этапы и направления в развитии культуры и общественной мысли», состоящей из двух параграфов, подчеркивается, что социально-экономические и политические перемены в стране, в том числе в Карачае и Черкесии, стали основой развития просвещения, культуры, общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии. Именно благодаря прогрессивной России, шел процесс европеизации национальных окраин страны.

В первом параграфе "Развитие образования и культуры» показана роль российских светских школ и русских учителей в процессе приобщения карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и других горцев к русской, а через нее и к европейской культуре.

Этот процесс значительно ускорился после окончательного присоединения северокавказских народов к России и проведения буржуазных реформ, изменивших облик страны.

Неоценимый вклад в развитие культуры кавказских народов внесли русские литераторы: А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Огромен вклад русских ученных ГТ.КУслара, Л.Г. Лопатинского, М.М. Ковалевского, В.Ф. Миллера и других в исследование языков, истории, этнологии, культуры северокавказских горцев. Именно они разработали письменность для горских народов, исследовали их историю, быт, культуру, способствовали созданию в горских аулах светских школ.

Развитию образования и культуры в Карачая и Черкесии способствовали также и образованные горцы. Алий Асадуллаевич /16621741/, родоначальник фамилии Алиевых, в первой половине XYIII в. основал в Карачае первые мусульманские школы - медресе и мезирте. Высшее религиозное образование имели поэт Кючюк-Хаджи Байрамуков

/1770-1850/, автор, известных исторических песен «Хасаука» и «Умар», Хусейн Урусов, Джагафар Хачиров, Хамзат-Хаджи Кубанов, Казий-Хаджи Лайпанов и некоторые другие карачаевские просветители- Эдигей Джауберемесов /Казиев/ /1811-1844/, известный как Андрей Хой, был европейски образованным человеком, владел карачаево-балкарским, русским, английским, немецким, греческим и турецким языками, служил офицером-переводчиком на Черноморской линии.12

В первой половине XIX в. офицерами в русской армии служили Ахмат Крымшамхалов, Хасанбий Дудов, Абдурахман Боташев, Даулетгерий' Салпагаров и др.

Светские школы в Карачае и Черкесии стали появляться лишь в конце 70-х годов XIX в. Первой такой школой, где обучение велось на русском языке, стало Учкуланское одноклассное училище с трехлетним сроком обучения, основанное в 1878 г.Позже стало двухклассным, а в 1913 г.-высшим начальным с семилетним сроком обучения./ В 1879 г. начали работать Нижне-Мансуровское, Бибердовское и Тебердинское одноклассные училища, а в начале XX в. были открыты начальные школы во всех 38 горских аулах Баталпашинского отдела, во всех русских станицах и селах.

В начале XX в. в станице Баталпашинской были основаны мужская и женская гимназии, в которых обучались и дети горцев. В 1912 г. в мужской гимназии обучалось 20 горцев, а в 1916- уже 56.13

Горцы Карачая и Черкесии обучалось и в других горских школах. Особенно большую роль в подготовке квалифицированных специалистов из числа представителей горских народов сыграла Ставропольская мужская гимназия, которую успешно окончили, в т.ч. с золотой медалью абазин Адиль-Гирей Кешев, с серебряной медалью - карачаевец Ислам Дудов /позже он окончил Петербургский институт путей сообщений/. Горцы обучались и в других учебных заведениях за пределами отдела.

" Тебуен Р„ Хатуев Р. Очерки истории карачаево-балкарцев.-Москва -Ставрополь: «Илекса», 2002.-С. (24-125 13 Калмыков И Х. Черкесы. Историго-этнографический очерк.-Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.-С.247

Таким образом, в пореформенный период формировалась

национальная интеллигенция, сыгравшая значительную роль в просвещении народа.

Во втором параграфе «Основные этапы развития общественно-политической мысли» дается следующая периодизация: первый этап охватывает конец ХУШ - первую четверть XIX вв., когда антиколониальная борьба северокавказских народов носила общенациональный характер. На втором этапе /30-50-е гг. XIX вУобстановка в Кабарде, Черкесии и Карачае стабилизировалась в связи с окончательным вхождением их в состав Российской империи и на первый план стали выдвигаться антифеодальные мотивы. Третий этап /1860-1880-е ггУ явился качественно новым, поскольку в Кабарде, Балкарии, Карачае, Черкесии и Адыгее было отменено крепостное право /1867-1868 ггУ и проведены буржуазные реформы, создавшие предпосылки для развития экономики и культуры горских народов Северного Кавказа. Именно в 60-80-е гг. XIX в. горцы вовлекались в систему всероссийского экономического и культурного развития.14

В этот период в выступлениях горских общественно-политических мыслителей более выразительно звучат народнические идеи.15

Четвертый этап /90-е гг. XIX в. - 1917г./ характеризуется ростом общественного движения и усилением идейной борьбы общественно-политических мыслителей Карачая и Черкесии, как и всего Северного Кавказа.

В Карачае были попытки уравнительного распределения земель. Так, крестьяне Тебердинского аула под руководством прогрессивного общественного деятеля С.-Х. Байчоров 15 мая 1908 г. пытались конфисковать помещичьи земли в Тебердинском ущелье, за что С.-Х. Байчоров был арестован и сослан в Оренбургскую губернию.

" Кумыков Т.Х. Общественная мысль н просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX -начале XX в. -Нальчик- «Эльбрус»,2002.-С. 13 13Там *е.-С25

Мыслители Умар Алиев, Магомет Санглибаев, Магомет-Гирей Мансуров принимали активное участие в Февральской и Октябрьской революциях.

Глава III «Общественно-политические взгляды деятелей культуры -мыслителей Карачая и Черкесии», состоящая из трех параграфов, посвящена выявлению роли деятелей культуры карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев, их взглядам на традиционную культуру горцев и европеизацию горского социума.

В первом параграфе «Общественно-политическая мысль о европеизации Карачая и Черкесии» показано, как под влиянием' прогрессивной общественно-политической мысли и культуры русского народа развивались общественно-политическая мысль и культура горских народов Северного Кавказа. Как указывает М.З. Саблиров, проводниками передовой общественно-политической мысли и культуры в горских регионах выступали просвещенные горцы, получившие образование в России, горцы - офицеры русской армии и чиновники, служившие в государственном аппарате.16

Представители общественно-политической мысли Карачая и Черкесии Адиль-Гирей Кучукович Кешев /1840-1871/, Ислам Абдул-Керимович Хубиев /Карачайлы/ /1896-1938/,Умар Джашуевич Алиев /1895-1938/ и другие заботились о благополучии своих народов, способствуя развитию образования, культуры, просвещению населения.

Они выступали за освобождение народных масс от социального и национального гнета. В своих произведениях они пропагандировали передовые идеи, стремились приобщить свои народы к русской, а через нее и к европейской цивилизации, призывали горцев овладевать достижениями мировой культуры, выступали за укрепление дружбы между народами, за политическое и духовное раскрепощение людей.

Представители общественной мысли считали, что свободу можно получить путем просвещения народа, развития образования. При этом они

" Саблиров МЗ. Культура Кабады н Балкарки ь конце XIX • начале XX вв. • НальчикДОО! .-С J.

возлагали большие надежды на горскую интеллигенцию, которую призывали нести в массы высокие идеалы добра и справедливости.- А.-Г. Кешев писал, что образованный черкес «во сто крат более черкес, чем постой собрат его».17

Призывая горцев приобщаться к передовой русской и европейской культуре, одновременно пропагандировали> передовые традиции горцев. Ислам.Крымшамхалов, например, отмечал, что «есть много хорошего в былой жизни горцев, могущего быть истинным украшением короны европейской цивилизации».18

Хотя выхода из создавшегося тяжелого положения деятели культуры-мыслители не видели, они отстаивали европейские идеалы свободы, равенства и братства, стараясь приобщить соплеменников к достижениям мировой цивилизации.

Во втором параграфе «Традиционная культура в освещении общественно - политической мысли» отмечается, что И. Крымшамхалов, П. Тамбиев и другие горские мыслители большое внимание уделяли вопросам морали и нравственного воспитания горцев.

Они считали моральным то, что служило общественному прогрессу, и призывали к тому, чтобы в новых условиях, условиях капитализма, развивать лучшие традиции, обычаи и моральные качества горских народов, в то же время перенимая все лучшее, что имеется у других народов.

Говоря о трудолюбии, гуманности и воспитанности горцев, А.-Г. Кешев писал: « Я сам, несмотря на то, что дышал довольно долго европейским воздухом, следовательно, нахватал бездну гуманных идей, научился истинному уважению человека только здесь, в ауле.»19

Русские и горцы, живя по соседству, тесно общались, торговали друг с другом, перенимали друг у друга передовые методы ведения

" Кумыков Т.Х. Указ. СОЧ.-С.155

"Крымшамхалов И. Письмо в редакцию «Мусульманин». -Парнж,19[0, ¿62.-C.56.

" Каламбий /А.-Г. Кешев/. На холме/ЛСаламбий/Адиль-Гирей Кешев/. Записки черкеса.-Нальчик, 1988.-С.186

хозяйства, вступали в куначеские связи.

Проблемы трудовой деятельности горцев, их этнические принципы и эстетические вкусы наиболее полно отражены в творчестве П. Тамбиева, собирателя адыгского фольклора, автора «Кабардинской азбуки», изданной в Тифлисе в 1906 г.

Мыслители горских народов и русские ученые высоко отзывались о горском гостеприимстве и почитании старших по возрасту людей. Но эти обычаи постепенно трансформировались вместе с социально-экономическими и политическими изменениями в жизни общества. Почитание старших держится по большей части на их нравственном авторитете.

Горский этикет межличностного общения в семье и общественных местах способствовал сохранению дисциплины и порядка, укреплению семьи, воспитанию молодого поколения. Нравственное содержание этикета требовало от младших и старших строгого соблюдения правил в семье и обществе, способствовало сохранению таких высоких качеств, как порядочность, честность, справедливость, вежливость, сдержанность, доброта, мужество.

Третий параграф «Вклад представителей общественно-политической мысли в развитие литературы, изучение истории, фольклора и письменности народов Карачая и Черкесии» содержит данные о весомом вкладе А.-Г. Кешева, М.Абаева, К. Хетагурова, И. Крымшамхалова, П. ТамбиеваЛ И. Хубиева, У. Алиева, Т. Табулова в развитие духовной культуры карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев, осетин.

Национальная литература этих народов сложилась во второй половине XIX в. Первым. литератором из числа абазин был Адиль-Гирей Кешев, писавший свои произведения на русском языке. В 1860 г. в 20-летнем возрасте он опубликовал цикл своих рассказов в журнале «Библиотека для чтения» /Том 159/. В этом цикле под общим названием «Записки черкеса» Кешев реалистично показал быт и нравы жителей своего аула Кечев /ныне Апсуа/.

Главными героями его рассказов были горские крестьяне, тяжелым трудом добывавшие хлеб насущный. Просветитель выступает за освобождение крепостных крестьян, за раскрепощение женщины-горянки.

Вершиной творчества А.-Г. Кешева является повесть «На холме», опубликованная в 1861 г. В этом произведении автор призывает горцев приобщиться к экономике и культуре русского народа, дружить с русскими людьми. В то же время он вскрывает таящийся в народе протест против существующих феодальных отношений.

Идеей народного счастья проникнуто творчество Ислама Крымшамхалова, одного из ближайших друзей и идейных собратьев Коста Хетагурова. В его басне «Кишдик бла Берю» / «Кот и Волк»/ и других произведениях правдиво показывается жизнь карачаевского народа. Навредивший всем жителям аула Волк обращается к справедливому Коту с просьбой укрыть его от преследующих охотников, однако не находит защиты и несет заслуженную кару за совершенные злодеяния.20

Будучи гимназистом, в начале XXX в. опубликовал свои первые-произведения Ислам Хубиев /Карачайлы/, который выступал1 за раскрепощение горских женщин, бичевал насилие и несправедливость. Тогда же начал свою творческую деятельность учитель Татлустан Табулов, но его произведения увидели свет лишь при советской власти. Особое внимание в своем творчестве он уделял раскрепощению горянок.

Горские мыслители внесли определенный вклад в кавказоведение. А.-Г. Кешев опубликовал ряд статей на историко-этнографические темы. В обширной рецензии на книгу Шоры Ногмова «История адыгейского народа», помещенной в № № за 30 июля и 6 августа. 1869 г. редактировавшейся им газеты «Горские ведомости», Кешев высказал

20 Лайпанов К.Т. Крыншамхалов Ислам. Жизненный путь и творчество//Хубиев МЛ., Суюнчев АА., Лайпанов К.Т. Карачаевская литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса /на карачаевском языке/,-Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1998.-С.39.

немало ценных мыслей о социально-экономическом развитии адыгов, о классовом расслоении адыгского общества. Как пишет Т.Х. Кумыков, А.-Г. Кешев своими научными трудами внес «большой вклад в развитие общественных наук на Кавказе.»21

Видным историком, этнологом и языковедом был Умар Алиев, который опубликовал свои труды в 20-е - начале 30-х гг. XX в. Широко известны его работы «Карачай» /1927/, «Кара-Халк» /1927/, «Адыгея» /в соавторстве, 1927/, «Карачаево-балкарская грамматика» /1931/.

В области фольклористики наибольший1 вклад в науку внес Паго Тамбиев, записавший и опубликовавший большое количество. произведений адыгского фольклора. Им же составлена «Кабардинская азбука» /1906/.

Карачаево-балкарские народные сказания впервые опубликовал Сафар-Али Урусбиев.

Абазинский фольклор исследовал Татлустан Табулов, ногайский -Абдул-Хамид Джанибеков.

В 1916 г. Исмаил Акбаев издал в Тифлисе букварь «Ана тили» / «Родная речь»/.

Букварями П.Тамбиева и И.Акбаева пользовались учителя и в первые годы советской власти.

Таким образом, своим творчеством и практическими делами горские деятели культуры-мыслители способствовали развитию самосознания широких народных масс, движению общества по пути социального прогресса.

В заключении. диссертации обобщены итоги исследования, сформированы рекомендации и общие выводы, намечены перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Материалы диссертации позволяют выявить специфику развития отдельных регионов, что позволяет в дальнейшем«учитывать особенности эволюции общества в целом по стране.

21 Кумыков ТЛ. Общественная мысль и просвешеняе.-С.156-157.

А.-Г. Кешев , И. Крымшамхалов, Т. Тамбиев, Т. Табулов и другие хотели приобщить - горские народы Карачая и Черкесии к европейским формам социально-экономической и культурной жизни. Для этого они собирали и публиковали фольклор горских народов, изучали историю и этнографию, так как это было вызвано практическими потребностями пореформенного периода и нуждами реформирования старого, традиционного уклада жизни.

Они считали, что только при обновлении всего уклада экономической жизни возможна подлинная европеизация горских обществ и приобщение горцев к нациям, свободно развивающимся по пути цивилизации. В 80-е-90-е гг. XIX в. надежды горских мыслителей на «просвещенную бюрократию» сменяются подчеркиванием исторической миссии передовой интеллигенции, которая в силу образованности и культурного опыта призвана критически осмысливать социальную практику, создавать новые идеальные проекты будущего общества. В противовес доктрине «европеизации» они под влиянием народников стали выдвигать идею социально-культурной «самобытности» горских народов.

Они призывали горскую интеллигенцию быть вместе с народом, служить подлинным его интересам, говорили о необходимости консолидации народных масс и интеллигенции вокруг созидательной идеи национального возрождения горских народов.

Представители передовой горской интеллигенции Карачая и Черкесии, несмотря на утопичность их идей о возможности построения «справедливого общества» путем просвещения народа, честно боролись за интересы трудовых горцев, пытались облегчить их жизнь; вместе с тем они внесли весомый вклад в кавказоведение, развитие образования и культуры карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев, осетин и других горских народов. Они сыграли важную роль в укреплении дружбы и сотрудничества между русскими и горцами, а также между самими северокавказскими горскими народами.

Подвижническая деятельность представителей передовой общественно-политической мысли Карачая и Черкесии на благо народов служит примером подражания для подрастающего поколения.

Основные положения диссертации отражены в следующих опубликованных работах:

1. Лайпанова З.К. Социально-экономические условия формирования общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии во второй половине Х1Х-начале XX веков. -Черкесск: РИО КЧГТА,2003. /2,5 п.л./

2. Лайпанова З.К. Просветительские идеи горских мыслителей и развитие образования и культуры в Карачае и Черкесии во второй половине Х1Х-начале XX веков.- Черкесск: РИО КЧГТА, 2004. /1,86 пл7

3. Лайпанова З.К. Мораль, горские традиции, обычаи, воспитание в творчестве мыслителей Карачая и Черкесии. -Черкесск: РИО КЧГТА, 2004. /1,86 плУ

4. Лайпанова З.К. Карачаево-черкесские общественно-политические мыслители о необходимости развития горских народов по пути европейской цивилизации.- Черкесск: РИО КЧГТА, 2004. /1,8 пл./

5. Лайпанова З.К. Роль мыслителей Карачая и Черкесии второй половины Х1Х-начала XX веков в.развитии национальных литератур.-Черкесск: РИО КЧГТА, 2004. /0,5 пл./

6. Лайпанова З.К. Культурно-экономические взаимосвязи между русским народом и народами Карачая и Черкесии в XIX- начале XX веков.-Ставрополь, 2004. /0,5 пл./

7. Лайпанова З.К. Основные этапы развития общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии II половины Х1Х-начала XX веков.- Черкесск: РИО КЧГТА, 2004. /1,5 пл./

Подписано в печать 04.08.04 Формат60x84/16. Гарнитура «Тайме» Печать офсетная. Усл.печл. 1,4. Тираж 150. Заказ 00131 Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36

Отпечатано с готового оригинал-макета на множительно-полкграфическом участке КЧГТА

$15179

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Лайпанова, Зухра Казиевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ

1Л. Буржуазные реформы второй половины XIX в. и модернизация экономики

1.2. Изменение социальной структуры' общества

1.3. Общественно-политическое движение

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

2.1. Развитие образования и культуры

2.2. Основные этапы общественно-политической мысли

ГЛАВА III. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ - МЫСЛИТЕЛЕЙ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ

3.1. Общественно-политическая мысль о европеизации

Карачая и Черкесии

3.2.Традиционная культура в освещении общественно -политической мысли

3.3.Вклад представителей общественно - политической мысли в развитие литературы, изучение истории, фольклора и письменности народов Карачая и Черкесии

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Лайпанова, Зухра Казиевна

Актуальность темы исследования определяется главным образом тем, что история становления и развития общественно-политической мысли в Ка-рачае и Черкесии до сих пор не была предметом специального изучения.

В современную эпоху, когда происходят радикальные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, а также трансформация национальных отношений, произошедшие в конце XIX- начале XX веков, перед исторической наукой встала задача объективного и всестороннего исследования отношений центра и субъектов Российской Федерации не только на современном этапе, но и до установления Советской власти.1

Современное состояние российского общества, модернизирующие изменения во всех сферах его жизни требуют внимательного отношения и использования исторического опыта России и ее национальных окраин, понимания своеобразия и закономерностей предшествующей обновленческой эпохи в истории нашей страны.

Эта проблема затрагивает и вопросы проведения модернизирующих реформ второй половины XIX-начала XX веков на Северном Кавказе, в том числе в Карачае и Черкесии. В этом контексте представляет большой научный и практический интерес изучение общественно-политической мысли в национальных окраинах страны, в частности в Карачае и Черкесии, в тот период, когда такие передовые представители горской интеллигенции, мыслители Карачая и Черкесии, как Адиль - Гирей Кучукович Кешев, Мисост Ку-чукович Абаев, Коста Леванович Хетагуров, Ислам Пашаевич Крымшамха-лов, Паго Исмаилович Тамбиев, Ислам Абдул-Керимович Хубиев, Умар Джашуевич Алиев, стремились выработать наиболее подходящие отношения своих народов к рыночным отношениям и к европейской цивилизации.

Общественно-политическая мысль играла значительную роль в проведении нового российского курса в национальной политике на Северном Кавказе с учетом региональных особенностей.

Исследование творческого наследия общественно-политических мыслителей народов Карачая и Черкесии и других северокавказских народов имеет большое значение для развития взаимоотношений центра и северокавказских субъектов Российской Федерации и на современном этапе истории.

Объектом исследования диссертации является критическое изучение передовой общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии второй половины XIX-начала XX веков.

Предметом исследования является выявление общего и особенного в творческом наследии деятелей культуры и мыслителей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до установления советской власти в крае в феврале 1918 года.

В 60-е - 70-е гг. XIX в. на Северном Кавказе были проведены буржуазные реформы, появились первые светские школы, были опубликованы материалы по истории, этнологии и культуре горцев. Северокавказский регион оказался в российской политической системе, началась ускоренная модернизация социально-экономической, политической и культурной жизни горско-госоциума. Конечная дата диссертационного исследования ограничена 1918 г., когда на северном Кавказе установилась советская власть и началась севе-тизация политической, экономической и культурной жизни общества. Географически диссертация охватывает территорию Баталпашинского отдела Кубанской области, в состав которого входили также Карачай и Черкес-сия.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились принципы историзма, научности, объективности. Использовались также методы логического анализа и синтеза, историко-сравнительный, проблемно-хронологический.

Степень изученности проблемы ^ После проведения буржуазных реформ в 60-70-е годы экономика страны, в том числе Карачая и Черкесии, стала на путь модернизации; народное образование, общественно-политическая мысль приобрели новые черты, требуя обновления всей общественно-политической и культурной жизни.

Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX вв. в комплексе не исследована. Она частично нашла отражение в материалах научной конференции «Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX ве-♦ ка. Материалы конференции 28-29 марта 1974 года».2

В статьях Т.Х. Кумыкова, Г.Х. Мамбетова, Р.Х. Гугова, М.Ч. Кучмезо-вой, Р.Х. Хашхожевой, К.Г. Азаматова, М.З. Саблирова затрагивались отдельные проблемы общественно-политической мысли народов Карачая м Черкесии.3

В работе Т.Х.Кумыкова "Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIII - начале XX в. "даются общие оценки представителям общественной мысли Кабарды, Балкарии, Черкесии и Карачая. В ней исследованы социально-экономические и просветительские идеи Адиль-Гирея Кешева, Паго Тамбиева, Мисоста Абаева, Сафар-Али Урусбиева, Ислама Крымшамхалова, Ислама Хубиева, У мара Алиева.4

В исследованиях К.Т. Лайпанова анализируется литературная деятельность Ислама Крымшамхалова.5

Творческое содружество И.П. Крымшамхалова с русским художником-демократом Н.А. Ярошенко нашло отражение в публикации К.Т. Лайпанова.6

В "Очерках истории Карачаево-Черкесии" освещается деятельность

Адиль-Гирея Кешева.

Страницы биографии И.П. Крымшамхалова вошли в художественно-документальный роман З.Б.Хабичевой-Боташевой8, очерк Т.Ш. Биттировой.9

Творческое наследие А.-Г.К. Кешева стало предметом исследования в трудах Л.Г.Голубевой10, В.Б.Корзуна11, Х.Х.Хапсирокова12, А.Х.Хакуашева13 , Р.Х. Хашхожевой14, Т.Х. Кумыкова 15 и других ученых. О М.К. Абаеве и его творчестве опубликовали работы М.Ч. Кучмезова 16, К.Г. Азаматов17, Х.И. Хутуев18, Т.Ш. Биттирова19.

Наиболее полные сведения о Паго Исмаиловиче Тамбиеве содержатся

0С\ 01 в работах Р.Х. Хашхожевой и Т.Х. Кумыкова.

Жизнь и творчество Ислама Абдул-Керимовича Хубиева (Карачайлы) уу 'УХ исследованы в работах А.И. Караевой , Р.С.-Б.Лайпанова и А.Д. Койчуе-ва24.Биографии Умара Джашуевича Алиева посвящены работы К.Т. Лайпа-нова, М.Х.-К. Батчаева25.

Глубоко изучены жизнь и творческая деятельность осетинского общественного деятеля Коста Левановича Хетагурова, который являлся наиболее значимой фигурой не только среди представителей общественно-политической мысли Карачая и Черкесии, но и всего Северного Кавказа. Его литературному творчеству посвящены статьи и исследования С.Ш. Габарае-ва26,С.А.Айларовой,27 В.И. Абаева28 и др.

В.И. Абаев пишет: «Говорить с народом о том, что его больше всего волнует, и в такой форме, которая его покоряет и захватывает без остатка, -эту тайну Коста постиг в совершенстве, и поэтому он стал поэтом народным

29 в самом высоком и полном значении этого слова».

Ученые дали высокую оценку творчеству и общественно-политической деятельности других представителей культуры Карачая и Черкесии. Т.Ш. Биттирова, говоря о друге Коста Исламе Крымшамхалове, подчеркивает: «Ислам Пашаевич Крымшамхалов - могучая фигура в истории культуры Карачая и Балкарии30.»

Об А.-Г. Кешеве и его творчестве высоко отзывается Т.Х. Кумыков. Он пишет: "Просветитель А.-Г. Кешев сделал весьма многое для соотечественников, и благодарные потомки чтят его память. А.-Г. Кешев внес большой вклад в развитие русского кавказоведения и культуры адыгских народов».31

При исследовании творчества К. Хетагурова и А—Г. Кешева автор использовала некоторые новые сведения из монографии С.А. Айларовой "Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90-х гг. XIX в". В монографии не содержится конкретных данных о большинстве мыслителей Карачая и Черкесии, но, по словам научного редактора книги профессора В.Д. Дзидзоева, автором написано «самостоятельное, новаторское, оригинальное исследование». Из этой работы в частности использованы также некоторые концептуальные положения по проблеме приобщения горских народов к европейской цивилизации.

В концептуальном отношении использована работа М.З. Саблирова «Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале XX вв»33.

Диссертация опирается на ранее изданные труды - "История народов Северного Кавказа (конец XVIIIb. - 1917 г.),34 А.В. Фадеева35, Н.А. Смирнова36, АЛ. Нарочницкого37, Е.П. Алексеевой38, В.П. Невской39, И.М. Шаманова40, И.Х. Калмыкова41, Р.Х. Керейтова42, А.И.Сикалиева42§, М.Ю. Айбазовой43, Хан-Гирея44, У.Д. Алиева45, Т.Х. Кумыкова46, М.З. Саблирова47, В.К.Гарданова48, Н.Г. Волковой49, М.И. Баразбиева50, М.И. Маремшаовой51, А.И. Мусукаева52, А.И. Першица53, П.И. Магаяевой54, Р.Х. Хашхожевой 55, А.И. Караевой56 ,Т.Ш. Биттировой 57, Р.С. Тебуева и Р.Т. Хатуева58, И.К. Семенова59, А.С. Байрамукова60, Н.Г. Соловьевой61 , fiS)

Р.С. Джендубаева , М.Р. Бегеулова .

Подводя итоги степени изученности исследуемой проблемы, необходимо констатировать, что вопросы социально-экономического и культурного развития Карачая и Черкесии освещены в работах дореволюционных и современных авторов, а проблемы общественно-политической мысли до сих пор не изучены в достаточной степени в отечественной историографии.

Цели и задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить собранный материал, выявить социально-экономические условия формирования общественной мысли Карачая и Черкесии.

2. Выявить вклад интеллигенции в европеизацию горского социума.

3. Показать в динамике, что общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа являлась составной частью общероссийского и мирового идейно-культурного процесса.

Источниковая база исследования В основном ее составили научно-публицистические и художественные произведения деятелей культуры Карачая и Черкесии и произведения русских ученых-кавказоведов, а также периодическая печать и сборники документов и материалов.

Широко использованы архивные материалы из фондов Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) (фонд 249-Кубанское войсковое правительство, фонд 454 - канцелярия начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанского казачьего войска, фонд 318 - Штаб Кавказского военного округа, Горское отделение) и из фондов Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) (фонд 15 - Канцелярия Ставропольской дирекции училищ. Фонд 73 - Ставропольская 1-я мужская гимназия).

Важным источником явились сборники документов и материалов, периодическая печать. («Кавказский календарь» на 1914, 1916, 1917 гг., «Кубанский календарь на 1915 г.», «Личный состав Кавказского учебного округа к 1 января 1903 г.», «Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 г.», «Памятная книжка Кубанской области на 1881 г.», «Революционное движение на Кубани в 1905-1907 гг.» и др., журнал «Мусульманин» за 1910-1911 гг., газета «Терские ведомости» за 1869-1871 гг. и др.).

Объективность освещения требовала критического подхода к отбору и использованию различных источников.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней исследована в комплексе общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX -начала XX веков, раскрыта её роль в развитии национального сознания, приобщении народов изучаемого региона к передовой экономике и культуре России в условиях трансформации российского общества.

В работе показано стремление национальной интеллигенции приобщить народы Баталпашинского отдела к новым капиталистическим отношениям, содействовать установлению демократических начал в общественной жизни;

- исследованы противоречивость, ограниченность некоторых идей интеллигенции;

- выявлена роль общественной мысли в просвещении народов, в открытии светских школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рассматривается социально-экономическое развитие Карачая и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков.

2. Развитие капитализма, трансформировавшее социальные и национальные отношения, обострило социально-политические и национальные отношения, ускорило установление демократических начал в горском социуме.

3. Представители общественно-политической мысли призывали народы к объединению в борьбе за улучшение экономического и социально-политического положения, развитие светского образования, европеизацию культуры.

Практическая задача работы заключается в том, что содержащиеся в ней материалы окажут помощь в изучении истории культуры народов Северного Кавказа. Данное исследование может быть использовано в преподавании истории народов Карачаево-Черкесии в образовательных учреждениях северокавказского региона.

Некоторые положения диссертации могут представлять научно-практический интерес для государственных структур в выработке национальной политики на Северном Кавказе.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и рекомендована к защите.

Основные ее положения изложены на научно-практических конференциях, состоявшихся в 2002-2004 гг.

По теме диссертации опубликованы статьи: "Социально-экономические условия формирования общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков (Черкесск, 2003), 2,5 п.л.; "Просветительские идеи горских мыслителей и развитие образования и культуры в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков" (Черкесск, 2004), 1,86 п.л.; Мораль, горские традиции, обычаи, воспитание в творчестве мыслителей Карачая и Черкесии" (Черкесск, 2004), 1,86 п.л.; "Карачаево-черкесские общественно-политические мыслители о необходимости развития горских народов по пути европейской цивилиза-ции"(Черкесск, 2004), 1,8 п.л.; "Роль мыслителей Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX веков в развитии национальных литератур "(Черкесск, 2004), 0,5 п,л. , "Культурно-экономические взаимосвязи между русским народом и народами Карачая и Черкесии в XIX - начале XX ве-ков"(Ставрополь, 2004). 0,5 п.л.

Общий объем опубликованных работ составляет - 9,02 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения примечаний, списка использованной литературы и источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Каламбий. Записки черкеса. Два месяца в ауле // Библиотека чтения. - СПб., 1860. Т.159.-С.36.

2. Айларова С.А. Указ. соч. -С.221.

 

Список научной литературыЛайпанова, Зухра Казиевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК):

3. Фонд 454 Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана

4. Кубанского казачьего войска. On. 1. Д. 328; Оп. 2. Д. 3501; Оп. 4. Д. 116;

5. Фонд 318 Штаб кавказского военного округа, Горское отделение.

6. Фонд 259 Кубанское войсковое правительство. On. 1. Д. 2995.

7. Государственный архив Ставропольского края:

8. Фонд 15 Канцелярия Ставропольской дирекции училищ.

9. Фонд 73. Ставропольская 1-ая мужская гимназия.1.. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ

10. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Составители В.К. Гарданов, Г.Х. Мамбетов. -Нальчик, 1974. Всеподаннейшая записка по управлению Кавказским краем генерал-адъютанта гр. Воронцова-Дашкова. -Тифлис, 1907.

11. Документы по истории Балкарии. 40-90 гг. XIX в. Составитель Е.О.

12. Крикунова. -Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1959.

13. Записка и.д. начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанскогказачьего войска г.-м. Маламы. -Екатеринодар, 1893.

14. Кавказский календарь на 1914 год.-Тифлис, 1913.

15. Кавказский календарь на 1916 год.-Тифлис, 1915.

16. Кавказский календарь на 1917 год.-Тифлис, 1916.

17. Кубанская справочная книжка.-Екатеринодар,1894. Кубанский календарь на 1915 год.-Екатеринодар,1914. Кубанский сборник на 1916 год. -Екатеринодар, 1915.

18. Личный состав Кавказского учебного округа к 1 января 1903 года.- Тифлис, 1903.

19. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевского народа Кубанской об ласти.-Владикавказ, 1908.1.I. ЛИТЕРАТУРА

20. Абаев В.И. Коста Хетагуров. Народный поэт Осетии.// Звезда, 1939, № 9.

21. Абаев М'.К. О калыме (из пережитков старины).// Мусульманин.-Париж. 1911, № 18; Он же. Балкария. Исторический очерк. //Мусульманин.-Париж, 1911,№ 14-17.

22. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая.-Пятигорск: Издательство Пятигорского государственного лингвистического университета, 1999.

23. Алиев А.К. Национальные традиции и их социальные функции.// Образование СССР торжество ленинской национальной политики. -Пятигорск, 1972.

24. Алиев У. Д. Карачай (Карачаевская автономная область).-Ростов-на-Дону: Крайнациздат,1927; Он же. Кара-Халк. -Ростов-на-Дону: Крайнациздат, 1927; Он же (в соавторстве).Адыгея: Крайнациздат, 1927; Он же. -Карачаево-балкарская грамматика: Кисловодск, 1930.

25. Анчабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства. // Советская этнография. М., 1985, № 4.

26. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад .-Краснодар, 1966.

27. Атманских А. Животноводство в Карачае Кубанской области ф /зоогигиенический очерк/. -Екатеринодар, 1913.

28. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология.-М.,1966.

29. Байрамуков А.С. Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX первой половине XX века и развитие карачаевского этноса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -Карачаевск, 1998.

30. Баразбиев М.И. Этногенетические связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII начале XX вв.-Нальчик, 2002.

31. Бегеулов P.M. Карачай в Кавказской войне XIX в.-Черкесск.2003.

32. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное идательство. 1974; Она же. Средоточениедуховного богатства. // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Главный редактор А.И. Алиева. -Черкесск, 1986.

33. Битова Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация // RESPUBLIК А. Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып.1.-Нальчик, 2000.

34. Биттирова Т.Ш. Мисост Абаев // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в.; Она же. Ислам Крымшамхалов.// Там же; Она же. Сафар-Али Урусбиев. // Там же.

35. Борцы за власть Советов в Карачаево-Черкесии. Ответственные редакторы Лайпанов К.Т., Напсо Д.А. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1976.

36. Боффа Джузеппе. История Советского Союза. В двух томах. -М.: «Международные отношения», 1994, Том I.

37. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. -М., 1992.

38. Габараев С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. -М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959.

39. Гаврилов Б.И. История России. -М.: "Новая жизнь", 1997.

40. Джендубаев Р.С. Общественные отношения на Западном Кавказе: зарождение и развитие.-Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1993.

41. Загурский Л.П. Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе.// Сборник сведений о кавказских горцах. -Тифлис, 1881. Bbin.X.C.LXXVII.

42. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Ответственный редактор академик Б.Б. Пиотровский. -М.: "Наука", 1988.Том 1.

43. История народов Северного Кавказа (конец .XVIII в. -1917 г.). Ответственный редактор академик А.Л. Нарочницкий.-М: "Наука", 1988. Том 2.

44. История России с древности до наших дней. Под редакцией М.Н. Зуева. -М.: "Высшая школа", 1998.

45. История СССР с древнейших времен до наших дней. -М.: "Наука", 1973. Том 6.

46. Каламбий. Записки черкеса. Составитель Р.Х. Хашхожева. Нальчик, 1988.

47. Калмыков И.Х. Черкесы. -Черкесск : Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.

48. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х,. Сикалиев А.И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Ответственный редактор Я.С. Смирнова. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1988.

49. Кану ков И. Положение женщин у северных осетин// Кану ков Инал. В осетинском ауле. -Орджоникидзе, 1985.

50. Караева A.M. Очерк истории карачаевской литературы. -М.: Издательство восточной литературы, 1966; Она же. Фольклорноенаследие карачаево-балкарского народа. Черкесск. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1961.

51. Кешев А.-Г.К. Избранные произведения. Составитель Р.Х. Хашхожева. -Нальчик: "Эльбрус", 1976.

52. Карачайлы Ислам. Статьи и очерки. Составитель Р.С.-Б. Лайпанов. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1984.

53. Койчуев А.Д. 100 лет со дня рождения Ислама Карачайлы, общественного деятеля, журналиста, литературного критика, писателя и ученого.// Ислам Карачайлы и современность. Ответственный редактор Койчуев А.Д. Карачаевск, 1999.

54. Корзун В. Б. Литература горских народов Северного Кавказа. -Грозный, 1966;Он же. Коста Хетагуров. Очерк жизни и творчества. -М.: «Советский писатель», 1957.

55. Кусов Г.И. Вокруг Коста. Владикавказ, 1979.

56. Кучмезова М.Ч. Исторические взгляды М.К. Абаева.// Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев.

57. Лайпанов Р.С.-Б. Слово об авторе и книге //Карачайлы Ислам. Статьи и очерки Составители Р.С.-Б. Лайпанов, И.М. Шаманов. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1984.

58. Магаяева П.И. Реформы 60 70-х годов XIX в. в горских округах Кубанской области. -Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета, 2003.

59. Малинкин А. Коста Хетагуров. Орджоникидзе, 1939.

60. Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: "Эльбрус", 2001

61. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. -Нальчик: "Эльбрус". 2003.

62. Нарочницкий A.JI. Прогрессивная роль России в судьбах народов Северного Кавказа (Материалы Всесоюзной научной конференции 2-3 октября 1979 г., г. Грозный.) -Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1982.

63. Напсо М.Д. Истоки дружественных связей русского и северокавказских народов.// Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии.

64. Вып.1. Черкесск, Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1983.

65. Невская В.П., Тройно Ф.П. Первые аграрные преобразования в Карачаево-Черкесии (1920 1928). // История горских и кочевых народов Северного Кавказа. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1975.

66. Невская Т.А. Связи народов Карачая и Черкесии с русским народом и сближение их материальной культуры (XIX -нач. ХХвв.).// Проблемыэтнической истории народов Карачаево-Черкесии. Ответственныйредактор В.П. Кобычев. -Черкесск, 1980.

67. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. -М: "Проспект", 1997.

68. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ответственные редакторы Невская В.П., Романовский В.А. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1967. Том 1.

69. Очерки истории Ставропольского края с древнейших времен до 1917г.

70. Ответственный редактор А.А. Коробейников. -Ставрополь:

71. Ставропольское книжное издательство, 1984

72. Палий И.Г. Социальная утопия России XX века: характер и опыт реализации. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1995.

73. Петров Г. Верховья Кубани Карачай. // Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. -Екатеринодар, 1880.

74. Район железной дороги Невинномысская Сухум в экономическомотношении и вероятный грузооборот дороги. -СПб, 1914.

75. Саблиров М.З. Культура Кабарды и Балкарии в конце XIX начале XX вв.-Нальчик,2001.

76. Семенов И.К. Известия дореволюционных авторов как источник изучения социально-экономического развития карачаевцев и балкарцев в пореформенный период. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. -Карачаевск, 2000.

77. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI XIX веках.1. М.,1958.

78. Соловьёв Владимир. Новая популярная энциклопедия "История отечества". М.:"АСТ-Пресс", 2000.

79. Соловьева Н.Г. Социально-экономическое развитие и общественное движение в Карачае и Черкесии во второй половине XIX начале XX веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Нальчик, 2002.

80. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). -Тифлис,1913. Вып.43.

81. Тамбиев П.И. Составление и вступительная статья Р.Х. Хашхожевой.70. -Нальчик, 1984.

82. Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. -Москва.-Ставрополь: «Илекса», 2002.

83. Тугов В.Б. Бибаркт (Эльбурган) колыбель абазинской культуры.// Бибаркт (Эльбурган). -Карачаевск, 1996.

84. Тугов В.Б. Адиль-Гирей Кешев. -Карачаевск, 2000.

85. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. -Нальчик: «Эльбрус». 2000.

86. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX вв. -Нальчик: «Эльбрус», 1993; Она же. Поиски и находки. Избранные статьи. -Нальчик: «Эльбрус», 2000.

87. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. -Черкесск:. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1988.

88. Хетагуров Коста. Полное собрание сочинений в пяти томах. -Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1999.

89. Хетагуров Коста. Собрание сочинений в трех томах. -М., 1951.

90. Хутуев Х.И. Вступительное слово директора Кабардино-Балкарского НИИ Х.И. Хутуева.// Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. (Материалы конференции 28 - 29 марта 1974 г.) -Нальчик, 1976.

91. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древних времен до октября 1917 года. Составитель, научный редактор, руководитель авторского коллектива Б.А. Трехбратов Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1997.