автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Общественно-политические и исторические взгляды Кэтрин Маколей, 1731-1791 гг.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Аксёнова, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Общественно-политические и исторические взгляды Кэтрин Маколей, 1731-1791 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Аксёнова, Елена Юрьевна

Введение.1.

Глава I. Кэтрин Маколей и ее эпоха.19.

§1. Идейно-политическая ситуация в Англии середины XVIII столетия.19.

§2. Биография Кэтрин Маколей-Грэхэм (Соубридж).31.

§3. Женщина в мужском мире.55.

§4. Корни и сущность республиканских взглядов Кэтрин Маколей.68.

Глава II. Кэтрин Маколей - историк и публицист.80.

§1. «История Англии» Маколей. Дискуссия с Юмом.80.

§2. Маколей и Американская революция.110.

§3. Радикалы и виги: К. Маколей против Э. Берка.120.

§4. Размышления Маколей о воспитании, морали и религии.140.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Аксёнова, Елена Юрьевна

Просветительское движение в Англии, его особенности и влияние на культуру Великобритании и мировую культуру продолжает оставаться одной из наиболее исследуемых тем как зарубежной, так и отечественной исторической науки. Изучение английского Просвещения как явления складывается, в том числе, и из исследований, посвященных отдельным его представителям, их литературной и общественной деятельности.

Идейные основы английского Просвещения были заложены Дж.Локком, который разработал концепцию «естественных прав», происхождения государственной власти и дал теоретическое обоснование того государственного строя, который утвердился в Англии после Славной революции 1688 г. Учение Локка стало идейной платформой многих политических и общественных движений Великобритании в XVIII в. Одним из них было радикальное движение 1760-80-х гг., ставившее своей целью демократизацию политической системы, сложившейся в Англии. Для английских радикалов этого времени было характерно стремление связать теорию с практикой, воплотить концепцию «естественных прав» во всей ее полноте. Их требования парламентской реформы оказали существенное влияние на формирование идеологической базы американской революции; на родине идеи радикалов XVIII столетия, правда, в существенно смягченном виде, были реализованы проведением знаменитых парламентских реформ XIX в.

Радикальное движение в Англии в 60-80-х гг. XVIII в., появление которого в условиях экономической и политической стабильности кажется на первый взгляд парадоксальным, при более пристальном рассмотрении представляется исторически закономерным, обусловленным экономическими и политическими причинами. В последние десятилетия растет интерес к его исследованию, как в зарубежной, так и в отечественной историографии.

-2В свете вышесказанного творчество английского радикального историка и публициста Кэтрин Маколей (1731-1791) представляет несомненный интерес в сфере изучения сразу нескольких областей английской общественно-политической жизни XVIII в.

В исторических и политических работах К. Маколей нашли яркое отражение взгляды, характерные для идеологов и лидеров радикального движения. Благодаря своим сочинениям, Кэтрин Маколей стала одним из глашатаев английского радикализма XVIII в., поэтому исследование этого общественно-политического явления, его истоков, причин появления, развития и тех последствий, которые оно имело в последующей британской истории, невозможно без анализа ее взглядов и идей.

Как автор одного из самых знаменитых в свое время исторических сочинений, К. Маколей внесла значительный вклад в развитие исторической науки, и изучение ее произведений позволяет выяснить некоторые особенности развития английской историографии XVIII столетия. Кэтрин Маколей стала первым исследователем, рассматривавшим историю Великобритании с радикально-демократической точки зрения. Ее «История Англии» написана с республиканских позиций, так мало характерных для представителей английской исторической науки того времени. Таким образом, анализ тех идей, которые автор излагала в этом сочинении, может быть полезен также и для изучения истории развития республиканских идей.

Интерес исследователя творчества Маколей лежит еще и в сфере одного из приоритетных направлений современной исторической науки, а именно в области тендерной истории. Анализ причин и результатов обращения Маколей к интеллектуальному творчеству, которое как область деятельности тогда практически полностью принадлежало мужчинам, позволяет ответить на вопросы о том, каково было положение женщины и какова была общественная реакция на стремление отдельных представительниц слабого пола иметь право на самостоятельную точку зрения и возможность ее отстаивать.

Целью работы является изучение и анализ общественно-политических и исторических взглядов Маколей как яркой представительницы английского радикализма XVIII в.; выяснение ее места и роли в английской историографии; выявление степени влияния жизни и творчества Маколей как первого английского историка-женщины на процесс становления и формирования феминистского движения.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- изучения общественно-политических и исторических взглядов Маколей на основании анализа ее произведений;

- рассмотрения идейных истоков мировоззрения Маколей в исторической и общественно-политической областях;

- сравнительного анализа идей К. Маколей со взглядами ее единомышленников и оппонентов;

- анализа воззрений Маколей по вопросу о положении женщины в обществе;

- выяснения отношения Маколей к основных политическим событиям ее времени, в том числе американской и французской революции.

Долгое время имя Маколей лишь упоминалось в общих работах по истории Англии.1 Первым серьезным исследованием ее творчества стала книга американского историка М. Ч. Беквиз «Кэтрин Маколей: бунтарка XVIII века. Краткое описание ее жизни и некоторые размышления о месте среди историков и политических реформаторов ее времени». Название работы полностью отражало ее содержание. Исследовательница рассматривала деятельность и сочинения К. Маколей как протест против существующих в обществе и историко-публицистической литературе

1 Lecky W.E.H. A History of England in the Eighteenth Century. Vol. I-VIII. L., 1878-1889. Vol. III. P. 206-207. устоев. Именно поэтому Беквиз много внимания уделила влиянию произведений Маколей на формирование мировоззрения Мэри Уоллстонкрафт, первой английской феминистки, выступавшей за равные права мужчин и женщин, за право женщины на развод, собственность и даже на аборты. Американская исследовательница отмечала, что Маколей и Уоллстонкрафт «обе были бунтарками», появление которых «именно в XVIII в., когда их пол начал проявлять гражданскую и политическую активность» было закономерным.1

Большое внимание Беквиз уделяла взаимоотношениям К. Маколей и американских революционеров. Детально описывая визит Маколей в Америку, ее общение с Б. Франклином, Дж. Вашингтоном и другими великими американцами, М. Беквиз доказывала «бунтарство» своей героини тем, что «задолго до того, как Америка явила новые образы политической свободы или Франция - лозунги свободы, равенства и братства, К. Маколей указывала на опасность королевских прерогатив и была пылкой сторонницей дела свободы».2 Беквиз считала, что именно влиянию Маколей на Мерси Уоррен Америка обязана появлением своего первого историка-женщины.3

Представители английской историографии XX в. также не обошли вниманием творчество своей соотечественницы. Так, знаменитый английский историк и историограф Г. Баттерфилд в своих комментариях, к изданию дневников, писем и автобиографии Дж. Адамса писал, что Маколей была «политическим памфлетистом и историком, автором многотомной "Истории Англии", которая была своего рода Библией для радикалов Англии и Америки того времени».4 Таким образом, Баттерфилд

1 Beckwith М. С. Catharine Macaulay: Eighteenth Century Rebel. A Sketch of her Life and Some Reflections of her place among the historians and political reformers of her time. The Ohio Univ. Ph. D., 1953. R 2,119.

2 Ibid. P. 1.

3 Ibid. P. 54.

4 Adams J. The Adams Papers. Diaiy and Autobiography of John Adams. Ed. by Butterfield L. H. Vol. I-II. Cambridge, 1961. Vol. I. P. 361. высоко оценивал значение политических и исторических сочинений Кэтрин Маколей для развития английского радикализма XVIII в., а также признавал сильное влияние ее произведений на американских революционеров.

На 1960 - первую половину 1980-х гг. в англо-американской историографии пришелся пик различного рода публикаций, посвященных исследованию английского радикализма XVIII столетия. В них анализировались его корни, сущность, причины появления, последствия; рассказывалось об отдельных его представителях, их идеях, взглядах, жизненном пути, их сочинениях, связях английских радикалов и американских революционеров. Имя Маколей упоминалось в каждой из этих книг, каждый из авторов давал ей высокую оценку, но ставил ей в заслугу различные аспекты ее деятельности. Так, например, Дж. Брэдли характеризовал ее произведения как прогрессивные и отмечал, что она боролась за права диссентеров.1 Э. Гудвин особо отмечал ее заслуги в обработке источников по истории Английской революции.2 Г. Дикинсон в своем исследовании политических учений Англии в XVIII в. приводил отрывки из сочинений Маколей в качестве образца идеологии сторонников республики.3

Один из крупнейших специалистов по истории английского радикализма К. Бонвик также уделил большое внимание взглядам и идеям писательницы. Исследуя влияние английского радикализма на формирование идеологии Американской революции, он отметил особую роль Маколей, которая была «единственным английским радикалом, посетившим Америку сразу же после объявления независимости».4 В

1 См. Bradley J. Е. Popular Politics and the American Revolution in England. Petitions, the Crown, and Public Opinion. Georgia, 1986. P. 93

2 Goodwin A. The English democratic Movement in the Age of French revolution. Cambridge, 1979. P. 38.

3 Dickinson H. T. Liberty and Property. Political ideology in Eighteenth-Century Britain. N. Y., 1977. P. 204.

4 Bonwick C. English Radicals and the American Revolution. Chapel Hill. The Univ. of North Caroline Press, 1977. P. 182. статье о К. Маколей в «Биографическом словаре современных британских радикалов» он охарактеризовал ее как «самого выдающегося политического писателя-женщину ее дней».1 Бонвик считал, что, выступая в пользу необходимости равного образования для мальчиков и девочек, К. Маколей оказала влияние на Мэри Уоллстонкрафт, а потому ее с полным основанием можно считать «предшественницей феминистского движения».2

В статье американской исследовательницы К. Хэй «Кэтрин Маколей и Американская революция», помимо уже известных сюжетов о визите Маколей в Америку и ее контактах с выдающимися американцами, рассматривалось ее влияние на борьбу за улучшение положения женщин в Америке. К. Хэй доказывала это тем, что Мерси Уоррен считала Маколей своим учителем не только в изучении истории, но и в способах борьбы за о права женщин. Своим образом жизни и своими интеллектуальными занятиями Маколей произвела большое впечатление на американцев и тем самым стимулировала начало феминистского движения.

Подобная точка зрения существовала в англо-американской историографии вплоть до появления в 1992 г. первой монографии, посвященной Кэтрин Маколей, которая была написана английской исследовательницей Б. Хилл. Эта работа - «Республиканская фурия. Жизнь и времена Кэтрин Маколей, историка» - стала крупным прорывом на пути изучения жизни и творчества писательницы. Хилл предприняла в целом успешную попытку осмыслить и оценить в совокупности все творческое наследие Маколей, подробнейшим образом рассказать о ее жизненном пути. В книге представлены исторические и общественно-политические взгляды Маколей на основе анализа ее работ по истории,

1 Biographical dictionary of modem British radicals. Ed. by Baylen J.O. and Gossman N. J. Vol. I. Hassocks. Harvester Press, 1979. P. 304.

2 Ibid. P. 305.

3 Hay H. C. Catharine Macaulay and American Revolution // The Historian. Vol. 56. № 2. winter 1994. P. 312-313. писем, памфлетов и бесед, а также воспоминаний о ней. Хилл однозначно считала деятельность Маколей, ее сочинения и взгляды замечательными и достойными внимания и недоумевала, почему они стали «незаслуженно забытыми».1 Большое внимание в монографии Хилл уделено вопросу о так называемом феминизме Маколей, который, казалось бы, уже можно было считать решенным после выхода работ американских историков. В ходе исследовательского анализа Б.Хилл однозначно утверждала, что Маколей нельзя назвать феминисткой в современном понимании этого слова.

Безусловными достоинствами работы Б. Хилл стала широкая источниковая база и обилие фактического материала. В то же время в монографии практически отсутствуют рассуждения и авторские обобщения, те же, что есть, часто бывают противоречивы. Кроме того, в отдельных случаях автор склонна преувеличивать значение Кэтрин Маколей и ее творчества Так, рассуждая о влиянии ее идей и взглядов на американскую революцию, британская исследовательница пришла к выводу, что «История» Маколей не только сыграла важную роль в оформлении идеологии революции, но и в том, что сама эта революция

-у произошла. Автор высказала мнение, что идеи Маколей оказывали влияние на социальные движения и в XIX в., утверждая, что это ясно о прослеживается «в петициях, особенно, чартистских». Хилл даже писала, что анализ миссис Маколей Славной революции «предвосхитил кое-что из современной историографии, например, "Скелет власти: война, деньги и английское государство, 1689-1783" Дж. Бруэра».4 Подробно Хилл проанализировала оценки Маколей событий 1688-1689 гг. в одной из своих статей.5 Заключение Хилл таково: оценки Маколей этого одного из

1 Hill В. The Republican Virago. The Life and Times of Catharine Macaulay, historian. Oxford, Clarendon Press, 1992. P. 3.

2 Ibid. P. 185.

3 Ibid. P. 3.

4 Ibid. P. 251.

5 Hill B. Reinterpreting the "Glorious Revolution": Catharine Macaulay and the Radical Response // Culture and Society in the Stuart Restoration. Literature, Drama, History. Ed. by MacLean G. Cambridge, 1995. важнейших периодов английской истории были резки и неожиданны для ее современников.

Таким образом, представители английской и американской историографии сделали ряд крупных шагов на пути изучения жизни и творчества Маколей.

В отечественной историографии первым исследованием творчества К.Маколей стала статья И. В. Дмитриевой, посвященная ее «Истории». Автор статьи отмечала, что забвение трудов Маколей находится в «несомненном противоречии с той большой популярностью, которой пользовались ее исторические работы в течение доброго полувека», и что работа Маколей появилась тогда, когда «в Англии, как и по всей Европе, наблюдался заметный спад влияния идей республиканизма».1 И.В.Дмитриева отметила заслуги Маколей в области источниковедения, однако ее оценки различных событий истории Англии назвала «во многом противоречивыми».2 В заключение в статье делается вывод, что взгляды К.Маколей были сходны с воззрениями, составившими политическую программу «демократической партии, которая развивалась в 80-е гг. XVIIIb. одновременно с пролетариатом и внутри него».

М.А. Барг характеризовал Маколей как «видную представительницу английской историографии», отмечая ее «аналитический ум» и недюжинный литературный дар. Ее памфлет, посвященный Великой французской революции, он считал авангардом радикальной публицистики того времени.4

1 Дмитриева О. В. Радикальное направление в английской историографии века Просвещения («История Англии» К. Маколей) // Проблемы британской истории. М., 1987. С. 207, 209.

2 Там же. С. 214.

3 Там же. С. 215.

4 Барг М. А. Образ Великой французской революции в современной ей английской радикальной публицистике (защита революции историком Кэтрин Маколей) // От Просвещения к революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990. С. 85-86.

Изучение жизни и творчества К. Маколей было продолжено в работах Н. С. Креленко и С. Б. Семенова, опубликованных во второй половине 1990-х гг. Оба автора высоко оценивали значение ее произведений, в первую очередь «Историю Англии» и памфлет «Замечания на "Размышления" Э. Берка». С. Б. Семенов ставил ее имя в один ряд с именами Э. Кларендона и Д. Юма, а Н. С. Креленко называла сочинение Маколей «одной из известнейших в свое время историй английской революции».1

Рассматривая взгляды К. Маколей, С. Б. Семенов отмечал, что они отличаются от взглядов других историков и публицистов эпохи Просвещения и от ее коллег по революционно-демократическому лагерю л исключительным демократизмом и вольнолюбием». Н. С. Креленко, признавая Маколей «незаурядной женщиной», писала, что «как личность и историк она представляла собой фигуру, типичную для определенных кругов английского общества середины «просвещенного века». По мнению Н. С. Креленко Маколей принадлежала к той маленькой группе, которая представляла интересы «формирующейся промышленной буржуазии».3

Креленко отметила, что возвращение к идеалам республиканизма у английских радикалов было вполне естественно в обстановке поиска ими политического идеала Однако они стремились не к тем республикам, примеры которых они видели воочию, в современной им действительности, а хотели вернуться к классическому образцу -античным республикам. Но поскольку этот образец был слишком далек и оторван от английской почвы, то они вернулись к республиканским идеям

1 Креленко Н. С. «Пуританская революция» и английская общественная мысль XVII-XIX вв. Историческая мысль в контексте политической борьбы. Саратов, 1990. С. 46.

2 Семенов С. Б. Радикальный взгляд в прошлое: К. Маколей и ее «История Англии» // История и историография зарубежного мира в лицах. Самара, 1996. С. 174.

3 Креленко Н. С. Кэтрин Маколей - «леди Фукидид» XVIII века // Историографический сборник. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17. Изд-во Саратовского университета, 1998. С. 82.

Сиднея и Мильтона. В этом смысле обращение к ним Маколей вполне закономерно.

Н. С. Креленко дала ответ на вопрос о причинах забвения трудов Маколей: в связи с начавшимся в Англии преследованием идей радикализма на фоне «контрреволюционной позиции английского правительства» из-за революции во Франции сочинения Маколей оказались сначала в опале, а потом были забыты.1

На этих исследованиях круг работ зарубежных и отечественных историков, посвященных К. Маколей, замыкается. Их обзор показывает, что за последние десятилетия в изучении творческого наследия Кэтрин Маколей сделано немало, однако далеко не все вопросы этой темы освещены, и она требует дальнейшего изучения.

Кроме специальных исследований в диссертации были использованы обобщающие работы зарубежных и отечественных историков по истории английского радикализма, идеологии эпохи Просвещения, истории Англии XVIII в.; труды, посвященные отдельным выдающимся предшественникам и современникам Маколей. Среди них специально следует отметить исследования К. Бонвика, Дж. Кларка, С. Маккоби, М. А. Барга, Т. Л. Лабутиной, А. В. Чудинова, Е. В. Полевщиковой.

Источники, которые использованы автором настоящего исследования, могут быть определенным образом классифицированы. В первую очередь, это исторические и публицистические сочинения: произведения самой Кэтрин Маколей; сочинения Дж. Мильтона, Дж. Гаррингтона, Дж. Локка, Г. Болингброка, Э. Кларендона, которые оказали на нее определенное влияние; книги ее оппонентов Д. Юма и Э. Берка; трактаты ее единомышленников - радикалов Дж. Пристли, Р. Прайса, Дж. Бурга и Т.Пейна. К единомышленникам Маколей по вопросам образования и положения женщин можно отнести и М. Уоллстонкрафт.

1 Там же. С. 89.

Отдельную группу источников составляют памятники эпистолярного жанра, а именно дневники и письма. Это, прежде всего, дневник С.Невилла, дневники и письма Дж. Адамса и Дж. Вашингтона, переписка X. Уолпола, Э. Берка, Р. Прайса

Главными из источников являются сочинения Маколей: «История Англии от восшествия на престол Якова I до воцарения Ганноверской династии» и памфлеты: «Письма об образовании с размышлениями о религиозных и метафизических предметах» и «Замечания на "Размышления достопочтенного Э. Берка о революции во Франции" в письме достопочтенному барону Стенхоупу».1 Названные произведения наиболее яркие из всего наследия писательницы, что единодушно признается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Именно в этих сочинениях взгляды К. Маколей, ее точка зрения по самым разнообразным вопросам, начиная от оценок исторических и современных ей событий и заканчивая ее соображениями о воспитании и образовании детей, изложены во всей своей полноте, наиболее конкретно и доказательно. Кроме того, эти произведения дают представление о взглядах писательницы в динамике. «История Англии» писалась в течение 20 лет, и ее тома отражают эволюцию взглядов автора на проблемы британской истории, политики, общественной жизни, государственного и общественного устройства и на современные Маколей политические и культурные события, социальные институты. Оба упомянутых памфлета созданы Кэтрин Маколей незадолго до смерти, в тот период, когда она систематизировала те выводы, к которым она пришла вследствие долгих размышлений в течение всей жизни. Поэтому «Письма об образовании» и

1 Macaulay С. The History of England from the Accession of James I to the Elevation of the House of Hanover. Vol. I-VI. L., 1769. Observations on the Reflections of the Rt. Hon. Edmund Burke on the Revolution in France in Letter to the Rt. Hon. The Earl of Stanhope. L., 1790.The Letters of Education with Observation on the Religious and Metaphysical Subjects. N. Y., 1974.

Замечания» являются квинтэссенцией взглядов Маколей по различным вопросам.

Следующими по значимости среди источников стоят исторические и публицистические сочинения, оказавшие на Маколей определенное влияние. Среди них большое значение имеют сочинения и трактаты Дж. Мильтона, Дж. Гаррингтона, Дж. Локка, Г. Болингброка, Э.Кларендона, которые оказали воздействие на формирование ее взглядов.1

Рассуждения и выводы первых трех из названных авторов, безусловно, импонировали Маколей, доказательством чего служит тот факт, что идеи Мильтона, Гаррингтона и Локка можно найти в переработанном виде во всех сочинениях самой Маколей. Такое отношение к этим авторам вполне понятно: их сочинения были чрезвычайно популярны у английских либералов и радикалов, а произведения Локка вообще стали своеобразным «священным писанием» для представителей английского Просвещения. Очевидно, что трактаты о воспитании Мильтона и Локка также оказали глубокое влияние на Маколей и натолкнули ее на собственные размышления об образовании и воспитании подрастающего поколения, вылившиеся в публикацию ее «Писем».

Маколей также восприняла и развила многие идеи Гаррингтона об обществе и государстве. Она разделяла и его точку зрения и оценки некоторых событий истории Англии. Признавая вслед за Гаррингтоном важность экономических факторов в развитии общества, Маколей говорила о преобразованиях в этой сфере. Например, она широко пропагандировала идею о принятии аграрного закона, призванного сделать распределение земли более справедливым.

1 Oceana of James Harrington, Esq. and others his works. The Whole collection methodized an reviewed with an exact account of his Life prefixed by J. Toland. L., 1700. Locke J. Two Treatises of Government Cambridge, I960. JIokk Дж. Мысли о воспитании и воспитании разума. СПб., 1913. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. Clarendon Е. The History of the Rebellion and Civil Wars in England, begun in the year 1641. Ed. by Macray W. Vol. I-VI. Oxford, 1969.

Г. Болингброк и Э. Кларендон оказали сильное влияние на Маколей как на историка, однако их взгляды на английскую историю, общество и государство не встретили у нее сочувствия, прежде всего из-за симпатий обоих авторов к монархии. Болингброку, с его «Письмами об изучении и пользе истории», Маколей обязана своим серьезным и вдумчивым отношением к историческому процессу и оценке исторических событий, осознанию исключительной важности истории. Работа Кларендона была образцом исторического сочинения для того времени, поэтому не могла не повлиять на Маколей как на историка и исследователя. Маколей часто цитировала Кларендона, главным образом для того, что бы противопоставить ему свою точку зрения.

История» Маколей была написана ею в противовес «Истории» Юма, которая стала одним из основных источников при написании данной работы. Сочинение Юма было тогда очень популярно; он привнес много нового в методологию, например, он рассматривал экономические, социальные, религиозные и культурные причины событий в совокупности. Юм давал характеристики не только историческим персонажам, но и состоянию экономики, культуры, религии и общественного развития в тот или иной период. Маколей не разделяла мнений и оценок Юма относительно большинства узловых событий истории Великобритании, и поставила себе задачу переоценить их, как она полагала, с истинной точки зрения. Сравнение исторических воззрений Маколей и Юма позволяет лучше представить ее собственные взгляды.

Последний и лучший памфлет Маколей представлял собой отповедь Э.Берку на его «Размышления о революции во Франции». Сравнение взглядов двух авторов позволяет выяснить, насколько и по каким вопросам разнились позиции английских радикалов и вигов того времени.

Работы Дж. Пристли, Р. Прайса и Дж. Бурга составили идейно-философскую базу английского радикализма XVIII в.1 Являясь образцами английской радикальной публицистики, они позволяют составить представление об ее основных принципах, задачах и выводах, а сравнение их с рассуждениями К. Маколей позволяет отнести ее, как публициста и историка, к радикалам.

Огромный интерес представляет переписка: как самой Маколей со своими корреспондентами, так и переписка третьих лиц, в которой нередко можно найти оценки и рассуждения, посвященные самой исследовательнице и ее воззрениям. Рассуждения о Маколей, ее образе жизни, ее сочинениях можно найти у X. Уолпола, внимание которого к персоне Маколей говорит об интересе к ней элиты английского общества и высоком уровне ее известности. Отдельные упоминания о Маколей и ее единомышленниках можно найти в переписке Э. Берка в начале 1770-х гг., когда вышел один из ее памфлетов, в котором она впервые полемизировала с Берком. Рассуждая с друзьями о кружке столичных радикалов, он видел Маколей в их авангарде.

Чрезвычайно важна переписка Джорджа Вашингтона с Маколей, которая велась со времени отъезда Маколей из Америки вплоть до ее смерти. Переписка выдержана в чрезвычайно дружеской манере и темы, которые она охватывала, многочисленны. Среди них такие вопросы как государственное устройство и перспективы развития американского государства2

1 Priestly J. Essays on the First Principles of Government and on the Nature of Political, Civil and Religious Liberty. L., 1768. Пристли Дж. Письма к достопочтенному Э. Берку, вызванные его «Размышлениями о французской революции» // Английские материалисты XVIII века. Т. III. М., 1968. Price R. Two Tracts on Civil Liberty. The War with America. The Debts and Finances of the Kingdom. N. Y., 1972. Reprint of the 1778 ed. Burgh J. Political Disquisitions. An Enquiry into the Public Errors, defects and Abuses. Calculated to Draw the Timely Attention of Government and People to a Due Consideration of Necessity, and the Means of Reforming Those Errors, Defects, and Abuses; of Restoring the Constitution, and Saving the State. Vol. 1-Ш. N. Y., 1971.

2 Writings of Washington. Ed. by Firzpatrick J. C. Washington, 1931-1973. Vol. I-XXXIX. Vol. XXXI. P. 213.

Примерно в самом начале 1770-х гг. Маколей начала переписываться с Дж. Адамсом. Круг тем, обсуждаемых ими, схож с обсуждаемыми Маколей и Вашингтоном, однако письма Адамса носили более официальный характер.

Важным источником являются дневниковые записи, особенно дневник молодого джентльмена С. Невилла, приехавшего в Лондон из провинции и попавшего в радикальное окружение, в котором было немало друзей Маколей. Маколей удостоилась в этом дневнике только очень лестных и возвышенных характеристик.1 В дневнике содержатся интересные сведения о жизни лондонской интеллектуальной элиты того времени, о жизни и настроениях круга друзей Маколей, что позволяет нам получить дополнительную информацию и о ней самой. Таким образом, дневник Невилла важен для нас не только как источник информации о жизни Маколей, но и как крайне интересный памятник эпохи, позволяющий лучше понять общественную и политическую жизнь Англии того времени.

Таким образом, круг привлеченных источников представляется отвечающим целям изучения темы и достаточным для ее исследования.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания исторического процесса, включающий научные принципы историзма, научной объективности и достоверности в исследовании проблем. Объективность достигается рассмотрением источникового материала по теме работы без каких-либо заранее заданных оценочных суждений и конъюнктурных соображений. Под историзмом понимается анализ каждого исследуемого факта и явления в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, единстве прошлого, настоящего и будущего. Применение общенаучных методов исследования (сравнительно-исторического, логического, реконструктивного и методов синхронного сопоставления и классификации) позволило представить исследуемую

1 The Diary of S. Neville, 1767-1788. Bazil Cozens-Hardy, 1950. P. 18,64, 124. проблему в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода

Хронологические рамки работы определены темой и поставленными целями и задачами: это годы жизни Маколей, 1731-1791. Для выяснения состояния английской историографии до появления сочинений Маколей привлечены источники рубежа XVII-XVIII вв.; определение значения ее взглядов потребовало использования источников последнего десятилетия XVIII в., вышедших уже после ее смерти.

Работа написана в биографическом жанре. Известная российская исследовательница JI. П. Репина отмечала, что существует три вида методологии и проблематики биографических исследований. Это так называемая «модальная биография», задачей которой является «иллюстрация типичных форм поведения, присущих наиболее многочисленным социальным группам». Затем «контекстуальное направление», описывающее «своеобразие судьбы героя, объясняющегося атмосферой его эпохи, среды, ближайшего окружения». Наконец, третий вид: «исследование собственно самого контекста», базирующееся на исследовании «экстремальных и атипичных случаев».1 Данную работу можно отнести ко второму типу биографических исследований, поскольку она посвящена своеобразной судьбе героини, которая жила в эпоху Просвещения в Англии уже пережившей революционные потрясения, Реставрацию и Славную революцию 1688-1689 гг. Социальный статус Маколей, ее принадлежность к интеллектуальной элите общества обусловили круг ее занятий. Но она была первой из представительниц своего пола, кто занимался интеллектуальным творчеством, столь серьезно и с таким большим успехом, оказывая своими идеями и сочинениями большое влияние на современников и на своих последователей. В

1 Репина Л.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Под ред. Ю.Л. Бессмертного иМ.А. Бойцова. М., 1999. С. 78-79. конечном итоге, ее принадлежность к радикально настроенной, демократически ориентированной группе тогдашнего английского общества на всю жизнь окончательно определила круг, стиль и направленность ее занятий, особенности ее жизненного пути.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной историографии предпринято комплексное исследование жизни и творчества Кэтрин Маколей, анализ истоков и содержания ее общественно-политических идей и исторических взглядов. На основе сравнительного сопоставления исторических сочинений К. Маколей и Д. Юма рассматриваются различия их историографических концепций. В диссертации анализируется дискуссия К. Маколей и Э. Берка о характере и значении французской революции в контексте развития радикальной и вигской традиции и определяется своеобразие взглядов Маколей в сравнении с ее идейными единомышленниками и оппонентами.

В ходе настоящего исследования выясняется, что К. Маколей как политический писатель и публицист внесла заметный вклад в оформление идеологии английского радикального движения. Ее произведения способствовали популяризации и распространению его идей. Маколей занимала особые позиции по ряду вопросов (например, в оценке Славной революции), которые позволяют охарактеризовать ее как леворадикального мыслителя.

Рассмотрение и анализ концепции Маколей как историка, показывает, что она дала новую интерпретацию истории Англии, впервые рассмотрев ее с радикальной и республиканской точек зрения.

Взгляды и идеи Маколей, высказанные в ее произведениях характеризуют ее как яркого представителя эпохи Просвещения, развивавшего в своих сочинениях такие его идеи как понятие о правах человека, свободе и веротерпимости и вере в общественный прогресс, путем демократизации общества.

К. Маколей была одной из первых женщин, проявивших себя на ниве интеллектуального творчества. В своих сочинениях она выступала за равенство полов в образовании. Ее образ жизни часто шел вразрез с тогдашними устоями английского общества, относительно прав и обязанностей женщин. Все это позволяет говорить, что Маколей сыграла определенную роль в изменении положения женщин и в оформлении и становлении феминистского движения. Ее жизнь и деятельность была толчком к его появлению.

В диссертации показано, что идеи и произведения Маколей оказали опосредованное влияние на идеологическую базу Американской революции. Это обуславливалось тесными контактами К. Маколей с американскими революционерами, популярностью ее работ в Америке и ее критической позицией по отношению к политике метрополии в американских колониях.

Материалы работы и выводы, сделанные в ней могут быть использованы как для исследования идей английского Просвещения и английского радикализма XVIII в., так и при изучении английской историографии данного периода и рассмотрении процесса становления феминистского движения. Материалы работы могут быть применены и в исследованиях по тендерной истории в самых разных ее аспектах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политические и исторические взгляды Кэтрин Маколей, 1731-1791 гг."

Заключение.

Творчество Кэтрин Маколей является одним из важных этапов развития английского Просвещения, исторической науки и радикальной публицистики XVIII в. В своих произведениях она развивала такие идеи английского просветительского движения как концепция прав человека, свободы и веротерпимости, убеждения в возможности социального прогресса и совершенствования общества. Основными ее сочинениями считаются «История Англии» в 8-ми томах и два ее памфлета, написанные в последние годы ее жизни: «Письма об образовании» и «Замечания» на «Размышления» Э. Берка Именно в этих произведениях наиболее полно отразились взгляды Маколей на историю Англии, историю и эволюцию ее государственных и общественных институтов, кроме того, в этих сочинениях она излагала свои мысли по самым различным философским, этическим, воспитательным проблемам, а также выражала свое отношение к современным ей событиям. Уникальность работ Маколей заключается, во-первых, в том, что они были написаны женщиной, в то время как занятия каким-либо интеллектуальным трудом в то время были мужской привилегией, во-вторых, в том, что работы эти были написаны с республиканских позиций. Конечно, и до Маколей были женщины, которые пытались проявить себя на ниве интеллектуального творчества, но, однако, впервые представительница слабого пола выступила с таким солидным академическим исследованием, которое было создано с помощью определенной методологии и опиралось на широкую источниковую базу. Использование в работе источников, которое не считалось в то время обязательным для написания исторического труда, сделало сочинение Маколей еще более ценным по сравнению с предшествующими произведениями.

Республиканизм работ Маколей, в которых она обосновывала и развивала идеи улучшения государственного устройства путем реформирования представительства и государственных институтов, позволяет считать их неотъемлемой частью идеологии английского радикального движения XVIII в. В том числе именно этими сочинениями английский радикализм проявил себя столь ярко, как ни до, ни после 17601780-х гг. XVIII в. Но взгляды Маколей по некоторым вопросам были более радикальные, чем у ее единомышленников, из-за чего она занимала место на левом фланге радикального движения. Поэтому не удивительно, что с течением времени, когда радикальное движение пошло на спад, а многие активисты так или иначе отошли от него, популярность трудов Маколей практически иссякла. Английское общество конца XVIII столетия уже не поддерживало идею о радикальных реформах, тем более не разделяло страстные призывы Маколей продолжить начатое в прошлом веке и, окончательно отказавшись от монархии, восстановить столь горячо любимую ею английскую республику. Торжеству охранительных настроений, и так в достаточной мере свойственных англичанам, способствовал потеря Америки как колонии и драматические события во Франции. Визит Маколей в Новый свет, ее дружба с многими знаменитыми американцами, которая раньше вызывала интерес и сочувствие, теперь порождала в Англии только раздражение. Ее панегирик революции во Франции вернул ей на очень короткий срок часть былого успеха и признательности, но, когда революция пошла дальше и стали сбываться в точности самые мрачные прогнозы ее оппонента Берка, ее последний и самый лучший памфлет был забыт, как и ее «История». Ее работы больше никогда не переиздавались, за исключением «Писем об образовании».

Письма» получили новую жизнь уже в наше время благодаря очередному подъему феминистского движения во второй половине XX в. и благодаря возросшему в этот же период интересу к изучению английского радикализма XVIII столетия. Исследователи и поклонники феминизма, обратившись к творчеству М. Уоллстонкрафт, которая по праву считается одной из его основоположниц, обнаружили, что она называла Маколей своей наставницей и заявляла о своем глубоком к ней уважении. Это в особенности было связано с памфлетом «Письма об образовании», с той его частью, где Маколей говорила о возможности и даже необходимости одинакового воспитания и образования детей обоих полов. Этот тезис стал для Уоллстонкрафт и других феминисток своеобразным трамплином, с которого легко можно было начать разговор о необходимости уравнения полов в правах. Естественно, что после слов Уоллстонкрафт, многие исследователи стали считать Маколей феминисткой. Однако анализ ее произведений позволяет утверждать, что это не так: ни в одном из них женский вопрос не ставится во главу угла, нигде Маколей не приходит к мысли о наделении женщин хотя бы частичными избирательными правами, пусть даже и в отдаленном будущем и даже в том случае, если Англия вернется к республике. Маколей никогда не обсуждала проблемы развода, абортов, прав женщин на собственность, как Уоллстонкрафт. Она лишь сетовала, что положение женщины в обществе печально и часто унизительно, и уже в конце жизни обосновала потенциальную возможность и необходимость одинакового воспитания полов. С другой стороны, образ жизни Маколей часто противоречил тогдашним традиционным представлениям о месте, правах и обязанностях женщины. Ее влияние на американку М. Уоррен побудил последнюю написать историю американской революции, и Америка обрела первого историка-женщину. Все это свидетельствует о том, что жизнь и деятельность Маколей была преддверием феминизма, но сама она, в строгом смысле слова, феминисткой не была.

Дружба Маколей с выдающимися американскими политиками и общественными деятелями в период борьбы Америки за независимость, такими как Дж. Вашингтоном, Дж. Адамсом, Б. Франклином и другими; популярность ее работ в Америке; ее визит в эту страну первой из английских радикалов после объявления независимости позволяет нам утверждать, что ее взгляды и идеи оказали определенное влияние на идеологию американской революции, которое носило опосредованный характер.

Таким образом, рассмотрение и анализ творчества К. Маколей позволяет охарактеризовать его как важный этап в развитии английского Просвещения, публицистики и исторической науки. «История» Маколей и ее публицистика - неотъемлемая часть идеологии английского радикального движения XVIII в. Кэтрин Маколей была первой женщиной, создавшей фундаментальную «Историю Англии», первым исследователем, рассматривавшим ее с республиканских позиций и одним из первых английских историков, которые осознали важность исторического источника. Тесные связи, существовавшие между Маколей и американскими революционерами, знание ими ее произведений и безоговорочная поддержка и восхищение ее точкой зрения позволяют говорить об опосредованном влиянии идей Маколей на идеологическую базу революции в Америке. Образ жизни Маколей, ее стремление отстаивать свое мнение, ее занятие нетрадиционным для тогдашней женщины делом, а также уважение к ней как к наставнику, о котором заявляли М. Уоллстонкрафт и М. Уоррен, первоначально наталкивает на мысль о том, что она была в свое время авангардом нарождающегося феминизма. Однако дальнейший анализ показывает, что ее взгляды по вопросам воспитания и образования явились скорее толчком для формирования идеологической базы феминизма, чем первыми мероприятиями собственно феминистского движения, что отнюдь не умаляет их значимости в истории борьбы женщин за свои права.

-156

 

Список научной литературыАксёнова, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Исторические и публицистические сочинения.

2. Burke E. Reflections on the Revolution in France. L., 1790.

3. Cartwright J. The Legislative Rights of the Commonalty Vindicated, Or Take Your Choice. L., 1777.

4. Clarendon E. The History of the Rebellion and Civil Wars in England, begun in the year 1641. Ed. by Macray W. Vol. I-VI. Oxford, 1969.

5. Hulme O. An Historical Essay on the Constitution. L., 1771.

6. Hume D. A History of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution of 1688. Vol. I-VI. L., 1759-1778.

7. Locke J. Two Treatises of Government. Cambridge, I960.

8. Macaulay C. The History of England from the Accession of James I to the Elevation of House of Hanover. Vol. I-VI. L., 1769.

9. Macaulay C. Observations on the Reflections of the Rt. Hon. Edmund Burke on the Revolution in France in Letter to the Rt. Hon. the Earl of Stanhope. L., 1790.

10. Pain T. Rights of Man. L., 1954.

11. Price R. Two Tracts on Civil Liberty. The War with America. The Debts and Finances of the Kingdom. N. Y., 1972. Reprint of the 1778 ed.

12. Priestley J. Essays on the First Principles of Government and on the Nature of Political, Civil and Religious Liberty. L., 1768.

13. Priestly J. Lectures of History and General Policy. Vol. I-II. L., 1808.

14. Priestly J. Philosophical Reflections on the Late Revolution in France and the conduct of the Dissenters in England in a Letter to the Revd. Dr. Priestly. L., undated.

15. Wollstonecraft M. F. Vindication of the Rights of Women with Stricture on Political and Moral Subjects. Ed. by Hagelman C. W. N. Y., 1967.

16. Берк Э. Защита естественного общества или рассмотрение несчастий и бед, навлекаемых на нас всеми видами искусственного общества // Эгалитаристские памфлеты в Англии XVIII века. М., 1991.

17. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

18. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.П. М., 1965.

19. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.

20. Локк Дж. Мысли о воспитании и воспитании разума. СПб., 1913.

21. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1960.

22. Локк Дж. Сочинения. Т. I-Ш. М., 1985.

23. Милтон. Дж. Московия. М., 1875.

24. Мильтон Дж. О свободе слова (Areopagitica). М., 1906.

25. Мильтон Дж. О воспитании // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени (исследования и материалы). Сборник научных трудов. М., 1990.

26. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

27. Пристли Дж. Избранные сочинения. Под ред. А. А. Ческиса. М., 1934.

28. Пристли Дж. Очерк об основных принципах государственного правления и о природе политической, гражданской и религиозной свободы // Английские материалисты XVIII века. Т. Ш. М., 1968.

29. Пристли Дж. Письма к достопочтенному Э. Берку, вызванные его «Размышлениями о французской революции» // Английские материалисты XVIII века. Т. III. М„ 1968.

30. Уоллстонкрафт М. Защита прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.

31. Франклин Б. Избранные произведения. М., 1956.

32. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995.

33. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1996.

34. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. СПб., 2001.

35. Автобиографии, дневники и воспоминания.

36. Adams J. The Adams Papers. Diary and Autobiography of John Adams. Ed. by Butterfield L. H. Vol. I-П. Cambridge, 1961.

37. The Diary of Sylas Neville, 1767-1788. Bazil Cozens-Hardy, 1950.

38. Walpole H. Memories of the Reign of King George the Third. Vol. I-IV. L„ 1845.-15941. Юм. Д. Автобиография // Трактат о человеческой природе. М., 1995.1. Переписка.

39. Letters from George Ш to the Lord Bute, 1756-1766. Ed by Sedwick R. L„ 1939.

40. The Correspondence of E. Burke. Vol. I-VIIL Ed. by Sutherland L. S., Cobban A., Smith R. Cambridge, 1958-1969.

41. The Correspondence of R. Price. Ed. by Peach W. B. Vol. I-Ш. Cardiff, 1983-1994.

42. Walpole H. Horace Walpole's Correspondence. Vol. I-XLII. Yale Univ. Press, 1948-1980.

43. Writings of Washington. Ed. by Firzpatrick J. C. Vol. I-XXXIX. Washington, 1931-1973.

44. Письма А. Адаме к Дж. Адамсу // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.1. Сборники документов.

45. Annual Register. 1766. № 9.

46. Utopias of the British Enlightenment. Ed. by Claeys G. Cambridge, 1994.

47. Американские просветители. Избранные произведения. Т. I-П. Под ред. Б. Э. Быховского. М., 1968-1969.

48. Английское свободомыслие: Дж. Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз. М., 1981.

49. Конституции и законодательные акты буржуазных государств. Под ред. П. Н. Галакузы. М., 1957.

50. Конституции буржуазных государств в XVIII-XIX в. Сост. В. В. Маклаков. М., 2000.1. Литература.

51. Абрамов М. Секрет философа Д. Юма, эсквайра // Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995.

52. Айзенштат М. П. Британский парламент и общество в 30-40 годы XIX в. М., 1997.

53. Айзенштат М. П. Шаги по пути к демократии (английский парламент XVII-XX вв. Парламент и правительство) // Британия и Россия. М., 1997.

54. Айзенштат М. П. Великобритания нового времени. Политическая история. М., 2002.

55. Английская буржуазная революция XVII века. Т. I-II. М-Л., 1954.

56. Англия XVH века: идеология, политика, культура. СПб., 1992.

57. Барг М. А. Историческая мысль английского Просвещения // Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М.,1978.

58. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

59. Барг М. А. Образ Великой французской революции в современной ей английской радикальной публицистике (защита революции историком Кэтрин Маколей) // От Просвещения к революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990.

60. Барг М. А. Юм как методолог истории // Новая и новейшая история. 1993. № 1.

61. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма. Становление историзма. М., 1998.

62. Виноградов К. Б. Очерки английской истории и историографии нового и новейшего времени. М., 1975.

63. Война за независимость и образование США. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1976.

64. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1958.

65. Волкова Г. С. Эдмунд Берк и идейно-политическая борьба в Англии по вопросу о Французской революции (1789-1793) // Проблемы новой и новейшей истории стран Европы и Америки. Под ред. И. Ф. Мочульского. М., 1972.

66. Волкова Г. С. Э. Берк в оценке англо-американской буржуазной историографии // Вопросы истории. 1975. №2.

67. Вызинский Г. Англия в XWI столетии. Ч.1-П. СПб., 1861.

68. Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века. T.I-II. СПб., 1863.

69. Деборин А. М. Социально-политические учения нового времени. T.I. М., 1958.

70. Джефсон Г. Платформа, ее возникновение и развитие. (История публичных митингов в Англии). Т. I-II. СПб., 1901.

71. Дмитриева О. В. Радикальное направление в английской историографии века Просвещения («История Англии» К. Маколей) // Проблемы британской истории. М., 1987.

72. Дмитриева О. В. У истоков английского парламентаризма // Британия и Россия. М., 1997.-16223. Доброва Е. А. Английское Просвещение и борьба тори и вигов в 30-е годы XVIII века // Из истории Просвещения: экономика, политика, идеология. М., 1981.

73. Доброва Е. А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории. 1981. № 4.

74. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

75. Зайченко Г. А. Джон Локк. М., 1973.

76. Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии. М., 1963.

77. Йодль Ф. Д. Юм, его жизнь и философия. М., 1901.

78. Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время. (Развитие культурных и социальных отношений). Т. 1-Ш. СПб., 1904.

79. Кареев Н. И. Происхождение современного народно-правового государства. Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века. СПб., 1908.

80. Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М., 1979.

81. Короткова С. А. Дж. Стюарт Милль о проблеме прав женщины // Проблемы истории и историографии нового и новейшего времени. М., 1994.

82. Косарев А. И. Избирательная коррупция в Англии XVIII века // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1961. № 4.

83. Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев. Откровенное и нелицеприятное изложение фактов из жизни монархов от Генриха VIII до наших дней. М., 1999.

84. Креленко Н. С. «Пуританская революция» и английская общественная мысль ХУП-Х1Х вв. Историческая мысль в контексте политической борьбы. Саратов, 1990.

85. Креленко Н. С. Кэтрин Маколей «леди Фукидид» XVIII века // Историографический сборник. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17. Изд-во Саратовского университета, 1998.

86. Креленко Н. С. Причудливая память потомков. Английская революция в общественной мысли Великобритании XVIII века // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. Материалы научной конференции. М., 2000.

87. Лабутина Т. Л. Становление двухпартийной системы в Англии в освещении буржуазной историографии // Вопросы истории. 1986. № 4.

88. Лабутина Т. Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9-10.

89. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль Просвещения (1689-1714). М., 1994.

90. Лабутина Т. Л. Теория конституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

91. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщины в обществе // Вопросы истории. 1997. № 6.

92. Маколей Т. Б. История Англии от восшествия на престол Иакова П. Ч. I // Маколей Т. Б. Полное собрание сочинений. Т. VI. СПб., 1861.

93. Маркс К. Традиционная английская политика // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. Т. XI. М., 1958.

94. Мееровский В. Б. Борьба идей в культуре английского Просвещения // Философия и история культуры. М., 1985.

95. Мирошников А. В. Великобритания от Георга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж, 1998.

96. Мортон А. История Англии. М., 1950.

97. Мортон А., Тэйт Дж. История английского рабочего движения, 1770-1920 гг. М., 1959.

98. Мотылев В. Е. Промышленный переворот в Англии и ее экономическое развитие. М., 1957.

99. Нарский И. С. Философия Дэвида Юма. М., 1967.

100. Павлова Т. А. Идеи Английской революции и Просвещение // Буржуазная общественная мысль Англии XVIII-XIX веков. М., 1989.

101. Павлова Т. А. Милтон. М., 1997.

102. Петинова А. И. В поисках гармонии: представление об идеальном государстве в раннем английском Просвещении // Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

103. Полевщикова Е. В. Р. Прайс об Американской революции // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

104. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н.М. Мещеряковой М., 1991.

105. Публицистика эпохи Просвещения. СПб., 1992.

106. Репина А. П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Под ред. Ю. Л. Бессмертного и М. А. Бойцова. М., 1999.

107. Розанов Н.М. История литературы эпохи Просвещения в Англии. Ч. 1-П. М., 1914.

108. Рубинштейн Е. Б. Лорд Болингброк: путь философа // Человек эпохи просвещения. М., 1999.

109. Рубцова Т. Н. Религиозный скептицизм Д. Юма // Актуальные проблемы атеизма. Вып. 3. М., 1978.

110. Рукшина К. С. Мэри Уолстонкрафт (1759-1797). (К вопросу о социально-политических взглядах) // Вопросы философских наук. Материалы научной конференции. Минск, 1965.

111. Рукшина К. С. Мэри Уолстонкрафт художник // Философские науки. 1968. № 2.

112. Рукшина К. С. Мэри Уолстонкрафт о Великой французской революции// Французский ежегодник. М., 1970.

113. Рюде Дж. Народные низы в истории. 1730-1848. М., 1984.

114. Сабинина М. В. Дэвид Юм. Его жизнь и философская деятельность. СПб., 1893.

115. Сапрыкин Ю. М. Политическое учение Гаррингтона. Из истории идейно-политической борьбы в годы английской буржуазной революции XVII века. М., 1975.

116. Сатышев В. Е. Учение Дж. Локка о государстве политическая доктрина раннего буржуазного либерализма // Труды всесоюзного юридического заочного института. Т. VIII. М., 1967.

117. Сатышев В. Е. Политические взгляды Дж. Локка. М., 1968.

118. Семенов С. Б. Между монархией и республикой: радикальный выбор XVIII века // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

119. Семенов С. Б. Политические взгляды английских радикалов ХУШ века. Самара, 1995.

120. Семенов С. Б. Радикальная программа парламентской реформы в XVIH веке // Из истории европейского парламентаризма. Великобритания. М., 1995.

121. Семенов С. Б. Радикальный взгляд в прошлое: К. Маколей и ее «История Англии» // История и историография зарубежного мира в лицах. Самара, 1996.

122. Согрин В. В. Идейные течения в американской революции. М., 1980.

123. Согрин В. В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до начала XX века. М., 1995.

124. Согрин В. В., Патрушев А. И., Токарева Е. С., Фадеев Т. Н. Либерализм Запада ХШ-ХХ веков. М., 1995.

125. Соловьев Е. Джон Мильтон. Его жизнь и литературная деятельность // Библиотека Ф. Павленкова. Челябинск, 1999.

126. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959.

127. Устинов В. М. Учение о народном представительстве. T.I. М., 1912.

128. Чудинов А. В. Размышления англичан о французской революции. М„ 1996.

129. Bailyn В. Hie Ideological Origins of the American Revolution. Cambridge, 1967.

130. Ben-Israel A. English Historians on the French Revolution. Cambridge, 1968.

131. Biographical dictionary of modern British Radicals. Ed. by Baylen J.O. and Gossman N. J. Vol. I. Hassocks: Harvester Press, 1979.

132. Bonwick C. English Radicals and American Revolution. Chapel Hill. The Univ. of North Caroline Press, 1977.

133. Bradley J. E. Popular Politics and the American Revolution in England. Petitions, the Crown and Public Opinion. Georgia, 1986.

134. Bradley J. E. Religion, Revolution and English Radicalism. Nonconformity in Eighteenth Century Politics and Society. Cambridge, 1990.

135. Brewer J. Party Ideology and Popular Politics at the Accession of George Ш. Cambridge, 1976.

136. Brewer J. The Sinews of power. War, money and English state, 16881783. Cambridge, 1989.

137. Britain in the Hanoverian Age, 1714-1837. L., 1997.

138. Butterfield H. George 1П and the Historians. L., 1957.

139. Cannon J. Parliamentary Reform 1640-1832. Cambridge, 1973.

140. Christie I. R. Stress and Stability in the Late Eighteenth-Century Britain. Reflections on the British Avoidance of Revolution. Ford lectures 1984. N. Y., 1984.-16898. Clark J. С. D. English Society, 1688-1832. Cambridge, 1985.

141. Cone С. B. The English Jacobins. Reformers in Late Eighteenth Centuiy England. N. Y., 1968.

142. Dickinson H. T. Liberty and Property. Political Ideology in Eighteenth-Centuiy Britain. N. Y., 1977.

143. Dickinson H. T. British Radicalism and the French Revolution 17891815. Oxford, 1985.

144. Foord S. His Majesty's Opposition, 1714-1830. Oxford, 1964.

145. Freeman M. Edmund Burke and the Critique of Political Radicalism. Basil Blackwell. Oxford, 1980.

146. Goodwin A. The English democratic Movement in the Age of French Revolution. Cambridge, 1979.

147. Hay С. H. Catharine Macaulay and the American Revolution // The Historian. Vol. 56. № 2, winter 1994.

148. Hill B. Eighteenth-Century Women: An Anthology. L., 1984.

149. Hill B. The Republican Virago. The Life and Times of Catharine Macaulay, historian. Oxford. Clarendon Press, 1992.

150. Hill B. Reinterpreting the "Glorious Revolution": Catharine Macaulay and the Radical Response // Culture and Society in the Stuart Restoration. Literature, Drama, Histoiy. Ed. by MacLean G. Cambridge, 1995.

151. Lecky W. E. H. A Histoiy of England in Eighteenth Century. Vol. I-\ТП. L„ 1878-1889.

152. Lock E. P. Edmund Burke. Vol. I. 1730-1784. Oxford, 1998.

153. Lynd S. Intellectual Origins of American revolution. L., 1968.

154. Maccoby S. English Radicalism 1762-1785. The Origins. L., 1955.

155. Mossner E. The Life of David Hume. L., 1954.-169114. Robbins С. The Eighteenth-century Commonwealth man. Harvard Univ. Press. Massachusetts, 1961.

156. Royle E., Walwin J. English Radicals and Reformers 1760-1848. Kentucky, 1988.

157. Rude G. Paris and London in the Eighteenth century: studies in the Social Protest. L., 1970.

158. Rude G. Wilkes and Liberty. A Social Study. L., 1983.

159. Selley W. T. England in the Eighteenth Century. L., 1983.

160. The English Radical Tradition, 1763-1914. Ed. by Maccoby S. L. L., 1952.

161. Trevelyan 0. The early History of Charles James Fox. L., 1901.

162. Watts M. R. The Dissenters from the Reformation to the French revolution. Oxford, 1978.

163. Диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук.

164. Креленко Н. С. Осмысление опыта английской революции XVII века в общественной мысли Великобритании Х\П-Х1Х вв. Саратов, 1993.

165. Beckwith М. С. Catharine Macaulay. Eighteenth-century Rebel. A Sketch of her life and some reflections of her place among the historians and political reformers of her time. The Ohio Univ. Ph. D., 1953.

166. Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

167. Полевщикова Е. В. Идейная борьба в Англии в канун войны североамериканских колоний за независимость (60-е нач.70-х годов XVTII века). Одесса, 1986.-170125. Рубинштейн Е. Б. Общественно-политические взгляды Болингброка. М., 1990.

168. Сатышев В. Е. Политические взгляды Джона Локка. М., 1967.1. РОГ-СЛН'/1госу