автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Общественно-политические воззрения Мишеля де Монтеня

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Костенко, Янина Феликсовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Общественно-политические воззрения Мишеля де Монтеня'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политические воззрения Мишеля де Монтеня"

РГ6 OA - 5 ИЮН 1995

lia правах рукописи

костшю рмт йшшсоена

0ЕГ"!С7,1х1Ю'*П0'flffî НГ-С"?^ D032F72!I41 '"""Hl'Iil II 1'0!ГШ!Л

Специальность 07.00.03 - Всэоб^ая г.отор'.щ (ксторля срэдют еэкоз)

дгосзргдцгд па соискания ученой с?->пс::л Кандида?.! г:стор"г:зсгг:г:г г/л у*;

Москва - I99S

ГнОигы ьииолнвна в Российском ушсорокмм друкбц иародои па кг>|«ярв БсеобцэЙ погорай

Паучник руководитель - кандпдв? историческии: неук,

доцои* Глиьиоса И.С.

.у . .

ппнтмы оппоненты! доктор исторических наук» профэсоор Басовская ИЛ!, кйнлкп« исторических неук, доцент Плспкова С.Д.

организация - Институт соеоб^ой мотор;',п РАН

З.Ч11ПИ сос^ситсп 27 июня 1995 г. с 14 чао. 30 шгд. мп ояоалйнни дносе^едионного соьота Д 053.22.05. с-Российской угшввроитвте дружбы народов по адресу: 117198, 1110, г. Моокпо, Киклухо-Иаклвя, д. б, суд» 442.

0 аиссгртпиией иокно овнвкомиться в научной библиотек« Российского университета нрукби народов.

Аягорв.^рат ривоояан * »и* иая 1995 г.

о.Г

оО* ш

Учрни? г»*рртар* пигррртпмиопнпг-р огм'т« клмпили иг'Т'фичпгких «пун»

поц»нт Н.С. Елм&нов«

И

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Мишель да Монтень (1БЗЗ-1Б92 гг.) принадлежит к числу замечательных фигур, венчающих своим творчеством поздний вападноевропейсий Ренессанс. Практически в едюютваимои своим оочинении, изданном сод скршнш названием "Опыты", он наложил в свободной, непритязательной форме важнейшие идеи противоречивой и драматической эпохи докки феодальных порядков п средневековых устоев . Вопросы философского, религиозного, общественно-политического характера, волновавшие Монтоня, в сьсзе очёредь, во иногш определялись конкретной исторической обстановкой во Франции второй половины XVI в., основное содержание которой составили гражданские войны 1Б02-1Б0-1 годов, знаменовавшие криаио становления французского абсолютизма и отличавшиеся слсаш^ переплетением политичеасих, религиозных, социальных процессов и личных судеб. "Опыты" Ыипеля до Ыонтеня являются свидетельством не только индивидуального взгляда на ыир, но общественной мысли эпохи, оодердат ваяшй материал для изучения менталитета ХУ1 в., поскольку в книге затронуты вопросы, волновавшие лучшие умы того времени.

Актуальность темы исследования. . Обращение к изучении творчества Монтьнл вполне объяснима в свете современных процессов в отечественной исторической науке признанием приоритета общечеловеческих ценностей в естественного интереса к изучению места и роли значительных исторических личностей, к числу которых безусловно относится автор "Опытов". Выбор именно политических аспектов интеллектуального наследия Ыонтеня отвечает наблюдающемуся а последние годы внимании к исследовании зарождения и развития либерального направления политической мысли. Личность Ыонтеня многогранная и неоднозначная не вписывалась в идеологические рамки не столь далекого прошлого. Его ироничная манера рассуждать на любые, даже сакральные темы, полная свобода суждении и наличие собственного мнения по всем вопросам, в том числе таким как власть и тирания, вера и религия, либеральная толерантность,

свойственная его мышлению, в известной мере делали исследование его труда "Опыты" "неудобным" для официальной идеологии. Это привело к тому, что его имя и название его книги были иироко известны, в то время как суть его воззрений оставалась открытой лит ' узкому кругу отечественных исследователей французской культуры и эпохи Ренессанса, несмотря на наличие двух изданий "Опытов" в серии "Литературные памятники" .

Цели и задачи диссертации. Настоящая работа ставит конкретную и ограниченную задачу: в меру сил, знаний и умений автора постараться войти в мир книги Моитеая, и на основе анализа одного, но удивительно глубокого и оригинального произведения, составить представление о проблемах, волновавших французов ХУ1 в., и вариантах решения этих проблей одним пз крупнейших умов своего времени. Причем'нз "россыпи" кислой Монтеня к их тематического многообразия для анализа выбрано то направление, которому уделялось ыенызе всего внимания в монтеневедении. Это общественно-политические взгляда автора, а их взаимосвязи с философскими, религиозными и нсторическкш представлениями французского мыслителя.

Опираясь на нескончаемые рассуждения Ыонтеня наедине с самим собой, делается попытка выявить круг проблей общественно политического свойства, волновавших автора "Опытов" в наибольшей мере, и,в ходе сравнения его позиции со взглядами наиболее ярких представителей гуманистической интеллигенции, обнаружить степень оригинальности политического мышления крупнейшего представителя позднего Возрождения во Франции.

В соответствии с наложенной целью автором были поставлены следующие задачи:

- составить представление о жизни и деятельности Монтеня я контексте интеллектуальной атмосферы позднего Ренессанса и исторической обстановки во Франции;

- проанализировать мировоззренческие основы шаления Монтеня, в том числе в отнесении веры и религии;

- на основе анализа его книги и других источников выявить проблемы общественно-политического характера . волновавшие автора "Опытов";

- понять и сформулировать основные принципы пиштичеашго ишшения Шплеля до Моитеня;

- пснсазать отношение Монтенп к институту нонарчии и его неприятие тирании.

Научная новизна исследования. Диссертации (Диетически представляет первую в отечественной историографии кшплегсгиую работу пп исследованию общественно-политических взглядов Ыгаведя де Моитеня. В зарубежной историографии отражены отдельные аспекты данной проблемы.

Практическая значимость диссертации состоит в той, что ее основные пололиния ыогут быть использованы в научных работах по истории СРранщш, истории европейской общественно-политической шели, культурологии, а такяе в вузовское преподавашш назвашшх дисциплин.

Апробация работы проводилась з ходе изложения ее оскопшис полахешй и выводов на научно-теоретических i конференциях молодых ученых Российского университета друябы народов.

По тeue диссертации опуСл1:кована одна статья и дво находятся в печати.

Источникован Оаьа. Основным источником для написания настоящей работы явилось произведение, бывшее плодом разшшлений, своеобразным творчески« результатом жизни Мишеля де Монтеня,- его "Опыты".

Первые две книги "Опытов" были опубликованы в 1580 г. в Бордо. В 1582 г.таы же появилось их 2-е издание. В 1586 -1587 гг. Монтель внес множество дополнений в ранее опубликованные 'части "Опытов" и написал 3-в книгу, которая выала в 158Ô г. в Париже.

Всего существует пять прижизненных изданий "Опытов", что очень важно для исследователей, поскольку позволяет судить не только о взглядах Мокгеня, но и об их эволюции.

Первое посмертное издание было осуществлено ближайшими друзьями Монтеня в 1595 г .

В муниципальной библиотеке г.Бердо был найден экземпляр "Опытов" 1588 г. издания, куда Монтень собственноручно вносил свои замечания и уточнения. Этот документ в монтеневедении получил название "бордосский экземпляр" . В 1912г. он был воспроизведен репринтным способом и лег в основу последующа

научных изданий во Франции1 . В окончательном варианте "Опыты" представляют собой 3 книги (в первой 67 глав, во второй - 37 и в третьей - 13). Известный французский монтенйвед М.Дреано виделичт 3 этапа издания произведений Монтеня во Франции в ХУП-ХУШ вв. 8: '->

1077 -1724 гг. - "Опыты" не издавались полностью, нихолили только в отрывках.

1724-1773 гг. - возвращение к полному изданию "Опытов". 1773-1789 гг. - изданы как "Опыты", так и "Путевой дневник" 3 Монтеня. В дальнейшем они издавались во Франции бесчисленное количество раз.

В наших библиотеках имеется 7 изданий работы Монтеня XVIII века, 12 - XIX века и 15 - XX века и 5 изданий без указания года . Сразу отметим, что исследователи творчества Моктеня считают самыми полными, имеющими наиболее солидный иа/чшш аппарат, издания 1927 года под редакцией Арменго и 1967 года под редакцией Тибоде.

В России Монтень стал хорошо известен в XVIII в. Его труд был впервые переведен в 1762 г. секретарем и переводчиком Академии наук Сергеем Саввичем Волчковым. Впервые полное издание на русском языке состоялось в 1954-1960 гг. ш серии "Литературные памятники" под редакцией С.Д.Сказкина к И.А.Смирнова. 2-е издание этой же серии вшло в 1079 г. в издательстве "Наука? м последнее, 3-е издание, осуществило издательство "Терра" в 1991 г.4 Кроме того, избранные произведения Мэнтеня выходили в Москве в 1975, 19в8 я 1991 годах.

Удивительная органическая связь Моктеня с эпохой делает его произведение необыкновенно цекнш всторическ» источником. Это единство подчеркивала практически все

1 Коган Берн*тч?йн Ф.А. Уонтекь я его "Опыты" // Мситша. Опыты. М.: Терра, 1991. С.573.

2 Огеапо и. 1а гепоопее <1« МапЬ&^дпе оп Ггапсе аи ХИЛ з1ес1е. Апгегз, 1952. Р.337.

3 Лоигтш1 с!и усуасе Ле ШсЬе1 дв МсгЛМвпе «г 1Ъ&Пе раг 1а

еЬ ГАПеяагпе еп 1580-1581. Раг15. 1774.

4 Монтень. Опыты. В 3 х кн. К.: Терра. 1391.

исследователи творчества {¿онтеня. Так, например, Г.Еюссон в своей работе "Источники и развитие рационализма во французской литературе апохи Возрождения" писал, что ионтень никогда Ои не поднялся над своиы временем, если бы не сумел так мастерски выразить и придать новое звучание идеям своей эпохи . Другой современный монтеневед М.Вейлер отмечал, что "изолированный от своих современников... Ионтень предстаат как величественный гений, если ае рассматривать его творчество >сак составную часть интеллектуального развития ХУ1 века,-он уже не изумляет, а вновь становится человеком своей эпохи" г. В то же время практически все исследователи "Опытов" подчеркивают сложность этого источника, инея в виду самобытность и неоднозначность взглядов автора. В этом смысле заслудивает внимания мысль Вейлера о том, что "невозможно подобрать для него точное определение: пирронист, фидеист, стоик,, эпикуреец и даче, пожалуй, рационалист; он не умещается в эти рамки, его 'абсолютно невозможно свести к кг ий-либо формуле, так как его плхгь и дух свободны" 3.

Источшясо» написания настоящей работы послуаили также упошшавкипся ранее "Пу гезой дневник" Ьйгаеля де Цонтеня и его письма к королям Франции, доляностным ладам, родным, друзьям, опубликованные в полном собрании его сочинений.

К источникам работы следует также отнести произведения других писателей-гуманистов, характеризуодиа политическое 15аление и религиозные процессы апохи, сада относятся сочинения Бодана, Ла Боэси, Кальвина. Макиавелли, политические трактаты монархонахов.

Историография проблемы. Существует давняя, многогранная, интернациональная по своему хара! стеру традиция изучения творчества )Лонтеия.

Среди французских мыслителей ХУЛ в. особенно пристальным вниманием к идеям Мэн теня отличаюа Паскаль.

1 Cusson H. Les sources et le devloppemment du rationalisme dans la littérature française de la Renaissance. Paris, 1922.

2 Weiler M. Pour connaître la pensee de Montaigne. Brodas, 1948. P.23.

3 Weiler M. La pensee de Montaigne. Paris, 1948. P.47.

Декарт воспринял и развил идея иоатеш о той, что "истина наложена в csaxí человеке, и познать ее ига, только познавая себя" Епископ Ели-Пьер Каьзк», один вз столпов (¡иранцузской церкви, начав читать "Опыты", с восхи^онкеы называл {¿оятедя "Новый Сократси", но, ка/Лга его труд более глубоко, ол раявил, что "эта порочная книга, которая нравилась ему преадо. теперь вызывает отвращение" г.

Философ XVII в. Нкколя Ыальбршш крктиковги иоатеня са скептицизм в 8пю<уренЕУ. "На вная шюй ттпи, крск.^ веуаой, оа ваключш, что паи остазтся xiza стираться приятно просест»; ограниченный срок, Емввця£са в uzzau распораЕашш" 3.

По образному шз^ечанкэ Дрэасо, ео 2-ой гюлобшо XVIII б. "Опыты" стали "иацкокальнш словарей вдой" 4. (Еихософы-»ицкклопедксты XVIII в. пршвллла Сальсой ютерес к тторчестсу ионтоня. Uceara бег прэуволичешп скшп>,> что 1£шташ> агагаг влияние i» форццрованко пдей Руссо, Гельшзцня и Дидро.

В XIX в. (¿зитеия изучат представители поузцксй классической философии: Гоголь, Воаепгаузр. Нэдл. Гегель относил творчество Шатена скорое к "области вдравого сиусла, чей к философ;®"

К концу XIX - началу XX в. отетсятсз ry/да, посвадзшшо Ыонтегао, таких учэкых, как П.Бонефол, Г.Дашхга, О.СтроЕСки, П. Шил ей. Именно с этого вреиэня вачкнЕэтса более глубаюа изучение "Опытов" Цонтвия. слскшость к и содбоз точность которых вызывает столкновение различных мнений.

Полемика между учекшн идет по c«££í раалпчкш ьапросса философских.и социальных ваглядоз иоптепя. Его творчеству уделяется вниманио как в обцдх работах по истории Срадшш.

1 Bellinsrer I. Montaigne: une fete pour l'esprit. Paris, 1880.

P.2B5.

2 Цит.по: Богуславский В.Ы. Укав.соч. С.21.

3 Там же. С.200.

4 Dreano M. Ibid. P.29.

6 Гегель Г.В.Ф.' Соч. T.XI. U. ;Л.. 1935. С. 195.

истории об~«стгеш!о:1 шслн Европы 1, тек и в специальных исследованиях в трудах философов, тетор:эазв, филологов, литературоведов и зюэнсшгатсз.

1ЙЮГИ9 ccneimí его «ирсвоззрэиил ргссиатрпвсптол а слодую^тх трудах: ЯБвргз "Eltho п сознание líuiToim". VJÜQ; О.Луковскн "Шптань я проблема вреиэни", 1972; А.Ксшшро "Августшпши н ерлсготеллгы у Сзбунасого а Иоитвпл", 1972; П.Чащ^со-Дашгдгос "Л«стр:ша пзтагп у и.15онтоня", 1984; Д.Ерэндои "toir-'o и !*ралцузскпэ 1Х)рлл1:сты", 1982; В.и.Еогусласасй "У rere: то Сргщцусасого атоигиа и наторлализиа", 1С65 .

Силософстша соазрзтгя Шптегш пвдязэгея одкой из наиболее СЛССОШХ Проблей ИОНТОЦОПОДеГО'Л. Хотя 1&ЯТ0НЬ ЕС20Л в история ^.v.ocohvA ¡гак стсрсшшк awmramtsiía, попытки определить прннлдлслзгост?. !'оотеия к тему ига i^iciíy философскому направления привзля пеютерг: езтороа к противоположные шмдем. Рацгаггалнги, • аткс тщипи, пзнтонги, натурализм -

¡•СПТО-ЧП ОТНОСПТ КО ГССМ 3TI2Í П50ЛСУ.

Н.Еейдер считаот, что есть eco основания рассматривать !!сптс1Ш как рг:п^нал::ста при услоз:^! того, что термин "рацкеплллвм" Ссрзи а ггрегоз! спл.-огэ. Oy отиечйэ? такге, что некоторые ас терн, осиоешззясь на шелости суждений itouTGun, отводят (¡isy кекгачитольпоо место в истории развития общественной шага: одни провопглгзаот ого "первый из великих представителей нсесго времени - выразителем идей рационализма"2, другой - "перши свободна человеком Запада"3.

. Интересно гшенно и.Дреаио, который относит Líghtghh к mippoHüMíy и считает, что христианская апологетика имела в его

1 Та?.. напр.: Ребер Нзлдру. История европейской ыыелл от гуманистов к ученым XYI-XYII вв. 1973; Изшеле. Возроядею 9 и реформация. История Франции с XYI в. 1982; Еаклин В' сэ. Общество и менталитет в окружении Генриха III. 1 1.

2 Weller Ii. Ibid. Р.53.

3 Lecky. Rlslnff of Rationalist. T.l. P.93. Цит.по: Wellt l Ibid. P.105

лицо не противника, а союзника

Философы-томисты считавт Монтеня не предшественником Нольтера, а лишь запоздалый учеником святиго Фомы Аквинского z, а его скептицизм - орукием католической апологетами и борьбы с врага: и церкви.

П.Биллей определяет - скептицизм исштеня как христианский антирационализм - фидеизм. А.Ф.Стровский пиает, что скептицизм зто форма, которую у Монтеня принимает религиозное чувство. Близок к этой точке зрения Ж.Платтар.

В последнее десятилетие активно изучается фшзеофегаш истоки мировоззрения ионтеня. Так выпли сравнительный раОоти "Ионтенъ н Зразм", "Ыонтекь и АвгустшГ'

В отечественной истории философии традиционно Мэнтевь рассматривается как представитель скептицизма и рациоиадиеш.

Как полагает А.Ф.Лосев, №онтеня « ыогшо считать предшественником картеаианства, ставшего основой классицизма XYII в. со всем присуща! ему рационализмом Придерниваатса точки зрения, что в основе философии Монтеня лежал скептицизм, такие ученые как Баскин и Ф. А. Коган-Бернитейн. Сходные суждения высказывает В. В. Соколов. Органично связан с философией и вопрос о религиозных взглядах Мишеля да Ысштеня, который занимает одно из центральных мест в зарубежной монтеневедении.

М.Ситоле в своей книге определяет "Опыты" как выдающееся теологическое произведение 5.

Противоположного мнения придерживается такие ученые, как Леки, Г.Бюссон, Г.Лансон, Ы.Биллей, которые считают Монтеня борцом аа свободу мысли. убежденным рационалистом; и такие, как А.Арменго, Э.Фор, А.Еид, полагаидне Монтеня защитником безбожия и более нш менее откровенным противником религии.

1 Dreano М. Ibid., Р. 32

2 См., напр. : Grenet P. Le temisme. Paris, 1956.

3 Raymond M. Montaigne et Erasme. Paris. 1871; Montaigne et Augustine. Paris, 1980.

4 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. M. : WáCJ0>, 1987. C.596.

6 Cltoleux M. Le vrai Montaigne, theologien et soldat, .ethieleux, 1937. P.21.

- о -

Г.Лаисон 1 - историк французской литературы признает,. что книга Монтеня проникнута эпикуреизмом и направлена против христианства.

Сан-Беве, Г.Лансон, А.Арменго считают, что теологи ставят человека, творение божье, в центр вселенной, а Монтень развенчивает его и приближает к животным.

Стровский, Дреано, Платтард и Моро считьпт М.Монтенп искренна католиком

Вейлер подчеркивает 3, что в отношении Монтеня к религиозным распрям приоритетное место занимают политпческип мотивы,

П.Биллей, двухтомный труд которого посвящен эволюции взглядов Монтеня, считает политический консерватизм едшственной областью, в которой его позиция никогда не изменялась 4.

И отечественные исследователи также серьезное ' внимание уделяют религиозным взглядам Монтеня. А. А.Вишевский придерживался мнения, что Монтень не посягал на религию как на систему догматов, а, разрывая связь между богом и человеком, стремился найти подлинное место человека в природе 5.

Ф.А.Коган-Бернштейп, фундаментальная' статья которой включена во ваз академические издания "Опытов" Монтекя, представляет наиболее полное и разностороннее в отечественной литературе освещение взглядов Мишеля де Ыэктеня, считает6, что внутренне Монтепь был сторонником свободы совести, но полагал необходимым подчинение официальной государственной религии.

Особо полезными для написания настоят? работы оказались немногочисленные труды, посвященные изучении места 14энтеиа а

1 Lanson С. Histoire de la littérature française. Paris, 1910. P. 47.

2 Plattard J. Itontalgne et son temps. Paris, 1033; boreau P. L'hoïrme et l'oeuvre. Paris, 1939.

3 Weiler W. Ibid. P.50.

4 Villey P. Les sources et l'évolution do Uoritaizno. V.i-2. Paris, 1933.

5 Вишневский A.A. Указ.соч. C.32S.

G Коган-Бернптейн Ф.А. Указ.соч. С.573.

ucTopiffl общественна! мысли. К гаш иаяю отнести работы таких авторов, как Тибоде, Вутор, Старобшский и Гуго Срздркх.

В плане изучения Монтаня в связи с исторической обстановкой и "Опытов" как ее отрагштш следует отстать интересную работу Жаральда Лакана

Большое EHiiitainie творчеству Монтепя уделяют литературоведы, считая его остобопошшшкш нового литературного кайра ессеизиа 2.

При написании настоящей работы в основ нон еспольвовлец труда фрапцувскнх и отечественны;: историков. Зто по значит, что французский мыслитель-гуманист обойден вшшаикец в историографии других стран. Чавд это бывали исследования, касающиеся влияния' Монтеня на развитие той шш иной национальной культура. Так значительную часть английских авторов занимает вопрос влияния Шнтена на творчество Шекспира3.

. Ряд работ немецких исследователей посвяцзн истаричесяш взглядам Монтеня, например, X. ©лаае "Монтеневскаа картина прошлого" Говорят о связи идей Ыоптеня с античной мыслью П. У. Шпн® и Б.Вииклехнер 6. Также "Опыты" научаются кеч новая Форш литературного творчества : L. Вэтттовер "Фэру.а "Опытов"

1 Nakam G.Montaigne et son temps: Les evenerente ot les Essais. L'hlstloro, la vie, lo livre. Paris, 1B82; Les Essais de Montaigne: iniroir et procès de leur temps. Paris, 1894.

2 Ou., напр.: Лансоп. История французской литература, 1010;

П. Развитие французской мудрости. Рабле Уоитень Лафонтон. 1965; Бруди S. Читая Монтеня. 1032.

3 CD., например, ira последим* работ: Serena J. The sparrcs? and tho f loa: tha sens of providence in Shakspear aivj LüntaiE-no. 1903.

4 Flasche H. Das Montaigne-Bild der Gegenwart. // Neuphiloloelscho Zeitschrift 3. 1Ö51. S.'390 - 402.

0 S^.on P. M. Voi-formen des .Essais in Antike und Humanisan. Ein Rôitraj zur Entstehunjseeschlchte der Essais von Montaigne. Wiesbaden, 1954.

e Wink lehr, er B. Die Tugenden der antiken J^Hosophenschulen bei Michel de Montaigne. München. 1980.

Нонтепя" 1 я И. М<2Чно "Цитаты и истгусстао цитирования а "Опытах" Цонтенп" г.

Немецкие философ анализируют фщюсофсгаю взгляды Монтенл л связи с развитием немецкой классичесгай философ\ш э. Исследуется такте влияние Монтеня на развитие педагогической шсли 4 и т.д.

Возвращаясь к проблеме освещения творчества Нонтепя в отечественной пауте, надо отметить, что, несмотря на безуслоь.ше удачи в изучентш и освещешш отдельных сторон его икровоззрепия и литературного творчества, покадуй, нельзя назвать работы, ■ дахицей исчерпывагщуа характеристику его личности, общественно-политической деятельности и воззрений.

II. СТРУКТУРА II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДКСШТАЦШ. Диссертация состоит из введения, трек глав, . заключения, прагаяенка, списка испальзозашшх источников и литературу.

Регента исследовательской задачи поютает газмплексниЛ подход, т.е. анализ взглядов Шнтеня, исходя из хараотеристккз его времени, имея в виду общественно-палитаческуп оСстанаысу во Франции второй половины XVI века, ¡штеллекууальну» . атмосферу пякшистической среды и зжзпеншй путь саюго автора.

Во введения оОосяосшшотся актуальность теиы, ао научная новизна, освея^эогся цели а задачи диссертации, д-аагся хврактерлстгаса источников и историографический обзор.

Первая глава "иизаль де !1онтень п его время" посвядепа излозсенга исторической ситуации во Срзлщш ХУ1 в. и ошманпэ жизненного пути !£золл де Шптеня.

Время 1.!оптепл, - в европейском масштабе XVI в. - зто пора.

1 Wlttkoser Е. Dio Fora der Essais ven ».fcntatene. Barl In, 1935.

2 Hetschles M. Zitat und Zitierkunst in LSontalgnos Essais. Genf/Paris, i960.

3 Hirschberser 1.Ibid.

4 Qi.: Guaslianone Ii. La personalidad de Uleuel da Montalsn« en la historia da las Ideas educacionales. Buenos-Aires, 1&30.

когда с задавалось единое общеевропейское культурное пространство, освещенное идеями гуманизма, достиаениями высокого Ренессанса, идейным противостоянием католицизма и протестантизма в различных его формах.

Сама же идеология гуманизма. Ренессанс и Реформация уходят корнями в более глубокие пласты европейской жизни, связанные с социально-экономическими преобразованиями в Европе в целом и, конечно, во Франции^.

Отраг.зя эти процессы,в то кс время, творчество Мишеля де ионтсия глубоко национально по своему характеру и являет собой 0Д1Ш из результатов культурного подъема, характерного для Франции с начала ХУ1 в. Монтепь продолжал линии французских гуминистов к реформаторов Гильома Бюде, Лефевра д'Этапля и его учеников, епископа Брисонне и Маргариты Ангулемской.

В главе прослеживается жизненный путь Мишеля де Мовтеня, отражено его социальное происхождение, нестандартное поспитаиие, административная деятельность, личное окрукенкэ, дружественные связи,политические симпатии.

Вся сознательная зшань, общественно- политическая деяте/ьксстъ и творчество Монтеня приходятся ла время религиозных войн, более 40 лет раздлравшх Францию, принесших иеисчиилимио бедствия народу, зконоыичесшй урон стране, приведший к |фивису королевской власти, поставивших под угрозу саш единство государства. &го было время крушения идеалов, переплетения религиозных, политических противоречий и личных шЗиций, падения нравственности, проявлений личного героизма и прод^т«ц>ства, время, побуадашцее к осмысленна жианм с гозицкй разума, вовврадеивдеэ к вечным вопросам человеческого бытия.

Вторая глввз "Мировоззренческая основа взглядов Миаелз де Монгсял" посвявдна характеристике религиозно-философских воасрений Антенн.

Трудно определить в интеллектуальном миое Монтеня приоритет тех или иных проблем. Философские, религиозные и осйдеагьна-политические взгляда мыслителя составляют единое Ц9ЛОО,

В изучении феномена Цшела де Моятекя чап^е всего ученые »нкимзлвсь мыекно философской мыслью писателя, пытаясь ее

О

идентифицировать, исходя из известных фидософсгах школ.

Внимательно? изучение книги Монтеня приводит к мысли, что не только невозможно охарактеризовать однозначно философские взгппды Монтеня, но п неправомерно ставить такую задачу. Он не был чистым философом и даже философом по-преимуществу. Но, как и все писатели эпохи Возрождения,он был погружен в философское осмысление происходящих процессов н поиски новых ориентиров. Его философия - это философия жизненных рассуждений, но рассуядеиий человека, интеллектуанъный арсенал которого включает глубокую гуманитарную образованность, имея в виду и философские учения античности, средневековья, гуманизм

Касаясь религиозных взглядов Монтеня, следует сказать, что анализ "Оштор" дает повод утверждать, что его занимала более других именно философско-социальная сторона проблемы. Прежде всего это основные мировоззренческие представления о Боге - создателе всего сущего, о саном феномене веры, а не воплощении его в конкретной религиозной концепции со свойственными каждой из них догиатикой и соответствующей церковной практикой.

Таске ысгаго сделать вывод, что Цонтонь уделял достаточно впииания социальной роли религии, как фактору, сдеркивающему социальную нестабильность.

Естественно его неприятие религиозного фанатизма и политических распрей под впакш религиозного противостояния.

Философская позиция и религиозные взгляды в творчестве Цснтеня являют собой этап развития ив только французской,но и европейской культуры.

Третья глава "Общественно-политические взгляды Милеля ди Ионтеня" посвящена рассмотрению основных принципов политики, свойственных мировоззрению Моктеня, его отношению к институту монархии, представлению об идеальном государе, сути феномена государства.

Его политическое кшиение исходит из идей европейского ренессанса, вписывается в интехлектуальаую среду эпохи, созвучно многим гуманистически* кяеям ХУ1 века. Несмотря на каяутаеся противоречие в спенке коюфеткых явлений, ионтеиь

предстает мыслителем, имеющим вполне четкие политические взгляды.

Прежде всего его взглядам присущ ыакиавелевский принцип внимательного изучения действительности, что должно лежать в основа всякого политического решения. Решения ко должны исходить из гуманистической идеи общественного блага. Для Франции XVI века и ее народа Монтень видел благо в соблюдении принципов единства страны. мирного . развития, сильной центральной глазтх в лице короле.

Лучшим государственным устройства Уоктень считал то, )сотороо свойственно данному народу. Тагаш. отроем дли Франции била монархия, убежденным сторонником которой он и выступает, вовсе не идеализируя ни монархический принцип как универсальный, ни конкретных носителей власти ю Франции. Более того, Уоктень рассуждает о королевской власти со светских позиций, лишая ее божественного ореола и представляя, как и всякую власть, ?.ак и законы явлением историческим.

Сильную монархическую власть Моитень отличает ст тирании и жестокости, полагая, что истинное могущество государя зависит от поддержки подданных. Сама же п^ддерзяа народа и ¿авторитет монарха определяются тем, насколько он га|¡оптирует свободу и справедливость.

Порядок в государстве обеспечивается соблюдением законов. При этом Монтень отрицает принцип "естественных законов", • а расценивает их как структуру, с необходимость» вызвашг/ю общественным развитием.

Одной из новых идей, порожденных стреилени:м к пнут ре н.; ему миру в государстве, была мысль о создании общества на сыоззодой кокфессюназьной основе: католической и кадъкшшстсксй.

Рахуаденкя Цонтеня на политические теми в значительной степом были нацелены на воспитание монарха в приверженности тем принципам, которые он разделял сам. Это - уважение свободы личности и иамонов страны, ответственность перед своим народом, доверие, искренность и справедливость. В конкретных условиях вракци* это уакже прекращение братоубийственной войны и сохранение единства нации путем религиозной веротерпимости.

С-

Во взглядах Монтеня мотаю усмотреть либеральный тенденции,- сюда относятся непр-.шгио тирании как привнесенной извне, та: и внутренней, "новшеств", дестабилизирующих нормальную жизнь Франции; отказ от возврата к феодальному менталитету, которые будут восприняты Француасюм Просвещением, явятся одним из истоков либерального мышления нового времени.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования и фор;^улик ую теп основные выводы, вытекающие из проведенного анализа.

1. Судя . по "Олытш", философские взгляды ;-!оитоия представляют сложное соединение идей,, характерное ¡ищ стоицизма, скептицизма и эпикуреизма, и, конечно, рационализма, в силу чего его философии моашо считать предтечей , картезианства и одним из идейных истоков французского Просвещения.

2. "Опыты" раскрывают нам религиозные взгляда Монтеня. Как и все его современники он чудд атеизма, видя в Боге создателя всего сущего, начало всех начал. В его рассуждениях тесно соединены понятия Бога и природы, что свидетельствует о близости его философии к пантеизму.

3. Монтекь признает позитивную социальную роль религии, как регулятора - общественной жизни, в частности, роль религиозной морали, не абсолютизируя ее значение и подвергая критике христианские аскетические традиции, что свойственно ренессанснсму мышлении.

4. По сути, автор "Опытов" - приверженец веротерпимости, и его отрицание Реформации основано как на неприятии крайних проявлений религиозного фанатизма, так и, что представляется особенно существенным, пагубных политических последствиях религиозных войн.

5. Анализ "Опытов" приводит к уб«ддекио, что Цпнгекь вполне самостоятелен в своих политических размышлениях, которые выстраиваются в достаточно стройную юлщепции.

6.В основе этой копцепцки отрицание поинщша болестаенного происхождения мокараей власти, й саио государство, и его атрибуты, как и конкретная политика, поддался

рационалистическому анализу и становятся объектам рассуждений с целью поисков наилучшего решения конкретных проблем, стоящих перед страной и ее монархе*!.

7. Монтень предстает адептом сильного национально-центранизованного государства с абсолютистской формой правления. В теории, однага, не отрицая других форм правления, в больной степени отвечающих традициям конкретной страны.

8. Доминанту 'в политике в катдай конкретный момент определяет интересы общественного блага.

0. Есть основания полагать, что политические рассуждения Монтеня но были лишь отвлеченными теоретическими исканиями, а косили практически заданный характер, т. е. были направлены на воспитание монарха ( речь идет о Генрихе III Валуа, Генрихе IY Бурбоне и возможных их преемниках, которые утрудят себя чтением "Опытов").

10. Политические рассуждения Монтеня, его поиск решений вонкретнцх задач, проверка идей опирались на исторический опыт уиодшх поколений и реальную действительность Франции.

11.Монтень предстает политическим мыслителем, чуждым крайних суждений, что выражается в противостоянии тирании, идеям дестабилизирующим нормальное течение жизни страны ("новиоствим"), веротерпимости. В его воззрениях усматриваются истоки либеральных политических тенденций, которым суждено будет ипДгк яркое выражение в общественной мысли Франции в конце XYill в.

MkA AAA

По тош длиной диссертации опубликована статья: Изучение "Опыгои" Мишеля до Монтепя в современной французской историография // Некоторые проблемы »о&обае* истории / ьаторкасы кгшференцнм игшпднх ученых к аспирантов кафедры исторжж РУДН /Сб./ РУДН.- U., 199S.- С. в-1в. Рукопись доп. 6 »«ОМ РАН, К Й0404 от 16. ОБ. 95.

Kôstenko J. F. "Social political views о/ Montaigne"

Tfw thosis ¡a davoted to political viara or Miolwl de Ibntatfffio, t.h,? outstanding French thinker of the second hall . oh the 16-th senture.

His political ideas result from tha europoan roneussaneo of inteloctual onvironent and reflect ronl political pro-co3ao3 in Franoo at tho tim-3 of tho religious wars.

!)i3 adh'jrenco to ¡monarchy, order, lav end French traditions is cotnbined in his conseption with th* negation of" tyranny which violates tho principle of monarchial responsibility bofore the people, principle of sorvinsf publia interosts. J.bntaiirr» corrplotely rejects tho irworallty in policy.

Tho thosts is based1 upon Lfentaierne's book "Essais", his lottors and his contemporaries^ works, the works of French end Russian resoarclws of ifontaifrno.

Я. О. Костенко

"Обвдствешю-политические воэерешш !.imsoxn дэ íJohtohíi"

Нзстояцзя диссертация посвясена политический воззрениям Ниселя де tfeirretia, выдающегося французского инелитолл пюроЛ по .гор кии 16 век;».

Его политически» вояррвння, основой которых ornx ренессанс европейской интелектуальяой среды, отраягшг реч-11'Нь'э яо-лнтичосгаге процессы во Франции периода релипюэнчх г-о>>н.

В его концепции прирер^нность монархии, порядку, закону н фрннцуэским тралиниям переплетается с отрии-чин«н тира-пин, которая иаруияет такие принципы как ответственность ж- • парха перед народом и едтунение оОгаественчш иктересам.

В основе диссертации лежит книга Монтеия "Сити", его письма, работы ere совре»«нников, а таг<тя ясслс/ютт* творчества Ионтеня з отечественной и зарубежной чсго;л:г\л1т.

22.C5.95r.__ ttfsca Ir. .т. Jp. ГХ_________

Гсгт» да:;sonrisa, S