автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Эссе как жанр публицистики

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Дмитровский, Андрей Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эссе как жанр публицистики'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дмитровский, Андрей Леонидович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА.

1.1. Жанровый статус эссе.

1.2. Основные типологические признаки эссе.

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО -ОСНОВА ЭССЕИСТИКИ.

2.1. Специфика отражения авторского «Я» в жанре эссе

2.2. Особенности формы и композиции эссеистических произведений.

2.3. Виды эссе: общая характеристика.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЭССЕИЗМА.

3.2. Эссеизм в журналистике: диалектика существования.

3.3. Парадоксальность - особая функция эссеизма.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Дмитровский, Андрей Леонидович

Открывая сегодня газету, слушая радио или смотря телевизор, мы каждый день встречаем все большее число произведений, в которых сильно авторское, субъективно-эмоциональное, «эссеистическое» начало. Многие толстые журналы, большинство аналитически ориентированных газет, а также телевизионных каналов считают обязательным иметь отдел эссеистики (например, журнал «Звезда»), одну или несколько передач (на ОРТ: «Однако») или рубрик в газете («Наблюдатель», «Это мы, Господи» в «Независимой газете»; «Колонка редактора» в «5 Колесе» (Санкт-Петербург)). Можно смело утверждать: практически любое средство массовой информации, имеющее аналитическую составляющую вещания, старается сегодня использовать услуги эссеистов.

Более того, выходят сборники эссе (как газетных выступлений, так и выступлений по отдельным проблемам): «Конец стиля» Бориса Парамонова; «В лабиринте проклятых вопросов» Виктора Ерофеева. В Интернете публикуется Вячеслав Курицын - «Русский литературный постмодернизм» и др.

Особенно заметно акцентирование внимания аудитории на личность ведущего на телевидении. Современные хозяева телеканалов и газет всемерно используют этот фактор в агитационно-идеологических целях и стараются вокруг своих изданий сплотить наиболее талантливых и ярких авторов. Если еще десять-пятнадцать лет назад смотрели «передачу», то сегодня

Ц'- хХ смотрят «ведущего» - Киселева, Позднера, Доренко,1 Леонтьева/

Факт: в России в 90-е годы XX века произошел всплеск эссеистского творчества. Почему? Можно назвать ряд причин.

Благодаря гласности, плюрализму мнений, открытости общества появилась возможность свободно обсуждать любые проблемы и высказывать свои мысли (журналистика персонализировалась), говоря от собственного имени (вплоть до помещения личной фотографии около материала в газете). Стали доступны и информационные ресурсы - архивы, Интернет, другие СМИ. Усилилась политическая и идеологическая борьба - следствие «переходности» эпохи, требующей осмысления, оценки. В этой ситуации жанр эссе за последние полтора десятка лет не только прижился (возродился) в России, но даже претендует по популярности на первенство среди остальных художественно-публицистических жанров.

Кроме того, если взглянуть на литературу и философию, то бросается в глаза факт эссеизации и крупных литературных форм (романа, например).

В свете вышеизложенного актуальность темы диссертационного исследования, обусловлена, во-первых, самим появлением (массовым распространением) в отечественной журналистике последних пятнадцати лет «нового» жанра.

Во-вторых, непрекращающимся (после всплеска 1985-1990-х годов) ростом его популярности в прессе и, главное, активным влиянием на другие как публицистические, так и крупные литературные жанры, что уже получило название «эссеизации».

В-третьих, слабой теоретической изученностью как феномена эссеизма, так и самого жанра эссе, что требует разобраться в их специфике и определить место и роль эссе в системе жанров публицистики.

Характеризуя степень научной разработки темы, следует признать, что всеобъемлющей, общей теории жанра эссе пока не существует. Исследователи признают, что «он остается одной из наименее теоретически изученных областей словесности»1. Можно выделить лишь несколько малочисленных групп работ, в которых проблемы специфики и взаимосвязи тех или иных признаков эссе, их зарождения и исторического развития нашли отражение на различных уровнях научного обобщения.

Первая группа работ представляет собой попытки охарактеризовать творчество того или иного эссеиста (эссеистов) и выделить индивидуальные особенности его (их) творчества, без построения специальной теории. Это, в основном, англоязычная литература: «Английское эссе и эссеисты» X. Уолкера; «Лучшие английские эссе» Д. Мерсанда2 и др.

Из отечественных работ этой группы можно отметить работы О.И. Дуровой о норвежских и Ю.В. Лучинского об американских эссеистах3.

Следующая группа работ пытается объяснить специфику жанра (или отдельные его признаки) с функциональных позиций. Это относится, прежде всего, к теоретикам постмодернизма, которые понимают эссе как метод, «инструмент постмодернизма»4. При этом у большинства исследователей этот подход характеризуется крайним релятивизмом.

Сходна с постмодернистской и трактовка эссе как формы «негативной диалектики», некой все разрушающей сверхзадачи: отстаивать «свободную мысль», релятивизируя любые

1 Эпштейн М. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени) И Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. С. 334.

2 Walker H. The English essay and essayist. London, 1966; Great Narrative Essays. Ed. By Jozeph Mersand. New York, 1968.

3 Дурова О.И.: 1) Норвежское эссе 1960 - 90-х годов. Воронеж, 1997; 2) Эссе: вопрошание о смысле. Воронеж, 1999; Лучинский Ю.В. Бенджамин Франклин и проблемы становления американского эссе // Вестник МГУ. Серия 10 (журналистика). 1998. №3. С. 93-101.

4 Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. №4. С. 33. сплошности» - культурные, смысловые и т.д. Здесь выделяется, прежде всего, «критическая теория» эссе Теодора Адорно, изложенная им в работе «Эссе как форма». Этого же направления придерживается в своих исследованиях и М. Эпштейн1.

Большинство остальных работ носит описательный характер, характеризуя эссе по внешним признакам: «Разновидности эссе» Д. Друри, «Прошлое и настоящее эссе» Д. Пристли, «Главные свойства эссе» Р. Майлза и некоторые другие .

Из отечественных авторов: Канторович В.Я. «Записки писателя о современном очерке»; Иванова Н. «Точка зрения» и др.

Кроме указанных теоретических работ, существует группа отдельных высказываний и статей о тех или иных признаках эссе или эссеизма: Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1998, № 4; Кройчик JI.E Эссе: свобода повествования или свобода мысли // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995 и Др.

Что же касается фундаментальной теории эссеистики, то следует ' констатировать: она только начинает складываться. Это понятно: в силу определенных исторических и идеологических причин, эссеистика в России была под негласным запретом и получила возможность «легального» существования и функционирования лишь в последние 10-15 лет .

1 Adorno Т. Gesammelte Schriften. Bde 1-20. Frankfurt/Main, 1973-86; Эпштейн M. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988.

2 Drury D. Varieties of the essay. Traditional and modern. Belmont (Cal), 1968; Walker H. The English essay and essayist. London, 1966; Priestley J.B. Essayiests past and present. New York, 1967; Thompson E.N.S. The 17-th century English essay. New York, 1967.

3 Справедливости ради необходимо все же отметить, что как такового, запрета на эссеистику не было, было, скорее, презрительное отношение к произведениям такого рода: идеологическую машину интересовали прежде всего наиболее эффективные, дающие сиюминутный результат материалы - очерк, памфлет, фельетон, статья. Однако совсем от эссеистики отказаться нельзя и тому есть доказательства. Например, газета «Неделя» в конце 60-х, начале 70-х печатала эссеистические материалы под рубрикой «Колонка редактора». Названия говорят сами за себя: «Отчий дом», «Весна», «Поэты», «Человек и его дело» и т.д.

Но уже современные изыскания и, особенно, возвращенное наследие русских мыслителей XIX-XX веков - заново приобретенное и осмысленное - позволяют надеяться на то, что такая фундаментальная, всеобъемлющая теория эссе будет создана.

Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей.

В своей работе мы основывались на общенаучных принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа.

Объектом исследования в диссертации служила эссеистика как вид публицистического творчества. Необходимо было найти такое единое основание, благодаря которому все имеющиеся и пока разрозненные признаки жанра получили бы свое обоснование, место и связь друг с другом.

Непосредственно предметом исследования служил жанр эссе.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить социальную роль эссеистики как специфического типа творчества и дать определение жанра эссе.

Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:

- проследить зарождение и становление жанра эссе;

- описать и проанализировать основные формально-содержательные признаки жанра эссе;

- выявить новые типологические признаки эссе;

- рассмотреть место и функцию эссеистики в процессе массовой коммуникации;

- раскрыть природу эссеизма как особого типа мышления;

- обосновать понимание эссеизма как индивидуального мифотворчества;

- проанализировать виды и композиционные формы жанра эссе; Эмпирическую базу работы составляют тексты эссе зарубежных и отечественных эссеистов и писателей. Их выбор определялся тем, что: а) это общепризнанные образцы эссеистики; б) теория жанра не может быть построена на основе анализа произведений какой-либо одной эпохи или одного писателя; для полной характеристики закономерностей эссеистики как особого типа творчества необходимо учитывать разнообразный исторический опыт. ^ f ^

UL--- {-J./

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы могут быть полезными как при разработке теории жанров публицистики, так и в практической деятельности журналистов: понимание принципов функционирования и закономерностей эссеистического творчества даст возможность методологически верно подойти к подобным задачам. Кроме того, диссертация может быть использована при чтении спецкурсов «Жанр эссе», «Художественно-публицистические жанры», «Методы журналистского творчества», «Образные ресурсы публицистики», «Психология творческой деятельности журналиста» и др.

Апробация и внедрение. Положения и выводы, гипотезы диссертационного исследования получили апробацию на международных и российских научно-практических конференциях 1998 - 2002 гг. в Москве (МГУ), Санкт-Петербурге (СПбГУ), Воронеже (ВГУ), Ростове-на-Дону (РГУ). По тематике диссертации опубликовано научно-методических статей.

Методическую апробацию представленные в исследовании положения прошли в рамках спецкурса для студентов факультета журналистики ВГУ «Художественно-публицистические жанры».

Положения, выносимые на защиту: а) Понимание формальной и содержательной сущности жанра эссе возможно лишь на основе системного подхода. Эссе -художественно-публицистическое произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора, - рассматривается как отражение индивидуального мифотворчества (эссеизма). Механизм функционирования эссеистического сознания представляет собой индивидуальное мифотворчество; б) исследование жанра эссе должно проводиться с учетом таких понятий как «индивидуальный (личный) миф», «индивидуально-мифологическая картина мира», «тип духовности», «принцип жизненности», либо впервые введенных автором в научный оборот, либо получивших в диссертации новое концептуальное наполнение; в) эссеистика, являясь частью журналистики и публицистики, проявляет свою специфику прежде всего в том, что, с одной стороны, способствует развитию личностного самосознания читателя, помогая преодолевать стереотипы массового сознания, с другой стороны - требует развития личности самого автора. Эссеизм - феномен эпох переломных и представляет собой диалектическое взаимодействие двух факторов: объективного (стремление общества осмыслить складывающуюся историческую ситуацию и себя в ней) и субъективного (осмысление это осуществляется силой мысли отдельных ярких личностей).

Таким образом, научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка исследования жанра эссе с позиций понимания эссеистики как особого - мифологического -типа сознания.

Структура диссертации обусловлена характером данного диссертационного исследования. Во введении определены объект, предмет, цели и задачи, а также актуальность и новизна предложенной концепции.

Первая глава посвящена анализу и описанию типологических признаков жанра, дана характеристика уже известным попыткам определения эссе и предложено собственное понимание жанра эссе.

Вторая глава представляет собой системное рассмотрение основных композиционно-содержательных компонентов эссе, отражающих особенности эссеистического сознания (эссеизма).

Третья глава посвящена рассмотрению социальной функции эссеистики.

В заключении обоснованы сделанные выводы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эссе как жанр публицистики"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своего развития,^- пишет Е.П. Прохоров, "публицистика fl претерпевала внутреннюю дифференциацию - выделялись различные роды (информационная, аналитическая, художественная), формировались жанры (репортаж, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, памфлет и т.д.), виды (политическая, экономическая, морально-этическая, антирелигиозная и антиклерикальная, литературно-критическая и т.д.), стили (полемическая, агитационно-ораторская, позитивно-пропагандистская, критико-аналитическая, сатирическая и т.д.). Особенность их была функциональная: публицист, создавая произведение, делал акцент на какой-то из взаимосвязанных сторон функций - то ли стремится дать читателям прежде всего общую ориентацию в событиях современности, то ли стремился преимущественно к эффекту в области мировоззренческого самоопределения читателя относительно являющихся в фактах закономерностей и тенденций социальной жизни, то ли стремился к тому, чтобы главным образом помочь читателям самоопределиться относительно типических для современности 1 социальных характеров .

Но при этом, в силу различных причин, упускалась из виду еще одна сторона функциональной деятельности журналистики как (зеркала общественной жизни. )

Мы уже говорили, что журналистика (в целом) должна отражать и обслуживать все проявления и потребности массового сознания. Раз так, то она не могла не отразить потребность взятого в отдельности человека (составляющего в совокупности с другими

1 Прохоров Е.П. Публицистика и общество. С. 39-40. массовое сознание, общество) в личностном, экзистенциальном общении, понимании и взгляде на мир. Традиционно этими вопросами занималась религия (усилий которой - при существовавших «до Гутенберга» темпах жизни, скорости распространения и объемах информации - вполне хватало), но после эпохи Возрождения она в геометрической прогрессии сдает свои позиции средствам массовой коммуникации - социальному институту журналистики. СМК, как мы убедились, в силу своей специфики и наряду с историческими условиями, усилили в общественном сознании мифосозидающую активность -потребность в целостном и личностном понимании мира. Поскольку религиозные идеи были подвергнуты остракизму, то в общественном сознании усилились тенденции к индивидуальному мифотворчеству (эссеизму). Знаковым (материальным) отражением последнего стала эссеистика как совокупность произведений и жанр эссе как типичная (адекватная) форма отражения видения мира индивидуумом. .

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, можно свести к следующим положениям.

Во-первых, жанр эссе возник не на пустом месте: его корнями стали жанровые формы менипповой сатиры и сократического диалога.

Во-вторых, историческими причинами возникновения его были общественно-политические изменения в Европе периода Возрождения - зарождение и развитие класса буржуазии, и социально-психологические (мировоззренческие) сдвиги в массовом сознании эпохи Ренессанса - разрушение теоцентрической модели мира с заменой ее на антропоцентрическую (научную). 7 iT

В-третьих, наиболее ярко эссеизм проявляет себя в переломные эпохи - когда обществом формируется новая «мифологическая парадигма» - общественные представления о мире, массовая картина мира.

В-четвертых, эссеизм представляет собой индивидуальное мифотворчество.

В-пятых, в результате анализа (рассмотрев наиболее известные точки зрения исследователей на теоретические проблемы жанра и выделив три наиболее важные конституциональных признака эссе: жизненность, субъективность и парадоксальность) нами получено следующее определение жанра: эссе - художественно-публицистическое произведение, отражающее б/ экзистенциальную рефлексию автора. Затем и обосновано.

В-шестых, либо впервые введены в научный оборот, либо заново

V-- . . ■ осмыслены в рамках данной концепции такие понятия, как «индивидуально-мифологическая картина мира», «личный (индивидуальный) миф», «тип духовности», «принцип жизненности». }

Л-/

В-седьмых, в рамках разрабатываемой концепции, автором / йредставлена типология жанра эссе по содержательному признаку (познавательный, лирический, нравоописательный виды эссе) и типу композиционного построения (эссе с линейным, циклическим или фрагментарным типом композиционной структуры).

В-восьмых, в диссертации обосновано положение о том, что эссеистика, являясь частью публицистики и журналистики, проявляет свою специфику прежде всего в том, что эссеист, персонифицируя в себе обобщенный идеал человека, выступает «собирателем» сознания читателя, активизирует у последнего духовную работу по построению индивидуальности. О

Таким образом, эссеистика - со всеми ее особенностями: жизненностью, мифологичностью и познавательной парадоксальностью - позволяет массовому читателю осознать свою индивидуальность, ощутить реальность своего психического пространства, задуматься о нем, осознать собственную личностность, то есть выполняет важнейшую коммуникативную задачу: задачу экзистенциально-личностного общения.

 

Список научной литературыДмитровский, Андрей Леонидович, диссертация по теме "Журналистика"

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. М., 1999.

2. Аристотель. Соч.: В 4 т. Минск, 2001.

3. Аристотель. Политика. М., 1911.

4. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.,

5. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика: Учеб. пособие. М., 1980.

6. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

9. Белянин В.П. Введение в психолингвистику / Моск. госуд. лингвистич. ун-т. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

10. Ю.Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975. П.Беневоленская Т.А. Портрет современника (очерк в газете). М.,

11. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

12. Буже М. Философия физики. М., 1975. Н.Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972.

13. ВалгинаН.С. Теория текста: Учеб. пособие. М., 1998.

14. Варустин Л.Э. Вровень с героем. М., 1987.

15. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1965.1983.1960.

17. Гегель Г. Наука логики. М., 1937.

18. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968.

19. Герцен А.И. Письма об изучении природы. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954.

20. Глушков Н. Очерковые формы в современной литературе. Ростов-н-Д., 1969.

21. Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов-на-Дону, 1979.

22. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

23. Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе X-XIII веков. М., 1975.

24. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М., 1998.

25. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.

26. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1988.

27. Горохов В.М. Слагаемые мастерства (особенности журналистского творчества). М., 1982.

28. Гуревич П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М., 1978.

29. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

30. Гуревич С.М. К.Маркс публицист. М., 1982.

31. Гуревич С.М. К.Маркс и Ф.Энгельс основоположники теории коммунистической журналистики. М., 1973.

32. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

33. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.

34. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

35. Ершов Ю.М. Методы познавательной деятельности публициста и жанры публицистики: диалектика взаимодействия. Автореф. канд. дис. М., 1987.

36. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М., 1969.39.3амалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. СПб., 1996.

37. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. М., 1987.41.3доровега В.И. Слово тоже есть дело. Некоторые проблемы теории публицистики. М., 1979.42.3ивильчинская Л. Заметки о литературном мастерстве. М., 1962.

38. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.

39. Иванова Н. Точка зрения. М., 1988.

40. К. Маркс, Ф. Энгельс. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966.

41. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.

42. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989.

43. Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989.

44. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1962.

45. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб., 1999.

46. Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра: Учеб. пособие. СПб., 2000.

47. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод. пособие к спецкурсу «Проблемы современного очерка». М., 1977.

48. Кулаков А.Е Религии мира. М., 1996.

49. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX -первая половина XX вв.). Ростов-на-Дону, 2000.

50. Лавреневская А.С. Объективное и субъективное в очерке: (К теории жанра): Автореф. канд. дис. М., 1989.

51. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.

52. Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.

53. Леви-Брюль Л. Функции мышления в низших обществах. М., 1927.59.Ленин В.И. ПСС.

54. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973.

55. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

56. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Опыты. Литературно-философский ежегодник / Сост. А.В. Гулыга. М., 1990. № 1.

57. Лучинский Ю.В., Сопкин П.Т., Хагерман У.Л. Краткий курс истории зарубежной журналистики. Краснодар, 1995.

58. Мазнева О.А. Структура газетного очерка. М., 1990.

59. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства выразительного письма). Красноярск, 1987.

60. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977.

61. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. Л., 1971.

62. Мезенцев М.Т. Некоторые тенденции развития современного советского очерка: Автореф. канд. дис. М., 1972.

63. Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб., 1996.

64. Менар Рене. Мифология в древнем и современном искусстве.

65. Минск, М., 2000. 71 .Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000.

66. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001.

67. Муминов Ф.А. Метод журналистики и методы деятельности журналистов. Ташкент, 1998.74,Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. 75.0ртега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

68. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

69. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971.

70. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.

71. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. М., 1998.

72. Прохоров Е.П. Публицистика и общество. Автореф. докт. дис. М., 1969.

73. Рабинович B.C. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

74. Радьяр Д. Планетаризация сознания: От индивидуального к целому / Пер. с англ. М., 1995.

75. Саламон JI. Всеобщая история прессы. С.-Пб., 1909.

76. Соколов B.C. Периодическая печать Франции: Учеб. пособие. СПб., 1996.

77. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

78. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2001.

79. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

80. Стюфляева М.И. Человек в публицистике: (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989.

81. Суздальцева В.Н. Авторское повествование в газетно-публицистическом тексте: (На примере портретного очерка): Автореф. канд. дис. М., 1981.

82. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

83. Торичко Р.А. Реклама как мифологическая коммуникативная система. Автореф. канд. дис. Барнаул, 2001.

84. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.

85. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971.

86. Ученова В.В. Публицистика и политика. 2-е изд. М., 1979.

87. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. М., 1976.

88. Флоренский П.А. Имена // Опыты: Литературно-философский ежегодник / Сост. и отв. ред. А.В. Гулыга. М., 1990.

89. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

90. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1913.

91. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

92. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. М., 1999.

93. Холмов М.И. Художественно-публицистические жанры газеты: Очерк, фельетон. Л., 1988.

94. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. 2-е изд. М., 1973.

95. Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.

96. Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. М., 1982.

97. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995.

98. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: Автореф. докт. дис. Киев, 1989.

99. Шур М. О проблемах очерка. Пермь, 1964.

100. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. С. 334.109. Эрн В.Ф. Соч. М., 1991.

101. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

102. Юнг К.Г. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1992.

103. Сборники, словари, энциклопедии

104. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры / Отв. ред. А.Н. Кочергин, К.А. Тимофеев. Новосибирск, 1989.

105. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1975.

106. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998.

107. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998.

108. Восток и Запад о жизни после смерти / Сост. Н.Г. Шкляева. СПб., 1993.

109. Журналистика в 1998 году: Тезисы научно-практической конференции. М.: МГУ, 1999.

110. Журналистика в 1999 году: Тезисы научно-практической конференции. М.: МГУ, 2000.

111. Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития: Тезисы научно-практической конференции. М.: МГУ, 2001.

112. Журналистика и идеология. Под ред. В.В. Ученовой. М., 1985.

113. Землянова JI.M. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: МГУ, 1999.

114. Информация Коммуникация - Общество (ИКО-2001): Тезисы докладов и выступлений Международной научной конференции. СПб., 2001.123. Искусство. М., 1925.

115. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. М., 1975.

116. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

117. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. С .В. Тураева. М., 1988.

118. Логос. Общество. Знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса): Сб. научных трудов / Отв. ред. Б .Я. Мисонжников. СПб., 1997.

119. Мастерство журналиста / Под ред. В.М. Горохова, В.Д. Пельта. М., 1977.

120. Методы журналистского творчества / Под ред. В.М. Горохова. М., 1982.

121. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. "Журналистика" / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

122. Павловский А.И. Популярный библейский словарь. М., 1994.

123. Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.П. Пронина. М., 1990.

124. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999.

125. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. JI.B. Топоровой, С.В. Воронина, И.Н. Гвоздева, С.М. Черкасова. СПб., 1995.

126. Словарь иностранных слов. М., 1998.

127. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология. М., 1999.

128. Словарь русского языка: В 4-х томах / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985.

129. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М., 1980.

130. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М., 1991.

131. Современный словарь иностранных слов. М., 1973.

132. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. М., 1999.

133. Средства массовой информации в современном мире. 1997: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: СПбГУ, 1997.

134. Средства массовой информации в современном мире. 2000: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: СПбГУ, 2000.

135. Средства массовой информации в современном мире: 2001. Тезисы научно-практической конференции. СПб.: СПбГУ, 2001.

136. Талант отданный газете: К 100-летию со дня рождения Д.И. Заславского / Сост. А.Н. Сафонов. М., 1980.

137. Текст. Высказывание. Слово / Ин-т языкознания АН СССР; Отв. ред. Н.В.Уфимцева. М., 1983.

138. Теория и практика советской периодической печати: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Д. Пельта. М., 1980.

139. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1-4. М., 1935-1940.

140. Христианство: Словарь. М., 1994.

141. Язык и текст: Онтология и рефлексия: (Матер, к I Междунар. филос.-культурол. чтениям. С.-Петербург Ораниенбаум, 17-21 авг. 1992г.) / Под ред. Л.М. Моревой, М.С. Уварова. СПб., 1992.

142. Статьи и отдельные публикации L,c</.( v

143. Андре Моруа. Шестьдесят лет моей литературной жизни. М., 1977.

144. Барабанов Е.В. В.В. Розанов // Розанов В.В. Соч.: В 2 т. М., 1990.

145. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.

146. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Соч.: В 7 т. Т. 5 (Работы 40-х начала 60-х годов). М., 1997.

147. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.

148. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.

149. Гуревич П. Среди мифов / Советская культура. 1989, № 9.

150. Дмитренко С. «Прозу люблю почти так же, как и стихи.» // Цветаева М.И. Проза. М., 2001.

151. Дмитровский A.Jl. ««Опыты» М.Монтеня как попытка преодоления кризиса схоластической традиции публицистического выступления» // Акценты. Новое в массовой коммуникации. № 1-2. Воронеж, 2001.

152. Дмитровский А.Л. О соотношении автора и лирического субъекта в жанре эссе // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2001.

153. Дмитровский А.Л. Эссе: мифологическое сознание как основной жанрообразующий элемент // Труды молодых ученых ВГУ. Вып. 3. Ч. 2. Воронеж, ВГУ, 2001.

154. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991, № 2.

155. Ильин И.П. Н.Г.Фрай // Современные зарубежные литературоведы: Справочник. Страны капитализма. Ч.Ш. М., 1987.

156. Коган-Бернштейн Ф.А. Мишель Монтень и его «Опыты» // Монтень М. Опыты. М., 1997.

157. Кройчик Л.Е Эссе: свобода повествования или свобода мысли // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995.

158. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

159. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // О печати. 3-е изд. М., 1982.

160. Линник Ю.В. Эстетика парадокса // НТР и развитие художественного творчества. Л., 1980.

161. Лысков А.П. Эстетизм как тип духовности // Художественное мышление в культуре XIX-XX веков. Калининград, 1992.

162. Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении // Мысль изреченная / Под ред. В.А. Кругликова. М., 1991.

163. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999.

164. Мисонжников Б.Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994.

165. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 5, 1948.

166. Пронин Е.И. Разомкнутый текст // Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М., 1990.

167. Рыковцева Елена. ««За границей» информации» / Московские новости. 1999, N23.

168. Соколов Б.Г. Самоанализ как анализ текста другого // Язык и текст: Онтология и рефлексия: Матер, к I Междунар. философско-культурол. чтениям (17 21 авг. 1992 г., С.Петербург) / Под ред. Л.М. Моревой, М.С. Уварова. СПб., 1992.

169. Солонин Ю.Н. Журналист и его сознание: в защиту профессионализма (к феноменологии профессионального мышления) // Журналист. Пресса. Аудитория: Межвуз. сб. Вып. 4 / Под ред. И.П. Лысаковой, Ю.Н. Солонина. Л., 1991.

170. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. М., 1980.

171. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987, N 3.

172. Чайковская В. Плетение словес // Литературная учеба. 1985, N2.

173. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999, N4.

174. Чернышева Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество // Психология художественного творчества. Минск, 1999.

175. Шахназаров Г. Так какая идеология нам нужна? / Литературная газета. 1990, № 16.

176. Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1998, N 4.1. Художественные тексты

177. Бердяев Н.А. Из книги: Самопознание // Опыты: Литературно-философский ежегодник / Сост. А.В. Гулыга. М., 1990.

178. Битов А.Г. Неизбежность ненаписанного. М., 1999.

179. Бунин И.А. Ночь // Книга Екклесиаста. Серия «Антология мудрости». М., 2000.

180. Гачев Г.Д. Жизнемысли. Библиотека «Огонек», N 39. М., 1989. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1975.

181. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные главы. СПб., 1999.

182. Монтень М. Опыты: В 3 книгах (Т.1: Кн. I и II; Т.2: Кн. III). М., 1997.

183. Паустовский К.Г. Избранная проза. М., 1965.

184. Пришвин М.М. Соч.: В 6 т. М., 1956-1957. ТА.

185. Розанов В.В. Соч.: В 2 т. М., 1990.

186. Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Избранные страницы. СПб., 1999.

187. Цветаева М.И. Проза. М., 2001.

188. Честертон Г.К. Избранное: Человек, который был Четвергом; Перелетный кабак: Романы. Рассказы. Эссе / Пер. с англ. Н.Трауберг, В.Стэнига, А.Ливенгарта. М., 1996.1. J; V1. Иностранная литература

189. Adorno Т. Gesammelte Schriften. Bde 1-20. Frankfurt/Main, 1973-86.

190. Auge С. et P.Nouveau Petit Larousse illustre. Diktionnaire-encyclopedique. Paris, 1956.

191. Berger B. Der Essay. Form und Geschichte. Bern und Munchen, 1964.

192. Current Literary Terms. A Concise Dictionary of their Origin and Use. L., 1980. P. 98.

193. Dictionary of world literary terms. Ed. By J.T.Shipley. L., 1970. P. 106.

194. Drury D. Varieties of the essay. Traditional and modern. Belmont (Cal), 1968.

195. Great Narrative Essays. Ed. By Jozeph Mersand. New York, 1968.

196. Larousse P. Grand diktionnaire universel, t.7. Paris, 1979.

197. Priestley J.B. Essayiests past and present. N.Y., 1967.

198. Sayse R.A. The Essays of Montaigne. L., 1972.

199. Scholes K., Klaus C. Elements of the essay. N.Y., Oxford, 1969.

200. The Penguin English Dictionary. Compiled by G.N.Garmonsway with Jaggueline Simpson. Revised Edition. Penguin Books. Copyright, 1965, 1969.

201. Thompson E.N.S. The 17-th century English essay. N.Y., 1967.

202. Walker H. The English essay and essayist. L., 1966.

203. Warriner" s Grammar and Composition. New York, 1958.

204. Webster's International Dictionary of the English Language. Springfield, 1891.

205. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. Springfield, Massachusetts, 1969.