автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общественно-политические взгляды и деятельность Г. В. Вернадского

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Бондарь, Андрей Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Общественно-политические взгляды и деятельность Г. В. Вернадского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бондарь, Андрей Юрьевич

Введение стр. 2

Глава 1. Становление личности Г.В. Вернадскогостр. 17

§ 1. Либеральная родословная Вернадскихстр. 18

§ 2. Семейная атмосфера и традициистр. 32

§ 3. Гимназия и университетстр. 39

Глава 2. Идейные истоки и содержание общественно-политических взглядов Г.В. Вернадского стр. 52

§ 1. Самосознание либерального интеллигентастр. 52

§ 2. Политика, наука и религия в мировоззрении

Вернадскогостр. 81

§ 3. Общественно-политические взглядыстр. 100

Глава 3. Общественно-политическая деятельность Г.В. Вернадскогостр. 127

§ 1. Благотворительность и земская деятельностьстр. 128

§ 2. Просвещение и публицистикастр. 149

§ 3. Политическая деятельности стр. 159

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Бондарь, Андрей Юрьевич

Актуальность исследования. Обращение к общественно-политическим взглядам и деятельности крупного русского историка - Георгия Владимировича Вернадского (1887-1973) - важно и своевременно по целому ряду причин. Российское общество, на рубеже двух тысячелетий переживающее проблемы, связанные с переходом от авторитаризма к демократическому устройству, испытывает настоятельную потребность в самоидентификации и поэтому ищет опору в собственном историческом опыте. В связи с этим трудно переоценить значение периода рубежа XIX-XX вв., когда, как и теперь, одним из наиболее важных был вопрос формирования гражданского общества, которое справедливо считали и считают условием, залогом устойчивого и успешного социально-политического и экономического развития страны. Таким образом, чрезвычайно плодотворным и актуальным представляется обращение к различным сторонам и аспектам истории России конца XIX - начала XX вв., в частности, к опыту русского либерализма, внесшего большой вклад в попытку утверждения на русской почве идей свободы и справедливости, потребность в которых ощущается и поныне. Трудности, связанные с формированием гражданского общества в современной России, оправдывают внимание к личностям либеральных интеллигентов начала XX столетия, жизнь и деятельность которых была образцом гражданственности и поэтому должна стать предметом более внимательного исследования.

Современное состояние исторической науки делает обращение к заявленной теме возможным и необходимым. Изменения, начавшиеся на рубеже 1980-90-х гг., с одной стороны, позволили преодолеть устоявшиеся идеологические и методологические догмы, а с другой -расширить проблематику научных исследований. Прежде всего, эти изменения коснулись новейшей русской истории, в частности, эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв. Важным обстоятельством было смещение акцентов исследований с социально-экономических проблем на темы общественно-политической и социокультурной истории России этого периода. За последние годы интерес общества и исторической науки к общественной мысли и течениям дореволюционной России не только не убывает, но продолжает расти, о чем свидетельствуют все новые и новые исследования на эти темы и публикации работ деятелей той эпохи. Много сделано в области исследования либерального движения в России конца XIX - начала XX вв., во многом благодаря тому, что предметом рассмотрения стали социокультурная, психоэмоциональная и бытовая его сторона. Другая позитивная тенденция выразилась в персонифицированном подходе к истории либерализма в России, благодаря чему его история прирастает рядом новых имен, ранее сокрытых от внимания исследователей. Актуальность темы обусловлена необходимостью дальнейшего развития процесса гуманизации и демократизации общества, а также возрастанием потребности в изучении не только масштабных социально-политических явлений, но и отдельных личностей. Тем более, что преодоление деперсонификации истории, свойственной до недавнего времени отечественной историографии, создает новые возможности для осмысления прошлого, ибо раскрывает его сквозь призму мировоззрения, судьбы и личного бытия одного человека, выявляет связи, существующие между личностью, социокультурной средой и большим обществом.

Значение теоретического, научного наследия Г.В.Вернадского, продолжившего лучшие традиции русской историографии и обогатившего отечественную историческую науку, конечно, велико. Однако всякая личность много больше своего профессионального творчества и в нем находит лишь частичную самореализацию. Образ Вернадского-историка будет неполон, сами труды его останутся во многом непонятны без обращения к его личности, его мировоззрению и продиктованным им таким сторонам его деятельности, которые до сих пор оставались вне поля зрения исследователей или затрагивались лишь мимоходом и частично. Между тем, для специальной постановки подобной проблемы есть все основания. Сам документальный материал, связанный с именем Вернадского, подталкивает к специальной разработке этой темы, т.к. дает возможность сказать о Георгии Владимировиче много нового, показать его в новом качестве. Довольно четко вырисовывается ранее ускользавший от исследователей образ Вернадского-г/?ш/с<)а«мн<2, способный пролить свет на многие факты биографии ученого (в т.ч. и факты его профессиональной деятельности). Обращение к этой стороне личности Г.В.Вернадского также позволит внести вклад в изучение социокультурной истории России начала XX века, общественного движения этой поры, либеральной и ученой среды, жизненного пути Г.В.Вернадского до его эмиграции, освещенного до сих пор однобоко и поверхностно.

Таким образом, актуальность исследования общественно-политических взглядов и деятельности рядового, типичного русского либерального интеллигента-ученого определяется как общественными потребностями, так и интересами научного познания.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования ставится воссоздание портрета Г.В.Вернадского-гражданина в контексте общественно-политической, социальной и. культурной истории России рубежа Х1Х-ХХ вв. как определенного общественно-политического и психологического типа, ибо, выражаясь словами самого Вернадского, «в изучении. таких психологических типов, их взаимоотношений и их смены скорее всего может быть найден ключ к пониманию развития целого общества»1.

В связи с этим в ходе исследования предстоит поставить и решить следующие главные задачи: выявить литературу и источники, отражающие взгляды и деятельность Г.В.Вернадского. осветить внешние факторы, оказавшие воздействие на формирование его личности, жизненных интересов и убеждений. рассмотреть содержание мировоззрения Г.В.Вернадского, в связи с чем выявить его идейные истоки, его компоненты и их соотношение, а также индивидуальные черты личности ученого, психоэмоциональные ее основы, которые в сочетании с внешними факторами содействовали складыванию его общественно-политических воззрений и определенной модели общественно-политической деятельности. осветить общественно-политические взгляды историка, т.е. его позицию по отношению к конкретным вопросам общественной и политической жизни России. установить и классифицировать факты общественной и политической деятельности Г.В.Вернадского, т.е. по возможности более полно реконструировать внешнюю, событийную сторону его общественно-политической биографии, и охарактеризовать ее с точки зрения степени и характера его участия как в общественном движении в целом, так и в тех или иных его частных формах. дать общую оценку общественно-политических взглядов и деятельности Г.В.Вернадского, охарактеризовать его как определенный тип гражданина, общественного деятеля и мыслителя, т.е. установить степень его типичности и самостоятельности как гражданина и либерала, черты общего и особенного в его сознании и деятельности.

Хронологические рамки исследования. Обращение к проблеме факторов, оказавших влияние на формирование личности и мировоззрения Георгия Владимировича, соотнесение его взглядов и деятельности с определенной общественной традицией заставляет расширить рамки исследования. Предметом рассмотрения становится деятельность предшествующего поколения ученых и общественных деятелей, имевшая свое начало в 1880-х гг., таким образом, особому вниманию подлежат 80-е и 90-е годы XIX века. В том, что непосредственно касается общественно-политической мысли и деятельности Г.В.Вернадского, нижние рамки исследования следует обозначить первыми годами XX века - приблизительно с 1900 г. - когда

1 Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 5

Георгий Владимирович, еще будучи гимназистом, сознательно стал интересоваться общественными вопросами и впервые принял участие в простейших формах общественной жизни. Хронологически исследование заканчивается 1920 годом в связи с эмиграцией Г.В.Вернадского и прекращением практики какой бы то ни было общественной и политической деятельности в России. К тому же эмиграция, при всей ее внутренней связи с прежней жизнью, является совершенно новым этапом его деятельности и подлежит отдельному исследованию, поэтому общественно-политические воззрения Г.В.Вернадского эмигрантского периода здесь не рассматриваются.

Степень изученности темы. Г.В.Вернадский - историк, получивший сейчас достаточно широкую известность и признание. За последние несколько лет было переведено на русский язык и издано большое количество его произведений, ранее не известных не только широкой публике, но и специалистам, опубликован ряд его научных и публицистических статей При таком обилии издаваемых ныне трудов ученого его творчество остается в недостаточной мере изученным, а о самой его личности и непрофессиональных сторонах его деятельности известно крайне мало, и они до сих пор не были объектом специального исследования.

Литературу, в той или иной степени освещающую объект исследования - жизнь и творчество Г.В.Вернадского как либерального интеллигента, ученого и общественно-политического деятеля - можно разделить на несколько групп: 1) общие работы, посвященные русской интеллигенции и либеральному движению конца XIX - начала XX вв., а также евразийству и истории исторической науки 2)'работы об отце историка -В.И.Вернадском 3) труды, специально посвященные Г.В.Вернадскому, его взглядам и различным сторонам его жизни.

Первую группу представляют общие работы теоретического характера, посвященные истории либеральной общественной мысли и общественного движения в России рубежа Х1Х-ХХ вв.,

1 Прежде всего, многотомная «История России»: Древняя Русь. Тверь, 1996; Киевская Русь. Тверь, 1996; Монголы и Русь. Тверь, 1997; Россия в средние века. Тверь, 1997; Московское царство, ч. I—II. Тверь, 1997; однотомник, учебник русской истории - Русская история. М., 1997; Русская историография (в оригинале - «Очерки по истории науки в России»), М., 1998; Ленин - красный диктатор. М., 1998; Очерки истории права русского государства. XVIII-X1X вв. (Период империи). М., 1998; Русское масонство в царствование Екатерины II. С.Пб., 1999; еще раньше началась публикация не столь масштабных, но важных и значительных произведений Г.В.Вернадского в различных периодических изданиях; см., напр.: Два подвига Св. Александра Невского // Наш современник. 1992. № 3; Монгольское иго в русской истории // Там же; Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 15; Предел и беспредел // Новое время. 1993. № 51; "Соединение церквей" в исторической действительности // Вопросы Истории. 1994. № 7; Разложение бюрократии // Новое время. 1995. № 21; Замечания о юридической природе крепостного права // Родина. 1993. № 3; Из воспоминаний // Вопросы Истории. 1995. № 1. № 3 и др. профессиональной, общественно-политической, духовной, культурной и бытовой стороне жизни русской либеральной интеллигенции1. Они характеризуются широкой постановкой проблем и позволяют рассматривать личность и деятельность Г.В.Вернадского с точки зрения традиции общественно-политической деятельности, распространенной в либеральной среде. В некоторых последних исследованиях, например в заслуживающей внимания работе С.Г.Горяйнова2, личности русских либералов, в том числе и Г.В.Вернадского, как и русский либерализм в целом рассматриваются сквозь призму психоэмоциональных и социокультурных (в т.ч. и семейно-бытовых) факторов.

Здесь же следует отметить работы, посвященные истории евразийства3, в которых личность и деятельность Г.В.Вернадского затрагиваются с точки зрения его участия в становлении и работе этого течения. В них историк фигурирует в качестве одного из идеологов евразийства, создателя его исторической концепции, но ни его исторические взгляды, ни тем более его личность и мировоззрение не являются предметом отдельного рассмотрения.

Отдельно стоят работы по истории исторической науки4, в которых творчество Г.В.Вернадского рассмотрено сквозь призму развития

1 Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М., 1985; Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907-1914. М., 1991; Его же. Либеральная модель общественного переустройства России. М., 1996; Секиринский С.С. Шелохаев В.В. Либерализм в России: очерки истории середины XIX-начала XX в. М., 1995; Секиринский С.С. Филиппова Т.А. Родословная российской свободы. М., 1993; Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М., 1981; Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX- начала XX в. М., 1995; Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы. М., 1999 и др.

2 Горяйнов С.Г. Российские либералы в конце XIX- начале XX в.в.: традиции и стиль жизни. Дис. . канд. ист. наук. М., 1998.

3 Исаев И.А. Евразийство: миф или традиция // Коммунист. 1991. № 12; Его же. Евразийцы II Социалистическая законность. 1991. № 5; Его же. Утописты или провидцы? Вступительная статья // Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России. М. 1992; Кожинов В.В. Историософия евразийцев // Наш современник. 1992. № 2; Люкс Л. Евразийство // Страна и мир. 1990. № 1; Новикова Л. Сиземская И. Два лика евразийства II Свободная мысль. 1992. № 7; Их же. Евразийский искус II Философские науки. 1991. № 12; Их же. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? // Общественные науки и современность. 1992. № 1; Омельченко H.A. Споры о евразийстве (опыт исторической реконструкции) // Политические исследования. 1992. № 3 и др.

4 Мерперт Н.Я., Пашуто В.Т. Георг Вернадский. Монголы и Россия // Вопросы истории. 1955. № 8; Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М. 1962; Критика новейшей буржуазной историографии. Л. 1967; Современная зарубежная историография российского государственного строя XV-XVII вв. М. 1980; Современная англо-американска буржуазная историография истории кочевников Восточной Европы периода раннего средневековья. М. 1983; Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии периода империализма. Л. 1986; Медушевский А.Н. В.О. Ключевский и государственная школа русской историографии // В.О. Ключевский. Сказания иностранцев о Московском государстве. М. 1991; Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М. 1992; Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М. 1992; Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М. 1994; Вандапковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М. 1997 и др. русской, преимущественно эмигрантской исторической науки. Сильной стороной многих работ является постановка и частичное решение проблемы роли историка в разработке евразийской исторической и историософской концепций, отдельных проблем русской истории, степени влияния на него достижений дореволюционной историографии и т.п. Однако в подобных исследованиях по определению нет места специальному анализу личности, научного творчества и общественно-политической деятельности дореволюционной поры.

Вторую группу представляют многочисленные работы, посвященные отцу Г.В.Вернадского - академику и видному общественному деятелю В.И.Вернадскому1. В этих исследованиях освещается история рода Вернадских, научная и общественно-политическая биография Владимира Ивановича, духовная атмосфера и быт дома Вернадских. Однако личность Г.В.Вернадского не находит освещения на страницах подобного рода исследований, и в них (и то далеко не во всех) Георгий Владимирович упоминается лишь мимоходом. К сожалению, проблема взаимоотношений ученого с сыном, в том числе на почве общественно-политической деятельности, практически полностью игнорируется исследователями. В случаях, когда речь заходит о Г.В.Вернадском, мы сталкиваемся с массой неточностей и голословных, ничем не подтвержденных замечаний: «.Сын Владимира Ивановича, хотя и входил в ту же партию и даже примыкал к окружению П.Н.Милюкова, во многом расходился со своим отцом. — находим в одной из работ. — Прежде всего, он был монархистом и горячо верующим человеком. Эта разница во взглядах сказалась позднее, когда сын эмигрировал, а отец остался на родине. Но убеждения друг друга они уважали» . В других работах Г.В.Вернадский, как, например, в исследовании Л.Гумилевского, упоминается два-три раза, при этом много места уделено знакомству Владимира Ивановича с А.Ульяновым, ученикам академика и пр., что создает впечатление, что они занимали в жизни ученого более важное место, чем сын. В прочих же работах Георгий Владимирович не удостоен и краткого упоминания. Тем не менее, подобные исследования оказались полезны автору с точки зрения освещения в них деятельности того поколения общественных и политических деятелей, к которому принадлежал Владимир Иванович Вернадский.

Наконец, последнюю группу представляют работы, специально посвященные Г.В.Вернадскому, различным аспектам его жизни и творчества. Особое место занимает работа Н.Е.Соничевой о

1 Владимир Иванович Вернадский. Материалы к биографии. М., 1988; Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993; Гумилевский J1. Вернадский. М., 1988; Леонова J1.C. Общественно-политические взгляды В.И.Вернадского. СПб., 2000 и др.

2 Владимир Вернадский. Жизнеописание. . С. 122 формировании и основах его исторической концепции1, которая до сих пор остается единственным крупным исследованием, целиком посвященным Г.В.Вернадскому. Остальные работы представляют собой краткие вступительные статьи, биографические очерки, рецензии, некрологи - как в отечественной, так и в зарубежной историографии2.

При всех несомненных достоинствах работы Н.Е.Соничевой - этого добросовестного и глубокого исследования - она, тем не менее, не исчерпывает темы. Сосредоточив основное внимание на основах и эволюции исторических взглядов ученого, автор уделил определенное внимание его мировоззрению и вообще личности историка. Диссертация Соничевой содержит наиболее полный из существующих в современной отечественной историографии биографический очерк о Г.В.Вернадском. Хотя Соничева не ограничилась рассмотрением профессионального портрета ученого, некоторые важные, на наш взгляд, стороны его личности и мировоззрения не получили должного освещения на страницах этого исследования. Проблема общественно-политических взглядов и деятельности историка затронута лишь попутно, рассмотрена фрагментарно и несистематично, что, впрочем, оправдано заявленной темой работы. Говоря о факторах, оказавших воздействие на становление личности Г.В.Вернадского, Соничева выделяет либерально-интеллигентскую элиту как основу его жизненной среды3. Участие молодого Вернадского в политической деятельности она объясняет «главным образом влиянием родителей»4, активных деятелей кадетской партии. Многие факты биографии ученого получают однобокое освещение. Например, чтение Вернадским лекций по русской истории на дорогомиловских рабочих курсах и воскресной школе в Мытищах Н.Е.Соничева представляет лишь как «первый преподавательский опыт»5,

1 Соничева Н.Е. Становление и развитие исторической концепции Г.В.Вернадского. Дис. . канд. ист. наук. М., 1994.

2 Николаев Б. Жизнь и труды Г.В.Вернадского. Вступительная статья // Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь, 1996. С. 5-14; Ключников С. Г.В.Вернадский. Биография // Русский узел евразийства. М. 1997. С. 224-226; Козляков В.Н. «Это только персонификация не нашего понимания исторического процесса.». Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) и его «Очерки по русской историографии». Вступительная статья // Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 5-26; Его же. Обзор коллекции документов Г.В.Вернадского в Бахметевском архиве библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке // Там же. С. 395-444; Орлова И.Б. Вернадский Георгий Владимирович. // Евразийская цивилизация. М. 1998. С. 149-153; Сенин A.C. Предисловие // Вернадский Г.В. Очерки истории права русского государства XVIII-XIX вв. (Период империи). М., 1998. С. 3-12; Серков А.И. О Георгии Владимировиче Вернадском, авторе «Русского масонства в царствование Екатерины II // Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. С.Пб., 1999. С. 503-508; Серков А.И. Злобовский А.З. Вступительная статья // Вернадский Г.В. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 15. С. 81-82; Соничева Н.Е. Вступительная статья // Вернадский Г.В. "Соединение церквей" в исторической действительности // Вопросы истории. 1994. № 7. С. 154-158 и др.

3 Соничева Н.Е. Становление и развитие исторической концепции Г.В.Вернадского. С. 22

4 Там же. С. 24

5 Там же. С. 25 в то время как рассмотренный сквозь призму общественно-политической деятельности этот факт приобретает более важное значение и новое, ускользнувшее от исследователей, звучание - он был также одной из форм общественного движения, благотворительной и просветительской деятельностью. Это же замечание касается упоминаемых Соничевой других видов деятельности Вернадского - его занятий журналистикой или выступлений с публичными лекциями1. Суть подобных фактов раскрывается только если рассматривать их как часть общественного движения. Участие Г.В.Вернадского в общественной деятельности -земской работе и комитете помощи беженцам - только упоминается Соничевой, автор не раскрывает ни содержания этой деятельности, ни, что важнее, побудительных мотивов Г.В.Вернадского . О политической деятельности историка Соничева говорит крайне скупо, делая акцент на том, что «главной заботой Вернадского была не политика, а продолжение о своей научной карьеры» . Отдавая справедливость этому выводу, заметим, что так было далеко не всегда, и интересы молодого Вернадского отнюдь не исчерпывались одной лишь наукой, да и отношение к ней молодого человека было порой неровным и противоречивым. Соничева попутно обращается к религиозным чертам мировоззрения Г.В.Вернадского, относя их в целом на счет октябрьского переворота, но справедливо замечая, что религиозность Вернадского имеет более раннее происхождение4. Более подробно Соничева останавливается на эпизоде с участием Вернадского в работе врангелевской администрации, связывая его с тем, что историк «был целиком на стороне белого движения»5. В главе, посвященной источникам теоретических воззрений Г.В.Вернадского, автор утверждает определяющий характер авторитета и интеллекта отца на формирование жизненных установок молодого Вернадского, что, в конечном итоге, обусловило, по мнению Соничевой, и отношение Георгия Владимировича к политике6. Уже из этих отрывочных упоминаний эпизодов общественной и политической деятельности Г.В.Вернадского в работе Н.Е.Соничевой следует, что этого рода деятельность являлась важной стороной жизни и мировоззрения историка и достойна более широкого освещения на страницах специального исследования. Сделанные выше замечания о работе Н.Е.Соничевой не могут быть отнесены на счет недостатков ее исследования (т.к. автор поставил себе иную цель и следовал ей), они говорят лишь о недостаточной степени изученности проблемы в современной научной литературе. Соничева Н.Е. Становление и развитие исторической концепции Г.В.Вернадского. С. 29

2 Там же. С. 32

3 Там же. С. 33

4 Там же. С. 36, 102

5 Там же. С. 39-42

6 Там же. С. 88

Остальные работы о Г.В.Вернадском сводятся к кратким, в большинстве случаев неполным биографическим очеркам в рамках вступительных статей к отдельным произведениям историка. Они ограничиваются беглым описанием основных событий жизни историка, не затрагивая мировоззрения, общественно-политических взглядов и деятельности Г.В.Вернадского. В связи с указанием на его либеральные воззрения упоминаются некоторые факты общественной и политической биографии историка. Так Б.Николаев отмечает присущую Вернадскому умеренность взглядов и характеризует его участие в политической и общественной жизни страны как минимальное: «Политика мало интересовала молодого Вернадского, и тем не менее он не мог не определить своих взглядов на происходящие события. Как и большинство либерально настроенной интеллигенции, Георгий ратовал за перемены в стране, но он всегда был против крайних, экстремистских методов достижения цели. В университете он вступает в студенческую фракцию Партии народной свободы. Оставаясь приверженцем либеральных демократических идей, он не участвует в политике, его все больше и больше привлекает академическая карьера»1. А.И.Серков, говоря, что Г.В.Вернадский «не остается в стороне от участия в политической жизни России», приводит в качестве примера работу молодого Вернадского в студенческой кадетской фракции, в общественных организациях. Часто в подобного рода статьях можно встретить досадные ошибки и неточности. В частности в статье Серкова говорится, что в Крыму Г.В.Вернадский занимал пост министра народного просвещения, в то время как на самом деле он занимал должность начальника отдела печати. В целом автор считает, что «ни общественная жизнь, ни попытки литературной деятельности. не занимают такого места в жизни Г.В.Вернадского, как его научные поиски» . Такой вывод представляется умозрительным без определения «места» политики на основе серьезного и скрупулезного анализа фактов биографии историка. В большинстве же случаев подобные статьи основаны на воспоминаниях историка, недостаточных для понимания значения политики и общественной деятельности в жизни молодого Вернадского, или повторяют факты, приведенные в работе Н.Е.Соничевой. Статья В.Н.Козлякова, хоть также не исследует общественно-политические взгляды и деятельность историка, основана прежде всего на архивных документах. По мнению автора, историк был «вовлечен» в политическую жизнь в значительной степени благодаря влиянию отца (вообще особо подчеркивает «определяющее влияние на становление личных и научных устремлений Георгия Владимировича» всей семейной атмосферы, «профессорских традиций» и ближайшего окружения родителей)3. Очень ценным является также представленный Николаев Б. Жизнь и труды Г.В.Вернадского. С. 6

2 Серков А.И. О Георгии Владимировиче Вернадском. С. 504-506

3 Козляков В.Н. Георгий Владимирович Вернадский. С. 9 исследователем обзор документов жизни и творчества Г.В.Вернадского, находящихся за пределами России. В целом современную отечественную историографию вопроса следует признать крайне скудной, о Г.В.Вернадском вообще сказано очень мало, а краткие суждения исследователей о его общественно-политических взглядах и деятельности поверхностны и зачастую не подтверждаются фактами. Правда, следует учитывать, что исследователи и не ставили перед собой специальной цели осветить эту сторону жизни ученого.

Ту же картину представляет зарубежная и эмигрантская историография. Для нас особый интерес представляют работы, освещающие в той или иной степени жизнь и творчество Г.В.Вернадского до эмиграции1. Таков краткий биографический очерк друга Г.В.Вернадского - С.Г.Пушкарева (некролог), в котором он характеризует политические убеждения Вернадского как «определенные»: «В России он примыкал к либерально-демократической «кадетской» партии, но не принимал активного участия в текущей политической борьбе»2. Н.А.Андреев в своей статье указал на важность такого фактора в становлении личности и устремлений Вернадского, как семейные и вообще либерально-интеллигентские традиции. Поэтому Вернадский был «по своим личным политическим симпатиям сторонникам идей партии Народной Свободы, конституционных демократов»3. Плюсы подобных работ определяются достоинством некролога как жанра. Они сообщают много значительных и важных сведений о личности и характере Вернадского, но, конечно, не являются исследованием общественно-политических воззрений и деятельности историка. Значительной представляется работа Чарльза Гальперина, первая полная биография Вернадского. Приводя многие факты общественной деятельности историка (свидетельствующие об его либеральной, кадетской ориентации), автор все же ставит главнейшей своей задачей анализ его научного творчества. Другие же работы касаются лишь узких аспектов научного творчества историка за рубежом.

Таким образом, анализ литературы, в той или иной мере касающейся жизни и творчества Г.В.Вернадского, показывает, что вопрос его общественно-политических воззрений и деятельности, его гражданского облика еще ни разу не был специально рассмотрен в научной литературе.

1 Пушкарев С.Г. Памяти профессора Георгия Владимировича Вернадского // Записки Русской Академической Группы в США. Нью-Йорк, 1973. Т. 7, С. 11-16; Андреев Н.Е. Георгий Владимирович Вернадский // ЗРАГ. 1975, Т. 9, С. 182-193; Его же. G. Vernadsky. The Mongols and Russia // Новый журнал. 1954. № 36; Ch.J.Halperin. Russian and the Steppe: George Vernadsky and Eurasianism // Forshungen zur osteuropaishen Geschichte. Wiesbaden, 1985. Vol. 36. P. 55-194; Obolensky D. Professor Vernadsky's History of Ancient and Medieval Russia // Oxford Slavonic Papers. 1954. № 5; Minorsky A. G. Vernadsky. Ancient Russia // Slavonic and East European Review. 1967 и др.

2 Пушкарев С.Г. Памяти профессора Георгия Владимировича Вернадского. С. 16

3 Андреев Н.Е. Георгий Владимирович Вернадский. С. 182-184, 191

С одной стороны, существующие в различных работах незначительные упоминания этого вопроса не могут претендовать даже на постановку проблемы. С другой стороны, сложившаяся традиция исследования русского либерализма, при общем недостатке комплексных работ, посвященных отдельным его представителям, позволяет приступить к разработке заявленной в названии диссертации темы.

Методологические основы исследования. При написании диссертации автор стремился придерживаться системного подхода к объекту исследования, который позволяет рассмотреть все факты общественно-политической деятельности Г.В.Вернадского как различные проявления одного и того же феномена, выявить внутреннее единство (в мотивационном, побудительном отношении) различных направлений и форм общественно-политической деятельности ученого, установить их связь с мировоззрением историка. Социокультурный подход дает возможность подойти к исследованию общественно-политических взглядов и деятельности Г.В.Вернадского сквозь призму культурных, общественных и политических процессов России рубежа столетий, проблему менталитета и этоса либеральной интеллигенции, и исследовать в т.ч. психоэмоциональную сторону русского либерализма. Также в ходе работы автор стремился к сочетанию проблемного и хронологического принципа изложения.

Источниковая база. В работе использованы как опубликованные, так и неопубликованные документы. Источниковую основу диссертации составляют в первую очередь материалы четырех московских архивов (ГАРФ, Архив РАН, ЦИАМ, ОР РГБ). Группу опубликованных документов представляют опубликованные материалы жизни и творчества Г.В.Вернадского, мемуары, дневники,публицистические работы, переписка его современников, материалы деятельности партий и организаций, материалы прессы.

Основной массив информации об общественно-политических воззрениях и деятельности историка подчерпнут из материалов личного фонда Г.В.Вернадского, хранящихся в Государственном Архиве Российской Федерации. Прежде всего, это документы, прямо касающиеся общественной и политической деятельности Вернадского, в частности, связанные с его благотворительной деятельностью по оказанию помощи голодающим крестьянам, земской деятельностью, работой в общественных организациях культурно-просветительского и благотворительного характера (литературно-общественный кружок имени Герцена, Всероссийский Союз Городов и т.п.), участием в деятельности партии Народной Свободы (студенческой и рабочей ее фракций) и пр.1 Это также многие работы научного и публицистического характера (опубликованные и неопубликованные статьи, доклады, сообщения, черновики), некоторые литературные произведения историка, дающие массу информации об его мировоззренческой и общественно-политической ориентации2. Богатый, интересный и важнейший материал по изучению общественно-политических взглядов и деятельности Вернадского представляет его обширная переписка с родными (прежде всего, с родителями — Владимиром Ивановичем и Натальей Егоровной Вернадскими и женой - Ниной Владимировной Ильинской), друзьями (И.В.Ильинским, М.М.Карповичем и др.) и прочими лицами (письма как самого Вернадского, так и его корреспондентов, среди которых такие крупные общественные деятели, как Д.И.Шаховской, А.А.Корнилов, А.А.Кизеветтер, С.Ф.Ольденбург, П.Б.Струве, М.И.Гревс, А.Мануилов и пр.)3. Представляют значительный интерес также документы других фондов, имеющих к Вернадскому непосредственное отношение, в частности, фонды А.А.Корнилова и Бакуниных (очень важная переписка Вернадского с А.А.Корниловым4 и С.М.Любощинской5).

Из других архивохранилищ следует выделить Архив Российской Академии Наук, располагающий ценнейшим материалом из личного фонда отца историка - В.И.Вернадского. Оказались полезными для исследования биографические материалы В.И.Вернадского6, значительный интерес представляет обширная переписка Г.В.Вернадского с родителями, материал, значение которого трудно переоценить (он дает представление не только о различных сторонах общественно-политической и профессиональной жизни историка, сведения о которых невозможно подчерпнуть из других источников, но и о характере взаимоотношений ученого с отцом и вообще либерально-интеллигентской средой, о бытовой и культурной стороне жизни элиты либеральной интеллигенции, проливает свет на мотивы и обстоятельства многих шагов и поступков Г.В.Вернадского и его окружения)7.

Любопытны документы фонда Московского университета, хранящиеся в Центральном Историческом Архиве Москвы, дающие интересную о информацию о студенческом движении и некоторые (в целом незначительные) сведения о Г.В.Вернадском времен учебы в стенах университета9.

1 ГАРФ. Ф. 1137. ОпЛ.ДД. 8-17

2 Там же. ДЦ. 71, 74, 75, 153, 156, 179, 628-636

3 Там же. ДЦ. 200, 241, 248, 249, 311, 365-367

4 Там же. Ф. 5102. Оп.1. Д. 467

5 Там же. Ф. 825. Оп.1. Д. 853

6 Архив РАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 28

7 Там же. Оп. 3. ДЦ. 304-323; Оп. 7. ДД. 120-127

8 ЦИАМ. Ф. 418. Оп. 495. ДЦ. 26, 27

9 Там же. Оп. 76. Ц. 1018; Оп. 80. Д. 75; Оп. 319. Д. 211

Незначительное количество документов, относящихся к жизни Г.В.Вернадского, имеется на хранении в Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки (письма историка к Я.Л.Барскову, В.Г.Короленко и пр.)1.

Из опубликованных источников в первую очередь следует выделить творческое наследие самого Г.В.Вернадского. Важную информацию об общественно-политической деятельности и других сторонах его жизни дают воспоминания историка, касающиеся доэмигрантской поры его жизни2. В исследовании широко использованы также научные и публицистические произведения Вернадского, в которых нашли отражение факты общественно-политической истории страны, его личной биографии и его окружения, а также выражаемые прямо или косвенно его у общественно-политические воззрения .

При написании диссертации автор придавал большое значение мемуарам, дневникам, публицистическим и прочим произведениям, а также переписке современников Георгия Владимировича. Очень важны опубликованные материалы жизни и творчества Владимира Ивановича Вернадского, которые во многих случаях имеют прямое и непосредственное отношение к личности его сына4. В работе также использованы воспоминания некоторых видных общественных деятелей и близких Вернадскому людей - А.А.Корнилова, А.А.Кизеветтера, П.Н.Милюкова, Д.И.Шаховского, А.В.Тырковой и др. В некоторых фигурирует сам Георгий Владимирович, что позволяет восполнить пробелы в его биографии, в том числе и общественно-политической ее стороне, другие же дают ценнейший материал о развитии либерального движения в России, различных сторонах и фактах культурной, общественной и политической истории России рубежа веков, прямо

1 ОРРГБ.ФФ. 16, 135,264

2 Вернадский Г.В. Из воспоминаний (Годы учения. С.Ф. Платонов; Пермь-Москва-Киев) // Вопросы истории. 1995. № 1, С. 129-148; Его же. Крым. Константинополь. 1920-21 //Вопросы истории. 1995. №3. С. 103-121

3 См.: Вернадский Г.В. П.Н.Милюков. Петроград. 1917; Его же. Очерки по истории науки в России // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1971-1975. Т. 5. С. 195233; Т. 6. С. 160-225; Т. 7. С. 17-122; Т. 8. С. 97-212; Т. 9. С. 133-164 (недавно изданы как «Русская историография» Г.В.Вернадского); Его же. Братство "Приютино" // Новый журнал. Нью-Йорк, 1968-1969. № 93. С. 147-173; №95. С. 202-215; №96. С. 153-171; №97. С. 218-237; Его же. Ленин - красный диктатор. М., 1998; Его же. Русская история. М., 1997 и др.

4 Страницы автобиографии В.И.Вернадского. М., 1981; Владимир Иванович Вернадский. Материалы к биографии. М. 1988; Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М. 1993; Вернадский В.И. Публицистические статьи. М. 1995; В.И.Вернадский. Дневники 1917-1921. Киев. 1994; Вернадский В.И. Письма к сыну и дочери // Вестник АН СССР. 1990. № 12; Публикация писем к сыну от 1929 г. // Вестник РАН. 1993. т. 63. № 9; Пять "вольных" писем В.И.Вернадского сыну (русская наука в 1929) // Минувшее: исторический альманах. М., 1992. № 7; «Я сделал, что мог.» (Письма к сыну и дочери) // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 1; «Я смотрю вперед очень оптимистично.» (Письма к сыну и дочери) // ВИЕТ. 1993. № 4; «Я смотрю в будущее по прежнему оптимистично» (Письма к детям) // ВИЕТ. 1994. №2 и др. касающихся того круга, который в связи с деятельностью Г.В.Вернадского также является предметом специального рассмотрения1.

Отдельно стоят документальные материалы, относящиеся к истории общественной мысли и либерального движения в России , а также связанные с печатным изданием, в создании которого Г.В.Вернадский принимал непосредственное участие3.

Разнообразие и содержательность документального материала позволяют составить на его основе прочную источниковую базу исследования.

Структура исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политические взгляды и деятельность Г. В. Вернадского"

Заключение.

В результате тщательного анализа дореволюционного периода жизни и творчества Георгия Владимировича Вернадского становится очевидным, что круг его интересов и контактов далеко не ограничивался академическим миром. С уверенностью можно заключить, что не менее важной стороной его жизни была так называемая общественная сфера. Таким образом, Г.В.Вернадский предстает перед нами в новом качестве: образ молодого ученого отходит на второй план и наше внимание приковывает личность, выраженная в образе гражданина, активного участника бурных общественно-политических процессов России начала XX века.

Основным результатом исследования является создание цельного, органичного портрета Г.В.Вернадского-гражданина как оригинального общественно-политического и псшологического типа, индивидуального выражения русской традиции гражданственности на фоне общественно-политической, социальной и культурной истории России рубежа Х1Х-ХХ вв.

Общественно-политическая деятельность Вернадского оказалась в тесной связи с либеральным движением, имевшим в России давние корни и значительную традицию. Анализ условий становления личности Г.В.Вернадского позволил выявить предпосылки его участия в либеральном движении. Установлены внешние факторы, оказавшие воздействие на формирование его жизненных интересов и взглядов.

Изучение обстоятельств места и времени становления личности Вернадского дает возможность выделить различные сферы и уровни его жизненной среды, подчеркивающие наследственный характер его либеральных воззрений. Важнейшим внешним фактором формирования сознания Г.В.Вернадского предстает его принадлежность к особому социокультурному феномену - миру столичных интеллигентов, который характеризовался устойчивым жизненным строем и системой ценностей, одной из наиглавнейшей составляющей которых было активное и деятельное участие в общественной жизни, традиция «делания», общественного служения. Г.В.Вернадский родился в семье потомственных либеральных профессоров: и дед (Иван Васильевич Вернадский) и отец (Владимир Иванович Вернадский) были крупными учеными и общественными деятелями. Как в свое время жизненный уклад, семейная атмосфера и практическая деятельность в общественной сфере профессора политэкономии И.В.Вернадского оказали решающее воздействие на формирование личности и интересов Владимира Ивановича, так позже его собственная общественно-политическая деятельность, распространенные в его кругу строй жизни и идей стали естественным фоном и фактором становления личности его сына.

Самым ярким и значительным фактом либеральной родословной семьи Вернадских следует считать принадлежность родителей Г.В.Вернадского к тому поколению и кругу либеральных деятелей, которые в начале XX в. вывели русскую общественную и политическую культуру на качественно новый этап. Начальным этапом в гражданской биографии Владимира Ивановича и Натальи Егоровны Вернадских стало участие в создании и деятельности (совместно с Д.И.Шаховским, С.Ф.Ольденбургом, И.М.Гревсом, А.А.Корниловым и др.) кружка Братство «Приютино». Тяга молодых людей к общественному служению выразилась в том, что с самого начала кружок имел явную общественную направленность. Начав свою работу с просвещения и благотворительности, члены кружка вышли на более широкое поле деятельности, приобретя массу единомышленников и соратников, и в конечном итоге внесли свою струю в набиравшее силу освободительное движение. Общественно-политическая деятельность В.И. и Н.Е. Вернадских и их друзей либералов представляла собой своего рода модель (в смысле направлений и форм деятельности) гражданского служения. Приютинцы еще в 80-90-е гг. наметили ставший впоследствии традиционным набор форм общественно-политической деятельности: благотворительность, просвещение, земство, публицистика, участие в разнообразных общественных организациях и непосредственно политическая деятельность. Во всех указанных областях «приютинцы» и близкие к ним либеральные интеллигенты (И.И.Петрункевич, Ф.И.Родичев, П.Б.Струве, П.Н.Милюков, А.В.Тыркова и мн. др.) осуществили поистине грандиозную работу. В отношении Г.В.Вернадского, естественным жизненным фоном которого были регулярные контакты с крупными государственными и общественно-политическими деятелями России, наиболее важно то, что они способствовали усвоению им своеобразного типа мировоззрения и вытекающей из него модели общественного служения. Старшее поколение либералов также дало ему пример своеобразного социального типа - либерального интеллигента, сочетающего научную и общественно-политическую деятельность.

Не только активная общественно-политическая деятельность В.И.Вернадского и его друзей, но и сама атмосфера дома Вернадских, семейные ценности, жизненный (в т.ч. и бытовой) уклад, сами личности Владимира Ивановича, Натальи Егоровны и пр. оказывали определяющее воздействие на формирование сознания и приоритетов молодого Вернадского. Роль очерченного круга людей была велика не только в смысле передачи образца общественно-политического деятеля с присущим ему мировоззрением и приверженностью конкретным формам деятельности, но и в плане «прививки» либерально-интеллигентского мироощущения вообще. В этом кругу Георгий Владимирович усвоил прежде всего не конкретные политические идеи и формулы, а самые общие исходные культурные нормы и ценности - ценность личности, свобода, творчество, уважение и терпимость, необходимость труда, любовь к науке и искусству, умеренность и т.п. Семейная атмосфера также содействовала формированию его личных качеств, таких как сознание собственного достоинства, независимость и самостоятельность, мягкость и терпимость, уважительность, стойкость и упорство и пр. Таким образом, многие либерально-интеллигентские принципы личного и общественного бытия пришли в сознание Георгия Владимировича не с либеральной доктриной, а были постепенно усвоены им в семье, в повседневности, бытовым путем.

В пору становления круг общения Георгия Владимировича за пределами семьи также был преимущественно либерально-интеллигентским. В этом отношении гимназия и университет стали важным фактором его вхождения во взрослую, в том числе общественно-политическую, жизнь. Молодое поколение либеральных интеллигентов порой в точности воспроизводило образ жизни и мысли старшего поколения в его основных чертах: Г.В.Вернадский и его друзья также участвовали в гимназических кружках, имели схожие общественно-политические, научные, художественные и прочие ориентиры, вкусы и связи. Так сказалось культивирование особого образа жизни и мысли, свойственного как либеральной интеллигенции в целом, так и конкретным, рассматриваемым нами, ее представителям.

В ходе исследования согласно заявленным целям выявлены основные принципы и идейные основания мировоззрения и общественно-политических взглядов Г.В.Вернадского, которые в сочетании с внешними формами его участия в «политике» характеризуют Г.В.Вернадского как определенный тип гражданина, общественного деятеля и мыслителя. Установлены черты общего и особенного в его сознании и деятельности, т.е. степень его типичности и самостоятельности как гражданина и либерала, степень близости его воззрений к теории и практике либерального течения (прежде всего, кадетской партии).

Приверженность двух поколений либеральных интеллигентов идее гражданского служения, постоянное их сотрудничество в рамках постепенно сложившихся направлений и форм общественно-политической деятельности, в некоторых случаях абсолютная идентичность ее характера приводят к выводу о единых основаниях общественно-политических воззрений и деятельности того и другого поколения. В этом смысле как сама потребность в общественном служении, так и конкретные и более частные проявления гражданственности либеральных интеллигентов типа Владимира Ивановича и Георгия Владимировича Вернадских определялись общим комплексом идей и свойств.

Стремление Г.В.Вернадского, как и большинства либеральных интеллигентов различных поколений, к активному и деятельному участию в общественной и политической жизни страны, конкретные характер и формы этой деятельности, позиция по отношению к определенным общественно-политическим проблемам в огромной мере определялись общими, фундаментальными, выработанными поколениями либеральной интеллигенции свойствами сознания. В первую очередь сам род занятий - интеллектуальная деятельность на основе принципа творчества - придал этому кругу людей исключительную способность к рефлексии и саморефлексии. Ее прямым следствием было сознание своей социокультурной исключительности и, в связи с этим, своей особой общественной роли и культурной задачи. Исторически сложившуюся исключительную привилегированность своего положения либералы стремились оправдать и искупить служением своему народу и стране. Это порождало такие «родовые» черты сознания либералов, как патернализм и мессианство. Подобные устремления, а также сами либеральные принципы, находившиеся в противоречии с политикой самодержавия, имели результатом политизированность и оппозиционность (традиционно либералы предпочитали легальные формы деятельности, но порой сознание либеральных интеллигентов демонстрировало примеры радикализма). Либеральным интеллигентам, убежденным нонконформистам, отрицавшим обывательский путь, было присуще устойчивое чувство причастности к положению дел в стране, поэтому в своей общественно-политической и даже профессиональной деятельности они руководствовались соображениями гражданственности, патриотизма, государственности. Носители либеральной идеи преимущественно являлись сторонниками европеизации России, их сознанию была присуща значительная доля западничества, рационализма, подчас безразличного или враждебного отношения к религии. Либеральная интеллигенция представляла собой особый культурный - интеллектуальный и духовный - мир, отличавшийся чрезвычайной широтой и многообразием интересов, поэтому сознание его представителей часто характеризовалось идеализмом, абстрактностью, теоретичностью мышления. Отличительной чертой сознания либеральных интеллигентов исследуемого круга, наложившей отпечаток на общественно-политическую деятельность, были своеобразная мораль и особый стереотип поведения. Сочетая дворянские представления о достоинстве, благородстве и чести, либеральную идею достоинства личности, этику компромиссов с гуманистическим измерением нравственности, они в личной и общественной жизни были людьми принципиальными, щепетильными, порядочными, терпимыми. Во многом на деятельность либералов в общественной и политической сфере повлияло такое существенное свойство, как противоречивость, амбивалентность сознания. Как жизнь многих либеральных интеллигентов двоилась между политикой и наукой, так и в самой их общественно-политической деятельности оппозиционность граничила с лояльностью, терпимость с бескомпромиссностью, государственность с анархизмом, западничество с почвенничеством, радикализм с консерватизмом и т.д.

Практика общественно-политической деятельности Г.В.Вернадского и его позиция по различным проблемам подтверждают, что в смысле подобных общих стереотипов сознания он являлся носителем классической, традиционной либерально-интеллигентской идеологии.

Однако анализ индивидуального превращения этих общих интеллигентских постулатов в результате внутренней работы сознания Вернадского показал, что его воззрения были ближе к консервативному, с религиозными чертами либерализму «веховского» направления, чем к либерализму классического, «милюковского» кадетского толка, светскому и радикальному. Таким образом, воззрения и общественно-политическая деятельность Г.В.Вернадского отличались самостоятельностью и оригинальностью. Внутренние поиски (наиболее интенсивные приблизительно в 1907-1912 гг.) придали традиционной «средней» модели гражданственности индивидуальную интерпретацию (теоретическое оправдание) и форму.

Общественно-политические взгляды молодого ученого не были оформлены в детально разработанную и строгую концепцию, и его деятельность не оставила яркого следа в истории России, что позволяет говорить о нем как о гражданине и мыслителе, а не общественно-политическом деятеле крупного масштаба. Тем не менее, в сознании Георгия Владимировича со всей очевидностью обнаруживают себя устойчивые и оригинальные представления, направлявшие его общественно-политическую деятельность.

Г.В.Вернадский в отношении к социальным процессам исповедывал реализм, сочетавшийся со скептицизмом, в то же самое время его мировоззрение приобретало явные религиозно-идеалистические черты, что в совокупности определило его отношение к «политике». В системе ценностей молодого человека главное место занимала внутренняя индивидуальная свобода, по отношению к которой внешняя свобода, продукт политики, формальна и вторична. Однако участие в политике не только возможно, но, по мнению Вернадского, и необходимо. Гармоничное сочетание потребностей внутреннего и внешнего мира в индивидуальном сознании способно обеспечить лишь, по выражению Вернадского, «религиозная общественность». Только «религиозное настроение души» позволяет примирить «личную свободу, развитие личности всестороннее, и общественную необходимость, содержательное участие в общественной деятельности». Эта формула давала Вернадскому возможность сочетать личные, профессиональные и общественные интересы. Вернадский не хотел сводить все содержание своей жизни ни к одной лишь науке, ни к политике, но и обойти их стороной также не находил для себя возможным.

Г.В.Вернадский проявлял постоянный и глубокий интерес к сфере политики, а также имел довольно четкие воззрения по разнообразным проблемам политической и общественной жизни русского общества. Будучи убежденным противником самодержавия, ответственного, по его мнению, за бедственное положение страны и народа, Георгий Владимирович полагал, что интересам России и отдельной личности более полно соответствует либеральная модель устройства общества. Он мечтал о свободной России, построенной на демократичных принципах: участии общества в управлении государством, верховенстве основного закона - конституции (допускавшей монархию как государственный строй), разделении властей, гарантии прав и свобод личности и т.д. Не разделяя крайнего этатизма, ущемлявшего личность и общественную самодеятельность, Вернадский, тем не менее, был сторонником крепкой государственности. Изменение государственного и общественного строя России, по мнению Вернадского, должно происходить мирным путем и легальными средствами. Революции он предпочитал эволюцию. Молодой человек в равной мере противился как правительственному, так и революционному террору, поэтому также не разделял социалистических теорий, проповедовавших классовую вражду. К социалистам - чуждому культурному и политическому типу - он испытывал антипатию. Свои надежды на эволюцию, мирное и поступательное развитие общества он связывал с прогрессивными институтами: Государственной Думой, политическими партиями, земством и пр., а также с традиционными для русского общества благотворительностью и просвещением. Уныние и разочарование, которые порой испытывал Георгий Владимирович в связи с событиями текущей политики - усилением реакции, трудным положением Думы или неудачами кадетской партии, не привели, однако, к кардинальному пересмотру взглядов. Вернадский оставался убежденным сторонником идей кадетской партии и его взгляды на рабочий, аграрный, национальный и другие вопросы находились в русле позиции конституционных демократов. В сфере социальных отношений Георгий Владимирович не признавал классовые отношение единственной движущей силой общества, хотя не без тревоги размышлял о возможной непреодолимости классовых противоречий, социокультурном расколе русского общества. Гражданственность и патриотизм определили позицию ученого по отношению к войне, в которую вступила Россия, и он считал себя обязанным быть полезным воюющей родине. Ее интересы и интересы русского народа, как их понимал Вернадский, заставили его сочувственно отнестись к Февральской революции, и отрицательно - к дальнейшему, по его мнению, пагубному участию России в войне и к большевистскому перевороту, который он считал катастрофой, приведшей страну к гражданской войне.

Как видно, позиция Г.В.Вернадского по ключевым вопросам находилась в русле либеральной доктрины и была чрезвычайно близка идеям и програмиым положениям конституционно-демократической партии.

В ходе диссертационного исследования удалось не только раскрыть содержание мировоззрения и взглядов Г.В.Вернадского, но также установить многочисленные факты его общественной и политической деятельности и тем самым достаточно полно реконструировать внешнюю, событийную сторону его общественно-политической биографии. Внешние формы гражданственности Г.В.Вернадского, т.е. конкретная общественно-политическая деятельность, в целом приняли традиционный вид, хотя степень и характер его участия в той или иной ее форме сокрее были отражением индивидуальных черт сознания. Классификация выявленных фактов позволяет утверждать, что его деятельность была весьма разнообразна.

В общественной сфере Георгий Владимирович проявил себя в области благотворительности и в земской работе, в просветительской и публицистической деятельности. В области политики - в работе, связанной с участием в кадетской партии и в белом движении. Как видно, набор направлений и форм повторяет модель общественного служения, воспринятую от предшествующего поколения, с представителями которого в большинстве случаев он находился в постоянном сотрудничестве.

В сфере благотворительности самым ярким фактом биографии историка стала компания по оказанию помощи голодающим крестьянам Моршанского уезда (декабрь 1905 г. - январь 1906 г.), в дальнейшем он также принимал участие в благотворительных акциях в рамках различных общественных организаций. Важнейшей стороной общественной деятельности ученого была земская работа в Моршанском уезде Тамбовской губернии. На протяжении 1913-1916 гг. ученый был гласным уездного земского собрания, членом докладной и ревизионной комиссий, а также имел намерение работать в земской управе.

Первым опытом Г.В.Вернадского в области просвещения было преподавание осенью 1908 г. на дорогомиловских рабочих курсах и воскресной школе в Мытищах. В последующие годы Георгий Владимирович периодически возвращался к подобному занятию в рамках акций народного университета. Публицистическая деятельность как одна из форм гражданского служения также имела место в биографии ученого. Факт участия Вернадского в создании и работе журнала «Крестьянское Дело» (1910-1912 гг.) представляется наиболее значительным, т.к. согласно устремлениям его авторов журнал имел ярко выраженную общественную (в первую очередь культурно-просветительскую) направленность. В 1913-1917 гг. Г.В.Вернадский активно сотрудничает с «Русской мыслью», «Русскими ведомостями» и многими другими изданиями. В период 1914-1917 гг. ученый принимает участие в работе множества общественных организаций благотворительного, просветительского, патриотического характера: литературно-общественном кружке им. Герцена, комитете военно-технической помощи, Всероссийском союзе городов.

В политической сфере пик активности Г.В.Вернадского приходится на 1905-1908 гг. В это время он с энтузиазмом участвовал в становлении работы кадетской партии - в ее организационной и пропагандистской деятельности (совещаниях, съездах, подготовке к выборам, в думской и рабочей фракции и пр.), вообще много интересовался работой партии и вопросами политики, проявил себя в студенческом политическом движении - сходках, собраниях, представительных органах, в деятельности кадетской студенческой фракции. В 1917 г. ученый довольно продолжительное время исполнял обязанности помощника секретаря ЦК кадетской партии (А.А.Корнилова), а также участвовал в издательской и пропагандистской работе партии (в частности, написал биографию лидера кадетов П.Н.Милюкова). Участие Г.В.Вернадского в политической жизни страны дополняется его сотрудничеством с администрацией Врангеля осенью 1920 г., когда историк занимал пост начальника отдела печати.

Таким образом, приведенные факты биографии Г.В.Вернадского свидетельствуют, что он в той или иной мере участвовал во всех традиционных для русской либеральной интеллигенции формах общественной и политической деятельности. Это позволяет утверждать, что по форме, т.е. по практическому выражению, гражданственность Г.В.Вернадского имела в целом типичные и традиционные либерально-интеллигентские черты.

Изучение отдельных форм общественно-политической деятельности Г.В.Вернадского позволяет сделать вывод, что в некоторых случаях, т.е. в рамках какого-то одного направления, она порой была несистематической, эпизодической, нерегулярной, возможно на первый взгляд спонтанной, но никак не случайной. Рассмотренные в совокупности факты общественно-политической деятельности ученого приводят к серии важных заключений: 1) степень его вовлеченности в общественно-политическую жизнь страны была велика и в целом деятельность историка в этой сфере можно считать довольно интенсивной; 2) все исследованные формы и направления ее предстают как различные проявления одного феномена - гражданского сознания Г.В.Вернадского; и 3) общественно-политическую деятельность Вернадского возможно характеризовать как определенную систему.

Мировоззрение и общественно-политические взгляды Георгия Владимировича кореллировали с его практической деятельностью. Анализ последней позволяет более четко обозначить эту связь. Радикальным настроениям соответствовала большая политическая активность, и наоборот, продуманная, более зрелая позиция отмечена ее снижением и смещением акцента с политики в сторону культуры. Иными

196 словами, изучение общественно-политической деятельности Вернадского подтверждает, что за рассматриваемый период (приблизительно 19051920 гг.) взгляды Георгия Владимировича претерпели некоторую эволюцию, и отражает ее характер. Хотя в целом на протяжении всего этого времени он последовательно и убежденно придерживался идей своих старших товарищей по кадетской партии, в юношестве пройдя этап некритического отношения к политике, испытывая порой радикальные настроения, со временем сменил его на довольно сдержанное, более консервативное, и уже принимал в ней ограниченное, умеренное участие, предпочитая менее формальные, «культурные» виды общественной деятельности. Смещение акцента с коллективных усилий в общественной сфере в сторону индивидуальной духовной и интеллектуальной работы, столь явно прозвучавшее в сборнике «Вехи», вполне соответствовало мысли, духу и темпераменту Вернадского, что позволяет говорить о нем как о либеральном интеллигенте «веховского» типа.

 

Список научной литературыБондарь, Андрей Юрьевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. 1137. Оп. 1. ДД. 817, 71, 74, 75, 153, 156, 179, 200, 241, 248, 249, 311, 365-367, 628-636; Ф. 5102. Оп. 1. Д. 467; Ф. 825. Оп. 1. Д. 853

2. Архив Российской Академии Наук. Ф. 518. Оп. 2. Д. 28; Оп. 3. ДД. 304-323; Оп. 7. ДД. 120-127

3. Центральный Исторический Архив Москвы. Ф. 418. Оп. 495. ДД. 26, 27; Оп. 76. Д. 1018; Оп. 80. Д. 75; Оп. 319. Д. 211

4. Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки. ФФ. 16, 135, 264 (отдельные документы)б) опубликованные:

5. Андреев Н.Е. Георгий Владимирович Вернадский // Записки Русской Академической Группы в США. Нью-Йорк, 1975. Т. 9.

6. Его же. Список трудов Г.В. Вернадского // ЗРАГ. Нью-Йорк, 1975. № 9

7. Астров Н.И. Воспоминания. М., 2000

8. Богословский М.М. Историография, мемуаристика, эпистолярия. М., 1987

9. Вернадский В.И. Страницы автобиографии. М., 1981

10. Его же. Публицистические статьи. М., 1995

11. Его же. Дневники 1917-1921. Киев, 1994

12. Его же. Письма к сыну и дочери // Вестник АН СССР. 1990. № 12

13. Его же. Публикация писем к сыну от 1929 г. // Вестник РАН. 1993. Т. 63. №9

14. Его же. Пять "вольных" писем В.И.Вернадского сыну (русская наука в 1929) // Минувшее: исторический альманах. М. 1992. № 7

15. Его же. Я сделал, что мог. (Письма к сыну и дочери) // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 1

16. Его же. Я смотрю вперед очень оптимистично. (Письма к сыну и дочери) // ВИЕТ. 1993. № 4

17. Его же. Я смотрю в будущее по прежнему оптимистично (Письма к детям) // ВИЕТ. 1994. № 2

18. Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993

19. Владимир Иванович Вернадский. Материалы к биографии. М., 1988

20. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927

21. Его же. Древняя Русь. Тверь-Москва, 1996

22. Его же. Киевская Русь. Т.-М., 1996

23. Его же. Монголы и Русь. Т.-М., 1997

24. Его же. Россия в средние века. Т.-М., 1997

25. Его же. Московское царство. Т. 1-2. М.-Т., 1997

26. Его же. Русская история. М., 1997

27. Его же. Русская историография. М., 1998

28. Его же. Очерки по истории науки в России // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк. 1971-1975. Т.5 С. 195-233; Т.6 - С. 160-225; Т.7 - С.17-122; Т.8 - С.97-212; Т.9 - С.133-164.

29. Его же. О движении русского племени на Восток // Научный исторический журнал.1913-1914. № 2.

30. Его же. Против солнца. Распространение русского государства к Востоку // Русская мысль. 1914. № 1.

31. Его же. Государевы служилые и промышленные люди в восточной Сибири XVII века // Журнал министерства народного просвещения. 1915. №4

32. Его же. «Соединение церквей» в исторической действительности // Россия и Латинство. Берлин. 1923

33. Его же. Заметки о крестьянской общине в Византии // Ученые записки, основанные русской учебной коллегией в Праге. Прага. 1924

34. Его же. Об одном возможном источнике «Русской Правды». Там же.

35. Его же. Пушкин как историк. Там же.

36. Его же. Два подвига Св. Александра Невского // Наш современник. 1992. №3

37. Его же. Монгольское иго в русской истории. Там же

38. Его же. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 15

39. Его же. Предел и беспредел // Новое время. 1993. № 51

40. Его же. Разложение бюрократии //Новое время. 1995. № 21

41. Его же. Замечания о юридической природе крепостного права // Родина. 1993. № 3

42. Его же. Из воспоминаний. Годы учения. С.Ф. Платонов. Пермь -Москва Киев // Вопросы истории. 1995. № 1; Крым. Константинополь. 1920-21 //ВИ. 1995. №3

43. Его же. Братство "Приютино" // Новый журнал. Нью-Йорк, 1968-1969. № 93. С. 147-173; № 95. С. 202-215; № 96. С. 153-171; № 97. С. 218-237

44. Его же. Ленин красный диктатор. М., 1998

45. Его же. Очерк истории права русского государства ХУШ-ХГХ вв. (Период империи). М., 1998

46. Его же. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999

47. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990

48. В посках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М., 1997

49. Готье Ю.В. Мои заметки // Вопросы истории. 1991. М» 6-12. 1992. №№ 1-7

50. Гучков А.И. Воспоминания Председателя Государственной думы и военного министра Временного правительства. М., 1993 51 .Интеллигенция в России. М., 1991

51. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М, 1968

52. Корнилов A.A. Воспоминания // Вопросы истории. 1994. №№ 2-5, 7-10

53. Крестьянское дело. №№ 1-3. 1910. №№ 4-20. 1911

54. Литература русского зарубежья. Антология. ТТ. 1-4. М., 1990-1998

55. Львов Г.Е. Воспоминания. М., 1998

56. МилюковП.Н. Воспоминания. ТТ. 1-2. М., 1990

57. Мир России — Евразия. Антология. М., 1995

58. Протоколы центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии. 1905-середина 1930-х гг. Т. 3 (1915-1920 гг.). М., 1998

59. Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992

60. Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. 1905-1945. М., 1999

61. Его же. Памяти профессора Г.В. Вернадского // ЗРАГ. Т. 7. 1973

62. Российские либералы: кадеты и октябристы (документы, воспоминания, публицистика). М., 1996

63. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М., 1997

64. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. Т. 2 (1908-1914 гг.). М., 2000

65. Тарле Е.В. Из литературного наследия академика. М., 1981

66. Тыркова-Вильямс A.B. Воспоминания. То, чего больше не будет. М., 1998

67. Vernadsky G. A History of Russia. New Haven, 19291. Литература:

68. Аврех А .Я. Масоны и революция. М., 1990

69. Его же. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991

70. Аксенов Г.П. Личность как основа либеральной идеи // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 217-226

71. Алафаев A.A. Полемика между либералами и народниками о путях развития России на рубеже 70-80-х годов XIX века // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 271-279

72. Арсланов P.A. К.Д.Кавелин и становление национальной либеральной традиции в России. Дис. докт. ист. наук. М., 2000

73. Его же. Лавров. Русские писатели. 1800-1917 гг. Биографический словарь. М., 1994. Т.З. С. 263-268

74. Его же. Государство во взглядах ранних русских либералов // Россия в мировом политическом процессе. Материалы международной научной конференции. М., РУДН. 1997. С. 38-43

75. Его же. К.Д.Кавелин о роли государства в истории России // Личность, общество и власть в истории России: системный корпоративный анализ. Материалы научной конференции. М., РУДН. 1998. С. 117-121

76. Белоконский И.П. Земское движение. Москва, 1910 Ю.Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев // Путь. 1927. № 8

77. Березовая Л.Г. Самосознание либеральной интеллигенции в начале XX века // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 130-151

78. Бертолисси С. Три лика русской интеллигенции: Радищев, Чаадаев, Сахаров // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: истрия и типология // Материалы международной конференции. Москва-Венеция, 1997. С. 110-122

79. Бондарь А.Ю. Евразийская государственность в исторической концепции Г.В. Вернадского // Россия в мировом политическом процессе. Материалы второй международной научно-теоретической конференции. М, РУДН. 1997. С. 70-74.

80. Его же. Взгляды Г.В. Вернадского на роль личности в истории России // Личность, общество и власть в истории России: системный компаративный анализ. Материалы третьей международной конференции. М, РУДН. 1998. С. 14-19.

81. Его же. В.И. и Г.В. Вернадские: два поколения русской либеральной профессуры // Актуальные проблемы истории России. Материалы научно-теоретической конференции молодых ученых. М., РУДН. 1999. С. 24-29.

82. Будницкий О.В. Маклаков и Милюков: два взгяда на русский либерализм // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 416-429

83. Вандалковская М.Г. П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер: история и политика. М., 1992

84. Ее же. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997

85. Гаспаров М.Л. Русская интеллигенция как отводок европейской культуры // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: истрия и типология // Материалы международной конференции. Москва-Венеция, 1997. С. 20-28

86. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990

87. Горяйнов С.Г. Российские либералы в конце XIX начале XX в.в.: традиции и стиль жизни. Дис. канд. ист. наук. М., 1998

88. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993

89. Его же. Ритмы Евразии. М., 1993

90. Гумилевский Л. Вернадский. М., 1988

91. Данилова Л.В. Русское централизованное государство в освещении буржуазных историков США // Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М., 1962. С. 235-279

92. ДумоваН.Г. Кончилось ваше время. М., 1990

93. Ee же. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н.Милюкова. М., 1993

94. ЗЗ.Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. Ч. 1-2. Л., 1991

95. Исаев И.А. Евразийство: миф или традиция // Коммунист. 1991. № 12

96. Его же. Евразийцы // Социалистическая законность. 1991. № 5

97. Его же. Утописты или провидцы? Вступительная статья // Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992

98. Кизеветтер A.A. Евразийство // Философские науки. 1991. № 12

99. Ключников С. Г.В.Вернадский. Биография // Русский узел евразийства. М, 1997. С. 224-226

100. Его же. Восточная ориентация русской культуры // Там же. С. 5-70

101. Кожинов В.В. Историософия евразийцев // Наш современник. 1992. № 2

102. Козляков В.Н., «Это только персонификация не нашего понимания исторического процесса.». Георгий Владимирович Вернадский (18871973) и его «Очерки по русской историографии». Вступительная статья // Г.В.Вернадский. Русская историография. М., 1998. С. 5-26

103. Его же. Обзор коллекции документов Г.В.Вернадского в Бахметевском архиве библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке // Там же. С.395-444

104. Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М, 1962

105. Критика новейшей буржуазной историографии. JI., 1967

106. Левандовский A.A. Либерализм как свойство личности (образ Т.Н.Грановского в пореформенной публицистике) // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 233-244

107. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М., 1981

108. Леонова Л.С. «Я не могу уйти в одну науку.». Общественно-политические взгляды В.И.Вернадского. СПб., 2000

109. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995

110. Лотман М.Ю. Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса) // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: историяи типология // Материалы международной конференции. Москва-Венеция, 1997. С. 122-151

111. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). Спб., 1994 51 .Люкс Л. Евразийство // Страна и мир. 1990. № 1

112. Медушевский А.Н. В.О. Ключевский и государственная школа русской историографии // В.О. Ключевский. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991

113. Его же. Политическая философия российского либерализма в сравнительной перспективе // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 74-94

114. Мерперт Н.Я., Пашуто В.Т. Георг Вернадский. Монголы и Россия // Вопросы истории. 1955. № 8

115. Мурадян А. Евразийская концепция — модель общественного устройства России? // Проблемы Дальнего Востока. 1992. № 1-3

116. Нарежный А.И. Формирование либеральной модели государственного устройства России во второй половине XIX века // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 244-255

117. Наше отечество. Опыт политической истории. М., 1991

118. Некрасов Г.А. Основные тенденции новейшей английской науки в изучении истории СССР эпохи феодализма // Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М., 1962. С. 7-36

119. Николаев Б. Жизнь и труды Г.В.Вернадского. Вступительная статья // Г.В.Вернадский. Древняя Русь. Тверь, 1996. С. 5-14

120. Пантин И.К. Историческая драма русского либерализма // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 94-111

121. Пашуто В.Т. О мнимой соборности древней Руси // Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М., 1962. С. 162-214

122. Его же. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992

123. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX века. М., 1986

124. Ее же. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1994

125. Пустарнаков В.Ф. Была ли у русского либерализма своя философия? // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 57-74

126. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994

127. Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. М., 1991

128. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. М., 1998

129. Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999

130. Русские писатели (1800-1917). Биографический словарь. Т. 1. М., 1989

131. Секиринский С.С. Шелохаев В.В. Либерализм в России: очерки истории середины XIX- начала XX в. М., 1995

132. Секиринский С.С. Филиппова Т.А. Родословная российской свободы. М., 1993

133. Его же. Либеральный идеал и российская действительность XIX века: некоторые аспекты взаимодействия // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 185-201

134. Селезнева Л.В. Российский либерализм и европейская политическая традиция: созвучия и диссонансы // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 121-130

135. Сенин A.C. Вступительная статья // Г.В.Вернадский. Очерки истории права русского государства XVIII-XIX вв. (Период империи). М., 1998. С. 3-12

136. Серков А.И. О Георгии Владимировиче Вернадском, авторе «Русского масонства в царствование Екатерины II». Вступительная статья // Г.В.Вернадский. Русское масонство в царствование Екатерины II. С.Пб., 1999. С. 503-508

137. Серков А.И. Злобовский А.З. Вступительная статья // Г.В.Вернадский. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 15. С. 81-828 5. Современная зарубежная историография российского государственного строя XV-XVII вв. М., 1980

138. Современная англо-американска буржуазная историография истории кочевников Восточной Европы периода раннего средневековья. М., 1983

139. Соничева Н.Е. Вступительная статья // Г.В.Вернадский. «Соединение церквей» в исторической действительности // ВИ. 1994. № 7. С. 154-1588 8. Ее же. Становление и развитие исторической концепции Г.В.Вернадского. Дис. канд. ист. наук. М. 1994

140. Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв. М., 1980

141. Его же. Общественные организации в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. М., 1982

142. Его же. Институционная структура русского либерализма (XVIII -начало XX в.) // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 169-185

143. Тихомиров М.Н. Славяне в «Истории России» проф. Г. Вернадского // Вопросы истории. 1946. № 4

144. Толстов С.ГТ. Древнейшая история СССР в освещении Г. Вернадского // Вопросы истории. 1946. № 4

145. Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: истрия и типология // Материалы международной конференции. Москва-Венеция, 1997. С. 7-20

146. Филиппова Т. А. Либерально-консервативный синтез (Попытка хронополитического анализа) // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 201-209

147. Хайлова Н.Б. Проблема центризма в русском либерализме в начале XX века // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 306-317

148. Хорошкевич A.JT. Русский город XI-XIV вв. в современной буржуазной науке // Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М., 1962. С. 109-134

149. Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии периода империализма. JL, 1986

150. Черепнин B.J1. Проблема крестьянского закрепощения в России в освещении буржуазной историографии // Критика буржуазных концепций истории России периода феодализма. М., 1962. С. 55-108

151. Шапиро A.J1. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993

152. Шаскольский И.П. Вопрос о происхождении имени «Русь» в современной буржуазной науке // Критика новейшей буржуазной историографии. JL, 1967. С. 128-176

153. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М., 1985

154. Шелохаев В.В. Кадеты главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. М., 1983

155. Его же. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907-1914. М., 1991

156. Его же. Либеральная модель общественного переустройства России. М., 1996

157. Его же. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы // Материалы международной научной конференции. М., 1999. С. 17-39

158. Ширинянц A.A., Ширинянц С.А. Российская интеллигенция на рубеже веков. М., 1997