автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Мировоззрение В. И. Вернадского и философский контекст учения о биосфере и ноосфере
Текст диссертации на тему "Мировоззрение В. И. Вернадского и философский контекст учения о биосфере и ноосфере"
Президиум ВАК России
; роыенне от»IX " Ж- 19 № ^МтГ РУК°ПИСИ
и присудил учекую степень ДОК' Г
1
\fetn?« ТКАК Рлггкк
пальник .уг^равлБНйя ВАК Россик
{ // [ ЯНШИНА Фидан Тауфиковна
МИРОВОЗЗРЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ
Специальности: 09. 00. 08 - Философия науки и техники 09. 00. 03 - История философии
ДИССЕРТАЦИЯ
в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук
Х/КуШ \ама/
Москва -1999
7• 6
Официальные оппоненты: - доктор философских наук, профессор
Делокаров Кадырбеч Хаджумарович
- доктор философских наук, профессор ] Чумаков Александр Николаевич
- доктор философских наук, профессор Кочергин Альберт Николаевич кафедра философии РАН
Защита состоится ^ ^ О С" 1999г. в АД часов на заседании диссертационного совета Д - 151.04.17 в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, ауд. №
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Академии государственной службы прг. 1гезиденте Российской Федерации.
Автореферат разослан "';,) /
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
180^ - 00
Ведущая организация:
Ученый секретарь диссертацион /
ав
£
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. История философии и науки, особенно история их взаимодействия - важнейшие показатели теоретического освоения действительности. Глубокая связь философии и науки - не только достояние истории, но и реальность настоящего" и неизбежность будущего. Философия при этом предстает не только как квинтэссенция культуры, но и как способ мышления, методологический ориентир научного поиска.
Вопрос о взаимоотношении философии и науки может быть рассмотрен обобщенно. Такой абстрагированный подход оправдан возможностью выявления некоторых мегатенденций в их развитии. Для раскрытия эвристической роли философии в научном познании существенное значение имеет анализ мировоззрения отдельных выдающихся ученых, внесших фундаментальный вклад в развитие естествознания, определивших поворотные моменты в его истории. В этом отношении примечательно исследование философских взглядов и творчества таких ученых как Н. Коперник, И. Ньютон, Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, Н. Бор и ряда других. Без преувеличения можно сказать, что чрезвычайно плодотворным для философии и истории науки может быть исследование в данном плане научной деятельности В. И. Вернадского. ^
Творчество В.И. Вернадского, его научное наследие приобрели в наше время особый смысл и значение. Глубокие философские познания, разносторонняя научная подготовка, синтетический склад ум' : полили В.И. Вернадскому еще в первой половине нашего ■: ;я обосновать беспрецедентную по своему научному, ¿кому и мировоззренческому значению концепцию биосферы, ■ кардинальные положения учения о ноосфере, ■©щего, по существу, на статус теории исторического
Понятия "биосфера" и "ноосфера" должным образом не востребованные при жизни их автора, все более и более определяют интеллектуальный климат современной эпохи. В самых различных сферах общественного сознания ныне признается самоценность биосферы Земли, ее уникальность в Солнечной системе и ее определяющее значение для человечества. Переосмысливаются традиционная система ценностей, основания деятельности людей, с ноосферных позиций судят о социально-экономическом, технологическом развитии, перспективах материальной и духовной культуры в целом.
_Все это нашло рельефное отражение в стратегии устойчивого
развития, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в г. Рио-де-Жанейро.1 Переход современной цивилизации к устойчивому развитию в концептуальном отношении связывается с расширением представлений о ноосферном подходе.2
Не опасаясь впасть в преувеличение, можно сказать, что В.И. Вернадский открыл новую эру в истории науки, удивительным образом реализовав те гносеологические принципы и нормы, которые только сейчас становятся предметом особого методологического анализа и характеризуются в литературе как постнеклассические.3 Его труды доказывают единство науки, условность границ между естествознанием и обществознанием, исследованиями фундаментальными и прикладными.
Они свидетельствуют о понимании им ограниченности противопоставления субъекта объекту, объяснительной и нормативной функции науки, необходимости рационального обоснования целей
1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро. М., 1993.
2 См.: Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.
3 См.: Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
человеческой деятельности, исходя из особой миссии человека в биосфере, его ответственности за будущее нашей планеты.
Многогранное научное наследие В.И. Вернадского совершенно очевидно предполагает целостное осмысление его творчества с позиций истории философии и науки. Но дело не только в этом. Научное творчество В.И. Вернадского обращено в будущее. И оно должно быть проанализировано в контексте философии истории (2, 8, 9)..
Степень разработанности темы. До недавнего времени научное наследие великого русского ученого Владимира Ивановича Вернадского (1863- 1945гг.) было предметом интереса и интерпретации преимущественно естествоиспытателей разных направлений и историков науки. Недоступность в течение ряда лет широкой научной общественности архива ученого обусловили недооценку его как крупного мыслителя. Между тем В.И. Вернадский своими глубокими размышлениями о категориях и логике научного познания, статусе и функциях философии и науки, значении их взаимодействия, обоснованием предмета, методологии, понятийного аппарата целого ряда новых комплексных областей знания внес существенный вклад в философию науки XX столетия. А невиданное по своему масштабу осмысление им феномена жизни, проблем ее сохранения, возможных перспектив развития человечества ставят В.И. Вернадского в один ряд с крупнейшими философами нашего времени.1
Существенным этапом в воссоздании образа В.И. Вернадского
как
• Здесь и далее в скобках указаны публикации диссертанта, в которых рассматриваются обсуждаемые проблемы.
1 Сейчас имя В.И. Вернадского внесено в учебники по философии, философские энциклопедии и хрестоматии. См.: Введение в философию. 4.2. М., 1989; Мир философии. 4.2. М., 1991; Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Хрестоматия по истории философии. Кн.2. М., 1998 и др.
ученого-мыслителя было издание сборника воспоминаний о нем A.M. Фокина, С.П. Попова, Д.В. Наливкина, И.И. Гинзбурга, A.A. Твалчрелидзе, А.Д. Шаховской и др.1 В этих воспоминаниях В.И. Вернадский предстал как ученый-энциклопедист, выдающийся творец науки, деятельность которого носила многомерный характер. Они складывались из почтения к конкретным фактам, внутренней логике развития науки, истории философии и культуры в целом.
Следующим шагом в осмыслении жизнедеятельности ученого была публикация его научно-художественной биографии JI. Гумилевским.2
-Определенное обобщение творчества В.И. Вернадского нашло в
трудах историков науки Г.П. Аксенова, Р.К. Баландина, И.И. Мочалова. Впервые в их монографиях были даны подробная биография ученого, сделана плодотворная попытка выявления условий его деятельности, осуществлена обстоятельная оценка его научного творчества.3
К историко-научным исследованиям можно отнести также работы, отражающие жизнь и деятельность В.И. Вернадского на Украине4, а также сборник, изданный к 125-летию со дня рождения ученого и включающий его публицистические статьи.5 С философской точки зрения, интересной представляется книга, опубликованная к 130-летию В. И. Вернадского. В ней ставится вопрос
1 См.: Воспоминания о В.И. Вернадском: К 100-летию со дня рождения. М., 1963.
2 Гумилевский JI. Вернадский. М.,1967, 1988.(Серия "Жизнь замечательных людей").
3 Аксенов Г.П. Вернадский. М., 1994; Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1979; Мочалов И.И. Вернадский - человек и мыслитель. М., 1970; Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. М., 1982.
4 Сытник K.M., Апанович Е.М., Стойко С.М. В.И. Вернадский. Жизнь и деятельность на Украине. Киев, 1988.
5 Владимир Иванович Вернадский: материалы к биографии. М., 1988. Прометей. Т 15; В.И. Вернадский. Публицистические статьи. М., 1995.
0 необходимости всестороннего подхода к творческому наследию
ученого, его оценка с позиций истории естествознания и истории
философии. Более того, особое внимание обращается на
непреходящую методологическую ценность учения В.И. Вернадского о
биосфере и ноосфере.1
В последние годы значительное количество работ как естествоиспытателей, так и философов непосредственно посвящены учению В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В них рассматриваются основания и сущность этого учения, показывается его значение в истории науки. Среди этих работ необходимо выделить труды: М.И. Будыко, Э.В. Гирусова, К.Х. Делокарова, В.П. Казначеева, М.М. Камшилова, В.А. Ковды, И.А. Козикова, Б.И. Козлова, А Н. Кочергина, В.А. Кутырева, Г.А. Кузнецова, A.B. Jlano, В.А. Лося, Н.М. Мамедова, H.H. Моисеева, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.Н. Тюрюканова, Г.Ф. Хильми, А.Д. Урсула, В.П. Яковлева, А.Л. Яншина и других.2
Следует особо отметить философские работы А.Н. Аверьянова,
М.Д. Ахундова, И.В. Кузнецова, P.O. Курбанова, Ю.Б. Молчанова,
1 Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993.
2 См. например: Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977; Гирусов Э.В. Система "общество-природа". М., 1976; Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. М., 1993; Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989; Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М., 1979; Кочергин А.Н. Экология и техносфера. М.,1995; Кузнецов Г.А. Экология и будущее. М., 1988; Лапо A.B. Следы былых биосфер. М., 1986; Лось В.А. Человек и природа. М., 1974; Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М., 1989; Микулинский С.Р. О понятии ноосферы. М., 1983; Моисеев H.H. Современный рационализм. М., 1995; Мочалов И.И. В.И. Вернадский о логике и методологии научного творчества. М., 1963; Он же Проблемы философского знания в творчестве В.И. Вернадского. М., 1971; Хильми Г.Ф: Основы физики биосферы. М., 1966; Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993; Он же. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998. См. также коллективные труды: Взаимодействие природы и общества. М., 1986; Методологические исследования биосферы. М., 1975; Кибернетика, ноосфера и проблемы мира. М., 1986; Синтез современного научного знания. М., 1973; Учение В.И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. М., 1988 и ДР-
Ю.В. Сачкова, Ю.П. Трусова, Ю.А. Урманцева и других, в которых анализируются трактовки В. И. Вернадским основополагающих категорий философии и науки: материи, взаимодействия,
пространства и времени,
симметрии и асимметрии, необходимости и случайности, а также философских принципов единства, системности и развития.1 Итак, литература, посвященная различным аспектам творчества В.И. Вернадского, анализу его научного наследия, обширна.
Вместе с тем есть целый ряд веских доводов, которые позволяют считать исследовательскую работу в этом направлении неполной и
незавершенной._Э_т_о_ прежде всего связано с фрагментарным,
дифференцированным подходом к научному наследию В.И. Вернадского, утаиванием в течении десятилетий по идеологическим и иным соображениям некоторых его философско-методологических работ (статей, заметок, дневников и др.), а также более глубоким пониманием в нашу эпоху значения многих идей В.И. Вернадского.
- Общеизвестно, что теоретические положения В.И. Вернадского сыграли важную роль при разработке Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера", Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и упомянутой выше Концепции устойчивого развития.2 Как отмечал В.А. Ковда, несмотря на то, что "идеи Вернадского вошли в научную и публицистическую литературу мира, в устные выступления ученых как общепринятые, само собой разумеющиеся пути анализа и понимания
' См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985; Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени в физике и философии. М., 1982; Курбанов P.O. Категория взаимодействия в физике и философии. Баку, 1983; Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1973; Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1974.
2 См.: Биосфера. М., 1972; Наше общее будущее. М., 1989 и др.
РОССИЙСКАЯ 9 ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Библиотека
проблем взаимосвязи человека и природы ... нередко забывают, а иногда и просто не знают имя и научный вклад В.И. Вернадского".1
Достаточно указать в этой связи на то, что в англоязычной литературе распространено мнение, что приоритет в формировании целостного, "эволюционного видения" проблем взаимодействия человека и природы всецело принадлежит западной философии и науке. Так, согласно Э. Янчу, оно связано с идеей "органического роста" Г. Спенсера, гипотезой "ноокосмогенеза" П. Тейяра де Шардена, теорией систем Л. Берталанфи и принципом самоорганизации И. Пригожина.2 При этом никак не упоминается имя В.И. Вернадского - естествоиспытателя и мыслителя, намного опередившего свое время.
Все это подтверждает необходимость с позиций философии науки целостного рассмотрения мировоззрения и научного творчества В.И. Вернадского, поисков теоретико-методологических истоков уникального учения о биосфере и ноосфере в системе его философских взглядов.
Наряду с этим, В.И. Вернадский, будучи великим естествоиспытателем, поднялся до мировоззренческих обобщений и выступил как крупный и самобытный философ. Идеи В.И. Вернадского явились ответами на запросы, выдвинутые развитием науки и практики. Другими словами, объективным основанием философских идей В.И. Вернадского послужили те поистине революционные преобразования в жизни человечества, которые произошли на протяжении XIX и XX веков и создали новое глобальное соотношение между обществом и окружающей его природой.
1 Ковда В.А. Современное учение о биосфере // Успехи биологических наук. 1969. Т. XXX, МКС. 16.
2 См.: Человек и биосфера: история и современность. Международный симпозиум. Пущино, 1988. С.4.
В.И. Вернадский первым сумел дать философское осмысление новой эпохи в развитии человечества. Плодотворность этого осмысления доказывается непрерывно растущей популярностью его идей. Данное обстоятельство всецело оправдывает рассмотрение взглядов В.И. Вернадского также с позиций философии истории.
Наконец, до сих пор не уделяется должного внимания тому, что философские воззрения В.И. Вернадского представляют собой некую систему, единое мировоззрение. Ученый, стоявший у истоков глобального эволюционизма, несомненно исходил из единых теоретических оснований. В связи с этим необходимо выявить стержневую идею философских размышлений В.И. Вернадского, тот всеобщий принцип, который объединяет множество его философских идей в нечто целое (2, 23).
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования триедина: 1 реконструировать становление системы мировоззрения В.И. Вернадского; 2)раскрыть теоретико-методологическую связь учения о биосфере и ее превращения в ноосферу с особенностями мировоззрения В.И. Вернадского; 3)показать непреходящую методологическую ценность учения о биосфере и ноосфере в гармонизации взаимоотношений человека и природы, перехода современного общества к устойчивому развитию (1, 10, 24).
Основные задачи, реализующие эту цель, таковы:
• показать роль воспитания и образования в формировании интегративного способа мышления В.И. Вернадского (раздел I);
• раскрыть значение истории науки и истории философии в формировании мировоззрения В.И. Вернадского (раздел II);
• определить влияние социально-политической деятельности В.И. Вернадского на его мировоззрение (раздел I);
•показать переосмысление В.И. Вернадским фундаментальных проблем философии и науки (раздел II);
•уточнить теоретические основания, категориальный аппарат учения о биосфере (раздел III);
•выявить глубинную связь учения В.И. Вернадского о биосфере, автотрофности человечества и ноосфере (раздел III);
•установить сущность учения В.И. Вернадского о ноосфере и его статус в контексте перехода современного общества к устойчивому развитию (раздел III).
Методологические основы и источники исследования. Соискатель опирался на три группы источников. Во-первых, основной ориентацией и опорой служили труды самого В.И. Вернадского как опубликованные, так и неопубликованные. Архив В.И. Вернадского воистину неисчерпаем. Автору представилась возможность впервые освоить и ввести в научный оборот целый ряд новых, неизвестных ранее материалов (статей, писем, заметок), которые в значительной мере дополняют представления о жизни и творчестве великого уче�