автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Общественно-политическне взгляды Иоганна Вольфганга Гете и Россия ( 80-е гг. XVIII - 20-е гг. XIX вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политическне взгляды Иоганна Вольфганга Гете и Россия ( 80-е гг. XVIII - 20-е гг. XIX вв.)"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На провах рукописи
Гизела Хебелер Общественно-политические взгляды Иоганна Вольфганга Гете и Россия ( 80-е гг. XVIII - 20-е гг. XIX вв.)
Специальность- 07.00.02. - Отечественная история
Специальность- 07.00.03. - Всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических паук
Москва 1998 г. 1
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Московского Государственного Открытого Педагогического Университета
Научный руководитель - доктор исторических наук
профессор Щепетов К.П.
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
Орлик О.В., доктор истори ческих наук профессор Смо ленский Н.И.
Ведущая организация - Московский Городской Педа
гогический Университет.
Защита диссертации состоится на заседании Диссертационного Совета " п» В^йС-_ 1998 года в
часов Д. 002.33.02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Институте российской истории РАН по адресу: 117036 Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института российской истории РАН -117036 Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19.
Автореферат разослан 12 января 1998 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат исторических наук Т.В. Бойко
Во времена эпохальных перемен п общественных кризисов люди стремятся к переосмыслению прошлого, осознанию настоящего и на основе уроков истории надеются предвидеть будущее. При этом важны не только оценка и переосмысление исторических событий, но и обращение к идеям и творчеству тех великих мыслителей и представителей общественной жизни, которые глубоко и проникновенно отражали историю своих стран и народов эпохи своего времени.
Система мировосприятия этих великих личностей, их идеи и воззрения на историю продолжают оставаться актуальными и в наши дни, когда мы по-прежнему почитаем и ценим их как представителей универсального знания. •
В Германии нового времени к мыслителям-новаторам может быть причислена целая плеяда ученых: И.Г.Гер-дер, И.В.Гете, Г.И.Гегель Ф. Шиллер и другие выдающиеся деятели немецкого Просвещения.
В России в качестве таковых выступали М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, А.С.Пушкин и ряд знаменитых общественных деятелей и ученых, таких как историк Н.М.Карамзин, поэт В.А. Жуковский и многие другие1. Именно эти многогранные личности пр'едопределили своим творчеством и идеями расцвет культуры "серебряного" XIX века и дальнейшее развитие философских и просветительских традиций.
Гениальность их мысли и пророческий характер их воззрений в значительной степени были обусловлены самой эпохой нового времени и ее величайшими событиями -Великой французской буржуазной революцией, политикой Наполеона и его бесславным походом на Россию. Другая характерная черта нового времени - господство абсолютистских монархий на континенте и развитие буржуазно - капиталистических тенденций. Эти процессы оказались в центре внимания не только зарождавшихся в тот период общественных наук, но и литературно - исторической мысли нового времени.
И, по мере того, как одни историки и философы разом. Розов В.А. Пушкин и Гете. Киев 1908 г.
мышляли о путях переустройства общества в духе просвещенного абсолютизма, другие - поэты и писатели искали новую "алгебру мышления", связанную с дальнейшими путями развития человечества.
Великий русский историк Н.М.Карамзин отмечал в письме к своему брату: "История - не роман. Ложь всегда может быть красива, а истина в простом одеянии нравится только некоторым умам, опытным и зрелым"1.
С этой точки зрения исследование и анализ эволюций исторических взглядов и научного метода познания в наследии наиболее выдающихся представителей литературно - философской мысли вызывают особый интерес и актуальность.
В своём творчестве они шли к выяснению истины процессов развития своей эпохи и человечества в целом в духе "рппаршт тоуепз" (движущего начала), глубоко осознавая свою причастность к происходящим событиям.
Как правило идеи этих мыслителей отражались в востребовании прошлого для плодотворного действия в настоящем.
Образ мышления и мировоззрение великой личности во всем многообразии ее наследия следует анализировать с учетом как конкретной эпохи, так и с дистанции времени.
Великий немец И.В. Гете отчетливо сознавал, скольким он был обязан своему времени, какое мощное воздействие на него оказали "грандиозные сдвиги в мировой политической жизни"2.
На европейском континенте эти сдвиги характеризова-. лись переходом от дворянско-монархического уклада к буржуазно-капиталистическому. В то время как Франция Бурбонов шла к Великой революции, раздробленная феодальная Германия и самодержавная Россия в политическом отношении оставались оплотом абсолютизма. Духовная жизнь в этих странах развивалась по своим законам и по глубоко-
1) Переписка Н.М.Карамзина с 1799 по 1826 гг. \\ Антеней. Ч.Ш. С.419.
2) Цит. по: Иоганн Вольфганг Гете. Собрание сочинений. Т.1. Изд. Худ. Лит., 1975 с.6
мысленному замечанию Вольтера там постепенно созревали условия для "хорошенького грохота разрушений".
Нетрудно понять, что это означало, если учесть, что накануне Французской революции и целой эпохи творчества И.В.Гете возникла плеяда творцов-новаторов, представителей нового мировоззрения.
Одни оказывались эмпириками, другие рационалистами, третьи классицистами, четвертые романтиками, пятые религиозными мыслителями, а их антиподы - атеистами и т.д. Да и иначе и быть не могло. Жизнь поэта в Веймаре только казалась уютной и патриархальной. На самом деле в мире происходили грандиозные перемены, которые не могли не отражаться на духовной жизни Гете. Семилетняя война, провозглашение независимости Североамериканских штатов, революция во Франции, взлеты и падения Наполеона, четыре раздела Польши, конец Священной Римской империи немецкой нации, восстание на Сенатской площадй в русской столице и новая июльская революция во Франции - все эти события способствовали качественному изменению ситуации в Европе. Многие из происходивших событий оказали несомненное воздействие на развитие мировоззрения Гете и нашли отражение в его творчестве и его взглядах на историю. Однако эти его воззрения не носили целостного характера: в его сочинениях они также не получили законченного выражения, являются достаточно противоречивыми и в зависимости от времени, отличаются по своей трактовке.
Литературное творчество и идейное влияние крупнейшего немецкого поэта на европейскую жизнь и культуру, в том числе и на русскую - самостоятельное направление в области гуманитарных наук, - продолжает развиваться и в наше время, заслуживая самого пристального внимания исторической науки.
Объект настоящего исследования - взгляды и роль И.В. Гете как историка в эпоху нового времени, с момента его появления в Веймаре до середины 20-х годов XIX века во взаимосвязи с историей России. Наряда' с этим, диссертантка стремилась также
актуализировать имеющиеся исторические материалы и проследить значение творческого наследия И.В.Гете для отношений России и Германии в эпоху нового времени.
Как представляется автору, анализ подобного рода может иметь позитивное значение и для развития современных русско-германских отношений.
Основу авторского подхода к теме составляет решение следующих задач:
- характеристика И.В.Гете как историка и летописца истории;
- выяснение отношения Гете к истории и его взглядов на социально-политические процессы в Германии и России;
- анализ взглядов поэта на русскую монархию и его отношение к русской общественной и духовной жизни;
- исследование деятельности И.В.Гете и его роли в развитии русско-германских политических и культурных связей.
Актуальность темы. Отношение И.В.Гете к истории до последнего времени не получило должного освещения в обществоведении Германии и России. Выяснение причин того, почему в гетеведении как Германии, так и России подобная историческая проблематика не получила сколько-нибудь целостного отражения, определила творческий замысел настоящей работы.
По-видимому из-за разбросанности архивных материалов и увлечения исследователей литературными сюжетами в Германии, а в России идеологизацией его творчества в советский период общественно-политические взгляды поэта во взаимосвязи с его деятельностью выпали из поля зрения историков. В существующей литературе данные вопросы либо затрагиваются в самой общей форме, либо сводятся к предположениям и догадкам.
Анализ общественно-политических взглядов поэта через призму его творчества в сочетании с систематизацией деятельности И.В. Гете как историка в условиях менявшихся эпох, познания исторической атмосферы того времени в Германии и России в преломлении к творчеству и обще-
ственно-политической деятельности крупнейшего германского поэта-мыслителя могут иметь немаловажное значение для развития и укрепления современных политических и культурных отношений вышеназванных государств.
Данная тема имеет особую актуальность в связи с приближающимися 250-летием со дня рождения И.В. Гете и 200-летним юбилеем А.С.Пушкина (1999 г.), жизнь и творчество которых приобрели духовную и историческую значимость не только для русских и немцев, но и для всего человечества.
Эти обстоятельства накладывают особую ответственность на исследователей. Диссертантка стремилась оправдать оказанное доверие и воспользоваться поддержкой русских коллег с тем, чтобы внести свой посильный вклад в разработку роли И.В.Гете в становлении исторической науки и оценку его деятельности как дружественного России мыслителя и общественного деятеля.
Диссертантка стремилась также углубить и расширить то немногое, что имеется по данным вопросам в Германии и экстраполировать значение исторических воззрений И.В. Гете для настоящей и будущей перспективы дружбы и сотрудничества современной Германии и новой России.
При определенных условиях, в частности при расширении дружеской атмосферы и взаимного интереса, гуманистические идеи великого немца могут стать конструктивной основой сотрудничества обеих стран и народов.
Новизна исследования состоит в стремлении диссертантки проследить, систематизировать и обобщить значение творчества И.В.Гете для становления исторической науки, привлечь внимание исследователей к анализу шедевров мировой литературы в объяснении исторических сюжетов прошлого Германии и России во взаимосвязи с современной историей.
Наряду с постановкой общеметодологических вопросов познания истории диссертантка подчеркивает значимость литературного наследия великого немца в качестве важнейшего исторического источника.
В современных условиях идеи И.В.Гете1 могут сыграть важную роль в деле воспитания молодого поколения русских и немцев в духе той цивилизованной идеологии, которая приходит на смену традиционным воззрениям, а также в процессе формирования новых ценностей посткапиталистического Просвещения на европейском континенте.
В условиях кризисных тенденций в России и странах Восточной Европы, стагнации общественно-политической и духовной жизни в Германии и на Западе в целом, обращение немцев и русских в качестве ведущих наций к прошлому, в особенности к таким мыслителям, как И.В.Гете, вселяет надежду на то, что совместными усилиями могут быть заложены прочные основы конструктивного сотрудничества европейских народов.
Диссертантка выражает надежду что исследование великого наследия таких классиков как И.В.Гете и A.C. Пушкин накануне их юбилейных дат связано не только с их чествованием, но и использованием их историко-культурных и литературных идей для воспитания современной молодежи.
Полноправное участие в процессах европейского сотрудничества такого великого государства, каким является современная Россия с ее огромным духовным потенциалом, только обогатит и ускорит темпы интеллектуальной интеграции континента.
Прошлый опыт общения И.В.Гете с представителями русского двора и русской интеллигенции имеет также неоценимое значение для формирования основ неоевропейского Просвещения и континентального культурного пространства как важного социоисторического фактора современной жизни.
Практическая значимость диссертации состоит в постановке автором ряда новых проблем: исследовании взглядов поэта на историю, выяснении роли личности в истории на основе отношения Гете к Наполеону и Фридриху великому, русским
1) Goethe in seiner Zeit. Katalog der Standigen Ausstellung. Herausgegeben von Volkmar Hansen. Goethe-Museum Dusseldorf 1993
монархам, а также оценок его высказываний по поводу общественной значимости уроков истории. Наряду с этим в диссертации выдвинута дискуссионная проблема в отношении того, была ли у Гете собственная концепция истории.
По мнению автора суждения великого немца о мировой истории были отражением дискуссий и бесед с представителями исторической школы права, собеседниками поэта о перспективах объединения Германии, его критикой теории естественного права и т.д.
В диссертации рассматриваются различные аспекты дискуссий Гете, однако они ограничены анализом бесед поэта с Гегелем и Гердером.
Данная проблема имеет важное историческое значение и при изучении вопросов формирования историографии русско-германских отношений. Положения и выводы автора могут быть также использованы для углубления студентами и аспирантами их исторических знаний и представлений о Германии на основе ознакомления с произведениями И.В.Гете -историческими драмами, романами, а также его дневниками и письмами. Для исследователей могут быть полезными и содержащиеся в диссертации указания на новые историографические материалы о И.В. Гете (около двух десятков работ), опубликованные в ФРГ в 90-е гг. Вместе с тем, материалы диссертации (глава II) могут послужить новой темой для сравнительного исследования взглядов Гете и Гегеля на историю. Ряд разделов работы (глава III) представляют несомненный интерес для использования их в учебных пособиях для студентов и аспирантов, специализирующихся в области русско-германских связей в вузах ФРГ и, возможно, в России.
Историография работы. В ходе работы над темой диссертантка встретилась с исключительными трудностями в подборе материала. Многие историко-литературные темы творчества И.В.Гете содержат ссылки на крупные архивные массивы и фундаментальные издания документов и концентрированных материалов вроде бы доступных, но в силу географической распыленности этих архи-
вных собраний трудно досягаемых для исследователя.
В ФРГ - это архив Шиллера и Гете в Веймаре, музей И.В.Гете в Дюссельдорфе (фонд А. и Е. Киппенберг), документы музея-квартиры поэта во Франкфурте-на-Майне, архивные материалы в национальных библиотеках немецкого шрифта Лейпцига, Франкфурта-на-Майне и Берлина. Материалы русской "гетеаны" диссертантка изучала в Российской Государственной библиотеке и библиотеке Института русской истории Российской Академии Наук.
Наряду с обширной опубликованной источниковедческой, историографической и литературоведческой документацией и литературой автору пришлось окунуться и в хаотически разбросанные публикации и материалы (переписка И.В.Гете с С.С.Уваровым и т.д.). Многие факты диссертантка извлекла из старых журналов, забытых произведений, из многотомных биографий, из старых книг. В частности, при разборе некоторых исследований германских авторов (Цабель...) обнаружилась их псевдонаучная сущность: некоторые факты о И.В.Гете заимствованы из русских публикаций и приводятся вне контекста1. Подобные явления имеют место также и у русских гетеве-дов. (Речь идет например, о ссылках на факт подарка И.В. Гете гусиного пера А.С.Пушкину, что однако не находит документального подтверждения ни в одном из источников).
Таким образом, пытаясь разобраться в литературном и историческом наследии Гете, автор уяснила для себя грандиозность темы, огромный массив источников и литературы и возможность классификации и описания источниковедческой базы в настоящей работе.
Отражение взглядов великого немца на различные события своего времени и их комментарии свидетельствуют об очень важной черте гетевского историзма -универсальности взглядов И.В.Гете как очевидца и свидетеля событий через призму литературного творчества.
Источниковедческое наследие Гете в творчестве можно
1) Zabel. Е. Goethe uncí Rußland. Jn: Jahrbuch der Goethe -Geselschaft 1921,8.Band.
условно разделить на две части - всемирная история пронизывает все его творчество, а история его эпохи присутствует в его автобиографических произведениях. Сам же поэт как человек и мыслитель предстает в качестве неординарной личности в разноречивых оценках своих современников.
Многообразные оценки великого немца и высказывания о нем более полно проясняются после сопоставления его творчества с основными вехами его жизни и мнениями тех исследователей, которые взяли на себя ответственность и трудную роль быть его биографами. Только так можно проникнуть в сущность общественно-политических взглядов поэта и осмыслить их во взаимосвязи с фактами его жизни. Многочисленные биографы И.В.Гете - это спутники его жизни и творчества, участливые летописцы мятежного духа поэта1.
Исследование исторических взглядов И.В.Гете, нашедших отражение в немецкой и русской литературе, как и в многочисленных публикациях о нем в других странах, породило различные оценки и толкования его личности как мыслителя и историка.
В связи с тем, что литература о Гете весьма обширна и разнообразна, диссертантка была вынуждена ограничиться выяснением общих оценок творчества крупнейшего немецкого автора.
Исторические процессы в Германии конца XVIII - начала XIX вв. оказывали на поэта как представителя своей эпохи определяющее воздействие. Однако благодаря своему творчеству он сумел возвыситься над ней.
В каждом из жанров творчества Гете заметны особые,
1) Конради, К. Гете. Жизнь и творчество в двух томах. М., "Радуга"1987.Пер.с нем.Предисловие и общая редакция А. Гугнина. Goethes Zeben in Daten und Bildern. Hrsg.B.Gajek und F.Gotting unter Mitwirkung von J.Gores. Insel-Verlag. Fr/M. 1996. Th.Friedrich-L.I. Scheithauer. Ioethes Faust erläutert. Verla g Philipp Reclam Leipzig, 1957. R.Metscher, W.Fellmann. Lipsia und Merkur.VEB F.A. Brockhaus Verlag Leipzig, 1990. A.Schone Yotterzeichen. Liebeszauber. Satanskult. Nene Einblicke in alte Yoethetexte. Verlag C.H. Beck. München. 1993
11
оригинальные подходы к общественным явлениям его времени. Наряду с этим, в каждом из них проявляется и противоречивость его натуры. Не случайно личность и творчество Гете стали предметом полемики еще в годы движения "Бури и натиска". Единомышленники поэта по романтическому направлению вначале восхваляли его, затем долго молчали, а в 20-е годы XIX века разразились о нем негативными отзывами. Например, Людвиг Берне увидел в Гете "соглашателя" с тогдашней германской действительностью.
Берне не воспринимал Гете-классика и открыто называл его "примиренцем" и "оппортунистом". Для Берне как радикала, поставившего на первое место политическую устремленность, Гете был важен в качестве бунтаря и автора "Гетца", "Вертера" и "Эгмонта". Сам же поэт осознавал себя и свое время в объективном его значении. Он рассматривал многие события как мыслитель и одновременно как историк-хронист, хотя его суждения и были порой фрагментарными и неоднозначными.
Краткость высказываний, а порой и противоречивость в поведении великого немца, затрудняют исследование его взглядов на историческую науку, а также понимание им тех или иных событий и их трактовку.
Тема жизни и деятельности И.В.Гете как историка, а также анализ его взглядов на межгосударственные отношения и отношения с Россией является мало изученной как в немецкой, так и в русской историографии. В отдельных работах по этим вопросам, опубликованным, как до революции так и в советский период, рассматривались лишь некоторые аспекты упомянутых проблем, да и то, в основном, историками литературы (С.Н.Дурылин). Что же касается литературно-философских аспектов мировоззрения поэта, то их можно найти в фундаментальных работах В.М.Жирмунского1, А.В.Гулыги и других авторов. У само-
1) Жирмунский В.М. К вопросу о классовом самоопределении Ге те. Автобиография Гете в историческом освещении. Л. 1936. Гулыга A.B. Исторические взгляды немецких просветителей. Новая и новейшая история. 1963, №3.
12
го нее Гете также отсутствуют специальные работы, относящиеся непосредственно к истории или историографии.
В Германии можно найти лишь нескольких авторов, чье творчество оказало наибольшее влияние на общественно-политические воззрения Гете. Таковыми являются сочинения И.Г.Гердера, Ю.Мезера, И.Канта и других1.
В связи с этим исследование исторических воззрений поэта вынуждало обращаться к его литературным произведениям, статьям по этике, естествознанию, к переписке, мемуарам и беседам. В этом плане основным и главным источником, характеризующим мировоззрение поэта в области истории, особенно в части его отношения к России, является все его творчество.
Исследование данной проблематики осложняется тем, что издания сочинений Гете на немецком и русском языках различаются по содержанию и структуре. Наряду с этим существует немало досадных упущений в комментариях и пояснениях. Только в одном из последних изданий (в 14 томах, вышедших в 80-90-х гг. XX века) предпринята попытка опубликовать подборки его произведений и писем.
Тем не менее для современного исследователя это последнее издание является особенно ценным, поскольку оно содержит наиболее полное собрание его произведений, писем, дневников и бесед с новейшими комментариями и разъяснениями. К сожалению, оно начало издаваться лишь в последние два десятилетия нашего столетия и пока далеко до завершения2.
В ходе работы над диссертацией автору приходилось обращаться и к сборникам документов, вышедших отдельными изданиями. В частности, одним из таких сборников
1) Yoetes Brief und Yoethe. Hamburger Ausgable in Banden Von K.R. Mandelkow unter Mitwirkung Von Bodo Morewe. Haniburg 1988. I.Y. Herders werce Hrsg. Von B.Suphan, 33 Bd-e., Berlin 1877-1913; Bd. 13. Herre Paub. Yoethe und Friedrich der Yrogge. In: Iahrbuch der. Yoethe-Yesellgehaft, 21, Band, 1935.
2) Goethes Werke, hrsg. von E. Trunz in 14 Banden (Hamburger Ausgabe, Zitiert H.A.) Hamburg 1981-1988.
является библиография его жизни и творчества1.
В целях более целостного подхода к мировоззренческим вопросам поэта диссертантке пришлось обращаться к тем трудам философов и мыслителей, взгляды которых взаимодействовали с взглядами И.В.Гете или с которыми он полемизировав2.
Подобные произведения могут быть также отнесены к первоисточникам, поскольку многие из размышлений поэта навеяны их влиянием.
В работе над источниками диссертантка стремилась выявить и сгруппировать их, проанализировать, а где можно раскрыть их особенности и, по возможности, устранить или объяснить расхождения во мнениях по поводу тех или иных суждений Гете в немецкой и русской историографии. Причиной таких разночтений, как правило, является или недостаточно квалифицированный перевод, или недостаток информации у исследователей по различным вопросам.
Разбросанность материала по различным архивам осложняла рассмотрение некоторых частных вопросов: роль и значение творчества И.В.Гете в педагогике в обоих германских государствах после второй мировой войны, комментарии по поводу планов Гете посетить Россию и т.д. Наряду с использованием немецких источников для диссертантки большой научный и познавательный интерес представило изучение русских изданий его избранных произведений, а также публикаций и диссертаций, посвященных историческим воз-
1) Kanzler Muller von Unterhaltungen niit Yocthe, Verlagbeck, München 1982, Bd.6-8. Briefe von und an Hegel, hrsg. von Karl Hegel 1887, Bd.I; а также: Гегель Г. Лекции по истории философии; вступить, статья Ю.В.Петрова и К.А.Сергеева С.-П. Наука, 1993.
2) Scheiderreict, Y. Der individualistische Yrundzug in Yoethes Weltanschauung in: YIB 33. Band, 1912. Yoethes Yesprache. Hrsg von W. Herwig. 4 Bande Zürich und Stuttgart 1965-1972/
зрениям И.В.Гете и его роли в немецкой истории1.
Ознакомление с этими работами русских ученых свидетельствует о том, что в отличие от обширной русской литературной "гетеаны", исторические работы представлены лишь отдельными темами и излишне идеологизированы. Это относится не только к монографиям и статьям, но и предисловиям русских авторов к академическим изданиям произведений И.В.Гете и отдельным его сборникам.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что русское гетеанство дореволюционного времени и в советский период обратило внимание на связи Гете с Россией как весьма примечательное культурно-историческое и политическое явление. • Имеющаяся по этим вопросам литература является разноплановой и далеко не идентична в оценках мировоззренческих позиций великого немца2. Несколько особняком стоит тема отношения к И.В.Гете русских социал-демократов и, в частности, Г.В. Плеханова. В своих работах Г.В. Плеханов неоднократно пользовался гетевскими образами для характеристики новых буржуа. Имеются также его общие оценки идеологических позиций Шиллера и Гете.
Полемизируя с Шаховым, автором книги "Гете и его время", Плеханов по целому ряду вопросов солидаризировался с Гете.
В более поздний советский период деятельность И.В.Гете как историка анализировали А.И.Луначарский, про-
1) Гете И.В. Собрание сочинений в 13-ти томах. Художественная литература М., 1932-1949.
Штейнер Р. Очерк истории познания Гетевского мировоззрения. Переводы из полн. изд. трудов Р.Штейнера "Парсифаль" М., 1993. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Томск 1981. Круглова Н.И. Исторические взгляды Гете.
Плеханов Г.В. Рецензия на книгу Шахова "Гете и его время" -"Современный мир" 1908, № 12.
2) Кондратьева Ю.Г., Смирнова Г.А. Взаимосвязи немецкой и русской литературы М., 1968
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: Высш. шк., 1993. Майлин Е.А. Гете и русские романтики-любомудры.
15
фессор С.Н.Дурылин и другие, в основном, с критических позиций и при высокой степени идеологизации.
В их интерпретации русское гетеанство нередко рассматривалось как одно из средств идеологической борьбы, ими отмечены социальные и остро негативные оценки ряда представителей русской интеллигенции, как, например, С.С.Уварова, а также просматривается желание "сорвать маску" с "крепостников - интеллигентов". По-видимому подобные идеологические ярлыки использовались для обличения буржуазной культуры и политики с целью придания классовости историко-литературному анализу. Наиболее солидным из этих авторов является историк литературы С.Дурылин.
В монографии "Русские писатели у Гете в Веймаре"1 С.Дурылин ввел в научный оборот огромный документальный и фактический материал, который позволил ему сделать заявку на фундаментальность и "заполнить информационно-историческую нишу" о взаимоотношениях И.В. Гете с Россией.
Книга историка литературы С.Н.Дурылина основана на советских и заграничных источниках, а также на впервые опубликованных письмах В.К.Кюхельбекера, А.И.Тургенева и других. И все же в этой работе просматривается точка зрения исследователя литературы, история представлена здесь лишь на фоне прошлой обстановки и роли Веймара как центра исторических событий и европейской культуры.
Выделение этим исследователем деятельности Гете в последнее тридцатилетие XIX века при общении его с Россией позволило ему излагать события не только в хроникальном порядке, но и систематизировать факты с их социологическим обоснованием. Однако автору не всегда хватает глубины исторической интерпретации, проникновения в особенности экономического и политического контекста того времени. Тем не менее, работа С.Дурылина явилась заметным явлением в русской историко-литературной жизни 30-х годов XX века, а также получила признание на Западе.
1) Литературное наследство 4-6. Журнально-газетное объединение М.1932.
При ознакомлении с биографиями И.В.Гете, написанными на протяжении различных эпох истории, диссертантка обратила внимание и на необходимость более углубленного изучения взглядов поэта на социальную историю. Не меньший интерес приобретает и выяснение противоречивых оценок, данных Гете абсолютистским монархиям в Германии и России, а также его реалистический подход к пониманию исторических процессов. То новое у Гете, что отличает его от Шиллера, Гердера, Гегеля и других, это его непосредственное участие во многих событиях. Он вполне сознавал, что Пруссия и Россия, как страны-победительницы, продолжали выступать гарантами абсолютизма. Все эти годы И.В.Гете оставался в Веймаре и вовсе не был нейтральным наблюдателем.
Взгляды поэта на развитие общества и исторические процессы, а также его естественно-научные интересы отражали проблемы развития современной ему научной мысли, оказывали влияние на духовную жизнь нового времени и в значительной степени способствовали развитию исторической науки.
На этом фоне особенно непозволительны упущения некоторых исследователей, игнорировавших роль И. В.Гете в формировании немецкой историографии XIX века. Не менее важным является также и объяснение противоречивой натуры поэта, весьма критически воспринимавшейся его современниками (с одной стороны - гений, с другой "филистер" - Г.Х.) , что было слишком упрощенным и поэтому нуждается в более четкой интерпретации.
Как поэт, великий немец был великим гуманистом, политику и жизнь он оценивал с учетом их значимости для нравственности и действия. В беседе с канцлером Мюллером он подчеркивал: "Существует лишь вечно-новое, образующееся из разросшихся элементов былого. Достойная тоска по иному должна быть продуктивна, должна стремиться к созиданию чего-то лучщего".
Неоднозначность его оценок и "перепады" в мировоззрении являются следствием надежд и разочарований поэта, его глубинных размышлений о сущности свободы лич-
ности на фоне безысходности германских реалий того и более позднего времени1.
Несмотря на это, постановка И.В. Гете вопросов целостного взгляда на историю и ее саморазвитие во взаимодействии с природой, предложенные им методы ее познания, включая его мысли по поводу особенности роли человека в этих процессах, со всей очевидностью показали, что в данном отношении И.В. Гете далеко опережал своих современников. Пример тому диалектика мировоззрения поэта, прослеживаемая в таком великом произведении, каким является его "Фауст".
В первой части трагедии принцип отрицательности выступает вначале в субъективной форме, затем он раскрывается в широком объективном мире второй части книги. Перед глазами Фауста развертывается весь общественный мир: исторические явления, государственная деятельность, войны, торговля, сфера искусства и т.д. При этом характерно отметить, что творческая роль принципа отрицательности отражена во второй части Фаустовским, а не мефистофелевским началом и поныне сохраняет свое значение для понимания хода истории и специфики ее процессов.
Освещение мировоззренческих взглядов поэта через призму его творчества и специфику исторических явлений, проникновение в его метод познания значительно расширяют горизонты современных представлений о движении человечества по пути прогресса и современного прочтения истории.
Основное содержание и структура диссертации определяются задачами исследования и состоят из введения, трех глав и заключения. Источники и литература даются в конце работы.
1) Biedermann: Goethe bei Napoleon nach Talleirands Denkwürdigkeiten, GJB 1893, 14 Band. Suphan: Napoleons Unterhaltungen mit Goethe und Wieland Fr.v. Mullers Memoire daruder, GJB, 1894, 15. Band Gordon A. Kreyg. Deutsche Schriftstiller und die Macht. Ubersetzung aus dem Englischen. Verlag Beck-Munchen, 1993.
Плеханов Г.В. История в слове. Современник. М.: 1988.
Во введении обосновываются задачи, актуальность и научная новизна диссертационной работы, определяется объект исследования и объясняется методология анализа и специфика темы.
В первой главе раскрываются особенности воспитания и формирования взглядов поэта под влиянием семьи и общества. На протяжении всего сознательного периода жизни Гете был связан с исторической наукой - от университетской скамьи до последующего самообразования к формированию универсального знания. Впоследствии поэт вспоминал, что уже в молодости он ощутил в себе "как единое, восприятие прошедших времен и современности''.
При этом важно отметить, что во взглядах молодого Гете не отмечалось национализма, хотя в ходе своего общения он знакомился с трудами консервативного историка Юстуса Мезера, а в своих творениях широко обращался к народному творчеству. Пребывание в гуще научных изысканий в сочетании с глубоким знанием жизни позволило поэту до мельчайших подробностей вникать в историческую сущность эпохи и тем самым улавливать связь времен.
С этой точки зрения понять мораль, взгляды и саму сущность Гете-человека в процессе его жизни и исторической эпохи значит до конца увидеть ту гигантскую задачу, которую он для себя ставил: развернуть все имеющиеся в человеке возможности и с этих позиций оценивать человечество.
По своей сущности это был духовный наказ всем, кто одержим стремлением проникнуть в тайны мироздания и истории. В России таким образом воспринимал свою роль великий мыслитель М.В.Ломоносов.
Как писал И.В.Гете в основе философских воззрений личности должны быть универсальность знаний и одержимость мысли: "Все мы должны прилежно учиться у тех, кто жил до нас, равно как и у тех, что живут вместе с нами. Даже величайший Гений немного добьется полагаясь на самого себя".
Таким образом, мировоззрение поэта - не просто высказывания по поводу исторических событий, а умение "жить
в идее" и доводить ее до сведения человечества на достигнутой им стадии развития. В этом контексте диссертантка и попыталась раскрыть особенности толкования поэтом-мыслителем процессов нового времени, которые характеризовались глубоким пониманием прошлого и потребностью осмысления человеческой жизни изнутри.
По свидетельству крупного германского историка Фридриха Майнеке в момент зарождения историографии как науки гетевская основа историзма привела к формированию историко-научного метода познания и триединой формулы "наблюдения, ощущений и размышлений"1.
Вторая глава диссертации посвящена роли И.В.Гете как творческой личности и характеристике его взглядов на историю того периода и его оценки немецкими современниками, а также впечатлениям от встречь с ним русских собеседников и поклонников поэта.
В период долгой жизни и творческой деятельности поэта литература и искусство, по его определению, "являлись главным импульсом в формировании общественного мнения и во многом способствовали формированию самосознания в неспокойном для личности обществе".
Созревание периода "перемены времен" и ощущение новых эпохальных событий, какими стали Великая французская революция и последовавшая за ней эпоха Наполеона, требовали перепроверки идей Просвещения и конкретизации взглядов как на события, так и "главных актеров" европейской сцены.
В этой обстановке Гете-историк вступает в полемику с Гегелем-философом, а в своих мемуарах и дневниках выступает в качестве хрониста событий. Он воздает должное и своим кумирам - Фридриху великому и Наполеону Бонапарту. В отношении русских монарших особ - Екатерины II, Павла I и императора Александра Павловича у Гете нейтральная позиция министра-царедворца.
При всей неоднозначности его трактовки великих монар-
1) Meinecke, F. Aphoris men und Skizzen zur Geschichte. Leipzig,2. Auflage,s.29.
хов, о чем свидетельствуют, например, "Годы странствий Вильгельма Майстера", оба его кумира - Фридрих и Наполеон -были важны для него в качестве носителей национальных идей и императорского величия. Вместе с тем, как считал поэт, истинное творчество в истории должно основываться на принципах морали. Обобщенную фигуру свободного человека-творца поэт-гражданин изобразил в бессмертном "Фаусте". Но в поисках "высшей правды" на всем своем жизненном пути великий немец не мог не ошибаться. В "Прологе на небе", предпосланном "Фаусту", Гете в такой же степени имел в виду своего героя, как и самого себя: "Кто ищет, вынужден блуждать...".
Не случайно в годы жизни поэта оценки его как писателя и мыслителя были весьма противоречивыми от самых позитивных до сугубо критических у младогерманцев и романтиков.
В немецкой историографии нет однозначного ответа и на вопрос о том, был ли сам И.В.Гете носителем национальной идеи. В целом, многие немецкие историки и литературоведы были вынуждены констатировать, что общий результат эпохи спустя сто лет после рождения И.В.Гете не закончился для немцев, а сам Гете оказался в объединительной германской'истории своего рода промежуточным звеном между прошлым и настоящим.
В свою очередь, в русском литературоведении и публицистике историографические работы систематизирующего обобщения отсутствуют. Только в ряде литературоведческих монографий, особенно в трудах В.М.Жирмунского и некоторых других более ранних публикациях, а также в предшествующих трудах западников и славянофилов, освещаются взгляды великого немца на историю.
В этой части диссертации отмечается также, что при всей фрагментарности вышеупомянутой литературы - от Н.М.Карамзина до В.А.Жуковского и других авторов - имя И.В.Гете связывалось с двумя основными направлениями - формированием русского гетеанства, как явления русской внешней политики начала XIX века, и влиянием его творчества на общественно-политическую и духовную жизнь общества. Подроб-
но не касаясь оценок великим немцем как историком этих явлений, диссертантка в третьей главе попыталась на материале встреч И.В.Гете с его русскими современниками воссоздать исторический фон и историческую обстановку той эпохи.
Все они раскрывают отношение И.В.Гете к России на протяжении более чем полувека. В рамках этой же тематики освещается и его роль в русской политике веймарского двора. Как бы сами собой в работе затрагиваются также проблемы влияния И.В.Гете на русскую науку и литературу, а также его большой вклад в развитие русско-германских культурных связей.
Освещение диссертанткой встреч поэта с русскими людьми в Веймаре и, в меньшей степени, в Карлсбаде, Теплице, Йене неизбежно связано с анализом его мышления и творчества. При этом важно подчеркнуть, что встречи и беседы русских собеседников с И.В.Гете были обусловлены как социальными интересами, так и потребностями культурной взаимозависимости немцев и русских. Круг лиц, с которыми встречался поэт, весьма широк. На первом плане - монаршие особы, великие князья, высшие аристократы, далее "гетеанцы" в мундирах и эполетах, за которыми следуют дворяне, "архивные юноши" - будущие политики, разночинцы-литераторы и т.д.
В исторических работах и воспоминаниях современников И.В.Гете как в первом, так и во втором случае отсутствует исторический фон: практически не отражены политико-социальные отношения в России -стране самодержавия и крепостного права. К сожалению, отношение самого И.В.Гете к этим явлениям и его оценки автору также обнаружить не удалось. Тем не менее, в работе подчеркивается, что как участник встреч с русскими людьми он не забывал своего социального положения: не переставал быть веймарским министром и придворным герцога Саксонского.
При всем стремлении диссертантки проследить русские связи, а где возможно, показать их социальный контекст и их культурную значимость на протяжении нескольких эпох и поколений - от Радищева до славянофила Хомякова - все еще нераск-
рытыми остаются вопросы начала интереса великого немца к России и возможные планы ее посещения, включая и установление подлинности таких легенд и версий как например, знакомства с русскими студентами в годы учебы в Лейпцигском университете, подарок собственного пера А.С.Пушкииу и т.д. Подобные вопросы остаются предметом исследований для новых авторов и требуют тщательной достоверной проверки.
В заключении подводятся итоги исследования. Подчеркивается, что эпоха И.В.Гете может быть определена с начала формирования общественно-политических взглядов в семье и во время учебы во Франкфурте, Лейпциге и Страсбурге.
Веймарский период жизни великого немца делится на довоенное время (1817г.) и заключительные годы жизни. Значение его творчества и идейного наследия сказалось не только на развитии исторической науки, но и углублении культурных связей России и Германии.
По глубокому убеждению автора накануне двух юбилеев великих гениев России и Германии (1999 г.) следует вновь и вновь обращаться к их наследию, их идеалам и чаянию. Изучение их мировоззрения во всей полноте с учетом противоречий и разнообразных оценок их творческой и общественной деятельности позволит более глубоко и всеобъемлюще осмыслить их великое наследие и использовать его во имя настоящего и будущего народов Германии и России, а равным образом и на благо развития всего человечества.
Опубликованные работы по теме диссертации:
Г. Хебелер И.В. Гете и педагогика - 0,3 пл. Педагогика и общество. Сборник научных трудов. М., МГОПУ изд. "Альфа" 1996 G. Hebeler. G.W. Goethe und Russland - 0,5 пл. Kollogvium vom 4.-7. October 1995 Goethe-Museum. SchloB Jagerhof, Jacobistrabe, 2.40211, Dusseldorf. И.В. Гете как историк - 0,8 пл. (в печати) 1997г. Сб. научных трудов международной конференции И.В. Гете и Россия. М. МГОПУ, изд. "Альфа" 1998.