автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Мунир Саид Файяд
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Мунир Саид Файяд

введение.

ГЛАВА I. Политические режимы и их особенности в арабском

§1. Политический режим — как категория политических наук. ЛI

§2. Особенности политических режимов в арабском мире.

ГЛАВА II. Сравнительный анализ политических режимов в Ираке, Сирии и Ливане

§1. Военно-диктаторский режим в Ираке и его особенности.

§2. Консервативный однопартийный режим в Сирии и перспективы его развития.

§3. Либерально-конфессиональный режим в Ливане и демократические тенденции.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по политологии, Мунир Саид Файяд

Арабский мир является составной частью мирового сообщества, современной цивилизации. При анализе политических проблем арабских стран в конце XX века важное место занимает исследование политических режимов в арабских странах, имеющее не только большую теоретическую, но и практическую значимость в условиях современной эпохи — эпохи перехода от авторитарных, тоталитарных режимов к демократическим.

В результате борьбы арабских народов за национальную независимость и социальный прогресс произошло крушение колониальной системы в этой части мира и возникло более двух десятков независимых арабских государств, где были ликвидированы политические основы колониального подчинения. Несмотря на различия политических режимов, арабский мир представляет собой определенный комплекс, объединенный историческими, языковыми, этническими, религиозными связями. Отличительной чертой общественно-политической жизни арабского мира является ислам,

1 который исповедует более 90% всего населения. Эта религия охватывает широкие массы людей, т.к. она тесно связана с повседневной жизнью и культурой арабского народа и имеет глубокие исторические корни. При этом на всем протяжении истории связь религии с политикой в арабских странах была более сильной, чем в других государствах современного мира. Ислам во многих арабских странах закреплен в качестве государственной религии. В связи с этим и все политические процессы и особенности режимов в арабском мире необходимо рассматривать с точки зрения воздействия на них религиозного фактора.

Помимо религиозного фактора, при анализе политических режимов арабских стран важное значение имеет исследование мусульманской общины как социального явления. Давая характеристику этой общине, российский исследователь доктор философских наук К). М .Почта подчеркивает недостаточность названия ее как конфессиональной общности. Это не только и не столько общность людей, объединенных исповеданием одной веры, сколько качественно новое для раннего средневековья явление — зачаток новой исторической общности людей, характерной для феодальной формации, — религиозной общности. Становление новой формации всегда связано с разложением прежних и возникновением новых социальных структур"1

Социальная структура мусульманского общества характеризуется общей социально-экономической отсталостью, слабой социально-классовой дифференциацией, сохранением феодальных, полуфеодальных и патриархальных отношений, основанных на религиозных, этнических и клановых особенностях.

Важное место в мусульманском обществе и его политической структуре занимает армия. Выдвижение арабских армий на передний план общественно-политической жизни — явление не случайное. Оно обусловливается относительно низким уровнем развития производительных сил и производственных отношений, политической нестабильностью, сопротивлением религиозных и консервативных сил внутри страны, агрессивными военными акциями Израиля и ряда других развитых капиталистических стран. В этих условиях армия арабских стран становится важной общенациональной и политической

1 Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. - М.: Изд-во РУДН, 1993, С.118. силой. Вследствие этого в политической системе происходит переплетение руководящих государственных, партийных и армейских кругов, способствующее формированию авторитарных политических режимов.

Внутриполитические проблемы в арабском мире тесно связаны с внешнеполитическими. Несмотря на определенные противоречия и разногласия в арабском мире, сотрудничество между государствами растет и укрепляется. Война Израиля против арабских стран, осуществленная при прямой поддержке США, привела к захвату ряда территорий и обострила военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива. Она затронула интересы не только Палестины, но и Сирии, Ливана, территории которых не только пострадали от войны, но частично оказались оккупированными израильской армией. С первых дней арабо-израильской войны до сегодняшнего дня арабские государства никогда не оставляли идею объединения для совместного преодоления многих сложных и трудных внешнеполитических проблем в рамках арабского сообщества. Доказательством этого является саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) в июне 1996 года в Каире, на котором участвовали представители 21 государства, в том числе 14 президентов и монархов. Основным результатом встречи в верхах стала выработка единой позиции арабских стран по вопросу ближневосточного урегулирования. Большинство стран — членов ЛАГ подтвердили стремление к всеобъемлющему миру в регионе, но только на условиях "примирения в обмен на землю". В итоговом документе указывалось, что Израиль, если хочет добиться мира, должен вернуть оккупированные в 1967 г. территории, в том числе Голанские высоты и

Восточную часть Иерусалима. Форум призвал США, Россию, ЕС, 0 Японию и ООН как соучредителей ближневосточного мирного процесса содействовать выполнению Израилем уже достигнутых соглашений.1

В сложных внутриполитических и внешнеполитических условиях протекает сегодня политическая жизнь и социальные процессы в Ираке, Сирии и Ливане.

Политические процессы в Ираке, Сирии и Ливане происходят в * условиях господства авторитарных режимов и поиска путей перехода к новым формам правления.

Исламское вероучение высоко оценивает значение государства как непременной предпосылки существования мусульманской общины. В то же время оно стремится превратить государственный механизм в религиозный институт, а гражданское общество — в общину верующих.

В истории ряда арабских стран был исторический период между двумя мировыми войнами, когда делались попытки перекода от 4. догражданского общества к гражданскому. Российский исследовательвостоковед Б.Г.Сейранян по этому поводу отмечает: " В так называемую "либеральную эпоху" (80-е гг. XIX в. — 1939 г.) в ряде стран западническое направление местного национализма стало господствующим. Опыт парламентаризма в период между двумя мировыми войнами приобрели Египет и Тунис, Сирия, Ливан и Ирак. Однако парламентская демократия, навязываемая колонизаторами, развивалась в условиях колониального тоталитаризма, т.е. + сосредоточения реальной власти в руках чиновников, назначаемых

Ом, газету "Сегодня" от 25,06,1996, метрополией" (Сейрашш Б.Г. Либерализм и авторитаризм в арабском Ф, мире (70-90гг.) //Сб.: Африка. Проблемы перехода к гражданскому обществу. М.: Ин-т Африки РАН, 1994. -сЛ4). Сегодня, в конце XX века, после полувековой истории независимого развития вышеперечисленных арабских стран, авторитарный режим сохраняет свои позиции. Диапазон этих режимов весьма широк — от военно-диктаторских, консервативно-однопартийных, либерально-многопартийных до монархических и республиканских. Сегодня * большой интерес вызывает в политической науке проблема сущности. характеристик и форм авторитарных режимов в арабском мире и, в частности, в Ираке, Сирии и Ливане. В исследованиях арабских, российских, западных специалистов по арабскому миру и вышеперечисленным странам, к сожалению, большее внимание уделяется культурологическим, религиозным, историческим, экономическим — и меньшее — политическим проблемам.

В российской научной литературе уделяется серьезное внимание общефилософским, религиозным, экономическим, историческим и л культурологическим проблемам арабских стран. Об этом, в частности, свидетельствуют прежде всего такие следующие общефилософские работы, как: Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век.-М., 1985; Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 гг.): Сб.ст. - М.,1991; и других. Следует отметить труды Ахмедова, Васильева, Грязневича, Пиотровского, Почты и др.1 Историко-политическим проблемам посвящены исследования: Арабский мир в конце XX века. -М., 1996; Арабские страны. Политические проблемы рассматриваются

Ф

1 А.Ахмедов. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.1985; Л.С.Васильев. История религии Востока.- М.,1983; П.А.Грязневич. Ислам и государство.-М., 1986; М.Б.Пиотровский. Исторические истока политической теории и практики современного ислама,- М.Д986; Ю.М.Почта. Возникновение ислама и мусульманское общество. • М., 1993 и ряд других. в работах: История политических и правовых учений XX века,= ф. М.,1995; Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах: история и современность.-М., 19 ; Политические отношения на Востоке: общее и особенное. -М., 1990; Е.М.Примаков. Восток после краха колониальной системы. - М., 1982 и др., а также отметим монографические работы по исследуемым странам-1

По общеполитическим проблемам арабских стран литература * ограничена и заслуживает внимания: "Политические отношения на

Востоке: общее и особенное" М., 1990; "Авторитаризм и демократия в развивающихся странах" М., 1996, где наряду с содержательным общетеоретическим материалом по авторитарным режимам развивающихся стран, к сожалению, отсутствует материал по политическим режимам Арабского мира.

По теме диссертации, в части общетеоретических проблем политических и авторитарных режимов, большую помощь оказали работы Г.А.Белова, К.С.Гаджиева, Ю.В.Ирхина, Ю.А.Красина, 4 Г.И.Мирского, А.М.Миграняна, В.П.Падучева, Л.И.Селезнева,

Ю.Г.Сумбатяна, В.Г.Хороса и др., а также западных авторов Р.Арона, X, Аренда, М.Дюверже, МДагер. Жан-Л у Кермона и других.

Что касается арабских источников, то здесь имеется значительная литература по наиболее общим политическим проблемам, но не по теме исследования, и тем более, не по

1 ГТ.М.Пак. Ирак: история и современность. -М.Д981; И.Б.Степанов. Ирак: 1968 -1988. -М.Д992; <fr В.В.Вавилов, А.А.Сазонов. Сирийская Арабская Республика,- М.,1981; Ливан в 80-е гг. Научноаналитический обзор.-М.,1987: Е.Н.Мельников. Политический и государственный строй Ливана. -М.,1974; СЛ. Стокяицкий. Ливан: бремя событий. - М.,1990; А.Ф.Федоров. За кронами ливанских кедров,- М., 1988.К ряд других, где в той или иной мере излагаются политические проблемы рассматриваемых государств. сравнительной политологии1. В то же время необходимо отметить, что у арабских исследователей работ по сравнительной характеристике политических режимов нет.

Обзор российской и зарубежной литературы свидетельствует об отсутствии специальных исследований по проблемам политических режимов арабских стран с целью выяснения общих черт и характерных особенностей в Ираке, Сирии и Ливане, как составной части арабского сообщества. Учитывая важность этой политической проблемы, нами была поставлена задача путем сравнительного метода исследования проанализировать авторитарные политические режимы ряда арабских государств, раскрывающих динамику развития политических процессов и жизни в арабском мире на современном этапе. Цель исследования состоит в том, чтобы:

- дать общетеоретические основы политических режимов, показать их сущность и основные типы;

- раскрыть особенности политических режимов в арабском мире и показать сущность и основные формы авторитарных систем управления;

- проанализировать сущность военно-диктаторского режима в Ираке и его особенности;

- обосновать характеристику консервативного политического режима в Сирии и перспективы его развития;

1 См. работы: Аль-Маджали Мухаммед Фадель. Политическая жизнь» Ираке. Бейрут, 1986; Аль-Язир Баири. Роль армии в политически жизни арабского мира. Каир, 1992; Джумблат Камель. Ливан и борьба за урегулирование. Бейрут, 1976; Джумблат Камель. Политическая жизнь Ливана. Бейрут, 1978; Мухаммед аль-Маджзуб. Единство и демократия в арабских странах. Бейрут, 1980; Мухаммед Рабиа. Политическая теория Ибн Халдуна. Бейрут, 1991; Найфин Адд аль-Халик. Оппозиция в политической теорий. Каир, 1971; Николас Ван-Дам. Борьба за власть в Сирии с 1961 до 1995гг. Екаир, 1995; Салах Садем Зартука, Формы передачи власти в арабском мире, Каир, 1992; Хамед Абдаллах Рабиа. Исследование по политической теории. Каир, 1971 и ряд других. провести комплексное исследование либерально-конфессионального режима в Ливане и его демократические тенденции.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют важнейшие положения и установки ведущих российских и зарубежных исследователей по политическим режимам арабских стран. В диссертации были использованы материалы арабских исследователей по политическим проблемам, основанных на Коране, исламских ценностях, а также на современных программных документах, Конституциях, решениях политических партий Ирака, Сирии и Ливана.

При рассмотрении основных проблем диссертации использовались общефилософские, исторические, социологические методы исследования сущности политических режимов. Особое внимание уделялось сравнительному методу как одному из наиболее распространенных и перспективных методов политической науки.

Научная новизна исследования состоит в том, что эта одна из первых в отечественной политологии попытка проанализировать путем сравнительного анализа как общие черты, так и характерные специфические особенности политических режимов в Ираке, Сирии и Ливане.

Автором работы выносятся на защиту следующие положения диссертации.

Во-первых, дается всесторонняя характеристика политическому режиму как важнейшей категории науки о политике, способе ♦ функционирования политической системы. Он определяет политический климат в обществе, динамику его развития и характер политической жизни в государстве. Арабская политическая мысль, р отрицая вышеназванные политические категории, излагая проблему политической власти, связывает ее с государством. Она выдвинула теорию об идеальном государственном устройстве, стремящемся совместить традиции исламского государства со светским. По мнению диссертанта политические режимы в арабском мире характеризуются авторитарными системами управления.

Во-вторых, помимо традиционных форм авторитарных режимов, дается классификация современных форм: военно-диктаторские с тоталитарной тенденцией (Ирак, Судан, Сомали); консервативные однопартийные и некоторые многопартийные с ориентацией на сохранение и поддержание исторических традиций (Сирия, Алжир, Египет, Йеменская Республика, Джибути, а также Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ, Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн); либерально-конфессиональный (Ливан) и либерально-многопартийный (Тунис) с демократическими тенденциями.

В-третьих, политическая структура в Ираке характеризуется как • военно-диктаторский режим с определенными тоталитаристскими тенденциями. Такой режим обычно опирается на три политических института: государство, осуществляющее жесткую централизованную власть по управлению обществом, однопартийную систему и вооруженные силы.

В-четвертых, политическая система Сирии характеризуется как консервативный однопартийный режим с ориентацией на исторические традиции. Реальный механизм политической власти при ♦ этом режиме находится в руках главы государства - президента, который контролирует не только исполнительную, но и законодательную власть, носящие формальный характер. Такая форма авторитаризма является весьма удобной для осуществления режима личной власти.

В-пятых, политический режим Ливана характеризуется как либерально-конфессиональный с демократическими тенденциями. Это "демократия особого образца", которая отличает политическую систему Ливана от других арабских государств своей многопартийностью, конституционным ограничением президентской власти, запрещающим дальнейшее пребывание правителя у власти. Она также характеризуется хорошей подготовкой к грядущей смене власти, отсутствием элемента случайности, ясностью, демократичностью.

В-шестых, рассматриваются такие малоисследованные политические категории, как "клиентизм" и "конфессионализм", без которых невозможно дать более глубокий анализ политическим режимам, раскрыть его общие черты и характерные особенности в Ираке, Сирии, Ливане.

• В процессе работы над диссертацией автор пытался найти решения некоторых сложных и дискуссионных проблем, посвященных сравнительному анализу политических режимов ряда арабских стран. При этом диссертация не претендует на исчерпывающую полноту и окончательное решение важнейших политологических проблем Арабского Востока, которые ждут дальнейшего исследования и творческого развития. и

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане"

Результаты исследования могут быть использованы в преподавательской работе по политологии, в чтении спецкурса по актуальным проблемам арабских стран.

В качестве практических рекомендаций необходимо, на наш взгляд, создать в Каире или Дамаске при Академии наук Центр политических проблем Арабского Востока с привлечением наиболее квалифицированных научных специалистов для подготовки арабских политологов.

Исследования по политическим проблемам арабских стран с привлечением местных национальных кадров могут активизировать разработку научных рекомендаций для руководящих кадров по практическому государственному управлению общественно' политическими процессами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире в конце XX века идет интенсивный процесс перехода тоталитарных, авторитарных режимов в демократические. Происходит важное переплетение элементов традиционных и современных форм политических режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.

В этом же направлении развивается на современном этапе арабский мир, несмотря на сложную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку. В отличие от других развитых и развивающихся стран, переход от авторитарных режимов в демократические в арабском мире и, в частности, в Ираке, Сирии и Ливане, осуществляется путем тесного переплетения традиционных и современных форм авторитарного режима в условиях адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новой исторической обстановке. По мере развития национально-освободительной борьбы и национального самосознания арабского народа все более отчетливо стала проявляться политизация ислама. Политика исламизации , проводимая сегодня правящими кругами Ирана, является частью общего процесса усиления политической роли исламского фундаментализма и распространения его в арабском мире (концепции "исламского пути развития", "исламского общества", "исламского государства" и т. д., которые идеализируют период раннего ислама.

Сегодня позиции реакции в арабском мире еще довольно сильны. Исламские фундаменталисты с каждым годом усиливают свои позиции в борьбе против прогрессивных сил арабского Востока, обостряя социальную напряженность в этой части современного мира

В меньшей мере исламский фундаментализм проявляется в « Сирии, Ливане, Ираке. Вместе с тем эти страны учитывают исламские традиции и культуру прошлого, связанную с особенностями, обычаями, правами, образом жизни мусульманского мира. Они в ряде случаев становятся катализаторами консерватизма и тормозят формирование гражданского общества.

Признавая ислам как государственную религию, руководители Сирии, Ливана и Ирака противопоставляют исламскому « фундаментализму концепцию формирования гражданского общества путем постоянного перехода от традиционных, этнических, клановых отношений к современным светским, социально-классовым и национальным отношениям. Такой переход, по их мнению, в практическом и теоретическом плане можно осуществить в условиях господства в стране авторитарного режима.

Авторитарный режим в Ираке, Сирии, Ливане представляет собой сложный политический феномен, а происходящие в этих странах политические процессы в силу своей новизны, противоречивости, ^ теоретической значимости занимают в арабском мире особое место.

Сравнительный политический анализ авторитарных режимов в Ираке, Сирии и Ливане на основе реальных политических процессов характеризует широкий спектр их форм — военно-диктаторских, консервативно-однопартийных, либерально-конфессиональных режимов. Такая классификация дает возможность выявления общих черт и характерных особенностей этих режимов в Ираке, Сирии и Ливане.

В свете нашего анализа современных форм авторитарных режимов прежде всего необходимо отметить: как военно-диктаторские, так и консервативно-однопартийные режимы и их лидеры отвергают щ западный парламентаризм и провозглашают авторитарный режим для создания в Ираке и Сирии "политической стабильности" и "экономического развития". Высокий "удельный вес" буржуазных и мелкобуржуазных классов в социальной структуре их общества не позволяют этим военным и гражданским лидерам встать на путь широкой демократии партийных структур. Вследствие этого в Ираке и Сирии в условиях республиканского строя созданы квази-парламенты г с фальсифицированным правительственным большинством во главе с президентом, который располагает неограниченными полномочиями. Что касается политических партий, то господство партии Арабского социалистического возрождения (ПАСВ) в политической жизни этих стран занимает господствующее положение благодаря тесной связи с руководящими военными кругами.

Президенты Сирии и Ирака, опираясь на однопартийную систему и армию, стремятся в условиях авторитарного режима обеспечить определенную политическую стабильность в своих странах. ^ Между иракской и сирийской секцией Баас в течение долгого времени существовали острые политические и идеологические разногласия, которые появились также в результате значительной напряженности между обоими государствами. При этом в Ираке более отчетливо, чем в Сирии, в последнее время проявляется сплоченность между партией и армией в условиях военно-диктаторского режима.

В основу своей деятельности ПАСВ в Ираке и Сирии провозгласила лозунг: "единство, свобода и социализм", призывающих всех арабов сплотиться в борьбе против империализма и внутренней реакции с целью достижения полного национального освобождения и прогресса в социально-политическом, экономическом v и культурном развитии. Приоритетом в баасистской триаде является не социализм, а единство, которое мыслится как объединение всех арабских стран под эгидой ПАСВ. Эта партия представляет интересы мелкобуржуазных слоев населения, гражданской и военной интеллигенции, части рабочих и крестьян.

За более 50 лет своего существования ПАСВ в Ираке и Сирии прошли нелегкий путь идейно-политического созревания, г превратились в авангард политической жизни этих стран.

Вместе с тем эти партии, как в Ираке, так и в Сирии не сумели провести в жизнь некоторые свои лозунги, связанные с возрождением арабской нации и его объединением. ПАСВ в Сирии и Ираке стремились в определенной мере добиться создания прогрессивных национальных фронтов с участием ряда радикальных политических партий, в том числе коммунистических. Однако, в настоящее время возникло недоверие баасистсзсого руководства к этим партиям и создание более широкого национального фронта и коалиционных ^ правительств, повышения их роли в общественно-политической жизни своих стран.

В отличие от Ирака, Сирии, где господствует однопартийная система (в Ираке — все партии распущены и запрещены, а в Сирии оппозиционные партии существуют формально) в Ливане фактически существует и действует многопартийная система. Эта партия "Катаиб" (ливанские фаланги), Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП), Национально-либеральная партия (НЛП), шиитская партия Хезболлах, суннитское движение исламского единства (ДНЕ), щ

Ливанская коммунистическая партия (ЛКП).

Наличие многопартийной системы в Ливане, основанной на «I конфессионализме, пока еще не является гарантом демократии в

Ливане, ибо эти партии делят страну на религиозные общины и становятся орудием столкновения интересов местных сил с их символами. Определенная ограниченность ливанской "демократии" говорит о том, что там еще сохраняется авторитарное правление при наличии демократических тенденций.

Экономическая политика политических партий в Ираке, Сирии и г Ливане ориентируется на капиталистические и, в отдельных случаях, на социалистические подходы. При этом социализм похож больше на усеченный капитализм, так как экономическая структура основывается на частной и государственной формах собственности, рыночных отношениях, частных банках, биржах ценных бумаг и т.п. В целом эти страны в своих экономических отношениях с внешним миром больше связаны с развитыми капиталистическими странами и рядом арабских и азиатских государств.

За годы независимого развития Ирак, Сирия и Ливан в процессе ^ экономической модернизации добились некоторых успехов на путях индустриализации, реформирования сельского хозяйства, укрепления научно-технического потенциала, повышения образовательного уровня, подготовки национальных кадров для народного хозяйства.

Важное значение в политической жизни Ирака, Сирии и Ливана занимает конфессионализм, выражающий интересы отдельных религиозных сект.

Так, в Ираке к особенностям политического режима в процессе независимого развития необходимо отнести сложные религиозные противоречия между шиитами и суннитами. Политическая власть в стране находится в руках религиозного меньшинства — суннитов, % которые составляют городское население и успешно эксплуатируют большинство шиитов, составляющих крестьянские массы. К арабам — суннитам относится С.Хусейн и его окружение.

В отличие от Ирака, в Сирии политическая власть находится в руках шиитов-нусайритов, составляющих 12 процентов населения по отношению к многочисленному населению страны суннитов более 68 процентов. Помимо шиитов-нусайритов незначительный процент составляют друзы, исмаилиты, а также ортодоксальные христиане.

Нусайризм в Сирии возник в результате одного из многочисленных расколов в исламе как крайняя шиитская секта в последней трети IX века. Она явилась главным объединяющим фактором алавитов, которые вместе с президентом Х.Асадом занимают высокие государственные посты в стране.

В отличие от Ирака и Сирии, политический режим в Ливане характеризуется ярко выраженным конфессионализмом и многопартийностью, выражающих интересы отдельных религиозных сект.

Конфессионализм в Ливане основан на базе многопартийной системы и идеологии ведущих конфессий — католицизма, протестантизма, ислама. Политический конфессионализм предусматривает распределение государственных должностей между различными религиозными общинами Ливана. Согласно национальному пакту 1943 г. три главных государственных поста в Ливане замещались в соответствии с Конституцией следующим образом: президент республики — христианин-маронит, премьер-министр — мусульманин-суннит, председатель парламента — мусульманин-шиит. При этом на каждые пять депутатов мусульман и

• друзов приходилось шесть депутатов — христиан.

Быстрый рост мусульманской части населения и возрастание ее политической активности в конце 80-ых гг. привело к пересмотру национального пакта 1943 г. В соответствии с Хартией, принятой ливанским парламентом в 1989 г. в Таифе, было решено внести ряд поправок в Конституцию. Они предусматривают: передачу полномочии исполнительной власти от президента (хриетианинамаронита) премьер-министру (мусульманину-сунниту), что существенно ограничивает права президента; в парламенте количество депутатов увеличивается с 99 до 108 и за тем 128 за счет предоставления дополнительных мест мусульманам (теперь на 64 мусульманин и друзов будет приходиться 64 христиан). Закрепляется равенство граждан вне зависимости от их принадлежности к той или иной общине и каждый ливанец будет иметь право жить там, где захочет.

Таким образом конфессионализм охватывает в Ливане ^ политическую среду, без анализа которого нельзя исследовать характер режима и его демократические тенденции. В основе политического конфессионализма лежит социально-экономическая структура религиозной общины Ливана.

Большой интерес при рассмотрении политических режимов представляет клиентизм, поскольку во взаимоотношениях между патроном и клиентом патрону принадлежат политические и социальные преимущественные позиции. Он играет роль главного ^ промежуточного звена, посредника между центром и периферией, являясь важным действующим лицом большинства политических процессов. В арабском мире клиентизм прежде всего характерен для * Ливана.

Основные направления клиентических отношений в Ливане сводилось к всемерной защите крупной христианской, маронистской буржуазии и помещиков от возможных "посягательств" рабочих и крестьян, состоящих в своей основе из мусульман. Вследствие этого на протяжении многих десятилетий глава государства в соответствии с конституцией до последнего времени оставался президент-маронит. у Классические отношения со своими особенностями были характерны и для традиционного иракского общества. Они строятся на родо-племенных отношениях и на категориях "род", "племя", "клан". Сам С.Хусейн — один из основных столпов диктаторской власти в Ираке — принадлежит к роду ат-Та карта. Этот род является становым хребтом армии и органов безопасности Ирака. Именно с их помощью партия Баас пришла к власти в 1968 г. и обеспечила определенную стабильность в условиях сильной внутренней оппозиции в стране и агрессивных происков со стороны США и ряда других развитых капиталистических стран.

В этих условиях ПАСВ и правительство Ирака в последние годы вынуждена уделять большое внимание укреплению вооруженных сил, совершенствованию подготовки личного состава, командных кадров, оснащению армии современным оружием.

Вместе с тем клиентические отношения в Ираке, как показали последние события в стране, приводят к определенным противоречиям, установлению военно-диктаторского режима в стране и связанные с ним трагические события как внутри страны, так и на Ближнем Востоке.

Свои характерные черты присущи клиентическим отношениям и щ в Сирии. Важное место в политической жизни и режиме страны занимают алавиты и друзы, составляющие меньшинство населения, которые господствуют над многочисленной группой населения суннитов и шиитов. Эти малочисленные общины — алавиты и друзы всегда занимали высокие государственные посты в Сирии.

Клиентизм, как один из факторов жизни и режимов Ливана, Сирии и Ирака, на протяжении независимого развития, выступал как у консервативная сила, поскольку он приводил к соглашению эксплуатируемого населения и эксплуататора и тем самым укреплял преимущества тех, кто занимал сильные позиции в политической структуре. Он не способствовал объединению различных общин, этнических групп, кланов их интеграции. В процессе развития клиентических отношений возникали также ситуации, когда вчерашние патроны и клиенты оказывались во враждебных лагерях, что приводило к острым социальным противоречиям или даже к гражданской войне, которая была характерна для Ливана в 70-ые гг. и нанесла большой не только материальный, но и моральный урон стране.

Традиционные родо-племенные , клиентические и конфессиональные отношения в Ираке, Сирии и Ливане и в раде других арабских стран, где господствуют феодальные и полуфеодальные полубуржуазные тенденции переходного общества, заставляет руководителей этих стран, независимо от их идейной и политической ориентации обращаться к западным странам с их демократическими институтами государственного управления. Это вызывает в качестве ответной реакции возрождение и консолидацию исламских традиций и формирование исламского фундаментализма. • Представители этого крыла ислама стремятся построить общество по своему образцу, что препятствует зарождению и развитию демократии. Несмотря на некоторые демократические тенденции в арабском мире в последние десятилетия, большинство их, в том числе Ирак, Сирия и Ливан продолжают и сегодня жить при авторитарном режиме, не имеющем опыта демократического правления обществом. Политические организации и институты, пересаженные на почву щ вчерашних традиционных мусульманских обществ, становятся неэффективными и служат по существу для прикрытия авторитарных режимов.

Для перехода от авторитарных режимов к демократическим и формирования гражданского общества в Ираке, Сирии и Ливане необходима прежде всего некоторая либерализация экономической и политической жизни. В сфере экономики этот процесс идет более успешно, чем политической. Уже сегодня в арабских странах происходит процесс приватизации части государственной ^ собственности, расширения и укрепления частной собственности, формирование рыночных отношений. В то же время в политической и духовной сфере традиционный ислам, родо-племенные, клиентические, конфессиональные отношения тормозят не только развитие производительных сил и формирование политической надстройки, но и проведение демократических преобразований и реформ в политической жизни. Важное место во внешней политике Сирии, Ирака занимает дальнейшее развитие всесторонних отношений с Россией и дружественными арабскими странами, а также с некоторыми развитыми капиталистическими странами Запада. Экономические, научно-технические, военные отношения между СССР, а сегодня « Россией, укрепляли в годы независимого развития Сирии и Ирака их экономический и военный потенциал в борьбе за свой суверенитет и национальную безопасность.

В отличие от Сирии и Ирака, Ливан более активно развивал свои внешнеполитические отношения с Западными странами, прежде всего с Францией и США, а также с монархическими режимами Саудовской Аравии и ОАЭ. Это отвечало интересам христианской буржуазной щ партии "Катаиб", которая выражала интересы буржуазии и феодалов и играла важную роль в политической системе в последние десятилетия. После арабо-израильской войны и агрессии Израиля против Ливана стали укрепляться и развиваться ливано-еирийские отношения, как в политической, так и в военной сфере.

Несмотря на серьезные сложности, трудности, противоречия в арабском мире и в частности в Ираке, Сирии и Ливане, связанные с агрессивными происками Израиля и действиями США, вышеперечисленные арабские государства к финишу XX века идут ^ уверенно, думая о будущем своих государств и народов.

Магистральный путь развития этих стран лежит в переходе от авторитаризма с тоталитарными, консервативными и либеральными тенденциями к демократическим политическим структурам и формированию гражданского общества.

Таковы некоторые выводы из анализа общих черт и особенностей политических режимов Ирака, Сирии и Ливана, имеющих важное теоретическое и практическое значение для ^ дальнейшего исследования политической жизни, процессов и режимов стран Арабского Востока.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве определенной методологии комплексного подхода в анализе общего и особенного политических режимов арабских стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, которая будет способствовать развитию изучения актуальных политических проблем Арабского мира в целом. Сравнительный анализ политических режимов в Ираке, Сирии и Ливане позволяет выявить как общие черты ряда других арабских стран, так и их национальные особенности, отражающие своеобразие путей формирования гражданского общества и отдельных государств.

 

Список научной литературыМунир Саид Файяд, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

2. Конституция Ливана. Бейрут, 1991.

3. Конституция Сирии. Дамаск, 1973.

4. Коран. На арабском языке.М.,1991.

5. Политология. Энциклопедический словарь.М.,1993.

6. Страны мира. Справочник. М., 1991.1.. Работы российских исследователей

7. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.,1996.

8. Авторитаризм и модернизация в странах Азии и Африки. М.,1994.

9. Александров. Ливан: пора суровых испытаний. М., 1980.

10. Арабский мир в конце ЮС века. М., 1996.

11. З.Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. М., 1995.

12. Арабские страны. Международный сборник. Прага, 1984.

13. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М., 1985.

14. Белов Г.А. Политология. М., 1994.

15. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.,1987.

16. Борьба за социальный прогресс на Востоке: история и современность. М„ 1990.

17. Буржуазные партии и политическая борьба в странах 4 Востока. М,1987.

18. Вавилов В.В., Сазонов А.А. Сирийская Арабская Республика. М., 1981.

19. Васильев Л.С. История религии Востока. М., 1983.

20. Восток: рубеж 80-х гг. М., 1983.

21. Гафуров З.Ш. Национально-демократическая революция и защита завоеваний. М., 1987.

22. И 16. Государственная власть и общественные политическиеструктуры в арабских странах. М., 1986.

23. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989.

24. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

25. Грязневич П.А. Ислам и государство. М., 1986.

26. Дрейер O.K., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и "третий мир". М., 1991.

27. Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая ^ традиция Востока. М., 1990.

28. Ирхин Ю.В. Философия политики. Книга V. Человеческое измерение политики. М., 1993.

29. История политических и правовых учений XX в. М., 1995.

30. Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. М., 1982.

31. Крылов А.Б. Сепаратизм в странах Востока. М., 1992.

32. Ливан в 80-е гг. Научно-аналитический обзор. М., 1987.

33. Ли Вл.Ф. Социальная революция и власть в странах1. Воетока.М.,1984.

34. Мирский Г.И. "Третий мир": общество, власть, армия. М.,1976.

35. Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 гг.). М.,1991.

36. Национально-демократические революции: сущность и перспективы. М., 1990.

37. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.

38. Пиотровский М.Б. Исторические источники политической теории и практики современного ислама.М., 1986.

39. Политическая культура стран ислама. М., 1982.

40. Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М.,1990.

41. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М., 1993.

42. Право и политика в развивающихся странах. Сборник обзоров. М., 1991.

43. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы.М., 1982.

44. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.

45. Развивающиеся страны: закономерности, традиции, перспективы.М1974.

46. Ретроспективная и сравнительная политология.М., 1991.

47. Сагадаев А.В. Авторитаризм и поиски легитимности в модернизирующемся арабском мире.М., 1994.

48. Селезнев Л.И. Политические системы современности: v сравнительный анализ.Санкт-Петербург, 1995.

49. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития.М., 1991.

50. Степанов Н.В. Ирак: 1968-1988.М., 1992.

51. Стоклицкий СЛ. Ливан: бремя событий.м., 1990.

52. Страростин Б.С. Освободившиеся страны: общество и личность.М., 1984.

53. Ульяновский Р.А. Победы и трудности национально-j, освободительной борьбы.М., 1985.

54. Феодоров А.Ф. За кронами ливанских кедров.М., 1988.

55. Феодоров В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке.М., 1992.

56. Философия и религия на зарубежном Востоке XX век.М.,1995.

57. Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. М., 1990.

58. Энтин Л.М., ЭнтинМ.Л. Политология развития и ^ освободившиеся страны. М., 1986.

59. Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после Второй мировой войны (1945-1990). М., 1994.

60. I. Работы арабских авторов

61. Абдель Кадер Уда. Ислам и наше политическое положение. Каир, 1981.

62. Али Хасани аль-Харбутли. Ислам и Халифат. Каир, 1969.

63. А мель Мехди. Теория политической практики, исследование причин гражданской войны в Ливане. Бейрут, 1979.

64. Аль-Мажали Мухамед Фадель. Политическая жизнь в Ираке. % Бейрут, 1986.

65. Ахи аль-Джамаль. Кризис демократии в арабском мире. Бейрут, 1984.

66. Ахмед Сувейлам аль-Амри. Основы сравнительных политических систем. Каир, 1969.

67. Джумбулат Камаль. Ливан и борьба за проживание. Бейрут,1976.

68. Ф 8. Джумбулат Камаль. Политика и культура жизни. Бейрут, 1977.

69. Джумбулат Камаль. Политическая жизнь Ливана. Бейрут,1978.

70. Махмуд Хильми. Мусульманская форма правления в сравнении с современными институтами. Б.м., 1986.

71. Мунир аль-Хамаш. Арабская региональная власть. Дамаск,1995.

72. Муса Ибрахим. Новые и новейшие политические мнения. Бейрут, 1994.

73. Мухамед аль-Маджзуб. Единство и демократия в арабских странах. Бейрут, 1980.

74. Мухамед Кушки. Критика политической жизни в Ливане. Бейрут, 1992.

75. Мухаммед Ахмед Халафулла. Коран и государство. Бейрут,1981.

76. Мухаммед Дийа ад-Дин ар-Рейс. Мусульманские политические теории. Каир, 1979.

77. Мухаммед Назат Дарваза. Ислам и социализм. Бейрут, 1968.

78. Мухаммед Камель Лейла. Политические институты. Каир,1981.

79. Мухаммед Рабиа. Политическая теория Ибн Халдуна. Бейрут, 1991.

80. Предисловие Ибн Халдун. Бейрут, 1984.

81. Ранщд Шкер. Как мы понимаем власть. Бейрут, 1992.

82. Саддам Хусейн. Новые течения в Баас. Багдад, 1982.

83. Садек Ибрагим Ургун. Мусульманская форма правления. I Каир, 1952.

84. С ал ах Салем Заргука. Формы передачи власти в арабском мире. Каир, 1992.

85. Самир аль-Халиль. Ирак Саддама — государство ужаса. Каир, 1991.

86. Субхи ас-Салех. Мусульмански институты: возникновение и развитие. Бейрут, 1978.

87. Сулейман Таким аль-Дин. Конфессионализм в Ливане. Бейрут, 1991.

88. Сулейман Мухаммед ат-Тамави. Три власти по современнымарабским конституциям в мусульманской политической мысли. Каир, 1987.

89. Тама аль-Барази. Ирак и США: неизбежная война. Каир,1993.

90. Фатхи ад-Дурейни. Особенности регулирования вопросов политики и власти в мусульманском праве. Бейрут, 1985.

91. Хади аль-Алави. Мусульманская политика (идея и практика). Бейрут, 1984.

92. Хамед Абдаллах Рабиа. Исследования по политической > теории. Каир, 1971.

93. Яассин Суад. Западный заговор против арабов. Бейрут, 1993.1.. Диссертации

94. Абу Диаб Сулейман. ПАСВ и опыт организации политического пространства Сирии. М.: Наука, 1995.

95. Аль-Лати Ильяс. Роль партии Арабского социалистического f возрождения в развитии системы образования в Сирии с 1963 до 1990г. Москва: Наука, 1990.

96. Джаланов А. Основные направления в развитии системы просвещения в Сирии. М.: Наука,

97. Дауд Данхо. Формирование системы государственной власти и управления в Сирии. М.: Наука, 1994.

98. Мохлуф Аднан ибн- Исмаиль. Специальные войска вооруженных сил и современность. М., 1990.

99. My реалов Рамиз Али бала Оглы. Идеологические аспекты ^ политики неприсоединения.

100. V. Работы западных политологов

101. Аль-Яозар Байри. Роль армии в политической жизни арабского мира. Каир, 1992.

102. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1992.

103. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

104. Ван-Дам Н. Борьба за власть в Сирии с 1961 до 1995 г. Каир,х 1995.

105. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

106. Дога л М. Пеласси. Сравнительная политическая социология > М., 1994.

107. Даль Р. Введение в теорию демократии. М.,1992.

108. Дюверже М. Политический режим Ливана. Париж, 1966.

109. Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М.,1992.

110. Мэтьюз Д. Перспективы демократии. М., 1993.

111. Саннетебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.0 12. Хантингтон С.П. Третья волна. Демократизация в конце XXвека. М., 1991.

112. Чиантел М.Д. Политические течения в двадцатом веке. Бейрут, 1994.

113. Шаран П. Сравнительная политология. 4.1 и II.- М.,1992.

114. Шварценберг РЖ. Политическая социология. М.,1991.