автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Общие закономерности и особенности перехода от докапиталистических отношений к социализму
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Жандосов, Жумамбек Кенжебаевич
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ О ПЕРЕХОДЕ ОТ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К СОЦИАЛИЗМУ
§ I. О марксистско-ленинской теории перехода к социализму, минуя капитализм.
§ 2. Два этапа перехода от патриархально-феодальных отношений к социализму.
§ 3. Некапиталистическое развитие - особый тип социального скачка.
Глава П. ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДОРЕВОШСЩЮННОМ КАЗАХСТАНЕ
§ I. Социально-экономические условия
§ 2. О сосуществовании остатков патриархальнородового строя с феодализмом.
Глава Ш. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА
§ I. Коммунистическая партия - руководящая сила революционных преобразовании в Средней Азии и Казахстане.
§ 2. Классовая борьба и ее особенности в условиях
Средней Азии и Казахстана.
§ 3. Советы - орудие политической власти рабочих и национального !фестьянства.
§ 4. Роль советской национальной государственности в строительстве социализма.
§ 5. Массовые общественные организации трудящихся.,
Глава 1У. СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К СОЦИАЛИЗМУ
§ I. Роль социалистической индустриализации в переходе от докапиталистических отношений к социализму.
§ 2. Революционно-демо1фатические мероприятия -переходная ступень к социалистическим преобразованиям.
§ 3. Социалистическое преобразование сельского хозяйства - закономерность строительства социализма.
§ 4. Использование общинных отношений в социалистическом строительстве.•••••.•.•••.••••.
Глава У. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ КАЗАХСТАНА
§ I. Культурная революция - закономерность некапиталистического пути развития.
§ 2. Особенности формирования национальных по форме социалистических по содержанию литературы и искусства.
§ 3. Формирование социалистического сознания трудящихся региона.
Глава У1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ НАЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ
§ I. Специфические особенности народностей в
Средней Азии и Казахстане.
§ 2. Формирование социалистических наций.
§ 3. Социалистические нации Средней Азии и Казахстана - часть советского народа.•••.••.
ЗАКЛЮЧЕНИ Е.
Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Жандосов, Жумамбек Кенжебаевич
К.Маркс и Ф.Энгельс, изучая развитие человеческого общества на основе диалектического материализма, впервые в истории установили, что оно представляет собой естественно-исторический процесс, сложную общественно-экономическую систему, т.е. общественно-экономическую формацию.
Каждая общественно-экономическая формация имеет свои общие законы становления и развития, Социализм, являющийся первой фазой коммунистической формации, тоже имеет свои общие законы становления и развития.
Общие закономерности перехода к социализму теоретически сформулированы классиками марксизма-ленинизма.
В.И.Ленин до Октябрьской революции в работе "Карикатуры на марксизм" (1916 г.) сформулировал гениальный вывод о будущем развитии народов мира. Он писал, что "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни"*.
В этих выводах В.И.Ленина сначала сформулирована общая закономерность о том, что "все нации придут к социализму", затем сформулированы возможные своеобразия перехода к социализму в различных странах.
ХОТ съезд КПСС уделил большое внимание исследованию актуальных проблем общественной жизни, "творческому развитию марксистско-ленинской теории"2. Придавая первостепенное значение
1 Ленин В.Й. Полн. собр. соч., т. 30, с Л 23,
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС* М.,1981,0.77. развитию теории» Ю.В.Андропов писал: "Только непрерывное самообновление революционной теории под воздействием революционной практики и делает марксизм подлинной наукой и искусством революционного творчества**1.
Классики марксизма» исследуя перспективы развития национально-освободительного движения» его соединения с революционной борьбой пролетариата» пришли к вывод?» что при определенных условиях это движение может привеоти отсталые страны непосредственно к социализму, они писали» что "победа пролетариата над буржуазией является одновременно сигналом к освобождению всех угнетенных народов"2, предвидение классиков марксизма полностью оправдалось* Народы Средней Азии и Казахстана» как и другие народы Советского востока» после Октябрьской социалистической революции» при диктатуре пролетариата совершили исторический скачок от докапиталистических отношений к социализму* При жизни одного поколения они прошли путь развития равный столетию» проведя коренные социально-экономические, культурные преобразования» Народы региона при социализме ликвидировали свое отставание в экономической» социальной» культурной областях жизни и достигли уровня развития передовых наций.
Исторический опыт перехода народов Востока от разных уровней добуржуазнвх общественно-экономических формаций к социализму» многогранен и имеет огромное международное значение. Во-первых» потому что он осуществлен впервые в истории человечества; во-вторых, на научной основе марксистско-ленинской теории о некапиталистическом пути развития; в-третьих, под руководством
1 Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства. - Коммунист, 1983» А 3» о.32.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.4, с.371.
Коммунистической партии, творчески развивающей марксистско-ленинскую теорию* В соответствии с объективными закономерностями строительства социализма партия определяла стратегические плана преобразований» разрабатывала пути их осуществления в формах» доступных для каждого народа» для каждого социального слоя трудящихся* В-четвертых, диктатура пролетариата - основное средство построения социализма - успешно осуществляла функции хозяйственного» культурного строительства» защити завоеваний революции от посягательств внутренних и внешних врагов. В-пятых, в условиях низкой классовой дифференциации партийные органы региона под руководством Центрального комитета партии творчески реализовали ленинские указания об использовании промежуточных ступеней: а) переходных форм политической власти» способствовавших постепенному вовлечению масс в общественно-политическую жизнь; б) переходных форм социально-экономических преобразований, учитывавших уровень производительных сил и производственных отношений; в) переходных форм в идеологической и политико-воспитательной работе* В-шестых, помощь передовых наций, прежде всего великого русского народа. Причем диалектика этого процесса состоит в том»что если в первые десятилетия Советской власти в национальных отношениях доминировала всесторонняя помощь ранее отсталым народам, то с преодолением отсталости основной формой этих отношений постепенно стало взаимное сотрудничество социалистических наций, обусловившее их дальнейшее сближение, интернационализацию всех сторон общественной жизни»
Опыт, накопленный народами бывших национальных окраин нашей страны, а затем народами МНР, КНДР, СРВ, показал, что закономерности социалистической революции и социалистического строительства имеют общий характер» но проявляются своеобразно» в соответствии с конкретными историческими условиями. Опыт опровергает, с одной стороны, концепции ревизионистов, отрицающих общие закономерности и проповедующих существование уникальных "национальных моделей социализма", и, с другой, - позиции догматиков, отрицающих особенности проявления общих закономерностей в развитии разных народов.
Обобщение многогранного опыта перехода народов советского Востока от докапиталистических отношений к социализму» начатое в 20-х годах и представлявшее собой освещение хода политических, социально-экономических, культурных цреобразований, продолжается и в наши дщи.
В разработку теоретических проблем перехода от докапиталистических общественных отношений к социализму» минуя капитализм» внесли большой вклад ученые АН СССР» центральных высших учебных заведений*. Ряд исследователей непосредственно занимался проблемами Средней Азии и Казахстана2, они показали, что
1 См.: Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. 3-е изд.М.» 1978; Трапезников С.П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. В 2-х томах. М.» 1974; Степанян Ц.А. Марксизм-ленинизм о закономерностях строительства социализма и коммунизма. М.«19652 Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М.,1972; Агафонов В.П. Марксистско-ленинское учение о некапиталистическом пути развития. М.,1978; Андреев и.Л. Некапиталистический путь развития. М.•1974; Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М.-Л. »1955 и др.
2 Си*: Дкунусов М.С. Об историческом опыте строительства социализма в ранее отсталых странах. М.»1958; Его же. ленинская теория перехода ранее отсталых народов к социализму. М.»1962; Его же. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата» 1969; Его же. Две тенденции социализма в национальных отношениях. Ташкент» 1975; Его же. общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата» 1976; Юсупов э. уничтожение противоположности между городом и деревней в ранее отсталых странах (по материалам средней Азии). Ташкент, 1964; Его же. общее и особенное в уничтожении противоположности между городом и деревней в республиках Советского востока. Ташкент, 1972; объективная закономерность минования капиталистической формации ранее отсталыми народами вызвана неравномерностью их социально-экономического развития, слиянием в современных условиях различных потоков революционного движения: рабочего, демократического, национально-освободительного; они внесли огромный вклад в развитие теории некапиталистического развития.
Ученые республики многое сделали в исследовании общих закономерностей и особенностей строительства социализма в Казахстане. Они рассмотрели различные аспекты создания социалистического способа производства, государственного и культурного строительства, формирования новой социальной структуры общества.Подробный анализ перехода от докапиталистических общественных отношений к социализму содержится в работах философов-'-. Важный вклад в изу
Алтмышбаев А.А» 0 некоторых особенностях формы перехода народов Средаей Азии к социализму. Фрунзе, 1959; Ахмедова М. Некапиталистический путь: некоторые проблемы теории и практики. Ташкент,1976; Касымов Минуя капитализм: советская историография перехода народов Средаей Азии к социализму. М.,1980 и др.
I См.: Аженов М.С. Изменение социально-классовой структуры Казахстана в процессе коммунистического строительства. Алма-Ата, 1973; Амантаев Б.А. Социализм и коренное преобразование социальной природы казахского крестьянства. Алма-Ата,1969; Еураба-ев М.С. Становление социалистического сознания в Казахстане. Алма-Ата, 1981; Джандильдин Н.Д. Коммунизм и развитие национальных отношений. М.,1964; его же. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971; его же. Монолитное единство. Алма-Ата, 1975; Жангельдин Т.Ж. Диктатура пролетариата и становление социалистических общественных отношений. Алма-Ата, 1973; Зорин В.И. Сельскохозяйственный рабочий класс Казахстана. Алма-Ата, 1972» Казыханова Б.Р. Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата, 1973; Кшибеков Д.К. 0 закономерностях замены докапиталистических производственных отношений социалистически^ ми. (На примере Казахстана). Алма-Ата, 1963; его же. Переходные общественные отношения. Алма-Ата,1973; Сужиков М.М. Марксизм-ленинизм о некапиталистическом пути развития отсталых народов к социализму. (На примере Казахстана). Алма-Ата,1957; его же. Социально-экономические проблемы национальной консолидации. Из опыта перехода казахского народа к социализму, минуя капитализм. Алма-Ата, 1968; его же. Образование СССР и социальный прогресс казахского народа. Алма-Ата, 1972; Сужиков М.М., Лукпанов А., Сарсенбаев Т. и др. Закономерности интернационализации общественной жизни. Алма-Ата, 1981; Тастанов Ш.Ю. чение некапиталистического пути развития внесли ученые-экономисты*. Они показали объективные причины отсталости народов региона, пути и средства ее ликвидации в процессе перехода к социализму. Данная проблема плодотворно исследовалась и в исторической науке2. Становление и организационно-идеологическое укрепление партийных организаций Средней Азии и Казахстана, разнообразные вопросы социалистического строительства республик Советского Востока подробно освещены в историко-партийной литературе^. История народов региона с древнейших времен до наших
Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов. Алма-Ата, 1975.
1 См.: Абдразаков Т.А. Закономерности построения социалистической экономики в национальных районах СССР: (На материалах Казахской ССР). Алма-Ата, 1975; Аубакиров Я.А. Действие экономических законов в сельском хозяйстве, Алма-Ата, 1969; Ахмедова Н.Б. Проблемы развития и размещения промышленности Казахстана. Алма-Ата, 1971; Ашимбаев Т.А. Ленинские идеи технического прогресса и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата, 1969; Баишев С.Б. Победа социализма в Казахстане. (Очерки теории и истории вопроса). Алма-Ата, 1961; его же. Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана. Алма-Ата, 1981; Нейштадт с.А. Социалистическое преобразование экономики Казахской ССР в I9I7-I937 годах. (От докапиталистических отношений к социализму, минуя капитализм). Алма-Ата, 1957; Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХУЛ - начале XX века. Алма-Ата, 1971.
2 См.: Бейсембаев С.Б. Ленин и Казахстан. (1897-1924 гг.). Алма-Ата, 1968; Дахшлейгер Г.Ф. Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана (I921-1929 гг.). Алма-Ата,1965; Елагин А.С. Социалистическое строительство в Казахстане в годы гражданской войны (I9I8-I920 гг.). Алма-Ата, 1966; Канапин А.К., Шдаров А.Д. Расцвет культуры казахского народа. Алма-Ата, 1977; Мустафин Т.Т. КПСС - организатор борьбы за создание угольно-металлургического комплекса в Центральном Казахстане. (19251941). Алма-Ата, 1974; Нурпеисов К.Н. Советы Казахстана в борьбе за упрочение власти рабочих и крестьян. (Ноябрь 1917- июнь 1918 г.). Алма-Ата, 1968; Сулейменов Р.Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата, 1972; Тулепбаев Б.А. Торжество ленинских идей социалистического преобразования сельского хозяйства в Средней Азии и Казахстане. М.,1971; Турсунбаев А.Б. Победа колхозного строя в Казахстане. Алма-Ата, 1957; его же. Казахский аул в трех революциях. Алма-Ата, 1967; Шаумян М.Х. От кочевья к социализму. Алма-Ата,1965 и др.
3 См.: Очерки Коммунистической партии Казахстана. Алма-Ата,1963. дней изучена с позиции марксизма-ленинизма в многотомных изданиях*. Закономерности становления и развития советской национальной государственности в Казахстане отражены в трудах ученых-юристов-0.
Ценными представляются нам исследования советских ученых по критике идеологии антикоммунизма, по разоблачению буржуазной фальсификации национальной политики Коммунистической партии, исо торической победы народов региона в строительстве социализма0. В настоящее время научное исследование опыта перехода от докапиталистических отношений к социализму развивается и вглубь и вширь. Оно идет по линии как комплексного изучения основных и специфических закономерностей, так и конкретизации форм их проявления и возможности применения нашего опыта в сходных условиях развивающихся стран. Большинство исследований в Казахстане посвящено отдельным аспектам общей закономерности и некоторым особенностям перехода от докапиталистических отношений к социализму. Еще мало комплексных исследований общих и специфических закономерностей перехода от патриархально-феодальных отношений
1 См.: История Казахской ССР. В 5-ти т. Алма-Ата, I977-I98I.
2 См.: Зиманов С.З» В.И.Ленин и советская национальная государственность в Казахстане. Алма-Ата, 1970; Мамутов A.M. Преступления, составляющие пережитки патриархально-родового быта. Алма-Ата, 1963; Сапаргалиев М. Возникновение и развитие судебной системы Советского Казахстана. Алма-Ата, 1971 и др.
3 См.: Есмагамбетов К.Л. Действительность и фальсификация. Алма-Ата, 1976; Иноятов Х.Ш. Ответ фальсификаторам истории Советской Средней Азии и Казахстана. Ташкент, 1962; Критика буржуазной идеологии, реформизма и ревизионизма. (Материалы научно-теоретической конференции). Алма-Ата, 1981; Кшибеков Д.К. Клеветники и фальсификаторы истории народов Советского Казахстана. Алма-Ата, 1961; его же. Критика фальсификаторов строительства социализма в Казахстане. Алма-Ата. Общество "Знание", 1981; Нусупбеков А.Н.| Бисенов Х.И. Фальсификация истории и историческая правда. Алма-Ата, 1964» Турсунбаев А. Против буржуазной фальсификации истории Казахстана. Алма-Ата, 1963. к социализму. Известно, что становление и развитие социалистического общества имеет три этапа. Первый - переходный, в результате которого создается основа социализма как системы. В нашей стране социализм в основном победил во второй половине ЗО-х годов. Второй этап охватывает период окончательной победа социализма. К середине 60-х годов СССР вступил в третий этап - начальный этап развитого социализма. Закономерности первого этапа существенно отличаются от закономерностей последующих этапов.
Автор,опираясь на произведения классиков марксизма-ленинизма, решения партии и правительства, а также местных партийных организаций, на результаты исследований философских, исторических, экономических, этнографических наук, используя собственные наблюдения старался осуществить комплексное исследование основных закономерностей и особенностей процесса перехода от патриархально-феодальных отношений к социализму. Среди основных закономерностей переходного периода в первую очередь исследовано создание и развитие политической системы, это закономерно. Ибо главным условием решения задач социалистической революции в социально-политической области является завоевание пролетариатом политической власти, в союзе с трудящимися, слом старой государственной машины, создание новой политической системы. В диссертации этот процесс исследован как исходный пункт перехода к социализму, создания социалистического экономического базиса, формирования новой духовной культуры. Союз рабочего класса с крестьянством, а также с другими слоями трудящихся исследован как основная закономерность, создавшая возможность для победы над эксплуататорами, ликвидации национального гнета, установления дружбы между народами. Классовая борьба пролетариата и под его руководством развитие ее среди различных слоев трудящихся исследована как закономерность и условие перехода к социализму. Направляющим ядром политической система была Коммунистическая партия. Автор анализирует ее руководящую роль, обеспечившую создание социально-политической и экономической осношсоциализма, в работе анализируется решающее значение создания социалистического способа производства9 раскрывается процесс преобразования патриархально-феодальной экономики в качественно- новую систему производственных отношений. Социалистические преобразования в области духовной жизни обеспечили победу марксистско-ленинской идеологии, воспитания активного строителя социализма. Основа социализма создавалась в ожесточенной классовой борьбе, самоотверженной, целеустремленной, революционной деятельностью рабочего класса, крестьянства, народной интеллигенции.
В исследованиях, посвященных переходу от докапиталистических отношений к социализму» отражены такие особенности региона, как экономическая и культурная отсталость, слабое развитие классовой дифференциации, почти поголовная неграмотность, малочисленность интеллигенции, господство идеологии ислама, регулировавшей многие стороны общественной жизни, и др. Однако мало внимания уделено изучению использования остатков патриархально-родового строя в процессе строительства социализма. Между тем известно, что классики марксизма-ленинизма выступали за возможность такого использования1. Наиболее полно взгляды основоположников научного коммунизма по этой проблеме сформулировал Ф.Энгельс в работе "Послесловие к работе "О социальном вопросе в России" (1894 г.), где он писал, что с помощью победившего пролетариата те страны ".в которых уцелели еще родовые порядки
I См*: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.19,с.403, 414. 4I9-420ST.22, с.445-446; т.45, с.153-156; т.46,ч.1,с.461; Ленин В.И. Поли, собр.соч.,т.35,с.103; т.37,с.316» 356; т.41,с.77. или остатки таковых, могут использовать эти остатки общинного владения и соответствующие им народные обычаи как могучее средство для того, чтобы значительно сократить процесс своего развития к социалистическому обществуПрогнозы классиков марксизма подтвердились в практике социалистического строительства СССР. Народы Советского Востока, стоявшие на разных уровнях докапиталистических отношений, в т.ч. патриархально-родового строя, перешли к социализму, минуя капитализм. Остатки старого строя, разные типы общин в послеоктябрьский период представляли собой реальную действительность. Народы веками жили в привычных условиях. И обойти эти условия, а тем более административным путем их ликвидировать было невозможно.
Руководствуясь методологическими принципами классиков марксизма-ленинизма о возможности использования общинных отношений, а также посредствующих ступеней, звеньев при переходе от докапиталистических формаций к социализму, решениями X, ХП съездов РКП(б) по национальному вопросу, партийные организации Средней Азии и Казахстана учитывали эти факторы в социалистическом строительстве. Общинный демократизм сыграл определенную роль в организации местных Советов, а общинный коллективизм - в создании простейших форм кооперативов^ В целом же при определенных условиях он использовался в различных сферах общественной жизни для развития социалистического коллективизма. Но этому постоянно мешала патриархально-родовая идеология, проповедовавшая отсутствие в регионе классов и классовой борьбы, которой пользовались буржуазные националисты, баи-полуфеодалы для прикрытия эксплуатации. Успех использования общинных отношений обеспечивался на основе внедрения в сознание общинников классовой идеологии и развертывания классовой борьбы. Однако из-за недостаточной изученности этого опыта проблема нередко в литературе считается дискуссионной*. В диссертации на основе исторических фактов доказывается, что опыт использования общинных отношений в процессе перехода от патриархально-феодальных отношений к социализму не является полемическим. Для обоснования такого вывода автор опирается на марксистско-ленинский методологический принцип историзма. В.И.Ленин писал, что необходимо ".смотреть на общество, как на живой организм в его функционировании и развитии"^. к тому, как появился социализм, какие условия его породили, -ко всякому такому вопросу можно солидно, с уверенностью подойти, лишь бросив исторический взгляд на все развитие его в целом"^.
В диссертации предпринята попытка на основе ленинской установки произвести формационный анализ сущности патриархально-феодальных отношений. Народы Средней Азии и Казахстана, минуя рабовладельческую формацию непосредственно из первобытно-общинного строя перешли к феодализму, и в связи с этим в общественных отношениях сохранились некоторые элементы патриархально-родового строя. Они сосуществовали с компонентами феодальной формации, сохранили старую форму, деформируясь соответственно феодальным отношениям. Для углубленного анализа этого явления автором осуществлен структурный анализ остаточных элементов патриархально
1 См.: Керимов в.И. Роль общины в развитии антагонистических обществ. /(К анализу социально-исторической концепции К.Маркса). Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук.М.,1977. - 22 с. Касымов Ф.х. Минуя капитализм: Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму. М.,1980,с.279.
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч„т.1,с.192.
3 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.39,с.68. родового строя: I) разных типов общин» а в кочевых и полукочевых районах - пастбищно-кочевнх; 2) родоплеменного состава; 3) родо-племенного расселения; 4) патриархально-родовой идеологии.
В литературе недостаточно еще освещено влияние вышеперечисленных элементов патриархально-родового строя на закономерности перехода к социализму. Между тем каждый из них оказывал соответствующее воздействие на основные и специфические закономерности этого процесса, В переходный период указанные структурные элементы играли разную роль. Одни - положительную, другие -отрицательную. В диссертации исследование этой роли охватывает только переходной период острой классовой борьбы. С победой социализма остатки патриархально-родового строя в основном изжили себя. В новом экономическом базисе они исчезли полностью, но в надстройке некоторые их элементы сохранились. Степень их распространенности, причины существования, пути их преодоления -предает специального исследования. Отдельные аспекты этой проблемы разрабатывают советские этнографы*, в указанной обзорной статье С.М.Абрамзона и Л.П.Потапова подведены итоги изучения народной этногонии в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Каракалпакии. Автору представляется, что содержащийся в исследованиях ученых материал, а также результаты исследования в данной диссертации могут в известной мере способствовать дальнейшей разработке проблемы в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и указаний Ю.В.Андропова о том, что ".в духовном наследии, традициях, в быту каждой нации есть не только хорошее, но и плохое, отжившее.•• задача не консервировать это плохое, а освобождаться от всего, что устарело, что
I См.: Абрамзон С.М., Потапов Л.П. Народная этногония как один из источников для изучения этнической и социальной истории. Советская этнография, 1975, Л 6,с.28-40. идет в разрез с нормами советского общежития, социалистической нравственности, с нашими коммунистическими идеалами"*.
Комплексное исследование основных закономерностей (формирование и развитие социалистической политической системы, осуществление революционно-демократических преобразований, индустриализации, коллективизации, культурной революции, формирование социалистической нации) и влияние на каждую из них остаточных элементов патриархально-родового строя создают более цельную картину перехода от докапиталистических отношений к социализму. Всестороннее раскрытие сущности опыта некапиталистического пути развития Средней Азии и Казахстана, как и других районов нашей страны, имеет значение для развивающихся стран социалистической ориентации, чтобы лучше понять механизм перехода от патриархально-феодальных отношений к социализму, так как им еще предстоит решать множество проблем общественного развития, схожих по своему содержанию с теми, которые были решены в Средней Азии и Казахстане социалистической революцией2. Объективный анализ общих закономерностей и особенностей строительства социализма в Средней Азии и Казахстане дает возможность аргументированно разоблачать буржуазную клевету на успехи национальной политики Коммунистической партии, вести контрпропаганду против фальсификаторов.
Содержащиеся в диссертации научные положения и выводы могут быть использованы в идеологической и политико-воспитательной работе партийных организаций.
1 Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР (1922-1982). М.,1982»
2 См.: Рашидов Ш.Р» Ленинизм - знамя освобождения и прогресса народов. Ташкент, 1972, с.10.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Общие закономерности и особенности перехода от докапиталистических отношений к социализму"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое значение социалистической революции и строительства социализма в республиках Советского Востока состоит в том, что здесь выработан классический опыт ускоренного социального прогресса, перехода от докапиталистических общественно-эко- 4 I номических формаций к социализму, минуя капитализм* Здесь за период жизни одного поколения лкщей совершен скачок от вековой отсталости к прогрессу, создан цветущий край, превосходящий в экономическом и культурном отношениях не только соседние восточные, но и многие развитые капиталистические страны, в социальном отношении опередивший на целую эпоху капиталистический мир.
Победа социализма в республиках Средней Азии и в Казахстане полностью опровергает буржуазную расовую теорию о неспособности ранее отсталых народов к развитию цивилизации, к прогрессу. Она показывает, что народы, на какой бы ступени докапиталистических отношений они ни стояли, при помощи победившего пролетариата, благодаря союзу рабочего класса с крестьянством, под руководством марксистско-ленинской партии могут построить социалистическое общество.
Как отмечалось в первой главе, положение о возможности перехода отсталых стран к социализму, минуя капитализм, получило всестороннее обоснование в марксистско-ленинской теории о некапиталистическом пути развития в процессе строительства социализма. Теория эта блестяще подтвердилась всем опытом созидания новой жизни у народов Советского Востока, получила дальнейшее развитие в решениях съездов, партконференций, пленумов ЦК КПСС, республиканских, областных партийных организаций, в трудах видпых деятелей партии, а также ученых.
Победа социализма в Средней Азии и Казахстане - убедительное свидетельство того, что основные закономерности революционного перехода к социализму являются общими как для развитых, так и для отсталых стран, находящихся на докапиталистических стадиях развития. Опыт народов Советского Востока подтвердил, что осуществление общих закономерностей перехода к социализму тех или иных народов, при seed: особенностях этого процесса, связанных с различиями в уровнях их общественного развития, возможно только в условиях диктатуры пролетариата, под руководством авангарда рабочего класса - Коммунистической партии, на основе марксистско-ленинской теории. Особенности этого перехода, в частности, число переходных ступеней, зависят от степени отсталости того или иного народа, но не отменяют общих закономерностей.
Это подчеркивается и в программе МНРП: "Опыт некапиталистического развития МНР, где под руководством марксистско-ленинской партии произошло перерастание демократического этапа революции в социалистический, показал, что общие закономерности социалистической революции и социалистического строительства действуют в ранее отсталых странах. Но в каждой стране, идущей к социализму, от добуржуазных общественно-экономических формаций, эти закономерности проявляются своеобразно, в соответствии со специфическими условиями ее развития"*.
В этом проявляется диалектика общественного развития.' В любом конкретном явлении действительности того или иного общества содержится особенное, присущее только ему, и вместе с тем имеет
I ХУ съезд Монгольской народно-революционной партии Д. ,1966, с. Т75--176. ся общее, свойственное многим явлениям, выражающее их сущность. Видеть и постоянно учитывать органическое единство общего и особенного необходимо для успешного осуществления социалистических преобразованийi
Опыт многонационального Советского Союза убедительно доказал, что общей закономерностью строительства нового общества является активное воздействие, оказываемое на этот процесс социалистической надстройкой, политической системой и, прежде всего, руководящей и организующей деятельностью Коммунистической партии, вооруженной марксистско-ленинской теорией. В.ИЛенин учил, что "Без революционной теории не может быть и революционного движения"*. Партийные организации региона формировались и закалялись на ленинских идеологических, теоретических, организационных и тактических принципах строительства партии.
Борьба за победу социализма в Средней Азии и Казахстане подвердила правоту ленинских положений о том, что в условиях малочисленности рабочего класса и преобладания 1фестьянства формирование коммунистических организаций, идущих в авангарде масс, должно происходить путем вовлечения в их ряды передовой части беднейшего крестьянства, путем политического его воспитания, пролетарского по своему классовому содержанию.
Известно, что в условиях докапиталистических отношений классовые противоречия несколько затушеваны, завуалированы; дифференциация крестьянства совершается постепенно; Только Коммунистическая партия, вооруженная марксистско-ленинской теорией и ее боевые отряда научили трудящихся ".видеть под покровам укоренившихся обычаев, политических интриг, мудреных законов, хитросплетенных учений - классовую борьбу, борьбу между всяческими видами имущих классов с массой неимущих, с пролетариатом, который стоит во главе всех неимущих"1.
Диалектика общего и особенного в развитии социалистической политической надстройки проявилась как в партийном, так и в государственном строительстве. Утверждение диктатуры пролетариата, государственной формой которой стали Советы, явилось общей закономерностью для всех наций и народностей нашей страны. Но при едином содержании,' основой которого является союз рабочего класса, с трудовым гфестьянством, руководимый рабочим классом, диктатура пролетариата может выступать в разных формах в зависимости от конкретно-исторических условий. В.Й.Ленин считал, что одним из условий ускорения процесса добровольного сближения наций является "разнообразие политических форм"2. В Средней Азии и Казахстане, где подавляющее большинство населения составляло крестьянство, связанное с натуральным хозяйством, в цроцессе нового государственного строительства в рамках советской автономии и федерации применялись временные переходные формы Советов.
В процессе строительства социализма переходные формы изжили себя, образовалась единая советская государственная система, явившаяся главным средством утверждения безраздельного господства социалистических производственных отношений сначала в промышленности, затем в сельском хозяйстве.
Опыт народов Средней Азии и Казахстана свидетельствует, что
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.4,с.182-183.
2 Там же, т.30,с.37. определенной закономерной ступенью в переходе отставших народов от докапиталистических отношений к социализму являются революционно-демократические преобразования, направленные на ликвидацию политических и экономических устоев патриархально-феодальных отношений и подготовку необходимых материальных, экономических и социальных цредпосылок для широкого развертывания социалистических преобразований.
В условиях диктатуры цролетариата революционно-демократические преобразования, осуществляемы© под руководством рабочего класса, его авангарда - Коммунистической партии на основе пролетарской классовой политики, имеют четкую социалистическую ориентацию и не представляют собой самостоятельного этапа развития, а проводятся одновременно с социалистическим строительством, переплетаясь с ним. Именно так проводились эти преобразования в Средней Азии и Казахстане.
Иначе обстоит дело в освободившихся странах, вставших на путь некапиталистического развития. Здесь революционно-демократические преобразования составляют содержание самостоятельного, относительно длительного этапа развития. Характер движущих и руководящих сил революции определяет социальную направленность, темпы и успех осуществления демократических преобразований. В процессе этих преобразований здесь создаются лишь предпосылки для социалистического строительства, а задачи преодоления экономической и культурной отсталости решаются уже на следующем, социалистическом этапе революции;
Как убеждает опыт нашей страны, общей закономерностью перехода от капитализма к социализму является прочный революционный союз рабочего класса и 1фестьянства. Эта закономерность выражается специфически при переходе отсталых народов к социализму. Например, в районах Средней Азии и Казахстане накануне Октябрьской революции рабочий класс либо отсутствовал, либо был крайне малочислен. Поэтому союз рабочего класса и крестьянства здесь складывался на интернациональной основе, выходившей за рамки региона. Русский рабочий класс, объединившись с национальным крестьянством, осуществлял руководство его демократическим и национально-освободительным движением.
Опыт трудящихся Средней Азии и Казахстана доказал, что коллективизация является необходимым условием освобождения крестьян от пут любых эксплуататорских отношений - не только буржуазных, но и феодально-патриархальных, что общей закономерностью перехода трудового крестьянства к социализму является превращение мелкой крестьянской собственности в крупную социалистическую. Успехи строительства социализма в регионе доказали также и то, что при поддержке рабочего класса крестьянство может утвердить социалистические производственные отношения в сельском хозяйстве и при невысоком уровне производительных сил, что эти отношения являются могучим ускорителем их роста и основой изменения социальной природы крестьянства.
Оправдалось предвидение В.И.Ленина о том, что без крупной промышленности не возможно строить социализм, что "Крупная машинная промышленность и перенесение ее в земледелие есть единственная экономическая база социализма"*.
Исторический опыт индустриализации Средней Азии и Казахстана показал, что социализм создает реальные возможности для устранения в кратчайшие сроки однобокости и ущербности в развитии экономики ранее отсталых народов, обеспечивает рациональное использование материальных и трудовых ресурсов в интересах неуклонного роста благосостояния народных масс. Советский опыт индустриализации свидетельствует о том, что только на основе первоочередного развития тяжелой промышленности, создания собственного машиностроения можно развивать и другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Индустриализация нашей страны осуществлялась в условиях капиталистического 01фужения, поэтому она проводилась за счет внутренних накоплений, без помощи извне. Но одним из важнейших условий ее успешного осуществления явилась взаимопомощь народов внутри страны. Опыт Советского Союза показал, что ускоренное экономическое развитие ранее отсталых народов возможно благодаря действию двух взаимосвязанных факторов: во-первых; такого постоянного фактора, как преимущества социалистической системы хозяйства, открывающей простор для ускоренного развития производительных сил общества; во-вторых, такого фактора, как помощь победившего пролетариата развитых народов более отсталым народам. Действие этих двух факторов ярко проявилось в процессе строительства социализма в Средней Азии и Казахстане.
Как показал опыт республик Советского Востока и всей страны, закономерной является неразрывная связь социально-политических и экономических преобразований с культурной революцией. На каждой новой ступени социалистического строительства эта связь обогащается новым содержанием. В условиях перехода от докапиталистических отношений к социализму содержание культурной революции определялось общими задачами того периода: ликвидацией унаследованной от старого общества культурной отсталости, в частности, неграмотности; обеспечением победы классовой пролетарской идеологии; созданием основ новой, социалистической культуры.
С построением в СССР социализма наступил и завершающий этап культурной революции. Ее задачи на этом этапе неотделимы от социально-политических и экономических сторон триединой задачи, стоящей перед зрелым социалистическим обществом и закрепленной в новой Конституции СССР (1977 г.). Это - "создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества"*,
В условиях всех предшествовавших общественных формаций культура неизменно сохраняла свою отчужденность от масс, которую не устраняли смены типов духовного производства при переходах от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Только социалистическое преобразование духовной жизни впервые в истории человечества позволило преодолеть отчуждение масс от культуры и приступить к практическому решению благородной задачи -созданию условий для всестороннего и гармонического развития всех членов общества. Об успехах, достигнутых на этом пути, ярко свидетельствует расцвет культуры народов Средней Азии и Казахстана. Социализм открыл трудящимся региона дорогу к вершинам духовной культуры, помог им перешагнуть сразу через столетия.
Культурная революция в республиках Средней Азии и Казахстана, как и во всей стране, носит всесторонний характер, осуществляется высокими темпами.
I Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, с.5,
Достижения народов нашей страны в развитии экономики и культуры - свидетельство успешного решения национального вопроса. Октябрьская революция коренным образом перестроила отношения между народами, создала условия для их сотрудничества и сближения. В первых же документах Октября - Декрете о мире, Декларации прав народов России, Обращении к трудящимся-мусульманам -новое, Советское государство перед всем миром осудило национальное угнетение во всех его формах и торжественно заявило о священных правах народов, в том числе о праве на самоопределение. В.И.Ленин разъяснял: "Право на самоопределение. вовсе не равносильно требованию отделения, дробления, образования мелких государств. Оно означает лишь последовательное выражение борьбы против всякого национального гнета"*. В.И.Ленин был за создание многонационального государства на основе полного равноправия, взаимопомощи и сотрудничества народов. И такое государство было создано.
Союз Советских Социалистических Республик возник как добровольное государственное объединение равноправных народов, где нет национальной розни, где обеспечены их подлинные братство, равенство и взаимопомощь.
Создание подлинно демократической национальной социалистической государственности, предоставление народам не только юридических прав, но и осуществление фактического равенства и постоянного выравнивания их экономического, культурного уровня -таковы важнейшие результаты решения национального вопроса в СССР. Опыт народов нашей страны учит, что национальный вопрос без осуществления социальных преобразований решить невозможно, показывает, как нужно формировать новые социальные и национальные отношения.
Как уже указывалось выше в нашей саране в отношении использования остатков первобытно-общинного строя в социалистическом строительстве существовали две крайне ошибочные точки зрения. Одна связана с теоретическими ошибками ученых и позициями националистов, доказывавших отсутствие в общине элементов классовых отношений, эксплуатации и утверждавших о том, что различные типы общин являются чуть ли не готовыми ячейками социализма. Другая точка зрения полностью односторонне оарицает прогрессивные стороны общин, предлагает ликвидировать их административным путем. Обе точки зрения вредны при некапиталистическом пути развития.
Научный подход к использованию остатков первобытно-общинного строя с учетом положительных и отрицательных их сторон в процессе социалистического строительства требует конкретного фактического анализа. Народа Советского Востока до Октябрьской революции стояли на разных уровнях докапиталистических отношений, имели разные формы остатков первобытно-общинного строя. В процессе перехода к социализму накоплен разнообразный богатый опыт по их использованию. Изучение его с позиции диалектики общего и особенного имеет огромное теоретическое и практическое значение для развивающихся стран Азии и Африки социалистической ориентации.
Исторический опыт строительства социализма народов Советского Востока показал исключительную плодотворность применения ленинского метода промежуточных переходных форм, ступеней, звеньев при переходе от докапиталистических отношений к социализму.
Для перехода к социализму в условиях низкой классовой дифференциации культуры требовалось применение, во-первых, переходных форм политической власти, способствовавших постепенному вовлечению масс в общественно-политическую жизнь; во-вторых, переходных форм духовных преобразований, идеологической, политико-воспитательной работы, учитывавших особенности местных обычаев и традиций. В-третьих, переходных форм, звеньев в социально-экономических преобразованиях, учитывавших особенности уровня производительных сил и производственных отношений.
Такой всесторонний, комплексный подход и методы работы обеспечили в условиях диктатуры пролетариата под руководством марксистско-ленинской партии, более или менее одновременный переход к социализму как передовых народов, так и отсталых, не прошедших капиталистической стадии развития.
В нашей стране "обеспечено фактическое равенство всех наций и народностей во всех сферах жизни общества, расцвела культура -национальная по форме и социалистическая по содержанию, утвердилось подлинное братство людей труда, независимо от их национальности, братство, спаянное общностью коренных интересов, целей и марксистско-ленинской идеологии"*. В этой связи и сегодня актуально звучат слова В.И.Ленина о том, что "Пример социалистической Советской республики в России будет стоять живым образцом перед народами всех стран, и пропагандистское, революционизирующее действие этого образца будет гигантским"^. Прогноз Владимира Ильича оправдывается полностью.
Международное значение решения национального вопроса в СССР обусловлено тем, что в мире существует около 2 тыс.наций, народ
1 0 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, с. 12.
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.35,с.250. ностей и племен. Большинство их проживает примерно в 150 многонациональных или многоплеменных государствах. Во многих из них люди и сегодня еще страдают от национального угнетения, неравноправия, межплеменных распрей, межгосударственной вражды. Еще существует в ряде мест земного шара колониальное иго. Для миллионов людей становится все более очевидно, что "При капитализме уничтожить национальный (и политический вообще) гнет нельзя"*, что только победа социализма обеспечивает подлинное решение национального вопроса.
Известно, что все прошлые революции оканчивались сменой одних эксплуататоров другими. Разница была лишь одна: эксплуатация трудящихся принимала все более изощренные формы. Только Октябрьская революция, установив власть самого революционного класса - диктатуру пролетариата, последовательно революционным путем разрешила все антагонистические противоречия: капиталистические, феодальные и дофеодальные. Как подчеркивается в постановлении ЦК КПСС "0 80-летии Второго съезда РСДРП": "Б условиях разрухи, экономической и политической блокады со стороны капиталистических держав трудящиеся Страны Советов осуществили коренные преобразования: социалистическую индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию"2.
Под влиянием победы Октябрьской революции, успехов социалистического строительства в СССР коренным образом изменился социальный облик нашей планеты. Почти во всех странах мира сформировались коммунистические, рабочие партии марксистско-ленинского типа, которые окрепли идейно и организационно. Образовалось мировое содружество социалистических государств, ставшее ведущей силой социального развития. Произошел распад колониальной систе
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.30,с.22.
2 Постановление ЦК КПСС "0 80-летии Второго съезда РСДРП". Правда, 5 апреля 1983 г.
- 375 мы империализма. Народы, поднявшиеся на борьбу против колониального гнета, вдохновляло решение национального вопроса в нашей стране, установление братских отношений между нациями, которые первыми пошли по пути строительства социализма. Советский Союз стал для угнетенных народов знаменем освобождения.
В.И.Ленин видел задачу коммунистов в обеспечении объединения угнетенных народов вокруг пролетариата, вовлечения всех трудящихся в борьбу с капитализмом, поскольку без этого не может быть одержана победа над ним. Эти идеи В.И.Ленина впервые в истории практически были осуществлены в нашей стране под руководством Коммунистической партии. Благодаря слиянию революционного движения пролетариата с демократическим и национально-освободительным движением в России победила социалистическая революция. Указывая на значение слияния разных потоков освободительной борьбы для будущих революционных битв, В.И.Ленин говорил: "Совершенно ясно, что в грядущих решающих сражениях мировой революции движение большинства населения земного шара, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против капитализма и империализма и, может т быть, сыграет гораздо большую революционную роль, чем мы ожидаем .
Предсказание В.И.Ленина подтверждается. В настоящее время в результате острой антиимпериалистической борьбы и краха колониальной системы империализма образовалось около 90 независимых стран.
Перед передовыми силами этих стран стоит задача преодолеть попытки империалистов сохранить свое влияние,создать условия для перехода освободившихся стран на путь некапиталистического развития.
Решение этой задачи зависит от расстановки социальных сил. Социальная структура в развивающихся странах сложная, обусловленная многоукладностью хозяйства. Центральным для них является
I Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.44,с.38. поэтому вопрос: какой из социальных слоев возьмет верх, какой из них станет руководящей силой и какими принципами будет руководствоваться при решении социальных и национальных проблем. Реализация принципов некапиталистического развития связана с последовательным осуществлением революционно-демократических преобразований, ведущим к постепенному усилению антикапиталистических, социалистических тенденций. Это подчеркивалось в документах международного совещания коммунистических и рабочих партий (1969 г.), которое так определило некапиталистический путь развития: "Под воздействием революционных условий нашего времени возникли своеобразные формы прогрессивного общественного развития освободившихся стран, возросла роль революционно-демократических сил -некоторые молодые государства вступили на некапиталистический путь, путь, который обеспечивает возможность ликвидации отсталости, унаследованной от колониального прошлого, и создания условий дяя перехода к социалистическому развитию"*.
Борьба угнетенных народов за свободу и независимость приобрела в современную эпоху широкий размах, соединившись с борьбой пролетариата против буржуазии, С переходом капитализма в империалистическую стадию развития, когда все антагонистические противоречия резко обострились, национально-освободительное движение превратилось в составную часть мирового революционного процесса, главной силой которого выступает рабочий класс.
Национально-освободительное движение в наши дни достигло такого уровня в своем развитии, что оно все более и более обращается против капитализма и вплотную подходит к решению задач социалистической революции, В ряде освободившихся стран формиру
I Международное совещание коммунистических и рабочих партий.
Документы и материалы, с,312-313, ется демократический фронт, во главе которого стоит рабочий класс в союзе с крестьянством и прогрессивной частью интеллигенции; складывается благоприятная обстановка для постепенной изоляции и отстранения от власти профеодальннх и прокапиталистичес-ких элементов, для дальнейшего развития революционного процесса.
Антикапиталистические тенденции национально-освободительного движения крепнут и становятся все более зримыми. В документах Международного совещания коммунистических и рабочих партий, в решениях съездов КПСС и других коммунистических партий анализируются эти тенденции и подчеркивается, что происходит постепенный процесс создания обстановки для некапиталистического развития ранее отсталых народов. Народы стран, освободившихся от колониального гнета, на примерах Советского востока, Монголии, Вьетнама видят, что некапиталистический путь развития обеспечивает благоприятные условия для ликвидации отсталости, открывает простор для стремительного социально-экономического и культурного прогресса.
Как ни стараются буржуазные идеологи, они не могут это опровергнуть. Отрицая закономерность некапиталистического пути развития, они оказываются бессильными ответить на вопрос, почему республики Советского Востока за короткий период совершили скачок от патриархально-феодальных отношений к социализму, создали развитое общество с высокой экономикой и культурой.
Стремясь скрыть причины этого скачка и лишая себя поэтому возможности объяснить его, буржуазные идеологи пытаются его отрицать. Они прибегают к фальсификации исторического опыта социалистического строительства в Средней Азии и Казахстане, искажают его, стараясь убедить своих читателей в том, что социализм не дал этим народам социального прогресса. Но ложь и клевета не могут скрыть реальной действительности. Ее воочию видят многочисленные зарубежные гости, посещающие нашу страну. Колоссальные достижения народов бывших национальных окраин России становятся известны миру благодаря средствам массовой информации.
Опасаясь того, что примеру народов Советского Востока последуют народы, еще не покончившие с эксплуататорским строем, буржуазные идеологи не только фальсифицируют опыт решения национального вопроса в СССР, но и пытаются доказать, что этот вопрос вообще не разрешим. В результате крушения колониальной системы империализма в освобожденных и освобождающихся от империалистического гнета странах произошел рост национального самосознания. Буржуазная пропаганда из этого факта делает вывод, что национальные интересы разных народов будто бы в принципе непримиримы, что национализм непреодолим и останется навсегда, что это укоренившееся в человеческой природе явление обладает неувядающей жизнеспособностью.
Однако реальная действительность опровергает и эти доводы. Победа социализма в Советском многонациональном государстве, возрождение ранее угнетенных народов и образование социалистических наций в СССР, их крепнущая дружба, братство народов стран социалистического содружества, сложившегося после победы СССР в Великой Отечественной войне, - все это свидетельствует о нарастающей силе принципов социалистического интернационализма, о все более широкой реализации этих принципов в социальной практике народов, о том, что воплощение их в жизнь является объективной закономерностью.
Констатируя это, Центральный Комитет нашей партии в постановлении "О 60-й годовщине Октябрьской социалистической революции" указывает: "Исторический опыт мирового социализма. неопровержимо доказал всеобщую значимость основных законов социалистической революции и строительства нового общества, открытых марксистско-ленинской наукой и впервые воплотившихся в практике Октября, подтвердил необходимость творческого применения этих законов с учетом конкретных условий и особенностей отдельных стран"! В этом выводе получил выражение и тот факт, что опыт некапиталистического развития народов Советского Востока имеет международное значение, содержит в себе то общее, что так или иначе проявится в развитии стран, вырвавшихся из оков колониализма.
Социально-экономический строй Средней Азии и Казахстана накануне Великой Октябрьской социалистической революции во многом был схож с тем общественным строем, который существует в настоящее время в целом ряде афро-азиатских стран, завоевавших политическую независимость. Октябрьская революция и строительство социализма на Советском Востоке решили множество проблем общественного развития, схожих по своему содержанию с теми, которые приходится решать освободившимся странам.
Происходит процесс упрочения в международном масштабе союза между пролетариатом и крестьянством в борьбе за уничтожение всех форм социального и национального угнетения, за построение нового общества. уцрочиваются, становятся все более всесторонними связи социалистических стран с развивающимися. В то же время в освободившихся от колониализма государствах происходят серьезные сдвиги во внутренней жизни, идет активный процесс классового размежевания, в разнообразных формах развертывается классовая борьба. Пе
I 0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, с. 16.
- 380 редовые силы в этих государствах внимательно изучают опыт Советского Союза, историю борьбы нашего народа за создание мощного экономического потенциала на основе опережающего роста производства средств производства, за создание условий для неуклонного подъема благосостояния и культуры трудящихся. В общественной науке страны применяется метод сравнительного анализа для определения степени применимости в условиях развивающихся стран опыта перехода народов Советского Востока от докапиталистических отношений к социализму*. В настоящее время в более углубленном исследовании нуждаются такие стороны опыта, которые с учетом местных исторических, этнических особенностей творчески могут быть применены в развивающихся странах социалистической ориентации. В этом плане конкретное исследование в диссертации опыта преодоления остатков патриархально-родового строя в процессе строительства социализма в Казахстане и Средней Азии является актуальным, так как сходные остатки имеют значительное распространение в развивающихся странах, особенно в Африке. Среди остатков патриархально-родового строя реакционную роль в развитии общества играет межродовая, межплеменная рознь, поддерживаемая родоплеменной знатью, этими пережитками широко пользовался капитализм для захвата колоний, затем для борьбы с национально-освободительным движением. В условиях распада колониальной системы империализм всячески разжигал межплеменную рознь, а в настоящее время использует ее для осуществления политики неоколониализма. В освободившихся странах ведется острая борьба за ликвидацию межплеменной розни (там она именуется термином трайбализм), которая проявляется в различных формах, мешает прогрес
I См.: Андреев и.Л. Некапиталистический путь развития,с.15-24; Касымов Ф.Х. Минуя капитализм: Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму,с.327-341. сивному развитию общества. Борьба с этими пережитками носит затяжной характер, требует осуществления комплексных политических, социально-экономических мероприятий. В переходный период в Казахстане и Средней Азии накоплен большой опыт в этом вопросе.
В диссертации дан конкретный анализ форм и методов классовой борьбы по преодолению родоплеменной розни. Автор на основе обобщения накопленного опыта доказывает, что родоплеменная рознь и родоплеменная знать, эксплуатировавшая население путем так называемой "родовой помощи", могут быть ликвидированы только на путях строительства социализма на основе классовой борьбы и воспитания масс в духе классовой идеологии.
Буржуазные советологи, всячески фальсифицируют национальную политику Коммунистической партии, пытаются принизить успехи народов Советского Востока в социалистическом строительстве. Но их клевета постоянно разоблачается фактами реальной действительности. Например, в Казахстане после образования СССР с 1922 по 1982 гг. промышленность развивалась быстрее, в 1,7 раза, чем в целом по стране, в 2 раза - чем в РСФСР, в 3,3 раза - чем на Украине*, в республике создано высокомеханизированное, многоотраслевое сельское хозяйство. По производству зерновых на душу населения она занимает первое место в мире^. Казахстан превратился в высокоразвитую социалистическую республику.
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС сформулирована задача планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, что означает дальнейшее продвижение к коммунизму^. Казахстан, занимающий важное место в общесоюзном разделении труда,
1 См.: Народное хозяйство СССР 1922-1982,с.74.
2 См.: Мы и планета. Цифры и факты,с.149.
3 См.'Андропов Ю.В. Речь на июньском Пленуме ЦК КПСС. Правда, 1983, 16 июня. внесет достойный вклад в решение этой программной задачи, "Коммунисты, трудящиеся республики успешно обеспечат долговременную и планомерную работу по достижению программных целей партии, не пожалеют сил и энергии для практического решения задач, поставленных июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС"1.
Перед развивающимися странами социалистической ориентации, как немеркнущий факел, стоит исторический пример не только народов Советского Востока, но и МНР, СРВ, показывающих путь ликвидации вековой отсталости, ускоренного политического, экономического и культурного прогресса.
Чувствами уважения к опыту советского народа, к его делам, признательности за помощь, которую он оказывает, проникнуты выступления многих представителей народов развивающихся стран. Советский Союз и братские страны социализма видят свой интернациональный долг в том, чтобы и впредь оказывать помощь национально-освободительному движению и развивающимся государствам. Они уважают священные права каждого народа, каждой страны избирать свой путь развития.
Для народов, которые борются за свободу, и для народов освободившихся стран, перед которыми стоит проблема обеспечения прогрессивного развития, могучим фактором является многообразная помощь, которую им оказывает советский народ и другие социалистические страны. И одним из слагаемых этого фактора служил и служит накопленный трудящимися Советского Востока опыт, показывающий, как можно осуществить гигантский социальный скачок от докапиталистических отношений к социализму, от отсталости - к высшему уровню цивилизации, достигнутому сегодня передовой частью человечества.
I Кунаев Д.А. Речь на июньском Пленуме ЦК Компартии Казахстана.
Казахстанская правда, 1983, 30 июня.
Список научной литературыЖандосов, Жумамбек Кенжебаевич, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"
1. Маркс К. Проект закона о разводе. Маркс К.» Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.l,c.I6I-I64.
2. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.9,с.224-230.
3. Маркс К. Национализация земли. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.18,с.54-57.
4. Маркс К. Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия". Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.18,с.579-624.
5. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.19,с.9-32.
6. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.19,с.400-421.
7. Маркс К. Капитал. Предисловие к первому изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23,с.5-П.
8. Маркс К. Капитал, критика политической экономии. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Маркс К.» Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.25,ч.2,с.1-45Э.
9. Маркс К. Формы предшествующие капиталистическому производству. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.46,ч.1,с.461-508.
10. Ю.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч.,т.2-е изд.,т.3,с.7-544.
11. П.Маркс К., Энгельс Ф. О Польше, речи на международном митинге в Лондоне, посвященном 17-й годовщине польского восстания 1830 г., 29 ноября 1847 года. Соч.2-е изд.,т.4,с.371-373.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч.2-е изд.,т.4,с.419-459.
13. Энгельс Ф. Празднество наций в Лондоне. (В связи с годовщиной провозглашения Французской республики 22 сентября 1792 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.2,с.587-599.
14. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.19,с.185-230.
15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.20,с.1-338.
16. Энгельс Ф. диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.20,с.339-626.
17. Энгельс ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, в связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.21,с.23-178.
18. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.21,с.269-317.
19. Энгельс Ф. Послесловие к работе "0 социальном вопросе в России". Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.22,с.438-453.
20. Энгельс Ф. Крестьянский вопрос во Франции и Германии. -Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд.,т.22,0.501-525.
21. Энгельс Ф. Августу Бебелю. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.36,с.358-363.
22. Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. Изд.2-е. Л.:Госполитиздат,1951. 376 с.
23. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи "русского Богатства" против марксистов). Полн,собр.соч.,т.I,с.125-346.
24. Ленин В.И. Статьи для "Рабочей газеты". Полн.собр.соч., т.4,с.177-198.
25. Ленин В.й. Уроки кризиса. Полн.собр.соч.,т.5,с.81-86.
26. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч.,т.6,с.1-192.
27. Ленин В.И. Аграрная программа русской социал-демократии.-Полн. с обр. с оч., т. 6, с.303-348.
28. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр.соч., т.15,с.368-388.
29. Ленин В.И. Переселенческий вопрос. Полн.собр.соч.,т.21, с.325-336.
30. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.-Полн.собр.соч.,т.23,с.40-48.
31. Ленин В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения (Дополнения к вопросу о народном просвещении). -Полн.собр.соч.,т.23,с.125-135.
32. Ленин в.И. О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы. Полн.собр.соч.,т.23,с.236-241.
33. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч.,т.24,с.ЦЗ-150.
34. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Полн.собр. соч.,т.24,с.361-364.
35. Ленин В.И. Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств. полн.собр.соч.,т.25,с.135-137.
36. Ленин В.И* Социализм и война. (Отношение РСДРП к войне). -Полн.собр.соч.,т.26,с.307-350.
37. Ленин в.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. (Тезисы). Полн.собр.соч.,т.27,с.252-266.
38. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч.,т.29, с.316-322,
39. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн.собр. соч.,т.30,с.17-58.
40. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Полн.собр.соч.,т.30,с.77-130.
41. Ленин В.И.Государство и революция, учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Полн.собр.соч., т.ЗЗ,с.1-120.
42. Ленин В.И. Марксизм о государстве. Полн.собр.соч.,т.33, с.123-307.
43. Ленин В.И. Русская революция и гражданская война. Пугают гражданской войной. Полн.собр.соч.,т.34,с.214-228.
44. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть?-Полн.собр.соч.,т.34,с.287-339.
45. Ленин В.И. Союз рабочих с трудящимися и эксплуатируемыми крестьянами. Письмо в редакцию "Правды". Полн.собр.соч., т.35, с. Ю2-Ю4.
46. Ленин В.И. К истории вопроса о несчастном мире. Полн. собр.соч.,т.35,с.243-252.
47. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". Полн.собр.соч.,т.36,с.127-164.
48. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр. соч.,т.36,с.165-208.
49. Ленин В.И. Набросок плана научно-технических работ. полн. собр.соч.,т.36,с.228-231.
50. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн.собр.соч^г.37,с.74-78.
51. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн.собр. соч.,т.37,с.188-197.1.52%Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн.собр.соч.,т.37,с.235-338.
52. Ленин В.И. Речь на I всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун Ц декабря 1918 г. Полн.собр. соч.,т.37,с.352-364.
53. Ленин В.И. Маленькая картинка для выяснения больших вопросов. Полн.собр.соч.,т.37,с. ,407-411.
54. Ленин В.И. Проект программы РКП(б). Полн.собр.соч.,т.38, с.81-124.
55. Ленин В.И. УШ съезд РКП(б) 1.8-23 марта 1919 г. Полн.собр. соч.,т.38,с.125-215.
56. Ленин В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"). Полн.собр.соч.,т.39,с.1-29.
57. Ленин В.И. 0 государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г. Полн.собр.соч.,т.39,с.64-84.
58. Ленин В.И. 0 диктатуре пролетариата. Полн.собр.соч.т.39, с.259-268.
59. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Туркестана. Полн.собр. соч.,т.39,с.304.
60. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов востока 22 ноября 1919 г. Полн. собр.соч.,т.39,с.318-331.
61. Ленин В.И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным. Полн.собр.соч.,т.40,с.41-47.
62. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч. ,т.41,с.1-Ю4.
63. Ленин В.И. Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о задачах РКП(б) в Туркестане. Полн.собр.соч., т.41,с.153.
64. Ленин В.И. Тезисы ко п Конгрессу Коммунистического интернационала. Полн.собр.соч.,т.41,с.159-212.
65. Ленин В.И. П Конгресс коммунистического Интернационала 19 июля 7 августа 1920 г. - Полн.собр.соч.,т.41,с.213-267.
66. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (речь на ш Всероссийском съезде российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч.,т.41,с.298-318.
67. Ленин В.И. 0 борьбе внутри итальянской социалистической партии. Полн.собр.соч.,т.41,с.409-428.
68. Ленин В.И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП(б) в Туркестане. Полн.собр.соч.,т.41,с.433-436.
69. Ленин В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря1920 г. Полн.собр.соч.,т.42,с.89-199.
70. Ленин В.И. X съезд РКП(б) 8-16 марта 1921 г. Полн.собр. соч.,т.43,0.1-127.
71. Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге на собрании секретарей и ответственных представителей ячеек РКП(б) г.Москвы и Московской губернии 9 апреля 1921 г. Полн. собр.соч.,т.43,с.146-161.
72. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики. полн.собр.соч.,т.43,с.198-200.
73. Ленин В.И. О продовольственном налоге. (Значение новой политики и ее условия). Полн.собр.соч.,т.43,с.205-245.
74. Ленин В.И. X Всероссийская конференция РКП(б) 26-28 мая1921 г. Полн.собр.соч.,т.43,с.295-341.
75. Ленин В.И. Ш конгресс Коммунистического штернационала 22 июня- 12 июля 1921 г. Полн.собр.соч.,т.44,с.I-6I.1,77.Ленин В.И. В президиум УШ Всероссийского электротехнического съезда 8 октября 1921 г. Полн.собр.соч.,т.44,с.135-136.
76. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи полит-просветов. Доклад на П Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. Полн.собр.соч.,т.44»с,155-175.
77. Ленин В.И. Беседа с делегацией Монгольской народной республики 5 ноября 1921 г. Полн.собр.соч.tт.44,с.232-233.
78. Ленин В.И. Речь на собрании рабочих, работниц, красноармейцев и молодежи Хамовнического района, посвященном празднованию четвертой годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1921 г. Полн.собр.соч.,т.44,с.235-237.
79. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономиза-ции". Полн.собр.соч.,т.45,с.356-362.
80. Ленин В.И. 0 нашей революции. (По повода записок Н.Суханова). Полн.собр.соч.,т.45,с.378-382.
81. Ленин В.И. В Заграничное бюро ЦК РСДРП.-Полн.собр.соч., т.48,с.335.
82. Ленин В.И. о Казахстане: Документы, даты жизни и деятельности В.И.Ленина. /Соет.С.Б.Бейсембаев и др. Алма-Ата: Казахстан, 1982. - 492 с.
83. Доклады, речи и статьи партийных и государственных деятелей
84. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи 2 изд. - М. Политиздат, 1983. - 320 с.
85. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР (1922-1982): Докл.на совмести.торжеств.заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и верховного Совета РСФСР в Кремлев.Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.
86. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3, с.9-23.
87. Брежнев Л.И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М.Политиздат, 1976-1982. - Т.1-9.
88. Калинин М.И. К двадцатилетию образования СССР (1922-1942 гг.)-Болылевик, 1942, $ 23-24,с.3-18.
89. Черненко К.У. Утверждать ленинский стиль в партийной работе. М.Политиздат, 1983. - 574 с.
90. Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года: Доклад ХХУ1 съезду КПСС 27 февраля 1981 года. М.: Политиздат, 1981. - 47 с.
91. Кунаев Д.А. Социалистическое братство народов СССР. Б кн.: Казахстан Советский. Сборник материалов о праздновании пятидесятилетия Советской власти в Казахстане. - Алма-Ата,1968, с.117-130.
92. Кунаев Д.А. Ленинская национальная политика в действии.
93. В кн.: Вопросы истории Компартии Казахстана. Внп.7. Алма-Ата, 1970, с.5-53.
94. Кунаев Д.А. Славным путем героики и побед. В кн.: Вопросы истории Компартии Казахстана. Вып.10. Алма-Ата, 1972,с.3-43.
95. Кунаев Д.А. Исторический опыт КПСС в борьбе за укрепление мира и дружбы между народами: Докл.на Всесоюзн.научн.теорет. конф.1 июня 1977 г. М.: Политиздат, 1977. 48 с.
96. Кунаев Д.А. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат,1978.-511 с.
97. Кунаев Д.А. Отчетный доклад Центрального Комитета Компартии Казахстана ХУ съезду Коммунистической партии Казахстана,4 февраля 1981 г. Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 107 с.
98. Кунаев Д.А. Ленинские принципы равенства и единства наций.— Парт.жизнь Казахстана, 1982, В 6,с.26-35.
99. Документы, материалы и статистические справочники
100. Основные положения диссертации опубликованы в следующих изданиях:
101. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. Алма-Ата, 1978, 18, 86 п.л. (см.рецензии в газетах: "Казахстанская правда", 1978, 9 августа; "Социалистик Казахстан", 1978, 29 сентября; "Индустриальная Караганда", 1978, 4 сентября).
102. Борьба с пережитками борьба за коммунизм. Алма-Ата, 1963, 9,4 п.л.
103. Коллектив решающая сила в воспитании нового человека. Алма-Ата, 1963, I п.л,
104. О борьбе против байско-феодальных пережитков в семье. Алма-Ата, 1964, I п.л.
105. Целина школа интернационального воспитания. Алма-Ата, 1965, 5,3 п.л.
106. Причины живучести и пути цреодоления пережитков црош-лого.1 Алма-Ата, 1966, I п.л.
107. Важное условие перехода к коммунизму. Алма-Ата, 1967, I п.л.
108. Ликвидация патриархально-феодальных отношений на путях строительства социализма. М.,1973, 1,5 п.л.