автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Обыча и обряды узбеков и таджиков Бухарского оазиса, связанные с рождением и воспитанием детей (конец ХIХ-начало XX вв.)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Жумаев, Ахмет Шадиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Обыча и обряды узбеков и таджиков Бухарского оазиса, связанные с рождением и воспитанием детей (конец ХIХ-начало XX вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Обыча и обряды узбеков и таджиков Бухарского оазиса, связанные с рождением и воспитанием детей (конец ХIХ-начало XX вв.)"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи

ЖУМАЕВ Ахмет Шадиевич

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ БУХАРСКОГО ОАЗИСА, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ (КОНЕЦ Х1Х-НАЧАЛО XX вв.)

Специальность — 07.00.07.— Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ТАШКЕНТ — 1991

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Бухарского ордена «Знак Почета» госпединститута им. Ф. Ходжаева.

Научный р у к о в о д и т е л ь:

доктор исторических паук, профессор К. Ш. ШАНИЯЗОВ

Официальные оппоненты:

I. Член-корр. АН Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор

МУХАМЕДЖАНОВ А. Р. 2. Кандидат исторических наук АЗИМОВА Н. X.

Ведущая организация — кафедра этнографии, истории древнего мира и средних веков исторического факультета ТашГУ им. В. И. Ленина.

нии специализированного совета Д.015.09.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории АН Республики Узбекистан (700083, г. Ташкент, ул. газеты «Правда», 41).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (г. Ташкент, ул. Мушшова, 13).

Отзывы просим направлять в адрес специализированного совета.

Защита состоится «

»

ч. на заседа

Автореферат разослан

1991 г.

Ученый секретарь специализированого совета, доктор исторических наук

Актуальность птоблеян. Процесс эироких изменений в нашем общество поднял на нотой уровень самосознание народов и строила-нив к восстановлению традиционных духовных понггествЯ. В этих условиях всестороннее научное изучение традиционных обычаев и обрядов имеет очень важное и актуальное значение.

Изучение циклов обычаев и обрядов, связанных о рождением и воспитанием детей, позволяет затронуть широкий круг вопросов, анализ которых помогает выявить особенности многостороннего процесса традиционной социализации ребенка, пополняет наше представление об особенностях мировоззрения и религиозных верований парода, о его духовном облике. В силу присягой обычаям'и обрядам детского цикла консервативности он сохранил немало элементов предшествующих стадий социального развития, что может дать важный материал для соответствующих исторических реконструкций.

Степень изученности темы.Тема диссертации малоисояедована, так как обычаи и обряды детского цикла узбеков и таджикоЕ Бухарского оазиса - как этнокоптактной зоны двух народов разных языковых семей не были объектом специального изучения. Отдельные сведения по исследуемой проблеме имеются в трудах авторов XIX зека Мирз о Шемса Бухари я Возеха (Корн Рахматулля)*» Из русских авторов необходимо отметить труд В* и М.Наливкиных, осащавщих жизнь узбеков Ферганы2. В нем рождению и воспитании ребенка яосвягэкя отдельная глава.

В советское время отдельным сторонам интересу?»его нао вопроса был посвящен ряд статей А.Л.Троицкой и И,И.Зарубина, написанных па материалах других регионов3. Среди работ 20-30 годов

1. О некоторых событиях з £ухяро, Коканда и Кашгарэ. Записки ?Лирзо Шемса Бухары. Перевод В.Григорьева. //Учете записки Казанского университета. Книга 1-4. Казань, 1851:

Возех. "Акоидт-ун нисов„ //Г.Негматзаде. "Возех и его творчество"» Рукопись кандидатской диссертации. Сталинабад, 1957.

2. НаливкИя В. и Наливкина М. Очерк Сита женщина оседлого туземного населения Ферганы. Казань, 1886.

3. Троицкая А.Л. Первые сорок дней ребенка ,(чилля) среди оседлого населения Ташкента и Чимкентского урздз. //Сборная В.В. БартольдуЛ'8Шшнт,1927»-С.349-360; Она же. Рождониэ и порше года жизни ребенка у таджиков долины Ветерана. //Советская этнография, № 6, 1935. -С.109-135; Зарубин И.И. Рождение Шуг-ианского ребенка и его первые таги. //Сб.В.В.Бартольду. Ташкент, 1927. -С.361-373.

- h-

неоОходи'/о отмйтйть статья Р.С.Гершено^етга1. а таив исслэдова-нив 0. А.Сухаревой , посвященное гигиена грудного ребенка у узбеков и кизни таджиков Зеравшанской долины. Таким образом, в до-еоонный период отдельные стороны обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, изучались на примере Ташкента, Ферганы, Самарканда и Верхнего Зеравшана. Причем эти работы были в основном описательного характера, а Ьухарский оазис остался вне поля исследователей. В 50-года М.С.Андреев исследовал обычаи и обряда детского цикла на примере таджиков Хуфской долины"„ Н.А.Кисляков же уделял внимание в работе вопросам семьи к брака'',

H.&щашев'посвятил специальную статью одному компоненту данной проблема5. Имеется ряд работ, написанных об обрядах и обычаях узбеков и таджиков других областей Средней Азии®. Отдельные стс-

I. ГеряганоЕйч P.C. О бытовой гигиене уэоекского грудного ребенка, //Труды Срздазггсушгеерситета, серия ХП-б, этнография, випЛ, Ташкент, 1928. -С.1-19.

2. Сухарева O.A. Мать и ребенок у таджиков. //Иран.Л.,1929, т.Ш, -С.107-154.

3. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). ВипЛ'. Сталинабад, 1953. -С.46-96.

4. Кесляков H.A. Семья и брак у таджиков (по материалам конца XIX - нач.XX века). M-JL, 1959.

5. Юадашев II» Торжества в случае положения ребенка в колыбель

у узбеков и таджиков дореволюционной Бухавы. //Научные работы и сообщения, кн.2. Ташкент, 1961. -С.324-334 (на уаб.язике).

6. Рахимов М.Р. Рождение и воспитание ребенка, //Таджики Караге-тина и Дарваза. Внп.З. Душанбе,1976. -С.58-95; Мардонова А. Обычаи и обряда тадпиков верховьев Зеравшана, связанные с появлением и выпадением полочных зубов у детей. //Известия АН Тадж.ССР, отделение общественных наук. !i> 4 (74). Душанбе, 1973. -С,25-31; Она яз. Обычаи'и обряды детского цикла у таджиков верховьев Зеравшана в прошлом и настоящем, //Советская этнография, X 3, 1984. -С.120-128; Фирштейн I.A. О некоторых обычаях я поверьях, связанных с ровдеиизм и воспитанием ребенка у узбеков ымшого Хорезма. //Семья и семейные обряды у народов Сродней Азия и Казахстана. М., 1978. -C.I8S-208; Чвырь Л.А. Опыт анализа одного современного обряда в еноте древневосточных представлений. //Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток

в древности. М.,1983. -С.124-138: Она же. Три *чилля" у таджиков, //Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. -С.69-75.

рош обычаев и обрядов детского цикла изучались в этногра^ячэс-ких исследованиях, посвященных демонологическим л религиозным представлениям и верованиям узбеков и тад.эдков'', семье и сомвйпо-му быту^, Интересные материалы по детским играм содержат статьи М.С.Андреева, А.К.Боровкова, Е.М.Пещерввой, Н.Нурдяанова3. В последние года эта сторона вопроса больше изучается фольклористами4, чем этнографами. По вопросу суннат-туя тоже имеются некоторые работа, написанные в осноеном на материалах лр.углх районов узбекского и таджикского населения Средней Азии »

Общей чертой советских и дореволюционных публикаций в тематическом отношении является повышенный интерес к этнографии горных районов, что было вызвано, видимо большей сохранностью там архаических элементов. Определяя степень изученности равнинных

1. Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков. //Домусульманскго верования и обряда в Сродней Азии. U., 1975. -С.5-93; Снесарев Г.П. Реликты домусульманских ворованна и обрядов у узбеков Хорезма. М.,1969; Шаниязов К.Ш. Узбеки-кэрлуки. Ташкент, 1964; Его se. К этнической история узбекского народа (историко-этнографическэа исследование на материалах кипчакского компонента). Ташкент, 1974; Его яэ. Традиционные народные праздники, их возрождение и обновление

в современном опту узбекского народа. //Общественные науки з Узбекистане, № 2, 1985; Мурадов 0. Древгше образы мифология у таджиков долины Зеравшана. (Этнографические исследования к истории религии я атеизма). Дутпанбэ, 1979.

2. Лобачева Н.П. Формирование новой обрядности узбеков. М., 1975 и. др.

3. Андреев М.С. Вещие спн, несколько примет и детская игра "Сорока-Ворона" среди некоторых народов, главным образом Средней Азии. Материалы по этнографии. //Известия Главного Среднэ-Азиатского музея. Выи.П. Ташкент,1923; Боровков А,К. Игры узбекских детой. //Сборник научного кружка при Восточном факультете СредазгосуниЕероитета. Вып.Г. Тгажент,1928. —С.31— 51; Песерева Е.М. Некоторые игра среди оседлого тасоления Туркестана. //Бюллетень Средазгосуниверситета. Вып.2. Я II. Ташкент,1925; Она го. ИгруЕки л датские игры у таджиков и узбеков (по материалам 1924-1935 гг.). GI.ÍA3, т.ХУП, М-Л.1957. -С.22-94; Нурджшов Н. Игры. //Тадеткн Каратегяна а Ддрваза. Внп.З, á.98-115.

4. Шермухамедов 6. Таджикский детский поэтический Фольклор. Дг-жанба 1973 (на тадя.языке); Сафаров 0. Узбекский детский поэтический фольклор. Ташкент, 1985 (на узб.языке).

5. Снесарев Г.П. К вопросу о происхождении празднества суянат-той и его среднеазиатском варианте. //Занятия и быть народов Средней Азии. Труды института Этнографии АН СССР, Кобол Серия т.47.-Л.,1971. -С.256-273; Хамиджанова М.А. Туй-хатна-обреза-ние у таджиков Верхнего Зеравшана. //История и этнография народов Средней Азии. Душанбе,IS8I. -С.90-105 л др.

районов Средней Азии, Н.А.Кисляков справедливо писал, что н литературе "мы сталкиваемся с таким парадоксальным яЕлением как сравнительно подробное описание горных тэджикое и почти полная этнографическая неизученность многих густонаселенных районов (Фергана, долина Зеравшана)"*. Эти слога не утратили своего значения и в настоящее Еремя, так как, являясь частью долины Зерав-шана, Бухарский оазио до сих пор остается этнографически малоизученным, значительный пробел образовался в исследовании традиционной обрядовой стороны жизни народа.

Цель и задачи диссертационного исследования состоят в том, чтобы, опираясь на полевые этнографические материалы, архивные и литературные источники, исследовать традиционные обычаи и оо-ряда, связанные с рождением и воспитанием детей, определить традиционный духовный облик народа и его елияния на социализацию детей, воспитание человека.

В связи с этим.перед диссертантом стояли задачи:

-определить основные специфики деторождения и его роль в аолошз нии сет и;

- исследовать традиционные обычаи и обряды против бездетности;

- раскрыть основную сущность обычаев и обрядов, проводимых е период беременности жашцин, рождения детей и послеродового периода;

- изучить обычаи и обряда первых лет жизни детей и выявить место и роль старших, поколений, семьи и общины в воспитании молодого поколения ;

- рассмотреть архаические элементы верования и представления народа.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы и научные результаты исследования могут быть использованы при уточнении и дополнении теоретических и практических аспектов проблемы изучения традиционных обычаев и обрядов, духовной культуры в целом, такие при разработке курсов этнографии, истории древнего мира, истории культуры, историк узбекского народа, истории таджикского народа, а также ко всех звеньях воспитательных учреждений, в воспитательных процессах сельских и городских трудовых и общественных коллективов.

I. К поляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. -С,В,

Методологической, теоретической основой и источниками доследования при написании работа явились положения с т-асной авя-зи образа жизни с категорией "общественно*-'Экономическая формация" органической связи и взаимообусловленности материальной и духовной культура и относительной самостоятельности последней, требующей для своего развития и функционирования реатьной самостоятельной деятельности, В диссертации использованы научные и теоретические вывода советских и зарубежных ученнх-этпографов, релг ;ио-вэдоз, социологов, Философов; материалы дореволюционной и советской периодической печати, историко-этнографической литературы; архивные материалы, хранящиеся в архивах Москвы и Бухары.

Начиная с 1977 года в период преподавательской работы на историческом факультете Бухарского госпединститута и ео время прохождения стажировки в Институте этнографии АН СССР, диссертант неоднократно участвовал в этнографических экспедициях, во время которых бнл собран значительный полевой материал по исследуемой проблеме. Им осуиествлены наблюдения обычаев я обрядов в городах и сельской местности, произведены опросы, беседы о участниками этих церемоний.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые на основе широкого полевого этнографического материала сделана попытка детального комплексного изучения обычае» и обрядов, связанных о рождением и воспитанием детей узоеков я таджиков Бухарского оазиса в конце XIX - начале XX вв., в работе особое внимание уделяется таким малоизученным вопросам, как верования, морально-психологические аспекта жизни и быта народа, способы традиционного воспитания и социализации детей в восточной семье.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместнос заседании кафедр истории СССР и всеобщей истории ьухарского господилстатута.

Основное положения и выгоды исследования нашли отражение в статьях пь.'ора, докладах на научной конференция, посвященной 80-летию академика АН УзССР Я.Г.1Улямова (г.Ташкект, 1988 г.), симпозиуме "Позднефеодалышй город Средней Азии (г.Ташкент, 1989 г.). Бо вопросам, рассматриваемым в диссертации, сделано более десяти докладов на научно-теоретических конференциях Ьухарского госпединститута в 1980-1991 гг.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, характеризуются этническая карта оазиса, методологическая и научно-теоретическая основы, обосновываются хронологические рамки, анализируется степень изученности проблемы, определяются цели и задачи исследования, степень его ноеизнк и практическая значимость, характеризуется источниковедческая база.

В первой главе - "Обычаи и обряда узбеков и таджиков Бу-. харского оазиса,'связанные с рождением ребенка" - рассматривается существовавшие у народа взгляды к рождении детей и его стещу- ■ лированига, причины бездетности и влияния его на положение женщины з семье и общине; изучаются обычаи и обряды периода беременности, связанные с рождением ребенка, цикл обычаев и обрядов послеродового периода и связанные с ним верования и представления народа.

В конце XIX - начале XX веков в социально-экономической кизни населения Бухарского оазиса преобладали патриархалыю-фао-далыше отношения. Данные ступени общественного развития определяли характер семьи и семейной обрядности. В соответствии с патрис-архальными традициями в семье особым предпочтением пользовалось мужское поколение» Мужчина являлся главой семьи, владельцем и распорядителем ее имущества. Поэтому рождение детей, особенно сына, приносило большую радость.

Все члены семьи, особенно мук и жена, огорчались, если у них отсутствовали дети. Бездетным женщинам в семье и общине давали разные оскорбительные названия, при проведении обрядов к церемоний не приглашали-1-. Из-за бесплодности женщшш осуждали но только ее и мужа, но и всю семью. Такие семьи называли "хоная бэни-шона" - дом, не имеющий славы» Таким образом бездетность превращалась из лзчного и семейного в общественное несчастье и негативно отражалась на положении жоыцин, была одной из причин разводов.

Убеждение в том, что семья лить в том случае, эсли в ней есть дети - а главное - сыновья, может полностью выполнить сеоэ назначение и существовать как относительно независимая ячейка общества, нашло свое широкое отражение в религиозно-обрядовой практике узбеков и таджиков оазиса. Просьбы об умножении потомства содержатся во многих молитвах, обращениях к святым»

I. Полевые материалы 1986 г. Ромитанский район,

1979-81 гг. Свердловский рш''оя

Множеством магических действий, назначение которых было обеспечить будущей семье потомство» сопровождались свадебные . обряды. В период подготовки и проведения торжества исполняли ряд обычаев и суеверий;, связанных с куриным яйцом, бараньей косточкой, орехом, изюмом, фисташкой, солеными косточкями с целью сти?дулпрорания деторождения*. Идея непосредственного перенесения магической плодородной силы этих вещай путем прямого контакта или элемента контактной магии образует смысл этих действий.

В символических обычаях, стимулирующих деторождение, главную роль играл ребенок. А в свадебных обрядах на колени невесты сажали I-2-x годовалого мальчика с тем, чтобы она родала детей. Привлечение детей к такому samoriy семенному л общественному событию было связано еще, на наш взгляд, с представлением народа о чистоте, невинности, безгрешности реоенка (гудаки бегунох. гу-дпки бегубор). который на основе этого качества имеет свойство предохранить новобрачных от всякого рода враздебных сил и представит им обильное потомство. Стимулирующие действия наблюдались также в приготовлении обрядовых блюд. В Пепжунском районе к пула (тыквенная каша), в ряде других кишлаках оазиса говяжий язык, ширгуоуч (рисовая каша), пельмени, по представлении парода, способствовали рождению детей^. Все эти обычаи и обряды призваны были магическим путем обеспечить появление у молодых супругов потомство, чему должно бкло способствовать как соприкосновение их в этот начальный момент совместной отзли с предметами, связанны™ с культом плодородия.

Бездетность, как уже отмечалось, считалась величайшим несчастьем для семьи, от ней старались избавиться всеми доступными средствами. По народным представлениям, причинами отсутствия детей были привязанные женщины заговорными мэлптвами (йадш-баст). влияние болезни сорокодневного пориола (чилла туггхи), прилипание .плода в утробе "лтери, слташю празшебиих злых сил а разных физиологических заболеваний^. Прежде всего бесплодные женщины обращались к представителям мусульманского духовенства -муллам я пианам. С целью изгнания враждебных, злого духа из тола яекщини им давали специальные молитвы и рекомендовали косить постоянно при себе - тумор, бозбанд, для дымовалия - тутатки.

1. Полевые материал;, 1966 г. Ромиганский раяоз

1934-36 гг. Свердловская ре ион

2. Там кэ, 1985 г. Пешкунский район

1983 г. Свердловски! район

3. Тлм жо. 19ГО-84 гг.

такт против заговора враддебных людей - тзаднома (отрицающая молитва). Евншины часто совершали паломничество к святым местам и мазарам„л Порядок поклонения святыням был устаноялек ещэ в средние века, с чем свидетельствует источник ХУ века "Китоб-и ОДулла Зада'"*» Среди Назаров первое место по своей популярности в Бухарском оазисе занимал мазар основателя суфийского ордена ислама накшбандаев Ходжа Баховаддин Бакшбанди (умер в 1388 г.). Этот мазар считался святыней города Бухары, а сам "святой" -патроном города. Сюда со всех кишлаков Бухарского оазиса, а такта из других областей Среднеазиатского региона приезжали паломники, бездетные люди. Мири Кулол, Ходжаи Ва^он, Шибурдан ота, Данбар ота, Бурхи Сармаст, Лу^мони ]^аким, Хожат Барор и святые места, связанные с женским культом - Биби Махсумаи Пок и ^азра-■ги Кизбиби были знаменитыми святынями, к которым бесплодные женщины обращались за помощью.

Причиной бесплодия считали влияние разных демонических алых сил - дев, лари. днин. аджина. зиён. су^. куз (сглаз), бор (тяжесть) в этом случае проводили обычаи и обряда шаманического характера - кучиша (изгнание злнх сил), ^айтьрма (отвращающую несчастья), алпс (изгнание огнем), саду»; (встряхивание)".

В исследуемом нами периоде среди узбеков и таджиков Бухарского оазиса широко бытовали магические приемы ликвидации бесплодия. Проводились обычаи, правде всего, связанные с пуповиной ребенка и крайнего плода мальчиков (суннати). По народным представлениям эти члены чвлоЕ'31'.а считались самым э^фективкнм и магическим средством перехода плодотьорного качества женщин, имеющих детей, к бесплодной. Поэтому по всей местности щпевицу и и крайни*! плод мальчиков но показывали лкдаш» особонае .-йздэт-ним женщинам« Многодетность женщины и куриное яйцо тою считались раянвЯшими магическими средствами забеременэпия'1.

1. Худояр-хан Н. Некоторые обычаи я суеьория у сартон, свяьан-кне с рождением ребенка, //Этнографические обозревания, № I, 1909. -С*35-36; Андреев М.С„ Тадаш; долины ВД>. -С.49

2. Гафурош Р.Л. "Китаб и Мулла Задэ" как исторический источник Автореферат кандидатской диссертации, Л. ,1961. -С. 16.

3. Полевые материалы, 1985 г. РомигаискиЯ район,

1386 г. Ги;едушискпй район

4. Полевые материалы, 1981 г. Шафиркенский район,

Свердловский район

Физиологические меры применялись в случае прилипания плода в утробе женщины и в случав застуди*. Один из распространенных способов поднимания прилипшего плода состоит в том, что на живот больной ставится ущча - своеобразная банка пз глиняного кувшина или тыквенного сосуда. В качестве средства для "поднятия" "прилипшего" плода употребляли также запугпвпние женщин и поднимание тяжелого груза.

В прошлом от тяжелых условий жизни часто случалось воспаление половых органов женщин, которые называли термином газак. Газака по условиям появления разделяли на дре части:

1. Гпзаки духтггри. козлик газаки - девичий газак, воспаление до выхода загцуж;

2. Газаки таги бкстари, аёллик газаки - воспаление замужней женщшш2.

Для лечения таких заболеваний широко применялись меры, связанные о горячей температурой - песочная ваши, парить на тан-даре (тандир бур), парить раскаленным кирпичам (гнет бут), парить куриным пометом (товуз^ ахлати бшган буглаш) и парить-разными растениями (парнолистник, гармала, павилика). Еще в эпоху Ибн Сины для женских заболеваний рекомендовались указанные рас-тения^.

В конце XIX - нач. XX вв. во многих мостах исс/тодуемого оазиса в качество последнего способа применялись меры лечения бездетных женщин холодными температурами. Для этого в период холодной зимы купали больную в проруби. Во время пребывания в холодно}; воде кормили холодной данеД4. На наш взгляд, сшсл этого обычая связан с представлением народа о том, что яд можно лечить ядом, холод - холодом (за^арни - зш$ар, совузуга - сову^ кесади). Данный обычай был однил из многих примеров древнего гомеопатического учения: чем ушибся, том и лечись""*.

1. Сухарева O.A. Мать и ребенок у таджиков. -С.109.

2. Половце материал!, 1902 г., Бухарски! рпйон

Свердловский район

3. Ибн-Сина. Канон врачебной пауки. Кя.П (на узб.языкэ).Ташкент,

1956. № 356. -С.324.

4. Полевые материалы, 1986 г., Свердловский район

Период беременности женщины и период рождения ребенка были насыщены богатыми обычаями и обрядами в семейной жизни узбеков и таджиков. Беременность определялась прекращением менструаций и наступлением периода женских прихотей (com ^оронгилик, cap торик - затемнение головы)-'-. В семье по мере возможности старались удовлетворять желания беременной женщины, которая в основном требовала острую и соленую пшцк, питательные продукты, фрукты. Физиологически это явление имело рациональный смысл. Известно, что в период беременности у женщин наблюдается повышенная потребность в пище, но для здоровья будущего ребенка соблюдался ряд запретов в употреблении пищи»

Беременную женщину называли у узбеков опт? оёк. икки кал, у таджиков пойвазбкн. дужон. бугуз. Считали, что бить в постоянном движении и заниматься повседневной работой полезно для развития плода

Многочисленные полевые материалы свидетельствуют об инте~> ресном представлении народа, связанном с выкидикем. Таких женщин называли бача партов (женщина, не способная сохранить плод). Причиной выкидыша считали влияние злых духов 'или злых сил, зиён-захмат (тяжесть от вреда). В западной части оазиса выкидаю после сорока дней со дня зачатия называли тунгук и закапывали у порога дома3. Объясняя аналогичные обычаи у североамериканских индейцев, Э.Тзйлор пишет, что они это делали для того, "чтобы их душа могла перейти з проходящих мимо матерей и таким образом родиться вновь"4. В случае повторения женщину называли бехосият (несчастная) и гу!вук закалывали на береху арыка. Для предохранения беременных от таких несчастий совершали обряды на нечетные месяцы - на третьем ала о, на пятый и седьмой выпускали^кровь {цон чща-рш) курицы черного цвета®.

Для обеспечения нормального развития плода в прошлом существовал ряд запретов, правил и норм этики. Нежелательным было участие в больших торжествах кишлака, в похоронных обрядах. Посещать, даже проходить мимо, мазаров и священных мест, наступать

I» Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. - С.50.

2. Троицкая А.Л. Рождение в первые годы жизни ребенка у тадоси-. ков долины Зеравшана_ -€.110,

3* Полевые материалы. 1982 г., Бухарский и Пешкунский районы.

Там же, 1983 г. Свердловский рай(>н

на золу, наЕоа, место помойки, место убоя скота, старые мечети, кухню (ошхона), старый очаг, та!гдкр считалось вредным для безременной женщины. Эти зяпроты безусловно обеспечивали беременной женщине психологическое спокойствие, чистоту и нормальное развитие плода.

Для успешного завершения родов повсеместно применяли прием поднимания пуповины - массирование живота - борогленной женщины (киндик к^тармп. ной бардори)*. Иногда женщины рожали прэж-девременно. По понятиям народа, семи или девятимесячные дети могут оставаться живыми. Обычаи и обряды, связанные с уходом за недоношенным ребенком в прошлом были особыми и основывались они на ряде магических и эмпирических методов и действий.

Начало родогых схваток обозначалось терминами д.чрд тут ли (узб.), дард гириФт (тадя.). Его делили на две части: первая -не очень сильные родогые схватки назывались хом дзрд (сырые боли) или более легкие схватки (чангу-хпла). Схватки, после которых рождался ребенок, называли чор дпрд (четыре схватки)**. Для облегчения родов предпринимали ряд мер, основанных на иммитатпв-ной магии. Расстегивали пуговицы, снимали платок, кольцо, серьги, украшения, расплетали волосы роженице, развязывали еоо узлы. Принимали ряд механических мер для облегчения родов - казагон. курпа гелак - перекатывание на ватное одеяло. Б процессе родов и послеродового периода роженица и новорожденный пользовались особым внимание и уходом повитухи (доя, энага. онага). которая принимала роды и прорезала пупозину младенца. Поэтому как и у некоторых других народов Средней Азии ее называли киндик она (пуповина-мать), она бибн (мать-бабужка) и, ребенох подрастая, зовет ее этими именами^. Обычно пуповину отрезали специальным ножом или камышом. Это дело у народа считалось благородным (щт-дуг яш). так как 'было понятие, что это - делает Амбар она (покровительница повитух и рожениц), а повитуха исполняет ее поручения.

1. Полевыо материалы, 1983 г.. Свердловский район,

2. Полевые материалы, 1986 г., Кызылтепинский и ГиждувянскиЯ районы.

3. Троицкая А.Л. Родпение и первые года жизни' ребенка. -С.122.

Одним из важных обычаев и обрядов узбеков и таджиков Бухарского оазиса, связанных..о родами, было послеродовое очищение роженицы и новоровдешюго,, Анализированные наш источники показали, что первое торжественное купание новорожденного и его матери в ряде населенных пунктов проводилось только после отпадания пуповины - через 3-5 дней посде рождения". После появления младенца на свет доя купала его легко, предварительно, не кладя в воду символические предметы и надевала ит куйлак (узб.), курти саган (тадж.) - собачью рубашку2. Перед одеванием ребенка символически бросали на голову собаки - самки как условие плодовитости ребенка в будущем.

В замкнутой феодально-патриархальной жизни народа в конце XIX - начале XX вв. воспитание с первых дней у детей чувства преданности семье, родителям з близким, домашнему очагу имело большое значение г. это предусматривалось в ряде исполняемых обычаев и суеверий после рождения ребенка.

Цикл обычаев и обрядов послеродового периода (до конца чилли - сорокодневного периода) в основном проводился с целью предохранения роженицы и новорожденного от влияния разных демонических, злых, нечистых сил в нечетные - 3,5,7,9 дни после рождения ребенка в том убеждении, что эти дни и ночи считались самыми опасными для младенца. Отмечая в третью ночь - уч кеча ма-росиш (обряд третьей ночи), в пятую - беш кеча. оегохи_гшнч (обряд пятой ночи), в седьмую - бего^и етти оттого; (обряд

седьмой нот), в девятую - оего^и нто^. туу;из огуиоми (обряд девятой ночи) смазывали оажей рот, лоб, грудь, ручки, ножки младенца (ола-бужи, ког>а~кута).

Ритуальное очишение роженицы и новорожденного, как уже отмечалось, проводилось после отпадания пуповины младенца. Обычно мать и ребенка купали вместе, сначала младенца, потом жшщину. Для ребенка доя приготавливала особую воду, которая называлась чилла суви. оби чилла (вода для омовения в сорокодневку), или иуроба (соленая вода). В нее, кроме соли, опускали такие сим во-

1, Полевые материалы, 1982-1986 гг.

2. Тамжв, 1981-1986 гг. Пешкунский, ШаФиркансгий, Свердловский районы.

ляческие вещи - кагил (щепотку глины), семь или сорок кусочков бараньего сырого мяса, серьги, колечко и две или четыре серебряные монеты1. Соль и щепотка глины укрепят организм реоенка, баранина считалась символом кротости и пополнения, серьга и колечко - спокойствия, монета - богатства. По народному убеждению, качества этих предметов переходят к ребенку через воду и они предохраняют его от вреда злых сил. После ритуального купания младенцу надевали чиллэ ку^лак (рубашечка сорокодневного периода) В Каракульском районе ритуальное очищение роженицы и новорожденного от,тачалось от других территорий Бухарского оазиса. Здесь в первые пять дней после рождения младенца ухаживали за ним только доя или бабушка, после которых отмечалоОд, беи чилла туйи (торжества пятой ночи периода сорокодневья) и проводилось ритуальное очищение*".

У таджиков кишлака Дулама Бухарского района ритуальное очищение проводилось, начиная с третьего дня после рождения до конца чи-ллы в несколько раз. Самым торжественным был з^аммоми бист (баня з двадцатый день), хаммоми си (баня в тридцатый день) и хаммоми чил (баня в конце чилта) . Эти отличия обусловлены, на наш взгляд, хозяйственно-культурным типом, на основе которого формировались кочевые и оседлые образы жизни народов.

Отдельная категория обычаев и обрядов была связана с охраной жизни новорожденных детей. По сведению ряда источников в конце XIX и начале XX вв. до 70f детей ушли из жизни в первые года после рождения4. Поэтому перед семьей и общиной стояла вак~

1, Полевые материалы, 1979 г. Свердловский район,

1986 г. Гкзздуванский район.

2, Полевые материалы. 1984 г. Каракульский район.

3. Там же. 1982 г. Бухарский район.

4. Туркестанские ведомости. № 1305, 18 (20 сентября 1894г.; Гершенович P.C. О оптовой гигиене узбекского грудного ребенка. -С. 18; AJyxaveджанов И.Р. Демографическое развитие Уэ. ССР. Ташсент, 1983. -С.95-96.

Полет?ые материалы, 1979 г. Свердловский район, 1986 г. г.Бухара.

нейшяя задача - сохранение жизни детей. Этот фактор, кажется, был основой для ряда обычаев и обрядов. По всей местности широко проюдааоя обряд у;акика пли салака - искупительная жертва. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы ввести в заблуждение злых духов и посвятить жизнь ребенку. Обычаи, проводимые с плодовитым-деревом к зерном, основанные на магическом представлении и связанные с культом плодородия тоже наблюдались во многих местах оазиса.

Положение семьи, общественно-политическая ситуация, натуральные пометы детей влияли на наречение голени ребунку. Обычно на третий день после рождения проводилось наречение имени. В некоторых местах это мероприятие проводилось после девяти дней. Думается, что указанный йвкт был связан с представлением парода об опасных для жизни ребенка и его матери ночей - третьей, пятой, седьмой и девятой. Достойна внимания еще одна сторона наречения имени ребенка - его роль в отношении именований других членов семьи. Обычно женщины после Еыхода замуж назывались не своими именами, а именами ее детей и близких родственников муяа*.

Во второй главе - "Обычаи и обряды, связанные с воспитанием детей" - рассматривается ряд обычаев и обрядов первых лет жизни ребенка, уход и Боепитание детей, обряды, связанные с возрастными классами, как суннат туйи и калтачапушон. также народные приемы и способы лечения детских болезней, и связанные с ниш народные убеждения.

Одной из характерных черт традиционно бытовой культуры каждого народа является обрядовое оформление важнейших событий в жизни человека. В этом плане у населения исследуемого региона в конце XIX - начале XX вв. воспитание детей сопровождалось выполнением сложного комплекса обычаев и обрядов,

В диссертации подробно исследуется один из важнейших обрядов первого года жизни ребенка - бешик туйи (узб.), гавотабанлон (тадж.) - торжества по случаю положения ребенка в колибель. По сообщениям бухарского автора XIX века Возеха, в Бухаре новорожденный должен шесть,суток лежать на земле. На седьмую ночь его укладывают в колыбель, эту ночь.называют шаби муборак2. Проведен-

1. О некоторых событиях в Бухаре, Кокэнде, Кашгаре. Записки Мирза В'-омоа Бухари. Примечание № 15. -С.96; Полевые материалы, 19В2г г.Бухара; 1985г. Вабкентский район.

2. Ногмат-йш. Возех и его тгорчество. Рукопись кандидатской диссертации. Сталинабад, 1957. -С.145.

- г? -

mie нами полевые исследования показали, что во многих местах ребенка привязывали в колыбель после опасной, по народным уоаж-дениям, девятой ночи на девятый день. Если укладывали в пятую или седьмую ночь, то в зтом случае до проведения девятой ночи младенец в основном лежал на постели матери"*. Аналогичные обычаи бытовали и у других народов Средней Азии. В прошлом с пожеланиями долгих лет жизни и многодетности семьи колыбель изготав-

п

ливалась только из плодового дерева . Принадлежности колыбели тахпуи - ватный матрасик, ковуз - матрасик, изготовленный из шелухи проса или шелухи гороха, пойпеч - матрасик для наматывания ноги, ватное одеяло для грудной части, подушки, покрывало - га-вора пуш. грудного и ножного сыивальников - дастбднд, кулбог. пойбанд, отводящую трубку - сумак. тумак и горшочек - тувак. Как среди узбеков и таджиков, так и у других этнографических групп Бухарского оазиса (еврееЕ, иранцев, туркмен, цыган, арабов и др.) колыбель широко употреблялась в качестве первоначального физического воспитания детей. В отличие от других районов в некоторых населенных пунктах Алатского и Каракульского районов вместо колыбели использовали беланчак (зыбка) я соответственно проводился бдланчад туйи3.

В семейной жизни, особенно для женщин, колибель создавала ряд важных удобств, облегчала уход за ребенком. Прежде всего он был изолирован от окружающего пространства, исключалась опасность, было удобно для передгижэния и т.д. Однако пребывание ребенка в колиболи имело и некоторые негативные стороны, что отмечалось еще в литературе 20-х годов^.

Эти недостатки нейтрализовались следующими способами: предлагалось I) ^ул-оёк. дастак-пояк - проводить физическое движение конечностями как в упражнении мельница;

2) ус-ус - поочередно, сначала праву») руку, потом леву» протягивать вверх;

1. Полезно материалы, 1966 г. Кызылтепинский район,

1981 г. Еафирканский район.

2. Полевые материалы, 1962 г. Бухарский район,

1980 г. г.Бух;:рг.

3. Полевые материалы, 1986 г. Алатский район

4. ГЪршенович P.C. О бытовой гигиене узбекского грудного ребенка. -С.18.

3) делать массаж;

4) кормить ребенка попеременно о правой и левой стороны колыбели;

5) если затылок, как казалось, делался слишком плоским, для головы подготавливали специальный головной убор - ара унт. сарпеч, бошуров,

6) В случае деформирования ноги для исправления недостатков использовали специальные подушечки для ног - оёк ёстикчаои. лулачи пой.

В работе диссертации проанализированы также приемы запугивания детей - баба, бобов. алобужи. алопустак. бачадузпак. бача-барак и др.; обычаи и обряди, проводимые при срезании ногтей, появлении первых зубов, связанные с первыми шагами ребенка и с первой стрижкой. Особое внимание уделено обряду обрезания.

Суннат туй (обряд обрезания) у узбеков и таджиков, как и и других народов мусульманского Врстока, проводился в обязательном порядке. Проведение обрада в первую очередь связано с достижением мальчиком определенного возраста. Так, 3,5,7 лет его жизни считались наиболее . благоприятными для проведения суннаттуя, а 9,11 - нежелательными. В последнем случае отец мальчика под- • вергался резкому осуждению окружающих.

Проведение торжества зависело от состоятельности семьи. Если намечалось провести большое торжество, тогда специально назначенный хабарчи - глашатай приглашал людей, живущих по арыкам, по определенной части одного годного источника. Если же намечалось небольшое торжество, приглашали гостей по, мечетям*. Кроме того, во многих пестах существовали следующие виды хабара - приглашения:

1) Жамоат хабар - приглашение всей общины, такю приглашения обычно делали зажиточные семьи;

2) Каехудо или кадхудо хабар - приглашение только оэмай-них людей, делалось со стороны имевших среднее состояние;

3) Сяри хона хабар - приглашение только главы семьи был 'удодом несостоятельных семей .

. I. Полотые материалы. 1985 г. Ромлтанский и Свердловский районы. 2. Тая те. 1986 г. Кызылтепинский район.

Появление и бытоЕание в жизни названных типов приглашений, очевидно, било связано с социальным! и экономическими различиями в образе жизни народов Бухары.' В связи с тем, что проведение туя было связано о затратой огромных срэдстЕ, многие несостоятельные семьи, хотя и готовились к торжеству в течение 2-3 лет, вынуждены были брать недостающую часть средств в долг у баев и ростовщиков^.

Сушат туИ в прошлом состоял из целого комплекса обычаев и обрядов. Так как в него, на наш взгляд, входили обычаи и обряди разного характера - религиозные - хатм-гутаьон. обряды, связанные с взаимопомощью - кунот^ (куначество), пахтасозон (приготовление ваты для одеяла), куттадузон (шить ватное одеяло), парчабуррон (кроить материал для одежда), утин кумаги ( помощт для заготовки дров), ион ёгутш (выпекать лепешки), такко-ту^ (готовить пирожки); в гуманитарных целях - хок домар (раздача хлеба и плова на дом для всех члзнов семьи), сделать обрезание детей сирот вместе со своими детьми; обычаи и обряды, связанные с общинным периодом развития обществ - лавра айлантирит. данра гар-дони (проводить круг общины) был как элемент первобытной инициации.

Думается, что основные причины сохранения и бытоЕания в жизни сушат т^я и связанных с ними обычаев и обрядов до наших дней заключаются в следующем:

1) Суннат был одной из основных религиозных обязанностей мусульман;

2) В нем сохранился ряд обычаев и обрядов, связанных с взаимопомощью - как важнейшим звеном восточного способа производства;

3) Гуманитарные стороны обычаев и обрядов есв »ремя поддерживались общественностью;

4) Обряд сохранил в себе нетяо пережитков ранних Аорм религиозных верований;

•5) По сути, оуш!% был продолжением первобытных инициация и связан с возрастными категориями планов общшш;

6) В течение нескольких дней проводилось 12-обрядов, и члены общгаш, родственники и гости угощались :: эти дни по

1. Полете материалы, 1986 г. Кнвилт&тшсюш район.

2. Там же. 1984г. Каракульски: район

несколько раз. Это была экономическая сторона суннат туя и на основа этого возникла и существует до наших дней психология ошумандлто (мечтание);

7. Одной из характерных черт^уннат туя был его общинный характер, так как проведение обрядов и обычаев сунндт туя являлось не только семейной обязанностью, а прзднеством всей общиш.

Обряд калтачапушон (надевание' калтачи - женского халата) до 30-х годов проводился повсеместно в Еозрасте 10-12 лет. По многочислешшм сведениям информаторов в прошлом этот обряд совершался, когда девочка превращалась в девушку (вояга етгпн киз) и думается, что в далеком прошлом он как и суннат туй был связан с возрастными категориями лвдей.

Игры и игрушки имели Еажное значение в воспитании молодого поколения» Узбеки и таджики с большим вниманием откосились к этой стороне Боепитания детей, В крупных городах и населенных пунктах изготавливались традиционные куклы и игрушки, В работе характеризуются основные игры бухарских детей - 1рггирчо1$ уйщш, зоча бози (игра в куклы), абулакам (щипать ножки), аккол (чиж), сши^ уйини, бужул бози (игра в бабки), ангок, уйини, чормагз бози (игра в орехи) , 1}уло^ чузяа (надрать уши), оёк, боглаш, пойбак,-дак (привязывание ноги), бозор-бозор (игра н торговлю), йиттим-кетдим (игра в прятки). Игры и развлечения мальчиков были более разнообразны, подвижные игр.! были направлены прежде всего на раз-зктке силы, ловкости, сл!елссти, сообразительности, с другой сторонку дати получали моральное и эстетическое удовлетворение, углубляли познание окружающей среду.

Повседневное воспитание детей осуществлялось на основе народных традиций. Прежде всего уделялось большое внимание трудовому Боепитанию детей. Дети дехканских семой, как правило, с самого раннего возраста становились помощниками взрослых. В животноводстве, ремесленном производстве, охотоводстЕв были основные направления трудового воспитания детей узбеков и тадаиков Бухарского оазиса конца XIX - начале XX вв. В изучении профессии особое внимание уделялось занятиям старших поколений - отцов и дедов, а также всей обшины. Занятие профессией отца рассматривало« не только с точки зрения меркантильной - это было в то и время

моральной и религиозной обязанностью сына*..

Моральное Боепитание детей проводилось на основе "Одоб ва 3X..TOI-; илми" (наука по учтивости и морали). "Мы говорим, "По платью встречают, по уму провожают", на Востоке же я встречают и провожают по знанию "одоба", по "учтивости" - писал Н.С.Лыко-тин*. Уважение старших, беспрекословное подчинением им является смыслом этих знаний.

В воспитании детей узбеков и таджиков Бухарского оазиса условно можно Еыделить четыре возрастных периода, каждый из которых характеризует определенный этап в жлзни детей:

Первый период включал возраст с момента рождения и до 1-3 лет. Ребенка зтого возраста называли "мургак". "кукракдаги бола". - "грудной реоеноя", "младенец". На данном этапе главная цель Боепитания заключалась в том, чтобы сохранить жизнь и здоровье, привить двигательные навыки,, научить понимать речь и говорить. Заканчивался этот период отниманием ребенка от груди.

Второй период начинался с 2-3 и продолжался до 6-7 лет. Ребенка этого возраста в народе называли "гудак", "кичик бола", "ба'ччи майда" - "маленький ребенок". Переход и этому этапу отмечался отниманием ребенка от груди матери, а также первой стряя-кой и заменой одежда младенческого периода на одекдзу маленького ребенка - тюбктейки, камзол, халатик, В воспитание его подхлюча-лиоь п.другие члены семьи« На этом этапе закладывались основы мировоззрения а поведения, начиналось обучение труду.

Третий период продолжается от 6-7 до 12-13 лет. Детей этого возраста г. народе называли "катта балалар", "бачча^ои калон". "духтар^он кплон". Начало этого периода определялось для мальчиков о момента суннат туя, дта девочек о отпусканием волос. Положение детей этого возраста заметно изменялось как s семье, .гак и п обществе. Воспитание мальчиков и девочек отделялось и их постепенно готовили к самостоятельной жизни»

Указанные три возрастные периоды у народа назывались *'са-гир", "сзрир вши" - малолетство, несовершеннолетие.

Четвертый возрастной этап, начиная с 12-13, продолжался до 17—18 лет. Это било время наступления половой зрелости к воз-

1. Сухарева O.A. К вопросу о генезисе профессиональных культов у таджиков и узбеков. //Памяти Ü.С.Андреева, Трудн АН Тадж. ССР, т.СИ, Сталинабад, i960, -С,200),"

2. Лнкошин U.C. "Хороший тон" на Востоке. Петроград, 1915. -С,7,

мужания, период совершеннолетия и назывался он кабир ёдт - большой возраст. Таких парней и девушек готовили к семейной жизни.

Охраной здоровья детей и лечением детских болезней в указанный период занимались табибы, повитухи, дуохон (чтец молитвы), пархон - знахарь, фолбин - ворожея, доругар - лекарь, эмчи ~ занимающийся лечением больных путем заклинаний и магических действий. В основном лечение детских болезней проводилось народными способами, применением разных лекарственных растений, минералов. Существовали также физические способы лечения - массаж, диета. Некоторые болезни старалиоь леаить на.основе магических представлений и приемов (Оркшной тиф, малярия, отит, флегмоны, эпилепсия).

р заключении диссертации сделаны вывода и обобщения по основным вопросам исоледуемой проблемы. Их суть заключается в следующем:

- семья, община и все общество были кровно заинтересованы в том, чтобы семья имела потомство, сыновей - наследников, продолжателей рода, сохранителей семьи и обданы. Поэтому обычаи и обряда детского цикла как важнейшая часть семейного быта являлись и событиями большого общественного значения. Бездетность считалась величайшим несчастьем и в быту сохранялась целая группа обрядовых действий, выполняемых в основном женщинами;

- обычаи периода беременности, родильные обычаи и обряды были направлена на то, чтобы обеспечить благополучное развитие ребенка, оградить мать и ребенка от воздействия враждебных сверх-естественкых сил;

- период после родов характеризовался прежде всего сохранением жизни и здоровья ребенка, борьбы против злых, вредных сил и выполнением обычаев и обрядов, символизировавших очищение матери и ребенка;

- часть обычаев и обходов можно отнести к категории возрастных групп (первая стрижка еолос, калтачапушон, суннат туй);

- ряд рассмотренных обычаев и обрядов был основан на богатом эмпирическом опыте народа и шел ряд рациональных моментов (многие запреты, правила ухода за новорожденным •, лечение ряда детских болезней и др.);

- в салу своей консервативности основные элементы изучаемой обрядности связаны в первую очередь с доисламскими верованиями и представлениями как культом плодородия, различными типами магии и магическими действиями (контактная, имитативная, апотро-пеическая и катартическая магии);

- сведения, используемых в раооте источников позволяют сделать еывод, что в конце XIX - начале XX вв. значительные различия и комплксе обычаев и обрядов детского цикла у узбеков и таджиков Бухарского оазиса не наблюдались. Некоторые различия в основном

в терминах. Ряд отличий имел место в хозяйственно-культурних типах, которые отражались на воспитании детей.

1. Избавляющие от несчаотья, // Фан ва турмуш, № II, 1966. -С.12-13.

2. 0 двух компонента** суннаттоя узбеков и таджиков Бухарского оазиса в начале XX в. // Я.Г.1Улямов и развитие исторических наук в Узбекистане. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 80-летию академика АН УэССР Я.ГЛУлямога, Ташкент, 1988. -С.39-41,

3. Избавляющие от несчастья. В сб.: Реальность и суеверия (на узб, яз.). Ташкент, 1988. -С.33-36.

4. Из истории семейного быта узбеков и таджиков г.Бухары в первой половине XIX в. В кн.: Позднефеодаяыий город Средней Азии. Ташкент, 1990. -С.222-225.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: