автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Народные игры лезгин в ХIХ-начале XX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Магомедов, Магомед Зандинович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Народные игры лезгин в ХIХ-начале XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народные игры лезгин в ХIХ-начале XX века"

российская академия наук дагестанский научный центр

Институт истории, археологии и этнографии

ргв ой

, , На правах рукописи

МАГОМЕДОВ Магомед Зандинович

НАРОДНЫЕ ИГРЫ ЛЕЗГИН В XIX—НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Исторические науки 07.00.07 — этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Махачкала — 1994

Работа выполнена в отделе-этнография Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — доктор исторических наук,

профессор С. С. Агаширинова

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Доктор исторических наук — М. А. Агларов Кандидат исторических наук, доцент — К. Б. Омаров

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — Дагестанский государственный университет. ,

Зашита состоится « 1994 г. в « » часов на

заседании специализированного совета Д.200.28.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской ДкгйжЖш наук, г- / & ^ ^ ¿Ч^? Р

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

Автореферат разослан * ^ * * — 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторических наук , А. Гаджиев

I. Общая характеристика работ

Актуальность исследования. Изучение традиционной бытовой культуры,в том числе одного из еь этноспецифкческих пластов -народных игр является важнейшей и. актуальнейшей задачей этнографической науки. . Несмотря на расширение исследовательчес-кого поля этнографии, включения в его сферу современного урбанизированного быта и этнических процессов внимание к традиционным пластам "ародаой культур! все более углубляется. Это связано с прогрессирующим объективный процессом исчезновения из этнической культуры ее традиционных этноследафических черт, которые заменяются интернационализированными ("городскими") формами,что порозвдает естественное стремление специалистов описает, зафиксировать, изучать уходящие этнографические реалии,сохранить их как дая науки,так и для исторического сочнания последующих аоколений. .Актуализация теш дакгувгся нсвыш условиями переходного периода .когда весьма резко выросло национальное самосознание этносов „обострилось чувство национальной гордости, в результате чего отмечается повышенный интерес я этнической истории традиционной культуре и биту,ко всему своему прошлому.

Изучение битовой гультури и, з частности, игровой культуры этноса ютет дать важную дополнительную информацию по самым различным аспектам этнокультурного прошлого ж настоящего народа. Народные игры,будучи составной частью обрядовых циклов,могу- многое сказать о религиозных верованиях, о своей ска теме идеологических представителей этноса; в народных играх "закодирована" информация о древней социальной структуре общества, о народном календарей форлах физического воспитания,об этнокультурных взаимосвязях и т.д.

Объектом изучения выбран один из крупных по численности народов Дагестана - лезгппы. Приступая к изучению лезгинских народных игр,мы руководствовались представлениями о научной значимости этой проблемы",её особом месте в этнографическом лезга-новедении.шире - ддгастановедении. Народная игровая культура и связанные с ней бытовые реалии играли.огромную роль в яизнп

1.Дкбиров М.Н. Дагестанские народные игрн как исторлко-этнографи-ческий источник для изучения народного календаря.//Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1989г.

народа. Невозможно представить себе этнокулыурннй облик лез-тяз,во учитывая исторически слсдашяшхся форл игрового поведе-ниястого многообразного опыта,который был накоплен в этой сфере этнического бытия.

Хронологические рамки исследования охватывают более чем вековой период - XIX - начало XX в. Сложившаяся в результате многовекового развития народа градационная культура леэчак в рассматриваемый период аккумулировала в себе сшив древних и сравнительно ноеых традиций, которые с течением времени органично интегрировались в систему. В известном сшсяе состояние бытовой культура, в том числе и народных игр, XIX - начала. XX в. были "верщщшш" для лезгинской этнической культуры, последним этапом её целостного бытования до тозго,как прогрессирующие урбанизацнонные процессы текущего столетия не коснулись её своим этнически нивелирующим влиянием.1

Цели и задачи исследования,' Цзльгз диссертации является исгорико-этнографическое исследование народных игр лезгин как . части традиционной культуры .одного из крупных по численвоота народов Дагестана. В работе поставлены следующиь задачи:

- выявить,зафиксировать и классифицировать конкретный этнографический материал по игровой культуре лезгин; составить наиболее. полное описание традиционных игр лезгин.

- выявить" те сферы быта,которые быта в 'той шш иной мере связаны с играми и развлечениями; определить игровые аспекты {народной культуры лезпш.

- определить место 'игр и развлечений в традиционной культуре этноса; проследить их эволюцию.

- восполнить в определенной степени существующий пробел в изучении игровой культуры дагестанцев.

Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили .труды российских и дагестанских этнографов и кавказоведов:} С.Й,Арутюнава,С.СеАгашириновой,Ю.В.Бромлея,

0.В.Вахкашш,М.А»Диб11рова,Г.Н.Сшакова,В.С.Уарзиаги,В.И.Элашв1

1. лашаев А.м. иощесгаешшй строй Дагестана в ХП в» М.г19( История Дагестана.T.I М.,1957т,

1Ьсилов м.М. Народности лезгинской групш.Этнографическое исследование тюпшого и настоящего лезгин,табасаранцев,рутулоз цахуров, агулов. Махачкала, 1Э67г.;

Агаширинова G.G. Материальная культура лезгин XIX - нач Н., 1978г.

и др. Теоретические и методические разработки,содержащиеся в трудах этих и других ведущих ученых,оказали автору значительную помощь: позволили выделить наиболее значимые аспекта проблематики, провести широкие нсторико-этнографические параллели, соотнести материал нашего исследованйя с аналогичными данными других регионов мира. Работы этих авторов оказали помост в осмыслении теш нашего исследования в сравнительно-историческом аспекте. При разработав проблем автор старался придержаться принципов строгого научного историзма»всеобщей связи и развития, причинно-следственной обусловленности событий и явлений.

Источники исследования. Избранная автором историко-этно-4 графическая методика определила круг источников.используемых при работе над диссертацией. При всем их разнообразии они могут бывь объединены в две основные группы: полевой этнографический материал и научная литература. Основой работы послужил полевой матб?25Л;собранный автором в течении (1984-1993 хт.) зо всех районах рассатенй* сельского населения лезгин^ Бшгл обследованы сёла Кзграхского,Хивского,Сулей1ган-Ста)!ЬСНОго,Мага-рамкентского и Агтынского районов,окрашено большое чисто лиц старших возрастных групп.' Подовые исследования проводились по специально составленному вопроскнку тращщюшшма этнографическими методами индивидуального и группового интервьюирования респондентов. При разработке плана и проведении обследования сельского населения лезгин,среда которого в значительной мере сохраняются и поддерживаются этнические традиции бытовой,в том числе игровой,культуры,учитывались общие закономерности и локальные особенности традиграонной бытовой культуры лезгин высокогорье, горы,равнина; этноконтактные зоны и др. В полевой практике мы столкнулись со случаями.когда информатор смог воспроизвести большой объём традиционного игрового репертуара со слов своей матери.которая, в свою очередь,помнила его по рассказам своих родителей. Таким образом удавалось достичь необходимую хронологическую глубину инфорлацйи.что оказало сущест-вуннуго помощь в д(уге реконструкции изучаемой сферы бытовой культуры лезгш. Народные игры,относясь к досуговой.внепроизводсг-венной сфере человеческой деятельности,всегда оставались ярким, желанным событием в течении бытовой повседневности; психологические, события,связанные с игрой,как и сама игра,запоминались

Полевые материалы хранятся в рукописном фонде ШШЭ ДЕЩ РАН и в личном архиве автора. В тексте диссертации ссылки даются только на литературу.

лучше в полнее,чем что-либо другое. Именно этим видимо можно объяснить относительно высокую сохранность памяти об играх, обнаруженную вами во время сбора полевого материала? Весь полевой материал вводится в научный оборот впервые.

Вторая группа иоточников - литературные свидетельства. Опубликованные в разное время и разных изданиях,они составляют ценнйй фонд сведений по разрабатываемой теме.- Эти сведения аккумулировались основном, в рагличного рода пвриодических изданиях прошлого века, таких как "Сборник сведений о кавказских горцах", "Сбодавк материалов, дня описания местностей и племён Кавказа", "Дагестанский сборник*, "Известия Русского Географического общества:, "Известия* и ' "Записки" его Кавказского отдела н дрг Много ценного этнографического материала отложилось на страницах дореволюционной газетной периодики,в частности в газетах "Кавказ",' "Северный Кавказ" и др."

Степень изученности проблемаг Данная диссертационная работа представляет первый опыт обобщенного иооледования игр лезгин в XIX - начале XX в;* Историографию проблемы лезгинской игровой культура ыожас разделить на: дореволюционную в советскую; Отмечая с куда осте, дореволюционной левгиноввдческой литературы,мы долгам подчеркнуть неравн онера ость в изучении отдельных сторон культура народаВ частности,игры и развлечения лезгин остались црщшшкишззе поля зрения бнтоопновтелей XIX в.* Среди немногих исключений укажем на работы В.Т,Вуче4ича, А.К.Беккера и АйШЗолоту2ина,в которых содержатся разносторонние сведения по этнографии лезгин,в частности, упоминания я описания некоторых видов игр и развлечений Этнографическое изучение лезгин в советской литературе качалось фактически только в послевоенный период«" Исследованием различных сторон бытовой культуры лезгин вашшались М.М.йшлоз» Л.С.Агаширинова, Л;И;Лавров, А.Г.Трофи-мовав Г.А.Гадяиев, С.АеАзизов» Довольно ценные сведения по игровой кульгуре лезгин,, включая обрядовые игры „спорт, содержатся в работах С-.С^АгаЕиркнозой,,- А«Г.Трсйза£озой0 Г„й.Гадаеза, А.И. ИсЕаншагсыедова и М.А^бирова, Игаке дореволюционными и особенно сдаетаккмн Ьв гора:.;;: была проделана значительная работа по историко-этнограйЕчеакому изучению лезгвд. Довольно обширный и богатый ыатерналвссбр£нкы£ ш&ро многой способствовал объективному рассмотрению различных вопросов градационной игровой куль-

тда лезгин] Однако изучение народных игр лэзпш в XIX - начале XX в. оставалось вне рамок исследований.

1. Вучетич Н.Г. Четыре месяца в.Дагестане. К., 1864. !Ь72; Поездка в Самурский округ. -Записки для чтения, СПБ.,1859,Й4. Золотухин А.И. Черешневый праздник. //СК. 1901„ Ш6а-

2. Агаширинова С. С. Очерки материальной кухьщы лезгин в конце -XIX - начале XX в.УЗ НИШШ, Махачкалас 1958г.

Она же. Материальная культура лезгин ХЛ - начало XX в, М.е 1978г»?

Она же. Проистаздение свадебных обрядов народов Дат ее-тага«/ /Точная консультации по естэответто-научнкы я вауч-но-атеиаягческш вопросам» Махачкала^ 1959г. Она же. Свадебные обряда лезгин ХП - начале XX в.

/УЗ Ш, г.12о Махачкала, 1964. йх&ков М.М. Яубшсте лезгннн. 73 Махачкала, 1357. .

' Он ге. , Народноеи .чвзггпгезой группы» Махачкала, 1967г„ Давроа Л.Иг Из этнографических находок Дагеозннскоа экспедиции. СМАЗр я."4* 1957,,. Трофимова АЛ"1«' Обрвдн к празднества яеэгии,св£8ашша о народным кахэвдарза» СЭс 1961р II, л • Гадалев Г.А„' Еухът природа и обр.аднесвя">аные;с! цроизводот-венно-хозяйствешой'деятельностью лезгш в црозагом. Хозяйство народов Дагестана з ХП-качазш XX вв„ Махачкатас Х973Го Он же. Лезгинский праздник"ярая сувар"в проаяоя г настоящем. Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане« Махачкала, 1984г„ Азизов С.Н„ Некоторое обряда аграрного цикла народов КЬкого Дагестгя' в ХП-птгле Л з„ Календарь к калзг гарные обряда народов Дагестана. Махачкалас 1985г» Ксламмагомедов А.И, Поселения а жилища., Материальная куль- -

тура аварцев с Махачкала,, 1967т Он же. Форш общественного досуга у горцев Дагестана, Вопроси общественного быта народов Дагестана» МахачкалаД 92 ?*% Дибиров М.А. Дагестанская народная физическая культура .0шт

исторяко-этнографнческого исследования .Махачкала, 1975г. Он же. Народные игры и спорт в Дагестане.Махачкала,1958г.

Научная новизна диссертации состоит в том,что она является первой большой обобщающей работой,специально посвященной народ-нш играм лезгин ХП - начата XX в. В ней впервые в научный оборот вводится значительное количество нового,раннее не зафиксированного полевого материала,который обогащает и пополняет источниковедческую базу этнографии народов Дагестана.

В ней на основе многочисленных .главным образом,полевых этнографических материалов;, выявления автором во время полевых иссле-даванийоЕпервые в полном объёме ж всесторонне характеризуйся шровая культура лезгин в Х1Х-началэ XX в.'

В работе детально описываются лезгинские традщошше детские игры ж забавы,битовые и ритуальше игра,дается их классификация, при этом додчеркиваяЧзсюбую роль' народных игр лезгин как часта духовной и физической культуры» исполняешь как повседневно „гак во вреда праздников „свадеб и другр: знаменательных событиях с:

Практическая-вначквоста Характеристика народных игр лезгин XIX - начала XX в¿- необходима для более полного освещения традиционной бытовой культуры дагестанцев, в частности их игровой культуры» Результаты исследования могут быть использованы при написании сводных обобщающих работ по этнографии,истории ж культуре народов Дагестана и Кавказа,, при чтении специальных курсов на исторических факультетах ВТЗое республики£ щя проведении уроков краеведения в средних школах,, а также в целях возрождения игровой культуры народов Дагестана.-

Алробздик работы.- Основные псшшендя джссерзацка докладывались на научннх сесиях е конференциях {Научная' сессия ¡.посвященная итогам экспедиционных исследований ИИЯЕ в 1984-1985 гг^ Научная сессий;,посвященная итогам экспедиционных исследований ШЭД в 1985-1985 гг? '

У Конференция молодых ученых» Махачкала, 1985 год.:

Диссертация обоуздалась на заседаниях оадела этнографии' Института истории,археолога® и агнографик ДНЦ РАН5кафедре отечественной истории гсЕорзчзского факультета Дагестанского гооудзратззв-ного университета ем; В.И.Ленина ж получила пааожтельнуи оценку»-

2.' Структура и основное содержание диссертации;

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,

библиографии, списка принятых сокращений и списка информаторов.

*

Во введении обосновывается актуальность теш,показана новизна, практическая значимость работы,формулируются цель и задачи исследования .характеризуются источники .рассматривается историография вопроса, определяются методический и теоретические основы работы,дается также классификация народных игр.

Первая глава - "Детские народные игта и забавы" - поовяще-на описанию и анализу традиционных детских игр лезгин» Глава начинается с характеристики детских игр как важнейшей субсиоте-мн огромного мира,который мы назнваей "миром детства". Отмечается, что двявкая субкультура играла важную роль в жизнедеятельности традиционного общества. Наряду с социализирующими аспектами мир детства создает другой,свой собственный,который существует во многом автономно от мира взрослых; эта субсистема охватывает такие сферы "детской" деятельности как игра, творчество, формы коммуникативного поведения»

Игра занимает огромное место в жизни ребёнка, в детском мироощущении»1 Во многом именно в процессе игры ребёнок познает окружающий материальный и социальный мир» йцё важное значение имеют социализируицие'аспекты игры. Утверждается ,что игра является важным инструментов межличностного общения да?ей з группе,помогающем достичь социальной компетентности; в игре осуществляется своеобразное моделирование взрослого социума,присущих ему характерных черт меягрушовнх отношений,этикетно-пове-денческих норм и, наюнец, игровое поведение - это особое психологическое состояние ребёнка, адекватное его возрастным физиологическим потребностям.

В этой главе рассматриваются и анализируются те игр! и забавы лезгин, в которых дети являются уже главными субъекта;® действия, носителями индивидуально-личностногоасоциального начала. В традиционном лезгинском обществе время вступления ребёнка в игровую деятельность начинается с 5-6 летнего возраста. Клейно с этого возраста ребёнку разрешалось самостоятельно погашать пределы дома, где он попадал в круг сверстников, важней-

шта элементов времяпрецровсавдения, в которых йшш совместные игры и забавы.

Дня младших возрастных груш были характерны игры,в которых принимали участке дета обоего иола. Эти игры по своей структуре не имела законченного игрового сюжета. В их основе лежало подраяавие поведению взрослых шш животному ыиру - домашних и дикшс жкеотшх.птйц. Они бшш ассгроеш! на образной,эмоциональной основа„ посредством чего дети лучше узнавали окружающий мир,возможности своего тела,приобретали речевые навыки «необходимые социальные качества ¡ такие как умение находиться £*коллек-тива.контактпооть и т.д. Наиболее распространенными играли, которыми забавлялись дети 6-Ю лет в лезгинских аулах, бшш "Т1ибккан" ("Совушка"), "КьиЯюмсац С,Ксшки-мшши")<"Кьазар--къазар"5 Р>ои-гуоии) и др." Вообще в играх лезгинских детей младшего возраста било очень много связано с животным миром. Дети охотно персонифицировались в известные ш образы диких и цомештпе животных, с удовольствием воспроизводили их повадки, наделяя своя персонаж позитивными, либо негативными поведенчески.® характерно гиками, в зависимости от сущее твовавших традиционных фольклорных етереоншов; таковы игры "Жанавур атань" ("Волк вдет"), "СикЬш веря" ("Лиса и курица") и др.

Дета в возрасте 8-12 лек нграли в игры«которые развивали в дбтях внимательность,терпение.сообразительность: "Сео тувун" ("Молчанка")» "Адцатмщрув" ("Обхитрить"), кЧ1угнуъх-ч1ухиуъх" ("Задоки"). • '

Игры детей средней возраогной категории (10-13 лет)" были более разнообразны. По крайней мере,нам удалось зафиксировать их гораздо большое количество, Наряду о совместными развлечениями мальчиков к девочек,в атом возрасте появляются игровые действия,в которых чётко прослеживается половое обособление,соблюдавшееся достаточно строго. Другой характерной чертой детегах игр средней возрастной категории было увеличение количества'игр "спортивного" и "полуспортивного" характера. В них особое внимание обращалось на силу, ловкость, тренированность участников« Рассматривая эти явления в общеисторической перспективе, их следует признать реликтовыми отголосками феодального быта лезгинского общества.' Это следуйте игры: "КЬжерин дате"

("Бей петухов"),иБалк1ая-балк1ан" ("Лошадки") (под эким названием зафиксированы две игры), иТуп-чиаш,,9"1^шав5 (вроде русской лапты), "Шарасин туп" ("Полевой мяч"), "Амадцарчи" ("Увёртливый"), "НЬшти-лиш" ("Чииж") ."Уьзден'* (социальный термин в значении "свободный"),"Ирид ¡овал"("Семь камешков"), "Лшаанар ктун" ("Стрэльйа по цела") и др„

К этим играм по направленности и характеру были близки игры лезгинской молодежи 14- I? летнего возраста такие, как "Кьазакарни~къачагьаря ("Казаки-разбойники") и "Дшгитар" ("Храбреца")..

Лезгинская молодёжь очень любила игры "Ей хкун"( "Перетягивание"), "Чнурзавайбур" ("Забегалки"), "Хергеда" ("Вряд"), в кот» рых использовались веревка.

Счень большой популярностью среди лезгинских мальчиков пользовалась игра мК1алумарп ("Аяьчикк"), яызодая древнее прота-¡ссеаденке и широкое распространение на только у народов Дагестана,, но и вообще у многих народов шра. Ее менее популярна была и игра мальчиков м1янга"8 распространённая у всех дагестанцев. Для игры в кубарь "КьенГербея" ,-:еобходинн были шар,или цилиндр,выточенный из рога тураебыка или аз твердых пород дерева л кнутик, с помощь» которого кубарь приводился в движение«

В зимнее время лезгинские .мальчики играли в згра "Лшаанон" (\;й>ткий стрелок"), "Ни яргъал" ("Кто дальше")г "Ков-ков" ("ркок-скок") и др.'

В репертуаре традиционных лезгякских дегскгк игр особое ¿еето принадлежи! игре "Ката-гаятуга" (аналог широко известкой ¡Г многих народов мира игры типа русских "Ловиток") <, Эта была з полном сшоле народная'игра лезгин,так как бытовала по ¿?сей территории их расселения и служила забавой к развлечениям кз только в детской ореде.но иногда в шуточной форма разыгрывалась взрослыми в Нами зафиксировано много разновидностей ищи "Ката-галтуга"; некоторые из них нмели другие названия, ;:е.г> ршлер яГьшггца" ("Дай руку").

Ряд лезгинских народных-игр были лслпулярны среди молодели разных возрастов, например, игра '!Г^yьI^yь>•Iy?íбaт"(',Пpятa?I,oя",). Эта игра тлела много вариантов,известных под другим наззаня-

ями "Щиыкхвед к1интГ ("12 палочек"), "ЧГулав лаш" ("Черная палочка"),"Лаш оухар"("Ишачий наездник"),"Мулла гьарай" ("Крик муллы"); последняя игра пользовалась большой популярностью у лезгинских юношей и проводилась обычно ночью.'

Довольно оригинальный характер носила традиционная лезгинская.игра "ТТси"("Копка"),которая имела несколько разновидностей. Цитологически.' сходной о ней была игра "Цзгь т1уьщан''кьилел , ц1ай ала"("Кто съел козла,у того на голове огонь")

Отмечается,что с наступление« среднего возраста появляется дифференциация по полу. При анализе девичьих игр стало очевидным,что по количеству и разнообразию они сильно уступают специфически мальчиковым и юношеским играм и развлечениям} это объясняется условиями патриархального быта лезгин в исследуемое время »когда • девочки были -значительно сильнее мальчиков загружены работой по дому,а также запрещеннеы участвовать им в подвижных и иумннх играх,которые сведены с прыжками,бегоа„метанием предметов и т.~д? Одним из самых любимых девичьих развлечений бшш игра "КьашЕ-къван" ("Камешки") »пмевюая множество вариантов в различных лезгинских аулах. Специфически девичьей была игра "Пенкер" ("Домики") - аналог широко распространенной у многих народов мира типа "Классика"» Среда лезгинских девочек больной любовью пользовались разнообразные игры со скакалками} последние представляли собой обычные веревки четырёх-пятаыетровой длины» 'йоге различных игр бьшо с крутящей верёвкой,под которой выполнялись много разных фагур.'

Завершая описание детских игр лезгин в этой главе указыва-ется„что игру сл&гует рассматривай как одно еэ средств духовного ,физического и эстетического воспитания личности,формирования будущего члена общества. Выделены три этапа развития детских игр лезгин, а сами игр! подразделены на сшетно-ролевые и игры с правилами. Последние игры в своз очередь подразделяются на настольные и подвижные.

Подводя краткиелтога по нервой главе отмечается,что в детских играх проявляется наиболее ярко воспитательная функция народных игр,так как основы личности закладывается именно в детском возрасте. Игры детей могло разделить условно на игры.вос-питнващие духовные качества к игры .воспитывающие физически.

И, наконец, игры способствовали выработка также творческих возможностей детей, придумывая самые различила формы и свяеты,

Вто£ая_глава__-__"Вытовые_на20дныв_иг£ы" - начинается двумя предварительными замечаниями, в которых подчеркивается условность разграничения согласно предложенной нами во введении классификации бытовых и ритуальных игр. Оговаривается также, что предаетом рассмотрения в данной главе являются те традиционные формы игрового поведения, которые били характерны для лиц старших возрастных групп, при этом отмечается, что лица старших возрастных групп обычно не принимали участия в играх детей, точно также горский этикет не позволял младшим на равных участвовать в игровых действиях своих отцов и других-старших родственников;.

Среди наиболее типичных видов традиционных лезгинских игр ¿или разнообразные конные состязания. Они пользовались огромной популярностью у всех народов Дагестана. Каадый мужчина стремился заслужить славу отличного наездника,так как в горское понятие ыугсской до блес ти непременно входило искусство владения верховой езды. Этому искусству лезгинских мальчиков обучали с самого раннего детства,так что достигнув совершеннолетия, они все были хорошо знакомы с приемами и правилами обращения и ухода эа свои)! конеы.

■ Самой распространенной хонной игрой были скачки на перегонки. Условия игры у лезгин не представляли чего-/го специфического и были общеизвестны во всем Дагестане: состязавшиеся ¡¡¿еэдники выстраивались в одну линию и по условному знаку пускали своих коней вскачь; иногда участников разбивали на тройки, вследствии чьго игра проходила в несколько этапов.

Скачки на ловадях у лезгин имели очень много разновидностей: например, устраивали скачки, финишной чертой которых был край пропасти, или скачки с преодолением препятствий (ямы, ритзаны,узкие ущель^ склоны и т.д.)

Любимым видом развлечений лезгин была джигитовка; всеобщее одобрение во время праздников вызывали следующие приемы: I) наездник разгонял лошадь, затем на полном скаку спрыгивал с нез, догоняя и вновь вскакивая в седло; 2) наездник на всем скаку становился на голову'совершенно вертикально} стоя на голове, стрелял из ружья и потом снова оказывался сидящим в седле; ЗУ наездник на полном скаку лошади рставал во весь рост ка седло,

затем свисал с лощади; 4) на скаку изловчаться к охватив лежавший на земле предмет и др.

Следующий раздал главы посвящен описании древнейшего ввда развлечений яезгин - борьбы (юкъварар). Отмечается, что борьба любимейшим развлечением у лезгин. Состязавшиеся брали друг друга за плечи и по команде начинали борьбу*, при атом разрешалось применять подножку. Больше* популярностью пользовался и другой вид борьб» - на поясах. У яаядого мэ борцов затягивался на талии пояс, затем соперники брали друг друга за поясе и начинали борьбу. Среди разрешениных правил бкяи йросхи через бедро, захват за руки, за спину и т.д. Схватки велись обидно до полной победы, не было разделения борцов по весовым категориям. У лезгин была распространена игра "Кук1унаря, по условиям которой соперники стоя на бревне.пытались сбросить друг друга. Выявлена и "суточные" ведг борьбы: I) играющие становились спиной друг к другу„ сцепившись локтями, пытались перетянуть друг друга; 21 стеновились боком к друг другу ш одной ноге, причем лица были обращены в противоположные стороны и цапдяясь ногами, пытались заставить соперника стать на обе ноги.

Далее рассматривается такой вед игр и развлечений как соревнования в стрельбе, без которой не обходился ни один лезгинский праздник. Главной цель» соревнований было поражение максим выстрелом мишени, а качества которых выставлялись яблоко, яйцо, капка, кусок материи. Стреляли разными способами: стоя,, на одном хсяане, лежа и т.д. Соревнования в стрельбе часто соединялись с какой-нибудь конной игрой, где игроки должны были произвести меткий выстрел, несясь во весь опор. Любимым развлечением лезгин были соревнования в бегь. Прослыть отличным бегуном, засдуяить славу шноеливого я быстрого человека было весьма желанной целью^ поэтому сызмальства лезгины приучали оебя к бегу. Наиболее простейшим и часто исполняемым видом соревнований был бег на скорость и на расстояние, Часто выбиралось дистанция с какими-нибудь естественными препятствиями (яш, рытвины, спуски, подъемы и т.п.) или предлагалась бежать с камнем на руках, чаще - с бревном. И, наконец, следует указать еще на одну игру, бытовавшую у лезгин -"Кьйривш" ("Бег в мешках") ; ату игру автор вслед за исследователем Ы.А. Дибировыьс относит к "комическим бегам", ибо участники пытались бежать, надев н& ноги мешок, сшитый из шкур.

Т7"75Гоиров М.А, Народные игры и состязания в дагестанских мужских союзах. Вопросы общественного быта народов Дагестана.Махачкала,1£в?г.

Весьма разнообразные были игры, связанные с метанием тяжестей на расстояние. Эта игра у лезгин имела много разновидностей: I) по метательным предметам (чаще всего камень, а также палка, кинжал, мешочек с тяжестью и др.); 2) по способам метания (с разбегом или без него, левой, правой или обеими руками, метание вперед или назад через голову и др.); 3) по конечной цели игры (метание на дальность, метание на попадание в цель). Завершается раздел описанием игр! -развлечения пастухов, которые бросали палку так, чтобы кувыркаясь по земле, она ударялась о землю поочередно обоими концами. Победителем становится тот, чья палка окажется дальше.

Обмечается, что ни одно народное празднество не обходилось без игры-соревнования по поднятию тяжестей. Эта игра была популярна как в юношеской среде, те* и среди взрослых. Во время игры поднимали самые разные относительно тяжелые предметы: камни, бревна, сосуды наполненные водой, ¡мешки с зерном, землей или мелкими камнями и т.д. Оговаривались и условия: одной или двумя руками, стоя, сидя ' иногда и лежа и т.д.

Ряд традиционных лезгинских игр был связан с мячом. Одна из таких игр с мячом проводилась иа поляне. Играющие, кроме водящего, становились в круг на расстояние вытянутой руки друг о? друга,лицом внутрь круга. Они перебрасывали мяч по воздуху друг другу. Водящий, бегая вне яруга, пытался дотронуться до мяча или вабить его из рук передающих. Другой вариант игры с мячом заключался в следующем: водящий ставил мяч в центре круга играющих, которые, стоя на расстоянии двух шагов друг от друга, старались загнать мяч обратно в центр. Очень распространена была в Окном Дагестане, в ?ом числе и у лезгин игра "Д у ь р е яр". Суть игры в следующем: играющие

на расстоянии двух-трех ш&гов от линии коня и друг от друга закапывали себе лунки и стояли рядом. Водящий пытался закатить мяч в одну из лунок. Хозяин лунки, в которую попал мяч, должен был Сыстро выхватить мяч и попасть в остальных убегающих игроков, осаленный становился водящим, а его лунку занимал (квшМ водящий. В другой разновидности этой игры-игроки в лунках, а водящий старался кого-нибудь столкнуть ногой из лунки.

Отмечается, что большое распространение э исследуемый период получила лезгинская игра "Ламар" ("Ипаки"), имеющая аналоги у многих народов мира. Участники игры делились на две группы, одна из

которое по жребии становилась в рад согнувшись и держась за пояс обеими руками. Игроки второй группы запрыгивали на "ишаков" и старались удержаться на их спинах. Однотипной с этой бала игра "Кьала-дат" (непереводимо). Бетой игре один наклонялся, а остальные перепрыгнув через него наклонялись или в двух шагах от него, либо рядом с ним, создавая барьеры для последующих игроков. "Кьалаиат" имела несколько вариантов. К этой же группе игр отнесена игра "Кьарибалар" ("Перескоки"), которая состояла из разнообразных прыжков друг через друга, становящихся в цепочку, дорожну, ведущую, скажем,домой в аул.

Довольно оригинальный характер носила лезгинская игра "К1уыи-лащ" (типа "городки"). Дня игры необходиш были биты или около Ю чурок, из которых строились фигуры: "гъед"("звезда"), "туп"("пушка"), "генг" ("серп") и др.внутри двух квадратов, расположенных на расстоянии двух метров от штрафной линии. Еребий определял первого бьющего, который должен был выбить фигуры из кона.

Следующий раздел главы посвящен характеристике традиционных настольных игр, Йыто ваших у лезгин в XIX - начале XX в. Особое место среди этих игр занимает игра "Наш", которая хорошо известна всей народам Дагестана, но наиболее значительное распространение получила в Щнои Дагестане. Условия игры в "Наш* были разными, не все они сводились к определенным правилам передвижения фишек (чаще всего это были, разноцветные камешки) по линованному полю, на плоской поверхности камня.

Другой популярной настольной игрой Сыли нарды; эта заимствованная игра пршла в Дагестан с Востока и завоевала популярность. Основными почитателями нард были представители старших возрастных.групп. Завершая раздел о настольных играх указывается, что в конца XIX в. в лезгинских селах начало распространяться европейское игровое нововведение - карты. В исследуемый период карты были редкостью и появились вначале в дошх состоятельных жителей как атрибут "городской" жизни.

Определенное внимание уделено важному вопросу о местах проведения.игр и развлечений. Отмечается, что они выбирались в зависимости от времени года, специфики игры и количества играющих. Кассовые игры, которые собирали большое количество участников (обычно на "Яра! сувар", "Цуькверин сувар", "Ураза байрам" и т.д.) проводились за пределами селения на большой поляне. Однако большая часть игр проводилась на годекане 'кимял), который играл важную ^рль в обществен-

ной яизни дагестанского села. В день общесельских праздников годекан становился местом проведения игр и забав. Иногда, как, например, в с.Ахты .таким местом бывал ток, где по праздникам и в свободное от хозяйственных дел время проводили общественные игры.

Вслед за исследователем общественного досуга дагестанцев А.И.Ис-яаммагомедовк* утверждается, что дагестанские горда в ИХв. имели достаточно много свободного времени, так как степень занятости производительным трудом Сила невелика. В дагестанском ауле,согласно шариатским представлениям .свободным, нерабочим днем &яа пятница.^ В этот день, как правило, молодежь или лица постарше затевали на "го-декане какую-нибудь совместную игру, а в дни праздников общесельские игры я развлечения были неприемлемой частью праздничного поведения лезгин.

Выявлено, что старались использовать возможности развлечения, отдохнуть, поиграть в любимую игру и в другое время. Так, например, согласно обычаю взаимопомощи ("мел"} по окончании работ хозяин устраивал для участников хорошее угощение, которое завершалось развлечениями, играми. Своим развлекательным содержанием выделялись вечеринки молодежи. На этих веяеринках, которые проводились, либо отдельно девушками и юношами, либо-совместно, большое место занимали различные игра. Одна из таких лезгинских игр <кпа описана впервые А.И.Ис-ламмагомедовым* аналогичный полевой материал приводится в диссертации. Характеристикой досугового, праздничного времяпровождения, в котором народные игры и развлечения занимали главное место, завершается вторая глава.

Третья глава- "Ритуальные игш" - посвящена описанию тех игровых действий, которые являлись составной частью обрядового поведения. Отмечается, что в ряде случаев, не отличаясь по внешней форме от бытовых игр и развлечений, в контексте того или аного обряда ритуальные игры несли особую, сакральную функцию, что позволяет рассматривать их в самостоятельном качестве.

Глава начинается с характеристики ритуальных игр, являвшихся составной частью семейной обрядности. Указывается, что свадьба- это яркое, красочное зрелище, а котором игры и состязания занимали ваяное место, а их совокупность дает исследователю богатый материал об особенностях социального, экономического и культурного развития народа,

I. Исламмагомедов А.Н. Формы общественного досуга у горцев Ддгестами. Вопросы общественного быта народов Дагестана,Махачкала, 1961г.

о своеобразии общественных отношений. Здесь же приводится краткая библиографическая справка по вопроса« лезгинской свадьбы, сеьвйно-бытошм обрядам.

В соответствии со свадебным циклом, включавшим предсвадебные, свадебные и послесш1деб(шв обряды и действия, описываются игры и развлечения, которые также являлись одним из основных компонентов непосредственных приготовлений к свадьбе и самого свадебного торжест

ва.

Одной из любимых игр предсвадебного периода была "Шал гадрун" ("Бросание платка"), которая устраивалась по вечерам: у небольшого костра усаживались по одну сторону юноши, по другую - девушки. Одяа из девиц ударом платка выбирала понравившегося ей юноду, который должен блл спеть, исполнить шутку, или хотя би прокукарекать. В награду он получал носовой платок или дкурабк (вязаные носки), а в наказание - Си вал. быт, На предсвадебных собраниях молодей и популярностью поль до валясь к другие игры, такие как "Видер тухун" ("Вы--играть глаза"), "Гьия яхьун") {"Бить руку"),"Поп ■ яхьун" ("Бить . в лоб"). Эти игры проводились о(ично в доме одной на' подруг невесты (или молодой женщины), куда собрались юноши и девушки ближейшэё округи, родственники и друзья жениха и невесты. На этих встречах молодежи явно прослеживается ритуальное противопоставление полов, ощущался мотив соперничества, борьбы между группами "жених"(юноши) и "невеста"(девушки), Шошк к девушки старались переспорить, перетанцевать друг друга, добиться обязательно победы, превосходства в затевавшихся увеселениях, как например в специальном танце "Залан макьам"("Тяаелая мелодия"), который цэликоы состоял из игровых элементов. Х'о же самое метано сказать об исполнявшейся на предсвадебнгм посиделках шуточной игре "Мая" (непереводимо) V корда мукчины и женщины состязались между собой в остроумии, в пении, танцах; происходила своего рода борьба между подругами невесты и друзьями жениха, если последние проигрывали, то согласно повзрью,счастье молодой было обеспечено.

Отмечается,, что привоз невеста в дом жениха превращался в'большое обрядовое действие: отправляясь за невестой, устраивали скачки-состязания, на коне победителя которой перевозили невесту, е, победитель получал подарки из рук невесты. Во время следования свадебного поезда устраивались игры и джнготовка; наездники демонстрировали умение владения конем, срывали шапки, пытались отнять, бросали шапку вверх и стреляли в нее. При описании обычая обязательность

трельбы во время свадебного кортежа, вслед за ^следователем истопи этнографии лезгин проф. С.С.Агашириновой, указывает важный агический смысл - это одно из предупредительных средств, сохраняю-их жениха от "порчи" и "злого начала". По дороге в дом жениха устраи ались скачки-состязания "Борьба за йлаток", суть которых сводилась попыткам отнять подаренный стороне жениха шелковый платок. В тих действиях нетрудно увидеть тот же мотив противостояния сторон енйха и невесты. Элементы игрового поведения гостей прослеживались о время свадебной трапезы.

11ос лес ладе бшй период также наполнен всевозможными игровыми " ,ействкями. Одна из распространенных игр этого периода "Чам Чшвхун" ■кргаь мениха). Эта игра устраивалась в темное время суток в доме руга жениха, друзья которого старались до неузнаваемости изменить го внешность (приклеивали усы, брили, переодевали и т.д.), а моло-,ая жена с помощью подруги на ощуп должна была найти своего мужа. !риводится еще одно развлечение, описанное впервые проф.С.С.Агашири-овой, суть которого сводилась к попыткам "выкрасть" жениха, скрывак>-;егося в свадебные дни вместе с двумя шаферами. Этот обычай трактует-я как способ избежать влияние недоброжелательных духов в"критичес-ие" моменты жизни путем бегства, прятания, перемены■внешнего обли-а; другая трактовка - это отголоски трансформированного первобитого обычая умыкания, когда похищению подвергалась не девушка, а ених.

Значительным событием в жизни лезгинской семьи было рождение ебенка, особенно первенца-мальчика, продолжателя рода. В честь ожденип сына устраивался большой пир, который сопровождался играми [ забавами; чаще всего это были стрельба и скачки, а также соревно-ания в метании камней, беге, прыжках, борьбе. Когда сын подрастал, му делали обрезание-суннет, в честь которого устраивался пир с риглашением всех родственников, соседей, включая детей. Между деть-и проводились различные игры: бросание кашей, ловитки, орешки и р., призванные отвлечь мальчика от пережитого страха и боли.

Завершается описание ритуальных игр семейного цикла характерис-икой поминальных дар и состязаний. Указав, что приоритет в разработке этих вопросов принадлежит исследователю М.А.Дибирову, автор риводит свой оригинальный полевой материал. По этим данным в сел. вала по наступлению сороковины в честь умершего устраивали скачки. . Агаширинова и.и. ивадеокые ооряды лезгкн\19-начале 20 в. т.12,; Махачкала.,1,964 -,..

состязания проводили без пышности и массовости, £ в качестве приза разыгрывалась одежда, оружие или конь покойного«

Д1лее автор останавливается на вопросе о генезисе и историческом значении обычая поминальных игр и развлечений. Критически рассмотрев гипотезы и взгляды различных исследователей С.А.Токарева, В.С.Уарзиати, Р.Г.Дзатткати, М.А.Дибирова автор дает свою оценку этому феномену.

Следующий раздел главы посвящен народным играм и развлечениям лезгин, связанным с земледельческим календарем. В соответствии с народными представлениями 22 марта начинался сельскохозяйственный, да и календарный год. Этот был один'из самых значительных праздников лезгин - "Дран сувар" ("Праздник весны"), который отмечался особо торжественно. Праздник начинался в ночь на 22 марта; в эту ночь повсеместно зажигали костры, причем каждый квартал или селение старались сделать свой костер больше, чей у других. Считалось геройством, удалью украсть горячие поланья из чужого костра. Мальчики и юноши прыгали через костры, показывая храбрость и одновременно "очищаясь" огнем. В некоторых лезгинских селениях дети зажигали деревянные обручи и сбрасывали их под году. Повсеместно в эту ночь стреляли из ружей. Утром 22 марта устраивали шествие ряженых. В разделе описано шествие "иранских лисиц". После завершения обрядовой части праздника "Яран сувар" наступало время для проведения игр и развлечения. В пер вые весенние дни после праздника Нового года лезгины организовывали игру» в основе которой лежал образ земледельческого божества, обладающего способностью оборачиваться человеком или животным.

К концу весны у ахтынских лезгин проводился праздник "Цуькве-рин сувар" ("Праздник цветов"), который завершался всеобщий трапезой сопровождавшейся пением, танцами, играми; последние включали самый разнообразный набор традиционных народных развлечений: борьбу, метание, забавы с мячом, состязание бегунов и прыгунов, скачки и др., а среди игр сашш распространенными были "Лам сухар" /Мулла гьарай", "Кьабах" и др.

К числу традиционных народных праздников, особенно у кюринских лезгин, относился ''Кьару" i"Черешневый праздник"). Кульминационным моментом этого праздника были скачки, которые проводились на специально отведенном месте. Например, в сел. Алкадар устраивали это

i.lio материалам экспедиции по Рутульекому р-ну в 1Ш6г. 2. Токарев С.А. ¿'анние формы религии. МД964. Уарзиати В.С.Народные игры и развлечение осетин.Орд^ониквдзеДЗВ?. Доаттиати Р.Г.К семантике скачек"цугь"у осеткн.ИЮОНИИ,Тбилиси,198? Дибисов К.А.Народнее игоы и состязания дагестанских г^гкских-союза> Ъоиросе общественного быта народов Дагестана.¡.Махачкала, 1937.

на берегу р.Гюльгеры-чай.

Глава завершается краткими выводами. При рассмотрении генезиса народных развлечений лезгин на общественных и семейных праздниках становится очевидным, что в целом многие из них являлись составной частью социальной обрядности, в которых сохранились пережиточные, религиозно-магические и ритуальные элементы. Вместе с тем отдельные скяеты народных развлечений, входившие в религиозно-магическую струк-' туру, утеряв свое первоначальное содержание, превратились'в обязательный ритуал, сохранив при этом традиционко-эткичесй"3, культурно-специфическую направленность.

В заключении подводятся итоги исследования. Отмечается, что народные игры, являясь составной частью духовной культуры каждого народа, во все времена выполняли и отражали все области материального и духовного творчества людей.

Этнографические исследования и материалы памятников народного творчества позволяю? утверждать, что з Сгшом Дагестане с да вне; времен народные игры и физические упражнения использовались как средство воспитания поколений, синтезируя в своей совокупности элементы народного театра,, народной песни, Трудового я военного искусства. Лезгинские игры характеризуются соревновательностью, коллективность» и пр. и отражают особенности быта, обычаи, обряды, традиции трудовой деятельности и борьбн за независимость и т.д. Игры и состязания сопровождали почти каждый праздник,- которые били частью народного твор-честяа. Они как песни и рисунки народов отражали природу, среду, в которой обитает народ, его историческое прошлое и современное общественно-политическое и культурное состояние.

Игры складывались а народной среде на основе многовекового практического опыта. Бег, преодоление горных преград через про; асти по еле заметным тропам и переброшенным через эти пропасти бревнами, преодоление бурных горных рек, стрельба из лука, владение топором, копьем, метание и толкание кашей, дяигатовка, борьба, единоборство, преодоление больших расстояний на коне н пешим, закаливание к т.д,-всэ это легло в.основу народных игр в целях физического воспитания подрастающего поколения. К тому 5*е деятельность, среда, географические и экономические условия жизни лезгян способствовали постепенному преобладанию различных игр имитационного и трудового характера.

При анализе приемов и средств физического воспитания лезгин невольно обращаешь внимание на то, что близки и почти идентичны они

со многими играми народов Дагестана. Эта близость в военном и физичес ком воспитании" у народов Дагестана способствовала дальнейшему проникновению более прогрессивных культурных обменов и веяний, где самое ценное и положительное перенималось и переносилось в систеиу воспитания .

В лезгинских народных играх функции чисто физического совершенст ва, закаливания, выработки навыков спортивного характера тесно переплетаются с функцией воспитательной, в целом игры составляли единую целостную, сознательно культивируемую систему физического и духовного воспитания лезгин. Наиболее отчетливо эта воспитательная значимость проявлялась в детских играх ы забавах. Детские игры с их различными аспектами: .познавательным (ориентировка в окружающей действительности нравственным (воспитание чувства товарищества и коллективизма), эмоциональным (развитие образного мышления, жизнерадостность) и физическим (воспитание силы, ловкости, бкстроты, выносливости) закладывали основы физического и духовного воспитания будущего члена общества, прививали ецу навыки,нравственные норма и понятия, связанные с трудовой и общественной деятельности.

В связи с этим важно отметить, что в народных игрьх лезгин как части духовной и физической культуры ярко отражаются элементы соцкхдь ного устройства данного общества.

Необходимо отметить особую роль народных игр лезгин и на праздниках, обрядах и знаменательных событиях. Различные состязания, игры, танцы были обязательными атрибутами на этих праздниках, где особо соблюдалась возрастная дифференциация. Именно на народном празднике каждый мог в полную меру показать и проявить свою удаль, физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, морально-волевые качества.

В заключении диссертации автор особо подчеркивает уникальные возможности народных игр в физическом и нравственном воспитании подрастающего поколения, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентировать в окружающей действительности. Перестройка и переосмысление ценностей современной жизни ставит перед обществом задачу более активного использования всех существующих средств, а народные игры, народные методы фчзического воспитания как рас являются самыми эффективными средствами для достижения этой цели.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Традиционные игры лезгин, связанные с календарным обрядом встречи весны. Дрклад на научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований ДОМ в 1964-19В5 Махачкала,1Ш5, 0,8 п.л.

2. Лезгинские народно-спортивные игры как средство воспитания. Сборник доклаов У конференции молодых ученых.Махачкала,1565г. ,1,5п.л.

3. праздник дружбы и труда.-Журнал "Литературный Дагестан" (на лезгинском языке)»Махачкала,1?66г., № 7,1,3 п.л. „

4. Чепер сувар - праздник цветов. Яазета "Новый мир"(на лезг.яз.) № 67, 19В6 г. 0,3 п.л.

5. Обрядовые игры лезгин, связанные с хозяйственным бытом.-Альманах."Дружба" (на лезг.яз.), Махачкала, 1565 г., > 3, 1,1 п.л.

6. Народные игры лезгин как важный компонент свадебного церемониала. Доклад на научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований ИИЯЛ в 1966-1967 гг.Махачкала, 1988г., 0,5 п.л.

ФормЗт бихЗО 1/16. Заказ № 283. Тираж 100

Типография Дагестанского научного центра РАН 367015, г.Махачкала, 5-й жилгородок, кбрпус, 10