автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Обыденное сознание как сфера социального бытия человека

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Баранов, Станислав Трофимович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Обыденное сознание как сфера социального бытия человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Баранов, Станислав Трофимович

Введение.

Глава 1. Концептуальный анализ обыденного сознания в истории философии.

1.1. Проблема мнения и знания в античной философии.^ А

1.2. Западноевропейский материализм ХУП-ХУШ вв. как философия «здравого смысла».

1.3. Классическая немецкая философия о сущности обыденного и теоретического сознания.

1.4. Вопросы обыденного сознания в творчестве русских социальных мыслителен. .ек

Глава 2. Динамика обыденного сознания в технотронном обществе

2.1. Действие научно-технического прогресса на соотношение обыденного и # теоретического сознания.То

2.1. Интеллектуализация обыденного сознания - необходимое условие бытия человека.

Глава 3. Обыденное сознание в морали и праве.

3.1. Роль моральных абсолютов в жизнедеятельности человека. ./го

3.2. Ранние религиозно-библейские взгляды на естественные мораль и право.^^

3.3. От абстрактного права к позитивному праву.

3.4. Естественное право - сердцевинная часть обыденного сознания.

Глава 4. Вопросы обыденного сознания в западноевропейской философии XX века.

4.1. Обыденное сознание - доминантная сфера бытия. ^

4.2. Анализ обыденного языка - путь к истине бытия. 2.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Баранов, Станислав Трофимович

Актуальность темы исследования. Философские вопросы обыденного сознания относятся к числу важнейших и имеют давнюю историю. Философы, социологи, психологи, юристы прошлого пытались дать понятие обыденного сознания, определить его структуру и функции. Их высказывания по данным вопросам представляют большую ценность: они помогают понять многие стороны повседневных духовных отношений между людьми. Вместе с тем нельзя считать, что существует полное понимание и объяснение обыденного сознания, его общественных функций.

В последние годы интерес к проблеме обеденного сознания заметно возрос. Стало очевидным, что изучение и понимание жизни, особенно в период коренных социальных изменений, невозможно без учета реальной повседневной жизни людей. В некоторых научных статьях ставится задача "оправдания повседневности", к которой в течение длительного времени в нашей стране относились с известным пренебрежением. Человеческий фактор будет эффективно использован, не останется только лозунгом, если мы будем иметь ясные представления о состоянии повседневного сознания, его уровне и возможностях на данном историческом этапе. Отсюда возникает необходимость изучения реального сознания, действительных мыслей. Для всех ветвей власти важно иметь четкое понимание состояния массового сознания, такое понимание необходимо законодателям, чтобы разрабатывать эффективный механизм правового регулирования общественных отношений, его реализации на практике.

Современное состояние непосредственно-практического сознания сложное, в нем преобладают неопределенность, неуверенность, тревога, страх, но в то же время инстинкт самосохранения заставляет личность быть более энергичной, активной, предприимчивой, а не редко и более агрессивной. Отмечается сдвиг в настроениях, в общественном мнении в одной из сфер духовной жизни общества, наряду с общественной психологией, идеологией и научным сознанием. Истоками обыденного сознания являются повседневные будничные условия существования людей, через призму которых происходит воздействие общественного бытия на все уровни сознания.

Обыденное сознание - это наученная своим и опытом предков, сама жизнь, которая советует не спешить, не торопиться, а иногда требует немедленных действий, поступков. Непосредственная связь с действительностью - главная особенность обыденного сознания. Теоретическое сознание может быть просчитано, так как оно, по словам Ф.М. Достоевского, сплошные таблички и арифметика. Обыденное сознание чаще всего импульсивно и не предсказуемо, здесь в нем отражается вся человеческая природа, сложная, противоречивая, зачастую действующая вопреки рассудку конкретного человека.

Обыденное сознание формируется на основе непосредственного восприятия окружающего мира и связано в основном лишь с явлениями общественной жизни. Сущность действительности не дана непосредственному созерцанию. На этом уровне человек не стремится к обобщениям, сопоставлениям полученных знаний, не исследует их взаимосвязей. Он воспринимает мир таким, какой он есть, опираясь на так называемый "здравый смысл". Отсюда следует, что обыденное сознание отражает существенные стороны исторического процесса только тогда, когда они уже как-то проявились, выступили на поверхность.

Обыденное сознание - многослойное явление духовной жизни, в него входят: 1) самые разнообразные эмпирические знания; 2) суждения, мнения и представления о политике, праве, философии, нравственности, искусстве, религии; 3) художественные взгляды, воспринятые из народного эпоса, былин, сказаний; 4)народная медицина; 5)народная агрономия, предсказания погоды на основе многочисленных наблюдений и т.д.

Обыденное сознание является тем естественным уровнем, который мы используем в повседневной жизни и который, несмотря на его недостатки, очень эффективен, обеспечивает людям возможность нормального приспособления к действительности. Если обыденное сознание с его искажениями и неточностями существует как факт и активно используется, то значит оно необходимо и его функции очень важны, значит, его отличие от теоретического сознания имеет позитивный смысл и выполняет какие-то важные задачи. Изучение структуры обыденного сознания, выявление его функций и задач остается важной философской проблемой.

Философы, психологи давно проявляют интерес к обыденному сознанию, однако до сих пор нет четкого определения термина обыденное сознание. При определении содержания понятия обыденного сознания, имеет смысл соотнести его с другими сходными, во многом пересекающимися, но не тождественными понятиями - прежде всего понятиями менталитета, социальной психологии, здравого смысла. Близким понятию обыденное сознание является понятие менталитета, который рассматривается как интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. Менталитет включает в себя совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения. Менталитет общности и сознание индивида, члена этого общества, создают единство, но не тождество. Особенности обыденного сознания, через которые социальный менталитет становится принадлежностью сознания личности, как раз и позволяет субъекту не совпадать полностью с принятыми в обществе установками, расшатывать их и делать пригодными для жизни.

Важность исследования обыденного сознания обусловлена тем, что общество, идущее к своему качественно новому состоянию, нуждается в целостной концепции развития, предвидении диалектики процессов, в том числе и жизнедеятельности отдельных социальных групп. Утверждение в обществе разумных, гуманных и демократических начал невозможно без опоры на самый обычный здравый человеческий смысл, который не могут заменить ни наука, ни техника, ни самые серьезные политические, социальные и философские концепции.

Обыденное сознание - это гарантия того, что личность не будет навсегда похоронена в мире иллюзий, настойчиво предлагаемых господствующей идеологией. Это хорошо видно на примере отношения коммунистической партии СССР к капитализму, в классовых интересах абсолютизировались негативные стороны капитализма, развивались враждебные чувства к частной собственности. Стоило коммунистической партии лишиться власти, а ее идеологии монополии, как по поступкам, мыслям россиян стало очевидно, что коммунистическое мировоззрение далеко не являлась массовым. Капитализация общества приняла грандиозные масштабы, интерес к частной собственности стал всеобщим, это выразилось и в широкой приватизации садовых участков, квартир, заводов, фабрик, портов и в развитии рыночных отношений.

Общественное сознание - это огромный мир, можно в определенном смысле сказать, бесконечная вселенная. В этой вселенной бесконечное многообразие качественно разнородных органически взаимосвязанных, взаимообусловленных явлений. Расчленение общественного сознания на составные части дело нелегкое. Некоторые обществоведы следуют ошибочной методике, когда общественное сознание, подобно куску масла "режут" по вертикали или по горизонтали на части. В результате, например, общественная психология срезалась где-то справа, идеология -слева, обыденное сознание - снизу, теоретическое - сверху и т.д. В действительности, обыденное сознание, общественная психология, философия, мораль, право, наука и другие элементы общественного сознания накладываются друг на друга, взаимодействуют друг с другом, вызывая в каждом изменения.

Еще в античности возникла проблема соотношения обыденного и теоретического сознания. Оттуда идет традиция соотнесения обыденного сознания и философии. История науки знает много заслуживающих внимания попыток решить эту проблему. Интересную мысль высказывает Е.В.Золотухина-Аболина, отмечая наличие в философии научно-теоретических знаний, она вместе с тем считает, что «философия обыденной жизни», быть может, самая важная часть философского знания, потому что она затрагивает непосредственные интересы людей, их бытие и быт, их способность действовать и ориентироваться в мире. Об обыденном философском сознании говорится в учебнике "Введение в философию". Авторы работы это сознание называют жизненной философией, стихийно складывающейся формой мировоззрения, которое включает в себя мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Обыденное сознание в целом является очень важным пластом общественного сознания, поскольку является массовым и реально работающим сознанием.

Несомненно, воздействие науки на непосредственно-практическое сознание. Влияние научного сознания на обыденное сознание проявляется в известной интеллектуализации обыденного сознания. Этот процесс обусловлен тем, что в повседневном опыте обнаруживаются, становятся эмпирически доступными все более глубокие сущности и законы, открытые современной наукой и получившие приложение в практике. Интеллектуализация обыденного сознания тесно связана с ростом образовательного уровня народа и другими явлениями.

В условиях технотронного общества внимание к обыденному сознанию является актуальной, жизненной. Не случайно некоторые ученые называют XXI век веком Сознания, веком психологической революции. На смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная. Современнвй человек находится под мощным воздействием техногенной информационно-психологической среды. Возникает вопрос - способен ли человек сознательно контролировать воздействующие на него информационные потоки? Если нет, тогда неконтролируемая информация воспринимаемая мозгом и психикой будет изменять состояние и поведение человека помимо его воли и желания.

Для того, чтобы предотвратить негативные последствия развития техногенного общества разрабатывается «психотехнология» с последующим включением ее в повседневную жизнь. Возникает важная, но очень сложная проблема - проблема взаимоотношений психотехнологии и обыденного сознания. Конечная цель психотехнологии состоит в обеспечении возможности эволюционного изменения, позволяющих человечеству расширить пределы своих возможностей. Как известно, вера, убежденность, устойчивое представление, мнение образуют ядро личности - образ «Я» со всей многомерностью его отношений с окружающими реалиями. Научные исследования показывают, что эти отношения можно изменять искусственно при помощи психотехнологиии. Однако, без глубоких, всесторонних знаний о механизме действия обыденного сознания, все усилия «психотерапевтов» будут тщетными.

Леонардо да Винчи утверждал, что непознаваемая природа человека неизменна, а потому человечество не в состоянии приспособиться к техносфере со всеми вытекающими отсюда последствиями. С этим мнением великого художника и изобретателя трудно согласиться, поскольку мы верим в будущее человека. Вместе с тем проблема существует, и психологическая революция предполагает развитие новых межличностных отношений между индивидами, исключающие злодеяния в любых формах. Революция в психике связана с формированием нового человека, подлинно гуманных отношений, при которых людская жизнь будет бесценной.

Рассмотрение сложной проблемы отношений обыденного сознания и общественных наук показывает, что научное понимание социальных явлений в большей степени, чем познание природы, опосредовано различными видами практического сознания. Это обстоятельство ставит перед научным обществознанием двоякую задачу. С одной стороны, не следует отрываться от богатейшего опыта и реальных социальных проблем, вне которых невозможно и собственно научное социальное познание; с другой стороны, исследователю важно выйти за рамки рационализации обыденного социального знания, критически отнестись к "очевид-ностям" социальных явлений, поскольку они нередко оказываются лишь иллюзиями и предрассудками обыденного сознания, иногда довлеющими и над сознанием самих исследователей.

Анализ обыденного сознания и самого по себе, и в его сложных взаимоотношениях с философией, правом, моралью и наукой убеждает, что и продукты профессиональной философской, правовой деятельности и. научные знания становятся действительно всеобщим общественным достоянием, лишь усваиваясь обыденным сознанием. Такого рода усвоение неотделимо от процесса популяризации специальных знаний от придания в общедоступной, понятной для непрофессионалов формы.

Степень научной разработанности проблемы.

Обыденное сознание как философская проблема возникла вместе с возникновением философии, и с тех пор в той или иной степени, с той или иной стороны, рассматривается философами, социологами, психологами. Начиная со 2-ой половины XIX века, обыденное сознание постепенно перемещается в центр внимания ученых. Большое методологическое значение для исследования обыденного сознания имеют работы западноевропейских ученых таких, как Э.Гуссерль, В.Гумбольдт, М.Хайдеггер, Ф.Ницше, З.Фрейд, Л.Витгенштейн, Б.Рассел, Д.Мур, МШлик, К.Гедель, Ф.Рамсей, Н.Малкольм, Г.Блюм, Х.Диттмар, М.Коул, Б.Л.Уорф, Д.Тэрнер, П.Розенцвейг, Х.Томэ, Х.Кэхель, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хюбнер, А.Шющ, Леви-Брюль,.Т.Лукман.

В отечественной литературе обыденное сознание чаще всего рассматривается в работах, посвященных анализу общественного сознания в целом. Их авторами являются: Ашин Г.К., Баранов B.C. Бойков В.Э., Биккенин Н.Б., Бурдина А.И., Воронин A.A., Грушин Б.А., Демичев В.А., Журавлев В.А. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я., Козлова H.H., Красин А.Н., Лашина М.В., Межуев В.М., Москвичев Л.И., Титов В.А., Уледов А.К., Хорис И.С., Яновский Р.Г. и др.

В исследование непосредственно обыденного сознания внесли определенный вклад такие авторы, как Абрашнев М.М., Апресян Д.П., Беляев Е.И., Бражников Ю.М., Бурдина А.И., Быховский В.А., Ганжин В.Т., Гуслякова JI.T., Золотухина-Аболина Е.В., Елсуков А.Н., Ковшов Е.М.,Козырьков В.П., Кузьменко Г.А., Лобас В.В., Макарова Е.К., Ой-зерман Т.И., Песоцкий Е.И., Попова И.Н., Пукшанский Б.Я., Ремжа B.C., Розов В.В., Суворов О.В., Теминов К.Т., Черняк В.А., Шахзадеян М.А.

Обыденное сознание является объектом внимательного изучения как философов, так и психологов. Психологические аспекты обыденного сознания рассматриваются в работах таких ученых, как Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н., Василюк Ф.Г., Гусев С.С., Зинченко В.П., Костандов Э.А., Котова И.Б., Кряж И.В., Маркова И., Миронов М.Е., Михайлов Ф.Т., Насонова Л.И., Петренко В.Ф., Улыбина Е.В.

Анализ философской литературы, в которой рассматривается структура общественного сознания, показывает, что такие ученые, как Пукшанский Б.Я., Бражников Ю.М., Кузьменко Г.А., Песоцкий Е.И., Розов В.В., Степанян Э.Х., Ремжа B.C. уровень (глубину) отражения общественного бытия признают в качестве основного критерия различия между обыденным и теоретическим сознанием. Расчленение общественного сознания на данные составные элементы по данному критерию стало хрестоматийным, вошло во все учебные пособия. Однако сводить обыденное сознание только к гносеологическим аспектам считаем неправомерным. Нет основания считать обыденное сознание элементом гносеологического, а не социологического анализа. Это два аспекта одного и того явления.

Журавлев В.В., Кузьменко Г.А., Розов В.В., сопоставляя обыденное и теоретическое сознание, предлагают ограничить круг вопросов обыденного сознания узко житейскими вопросами. Нам представляется, что данный взгляд не является вполне верным. Мы считаем, что обыденное сознание включает в себя как узко житейские вопросы, так и вопросы, носящие преимущественно мировоззренческий характер. Следует согласиться с мнением А.И.Бурдиной, которая отмечает, что с полным основанием можно говорить об обыденных знаниях в области производственной, социально-политической, культурной, семейно-бытовой, медицинской, воспитательной и иной деятельности, а также различных общественных групп. В обыденное сознание наряду со взглядами, отражающими современную жизнь, прочно входят суждения и представления, унаследованные от прошлых поколений.

Принципиально важным вопросом является исследование соотношения обыденного сознания и общественной психологии. Этот вопрос недостаточное диного мнения, часто в литературе встречаются диаметрально противоположные точки зрения.

Такие философы, как Ядов В.А., Келле М., Ковальзон М., Лобас В.В., Серов Ю.М. считают необходимым включать в структуру обыденного сознания общественную психологию, как одну из составных его частей, наряду с эмпирическими знаниями и народным художественным творчеством. В.А.Ядов считает, что общественное сознание в широком смысле слова есть осознание общественного бытия, проявляющееся как в теоретически систематизированной форме, так и в форме эмпирического обыденного сознания, важнейшим элементом которого является общественная психология. Обыденное сознание - это неоднородная стихийно сложившаяся совокупность теоретически необобщенных эмпирических знаний, представлений, чувств и настроений групп людей.

Согласно точки зрения Розова В.В., У-ледова А.К., Грушина М.Я. и других, общественная психология является более широким понятием и включает в себе обыденное сознание. Розов В.В. утверждает, что обыденное сознание являясь рассудочной частью общественной психологии, включает в себя эмпирические восприятия, представления, мысли, порожденные существующими условиями жизни, а также те мысли, взгляды и представления, которые уже когда-то сложились на базе многолетнего и даже многовекого опыта людей и в своей совокупности образовали «локальную» духовную атмосферу.

А.К.Уледов отмечает у общественной психологии черты, свойственные обыденному сознанию, но она не тождественна последнему, как не тождественны идеология и теория. В системе социальной деятельности людей обыденное сознание тесно переплетается с общественной психологией. Обыденное сознание нельзя отрывать от весьма многих компонентов общественной психологии. Оно представляет собой известную целостность в которую неизбежно включаются элементы социальной психологии. На этот факт указывает Б.А.Грушин, считая, что обыденное сознание это не только взгляды и идеи, высказываемые в форме суждений, но и чувства, влечения, настроения людей, закрепляемые в традициях, обычаях, негласных нормах поведения и т.д. Словом, по его мнению, обыденное сознание включает в себя элементы социальной психологии.

Журавлев В.В., Степанян Э.Х., Ремжа B.C. рассматривают обыденное сознание как консервативный, ограниченный, отсталый элемент общественной психологии. О преходящем характере обыденного сознания на том основании, что оно является негативным явлением, обусловленным недостаточным развитием теоретического сознания пишет Степанян Э.Х. Указанные ученые понятие обыденного сознания ссужают, по существу сводят лишь к отрицательным его элементам, таким, как пережитки, предрассудки и т.п. Они, видя в обыденном сознании только средоточие отрицательных черт, объявляют его исторически преходящим явлением, которое растворится в научно-теоретическом. Теоретическое сознание, по их мнению, будет безраздельно господствовать в будущем.

В условиях широкого развертывания научно-технического прогресса стала актуальной тема диалектики обыденного и теоретического сознания. Бражников Ю.М., Быховский В.А., Головко H.A., Елсуков А.Н., Ильенков Э.В., Ковшов Е.М., Константинов, Ф.В. Кузьменко Г.А., Лекторский В.А.,Межуев В.М., Швырев В.О., Пукшанский Б.Я., Теминов

К.Т., Черняк В.А.Межуев В.М. много внимания уделили исследованию развития обыденного сознания в условиях научно-технического прогресса. В.М.Межуев не рассматривая вопрос о будущности обыденного сознания, отмечает, что в условиях когда научно-технический прогресс триумфально шествует по планете и за ее пределами, большинство людей ориентируется сознанием прямо противоположным научному. И век науки можно верить в «нечистую силу», в предсказания и пророчества, в утопические цели и идеалы. И если вопреки доводам науки, считает В.М.Межуев, люди продолжают верить в очередной «спасительный» миф, то причину этого следует искать не только в слабости научных доказательств, но и в самом бытии людей, питающим и поддерживающим эту веру. Позитивное значение обыденного сознания отмечает Е.И.Кукушкина. Она утверждает, что обыденное сознание изначально служит источником накопления знания и по мере развития сознания и возникновения его разнообразных форм не исчезает, а, претерпевая необходимые трансформации, продолжает оставаться неотъемлемым элементом всей духовной культуры. А.И.Бурдина утверждает, что обыденные знания отражают не только явления, им свойственно также донаучное проникновение за пределы явлений в сущность и существенные связи первого порядка.

Вопросу соотношения обыденного и массового сознания посвящены исследования Макаровой Е.К., Бельмонт JL, Грушина Б.Я., Ремжа B.C. Обыденное сознание, по их мнению, это массовое сознание, в котором находит свое отражение конкретное общественное бытие, преломленное сквозь призму общественной жизни. Однако они между обыденным сознанием и массовым сознанием не ставят знак полного равенства. Массовое сознание - это действительное или, иначе можно назвать действующее сознание больших групп людей. Массовое сознание - это сознание масс, в отличие от индивидуального, которое является сознанием индивида. Компонентами того и другого является теоретические и обыденные знания. Массовое сознание формируется с одной стороны, стихийно под воздействием обыденного сознания, с другой стороны, под влиянием теоретического сознания, которое вносится в умы людей посредством различных общественных учреждений. На единство и различие обыденного и массового сознания указывает Л.Г.Судас. Он отмечает близость массового и обыденного сознания, они формируются в процессе повседневной жизнедеятельности людей и являются продуктами их духовной жизни. В то же время, считает Л.Г.Судас, массовое сознание неправомерно отождествлять с обыденным сознанием.

Обыденное моральное сознание, в том числе проблема Абсолюта, рассмотрены в произведениях таких ученых, как Апресян Д.П., Братусь Б.С., Богатырева Е.А., Василенко Л.И., Ганжин В.Т., Давидович В.Е., Дробницкий О.Г., Давыдов Ю.Н., Золотухина-Аболина Е.В., Коновалов Л.В., Кряж И.В., Суворов О.В., Шердаков В.Н., Хохрина E.H.

Заслуживают внимания исследования вопросов практического правового сознания и естественного права со стороны Валецкого H.A., Ильина И.А., Кузнецова Э.В., Нерсесянца B.C., Позднякова Э.Л., Черненко

A.К.и др.

Значительный вклад в определение понятия обыденного сознания, его структуры и функций внесли отечественные дореволюционные мыслители. Среди них важно отметить - Достоевского Ф.М., Соловьева

B.C., Потебня A.A., Бердяева H.A., Бахтина М.М., Ильина И.А., Лопухина А.П., Франка С.Л., Л.Шестакова.

Объектом исследования является роль обыденного сознания в общественной жизни и в жизни индивида в условиях технизации российского социума.

Предметом исследования является особенности результатов воздействий на обыденное сознание социальных, политических, экономических, научных и технических факторов.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем обосновании философского понимания сущности, структуры и роли обыденного сознания в общественной и индивидуальной жизни людей.

Обыденное сознание рассматривается как важнейшая форма жизнедеятельности человека, обеспечивающая существование человека как целостной личности.

Реализация намеченной цели предполагает обязательное решение следующих основных задач:

- обобщить достижения мировой философской мысли в постижении сущности обыденного сознания; проанализировать особенности развития обыденного сознания в условиях широкого развертывания научно-технического прогресса, кото-, рый носит интернациональный и всеобщий характер; исследовать соотношения обыденного и теоретического сознания; рассмотреть место и роль обыденного сознания в таких сферах общественного сознания, как мораль и право; представить обыденное сознание как непосредственно-практическое отражение, включающее знания и ценностные ориентации, которые вырабатываются в процессе трудовой деятельности, участия в социальной практике, общении, а также путем непосредственного (нетеоретического) восприятия определенной части массовой информации; показать, что обыденное сознание играет решающую роль в перестройке общественного и индивидуального сознания, поскольку непосредственно-практическое сознание - это сознание, связанное с общественным бытием, с действительной жизнью людей.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования, совокупность эвристических процедур, включающая в себя философскую рефлексию, логико-диалектический анализ, феноменологический и герменевтический методы, а также подходы, используемые в зарубежной и отечественной литературе по вопросам общественного сознания.

Для решения стоящих перед ним задач диссертант опирался на идеи и концепты, содержащиеся в трудах античных философов, в западноевропейском материализме ХУ11-ХУ111 вв., а также в работах •

И.Канта, Гегеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоесвкого, В.С.Соловьева, И.А.Ильина, Гуссерля, Хайдеггера, Витгенштейна и др. выдающихся философов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

В диссертации проанализированы особенности развития обыденного сознания в условиях ускорения темпов урбанизации и технизации; выявлен механизм отражения обыденным сознанием социального бытия в его эмпирико-ограниченной форме; обоснованы парадигматические различия понятий обыденного сознания и общественной психологии; доказано положение, что обыденное и научно-теоретическое сознание всегда будут необходимыми составными частями индивидуального и общественного сознания; выявлен механизм доминантного воздействия естественного права на обыденное сознание индивида; несмотря на общий кризис духовности, основой нравственного сознания следует считать моральные абсолюты.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. В научно-исследовательской литературе обыденное сознание чаще рассматривается как более низкий уровень общественного сознания, диссертант исследует обыденное сознание как важную сферу бытия человека. Обыденное сознание выполняет определенные социальные функции. Среди них наиболее важными на взгляд диссертанта является следующие: является способом передачи накопленного эмпирического опыта, обычаев, традиций; представляет способ связи между людьми, поколениями; служит людям ориентировкой в жизненных ситуациях и действиях; служит духовной основой многих практических действий.

2. Обыденное сознание сравнивается с айсбергом, у которого видимая часть значительно меньше «подводной» части. Обыденное сознание

- многопластовое явление. Следует отметить наличие множество пластов, на одном из этажей находится «индивидуальное бессознательное», другом - «коллективное бессознательное», третьем - интуиция, четвертом - «смутные» предчувствия, пятом - страх и т.д. - все это надо отнести к невидимой части обыденного сознания. Многоэтажным является видимая часть этого сознания, выраженная в суждениях, представлениях об окружающем мире и о самом человеке.

3. Сложным и спорным является вопрос о соотношении обыденного сознания и общественной психологии. В диссертации выражено мнение, которое направлено как против отождествления, так и против противопоставления обыденного сознания и общественной психологии. Общественной психологии, безусловно, присущи черты, свойственные обыденному сознанию, но она не тождественна последнему.

4. В диссертации выделяются следующие важнейшие свойства обыденного сознания:

- обыденное сознание - действительное сознание, в то время как теоретическое сознание не всегда может быть действительным;

- обыденное сознание является необходимым условием существования людей, это сознание - исходный пункт сознательной предметной деятельности человека;

- обыденное сознание является эмпирическим пониманием действительности, формируется из привычно складывающихся представлений, отражающих непосредственно условия общественного бытия; обыденное сознание - сложный социально-психологический феномен, представляющий собой единство противоположностей. Обыденное сознание сочетает в себе метафизичность и стихийную диалектику, наивный материализм и анимизм, здравый смысл и опору на слепую веру, на незыблемое мнение авторитета, реалистические представления и различного рода суеверия, поверья, иллюзии, предрассудки.

5. Анализ проблем развития индивидуального сознания в условиях научно-технического прогресса показывает, что содержание обыденного сознания постоянно изменяется под воздействием научных достижений. Научные представления, идеи, понятия, категории, проникая в обыденное сознание, претерпевают изменения, они упрощаются, обыденноизи-руются, делаются удобными для повседневного употребления. Теоретическое сознание развиваясь, приобретает новые черты, характерные для данного уровня развития науки и техники данной исторической эпохи.

6. Важным элементом обыденного морального сознания следует признать моральные абсолюты. В диссертации высказывается мнение, что логически-последовательное рассмотрение проблемы моральных абсолютов ведет к признанию Абсолюта. Вопрос о природе этого Абсолюта остается пока открытым, Одни за Абсолют принимают Бога, другие -мировой дух или мировой разум, третьи считают его функцией нашего индивидуального и общественного сознания, четвертые - удобной логической моделью для построения непротиворечивой этической системы и т.д. Однако бесспорен, по мнению диссертанта, факт существования нравственных основ, которые позволяют людям в самые критические периоды своей истории возрождаться.

7. Естественное право - сущностный элемент обыденного сознания. Естественное право рассматривается, с одной стороны, как исторический этап в человеческой истории, с другой стороны, как выражение в сущности человека свободной воли. Естественное право выражает существенную природу духовной жизни человека, его можно назвать также вечным правом, которое имеет значение для всех времен и народов. Умаление или поправие естественного права извращает духовную жизнь и унижает достоинство человека.

8. Исследование естественного права позволяет диссертанту сделать следующие выводы:

- естественное право составляет важнейшую часть обыденного сознания, исходя из этого следует при определении естественного права полностью учитывать все особенности обыденного сознания;

- необходимо различать понятия естественного права и практического права, хотя безусловна органическая связь между ними, но тем не менее понятие практического правового сознания по объему больше чем естественное право. Практическое право включает в себя естественное право, кроме того в него входят элементы из действующего законодательства (гражданское право, уголовное право, семейное право и т.д.);

- естественное право являлось и является важным социальным регулятором, возникшим на основе эмпирического знания;

- поскольку естественное право вытекает из природы человека (некоторые ученые убеждают в непосредственной связи естественного права с мировым разумом, или даже с Богом) - оно является важным социально-психологическим фактором;

- естественное право в своем «чистом» виде, если существовало, то на очень ранних стадиях развития человека, до родоплеменных отношениях, с возникновением родоплеменных отношений естественному праву необходимо было принимать во внимание интересы сообщества; действительным социальным регулятором естественное право стало с возникновением морали и соединения с ней.

9. Диссертант утверждает, что западноевропейская философия во многих своих направлениях и прежде всего в феноменологии, философии жизни, экзистенциализме, аналитической философии, считает обыденное сознание главной философской проблемой, решение которой позволит раскрыть тайну бытия. Главным путем проникновения в бытие является анализ обыденного языка, являющегося его символическим выражением.

20

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы предполагают новое решение многих актуальных социальных вопросов. В диссертации предложен принципиально новый методологический подход к изучению широкого круга вопросов, связанных с возникновением различных исторических воззрений, а также касающихся условий и путей философско-исторического теоретизирования.

Настоящее исследование также может быть использовано в практике социального управления, положено в основу учебных, социальных и факультативных курсов по философии, социологии, этике.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации изложены в статьях и трех монографиях.

Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на нескольких международных, региональных и межвузовских конференциях. Диссертация рекомендована к защите на заседании кафедры философии СевКавГТУ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Обыденное сознание как сфера социального бытия человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей стране имеется достаточно большая научно-исследовательская литература по обыденному сознанию, но она преимущественно марксистского толка. В ней рассматривается проблема в плане коммунистического воспитания, обыденное сознание характеризуется как пережиточное, направленное в прошлое, а не в будущее, поэтому ставилась главной задачей преодоление этого сознания путем постепенного перехода к полной замене обыденного сознания научным, ядро последнего должно было составить коммунистическая идеология. Эта задача отвечала основным требованиям коммунистической партии СССР по коммунистическому воспитанию советских людей, которые исходили из содержания концепции К.Маркса, Ф.Энгельса, В. И.Ленина по воспитанию, так называемой гармонично развитой личности. Естественно, что такая направленность в работе советских обществоведов по проблемам общественного сознания не только была бесполезной, бесплодной, но н вредной, поскольку искажала сущность обыденного сознания, и не приближала нас к решению проблемы, а отдаляла от правильного решения.

Новая обстановка в России, характеризующаяся прежде всего предоставлением российским ученым-обществоведам полной свободы в творческой деятельности, позволяет сегодня действительно, по научному, объективно подойти к всестороннему изучению обыденного сознания, которое является весьма актуальной и серьезной проблемой. Эта проблема является важной, так как ее решение дает возможность получить ответы на многие трудные вопросы по структуре общественного и индивидуального сознания. Не менее важными вопросами являются вопросы происхождения морали, религии, право, их взаимосвязи между собой. Какой бы из названных вопросов мы не взяли, всякий раз мы вынуждены "выходить" на проблему обыденного сознания, которая, видимо является ключом к их решению. Неслучайно такие выдающиеся мыслители прошлого как Кант, Гегель, В.Соловьев вопросам обыденного сознания, естественной морали, естественного права, практического права уделяли серьезное внимание.

Одной из главных особенностей современной исторической эпохи - широкое, повсеместное шествие научно-технического прогресса по планете. Научно-техническая революция не только демонстрирует выдающиеся научные открытия, небывалые технологические новинки, поражающее воображение технику, она вызывает изменения во всех отраслях производства и во всех сферах общественной жизни, а также, в той области, где изменения трудно было вызвать - область общественной психологии, обыденного сознания, в целом общественного сознания. XX век - век великих научных открытий и технических свершений, глобальных социальных и политических изменений - все это вместе не могло не отразиться на сознании людей. В данной работе, предпринята попытка отметить изменения, вызванные объективными процессами, в обыденном сознании и наметить тенденции дальнейших преобразований обыденного сознания. При этом отмечается, что процесс изменений в обыденном сознании происходит гораздо медленнее, чем процесс возникновения и распространения теоретических, научных знаний, к этом выражается одна из характерных черт обыденного сознания - ее в определенной мере консерватизм и догматизм. Обыденное сознание в работе рассматривается в широком философском плане, как повседневное практическое сознание, не только как уровень познания, а главным образом, как важнейшую .форму жизнедеятельности человека, которая во многих случаях является определяющей. Анализируя диалектику обыденного и теоретического сознания в условиях современного научно-технического прогресса, следует отметить две закономерности в развитии общественного сознания - теоретизацию обыденного сознания и обыденноизацию теоретического сознания. Однако указанные процессы никогда не приведут к полному слиянию обыденного и теоретического сознания, всегда будет оставаться практическое, действующее сознание и всегда будут возникать идеи, теории, гипотезы, одна часть из которых сразу будет воспринята обыденные сознанием, другой части потребуется значительное время для проникновения в данное сознание, третья часть будет отвергнута обыденным сознанием.

Обыденное сознание - это несистематизированное, стихийно возникающее отражение в сознании людей их практической жизнедеятельности. Обыденное сознание включает эмпирические знания из различных областей действительности, наивные представления людей об окружающей их природе, непосредственно житейские правовые нормы, обычаи, представления людей об их собственном положении и потребностях. Оно представляет собой осознание окружающей общественной среды, непосредственных интересов и вытекающие отсюда представления о добре, зле, долге и т.д. Обыденное сознание, как и научное, фиксирует повторяющееся в явлениях, но в отличие от теоретического не идет дальше внешнего сходства, случайных совпадений. В поле зрения обыденного сознания оказывается чаще всего случайное, временное, преходящее, а закономерное, существенное не находит в нем адекватного отражения. Обыденное сознание возникает стихийно. Вырастая непосредственно из практической деятельности как отражение эмпирических условий существования, труда и борьбы. Общественные отношения выступают в обыденном сознании именно так, как они проявляются в тысячах фактов повседневной жизни, на уровне практики и опыта людей. Концентрируясь вокруг непосредственных нужд и забот человека, обыденное сознание осмысливает мир под углом зрения практической полезности, являясь повседневным средством ориентации в непосредственно окружающей социальной среде. Выражая непосредственную реакцию человека на общественные явления и события, обыденное сознание может затрагивать самые широкие общественные вопросы, глобальные проблемы, оценивать и определять к ним отношение с точки зрения непосредственного житейского опыта и практических интересов, значение которых в политике, идеологии величина немалая. Однако обыденное сознание в значительности складывается стихийно и характеризуется несистематизированными представлениями об окружающей действительности, проникает в сущность несложных процессов и явлений. Поэтому понятия, представления Обыденного сознания, правомерные для практического обихода, далеко не всегда применимы на уровне теоретического знания.

Характерной чертой обыденного сознания является его закрепленность в социуме. Содержание обыденного сознания является общими для всех людей одной культуры, одной социальной группы. Собственно говоря, сам факт существования общества как такового определяется наличием общих социальных представлений, единством принятых в обыденном сознании норм, правил, ценностей, знаний, а также тем, что люди думают о своем собственном бытии, теми значения, которыми они наделяют себя самих, являются необходимой частью их реального существования, а не просто его отражением.

Отражая общественное бытие сквозь призму повседневной жизни и практического опыта людей, обыденное сознание способно отражать дух времени и в какой-то мере предвидеть тенденции и перспективы социального развития. Оно далеко не всегда ограничивается только совокупностью эмпирических знаний, а в состоянии придать тем или иным взглядам логически обобщенный характер, хотя такая их интеграция, конечно, будет по своему уровню уступать теоретическому знанию. В обыденном сознании правильные идеи взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями, связанными с устаревшими стереотипами мышления, иллюзиями и заблуждениями.

Как видим, обыденное сознание является сложным, многослойным, противоречивым явлением. Оно включает в себя рациональные черты - стихийную диалектику, наивный материализм, здравый смысл, запас эмпирических знаний, так и черты негативные - метафизичность, стихийность и несистематизированность, опору на слепую веру, на незыблемое мнение авторитета. Наряду с реалистическими представлениями в обыденном сознании уживаются и иррациональные взгляды, представления. Это, прежде всего. Различного рода суеверия, поверья, иллюзии, предрассудки. Обыденное сознание способствует и формированию фантастических образов и мифов. И в то же время оно может заключать в себе систему воззрений, вызванных здравым смыслом и глубокой народной мудростью. Распространено сочетание того и другого. В обыденном сознании наличествует своеобразное переплетение разных форм общественного сознания. Оно включает в себя все элементы общественного сознания, например, элементы политического, нравственного, Ф художественного, философского и др.

Проблему обыденного сознания мы пытаемся конкретизировать, не ограничиваясь абстрактными, общими определениями, которые, безусловно, необходимы в методологических целях. Обыденное сознание, как действующее сознание, является важным социальным регулятором, это обусловлено, прежде всего, наличием в его составе народной нравственности, естественного права, практического правового сознания, каждый из которых сам по себе является регулятором в межличностных отношениях, в отношениях между личностью и обществом, личностью и природой. Очень важной проблемой можно назвать проблему моральных абсолютов, которая совершенно очевидно, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Факт существования моральных абсолютов и признания за ними большой регулятивной силы убедительно доказывается развитием России на ее современном, посткоммунистическом этапе. Исчезли декларативные призывы с требованиями неукоснительно следовать во всем, везде и всегда принципам и нормам коммунистической морали, ушла из жизни социалистическая классовая мораль, однако жизнь людей продолжается на основе общечеловеческих правил, норм поведения. Нельзя согласиться с теми учеными-моралистами, которые утверждают, что старые ценности исчезли, а новых нет, поэтому в современном российском обществе якобы наступил моральный кризис. Общечеловеческие моральные нормы, наработанные человечеством на протяжении нескольких тысячелетий, потому и называются абсолютами с давних пор, что они вечны и позволяют людям взаимодействовать друг с другом, находит согласие и мир.

Проблема обыденного в праве содержит множество аспектов, имеющих значительное методологическое и теоретическое значение. В своей работе мы исследовали ряд социально-философских аспектов обыденного сознания, среди них такие вопросы: как сущность, структура, содержание обыденного сознания, понятие моральных абсолютов, понятие естественного права и др. При изучении этих вопросов мы обратились к истории философии и права, где накопился большой, интересный материал, который не только не устарел, но представляет значительный научный интерес. Следует отметить, что опыт исследования обыденного и теоретического сознания, который проводился на протяжении нескольких столетий, современными исследователями используется слабо. Среди философов прошлого, уделявших данной проблеме внимание, надо выделить Т.Гоббса, Д.Локка, Б Спинозу, Ж.Ж.Руссо, Гегеля, В. Соловьева, И. А. Ильина и др., в произведениях которых, по нашему мнению, содержатся глубокие, плодотворные мысли по характеристике и роли обыденного сознания.

Анализ обыденного сознания как сферу бытия человека позволяет глубже исследовать проблему обыденного сознания, раскрыть его содержание и пункции. Исследования в этом направлении в отечественной философской, социологической научной литературе в последние годы практически не проводится. В то же время научные работы по проблеме общественного и индивидуального сознания имеют не только теоретическое, но и практическое значение, они дают возможность значитель

255 но повысить эффективность деятельности по нравственному и правовому воспитанию людей.

Изучение обыденного сознания людей поможет выяснить причины возникновения и живучести социальных иллюзий, предрассудков, антиобщественных настроений. Познавая причины отставания обыденного сознания масс от изменения их общественного бытия, мы получим возможность сознательно и целенаправленно воздействовать на этот процесс. И самое главное, тщательно исследуя обыденное сознание, мы одновременно решаем ряд сложных философских вопросов. Таких, как происхождение морали и права, возникновения языка, пространственных и временных параметров бытия человека.

 

Список научной литературыБаранов, Станислав Трофимович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, "наивного реализма" в исследованиях домарксистской философии. Горький, 1971.

2. Абульханова-Славская К.А. социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования./УПсихологический журнал. 1994.№4.

3. Аксаков И. Биография Ф.И.Тютчева.М., 1886.

4. Алексеев З.Н. Взаимодействие идеологии и общественной психологии. // Проблемы общественной психологии. М., 1965.

5. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. М-Л., 1966.

6. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Ленинград, 1971.

7. Анищенко А. И., Уледов Л. К. Структура идеологии и общественной психологии. // Методологические вопроси общественных наук М., 1971, №7.

8. Античные теории языка и стиля.М.,Л., 1936.

9. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969-1971.

10. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта. // Вопросы философии, 1993.

11. Аристотель. Аналитики. М. ,1952.

12. Аристотель. Метафизика. Н., 1961.

13. Аристотель. О душе.М., 1937.

14. Аристотель. Соч. В 4-х т. М.,1975-1983.

15. Аристотель. Этика. СПб., 1908.

16. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, созна-ние.СПб.,Наука, 1992.

17. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества".М., 1971.

18. Байниязов P.C. Правосознание: Психологические аспек-ты.СПб.,1998.

19. Баранов A.B. 0.структуре общественного сознания. // Вестник ЛГУ, 1960, №7.

20. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной ;кизнпЛ1ГУ,1982.

21. Барулин В A.C. Социально-философская антропология.Общие начала социально-философской антропологии.М.,Онега.1994.

22. Бахтин М.М. К философии поступка.//Философия и социология науки и техники.Ежегодник 1984-1985.М., 1986.

23. Белинский В.Г. Собр.соч. В 9-ти Т.Н. ,1976-1982.

24. Бельмонт Л. Толпа, как она мыслит, чувствует и действует. СПб.,1911.

25. Беляев Е.И. Философия и обычный язык.В сб. Методология вопросов науки.Саратов,1972,вып.1.26.