автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Механизмы формирования обыденного сознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Механизмы формирования обыденного сознания"
ГОаГЯИ?СГИИЕ£ КО;ЛГГЕТ PCW? ПО ДЕШ НАУКИ 3 BiZCiZT. ÏÏKG.1LÎ
УРАЛЬСКиГ. ' ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЭМИ ГГСУДАРСТВЕНШП ШТЭЕРСКГЙГ т.!. А. M.ГОРЬКОГО
ÏÏa танах рукописи
РЛЛтассо Татьяна ЕвстаТФенна УКД 130.3
МЕХАНИЗМЕ.' -»RKPOEAKH 0ПЙ2НН0Г0 СОЗНА!^
Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
. \
,. а ? О
и?
.у
'Í
квтерефорат
диссергагвш кв .соискание ученей степени кандидата филосо^оких наук
СвзрдлеБск - 1S91
Работа выполнена в Уральском ордена Трудового Красного Знамени полит-эх.нкчоском институте им.С.М.Кирова на кафедра фиюсофли.
Научкнй рут.рводктмь - заплуженный деятель науки РСФСР,
доктор философских наук, профессор Г.Б.Мокроносов
ОфгаУиигътв оппоненты - доктор философских каук,
профессор В.й.Копалов
- кандидат философских наук, доцент Ю.К.Мироикиков
Ведушоэ учреждение
- Институт философия и права Уральского отделения АН СССР
Защита состоится 21 марта 1.391 г. • в 13 часок на заседании специализированного совета Д 063.78.01 ло зэдлте диссертаций на соискание ученой степени доктора философских каук б Уральском ордена Трудового Красного Она'/ани государственном. университета ач'.А.Ы.Горького /620083, г.Сверд-лояск, Х-83, ггр. Ленина, 51, комната 248/.
С диссертацией могло ознвкомиться в библиотеке Уральского унияерсито-га.
Автореферат разос :ан " -4-^/951 г.
Ученый секретарь спе:аа ::13ирорап:;ого сонета
доктор философских каук, профессор
Г. П.Орлов
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш исследования. Исследование обыденного сознания становится настоятельной.потребностью нашего времени - Бремени реальной переоценки ценностей, поясков утраченных яизнекнкх ориентиров, новых смыслов. Все эти процессы перестают бить прерогативой рефлексирующих личностей и обнаруживают свои укорененность в структуре повседневности, в суете каждодневного движения желаний, стремлений, нужд обычных людей, которым по праву принадлежит и обычное, обыденное сознание.
Выражение актуализации проблем обыденного сознания - это кричаще острые проблемы разрутаитальной или созидательной силы мигшя-гов и забастовок, неэффективности социально-экономических программ , когда дало доходит до их выполнения, напряженности социально-психологической атмосферы в обществе. За этими проблемами, которые являются пороздением сегодняшнего дня, стоит целый ряд вопросов, которые были поставлены сотни лет назад /особенно отчетливо в эпоху Просвещения/. Как идеи овладевает массами, как те или иные компоненты сознания представлены в поведения людей, почему противоречия и заблуждения человеческого рассудка могут быть более действенными в процессе социального взаимодействия, чем истины разума, - эти и другие вопросы являются инвариантным содержанием проблем обыденного сознания. Как бы не удовлетворившись уже полученными ответами на эти вопросы, сама жизнь ставит их снова а снова.
В переломные моменты развития общества я общественного сознания, из всего массива вопросов, связанных с хгробле.моИ обыденного сознания, па первый пяан выходит вопрос как возникают, функционируют я изменяются образования обыденного сознания"?
Выявление динамических характеристик обыденного сознания позволяет не только проследить изменения социальной реальности общественного сознания в переходный период, по и в кы:сИ-то мере прогнозировать ход развития социальных процессов, связанных с перепадами социального давления /от высоко!; социальной и политической активности масс до. глубокой апатии и разочарования/. Одпако исследовать динамику развития обыденного сознания без определения механизмов осуществления этих изменений - такое ко бесперспективное занятие, как к принятие законов без обеспечения их соответствующими механизмами роачизадии. Рассыотргнкг. механизмов формирования и функционирования обыденного созн-ькзш пзре-
. водит теоретическое исследование в практическое русло решения проблемы "превращения общественного сознания в общественную силу"1.
Степень разработанности проблегж. История разработки проблем обеденного сознания в советском ойцествовншии соответствует "логике" сони&яьно-нолктичсскаго развития в ншпай стране. Маяно пооследлть вполне определенную связь мспду подъемом интереса к проблемам обыденного сознания, восстановлением "прав" этой сферы общественного сознания как самоценного и укпрерсаль кого ко^онен'га духовкой глзш; общества и процессами демократизации в политической шзни, возрастанием социальной активности народных г/асс. Это, в свою очередь, обусловлено появлением социального задаза на анализ реалий человеческой ялзнедгятель-кости.
следованиям обид-энного сознания в наибольшей степени не повезло в период так казваемсго "застоя", сопровазвдовзегося идеологически инициируемым засильем "научного снобизма" в общг стгенно« сознании и когнигиЕизма в философии. Б последние год? исследовагшя по проблемам обыденного сознания проводятся баш интенсивно. Достаточно сказать, что за последние пять лет вкп-ло пять монография по этой проблеме, общее число работ по ней не превышает десяти^.
Модно выделить несколько плоскостей исследования традицоп ко присугствуюких в работах по обыденному сознании, которые,-как правиле, воспроизводят структуру гносеологического анализа, унифицированного- для любой Форш общественного сознания.
Во-первых, сравнительный анализ обыденного сознания и дру т?:< сфер и уровней общественного сознания,' .таких как социальная психология, массовое сознание, историческое сознание /Го; ченко В., Вьткасоэа К.В., Горак А.П., Горячева Г.К., Миронов Натурная А.К., Овчинников Г.К., Зткинд Л.:,'./. Чаде всего обы-
1. марке К., Знгмьс -i. Соч.-Т. 16.- С.198
2. Черняк ".А., Татипов К.Т. Диалектика теоретического и обы дэт'сго сознания /мировоззоенческий аспект/. Алма-Ата, Ii85; й'бинин /Г.II., Гус;;якова Л.Г. Лиачектика обыденного сознания. Ул.чск, 1£85; ПутжакскиЯ Г.Я. Обыденное сознание. Я., 198?; :'пг/;::<кнз З.'Л., тогуяова Л.В. '.'ировбзэрение, познание, практ ка. л., 1.C-SS; Козлова Я.!?. Социализм и созкаже масс. М.. И
денное сознание анализируется в сравнении с теоретическим сознанием и наукой /Вичева Л.В., Ереяяиков Ю.М., Кузьменко Г.А., Носков В.П., Пономарев В.В., Пулкакский Б.Я./. Во-вторых, исследование структуры и функций обыденного сознания /Еурдина А.й., Буханова Й.В., Горелова Б.Н. „ Гуслятови .Т.Г., Филатов В.П./.
И наконец, исследование мировоззрения на уровне обыденного сознания /Рыкдик В.А., Румянцева М.Л., Сабирова В.М., Серова Л.М./
При всем внешнем различии этих подходов их объединяет то, что анализ обыденного сознания на выходит за рачки cavoro сознания, не затрагивает ткаяь реальных социальных взаимодействий и взаимосвязей.
Наиболее плодотворными представляются подходы, при использовании которых обыденное сознание предстает в своей укорененности в социальной действительности я изучается через анализ потребностей, интересов, ценностей как <?орм существования общественных отношений в жизнедеятельности живых, реальных, людей. С этих позиций обыденное сознание рассматривается в pavKax сэци-ально-фкгософского, социологического, социокультурного подходов. Среди авторов, тяготегаих к таким исследованиям, ксяяо назвать Козлову H.H.. Мгрошншсова 13.'/., Талипова К.Т., Черняк В.А.
Исключительное значение для оемне тения природы обыденного сознания имеюгработы историков Гуревича А.Я., исслсдуотего специфическую ментальность эпохи,, и Гаткина Л.М., анализирупцего бытиЕный слой культуры.
Устойчивым авторитетом пользуются историко-философские исследования обыденного сознания Абрзшнева М.М., Загбелика С., Кузьминой Т.А., Ойзермаиа Т.Н., в которых эта проблема обретает свое место в духовном процессе, б истории развития общественной мысли.
Практической разработкой проблем обыденного сознания в русло конкретно-социологических, социачьно-пслхслогических, этнографических исследований занимается такио ученые, Kai: Агеев B.C., Еаткгин Г.С., Воробьев А.Я., Грушия Б.А., Дилигеясккп Г.Г., Кос-трэкова Л.В., Кузнецов Z.U., Попова И.!.'., Сечскдяева О.Ю. к др.
Общкм моментом, характеризующие исследования проблем обыденного сознания, является стремление дать его определение, обозначить его границы, показать критерии ояоедслящие его специфику, другими словами, зафиксировать определенность оСмдоя-
-ного сознания, При этом вне поля зренет исследователей остаются динамические характеристики обыденного сознания, процессы формирования, функционирования и реализации в социальной действительности его образований, не раскрывается "технология" осуществления этих процессов. Поэтому диссертационная работа ориентирована на зтст не затронутый философским анализом аспект исследования проблемы.
"ета я задачи исследования. Главной целью диссертационного исследования яяляется сопкально-филосо$ский анализ механизмов формирования обыденного сознания как средств реализации его динамических характеристик, Еосцмженае поставленной цеди предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать выбор подхода исследования обыденного сознания, наиболее полно раскрывающего сущность предмета исследования, и адекватно соответствующего состоянию обыденного сознания б переходный исторический период.
2. Выявить противоречивость функционирования обыденного сознания, связанную с действием его механизмов.
3. Построить единую модель функционирования обыденного сознания, вычленив различные урозяи действия его механизмов.
4. Определить сущность психологического механизма формирования обыденного сознания, раскрывающего пути проникновения • элементов обыденного сознания во внутреннюю структуру личности, т.е. ответить на вопрос, как идеи проникает в мотивационно-смы-словую сферу личности.
5. Определить сущность социального механизма формирования обыденного сознания, раскрывающего социальную природу процесса -развития обыденного сознания, т.е. ответить на вопрос, почему те паи иные идеи становятся не только знаемыми, но и значимыми.
'/йтодотогкческой и тео^етичаской основой исследования являются основсшодагевдяе яриянипы классиков марксизма-ленинизма, касазжшеся изучения сущности общественного сознания ка основе анализа форм существования общественных отношении, в индивидуальной ту.знбдеятельности личности, а также коякрвтно-историчес-кэге подхода к анализу общественного сознания.
лэ-гохо логически ценными для представленной работы оказались результаты к выгоды западных немарксистских исследований проблем обыденного сознания в области социологии и социальной пси--.
осолопш /Э.ВаСкэке, М.Коля, УЛиппмана, А.Тяпа/. Голклое влияние на подход автора к проблеме оказали размышления русских мыслителей и философов /Бердяева П.А., Кавелина К.Д., Чаадаева П.Я./ ой исторических судьбам народного сознания. Креме того, автор опирается на материалы'исследований советских психологов, философов, историков, этнографов, специалистов в области культуры, использует материалы конкретно- социологических, социально-пенхологических исследований, публицистики.
Научная новизна исследования состоит прекде всего в самой постановке проблемы. 3 работах по обыденному сознании мо.«ко обнаружить лишь отдельные замечания по поводу механизмов действия этой ¡Еорик сознания. 1'зучонле специфики механизмов обыденного сознания как самостоятельная проблема становится впервые.
Конкретнее результаты исследования, содержание научную новизну:
1. Спегтфдка обыденного сознания выявлена не через определение его свойств и характеристик и соотнесение с другими формами и уровнями общественного сознания, а на основе исследования динамических характеристик его развития как социального явления.
2. Проанализированы особенности социальной реальности обыденного сознания в переходные периода развития общества, как з периоды, когда динамика социальных изменений способствует раскрытию его сущности.
3. Выявлен нейтральный характер социально-психологического процесса стерэотппизаш'и, что позволяет преодолеть негативное отношение к социальным стереотипаи.
4. Благодаря тему, что традиционно относящаяся к социально" психологии проблема стореотипоа становится предметом ссппалько-фхтссофского анализа, исследование стереотипов в работе но ограничивается рассмотрением их содержания, а направлено на изучение способов их образования и Функционирования в ткани существующих общественных отночений.
5. В работе доказмю, что процесс согласования вербального и реального поведения раскрывает сущность социального механизма формирования обыденного сознания.
6. Показана специфика ценностного отнесения к социальной действительности в обыденном сознании.
Науччо-нрактичдская „значимость исследования. Проблематика обыденного сознания находится на пересечении различных научных направлений, поэтому значение результатов исследования не ограничивается чисто философской их интерпретацией. Подученные методологические положения могут быть применены в социально-психологических , исторических и культурно-исторических исследованиях, в этом состоит теоретическая значимость работы. Практическая необходимость анализа реальной духовкой яизня /такого осс;ествЕ., в которой за последнее время произошло значительное смеыеняе акцентов в сторону процессов, питающихся глубинными течениями непосредственного осмысления людьми действительности свое;; повсиднеяной казни, обусловливает социальную значимость предстг;мэ!!.-!ого а.чзллза и предполагает его продолжение на уровне конкретно-социологического изучения обыденного сознания.
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании философии, пои психологической подготовке специалистов, в педагогической практике формирования смыслохизиеиных аспектов мировоззрения.
Аппрбятпя работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философия Уральского политехнического института. Результаты исследования докладывались автором на областнсй конференции молодых ученых /Свердтичск, 1985/, межвузовской конференции "Инженер . 21 века" /Свордлояск, 1986/, всесоюзной конференции "Философ-ско-.>/етодологические пробломы научно- технического прогресса" /Кеуесово, 1588/. ■ "
Структура и объем заботн. Содержание- работы изложено на страница", список литературы содержит наименований. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
оегюзпоз СОДОТАТШ РЛГОТИ
5о введении раскрывается актуальность теми, оповдоляются иг.чи н задачи исследования, обсуждается состояние разработанности проблемы, показывается научная новизна результатов рабо-
?, пеовой главе "Обоснование выбора подлога исследования" расс-ч'атолвглтся различные подходы к анализу общественного сознания, их ссобг.'пмсти к эвристические возможности в исстодова-
обыд-:к-:ого сознания. Такое внгахпав к набору подхода ассле-
дования не случайно применительно именно к этой с^ере сознания. Неопределенность предмета исследования, обусловленная непосредственным слиянием обыденного сознания с лсизяедеятель-яостью ладей, неустойчивость существования субъекта обыденного сознания, связанная с полостным, синтетическим характером отяопчияя к действительности в- зто.1 с?оре, выдвигает на первый план вопрос не что познается, а как познается?
Подходом, наиболее адекватным социальной природе обыденного сознания, является его социально-?итософсксь исследование, лежалее в основе социологического, социально-психологического, социокультурного анализа обыденного сознания кал социального явления.
Предпочтение, которое отдается подходам к исследовании обыденного сознания, связанным с изучением его как социального янлеяия, не отрицает необходимости гносеологического, тео-ретико-позпвкатальнсго изучения этого вида сознания. Речь в данном случае идет о приоритете социального исследования обыденного сознания, пооведение которого не только позволяет раскрыть сущность зтого явления, но и дает возможность более полно использовать потенциал других подходов.
В нервом параграфе "Методологическое обоснований табора подхода иссяедора;п'.я" раскрывается сущность методологии исследования обыденного соэнанга з рамках концепции сЛюствовчкх отношений, рассматриваемы!: г. единстве с яндивгхщгадьшгк '-орма-1дд жизнедеятолъкоста /работе ".охфоносова Г.?.., ¡.Ъсорова А.г.'., Кемерова В.Е./.
В этой концепции общественные отношения трактуется ко как оторванные от кнд1шидуа\1.ной яизясдеятелькостк с,у.<постг.,
поэтому их изучение требует обращения к конкретно!; чувственной данности лизни лодеП,- Осковннэ §о методологические нолочо-пия позволит представить обыденнее'сознание но как :?орму отражения зтих отнопешй, а как отношение или деятельность э. <Горме отпоженпА устанавливаемого'личностью. Такое представление об обыденном сознании преодолевает внешнюю задакнооть его социально»! обусловленности, способствует выявления механизмов проникновения социального во внутренним структуру личности..
3 процессе осуществления социальянг. взаимосвязей. обадздноз сознание выполняет емкечообразуд^то функцию, ответст-зоько за выработку личностнах р^ьелов в деятельности. Г. леяолнокки а-гоЗ
. функции заключается социальное предназначение обыденного сознания, призванного осуществлять ориентации личности в окружающей действительности в процессе поддержания индивидуальной жизнедеятельности. Образование смыслов, обеспечивающих связь индивидуального сознания с социальным бытием личности, позволяет обыденному сознанию осуществлять проведение внешней социальности во внутреннюю, при этом обыденное сознание не только осуществляет отбор,'является фильтром, но активно преобразует "чужое" в "свое".
Но личностные смыслы задаются на в самом сознании, а в деятельности и ке всегда фиксиоуятся сознанием. Поэтому для изучение процесса образования сгыслов, без которого яе "схватыва-•етсн" сущность обыденного сознания, необходимо исследование,, деятельности и поведения личности, выход за рамки собственно сознания.
Прсп.ьсс смыслообразования и сшслопреобразованяя, за который ответственно обыденное сознание, тесно связан с ценностной проработкой им социальной действительности. Смыслообразухщая к шзшостно-нреобразушая функции являются различными масштабами, измерениями социальной реальности обыденного сознания. "Ценности - это .универсальные смыслы" /Б.Франкл/.
Специфика ценностей обыденного сознания состоит в том, что они фиксируют моуонты общезначимого, вводят в русло социального опыта представления о значимости тех или иных действий, принятые в общественном- сознании. Они являются результатом согласования между людьми относительно значимости социальных яз;ени2, поэтому и ориентированы главным .образом не на объект, а 1!е представление других людей об объекте.
Гносеологическое исследование созкалия, где мыслительное содержание вырвано из реального социального контекста, не дает средств анализа этих опосредствований сознания, выполняющих регулятивную функцию в процессе согласования чействий людей. То что обыденное сознание прежде всего не познает, а оценивает 01:])у?саплую действительность, требует изучена его как отнои'а-ная к ентгя, деятельности и самому сознанию, т.е. изучения обыденного сознания как элемента системы общественных отношений, который обладает не мень'авИ социальной реальность!), чем материальные общественные отношения. "Оценивать - значит созидать" /Ф.Нкцае/. -Выполняя ц е н к о с т но- пре об р аз ужуг, функцию.
. обвдзиное сознание не только" участвует л передаче существующих социальных взаимосвязей,■но и производит и воспроизводит систему общественных отношений. Социальное исследование обн-денного-сознания пак общественного отнопения проведено в работе на примере роли фольклора п становлении системы: общественных отноиекий.
Во втором параграфе "Историческое.обоснование выбора подхода исследования" показано, что, зыбор того или иного подхода исследования определяется не только соответствующей сущности обыденного сознания методологией, но и особенностями исторического этапа развития общества и обаественного сознания.
Обыденное сознание на различных этапах своей истории вызывает к яизни различные подходы, средства и методы своего исследования^ В своем обычном состоянии, когда обыденное сознание сопутствует рутинному течению повседневной жизни в рамках стабильно протекающего социального процесса, оно мотет быть проанализировано средствами самого сознания, В переходные же периоды, период/ интенсивной переоценки ценностей и смыслопреоб-разования актуализируются социальные функции обыденного сознания.
В такие периоды возрастает роль' обыденного сознания. Обыденное сознание обрашает на себя внимание не только потому, что прежняя идеология получает "вотуум недоверия", а значечпе субъективного Фактора увели икается, но в первую очередь в результате перестройки самого этого сознания. В переходные перл-оды, являющиеся критической точкой отсчета в развитии общества, • происходит не только смена объективны)*, условий жизнедеятельности, но и смена социальных установок и позиций, смыслов и значений - процессы, которые позволяют раскрыть сущность обыденного сознания, показать ту.ценностно-смысловую работу, которую око осуществляет доступными ему средствами. /Обыденное сознание занимается не теоретически обоснованием а объяснением происходящих изменений, а принимает их или не принимает в процессе придания им смысла/.
Эта работа обыденного сознания заключается в формировании смнслоеого ядра нового мировоззрения, в процессе включения фактов новой картины миро в сулествугаую систему культуры, з самоопределении личности в историческом процессе. Все эти процессы . проиллюстрированы автором с пемо'льв использования исторического
.материала эпохи Ренессанса /классический пример переходного пе-рпода/ и современного материала /переходный период, который переживает папа страна/.
?Та основе сравнительного исторического анализа процессов, проистодтаих в эти эпохи, автор приходит к выводу идентичности закономерностей развития обыденного сознания в такие периоды.
Обыденное сознание не только фиксирует противоречил социального процесса в переходной период, но к само участвует в *о'руираваягг к разрешении этих противоречий, том самым, являясь источником и реальностью социального развития. Зункцкониро-ванпе обыденного сознания является необходимым, во недостаточные условием "превращения идеи в иат^иальную силу". Такой силой является социально-психологическая сила общественного мнения, которое формируется на основе оценочной деятельности обыденного сознания и влияния идеологических конструктов. Обыденное сознание не всегда оформлено в видо общественного мнения. Б переходные яе периоды возникают необходимые предпосылки для такого превращения. Причем в такие периоды в общественном мнении возрастает значение именно стихийных моментов, привносимых обыденным сознанием, поэтому усиливается внимание к содержащейся в нем информации, Фиксиоуэдей его социальную направленность.
Этим моано объяснить тэ многочисленные "комплименты." обыденному сознания, звучание в работах по проблемам перестройки сознания, о том, что оно "раньше и честнее фиксирует" /Тол-стих Б.'!./."более чувствительно и оперативно реагирует" /Уле-дов А.К./"способно опережать теоретическое сознание" /Тощен-ко :.:,!./. Неправомерно считать, что в переходные периоды у обыденного сознания появляются какие-то экстраординарные черты, оно так*.о ограничено в области гносео югии как в любое другое время. Соседство противоречивых установок: рынок и социальная справедливость, благосостояние и равенство - такова реальность современного массового сознания. Но эта пустпвооечияость соответствует специфике переходного пеолода, которая заключается в вариативности общественного развития, в воз,четно с 7-и реального выбора ерзд:! альтернативных путей развития. Состояние и социальная ориентация обыденного сознания во многом определяет этот выбор.
'Изучение обеденного сознания с точки зрения социального подхода'необходимо в переходные периоды для выявления кнутрек-
. них моментов изменения внешних социальных: структур. Б переходные периоды внешние скюмы сотикалышх структур до определенного момента остаются неизменными, скрывая изменения их внутреннего содержания, которые постеигг1К0"взрываят" та изнутри. Етп изменения заключаются прежде всего в динамике выявления различными ■общностями своих интересов и потребностейонк наводят выражение первоначально в обыденном сосна:«:;?.
Есе эти моменты существования обыденного сознания свидетельствуют, по мнении автора, о преимуществах социального исследования обыденного сознанья вгпереходные периоды развития общества.
Глаза вторая •'Специфика механизмов обгонного ссзгтлгп" ва-ЧЕнается с обоснования псобчодкдастл изучения гаха:с'з;:ов ^орм::-ровапия обыденного создания для определения спаш^пкп эта;: С'.Те-ры общественного сознания. Универсальный характер обыденного сознания и вместе с тем ситуативная обусловленность каждого конкретного его проявления связан с противоречивы!/ способом существования з^ого вида сознания,
Б параграфе первом "Гпотироругле рогЫйШШ1-'Т чого в обыденнее сознании" раскрывается протигорочлвая с>г'Яос~ъ обыденного сознания в осуществлении взаимосвязи социальною и индивидуального, в опосредствовании социальности ендпвчг.уально-г^ е жизнедеятельности людей.
7сли своим способом существования в общественно!: япзнд обыденное сознание несет нагрузку по.обеспечению ег.инства с оплат ь-ного и индивидуального, то з своем содерданлк оно, как праг-илс, • отграничивает социальное и индивидуальное. Твляясь халагом проведения изменений внеитои социальной среды и Торин индивидуальной жизнедеятельности людей, эффективным сродством преобразования социального внешнего в социальное внутреннее, обыденнее сознание в своем содержанки разрывает социальное и цнгиввдуаль-ное, па .индивидуальными проявлениями жизненного процесса но видит их социальной подоплеки,
позиция "Л" в обыденном сознания доведена до ассольта. она является той тонко!: отсчета, которая в коночном счзте гооецл-рует всю картину жизненного мира. Такая центростремительная направленность обыденного сознания заземляет лкбые изменения г> системе общественных 07,;юеенп.й на хз»/з нения з инд/ет.луально!.' существовании и аазвитки личности: "для здравого ::,::-:с;:а мелкие
-личные конфликта принимает характер мировых событий . .
Тлеете с тем, трудно переоценить значение участия обыденного сознания в социальной детерминации: в процессах социализации личности, в актуализации идеологии, в регуляции социально-организованных действий. Обыденное сознание в форме современной кода и в форме векового обычая выполняет роль переводчика с языка общественных отношений на язык непосредственного общения.
Таким образом, ограниченность обыденного сознания в отражении закономерностей социальной действительности сочетается с его действенностью в осуществлении социальных взаимосвязей. Такая противоречивость Функционирования обыденного сознания связана с действием его механизмов. Механизм стереотипазации объясняет гносеологическую ограниченность обыденного сознания, а возможность согласования ценностей и потребностей личности в процессе вербального обоснования реального поведения является стержнем его социальной действительности.
Механизмы формирования обыденного сознания рассматриваются на двух уровнях:социально-психологическом и собственно социальном, как двух сторонах единого процесса развертывания динамических характеристик обыденного сознания.
Во втором параграфе "Степеотиг-пэапик как сопкаяьно-психо-логическиЕ механизм'обыденного сознания" предпринята попытка освободить понятие стереотипа от "иелухи" наносных представлений как о косном, ошибочном, упрощенном, навязанном извне знании. Стореоткпизедия в работе рассматривается' с двух точек зрения, как социально-психологический способ восприятия и как социальное явление. Стересткпизапия в своей психологической определенности является нейтральным, органичным для обыденного сознания механизмом социальной перцепции, социальное "лицо" которого определяется в контексте реашгой социальной деятельности и общественных отношений.
Почему именно стереотяпсзаыия выбрана в качестве социально-психологического механизма обменного сознания'? Опираясь ка выводы социальной феноменологии, где основными характеристиками повседневности и процесса ее осмысления в обыденном сознании признаются устойчивость и типологическая определенность обыденной ккзпк, автор считает, что именно стерсотипиза-1тия ошэчаэт этим характеристикам и позволит их зафиксировать.
1. Маркс К., Энгельс 0. Со^.- Т.8.- С.300
- 14 - ■
В работе показано, что сама по себе стереоткпизацкя не является стопором процесса смыслообразования, который осуществляет обыденное сознание. Устойчивость, свойственная стереотипному поведению, может быть не только формой внззнего подчинения ситуации,.приспособления к ней, но и внутренним состоянием личности! .способом отстаивания самодостаточных, самоочевидных лгазнештах опор личности. Понятая добра и зла, воплощенные в стереотипах типа "честный человек", "идеальная яенэ", "добрый христианин", могут выступать в качестве таких опор. Так аз и типизация может быть внешним выракением внутреннего стремления к определенной социальной идентификации, стремления внутренне овладеть желаемым социальным статусом. Если действие по стереотипу приобретает личностный смысл, исчезает внешняя заданпссть поведения и от личности требуется активное воздействие на ситуацию.
Моменты, обусловливающие социальную направленность процесса стереотиппзашта, заключены не в содержании сами:; стерсотн-. пов, а в их динамических характеристиках, еяределящкх пути формирования стереотипов. Стереотипы, содержание которых совпадает, могут выполнять различную социальную роль, иметь различную социальную направленность, в' зависимости от того, в какой социальной деятельности они возникли. Существует ДЕа способа формирования стереотипов: изнутри - в процессе личнсстно-значимой деятельности, и из'не, когда личность не способна задавать личностный смысл в сноей деятельности и' стереотип является результатом ценностного навязывания. "Плохие" и "хорелт-.е" традиции, "налги" и "пенали" образы жизни - такой пресс извне уничтожает способность к емкелополагачию, сужает пространство для самоопределения личности в опыте.
1' зависимости от социальных условий, востребовавших к шгз-ни то или шгае стереотипы, они могут быть пли житз^ск^м:'. понятиями, выполняющими роль деятельностних. субстратов, стабилизирующих а регулирующих процесс повседневной жизнедеятельности, или тем, что принято обычно называть стереотипом - соц/.алькыл! предрассудком.
Ст многократного использования стереотипов отдается заложенное в них личностное начало. Кажется, что в обыденном сознании личность осмысливает мир как бы в отраженном свете. То. что это не так, доказывается на осново теории интепечннъч'к
экстенсивных свойств стереотипов Э Вайнеяе. Экстенсивные свойства стереотипов имеют одно и то же значение для всех нормальных людей, а интенсивные - это свойства стереотипов,выделяемые субъектом как имепциэ для него специфическое личностное значение. Потому процесс стереотипкзадиа не препятствует личностному присвоению знания в обыденном сознании.
Таким образом, говорить о ломке стереотипов, замене одних другими без выявления их социального происхождения и предназначения - некорректно. Такая замена без изменения социальных условий их породивших, востребует "новые" стереотипы, несущие старую социальную нагрузку.
Если методологической предпосылкой такого подхода к стере-отипизгцик является смешение психологических и социальных моментов этого процесса, то идеологической предпосылкой является теория "шлюзования" по отношению к обыденному сознанию, по которой массы сами не способны выработать свое» отношение к социальной действатальности и их задача в том, чтобы подняться, дорасти до нуяшх идей.
Стереоткпязацяя как психологический механизм формирования обыденного сознания позволяет ответать на вопрос как идеи становятся достоянием обыденного сознания личности. Но ответить на вопрос почему кмензо эти, а не иные идеи проникают во внутреннюю, котивадконзо-скысловую структуру личности, мояно только раскрыв сущность социального механизма .формирования обыденного сознания.
Параграф третий "Согласование вербального к реального поведения и социальный механизм обыденного сознания" раскрывает природу социального механизма действия обыденного сознания. Реальное и Еербальное поведение являются объективированными Формата существования сознания. Полное согласование их невозможно, но в поле напряжения менду этими двумя полюсами развертывается социальная действительность обыденного сознания. В вербальном поведении на осново интериоризированпых личностью ценностей происходит объяснение и обоснование действий личности е реальпом повздеязл:. Вбрбалъноэ поведение не просто внешняя оболочка сознания, это форма социальной активности личности. Ток как оно расчнхано на восприятие извне, то должно быть ышаше наблюдаемый. Такая ориентация вербального поведения настраивает его на волну ценностей, принятых, в общество
• ш содиальноЗ группе. Реальное жа поведение ориентировано на систему потребностей я интересов личности как форм вклэчо-нпя лячпости в систему сбгдественных отношений.
3 работе проводится идея двух лкглй детерминации обыденного сознания со стороны ценностей и со стороны потребностей и. интересов - этих двух ипостасей человеческого существования.
Г.Натияр утверждал: "Человек создай яелачием, а из потребностью", Кромвель наоборот призывал: "Делайте для людей то, что mi нужно, а не то, что они хотят". '.!а?кс ея;е более определенно указывал, что необходимо различать "ке-вду тем, чтс человек думает п гогориг о себе и тек, что он есть и что он делает на самом деле"Ч
Ценности, вываленные в вербальном поведении л потребности,' воплощенные в реальном поведении объединяет их значимость в тазнедеятельности личности. Но она определяется различными основаниями. Значимость потребностей основывается на объектг.вннх условиях деятельности, зависит от качестз и свойств объекта, а значимость ценности основана на представлении других лк?цей об • объекте, является результатом согласования отношения к объекту в общественном сознании /обычно не ценность трактуется kojc посредник «езду потребностями и объектом, как вырагенля потэобног • тей в сознании/.
Зазор существующий между системой петюстей и потребностей позволяет представить д;п;ам"ческуа картину формирования обидэн-ного сознания, социальный механизм которой заключается в согласовании вербального и рзального поведения. 3 обыденном сознании осуществляется выбор данностей для обоснования реального поведения по реализации интересов и потребностей, я одновременно потребности проходят "таможенный досмотр" в ценностной структуре личности. Обыденное сознание в этой' своей роли не тождественно мотикационному^механизму, в ней глав-гим является не вы-, явление побуждений к действии, а отнопение к этому действия как к .имевшему для личности синел "своему", ели не ж/ещему - "чулому". Личностно значимой деятельностью, нмоэдей личностный смысл для человека, является деятельность, в которой ему, ' удается согласовать своз вербальное п реальное пзвэдз:пз.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.8.- С.145.
г 17 -
На основе рассмотрения различных вариантов их согласования автор гаделяет основные типы социальной ориентации личности.
В диссертации обосновываются пути изучения обыденного сознания как социального явления, через анализ возможностей и меры согласования вербального к реального поведения, а также социальных причин их рассогласования.
Обдий конечный итог действия психологического и сопиельно-го механизмов формирования обыденного сознания можно представить в виде схемы, которая выявляет основные детерминанты процесса становления обыденного сознания.
Психологический уровень
Социальный уровень
Содержание работы отражено в следутапх публикациях автора;
1. Структура научного познания и оптимизация учебного процесса в техническом вузе • //Инженер XXI века. Актуальные проблемы ■ подготовки и повышения квалификации .специалистов в свете
решений . ХХ.711 съезда КПСС: Тез.докл..- Свердловск, 1986.-С.15-17
2. Уровни социального познания в условиях социалистических общественных отношений //Социально-экономические проблемы ускорения паучно-технического прогресса в свете решений ХХУ11 съезда КПСС: Тез.докл.- Свердловск, 1986.- С.30-32
3. Структура повседневной жизнедеятельности человека //.Марксистско-ленинская концепция человека и научно-технический прогресс: Тез.докл.- Свердловск, 1987.- С.138-139
4. Обыденное сознание //Философско-методологические проблемы научно-технического прогресса: Тез.докл.- Кемерово, 1968.-С.94-99
5. Злрключения здравого смысла //Научно-технический прог-'ресс и духовная культура: Тез.докл.- Свердловск, 1958.-
С.105-1Ой. •