автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Польская, Наталия Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии'

Текст диссертации на тему "Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии"



* О С)

<■ ! }

Чй>" £

»¿л

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

На правах рукописи

Польская Наталия Анатольевна

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ.

09.00.01,- Онтология и теория познания.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Мокин Б.И.

Саратов, 1998 г.

Введение.

Актуальность темы исследования. Так как анализ философских оснований имеет важное значение не только для методологии научного познания, но и для такой области эмпирического знания как психотерапия, границы которой очерчиваются знанием психопатологии, прояснение фундаментальных основ феномена психопатологии является не только теоретически важным, но и методологически необходимым.

В настоящее время проблема психопатологии, на первый взгляд казалось бы хорошо изученная и неоднократно артикулированная позитивным мышлением, тем не менее оказывается мало проясненной в ее философском аспекте. А именно онтологические и методологические условия, на основании и в рамках которых сформирован современный подход к психопатологии, можно назвать недостаточно исследованными, хотя важность такого рода изысканий неоспорима. Такой философско-теоретический пробел в психотерапевтическом знании пытается преодолеть экзистенциально-феноменологическое направление* в психотерапии, к изучению философских оснований которого обращена данная работа. Сформировавшееся в лоне рациональной мысли, понятие психопатологии прочно укоренилось в нашем сознании в качестве медицинского термина, указывающего на нарушение сферы психического и де-социализацию индивида. Но нельзя забывать, что то, что подразумевалось под психопатологией, не исчерпывалось сугубо медицинским смыслом и безусловно являлось более, чем диагностической формулировкой, так как несло на себе печать инаковости и взаимоотчуждения человека и мира. Поэтому опыт психопатологии требует к себе особенного внимания и специального прояснения в своих глубинных структурах и основаниях.

Современное знание о психопатологии базируется на психоаналитических разработках проблемы сознательно-бессознательной

* Qi,например: Меек Clinton R. Existence, culture andpsychoterapy. N.Y., 1985.

психики (З.Фрейд, К.Г.Юнг)*. С психоаналитических позиций основания психической патологии следует усматривать в бессознательных переживаниях, относящихся преимущественно к сфере инфантильного опыта, с наложенной на них печатью морально-этической скверны.

Если психоанализ изучает проблему психопатологии как проблему сознательно-бессознательного конфликта, то в рамках феноменологического учения Э.Гуссерля" проблема психопатологии оказывается частной проблемой соотношения нормы и патологии. Психопатологические явления, как и психические явления вообще, будучи интенциональными по своей природе конституируются интенциональными актами. Отклонение от нормы в своих истоках видится как нарушение процессов самоконституирования и конституирования интенциональных актов, которые и организуют психопатологическую реальность.

Понятие феноменальности психической жизни оказывается важным для работ в области психиатрии, так как выводит психические феномены за рамки детерминистских соотношений, сосредотачивая исследовательское внимание на собственно организации психического. Феноменология позволяет подступиться к психике не через обязательную апелляцию к внешней, предметной реальности, но очертить собственную психическую структуру на основе внутренних принципов ее организации. На пересечении феноменального и психоаналитического полей впервые возникает фундаментально-методологический интерес в области терапии психических расстройств, который впоследствии формирует направление экзистенциальной психотерапии.

Феноменологическое изучение исходных оснований бытия человека,

* См., например:Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. Под ред. МГЗТрошевского. М.,1990.Фрейд 3. Избранное. М,1990. Юнг К.-П Проблемы души нашею времени. М.,1994. ЮнгК.-Г. Психология бессознательное. М.,1994 и др.

** См. .Гуссерль Э.: Феноменология//Логос. 1991.N1; Амстердамские доклады// Логос.1994.Ы5; Кризис европейского человечества и философия//Вопр. философии. 1986НЗ; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология^ Вопросы философии. 1992.Ш и др.

определяет направление и интерес последующих онтологических поисков, в которых отказ от позитивистских утверждений сочетается со стремлением определить фундамент бытия человека как внутреннюю структуру, обладающую собственной логикой и собственным смыслом. И здесь онтологический поиск разветвляется: либо исходные основания человеческой реальности усматриваются укорененными в бытии человека и коррелируют с расположением, пониманием и выговариванием человеческого существования как Dasein (М.Хайдеггер), либо корни всякой возможности существования уходят в небытие или ничто и коррелируют со свободой и творческим жестом (Ж.-П.Сартр, Н.А.Бердяев). Проблема психопатологии в контексте данных подходов решается теоретиками и практиками экзистенциальной психотерапии как проблема онтологического "срыва", когда всякое патологическое отклонение исходно - есть деформация на онтологическом уровне (Л.Бинсвангер, М.Босс, Р.Лэйнг)*.

Последующее развитие философской мысли вводит другой онтологический вариант, а если сказать точнее, расщепляет возможность единой онтологической сетки на многообразие и пластичность онтологических кодов, редуцируемых до знаковых переменных. Онтологическое знание оказывается вплетенным в более универсальное и многоплановое знание о человеческом мире, где исходной единицей выступает знак, и всякое понимание оснований бытия неразрывно связывается с пониманием знаковых структур, их законов и взаимосвязей". С другой стороны, явление психопатологии высвечивается как альтернативная разуму зона дискурса, и смысл изучения психопатологии

* См.. нагоимер: См.: Binswanger L. Being-in-the-World: Selected Papers of Ludwig Binswangen London, 1У75. Binswanggr L. Existential Analysis and Psychotherapy//Fsychoanalisis and Existential Philosophy. N.Y.,1962. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis/ N. Y.,1963. Бинсвангер JI. Феноменология и психопа!шогая//Лошс. 1992. N3. С.125-135. Босс М. Влияние М.Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии// Логос. 1995.N5. С.88-100. Лэнг Р. Расколотое "5Г.СГО.Д995.

** См.,например: Барт Р. Избранные работы: СемиошкаПоэгика М.,1994. Лакан Ж. Инстанция буквы или судьба разума после Фрейда М.,1997.

определяется условиями формирования (социальными, политическими, экономическими, религиозными и т.д.) пространства данного дискурса (М.Фуко). Определение структур знаний в качестве конституирующих оснований психопатологии, формирует методологические предпосылки и очерчивает гносеологический статус движения антипсихиатрии (Р.Лэйнг), в котором сугубо теоретико-онтологические установки естественно переплетаются с установками социальными и политическими.

Но наряду с этим в опыте современного философствования заявляет о себе прямо противоположная знаковой разбалансировке мира тенденция, которая, апеллируя к идее апофатизма, заявляет о необходимости восстановления единого онтологического сценария - онтологической вертикали, собирающей многозначие мира в единое целое (Э.Левинас)*. Экзистенциальная терапия, пересекаясь с подобными идеями, выражает их на собственном языке в проектах трансперсональной психологии (С.Гроф)" , а также многообразных эклектичных подходах, совмещающих терапевтические цели с достижениями духовного плана.

Актуальность онтологического прояснения человеческого бытия, таким образом, оказывается непосредственно связана с методологическим кризисом понимания и интерпретации этого бытия. Изучение и подход к проблеме психопатологии отражает все перипетии научного познания мира и вписывается в те методологические установки, которые, будучи артикулированными философской мыслью, очерчивают сферу прикладных исследований.

Онтологические тенденции, заявленные философией, открывают новые методологические горизонты для практических наук, в частности, для

* Левинас Э Значение и смысл // Онтология. Эстетика. Решгаознаяфидасофия. Труды высшей религиозно-философской школы. Вып.2. СПб.,1993. Drabinski JE. The status of the transcendental inLevinas'lhought//Philosophy today. 1994. Vol. 38. N2. C.149-158

**Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.,1993.Троф С., Беннег Х.З. Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. М.Д996. Гроф С. Трансперсональные опыты// Человек 1991 .N5 . С.53-62.

экзистенциальной психотерапии, это:

■ "фундаментальная" онтология: прояснение исходных оснований в присутствии человека (Dasein) (М.Хайдеггер);

■ онтология небытия, ничто: прояснение исходных оснований в небытии, ничто (Ж.-П.Сартр, Н.Бердяев);

■ онтология в контексте современных интеллектуальных течений: от дискурсивных практик ( М.Фуко,) до апофатизма (Э.Левинас).

Актуальность данного исследования заключается, во-первых, в выборе предмета исследования, в качестве которого выступает явление психопатологии, во-вторых, в "зоне поиска", очерчиваемой философским, медицинским и психологическим знанием. Работа отражает сформировавшуюся в современном научном познании тенденцию к междисциплинарному анализу смежных проблем и осуществляется на современном материале.

Степень разработанности проблемы. Проблема психопатологии выступает как онтологическая и гносеологическая проблема, так как ставит вопрос об исходной матрице данного феномена, об условиях его конституирования и его понимания, но с другой стороны, эта проблема раскрывает свой методологический и эмпирический характер в постановке вопроса о методах и способах исследования и лечения психопатологических нарушений. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы обусловливает выбор философско-фундаментальных и психологических разработок, которые находятся в прямом отношении с пониманием основ психопатологии. Исходя из этого, важными являются исследования, затрагивающие фундаментальные вопросы бытийственности человека, которые условно можно расположить в трех блоках: исследования природы бытия и психической жизни (феноменология, психоанализ), исследования бытия человека в мире (экзистенциальная ветвь) и современные интеллектуальные течения.

1.Проблема психопатологии, будучи непосредственно включенной в более общую проблему психической жизни, обусловливает обращение к работам, в которых изучение психического занимает центральное место. Для данного исследования наиболее важными представляются две позиции: психоаналитическая (З.Фрейд, К.-Г.Юнг) и феноменологическая (Э.Гуссерль), так как именно на пересечении этих теорий впервые закладываются основы феноменологического понимания

психопатологических явлений. В научной литературе анализ проблемы бессознательного, осуществляемый как на философском, так и на психологическом материале представлен очень широко и охватывает работы философско-исторического и аналитического характера, в которых внимание фокусируется, с одной стороны, на проблемах бессознательной психики (Бойко А.Н.,1978; Автономова Н.С. 1985; Бассин Ф.В., 1990 и др.)*, а с другой стороны, подвергаются изучению частные проблемы взаимовлияния философских и психоаналитических воззрений (Кузьмина Т.А.,1969; Тихомиров О.К.,1981; Какабадзе В.Л.,1982; Велиев Г.Н., 1984;Лейбин В.М., 1977,1990; Руткевич А.М.,1997; Грюнбаум А.,1997, Вгиппег 1,1994 и др.)**.

Феноменологический подход, определяющий психическое, а именно сознание в качестве фундаментальной базы человеческого бытия, и исследующий феномены сознания как интенциональные и конститутивные

См. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. КиевД978. Автономова Н.С. Концепция бессознательного: гаосеологаческий статус// Филос.науки.1985.N5 .С.81 -90. Бессознательное: природа, (Ынкции, методы исследования. Т.1: Развитие идеи. Подред. АСЛрангишвипи, АЕШерозия, ФББассинаТбилиси, 1978. Франц МЛ. фон. Наука и бессазнательное//Человек. МД996Бып.5.С.55-63.

** Бресс И. Психоанализ и психология// Вопросы философии. 1993.N12. С.51-56. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философвд туки//Вопросы философии. 1001.N4.C.90-106. КакабадееВЛ. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси,1982. Кузьмина ТА. Человеческое быше и личность у Фрейда и СартраУ/ Проблема человека в современной философии. M1969. С.269-314. Лейбин ВМ Психоанализ и философия неофрейдизма. М.,1977. Лейбин ВМ Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990. РушевичАМ. Психоанализ: истоки и пфвые этапы развития. М.,1997. Тихомиров O.K. Теоретические проблемы исследования оессознательного // Вопросы психологии. 1981 .N2.C.31-39. Branner J. "Every path will end in darkness" or : Why pshychoanalysis needs metapsychology// Science in context Cambridge etc. 1994. Vol.7. Nl.P.fe-101.

элементы бытия, широко рассматривается отечественными

исследователями; большое внимание уделяется методологическим аспектам феноменологии, анализируется возможность использования

феноменологической базы эмпирическими науками (Бабушкин В.У., 1978, 1985, 1996; Мотрошилова Н.В.,1981; Матьюс Ю.Й.,1984; Ионин Л.Г.,1986; Гайденко Г.М.,1992, 8р1ве1Ье^ Н.,1972 и др.)*.

2.В области экзистенциальной философии, фундаментальными являются подходы, касающиеся онтологической проработки экзистенциальных черт бытия человека в мире: это прежде всего работы М.Хайдеггера (несмотря на то, что Хайдеггер не считал себя экзистенциалистом, тем не менее, его фундаментальный труд «Бытие и время», оказал существенное влияние на развитие экзистенциальной философской мысли), Ж.-П.Сартра, Г.Марселя, А.Камю, П.Тиллиха, в которых онтологические условия конституирования человеческого бытия выступают в виде экзистенциальных черт, указывающих на смысл существования человека**. Экзистенциальное направление философии в отечественной литературе подвергалось многостороннему анализу и проработке (Гайденко Г.П.Д963; Григорьян Б.Т.,1994; Зотов А.Ф., Мельвиль

См.: БабушкинВ.У. О природе философского знания. М.,1978. БабупжинВ.У. Феноменологическая философия науки. М, 1985. БабупжинВ.У. Сознание и время: (О пршоде философской рефлексии) //Проблема сознания в философии и науке. M.,1996. С. 1315. гайденко ГМ Научная рациональность и философским разум в интерпретации ЭГуссерля//Вопросы философии.1992.N7.C. 116-135 .Ионин Л.Г. Противоречие созерцательного рационализма// Вопросы философии. 1986.N3 .С.91 -100. Матьюс КШ. Концепция ингенциональности сознания в «Логических исследованиях» ЭГуссерля. Опыт зеконструкиии//УчзапискиТарг.ун-та.1984Вьш.693.С.57-85. ТавризянГМ Феноменология ^ "уссерля и французский экзистенциализм// Вопросы философии.1968.N1 .С.66-77; МотрошиловаHJB. Специфика феноменологического метода//Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: ЗинатнеД981. С.28-73. Кэрнс Д. Введение в ^ссерлевскую феноменологию// Зарубежная феноменология и экзистенциализм. 4.1. Киев,1989. С.Г2-23; SpiegelbergH. Phenomenology in psychology and psychiatty. A historical introduction. EvanstonJSfortnwest UP., 1972. XIV,411 р.и др.

** См., например:. Хайдеггер M. Бьпие и время. M.,1997. Sartre J.-P. Being and Nothingness. An Essays onPhenomenological Ontology. N.Y.,1962. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.Д995. ТиллихП. Мужество быть// Символ,28Лариж. 1992.

Ю.К.,1994; Франк И., 1995)*. Анализировались как фундаментальные теоретические положения экзистенциалистской традиции, так и взаимосвязь экзистенциалистских идей с культурологическими, социально-политическими , психологическими проблемами человека и его бытия (Киссель М.А., 1966, 1994; Краснухина Е.К.,1991; Ксенофонтов В.И.!991 и

ДР-) •

3. И третья область исследований охватывает современные философские течения, касающиеся знаковых интерпретаций культуры, когда бытие человека анализируется как текстовое пространство (Р.Барт, Ж.Лакан, Ж.Делез, Ж.Деррида), когда смыслы "размываются" в вариациях буквы, играх означающих, когда человеческая реальность

идентифицируется с текстом, требующего структурного изучения; с другой стороны, человеческая реальность понимается как дискурсивное пространство, конституируемое структурами знания и власти (М.Фуко). Другая тенденция современного философствования - возрождение апофатической идеи в метафизическом дискурсе Э.Левинаса, который обращается к идеи Абсолютно Другого, с целью восстановления единой смысловой вертикали.

Изучение философии постмодерна осуществляется в направлении критического анализа постмодернистских понятий, осмысления ситуации постмодерна в историко-философском и культурологическом аспектах (Автономова Н.С.,1977; Антипов Г.Г., Донских О.А.,1989; Гараджа А.В.,

См., например: ГайденкоГЛ. Экзистенциализм и проблема культуры. М.,1963. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человекам,1973. Рикер П. Экзистенциальная феноменология// Зарубежная феноменология и экзистенциализм. Тексты и комментарии. 4.3. КиевД990. С24-35. Зотов А ГО., М�