автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Гуманистическая психотерапия (социально-философский анализ)

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Александрова, Ольга Ростиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Гуманистическая психотерапия (социально-философский анализ)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Александрова, Ольга Ростиславовна

Введение.3

Глава I. Социальные и теоретические предпосылки возникновения гуманистической психотерапии.16

§1. Социальные предпосылки.16

§2. Психологические предпосылки.29

§3. Философские предпосылки: экзистенциализм и феноменология Гуссерля.48

Глава II. Сущность гуманистической психотерапии.61

§1. Основные теоретические положения гуманистической психотерапии.62

§2. Вклад А.Маслоу и К.Роджерса в становление гуманистической психотерапии.78

§3. Значение гуманистической психотерапии для современного общества.107

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Александрова, Ольга Ростиславовна

Актуальность темы диссертационного исследования определяется, во-первых, происходящими в современном мире сложными и противоречивыми процессами. Глобализация экономических, культурных, политических и других структур, как свидетельствуют факты, имеет не только позитивные, но и негативные последствия, выражающиеся в том, что постепенно возрастает дезинтеграция общества. Средний класс, считавшийся основой западного общества и состоявший из наиболее образованных и активных его членов, фактически разрушается, «нижняя прослойка среднего класса медленно, но верно скатывается к нищете».1

Характерной чертой нашей эпохи является кризис многих сфер общественной жизни, рост поляризации между богатыми и бедными странами, углубление пропасти между богатыми и бедными слоями общества даже в развитых и «благополучных» странах Западной Европы и США. Это приводит к усилению чувства неуверенности в завтрашнем дне, страха перед неизвестностью, осознания одиночества. Многие индивиды, оказавшись перед трудными проблемами, переживают глубокий психологический стресс, нередко приводящий к суициду, алкоголизму, наркомании.

Для нейтрализации негативных факторов глобализации необходимы серьезные изменения в экономической и социальной политике, политических приоритетах, а также активные меры психологической адаптации индивида к современным условиям социума. В связи с этим многократно возрастает роль гуманистической психотерапии, предлагающей человеку пути гармонизации внутреннего мира, раскрытия потенциала и создания подлинной системы ценностей.

Во-вторых, несмотря на широкое распространение различных видов гуманистической психотерапии, во многих странах, в том числе и в России,

1 МартинГ.-П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001. С.224. ч теоретическое осмысление данного явления встречается довольно редко. Насколько нам известно, российскими учеными изучение данного вопроса с рассматриваемых нами позиций ранее не проводилось. В некоторых работах затрагиваются определенные аспекты гуманистической психологии1 или упоминаются отдельные направления гуманистической психотерапии2, однако работы, посвященные социально-философскому анализу гуманистической психотерапии, не были нами обнаружены в обозримом поле российской литературы, хотя гуманистическая психология и психотерапия занимают важное место в современных науках о человеке.3

В-третьих, в соответствии со спецификой изучаемого явления, анализ затрагивает области философского, психологического и социологического знания. Работа отражает сформировавшуюся в современном научном познании тенденцию к междисциплинарному анализу смежных проблем и осуществляется на современном материале.

В-четвертых, гуманистическая психотерапия оказала огромное влияние а такие сферы общественной жизни, как образование, социальная работа, консультирование, управление производством и т.д. То есть анализ гуманистической психотерапии способствует пониманию перечисленных выше явлений.

Гуманистическая психотерапия сформировалась в рамках более широкого гуманистического движения, возникшего на Западе во второй половине XX века. Гуманистическое движение является одним из фундаментальных направлений, реализующимся в философии, литературе, психологии, психотерапии и пр., обратившимся непосредственно к вопросам

1 См., например: Анциферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу//Вопросы психологии, 1973. №4. С. 173-180; Брылева Л.Г. Онтология самоактуализации личности как предмет прикладной культурологии. СПб., 1998; Леонтьев Д.А. Развитие идей самоактуализации в работах А.Маслоу//Вопросы психологии, 1987. №3. С.150-158; Польская Н.А. Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии. Саратов, 1998.

2 Бурдин А.В. Социально-философский анализ феномена «больной дух». Пермь, 1999.

3 См., например: Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000; Холл Кэлвин С., Гарднер Л. Теории личности. М., 1997; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997; Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998. самоосуществления (самореализации, самоактуализации) личности. Один из участников этого направления Вилл Шуте пишет: "В истории идей случаются узловые точки - относительно короткие периоды времени, когда много замечательных людей собираются в одном месте и, соединяя свои силы, осуществляют прорыв в знаниях. в определенной области и вносят значительный вклад в культуру. Далеко не полный список тех, кто внес свой вклад в это направление, позволяет почувствовать аромат этой эры: Абрахам Маслоу, Аллан Уотте, Джозефф Кэмпбелл, Карл Роджерс, Карл Прибрам, Ролло Мей, Якоб Морено, Фритц Перлз, Эрик Берн, Джоан Баэз, Рави Шанкар, Станислав Гроф, Рам Дас, Арнольд Тойнби, Джон Лилли и др.1

Специфика психотерапии вообще заключается в том, что это явление синтетическое, впитавшее в себя идеи психологии, медицины, философии, физиологии, лингвистики, социологии и т.д. Едва ли можно утверждать, что психотерапия уже является полностью сформировавшимся социальным институтом с четко определенным местом в структуре общества, с единой методологической базой и четкими функциями. На данном этапе, вероятнее всего, происходит становление данного явления. В различных психотерапевтических школах обсуждаются новые, более эффективные подходы, формируются новые взгляды на личность, на природу и методы лечения нервных расстройств, на взаимоотношения человека и мира. Различные психотерапевтические направления опираются на философские теории, которые, по их мнению, создают наиболее адекватную картину человека в мире. В связи с этим именно социально-философский анализ позволяет наиболее глубоко и всесторонне исследовать данное явление. В ходе этого анализа мы не только выявляем теоретические, в том числе философские и социальные предпосылки, но также исследуем влияние психотерапии на современное общество. При рассмотрении психотерапии это приобретает особую важность, поскольку специфика данного явления заключается в том, что, с одной стороны, при формировании метода

1 Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб., 1993. С.6. психотерапия опирается на определенные философские и психологические теории, а также отвечает запросам общества, а с другой стороны, благодаря своей практической направленности, сама оказывает влияние на различные социальные институты.

В данной работе мы анализируем не только гуманистическую психотерапию как таковую, но и основные положения гуманистической психологии. Это необходимо, поскольку психотерапевтические методики всегда базируются на определенных представлениях о структуре личности, мотивации ее поведения, определении нормы и патологии, - то есть на определенных теоретических положениях, разрабатывающихся в психологии. Применительно к гуманистической психологии и психотерипии это особенно уместно, поскольку идея гуманистически-ориентированной психологии была выдвинута учеными, работающими, по большей части, в прикладных областях психологической науки: психотерапевтами, психологами-консультантами, психологами, занимающимися практической деятельностью по организации общения в процессе обучения и т.д. Поэтому центральным принципом, который лежал в основе деятельности психологов, принадлежащих данному направлению, является принцип практической ориентированности психологического знания и центральным тезисом - тезис о том, что психологическое знание - это всегда не только знание о чем-то, но и знание для чего-то.

Степень разработанности проблемы. Актуальность темы тесно связана со степенью ее разработанности. Как мы отметили выше, в российской научной литературе анализ гуманистической психотерапии встречается крайне редко. Описание явления "гуманистическая психология" мы находим в работах Ярошевского М.Г. , Братченко А. , Лейбина В.М. , Зейгарник Б.В.4 и т.д. Однако данные работы по большей части посвящены

1 Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1994.

2 Братченко С. Конференция по проблемам экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии//Вопросы психологии. 1997. №3. С. 147-150.

3 Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.

4 Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. другим темам, а проблема гуманистической психологии и психотерапии затрагивается в них лишь отчасти.

Гораздо лучше дело обстоит с публикацией работ представителей гуманистической психотерапии на русском языке. За последние несколько лет были изданы такие обобщающие работы, как "Хрестоматия по гуманистической психотерапии"1 и "Теория и практика групповой л психотерапии" . Ряд интересных работ психотерапевтов, применяющих методы гуманистической психотерапии, публикуется в серии "Библиотека психологии и психотерапии"3. Число подобных изданий на русском языке с каждым годом увеличивается, что также свидетельствует о востребованности идей данного направления в нашем обществе, о большом интересе и профессионалов, и широкого круга читателей к основным положениям и методике гуманистической психотерапии.

Что касается западной научной литературы, то в ней тема гуманистической психологии и психотерапии освещена достаточно подробно. Весь массив литературы по данному вопросу мы можем разделить на несколько групп в зависимости от того, под каким углом рассматривается данное явление. Прежде всего, это работы, проводимые в рамках самой гуманистической психологии. Важную роль в этом сыграли созданные Маслоу "Журнал гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology) и "Журнал трансперсональной психологии" (Journal of Transpersonal Psychology)4. Далее следуют работы самих основоположников гуманистического направления - Маслоу и Роджерса, а также огромное число

1 Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

2 Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.

3 Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической терапии. М., 1998; Витакср К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998; За пределами психики: Терапевтическое .«аследие Карла Витакера. М., 1999; Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998; Польете' И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности. М., 1999; Польстер И., ПольстерМ И итерированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М., 1997; Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., 1998; Эволюция психотерапии. В 4-х томах. М., 1998; Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 1997; Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

4 См., например: Tart, Charles Т. Scientific foundations for the study of altered states of consciousness//Journal of Transpersonal Psychology. 1971. №3. P.93-124. их последователей1. В отдельную группу можно выделить работы по сравнительному анализу гуманистической психологии с другими направлениями современной психологии2. Данную тему разрабатывают не только представители гуманистического направления, но и сторонники других психологических течений.

Серьезные и объемные исследования проводятся на Западе по проблеме эмпирической верификации основных положений рассматриваемого нами движения3. Также существует ряд работ, написанных социологами и затрагивающих проблему влияния идей и практики гуманистической психологии на современное общество4. Как правило, эти работы посвящены анализу проблем постиндустриального общества и, в этом контексте, рассуждениям о приемлемости гуманистических идей при их решении. Следующая весьма обширная группа аналитических работ посвящена применению положений, выработанных в рамках гуманистической парадигмы, к различным сферам социальной жизни5.

Однако в работах западных исследователей не освещены вопросы, которые оказались в центре внимания диссертации. В данной литературе не

1 Maaiov A. Motivation and personality. New York, 1954; Maslow A. A philosophy of psychology. New York, 1956; Maslow A. The psychology of science: A reconnaissance. New York, 1966; Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1951; Rogers C.R. In introspect: forty-six years//The American Psychologist. 1974. V.29.P.115-123; Rogers C.R. Some issues conserning the control of human behavior (symposium with B.F.Skinner), 1956. Science, 124. .1057-1066; Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships as developed m the client-centered framework. New York, 1959. P. 184-256.

2 Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology. Chicago, 1974; Humanism and behaviorism: Dialog and Growth. Oxford, 1976.

3Kelly R.B., Choran V. Yet another empirical test of the relationship between self-actualization, and moral judgement// Psychological Reports. 1985. v.56. P.201-202; Knapp R.R. Handbook for the Persona! Qnentation Inventory. San Diego, 1976; Marcus H Self-knowlige: An expanded view//Journal of Personalty. 1983. V.51. P.543-565, Marcus H., Nurius P. Possible selves//American Psychologist. 1986. V.41. P.954-969; McClain E. Futher validation of the Personal Orientation Inventory Assessment of self-actualisation of schoolcounselors//Journal of Consalting and Clinical Psychology. 1970. V.35. P 21-22.

4 Bellah R.N., Madsen R., Sullivan W.M., Swidler A., Tipton S.M. Habits of the heart: Individualism and commitment m amencan life. Berkeley, 1985; Leonard G. Abraham Maslow and the new self// Esquire. 1983 №6. P.326-336; Levant R.F., Schlien J.M Client-centered therapy and the person-centered approach: New directions m theory, research and practice. New York, 1984; Wilson C. New pathways in psychology Maslow and the post-Freudian revolution. London, 1972.

5 Brown H.D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy. New Jersy, 1994; Gatewood R., Carrol A. The Interaction of the Social Environment and Task Specialization on Worker Attitudes// Readings m Organizational Behavoir: Dimensions of Management Action. Boston, 1979; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1990; Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Erotism in Modern societies. Cambridge, 1992; Leonard G. Abraham Maslow and the new self/ Esquire. 1983. №6. P.326-336; Richards, Jack C., Rogers T. Approaches and methods in language teaching. Cambridge, 1986; Wilson C. New pathways m psychology: Maslow and the post-Freudian revolution. London, 1972. проводится непосредственный социально-философский анализ гуманистической психотерапии, в рамках которого выделяются как теоретические, так и социальные предпосылки данного явления. Далее, не обнаружены работы, анализирующие сферы применения идей гуманистического направления.

Цель данной работы состоит в осуществлении социально-философского анализа гуманистической психотерапии. Это позволяет ввести в российскую научную практику основные достижения гуманистических психологов и психотерапевтов, являющиеся оригинальной системой представлений о человеке.

В ходе исследовательской работы решаются следующие задачи:

- выявить социальные предпосылки гуманистической психотерапии. Для решения этой задачи потребовался анализ современного западного общества. Был выделен ряд проблем, возникших в результате перехода к постиндустриальному обществу и непосредственно связанных с проблемой существования человека в современном мире. В результате чего мы очертили круг личностных проблем, присущих именно данному типу общества и находящихся в компетенции психотерапии:

-выделить теоретические предпосылки гуманистической психотерапии. Для решения этой задачи потребовалось рассмотреть ряд психологических и философских направлений. Были проанализированы работы представителей различных психологических школ (психоанализ, гештальт-психология, неофрейдизм, психология черт) и в рамких данных направлений выявлены идеи, оказавшие непосредственное влияние на гуманистическую психотерапию. В качестве философского основания анализируемого явления выступает философия экзистенциализма, а методологической основой изучения личности и психотерапевтической практики является феноменология;

- выявить основные теоретические положения, объединяющие всех представителей рассматриваемого нами направления. Для решения этой задачи мы провели сравнительный анализ гуманистической психологии с двумя другими фундаментальтыми направлениями в теории личности: психоанализом и бихевиоризмом. В результате данного анализа были выделены как положения, общие для гуманистической психологии и одного из этих двух подходов, так и существенные отличия. Благодаря этому были сформулированы основные положения гуманистического движения в психологии. Это позволило нам далее показать, каким образом данные положения реализуются в рамках психотерапии;

- провести анализ теоретических положений основоположников гуманистической психотерапии А.Маслоу и К. Роджерса. С этой целью нами были рассмотрены работы данных ученых и выявлены наиболее важные и оригинальные аспекты их творчества. Был проведен анализ их теоретических систем, показаны как достоинства данных подходов, так и их недостатки. Дана оценка критике данного направления;

- показать социальную значимость данного явления. Для решения этой задачи нами были выделены те сферы социальной жизни, в которых уже сегодня очевидно влияние гуманистической психотерапии: образование, менеджмент, социальная работа, групповое движение и психотерапевтическая практика. Мы показали, как идеи гуманистического направления реализуются в этих сферах, а также каковы перспективы данного движения в современном обществе.

Для проверки исходных положений и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической, психотерапевтической, философской и социологической литературы; исторический, логический и сравнительно-сопоставительный методы исследования.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

- впервые дан социально-философский анализ гуманистической психотерапии; исследованы теоретические и социальные предпосылки гуманистической психотерапии;

- раскрыта сущность гуманистической психотерапии, выражающаяся в том, что главный акцент делается на человеке, его свободе и жизнедеятельности;

- показано, что гуманистическая психотерапия играет важную роль в социальной адаптации индивида;

- обоснован тезис о том, что идеи и научные результаты гуманистической психотерапии имеют важное значение для совершенствования образования:

- показано, что труды одного из крупнейших гуманистических психотерапевтов К. Роджерса сыграли существенную роль в становлении субъектного подхода в социальной работе.

Результаты проведенного исследования можно сформулировать в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Современное общество порождает ряд проблем личностного характера, качественно отличных от тех, которые были типичны для предыдущих эпох. Это - проблемы поиска смысла жизни, преодоления одиночества, разобщенности, формальности обыденного общения. При решении такого рода проблем динамические и поведенческие подходы несколько проигрывают в сравнении с методами, ориентированными на личностный рост, которые предлагает гуманистическая психотерапия.

2. В ходе исследования выяснено, что на формирование гуманистической психотерапии непосредственное влияние оказали идеи ряда психологических направлений. Из гештальт-психологии были почерпнуты холистический подход, рассмотрение личности как гештальта, научный подход к субъективной системе ориентации. Большое значение для психологов-гуманистов имели труды неофрейдистов (Адлер, Хорни, Фромм), которые, в отличие от Фрейда, подчеркивали роль социальных факторов в формировании личности, полагали, что в основе мотивации человека лежат не только детские фиксации, но также актуальный опыт и целеустремленность в будущее. Существенным для представителей гуманистического направления являлось также признание неофрейдистами (особенно Хорни и Фроммом) позитивной природы человека. Теоретики диспозиционального направления развили представления об уникальной индивидуальности и креативности «Я». Эта идея также легла в основу теоретических построений в рамках гуманистического движения.

3. Философской базой исследуемого направления является философия экзистенциализма. В русле гуманистической психологии была сделана попытка соединить субстанциональную трактовку человеческой природы с трактовкой человеческого существования как "открытого", незавершенного, как "проекта". Вслед за философами-экзистенциалистами представители гуманистического движения строят свою теорию личности на основании идеи о том, что свобода и ответственность являются неотъемлемыми модусами человеческого бытия. Принцип экзистенциализма - абсолютная ответственность человека за свои поступки - в гуманистической психотерапии находит свое практическое выражение.

3. В качестве метода исследования гуманистическая психология, как и ряд других гуманитарных дисциплин, использует феноменологический метод. Применительно к психологии он заключается в том, что понимание является основным методом познания. В основе понимания должно лежать диалогическое отношение исследующего и исследуемого (отношение «Я» к «Ты»), элиминирующее абсолютную позицию психотерапевта при исследовании субъективного мира личности.

5. Гуманистическая психология, претендуя на роль "третьей силы" в психологии наряду с психоанализом и бихевиоризмом, в качестве основных теоретических положений выдвигает: признание позитивной и рациональной природы человека; необходимость комплексного изучения индивида на основе феноменологического метода; признание главенствующей роли в мотивации поведения человека актуального опыта и представлений о будущем; перенос центра внимания с изучения невротиков на работу с психически здоровыми людьми.

6. Основатели гуманистического направления в изучении человека выдвинули ряд важных и оригинальных идей, которые, с одной стороны, наметили дальнейшие перспективы в развитии психологического знания как теоретического, так и прикладного характера, а с другой стороны, имели широкий общественный резонанс и нашли свое применение в различных сферах общественной жизни. К ним относятся: теория мотивации поведения человека на основе иерархической структуры потребностей, включающей как дефицитарные потребности, так и метапотребности, предложенная Маслоу; концепция самоактуализации Маслоу и вытекающее из нее положение о том, что тенденция к самоактуализации является имманентным свойством человеческой природы; теория конгруэнтности и неконгруэнтности «Я», созданная Роджерсом; концепция "безусловной позитивной оценки" как основа формирования здоровой личности.

7. На основе теоретических положений гуманистического подхода Карл Роджерс создал клиент-центрированную психотерапию, которая является одним из основных видов гуманистической психотерапии. В результате анализа данного метода выявлены основные особенности, отличающие гуманистическую психотерапию от поведенческой и динамической моделей терапии. Они заключаются в следующем: недерективный характер отношений терапевт-клиент; ответственность клиента за успешность терапевтического процесса; примат роли терапевтического взаимодействия над специальными терапевтическими методиками; опора на чувства, а не на интеллектуальное осознание; работа с непосредственной ситуацией, а не с прошлым человека; цель терапии - помочь высвободить стремление индивида стать зрелым, независимым и продуктивным.

8. Гуманистическая психотерапия (особенно в своей групповой форме) является одним из наиболее распространенных методов терапии в современном обществе. Это объясняется рядом факторов: во-первых, гуманистическая психотерапия в качестве основных выделяет проблемы, наиболее актуальные для современного человека и предлагает эффективные методы их решения; во-вторых, в рамках гуманистической психотерапии создаются и развиваются многообразные терапевтические подходы (вербальные, соматические, трансперсональные, медитативные, игровые и пр.). Благодаря столь широкому спектру предложений, каждый человек может подобрать ту методику, которая более всего подходит к его индивидуальным особенностям; в-третьих, методы гуманистической психотерапии весьма эффективны в работе с различными возрастными группами (например, подростками и людьми пожилого возраста); в-четвертых, поскольку терапевтические сессии не столь продолжительны, как скажем в психоанализе, данный вид психотерапии относительно дешев.

9. Идеи гуманистической психотерапии получили широкое распространение в современном обществе. Новые взгляды на специфику человека и его место в мире, примененные к конкрентым сферам социальной жизни, привели к возникновению "теории мотивации" в сфере трудовых взаимоотношений, концепции гуманистического образования, субъектному подходу в социальной работе. Столь широкая область применения основных положений рассматриваемого нами явления доказывает его социальную релевантность запросам современного общества. Укореняясь в нем, эти идеи воздействуют на человека и на общество, тем самым изменяя мировоззрение и ценностные приоритеты в современном мире.

Научно-практическая значимость работы. Содержание диссертационной работы и полученные выводы непосредственно связаны с разработкой проблемы существования человека в современном мире.

В диссертационной работе впервые проведен анализ гуманистической психотерапии с привлечением мнформации из таких сфер научного знания, как философия, психология и социология.

Выводы диссертации могут быть использованы в теории и методологии психотерапии, в психологических исследованиях. Они могут быть применены при подготовке спецкурсов по социальной философии, практической психологии и психотерапии, а также в социальной работе, в области воспитания и обучения, консультаций по вопросам различных видов взаимоотношений.

Апробация работы.

Салова О.Р. Проблема синтеза психоанализа и экзистенциализма. (Социальная философия и проблемы общественной жизни.: /Сборник/ МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1997. - 200 с. - Рус. - Деп. в ИНИОН РАН. 10.06.97. №52724. С.45-61.

Александрова О.Р. Социально-философские предпосылки возникновения гуманистической психотерапии. - МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 2001. - 26 с. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН 18.09.01. №56726.

Александрова О.Р. Гуманистическая парадигма в групповой психотерапии//Аспирант и соискатель. - М.,2001. - 3 с. - №6.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гуманистическая психотерапия (социально-философский анализ)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По отношению к обществу и общественному сознанию психотерапия является особой наукой, поскольку объектом ее изучения и практического приложения выступает личность. Поэтому важным фактором в распространении достижений многообразных психотерапевтических школ является естественный отбор определенных методов посредством социального заказа общества, обусловленного его менталитетом и основными тенденциями развития.

Рост благосостояния людей в развитых странах способствовал культурному росту населения и увеличению свободного времени. В постиндустриальном обществе, и в первую очередь в США, осознаются новые тенденции и возникают новые потребности - в смысле жизни, в преодолении одиночества, разобщенности, формальности обыденного общения. Для этого привлекается гуманистическая психотерапия и ее "группы встреч" с осознанно личностной ориентацией.

Ее роль в современном обществе двояка. С одной стороны, она оказывает стабилизирующее влияние на общественную жизнь в целом, с другой - непрерывно формирует свободные от общественного давления взгляды, касающиеся личностного и социального функционирования индивида.

Одной из общественных функций гуманистической психотерапии является влияние на формирование образа человека. Если накопленная психоанализом система представлений о человеческой индивидуальности привела к радикальным изменениям в области воспитания - были либерализованы отношения полов и устранен ряд сексуальных табу, воспитание детей и подростков в плане удовлетворения их потребностей стало более свободным, - то гуманистическая модель личности оказала влияние на изменение ценностных приоритетов, поставив во главу угла интересы конкретного человека. "Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель - не решить отдельную проблему, а помочь индивиду "вырасти" таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы."1.

Гуманистическая психотерапия изменила формы повседневного общения за счет повышения значимости более полного и открытого выражения таких чувств, как агрессия, радость, печаль и т.д.

Другая общественная функция гуманистической психотерапии связана с психологическими факторами общественной ситуации. Представители данного направления убеждены, что если проводить соответствующую психотерапию политиков, руководителей хозяйствующих структур и членов других релевантных общественных группировок, то можно добиться изменения общественной и политической ситуации. "Если мы умрем в другой войне или если мы будем оставаться напряженными, невротичными и тревожными в нарастающей холодной войне, то это благодаря тому, что мы не понимаем себя и друг друга. Улучшите природу человека, и вы улучшите Л „ it! все. .

Роджерс для решения этой задачи распространил свой подход, центрированный на человеке, и на административные взаимоотношения, на группы меньшинств, на межрасовые, межкультурные и межнациональные отношения. Он верил, что его подход способен произвести революционные перемены в понятиях, ценностях и процедурах нашей культуры: "Именно

1 Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. М., 2000. С.36.

2 Maslow A. A philosophy of psychology/ In Fairchild (Ed.) Personal problems and psychological frontiers. New York, 1956. P.227. свидетельство эффективности человеко-центрированного подхода может превратить очень маленькую и тихую революцию в гораздо более значительный сдвиг представлений человечества о своих возможностях. Я еще слишком близок к этим событиям, чтобы оценить, будет ли это огромный сдвиг или малый, но я верю, что происходящие изменения радикальны."1.

Еще одной общественной функцией гуманистической психотерапии является создание альтернативной культуры. В ситуации общественной неуверенности, тревоги, характерной для постиндустриального общества, особое значение приобретают субкультурные сообщества, где человек получает ощущение принадлежности к другим, таким же, как он сам. В психотерапевтических группах, соблюдающих свои правила, ритуалы, где появляется тесное эмоциональное взаимодействие, возникает альтернативная культура, помогающая преодолевать разобщенность, неуверенность, тревогу. Таким образом, происходит понижение реальной, иногда непереносимой роли общественных связей в различных социальных структурах.

Современная психотерапия все в большей степени становится одним из видов практической житейской философии, помогающей, утешающей, разъясняющей, а психотерапевт - экспертом в жизненно важных вопросах.

Гуманистическая терапия тесно взаимосвязана с различными областями знания, причем не только с медициной и психологией.

Ввиду включения в психотерапию все большего числа специальных, конкретных приемов расширяются ее связи с искусством, музыкой, лингвистикой.

В психотерапевтической работе с группами особое значение имеют феномены и закономерности социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики. Это требует привлечения знаний из социологии.

И, наконец, гуманистическая психотерапия, развиваясь и совершенствуясь, затрагивает ряд философских проблем: каким должен быть человек? Какова цель развития личности? Каковы черты идеальной личности?

1 Цит. по: Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000. С.240.

Она же и предлагает определенные ответы, которые, безусловно, нуждаются в философском осмыслении.

 

Список научной литературыАлександрова, Ольга Ростиславовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.-506 с.

2. Адлер А. О нервическом характере. М.: ACT, 1997. - 385 с.

3. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. -251 с.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.

5. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 608 с.

6. Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 496 с.

7. Андреев Л.Г., Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: Моск. рабочий, 1994.-333 с.

8. Андреева Г.М., Богомилова Н.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. - 270 с.

9. Анисимова О.М. Внешнее и внутреннее в понимании жизненного успеха// Что такое человек. Кн. II. СПб.: Питер, 1996. - 190 с.

10. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализации личности в работах Абрахама Маслоу// Вопросы психологии. 1973. - №4. - С.173-180

11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 105 с.

12. Ахиезер А.С. От культурологического к социо-культурному анализу инноваций в обществе// Вестник Московского ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1996. - №2. - С 22-34

13. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология// Логос. 1992. - №3. -С.125-135

14. Босс М. Влияние М.Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии// Логос. 1995. - №5. - С.88-100

15. Братченко С. Конференция по проблемам экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии// Вопросы психологии. 1997. -№3. - С.147-150

16. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты М.: «Релф-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.

17. Брылева Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии: Автореф. дис.докт.филос.наук. СПб., 1998. -24с.

18. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

19. Бурдин А.В. Социально-философский анализ феномена «больной дух»: Автореф. дис.канд.филос.наук. Пермь, 1999. - 21 с.

20. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-336 с.

21. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

22. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Худож. лит., 1979. - 295 с.

23. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 208 с.

24. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса/ Собрание сочинений в 6-ти т. T.I. М.: Педагогика, 1982. - 483 с.

25. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века// Вопросы философии. 1991. -№6.-С.З-14

26. Гайденко П.П. Хайдеггер и современная философская герменевтика// Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: «Наука», 1978. -С.27-81

27. Гартман Э. Современная психология. Критическая история немецкой психологии за вторую половину девятнадцатого века. М.: Д.П. Ефимовъ, 1902.-385 с.

28. Гобозов И.А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма// Философия и общество. 2000. - №2. - С.80-98

29. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии// Вопросы психологии. 1988. - №4. - С. 161-166

30. Гринсон Ральф Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994. - 340 с.

31. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Изд-во Трансперсонального Ин-та, 1993. - 504 с.

32. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. (II ч.)// Логос. 1994. - №5. - С.7-24

33. Гуссерль Э. Идеи феноменологии// Ступени. 1992. - №2. - С.139-164

34. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология// Вопросы философии. 1992. - №7. - С. 136-176

35. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Вопросы философии. 1986. -№3.-С. 101-116

36. Гуссерль Э. Парижские доклады// Логос. 1991. - №2. - с.6-31

37. Гуссерль Э. Феноменология// Логос. 1991. - №1. - С. 12-21

38. Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности// Вопросы философии. 1989. - №8. - С. 150-164

39. Джонсон П. Современность. Мир с Двадцатых по Девяностые годы. Часть вторая. М.: Изд-во «Анибус», 1995. - 479 с.

40. Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987. - С.108-135

41. Дильтей В. Описательная психология. -М.: «Русский книжник», 1924. -118с.

42. Димитрова Д. Работа, заинтересованность в ней и отчуждение от нее// Международный журнал социальных наук. 1994. - №4(7). - С.69-83

43. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: АО «Аспект Пресс», 1995.-237 с.

44. Дробницкий О.Г. Оправдание безнравственности: (Критические очерки о современной буржуазной этике). М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1963.- 111 с.

45. Западная философия: итоги тысячелетия: Сб./ Сост. В.М.Жамиашвили.

46. Бишкек: «Одиссей», 1997. 656 с. 46.3а пределами психики: Терапевтическое наследие Карла Витакера/ Под ред. Дж.Р.Нейла и Д.П.Книскерна. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.- 400 с.

47. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во

48. Моск.ун-та, 1982.- 128 с. 48.Знаменитые случаи из практики психоанализа. СПб.-М.: «REFL-book», 1995.-288 с.

49. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. 2-е изд. М.: «Славянский диалог», 1996. - 335 с.

50. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 280 с.

51. История зарубежной психологии (30-е 60-е годы XX века): Тексты/ Под ред. П.Я.Гальперина. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986. - 342 с.

52. История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты/ Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 462 с.

53. Какабадзе З.М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси: «Мецниереба», 1966. - 159 с.

54. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

55. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. - 303 с.

56. Келлер В. Гештальт-психология/ Гештальт-психология. -М.:Изд-во Моск.ун-та, 1972. 32 с.

57. Кемпински А. Психотерапия// Экзистенциальная психотерапия. Сб.статей.- М.: Совершенство, 1998. С.240-261

58. Козлов А. А. Социальная работа и проблемы духовности// Российский журнал социальной работы. 1996. - №1. - С.22-25

59. Колесникова И.А. Интегративные основы современной педагогики// Гуманитарный Ежегодник. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», - 1995. - №1. -С.107-118

60. Кофка К. Восприятие: введение в гештальт-теорию/ Гештальт-психология.- М.: Изд. Моск.ун-та, 1972. 69 с.

61. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд. Моск.ун-та, 1969.-285 с.

62. Культурология. XX век: Антология/ Сост. С.Я.Левит. М.: Юрист, 1995. -703 с.

63. Куттер П. Современный психоанализ: введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие для дополнительного образования. СПб.: Б.С.К., 1997. - 350 с.

64. Лабиринты одиночества/ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. -М.: Прогресс, 1989. 624 с.

65. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. -М.: Политиздат, 1977.-246 с.

66. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М.: Политиздат, 1990. 397 с.

67. Леонтьев Д.А. Развитие идей самоактуализации в работах А.Маслоу// Вопросы психологии. 1987. - №3. - С.150-158

68. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Том 2. М.: Радуга, 1992. - 575 с.

69. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. - 393 с.

70. Лучанкин А.И. Социальные представления и социальная работа (Проблемы философского обоснования): Автореф. дис.докт.филос.наук. -Екатеринбург, 1998. 25 с.

71. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.: Изд-во гуманит.лит., 1995.-215 с.

72. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию. М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001. - 335 с.

73. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат.группа «Евразия», 1997. - 430 с.

74. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. -423 с.

75. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. -М.: Соц.-технол.ин-т, 1998. 220 с.

76. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 304 с.

77. Морони Роберт М. Социальное планирование// Энциклопедия социальной работы в 3-х т. Т.З. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.1. С.225-227

78. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Релф-бук, 1994. 144 с.

79. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Релф-бук, 1997. - 384 с.

80. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. - 607 с.

81. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гештальт-терапии. СПб.: Петербург-XXI в., 1995. - 445 с.

82. Перлз Ф, Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Изд-во «Либрис», 1996.-240 с.

83. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М.: Ии-т общегуманитарных исследований, 1998. - 325 с.

84. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.

85. Польская Н.А. Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии: Автореф. дис.канд.филос.наук. Саратов, 1998. - 21 с.

86. Польстер И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 240 с.

87. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 272 с.

88. Проблема человека в западной философии: Сборник/ Сост. и послесл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

89. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М.: Юрист, 1995.-623 с.

90. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.-743 с.

91. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-288 с.

92. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -880 с.

93. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994. - 479 с.

94. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2000. - 464 с.

95. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.

96. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. - 368 с.

97. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. - 175 с.

98. Сандлер Дж. и др. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995. - 192 с.

99. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 634 с.

100. Сартр Ж.П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480 с.

101. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСИМО Пресс, 2000. - 320 с.

102. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: «Ювента», 1999. - 283 с.

103. Скиннер Р. Психотерапия и духовная трагедия// Психотерапия и духовные практики. Минск: «Вида-Н», 1998. - С.40-62

104. Смысл жизни. Антология/ Общ.ред.и сост. Н.К.Гаврюшина. М.: Изд. группа «Прогресс-культура», 1994. - 592 с.

105. Сноу Ч.П. Две культуры. Сборник публицистических работ. М.: «Прогресс», 1973. - 140 с.

106. Соколов Э.В. Культурология. М.: Интерпракс, 1994. - С.218-233

107. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

108. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. М.: Изд-во «Высшая школа», 1966. - 155 с.

109. Справочное пособие по социальной работе. М.: Юрист, 1997. - 168 с.

110. Стрельцова Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. Учебное пособие. М.: «Высшая школа», 1974. - 128 с.

111. Сумерки богов/ Сост.и общ.ред. А.А.Яковлева. М.: Политиздат, 1989. -398 с.

112. Тартарашвили Т.А. Система подготовки интеллектуальной элиты США.- М., 1988. 68 с. - (Повышение квалификации в системе высшей школы: Обзор.информ./ НИИ ВШ; вып.1)

113. Тигер П.Д., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. М.: «АРМАДА», 1996. - 490 с.

114. Тиллих П. Мужество быть// Символ. 28. Париж. 1992.

115. Тиллих П. Теология культуры// Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. - С.236-395

116. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 576 с.

117. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т.2. Практика. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 776 с.

118. Уотте А. Психотерапия. Восток и Запад. М.: «Весь мир», 1997. - 240 с.

119. Уэллс Гарри К. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: «Прогресс», 1968. - 287 с.

120. Феномен человека: Антропология/ Редкол.: П.С.Гуревич (сост.) и др. -М.: Высшая школа, 1993. 349 с.

121. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М.: Наука, 1977.-286 с.

122. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2000. - 250 с.

123. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

124. ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника интеллектуалы- культура/ Отв.ред. Ю.Н.Давыдов. М.: Наука, 1989. - 343 с.

125. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. - 155 с.

126. Фрейд 3. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства. СПб.: Кн-во «Прометей» Н.Н. Михайлова, 1912. - 98 с.

127. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: Сборник статей. М.; Петроград: Государственное изд-во, 1923. - 206 с.

128. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. Сборник. М.: Ренессанс, 1992.-289 с.

129. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. - 447 с.

130. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика,1994.-447 с.

131. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

132. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

133. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

134. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990. - 157 с.

135. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: АД MARGINEM, 1997. - 451 с.

136. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.

137. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Изд-во «Гнозис», 1993. - 464 с.

138. Харис Томас А. Я хороший, ты хороший. М.: Соль, 1993. - 171 с.

139. Холл Кэлвин С., Гарднер Л. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. -720 с.

140. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.: Изд-во Восточноевропейского ин-та психоанализа, 1997. - 316 с.

141. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс. Универс, 1993. - 480 с.

142. Хрестоматия по гуманистической психотерапии/ Под ред. В.Г.Папуша. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1995. - 302 с.

143. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса (начало 10-х годов середина 30-х годов XX в.)/ Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980. - 296 с.

144. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

145. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. - 528 с.

146. Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб.: Ред.-издат.фирма «Роза Мира», 1993. - 218 с.

147. Эволюция психотерапии. В 4-х томах. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

148. Эдгар Д., Глезер X. Семья и интимность. Семейная «карьера» и реконструкция личной жизни// Международный журнал социальных наук. 1994. -№3(6).-С. 145-171

149. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А. Групповая психотерапия у подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами// Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. - №5. - С. 118-125

150. Экзистенциальные потребности и подлинный способ жизни// Соколов Э.В. Культурология. М.: Интерфакс, 1994. - С.218-233

151. Эткинд A.M. Эрос невозможного. История психоанализа в России. -СПб.: Изд-во «Медуза», 1993. 463 с.

152. Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 320 с.

153. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1996.-329 с.

154. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. -М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 288 с.

155. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 640 с.

156. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.- 576 с.

157. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1971. - 367 с.

158. Ясперс К. Феноменологическое направление исследования в психопатологии// Логос. 1995. - №5. - С.25-129

159. Ackerman Nathan W. Behavior tends and disturbances of the contemporary family/ Ed. By I.Galdson. The Family in Contemporary Society. -New York: Int. Univ. Press, 1958. 147 p.

160. Allport G.W. Becoming: Basic considerations for a psychology of personality. New Haven, ct: Yale Univ. Press, 1955. - 106 p.

161. Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology. -Chicago, 1974. 190p.

162. Bellah R.N., Madsen R., Sullivan W.M., Swidler A., Tipton S.M. Habits of the heart: Individualism and commitment in american life. Berkeley: Univ.of California, 1985.- 355 p.

163. Brown H.D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy. New Jersey: Prentice Hall Regents, 1994. - 467p.

164. Buttler J.M., Rice L.N. Adience, self-actualisation, and drive theory/ In Concepts of personality, ed.by J.M.Wepman and R.W.Hein. Chicago: Aldin Atherton, 1963.-P.79-110

165. Coffer, Charles N., and Apply, Mortimer. Motivation: Theory and Research. New York: Wiley, 1964. - P.691-692

166. Creativity and liberal learning: Problems and possibilities in American education/ Ed.by D.J.Tuerck. Norwood, 1987. - 332 p.

167. Dollard J., Miller N.E. Personality and psychotherapy. New York: McCrow-Hill, 1950.-488 p.

168. Dosamantes-Alperson E., Merrill N. Growth effects of experiental movement psychotherapy/ Psychotherapy: Theory, Research and Practice. 1980. - 17. -P.63-68

169. Douglas M., Ney S. Missing person: A critic of the social sciences. -Berkley: Univ.of California press, 1998. 221 p.

170. Ellis A. Requisite conditions for basic personality change// Journal of Consulting Psychology. 1959. - v.23. - P.538-540

171. Eysenk H.J. The effects of psychotherapy: An evolution// Journal of Consulting Psychology. 1952. - 16. - P.319-324

172. Frick, Willard B. Humanistic psychology: interviews with Maslow, Murphy, Rogers. Merrill, 1971.-253 p.

173. Gatewood R., Carrol A. The Interaction of the Social Environment and Task Specialization on Worker Attitudes// Readings in Organizational Behavoir: Dimensions of Management Action/ Eds. Huseman R., Carrol A. Boston: Allyn and Bacon, 1979. - P. 187-191

174. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.-310 p.

175. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Erotism in Modern societies. Cambridge: Polity Press, 1992. - 244 p.

176. Globus, Gordon G. The postmodern brain. Amsterdam. 1995.

177. Gobar Ash. Philosophic foundations of genetic psychology and gestalt psychology. The Hague, Nijhoff, 1968. - 331 p.

178. Goble F. The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books, 1971.-208 p.

179. Goldstein K. The organism. New York: American Book Co., 1939.

180. Hobbs N. Sources of Gain in Psychotherapy// American Psychologist. -1962. -№17.-P.35-78

181. Horney K. Our inner conflicts. New York: Norton, 1945. - 262 p.

182. Humanism and behaviorism: Dialog and Growth. Oxford, 1976. - 436 p.

183. Karasu T. General principles of psychotherapy/ In: Specialised techniques in individual psychotherapy. New York, 1980. - P.33-44

184. Karasu T. Psychotherapies: An overview// American Journal of Psychiatry. -1977. v.134, №8. - P.851-863

185. Kelly R.B., Choran V. Yet another empirical test of the relationship between self-actualization, and moral judgement// Psychological Reports. 1985. - v.56. -P.201-202

186. Kirschenbaum H. On becoming Carl Rogers. New York, 1979. - 408 p.

187. Knapp R.R. Handbook for the Personal Orientation Inventory. San Diego, CA:Ed. ITS Publishers, 1976 - 256 p.

188. Landman J.T., Dawes R.M. Psychotherapy outcomes// American Psychologist. 1982. - 37 - P.504-516

189. Leonard G. Abraham Maslow and the new self// Esquire. 1983. - №6. -P.326-336

190. Levant R.F., Schlien J.M. Client-centered approach: New directions in theory, research and practice. New York, 1984.

191. Levin K. Field theory in social science; selected theoretical papers/ Ed.by D.Cartoright. New York: Harper and Row, 1959

192. Markus H. Self-knowledge: An expanded view// Journal of Personality. -1983. v.51. - P.543-565

193. Markus H., Nurius P. Possible selves// American Psychologist. 1986. -v.41. - P.954-969

194. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1954. -411 p.

195. Maslow A. A philosophy of psychology/ In Fairchild (Ed.) Personal problems and psychological frontiers. New York: Sheridan House, 1956.

196. Maslow A. The psychology of science: A reconnaissance. New York: Harper and Row, 1966. - 168 p.

197. May R., Angel E., and Ellenberger H. Existence. New York: Simon and Schuster, 1967.-445 p.

198. McClain E. Further validation of the Personal Orientation Inventory: Assessment of self-actualization of school counselors// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1970. - v.35. - P.21-22

199. Meek Clinton R. Existence, culture and psychotherapy. New York: Philos.libr., cop., 1985.-251 p.

200. New outlooks in psychology. New York: Philosophical library, 1968. - 5121. P

201. Patterson C. Theories of counseling and psychotherapy. New York: Harper and Row, 1966.-518 p.

202. Philosophical problems in psychology. London: Methuen, 1979. - 207 p.

203. Politics and innocence: A Humanistic debate/ Rollo May, Carl Rogers, Abraham Maslow and other humanistic psychologists. Dallas (Tex.): Saybrook, cop., 1986. - 223 p.

204. Psychotherapy: An Aldine Annual, 1971. 1972. Ed.by J.Matarazzo; Allen E. Bergin; Jerom D.Frank; Peter J.Lang; Isaac M.Marks; and Hans H.Strupp. -Chicago: Aidine, Atherton.

205. Psychotherapy and Behavior Change: An Aldine Annual, 1971. 1972. Ed.by J.Matarazzo; Allen E. Bergin; Jerom D.Frank; Peter J.Lang; Isaac M.Marks; and Hans H.Strupp. Chicago: Aidine, Atherton.

206. Richards, Jack C., Rogers T. Approaches and methods in language teaching. Cambridge Univ. Press, 1986. - 171 p.

207. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghten Mifflin, 1951. -436 p.

208. Rogers C.R. In introspect: forty-six years// The American Psychologist. -1974. -V.29.-P.115-123

209. Rogers C.R. Some issues concerning the control of human behavior (symposium with B.F.Skinner), 1956. Science, 124. P. 1057-1066

210. Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework/ In S.Koch (Ed.) Psychology: A study of science. New York: McGrow-Hill, 1959. - P. 184-256

211. Smith M.B. The phenomenological approach in personality theory: remarks// Journal of abnormal Social Psychology. 1950. - v.45. - P.516-522

212. Social behavior and personality. W.Tomas' contribution in social theory. -New York. 1951.

213. Solso, Robert L. Mind and brain sciences in the 21 -st century. Cambridge (Mess.), 1997.-294 p.

214. Spiegelberg H. Phenomenology in psychology and psychiatry. A historical introduction. Evanston: Northwestern univ.press, 1972. - 411 p.

215. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. New York: Norton, 1953.-393 p.

216. Tart, Charles Т. Scientific foundanehs/for the study of altered states of cjnsciousness// Journal of Transpersonal Psychology. 1971. - №3. - P.93-124

217. Wilson C. New pathways in psychology: Maslow and the post-Freudian revolution. London: Victor Gollancz Ltd., 1972. - 288 p.