автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтологические особенности человеческой субъективности

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шатилов, Сергей Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Онтологические особенности человеческой субъективности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шатилов, Сергей Федорович

Введение.

Глава 1. Философско-онтологические основания человеческой субъективности.

1.1. Субъективная реальность в бытии мира.

1.2. Субъективность бытийствующего субъекта.

1.3. Феномен человеческой субъективности.

Глава 2. Система модусов бытия человеческой субъективности.

2.1. Трансцендентное бытие (в-себе-бытие).

2.2. Для-себя-бытие человеческой субъективности: переживание.

2.3. Интенциональность как вне-себя-направленное бытие.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шатилов, Сергей Федорович

Актуальность темы исследования обусловлена следующими причинами теоретического и практического характера, закономерно порождающими интерес к философско-онтологическому анализу феномена человеческой субъективности.

Успешное развитие науки, обеспечившее торжество рационального подхода к миру, нарушило равновесие познавательных ориентаций человека, сформировало и укрепило его устремленность вне себя: в природу, космос, социальность. Абсолютизация идеала естественно-научного знания, распространение методов его теоретизирования оказали свое негативное влияние и на философское осмысление мира и человека. В философии человек стал рассматриваться, прежде всего, как объект. Его субъективные стремления, способности и желания чаще всего во внимание не принимались. Человек стал пониматься как часть природы, один из ее объектов. Он целиком вписан не только в природное, но и в социальное целое, и, тем самым, ограничен в свободе своего жизнеосуществления.

С рационализмом в философском осмыслении человека тесно связан объективизм. Объективистский взгляд на человека также приводит к недооценке, а иногда и к полному игнорированию его субъективных качеств, хотя любой акт жизнедеятельности опосредован участием внутренней стихии - субъективности. Этот особый внутренний статус, содержащий в себе все богатство внутреннего мира личности должен быть полноправным предметом философской рефлексии. Отсюда особую актуальность начинает приобретать поиск конструктивной альтернативы рационализму и объективизму в понимании человека. Эта альтернатива может быть связана с исследованием онтологических особенностей человеческой субъективности, выявлением ее оснований и модусов.

Особую значимость исследование человеческой субъективности имеет и в плане влияния на общество и историю. Реальность для индивида складывается из соединения независимо от него существующего мира вещей с идеальными структурами его сознания. Ведь именно в сознании субъекта идет процесс узнавания, отождествления текущего бытия путем его соотнесения с мыслительными схемами-типизациями, формирующимися под влиянием предшествующего опыта жизни и освоения культуры. Индивид, вступая во взаимоотношения с другими людьми, руководствуется своими схемами и, реализуя их в отношениях, тем самым изменяет социальное бытие. Субъективные структуры играют определяющую роль в отношениях между людьми и, соответственно, конституируют социальную реальность. Поэтому недооценка или игнорирование роли человеческой субъективности в формировании социальной реальности обедняет взгляд на историю, социальные отношения, ограничивает полноту их понимания.

Кроме того, исследование человеческой субъективности приобретает особую значимость в связи со сложностью того исторического этапа, который переживает сегодня Россия. Происходят изменения не только социально-экономического, политического, культурного характера трансформируется весь образ жизни. Этот процесс сопровождается возникновением во внутреннем мире человека крайне негативных тенденций, ведущих к обесцениванию духовных основ и «размыванию» социальных качеств личности. Поэтому сохранение и обогащение духовного мира человека остается одной из насущных проблем в жизни современного российского общества. Таким образом, назрела острая необходимость в философско-онтологическом исследовании человеческой субъективности, интерес к ней является актуальным и современным.

Состояние изученности проблемы. Уже в античной философии досократовского периода проявился интерес к человеческой субъективности.

Так, Гераклит и софисты проводят различия между природой и человеческим миром. Однако в целом приоритет в их философствовании принадлежит природе, космосу, субъективное же бытие остается за рамками философского осмысления.

Сократовский поворот в философии ознаменовался интересом к внутреннему миру человека, но, ратуя за автономию человеческого разума, Сократ объявил чувственность несущественным и негативным качеством человеческой природы, лишив тем самым человеческую субъективность экзистенциального содержания. В философских учениях Платона и Аристотеля субъективность человека теряет статус самостоятельного начала и подпадает под влияние общих закономерностей и сущностей. В целом, характерной для античной философии является рационализация и объективизация взгляда на человека, абсолютизирующая рациональную составляющую субъективности, роль разума, и, в то же время, недооценивающая связанные с чувственностью и переживаниями такие экзистенциалы человеческого существования как любовь, радость, стыд, страдание и др.

Попытка преодолеть недостатки античного взгляда на человеческую субъективность была предпринята в философской анторопологии христианского средневековья. В учениях Августина и Фомы Аквинского человек предстает как телесно-чувственная субстанция, наделенная не только разумом, но и чувственностью. Однако проблему ценности и свободы личности они связывают исключительно с областью трансцендентного, божественного бытия, принижая земную составляющую субъективности.

В европейской классической философии проблема человеческой субъективности решалась уже на основе акцентирования земной активности человека, выражающейся в его стремлении подчинить окружающую природу своему знанию и своей практической деятельности. Эту проблему пытались решить Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Кант, Г.Гегель и другие мыслители. Общей же для них является тенденция к рационализации, «привязыванию» субъективности к абсолютно независимым от человека объективным сферам, к рациональному порядку. Человек и его субъективность становятся лишь частным проявлением необходимого рационального процесса развития, теряя свою автономность и самодостаточность.

Реакцией на рационализацию и объективацию человеческой субъективности является постклассическая философия XIX века, которая противопоставила тезису рационалистов о разумности мира иной -утверждающий, что мир неразумен, а человеком управляет не разум, а слепая воля, страх и отчаяние, инстинкт (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше), положив тем самым начало осмыслению экзистенциальной составляющей субъективного бытия.

В стремлении преодолеть традиционный рационализм европейской философии, к проблеме человеческой субъективности обратились философы таких направлений современной западной философской мысли как феноменология, экзистенциализм, персонализм, философская антропология. В трудах Э.Гуссерля, А.Бергсона, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Ж.Маритена, Н.А.Бердяева, М.Шелера субъективность становится самостоятельным предметом философского анализа. Однако попытка вывести ее из-под влияния объективного, рационального начала приводит этих авторов к акцентированию иррациональных компонентов, а иногда и к субъективизму, что также сужает понимание ее богатства и полноты содержания.

В настоящее время расцвет антропологической проблематики наблюдается в развитии отечественной философской мысли. Российские авторы осмысливают проблемы человека на основе новых подходов. Среди них следует отметить труды С.С.Абрамова, В.У.Бабушкина, Г.В.Баранова, Б.Н.Бессонова, И.А.Бондаренко, П.С.Гуревича, С.Ф.Денисова,

В.Н.Келасьева, К.Н.Любутина, С.Д.Лобанова, Б.В.Маркова, Д.В.Пивоварова, В.А.Подороги, Э.В.Соловьева, В.П.Филатова и др. Вместе с тем, анализ изученности данной проблемы позволяет заключить, что она не нашла еще достаточно глубокой философской интерпретации; исследователи чаще всего обращаются лишь к отдельным ее аспектам. Можно констатировать, что при всем многообразии подходов, нет единой философской концептуализации проблемы человеческой субъективности, отсутствуют самостоятельные целостные исследования, раскрывающие ее онтологическую природу и роль в бытии человека и мира. Первым шагом концептуализации человеческой субъективности может стать исследование таких ее онтологических особенностей как основания и модусы бытия.

Основная проблема исследования заключается в выявлении специфики человеческой субъективности через онтологический анализ ее оснований и модусов. Эта проблема может быть выражена в следующих вопросах: каковы философско-онтологические основания субъективной реальности? Каковы бытийственные характеристики феномена человеческой субъективности? Каковы особенности форм (модусов) ее существования?

Целью диссертационного исследования является философско-онтологический анализ феномена человеческой субъективности посредством выявления ее бытийных оснований и форм (модусов) существования.

Задачи исследования:

1. Определить место и роль человеческой субъективности в бытии реального мира.

2. Выявить онтологические характеристики бытийствующего субъекта как носителя субъективности.

3. Осуществить категориальный анализ феномена субъективности и выявить его онтологические особенности.

4. Исследовать специфику бытия человеческой субъективности на основе анализа системы ее модусов.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили такие методы как феноменологический, разработанный современными западными философами, представителями направлений феноменологии, экзистенциализма, персонализма и философской антропологии, а также диалектический, который имеет глубокие философские традиции.

В основу исследования положены идеи зарубежных и отечественных философов и мыслителей, которые определяют историко-философские, гносеологические и онтологические подходы к анализу проблемы. Среди них - идея феноменологического анализа сознания (Э.Гуссерль), экзистенциального анализа бытия субъективности (М.Хайдеггер), самопроектирования субъекта (Ж.-П.Сартр), персоналистские и экзистенциальные идеи личности (Ж.Маритен, Н.А.Бердяев) и другие.

Теоретической основой диссертации послужили труды В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, П.П.Гайденко, Ф.Х.Кессиди, М.А.Кисселя, В.Н.Кузнецова, И.С.Нарского, В.В.Соколова, А.Н.Чанышева и других авторов, в которых имеется богатейший историко-философский материал, позволяющий анализировать развитие темы субъективности в различных философских системах, учениях и концепциях.

Привлекались труды философов и мыслителей по различным проблемам бытия: материального и духовного, объективного и субъективного в нем; реальности объективной и субъективной (Аристотеля, Р.Декарта, Н.Гартмана, Э.Гуссерля, Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, Э.Кассирера, К.Леви-Стросса, В. А.По дороги, М.Шелера, К.Г.Юнга, К.Ясперса и др.).

Опорой диссертации послужили работы по проблемам субъекта и его бытия (Дж.Беркли, Ф.Бэкона, И.Канта, Ф.Ницше, В.Дильтея, Ж.Маритена, М.Фуко, М.Хайдеггера, К.Г.Юнга, В.А.Лекторского, К.Н.Любутина, Д.В.Пивоварова и др.).

Использована философская литература, в которой непосредственно разрабатывался вопрос о человеческой субъективности или освещались отдельные аспекты этой проблематики (А.Бергсон, Н.А.Бердяев, М.Бубер, Э.Гуссерль, Г.Зиммель, С.Кьеркегор, Э.Мунье, Ж.-П.Сартр, С.Л.Франк, М.Хайдеггер, М.Шелер, А.Шопенгауэр и др.).

Научная новизна и основные результаты исследования содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Выяснено, что человеческая субъективность является совокупной частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир. Субъективность рассматривается как специфическая реальность, выделенная из всего остального мира сущего. Как особое идеальное бытие, субъективная реальность характеризуется целостностью и существует в единично-уникальной форме.

2. Выявлены онтологические особенности субъекта как носителя субъективности, главной из которых является бытийствование. Сущностью субъекта является то, что он бытийствует: он не только отражает внешнюю действительность - он ее переживает. Поэтому, являясь субъектом, человек в полном смысле этого слова обладает внутренним миром и субъективностью.

3. Произведен категориальный анализ и выявлены онтологические особенности феномена человеческой субъективности. Выяснено, что субъективность является внутренним модусом бытия человека, под которым следует понимать богатство внутреннего мира, неповторимость человеческой индивидуальности. Это априорно и непосредственно присущее человеку качество. В своей субъективности человек предстает как автономное, уникальное, активное и творческое существо. Действие субъективности, ее полное развертывание - есть полное осуществление бытия живого, активного, индивидуального субъекта.

4. Исследована специфика бытия человеческой субъективности на основе анализа его модусов, охватывающих собой определенные бытийные отношения, своеобразные подпространства, в сфере которых субъективность развертывает свое существование. Через них формируется структурно-содержательная ткань субъективного мира, а также активность человека как субъекта жизненного мира. Выделены и описаны такие модусы бытия человеческой субъективности как «в-себе-бытие» (трансцендентное бытие), «для-себя-бытие» (переживание), «вне-себя-направленное-бытие» (интенциональность).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы могут быть использованы в качестве методологической основы дальнейшей разработки онтологических проблем бытия человека, его внутреннего мира, роли человеческой субъективности в жизни индивида и социума. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы для разработки и чтения курсов философии, этики, религиеведения и культурологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на таких научных конференциях как XV научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава КарГУ (Караганда, 1990 г.), Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития культуры на современном этапе» (Алма-Ата, 1992 г.), XXXVIII научная конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2000 г.), Международная научно-практическая конференция «Интегративные процессы в современном информационном пространстве» (Петропавловск, 2000 г.), Международная научная конференция молодых ученых (Ишим, 2001 г.), Международная научно-практическая конференция "Десятилетие суверенного Казахстана: история и перспективы развития» (Петропавловск, 2001 г.) и других. Результаты исследования были доведены до сведения научной общественности в ряде публикаций. Отдельные результаты использовались при подготовке учебного курса философии и культурологии в Северо-Казахстанском государственном университете, Петропавловском институте бизнеса и управления, Институте государственной службы при КазГЮА. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии ОмГПУ, где была рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 133 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография включает 165 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтологические особенности человеческой субъективности"

Заключение

Произведенный в диссертационном исследовании философско-онтологический анализ феномена человеческой субъективности позволяет сделать ряд выводов и обобщений:

1. Субъективная реальность представляет собой особое бытие, которое отличается от наличного бытия человека, его эмпирического «Я», под которым понимается телесность, физиология, наследственность, манеры поведения человека. Субъективная реальность - это реальность его мыслей чувственных образов, внутренних побуждений и т.п. Это есть реальность виртуальная, т.е. по преимуществу реальность созданных, образованных сущностей. Субъективная реальность возникает тогда, когда человек начинает строить иной мир, мир умозрения, с присущими ему понятиями и символами.

В онтологическом плане субъективная реальность, с одной стороны, несет в себе такое содержание, которое выражает существование определенных вещей, явлений, процессов вне нашего сознания. С другой стороны, будучи сознанием человека, субъективная реальность есть реальность его внутреннего мира. Она существует только в личностной форме, конституируется как уникальная целостность, оригинальный и невозобновимый внутренний мир человека.

2. Субъективность является атрибутивным качеством субъекта. Сущностью субъекта является то, что он бытийствует: он не только отражает внешнюю действительность, он ее переживает - испытывает радость и скорбь, стремится к добру, любит или ненавидит. В качестве субъекта человек не сводим только лишь к осуществлению познавательной функции. Он является субъектом жизни - бытийствующим субъектом, взаимодействие которого с миром не ограничивается только сферой познания, а включает в себя целую ткань познавательных, ценностных, эмоциональных, рациональных, волевых и т.п. компонентов. Как бытийствующий субъект субъект жизненного мира, человек обладает уникальным, не смешиваемым ни с чем бытием. Центром этого бытия выступает его внутренний мир как живой пласт человеческой субъективности.

3. Под человеческой субъективностью следует понимать богатство внутреннего мира человека. Именно мир субъективности должен составлять подлинный предмет философской рефлексии, так как человека всегда интересует собственное «Я».

Человек пребывает в мире субъективности благодаря рефлексии, которая открывает всю сумму скоординированных имманентов путем осуществления актов осознания своего знания, незнаний и действий. Это есть мыслящее «Я», которое является самому себе, но не как объект, а как субъект.

Субъективность - это особый внутренний модус человеческого бытия. Это такой способ индивидуального существования, при котором человек входит в объективный мир, не теряя субъективного отношения к бытию, не становясь вещью среди других вещей. Понятие субъективности позволяет продемонстрировать автономность мира человека, естественные предпосылки его становления.

Человек в его субъективности предстает как автономное, индивидуальное, уникальное, активное и творческое существо. Внутренний мир человека не является пассивным вместилищем и послушным механизмом преобразования внешней информации, он активно, исходя из своих глубинных истоков, генетически укорененных в бытии, эксплицирует налично данную субъекту реальность. В своей противоположности миру вещей субъективность выступает как потенциальность, которая лишь в конкретном результате находит свое наличное существование.

Таким образом, субъективность является особым онтологическим статусом человека, благодаря которому он возвышается над существующим наличным миром.

122

4. Система модусов бытия человеческой субъективности охватывает собой определенные бытийные отношения, своеобразные подпространства. В их сфере человеческая субъективность развертывает свое существование. Эта система включает в себя следующие модусы: «в-себе-бытие» человеческой субъективности, как трансцендентное бытие; «для-себя-бытие», как переживание; «вне-себя-направленное-бытие», как интенциональность.

Эти модусы имеют статус конечных оснований, к которым может быть редуцирован любой фрагмент субъективной реальности. Все они синтезированы как элементарные основания в составе духовного (сознания и бессознательного). Через них формируется структурно-содержательная ткань субъективного мира.

 

Список научной литературыШатилов, Сергей Федорович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абрамов С.С. Неявная субъективность. - Томск.: Изд-во Томск, ун-та, 1993.-159с.

2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М: Наука, 1988.-286с.

3. Антонова Е.В. Философское понимание свободы человека // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М: МГУ, 1988.-189с.

4. Антропологическая проблематика в западной философии. М: МГУ, 1991.-236с.

5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. - М: Мысль, 1978. - 567 с.

6. Асмус В.Ф. И.Кант. М: Наука, 1973. -534 с.

7. Асмус В.Ф. Платон. М: Мысль, 1975. -223 с.

8. Бабушкин В.У. Философия духа (Опыт интенционального анализа). -М:000 «РРН», 1995,- 103с.

9. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М: Наука, 1989.-364с.

10. Ю.Бергсон А. Восприятие изменчивости // Сочинения:В 4 т. Т.4. М: Республика, 1994. - 482с.

11. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Сочинения: В 4 т.-Т.1.-М: 1992-399с.

12. Бердяев Н.А. Мое философское мировоззрение // Н.Бердяев о русской философии. -4.2. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991. - 478с.

13. З.Бердяев Н.А. О назначении человека. М: Республика, 1993. -454с.

14. Н.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М: Мысль, 1990. -175с.

15. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М: Правда, 1989 -607с.

16. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. М: Канон, 1999. -480с.

17. Беркли Дж. Сочинения. -М: Мысль, 1978. 556с.

18. Бессонов Б.Н. Назначение человека. -М: МГУ, 1995. -296с.

19. Бондаренко И.А. Феноменология бытийствующего сознания. М: МГУК, 2000.-381с.

20. Брюнинг В. Философская антропология: Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия. -Екатеринбург: Деловая книга, 1997. С.209-410.

21. Бубер М. Проблема человека. — М: Республика, 1992. -390с.

22. Буржуазная философская антропология XX века. М: Наука, 1987. -294с.

23. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения: В 2 т. -Т.2. М: Мысль, 1977. -567с.

24. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос. М: Прогресс, 1991. -325с.

25. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М: Наука, 1984. - 200с.

26. Ватин В.И. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону, 1984. -200 с.

27. Власов А.Д. Приключения объективной реальности (Об отношениях внешнего и внутреннего миров). -М: «Б.и.», 1993. -157с.

28. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М: Политиздат, 1988,- 700 с.

29. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. - №7. -С.114-141.

30. Гайденко П.П. Почему проблема бытия так актуальна сегодня // Прорыв к трансцендентному. М., 1997. -495с.

31. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании С.Кьеркегора //Прорыв к трансцендентному. М., 1997. -495с.

32. Гартман Н. Построение реального мира. -Минск: Попурри, 1999.- 490с.

33. Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век: Антология. М: Республика, 1995. -С.246-394.

34. Горнштейн Т.Н. Философия Николая Гартмана. М: Наука, 1969. -212 с.

35. Грецкий М.Н. Структурализм Леви-Стросса проблема гуманизма // Французская философия сегодня. - М: Политиздат, 1989. - 426с.

36. Григорян Б.Т. Философия о сущности человека. М: Мысль, 1972. -198с.

37. Григорян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. М: Мысль, 1982. -188с.

38. Губин В.Б. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М: Росс.гос.гуман.ун-тет, 1998. -191с.

39. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. -Тверь, 1997.

40. Гудденс Э. Постмодернизм // Философия истории. М: МГУ, 1995.-398с.

41. Гуревич П.С. Философская антропология. СПб: Лань, 1997. -325 с.

42. Гуревич П.С., Фролов И.Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М: Политиздат, 1991,- С.3-14.

43. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М: Республика, 1994.-235с.

44. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. №7. - С. 136-177.

45. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и философия // Культурология. XX век: Антология. М: Республика, 1995. - С. 112-234.

46. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. 4.1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. -С.282-297.

47. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. -245с.

48. Декарт Р. Избранные произведения. М: Госполитиздат, 1950.- 711с.

49. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. -206с.

50. Денисов С.Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. -Томск: Изд-во Томск., ун-та, 1993.- 182с.

51. Денисов С.Ф., Денисова JI.B. Человеческое и животное в человеке. -Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1995.- 183 с.

52. Деррида Ж. О граммотологии. М., 2000. - 770 с.

53. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе и социальном познании. -JI: Наука, 1986. 212 с.

54. Диалектика субъектно-объектных отношений в научном и художественном творчестве. Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1990.-188с.

55. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М: Наука, 1987. -С.67-118.

56. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. -№10. -С.129-144.

57. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. -№4,- С. 135-152.5 8. Доброхотов А. А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. -М: МГУ, 1986. -246с.

58. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М: Мысль, 1983. -228с.

59. Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург: «Деловая книга», 1997. - 656 с.61.3иммель Г. Созерцание жизни // Избранное. В 2 т. Т.2. - М: Юрист, 1996.-607 с.

60. Ильенков Э.В. Философия и культура. М: Политиздат, 1991. -464с.

61. Кант И. Сочинения: В 6 т. М: Мысль, 1966.

62. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М:Наука, 1998.- 447с.

63. Кессиди Ф.Х. Сократ. М: Мысль, 1988. - 220 с.

64. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П.Сартра // Вопросы философии. -1994. -№11.-С.174-188.

65. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1999.-336с.

66. Ковалев A.M. Изменяющийся и самоорганизующийся мир: Идеи, размышления, гипотезы. -Т.2. М: МГУ. 1999. -435с.

67. Ковалев A.M. Целостность и многообразие мира: философские размышления. -Т.1. -М: МГУ, 1996. 368с.

68. Красиков В.И. Человек на пути встречи с самим собой: (Проблема метафизической самоидентификации человека). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994.-173с.

69. Крутова О.Н. Человек и история. М: Политиздат, 1982,- 189с.

70. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. - № 12.-С.21-28.

71. Кузнецов В.Н. Ж.-П.Сартр и экзистенциализм. М: Изд. Моск. ун-та, 1970.-286 с.

72. Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. -М: Наука, 1989.- С. 172-191.

73. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. Онтологический аспект. М: Наука, 1979.- 198с.

74. Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». -М: Наука, 1983. 255с.

75. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -416с.

76. Кьеркегор С. Страх и трепет. -М: Республика, 1993. 406с.

77. Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания. Л: ЛГУ, 1983.-159с.

78. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. - 321 с.

79. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М: Политиздат, 1983.-406с.

80. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М: Наука, 1980,- 359с.

81. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. -М: Наука, 1999.- 156с.

82. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. -М: Высшая школа, 1981,- 364с.

83. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Екатеринбург: Изд-во Уральск, госуниверситета, 1992.-316с.

84. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург: Изд-во Уральск, госуниверситета, 1993.-416с.

85. Малинкин А.Н. Николай Гартман: «забытый философ» // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. - С.421-480.

86. Малинкин А.Н. Персоналистическая социология М.Шелера // Социологические исследования. 1989. - № 2. - С.99-105.

87. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М: АГРАФ, 1996. - 320с.

88. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М: Политиздат, 1988. -С.229-260.

89. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб: Изд-во Спб. ун-та, 1993,- 229 с.

90. Марков Б.В. Философская антропология. СПб: Лань, 1997. - 384 с.

91. Марсель Г. Быть и иметь. М: Республика, 1994. - 412 с.

92. Микешина А.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М: РОССПЭН, 1997.- 238с.

93. Мир философии: Книга для чтения. Человек. Общество. Культура. В 2 ч. -4.1. -М: Политиздат, 1991. 624с.

94. Михайлов А.А. Проблема «субъективности» в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. -М: Наука, 1989. С.137-156.

95. Можеева А.К. Проблема человеческой субъективности в философско-исторической концепции К.Маркса // Вопросы философии. 1976. - № 10.-С.89-99.

96. Молчанов В.И. Cogio. Синтез. Субъективизм // Вопросы философии. -1996. -№10.-С.133-144.

97. Мунье Э. Персонализм. -М: Республика, 1992. 567 с.

98. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М: МГУ, 1995.-254 с.

99. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. -Т.2. М: Мысль, 1990. -829 с.

100. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Сочинения: В 2 т. -Т.1. -М: Мысль, 1990,- 831с.

101. Новая технократическая волна на Западе. М Политиздат, 1986. -451 с.

102. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы//Избранные труды. М: Весь мир, 1991. - 704 с.

103. Ортега-и-Гассет X. Кант (1724 1924): размышления по поводу двухсотлетия // Феномен человека: Антология. - М: Высшая школа, 1993.-504с.

104. Осмысление духовной целостности. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1992. - 236 с.

105. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операционный аспект. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986.-189с.

106. По дорога В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. М: Наука, 1995. - 452 с.

107. Потемкин В.К., Симонов A.JI. Пространство в структуре мира. -Новосибирск: Наука. Сиб.отд, 1990.-174 с.

108. Прист С. Теория сознания. М: Дом интеллект, книги: Идея-Пресс, 2000. -287 с.

109. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М: Наука, 1989. - 250 с.

110. Проблема человека в западной философии. М: Политиздат, 1988. -552 с.

111. Пуанкаре А. Ценности науки // О науке. М: Наука, 1983. - 560 с.

112. Райл Г. Понятие сознания. М: Дом интеллект, книги, 2000. -406 с.

113. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М: Республика, 1994.- 639 с.

114. Сартр Ж.-П. Проблема метода. М: Мысль, 1994. - 204 с.

115. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М: Политиздат, 1988. - 368 с.

116. Скрипник А.П. Категорический императив И.Канта. М: Наука, 1978.-189 с.

117. Соловьев Э.В. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М: Политиздат, 1991.-386 с.

118. Социо-Логос: Социология. Антропология. Метафизика: Сборник. -М: Прогресс, 1991.-477 с.

119. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М: ИФРАН, 1992.425 с.

120. Степин B.C., Кузнецова А.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. -М: ИФРАН, 1994.- 272 с.

121. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме: Кртитческий анализ. М: Наука, 1977. - 142 с.

122. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М: Прогресс, 1987. - 501 с.

123. Третьяков Н.Ф. Личность в философии и гуманитарных науках: Опыт обозрения научных дискуссий 60-80-х годов. Новосибирск: «Наука».Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 224 с.

124. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М: Наука, 1983,- 255 с.

125. Тузова Т.М. Особенности трансцендентального анализа сознания во французском экзистенциализме // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М: Наука, 1989.- С.156-176.

126. Уайтхед А. Процесс и реальность // Избранные работы по философии. -М: Прогресс, 1990.-395 с.

127. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения: В 2 т. -Т.1. М:Госполитиздат, 1955, -676 с.

128. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М: Политиздат, 1989.-269 с.

129. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М: МГУ, 1988.- 189 с.

130. Фихте И. Основы общего наукоучения // Избранные сочинения. М: Госполитиздат, 1954. -539 с.

131. Флоренский П.А. У водоразделов мысли //Сочинения: В 2 т. Т.2. М: Прогресс, 1990.- 456 с.

132. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Предмет знания. Душа человека. М: Республика, 1994.-511с.

133. Французская философия сегодня. -М: Прогресс, 1989. -426 с.

134. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного: Сборник произведений. М: Просвещение, 1989. - 447 с.

135. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М: Прогресс, 1977. - 630 с.

136. Хайдеггер М. Бытие и время. М: «Б.и.», 1997. -451 с.

137. Хайдеггер М. Время картин мира // Новая технократическая волна на Западе.-М., 1986. С.245-318.

138. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М: Политиздат, 1988. - С.286-313.

139. Хайдеггер М. Здесь-бытие и понимание // М.Хайдеггер. М: Республика, 1993.-398с.

140. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. -М: Политиздат, 1988. С.314-356.

141. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Философия М.Хайдеггера и современность. М: Политиздат, 1991 .-345 с.

142. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. -1992. -№10.-С.114-124.

143. Хонин С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности. -Куйбышев: Изд-во Саратовск.ун-та, Куйб.филиал., 1990. 164с.

144. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. - С.53-69.

145. Чанышев А.Н. Аристотель. М: Мысль, 1987. - 220 с.

146. Чанышев А.Н. Человек и мир в философии А.Шопенгауэра. М: Знание, 1990.-63 с.

147. Чанышев А.Н. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты // Вопросы философии. 1988. - №2. -С.142-151.

148. Черная Л.А. Новая философская антропология М.Шелера и история культуры // Вопросы философии. -1999. -№ 7. С.127-140.

149. Чернов С.А. Субъект и субстанция: Трансцендентализм в философии науки. СПб: Изд-во Спб. ун-та, 1993.-257с.

150. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. -№4. С.24-35.

151. Шелер М. К идее человека. -М: республика, 1993. 456 с.

152. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. -М: Политиздат, 1988. С.31-95.

153. Шелер М. Философское мировоззрение // Избранные произведения. М: Гнозис, 1994.-432с.

154. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. М: Мысль, 1966. -469 с.

155. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического исследования. JI: ЛГУ, 1991. -216 с.

156. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М: Моск. клуб, 1992.-356 с.

157. Штейнер Р. Антропософия // Человек и социокультурная среда. Вып.2. М., 1992. - С.82-115.

158. Шубина М.П. Феномен субъективности в современном философском дискурсе // Человек: феномен субъективности, система система сущностных сил: симпозиум. Омск: Изд-во ОмГУ. - 4.1. - 1994. -С.52-57.

159. Шуклин В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1992.-4-16.

160. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1989. № 2. - С.54-68.

161. Юнг К.Г. Архетип и символ. М: Мысль, 1991.-452 с.

162. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке. М: Политиздат, 1984198 с.

163. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.Политиздат, 1991.- С.65-118.