автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтология игры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ретюнских, Лариса Тимофеевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Онтология игры'

Текст диссертации на тему "Онтология игры"

4- { '

г V.

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

'сь^С

а правах рукописи

Рет|/>нских Лариса Тимофеевна ((

ОНТОЛОГИЯ ИГРЫ

специальность 09.00.01. - онтология и теория познания

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени доктора философских наук

Научный консультант - доктор философских наук, профессор Микешина Л. А.

МОСКВА

1998

СОДЕРЖАНИЕ СТР.

ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3

ГЛАВА I. БЫТИЕ ИГРЫ В ЯЗЫКЕ................................ 34

§1. Семантический образ «игры»...................................... 34

§2. «Игра»: традиции словоупотребеления и философская рефлексия........61

Примечания........................................................ 80

ГЛАВА П. БЫТИЕ ИГРЫ В МИРЕ.................................. 83

§ 1. Эмпирический уровень бытия игры................................. 83

1.1. Игровая деятельность как основа эмпирического бытия игры................83

1.2. Игра и работа......................................................................................................100

1.3. Игра и ритуал......................................................................................................112

§2. Экзистенциальный уровень бытия игры..........................................................128

2.1. Роль фантазии в формировании экзистенциального бытия игры..................130

2.2. Эмоциональное поле игры как ее мотивационное основание........................148

§3. Коммуникативный уровень бытия игры............................................................168

Примечания................................................................................................................196

ГЛАВА Ш. ГРАНИЦЫ БЫТИЯ ИГРЫ.............................. 199

§1. Игра в морали и мораль в игре...........................................199

1.1. «Сакральное» как моральная граница игры....................................................207

1.2. Моральный релятивизм и игра........................................................................221

§2. Специфика онтологического противоречия любви и игры............................252

2.1. Игра в контексте принципа универсальности любви......................................255

2.2. Половая любовь и игра......................................................................................265

2.3. Этика любви и игра..........................................................................................276

§3. Онтологическое противостояние игры и смерти..............................................287

3.1. Страх смерти как экзистенциальная граница игры.................... 288

3.2. Игра в конгесте поиска путей преодоления страха смерти.............. 299

Примечания......................................................... 326

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ

330 334

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема игры относительно новая тема для философского анализа, хотя пропедевтически ее введение в круг философских вопросов подготовили наработки частных наук, в первую очередь, психологии и педагогики, проявляющих устойчивый интерес к данной проблематике. Если западная философия, начиная с середины XX столетия, активно исследует специфику и сущность игровых процессов и предлагает некоторые решения вопросов природы, сущности и закономерностей существования игры, то в отечественной философской науке осмысление «игры» только начинается. Это свидетельствует об эвристической значимости и актуальности выбранной темы.

Предлагаемый в данной работе онтологический дискурс позволяет систематизировать и обобщить имеющиеся данные: теоретические и бытийно-практические представления об игре, и определить ее место в структуре человеческой реальности. Необходимость такого исследования предписывается не только теоретической, но и духовно-практической ситуацией нашего времени, характеризующейся активизацией проникновения игровых элементов во все сферы бытия, необычной популярностью и широким распространением разного рода игровых психо-культурных практик, общим увеличением роли игровых феноменов в социокультурной реальности сегодняшнего дня. Эта ситуация предопределяет позицию многих исследователей, отечественных и зарубежных, трактующих игру как тотальную реальность, что ведет к попыткам интерпретировать все человеческое бытие в терминах игры. Мировоззренческая опасность и неадекватность подобного взгляда на

игру чрезвычайно актуализирует данное исследование, эксплицирующее игру как онтологический феномен в контексте морали, или анализирующее бытийные пласты взаимодействия Homo Ludens и Homo Morales.

Исходя из этого, анализ игры приобретает не только теоретическую, но и мировоззренческую, а также социально-практическую, актуальность: а) способствуя выработке гуманистической мировоззренческой ориентации личности; б) позволяя выявить наиболее эффективные игровые механизмы воспитания и обучения, что нашло свое отражение в материалах «Приложения» к настоящей работе.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования является онтологическая специфика и ограниченность существования и распространения игры в человеческом бытии. Данное исследование представляет собой попытку анализа и описания игры как целостного, качественно определенного, уникального момента бытия в мире людей.

Степень теоретической разработанности проблемы. Специфика предмета исследования определяет и характер теоретической проработки. Ограниченное число работ, непосредственно посвященных данной теме, не свидетельствует об отсутствии к ней внимания философов, культурологов и обществоведов. Однако недостаточная освещенность встающих при этом методологических и мировоззренческих проблем игры делает неизбежным анализ их постановки в истории философского знания. Такой анализ показывает, что в философско-религиозных, философско-антропологических и общефилософских концепциях прошлого находит свое отражение проблематика игры, намечаются некоторые подходы, предлагаются разнообразные трактовки места и роли данного феномена в структуре бытия. Такие трактовки оказались неразрывно связанными с пониманием сущности человека, pea-

лий его бытия, сопредельных и сопричастных игре, таких как воля, мышление, труд, любовь, смерть, свобода, ритуал, отдых и др. Это обусловило привлечение в качестве материала исследования широкого пласта философских концепций, варьирующихся от древневосточных (веддические и конфуцианские тексты, Дао-дэ Цзин и др.) и античных (Гомер, Орфики, Гераклид, Парменид, Демокрит, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека и др.) до классических (Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Г. Шиллер и др.) и постклассических (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Ч. Спенсер, А. Камю и др.) европейских философских систем, включая русскую философию (В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк и др.).

В большинстве философских концепций прошлого игра находит лишь опосредованное выражение и осмысление, незначительно дополняющее мировоззренческую картину. Она понимается либо как способ развлечения и отдыха (Платон, Аристотель, Г. Спенсер и др.), либо как инструмент (И. Кант, Г. Гегель и др.)

Онтологический статус игры впервые фиксируется в работах Ф. Шиллера, с которого, собственно и следует вести отсчет начала философского осмысления игры, как существенного и значимого феномена реальности, предпринятого в контексте классической парадигмы эстетического подхода. Обоснование социально-прагматического взгляда на игру принадлежит Г. Спенсеру. Однако только в парадигме неклассической рациональности, уже в XX столетии, «игра» находит свое подлинное воплощение в гносеологических реалиях философских текстов. Наиболее значимыми здесь следует признать работы М. Хайдеггера, Э.Финка, Л. Витгнештейна, Ж. Дерриды, Ж. Делёза, X. Гадамера, Г. Маркузе. Несмотря на концептуальные различия, все они признают момент существенности и значимости игры в структуре бытия. Особое ме-

сто в выборе направления общетеоретического анализа игры сегодня занимают исследования Э.Финка и И. Хёйзинги. Определяя игру как один из основных феноменов человеческого бытия, Финк создает базу для дальнейшей разработки онтологической проблематики игры. В работах Хёйзинги представлен широкий спектр реалий игры, выявлены ее устойчивые культурные формы, специфика их возникновения и существования, роль в культуре. Появление его концепции знаменует собой становление культурологического подхода к игре. Культурологический подход к игре осуществлен, в определенной мере, и в трудах М.М. Бахтина, A.C. Лосева и др.

Большой пласт литературы составляют работы психологов, выводящие понимание игры на общетеоретический, концептуальный уровень и позволяющих проследить наиболее существенные ее характеристики, способы осуществления и функционирования, представляющие собой благодатный материал для философского обобщения. Здесь следует выделить работы Э. Пиаже, К. Гросса, Ф. Бойтендайка, В. Бунда, Э. Берна, В.В. Зеньковского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Бруне-ра, К.Бюллера, К. Бюхнера, Ж. Жироду, К. Кофки, В. Штерна, Р. Хартли, В.В. Давыдова, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др. Особое место принадлежит исследованиям Д.Б. Эльконина, которые можно рассматривать, как своеобразную энциклопедию детской игры, однако выявленные автором особенности и характеристики игры содержат в себе эвристический потенциал для исследования игры вообще. Все психологические исследования идут от эксперимента и наблюдения к обобщению, выявляя специфику реализации игровых программ поведения, как в детском возрасте, так и в «играх взрослых». Предлагаемые выводы позволяют определить наиболее существенные и универсальные черты игры,

свидетельствующие о ее неотъемлемой принадлежности духовно-практическому миру человека.

В отечественной литературе попытки выявить онтологические черты игровой реальности были предприняты в работах Ю.А. Левады, И.Е. Берлянд, A.A. Брудного, С.П. Турина, М.А. Кукардевой, Т.А. Крив-ко- Апинян, Н.П. Петрова, Г.М. Пономаревой, К.Б. Сигова, С.А. Смирнова. Разработка проблем игры велась в основном в русле конкретно-научных и социологических парадигм, предполагающих, прежде всего, анализ эмпирических феноменов, традиционно интерпретируемых как игры. Исключение составляют работы К.Б. Сигова, С.П. Турина, A.A. Брудного, Н.П. Петрова Г.М. Пономаревой, Особо следует отметить работы Н.П. Петрова, предпринимающего герменевтический анализ игры и фиксирующего ее статус как герменевтического феномена, рождающегося и существующего в процессе понимания, а следовательно, принадлежащего миру субъекта.

Однако рассуждения о бытии игры по аналогии с конкретно-чувственными и качественно определенными моментами бытия опасны тем, что могут привести либо к ограничению понятия игры рамками его локального содержания, либо заставят усомниться в содержательности самого понятия. Очевидно, описание бытия игры требует рассмотрения всех ее инвариантов, способов реализации в конкретно-чувственных, логико-рационалистических, эмоционально-психологических и других формах. Постичь бытие игры, значит - осознать ее природу, причины и сущность, ответить на вопросы: Отличается ли бытие игры от бытия в игре? Может ли игра быть сведена к сумме поведенческих реакций, набору математических приемов или логических упражнений и т.п. ? Что есть игра сама по себе?

Нерешенность этих проблем в отечественной философии еще больше актуализирует данное исследование.

Проблематика игры находит свое отражение в работах отечественных философов, не посвященных специально ей, но включающих игру в круг своих интересов, это работы Б.Г. Ананьева, М.В. Демина, А.В Гулыги, В.В. Ильина, М.С. Кагана, Р. Калуа, Э.В. Соколова, М.Н. Эпштейна, B.C. Библера, В.Ф. Шаповалова и др.

Активно идет исследование игры в современной зарубежной литературе, пик количества публикаций по этой теме относится к 60-70-м годам нашего столетия. В это время выходят книги известного французского социолога К. Cailios, американских исследователей J. Levy, J. Rappoport и др. Большой резонанс получила трактовка игровых феноменов в контексте теории «языковых игр» JI. Витгентштейна, она прослеживается в работах М. Midgly, М. Rowe, G. Downing, A. R. Manser, P. Sherry, M. Mandelbaum, M. Simon, A.Fay и др. Чрезвычайно широк интерес к различным трактовкам игры в структуре постмодернистских теорий, их анализу посвящены исследования J. Murphy, R. McKiney, С. Radford и др. Интенсивно ведутся разработки социологического подхода к игре, позволяющего не только анализировать устойчивые социальные реалии, но вырабатывать конкретные рекомендации на основе выявленных социально-адаптивных потенций игры, трансформирующихся в психо-коррекционные программы. В этом направлении выделяются исследования К. Cailios, J. Levy Е. Telfer, N. Malcolm и др. Особое место в теоретических исследованиях игры занимают теологические концепции, в противоположность православному и католическому богословию, протестантская теология активно осваивает этот феномен, используя его в качестве элемента теологической картины мира. Особую роль здесь играет концепция «теологии игры», автор - X. Сох, в русле

теистической трактовки игровых процессов пролегают исследования D. Phillips, G. Downing, P. Sherry и др.

Широко представлены в современных исследованиях конкретные разработки психолого-педагогического плана, анализирующие роль игры процессе воспитания и образования. Данный массив литературы представляет значительный потенциал методологических обобщений и содержит огромный эмпирический материал описаний и наблюдений, представляющий интерес для исследователя игры в концептуальном аспекте. Здесь можно отметить работы Е.В. Гусевского, А. Королевой, Н.В. Волиной, Е.И. Прониной, С.А. Шмакова и др.

Технологичность игры как момент ее социокультурного существования в мире «взрослых» находит свое отражение в работах Б.А Райзберга., A.C. Прутченкова, О .Я. Стечкина, Красовского Ю.Д., Ю.Г. Быченко А.И. Розина, H.A. Козлова, В.И. Бакштановского, Ю.В. Геро-нимуса и др. Эти работы прямо или косвенно связаны с анализом различного рода психотренингов и близких к ним психокультурных практик. Особо интересны работы О.Б. Вайнштейна, С.С. Хоружего, в которых предлагается взгляд на игру как на сущностное взаимодействие в реалиях постсовременности.

Общий образ игры, выявляемый в ходе знакомства с указанной выше литературой, складывается из ее эмпирических проявлений, осуществляемых в пределах предметного мира и экзистенциальных моментов, позволяющих трактовать игру как ценность. Именно в этом аспекте и осуществляется данное исследование, что обуславливает необходимое привлечение целых пластов литературы посвященной иными философским проблемам, косвенно соприкасающимися с философскими аспектами исследования игры, выбранными в качестве приоритетных в данном исследовании: проблема ценности находит свое отражение в рабо-

тах ДА. Микешиной, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Е.В. Золотухиной и др.; различные проблемы морали освящены в работах О.Г. Дробницко-го, С.С. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, А.И. Титаренко и других авторов, особо выделяется современный этический поиск в зарубежной литературе, это работы J.Coversy, McPherson, G. Yasserman, С. Robins и др.; широко представлены в отечественной литературе работы по проблемам смерти и бессмертия, ставших одним из предметов данного исследования, это работы О.С. Суворовой, П.Д. Тшценко, Л.П., В.Л. Рабинович, Н.И. Трубникова, В.Н. Карандышева и др. Исследование игры как онтологического феномена предполагает необходимость логико-семантического анализа языковых форм, включающих слово, понятие или категорию «игра», основные наработки в этой области представляют большой массив литературы, опосредованно содержащий в себе информативное поле исследования игры. Сюда следует отнести работы по философии языка Л.Витгенштейна, В. В. Бибихина, А.Г.Спиркина и др., по психологии языка - Л.С Выготского, Л.А.Лурии, А.А.Леонтьева и др., по семантике - Н.Хомского, А.А Потебни, Ю.Д. Апресяна, Э.Г. Аветян и др.

Особую роль в разработке концептуальной канвы данного исследования имеют художественные тексты, созидающие непосредственно или опосредовано художественные образы «игры», «любви», «смерти», «бунта» и т.д., в которых отражен и зафиксирован их экзистенциальный смысл. Это произведения Г. Гессе, Ф. Достоевского, Л. Кэрролла, Ж.П. Сартра, А. Камю, М. Булгакова и др.

Таким образом, анализ литературы по «игроведческим» проблемам и сопредельной с ними проблематикой демонстрирует их предельную изолированность друг от друга, что свидетельствует об отсутствии единого основания для понимания онтологической данности иг-

и

ры и анализа его как целостного органично конституирующегося феномена, обладающего чертами самобытности и уникальности. Анализ литературы наводит на размышления о том, что само содержание проблемы имеет потенциал вариативного содержательного конструирования. Состояние разработанности проблемы открывает широкие горизонты для исследования, реализацией только одного их них является настоящая работа.

Цель исследования. Целью диссертации является выработка философско-методологических оснований концепции игры, рассматриваемой как целостный феномен в единстве его эмпирических, экзистенциальных и коммуникативных аспектов.

Задачи исследования. В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи: