автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтология музыкальной духовности

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Сутормина, Нинель Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Онтология музыкальной духовности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Онтология музыкальной духовности"

На правах рукописи

Сутормнна Нинель Владимировна

ОНТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ

Специальность 09 00 01 - онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Уфа 2008

003171896

Работа выполнена на кафедре философии, политологии и социологии в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирскии государственный педагогический университет им М. Акмуллы».

Научный руководитель- доктор философских наук,

профессор Хазиев Валерий Семенович Официальные оппоненты доктор философских наук,

профессор Махаматов Танр Махаматовнч кандидат философских наук, доцент

Теплых Дмитрий Анатольевич

Ведущая организация Уфимская государственная академия

экономики и сервиса

Защита состоится «/¿»tfte&i2008 года в -/Д—-^ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212 112 02 в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу: 455038, Челябинская область, г Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Текст авюреферата опубликован на официальном сайте ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru «•/£» iM£/l2008 года. Автореферат разослан «/■/» i^AtiL-2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, профессор —— Е В Дегтярев

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью анализа взаимосвязи музыки и такой составляющей компоненты человеческой личности как духовность.

Духовность человека является мировоззренческим основанием истинности и истоком бытия самого человека Духовное бытие феномен надличностный, а музыка, в свою очередь, - форма «жизни небесных тел как таковых, а в связи с этим музыка оказывается ни чем иным, как услышанным ритмом и гармонией самого зримого универсума»1 Если взять эти два предположения за основу отношений между людьми, то сам собой напрашивается вопрос как музыка находит свое выражение в духовной жизни людей9 Какое место она занимает в структуре мировоззрения, какие функции выполняет в бытии и познании9 Эти вопросы были актуальны в прошлом Остаются они таковыми и по сей день

В античности, Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время, духовность была связана с мифологией, искусством, религией, философией, наукой Особенно тесной была связь с теологией, выражавшей божественный смысл бытия

Как духовность, по преимуществу, развивалась в рамках теологии, так и музыка была во многом выразителем божественной идеи Она давала ответы на животрепещущие вопросы бытия, и более того, человек, слушая духовную музыку, сталкивался с истиной бытия эпохи Ибо настоящее искусство способно донести смысл произведения до человека простыми, доступными средствами.

Например, культовая музыка прошлых эпох (из которой вышла классическая музыка) одухотворяла человека, открывая новые потенции его возможностей Но в современном музыкальном искусстве появилось очень

' Шеллинг, Ф В И Философия искусства /Ф В И Шеллинг - М Мысль, 1999 - С 238

3

много направлений (фоновая музыка), не отвечающих эстетическим требованиям Усреднённым стал сам уровень исполнения И подрастающее поколение воспитывается именно на нём, так как из звуковоспроизводящей техники звучат (за редким исключением) музыкальные произведения, уровень которых весьма средний Всё это требует аргументированного определения места музыки в сфере духовности

В ряду современных глобальных проблем стоит и проблема человеческого бытия, точнее - выживания, сохранения и дальнейшего развития накопленного человечеством нравственного, духовного потенциала Музыка, как синтез природы и духа, позволяет осознавать человеку свое место в мироздании

Музыка помогает человеку преодолеть себя, переступить «профанность» бытия и рутину повседневности Дух музыки - это единство сознательного и бессознательного. Объединяя сознание и подсознание, снижая контроль первого над вторым, духовность, в данном случае, дает интеллектуальный порыв, позволяет личности достичь необычайной проницательности, выйти на вершину творчества

Занимаясь практической и духовной деятельностью, человек укрепляет свой дух, направляя его на отыскание истины, на самосозидание и самоопределение своей личности

Следуя по пути творческой, целеустремленной активности, человек способен подняться на более высокие ступени развития Чем больше будет человек развивать в себе гуманное отношение к окружающим, действуя по принципам гармонии, красоты, добра и справедливости, тем меньше он согласится на что-нибудь иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому, к своему лучшему «Я»

В понятие «духовность» входит много личностных и субъективных составляющих сознание, разум, воля, воображение, мышление, интеллект, память, чувства, идеалы, страсти, ценности, и т д Они суть психики, если говорить о душевном складе, подразумевающем внутреннюю жизнь человека

Здесь много элементов, аспектов ненаучное, нерациональное, бессознательное, сознательное, подсознательное, сверхсознательное Духовность образует целостность внутренней - правовой, моральной, эстетической, религиозной, философской жизни человека

В современном обществе сложилась такая ситуация, которая делает актуальной проблему поиска новой смыслосоставляющей в парадигме развития человека, сущностью которой является осознание того, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться не только интеллектуальным, но и духовно-нравственным, духовно-эстегическим потенциалом общества и человека

Дальнейшее полноценное развитие цивилизации в ее техногенной плоскости без духовности невозможно Для современного, сциентически ориентированного мышления, которое руководствуется только научным рационализмом, практической целесообразностью, мало значат такие понятия как «нравственность», «совесть», «человеческое достоинство» Но как бы ни был образован современный человек, без нравственной и художественной составляющей, без устремления к высокому, полноценным он быть не сможет Степень разработанности проблемы. Определение места музыки в духовности, как присущей только человеку форме бытия, роль музыки в становлении человека как личности, осознание её как одной из высших духовных потенций, рассмотрение абсолюта как центрального понятия духовности - эти темы выводят исследователей к проблеме взаимовлияния музыки и духовности

Человек существует благодаря тому, что его духовный мир неповторим, т е индивидуален и делает себя сам тем, что он есть. Но персональный личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область социального, коллективного духа, в духовную сферу социума Через объективированный дух произведений музыкального искусства человек познает живой дух всех поколений

В настоящее время интерес к теме духовности и искусству возрастает Роль искусства в формировании мировоззрения, мироотношения, эстетических взглядов личности была рассмотрена в трудах отечественных философов (А В Азархина, М М. Бахтина, Ю Б. Борева, Л П Буевой, В П. Зинченко, А Ф Кудряшева, А В Лукьянова, Ф Т. Мартынова, Б В Сафронова, С Н Сулеймановой, Л Б. Султановой, Л М Хуснияровой, В И Шинкарука, Е П Шудри и др)

Подход к музыке как к духовному феномену был разработан в трудах зарубежных (В Вейдле, Г Г Гадамера, Х,Г Герцмана, С Кьеркегора, Ж Маритена, Ф. Ницше, X Ортега-и-Гассета, Г К Честертона, Ф В Шеллинга, А Шопенгауэра и др) и отечественных философов (В В Бычкова, А Б Ладыгиной, Л П. Рапацкой, 3 Я Рахматуллиной, и др).

Трактовка музыки как «предмета логики» производилась в трудах А Ф Лосева, связь музыки с высшими целями человеческой жизни - в трудах В С Соловьева Музыку как вид бытия, ее место в структуре бытия исследуют О В Дубова, М.А. Сапонов, которые делают вывод, что духовность, благодаря музыке, становится потенцией и символом

Анализ духовности производился и другими, как зарубежными, так и нашими отечественными философами В их трудах ставятся и решаются проблемы материи и сознания, природы и духа, языка и речи, абсолюта и внутреннего мира человека Это труды А Р Абдуллина, Т Адорно, Д С Аничкова, Т Л Артемьевой, О А Беленковой, Л М Брагиной, М Бунге, А Н Волкова, X Г Гадамера, Г В Ф Гегеля, А Я Канапацкого, Д В Пивоварова, Р Н Ревякиной, В В Соколова, С Л Франка, Г А Франкфорта, В С Хазиева, В С Швырёва, В П Шестакова

Объектом исследования является музыкальная реальность в структуре духовного бытия

Предметом исследования является онтология бытия музыкальной духовности

Цель диссертации заключается в выявлении и исследовании оснований и аспектов музыкальной духовности как объективации духовных качеств человека

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих

задач

- определение места музыки в духовном бытии,

- обоснование правомерности рассмотрения музыки как потенции духовности,

- выявлениение иррациональной составляющей музыки в структуре духовности,

- исследование диалектики субъективного и объективного в музыкальном искусстве,

- выявление истинности произведения искусства в контексте проблемы духовности,

- анализ проблемы универсализации духовного бытия человека в музыкальном искусстве XX века

Теоретико-мировоззренческую базу настоящего исследования составили труды выдающихся отечественных философов дооктябрьского и послеоктябрьского периодов, а также представителей экзистенциализма, философии искусства, философской антропологии, трансцендентальной философии

Методологическими основами исследования являются метод экспликации онтологических оснований музыкальной духовности, а также диалектический и экзистенциальный методы исследований бытийственных характеристик музыкальной духовности

Используя метод экспликации онтологических основ музыкальной духовности, автор исходил из той идеи, что музыка - это воплощение трёх начал, на которых строятся отношения человека с миром - логос, этос и эстезис, интерпретируя дух человека как его индивидуальность

Диалектический метод получил своё применение при анализе соотношения субъективного и объективного в музыкальном искусстве, а также при анализе проблемы универсализации духовного бытия человека в музыкальном искусстве XX века

Экзистенциальный метод был использован при выявлении иррациональной составляющей музыки в структуре духовности в контексте исследования жизни человека с точки зрения бытия музыкального произведения Под экзистенцией здесь понимается иррациональная составляющая бытия человека как страсть, выражающаяся в его способности посредством эмоций выражать отношение к миру Музыкальное произведение в данном случае - это воплощение иррационального мироотношения композитора, это страстное звуковое откровение

Научная новизна диссертации определяется нетрадиционным, авторским подходом к исследованию музыки в сфере духовности В ходе проделанного анализа сформулированы положения, отличающиеся следующими элементами новизны

- обосновано, что музыкальная реальность есть не только вид духовного бытия, но и его потенциальная духовная сила, которая в актуализированной форме существования захватывает духовную сущность человека, проявляя ее,

- выявлено место музыки в духовном универсуме, которое определяется тем, что она не позволяет ему распасться на части или, напротив, «окостенеть» в своих формах,

- обнаружено, что музыкальная реальность служит объективированным ым воплощением духовного начала бытия человека,

- доказано, что музыка выступает смыслообразующим началом и концентрированным выражением общезначимых ценностей духовного бытия, является особым видом художественного познания духовной действительности и своеобразной формой существования истины как явленной открытости духовного бытия в экзистенциальном переживании,

- обнаружен феномен запаздывания музыкального воплощения идеи по отношению к ее появлению в духовной жизни как личностно-надличностной реальности

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Теоретическая значимость работы проявляется в том, что выводы и положения исследования могут служить основой для разработки соответствующих разделов онтологии и теории познания Практическое значение диссертации определяется тем, что материалы диссертации могут быть полезны как при подготовке к чтению лекций и проведению семинарских занятий по общему курсу философии, так и по соответствующим спецкурсам и спецсеминарам

Апробация работы. Основные идеи диссертации и её концептуальный замысел изложены автором в девяти статьях, опубликованных в философских сборниках научных трудов, в том числе и рекомендованных ВАК МО и НРФ, кроме того, поожения диссертационного исследования обсуждались на международной, всероссийской, региональной конференциях, городском семинаре1 1 Региональная конференция «Философия и история педагогики», Уфа-2004, 2 Городской семинар преподавателей средней и высшей школы, работников системы дополнительного образования «Культорологизация образования как фактор повышения эффективности процесса самореализации личности педагога», Уфа-2004, 3 Всероссийская конференция «Трансформация общества наука, педагогика, производство», Уфа-2005, 4 Международная научно-практическая конференция «Онтология и понимание, проблемы взаимоотношений», Уфа-2005, 5 Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в условиях социальных изменений», Уфа-2007

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 213 работ отечественных и зарубежных авторов

Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень научной разработанности, выявляется объект и предмет исследования, обосновывается теоретико-методологическая база исследования, формулируются положения, отражающие научную новизну исследования

В первой главе «Духовность и музыка» содержится материал, позволяющий сделать ретроспективный анализ соотношения музыкального бытия и духовности Проследить путь формирования духовности от «состояния» до «предмета» Рассмотреть, как менялось само содержание музыкального бытия в различных философских концепциях

В первом параграфе «Музыка и ее место в духовном бытии» автор даёт анализ музыки как феномена Духовной жизни, где ее нематериальность интерпретируется как магия, посредством которой возможно общение с «иными мирами». Автор анализирует процесс возникновения духовной сферы человеческого бытия, где в качестве первопричины рождения музыки указывается потребность в звуковой гармонии Возникнув в результате противоречия между человеком и окружающей средой, потребность в познании окружающего мира, самосовершенствовании, творчестве, общении, коллективном труде, языке, повлекла за собой возникновение духовности как состояния сознания

Каждая эпоха диктовала свои потребности, которые есть сущностная основа духовности Именно потребностью измеряется степень напряжения человеческого духа Такая потребность человека, как познание окружающего мира, потребность в самосовершенствовании, творчестве, возвышении над реальным самим собою являются одними из основных в структуре духовности

Некоторые учёные называют потребности первопричиной духовной сферы человеческого бытия В процессе антропосоциогенеза потребности обогащались духовными компонентами Потребностный подход наиболее адекватно раскрывает истоки становления духовного мира, богатство его содержания Функционирование духовных потребностей проявляется как

10

потребность в духовном мире и выступает основным индикатором, интегрирующим фактором духовности, детерминируя, активизируя ее

Духовная потребность возникает в результате противоречия между человеком и окружающей его средой В связи с неудовлетворённостью требований человека, необходимых для его жизнедеятельности (характеризующих в нем именно человеческое начало), возникла потребность в духовности. По мере исторического прогресса в человеке начинают преобладать внутренние факторы, возрастает энергийность духа, обеспечивая динамизм развития духовности

Способность сопереживать, эмоционально реагировать, постигать внутреннее состояние другого члена сообщества, приводит к формированию потребности в общении Развитие потребности общения создает основу для формирования духовного мира Удовлетворение потребности общения связано с информацией, с усвоением ее самой особью и передачей другим членам популяции Таким образом, потребности, ситуации, сигналы, эмоциональные резонансы, сопереживания и т п, возникают как итог первичного отражения действительности органами чувств, в результате вторичного отражения кодируются на языке знаков, значений, понятий

Соединяя в себе разум, эмоции, волю и т д., духовный мир включает в себя и эмпирический опыт, нашедший своё воплощение в музыке, где выстраивается своя система, обладающая сообщаемостью, воспроизводимостью, сохранностью - признаками, свойственными теоретическому мышлению За счет преодоления эмпирической ограниченности сознания музыка, преодолевая его пассивность, сообщая ему максимальную активность, выводит эмпирическое сознание на метауровень, являющийся для него идеалом Идеал, вобрав в себя эмпирическое прогнозирование и целеполагание, став формой воспроизведения не только возможной, но и желательной субъективно-одобренной действительности, занимает главное место в музыке, сделав её тем самым нормативно-ценностной надэмпирической системой, регулятором практического отношения и

эмпирического поведения человека. Таким образом, музыка становится потенцией, властной над духовным бытием.

Исторически идеал сначала находит свое воплощение в мифотворчестве, которое являлось донаучным типом мировоззрения, формой познания мира и состоянием той персонифицированной духовности, которая создавала из «человека разумного» «человека духовного» Первое упоминание о музыке содержится в мифе (о музыканте Орфее, о певце Амфионе, о сиренах) По мере внедрения музыки в жизнь людей, в ней стали выделяться такие ее стороны как процесс звукотворчества, в ней видели идеальное воплощение законов мироздания, логическое музыкальное построение и духовно-эмоциональное воздействие музыки воспринималось как проявление Божественной сути, через названия имен, имевших звуковую форму, рождалось звукоподражание

Древние греки (пифагорейцы), для которых Космос был идеалом мироустройства, наделили и музыку его свойствами Согласно этому взгляду, музыка стала трактоваться ими как точная гуманитарная наука Мыслители древности разработали принципы нравственного воспитания посредством музыки К душе, как составляющей человеческой сущности, и к духу, как важнейшему объекту познания впервые обратился Сократ Так из магии музыка трансформируется в науку о добродетелях, где на первый план выходит связь музыки с темпераментом и способностями человека, получившую название музыкальный этос, отображавший внутреннюю жизнь человека, где музыка выступала в качестве средства, уравновешивающего внутреннюю, психологическую и внешнюю, физическую стороны жизни

Таким образом, из всего музыкального массива выделяются два направления «собственно музыка» (музыка Земли, профаническая, неправильная) и музыка Неба (сакральная, правильная)

Исходя из того, что дух музыки постоянно находится в движении самопостижения, он из абстрактной идеи превращается в конкретную форму, которую идея достигает в своем осуществлении Так, с распространением в Европе христианства, дух становится одной из ипостасей Бога Душа человека

12

трактуется как образ Духа Божьего Соответственно и музыка становится выразителем Божественной сути, преломляясь через душу музыканта, озаренного Божественным откровением В эту эпоху мы видим, с одной стороны, отношение к музыке как к ремеслу, с другой - как к символу, коду, требовавшему своей расшифровки Так как в Средневековье над всем довлеет дух религиозности, духовность из «предмета» возвращается в «состояние», где символизм и мистика наполняют смысл бытия эстетической и этической ценностью Теперь музыке отводится сопроводительная функция, которая заключалась в отражении Божественной сути

Во втором параграфе «Музыка как потенция духовности» исследуется уличное и профессиональное искусство Средневековой Европы

Устное стихийное музыкальное творчество народа развивалось своими темпами, отражая мышление народных масс, весь жизненный, социально-исторический опыт народа, представляя первоначальное духовное освоение мира Отталкиваясь от чувственных впечатлений, выделяя нечто, развив понятие качества и придя к причинности явлений, направляясь от субъекта к объекту, «очищаясь» через практику, «музыкальный образ» людей пришел к музыкальной гармонии абсолютной идеи Результатом осознания мира, преломляясь через фантастику, стала идея субстанциональности и закономерности мира

Выражая мышление народных масс, весь жизненный, социально-исторический опыт народа, уличное музыкальное творчество хранит в себе гносеологические следы происхождения народного освоения мира, дает важные свидетельства об углублении народного познания, культура менестрелей характеризует состояние народного освоения мира

Человеческое познание начинается с конкретного и восходит к абстрактному Главным источником познания мира здесь является трудовая, производственная деятельность Она закрепляется и выражается различными средствами, в том числе и художественными, в частности музыкальными Трудовая производственная деятельность - деятельность целесообразная и

целеполагающая Основой ее являются законы внешнего мира Эта деятельность, начинаясь с почти животного приспособления к законам объективного мира, с течением времени ведет через практику к духовному овладению ими

Музыка профессиональная, как одна из составляющих интеллектуального развития Средневековья, унифицированная церковью, была главным носителем католической идеи Ей отводилась роль объединения высшей красоты и гармонии, нравственных качеств человека и его внутреннего мира Господствующая идея - приблизиться к Богу, познать Божественную истину -делала музыку проводником этой истины, которая заключала в себе те позитивные ценности, обладание которыми возвышало человека, раскрывало его духовную сущность

Само музыкальное исполнение воспринимается не иначе как обращение к Богу, проявления музыки - как отражение высшей Божественной силы и представляются как аллегорический отблеск мировой гармонии

Небывалая одухотворенность музыки этой эпохи характеризуется отсутствием в ней кричащих, понятных нам, современных эмоций Это был «чистый дух», присутствие которого можно ощутить только в тишине храма Он находился за пределами всего чувственного, пленяя это чувственное, оттесняя его на периферию, противостоящую внутреннему миру человека Именно культ церкви формировал и представления о возвышенном, прекрасном Категория прекрасного была тождественна божественному Светское, мирское могло быть милым, но не прекрасным. Возвышает то, что заставляет страдать, проявления счастья, радости в музыке, поэтому считались греховными

В символизме этой эпохи раскрыты отношения человека к природе, обществу, собственному бытию В них содержится огромный познавательный потенциал, ориентация в мире, средства управления и преобразования действительности

Возрождение вывело на первый план проблему человека, мыслители этой эпохи всецело поглощены земной жизнью, подвергая критике религию, постулируя новое отношение к человеку, его чувствам и месту в мире. Духовность выступает как предмет и интерпретируется как тяга людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей Меняется весь комплекс морально-этических построений, становится основным принцип равенства, ценятся заслуги перед обществом, утверждаются антиаскетические ценности Приоритетным становится воспитание через образование, где главное место занимало нравственное воспитание, опирающееся обязательно на музыку

Но божественная сторона не была полностью забыта Бог здесь не злой и карающий как в Средневековье, а помогающий тем, кто занимается самообразованием и самовоспитанием Культ труда, понимаемый как одна из основных добродетелей, шел от средневековой традиции, но наполнялся новым культурным смыслом, это был труд интеллектуала, отличающий художника от простого ремесленника Художник должен соответствовать тем представлениям о добродетели, которые бытуют в обществе, кроме этого, на художника возлагались большие обязательства, подразумевающие умение соответствовать своим способностям Усиливается, таким образом, оттенок нравственного избранничества Нравственный закон приобретает черты человеческого нравственного идеала Главными добродетелями музыканта считаются совершенное владение своим мастерством, что подразумевало виртуозное владение техникой исполнения, артистическое мастерство, что подчёркивало индивидуальность, но в связи с общим

Огромная заслуга гуманистов была в том, что ими было охвачено множество факторов, составляющих духовный потенциал личности, труды гуманистов расширили идейный и художественный кругозор просвещённых любителей музыки

В эпоху Возрождения профессиональная музыка по-прежнему находится под влиянием церкви и в ней используются те же приёмы письма, что и в

средневековой музыкальной традиции, то же использование пространства, символизма. Но они уже наполнены другим смыслом Если в Средневековье противопоставляется мир Земной миру Небесному, то в музыке Возрождения мир внешний противопоставляется миру психическому Существенным завоеванием композиторов было право ставить свои фамилии на своих сочинениях, право использовать новые средства выразительности, снять противоречия между плотью и духом, объединяя внешнюю красоту в сочетании с могучим интеллектом и огромной духовной силой Профессиональная музыка, таким образом, начинает развиваться по двум направлениям светская и духовная Воплощением духовной музыки остается месса, светской - мадригал, где воплотилось индивидуальное начало человека

С изменением идеалов эпохи, меняется и стиль их воплощения Свои позиции завоевывает стиль Ars nova, характеризующийся новыми средствами выразительности Но так как между представителями церковного клира и композиторами, писавшими светскую музыку, велась постоянная борьба, нужна была идея, которая примирила бы эти два лагеря. Эта идея нашла свое отражение в творчестве итальянского композитора Клаудио Монтеверди Он взял средневековую тему страдания и воплотил ее, сначала в светском жанре мадригала, а затем в светской музыкальной драме, используя эстетическую установку времени на зрелищность Ренессанс, таким образом, сделал попытку осуществить созидательную функцию музыки - создавать прекрасное и учить ее восприятию, осуществив ее в лирическом, драматическом, философском направлениях

Постренессансный период характеризуется наличием светско-гуманистических течений В связи с выходом на ведущие позиции музыки светского направления, ее центром в таких странах как Италия и Франция, становится придворно-аристократическая среда

В философии Нового времени тема человека и составляющих его сущности зазвучала с новой силой В частности в философии И Канта делается упор на синтез чувства и рассудка, дающих, по его мнению, ключ к

пониманию закономерностей развития природы и человека Совесть, в трактовке Канта, выступает в качестве практического разума, судящего о самом человеке и об окружающих его людях На чувстве долга построен «нравственный закон», заставляющий человека быть деятельным и тем самым рождать «чувство жизни», что побуждает к радости душу Приоритет в образовании Кант отдаёт гуманитарным наукам, апеллируя тем, что они воспитывают человека в эстетическом направлении, придают мягкость душе.

Таким образом, весь ретроспективный анализ показывает, что мыслители всех эпох, не озвучивая проблему духовности, говорили именно о ней и музыка, как самая мощная потенция духа выступает его главным носителем

Во второй главе «Иррациональная составляющая музыки в структуре духовности» раскрыты принципы мировоззрения, в том числе и русского, его составляющие, такие как душа, воля, интуиция Делается попытка определения духовности в контексте общих тенденций эпох. Исследуется иррациональность музыки на материале ретроспективного анализа певческого искусства Древней Руси

В первом параграфе «Музыка как воплощение диалектики субъективного и объективного в сфере духовности» представлен материал, в котором дается анализ певческого искусства Древней Руси, основные положения русской философии, её суть, каковой является душа «разумная». Душа понимается как «разумеющее» сущее, находящееся внутри человека, знающее о себе самом и о вещах, находящихся вне души человека Все составляющие души воля, разум, совесть, отвечают за те функции, которые им предписывает душа Духовность, таким образом - это неустанный, непрекращающийся труд души, приобретший формы подвижничества, аскетизма, подвига у русских философов, дающий надежду на лучшее Познание здесь, поэтому, чувственное, доверяющее интеллектуальной интуиции, нравственному, эстетическому и мистическому религиозному опыту

В связи с тем, что духовность связана с внутренним миром человека, который постоянно меняется, с изменением содержательной стороны его

17

бытия, меняются и составляющие структуры этого понятия Через концентрацию эмоциональных и интеллектуальных возможностей, через напряжение сознания и деятельности человек движется к полноте бытия

Религиозный мистический опыт в полной мере был воплощен в церковной певческой культуре Руси, где огромную роль играл символизм Если в Европе пение - отражение Божественной сути, то на Руси - отражение Божественной красоты, через подражание пению ангелов «Ангелоподобное» пение несло в себе яркую эстетическую направленность, оно воспринималось как самосозерцание, упорядочивающее душу Чрезмерность украшений ведет к разрушению канона Сакральность сменяется психологичностью Становится приоритетной индивидуальность композитора С вторжением мирского начала в музыку богослужений, идет и обратный процесс -православное миропонимание становится тем ядром, вокруг которого формируется художественная культура Одной из важнейших составляющих эстетического сознания и художественного мышления той эпохи была каноничность В ней находили свое отражение и воплощение духовный и эстетический идеалы эпохи, закреплялась наиболее адекватная этим идеалам система выразительных приемов

Во втором параграфе «Истинность произведений музыкального искусства» содержится анализ эстетических направлений России XIX - XX вв , где музыка становится предметом искусства, завоевывая небывалую до этого популярность

Так как истинность музыки достигается в реализации духовной субстанции, сутью которой является свобода, музыкальное искусство в XIX веке овладевает эмпирическим духом, ограничивая его притязания на самость

Практика салонных концертов, а к концу века и оперных спектаклей, становится широко распространенной в России Музыканты-исполнители приобретают популярность, музыке поклоняются, она завоевывает все большую аудиторию слушателей, становясь переживанием личного и проистекая из внутренней жизни человека Музыка становится широким полем

деятельности для трактовок индивидуального видения мира, она становится одним из средств для обеспечения ощущения стабильности человеком истинности своего бытия. С возрастанием роли, популярности композитора в жизни той эпохи, на него накладывается и большая ответственность - его замысел должен быть понятен слушателям

Далее автор исследует аспекты, посредством которых осуществляется жизнь произведения Если музыкальное произведение имеет большой отрезок времени, в течение которого оно было востребовано, то оно имеет все права на то, чтобы быть истинным Через богатый духовный мир гениев, их способности предвидеть будущее, и через творчество гениев формируются вкусы, идеалы, убеждения, на их основе происходит развитие культуры и рост духовности Композитор, схватывая процесс обновления человеческого опыта, уясняя его уроки, продуктивность, расширяет познавательные горизонты, выходит за пределы известного и устоявшегося, создаёт полноту картины жизни

Роль музыкального произведения, таким образом, велика в раскрытии реального жизненного процесса, в коллективном и индивидуальном мироощущении Музыка способна вовлекать в круг социальной жизни те стороны человеческой субъективности, которые недоступны другим сферам общественного сознания, это - душевные состояния, выход в сферу возможно-должного Эти проективные детерминанты как бы раздвигают горизонты человеческой жизни, пробуждают желание превзойти наличное состояние, утвердить должное, так как развитие музыки - это самовозвышение человека до своей собственной истинности Благодаря непосредственному взаимодействию музыки с обыденным сознанием, она способна отражать стихийные умонастроения и ожидания масс, иллюзии и прозрения различных социальных слоёв, их житейские опасения, тревоги и заблуждения, моральные угнетения

Музыкальное произведение всегда в чём-то убеждает, куда-нибудь зовет, призывает, т. е провоцирует конкретные действия, обретая духовно-практический смысл, стимулируя личность к самосозиданию и самосовершенствованию

В XX веке определяются основы миропонимания, структура видения картины мира, назначение художника, значение процесса творчества, где музыка, активно взаимодействуя с философией, политикой, наукой, нравственностью, является формой познания действительности, самостоятельно раскрывая и обобщая ее закономерные связи в их отношении к человеку, его интересам, идеалам в мировоззренческом значении

Музыка подчинена процессу исторического развития и выражает образы современно! о сознания, раздумья о значении и цели жизни, о вечных истинах бытия, тяготея своими вершинными достижениями к философскому осмыслению мира Художник и философ, поэтому находятся в равных «весовых» категориях Общность категорий философского мышления с категориями художественного сознания опосредуется группой мировоззренческих категорий, в которой осознание отношения «человек - мир» соединено с его переживанием

К общим духовно-практическим основаниям, объединяющим естественно-научное и художественное познание XX века, можно отнести такой феномен, как процесс универсализации проблемы человека во всей культуре двадцатого столетия, когда она выдвигается не просто как идеал, а сам человек - не просто как предмет антропологии, но как мир человека Новое здесь в художественном изображении человека заключается в том, что через индивидуальную судьбу героя раскрывается жизнь того или иного класса, общества, тем самым индивидуальное изображается в единстве с общественным, анализ психологии героя доводится до анализа социальных сил и соответствующих идеологических институтов

Второй чертой универсализации проблемы человека в культуре XX столетия была идея развития, связанная с концепцией эволюции Вселенной, исторической сменой различных фаз развития материи, художественное познание связывается с раскрытием всего богатства перспектив развития человеческого мира

Третьей чертой универсализации проблемы человека в искусстве прошлого столетия является многомерное раскрытие человеческих качеств по историческим параметрам настоящего, прошлого, будущего Двадцатый век, с его новыми социальными принципами преобразования мира, таким образом, отличался от всех последующих эпох, где музыкальное искусство носило стихийный характер развития

В эпоху социализма оно развивалось под мощным воздействием идеологии марксизма-ленинизма, породившую такое явление в музыке как массовое искусство Идеология являлась общим идейным центром, в соответствии с которым и ученый и художник осмысливали действительность и отражали ее в своем творчестве

В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, обосновывается взгляд на музыку как вид духовного бытия, его потенцию и власть над ним, выявляется объединяющая роль музыки в духовном универсуме, обнаружено материальное воплощение духа человека в музыке, доказано смыслообразуюшее начало и концентрированное выражение общечеловеческих ценностей в музыке

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора

1 Сутормина, Н В Кант о «педагогике» и музыкальное воспитание / Н В Сутормина / В1сник Днтропетровського ушверситету Соцюлопя Фшософш Полгголопя - 2004 -ВипускЮ- С 293-297

2 Сутормина, Н В Деятельностное содержание образования и художественно-эстетические дисциплины / Н В Сутормина // Культурологизация образования как фактор повышения эффективности процесса самореализации личности педагога Материалы городского семинара преподавателей средней и высшей школы, работников системы дополнительного образования / МОРФ БГПУ - Уфа, 2004 - С. 83-84

3 Сутомина, Н В Сознание и творчество / Н В Сутормина // Философия и история педагогики / Уфа Изд-во БГПУ, 2004 - С 56-59

21

4 Сутормина, Н В Влияние музыкальной культуры на духовное становление личности / Н В Сутормина // Трансформация общества наука, педагогика, производство Ч III / Уфа Изд-во БГПУ, 2005 - С 124126

5 Сутормина, Н В Звук как феномен коммуникации / Н В Сутормина // Трансформация общества Ч III / Уфа Изд-во БГПУ, 2005.- С 126-128

6 Сутормина, Н.В Духовные инварианты целостного мышления и их перевод на язык музыки / Н В Сутормина // Онтология и понимание проблемы взаимоотношений Ч III / Изд-во Филиала МГОПУ им М А Шолохова - Уфа, 2005 - С 120-124

7 Сутормина, Н В Музыка как выражение мира / Н В Сутормина // Социально-гуманитарные знания- научно-образовательное издание -2007. - С 480-490 - №9 (Реестр ВАК).

8 Сутормина, Н В Универсализация проблемы духовного бытия человека в музыке современности / Н В Сутормина // Вестник БГПУ - 2007 - С 46-53 - №4

9 Сутормина, Н В Об электронной музыке и человеческом голосе / Н В Сутормина // Здоровье как социально-философская проблема Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции / Уфа РИЦ Баш ГУ, 2008,- С. 161-167

Сутормпна Нинель Владимировна

ОНТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ Философский анализ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лиц наиздат деят Б848421 от 03 11 2000 г Подписано в печать 15 05 2008 Формат 60X84/16 Компьютерный набор Гарнитура Times New Roman. Отпечатано на ризографе Усл. печ л -1,5 Уч-изд л -1,2 Тираж 100 экз Заказ № 185

ИПК БГПУ 450000, г Уфа, ул Октябрьской революции, За

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сутормина, Нинель Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ДУХОВНОСТЬ И МУЗЫКА.

1.1. Музыка и её место в духовном бытии.

1.2. Музыка как потенция духовности.

Глава 2. ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКИ В

СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ.

2.1. Музыка как воплощение диалектики субъективного и объективного в сфере духовности.

2. 2. Истинность произведений музыкального искусства.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Сутормина, Нинель Владимировна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа взаимосвязи музыки и такой составляющей компоненты человеческого бытия как духовность.

Духовность человека является мировоззренческим основанием истинности и истоком бытия самого человека. Духовность есть феномен личностно-надличностной реальности, а музыка, в свою очередь, «оказывается ни чем иным, как услышанным ритмом и гармонией самого зримого универсума»1. Если взять эти два предположения за основу отношений между человеком и мирозданием, то сами собой возникают вопросы: как музыка находит своё выражение в духовной жизни людей? какое место она занимает в структуре мироздания? какую роль играет в бытийственных отношениях человека и универсума? Эти вопросы были актуальны в прошлом; остаются они таковыми и по сей день.

В традиционном понимании музыка мыслится в её принадлежности к искусствознанию и эстетике как вид искусства, тип художественной деятельности, и является предметом познания различных научных дисциплин — музыкознания, семиотики, психологии творчества и др. Узость подобного подхода (который, несомненно плодотворен в определенных исследовательских ситуациях) очевидна, что наиболее зримо обнаруживается тогда, когда речь идет о специфике отношения человека к миру, неповторимости бытия в контексте музыкально-возможного, несомненной обусловленности музыкального целого некими фундаментальными законами бытия, лежащими за пределами музыкальной технологии и выразительности. Музыка органически пронизывает собой онтологию человеческого бытия, многообразие форм человеческой деятельности, тем самым препятствуя традиционно-классификаторскому стремлению втиснуть её в привычно-безопасную ячейку теории художественного видообразования.

Преодолевая узкие рамки частных исследовательских позиций, музыка становится предметом более широкого — философско-онтологического - исследовательского контекста, в границах которого исследовательский интерес направлен на анализ музыкальной реальности во взаимосвязи с феноменом духовности в его наиболее исторически репрезентативных и социально наследованных формах.

В контексте философского осмысления музыки возможно нахождение необходимого уровня абстракции, обеспечивающего целостную интерпретацию онтологических структур качественно особого — музыкального - способа бытия духовности человека и мира.

Музыка не есть случайное событие в бытии человека, некая мутация духовных коллизий его социокультурного развития. Появление музыки в жизни человечества восходит в своих онтологических основаниях к фундаментальным причинностям бытия универсума; музыка есть феноменальное проявление сущностной взаимосвязи человека и мироздания в своей опосредованности социокультурным способом бытия человека.

Философская рефлексия как стремление к мудрости не есть познание «всего и вся», а есть постижение самого важного, значимого для бытия человека в мире. Философское осмысление музыки в контексте духовности обретает особую актуальность в связи с осознанием проблематичности дальнейших путей развития современной цивилизации. Сегодня становится очевидным, что возникновение глобальных проблем современности коренится в исчерпании ресурсов парадигмы технократического развития общества с его постулатом всесилия материально-преобразующей, инженерно-утилитарной деятельности «человека разумного».

В сообществе перспективно мыслящих ученых всё большее распространение получает идея необходимости духовно-нравственного переосмысления места и роли человека в системе мироздания - возникает представление о необходимости ограничения идеологии потребления, перехода к новому, постнеклассическому, типу научной рациональности, учитывающему ценностно-этические аспекты научного познания, к новому мировоззренческому «диалогу» человека с природой, антропному принципу в научном мировоззрении и т.п.

Поиск новых смыслосоставляющих в парадигме развития человека направляется идеей того, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться не столько интеллектуальным, сколько духовно-нравственным, духовно-эстетическим потенциалом общества и человека.

Во все времена своего исторического развития человек в музыке и через музыку стремился осознать и пережить свое сущностно-гармоничное единство с мирозданием, с культурой, другими людьми, с самим собой. Так религиозно-культовая музыка прошлых эпох (из которой вышла классическая музыка), воплощая божественный смысл бытия, одухотворяла человека, открывая новые потенции его возможностей. Она давала ответы на животрепещущие вопросы бытия, и более того, человек, слушая духовную музыку, сталкивался с истиной бытия эпохи, ибо настоящее искусство способно донести смысл произведения до человека доступными средствами.

Музыка, как синтез материального и идеального, природы и духа, позволяет осознавать человеку своё место в мироздании; она помогает человеку преодолевать себя, переступать «профанность» бытия и рутину повседневности, достигать духовной проницательности, укреплять свой дух, направляя его на отыскание истины, на самосозидание и самоопределение своей личности.

В свете вышеизложенного представляется актуальным исследование онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия.

Степень разработанности проблемы. Вопросы о сущности музыки, её связи с законами мироздания, воспитанием человека и организацией общественной жизни волновали умы еще мыслителей Древнего мира. Размышления о духовной сущности музыки и её воздействии на человека мы находим в трудах древнекитайских (Конфуций, трактаты «Люйши-Чуньцю» «Юэцзи») и древнеиндийских (Матанга, Шарнгадева) мыслителей. Тема музыки как основы космической гармонии, средства познания мироздания и нравственно-духовного и эстетического воспитания выступала предметом размышлений античных философов - Гераклита Эфесского, Сократа, Пифагора, Платона, Прокла, Аристоксена, Плутарха, Квинтилиана.

В средневековой философии теоретические вопросы музыкального творчества разрабатываются Аврелием Августином, Аль-Газали, Боэцием, Ибн-Синой в тесной связи с богословско-теологическими вопросами постижения величия божественного бытия и духовного возвышения человеческой души.

В эпоху Возрождения формируется европейско-светская музыкальная традиция, в рамках которой разрабатываются преимущественно вопросы музыкальной эстетики (Глареан, Рамос де Пареха, Иоанн де Грохео, Иоанн Тинкторис, Дж. Царлино).

В Новое время и Просвещение музыкальная тематика привлекает ученых-естествоиспытателей, математиков, философов, которые в своих концепциях разрабатывают общетеоретические вопросы музыкального творчества (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кеплер, Г. Лейбниц, М. Мерсен), исследуют взаимосвязь музыки и поэзии (Г. Котлэ, К. Лежен), обращают внимание на эстетико-воспитательные возможности музыки (Д'Аламбер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо)'.

В XIX веке происходит активное осмысление духовных потенций музыки как содержательно-смыслового вида искусства в философско-эстетических воззрениях Г.Гегеля, И. Гердера, И. Канта, С. Кьеркегора, Ф.

Ницше, Новалиса, B.C. Соловьева, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф.Шлегеля, А.Шопенгауэра и др.

Становление и развитие дисциплинарно организованных гуманитарных исследований в XX веке порождает многообразие подходов к содержательному анализу музыки: различные аспекты музыкальной реальности исследуются с позиций семиотического, исторического, лингвистического, логического, психологического, художественно-эстетического и других подходов в трудах как отечественных (JI.C. Выготский, Е.Г. Гуренко, Г.К. Гальцева, Ю. Кон, А.Ф. Лосев и др.), так и зарубежных (Т. Адорно, Р. Бит-нер, Н. Гартман, Г. Зиммель, Р. Ингарден, Г. Марсель, Л. Ферраре, Г.А. Франкфорт и др.) мыслителей.

В настоящее время интерес к теме взаимосвязи духовности и музыкального искусства возрастает. Роль музыкального искусства в формировании мировоззрения, мироотношения, эстетических и морально-нравственных взглядов личности рассматривается в трудах А.В. Азархина, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, А.Ф. Кудряшева, А.В. Лукьянова, Ф.Т. Мартынова, Б.В. Сафронова, С.Н. Сулеймановой, Л.Б. Султановой, Л.М. Хуснияровой, В.И. Шинкарука, Е.П. Шудри и др.

Подход к музыке как к духовному феномену бытия человека и общества реализуется в исследованиях как зарубежных (В. Вейдле, Г.Г. Гада-мер, Х.Г. Герцман, С. Кьеркегор, Ж. Маритен, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г.К. Честертон, Ф.В. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.), так и отечественных философов (В.В. Бычков, О.В. Дубова, У.С.Вильданов, Г.Б. Вильданова, Л.Ч. Загитова, А.Б. Ладыгин, Л.П. Рапацкая, З.Я. Рахматудли-на, М.А. Салонов и др.). Вопросам природы музыкального творчества, характеристик личности и деятельности композитора посвящены труды Б.В. Асафьева, З.Г. Апресяна, Р.А. Гальцевой, И.Н. Экономцева и др.

Общетеоретические проблемы духовности, её бытийственного статуса, роли в жизни человека и общества, её генезиса, мировоззренческих оснований, рациональных и иррациональных составляющих исследуются в работах А.Р. Абдуллина, Т. Адорно, А.В. Азахина, Б.С. Аничкова, Г.С. Ба-тищева, Н.К. Бородина, Л.П. Буевой, Г.Э. Бурбулиса, А.Н. Волкова, Б.С. Галимова, А .Я. Канапацкого, А.Ф. Кудряшова, Р.Н. Ревякиной, В.В. Соколова, В.Н. Шевченко, C.JI. Франка, Г.А. Франкфорта, B.C. Хазиева, М. Хайдеггера, B.C. Швырёва, В.П. Шестакова, и др. Вопросам духовного развития личности, её творческого потенциала посвящены труды A.M. Бут-таевой, О.И. Даниленко, К.Я. Вазина, Б.В. Сафронова, Д.В. Пивоварова.

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на разработку широкого круга вопросов, связанных с музыкой и духовностью, проблемное поле исследования собственно онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности представлено в недостаточной мере.

Объектом исследования является музыкальная духовность в структуре духовного бытия.

Предметом исследования выступают онтологические основы бытия музыкальной духовности.

Цель диссертации заключается в выявлении и исследовании онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

- определение онтологического статуса музыки в духовном бытии;

- обоснование правомерности рассмотрения музыки как потенции духовности;

- выявление иррациональной составляющей музыки в сфере духовности;

- исследование диалектики субъективного и объективного в музыкальной духовности;

- выявление онтологической истинности произведений музыкального искусства в контексте проблемы универсализации духовного бытия человека.

Теоретико-мировоззренческую базу настоящего исследования составили труды выдающихся отечественных философов дооктябрьского и послеоктябрьского периодов, а также представителей экзистенциализма, философии искусства, философской антропологии, трансцендентальной философии.

Методологическими основами исследования являются: метод экспликации онтологических оснований музыкальной духовности, а также методология системного, диалектического и экзистенциального подхода к исследованию бытийственных характеристик музыкальной духовности.

Научная новизна диссертации определяется нетрадиционным, авторским подходом к исследованию музыки в сфере духовности. В ходе проделанного анализа сформулированы положения, отличающиеся следующими элементами новизны:

-обосновано, что музыку можно понимать как процессуальную модель действительности, включающую в себя осуществление фундаментальных духовных законов универсума в сфере их социокультурного освоения посредством становления собственно музыкальной смысловырази-тельности и конструктивности;

-выявлено, что субстанцией (онтологической предметностью) бытия музыки является перевоссоздание, трансформация процессуальности бытия в его актуальном социокультурном освоении на уровне организации процесса звуковых событий.

-предложено авторское определение музыкальной духовности как процесса ценностно-смыслового упорядочивания бытия посредством ритмично-интонационной организации звуковых событий в соответствии с идеалами истины, добра и красоты;

-обосновано, что в силу конструктивной природы музыкального творчества в музыкальной духовности происходит гармонизация мировоззренческого уровня сознания личности как органического единства объективного и субъективного в духовном бытии;

-доказано, что музыка выступает смыслообразующим началом и концентрированным выражением общезначимых ценностей духовного бытия, являясь особым видом художественного познания духовной действительности и своеобразной формой существования истины как явленной открытости духовного бытия в экзистенциальном переживании.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость работы проявляется в том, что выводы и положения исследования могут служить основой для разработки соответствующих разделов онтологии и теории познания. Практическое значение диссертации определяется тем, что материалы диссертации могут быть полезны как при подготовке к чтению лекций и проведению семинарских занятий по общему курсу философии, так и по соответствующим спецкурсам и спецсеминарам.

Апробация работы. Основные идеи диссертации и её концептуальный замысел изложены автором в девяти статьях, опубликованных в философских сборниках научных трудов, в том числе в одном, из рекомендованных ВАК МОиН РФ. Положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях и семинарах различного уровня: региональной конференции «Философия и история педагогики» (Уфа, 2004); городском семинаре преподавателей средней и высшей школы, работников системы дополнительного образования «Культорологизация образования как фактор повышения эффективности процесса самореализации личности педагога» (Уфа, 2004); всероссийской конференции «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005); международной научно-практической конференции «Онтология и понимание: проблемы взаимоотношений» (Уфа, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2007).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 213 работ отечественных и зарубежных авторов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтология музыкальной духовности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав проблему музыкальной духовности, мы определили онтологический статус музыки в духовном бытии, обосновали правомерность рассмотрения музыки как потенции духовности, выявили иррационально-чувственную составляющую музыки в сфере духовности, исследовали диалектику субъективного и объективного в музыкальной духовности, выявили онтологическую истинность произведений музыкального искусства в контексте проблемы универсализации духовного бытия человека.

В свете проведенного анализа нами было обосновано, что музыку можно понимать как процессуальную модель действительности, включающую в себя осуществление фундаментальных духовных законов универсума в сфере их социокультурного освоения посредством становления собственно музыкальной смысловыразительности и конструктивности. В процессе исследования мы выявили, что субстанцией (онтологической предметностью) бытия музыки является перевоссоздание, трансформация процессуальности бытия в его актуальном социокультурном освоении на уровне организации процесса звуковых событий. В работе было предложено и обосновано авторское определение музыкальной духовности как процесса ценностно-смыслового упорядочивания бытия посредством ритмично-интонационной организации звуковых событий в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Также мы обосновали, что в силу конструктивной природы музыкального творчества в музыкальной духовности происходит гармонизация мировоззренческого уровня сознания личности как органического единства объективного и субъективного в духовном бытии. В завершающей стадии исследования было доказано, что музыка выступает смыслообразующим началом и концентрированным выражением общезначимых ценностей духовного бытия, являясь особым видом художественного познания духовной действительности и своеобразной формой существования истины как явленной открытости духовного бытия в экзистенциальном переживании.

Оценивая результаты проведенного исследования в целом, можно констатировать, что поставленные в начале исследования задачи были решены, а цель работы - выявление и исследование онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия - достигнута.

С той поры, когда Сократ поставил во главу угла проблему внутреннего мира человека, прошли века, а она не утратила своей актуальности и в наши дни. Внутренний мир личности необъятен, в нём всегда будут открываться всё новые и новые глубины. Произведения искусства предоставляют возможность исследования этих глубин. Общение с произведением есть процесс постижения сущности человека, приоткрывающий завесу тайны своего «Я». Кроме того - это сфера свободы, представляющая собой особую ценность, такую, как верность самому себе.

Так, возникнув как состояние, музыкальная духовность прошла путь до предмета. В античности широко использовалась рациональная сторона музыкальной духовности. В наблюдениях пифагорейцев содержалось первое обоснование законов музыкальной акустики. Число нот, ладов, интервалов было возведено в закон вселенной. С точки зрения рационализма музыку использовали в качестве воспитательного средства, интеллектуального развлечения, дающего отдых от напряжённой деятельности. Живой дух античного искусства проявился в учении об этосе. Таким образом, музыке придавалось государственное значение, как науке, функция которой заключалась в воспитании молодёжи.

Средние века ознаменовались расцветом музыкальной теории, где использовалась её технологическая сторона. Поставив музыку в один ряд с астрономией, геометрией, арифметикой, средневековые мыслители воспринимали музыку как науку. Наряду с теоретической составляющей, развивается и эстетическая сторона музыкальной духовности, воплощённая в прекрасных церковных песнопениях. В музыкальной духовности отразилась главная идея средневековья - его божественная суть. Таким образом, музыкальная духовность средневековья отражала как с научную, так и эстетическую сторону музыки.

В эпоху Ренессанса прогрессирует эстетическая мысль. На общем фоне литературы о музыке трактат Иоанна де Грохео выделяется своей небывалой жизненностью, демократизмом содержания и тона. В нём содержится идея прямой связи теории с практикой. Печатью новой эпохи был так же труд Рамоса де Пареха «Musica practica», где автор стремится внушить читателю мысль о том, что каждый должен дойти до основ науки о музыке собственным разумом. Впервые в истории музыки поднимается тема творческой личности (композитора или артиста-исполнителя). Новые принципы объединения музыки и поэзии выдвигают деятели французского просвещения (Г. Котлэ, К. Лежен). Вопросы церковного пения специально обсуждаются на Тридентском соборе.

Заметно расширяются и сами рамки литературы о музыке; специальные теоретические трактаты, всевозможные практические руководства (часто не на латыни, а на родном языке), полемические «диалоги», творческие декларации (например, посвящения у Дж. Габриели, Палестрины, Джезуальдо) свидетельствуют о широте и мощности движения.

В XVII столетии, с одной стороны, необычайную активность проявляют сами представители новых творческих направлений, выступающие с теоретическим их обоснованием, с другой - наука о музыке привлекает внимание учёных широкого профиля, философов, математиков, астрономов, естествоиспытателей, и они дают ей место в своих обобщающих концепциях (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кеплер, М. Мерсенн).

В соответствии с этим участием различных авторских сил и сама литература о музыке с гораздо большей резкостью делится на злободневные творческие и эстетические отклики и специальные теоретические труды, тяготеющие к универсальным концепциям, при этом реальную жизненную роль для науки в большей мере выполняют труды художников (Дж. Кач-чини, Я. Пери). Основная их цель - наилучшее выражение чувства в музыке. Таким образом, музыкальная духовность Ренессанса касается отображения внутреннего мира человека, параллельно происходит и поиск адекватных средств выражения.

В XVIII веке происходит поворот к некоторому осознанию процесса в развитии музыкального искусства. Обосновываются важные принципы передовой музыкальной эстетики, большую роль здесь сыграли Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбер. Ими были выдвинуты принципы содержательности и реалистичного понимания музыкального искусства. Таким образом, с поворотом в эпоху Ренессанса музыки в сторону человека, музыкальная духовность, отталкиваясь от эстетических взглядов мыслителей, обращена к внутреннему миру человека, становясь предметом.

В XIX веке предмет музыкальной духовности приобретает наиболее больший размах, развиваясь сразу в нескольких эстетических направлениях, приоритетным из которых становится романтизм.

XX век ставит проблему человека на глобальный уровень.Но «общество существует постольку, поскольку существует духовность и наоборот»1. Ибо она позитивна и созидательна. Духовность работает на поднятие человеческой активности и способности и доводит их до совершенства.

Если рассматривать духовность как состояние, то оно обязательно эмоционально-нравственное, и сознание направлено на такие ценности как Истина, Красота, Добро, которые реализуются в предметно-целесообразной деятельности и общении. Сущность духовности проявля

1 Канапацкий, А. Я. Мир истинной духовности и система образования / А.Я. Канапацкий. - Уфа: БГУ, 2002.-С. 131. ется в стремлении человека к высшим ценностям, в познании самого себя и своего места в мире.

В природе существует бесконечное звуковое пространство. В музыкальном же искусстве используется только его часть, ограниченная слуховыми возможностями и эстетическими запросами человека. Но для того, чтобы эта часть звукового пространства могла служить материалом для художественного творчества, она должна быть функционально освоена, т.е. должна быть понята как организация. Как показывает история развития музыкального мышления, человечество никогда не осваивало звуковое пространство как единую систему, т.к. это ему не дано в силу ограниченности слуховых возможностей. Каждая частичка и заключала в себе функциональность, т.е. многообразие жанров, каждый из которых обладал определённой функциональностью.

Человек с самого рождения связан с космосом, он в равной степени земное и космическое существо. В учении Н.К. Рериха и Е.И. Рерих содержится мысль о том, что человек есть ни что иное, как организованная космической структурой земная природа. Но в повседневной суете, в погоне за материальными благами человек об этом забыл. В век рационализма утратилась способность постигать окружающий мир с помощью духовного зрения.

Человек всегда существовал бинарно: с двумя наборами органов чувств, с двумя системами измерений, выстраивающими жизненное пространство, но имеющими единую точку отсчёта - субъективное «я». Первая плоскость, обслуживаемая логическим сознанием, представляет собой внешний мир, вторая обслуживается досознанием и представляет собой мир внутренний, с той исторической памятью поколений, которая есть «внутренняя связь досознания с субъективностью всемирного сознания»1.

1 Франкфорт, Г.А. В преддверии философии: духовные искания древнего человека / Г. А. Франкфорт.-М.: Наука, 1984. - С. 98.

Эти две стороны жизни не касаются друг друга, так как воспринимаются разными наборами органов чувств, они расположены в разных жизненных пространствах и, соответственно, существуют в разных системах измерений. «Я» является единственной точкой соприкосновения этих двух сторон. Деятельность сознания протекает в реальности, деятельность досознания — в трансцендентности. Первобытный человек с позиции соприкосновения с Вселенским разумом был более духовен, чем все последующие поколения людей. Его сознание ещё не было логически выстроено, не было прагматичным.

По мере развития рационального начала в человеке шло вытеснение досознания сознанием. Это позволяет говорить о том, что исторически до-сознание старше сознания, но ему в современной жизни отведена слишком малая роль. Оно живёт в форме пророчеств, просветлений, прозрений. Эти способности получили статус сверхспособностей.

Эта историческая память обнаруживается в виде потребности самовыражения. Человек, стремясь к самосовершенству и к самовыражению, постигает тайны и законы бытия, тем самым приобщаясь к духовности. Так или иначе, человек стремится понять своё место, своё назначение в бытии и тем самым старается придать своей жизни смысловую подлинность.

Истинная духовность нелегка, она требует определённого альтруизма души, и поэтому не всем дано быть истинно духовными, но стремление постичь, приобщиться к ней делает человека добрее, светлее, радостнее.

Прожив какое-то время и накопив определённый жизненный опыт, человек, оценивая свои поступки, обнаруживает, что он жил как- то не так, то есть становится чем-то недоволен, стремится что-то поменять, приходит к выводу о том, что он живёт в слишком замкнутом пространстве, которое ограничено домом и работой. Жизнь, в которой ампутирован «смысл духовной мирообъёмности, не приносит достоверной истины. В ней все обречены довольствоваться ложью преходящих иллюзий».1

До определённого момента в жизни человек способен обходиться «преходящими иллюзиями», но наступает момент тупикового состояния, когда по причине безволия происходит утеря духовных интересов, существование становится бесцельным, сужение устремлений падает до уровня псевдоценностей, происходит деградация личности.

Выход может быть найден с помощью волевой напряжённости и поиска духовного подвижничества, что приводит к расширению сознания. А так как музыка для человека — это не только объект становления, но и аспект бытия, то рассмотрение музыки не только как музыкального произведения, но и как звуковой формы космического и культурного универсума позволяет глубже осознать структуру Вселенной. При этом должна быть выработана адекватная человеческому духу картина Вселенной, чтобы понять музыкальную картину.

Более того, сущность музыки носит трансцендентальный характер, ибо в великом искусстве мы обретаем не только любовь, но и свободу, самостоятельность - а это есть духовный мир. Музыка придаёт энергию духовной жизни.

Для полноценного существования человеку необходимо наличие двух планов: тайного и явного, активного и пассивного, духовного и телесного, непостижимого и постижимого, творческого и тварного. Музыка, раскрепощая нашу «самость», устремляется к свободе. Она - та потенция, которая свободно «парит» между силой бытия и силой небытия. С одной стороны, музыка позволяет оформиться бытию, а с другой - не позволяет Бытию «разлететься» на части от своей полноты.

1 Канапацкий, А.Я. Мир истинной духовности и система образования / А.Я. Канапацкий. - Уфа: БГУ, 2002.-С. 152.

История духовности двигалась от состояния (духовности) к предмету (духовности) и поднималась с низшей ступени развития на более высокую. Она постепенно проникала во все сферы человеческой деятельности, делая их более совершенными, поскольку духовность - это творческая сила, которая определяет новое качество жизни. Музыкант, как своеобразный трансцендентальный деятель, погружается в свой собственный духовный мир и посредством этого сливается с другими жизненными мирами и сферами бытия.

Музыка - это «вечное движение». Случается, что жизнь произведения в духовной сфере «запаздывает» по отношению к его идее и к самому факту его создания. Экзистенция как бы отрывается от идеи во времени для того, чтобы полнее раскрыть все её грани, всю её многослойную природу. Совпадение же экзистенции и сущности часто приводит к тому, что идея, достигнув сознания и стадии рефлексии, умирает. Поэтому музыка есть энергия идеи, она не позволяет последней изнурить себя в духовном бытии.

Таким образом, музыка, как духовная потенция, укоренена в бытии, придавая ему энергию и поэтому никогда не исчерпает себя и будет двигать бытие к созиданию разумного, доброго, вечного.

 

Список научной литературыСутормина, Нинель Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абдуллин, А.Р. Диалог о смысле жизни / А.Р. Абдуллин // Ядкар. -1998. №2.-С. 41-50.

2. Аберт, Г. В.А. Моцарт. В 2 кн.: Кн. 1 / Г. Аберт. М.: Музыка, 1987. - 543с.

3. Августин, А. О музыке. Кн. 1.гл.2. Пер. с лат. В.П. Зубова / А. Августин. М.: Искусство, 1966. - 230с.

4. Азаматов, Д.М. Философская и социологическая мысль в Башкотро-стане / Д.М. Азаматов // Башкирская энциклопедия. Уфа, 1998.- С. 22с.

5. Азархин, А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / А.В. Азархин. Киев: Наукова Думка, 1990. -126с.

6. Акопян, К.З. Онтология П. Флоренского и проблема генезиса духовности / К.З. Акопян. СПб.: Наука, 1993. - 220с.

7. Александрова, Н.Р. Роль ритмики в воспитании оперного певца / Н. Александрова// Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева, Н.П. Корыхаловой, В.А. Натансона. М., 1992. - Вып.9. - С. 25-29.

8. Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума: автореф. дисс. канд. фил. наук. Нижний Новгород, 1997. - 20с.

9. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребеление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1998. - 253с.

10. Аничков, Б.С. Мысли о душе. Слово о невещественности души человеческой / Б.С. Аничков. СПб.: Наука, 1996. - 286с.

11. Апресян, З.Г. Свобода художественного творчества / З.Г. Апресян. -М.: Искусство, 1985. 235с.

12. Аралова, Е.А. Социально-философский аспект проблемы духовности / М.: Наука, 1992. 235с.

13. Ардаширова, Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Краткий историко-теоретический очерк: классика и современность) / Э.Т. Ардаширова. М.: ВЛАДОС, 2001. - 67с.

14. Аристотель. Политика. 133 Ь. Соч. в 4 т.: Т. 4 / Аристотель. М.: Мысль, 1951. - 830с.

15. Аристотель. Поэтика. 1448. Ь. Соч. в 4 т.: Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1951.- 550с.

16. Аристотель. Проблемы. XIX 27. Соч. в 4 т.: Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1981.-613с.

17. Арсентьева, И.И. Культурная идентичность в условиях глобализации / Вопросы гуманитарных наук. 2005. - № 4. - С.23-29.

18. Артемьева, Т.В. Русская метафизика XVIII века / Т.В. Артемьева. -СПб.: Наука, 1996.-286с.

19. Асадуллин, А.Р. Истинность социума: Монография / А.Р. Асадул-лин, В. С. Хазиев, А.Р. Шарипов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 145с.

20. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. Л.: Искусство, 1979. - 356с.

21. Асмус, В.Ф. Платон философ-художник античного мира. Платон. Избранные диалоги / В.Ф. Асмус. - М.: Наука, 1965. - 324с.

22. Атаджанова, Ш.А. Эстетическое воспитание личности / Ш.А. Атад-жанова. Ашхабад, 1990. - 123с.

23. Бабушкин, В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа) / В.У. Бабушкин. М.: РАН, 1995. - 148с.

24. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. -СПб, 1997.-463с.

25. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. М.: Мысль, 1989. - 270с.

26. Бахтизина, Д.И. Истинность музыки: философско-онтологический аспект / Д.И. Бахтизина, А .Я. Канапацкий. Уфа: РИО БашГУ, 2006.- 101с.

27. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Мысль, 1965. - 348с.

28. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Мысль, 1979. - 424с.

29. Бекетова, Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы / Н. Бекетова // Музыкальное искусство и культура: Сб. науч. тр./ Наука. М., 1994. - Вып.9. - С. 31-37.

30. Беленкова, О.А. Этика — учение о морали: история и теория. Учебное пособие / О.А. Беленкова. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. - 268с.

31. Беляев, В.М. Мусоргский, Скрябин, Стравинский / В.М. Беляев. -М.: Искусство, 1972. 380с.

32. Бердяев, Н.А. Дух и реальность / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа: Сб. науч. тр./ Республика. М., 1994. - Вып. 12. - С. 364-462.

33. Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1995. - 383с.

34. Болдырев, Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауер / Н.Ф. Болдырев. М.: Наука, 1995. - 525с.

35. Бондаренко, Л.И. Основные этапы становления сознания (логическое и историческое в генезисе сознания) / Л.И. Болдырев. Киев: Вища шк., 1979.-385с.

36. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание / М.Ш. Бонфельд. М.: ВЛАДОС, 2001.-224с.

37. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Мысль, 1981. - 285с.

38. Бородина, Н.К. Духовность: феномен и понимание / Н.К. Бородина.- Волгоград: ВолгГАСА, 1999. 129с.

39. Бородина, Н.К. Проблема духовности: Онтологическая компонента «параллельного сознания» / Н.К. Бородина // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы 3-его Росс-кого Фил-кого конгр. В 3 т. Т.1/ СКНЦВШ Ростов-на-Дону, 2002. - С. 15-16.

40. Брагина, JI.M. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в./ JI.M. Брагина // Культура Возрождения и общество/ Наука. М., 1986. - Вып.1. - С. 7-20.

41. Будда. Жизнь и учение / Будда, Конфуций. М.: Мысль, 1995. -435с.

42. Буева, Л.П. Духовность проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева // Круглый стол: Духовность, художественное творчество, нравственность: Вопросы философии. 1996. - №2. — С.3-9.

43. Бунин, И.А. Собр. соч. в 9 т. Т.9 / И.А. Бунин. М.: Мысль, 1967. -356с.

44. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. Л.: Наука, 1967. - 220с.

45. Бурбулис, Г.Э. Духовность и рациональность / Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров. М.: Знание, 1986. - 117с.

46. Бурханов, Р.А. Трансцендентальная антропология И. Канта и В. Шеллинга / Р.А. Бурханов. М.: Мысль, 1998. - 138с.

47. Буттаева, A.M. Духовность личности в поликультурной среде / A.M. Буттаева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы 3-его Росс-кого Фил-кого конгр. В 3 т. Т.2./ СКНЦ ВШ. -Ростов-на-Дону, 2002. С.292-293.

48. Быховский, Б.Э. Кьеркегор / Б.Э. Быховский. М.: Мысль, 1972. -220с.

49. Бычков, В.В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма. Философия искусства в прошлом и настоящем / В.В. Бычков. М.: Искусство, 1981.-280с.

50. Бычков, В.В. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI-XII вв. / В.В. Бычков. М.: Научно -издательский центр Ладомир, 1987. - 556 с.

51. Бычков, В.В. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XV. Музыкальная эстетика/ В.В.Бычков. М.: Научно-издательский центр Ладомир, 1996. - 680с.

52. Вазина, К.Я. Человек и духовное развитие / К.Я. Вазина. Нижний Новгород: ВИЛИ, 1997. - 234с.

53. Валитов, O.K. СМИ, гласность и безопасность страны / O.K. Вали-тов. Уфа: Изд-во БашГУ, 2005. - 437с.

54. Вальков, А.А. Философское постижение идеи нации /А.А. Вальков. -Уфа: Изд-во БашГУ, 1966. 157с.

55. Валькова, B.C. Религиозное сознание и музыкальный тематизм (на материале европейского Средневековья) / B.C. Валькова // Музыкальное искусство и религия. 1994. - Вып.5. - С. 34-40.

56. Ванслов, В.В. Прекрасное в действительности и искусстве / В.В. Ванслов. М.: Наука, 1957. - 225с.

57. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М.: Мысль, 1984. - 186с.

58. Вдовина, И.С. Философы XX века / И.С. Вдовина. М.: Искусство XXI века, 2004. - 526с.

59. Вейдле, В. Умирание искусства / В. Вейдле // Самосознание европейской культуры XX века/ Изд-во полит, лит-ры. М., 1991. -Вып.1. - С.75-88.

60. Вильданов, У.С. Оккультно-трансцендентальная природа звука и музыки в бытии человека / У.С. Вильданов, Г.Б. Вильданова, Л.Ч. Заги-това. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 304 с.

61. Волков, А.Н. Проблемы духовной философии / А.Н. Волков. М.: ДОК, 1995.-285с.

62. Волкова, Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. - 175с.

63. Волкогонова, О.Д. Образ России в философии русского зарубежья / О.Д. Волкогонова. М.: Наука, 1998. - 235с.

64. Володин, Э.Ф. Искусство и мировоззрение / Э.Ф. Володин. М.: Наука, 1991.-270с.

65. Гадамер, Х.Г. Актуальность прекрасного. Пер.с нем / Х.Г. Гадамер. -М.: Искусство, 1991. 145с.

66. Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1998. - 110с.

67. Галимов, Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / Б.С. Галимов, Г.И. Васильева. -Уфа: Препринт, 2001. 68с.

68. Галимов, Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы / Б.С. Галимов. Саратов: Изд-во СГУ, 1981. - 247с.

69. Гальцева, Р.А. Ответственность художника перед миром гуманного / Р.А. Гальцева // Самосознание Европейской культуры XX века / Полит. лит-ра. М., 1991. - С. 23-30.

70. Гегель, Г.В. Эстетика. В 4-х т. / Г. Гегель. М.: Наука, 1970. - 520с.

71. Герцман, Е. Античное музыкальное мышление / Е. Герцман.- Д.: Музыка, 1986. 245с.

72. Гилязитдинов, Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляющемся обществе / Д.М. Гилязитдинов. Уфа: Изд-во БашГУ, 1994.-55с.

73. Гилязитдинов, Д.М. Тюркские народы России / Д.М. Гилязитдинов. -М.: Наука, 1995. -67с.

74. Гильбурд, Г.И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи / Г.И. Гильбурд. - Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1984.- 110с.

75. Громов, Е.С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов. -М.: Просвещение, 1986. 257с.

76. Громов, М.Н. Русская философская мысль X-XVII веков / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. М.: Мысль, 1990. - 425с.

77. Гуренко, Е.Г. Проблема художественной интерпретации / Е.Г. Гу-ренко. Новосибирск: Наука, 1982.- 187с.

78. Гусев, Ю.А. Познание и творчество: логико-гносеологические проблемы художественного творчества / Ю.А. Гусев. Минск: Университет, 1982. - 176с.

79. Даниленко, О.И. Психологический потенциал духовной культуры / О.И. Даниленко. СПб.: Наука, 1993. - 85с.

80. Декарт, Р. Страсти души. Сочинения/ Р. Декарт.- М.: Наука, 1989.-245с.

81. Диденко, Н.Д. Музыка речь духовная / Н.Д. Диденко // Музыкальное искусство и религия: мат-лы конф. РАМ им. Гнесиных / РАМ им. Гнесиных. - М., 1994. - С. 67-80.

82. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. Полн. собр. соч. в 30-ти т.: Т.14 / Ф.М. Достоевский. Л.: Искусство, 1976. - 768с.

83. Достоевский, Ф.М. Бесы. Полн. собр. соч. в 30-ти т.: Т.5 / Ф.М. Достоевский. Л.: Искусство, 1973. 670с.

84. Дубова, О.Б. Мимесис и Пойесис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества / О.Б. Дубова. М.: Памятники исторической мысли, 2001. - 45с.

85. Елина, Н.Г. О народной культуре эпохи Возрождения и поэме Пуль-. чи «Моргайте» / Н.Г. Елина // Культура Возрождения и общество / Наука.- М., 1986.-С. 77-86.

86. Ерёмин, И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. Т.4. / И.П. Ерёмин // Литературное наследие отдела древнерусской литературы/ М.: Мысль, 1946. 480с.87