автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий
Полный текст автореферата диссертации по теме "Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий"
На правах рукописи
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Мария Михайловна
ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва 2008
003453791
Работа выполнена на кафедре художественного проектирования костюма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина»
Научный руководитель -
доктор технических наук, профессор Бастов Геннадий Александрович
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Савельева Ирина Николаевна
кандидат технических наук Зыбина Анна Аркадьевна
Ведущая организация
Центральный научно - исследовательский |инстатут
кожевенно-обувной промышленности (ОАО)
Защита состоится « 10» дтш _2008г. в ^^ часов на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» по адресу: 119071, Москва, ул.М.Калужская, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».
Автореферат разослан « ^ » 110^2008г.
Ученый секретарь диссертационного совета Кандидат технических наук к.т.н. Жулева В.В
АННОТАЦИЯ
Настоящая диссертация представляет законченную научную квалификационную работу, в которой изложены теоретические положения формирования нового ассортимента моделей при оптимизации методов художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий. Для расширения ассортимента обуви, повышения её конкурентоспособности, улучшения качества используются результаты научных исследований последних мировых достижений по изобретениям и открытиям промышленных образцов обуви. В результате научного подхода к исследованию впервые разработан метод адресной направленности художественного проектирования обуви на базеданновационных решений.
Суть метода состоит в направленной деятельности проектировщика позволяющей создать новые художественно технические решения при использовании построенных автором квалификационных таблиц, рекомендаций, алгоритмов и базы данных современных инноваций, представляющих инструментарий для системы автоматизированного проектирования по конкретному заданию предприятия. Данный метод явился результатом комплексного применения теории закономерности формообразования с учетом исследованных корректирующих зависимостей по дизайн - признакам и факторам, исключающим случайно'сть из процесса нахождения нового художественно конструкторского решения научно технических задач.
Разработанный автором метод эффективен и универсален, так как позволяет проектанту, используя классификационную базу данных инновационных решений и располагая алгоритмом творческого поиска, представить многочисленные варианты художественно - конструкторских решений, как на базовую конструктивную основу, так и получить положительные результаты по моделям обуви в инновационных и креативных категориях проектирования.
1. Способ формирования системы информационного обеспечения банка данных для процесса художественного йроектирования ассортимента обуви на основе инновационных технологий.
2. Адресную классификацию инновационных решений по дйзайн -факторам (КПСПЗО, КПВНО, КПВСО, КПСДНО) с выявлением существенных характеристик проектирования обуви.
3. Методику художественного проектирования с использованием; * инновационных технологий;
Автор защищает:
4. Результаты теоретических исследований использования инновационных решений в проектировании нового перспективного ассортимента;
5. Результаты практической реализации работы в виде моделей обуви различного назначения, отличающихся дизайном и применением инновационных технологий, а также статьи и классификационную базу данных по инновационным технологиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальности темы исследования
Работа направлена на развитие товаров народного потребления обуви, повышении ее эстетического уровня и качества изготовления с учетом новых экономических условий работы предприятий.
В настоящее время современный рынок представляет собой динамическую систему, требующую от производителей товаров и услуг постоянного изменения и совершенствования продукции. Основным условием развития предприятий, обеспечивающего не просто удерживание занятых позиций, а планомерное движение вперед, является инновационная деятельность. Предприятия, основанные на одной разработке и не подкрепляющие наличием новых сопутствующих решений, обречены на отставание и в перспективе на.самоуничтожение.
В этом случае для планомерного развития современной индустрии производства в обуви и поддержания ее ассортимента на современном уровне дизайна следует научиться получать качественные и востребованные идеи для инноваций, не полагаясь на интуицию проектировщика или его мимолетное творческое вдохновение.
В настоящее время отечественная и зарубежная обувная промышленность располагает многочисленными новаторскими изобретениями, которые способствуют развитию внешнего вида, обновлению конструкции, а также повышению технических, технологических и эксплуатационных характеристик обуви. Однако эти инновационные идеи недостаточно отражены в научной литературе.
Проведенный анализ современного состояния процессов художественного проектирования обуви выявил необходимость внедрения в их процесс детальной информации инновационных решений для создания более эффективной и мобильной системы проектирования обуви для промышленного производства.
Таким образом, актуальным является проведение всестороннего анализа инновационных решений с позиции дизайна с целью использования опыта проектировщиков для совершенствования отечественной методики проектирования обуви и повышения конкурентно способности современного производства.
Необходимо отметить, что вопросами совершенствования методов художественного проектирования обуви занимались многие ученые, в том числе Зыбин Ю.П, Фукин В.А., Нестеров В.П., Раяцкас В.А., Козлова Т.В., Бастов Г.А., Третьякова C.B., Зыбина A.A., Баландюк Н.М. и др.
Целью работы настоящего исследования является разработка методов художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий, обеспечивающих высокий уровень качества и дизайна ассортимента моделей обуви.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- провести комплексный анализ проблем в области теории и практики художественного проектирования обуви с позиции инновационных решений;
- исследовать закономерности формирования модных инноваций в проектировании обуви и их значение при социальном заказе общества;
- дать научное обоснование инновационным технологиям и определить их значимость на производстве и эффективность проектирования ассортимента обуви;
- разработать и исследовать факторы, определяющие инновационное решение;
- классифицировать инновационные решения по дизайн - признакам и дизайн - факторам и сформировать базу данных для компьютерного проектирования;
- провести проектирование и апробацию моделей обуви на новой методической основе инновационных решений и доказать целесообразность использования патентной информации в проектировании обуви.
Объект исследования. В качестве объекта исследования используются материалы патентной информации отечественной науки а также ведущих зарубежных стран за последние 20 лет и возможность их применения в современной методике проектирования обуви.
Предмет исследования. Дизайн - факторы и признаки, позволяющие создавать новообразования в системе художественного проектирования современного промышленного ассортимента изделий из кожи; процессы взаимодействия и развития методов решения научно-технических задач.
Методы исследования. Методологическую основу составили положения теорий художественного проектирования аксессуаров костюма. Решение поставленных задач осуществлялось с применением современных методов маркетингового и статистического анализа. Исследования проводились с позиции общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи. В исследовании инноваций особое внимание обращено на технологические стандарты, позволяющие достичь ускорения внедрения новых моделей обуви, опираясь на модульность, унификацию и агрегатирование конструктивных элементов системы верха и низа обуви, позволяющие логически корректировать декомпозицию системы и поэтапно внедрять на предприятии без приостановки операций в производстве и управлении.
В работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, эргономики, материаловедение, моделирование новых ассортиментных групп, конструирование заготовок верха и деталей низа и технологии изготовления обуви и изделий из кожи, пропорционирование, математической статистики, теорий комбинаторики, классификации.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые рассмотрены вопросы применения и использования современных инновационных достижений в теории и практике художественного проектирования нового ассортимента обуви с новаторскими решениями.
В ходе исследования:
- впервые выполнена адресная классификация инновационных решений по пяти дизайн - признакам;
- логически упорядочена структура дизайн признаков и дизайн -факторов определены средства их выражения;
- впервые составлена логическая схема мышления проектировщика при разработке инноваций в современных производственных условиях.
- разработан и охарактериван алгоритм процесса творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности: в настоящих, инновационных и креативных условиях промышленного производства обуви.
- разработан универсальный метод выбора инноваций обуви с использованием адресной направленности на сформированной базе данных в условиях автоматизированного проектирования.
Практическая значимость научной работы состоит в:
- разработке способов формирования систем информационно-инновационного обеспечения и его внедрения в процесс художественного проектирования обуви;
- адресной классификации инновационных решений по пяти дизайн -признакам;
- построении логически-упорядоченной структуры дизайн - признаков с характеристикой средств их выражения;
- разработка метода формирования матриц инновационных решений по назначению обуви;
- применении универсального метода выбора инноваций обуви с использованием адресной направленности на сформированной базе данных в условиях автоматизированного проектирования.
Апробация результатов исследования проведена в производственных условиях, где выполнена коллекция обуви по двум дизайн - признакам: конструктивному и техническому.
Основные результаты диссертационной работы опубликованы в четырех печатных работах, доложены, обсуждены и получили положительную оценку специалистов на:
- заседаниях кафедр художественного проектирования, костюма, МГТ имени А.Н. Косыгина;
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и по работе в целом, списка используемой литературы, включающего 93 наименований и 51 лист приложений. Работа изложена на 196 страницах, содержит 28 рисунков, 1 матрицу, 3 таблицы, 2 схемы, 2 диаграммы и 46 графиков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснован выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, характеризуется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыв теоретические источники, научная новизна и практическая значимость выносимых на защиту понятий.
В главе I «Комплексный анализ проблем в области теории и практики художественного проектирования обуви , с позиций инновационных решений» художественное проектирование изделий рассматривается как особая область творчества, основной метод промышленного искусства, где его целью является создание удобных в потреблении, целостных по форме, эстетически совершенных промышленных изделий, отвечающих одновременно высоким техническим, экономическим и эстетическим требованиям, на основе которых можно использовать, одновременно процессы конструирования, моделирования и техническую обработку.
Обзор литературных материалов позволил выявить необходимость четкой формулировки и координации понятий, где новые формы проектирования, возникшие в результате внедрения более эффективных методов художественного проектирования в промышленности, имеют ряд своеобразных черт. Это своеобразие в данной работе определяется путем сопоставления технического и художественного проектирования промышленных изделий.
В работе анализируется роль моды и значение деятельности художника, где доказано, что художник, применяя научно обоснованные приемы художественного проектирования, опираясь на достижения различных наук и в первую очередь на теорию промышленного искусства, должен стремиться создать каждую вещь как элемент пространственной целостности, отражающие современные тенденции культуры.
Материалы первой главы включают в себя вопросы модных инноваций и их значения как социального заказа общества. Большое место в работе уделяется значимости инновационных технологий и их влиянию на развитие производства и повышении работоспособности дизайнера.
Глава II «Разработка и исследование факторов, определяющих инновационное решение». Приведены результаты исследования наиболее прогрессивных инноваций с целью получения информации и их значимости в производстве обуви.
Материалы второй главы диссертации включают в себя структурный анализ инноваций за последние 20 лет по различным направлениям совершенствовании конструкций обуви. Проведена классификация этих инноваций и определены 4 основных дизайн - фактора;
1 .Конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления обуви на стопе (КГ 1СПЗО);
2. Конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО);
3. Конструктивные преобразования внутренней структуры обуви (КПВСО);
4. Конструктивные преобразования системы деталей низа обуви (КИСДНО).
Исследования были проведены по ведущим странам мира: Англия, США, Германия, Япония, Европейский союз, Мировое содружество, Россия, Франция.
Так же был проведен анализ по назначению обуви. (Рис,№1)
Классификация инновационных решений по назначению обуви. Диаграмма
Ö Социальная □Спортивная ■Домашняя ^Производственная • Повседневная □Дня Пожилых □ Ортопедическая С] Модельная ■ДЛЯ активного отдыха
РисЛ, Классификация инновационных решений по назначению обуви.
Сравнительный анализ инновационной направленности формообразования и проектирования обуви позволил определить уровень повышения качества и производства обуви в инновационных решениях.
Глава III. «Разработка методики художественного проектирования на основе инновационных решений». Результаты исследования материалов Всероссийской патентно-технической библиотеки за последние
20 лет показали очень широкий диапазон творческой мысли авторов. Имеющиеся инновационные решения разбросаны по различным категориям И мало подвержены, какой либо классификации, В связи с этим в настоящей работе исследуемые инновационные решения рассмотрены по пяти Направлениям с учетом дизайн - признак«», а именно: художественная; формообразовательная (Рис.№2); конструктивная; техническая и технологическая направленность, и проведен их сравнительный анализ (Рис.№3).
Инновационная направленность в _производстве обуви_
Формообразовательная
Тралнцириная
Нетраднц ионная
Прямоугольник Трепещи
Аксессуары костюма
Овал
Транспорт
г
Круг
Предметы и терьера Животный мир
Рис-?. Инновационная направленность ^производств обуви.
О Художестве иная пФорморбра нательная
□ Конструктивная □ Техническая
■ Техноп огочес к ая
Сравнительный анализ инновационной направленности в формообразовании и проектировании обуви Диаграмма^ 1
Инноваиионная направленность
60,00% 50,00% 40,00%
Частота встречаемости
20,00% 10,00% 0,00%
Рис.З. Сравнительный анализ инновационной направленности в формообразовании и
проектировании о&уаи.
Впервые полагаясь на научные труды известных исследователей таких как: Зыбин Ю.П,; Калита А.Н.; Фукии В.А,; Козлова Т.В.; Бастов Г.А- и др. в цепях по пышен и я эффективности деятельности проектировщика с формули розаны и даны определения по пяти дизайн - признакам, а так же обозначены средства их выражения на примерах промышленного современного ассортимента обуви.
Глубокий анализ патентов конструктивной направленности показал объекты деятельности в системе верха обуви, а именно в заготовке. В этом случае разработана классификация современных инновационных решений системы верха обуви по преобразованиям формы с характеристикой (цельнокроеной, монолитной, сборной и комбинированной) обуви и конструкции (сборной, цельнокроеной, многослойной, модульной, комбинированной и способов крепления на стопе).
В данной главе впервые разработан и охарактеризован алгоритм процесса творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности: в настоящих, инновационных и креативных условиях промышленного производства обуви. Составлена логическая схема мышления проектировщика и разработана новая методика художественного проектирования обуви на основе инновационных решений, (Рис.№4)
!
Аналог патента
Рис.4. Логическая схема мышления проектировщика при разработке инноваций в современных производственных условиях.
Глава IV. «Рекомендационные характеристики по использованию инновационных конкурентоспособных решений проектирования обуви».
В результате анализа патентных материалов определены прогрессивные инновации с учетом требований дизайна, а так же установлено, что основные показатели обуви закладываются на начальной стадии проектирования с использованием классификационной матрицы по позициям:
Алгоритм творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности
Рис.5. Алгоритм творческого мышления проектировщика по трем уровням его
деятельности.
- конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления обуви на стопе (КПСПЗО);
- конструктивные преобразования верха и низа обуви (КГ1ВНО);
- конструктивные нре образований внутренней структуры обуви (К ПВ СО);
- конструктивные преобразования системы деталей низа обуви (КПСДНО).
Для экспериментальной апробации и внедрения разработанного нового, предложенного в данной работе метода проектирования с использованием алгоритма творческого мышления проектировщика выполнена серия моделей обуви но первому и второму уровням деятельности проектировщика (Рис.5)
В Ходе реализации новой методики проектирования проведена апробация экспериментальных моделей обуви, где выявлено и доказано, что при использовании инновационных технологий и рекомендаций по усовершенствованию методики проектирования возрастает уровень дизайна изделий и поднимается эффективность деятельности проектировщиками^. 6)
Рис.б, Эскизы моделей обуви.
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1. Исследование формообразования обуви, с точки зрения повышения эффективности отечественной методики художественного проектирования на основе инновационных технологий, будет способствовать повышению качества _ обуви, позволит расширить ассортимент разработок, выявит отсутствие некоторых объективных научно обоснованных разработок, определит новые направления в области совершенствования процесса изготовления современных эстетически- функциональных качественных изделий.
2. - Установлено и изучено четыре категории обуви (Повседневная, Спортивная, Специальная, Ортопедическая), по четырем дизайн- факторам в совершенствовании конструкций обуви:
- конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления
обуви на стопе (КПСПЗО);
- комбинированные конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО);
- конструктивные преобразования внутренней структуры обуви (КПВСО);
- конструктивные преобразования системы деталей низа обуви (КПСДНО).
3. Впервые в целях повышения эффективности работы проектировщика патентно-информационный материал разделен по пяти дизайн - признакам: художественный; формообразовательный; конструктивный; технический и технологический.
4. Сформированы и даны определения по пяти дизайн - признакам, а также обозначены средства их выражения на примерах промышленного современного ассортимента обуви.
5. На основании полученных результатов исследования патентных материалов были выявлены и определены основные направления в повышении качества и производстве обуви в инновационных решениях.
6. Составлена логическая схема мышления проектировщика при разработке инноваций и представлены существенные признаки нового проекта в современных производственных условиях.
7. * Впервые разработан и охарактеризован алгоритм творческого мышления проектировщика на трех уровнях деятельности, как дизайн, базирующийся на практическом, эмпирическом и эвристическом опыте работы.
8. Разработана методика, оптимизирующая процесс художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий, где сформулирована и определена целенаправленная деятельность художника-стилиста в настоящем, инновационном и перспективном ассортименте.
9. Решена научная проблема поиска оптимальных вариантов нового инновационного проектирования на основе базы данных инновационных характеристик (приложение).
10. Разработана промышленная коллекция моделей обуви на основе оптимизированных методов художественного проектирования с применением инновационных решений.
11. Проведена апробация экспериментальных моделей обуви, где выявлено, что при использовании инновационных технологий и рекомендаций по усовершенствованию методики художественного проектирования повышается эффективность работы художника-стилиста.
В приложении представлен иллюстративный материал и база данных, не вошедшие в основной текст научной работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Преображенская М.М. ,Бастов Г. А. Инновационные технологии и их влияние на развитие производства и повышение работоспособности дизайнера // Кожевенно-обувная промышленность, - 2007г.,-№2,-с.47
2. Преображенская М.М., Бастов Г.А. Необходимость оптимизации методов художественного проектирования на основе инновационных технологий //Кожевенно-обувная промышленность, - 2007г.,-№3,-с.48
3. Преображенская М.М., Бастов Г.А. Анализ перспективных патентных источников по назначению обуви // Кожевенно-обувная промышленность, - 2007г.,-№5,-с.56
4. Преображенская М.М, Бастов Г.А. Исследования инновационных решений в целях совершенствования процесса проектирования обуви // Сборник тезисов докладов Всероссийской научно . -технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2005). М., МГТУ имени А.Н.Косыгина, 2005, стр.301.
л
Подписано в печать 28.10.08 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Заказ 344 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Преображенская, Мария Михайловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ С ПОЗИЦИЙ ИННОВАЦИОННЫХ
РЕШЕНИЙ.
1Л. Анализ способов и методов проектирования современного промышленного ассортимента обуви.
1.2. Модные инновации и значение социального заказа общества.
1.3. Инновационные технологии и их влияние на развитие производства и повышение работоспособности дизайнера.
Выводы.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ.
2.1. Современная характеристика инновационных изделий.
2.2. Разработка классификации патентов по дизайн - факторам.
2.3.1. Конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления обуви на стопе (КПСПЗО).
2.3.2. Комбинированные конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО).
2.3.3. Конструктивные преобразования внутренней структуры обуви(КПВСО).
2.3.4. Конструктивные преобразования системы деталей низа обуви
КПСДНО).
Выводы.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ.
3.1. Разработка современной инновационной направленности в формообразовании и проектировании обуви по дизайн признакам.
3.1.1. Художественная направленность и средства ее выражения.
3.1.2.Формообразовательная направленность и средства ее выражения.
3.1.3. Конструктивная направленность и средства ее выражения.
3.1 АТехническая направленность и средства ее выражения.
3.1.5. Технологическая направленность и средства ее выражения.
3.2. Теоретическая апробация логического мышления проектировщика в технической инновационной направленности по новой разработанной методике.-г:.
3.2.1. Составление логической схемы мышления проектировщика при разработке инноваций.
3.3. Организация процесса творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности.
3.3.1. Первый уровень творческого мышления в современных условиях промышленного производства обуви.
3.3.2. Второй уровень творческого мышления в инновационных условиях промышленного производства обуви.
3.3.3. Третий уровень креативного творческого мышления в новых перспективных условиях промышленного производства обуви.
3.3.4. Разработка и создание алгоритма творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности.
Выводы.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ КОНКУРЕНТНО - СПОСОБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ
ОБУВИ.
4.1. Характеристики прогрессивных инноваций.
4.2. Теоретические предположения развития инновационных решений.
Выводы.
Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Преображенская, Мария Михайловна
Настоящая диссертация представляет законченную научную квалификационную работу, в которой изложены теоретические положения формирования нового ассортимента моделей при оптимизации методов художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий. Для расширения ассортимента обуви, повышения её конкурентоспособности, улучшения качества используются результаты научных исследований последних мировых достижений по изобретениям и открытиям промышленных образцов обуви. В результате научного подхода к исследованию впервые разработан метод адресной направленности художественного проектирования обуви на базе инновационных решений.
Суть метода состоит в направленной деятельности проектировщика, позволяющей создать новые художественно технические решения при использовании построенных автором квалификационных таблиц, рекомендаций, алгоритмов и базы данных современных инноваций, представляющих инструментарий для системы автоматизированного проектирования по конкретному заданию предприятия. Данный метод явился результатом комплексного применения теории закономерности формообразования с учетом исследованных корректирующих зависимостей по дизайн - признакам и факторам, исключающим случайность из процесса нахождения нового художественно конструкторского решения научно-технических задач.
Разработанный автором метод эффективен и универсален, так как позволяет проектанту, используя классификационную базу данных инновационных решений и располагая алгоритмом творческого поиска, представить многочисленные варианты художественноконструкторских решений, как на базовую конструктивную основу, так и получить положительные результаты по моделям обуви в инновационных и креативных категориях проектирования.
Актуальность темы исследования
Работа направлена на развитие ассортимента товаров народного потребления, в том числе обуви, повышение ее эстетического уровня и качества изготовления с учетом новых экономических условий работы предприятий.
В настоящее время современный рынок представляет собой динамическую систему, требующую от производителей товаров и услуг постоянного изменения и совершенствования продукции. Основным условием развития предприятий, обеспечивающим не просто удерживание занятых позиций, а планомерное движение вперед, является инновационная деятельность. Предприятия, основанные на одной разработке и не подкрепленные наличием новых сопутствующих решений, обречены на отставание, и, в перспективе, на самоуничтожение.
В этом случае для планомерного развития современной индустрии производства обуви и поддержания ее ассортимента на современном уровне дизайна следует научиться получать качественные и востребованные идеи для инноваций, не полагаясь на интуицию проектировщика или его мимолетное творческое вдохновение.
В настоящее время отечественная и зарубежная обувная промышленность располагает многочисленными новаторскими изобретениями, которые способствуют развитию внешнего вида, обновлению конструкции, а также повышению технических, технологических и эксплуатационных характеристик обуви. Однако эти инновационные идеи не достаточно отражены в научной литературе.
Проведенный анализ современного состояния процессов художественного проектирования обуви выявил необходимость внедрения в этот процесс детальной информации инновационных решений для создания более эффективной и мобильной системы проектирования обуви для промышленного производства.
Таким образом, актуальным является проведение всестороннего анализа инновационных решений с позиции дизайна с целью использования опыта проектировщиков для совершенствования отечественной методики проектирования обуви и повышения конкурентоспособности современного производства.
Необходимо отметить, что вопросами совершенствования методов художественного проектирования обуви занимались многие ученые, в том числе Зыбин Ю.П., Фукин В.А., Нестеров В.П., Раяцкас В.А., Козлова Т.В., Бастов Г.А., Третьякова C.B., Зыбина A.A., Баландюк Н.М. и др.
Целью работы настоящего исследования является разработка методов художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий, обеспечивающих высокий уровень качества и дизайна ассортимента моделей обуви.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- провести комплексный анализ проблем в области теории и практики художественного проектирования обуви с позиции инновационных решений;
- исследовать закономерности формирования модных инноваций в проектировании обуви и их значение при социальном заказе общества;
- дать научное обоснование инновационным технологиям и определить их значимость на производстве и эффективность проектирования ассортимента обуви;
- разработать и исследовать факторы, определяющие инновационное решение;
- классифицировать инновационные решения по дизайн-признакам и дизайн-факторам и сформировать базу данных для компьютерного проектирования;
- провести проектирование и апробацию моделей обуви на новой методической основе инновационных решений и доказать целесообразность использования патентной информации в проектировании обуви.
Объект исследования. В качестве объекта исследования используются материалы патентной информации отечественной науки, а также ведущих зарубежных стран за последние 20 лет и возможность их применения в современной методике проектирования обуви.
Предмет исследования. Патентные инновации с улучшенными потребительскими свойствами.
Методы исследования. Методологическую основу составили положения теории художественного проектирования аксессуаров костюма. Решение поставленных задач осуществлялось с применением современных методов маркетингового и статистического анализа. Исследования проводились с позиции общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи. В исследовании инноваций особое внимание обращено на технологические стандарты, позволяющие достичь ускорения внедрения новых моделей обуви, опираясь на модульность, унификацию и агрегатирование конструктивных элементов системы верха и низа обуви, позволяющие логически корректировать декомпозицию системы и поэтапно внедрять на предприятии без приостановки операций в производстве и управлении.
В работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, эргономики, материаловедения, моделирования новых ассортиментных групп, конструирования заготовок верха и деталей низа и технологии изготовления обуви и изделий из кожи, пропорционирования, математической статистики, теорий комбинаторики, классификации.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые рассмотрены вопросы применения и использования современных инновационных достижений в теории и практике художественного проектирования нового ассортимента обуви с новаторскими решениями.
В ходе исследования:
- выполнена адресная классификация инновационных решений по пяти дизайн - признакам;
- логически упорядочена структура дизайн признаков и дизайн -факторов определены средства их выражения;
- разработан метод формирования матриц инновационных решений по назначению обуви;
- составлена логическая схема мышления проектировщика при разработке инноваций в современных производственных условиях.
- разработан и охарактеризован алгоритм процесса творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности: в настоящих, инновационных и креативных условиях промышленного производства обуви.
- разработан универсальный метод выбора инноваций обуви с использованием адресной направленности на сформированной базе данных в условиях автоматизированного проектирования.
Практическая значимость научной работы состоит в:
- разработке способов формирования систем информационно-инновационного обеспечения и его внедрения в процесс художественного проектирования обуви;
- адресной классификации инновационных решений по пяти дизайн -признакам;
- построении логически-упорядоченной структуры дизайн-признаков с характеристикой средств их выражения;
- разработке метода формирования матриц инновационных решений по назначению обуви;
- применении универсального метода выбора инноваций обуви с использованием адресной направленности на сформированной базе данных в условиях автоматизированного проектирования.
Апробация результатов исследования проведена в производственных условиях, где выполнена коллекция обуви по двум дизайн - признакам: конструктивному и техническому.
Основные результаты диссертационной работы опубликованы в четырех печатных работах, доложены, обсуждены и получили положительную оценку специалистов на:
- заседаниях кафедр художественного проектирования, костюма МГТУ имени А.Н. Косыгина;
Структура и объем диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и по работе в целом, списка литературы, включающего 93 наименования и 51 лист приложений. Работа изложена на 196 страницах, содержит 28 рисунков, 1 матрицу, 3 таблицы, 2 схемы, 2 диаграммы и 46 графиков.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Исследование формообразования обуви, с точки зрения повышения эффективности отечественной методики художественного проектирования на основе инновационных технологий, будет способствовать повышению качества обуви, позволит расширить ассортимент разработок, выявит отсутствие некоторых объективных научно обоснованных разработок, определит новые направления в области совершенствования процесса изготовления современных эстетически-функциональных качественных изделий.
2. Установлено и изучено четыре категории обуви (повседневная, спортивная, специальная, ортопедическая), по четырем дизайн-факторам в совершенствовании конструкций обуви:
- конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления обуви на стопе (КПСПЗО);
- комбинированные конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО);
- конструктивные преобразования внутренней структуры обуви (КПВСО);
- конструктивные преобразования системы деталей низа обуви (КПСДНО).
3. Впервые в целях повышения эффективности работы проектировщика патентно-информационный материал разделен по пяти дизайн-признакам: художественный; формообразовательный; конструктивный; технический и технологический.
4. Сформированы и даны определения по пяти дизайн - признакам, а также обозначены средства их выражения на примерах промышленного современного ассортимента обуви.
5. На основании полученных результатов исследования патентных материалов были выявлены и определены основные направления в повышении качества и производстве обуви в инновационных решениях.
6. Составлена логическая схема мышления проектировщика при разработке инноваций и представлены существенные признаки нового проекта в современных производственных условиях.
7. Впервые разработан и охарактеризован алгоритм творческого мышления проектировщика на трех уровнях деятельности, как дизайн, базирующийся на практическом, эмпирическом и эвристическом опыте работы.
8. Разработана методика, оптимизирующая процесс художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий, где сформулирована и определена целенаправленная деятельность художника-стилиста в настоящем, инновационном и перспективном ассортименте.
9. Решена научная проблема поиска оптимальных вариантов нового инновационного проектирования на основе базы данных инновационных характеристик (приложение).
10. Разработана промышленная коллекция моделей обуви на основе оптимизированных методов художественного проектирования с применением инновационных решений.
11. Проведена апробация экспериментальных моделей обуви, где выявлено, что при использовании инновационных технологий и рекомендаций по усовершенствованию методики художественного проектирования повышается эффективность работы художника-стилиста.
Список научной литературыПреображенская, Мария Михайловна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Анапасенко В.П. и др. « Промышленное проектирование обуви» -Киев, 1983 г., 93 с.
2. Художественное конструирование товаров народного потребления -Материалы семинара. Л., 1972 г., 113 с.
3. Козлова Т.В. «Основы художественного проектирования изделий из кожи» М., 1987 г., 282 с.
4. Аронов В. «По ту сторону эстетики» М., 1970 г., №7 (152) , с. 35-36,55.
5. Глазычев В.Л. «О дизайне» М., 1970 г., 192 с.
6. Дизайн в системе культуры: Тезисы конференции, совещ. М., ВНИИТЭ, 1982 г., 71 с.
7. Камышный Н.И. «Основы художественного конструирования». М., 1970 г., 81 с.
8. Минервин Г.Б. «Архитектоника промышленных форм» Вып.1. Техническая эстетика и эстетика промышленных форм. М., 1970 г.,54 с.
9. Тьявле Э. «Краткий курс промышленного дизайна» - М., 1984 г., 190с.
10. Козлова Т.В. «Основная терминология теории костюма» М., 1979 г., 40 с.
11. Преображенская М.М., Бастов Г.А. «Инновационные технологии и их влияние на развитие производства и повышение работоспособности дизайнера» М., Кожевенно-обувная промышленность, 2007 г., -№2, 47с.
12. Преображенская М.М., Бастов Г.А. «Необходимость оптимизации методов художественного проектирования на основе инновационныхтехнологий» М., Кожевенно-обувная промышленность, 2007г., -№3, 48с.
13. Преображенская М.М., Бастов Г.А. «Анализ перспективных патентных источников по назначению обуви». М., Кожевенно-обувная промышленность, 2007 г., №5, 56 с.
14. Справочник обувщика/под ред. А.Н.Калиты. М., Легпромбытиздат, 1988 г., 52 с.
15. Сомов Ю.С. «Композиция в технике» М.,1987 г., 288 с.
16. Основы методики художественного конструирования. М., 1970г.-250с.
17. Пушкарев А.Г. «Вопросы художественного проектирования основовязальных полотен из различных видов сырья» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук -М., 1985 г., 26 с.
18. Разработка терминологического аппарата дизайна. Методические материалы. М., 1982 г., 118 с.
19. Пармон Ф.М. «Специфика художественного моделирования изделий из кожи (обувь и галантерея) М., 1975 г., 120 с.
20. Краткий словарь по эстетике М., 1963 г., 240 с.
21. Козлова Т.В. «Художественное проектирование костюма» М., 1982 г., 144 с.
22. Латышева Л.Н. «Прогнозирование форм обуви на основе комплексного анализа эволюции костюма» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук - Киев, 1983 г., 19 с.
23. Абдеев Р.Ф. «Философия информационной цивилизации»- М., 1994 г., 335 с.
24. Васютинский «Золотая пропорция». -М., 1990 г., 238 с.
25. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики.
26. Егоричева Е.В. «Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды» Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, М., 2003 г. с. 40,62,74,126.
27. Гузявичуте P.A. «Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX веков» Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, М., 1977 г., 206 с.
28. Бореев В.Ю., Коваленко A.B. «Культура и массовая коммуникация» -М.,1986 г, 301 с.
29. Дриккер A.C. «Принципы информационного ускорения и цикличность в художественной культуре» Труды международного научного симпозиума. Информационный подход в эмпирической эстетике. -Таганрог, 1998 г., с. 57-65.
30. Матюнин В.И. «Мода лета 2001», Швейная промышленность. 2002 г., №4.
31. Гройс Б. «О новом»//Гройс Б. «Утопия и обмен» М., 1993 г., 116 с.
32. Неман Ю. «Счастливый случай, наука и общество. Эволюционный подход». Путь. 1993 г. №4 с.70-90.
33. Готт B.C., Урсул А.Д. «Общенаучные понятия и их роль в познании» М., 1975 г., 29 с.
34. Голицын Г.А, Петров В.М. «Информация-поведение-творчество» М.,1991 г., 224 с.
35. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. «Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов»// Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983 г., 17 с.
36. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000 г. 224 с.
37. Кокорева JI.B. «Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития. Социалистический аспект: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Екатиринбург, 2001 г., 136 с.
38. Кун Т. «Структура научных революций» М., 2002 г., 605 с.
39. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ( Логико-методологический анализ) М., 1970 г., 192 с.
40. Петров Л.В. «Мода как общественное явление». Л., 1974 г., 95 с.
41. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» М., 1994 г., 107 с.
42. Глазычев В.Л. « О дизайне» М., 1970 г., 192 с.
43. Лиокумович В.Х. «Конструирование обуви» М., 1969 г., 254 с.
44. Лиокумович В.Х. «Структурный анализ качества обуви». М., 1980 г.
45. Лиокумович В.Х., Азгальдов Т.Т. «О классификации свойств обуви и оценки ее качества» КОП, 1975 г., -№1, 14-16 с.
46. Разработка терминологического аппарата дизайна. Методические материалы. М., 1982 г., 118 с.
47. Афанасьев A.A. «Новое в технике производства обуви» М., 1979 г., 60 с.
48. Воробьева A.A. , Закатова Н.Д. «Материаловедение обувного производства» М., 1963 г., 30 с.
49. Зыбин Ю.П. «История развития конструкций обуви».- М., 1977 г., 34 с.
50. Зыбин Ю.П. «Конструирование изделий из кожи» М., 1963 г., 247 с.
51. Зыбин Ю.П. «Технология обуви» М., 1955 г., 310 с.
52. Козлова Т.В. «Обувь и костюм» М., 1967 г., 97 с.
53. Островитянов Э.М., Иванов Б.Я.«Технология обуви» М., 1979 г., 60 с.
54. Бастов Г.А. «Формообразование заготовок верха обуви». — М., МТИ, 1984 г., 51 с.
55. Бастов Г.А., Соболева Л.П. «Общие закономерности композиции для художников модельеров обувной промышленности». - М., МТИ, 1987 г., 184 с.
56. Бастов Г.А. «Художественное проектирование изделий из кожи» М., 1987 г., 70с.
57. Зыбин Ю.П., Ключникова В.М., Кочеткова Т.С., Фукин В.А. «Конструирование изделий из кожи» М., Легкая и пищевая промышленность, 1982 г., 264 с.
58. Рыбкина Е.А. «Мода и промышленность» М., 1988 г., 50с.
59. Масалова В.А. «Разработка методов проектирования одежды с использованием современных средств компьютерной графики. Диссертация на соискание степени кандидата технических наук М., 1996 г., 125 с.
60. Андреев О.П. «Объемно-пространственная структура, как средство художественного моделирования объекта дизайна». Автореферат на соискание степени кандидата технических наук. М., 1982 г.
61. Баландюк Н.М. «Художественное проектирование верха обуви с использованием конструктивно агрегативной системы производства». Автореферат на соискание степени кандидата технических наук. М., МГТУ, 2001 г.
62. Диева О.Н. «Прогнозирование модного ассортимента женской обуви с учетом расхода материалов». Диссертация на соискание степени кандидата технических наук. М., 1989 г.
63. Макарова Т.П. «Мода как процесс формообразования информационно знаковых систем в костюме». М., 2004 г.
64. Секачева О.В. «Выявление образно информационной структуры современной российской моды» М., 1999 г.
65. Зыбина A.A. «Создание теоретической модели функционирования моды». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. -М., 1989г.
66. Уалиев Б.М. «Формообразование обуви в системе художественного проектирования для промышленного производства». Автореферат на соискание степени кандидата технических наук. М., 1989 г.
67. Рыбкина Е.А. «Мода и промышленность» М., 1988 г.
68. Минервин Г.Б. и др. «Художественное проектирование» М., 1979 г.
69. Бастов Г.А. «Художественное проектирование изделий из кожи», Учебное пособие, М., 1988 г.
70. Нечаева О.Д. «Совершенствование организации и управления инновационной деятельностью на предприятии швейной промышленности». СПБ., 2002 г.
71. Толстых В.И. "Мода как социальный феномен» Мода: за и против. -М., 1971 г.
72. Зайцев В.М. «Многоликая изменчивая мода». -М., 1982 г.
73. Тренина Н.В. «Изучение спроса на обувь» Сборник научных трудов. ДГАС, Шахты, 1999 г.
74. Фукин В.А. ,Бек Н.В., Киселев С.Ю. «Использование технологии ЗД -граней в САПРО. Юбилейный международный сборник научных трудов. ЮРГУЭС, 2001 г.
75. Фукин В.А., Омельченко H.H., «Исследования закономерностей формообразования обувных колодок» Изв. вузов. Технология легкой промышленности. М., 1978г., -№3, с. 107 - 113.
76. Фукин В.А., Омельченко H.H., Куликовских Т.Е. «Алгоритм формы каркаса поверхности обувной колодки» Изв. Вузов. Технология легкой промышленности, М., 1978 г., №1, - с.73-76.
77. Фукин В.А. «Проектирование внутренней формы обуви», М.,1985 г.
78. Ключникова В.Н., Кочеткова Т.С., Калита А.Н. «Практикум по конструированию изделий из кожи» М.,1985 г.
79. Преображенская М.М., Бастов Г.А., «Исследования инновационных решений в целях совершенствования процесса проектирования обуви» Тез. доклада научн. конф. МГТУ имени А.Н. Косыгина, М., 2005 г., 301 с.
80. Баландюк Н.М., «Возможности использования видоизменяющихся конструкций обуви: сборник научных трудов» ШТИБО, Шахты, 1994 г., вып. 5, с. 61-62.
81. Жих М.Е., Панкрухин А.П., Соловьев В.А. «Маркетинг: как завоевать рынок?» -JI., Лениздат, 1989 г., 78 с.
82. Айльхауер X., Альтенбург У. «Мода между спросом и предложением» (пер. с нем.) М., Легкая и пищевая промышленность, 1983 г., 52 с.
83. Латышева Л.В. «Прогнозирование форм обуви на основе комплексного анализа эволюции костюма», диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. - Киев, 1983 г.
84. Черемных А.И. «Основы художественного конструирования». — М., Легкая индустрия, 1982 г., 32 с.
85. Грановская Т.И. «Восприятие и признаки формы». М., Наука, 1991 г., 17 с.