автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Разработка методов художественного проектирования кожаных изделий из новых фактурных материалов

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Никулина, Екатерина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Разработка методов художественного проектирования кожаных изделий из новых фактурных материалов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка методов художественного проектирования кожаных изделий из новых фактурных материалов"

Никулина Екатерина Викторовна

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НОВЫХ ФАКТУРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

1 С ЮТ

004617495

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НОВЫХ ФАКТУРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Работа выполненной на кафедре художественного проектирования костюма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина.»

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Бастов Геннадий Александрович

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Петушкова Галина Ивановна

Кандидат технических наук Зыбина Анна Аркадьевна

Ведущая организация: Центральный научно-исследовательский

институт кожевенно-обувной

промышленности ФГУП (ФГУП ЦНИИКП)

Защита состоится сЗЛ» 2010г. в Ю: Стасов

на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина по адресу: 119071, Москва, ул. М. Калужская, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина».

Автореферат разослан _2010г.

Ученый секретарь диссертационного совета ,

Доктор искусствоведения, профессор. Стор И.Н.

АННОТАЦИЯ

Настоящая диссертация представляет законченную научную квалифицированную работу, в которой изложены теоретические положения, методика и методические рекомендации художественного проектирования фактуры лицевой поверхности материалов для изделий из кожи. Работа направлена на расширение и обновление ассортимента обуви, повышение её конкурентоспособности, улучшения качества. На основе анализа и исследований исторического и современного промышленного ассортимента обуви, разработана методика художественного проектирования фактуры кожматериалов, повышающая результативность работы дизайнера-проектировщика.

Суть метода состоит в направленной деятельности проектировщика, позволяющей, при использовании построенных автором классификационных таблиц, рекомендаций, программно-аппаратной платформы предпроектной и проектной ситуации, алгоритмов и базы данных комплексной информационной системы проектирования фактуры, представляющих инструментарий для системы автоматизированного проектирования по конкретному заданию предприятия, создать новые художественно-технологические решения фактуры. Данный метод при промышленном внедрении является результатом коммерческого применения теории закономерности формообразования с учетом корректирующих зависимостей по дизайн-признакам, исключающим несостоятельность процесса нахождения нового художественно-конструкторского решения научно технических задач.

Разработанный автором метод эффективен и универсален, так как позволяет на этапах предпроектной и проектной ситуации осуществлять целенаправленную деятельность, значительно сокращая трудозатраты проектировщика, используя классификационную базу данных в виде блок-схем и располагая алгоритмом программно-аппаратной платформы функций комплексной информационной системы, получить положительные результаты и высокий уровень дизайна внешнего вида обуви.

Автор защищает:

1 Комплексный способ и методику художественного проектирования фактуры лицевой поверхности материалов (ФЛПМ) для производства обуви на основе дизайн-признаков с учетом современных требований дизайна и последующих инновационных достижений.

2 Художественно-технические закономерности преобразования лицевой поверхности искусственной и натуральной кожи, представленные в блок-схемах (ПЛПИК и ПЛПНК), как база данных программно-аппаратныой платформы функций комплексной информационной системы (КИС).

3 Синтез унификационного проектирования ФЛПМ по дизайн-признакам: художественный, формообразовательный,

конструктивный, технический и технологический со средством выражения фактуры материала.

4 Адресную классификацию фактур ЛПМ по производству: естественная фактура - ЕФ; имитационная фактура - ИФ; производственная фактура - ПФ. По степени выразительности: плоскостная фактура - ПлФ, рельефная - РеФ, скульптурная фактура - СкФ, архитектурная фактура - АрФ с определением материалов и технических приемов производства декора.

5 Программно-аппаратную платформу предпроектной и проектной ситуации и её алгоритм проектирования ФЛПМ.

6 Результаты практической реализации работы в виде моделей обуви, отличающихся внешним видом и дизайном фактуры, а также статьи и классификационную базу данных по инновационным решениям новых материалов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Работа направлена на повышение уровня развития товаров народного потребления обуви, её эстетического уровня за счет внедрения материалов с повышенными дизайн-характеристиками их лицевой поверхности в новых условиях при использовании базы данных КИС проектирования фактуры.

В настоящее время практическое решение проблемы формирования качественного ассортимента обуви с применением фактур лицевой поверхности материалов ФЛПМ и их комплексной оценки сдерживается не разработанностью многих теоретических и методологических вопросов. Полностью отсутствует система информации об особенностях и характере взаимодействия формообразующих декоративных характеристик обуви и методах их производства, а самое главное, что нет классификации фактур лицевой поверхности материалов. Эти обстоятельства препятствуют детальному изучению вопросов проектирования фактуры натуральных и искусственных кож, не обеспечивая условия для формирования их конструктивных характеристик.

Прежде всего, нерешенными остаются вопросы формирования перспективы модных моделей обуви, установление базовых приоритетов формообразующих параметров фактуры. Отсутствие научно обоснованных информационных данных и методики художественного проектирования фактуры лицевой поверхности материалов исключает возможность применения современных средств автоматизированного проектирования.

В условиях повышения эффективности процесса проектирования изделий из кожи, на основе сокращения интуитивных операций, не приводящих к качественно новым результатам, ставится задача - создать эффективный уровень технической новизны фактуры (на базе комплексной информационной системы проектирования ФЛПМ) и обеспечить модный ассортимент обуви с учетом современных требований дизайна.

В процессе исследования и анализа факторов определяющих параметры и характеристики объектов фактур ЛПМ, установление возможных вариантов их взаимодействия во времени и пространстве существенную помощь оказали труды ученых, таких как: Зыбин Ю.П., Кочеткова Т.С., Ченцова К.И., Любич М.Г., Краснов Б.Я., Зурабян K.M., Бернштейн М.М., Оятева Е.И., Большаков П.А., Козлова Т.В., Браславский В.А., Белько Т.В., Бастов Г.А., Третьякова C.B., Баландюк Н.М., Преображенская М.М., и др., которыми были предложены новые принципы классификации, и исследованы преобразования формы обуви на структурно-морфологическом, композиционном, конструктивном, статистическом и прогностическом уровнях, методы прогноза и применения систем моделирования и агрегатирования обуви.

Однако за пределами исследовательских направлений этих ученых остались вопросы развития новых форм обуви с использованием дизайн-признаков, определяющих внешний вид обуви.

Таким образом, нерешенными остаются вопросы формирования и проектирования кожматериалов с классификационными характеристиками ФЛПМ, установления базовых приоритетов формообразующих параметров и способов производства фактуры материалов, что связанно с отсутствием методики ее проектирования.

Цель и задачи исследований.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности работы производства, улучшение качества и внешнего вида обуви с использованием новых фактур ЛПМ на основе обобщения систематизации информации и автоматизации работ на этапе эскизного проектирования; нового подхода при создании промышленной коллекции обуви; разработки методики и алгоритмов художественного проектирования ЛПМ с учетом современных требований дизайна; совершенствование проектной деятельности дизайнера. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности развития и способов производства ФЛПМ для обобщения теоретических основ и принципов системного подхода применительно к процессу дизайна;

• исследовать методы производства ФЛПМ, разработать классификацию и терминологию по уровням постановки и решения проектных задач;

• определить методы производства и проектирования фактуры ЛПМ искусственных и натуральных кож (ПЛПИК и ПЛПНК), представить их в формализованном виде, как базу данных для программно-аппаратной платформы функций КИС;

• сформулировать и определить процесс проектирования ФЛПМ по дизайн-признакам: художественный; формообразовательный; конструктивный; технический; технологический; как средства, определяющие внешний вид обуви;

• составить адресную классификацию фактур ЛПМ по производству (естественная ЕФ, имитационная ИФ, производственная ПФ фактуры), по

степени выразительности (плоскостная ПлФ, рельефная РеФ, скульптурная СкФ, архитектурная АрФ) фактуры;

• определить размерность и составить условно-графическое изображение ПлФ, РеФ, СкФ и АрФ для определения характеристик ФЛПМ в проектировании и производстве обуви;

• разработать программно-аппаратную платформу предпроектной и проектной ситуации и их алгоритм проектирования ФЛПМ;

• разработать комплексно-информационную систему и составить порядок ее функций в системе проектирования ФЛПМ (методика проектирования);

• провести апробацию методики проектирования ФЛПМ на современном производственном ассортименте обуви и осуществить внедрение новых моделей обуви с инновационными фактурами материалов.

Объект в предмет исследования.

Объект исследования - исторический и современный промышленный ассортимент обуви, современные технологические процессы и нанотехнологии производства натуральных, искусственных и синтетических кож. Предмет исследования - процесс дизайна ФЛПМ Методы исследования.

При отдельных конкретных исследованиях применялись различные методы. При разработке способов кодирования информации фактуры ЛПМ использовались методы математической логики и априорного ранжирования признаков, при построении блок - схемы технологических и проектных процессов - методы математического моделирования, формализованного описания сложных систем; составление алгоритмов проектирования проводилось на основе теории алгоритмизации.

В работе использовались основные научные положения, разработанные учеными в области проектирования обуви и аксессуаров костюма МГТУ имени А.Н. Косыгина, МГУДТ, ЦНИИКП, Минлегпрома, научные труды ВНИИТЭ, практический опыт промышленных предприятий.

В работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, материаловедения, моделирования, конструирования и проектирования промышленных форм обуви и аксессуаров костюма.

Исследования проводились с позицией общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи. При решении отдельных задач рассматривались труды зарубежных ученых и ученых СНГ по проблемам формообразования, проектирования, дизайна и т.д. Научная новизна исследования.

В диссертационной работе впервые в теории системного проектирования обуви рассмотрены вопросы преобразований и проектирования фактуры ЛПМ на примерах промышленного ассортимента с 1900-2010 г.г., особенностей их применения на основе базовых приоритетов, модульного проектирования, применения конструктивно-унифицированных элементов в системе агрегатирования.

В ходе исследования:

• подробно рассмотрены и изучены художественно-технические • закономерности преобразования лицевой поверхности

искусственной и натуральной кожи, показана возможность использования результатов исследования ПЛПИК и ПЛПНК, как базу данных программно-аппаратной платформы функции КИС;

• проведено теоретическое исследование процесса проектирования ФЛПМ по дизайн-признакам (художественный, формообразовательный, конструктивный, технический, технологический) для эффективного решения задач по управлению качеством продукции и обеспечения спроса на изделие;

• выполнена классификация методов изготовления фактур ЛПМ по производству (естественная ЕФ, имитационная ИФ, производственная ПФ), по степени выразительности (плоскостная ПлФ, рельефная РеФ, скульптурная СкФ, архитектурная АрФ) для адресного проектирования с определением материалов и технических приемов производства декора;

• разработана программно-аппаратная платформа предпроектной и проектной ситуации её алгоритм для составления КИС автоматизированного проектирования ФЛПМ;

• определены основополагающие принципы и функции КИС ее алгоритм проектирования ФЛПМ, включающий базу данных по производству фактур с позиции современного дизайна, а так же с учетом бионической и инновационной направленностей художественного проектирования материалов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в вариантности их широкого применения:

• как научной базы для специалистов в области индустрии изделий из кожи и производства материалов кож при разработке концепции структуры нового и инновационного ассортимента;

• как набора конкретных рекомендации по формированию рациональной базовой структуры промышленной коллекции моделей обуви;

• как основа для совершенствования отечественной методики проектирования обуви и изделий из кожи;

• как основа для дальнейших теоретических исследований в области моды;

• как учебно-методической базы для обучения специалистов в области одежды и обуви;

• как возможность получить конкурентоспособные модели изделий, отличающихся внешним видом на базе действующего апробированного промышленного ассортимента, принципиально не меняя технологию производства изделий.

Апробация результатов исследования.

Работа выполнена в рамках тематического плана НИР МГТУ имени А.Н. Косыгина.

Достоверность полученных результатов подтверждена актами по внедрению на предприятиях:

- ООО «ФАЭТОН»;

- ООО «СТИЛАЙТ»;

- Международной научно-технической конференции "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль-2007) МГТУ имени А.Н. Косыгина, г. Москвы, 2007 г. Доклад. "Фактура как средство эффективного преобразования лицевой поверхности кожаных материалов";

- Международной научно-технической конференции "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль - 2008) МГТУ им. А.Н. Косыгина, г. Москва, 2008. Доклад "Вопросы формирования ассортимента аксессуаров костюма из фактурных кожматериалов";

- XIV Международный конкурс дизайнеров, обуви и аксессуаров МО88НОЕ8-8ТУЬЕ-2006 г. Диплом финалиста конкурса.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключений по главам и выводам по работе в целом, списка литературы и приложений. Основные результаты изложены на 248 страницах, в том числе работ содержит 84 рисунка, 20 схем и 3 таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введение обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, отмечены научная новизна и практическая значимость выносимых на защиту положений.

Первая глава диссертации включает: «Анализ и исследования натуральной и искусственной кожи, как материала с выраженной фактурой лицевой поверхности».

На основе анализа литературных источников рассматриваются проблемные вопросы преобразования лицевой поверхности кожевенных материалов при использовании технологических методов отделки кож и определением внешних эстетических характеристик.

В результате анализа и исследования технологических и проектных ситуаций, были выявлены показатели фактур их преимущества между собой и приемлемость в использовании аксессуаров костюма Обязательным этапом работы стали анализ и систематизация общих информационных данных по характеристикам лицевой поверхности искусственной и натуральной кожи. Это позволило представить процесс производства кож в формализованном виде так и в виде блок-схемы. Данная форма подачи информации обеспечивает условия для универсального автоматизированного метода выбора заданной фактуры материала на этапе её проектирования и дальнейшего использования нового материала в промышленном ассортименте изделий из кожи.

В этом случае все фактуры по способам производства разделены на три категории: естественная - ЕФ; имитационная - ИФ; производственная — ПФ

Схема 1. Классификация видов фактуры ЛПМ.

Для осуществления возможности использования на этапе проектирования основных характеристик объектов (ЕФ, ИФ, ПФ) в качестве концептуальных исходных данных для разработки ФЛПМ была систематизирована информация полученная при определении основных модных приемов декора. В результате этих исследований установлены возможности разделения фактур ЛПМ по степени выразительности, от меньшего значения к большему, и обозначить их в следующей градации: плоскостная фактура - ПлФ; рельефная фактура - РеФ; скульптурная фактура - СкФ; архитектурная фактура - АрФ. Установление иерархии значимости формообразующих параметров и характеристик фактур ЛПМ, их взаимодействия во времени и пространстве в исследуемой области является организованным комплексным научным исследованием, направленным на получение информации о взаимосвязи характеристик объектов и перспективах их развития с целью совершенствования процессов проектирования изделий из кожи.

Вторая глава диссертации содержит:

«Синергистическое исследование и анализ модных тенденций обуви с выявлением внешних характеристик ФЛПМ за период 1900-2010гг.»

В данной главе исследования имели синергистический подход. В связи с этим для наглядности и более полного представления о внешнем виде моделей обуви анализ проводился комплексно, по наиболее существенным объектам обуви (материалам, способам и методам декорирования, членения верха обуви и др.). Для компактности полученных данных исследования и анализ модных тенденций обуви проводились условно по 10-ти летиям по характерным моделям обуви каждого периода с выявлением внешних характеристик ФЛПМ.

В ходе данного исследования, самого процесса производства фактуры материалов, установлены основные исходные составляющие преобразования

ФЛПМ (Кр, Ст, Вш, Пе, Пр, Оп, Пл, От, Ок, Ти, Ап, Вж, Дш, Фр), как показатели способов декорирования изделий из кожи, определяющие степень выразительности ЛПМ и внешнего вида изделий. Результаты проведенного исследования позволили определить применение исходных составляющих декорирования ЛПМ за 1900 - 2010 год. (Таблица) Анализ способов и методов декорирования ЛПМ за исследуемый период свидетельствует о постоянном изменении фактуры материалов и её модификации за счет последовательного накопления практического опыта пошива обуви, а также постоянным техническим совершенствованием промышленного производства изделий из кожи.

Принимая во внимание, что исходные составляющие декорирования ЛПМ меняют эстетические характеристики материалов, потребовалось разработать классификацию видов фактуры по технологии производства и степени выразительности.

В данной диссертации к понятию кожматериалов с плоскостной фактурой относятся те материалы, которые на лицевой поверхности не имеют каких-либо рельефных возвышений выполненных механическим способом. В этом случае, внешняя характеристика поверхности материалов изменяется за счет исходных составляющих фактуру, а именно за счет эстетических элементов. Эстетические элементы представляют собой механизмы образования фактурных эффектов при использовании следующих технических способов: окрашивание; напыление; изображение рисунка; полирование; вощение; шлифование; лакирование; мелкое тиснение; пирография; гравирование; перфорирование; отсечка; интарсия; голография.

Под рельефной фактурой кожматериалов следует понимать фактуры, которые имеют выступающий рельеф от основной поверхности, выполненные механическим путем, где исходными составляющими фактуры являются унифицированные элементы которые представляют следующие художественно—технические композиции: строчка; вышивка; продержка; оплетка; плетение; окантовка; тиснение; аппликация; декоративные шнуры; фурнитура.

Определение скульптурной фактуры объясняется тем, что по степени выразительности она значительно отличается от плоскостной и рельефной, где исходными составляющими фактуры является агрегативные элементы. Агрегативные элементы представляют собой механизм образования фактурных эффектов за счет следующих агрегатов: складок; сборок; зажимов; гофр; узлов; бантов; фурнитуры и мн.др.

К материалам с архитектурной фактурой относятся модели обуви внешний ввд которых выходит за границы понятий материалов со скульптурной фактурой. Анализ материалов этих фактур показал, что исходными их составляющими являются представленные в комбинированном варианте: унифицированные элементы, агрегативные элементы; конструктивно-декоративные узлы и блоки.

Таким образом при систематизации имеющихся данных составлена полная классификация видов фактур ЛПМ.

ГШ п/п период виды фактур исходные составляющие фактуры ЛПМ Дополнительные приемы декорирования ЛПМ

Пл Ре Ск Ар Кр Ст Вщ Ие Ир Оп Ил От Ок Ти Ап Вж Дш Фр

1 1900-1910 крючки, пуговицы, лаковые вставки, комбинированная фактура

2 1910-1920 вышивка бисером, стразы, кожа рептилий

3 1920-1930 мелкая перфорация, лаковая кожа

4 1930-1940 вышивка бисером, стразы, замша, лаковая кожа

5 1940-1950 комбинирование материалов, отделка мехом, кожа рептилий

6 1950-1960 банты, пуговицы, шнурки, блочки

7 1960-1970 банты, комбинирование материалов

8 1970-1980 банты, кожи рептилий, сборки, драпирование

9 1980-1990 лазерная вышивка, бахрома, сборки, драпирование

10 1990-2000 рабочие и декоративные строчки, продержка, отсечка

11 2000-2010 активизация декора, плиссе, гофре, узлы, уздечки, пряжки

Таблица. Применение исходных составляющих декорирования ЛПМ за 1900- 2010гг.

Полученные результаты научных исследований построения и формирования фактур, а также упорядочивание их позиций по степени выразительности и технологии производства позволяют проектировщику найти их осознанное применение на этапах предпроектной и проектной ситуациях.

В этом случае, фактура, как объект повышения уровня эстетической выразительности, модели обуви и уровня дизайна в полной мере заслуживает научной методической основы для повышения эффективности её использования.

В третьей главе диссертации «Разработка программно-аппаратных платформ, как базы данных для комплексной информационной системы», предлагается методика художественного проектирования ФЛПМ. На основании проведенных исследований автор считает целесообразным подготовить новый вид информационных технологий на базе вычислительной техники. Информационные технологии - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения новой ' информации нового качества о состоянии объекта, то есть информационного продукта.

На основании классификационных характеристик ФЛПМ был разработан метод формирования дизайн-признаков как базы данных КИС. Для успешной работы комплексной информационной системы необходимы условия, соответствующие, её основополагающим принципам.

Анализ структуры основополагающих принципов, показал, что эффективность работы КИС определяется функциями её управления.

В этом случае потребовалось разработать программно-аппаратную платформу подготовительных и основных функций, и определить задачи предпроектной и проектной ситуации (Схема 2).

Для создания универсального автоматизированного метода выбора вида фактуры и её составляющих формирование КИС ФЛПМ проводилось по пяти дизайн-признакам: художественному; формообразовательному; конструктивному; техническому; технологическому.

Каждому дизайн-признаку потребовалось дать его полную характеристику и на основании данных, полученных ранее по исследованиям, определить элементы преобразования ПлФ, РеФ, СкФ и АрФ фактур. Взаимодействие элементов преобразования позволили разработать алгоритм комплексной информационной системы художественного проектирования ФЛПМ (Схема 3).

В четвертой главе «Экспериментальная апробация методики художественного проектирования ФЛПМ» представлены результаты применения КИС с использованием матрицы ФЛПМ, которые являются показателями настоящей или будущей фактуры. В ходе реализации новой методики проектирования разработана серия моделей обуви в промышленных условиях, где выявлено и доказано, что при применении КИС проектирование ФЛПМ возрастает уровень дизайна изделий, улучшается внешний вид и поднимается эффективность деятельности проектировщика.

к

ГХ

га ?

г о о; га х

ъ

ш □

а с ч: ш о. с

факторы

I

социологический эргономический

технический экономический эстетический

к

з-^

и

К

га х

Ё о о о. с

ЕФ естественная

разработка ИФ имитационная

формы ПФ производственная

Пл плоскостная

разработка Ре рельефная

конструкции Ск скульптурная

Ар архитектурная

средства производства

выбор технологии

традиционная

инновационная

Рсб ручная

Мсб машинная

Кеб комбинированная

С

фактура

Схема 2. Программно-аппаратная платформа проектирования ФЛПМ.

ПЛПНК (преобразование лицевой поверхности нат. кожи) ПМОЛПК (производствено-механическая отделка ЛПК) РПДЛПК (ремеслено-проиэводственное декорирование ЛПК) МПЛПИК (механическое преобразование лицевой поверхности иск. Кожи) ЭПЛПИК (эстетическое преобразование лицевой поверхности иск. Кожи) ПЛПИК (преобразование лицевой поверхности иск. кожи)

Схема 3. Алгоритм комплексной информационной системы художественного проектирования фактуры ЛПМ.

Общие выводы

1. Анализ и исследования художественно - технологических характеристик ФЛПМ, с точки зрения повышения эффективности отечественной методики художественного проектирования на основе КИС, будет способствовать повышению качества обуви, позволит расширить ассортимент разработок, выявить отсутствие некоторых объективных научно обоснованных разработок, определить новые направления в области совершенствования процесса изготовления современных эстетически - функциональных качественных изделий.

2. Проведены систематизация и анализ общих информационных данных по преобразованию лицевой поверхности искусственной и натуральной кожи, которые преобразованы в блок-схемы (ПЛПИК и ПЛПНК), являющимися базой данных программно-аппаратной платформы, как функциями комплексной информационной системы КИС.

3. Синергистические исследования и анализ модных тенденций обуви с выявлением внешних характеристик ФЛПМ за период 1900-2010 гг. показали изменения фактуры по нарастающей с привлечением все большего числа способов и методов декорирования, а также пути модернизации фактур в нанотехнологиях.

4. Установлена последовательность преобразования фактуры и предложена их классификация со следующими категориями выразительности: плоскостная ПлФ; рельефная РеФ; скульптурная СкФ и архитектурная АрФ фактуры. Для оценки значимости формообразующих характеристик, как показателей художественно-информационной выразительности.

5. Разработана классификация фактур ЛПМ по способам производства: естественная фактура ЕФ; имитационная фактура ИФ; производственная фактура ПФ, где определены материалы и технические приемы производства декора ЛПМ для точной ориентации на предпроектной ситуации.

6. Обозначены градации и конструктивные отличия ПлФ, РеФ, СкФ и АрФ на примерах условно-графического изображения конструкции фактуры, определяющие внешний вид искомого объекта.

7. Впервые в условиях повышения эффективности работы проектировщика фактура ЛПМ рассматривается по пяти дизайн - признакам: художественный; формообразовательный; конструктивный; технический и технологический, как показатели повышения качества и дизайна изделий из кожи.

8. Для формирования КИС по пяти дизайн - признакам разработаны блок-схемы, как информационно-базовая структура основы художественного проектирования производственной фактуры материалов при автоматизированном производстве.

9. Разработан алгоритм - программно-аппаратной платформы функций комплексной информационной системы проектирования фактуры ЛПМ, позволяющий проектировщику целенаправленно с предварительно

10. Разработана методика художественного проектирования ФЛПМ, оптимизирующая процесс проектирования на основе базы данных КИС, где сформулирована и определена деятельность проектировщика, что позволяет сократить временные и материальные затраты на подготовку нового ассортимента предприятий.

11. Разработана промышленная коллекция моделей обуви на основе применения новой методики художественного проектирования ФЛПМ, отличающихся высокими эстетическими характеристиками внешнего вида изделий с позиции современных требований дизайна.

ПУБЛИКАЦИИ

1. Никулина Е.В., Бастов Г.А. «Фактура как средство эффективного преобразования лицевой поверхности кожаных материалов». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина г. Москва, 2007., вып. 13, - С. 120-122.

2. Никулина Е.В., Бастов Г.А. «Вопросы формирования ассортимента аксессуаров костюма из фактурных кожматериалов». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция. МГТУ имени А.Н. Косыгина, г. Москва, 2008г., -С. 294-295.

3. Никулина Е.В., Бастов Г.А., Браславский В.А., Куклина H.A. «Вопросы художественного проектирования фактуры лицевой поверхности материалов». // Кожевенно-обувная промышленность, - 2010г., -№2, - С. 44-45.

4. Никулина Е.В., Бастов Г.А., Браславский В.А., Гиниятуллов Д.Р., Куклина H.A. «Результаты исследований текстильной обуви с позиций художественно-качественных преобразований». // Кожевенно-обувная промышленность, - 2010г., -№5, - С. 24-28.

5. Никулина Е.В., Бастов Г.А. «Систематизация результатов исследования фактуры кожматериалов в производстве современной обуви». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина г. Москва, 2010г., - С. 114-115.

6. Никулина Е.В. Бастов Г.А. Браславский В.А. «Исследование фактуры, как специфическая информации художественного проектирования лицевой поверхности материалов» Международный сборник научных трудов. ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» г. Шахты. 2010г. - С. 62-64.

7. Никулина Е.В., Бастов Г.А. «Исследование и анализ тенденций декорирования лицевой поверхности кожматериалов в современном ассортименте обуви» Вестник ДИТУД №3(45)/2010 - Дмитровград, Дмитровградский институт технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета, 2010, - С. 5-9.

Подписано в печать 16.11.10 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл. печ. л. 1,0 Заказ 377 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им. А. Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Никулина, Екатерина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЯ НАТУРАЛЬНОЙ И ИСКУССТВЕННОЙ КОЖИ, КАК МАТЕРИАЛА С ВЫРАЖЕННОЙ ФАКТУРОЙ ЛИЦЕВОЙ ПЛВЕРХНОСТИ.

1.1. Фактура, как специфическая информация лицевой поверхности материалов (ЛПМ).

1.2. Общие технологические характеристики кожи.

1.3. Виды кожи и их назначение с учетом фактуры лицевой поверхности материалов (ФЛПМ).

1.3.1. Декоративное оформление лицевой поверхности искусственных кож.

1.4. Современные технологические преобразования лицевой поверхности материалов кожи.

1.5. Современное производство и освоение экзотической кожи.

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. СИНЕРГИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ

МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОБУВИ С ВЫЯВЛЕНИЕМ ВНЕШНИХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЛПМ ЗА ПЕРИОД 1900201 Огг.

2.1. Признаки, определяющие характеристику лицевой поверхности материалов.

2.1.1. Основные модные тенденции ассортимента моделей обуви1900-1910гг.

2.1.2 .1910-1920гг.

2.1.3 .1920-1930гг.

2.1.4 .1930-1940гг.

2.1.5 .1940-1950гг.

2.1.6 .1950-1960гг.

2.1.7 .1960-1970гг.

2.1.8. 1970-1980гг.

2.1.9 .1980-1990гг.

2.1.10 .1990-2000гг.

2.1.11 .2000-20 Югг.

2.2. Классификация фактур J111M по производству (естественная, имитационная и производственная).

2.3. Классификация фактур ЛПМ по внешнему виду (плоскостная, рельефная, скульптурная, архитектурная).

2.4. Традиционные способы и методы художественно-декоративного оформления лицевой поверхности материалов.

2.4.1. Классификация фактур ЛПМ по степени их выразительности: плоскостная, рельефная, скульптурная и архитектурная.

2.5. современные преобразования фактуры ЛПМ с инновационной направленностью.

Выводы по 2 главе.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ ПЛАТФОРМ,

КАК БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФЛПМ).

3.1. Основополагающие принципы построения комплексной информационной системы КИС художественного проектирования

ФЛПМ.

3.2. Теоретические основы современной проектной деятельности ФЛПМ по дизайн-признакам.

3.2.1 Информационная база данных художественного дизайн-признака.

3.2.2. Информационная база данных формообразовательного дизайн-признака.

3.2.3. Информационная база данных конструктивного дизайн-признака.

3.2.4. Информационная база данных технического дизайн-признака.

3.2.5. Информационная база данных технологического дизайн-признака.

3.3. Бионические принципы художественного проектирования материалов в условиях промышленного производства.

3.4. Функциональная направленность инновационных высокотехнологических материалов в условиях промышленного производства биооболочек.

3.5. Построение программно-аппар атной платформы и алгоритма комплексной информационной системы художественного проектирования

ФЛПМ.

Выводы по 3 главе.

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФЛПМ.

4.1. Применение комплексной информационной системы художественного проектирования ФЛПМ.

4.2. Теоретические предложения развития инновационных решений.

Выводы по 4 главе.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Никулина, Екатерина Викторовна

В условиях повышения эффективности процесса проектирования фактуры ЛПМ, на основе сокращения интуитивных операций, не приводящих к качественно новым результатам, ставится задача задать эффективный уровень технической новизны фактуры (на базе комплексной информационной системы проектирования ФЛПМ) и обеспечить модный ассортимент обуви с учетом современных требований дизайна.

Известный американский дизайнер Джордж Нельсон прекрасно сформулировал задачу проектировщика в работе «Проблемы дизайна»:

Художник - это человек, который дает форму какой-либо сущности. Он поставщик не комфорта, а истины. Всегда можно сказать, дошел ли до нас замысел художника, ибо воспринимая его, мы испытываем чувство, будто знали об этом всю жизнь» [1].

Более нужное определение термина «форма» выглядит следующим 4 образом: «Форма (лат. Forma) - выражение структуры изделия или комплекса вещей. Она должна соответствовать назначению, техническим характеристикам, эстетическим, технологическим и экономическим требованиям, предъявляемым к изделию или комплексу вещей» [2].

Под формой обуви понимают сложную объемно-пространственную структуру, состоящую из множества частей и элементов. На формообразование обуви оказывают влияние различные факторы: назначение изделия, возраст и пол, материал, господствующие в данное время эстетические требования (мода) и т.д.

Различают 3 аспекта рассмотрения формы:

- Функциональную (утилитарную), определяемую назначением или утилитарными потребностями человека, возрастом и полом потребителя;

- Конструктивную, требующую рационального использования физических и механических свойств материалов и конструкций для выполнения заданной функции;

- Эстетическую, отвечающую потребности в красивых, художественно-выразительных вещах.

Но аспектическое деление на формы условно. Оно необходимо лишь для ее всестороннего анализа. В действительности нет различных форм, а существуют лишь различные аспекты рассмотрения единой формы.

В настоящее время одновременно с развитием технологий в обувном производстве наблюдаются значительные перемены в готовых изделиях, которые отличаются не только формой и конструкцией моделей, но и внешним видом поверхностей материалов. Значительные перемены происходят как в конструкциях верха, так и деталях низа обуви, в то же время, наблюдаются серьезные перемены за счет фактуры материалов. Прежде всего, это происходит из-за стремления художников - стилистов к поиску новых выразительных форм обуви, а также удовлетворению эстетических потребностей потребителя. Проектирую изделия легкой промышленности как средства удовлетворения жизненных потребностей человека, дизайнер воздействует на само формирование этих потребностей и тем самым непосредственно включается в процесс воспитания человека.

Актуальность темы исследования.

Работа направлена на повышение уровня развития товаров народного потребления обуви, её эстетического уровня за счет внедрения материалов с повышенными дизайн-характеристиками их лицевой поверхности в новых условиях при использовании базы данных КИС проектирования фактуры.

В настоящее время практическое решение проблемы формирования качественного ассортимента обуви с применением фактур лицевой поверхности материалов ФЛПМ и их комплексной оценки сдерживается не разработанностью многих теоретических и методологических вопросов. Полностью отсутствует система информации об особенностях и характере взаимодействия формообразующих декоративных характеристик обуви и методах их производства, а самое главное, что нет классификации фактур лицевой поверхности материалов. Эти обстоятельства препятствуют детальному изучению вопросов проектирования фактуры натуральных и искусственных кож, не обеспечивая условия для формирования их конструктивных характеристик.

Прежде всего, нерешенными остаются вопросы формирования перспективы модных моделей обуви, установление базовых приоритетов формообразующих параметров фактуры. Отсутствие научно обоснованных информационных данных и методики художественного проектирования фактуры лицевой поверхности материалов исключает возможность применения современных средств автоматизированного проектирования.

В процессе исследования и анализа факторов, определяющих параметры и характеристики объектов фактур ЛПМ, установление возможных вариантов их взаимодействия во времени и пространстве существенную помощь оказали труды ученых, таких как: Зыбин Ю.П., Кочеткова Т.С., Ченцова К.И., Любич М.Г., Краснов Б.Я., Зурабян K.M., Бернштейн М.М., Оятева Е.И., Большаков П.А., Козлова Т.В., Браславский В.А., Белько Т.В., Бастов Г.А., Третьякова C.B., Баландюк Н.М., Преображенская М.М., и др., которыми были предложены новые принципы классификации, и исследованы преобразования формы обуви на структурно-морфологическом, композиционном, конструктивном, статистическом и прогностическом уровнях, методы прогноза и применения систем моделирования и агрегатирования обуви.

Однако за пределами исследовательских направлений этих ученых остались вопросы развития новых форм обуви с использованием дизайн-признаков, определяющих внешний вид обуви.

Таким образом, нерешенными остаются вопросы формирования и проектирования кожматериалов с классификационными характеристиками ФЛПМ, установления базовых приоритетов формообразующих параметров и способов производства фактуры материалов, что связанно с отсутствием методики ее проектирования.

Автор защищает:

1. Комплексный способ и методику художественного проектирования фактуры лицевой поверхности материалов (ФЛГТМ) для производства обуви на основе дизайн-признаков с учетом современных требований дизайна и последующих инновационных достижений;

2. Художественно-технические закономерности преобразования лицевой поверхности искусственной и натуральной кожи, представленные в блок-схемах (ПЛПИК и ПЛПНК), как база данных программно-аппаратныой платформы функций комплексной информационной системы (КИС);

3. Синтез унификационного проектирования ФЛПМ по дизайнпризнакам: художественный, формообразовательный, конструктивный, технический и технологический со средством выражения фактуры материала;

4. Адресную классификацию фактур ЛПМ по производству: естественная фактура - БФ; имитационная фактура - ИФ; производственная фактура — ПФ. По степени выразительности: плоскостная фактура - ПлФ, рельефная - РеФ, скульптурная фактура - СкФ, архитектурная фактура - АрФ с определением материалов и технических приемов производства декора;

5. Программно-аппаратную платформу предпроектной и проектной ситуации и её алгоритм проектирования ФЛПМ;

6. Результаты практической реализации работы в виде моделей обуви, отличающихся внешним видом и дизайном фактуры, а также статьи и классификационную базу данных по инновационным решениям новых материалов;

Цель и задачи исследований.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности работы производства, улучшение качества и внешнего вида обуви с использованием новых фактур ЛПМ на основе обобщения систематизации информации и автоматизации работ на этапе эскизного проектирования; нового подхода при создании промышленной коллекции обуви; разработки методики и алгоритмов художественного проектирования ЛПМ с учетом современных требований дизайна; совершенствование проектной деятельности дизайнера.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности развития и способов производства ФЛПМ для обобщения теоретических основ и принципов системного подхода применительно к процессу дизайна;

• исследовать методы производства ФЛПМ, разработать классификацию и терминологию по уровням постановки и решения проектных задач;

• определить методы производства и проектирования фактуры ЛПМ искусственных и натуральных кож (ПЛПИК и ПЛПНК), представить их в формализованном виде, как базу данных для программно-аппаратной платформы функций КИС; о сформулировать и определить процесс проектирования ФЛПМ по дизайн-признакам: художественный; формообразовательный; конструктивный; технический; технологический; как средства, определяющие внешний вид обуви; составить адресную классификацию фактур ЛПМ по производству (естественная ЕФ, имитационная ИФ, производственная ПФ фактуры), по степени выразительности (плоскостная ПлФ, рельефная РеФ, скульптурная СкФ, архитектурная Арф) фактуры;

• определить размерность и составить условно-графическое изображение ПлФ, РеФ, СкФ и АрФ для определения характеристик ФЛПМ в проектировании и производстве обуви; в разработать программно-аппаратную платформу предпроектной и проектной ситуации и их алгоритм проектирования ФЛПМ; в разработать комплексно-информационную систему и составить порядок ее функций в системе проектирования ФЛПМ (методика проектирования); провести апробацию методики проектирования ФЛПМ на современном производственном ассортименте обуви и осуществить внедрение новых моделей обуви с инновационными фактурами материалов. Объект и предмет исследования.

Объект исследования - исторический и современный промышленный ассортимент обуви, современные технологические процессы и нанотехнологии производства натуральных, искусственных и синтетических кож. Предмет исследования - процесс дизайна ФЛПМ. Методы исследования.

При отдельных конкретных исследованиях применялись различные методы. При разработке способов кодирования информации фактуры ЛПМ использовались методы математической логики и априорного ранжирования признаков, при построении блок - схемы технологических и проектных процессов - методы математического моделирования, формализованного описания сложных систем; составление алгоритмов проектирования проводилось на основе теории алгоритмизации.

В работе использовались основные научные положения, разработанные учеными в области проектирования обуви и аксессуаров костюма МГТУ имени А.Н. Косыгина, МГУДТ, ЩЖИКП, Минлегпрома, научные труды ВНИИТЭ, практический опыт промышленных предприятий.

В работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, материаловедения, моделирования, конструирования и проектирования промышленных форм обуви и аксессуаров костюма.

Исследования проводились с позицией общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи. При решении отдельных задач рассматривались труды зарубежных ученых и ученых СНГ по проблемам формообразования, проектирования, дизайна и т.д.

Научная новизна исследования.

В диссертационной работе впервые в теории системного проектирования обуви рассмотрены вопросы преобразований и проектирования фактуры ЛПМ на примерах промышленного ассортимента с 1900-2010 г.г., особенностей их применения на основе базовых приоритетов, модульного проектирования, применения конструктивно-унифицированных элементов в системе агрегатирования.

В ходе исследования:

• подробно рассмотрены и изучены художественно-технические закономерности преобразования лицевой поверхности искусственной и натуральной кожи, показана возможность использования результатов исследования ПЛПИК и ПЛПНК, как базу данных программно-аппаратной платформы функции КИС;

• проведено теоретическое исследование процесса проектирования ФЛПМ по дизайн-признакам (художественный, формообразовательный, конструктивный, технический, технологический) для эффективного решения задач по управлению качеством продукции и обеспечения спроса на изделие;

• выполнена классификация методов изготовления фактур ЛПМ по производству (естественная ЕФ, имитационная ИФ, производственная ПФ), по степени выразительности (плоскостная ПлФ, рельефная РеФ, скульптурная СкФ, архитектурная АрФ) для адресного проектирования с определением материалов и технических приемов производства декора;

• разработана программно-аппаратная платформа функций предпроектной и проектной ситуации её алгоритм для составления КИС автоматизированного проектирования ФЛПМ;

• определены основополагающие принципы и функции КИС ее алгоритм проектирования ФЛПМ, включающий базу данных по производству фактур с позиции современного дизайна, а так же с учетом бионической и инновационной направленностей художественного проектирования материалов.

Практическая значимость результатов исследования остоит в вариантности их широкого применения:

• как научной базы для специалистов в области индустрии изделий из кожи и производства материалов кож при разработке концепции структуры нового и инновационного ассортимента;

• как набора конкретных рекомендации по формированию рациональной базовой структуры промышленной коллекции моделей обуви;

• как основа для совершенствования отечественной методики проектирования обуви и изделий из кожи;

• как основа для дальнейших теоретических исследований в области моды;

• как учебно-методической базы для обучения специалистов в области одежды и обуви;

• как возможность получить конкурентоспособные модели изделий, отличающихся внешним видом на базе действующего апробированного промышленного ассортимента, принципиально не меняя технологию производства изделий.

Апробация результатов исследования.

Работа выполнена в рамках тематического плана НИР МГТУ им. А.Н. Косыгина.

Достоверность полученных результатов подтверждена актами по внедрению на предприятиях:

- ООО «ФАЭТОН»;

- ООО «СТИЛАЙТ»;

- Международной научно-технической конференции "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль-2007) МГТУ имени А.Н. Косыгина, г. Москвы, 2007 г. Доклад. "Фактура как средство эффективного преобразования лицевой поверхности кожаных материалов";

- Международной научно-технической конференции "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль - 2008) МГТУ им. А.Н. Косыгина, г. Москва, 2008. Доклад "Вопросы формирования ассортимента аксессуаров костюма из фактурных кожматериалов";

- XIV Международный конкурс дизайнеров, обуви и аксессуаров МО88НОЕ8-8ТУЬЕ-2006 г. Диплом финалиста конкурса.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключений по главам и выводам по работе в целом, списка литературы и приложений. Основные результаты изложены на 248 страницах, в том числе работ содержит 84 рисунка, 20 схем и 3 таблицы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка методов художественного проектирования кожаных изделий из новых фактурных материалов"

Общие выводы

1. Анализ и исследования художественно — технологических характеристик ФЛПМ, с точки зрения повышения эффективности отечественной методики художественного проектирования на основе КИС, будет способствовать повышению качества обуви, позволит расширить ассортимент разработок, выявить отсутствие некоторых объективных научно обоснованных разработок, определить новые направления в области совершенствования процесса изготовления современных эстетически - функциональных качественных изделий.

2. Проведены систематизация и анализ общих информационных данных по преобразованию лицевой поверхности искусственной и натуральной кожи, которые преобразованы в блок-схемы (ПЛПИК и ПЛПНК), являющимися базой данных программно-аппаратной платформы, как функциями комплексной информационной системы КИС.

3. Синергистические исследования и анализ модных тенденций обуви с выявлением внешних характеристик ФЛПМ за период 1900-2010 гг. показали изменения фактуры по нарастающей с привлечением все большего числа способов и методов декорирования, а также пути модернизации фактур в нанотехнологиях.

4. Установлена последовательность преобразования фактуры и предложена их классификация со следующими категориями выразительности: плоскостная ПлФ; рельефная РеФ; скульптурная СкФ и архитектурная АрФ фактуры. Для оценки значимости формообразующих характеристик, как показателей художественно-информационной выразительности.

5. Разработана классификация фактур ЛПМ по способам производства: естественная фактура ЕФ; имитационная фактура ИФ; производственная фактура ПФ, где определены материалы и технические приемы производства декора ЛПМ для точной ориентации на предпроектной ситуации.

6. Обозначены градации и конструктивные отличия ПлФ, РеФ, СкФ и АрФ на примерах условно-графического изображения конструкции фактуры, определяющие внешний вид искомого объекта.

7. Впервые в условиях повышения эффективности работы проектировщика фактура ЛПМ рассматривается по пяти дизайн - признакам: художественный; формообразовательный; конструктивный; технический и технологический, как показатели повышения качества и дизайна изделий из кожи.

8. Для формирования КИС по пяти дизайн - признакам разработаны блок-схемы, как информационно-базовая структура основы художественного проектирования производственной фактуры материалов при автоматизированном производстве.

9. Разработан алгоритм — программно-аппаратной платформы функций комплексной информационной системы проектирования фактуры ЛПМ, позволяющий проектировщику целенаправленно с предварительно заданными характеристиками материалов, используя базу данных, положительно осуществить реализацию проекта.

10. Разработана методика художественного проектирования ФЛПМ, оптимизирующая процесс проектирования на основе базы данных КИС, где сформулирована и определена деятельность проектировщика, что позволяет сократить временные и материальные затраты на подготовку нового ассортимента предприятий.

11. Разработана промышленная коллекция моделей обуви на основе применения новой методики художественного проектирования ФЛПМ, отличающихся высокими эстетическими характеристиками внешнего вида изделий с позиции современных требований дизайна.

 

Список научной литературыНикулина, Екатерина Викторовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Нельсон Джордж. Проблемы дизайна (перевод Куниной Д.Э., Сильвестровой Д.В.). - М.; Искусство. 1971. — 209 с.

2. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика, М.: Экономика, 1985.-240 с.

3. Большаков П.А., ВИНИЦЕСИЙ Д.В., КОПЕЙКИН B.C. Справочник кожевника. Легкопромбытиздат. М; 1985. 312 с.

4. Любич М.Г. Обувное материаловедение. «Легкая индустрия». М.; 1970.-408 с.

5. Зыбин Ю.П., Кочеткова Т.С., Ченцова К.И. и др. Справочник обувщика. Легкая индустрия. М.; 1967. — 346 с.

6. Обувь кожаная, Государственные стандарты Союза ССР. Изд. Стандарты. М.; 1977. 319 с.

7. Валяева A.B. Обувные товары. Изд. Экономикам.; 1981. 175с.

8. КОЖА. Художественная обработка. Пер. с испанского. М: ООО «Художественно педагогическое издательство» М., 2007. — 160с.

9. Краснов Б.Я. Материалы для изделий из кожи. Легкая и пищевая промышленность. М.; 1981. 344 с.

10. Пушкин П. С. Основные направления развития промышленности искусственной кожи и пленочных материалов. Легкая индустрия. М. 1995.

11. Егорычева В.А., Скворчинская. Искусственные кожи для верха обуви и методика их оценки. Легкая индустрия М. 1970. -144 с.

12. Бершев E.H., Смирнов Г.П., Заметта Б.В. Нетканные текстильные полотна. М., Легпромиздат, 1982.

13. Зурабян K.M., Краснов Б .Я., Бернштейн М.М. Материаловедение изделий из кожи. М., Легкопромбытиздат. 1987.

14. Литвиненко А.Г., Кипнис Б.Я., Брук Л.Я. Искусственные и синтетические материалы в обувном производстве. «Техника». Киев. 1967. 167 с.

15. Шварц A.C., Кондратьков Е.Ф. Современные материалы и их применение в обувном производстве. Легкая индустрия. М., 1978. -124с.

16. Ливый Г.В. Искусственные и синтетические материалы в обувном производстве. «Техника». Киев. 1967. -167с.

17. Отделка кож. Под редакцией Страхова И.П. «Легкая индустрия», М., 1976. -375с.

18. Егорычева В.А., Скворчинская С.П. Искусственные кожи для верха обуви и методика их оценки. «Лесная индустрия». М., 1970, -144с.

19. Справочник кожевника, (технология). Под ред. Балберовой H.A. Легпромбытиздат. М., 1986. -272 с.

20. Глазычев В.Л. О дизайне. «Искусство» М., 1970. -192 с.

21. Бастов F.A. Художественное проектирование изделий из кожи. Легмпромбытиздат. М., 1995. -208 с.

22. Бастов Г. А. Вопросы художественного «проектирования обуви из термопластических материалов. Автореф. Дис. На соиск. Учены. Степени канд. Технич. Наук. М., 1981.

23. Бастов Г.А., Козлова Т.В., Зыбин Ю.П. Проектирование проских заготовок верха обуви из термопластических маетриалов при изготовлении их способом тиснения. Изв. Вузов. Технология легкой пром-ти, 1981, №4.

24. Оятева Е.И. Ранние находки кожаной обуви на территории Западной Европы: Опыт методической разработки. М., 1971.

25. Бастов Г.А., Соболева Л.П. Общие закономерности композиций для художников модельеров обувной промышленности м., 1987. -180с.

26. Козлова Т.В. Основы художественного проекирования изделий из кожи. М., 1987. -282 с.

27. Гузявичуте P.A. «Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX веков» Диссертация на соиск. уч. степени канд. технич. Наук. М., 1977., -206 с.

28. Козлова Т.В. Форма в моделировании костюма. М., 1997. Конспект лекций. — 45 с.

29. Петров Л.В. «Мода как общественное явление». Л., 1974.

30. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000. -244с.

31. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982. -144 с.

32. Кокорева Л.В. «Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития. Социалистический аспект.» Диссертация на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. Екатеринбург. 2001. -136 с.

33. Егорычева Е.В. «Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды». Диссертация на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. М., 2003. -126 с.

34. Латышева Л.Н. «Прогнозирование форм обуви на основе комплексного анализа эволюции костюма». Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. Киев. 1983. -19 с.

35. Матюнин в.И. «Мода лета 2001» Швейная промышленность. 2002. №4.

36. Ваниев 3. Назад к природе или этногламур. Журнал STEP. М., 2010. №4. -104 с.

37. Никулина Е.В., Бастов Г.А. Фактура как средство эффективного преобразования лицевой поверхности кожаных материалов. Сборник научных трудов аспирантов. Выпуск 13. М., МГТУ имени А.Н. Косыгина, 2007.

38. Никулина Е.В., Бастов Г.А. Вопросы формирования ассортимента аксессуаров костюма из натуральных кожматериалов. Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция (Текситль 2008). М., МГТУ имени А.Н. Косыгина, 2008.

39. Никулина Е.В., Бастов Г.А., Браславский В.А., Куклина H.A. Вопросы художественного проектирвоания фактуры лицевой поверхности материалов «кожевенно-обувная промышленность», М., 2010, №2.

40. Уалиев Б.М. «Формообразование обуви в системе художественного проектирования для промышленного производства». Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук М., 1989: 24 с.

41. Третьякова C.B. Художественное проектирование текстильной обуви с использованием технологий объемного формования». Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук. М., 1995. 16 с.

42. Баландюк Н.М. «Художественное проектирование верха обуви с использованием конструктивно агрегативной системы производства». Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. М.5 2001. -201 с.

43. Преображенская М.М. «Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий» Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. М:, 2008. -196 с.

44. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна. СПГУТД, 2009. -109 с.

45. Винокуров С.Г., Рожкова H.H. Новые информац. Технологии в менеджменте и маркетинке российских предприятий. Кожевенно — обувная промышленность. №5. 2007 г.

46. Страссман П. Информация в век электроники. М., 1987.

47. Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. -М., 1992.

48. Чирченко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. — М., 1989.

49. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. «Искусство» М., 1986. -158 с.

50. Д. Джард, Г. Вышецки. Цвет в науке и технике. -М.: Мир, 1978. -577 с.

51. Крюков Г.В. Основные принципы закономерности художественного конструирования изделий промышленного производства. М., изд. МВХПУ. 1964. -38 с.

52. Архитектурная бионика. Под редакцией Лебедева Ю.С. Стройиздат. М., 1990. -268 с.

53. Каракова Т.В., Сабило Н.И. Принцип структурного формообразования в дизайне костюма. 2009

54. Белько Т.В. Бионические принципы формообразования костюма. Диссертация на соискание ученой степени докт. техн. наук. М., 2006.

55. Козлова Т.В., Белько Т.В. Костюм и бионика. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина 2007.у1. Журналы

56. Кожевенно-обувная промышленность Научно-технический производственный журнал. ООО «Арина». М., 200-2010.

57. Каталог. Кожа, аксессуары, обувь. ООО «ГОДЭ». М., 2005.

58. Каталог конкурсов. МГУДТ. Mosshoes style. 2005-2010.60. «STEP new» Обувь. Сумки. ООО «ВИВА-СТАР». М., 2002010.61. «SHOES». Деловое издание для профессионалов обувного бизнеса. ООО «Медиапарк». М., 2003. №8.

59. Ars sutoria. Italian. 2003-2010.

60. Foto shoe. Italian. 1980-1981.64. VOGUE. France. 2003-2010.

61. GLAMOUR. France. 2003-2010.