автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Разработка методов художественного проектирования структуры трикотажного полотна и формы костюма на основе закономерностей бионики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка методов художественного проектирования структуры трикотажного полотна и формы костюма на основе закономерностей бионики"
094617496 На правах рукописи
А/
Лапутина Марина Викторовна
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТРИКОТАЖНОГО ПОЛОТНА И ФОРМЫ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БИОНИКИ
Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
1 с ПЕН 2010
004617496
На правах рукописи
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТРИКОТАЖНОГО ПОЛОТНА И ФОРМЫ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БИОНИКИ
Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Работа выполнена на кафедре художественного проектирования костюма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».
Научный руководитель: кандидат технических наук
Докучаева Ольга Ивановна
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор
Цитович Ипполит Георгиевич
кандидат технических наук, профессор
Гусейнов Гусейн Мудунович
Ведущая организация: Государственное образовательное
учреждения высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»
Защита состоится Д61£СШ1Х1<. 2010 г.в ¡¿¿СОчасов на заседа-
нии диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина.» по адресу: 119071, Москва, ул. М. Калужская, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».
Автореферат разослан <2<Х> кОЛбрЦ 2010г.
Ученый секретарь __ J
диссертационного совета ^¿^О^^ Стор И.Н.
АННОТАЦИЯ
В диссертационной работе разработан новый метод художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма, на основе закономерностей бионики с использованием современных автоматизированных трикотажных технологий со стандартным программным технологическим обеспечением. Предложен алгоритм художественного проектирования костюма из трикотажа на основе биологического объекта с заданными свойствами с использованием теории симметрии. Разработанный метод художественного проектирования трикотажных изделий использует бионические закономерности для создания на их основе современных трикотажных структур и новых форм костюма с максимальным упрощением процесса создания изделий из трикотажа.
Экспериментально установлены единые принципы формообразования природных объектов и структуры трикотажного полотна, основывающиеся на теории симметрии.
Современный процесс проектирования изделий из трикотажа предлагает широкий спектр автоматизированных технологий. Одним из важнейших условий оптимального функционирования искусственной среды, а значит и костюма из трикотажа, является органическое единение ее с природной средой.
АВТОР ЗАЩИЩАЕТ:
1. Метод художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики.
2. Метод исследования взаимодействий бионических и трикотажных структур на основе теории симметрии.
3. Метод художественного проектирования в системе: «бионика -трикотажное полотно-формакостюма».
4. Алгоритм создания костюма из трикотажа (метод аналогий) на основе биологического объекта
5.' Целесообразность применения метода художественного проектирования изделий из трикотажа по заданному алгоритму в условиях промышленного производства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. В настоящее время существует настоятельная необходимость исследования закономерностей бионики с позиций структуры трикотажных полотен и изделий из них с уменьшением производственных затрат.
Актуальность подчеркивается необходимостью выявления новых технологических возможностей современного производства трикотажа, а также созданием новых видов ассортимента трикотажных изделий с минимизацией производственных затрат. В настоящее время необходимо создание новых видов ассортимента с улучшенными потребительскими свойствами, возможность
трансформации изделий на фигуре человека и возможностью индивидуального их использования.
Актуальность исследований определяется еще и тем обстоятельством, что для российской трикотажной промышленности освоение новых методов проектирования трикотажных полотен и изделий из них открывает новые пути развития и возможности повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
В наше время всеобщей компьютеризации обращение к природе, бионика является неисчерпаемым источником информации, что подтверждает актуальность темы. Из многообразия теоретических концепций (Ю.С. Лебедев, Т.В. Белько, Т.В. Козлова, A.B. Корытов и т.д.) в работе были выбраны те, которые наиболее адекватно отображают внешнюю и структурную организацию трикотажного полотна по аналогии с биологическим объектом.
Целью работы является исследование бионических структур для создания на их основе современных трикотажных переплетений и новых форм костюма с максимальным упрощением процесса создания изделий из трикотажа. Разработка теоретических методов, определяющих тенденции развития современных трикотажных структур и их влияние на форму костюма с использованием закономерностей бионики.
Задачами исследования является:
1. Изучение аналогий между бионическими структурами и трикотажными полотнами:
- определение бионических принципов формообразования трикотажного полотна и костюма, их влияние на моду, стиль, промышленное производство;
- выполнение систематизации и классификации трикотажных структур, подобных бионическим аналогам;
- выявление специфики трансляции в трикотажные полотна и изделий из них элементов, мотивов, ассоциаций живой природы;
2. Совершенствование методов художественного проектирования костюма и структуры в трикотаже на основе использования закономерностей бионики:
- выявление основополагающих факторов, определяющих тенденции развития трикотажа в мире моды;
- комплексный анализ коллекций мировой моды с позиций определенных признаков в трикотаже (сырье, переплетения, отделка, ассортимент полотен);
3. Освоение принципов структуры бионических объектов, их анализ и перенос в проектирование трикотажных структур:
- выявление бионических структур, аналогичных структурам трикотажных полотен (метод аналогий);
- перенос структуры бионического объекта в структуру трикотажного полотна;
- разработка петельной структуры (переплетения);
- создание перспективных структур трикотажных полотен с использованием закономерностей бионики;
- преобразование полученных трикотажных полотен в новые формы костюма;
Научная новнзна работы:
- использование бионических закономерностей для создания на их основе современных трикотажных полотен и новых форм костюма с максимальной упрощенностью процесса их создания;
- впервые предложено исследование закономерностей бионики с позиции структуры трикотажного полотна и формообразования трикотажных изделий;
- впервые обозначены взаимосвязи в системе: «бионика - трикотажное полотно - форма костюма»;
- впервые предлагается анализ петельной структуры трикотажа с позиции бионики на основе теории симметрии и перенос структуры биообъекта объекта в трикотажное полотно;
Основные научные проблемы, решаемые в диссертационной работе:
1. Изучение аналогий между бионическими структурами и трикотажными полотнами.
2. Совершенствование методов художественного проектирования костюма и структуры в трикотаже на основе использования закономерностей бионики.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании разработаны основные теоретические направления в изучении структуры и формы трикотажного полотна на основе закономерностей бионики и теории симметрии.
Выполнен структурный анализ трикотажа с элементами бионики, рассмотрение этих недостаточно исследованных направлений обуславливает теоретическую значимость работы, а также открывает теоретико-методологические перспективы изучения переплетений трикотажных полотен и изделий из них.
Практическая значимость работы.
Результаты работы составляют научную основу художественного проектирования трикотажных изделий с использованием закономерностей бионики в промышленном производстве. Взаимосвязь бионики - структуры трикотажного полотна - формы костюма - откроют новые пути развития и возможность повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Разработанный метод проектирования рекомендован к внедрению в производство трикотажных изделий на промышленных предприятиях, а также в процесс обучения художественному проектированию трикотажных изделий и вы-
полнению в материале для студентов высших учебных заведений текстильного профиля.
Апробация работы.
Результаты работы докладывались на Международной научно-технической конференции "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности", Текстиль - 2008, 2009 (г. Москва, 2008г. 2009г.); Международной научно-технической конференции «Инновационность научных исследований в текстильной и легкой промышленности» 2010 (г. Москва, 2010г.); Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии» 2010 (г. Санкт-Петербург, 2010г.);
Работа внедрена на промышленном предприятии ООО «ЧОБИ», в условиях этого предприятия на основе нового метода были решены технологические задачи по производству новых видов трикотажных полотен и форм костюма, что позволило значительно ускорить процесс производства, улучшить внешний вид изделий, получить высокий спрос на данную продукцию и значительно увеличить прибыль предприятия.
Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на промышленном трикотажном предприятии, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно-технических конференций, научными публикациями.
Публикации.
По материалам диссертации опубликовано 9 работ. Из них 3 статьи и 6 тезисов докладов. Две работы опубликованы в журналах рекомендуемых ВАК РФ. Список публикаций приведен в автореферате.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 190 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4 глав с выводами, общих выводов по работе, заключения, терминологического словаря, приложения, и содержит 90 рисунков, 15 таблиц и список используемой литературы из 120 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цели и задачи, основные научные проблемы, решаемые в диссертационной работе, описана актуальность, научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы.
Первая глава диссертационной работы посвящена обзору и анализу литературных источников по темам, тесно связанным с рассматриваемыми в работе проблемами. Рассматривались исследования по следующим направлениям:
- посвященные художественному проектированию трикотажных полотен (Гусейнов Г.М., Попова Е.А. и др.);
- связанные с исследованием свойств и строения трикотажных полотен (Космынин А.П., Пушкарев А.Г., и др.);
- изучающие художественное проектирование форм костюма и ювелирных изделий на основе закономерностей бионики (Белько Т.В., Козлова Т.В., Корытов A.B.);
- посвященные возможности использования бионических объектов в различных областях: архитектура, строительство, медицина, костюм (Лебедев Ю.С.идр.);
Был произведен анализ бионических методов и принципов построения различных структур. Анализ модных направлений в трикотаже с позиции бионики.
Анализ литературных источников, посвященных проектированию трикотажных полотен, показал, что известные в настоящее время исследования направлены на решение вопросов, связанных с формированием трикотажных переплетений и рисунков на их основе. Все эти исследования можно объединить в три группы:
1. классификации трикотажных переплетений с целью определения возможных способов их формирования в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями (Пушкарев А.Г.);
2. исследование особенностей процессов узорообразования и проектирования рисунков на отдельных типах вязальных машин с целью выявления максимальных возможностей данного оборудования для производства разнообразных трикотажных полотен (Космынин А.П.);
3. исследование особенностей формирования рисунков на различных видах переплетений и способов получения на их основе разнообразных рисунчатых эффектов (Попова Е.А.) и т.д.;
Анализ актуальных работ, посвященных, исследованию бионики в отдельных областях науки и техники показал, что в настоящее время не существует теоретических и практических работ, рассматривающих трикотажные структуры с позиции бионики.
В результате исследования выявлено, что для повышения производительности и качества изделий из трикотажа необходимо изучение взаимодействий бионических и трикотажных структур.
В результате комплексного анализа мировой моды раскрыта специфика трансляции биологических объектов в модели только в виде отдельных элементов, мотивов, образов живой природы.
Выявлено, что необходимо совершенствование методов художественного проектирования костюма и структуры в трикотаже с использованием закономерностей бионики.
Аналитический обзор литературных источников подтвердил актуальность выбранной темы диссертационной работы, ее научную значимость и практиче-
скую ценность.
Вторая глава посвящена аналитическим исследованиям особенностей художественно-технологического проектирования трикотажных полотен на основе бионических структур с использованием теории симметрии. Был проведен анализ сырья, переплетений и отделки применяемых при проектировании трикотажных полотен, по аналогии с бионикой.
Теория симметрии использована в виде базисной основы для анализа бионических структур и петельной структуры полотен. В результате исследования выявлено наличие общих структурных признаков в биологии и трикотаже на основании принципов теории симметрии - классической, аффинной, подобия, криволинейной.
Проведен научно обоснованный анализ соответствия трикотажных структур и бионики (Табл.1,Табл.2).
Выявлена закономерность влияния сырья и отделки на проектирование структуры трикотажного полотна по аналогии с бионикой, на основе использования различных видов пряж и отделочных операций для достижения соответствующих эффектов.
Таблица 1 - Морфологический анализ биологического объекта на основе признаков трикотажных структур
Биологический объект
I I I
Фактура
Цвет
Материал
Складчатая
Пористая
Ячеистая
Пучковая Слоистая
Оболочковая
Растяжимость (сжатие)
Упругость
Пластичность (изгиб)
Таблица 2 - Морфологический анализ трикотажного полотна на основе признаков биологического объекта.
I
Основные производные и кулирные переплетения
Рельефные
Цветовые
Оттеночные
Ажурные
Комбинированные
Кулирная гладь
Ластичные
Фантовые Полуфанговые
Ажурные
Интерлочные
Жакардовые Прессовые
Глазковые
формоустойчи-вость
пластичность
растяжимость
упругость
Третья глава посвящена разработке теоретических основ художественного проектирования бионического трикотажного полотна и формы костюма на основе теории симметрии. Выделены основные этапы и разработана структура процесса создания полотна и формообразования костюма. Определены визуальные, структурные и функциональные показатели проектируемой модели. Разработан алгоритм метода художественного проектирования трикотажного полотна и форм костюма на основе бионического объекта с использованием
теории симметрии (Табл.3).
Таблица 3 - Этапы проектирования структуры трикотажного полотна и форм костюма на основе биологического объекта.
Биологический объект
Анализ биологического объекта
1
Исследование структуры объекта
I
Бионическое проектирование трикотажных полотен
Формообразование структуры полотна
Проектирование новых форм костюма из трикотажа
Внешний вид
Свойства
т
Способ организации формы
Способ структурной организации объекта
1
Визуальные эффекты
Сырье
Переплетения
Отделка
!
Автоматизированное программное обеспечение
Разработка структуры
полотна
I
Определение формы костюма
Проектирование костюма
Костюм из трикотажа на основе бионики
Данный метод позволяет учитывать аналогии признаков, свойств, визуальных эффектов и функций биологического объекта и трикотажного полотна при проектировании новых форм костюма.
На подготовительном этапе осуществляется формирование проектного задания, концепции (идеи) коллекции, цветовая гамма, целевая аудитория будущего изделия. Бионический этап процесса проектирования новых полотен и изделий из них заключается в определении на основе сформулированного запроса на поиск природной аналогии внешнего вида, структурной организации и свойств биообъекта, необходимого для проектируемого изделия.
Алгоритм художественного проектирования трикотажного полотна и форм костюма представляет собой последовательное выполнение работ пяти основных этапов.
1. Определение биологического объекта исследования.
2. Анализ биологического объекта с позиции визуальных характеристик и пластических свойств на основе теории симметрии - классической, аффинной, подобия, криволинейной.
3. Исследование структурных характеристик биологического объекта:
- способ организации формы с позиции теории симметрии;
- способ структурной организации объекта с позиции бионики.
4. Бионическое проектирование структуры трикотажных полотен:
- определение визуальных эффектов прогнозируемого трикотажного полотна по аналогии с биообъектом: рельефные, цветовые, оттеночные, ажурные, комбинированные;
- выбор сырья для разработки необходимого трикотажного полотна;
- разработка структуры трикотажного полотна, аналогичной структуре биообъекта на основе симметрии;
- отделка трикотажного полотна;
5. Преобразование полученных бионических трикотажных полотен в принципиально новые формы костюма на основе теории симметрии (рис. 1).
На сегодняшний день в трикотажной промышленности существует три основных способа изготовления трикотажные изделий:
1. Цельнокроеный - полностью кроеные изделия, сделанные из трикотажного рулонного полотна. Такие изделия не имеют заработанных краев. Обычно, такая технология применяется для недорогих изделий, в массовых производствах и бельевом трикотаже;
2. Полурегулярный - из трикотажных "купонов" заданной ширины и длины. Такие изделия имеют заработанный край. У полурегулярных изделий большое преимущество в достижении наилучшего прилегания и посадки изделия;
3. Регулярный - изделия вывязываются целиком или отдельные детали вяжутся по контуру;
Две последние технологии наиболее применимы в эксклюзивном мелкосерийном производстве, так как дают возможность достичь высокого качества изделия, максимальный ассортимент изделий и быструю сменяемость моделей.
Рис.1. Процесс художественного проектирования трикотажного полотна и форм костюма на основе закономерностей бионики.
Рис.2. Коллекция бионических трикотажных моделей «СоШЫа».
Инновационность метода художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики заключается в принципиально новом бионическом подходе к вопросу проектирования современного эксклюзивного промышленного костюма из трикотажа (рис.2)..
Трикотажные изделия, созданные разработанным в диссертации методом, отличаются значительным сокращением затрат на производство новых авангардных моделей трикотажной одежды в условиях массового производства по сравнению с применяемыми ранее технологиями, за счет значительного сокращения время вязания изделия (приблизительно на 50 %) относительно регулярного способа, и отсутствием конструирования лекал при производстве трикотажных изделий.
Применение законов бионики для создания трикотажных изделий и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых структур и форм костюма с минимизацией производственных затрат. Кроме того, активное введение в производство трикотажных изделий современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс проектирования новых моделей.
Четвертая глава - диссертационной работы посвящена экспериментальной апробации метода художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики.
В ходе практической апробации и внедрения разработанного метода в трикотажное производство ООО «ЧОБИ» было создано три коллекции промышленных трикотажных изделий, и серия единичных коллекций эксклюзивных трикотажных моделей по индивидуальным заказам, общим количеством около 200 моделей.
Работа велась по этапам разработанного метода художественного проектирования бионического трикотажного полотна и форм костюма. В результате для формирования каждой коллекции эффективно использовались разработанные в диссертации исследования структуры трикотажного с позиции бионики.
При создании всех изделий, экспериментально апробирован разработанный алгоритм художественного проектирования трикотажного полотна и форм костюма на основе бионических закономерностей. На промышленном автоматизированном оборудовании 8Ыта 8ейа в короткие сроки были изготовлены новые виды ассортимента трикотажных изделий с улучшенными потребительскими свойствами, возможность трансформации изделий на фигуре человека и возможностью индивидуального их использования с учетом модных тенденций и с минимизацией производственных затрат. В результате установлена целесообразность применения метода художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики с использованием современных для создания промышленного и эксклюзивного ассортимента изделий из трикотажа
В приложении представлен иллюстративный материал, не вошедший в основной текст диссертационной работы. Представлены акты о внедрении результа-
тов работы в промышленное производство, дипломы об участиях коллекций моделей на различных международных конкурсах.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
В диссертации решается проблема гармонизации искусственной и природной среды методами художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма в промышленном производстве. Решение научной проблемы имеет важное социально-экономическое значение. Совокупность теоретических и практических положений вносят значительный вклад в развитие и совершенствование системы художественного проектирования трикотажных полотен и изделий из них посредством формирования методологических основ бионического формообразования именно в трикотаже, сформулированных в данной работе.
1. Изучение работ, посвященных проектированию трикотажных полотен, показало, что большинство известных в настоящее время исследований направлены на решение вопросов, связанных с формированием трикотажных переплетений и рисунков на их основе.
2. В результате исследования установлено, что в настоящее время не существует теоретических и практических работ, рассматривающих трикотажные структуры с позиции бионики. Системный анализ научно-исследовательских работ, посвященных использованию бионики в архитектуре, технике, дизайне и костюме позволил выявить общие принципы формообразования природных и искусственных систем, что явилось основанием для разработки перспективного направления в системе художественного проектирования изделий из трикотажа, а именно, методики бионического проектирования трикотажных полотен и форм костюма с использованием теории симметрии.
3. Выявлены взаимосвязи между биообъектами и трикотажными структурами:
- впервые проведено исследование структуры трикотажного полотна с позиции бионики на основании принципов теории симметрии - классической, аффинной, подобия, криволинейной;
- установлены признаки биологичеких объектов - внешний вид, структура и свойства которых аналогичны структурам трикотажных полотен (метод аналогий);
- осуществлен перенос структуры биологического объекта в структуру трикотажного полотна на основе теории симметрии, таким образом, создается новое понятие «бионическое трикотажное полотно»;
- определенны бионические принципы формообразования трикотажного полотна и костюма с использованием симметричных преобразований;
4. Выполнена систематизация и классификация трикотажных структур, подобных бионическим аналогам на основе морфологического анализа бионического объекта и трикотажного полотна. Раскрыта специфика использования -внешнего вида, структуры и свойств биообъекта в структурах трикотажных по-
лотен и костюме из них.
5. Разработан метод художественного проектирования трикотажных полотен и костюма на основе закономерностей бионики. Описан алгоритм процедуры художественного проектирования трикотажных изделий, позволяющий осуществлять творческий поиск возможных вариантов решения трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики.
Инновационность метода художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики заключается в принципиально новом бионическом подходе к вопросу проектирования современного эксклюзивного промышленного костюма из трикотажа.
6. Впервые разработана обобщенная схема соответствия сырья, переплетения и отделки при проектировании трикотажных полотен на основе закономерностей бионики с использованием теории симметрии, установлена степень влияния каждого из факторов при художественном проектировании формы костюма
7. Разработаны коллекции перспективных трикотажных полотен и форм костюма с использованием метода художественного проектирования изделий из трикотажа на основе закономерностей бионики.
8. Эффективность разработанного метода художественного проектирования трикотажных изделий подтверждена апробацией на трикотажном предприятии ООО «ЧОБИ». В условиях этого предприятия на основе нового метода художественного проектирования были решены технологические задачи по производству новых видов трикотажных полотен и форм костюма, что позволило значительно ускорить процесс производства, улучшить внешний вид изделий, получить высокий спрос на данную продукцию и значительно увеличить прибыль предприятия (приблизительно на 80% относительно прошлых коллекций).
Основные положения днссертации опубликованы в следующих работах:
1. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Актуальность бионики в структуре трикотажных полотен». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». МГТУ имени А.Н. Косыгина, г. Москва, 2008г., - С.284.
2. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Бионика как неисчерпаемый источник информации». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2009г., - С.344.
3. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Принципы процесса художественного проектирование трикотажных изделий и форм костюма на основе закономерностей бионики». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». МГТУ имени А.Н. Косыгина, г. Москва, 2009г., - С.353.
4. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Принципы процесса художественного проектирование трикотажных изделий и форм костюма на основе закономерностей бионики ». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2009г., вып. 15.
5. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Основные научные проблемы процесса художественного проектирования трикотажных изделий на основе закономерностей бионики». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция «Инновационность научных исследований в текстильной и легкой промышленности». РосЗИТЛП, г. Москва, 2010г., книга 3, - С. 193.
6. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Актуальность бионики в процессе проектирования трикотажного полотна». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция «Инновационность научных исследований в текстильной и легкой промышленности». РосЗИТЛП, г. Москва, 2010г., книга 3, - С. 195.
7. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Выявление новых возможностей проектирования современных трикотажных полотен и форм костюма на основе бионики». Тезисы докладов. Международная научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии». СШ УТД, г.Санкг-Петербург, 2010г.,-С.313.
8. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Выявление новых возможностей проектирования современных трикотажных полотен и форм костюма на основе бионики». «Известия ВУЗОВ, технология текстильной промышленности» ИГТА, г. Иваново, 2010г., вып.№3 - С.70-72.
9. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Основные научные проблемы процесса художественного проектирования трикотажных изделий на основе закономерностей бионики». «Известия ВУЗОВ, технология текстильной промышленности» ИГТА, г. Иваново, 2010г., вып.№6 - С. -80-84.
Подписано в печать 11.11.10 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл. печ. л. 1,0 Заказ 356 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им. А. Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Лапутина, Марина Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БИОНИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИ И
ТЕХНИКИ.
1.1. Анализ основных направлений исследований в области проектирования трикотажных полотен.
1.2. Анализ развития технологий производства трикотажных изделий.
1.3. Выявление возможностей использования бионических структур в различных областях науки и техники.
1.4. Использование природного потенциала в моделировании одежды.
1.5. Анализ модных направлений в трикотаже с позиции бионики.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА II.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОНИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ТРИКОТАЖЕ.
2.1. Исследование структуры трикотажных полотен.
2.1.1. Исследование переплетений трикотажа.
2.2. Анализ бионических методов и принципов построения различных структур.
2.3. Анализ материально-пластических свойств сырья при проектировании трикотажных полотен на основе биологических объектов.
2.4. Определение внешнего (тектонического) вида структуры трикотажа по аналогии с бионическим прототипом.
2.5. Исследование особенностей художественного проектирования трикотажных полотен на основе бионических структур.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА Ш.
РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОКТИРОВАНИЯ ТРИКОТАЖНОГО ПОЛОТНА И ФОРМЫ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БИОНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕОРИИ СИММЕТРИИ.
3.1. Анализ биологических объектов на основе теории симметрии.
3.2. Анализ биологического объекта, трикотажного полотна и формы костюма на основе теории симметрии.
3.3.Преобразование структурных характеристик биологического объекта в трикотажные полотна и формы костюма на основе теории симметрии.
3.3. Алгоритм метода художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма на основе биологического объекта.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА IV.
ЭКСПЕРМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРИКОТАЖНЫХ
ПОЛОТЕН И ФОРМ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
БИОНКИ.
4.1. Реализация метода художественного проектирования изделий из трикотажа на основе закономерностей бионики.
4.2. Художественное проектирование эксклюзивной трикотажной коллекции«СоШЫа».
4.3. Художественное проектирование эксклюзивной трикотажной коллекции «Скалярия».
4.4. Художественное проектирование промышленных трикотажных коллекций головных уборов на основе закономерностей бионики.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Лапутина, Марина Викторовна
В настоящие время в Российской трикотажной промышленности наблюдается тенденция к снижению художественного уровня изделий из трикотажа. Это связано с комплексом причин, таких, как отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Отечественные трикотажные изделия уступают мировым стандартам прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.
Современная индустрия моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций.
Мода отражает все происходящее в мире — политические кризисы, природные катастрофы, и особенно изменение климата на планете. Жан-Поль Готье на вопрос о будущем моды говорил, что у моды нет будущего, так как температура воздуха на планете растет, и люди становятся более и более раздеты, в будущем одежда будет не нужна. Попытаюсь не согласиться с этим заявлением. Будущее моды в таком случае отнюдь не за купальными костюмами. Просто немного изменятся функции одежды. Основной станет не защита от холода, а общий биоконтроль организма. Одежда превратится в устройство, в персонального помощника человеку. Уже сегодня есть одежда, сообщающая параметры давления и ритма сердца обладателя. А испанская компания РУ в новой коллекции нижнего белья предлагает материал со встроенными в структуру косметическими микрокапсулами. При контакте с кожей они повышают ее тонус.
Как считают специалисты, мода сегодня - это то, чем можно манипулировать, трансформировать в соответствии с нашими постоянно меняющимися потребностями. Создатели моды черпают идеи в наших корнях, традициях и модифицируют их с целью удовлетворения современных требований, а также требований будущего.
В последние годы в связи с техногенными катастрофами и обострившейся экологической обстановкой в мире все большее значение придается гигиеничности и экологической чистоте одежды, домашнего текстиля и других предметов обихода. Поэтому создание экологически чистой, удобной и модной одежды приобрело повышенную актуальность и стало перспективным направлением развития в текстильной промышленности. Современная одежда должна защищать организм от вредного влияния окружающей среды, обеспечивать нормальные функции органов саморегулирования, не вызывая при соприкосновении с кожей человека аллергических или других заболеваний.
Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи черпает из окружающей нас природы, где все предельно рационально и лаконично. Использование природных форм в искусстве и дизайне имеет свои традиции, законы и принципы.
Главное отличие человеческих инженерных конструкций от тех, что создала природа, состоит в невероятной энергоэффективности последних. Совершенствуясь и эволюционируя в течение миллионов лет, живые организмы научились жить, передвигаться и размножаться с использованием минимального количества энергии. Этот феномен основан на уникальном метаболизме животных и на оптимальном обмене энергией между разными формами жизни. Таким образом, заимствуя у природы инженерные решения, можно существенно повысить энергоэффективность современных технологий.
В условиях развития рыночной экономики и обострения конкурентной борьбы, вступления России во Всемирную торговую организацию, определяющими факторами успешной деятельности предприятий является их работа по созданию новых видов высококачественной продукции.
В структуре ассортимента трикотажной продукции особую роль занимают функциональные изделия, обеспечивающие условия комфортности, профилактические и медицинские требования. Доля применения таких изделий постоянно возрастает и охватывает практически все ассортиментные группы, включая бельевые, верхнее трикотажные, чулочно-носочные, перчаточные, медицинские изделия, изделия для спорта и отдыха.
Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день изделия из трикотажа занимают лидирующие позиции во всем мире. Он удобен, практичен и элегантен. Трикотажные вещи занимают большую часть гардероба современного человека.
Критики и специалисты от моды говорят, что за трикотажем будущее одежды, так как варианты переплетений, фактур и рисунков бесконечны. На сегодняшний день трикотажный ассортимент включает в себя изделия от нижнего белья до верхней одежды. Эффективность современного трикотажного производства зависит от степени удовлетворения потребности населения в модной одежде.
Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме, и других областях.
Применение законов бионики для создания трикотажных изделий и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых структур и форм костюма. Кроме того, активное введение в производство трикотажных изделий современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс проектирования новых полотен и моделей.
Актуальность работы. В настоящее время существует настоятельная необходимость исследования закономерностей бионики с позиций структуры трикотажного полотна и формообразования из них трикотажных изделий с уменьшением производственных затрат.
Актуальность подчеркивается необходимостью выявления новых технологических возможностей современного производства трикотажа, а так же созданием новых видов ассортимента трикотажных изделий с минимизацией производственных затрат. Необходимо создание новых видов ассортимента с улучшенными потребительскими свойствами, возможность трансформации изделий на фигуре человека и возможностью индивидуального их использования.
Актуальность исследований определяется еще и тем обстоятельством, что для российской трикотажной промышленности освоение новых методов проектирования трикотажных полотен и изделий из них открывает новые пути развития и возможность повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Актуальность темы определяется обращением к природе. В наше время всеобщей компьютеризации бионика является неисчерпаемым источником информации, что подтверждает актуальность темы. Из многообразия теоретических концепций (Ю.С. Лебедев, Т.В. Белько, Т.В. Козлова, A.B. Корытов и т.д.)[1, 3] в работе были выбраны те, которые наиболее адекватно отображают внешнюю и структурную организацию трикотажного полотна по аналогии с биологическим объектом.
Итак, актуальность темы подтверждается: современными тенденциями проектной деятельности в аспекте взаимодействия искусственной и природной среды; необходимостью решения проблемы оптимизации и совершенствования процесса производства трикотажных полотен и изделий; необходимостью решения научной проблемы поиска новых методов формообразования, направленных на повышение эстетических, эргономических и экономических показателей изделий модной индустрии; отсутствием методики бионического проектирования трикотажа, открывающей перспективное направление научных исследований и практических разработок в этой области.
Целью работы является исследование бионических структур для создания на их основе современных трикотажных переплетений и новых 8 форм костюма с максимальным упрощением процесса создания изделий из трикотажа. Разработка теоретических методов, определяющих тенденции развития современных трикотажных структур и их влияние на форму костюма с использованием закономерностей бионики.
В работе использованы следующие методы:
- геометрическое структурирование природных форм и трикотажа основано на методике структурно-графического анализа. На определенных этапах работы использованы методы литературного анализа, математической статистики и моделирования; г
- применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в процессе теоретических и экспериментальных исследований;
Задачами исследования является:
1. Изучение аналогий между бионическими структурами и трикотажными полотнами: определение бионических принципов формообразования трикотажного полотна и костюма, их влияние на моду, стиль, промышленное производство.
Проведение научного эксперимента по выявлению закономерностей пространственно-тектонического преобразования природной формы в трикотажное полотно: выполнение систематизации и классификации трикотажных структур, подобных бионическим аналогам; выявление специфики трансляции в трикотажные полотна и изделий из них элементов, мотивов, ассоциаций живой природы;
2. Совершенствование методов художественного проектирования костюма и структуры в трикотаже на основе использования закономерностей бионики: выявление основополагающих факторов, определяющих тенденции развития трикотажа в мире моды; определенных признаков в трикотаже (сырье, переплетения, отделка, ассортимент полотен и изделий);
3. Освоение принципов структуры бионических объектов, их анализ и перенос в проектирование трикотажных структур: выявление бионических структур, аналогичных структурам трикотажных полотен (метод аналогий); перенос структуры бионического объекта в структуру трикотажного полотна; разработка петельной структуры (переплетения); преобразование полученных трикотажных полотен в новые формы костюма; создание перспективных трикотажных структур и форм костюма с использованием закономерностей бионики;
Научная новизна работы:
- теоретически обоснована и решена научная проблема, состоящая в разработке методики бионического проектирования трикотажных полотен и изделий из них в рамках общей стратегии художественного проектирования, системного анализа современного уровня бионических исследований;
- разработан механизм выявления природных аналогий и структур трикотажного полотна;
- разработана усовершенствованная на основе предложенного метода структурно-симметричного анализа природных систем структурно-функциональная модель процесса художественного проектирования полотен и костюма из трикотажа;
- использованы бионические закономерности для создания на их основе современных трикотажных полотен и новых форм костюма с максимальной упрощенностью процесса их создания; позиции структуры трикотажного полотна и формообразования трикотажных изделий;
- впервые обозначены взаимосвязи в системе: «бионика - трикотажное полотно - форма костюма»;
- впервые предлагается анализ петельной структуры трикотажа с позиции бионики и перенос структуры бионического объекта в трикотажное полотно;
Основные научные проблемы, решаемые в диссертационной работе:
1. Разработка концептуальных подходов к решению проблем структурно- функционального анализа природных объектов с целью последующего аналогового проектирования трикотажных полотен и костюма.
2. Выявление аналогий между бионическими структурами и трикотажными полотнами.
3. Совершенствование методов художественного проектирования костюма и структуры в трикотаже на основе использования закономерностей бионики.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке основных теоретических направлений в изучении структуры и формы трикотажного полотна на основе закономерностей бионики.
Выполненный структурный анализ трикотажа с элементами бионики, рассмотрение этих недостаточно исследованных направлений обуславливает теоретическую значимость работы, а также открывает теоретико-методологические перспективы изучения переплетений трикотажных полотен и изделий из них.
Разработаны алгоритмы бионического проектирования полотен и костюма из трикотажа, способствующие развитию у специалистов в области дизайна проектно - образного, научно - аналитического мышления для применения инновационных методов проектирования полотен и формообразования костюма при индивидуальном, серийном и массовом производстве одежды.
Практическая значимость работы.
Результаты работы составляют научную основу художественного проектирования трикотажных изделий с использованием закономерностей бионики в промышленном производстве. Определена новая система: Бионика - структура трикотажного полотна - форма костюма», раскрыты взаимосвязи исходных компонентов этой системы, которые позволят наметить новые пути развития и возможности повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Разработанный метод проектирования рекомендован к внедрению в производство трикотажных изделий на промышленных предприятиях, а также в процесс обучения художественному проектированию трикотажных изделий и выполнению в материале для студентов высших учебных заведений текстильного профиля.
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 190 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4 глав с выводами, общих выводов по работе, заключения, терминологического словаря, приложения, и содержит 90 рисунков, 15 таблиц , список используемой литературы из 120 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка методов художественного проектирования структуры трикотажного полотна и формы костюма на основе закономерностей бионики"
Выводы по главе.
1. На основе разработанного в диссертационной работе метода художественного проектирования трикотажных структур и форм костюма, разработаны коллекции перспективных трикотажных изделий.
2. Подтверждена целесообразность применения метода бионического художественного проектирования трикотажных изделий на примере трех коллекций, разработанных на ООО «Чоби».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В диссертации решается проблема гармонизации искусственной и природной среды методами художественного проектирования трикотажных полотен и форм костюма в промышленном производстве. Решение научной проблемы имеет важное социально-экономическое значение. Совокупность теоретических и практических положений вносят значительный вклад в развитие и совершенствование системы художественного проектирования трикотажных полотен и изделий из них посредством формирования методологических основ бионического формообразования именно в трикотаже, сформулированных в данной работе.
1. Изучение работ, посвященных проектированию трикотажных полотен, показало, что большинство известных в настоящее время исследований направлены на решение вопросов, связанных с формированием трикотажных переплетений и рисунков на их основе.
2. В результате исследования установлено, что в настоящее время не существует теоретических и практических работ, рассматривающих трикотажные структуры с позиции бионики. Системный анализ научно-исследовательских работ, посвященных использованию бионики в архитектуре, технике, дизайне и костюме позволил выявить общие принципы формообразования природных и искусственных систем, что явилось основанием для разработки перспективного направления в системе художественного проектирования изделий из трикотажа, а именно, методики бионического проектирования трикотажных полотен и форм костюма с использованием теории симметрии.
3. Выявлены взаимосвязи между биообъектами и трикотажными структурами:
- впервые проведено исследование структуры трикотажного полотна с позиции бионики на основании принципов теории симметрии — классической, аффинной, подобия, криволинейной;
- установлены признаки биологичеких объектов - внешний вид, структура и свойства которых аналогичны структурам трикотажных полотен (метод аналогий);
- осуществлен перенос структуры биологического объекта в структуру трикотажного полотна на основе теории симметрии, таким образом, создано новое понятие «бионическое трикотажное полотно»;
- определены бионические принципы формообразования трикотажного полотна и костюма с использованием симметричных преобразований.
4. Выполнена систематизация и классификация трикотажных структур, подобных бионическим аналогам на основе морфологического анализа бионического объекта и трикотажного полотна. Раскрыта специфика использования внешнего вида, структуры и свойств биообъекта в структурах трикотажных полотен и костюме из них.
5. Разработан метод художественного проектирования трикотажных полотен и костюма на основе закономерностей бионики. Описан алгоритм процедуры художественного проектирования трикотажных изделий, позволяющий осуществлять творческий поиск возможных вариантов решения трикотажных полотен и форм костюма на основе закономерностей бионики.
6. Впервые разработана обобщенная схема соответствия сырья, переплетения и отделки при проектировании трикотажных полотен на основе закономерностей бионики с использованием теории симметрии, установлена степень влияния каждого из факторов при художественном проектировании формы костюма.
7. Разработаны коллекции перспективных трикотажных полотен и форм костюма с использованием метода художественного проектирования изделий из трикотажа на основе закономерностей бионики.
Терминологический словарь
Бионика (от греч. Ыоп - элемент жизни, буквально - живущий), одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств. Сформировалась во 2-й пол. XX века. Для решения задач бионики изучаются, например, способы переработки информации в нервной системе, особенности строения и функционирования органов чувств, исследуются принципы навигации, ориентации и локаций, используемые животными; биоэнергетические процессы с высоким коэффициентом, полезного действия и т.д.
Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции. Некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными (возможна также ситуация отсутствия статистической взаимосвязи— например, для независимых случайных величин).
Морфология растений - наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений, изучающая (в широком смысле) формы на всех уровнях от целого растения до клеточных органоидов и макромолекул, в узком - только макроструктуры. В этом случае из неё выделяются как самостоятельные науки анатомия, эмбриология и цитология растений.
Синтез — процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Термин происходит от греч. <тиу0еот|— совмещение, помещение вместе (сп)у — с, вместе и 0шг| — положение, место). Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа - способа разобрать целое на функциональные части. Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез — инжиниринговое построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов.
Список научной литературыЛапутина, Марина Викторовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Лебедев Ю.С., Рабинович В.И., Положай Е.Д. и др; Архитектурная бионика - М.: стройиздат, 1990.- 269с.
2. Шалов И.И., Далидович A.C., Кудрявин Л. А.; Технология трикотажного производства: Основы теории вязания М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984.-296с.
3. Козлова Т.В., Белько Т.В. Костюм и бионика. Учебное пособие для вузов. -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. -223с.
4. Колесникова, E.H. Вязальное оборудование трикотажных фабрик: учебник / E.H. Колесникова, C.B. Бабинец, Б.Д. Данилов. М.: Легпромбытиздат, 1985. -293с.
5. Безкостова, С.Ф. Контурное вязание: учеб. пособие / С.Ф. Безкостова, Н.И. Пригодина, Л.П. Ровинская, Т.С. Филипенко. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. - 100 с.
6. Сергеева И. А. Бионика. Предметный указатель литературы в помощь лектору, 1980, 20 с.
7. Гармаш И.И. Тайны бионики. «Радянська школа», 1985, 108 с.
8. Введение в бионику. Казань: Издательство казанского университета, 1984, 150 с.
9. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988, 352 с.
10. Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина. Группа «Совъяж Бево», 2003, 152 с.
11. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981, 264 с.
12. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд.-во Московского Университета, 1993, 248 с.
13. ИттенИ. Искусство формы. М., 2001, 136 с.
14. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М.: Эудиториал, 2000, 526 с.
15. Козлова T.B. Ильичева E.B. Стиль. M.; МГТУ им. А.Н. Косыгина, «Савьяж Бево», 2003, 152 с.
16. Шевелев И. Формообразование. Кострома: «ДиАр», 1995,166 с.
17. Шевелев И. Метаязык живой природы. М.: «Воскресенье», 2000,352 с.
18. Вейль Г. Симметрия. М.: УРСС, 2003, 192 с.
19. Шаскольская М.П. Очерки о свойствах кристаллов. М.: Наука, 1987,175 с.
20. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М., 2002, 656 с.
21. Васильев М.Ф. Структура восприятия. Тверь, 2000, 54 с.
22. Рис Э., Стернберг М. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 2002, 142 с.
23. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.,1974.
24. Вигнер Ю. Этюды о симметрии. М., 1971.
25. Информационные материалы компании Stoll, 2010.
26. Информационные материалы компании Steiger Zamark, 2010.
27. Информационные материала компании Protti, 2010.
28. Информационные материалы компании Rimach, 2010.
29. Информационные материалы компании Shima- Seika, 2010.
30. Информационные материалы компании Sisma, 2004.
31. Кудрявин JI.A. Автоматизированное проектирование основных параметров трикотажа. М.: Легпромбытиздат, 1992. -188 с,
32. Кудрявин Л.А., Шалов И.И. Основы технологии трикотажного производства. М.: Легпромбытиздат, 1991.-495 с.
33. Далидович A.C. Основы теории вязания. М.: Легкая индустрия, 1970. -431с.
34. Шалов И.И., Кудрявин Л.А. Основы проектирования трикотажного производства с элементами САПР. М.: Легпромбытиздат, 1989. 289 с.
35. Николаев В. Д. Разработка рациональных структурформоустойчивого кулирного трикотажа костюмного назначения. Дисс.канд. техн. наук. М,: МТИ. 1987.
36. Колесникова E.H. Основы автоматизированных методов проектирования технологии петлеобразования, М.: МГТУ. 2000, 240- с.
37. Муракаева Т.В. Разработка автоматизированных методов проектирования верхнетрикотажных изделий с плосковязальных машин с целью ресурсосбережения. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТА, 1997.
38. Миколайчик 3. Разработка методов автоматизации проектирования основовязального жаккардового трикотажа с использованием ЭВМ. Дисс. канд. техн. наук М.: МГТА. 1984.
39. Кураскин А.Н. Разработка систем автоматизированного проектирования чулочно-носочных изделий. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТА. 1989.
40. Попонова О.В. Разработка системы автоматизированного проектирования основязального трикотажа. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТА. 1997.
41. Карташова Е.В. Разработка системы автоматизированного проектирования для жаккардовых основовязаных гардинно-кружевных полотен. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТА. 1990.
42. Глушкова Е.В. Разработка технологических основ автоматизированного проектирования чулочно-носочных изделий. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТА, 1990.
43. Боровков В.В. Разработка системы автоматизированного проектирования трикотажа технического назначения. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТА. 1999
44. Докучаева О.И. Разработка методов художественного проектирования основовязальных полотен и изделий с линейно-раппортным построением орнамента с использованием ЭВМ. Дисс. канд. техн. наук. М.: МТИ. 1988.
45. Кочеткова О.В. Разработка методологии автоматизированноготехнологического проектирования трикотажа. Дисс. докт. техн. наук. СПб. СПГУТД. 2001.
46. Лазаренко В.М. Исследование процесса петлеобразования на однофонтурных вязальных машинах. Дисс.докт. техн.наук. Л.: ЛИТЛП. 1970.
47. Труевцев A.B. Теоретические основы проектирования параметров кулирного трикотажа и разработки технологических режимов его производства с учетом деформационных свойств нитей и полотен. Дисс. док. техн.наук. СПб.: СПГУТД. 1998.
48. Шемякина Л.М. Разработка структур и методов проектирования трикотажных полотен жаккардовых переплетений. Дисс.канд. техн. наук. М.: МГТУ. 2003.
49. Шалов И.И., Далидович A.C., Кудрявин Л.А. Технология трикотажного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность. 1984. -295 с.
50. Шалов И.И. Проектирование трикотажного производства. М.: Легкая индустрия. 1977.-296 с.
51. Кудрявин Л.А., Будник A.A. Автоматизация количественного определения элементов структуры основовязаного переплетения с помощью ЭВМ.// Трикотажная и текстильно-галантерейная промышленность. М.: ЦНИИТЭИлегпром. 1982. №5.-29 с.
52. Ровинская Л.П. Расчет длины петель и веса трикотажных изделий, выработанных жаккардовым переплетением.// Текстильная промышленность. 1965. №3. с.48-58.
53. Темпов ВТ. Конструктивные системы в природе стоительной технике. Л: Стройюдат, 1987.
54. Белько Татьяна Васильевна. Бионические принципы формообразования костюма : диссертация . доктора технических наук : 17.00.06.- Москва, 2006.- 342 с.
55. Кудрявин Л.А., Березкин А.Г. Методы проектирования трикотажа, жаккардовых переплетений с многоцветными узорными эффектами с целью расширения их ассортимента // Сборник научных трудов по текстильному материаловедению. М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2007.
56. Андреев А.Ф., Шустов Е.Ю., Березкин А.Г. Компьютерная подсистемавизуализации структуры трикотажа при его автоматизированном проектировании // Научный альманах. Текстильная промышленность. 2005, № 1-2.
57. Поспелов Е.П. Строение жаккардового трикотажа в зависимости отспособа его выработки. Текстильная промышленность, 1972, №3. с. 4244.
58. Кудрявин Л.А., Ружевская НА. Новые трикотажные переплетения.Текстильная промышленность, №3, 2003г.
59. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Принципы процесса художественного проектирование трикотажных изделий и форм костюма на основе закономерностей бионики ». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина, г. Москва, 2009г., вып. 15.
60. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Выявление новых возможностей проектирования современных трикотажных полотен и форм костюма на основе бионики». «Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности» ИГТА, г. Иваново, 2010г., вып.ЖЗ С.70-72.
61. Лапутина М.В., Докучаева О.И. «Основные научные проблемы процесса художественного проектирования трикотажных изделий на основе закономерностей бионики». «Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности» ИГТА, г. Иваново, 2010г., вып.№6 С. -80-84.
62. Нешатаев A.A. Формирование рисунков в основовязанном трикотаже. М.: Лёгкая индустрия, 1968. — 238 с.
63. Марисова О. И., Трикотажные рисунчатые переплетения, М.,1970;
64. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А.М./ М.: «Советская энциклопедия», 1989,1632 с.
65. Вейль Г. Симметрия / Москва 1962 г. 192 с.
66. В.ИВернадский, "Проблема Времени, Пространства и Симметрии. 1920-1942" 448 с.
67. Ф. Дайсон. Статистическая теория энергетических уровней сложных систем. — М.: Изд-во иностр. лит., 1963.
68. Белов Н.В. Структура ионных кристаллов и металлических фаз, М.,1947.
69. Белов Н.В. Структурная кристаллография, М., 1951.
70. Белов Н.В. Очерки по структурной минералогии, "Минералогический сборник", 1950-69, № 4-23 (сер. 1-20).
71. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. 1-е изд.: 1944, 2-е изд.: 1950, 3-е изд. (в 2-х т.): 1964.
72. Биогеоценологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука. 1976. 502 с.
73. Петушкова Г.И. «Архитектоника в костюме». Учебно-методическая разработка. - РИО МТИ., 1980 г.
74. Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963 г.
75. Библиографический указатель по бионике, М., 1965 г.
76. Берг А. И., Сотсков Б. С. Состояние и Тенденции развития бионики. В кн.; Вопросы бионики. М., "Наука", 1967.
77. Берг А. И. Бионика и её значение для развития техники. В кн.; Бионика. М., "Наука", 1965.
78. Леонардо да Винчи. Суждения. М.: «Эксмо-Пресс», 2000, 416 с.
79. Емельянов В.В., Курейчик В.В., Курейчик В.Н. Теория и практика эволюционного моделирования. М: Физматлит, 2003.
80. Криппа М.А. «Антонио Гауди О влиянии природы на архитектуру», 2004 г., 98 с.
81. Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н.А. Бернштейна, М., 1963.
82. Название: Пространство, время, материя Автор: Г. Вейль Издательство: Янус Год издания: 1996 Страниц: 480.
83. Истина и красота: Всемирная история симметрии
84. Автор: Иэн Стюарт, Издательство: Астрель, Corpus, 2010г., Серия: Элементы
85. Шубников А. В., Симметрия. (Законы симметрии и их применение в науке, технике и прикладном искусстве), М. — Л., 1940
86. Урманцев Ю. А. симметрия природы и природа симметрии: Философские и естественно-научные аспекты. Издательство: КомКнига, ЛКИ, 2006 г.
87. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. М., 1995 г. 2. "Квант" №3 за 1992 г.
88. Л.В. Тарасов. Этот удивительный симметричный мир. М., 1982 г.
89. Беклемишев В. Н. Основы сравнительной анатомии" беспозвоночных. М., Наука, 1964 1 432 с.
90. Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века/ Т.В. Козлова, Е.В.Ильичева -М.: МГТУ им. Косыгина: Группа «СовъяжБево», 2003.-152с.
91. Петухов B.C. Биомеханика, бионика и симметрия. М., 1981.
92. Петушкова Г.И. Архитектоника объемных форм. -Часть 3. Симметрия. М.: Типография ВАСХПИЛ, 1983.
93. Петушкова Г.И. Композиция одежды. Часть 2. Симметрия формообразования в одежде. М.: Типография В АСХПИЛ, 1990.
94. Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма. Серия трансформирующиеся конструкции. Часть 2. Учебное пособие. МД999.-105 с. 166
95. Петушкова Г.И. Симметрия и асимметрия в организации костюма. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов./Под редакцией Т.В. Козловой.-Москва, 1988. 157-169.
96. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий; перевод Петровского Ф. А. —М.: Изд-во всесоюзной архитектуры, 1936.
97. Демидов, В. Е. Как мы видим, то что видим / В. Е. Демидов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). - 240 с.
98. Дизайн на Западе : Сборник статей. — М. : ВНИИТЭ, 1992.
99. Дюрер, А. Трактаты. Дневники. Письма / А. Дюрер перевод с ран-неноверхненем Ц. Несселыдтраус. СПб.: Азбука, 2000. - 300 с.
100. Емеличев, В. А. Лекции по теории графов / В. А. Емеличев, О. И. Мельников и др. М.: Наука, 1990. - 384 с.
101. Кеплер, И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. - М. : Музыка, 1971. - 174-186.
102. Коробко, В. И. Человек и золотая пропорция / В. И. Коробко, Г. Н. Примак- Ставрополь : Кавказская библиотека, 1991. 174 с.
103. Коробко, В. И. Основы структурной гармонии природных и искусственных систем / В. И. Коробко, Г. Н. Коробко. — Ставрополь, 1995.350 с.
104. Коробко, В. И. Циклические процессы развития природных систем и золотая пропорция / В. И. Коробко, В. В. Очинский // Циклы природы и общества, Ставрополь, 1995 -Вып. 3-4. - 167-169
105. Кривобородова, Е. Ю. Проектирование эскиза модели с помощью универсальных средств компьютерной графики / Е. Ю. Кривобородова, Е. Б. Коблякова // Швейная пром-ть. 2001. - № 1. - 40-41.
106. Шмелев И.П. Феномен структурной гармонии Пространственные конструкции в гражданском строительстве. Л., 1982. 128 с.
107. Пилецкий A.A. Модулор древнерусских зодчих// Наука и жизнь.-1979.№9. 66-69.
108. Пилецкий A.A. Система величин, мер и пропорций// Архитектура СССР. 1980.-№10.-С. 53-57.
109. Сабанеев Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. М.: Искусство, 1925,-№2. 133.
110. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. 235 с.
111. Эйзенштейн СМ. О строении вещей//Искусство кино.- 1939.- №6.- 720.
112. Борисовский Г.Б. Архитектура, устремленная в будущее. М.: Знание, 1977.-128 с. ЮО.ХогартУ. Анализ красоты: Теория искусства. 2-е изд. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1987. 252 с.
113. Бескоровайная Г.П., Куренова СВ. Проектирование детской одежды: Учеб. пособ. М.: Мастерство, 2000. 96с.
114. Гончарова П. В. Композиция и архитектоника / Н. В. Гончарова. — М.: Книга, 1977. 96 с.
115. Гика М. А. Эстетика пропорций в природе и искусстве / М. А. Гика. — М.: Изд-во Всесоюз. акад. Архит., 1936. 308 с.
116. Лапутиной Марины Викторовны1. Заказчик: ООО «Чоби»
117. Настоящим актом подтверждается, что результаты работы по художественному проектированию структуры трикотажного полотна и формы костюма на основе закономерностей бионики внедрены в производство.
118. Выполненной август - декабрь 2009 г.
119. Вид результатов внедрения промышленной выпуск эксклюзивной коллекции детских трикотажных изделий сезона весна-лето 2010г., в количестве 50 моделей для реализации через торговые сети.
120. Форма внедрения коллекция эскизов, технологическая документация и модели трикотажных изделий.
121. Новизна результатов научно-исследовательских работ выявлены новые технологические возможности современного производства трикотажа, а так же создание новых видов ассортимента трикотажных изделий с минимизацией производственных затрат.
122. Ожидаемый годовой экономический эффект: 980 000 руб.
123. Фактический годовой эффект: 1100000 руб.
124. Объем внедрения 50 моделей трикотажных изделий.
125. Социальный и научно-технический эффект расширение ассортиментных предложений по промышленно-эксклюзивной линии изделий из трикотажа.
126. Лапутннон Марины Викторовны1. Заказчик: ООО «Чоби»
127. Настоящим актом подтверждается, что результаты работы по художественном}, проектированию структуры трикотажного полотна и формы костюма на основе закономерностей бионики внедрены в производство.
128. Выполненной декабрь 2009 - март 2010 г.г.
129. Вид результатов внедрения промышленной выпуск эксклюзивной коллекции детских трикотажных изделий сезона осень-зима 2010 - 2011 г.г. в количестве 80 моделей для реализации через торговые сети.
130. Форма внедрения коллекция эскизов, технологическая документация и модели трикотажных изделий.
131. Новизна результатов научно-исследовательских работ выявлены новые технологические возможности современного производства трикотажа, а так же создание новых видов ассортимента трикотажных изделий с минимизацией производственных затрат.
132. Ожидаемый годовой экономический эффект: 1020000 руб.
133. Фактический годовой эффект: 1550000 руб.
134. Объем внедрения 80 моделей трикотажных изделий.
135. Социальный и научно-технический эффект расширение ассортиментных предложений по промышленно-эксклюзивной линии изделий из трикотажа.
136. Начальник производства ООО «Чоби»1. Янькова С.М.
137. ООО «Чоби» 121471, г.Москва, 2-й пер. Петра Алексеева, д.2, стр. 1 тел./факс: (495) 444-24-65/444-24-75 ИНН/КПП 7731609016/773101001сгЛс/1 2010 г.1. АКТ ВНЕДРЕНИЯрезультатов кандидатской диссертационной работы
138. Лапутиной Марины Викторовны1. Заказчик: ООО «Чоби»
139. Настоящим актом подтверждается, что результаты работы по художественному проектированию структуры трикотажного полотна и формы костюма на основе закономерностей бионики внедрены в производство.
140. Выполненной июнь - сентябрь 2010 г.
141. Вид результатов внедрения промышленной выпуск эксклюзивной коллекции детских трикотажных изделий сезона весна-лето 2011 г., в количестве 60 моделей для реализации через торговые сети.
142. Форма внедрения коллекция эскизов, технологическая документация и модели трикотажных изделий.
143. Новизна результатов научно-исследовательских работ выявлены новые технологические возможности современного производства трикотажа, а так же создание новых видов ассортимента трикотажных изделий с минимизацией производственных затрат.
144. Ожидаемый годовой экономический эффект: 1100000 руб.
145. Фактический годовой эффект: 1400000 руб.
146. Объем внедрения 60 моделей трикотажных изделий.
147. Социальный и научно-технический эффект расширение ассортиментных предложений по промышленно-эксклюзивной линии изделий из трикотажа.
148. Начальник производства ООО «Чоби»1. Янькова С.М.1. ООО «Чоби»