автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Оптимизм как явление культуры

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Абоносимова, Екатерина Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Оптимизм как явление культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Оптимизм как явление культуры"

На правах рукописи

АБОНОСИМОВА Екатерина Валерьевна ОПТИМИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Специальность: 24.00.01 - «Теория и история культуры»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тамбов - 2004

Диссертация выполнена на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Научный руководитель: кандидат философских паук,

профессор В.С. Семина

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор А.И. Юдин;

кандидат философских наук, доцент Н.А. Клименко

Ведущая организация: Тамбовский государственный

технический университет

Защита состоится « 27 » января 2005 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д - 212.261.06 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Деэжавина по адресу 392000, [. 1амбов, ул. Советская. 6 (корпус 4), ауд. 213.

С диссершцией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовскою юсударственно!о университета имени Г.Р. Державина

Автореферат разослан < » декабря 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор социологических наук, профессор

В. В. Помогшее

2006-42962.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Оптимизм как феноменологический, стержневой элемент культуры все1да высту пал в качестве основы всех ее направлений, структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную культуро-творческую деятельность человечества. Традиционные культуры обращали на развитие оптимизма, духовной стойкости самое пристальное внимание, создавая для этого множество методик, технологий, запечатлевая их в базовых ценностях и передавая их из поколения в поколение. Вместе с тем современные процессы глобализации породили такую социокультурную ситуацию, в которой традиционные культурные ценности явно не поспевают за ее развитием. В силу этого духовная константа человечества претерпевает изменения, в поле которых все чаще поселяются пессимистические чувства и настроения. Сужение и ослабление качественных и количественных основ оптимизма приводит к явному дисбалансу психологической стабильности личности и общества. Эти процессы привели к необходимости исследования его сущности, актуализировали исследования оптимума духовного здоровья человечества.

Оптимизм как эмоционально-рациональная мировоззренческая составляющая социума способен не только восстановить духовное здоровье, но и консолидировать общество на основе стремления к творческому созидательному преобразованию всех сторон действительности. История человечества доказала, что развитие общества возможно, если в основу деятельности как личности, так и социума будут положены принципы оптимизма как эмоционально-позитивного базиса культуры. Это обстоятельство делает актуальным его изучение не только в рамках отдельных отраслей знания, но и в контексте интегративного культурологического знания, где личность рассматривается как совокупный субъект культурной деятельности.

Актуальность исследования определяется также и тем, что изучение оптимизма как основы культуры, возникшего на стыке различных срезов человеческого бытия, открывает новые возможности для более полного поним бъекта

культуры, преобразователя социокульгурного пространства современности. В нем человек может проявить себя наиболее полно, основываясь на нравственно-эстетическом содержании оптимизма Он гимистическое мировоззрение в этом случае выступает как продуктивная основа культуротворческой деятельности и ориентир интегративной нормы нравственного развития человечества.

Аксиологический аспект изучения оптимизма позволяет стимулировать поиск и утверждение гуманистических нравственных идеалов и ценностей. Здесь собственно гуманитарная культура, ориентированная на создание универсальных человеческих ценностей, закрепленных в художественных образах, теоретических конструкциях, нравственных нормах, обычаях и традициях в значительной степени влияет на процесс развития общества. Поэтому, изучение предложенной проблемы способствует качественно новому уровню формирования современных направлений развития России.

Понимание оптимизма как позитивного рационально-эмоционального компонента культуры человечества делает его предметом всестороннего исследования. Поэтому наряду с общеметодологическим культурологическим подходом, представляется необходимым комплексное исследование духовных основ оптимизма, заключенных в православной культурной традиции. Их изучение и реализация в культуротворческом процессе могут выступить платформой для восстановления оптимизма в структуре системы духовных ценностей современного общества.

Таким образом, оптимизм в культуре как интеграгивное явление, затрагивающее все сферы социального и личностного творчества, представляет собой общекультурный феномен, имеющий универсальный мировоззренческий характер, что делает его одним из смысложизненных компонентов, как в культуре прошлых эпох, так и в контексте современной культурной ситуации.

Несмотря на то, что проблема оптимизма являются неотъемлемой частью истории культуры, она, к сожалению, не нашла достойного места в границах современного культурологического знания. Значительное число работ, так или иначе связанное с

данной тематикой, завершается 80-ми годами XX столетия. Все это в совокупности послужило причиной выделения оптимизма как явления культуры в качестве предмета диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен оптимизма явился предметом исследования целого ряда гуманитарных наук: философии, психологии, социологии, политологии, культурологи, антропологии и др. В рамках этих наук изучались различные стороны этого явления. Между тем, предпринятый нами анализ источников позволяет говорить об отсутствии целостной концепции оптимизма как культурного явления.

Категория оптимизма привлекала внимание исследователей с незапамятных времен. Так, в античной философии оптимистическая сущность мышления человека рассматривалась такими философами, как Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Эта традиция была продолжена в творчестве философов-рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, Г Гегеля, Г. Лейбница. В оптимистическом мировоззрении философы-стоики (Сенека, Эпиктет, М. Аврелий) находили у человека стимулы к творческой деятельности.

Средневековые мыслители (Августин Блаженный, П. Кубанский), изучая природу оптимизма, усматривали ее в любви к Всевышнему, в заботе человека о своей духовной сущности. Лучшие умы эпохи Возрождения (Пико дела Мирандола, Ло-ренцо-Валла, Данте Алигьери) ассоциировали феномен оптимизма с идеями гуманизма. Мыслители Нового времени (Пара-цельс, Б. Телезио, Дж. Бруно, Б. Паскаль и др.) связывали оптимизм с верой в прогресс человечества. В эпоху Просвещения споры относительно природы оптимистического мироощущения сводились к дискуссии о природе альтруизма и гуманности (Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д Юм и др.).

Состояние европейского общества конца XIX века спровоцировало возникновение серьезной дискуссии о правомерности оптимистического и пессимистического типов мировоззрения. Этой проблеме посвящены работы известных социологов, историков, физиологов, философов (П.Е. Астафьев, Ф. Брюнетьер, Н.Я. Грот, С. Грузенберг, H.A. Колосов, H.A. Котляревский,

П. Лоскутов, И.И. Мечников, Е. Саго (Е. Kapo), J. Sully (Дж. Сели), С. Darrow (К. Дерроу), I. Bailey (Дж. Белли) и др.).

Разработке различных проявлений социального оптимизма, таких как настроения, эмоиии, чувства масс, нравственная сущность социального оптимизма, оценочный модус, принцип инновационного мировоззрения, посвящен ряд исследований отечественных ученых (Н.Г. Е$олодина, А.Р. Геворкян, О.Г. Дроб-ницкий, Н.Г. Золотухина-Аоолина, Б.Г. Кузнецов, В.М. Михеев, B.C. Овчинников, Б Д. Парыгин, Е.М. Решетникова, В.И. Синю-тин, Ш.Х. Боташева и др.).

Социально-исторические и аксиологические аспекты изучения оптимизма представлены в работах таких известных отечественных исследователей, как Э.М. Андреев, И С. Кон, В Биб-лер, М.Я. Гефтер, А.Я. Гуревич, A.B. Гулыга, Н.С. Плотников, H.H. Неретина, В.М. Межуев, М.К. Мамардашвили, H.H. Медведев, Б.Г. Кузнецов, Н.Б. Маньковская, И.П. Нужельская, Н.Г. Жу-линский, Н.Г. Володина, В.И. Скрынченко, П.Е. Сивоконь и др.

Христианские основания оптимистического мировоззрения были проанализированы в работах И.И. Мечникова, Е.П. Аквило-нова, H.A. Бердяева, A.C. Хомякова, П.В. Мокиевского, Ф.Ф. Гусева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, П. Флоренского, Н. Федорова и др.

Психологические и педагогические стороны формирования оптимистического мировосприятия рассматривались в работах таких авторов как: В.Е. Смирнов, А.Г. Ковалев, 3. Фрейд, Г. Лебон, J. Czapniski, И.С. Кон, Е.И. Рогов, К.А. Абульханова-Славская, Л.Д. Столяренко, A.C. Макаренко, А.П. Ушинский, П.П. Блон-ский, Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Коротких, Г.В. Лунина и др.

В социологии проблемы оптимизма в той или иной степени представлены в работах таких выдающихся ученых XX века, как Г1. Сорокин, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Ю Г Волков, В.И. Курбатов, С.И. Самыгин, С.И. Попов, Т.А. Тимофеев, Г.Х. Шахназаров, а также в работах современных социологов -И.П. Нужельской, А.Ю. Ряжских и др. Социологический аспект данной проблемы проявляется в изучении настроений электората. Этим вопросам также уделяли достаточное внимание многие

зарубежные философы, такие как: Ш. Бюлер, М. Зелигман, А. Швейцер, Э. Шпрангер, Т. Парсонс, К.Кенстоун. Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К.Ясперс, Э. Тоффлер, Ж.-Ф. Лиотар, R.B. Bailey (Р. Бейли), U. Beer (Э. Бёр), Н.-Н. Angermüller (Х.-Г. Ангермиллер), К. Gabler (К. Геблер), F. Rupprecht (Ф. Р>п-прехт) и др.

Перечисленный ряд авторов и их концепции свидетельствуют о наличии попыток разностороннего изучения проблемы оптимизма в истории гуманитарного знания. Однако, до сих пор, так и не сформировалось единого подхода к этому феномену как явлению культуры. По нашему мнению, одним из таких подходов может стать рассмотрение оптимизма с позиций инте-гративного культурологического знания.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущностных характеристик оптимизма как явления культуры и рассмотрении его модификаций в различных видах творчества личности и общества как субъектов культуры.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

• исследовав сущность и природу оптимизма, дать родовое определение этого понятия как явления культуры;

• выделить духовные основания оптимизма в православной культурной традиции;

• выявить исторические корни и формы проявления оптимизма в русской народной культурной традиции;

• рассмотреть модификации социального оптимизма в культуре переходного периода;

• раскрыть особенности оптимизма в рамках духовно-практического творчества в системе современных ценностей по векторам нравственной и художественной культуры.

Объектом диссертационного исследования является оптимизм как явление культуры и философско-культурологиче-ская категория, рассматриваемый с позиций культурно-антропологического анализа.

Предметом исследования выступает процесс формирования оптимизма в контексте культуры и особенности его прояв-

ления в социальном, нравственном и художественном творчестве личности и общества.

Теоретико-методологической основой исследования выступают культурфилософские и историко-культурные концепции человека и общества, сложившиеся на рубеже XIX и XX веков, а также на протяжение XX - начала XXI веков, представленные такими авторами как И.И. Мечников, H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, В.И. Синютин, А.Р. Геворкян, С.С. Аверинцев, А. Мень, В. Библер, М.К. Мамардашвили, JT.H. Коган, О.П. Елисеев, А.М Ковалёв, Э.В.Соколов А.Швейцер, LJI. Бюлер, О. Шпенглер, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Яс-перс, Э Тоффлер, А. Тойнби, Тейяр де Шарден, Ж.-Ф. Лиотар и др.

Основными методами исследования являются-

♦ контент-анализ литературы;

♦ метод системного анализа;

♦ метод интерпретации;

♦ типологический метод;

♦ аксиологический метод;

♦ семиотический метод.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в:

♦ рассмотрении оптимизма как стержневого феноменоло-гическо1 о элемента культуры, который выступает как специфическое культурно-антропологическое качество социума, фиксирует и формирует характер взаимодействий между личностью и обществом;

♦ выделении трех основных сфер проявления оптимизма в культуре: социального, нравственного и художественного творчества. Они типологизируются, выступая как: 1) социальный оптимизм; 2) нравственный оптимизм; 3) эстетический оптимизм. Это в целом трансформируется в платформу-механизм, реализованный в конкретной деятельности, с устойчивой системой позитивных нормативных ценностей;

♦ выявлении ценностной значимости социального оптимизма в культуре переходного периода как фактора, консолиди-

рующего социальные страты соответственно профессиональным, демографическим, ситуативным и иным позициям, позволяющего проанализировать его функции как источника повышения социальной активности членов общества; как условия роста гражданской ответственности; как катализатора формирования позитивных общественных целей и задач, а также корректора способов их реализации.

• раскрытии специфики нравственного оптимизма как этического содержания жизнедеятельности человеческого сообщества, проявляющегося в системе позитивных нравственных норм и ценностей, лежащей в основе оценки творческой активности личности и общества как субъектов культуры;

• рассмотрении смысла и исторической необходимости возникновения эстетического оптимизма как смысложизненного базиса культуры, проявленного в образах художественной культуры и реализующего функции:

- утверждения и поддержания ценности жизни;

- жизнеохранения кульгуры, транслирующей общечеловеческие ценности;

эмоционально-положительного разряжения аффективных чувств.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов исследования:

- в разработке ряда государственных программ в области социально-экономической и культурной политики,

- в качестве теоретической базы для разработки специальных и факультативных курсов высших и средних учебных заведений.

Диссертационное исследование представляет определенный научный интерес для прикладных исследований в области антропологии, истории, культурологии, политологии, психологии, социологии, социальной работы и др.

На ващиту выносятся следующие положения:

1. Оптимизм выступает мотивационной и эмоционально-рациональной мировоззренческой основой социального, нравственного и художественного творчества. Являясь социально обусловленной подструктурой мотивационной системы личности,

он проявляется в уверенности в правильности избранной цели творческого преобразования действительности и в возможности ее осуществления.

2. Духовные основания оптимизма проистекают из православной культурной традиции, синтезировавшей в себе дохристианские представления древних славян, образцы народной художественной культуры (сказки, былины, сказания, песни, загадки и др.), христианские ценности и нормы, отраженные в идее соборности, свободы еюли, основных православных нравственных ценностях: вере, надежде, любви, добре и абсолютном благе. Трансформируясь в процессе исторического развития, они и в настоящее время являются базовыми для формирования оптимизма в структуре ноной системы духовных ценностных ориентаций современного социума

3. Основанием социального оптимизма является стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с позитивными идеалами. Фундаментом для его формирования выступают модернизированные ценности общества, учитывающие изменения социокультурного пространства: «коллективизм» как корпоративная культура, «патриотизм» как идея государственности, новая национальная идея и блок ценностей -«семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм» как элементы консолидации российского общества;

4. Нравственный оптимизм основывается на стремлении к творческому преобразованию действительности в соответствии с гуманистическими общечеловеческими ценностями и идеалами. Морально выдержанная нормативная основа позволяет обеспечить качественное функционирование и развитие социального организма, консолидированное оптимистическим мировоззрением. Оно становится регулятором ориентации современного российского общества в процессе построения коэволюци-ониой системы ценностей гуманистической культуры.

5. Оптимистическое мировоззрение в контексте современной художественной культуры выполняет функции стимуляции и направляющего вектора гуманистического развития личности и общества как субъектов культуры; социализации и трансляции обще-

человеческих нравственных ценностей (гуманизм, добро, любовь, доверие, отзывчивость, сопереживание, сорадование и др.)

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования освещались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003), «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования» (Тамбов, 2004); «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2004); «IX Держа-винские чтения» (Тамбов 2004); в научных статьях. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 3,4 пл.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, подчеркивается научная новизна проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Феномен оптимизма в истории культуры» раскрываются содержательные и структурные аспекты исследуемого феномена оптимизма в исторической перспективе.

В первом параграфе «Оптимизм в истории философско-культурологической мысли» исследуются исторические формы оптимистических учений от античности до наших дней, кроме того, анализируется эволюция понятия «оптимизм» в истории философско-культурологической мысли.

Еще в древнегреческой мифологии был подмечен противоречивый характер мира, где в основу всех мировых вещей были положены два противоположных начала - добро и зло, причем доброе начало, как правило, одерживало верх. Античные авторы, продолжая линию мировоззренческих концепций, разраба-

тывают понятие добродетели, понимая ее как силу знания. Высшее благо, счастье человека понимается ими как разумная деятельность, «сообразная с добродетелью» (Платон, Аристотель). В период Средневековья обстановка упадка и неверия в возможность реального освобождения от рабства угнетенных слоев населения послужила причиной перемещения оптимизма в христианском мировоззрении в мир потусторонних сил, перенесения всех надежд и чаяний из реального мира в мир сверхъестественный. Христианскому мировоззрению был присущ религиозный оптимизм (А Блаженный). Одним из проявлений средневекового оптимизма стал феномен карнавальной культуры. Эпоха Ренессанса ознаменована возрождением принципов жизнеутверждающей морали. В этой морали оптимизма и гуманизма высшей добродетелью снова провозглашался «свободный разум» (Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Помпа-нацци), а человек становился творцом самого себя и своего счастья. Оптимистические идеи Нового времени связаны с торжеством веры в прогресс и всесилие истины (Парацельс, Б. Теле-зио, Дж. Бруно). В эпоху просвещения споры относительно оптимистического мироощущения сводились к дискуссии о том, каким образом рядом с эгоистическим рождается неэгоистическое, альтруистическое мировоззрение (Д. Гартли, А. Гольбах, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельгюций, И. Бентам и др.).

Эпоха Рационализма является переломной в изучении оптимизма в истории культуры. Поскольку до середины XVIII века лишь выделялся тот круг оценок, который теперь принято объединять этим общим понятием. Лишь после того, как Г. Лейбниц, а затем и Э. Кант в своем творчестве попытались решить проблему оптимизма в рамках метафизики о явлении оптимизма заговорили как об одной из проблем философии.

В начале XIX века в Европе получают широкое распространение идеи пессимизма (А. Шопенгауэр), а с середины XIX века развивается широкая дискуссия о приоритетности одного из мировоззренческих принципов. Эта дискуссия зарубежных авторов находит свое отражение и ч русской философской традиции в форме попыток обоснования оптимистического мировоззрения. Оптимизм (пессимизм) в этот период стал разграничиваться на

«теоретический» (эмоционально-психологический) и «практический» (рационально-логический). В первом случае - это философские теории, во втором - настроение, черта характера, склад ума. Этот период обусловил рождение ряда рациональных идей, послуживших основой современных теорий оптимизма.

Во втором параграфе «Диалектика оптимизма и пессимизма в культурном пространстве» анализируются понятийные аспекты терминов «оптимизм» и «пессимизм», приводится обзор основных подходов к определению этих понятий, и анализируются категориальные основы этих определений. В основе анализируемого феномена оптимизма лежит проблема отношения человека и общества как субъектов культуры к окружающей их реальности. На основе оценки окружающего мира с позиции соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, уверенности и неуверенности, веры и неверия, надежды и отчаяния формируются два мировоззрения, которые можно определить через понятия «оптимизм» и «пессимизм».

Следует обратить внимание на сложную диалектическую взаимосвязь этих понятий. В пессимистическом мировоззрении всегда присутствует доля оптимизма, как положительного эмоционального фона и мотива социального творчества. Например, негативное, пессимистическое отношение к действительности рождает стремление преобразовать ее на принципах гуманизма, мирного межкультурного сосуществования (межрелигиозного, межэтнического, межгосударственного), реализация которого невозможна без творческой активности, то есть без оптимистического отношения к миру. Можно утверждать и обратное: в оп-гимис 1 ичсском мировоззрении присутствуют элементы пессимизма, без которого оптимизм превратился бы в безосновательный идеализм. Несовпадение или противоречие между планируемым и получаемым результатом творчества может породить пессимизм как эмоционально окрашенное отношение к миру и к самому себе. Он носит, как правило, временный характер и в дальнейшем выступает в качестве мотивационной основы и стимула будущих творческих преобразований.

Анализ различных трактовок понятия «оптимизм», которыми оперируют социальная философия, социология, религиове-

дение, социальная психолсгия. история философии позволяет выделить ряд оснований, нгиболее часто приводимых в определениях. В философской литературе это настроение, эмоции, категории веры и надежды. В психологических исследованиях это воля, деятельность, социальные отношения, чувства. Основное содержание понятий как моральных мировоззренческих принципов раскрывается в этике, где они неразрывно связываются с такими категориями как добро и зло, цель и смысл жизни, счастье. Будучи распространёнными типами мировоззрения, данные явления выступают неотъемлемым компонентом истории культуры человечества, находя отражение в древнейших обычаях и традициях, произведениях художественной культуры, религиозных доктринах. Поэтому, изучение этого явления с позиций интегративного культурологического знания позволяет выделить категорию творческой активности субъектов культуры в качестве базовой для определения оптимизма как феномена культуры. Поскольку творчество - это деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации, оптимистическое мировоззрение является мотивационной и эмоционально-рациональной содержательной основой творчества личности и общества как субъектов культуры

В третьем параграфе «Оптимизм в контексте православной культурной традиции» представлены духовные основы оптимизма, сформировавшиеся в рамках православной религии и осмысленные русской религиозной философской традицией. Оптимистическое мировоззрение отражено в идеях соборности и свободы воли, а также в таких основных христианских добродетелях, как вера, надежда, любовь, добро, абсолютное благо. Христианство проповедует индифферентное отношение к миру: удовольствия не являются особой ценностью. Главной радостью должна стать надежда на спасение. Становясь предметом ожидания. «Царство Божие» из отстранённого объекта превращается в реальный факт субъективной религиозно-нравственной жизни. Православие глубоко гуманистично и оптимистично в смысле воссоздания в человеке образа и подобия Божия, восстановления высших духовных начал в человеке, высшей цели и назначения его бытия. Оптимизм христианства выражен в идее высшей Бо-

жественной любви, реализованной через искупительною жертву Христа, и постигается, прежде всего, как высшая благодать, как абсолютное Добро, как Всесовершеннейшая Любовь.

Соборное единение в Церкви высвечивает Начало, Причину земного многообразия, за множеством «частей» являет «Целое». Соборность как философское понятие, впервые было использовано классическим славянофильством именно для характеристики русской национальной души. О соборности как фундаменте социальной реальности и основе социального оптимизма в России писали и Вл. Соловьев, и Н. Федоров, и Н. Бердяев, и П. Флоренский.

В отечественной религиозно-метафизической традиции очень тонко прочувствована и сформулирована проблема соотношения индивидуальной свободы, творческой самореализации человека и власти церкви. Для православной метафизической традиции человеческая свобода - это, прежде всего, вечное волевое, мужественное и ответственное «предстояние перед Божественным Абсолютом». В этой связи рассматривается еще одна составляющая оптимистического мировоззрения - свобода выбора. В споре оптимизма с пессимизмом напряженно звучит дилемма Добра и Зла. Однозначно противопоставляя Добро и Зло, православное вероучение в различных своих формах (в философской, в этической, в художественной) последовательно проводит принцип «положительного всеединства». Обоснование личного бессмертия выступает стержнем религиозной антропологии, выстраиваемая метафизика соборного мироогношения возвышает сознание человека до постижения особости исторической миссии богоизбранных народов, заключенной не в принудительном навязывании вероучения, а в духовном их врачевании, в создании (или проявлении) возможностей для добровольного избрания ими дороги Добра. В этом и проявляются оптимистические черты традиционного русского соборного миро-отношения, реализуемого средствами традиционных православных нравственных категорий, таких как вера, надежда, любовь, добро и абсолютное благо.

В четвертом параграфе «Феномен оптимизма в русской народной культуре» суммируются духовные основания оптими-

стического мировоззрения русского народа, вобравшие в себя дохристианские мифологические представления древних славян и особенности официальной православной культуры (христианские идеи и нормы). На примере традиционных народных праздников приводятся конкретные проявления оптимистического мировоззрения в народном фольклоре. Кроме того, рассматриваются культурно-исторические предпосылки оптимистического мировоззрения, нашедшие отражение в самобытных особенностях русского национального характера, таких как целеустремленность, упорстве, вера в торжество добра над злом, в творческие и созидательные силы человека и общества, воля к победе, стремление к справедливости, жизнелюбие, юмор, самоирония. Закрепленные в русской народной культуре (сказки, потешки, песни, загадки и г.д.), они транслируются из поколения в поколение, благодаря гуманистическому воспитательному потенциалу, заложенному в русской народной культуре. Это способствует формированию оптимистического мировосприятия и позитивных духовно-ценностных ориентации личности с раннего детства. Цель воздействия на личность ребенка в русской народной культурной традиции понимается как создание «образа совершенного человека» и рассматривается не как дальняя перспектива, а как практическое руководство к постоянному непрерывному поэтапному формированию необходимого семье и обществу младенца, дитя, отрока, юноши, взрослого. Анализ источников народной мудрости, посвященных воспитанию, показывает, что одной из величайших ценностей в обыденном сознании представляется сам человек и его жизнь. Поэтому радостное восприятие жизни, формирование осознанного чувства ее надежности является ведущим лейтмотивом русской народной культурно-воспитательной традиции.

Во второй главе «Оптимизм в культурном пространстве современности» раскрываются особенности проявлений феномена оптимизма в социальном, нравственном и художественном творчестве субъектов культуры.

В первом параграфе (Социальный оптимизм в условиях переходного периода» раскрывается сущность понятия «социальный оптимизм» с позиций социального творчества личности

и общества как субъектов культуры, а также рассматриваются его особенности в контексте культуры переходного периода.

Социальный оптимизм - это уверенность людей в прогрессивной перспективе развития общества, убежденность в том, что будут созданы благоприятные условия для реализации их творческого потенциала, социальной востребованности, осуществления их профессиональных ролей. В основе социального оптимизма лежит стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с позитивными общественными идеалами. Эти преобразования не только совершенствуют общество на принципах социальной справедливости, но и могут привести к смене общественных формаций. Момент перехода от одной общественной формации к другой представляет собой переходный период, сопряженный с процессом смены ценностных ориентации.

Переходный период со свойственными ему культурными процессами рождает кризисную ситуацию личностного, общественного, духовного разлома, провоцирующую пессимистические настроения в обществе. Формирование социального оптимизма как силы противостоящей пессимистическим тенденциям в обществе в этой ситуации возможно при условии, что возникающая система ценностей будет базироваться на позитивных ценностях прошлой эпохи, модернизированных с учетом условий современного социокультурного пространства. Такими положительными ценностями являются «коллективизм» в форме новой корпоративной системы, «патриотизм» в виде идеи государственности, новой национальной идеи и общечеловеческие ценности («семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм»), консолидирующие человеческое сообщество.

Исходя из понимания нами социального оптимизма, как уверенности людей в прогрессивной перспективе развития общества можно выделить следующие его системообразующие элементы: 1) гуманистическое понимание смысла жизни, при котором человек - главная ценность и цель общественного развития; 2) уверенность в позитивных изменениях в будущем, которая детерминирует жизненную позицию личности, уровень её социальной активности; 3) формирование гражданского обще-

ства, обеспечивающее субъекту знание условий достижения своего материального, социального и духовного благополучия; 4) формирование критичного отношения к действительности, позволяющее реально оценить перспективы дальнейшего развития

В соответствии с возможностями социального оптимизма как мощного фактора, влияющего на процесс адаптации к новым формам общественной жизнедеятельности, развиваются и его функции: как источника повышения социальной активности членов общества; как условия роста гражданской ответственности; как стимула формирования позитивных целей и задач деятельности и корректировки способов их реализации; как регулятора противоречий, возникающих в процессе достижения целей деятельности; прогнозирования и программирования результатов социального творчества личности и общества.

Позитивным итогом процесса адаптации личности является формирование системы новых устойчивых социокультурных ценностей общества, способствующих преодолению обществом кризисных явлений.

Во втором параграфе «Нравственный оптимизм в системе культурных ценностей современности» рассматривается место и роль нравственного оптимизма в системе духовно-ценностных ориентации современности. Нравственный оптимизм это мировосприятие и мироотношение человека к обществу и природе, которое проявляет себя в системе общечеловеческих этических норм и ценностей. В основе нравственного оптимизма лежит стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с гуманистичгскими общечеловеческими ценностями.

Поскольку нравственные ценностные ориентации и оптимистическое мироощущение язляются частью духовно-нравственной сферы личности и общества, постольку процесс формирования нравственных ценностей и нравственного оптимизма взаимообусловлен механизмом реализации нравственных потребностей личности и общества как субъектов культуры.

Этические категории блага, добра и зла, справедливости, долга, совести, ответственности, чести, достоинства, смысла жизни и счастья, представленные в моральных нормах, являют-

ся одним из необходимых условий реализации нравственных потребностей. Нравственный оптимизм возникает как эмоционально-положительный результат реализации нравственных потребности во всех сферах творчества личности и общества.

Нравственный оптимизм определяет направленность куль-туротворческой деятельности человека как субъекта культуры с одной стороны посредством норм общечеловеческой морали, созданных и усвоенных личностью в процессе социального развития, а с другой стороны посредством эмоционально-волевой сферы личности, проявляющейся в положительном мотиваци-онно-побудительном фоне культуротворческой деятельности. Специфика нравственного оптимизма как мировоззренческой позиции в обществе заключается в аксиологическом рассмотрении системы нравственных норм и ценностей, присущих обществу на настоящем этапе развития и последствий их реализации в будущем.

Проанализировав ряд негативных тенденций, связанных с такими явлениями современности как угроза международного терроризма, межэтнические конфликты, вопросы глобализации экономического и культурного пространства, угроза экологической катастрофы, проблемы самовоспроизводства человечества (этические вопросы клонирования), были выявлены возможности нравственного оптимизма в системе культурных ценностей современного общества как аксиологической составляющей Одним из путей решения этих проблем является смена ценностных приоритетов и деятельностных установок сообразно с ко-эволюционными представлениями. Именно нравственный оптимизм как приоритетная тенденция в системе мировоззрения способен влиять на процесс развития духовно-ценностных ориентации современного российского общества и способствует тем самым быстрейшему выходу из духовно-нравственного кризиса. В этой ситуации нравственный оптимизм выполняет функцию регулятора процесса формирования духовно-ценностных ориентации современного общества и нравственных критериев оценки последствий человеческой деятельности. Утверждение позитивных гуманистических коэволюционных ценностей человечества и формирование нравственного опти-

мизма может осуществляться в первую очередь средствами художественной культуры.

В третьем параграфе «Оптимизм в современной художественной культуре» анализируется роль произведений художественной культуры в процессе формирования оптимистического мировоззрения. Оптимизм является сущностной характеристикой художественной культуры как акта созидательного творчества и проявляется в жизненном и социальном значении искусства и культуры для человечества в целом. Его ценность заключается в эмоциональной и рациональной жизнеутверждающей основе, которую он создает как смысложизненный базис культуры, утверждающий приоритетные культурные ценности, стержнем которых является гуманизм. Оптимистическое мировоззрение в контексте современной художественной культуры выполняет функции стимуляции и направляющего вектора гуманистического развития личности и общества как субъектов культуры; социализации и трансляции общечеловеческих нравственных ценностей (гуманизм, добро, любовь, доверие, отзывчивость, сопереживание, сорадование и др.). В эффектах Бездейственности произведения искусства (эффект катарсиса или эффект катастрофы) находит отражение и конституирующая функция воздействующего произведения, и опосредующая функция творческой активности воспринимающей личности, представляющие тот или иной тип субъекта культуры (ориентированного на искусство с доминантной функцией эстетического воздействия или ориентированного на искусство с доминантой функции познавательно-экзистенциальной, что предполагает смыслотворчество воспринимающих субъектов).

Гармония художественных структур и гармонизирующий эффект воздействия искусства (классические формы искусства) обеспечивает личности сопричастность с идеальным, внушает веру в вечные ценности чеювеческой культуры, рождает оптимистическое мировосприятие. Акцент искусства на функции эстетического удовольствия, а также эффект завершённости действия у воспринимающих создаёт закрытость, самодостаточность ситуаций художественной коммуникации в общем контексте ситуаций человечесюй жизни в первом случае художест-

венного воздействия. Позитивный смысл эффектов воздействия произведений постмодерна связан с открытостью, нелинейностью их структуры, что дает эффект незавершенности действия. Благодаря этому воспринимающий субъект попадает в пространство, где не дается пути к готовым смысловым структурам, но, скорее, обозначается место, где субъект может остановиться для самостоятельного осознания смысла - рождается ситуация творческого самопреобразования в соответствии с позитивными, оптимистическими жизненными идеалами.

Жизнеутверждающее начало, заложенное в художественной культуре, дает человечеству надежду, необходимую для оптимистичного восприятия жизни, понимания ценности ее.

В заключении изложены основные результаты исследования оптимизма как явления культуры, показаны возможности их использования.

Основные положения и результаты диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Абоносимова Е.В. Взгляды Е.П. Аквилонова на природу оптимизма в культуре // Языки и смыслы культуры: Межвуз. сб. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. (0,3 пл.).

2. Абоносимова Е.В. Интеллектуально-культурологические составляющие оптимистического мироощущения русского народного характера // Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологи: Мат-лы науч конф. преподавателей, аспирантов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. (0,3 п.л.).

3. Абоносимова Е.В. Категории оптимизма и пессимизма в культуре: историко-философский анализ // Языки и смыслы культуры: Межвуз. сб. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. (0,3 пл.).

4. Абоносимова Е.В., Семина B.C. Культурфилософская диалектика смеха и оптимизма // IX Цержавинские чтения. Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2004 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. (0,2 пл.).

5. Абоносимова Е.В. Нравственный оптимизм в контексте ценностных ориентаций современной российской культуры // Проблемы государства, права, культуры и образования в совре-

менном мире: Мат-лы Всерос. науч.-практ. интернет-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. (0,3 п.л.).

6. Абоносимова Е.В. Оптимизм в культуре эпохи Возрождения // IX Державинские чтения. Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2004 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. (0,3 п л.).

7. Семина B.C., Абоносимова Е.В. Оптимизм в православной культурной традиции. // Языки и смыслы культуры Т. 2: Сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. (0,7 п.л.).

8. Абоносимова Е.В. Оптимизм как профессиональное качество социального работника // Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. (0,5 п.л ).

9. Абоносимова Е.В. Социальный оптимизм в условиях переходного периода // Языки и смыслы культуры. Т. 2: Сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р Державина, 2004. (0,3 п.л.).

10. Абоносимова Е.В. Проявления оптимизма в современной художественной культуре Ч X Державинские чтения. Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005 (в печати). (0,2 п.л.).

Подписано в печать 10 12 2004 г Формат 60x48/16 Объем 1,28 п л Тираж 100 но Заказ №1354 Бесплатно 392008, г Тамбов, Советская, 181а Издательство Тамбовского государственною универси1е[а им Г Р Державина

|Б Русский фонд

2006-4 -- 8 93 2562

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абоносимова, Екатерина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ОПТИМИЗМА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

§ 1.1. Оптимизм в истории философско-культурологической мысли.

§ 1.2. Диалектика оптимизма и пессимизма в культурном пространстве.

§ 13. Оптимизм в контексте православной культурной традиции.

§ 1.4. Феномен оптимизма в русской народной культуре

ГЛАВА 2. ОПТИМИЗМ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ..------------.-----------------------------.

§ 2.1. Социальный оптимизм в условиях переходного периода.

§ 2.2. Нравственный оптимизм в системе культурных ценностей современности.

§ 23. Оптимизм в современной художественной культуре.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Абоносимова, Екатерина Валерьевна

Актуальность темы исследования. Оптимизм как феноменологический стержневой элемент культуры всегда выступал в качестве основы всех ее направлений, структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную культуротворческую деятельность человечества. Традиционные культуры обращали на развитие оптимизма, духовной стойкости самое пристальное внимание, создавая для этого множество методик, технологий, запечатлевая их в базовых ценностях и передавая их из поколения в поколение. Вместе с тем современные процессы глобализации породили такую социокультурную ситуацию, в которой традиционные культурные ценности явно не поспевают за ее развитием. В силу этого духовная константа человечества претерпевает изменения, в поле которых все чаще поселяются пессимистические чувства и настроения. Сужение и ослабление качественных и количественных основ оптимизма приводит к явному дисбалансу психологической стабильности личности и общества. Эти процессы привели к необходимости исследования его сущности, актуализировали исследования оптимума духовного здоровья человечества.

Оптимизм как эмоционально-рациональная мировоззренческая составляющая социума способен не только восстановить духовное здоровье, но и консолидировать общество на основе стремления к творческому созидательному преобразованию всех сторон действительности. История человечества доказала, что развитие общества возможно, если в основу деятельности как личности, так и социума будут положены принципы оптимизма как эмоционально-позитивного базиса культуры. Это обстоятельство делает актуальным его изучение не только в рамках отдельных отраслей знания, но и в контексте интегративного культурологического знания, где личность рассматривается как совокупный субъект культурной деятельности.

Актуальность исследования определяется также и тем, что изучение оптимизма как основы культуры, возникшего на стыке различных срезов человеческого бытия, открывает новые возможности для более полного понимания человека как субъекта культуры, преобразователя социокультурного пространства современности. В нем человек может проявить себя наиболее полно, основываясь на нравственно-эстетическом содержании оптимизма. Оптимистическое мировоззрение в этом случае выступает как продуктивная основа культуротворческой деятельности и ориентир интегративной нормы нравственного развития человечества.

Аксиологический аспект изучения оптимизма позволяет стимулировать поиск и утверждение гуманистических нравственных идеалов и ценностей. Здесь собственно гуманитарная культура, ориентированная на создание универсальных человеческих ценностей, закрепленных в художественных образах, теоретических конструкциях, нравственных нормах, обычаях и традициях в значительной степени влияет на процесс развития общества. Поэтому, изучение предложенной проблемы способствует качественно новому уровню формирования современных направлений развития России.

Понимание оптимизма как позитивного рационально-эмоционального компонента культуры человечества делает его предметом всестороннего исследования. Поэтому наряду с общеметодологическим культурологическим подходом представляется необходимым комплексное исследование духовных основ оптимизма, заключенных в православной культурной традиции. Их изучение и реализация в культуротворческом процессе могут выступить платформой для восстановления оптимизма в структуре системы духовных ценностей современного общества.

Таким образом, оптимизм в культуре как интегративное явление, затрагивающее все сферы социального и личностного творчества, представляет собой общекультурный феномен, имеющий универсальный мировоззренческий характер, что делает его одним из смысложизненных компонентов, как в культуре прошлых эпох, так и в контексте современной культурной ситуации^

Несмотря на то, что проблема оптимизма являются неотъемлемой частью истории культуры, она, к сожалению, не нашла достойного места в границах современного культурологического знания. Значительное число работ, так или иначе связанных с данной тематикой, завершается 80-ми годами XX столетия. Все это в совокупности послужило причиной выделения оптимизма как явления культуры в качестве предмета диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен оптимизма явился предметом исследования целого ряда гуманитарных наук: философии, психологии, социологии, политологии, культурологи, антропологии и др. В рамках этих наук изучались различные стороны этого явления. Между тем, предпринятый нами анализ источников позволяет говорить об отсутствии целостной концепции оптимизма как культурного явления.

Категория оптимизма привлекала внимание исследователей с незапамятных времен. Так, в античной философии оптимистическая сущность мышления человека рассматривалась такими философами, как Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Эта традиция была продолжена в творчестве философов-рационалистов: Р. Декарта, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля, Г.Лейбница. В оптимистическом мировоззрении философы-стоики (Сенека, Эпиктет, М.Аврелий) находили у человека стимулы к творческой деятельности.

Средневековые мыслители (Августин Блаженный, Н.Кузанский), изучая природу оптимизма, усматривали ее в любви к Всевышнему, в заботе человека о своей духовной сущности. Лучшие умы эпохи Возрождения (Пико дела Мирандола, Лоренцо-Валла, Данте Алигьери) ассоциировали феномен оптимизма с идеями гуманизма. Мыслители Нового времени (Парацельс, Б. Телезио, Дж. Бруно, Б. Паскаль и др.) связывали оптимизм с верой в прогресс человечества. В эпоху Просвещения споры относительно природы оптимистического мироощущения сводились к дискуссии о природе альтруизма и гуманности (Т. Гоббс, Дж Локк, К. Гельвеций, Д. Юм и др.).

Состояние европейского общества конца XIX века спровоцировало возникновение серьезной дискуссии о правомерности оптимистического и пессимистического типов мировоззрения. Этой проблеме посвящены работы известных социологов, историков, физиологов, философов (П.Е. Астафьев, Ф. Брюнетьер, Н.Я. Грот, С. Грузенберг, , Н.А. Колосов, Н.А. Котляревский, П. Лоскутов, И.И. Мечников, Е. Саго (Е. Каро), J. Sully (Дж. Сели), С. Darrow (К. Дерроу), J. Bailey (Дж. Белли) и др.).

Разработке различных проявлений социального оптимизма, таких как настроения, эмоции, чувства масс, нравственная сущность социального оптимизма, оценочный модус, принцип инновационного мировоззрения, посвящен ряд исследований отечественных ученых (Н.Г. Володина, А.Р. Геворкян, О.Г. Дробницкий, Н.Г. Золотухина-Аболина, Б.Г. Кузнецов, В.М. Михеев, B.C. Овчинников, Б.Д. Парыгин, Е.М. Решетникова, В.И. Синютин, Ш.Х. Боташева и др.).

Социально-исторические и аксиологические аспекты изучения оптимизма представлены в работах таких известных отечественных исследователей, как Э.М. Андреев, И.С. Кон, В. Библер, М.Я. Гефтер, А.Я. Гуревич, А.В. Гулыга, Н.С. Плотников, Н.Н. Неретина, В.М. Межуев, М.К. Мамардашвили, Н.П. Медведев, Б.Г. Кузнецов, Н.Б. Маньковская, И.П. Нужельская, Н.Г. Жулинский, Н.Г. Володина, В.И. Скрынченко, П.Е. Сивоконь и др.

Христианские основания оптимистического мировоззрения были проанализированы в работах И.И. Мечникова, Е.П. Аквилонова, Н.А. Бердяева, А.С. Хомякова, П.В. Мокиевского, Ф.Ф. Гусева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, П. Флоренского, Н. Федорова и др.

Психологические и педагогические стороны формирования оптимистического мировосприятия рассматривались в работах таких авторов как: В.Е. Смирнов, А.Г. Ковалев, З.Фрейд, Г.Лебон, J. Czapinski, И.С. Кон, Е.И. Рогов, К.А. Абульханова-Славская, Л.Д. Столяренко, А.С. Макаренко, А.П. Ушинский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Коротких, Г.В. Лунина и др.

В социологии проблемы оптимизма в той или иной степени представлены в работах таких выдающихся ученых XX века, как П. Сорокин, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Ю.Г. Волков, В.И. Курбатов, С.И. Самыгин, С.И.

Попов, Т.А. Тимофеев, Г.Х. Шахназаров, а также в работах современных социологов - Нужельской И.П., Ряжских А.Ю. и др. Социологический аспект данной проблемы проявляется в изучении настроений электората. Этим вопросам также уделяли достаточное внимание многие зарубежные философы, такие как: Ш. Бюлер, М. Зелигман, А. Швейцер, Э. Шпрангер, Т. Парсонс, К.Кенстоун, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К.Ясперс, Э. Тоффлер, Ж.-Ф. Лиотар, R. В. Bailey (Р. Бейли), U. Веег (Э. Бёр), Н.-Н. Angermiiller (Х.-Г. Ангермиллер), К. Gabler (К. Геблер), F. Rupprecht (Ф. Руппрехт) и др.

Перечисленный ряд авторов и их концепции свидетельствуют о наличии попыток разностороннего изучения проблемы оптимизма в истории гуманитарного знания. Однако, до сих пор, так и не сформировалось единого подхода к этому феномену как явлению культуры. По нашему мнению, одним из таких подходов может стать рассмотрение оптимизма с позиций интегративного культурологического знания.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущностных характеристик оптимизма как явления культуры и рассмотрении его модификаций в различных видах творчества личности и общества как субъектов культуры.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

• исследовав сущность и природу оптимизма, дать родовое определение этого понятия как явления культуры;

• выделить духовные основания оптимизма в православной культурной традиции;

• выявить исторические корни и формы проявления оптимизма в русской народной культурной традиции;

• рассмотреть модификации социального оптимизма в культуре переходного периода; раскрыть особенности оптимизма в рамках духовно-практического творчества в системе современных ценностей по векторам нравственной и художественной культуры.

Объектом диссертационного исследования является оптимизм как явление культуры и философско-культурологическая категория, рассматриваемый с позиций культурно-антропологического анализа.

Предметом исследования выступает процесс формирования оптимизма в контексте культуры и особенности его проявления в социальном, нравственном и художественном творчестве личности и общества.

Теоретико-методологической основой исследования выступают культурфилософские и историко-культурные концепции человека и общества, сложившиеся на рубеже XIX и XX веков, а также на протяжении XX - начала XXI веков, представленные такими авторами как И.И. Мечников, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, В.И. Синютин, А.Р. Геворкян, С.С. Аверинцев, А. Мень, В. Библер, М.К. Мамардашвили, JI.H. Коган, О.П. Елисеев, А.М. Ковалёв, Э.В. Соколов А. Швейцер, Ш. Бюлер, О. Шпенглер, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, А. Камю, КЛсперс, Э. Тоффлер, А. Тойнби, Тейяр де Шарден, Ж.-Ф. Лиотаридр.

Основными методами исследования являются: контент-анализ литературы; метод системного анализа; метод интерпретации; типологический метод; аксиологический метод; семиотический метод.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в: рассмотрении оптимизма как стержневого феноменологического элемента культуры, который выступает как специфическое культурно-антропологическое качество социума, фиксирует и формирует характер взаимодействий между личностью и обществом;

• выделении трех основных сфер проявления оптимизма в культуре: социального, нравственного и художественного творчества. Они типологизируются, выступая как: 1) социальный оптимизм; 2) нравственный оптимизм; 3) эстетический оптимизм. Это в целом трансформируется в платформу-механизм, реализованный в конкретной деятельности, с устойчивой системой позитивных нормативных ценностей;

• выявлении ценностной значимости социального оптимизма в культуре переходного периода как фактора, консолидирующего социальные страты соответственно профессиональным, демографическим, ситуативным и иным позициям, позволяющего проанализировать его функции как источника повышения социальной активности членов общества; как условия роста гражданской ответственности; как катализатора формирования позитивных общественных целей и задач, а также корректора способов их реализации.

• раскрытии специфики нравственного оптимизма как этического содержания жизнедеятельности человеческого сообщества, проявляющегося в системе позитивных нравственных норм и ценностей, лежащей в основе оценки творческой активности личности и общества как субъектов культуры;

• рассмотрении смысла и исторической необходимости возникновения эстетического оптимизма как смысложизненного базиса культуры, проявленного в образах художественной культуры и ревизующего функции:

- утверждения и поддержания ценности жизни;

- жизнеохранения культуры, транслирующей общечеловеческие ценности;

- эмоционально-положительного разряжения аффективных чувств.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов исследования: в разработке ряда государственных программ в области социальноэкономической и культурной политики, в качестве теоретической базы для разработки специальных и факультативных курсов высших и средних учебных заведений.

Диссертационное исследование представляет определенный научный интерес для прикладных исследований в области антропологии, истории, культурологии, политологии, психологии, социологии, социальной работы и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оптимизм выступает мотивационной и эмоционально-рациональной мировоззренческой основой социального, нравственного и художественного творчества. Являясь социально обусловленной подструктурой мотивационной системы личности, он проявляется в уверенности в правильности избранной цели творческого преобразования действительности и в возможности ее осуществления.

2. Духовные основания оптимизма проистекают из православной культурной традиции, синтезировавшей в себе дохристианские представления древних славян, образцы народной художественной культуры (сказки, былины, сказания, песни, загадки и др.), христианские ценности и нормы, отраженные в идее соборности, свободы воли, основных православных нравственных ценностях: вере, надежде, любви, добре и абсолютном благе. Трансформируясь в процессе исторического развития, они и в настоящее время являются базовыми для формирования оптимизма в структуре новой системы духовных ценностных ориентаций современного социума.

3. Основанием социального оптимизма является стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с позитивными идеалами. Фундаментом для его формирования выступают модернизированные ценности общества, учитывающие изменения социокультурного пространства: "коллективизм" как корпоративная культура, "патриотизм" как идея государственности, новая национальная идея и блок ценностей - "семья", "безопасность", "свобода", "духовность", "гуманизм" как элементы консолидации российского общества;

4. Нравственный оптимизм основывается на стремлении к творческому преобразованию действительности в соответствии с гуманистическими общечеловеческими ценностями и идеалами. Морально выдержанная нормативная основа позволяет обеспечить качественное функционирование и развитие социального организма, консолидированное оптимистическим мировоззрением. Оно становится регулятором ориентаций современного российского общества в процессе построения коэволюционной системы ценностей гуманистической культуры.

5. Оптимистическое мировоззрение в контексте современной художественной культуры выполняет функции стимуляции и направляющего вектора гуманистического развития личности и общества как субъектов культуры; социализации и трансляции общечеловеческих нравственных ценностей (гуманизм, добро, любовь, доверие, отзывчивость, сопереживание, сорадование и др.)

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования освещались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003), «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования» (Тамбов, 2004); «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2004); «IX Державинские чтения» (Тамбов 2004); в научных статьях. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 3,4 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Оптимизм как явление культуры"

Заключение

Важное место в проблемном поле философско-культурологического знания занимает история спора о приоритетности одного из противоположных мировоззренческих принципов: оптимистического и пессимистического. В работах целого ряда авторов, принадлежащих к различным эпохам и течениям в философии, психологии, социологии и других областях гуманитарного знания можно обнаружить отдельные суждения, а также целые концепции, отражающие суть этого спора. Но, несмотря на пристальное внимание к предмету этого спора оптимизм в контексте культурологического знания не рассматривался как явление культуры.

В процессе исследования автором выявлены основные типологические характеристики оптимизма как явления культуры. При этом за основу была взята творческая активность личности и общества как субъектов культуры. Поскольку творчество - это деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации, оптимистическое мировоззрение рассматривается автором в качестве мотивационной и эмоционально-рациональной содержательной основы творческой активности субъектов культуры. Оптимизм является социально обусловленной подструктурой мотивационной системы личности, характеризующейся уверенностью в истинности избранной цели творческого преобразования действительности и в возможности ее осуществления, которая базируется на позитивном эмоциональном фоне.

Духовные основы оптимизма в результате анализа обнаруживаются в православной культурной традиции, синтезировавшей в себе дохристианские представления древних славян и собственно христианские идеи и нормы. Это нашло свое выражение в идее соборности, свободы воли, а также в основных православных добродетелях, таких как вера, надежда, любовь, добро и абсолютное благо.

Исторически обусловленные черты оптимистического мировоззрения отражены в самобытных чертах русского национального характера. Это такие выделенные нами качества как целеустремленность, упорство; вера в торжество добра над злом, в творческие и созидательные силы человека и общества, воля к победе, стремление к справедливости, жизнелюбие, юмор, самоирония. Закрепленные в русской народной культуре, они транслируются из поколения в поколение, благодаря гуманистическому воспитательному потенциалу, заложенному в русской народной культуре (сказки, потешки, песни, загадки). Это способствует формированию оптимистического мировосприятия и позитивных духовно-ценностных ориентаций личности с раннего детства.

Духовные основания оптимизма, сформировавшиеся в рамках русской народной культурной традиции и под воздействием официальной православной культуры и в настоящее время являются базовыми для его формирования в структуре новой системы ценностных ориентаций современного российского общества переходного периода.

Актуальность обращения к проблеме оптимизма в настоящее время диктуется теми экономическими, политическими и социокультурными изменениями современного мирового сообщества, повлекшими за собой реформацию всей системы базовых ценностей, в том числе и мировоззренческих. Оптимистическое мировосприятие в этой ситуации является жизнеутверждающим стержнем преобразований действительности в сферах социального, нравственного и художественного творчества личности как субъекта культуры. Именно поэтому, рассматривая феномен оптимизма в современном социокультурном пространстве, мы обратились к таким его типам как социальный оптимизм, нравственный оптимизм и творческий оптимизм.

В процессе анализа выявлено, что в основе социального оптимизма переходного периода лежит стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с позитивными общественными идеалами. Фундаментом для формирования социального оптимизма как силы противостоящей пессимистическим тенденциям российского общества переходного периода является система ценностных ориентаций, базирующаяся на позитивных ценностях прошлой эпохи, модернизированных с учетом условий современного социокультурного пространства. Этими ценностями являются "коллективизм" в форме новой корпоративной системы, "патриотизм " в виде идеи государственности, новой национальной идеи и блок ценностей - "семья ", "безопасность "свобода ", "духовность ", "гуманизм " -консолидирующих современное российское общество.

Формирование социального оптимизма в контексте культуры переходного периода протекает в сложнейших социокультурных условиях смены политических, экономических и духовно-нравственных ценностных ориентаций. Тем не менее, в российском обществе возникли и описаны нами необходимые предпосылки для развития социального оптимизма: тенденции стабилизации социально-экономического и политического положения в стране. Эти важнейшие составляющие социального оптимизма создают благоприятную атмосферу для формирования его духовно-нравственных основ: духовного обновления общества на основе сохранения культурной преемственности народов России, создания в обществе уважительного отношения к народным традициям; плюрализма в культуре, обеспечивающего возможность свободной самореализации личности в процессе социального творчества; совершенствования работы средств массовой информации как транслятора культурно-нравственных ценностей общества; развития культуры мировоззренческой рефлексии над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора; деятельностного, активного, конструктивного отношения к действительности. В соответствии с основной ролью социального оптимизма как фактора, стимулирующего процесс адаптации к новым формам общественной жизнедеятельности, развиваются и его функции: социальный оптимизм, во-первых, это источник повышения социальной активности членов общества, во-вторых, условие роста гражданской ответственности, в-третьих, катализатор формирования позитивных целей и задач социального творчества и корректор способов его реализации, в-четвертых, регулятор противоречий, возникающих в процессе достижения целей деятельности, в-пятых, функция прогнозирования и программирования социальной деятельности. Позитивным результатом процесса адаптации является формирование системы новых устойчивых социокультурных ценностей общества.

Как показала проведенная аналитическая работа в основе нравственного оптимизма лежит стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с гуманистическими общечеловеческими ценностями. Решение вопроса о влиянии нравственного оптимизма на процесс формирования духовно-ценностных ориентаций современной культуры имеет принципиальное значение. Нравственный оптимизм - это оценка и определение норм нравственного поведения. Моральные нормы как основа нравственного оптимизма направлены на обеспечение наиболее оптимального функционирования и развития социального организма, состоящего из индивидов в данных культурно-исторических условиях.

Проанализировав ряд негативных тенденций, связанных с такими явлениями современности как угроза международного терроризма, межэтнические конфликты, вопросы глобализации экономического и культурного пространства, угроза экологической катастрофы, проблемы самовоспроизводства человечества (этические вопросы клонирования), были выявлены возможности нравственного оптимизма в системе культурных ценностей современного общества как аксиологической составляющей.

Одним из путей решения этих проблем является смена ценностных приоритетов и деятельностных установок сообразно с коэволюционными представлениями. Именно нравственный оптимизм как приоритетная тенденция в системе мировоззрения задает гуманистический вектор развития духовно-ценностных ориентаций современного российского общества и способствует тем самым быстрейшему выходу из духовно-нравственного кризиса. Утверждение позитивных гуманистических коэволюционных ценностей человечества и формирование нравственного оптимизма может осуществляться в первую очередь средствами художественной культуры.

Эстетический оптимизм является сущностной характеристикой художественной культуры и искусства как актов созидательного творчества и проявляется в жизненном и социальном значении искусства и культуры для человечества в целом. Ценность оптимизма в культуре заключается в той необходимой эмоциональной и рациональной жизнеутверждающей основе, которую он создает как смысложизненный базис культуры, утверждающий приоритетные культурные ценности, стержнем которых является гуманизм. Оптимистическое мировоззрение в контексте современной художественной культуры выполняет функции стимуляции и направляющего вектора гуманистического развития личности и общества как субъектов культуры; социализации и трансляции общечеловеческих нравственных ценностей (гуманизм, добро, любовь, доверие, отзывчивость, сопереживание, сорадование и др.). В эффектах воздейственности произведения искусства (эффект катарсиса или эффект катастрофы) находит отражение и конституирующая функция воздействующего произведения, и опосредующая функция творческой активности воспринимающей личности, представляющие тот или иной тип субъекта культуры (ориентированного на искусство с доминантной функцией эстетического воздействия или ориентированного на искусство с доминантой функции познавательно-экзистенциальной, что предполагает смыслотворчество воспринимающих субъектов).

Гармония художественных структур и гармонизирующий эффект воздействия искусства (классические формы искусства) обеспечивает личности сопричастность с идеальным, внушает веру в вечные ценности человеческой культуры, рождает оптимистическое мировосприятие. Акцент искусства на функции эстетического удовольствия, а также эффект завершённости действия у воспринимающих создаёт закрытость, самодостаточность ситуаций художественной коммуникации в общем контексте ситуаций человеческой жизни в первом случае художественного воздействия.

Позитивный смысл эффектов воздействия произведений постмодерна связан с открытостью, нелинейностью их структуры, что дает эффект незавершенности действия. Благодаря этому воспринимающий субъект попадает в пространство, где не дается пути к готовым смысловым структурам, но, скорее, обозначается место, где субъект может остановиться для самостоятельного осознания смысла -рождается ситуация творческого самопреобразования в соответствии с позитивными, оптимистическими жизненными идеалами.

Жизнеутверждающее начало, заложенное в художественной культуре, дает человечеству надежду, необходимую для оптимистичного восприятия жизни, понимания ценности ее.

В своем исследовании мы проанализировали одну из актуальнейших тем современной философско-культурологической мысли. Судьба мировой цивилизации и российской культуры в будущем зависит от того, сможет ли она выйти из затяжного кризиса в настоящем. Одним из возможных вариантов выхода из этого кризиса является способность к творческому преобразованию действительности сообразно идеалам оптимистического мировоззрения. От того, будет ли создана новая жизнеспособная система ценностных ориентаций в современном обществе, во многом зависит будущее человечества.

 

Список научной литературыАбоносимова, Екатерина Валерьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие, СПб.; Изд-во В.А. Михайлова, 1999.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7, 9.

3. Аквилонов Е.П. Бессмертие // Христианское чтение, 1912. № 3.

4. Аквилонов Е.П. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. Спб.: тип. И.В. Леонтьева, 1905.

5. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.В. Куликов. СПб.: «Питер», 2000.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968.

7. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 1997.

8. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.

9. Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.

10. Антология русской философии. В 3 т. Т. 1: Учеб. Пособие / ред. Шлионский Л.М.; СПб., 2000.

11. Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 4./ Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984.

12. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

13. Аскоченский Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям). Социально-психологические проблемы идеологии и политики. М., 1991.

14. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж: Изд-во института практической психологии, 1996.1518