автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Опыт политического строительства в Китае для развития теории социализма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт политического строительства в Китае для развития теории социализма"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КИТАЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗМА
(Специальность 09.00.02 — теория научного социализма и коммунизма)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
УДК I МИ
ПАНФИЛОВ Никита Владимирович
ЛЕНИНГРАД 1990
Работа выполнена па кафедре теории социализма Института повышения квалификации при Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете.
Научный руководитель — кандидат философских наук, доцент Шнкин Ю. М.
Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор Колесников А. С.; кандидат философских наук, доцент Ланцов С. А.
Ведущая организация — Ленинградским электротехнический институт им. В. Ульянова (Ленина).
Защита состоится 20 сентября 1990 г. в 15.30 час. на заседании
Специализированного совета К 063.57.28 по присуждению ученой степени кандидата наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете.
Адрес: 199034, Ленинград, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 151.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А. М. Горького Ленинградского государственного университета.
Автореферат разослан « 1-г »
1990 г.
Ученый секретарь Специализированного сов! кандидат философских и; доцент
1 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ -
Актуальность темы исследования
Современный imp вступает в качественно более высокий этап-своего развития и, хотя мировоззренческое осмысление этого факта находится еще в начальной стадии, можно с уверенностью говорить о таком явлении в истории человеческой циви-лиэадии, которое способно перевернуть общепринятые представления о ее настоящем и будущем.
В 80-х годах со всей неотвратимостью обозначилась самая основополагающая истина: общество, тот общественный строй, которые не найдут адекватных ответов на вызов Лтого сложного времени, затрагивающий сами, основы человеческого сущеотвова-. ния - будь то в экономической, политической, социальной.или другой сфере жизни, - окажется на обочине индустриальной цивилизации XXI века. Изменения материальной базы современного, общества ускоряют перемены, в его, политической сфере.
Важно подчеркнуть, что все эти процессы изменений d политической сфере общества, в том.числе и современного китайского, .долины рассматриваться с точки зрения их значимости для поступательного развития человеческой цивилизации. г
Советский Союз, исходя из анализа реалий современного мира, подытожил и.обобщил результаты интенсивных поисков многих людей и стран, свел их в единую систему взглядов, пронизанную идеей общечеловеческой солидарности, гражданских прав и свобод личности, заботой о мире, природной и духовной сфере, жизнедеятельности человека. В результате сформировались основы того философского понятия, которое получило название "новое'политическое шиление".1
Самую благотворную роль сыграло'"новое политическое мышление" в деле нормализации:советско-китайских отношений, преодоления длительного и болезненного периода отчужденности, недоверия, а подчас и конфронтации во взаимосвязях между двумя социалистическими государствами. В мае 1983 года в Пекине состоялась первая за три. десятилетия,' проиедших'со времени! визита Н.С.Хрущева, встреча высшего-.руководства'обоих
^ Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей стра- ' • ны и для всего мира. - м.: Политиздат, I9B8, ; .
- г -
государств. Встреча открыла качественно новый этап в развитии отношений, отныне они обрет'аиЗт стабильный характер, основываясь на-каких факторах, как: общепризнанные принципы межгосударственных отношений.(взаимное уважение суверенитета и территориальной цегостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равноправие и взаимная выгода, мирное сосуществование),^ ■
В апреле 1990 года состоялся ответный визит премьера Госсовета КНР Ли Пзьа в Советский Союз. "И Китай, и Советский Союз., отмечал Ли, Паи накануне визита, проводят социалистические реформы, и мы всегда подчеркивали, что идти по пути социализма - значит вести поиски и изыскания... Продолжая ату мысль. Ли Пэн йгыетил,'что "... мы могли бы обменяться мне-нияки о том, как идти дальше по социалистическому пути".
Подобный взгляд является наиболее плодотворным в силу того, что ..выявляется значение анализа и использования в социальной практике всей многовековой культуре общества, необходимость опоры прежде всего на ее конструктивно развивающие элементы. В противном случав, любые, самые современные задачи будут обречены на провал ("большой скачок"), или же определяющий развитие общество становятся консервативные элементы, вновь возвращение его £ состояние стагнации.
На наш взгляд, такой подход к анализу'процесса реформ, идущих в Китае, и хода.перестройки в СССР'может быть весьма плодотворным, как с точки зрения"практики, так и развития теории социализма и мог бы, в определённой степени, выполнять прогностические функции. Мы исходим из того, что очень,многие. явления, связанные с осуществлением программы модернизации Китая и переотройки в СССР, обладают значительным сходством, ' хотя и* развитие чаще носит асинхронный, чем синхронный характер. Однако, и в Китае и в Советском Союзе в ходе реформ мы наблюдаем-после смолы руководства борьбу между радикальным,! умеренным и консервативным течениями по вопросу о путях, ме- :
1 Визит Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ы.С.Горбачева в Китайскую На. родною Республику, 15-18 мая 1989 г.: Документы и материа-
* Ли Пэн. Наши отношения могли.'бы продвигаться и быстрее// За рубежом.-- 1990. - й 14. - С.2.
тодах, приоритетах и сроках проведения преобразований, а сам их ход сопровождается активизацией процесса социальной дифференциации в обществе, повышением политической активности масс. Весной 1989 года по крупным городам Китая прокатилась волна студенческих беспорядков, приведших к кровавой трагедии на площади Тяньаньмэнь ("Небесного спокойствия")» что вызвало негативную реакуяю в мире, вполне понятна обеспокоенность, проявленная-советской общественностью на съезде.народных депутатов в связи с этими событиями, увидившей в них один из возможных вариантов развития событий в навей стране.*
На наш взгляд, было бы очень ваяно разобраться в причинах политического кризиса в Китае как с точки зрения опыта десятилетия реформ, применимости-его в наших условиях, так и его значения для развития теории социализма в современною эпоху. Это тем более необходимо, т.к. объяснить схожесть процессов, идущих в Китае и Советском Союзе, исходя из привычных положений теории социализма, не представляется возможным. Во-первых,' потому что утверждения об однотипности социалистического базиса вряд-ли отражают реальность, поскольку ни один ^з 11 законов" политической экономии социализма (планомерности и пропорциональности в развитии, распределения по труду, обеспечение всестороннего развития личности, повышения благосостояния и др.) ни в одной из социалистических стран на практике не функционировал. Во-вторых, в привычные представления о социально-классовой структура социалистического общества не укладываются противоречия (антагонизмы), имеющие место в наиих странах (наличие огромного, устойчивого слоя кадровых работников (ганьбу) в Китае и слегка поколебленное могущество партийно-государственной бюрократии в СССР). В-третьих, труднообъяснимо состояние инёртности, пассивности по отношен«» к проводимым реформам, присущее широким слоям населения, а иногда и плохо скрываемое неприятие их; требования сохранения в неизменном виде старого, возврата к "стабильности" и наведению "порядка".
Наконец, ни в учении о государстве диктатуры пролетариата, об общенародном государстве, ни в учении о партии нового, типа' мы 'не находим ясных ответов на вопрос, в чем причины, за.---- ■
Сатаров. А. Мир, прогресс, права человека:, статьи, выступления. Л.: Сов. писатель, 1990. - С.116.
_ _
коноыерности формирования тоталитарных и авторитарных режимов в ходе социалистического строительства, или каково реальное ' значение политического лидерства и борьбы за власть при социализме.
Степень научной разработанности теш
•Работ советских ученых-китаистов, политологов, философов и правоведов (Ф.М.Бурлацкий, Л.А.Березный, А.Г.Гельбрас, В.И. Глунин, Л.М.Гудошников, К.А.Егоров, В.И.Лазарев, А.В.Меликсе-то? В.Н.Никифоров, Л.С.Переломов, А.С.Мартынов, М.И.Сладковс-кий, С.Л.Тихвинский, Н.Т.Федоренко и др.) создали солидную базу для изучения различных сторон социально-экономического и политического развития как традиционного Китая, так и КНР до начала 80-х годов.*
Следует отметить обилие публикаций, освещающих ход экономических реформ в Китае, таких в последние годы появилось несколько десятков, включая работы обобщающего характера.^
Вопросы, связанные с политической реформой, с внутриполитический положением в КНР, освещаются в научной литературе значительно реже и, как правило, в овяза с экономическими преобразованиями, что можно объяснить как деликатностью темы, так
1 См. список литературы, с.17.9-19ё диссертации.
2 Назовем лишь некоторые из них: Салицшш А. КНР; поиски оптимальной внеэкономической стратеиш//ЬШО, 198?. - к 9; Ман- • тяев В. О некоторых аспектах социально-экономического развития Китая//Мекдународная жизнь. - 1937. - te 10; Островский
А. Экономическая реформа в КНР//Политическое самообразование.
- 1988. - й 9; Нагорный А., Цыплаков С. КНР: первое десятилетие политики реформ//Междуиародная жизнь. - 1988. - № 12; Бонн Л.Д. Чрезвычайные меры и реформа//ироблеш Дальнего Востока. - 1989. - te 6:. Кун Цзиньоэнь. Реформа меняет представление об обществе//Проблемы мира и социализма. - 1989..
- 85 I; Разов С. W) лет КНР: некоторые итоги, проблемы и пер-слектявы/Доммунист. - 1989. - й 14; ло Юаньчжэн, ли Гуань-ань. Сунь Цэян. Экономическая реформа в Китае. Позади десять лет//Л{)облеш мира и социализма. - 19У0; - м.З:, Романюк В. Я. Красные иероглифы: Очерки о перестройке в экономике Китая.
- М.: Политиздат, 1939: Реформа хозяйственной системы в КНР. М.: Экономика, 1989; КНР на путях реформы.(теория и практика экономической реформы). М.: Наука, 1989.
и недостатком материала.*
Цели и задачи исследования
Исходя из того, что вопрос о власти является центральным в политичес ком строительстве, то и главную цель данного исследования автор видит, с одной стороны, в рассмотрении особенностей политических структур в Китае, а с другой, в показе практики осуществления политического строительства в КНР, значения китайского опыта в современную эпоху, в соответствии с этими целями поставлены следующие задачи:
- рассмотреть исторические, философские, правовые, экономические предпосылки и специфику формирования институтов власти в Китае;
- вскрыть социальные и гносеологические корни искажений политических процессов; .
- выявить соотношение теории и практики политического строительства, уделив- особое внимание причинам деформаций политических процессов в период "культурной революции";
- проанализировать соотношение-общего ц особенного в становлении государственных структур КНР в последнее десятилетие, выявить рияльноо »тесто :>ч0!!0!.п;ч1скн:с и Hi>i.jtïn'ii;c:.-jc! реформ в складывании новой системы субъектов еоч^слг-г.гх отношений, без формирования которой дальнейшее поступательное развитие Китая становится проблематичным; . •
- обобщить политический опыт КНР в современную эпоху и ответить на вопрос о его роли в изменении традиционной социально-психологической. организации китайского общества, применимости опыта Китая к другим представителям восточного типа общества.
^ Из работ последних лет мы можем выделить несколько, представляющих на наш взгляд наибольший интерес: Маняев В. ХШ съезд Компартии Китая: уроки прошлого и ориентиры на будущее // Международная жизнь. - 1989. - fâ I; Буров В. Большие перемены // Коммунист. - 1987. - !й 17; Кукушкин К.В. Высвобождая энергию партии // Проблемы Дальнего Востока. - 1988. - !;з б; Начальная стадия социализма в Китае: вопросы теории и практики {круглый стол) // .Проблемы Дальнего Востока. - 1989. -й I; Гудошников J1.M. политические реформы в СССР и КНР //Проблемы Дальнего Востока. - 1989. - нз г; Белоусов O.P. Конфу- ' цианство и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока.-,1989. -й 5;-Зотов д.И. Предпосылки, истоки политического кризиса//Проблемы Дальнего Востока. - 1990. - № I.
Теоретико-методологическая и источниковая база Методологической.основой диссертаций являются произведения классиков марксизма-ленинизма, освещающие фундаментальные проблемы-всемирно-исторического процесса. Особое внимание автор уделяет работам, посвященным специфике общества восточного типа, в частности, традиционному Китаю. .
Среди научной литературы, используемой при написании диссертации, особое значение имели исследования советских и западных ученых, политических деятелей, работы китайских и японских исследователей по данной проблеме. Широко привлекались в ходе работы официальные партийные, государственные документ и материалы, законодательные акты КНР. Определенное место в диссертации заняли материалы периодической печати'и мемуаристики. Научная новизна диссертации
Новизна работы заключается в следующем: во-первых, при анализе политического,строительства осуществляется междисциплинарный подход с использованием философского, исторического и правового аспектов становления и функционирования политической системы, применения теории социально-политических отношений;
Во-вторых,,в научный оборот вводится понятие "социально-психологическая организация общества". ¿¡го методологическая ценность, на наш взгляд, состоит в том, -что это понятие наиболее адекватно отражает особенности политической организации китайского общества, позволяет по-новому подойти к анализу политического опыта КНР.
В-третьих, в научный оборот вводятся такие понятия как "общество суб социум" и "гооударство-старостат".
в-четвертых, проанализировано противоречие объективно присущее обществу "оуб социум". " ■
В-пятых, в попытке смоделировать наиболее благоприятный вариант развития политической системы КНР в рамках современной цивилизации.
Теоретическая и практическая .значимость работы . Данные теоретические выводы и материалы исследования бы-1 ли использованы автором:
- при чтении куроа теории социально-политических отношений; в спецкурбах, читаемых в ЛВХПУ им.В.И.Мухиной: "Процессы • становления социализма и соотношение экономических и политиче-
ских реформ в КНР" (8 ч.) и "Духовная жизнь в традиционном Китае и современность" (8ч.);
- в.курсах: "Новая философия мира и внешнеполитическая деятельность КПСС" (74 ч.), "Проблемы современного международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения" (48 ч.), а также курса "Б.И.Ленин о социалистическом строительстве" (30 ч.) в рамках УНЛ при Лен ОК КПСС.
- методологические положения работы о специфике восточного типа общества'могут выполнять прогностическую функцию;
. - теоретические положения работы могут стать методической основой для чтения лекций лекторами-международниками.
Структура диссертации
Работа состоит, из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка литературы.
11. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ • *
Первая глава "Особенности становления политической системы Китая" состоит из двух параграфов.
Первый параграф посвящен рассмотрению исторических, философских, правовых и экономических предпосылок и специфика возникновения, становления и трансформации институтов власти'в Китае. Особое внимание уделяется вопросу реального изменения "устройства государственной власти""'' как.в традиционном Китае, так и после ликвидации.монархического строп. Выявляются функции права как средства и орудия правления, защищающего, интересы "управляющих", необходимое для их господства над народом,, поддерживающее традиционное деление общества на элиту правящую и слои населения, обслуживающие ее.
К середине XIX - нач. XX века Китай .оказался с одной стороны страной великой многотысячелетней культуры, а с другой -чрезвычайно отсталым государством в' экономическом и политиче-« ском отношениях.
Подобная ситуация сложилась в основном благодаря изоляционистской политике, проводимой цинской династией, не допускавшей проникновения в страну ничего западного. Б результате развитие Китая задерживалось^ и страна представляла собой клонившееся к закату поэднефеодальное общество с устарелыми, окостеневшими институтами власти и. социальными отношениями, стабиль-
1 Ленин В".И. Поли. собр. соч.. - Т.23. - С.239.
ность которых поддерживалась официальной государственной идеологией традиционного Китая.
Значительная роль в складывании н дальнейшей развитии философской и политико-правовой мысли Китая по праву принадлежит Конфуцию (Кун Цю или Кун Чжунни) (551-479 гг. до н.э.), знаменитому древнекитайскому мыслителю, создателю оригинального эти ко-политкческого учения, которое па протяжении Солее Двух тысячелетий являлось незыблемой основой (при всех отступлениях и его интерпретациях) Нон Цэц, Лао Цзы, Мо Цзы, большинства китайских философов, политико-правовых учений.
Б дальнейшем подобное своеобразие политико-правовой куль- . тури, сочетавшей в себе различные концепции управления и пра-водонимания, наложило специфический отпечаток на все последующее развитие государства и права, политических процессов не только в традиционном, но и в новом Китае.
К началу XX века абсолютная монархия в Китае насчитывала более двух тысячелетий. Вта форма правления оставалась кеизиеи ной, несмотря на смену различных по национальному происхождению династий,.что обеспечивалось умелым управлением и использованием лиц китайской национальности в системе органов государственной власти, сохранением преемственности в формах и методах осуществления власти.
Для структуры органов власти .в Китае было характерно сочетание предельной централизации управления в'лице императора, законодательных и исполнительных органов и сильной власти на местах. •
' Судопроизводство а традиционном Китае имело рад особенностей, обладающих большой устойчивостью к ъ значительной мере сохранившихся в последующий период.
Наиболее характерной чертой правовой системы Китая было практическое отсутствие законодательной регламентации прав л обязанностей-личности. Таким образом, конфуцианское воспитание, продуманные и столетиями отработанные методы управления, специфическая правовая система призваны были обеспечить в стране порядок и стабильность. Но на-протяжении всей истории Китай непрерывно сотрясают народные восстания.
Причина этого, по мнению автора, заключается в том, что само устройство китайского общества исключало проявление энер-
Гии личности всюду, кроме сферы интриг и изнурительной борьбы за власть. Китай представлял собой общество, характерной чертой.которого было деление на управляющих и управляемых, на особо избранную элиту и массу, эту элиту кормящую. К моменту встречи с Западом Китай представлял собой находящуюся в состоянии стагнации "живую окаменелость"1, но внутри этой окаменелости клокотала классовая борьба.
Капиталистическая, а затем империалистическая экспансия, направленная против Китая, не встретила серьезного сопротивления прежде всего в силу технико-экономической отсталости страны, разложения и коррупции правящей элиты Китая. Традиционные китайские институты, нклпчач тое^да^отло, гг,ж.-.зтъ неспособными к организации эффективного сопротивления западным агрессорам, закабалению страны империалистическими державами4
Протест против дальнейшего закабаления Китая иностранным капиталом вылился в антиправительственные выступления, явившиеся началом Синьхайской революции. К середине 1912 года довольно четко стали вырисовываться две основные силы, оказывающие влияние на ход революции. Первую, поддерживаемую революционной армией и народом Юга, возглавил Сунь Ятсен. Вторую - лидер реакционных буряуазно-помещпчьих кругов Севера генерал Юань Шикай.
Угроза иностранной- интервенции, давление со стороны правого крыла Союзной лиги вынудили Сунь Ятсена к компромиссу с Юань Шихаеы. Посла ликвидации в феврале 1912 года монархии, -. Сунь Ятсен вышел в отставку, а Юань Шихай получил практически неограниченную власть.
Временная конституция Китайской республики, подготовленная Сунь Ятсеном, была принята национальным собранием 10 марта 1912 г. Она носила прогрессивный характер и провозглашала ряд демократических принципов. Впервые за многотысячелетнюю историю Китая на конституционном уровне были закреплены политические и личные права граждан.
Однако высокий имущественный, а главное образовательный ценз и ряд других ограничений реально отстранили подавляющее большинство населения страны от- участия в выборах и сузили со-, циальную базу республиканской власти, кроме того такое положе-
1 Маркс К., Энгельс- Ф. Соч. - 1.15.. - С.529. •
- ю -
ние вещей ограничивало и реальную власть парламента.
В.Китае замена монархической формы правления республиканской не привела, по мнению автора, к реальному изменению "устройства государственной власти".По-прежнему сохранялось деление общества на управляемых и управляющих, более того, буржуазия не стала господствующим классом. Власть осталась в руках представителей класса феодалов, в руках милитаристских группировок, опиравшихся на армию - главный, источник и опору власти.
В атом, йа взгляд автора, сказались особенности становления капиталистических отношений на Востоке, где этот процесс, как правило, происходил в глубинах феодальных и полуфеодальных структур при активном насаждении капиталистических отношений самим государством, и прежде всего это касалось области экономики.
С другой стороны, этот процесс далеко не сразу сопровождался ломкой докапиталистических отношений в Деревне, а именно они ( за исключением сравнительно развитых в промышленном отношении приморских районов Китая) были господствующими в Китае в 20-30 годах XX века, что и обусловило сохранение в этих районах обычного права' и старого цинского законодательства.
Та же причина объясняет тот факт, что правотворчество практически не коснулось изменения политических прав граждан, так как любое вмешательство в дела государственные военно-феодальная диктатура, такае как и правящие круги императорского Китая, считала недопустимыми. Право' По-прежнему рассматривалось как средство и орудие правления. '
В правотворчестве активно использовалось обычное право, его традиции и обычаи, а также гражданские правовые формы законодательства императорского Китая; естественно, что.все они были несколько дополнены и переработаны, но эти изменения были вызваны' лишь стремлением приспособить старое законодательство к тем переменам, которые .'произошли в китайском обществе, и к принципам западноевропейского законодательства.
Во втором параграфе раскрываются социальные и гносеологические корни искажений политических процессов, показывается, что в государственном устройстве и судопроизводстве гоминьда-новского Китая мы сталкиваемся с хорошо известными чертами государства и право, традиционного Ки/ая; рассматривая политические процессы в Советских райоьах. особое внимание уделяется
специфике его правовой, системы, решению вопроса о той, насколько было оправдано ограничение демократических нрав и свобод и какую роль это сыграло в дальнейшем. Автор приходит к выводу, что как в историко-культурном развитии,.особенностях политико-правовой мысли, в становлении и функционировании государственно-правовой системы традиционного Китая, так а в специфике национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа, можно видеть основные социальные и гносеологические норни, которые имели первостепенное значение для утверждения маоистских концепций государства и права и привели к существенным деформациям на начальной стадии социалистического строительства в КНР.
С целью дать более или менее адекватную картину сложных, подчас противоречивых процессов, имевших.место в ходе социалистического строительства, дать анализ сущностных явлений китайской действительности, автор'обращается к марксистскому пониманию категорий "общество", "государство", "право" и рассматривает, насколько они раскрывают специфику китайского общества с его институтами власти. В ходе исследования выделяется различие между понятиями "социальная организация" и "общество1'. Это различие заключается в том, что под социальной организацией автор понимает определенную систему социальных институтов, в том числе и государства, возникших на определенной стадии развития общества и продолжающих функционирование в новых социально-экономических условиях или даже в условиях, им противоположных. • Под обществом автор подразумевает сложную, саморазвивающуюся систему, существование и развитие которой определяется более или менее гармоничным сочетанием СИСХОМ деятельности субъектов социальных отношений.
Причем лилия соотношения "общества" и "общественно-экономической формации" прослеживается лишь при условии наличия деятельности 'взаимосвязанных и взаимообусловливающих. развитие друг друга социальных субъектов.
Попытки подходить к исследованию восточного типа общества (Китаю), подчеркивает автор, исходя из привычных в исследовании западного типа общества закономерностей.и понятий ("общество", "общественно-экономическая формация", "государство") экстраполировать их на реальные процессы, неизбежно приводит к
"парадоксальным явлениям1' с точки зрения теории. В ходе анализа китайского общества вводятся новые понятия "общество - суб -социум" и "государство - старостат".
Под первым понимается восточный тип общества, в ходе развития которого, в отличие, ох западного типа, не сформировалась система субъектов развития общества, что, на взгляд автора, наиболее соответствует китайской действительности. Методологическую ценность термина "государство-староста!" автор видит в том, что при дисгармоничном развитии социального организма неизбежно определяющей должна выделиться одна из сторон. Если в сельских общинах Индий этой стороной стало удовлетворение насущных потребностей, то в Китае такой определяющей стороной было. и есть отношение массы бюрократии ко всему населению. Термин "старостат", по мнению автора, удачно описывает именно это отношение и одновременно подразумевает существование сакрализован-. ной верхушки власти. ■
введя в-научный оборот понятия "суб-социум" и "государст-во-старостат", используя их методологическую функцию, по мнению автора, можно говорить о том, что Китай г- это общество, с одной стороны, пронизанное идеями этико-философского и политического учения Конфуция с его концепцией гармонии в "Поднебесной, недопустимости доведения "управляемых" до отчаяния и бунта, - • отсюда характерные для всей социально-психологической оргаииза-' ции китайского.общества, идея уравнительности; самодостаточности, примата моральных мотивов поведения над рациональным. В то же время это система неусыпного контроля "бао цзя" (сохранившаяся по сей день. ) и полное отсутствие в традиционном Китае такого важнейшего для европейца элемента права * как гарантии не только социально-экономических, и политических прав. Понятие о них в традиционном Китае вообще отсутствовало в силу отсутствия субъектов правоотношений.
Используя методологическую функцию понятий "социально-психологическая организация общества", "общество - суб - социум" -и "государство - старостат", автор приходит к выводу, что в государственном устройстве и судопроизводстве уже в условиях Советских районов Китая ми сталкиваемся с хорошо известными чер-. , тами государства и права традиционного Китая.-
В Советских районах Китая в более завуалированной форме,
но сохраняя неизменно свою сущность, танке остались традиционное деление общества и характерные черты его правовой системы. Эти ограничения демократических прав-и свобод во многом были вынужденными и оправдывались сложной обстановкой военного времени. Трагизм положения заключается в том, что они были сохранены' и позднее,-после победы народной реЕО подои, когда уже возникли реальные условия ликвидации этих черт.
вторая глава диссертации "Политический опит КНР на современном этапе" состоит из двух параграфов. В первом при рассмотрении .хода политического строительства з начальный период главное внимание уделяется соотношению теории и практики политического строительства, причинам деформаций политических процессов в годи "культурной революции". »
На формирование политической сксхсш КНР сущестгениое воздействие оказывали факторы, связанные с особенностями как революционного процесса в стране, так и с традиционными представлениями о правопорядке. Насущной необходимостью стало внесение серьезных изменений в политическую систему КНР, создание правового обеспечения социалистического строительства. В этот период в подходе к социальным преобразованиям проявилась склонность националистической части руководства реаать проблемы военно-административными методами на основе опыта, сложившегося в ходе военно-революционной вооруженной борьбы и строительства опорных баг а освобожденных районах. В этой области из теории научного социализма,-из опыта социалистического строительства в СССР были ззяты лишь самые общие положения кооперирования крестьянства: путь деревни к социализму, перевод частно-капиталистического сектора на государственно-капиталистические рельсы, путь к постепенному включению его в единую систему социалистического народного хозяйства. Методы, темпы, масштабы, сроки преобразования, организационные формы их осуществления приспосабливались х представлениям руководства, и подчас изменяли сущность теории и практики социалистического строительства.
В целом, к 1957 году в Китае были заложены правовые основы политической системы социалистического типа» с использованием опыта мирового социализма в сочетании с собственным специфическим опытом строительства нового общества. Вместе с тем, проведение в жизнь положений Основного закона и решений УШ съезда
КПК (1956 г.) тормозилось рядом факторов, в том числе все более дававшим о оебе знать сопротивлением значительной части руководства, стремившейся к насаждению культа личности, волюнтаристских методов правления, к милитаризации государственной и общественной жизни. •
Вторая сессия УШ съезда КПК (май 1958 г..) в своих постановлениях, полностью игнорируя решения УШ съезда КПК и второй сессии ВСНП, одобрила-навязанную группой Мао Цзэдуна новую генеральную линию строительства социализма по принципу "больше, быстрее, лучше, экономнее" и авантюристический призыв "за три года изменить в основном облик большинства районов страны".
О этого времени начинается второй период развития КНР, характеризующийся преобладанием националистической тенденции лад пролетарской. В нем условно автор выделяет три этапа до завершения "великой пролетарской культурной революции". В ходе ее политическая система КНР подверглась деформации, были ликвидированы организация КПК и партийные комитеты по всей стране.
Полностью били ликвидированы представительные органы власти и их исполнительные органы, Собрание народных представителей и народные комитеты - органы народной власти на. местах.
Массовые самодеятельные организации страны, включая коммунистический союз молодежи, были Также распущены, а их деятельность либо была преостановлена, либо была сведена к чисто номинальным функциям - такая участь постигла НПКСК.
Такому же разгрому подверглась и правовая систеда. Вместо народных комитетов были созданы так называемые рет/тциошше комитеты ("ревкомы", "соединенно трех сил" - объединение военных, кадровых работников правительственного и партийного аппарата и представителей "революционных масс" - хунвэибинов и цза-офаней). "Роькомы" просуществовали до 1980 года, сосредоточили в своих руках .административно-распорядительную власть и функции судебных органов на местах. Практически они подменяли и организации коммунистической партии.
В августе 1977 г. состоялся первый после смерти Мао Цзэдуна XI съезд КПК. В принятом Уставе партии предусматривалась во-.--зможность многократного проведени-я .в дальнейшем "культурной революции". Впервые.в новом Уставе было закреплено положение о превращении.Китая к концу XX столетия в "могучую социалистическую державу с современным сельским хозяйством, промышленностью,
обороной, наукой, техникой".
Во втором параграфе анализируетон соотношение общего и особенного в становлении государственных структур КНР, предпринимается попытка выявить реальное место экономических и политических реформ в складывании.новой системы субъектов социальных отношений, без формирования которой дальнейшее поступательное развитие Китая становится проблематичным.
Наконец, обобщая политический опыт КНР в современную эпоху, автор ставит перед собой задачу ответить на вопрос о его роля в изменении традиционной'социально-психологической организации китайского общества. Применимости опыта Китая к другим представителям восточного типа общества, на их пути сближения с обществами западного типа и в исторической перспективе сосуществования в рамках единой индустриальной цивилизации.
По мнению автора, традиционное деление современной цивилизации на два противостоящих "лагеря" - капиталистический и социалистический - является весьма схематичным и не отражает гораздо более сложных общественных форм в рамках единой человеческой цивилизации, как реально существующих направлений исторического развития. Каждому из этих направлений присущи свои характерные черты, закономерности, оказывающие пролонгированное воздействие и в настоящем.
Опыт XX века показал, что социальные революции типа социалистической в России или народной революции в Китае исторически уникальны и присущи обществам восточного типа, в которых окостеневшая социально-психологическая организация в соединении с властью абсолютизма, авторитаризма, или тоталитаризма, препятствует тому, чтобы движущие силы индустриального общества установили свое господство эволюционным путем, разрешая основное противоречие в рамках существующей общественно-экономической формации. Поэтому характерный, для восточного типа общества современный социализм в рамках конца XX начала XXI века необходимо рассматривать как одну из тенденций развития современной цивилизации, а не как альтернативу, идущую ей на смену.
Одним из сущностных отличий восточного общества от западного, на взгляд автора, является то, что базио и Надстройка взаимно консервируют друг друга, тормозя процессы поступательного развития общества. В.традиционном Китае -существовали лишь зачаточные элементы экономической теории, иначе и не могло быть,
поскольку вся экономическая сфера жизни подчинялась не объективным законам функционирования, а диктату государства, в которо:. производственные отношения играют подчиненную роль. Основная сущностная черта восточной цивилизации - ориентация на этико-социальные ценности, а не на идею экономической целесообразности. В этом, по мнению автора, изначальное противоречие, присущее восточному (китайскому) типу общества. При таком подходе вполне объяснимым становится возникновение противоречия между традиционным этико-социальным подходом (плановое регулировние, распределение и т.д.) и экономически целесообразным. Все попытки сбалансировать эти стороны привели к росту теневой экономики, неконтролируемой инфляции и к призывам навести порядок, что и привело к частичному восстановлению административных методов в экономической сфере.■
Не менее сложно и противоречиво идет в КНР процесс политических реформ, которые начались позже экономических и призваны были обеспечить их успешное осуществление. Экономические реформы, при всей их непоследовательности, привели к существенным изменениям в общественном сознании, постепенно стал ломаться сте-рзптш: управляемого. Однако ни опыта политической культуры, ни умения облекать в демократические формы свои интересы'у масс но было,'По-прокнсму они.оставались объектом управления, выражавшим свое недовольство через бетжорядки,'других .форм, они пока не знали. Разрешению такого, противоречия и должна была послужить политическая реформа. В 1987 г. на ХШ съезде КИК ¡-.'ча принята развернутая и достаточно последовательная программ политических преобразовании в стране, однако на практике многие положения . оказались блокированы. В этом, по мнению автора, еще раз проявилось противоречие, заложенное в самом обществе "суб-социум", а именно, противоречие между необходимостью жесткого контроля власти над обществом ( в.силу общих дел, опасности и т.д.), предельной централизации и неизбежности трансформации этой власти в авторитарный или тоталитарный режим, который становится на пути развития демократических процессов, а без.них невозможно изменение самой социально-психологической организации общества;
Пытаясь смоделировать наиболее благоприятный вариант развития Китая, автор исходит из того, что жизненность цивилизации, в значительной степени зависит от ее способности входить в контакт с другими цивилизациями и -перенимать их достижения. Традицион- .
ное китайское общество было не способно выйти на путь поступательного развития до тех пор, пока оно находилось в самоизоляции. Политика "открытых дверей", проводимая китайским руководством, позволила обществу непосредственно вступить в контакт с западной цивилизацией и поколебать сложившиеся стереотипы в восприятии Запада, его экономических, политических и культурных ценностей. Возможность взаимодействия восточного типа общества с западным была доказана не только опытом Японии, но и Сингапура, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, показавшем, что подобные контакты приводят к создания нового оригинального типа восточного общества, так называемого "информационного" общества. В ходе такого взаимодействия восточная цивилизация, в нашем случае, неизбежно будет терять свою самодостаточность, стабильность, на смену общественному инфантилизму и господству "государства-старостата" приходит-процесс демократизации, через политические реформы, его обеспечивающие, будет изменяться традиционная социально-психологическая организация китайского общества и в исторической перспективе Китай, как и другие представители восточного типа общества, соединившись с западным, продолжит свое развитие в единой индустриальной цивилизаций.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы диссертации, намечающиеся перспективы дальнейшего исследования проблемы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
- Конституция РСФСР и СССР - этапы развития социалистической демократии//Науч.-техн.конференция. Ленингр. кораблестроит. ин-т Л., 1977 (0,1 п.л.)
- Оценка конституция развивающихся стран в стратегии и тактике маоистского руководства//Науч.-техн.конференция, Ленингр. кораблестроит. ин-т. Л., 1980 (0,1 п.л.)
- Реальное содержание понятий "общество", "государство", "право" в современном Китае//Науч.-технич конференция. Ленингр. кораблестроит. ■ ин-т. Л., 1982 (0,1 п.л.)
- XIX Всесоюзная конференция КПСС об актуальных проблемах советской внешней политики и международных .отношений в свете нового политического мышлеаия//Методическое пособие по изучению первоисточников и,актуальных проблем марксистско-ленинской теории.
4.1. Л., 1989 (0,2 п.л.)
- XIX Всесоюзная конференция КПСС о социалистическом правовом гооударстве//Методическое пособие по изучению первоисточников и актуальных проблем марксистско-ленинской теории. Ч.П.
Л., 1989 (0,4 п.л.)
- Проблемы социально-правовой культуры социалистического общества в преподавании научного коммунизма - как социально-политической теории марксизма// Вестник ЛГУ, сер. 6, вып.4. - 1989 (0,1 п.л.)
- Основные направления перестройки политических систем КНР и СССР - общее и особенное//Вестник ЛГУ, сер. б, вып.П. - 1990 (0,1 п.л.).