автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Иван Александрович Всеволожский и его значение в истории русского музыкального театра

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Гурова, Янина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Иван Александрович Всеволожский и его значение в истории русского музыкального театра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Иван Александрович Всеволожский и его значение в истории русского музыкального театра"

На правах рукописи УДК 782.1

ГУРОВА Янина Юрьевна

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВСЕВОЛОЖСКИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

2 7 ФЕВ 2014

Санкт-Петербург 2014

005545508

005545508

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ МУЗЫКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) имени Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор ГУСЕЙНОВА ЗИВАР МАХМУДОВНА заведующая кафедрой истории русской музыки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Санкт-

Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н. А. Римского-Корсакова»

доктор искусствоведения

ЗАХАРЬИНА НИНА БОРИСОВНА

главный научный сотрудник сектора хранения филиала музея музыки в Шереметевском дворце Санкт-Петербургского государственного музея театра и музыкального искусства

кандидат искусствоведения, доцент ОНЕГИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА доцент кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) им. Н. А. Римского-Корсакова»

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский институт истории искусств»

Защита состоится «8» апреля 2014 года в 16.00 часов на заседании совета Д.212.199.20 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2., ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «_

ОД ФЕИ 2(Шво14

года.

Ученый секретарь Совета кандидат педагогических наук, профессор

И. С. Аврамкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Развитие музыкального театра Петербурга последней четверти XIX века представляет значительный интерес. Этот период ознаменован творческой деятельностью целой плеяды видных музыкантов, так или иначе связанных с основным музыкальным театром России - Мариинским. Существенную роль в формировании его репертуара, привлечении к сотрудничеству выдающихся русских и европейских мастеров, создании новых произведений, обновлении состава творческих коллективов сыграл Иван Александрович Всеволожский -директор Императорских театров того времени. Именно деятельность Всеволожского на посту руководителя изменила ход истории русского музыкального театра Петербурга и России в целом.

Иван Александрович Всеволожский занимал должность директора Императорских театров с 1881 по 1899 гг. За это время Петербургские и Московские театры достигли высокого художественного уровня. Особенно интенсивно развивался музыкальный театр Петербурга, где именно Всеволожский сыграл одну из важных ролей в истории создания ряда произведений, выступая в качестве их инициатора, сценариста, художника.

Прогрессивная деятельность Всеволожского особенно показательна на фоне результатов работы его предшественников, в первую очередь К. К. Кистера, в годы службы которого (1875-1881) театры не имели успеха у зрителей. К тому же именно Кистер ввел монополию на все развлекательные мероприятия, тем самым ограничив возможности развития частных трупп и антреприз.

Всеволожскому за годы службы удалось осуществить проведение Театральной реформы, способствовавшей интенсивному развитию подведомственных учреждений. Он усовершенствовал структуру Императорских театров, отладил процесс постановки новых спектаклей и восстановления старых. Всеволожский приглашал новых авторов, артистов, изыскивал всевозможные способы для привлечения зрителей. Он был не только чиновником, но и - что немаловажно - увлеченным, творческим человеком, который ставил своей целью развить национальное искусство, сформировать новые условия функционирования театра.

Особое внимание Всеволожский уделял жанру балета. В то же время он принимал активное участие в работе оперной труппы, инициируя осуществление новых постановок. Кроме того, Директор театров всегда с энтузиазмом относился к созданию спектаклей смешанного жанра, объединявшего черты оперы и балета (это проявилось, например, в постановке в 1892 г. оперы-балета Н. А. Римского-Корсакова «Млада»1).

1 Директор театров С. А. Гедеонов изначально предложил композиторам Н. А. Римскому-Корсакову, А. П. Бородину, М. П. Мусоргскому, Ц. А. Юои написать по одному акту к «Младе». Опера-балет, задуманная как коллективное сочинение, так и не была закончена. Потому было решено привлечь к работе штатного балетного композитора.

В круг профессиональных обязанностей И. А. Всеволожского входило наблюдение за постановочным процессом новых спектаклей, возобновление старых постановок, а также технические вопросы — обслуживание всех зданий театрального ведомства, содержание рабочих помещений и складов и многое другое. На этом посту он достиг очень высоких результатов. Директор в своей деятельности подчинялся Государю и Министру Императорского Двора. С другой стороны, Всеволожский руководил значительным штатом чиновников, которые отвечали за различные подразделения вверенного ему ведомства.

Степень изученности проблемы.

Роль И. А. Всеволожского в русской музыке и специфика его деятельности нашли отражение в материалах по истории музыкально-театрального искусства последней четверти XIX столетия. Сведения о нем содержатся в литературе по истории музыки (оперы и балета), драмы, по деятельности иностранных трупп на Императорской сцене. В исследовательских материалах Всеволожский упоминается в связи с характеристикой как выдающихся, так и менее значимых музыкантов, артистов театров и деятелей искусства, в трудах, посвященных проблемам театрального ведомства обозначенного периода2.

Опубликованные источники, содержащие сведения о жизни и творчестве Всеволожского, его службе и увлечениях, а также о семье и времени, в которое он жил, в диссертации разделены на несколько видов:

• переписка Всеволожского с разными лицами, опубликованная

частично;

• литературные сочинения Всеволожского и рецензии на них

современников;

• переписка разных лиц с упоминанием Всеволожского;

• дневники, мемуары и воспоминания, некрологи и путевые заметки

современников, в которых упоминается Всеволожский;

• делопроизводственные документы театрального ведомства;

• пресса;

• современные монографии, тематические сборники статей по истории

музыкального искусства Петербурга последней четверти XIX века;

• справочные материалы, содержащие биографические сведения.

Жизнь и служба Всеволожского в печатных изданиях освещены лишь

частично, в большинстве случаев авторы касаются только определенных ракурсов его деятельности. Данное положение определяет рассмотрение в диссертации и анализ имеющихся источников по их проблематике.

2 Например: Арапов П. Н. Летопись русского театра. — СПб, 1861; Асафьев Б. В. Избранные труды. - М.: АН СССР. - Т. 1-5. - 1952-1957; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр и Ф. Шаляпин. 1890-1904. - Л.: Музыка, 1974; Божерянов И. Н., Карпов Н. Н. -Иллюстрированная история русского театра XIX века. — СПб.: Торговая тип. Тырина, 1903. Т. I. и мн.др.

Родословная семьи Всеволожских не раз привлекала внимание исследователей, сведения о ней представлены в опубликованной литературе различного жанра: это справочные издания, биографические энциклопедии, генеалогические исследования, путевые заметки, воспоминания современников, сборники статей и монографии различной тематики, издания периодической печати. Имена Всеволожских встречаются на страницах художественной литературы XIX века. Об истории рода Всеволожских говорится в материалах о дворянских фамилиях России .

В монографиях, посвященных оперным и балетным спектаклям, исследователями даны характеристики деятельности Всеволожского. Как правило, они относятся к конкретным постановкам и ситуациям, связанным с тем или иным произведением. Это труды М. Е. Константиновой «Спящая красавица»4; А. П. Демидова «Лебединое озеро»5; Г. Н. Добровольской «Щелкунчик»6; а также материалы о «Пиковой даме»7 и другие, где раскрывается участие Всеволожского как инициатора постановок и соавтора в создании спектакля (в качестве художника по костюмам) .

Роль директора в каждой из постановок в материалах прошлого и настоящего оказывается представленной лишь частично. В опубликованных источниках ему дана, как правило, субъективная оценка. Например, балетовед В. М. Красовская9 оценивает роль Всеволожского как директора театров, основываясь исключительно на материалах периодической печати и воспоминаниях некоторых современников. Творческая деятельность Всеволожского исследователем обозначена частично, в большинстве случаев он упоминается лишь как чиновник.

Биография И. А. Всеволожского в опубликованных изданиях представлена скупо. Они в большинстве своем сосредоточены в прижизненных справочных изданиях10. В них, помимо дат рождения и смерти, а также мест службы, отмечаются заслуги Всеволожского в должности директора. Наиболее полные сведения о жизни И. А. Всеволожского, где, помимо фактов биографии, введены

3 Всеволожский А. Н. Род Всеволожских. - Симферополь, 1886; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. - СПб.: Изд. Суворина, 1895 и др.

4 Константинова М. Е. Спящая красавица. -М.: Искусство, 1990.

5 Демидов А. П. Лебединое озеро. - М.: Искусство, 1985.

6 Добровольская Г. Н. Щелкунчик. - СПб.: МОЛ, 1996.

7 «Пиковая дама»: к 45-летию со дня первой постановки на сцене бывш[его] Мариинского театра 1890-1935. СПб., 1935.

8 Деятельность Всеволожского отмечали в своих трудах историки балета: А. А. Плещеев, С. Н. Худяков, Д. И. Лешков, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, К. А. Скальковский, Ю. И. Слонимский, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц и мн. др.

9 Красовская В. М. История русского балета. - Л.: Искусство, 1978.

10 Всеволожские // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 тт. (Т. 82 и 4 доп.). - СПб., 1890-1907); Всеволожские // Большая биографическая энциклопедия. (В. Руммель. Т. 7 (13): Волапюк - Выговские. - 1892. - 4, 480 с, 10 л. ил., карт.); Всеволожский И. А. // Словарь сценических деятелей. Вып. 1-6. А-М., 1898. Приложение к журналу «Театр и Искусство», № 51, 1898. - Вып. З.-С. 23.

характеристики его как личности, отмечены увлечения и некоторые подробности обыденной жизни, содержатся в некрологах, которые после смерти (28 октября 1909 г.) И. А. Всеволожского опубликовали многие центральные газеты и журналы России, стран Европы и мира. Всеволожского вспоминали как чиновника на дипломатической службе за границей, служащего Министерства Императорского Двора (директора театров и директора Эрмитажа), драматурга, художника, сценариста.

В этой ситуации исследование архивных материалов: документов о роде Всеволожских, личного дела директора театров, о его службе, эпистолярии и проч. дают возможность уточнить, дополнить, а в большинстве случаев и обобщить не только биографические данные, но и сведения об образе жизни, увлечениях, эпохе, в которой жил И. А. Всеволожский. Данный аспект является ведущим в диссертации. Документальные свидетельства дополняются сведениями из научной литературы, посвященной проблемам музыки и театра, опубликованной мемуаристики и эпистолярии, положениями законодательных актов, материалами прессы, изданиями, связанными с Императорскими театрами. Основная же информация, которая содержится в документальных источниках, большей частью не опубликованных, позволяют уточнить ряд сведений, дать должную характеристику деятельности Всеволожского и подтвердить его роль в истории русского музыкального театра.

Обзор документальных источников

Изучение значительного числа письменных источников из почти 70 фондов ведущих архивных хранилищ Санкт-Петербурга и Москвы11 позволило выявить широкий спектр документов. Предложенная в диссертации классификация документов определена их типом и степенью связи с деятельностью И. А. Всеволожского. С этой точки зрения все документальные источники отнесены к следующим разделам:

Раздел I. Личные документы И. А. Всеволожского.

Раздел II. Документы государственных учреждений и современников И. А. Всеволожского.

В рамках Раздела I источники формируют две группы.

Группа I. Рукописные материалы И.А.Всеволожского 18801900 годов; в данной группе представлено 6 видов документов: 1. Дневниковые записи. 2. Личные письма разным лицам; записные книжки,

11 Российский государственный исторический архив (РГИА), Кабинет рукописей Российского института истории искусств (РИИИ), Отделы рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ), Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки (СПбГТБ), Российского государственного архива литературы и искусства Москвы (РГАЛИ), Государственного Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (ГЦТМ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Центрального государственного архива кинофонофотодокументов (ЦГАКФФД) и др. Почти все документы, цитируемые в диссертации, вводятся в научный оборот впервые.

телеграммы. 3. Черновые заметки, планы, творческие проекты, рабочие документы. 4. Литературные сочинения. 5. Художественно-изобразительный материал. Фотодокументы. 6. Документы представителей рода Всеволожских, собрания, коллекции и библиотека Всеволожского.

Группа 2. Неопубликованные или опубликованные (полностью или частично) документы разных лиц, в которых нашли отражение личность и деятельность Всеволожского. Все материалы мы подразделяем на 2 вида: 1. Переписка (личная и деловая) разных лиц. 2. Дневниковые записи и мемуары современников.

Раздел II. Документы государственных учреждений (дирекции Императорского Двора, министерства Императорского Двора и других), некоторые официальные документы чиновников, современников Всеволожского; документы, связанные с делопроизводством (черновики, оригиналы, копии; распорядительная, отчетная, протокольная документация, переписка между учреждениями), в том числе документы дирекции Императорских театров.

Необходимость осмысления роли Всеволожского в истории русского музыкального театра и определила проблему настоящей диссертации.

Объект исследования - личность И. А. Всеволожского, чиновника, сценариста, драматурга, его роль в истории русского музыкального театра.

Предмет исследования - документы и материалы о деятельности И. А. Всеволожского и подведомственных ему учреждений.

Цель исследования заключается в выявлении и исследовании источников и архивных материалов, связанных с жизнью и деятельностью И. А. Всеволожского на посту директора Императорских театров; привлечение сведений о представителях древнего дворянского рода Всеволожских, сыгравшего заметную роль в истории русской культуры; изучение деятельности Мариинского театра, в том числе: формирование репертуара, постановочный процесс, в первую очередь, балетных спектаклей, приглашение Всеволожским к сотрудничеству видных деятелей современного искусства, в числе которых - П. И.Чайковский, А. К. Глазунов и совместная работа с ними. Необходимым аспектом является изучение на основе эпистолярных и мемуарных материалов черт личности Всеволожского, особенностей его характера, принципы общения с членами Императорской фамилии, композиторами, коллегами, служащими театров.

Задачи исследования - раскрыть деятельность И. А. Всеволожского как директора, художника, сценариста:

1. Выявление и классификация архивных материалов, с целью реконструкции исторических обстоятельств, в которых происходило формирование личности Всеволожского, определялись принципы и методы его работы, в результате чего он привлек к сотрудничеству выдающихся представителей музыкально-театральной элиты Петербурга.

2. Формирование принципов репертуарной политики Императорских театров; новые способы работы над постановками; повышенное внимание

Всеволожского к балетному театру и, как следствие, - новый принцип работы над спектаклями в сотрудничестве с выдающимися деятелями балетного искусства того времени.

4. Определение роли Всеволожского в истории русского музыкального театра, выявлении его причастности к ряду постановок, в которых он выступил инициатором, сценаристом, художником.

3. Создание Всеволожским необходимых условий для функционирования ведущего петербургского Императорского театра — Мариинского, выведение его на качественно новый уровень развития.

Материалом исследования стали сведения архивно-рукописных источников, относящихся к деятельности И. А. Всеволожского и музыкальному театру Петербурга последней четверти XIX века в целом. Выявленные свидетельства документальных собраний, систематизированные и соотнесенные с уже известными положениями и фактами, позволили в значительной мере раскрыть роль Всеволожского.

В основе исследования - автографы И. А. Всеволожского, созданные им эскизы костюмов, зарисовки, карикатуры; неопубликованная переписка, дневники и черновые заметки; также музыковедческие, источниковедческие и театроведческие материалы от середины XIX века до настоящего времени.

Методологической основой диссертации является комплексный подход к изучению архивно—рукописных материалов, который базируется на методах источниковедческого анализа. Широкий охват проблематики, обусловленный объектом и предметом исследования, определил привлечение источников по истории русской музыки, русского балетного театра, истории русского драматического театра, биографических материалов о судьбах представителей семьи Всеволожских, ряда его современников.

Методы исследования: изучение архивно-рукописных материалов базируется на методах тематического и комплексного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Всеволожский - один из выдающихся представителей древнего

дворянского рода, влияние которого испытывала русская культура с начала XIX столетия.

• Многоплановая деятельность Всеволожского охватывает различные

сферы, в том числе организационные, творческие, результатом которых стало привлечение к сотрудничеству выдающихся представителей русской и европейской культуры. В работе Всеволожского—чиновника преобладало творческое начало, что определило его ведущую роль в формировании музыкально-театрального репертуара, а также в постановочном процессе.

• Формирование новых принципов в балетном театре, привлечение Всеволожским к сотрудничеству целого ряда выдающихся современников, в числе которых — композиторы П. И. Чайковский и А. К. Глазунов.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое целостное многоплановое исследование деятельности И. А. Всеволожского в

истории русского музыкального театра. Выявление особенностей его деятельности позволяет определить степень влияния на развитие управляемого им ведомства, постановочного процесса ряда спектаклей и на творческие результаты композиторов. Анализ архивно-рукописного наследия раскрывает особенности работы директора театров, его роль в музыкально-театральной жизни Петербурга последней четверти XIX века. В диссертационной работе впервые вводится в научный оборот значительный объем архивно-рукописных источников из основных хранилищ Санкт-Петербурга и Москвы.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных положений работы обеспечивается адекватностью используемых методов исследования целям и задачам диссертации, опорой на обширный рукописный документальный материал, анализ которого осуществлен в соответствии с выбранными методами, а также практической апробацией результатов исследования в докладах ряда конференций и опубликованных статьях.

Теоретическая значимость работы определяется следующими положениями:

- диссертация представляет собой первое комплексное исследование деятельности И. А. Всеволожского в контексте русской музыкальной культуры последней четверти XIX века;

- полученные результаты способствуют формированию основных знаний о роли и значении И. А. Всеволожского в истории русского музыкального театра последней четверти XIX века;

- изучение влияния И. А. Всеволожского на развитие музыкального театра на примере постановочного процесса балетных спектаклей позволяет внести коррективы в историю ряда постановок;

- привлечение архивно-рукописного материала позволяет раскрыть некоторые факты, свидетельствующие о непосредственном влиянии И. А. Всеволожского на творческие судьбы ряда композиторов-современников.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в научных трудах, посвященных творческой биографии И. А. Всеволожского и его деятельности в истории русского музыкального театра; представленные результаты изучения документов могут послужить иллюстрацией к истории функционирования театрального ведомства Министерства Императорского Двора последней четверти XIX столетия. Ряд установленных сведений дополняет в диссертации творческие биографии выдающихся композиторов того времени и раскрывает неизвестные ранее факты жизни и деятельности композиторов-дилетантов, авторов балетных партитур.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации стали основой докладов, прочитанных в рамках конференций «Музыкальный автограф. Научная конференция студентов, аспирантов, посвященная музыкальному источниковедению и текстологии» (СПб Консерватория,

2008); «Музыкальная культура глазами молодых. Четвертая Международная научно-практическая конференция» (квартира-музей Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, 2008); «Музыкальная культура глазами молодых. Четвертая международная научно-практическая конференция (СПбГПУ им. А. И. Герцена, 2009); «Чтения отдела рукописей XIV. К 150-летию научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории» (СПб Консерватория, 2012).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы (578 наименований), трех приложений, Списка архивно-рукописных источников (237 наименований). Объем основного текста диссертации - 206 страниц, общий объем работы со Списком литературы и Приложениями составляет 271 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность и новизна темы, выявляется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования. Приводятся сведения о документальных материалах деятельности И. А. Всеволожского и театрального ведомства, и выявляется роль Всеволожского в истории русского музыкального театра. Формулируются основные положения и практическая значимость, приводится апробация исследования.

Первая глава «Иван Александрович Всеволожский и его значение в истории русского музыкального театра» включает два раздела.

Первый раздел - «Род Всеволожских». И. А. Всеволожский принадлежит к одному из древнейших родов России, и некоторые видные его представители имели на разных этапах непосредственное отношение к музыкальному театру, оказав значительное влияние на его развитие. Архивные документы раскрывают связи рода Всеволожских с выдающимися музыкантами XIX столетия, в числе которых М. И. Глинка,

A. Н. Верстовский, JI. В. Маурер, В. Ф. Одоевский и другие.

§1.1.-1.2. Заметной фигурой был один из представителей рода-

B. А. Всеволожский (1835—1909). Он, в соответствии с русской традицией, имел собственные оркестр и театральную труппу. Гостями в его имении Рябово (ныне — г. Всеволожск) были выдающиеся личности: актеры, музыканты, драматурги, художники и другие. В 1805-1807 годах его прочили на должность директора Императорских театров, как почитаемого в театральных кругах человека, знатока и ценителя искусства. Оркестр В. А. Всеволожского принимал участие в многочисленных мероприятиях и концертах, например, в доме Г. Р. Державина. У В. А. Всеволожского выступали известные музыканты - скрипач А. Ф. Львов, виолончелист князь Н. Б. Голицын, композитор А. И. Лизогуб и другие. Оркестр сопровождал многие светские мероприятия, в которых нередко участвовал М. И. Глинка. С именами Всеволожского и Глинки связано знаменательное событие: после премьеры оперы «Жизнь за царя» (27 ноября 1836 года) именно на обеде в

доме В. А. Всеволожского друзьями Глинки был сочинен знаменитый «Шуточный канон» на текст А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, М. Ю. Виельгорского с музыкой В. Ф. Одоевского.

Сыном В. А. Всеволожского был Н. В. Всеволожский - популярный в театральных кругах переводчик французских водевилей, драматург, актер-любитель, друг А. С. Пушкина, создатель общества «Зеленая лампа». Внебрачные дети Н. В. Всеволожского И. Н. Никитин и Е. Н. Никитина были известными артистами балета Императорских театров.

§ 1.3. Н. Н. Всеволожский, А. В. Всеволожский, а также Никитины стали героями незавершенного романа А. С. Пушкина «Русский Пелам», повествующего о судьбе представителей древнего рода. Работа А. С. Пушкина над романом относится к 1834-1835 гг. и не была закончена. Детально прописанный план романа и характеры персонажей в главе «Дом Всеволожских» соответствуют образу жизни, быта и характерам его прототипов - представителям рода, в особенности Н. В. Всеволожскому. Многолетнее знакомство Пушкина с представителями рода Всеволожских нашло также отражение в целом ряде поэтических сочинений.

§ 1.4. Н.Н.Всеволожский прославился в театральной среде как автор ряда поэм и пьес, которые пользовались значительным успехом у публики, а также как супруг выдающейся актрисы драматической труппы Александринского театра М. Г. Савиной. В годы службы И. А. Всеволожского актриса не раз будет прибегать по разным поводам к помощи директора Императорских театров на правах его родственницы, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы.

В диссертации рассматриваются материалы, связанные с А. В. Всеволожским, отцом И. А. Всеволожского, известным чиновником и театралом, членом общества «Зеленая лампа», персонажем «Русского Пелама» и ряда пушкинских стихотворений (§ 1.5); Н.Д.Всеволожским и С. М. Волконским - сотрудниками Императорских театров, где Волконский (племянник И. А. Всеволожского) также служил в должности директора в 1899—1901 гг. (§§ 1.6-1.7).

В § 2 представлена фигура Ивана Александровича Всеволожского во всех аспектах его деятельности. Привлечение к работе сведений из неопубликованных документов позволило существенно дополнить уже известные сведения об этой весьма незаурядной личности. Всеволожский представлен в диссертации как чиновник, директор Императорских театров, инициатор Театральной реформы, драматург, художник, карикатурист; в диссертации рассмотрена также его работа на посту директора Императорского Эрмитажа.

Служба И. А. Всеволожского на разных должностях в период 18561881 годов (с момента окончания им Санкт-Петербургского университета до вступления в должность директора Императорских театров) на страницах настоящей диссертации представлена впервые. Всеволожский был отмечен многочисленными наградами России и зарубежных государств; среди них -Большой крест Франца-Иосифа, полученный Всеволожским в 1894 году.

Известно, что данный знак отличия получали исключительно граждане Австрии, лишь избранные иностранные представители искусства были удостоены этой награды, в их числе - Всеволожский.

В § 2.1. «Директор Императорских театров (1881-1899)» рассмотрена его деятельность директора в рамках двух периодов. С 3 сентября 1881 по 1 января 1886 года Всеволожский руководил в целом петербургскими и московскими Императорскими театрами, с 1 января 1886 по 22 июля 1899 годы, как свидетельствуют приказы и делопроизводственные документы, И. А. Всеволожский Высочайшим соизволением был назначен на должность директора только петербургских Императорских театров. Именно этот период отмечен наивысшим расцветом русского музыкального театра, в чем немалая заслуга принадлежит И. А. Всеволожскому.

Театральное ведомство последней четверти XIX века представляло сложный организм со своими особенностями и закономерностями. В диссертации показана система работы театра, выделены преобразования, которые инициировал и провел Всеволожский в рамках Театральной реформы (увеличение авторского гонорара, бюджета Императорских театров, состава численного количества хора; установление новых штатов с повышением содержания и многое другое). Деятельность И. А. Всеволожского как руководителя, активного участника театральной жизни оказалась весьма разноплановой: для улучшения функционирования сложного ведомства директором театров были созданы различные комитеты и определены их функции, отменены актерские амплуа, много сделано для обновления монтировочной части и другое. Инициированная Всеволожским в рамках Театральной реформы отмена монополии Императорских театров на представления в столице спектаклей, зрелищ, концертов (кроме балаганов на народных гуляньях) позволила активно развиваться частным антрепризам, что сыграло благотворную роль в развитии театральной жизни России.

§ 2.2 «Директор Императорских петербургских театров (1886-1899) посвящен рассмотрению роли Всеволожского непосредственно в формировании театрального репертуара. И. А. Всеволожский существенно повлиял на развитие оперного и балетного жанров, как администратор и непосредственный участник подготовки большинства театральных постановок. Его дипломатическая служба до 1881 года, сопровождавшаяся многочисленными поездками по странам Европы и Азии, позволила Всеволожскому как страстному театралу познакомиться с современными направлениями развития театра за рубежом. Впоследствии все это отразилось на его деятельности в Императорских театрах.

Особенности работы Всеволожского как чиновника, некоторые штрихи к его портрету прослежены в диссертации по материалам неопубликованной переписки директора с разными адресатами, в том числе с управляющим конторой Дирекции петербургских Императорских театров В. П. Погожевым. Обширная корреспонденция открывает возможность воссоздания картины происходившего в театральном ведомстве. Например, на основе этих писем становятся известными подробности проведения Театральной реформы

1882 года, процесс формирования положений по усовершенствованию функционирования Дирекции Императорских театров. Неопубликованные материалы Дирекции характеризуют Всеволожского-чиновника как личность, заинтересованную в развитие, как всего театрального ведомства, так и процветании русского музыкального искусства. Весьма показательны воссозданные Всеволожским спектакли на Императорской сцене, в подготовке которых он принимал активное участие, инициирование им ряда постановок, увеличение бюджета на премьерные спектакли, обновление состава артистов, прибавление авторского гонорара и другое.

В § 2.5 делается акцент на выступлениях И. А. Всеволожского в функциях сценариста, драматурга, театрального художника и карикатуриста. Его участие в качестве сценариста отмечается в создании таких произведений, как «Спящая красавица» (П. И. Чайковский), «Волшебное зеркало» (А. Н. Корещенко), «Роман бутона розы» (Р. Дриго, премьера балета не состоялась), также известно, что директор театров принимал участие в создание либретто балета «Раймонда» (А. К. Глазунова) и других. Данные постановки сыграли важную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

В то же время Всеволожский активно работал над эскизами костюмов к многочисленным оперным и балетным постановкам. Им в этот период было создано более 1000 рисунков12 к 25 спектаклям Императорских театров13, в ряду которых: «Своенравная жена» (А. Адан, Ц. Пуни, 1885), «Дочь фараона» (Ц. Пуни, возобновление 1885), «Волшебные пилюли» (Л. Минкус, 1885)14, «Спящая красавица» (П.И.Чайковский, 1890; 120 рисунков), «Раймонда» (А. К. Глазунов, 1898; 90 рисунков) и других.

Среди оперных постановок, для которых И. А. Всеволожским были созданы рисунки костюмов к танцевальных номерам, отметим следующие: «Мефистофель» (А. Бойто, 1886; 3 рисунка для 4 акта), «Джоконда» (А. Понкьелли, 1888; 3 рисунка для солистов), «Пиковая дама» (П.И.Чайковский, 1890; костюмы Пастуха и Пастушки), «Руслан и Людмила» (М. И. Глинка, возобновление 1892; 2 рисунка для 4 акта). Большая часть данных спектаклей пользовалась успехом у публики и была

12 По свидетельствам Е. П. Пономарева, И. А. Всеволожский создал 1087 эскизов для опер и балетов (Пономарев Е. П.: И. А. Всеволожский (очерк его художественной деятельности). - Ежегодник Императорских театров. 1899—1900. - С. 27—32).

13 Корреспондент газеты «Новое время», говоря о работе Всеволожского над эскизами костюмов к спектаклям, утверждал: «Сколько мотивов вывезено отсюда заграницу! Например, постановка "Богемы" в Дрездене, "Маскарада" Масканьи в Милане, почти все костюмы точь-в-точь — "Арлекинада". Прекрасно известно всем европейским художникам театра имя Всеволожского и его работы» (Новое время. - 1 октября 1909. -№ 12084).

14 Согласно воспоминаниям князя Б. А. Щетинина, И. А. Всеволожский в личном разговоре признался ему, что для данного балета им было создано около 500 рисунков, «конечно, только некоторая часть из них пошла в дело, остальные были уничтожены» (Князь Б. А. Щетинин. Встреча с И. А. Всеволожским. — Исторический вестник. -Т. СXIX, 1910.-С. 190-193).

высоко оценена критиками. При этом имя Всеволожского далеко не всегда было указано на театральных афишах, и только изучение неопубликованных материалов позволило установить его причастность к ряду постановок.

На сцене Александринского театра в 1884-1899 годах с успехом шли драматические пьесы И. А. Всеволожского - «Сестры Саморуковы» (1890), «Марианна Ведель» (1898), он также был соавтором В.А.Крылова в создании комедии «Призраки счастья» (1884). Сам Всеволожский скептически относился к своим сочинениям; в одном из писем он писал: «за литературными лаврами я не гонюсь, и если "Сестры Саморуковы" схоронятся в моем столе - не велика беда, и свет немного потерял» .

Широкую известность И. А. Всеволожскому принесло его увлечение карикатурой, оно же создало и негативное к нему отношение. Выполненные им ироничные изображения ряда выдающихся деятелей культуры и искусства своего времени дают возможность выделить его талант художника и отметить цепкую память, тонкое чувство юмора. Художественное творчество Всеволожского было оценено, и в 1904 году, уже будучи директором Императорского Эрмитажа, он был удостоен звания почетного члена Академии художеств. В 1899 году, уже переведенный на должность директора Императорского Эрмитажа И. А. Всеволожский продолжал активно приглашать А. К. Глазунова к работе над балетами, лично находя сюжеты для будущих спектаклей, создавая сценарии и эскизы костюмов. Отношение современников к деятельности Всеволожского нашло обобщенное выражение в словах Э. Ф. Направника: «При нем неожиданно настала блестящая, роскошная эра развития Императорских театров» , которая в истории русского театра получила название «эпоха Всеволожского».

Вторая глава «Музыкальный театр эпохи Всеволожского и его основные представители» раскрывает роль И. А. Всеволожского в формировании репертуара Императорских театров, а также его непосредственное участие в ряде постановок. Сохранившиеся документы, связанные с постановками в Мариинском театре, в частности, балетных спектаклей, свидетельствуют о роли директора театров в возрождении на петербургской сцене жанра феерии. Благодаря Всеволожскому, на сцене русского музыкального театра шли балеты-феерии «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля, «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Волшебные пилюли» Л. Минкуса, «Раймонда» А. К. Глазунова и многие другие.

Работа Всеволожского в театре совпала с периодом активной деятельности выдающегося русского хореографа М. И. Петипа. Их связывало тесное сотрудничество в течение ряда лет, результатом чего была постановка произведений, ставших легендами национального балета, в особенности

15 И. А. Всеволожский-В. П. Погожеву. 21 августа 1888. Л. 49. РИИИ. Ф, 44. Оп. 1. Ед. хр. 59.

16 Направник В. Э. Ф. Направник и его современники. - С. 189.

спектаклей на музыку П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. Архивные материалы и публикации тех лет раскрывают отношения выдающихся людей, принципы их совместного творчества. Документы демонстрируют также роль директора театров в создании совета постановщиков для облегчения работы всех подразделений, в формировании новых методов работы творческого коллектива во главе с Петипа над подготовкой балетов. Например, при работе над балетным спектаклем проходили собрания постановщиков в составе: директор театров, композитор, балетмейстер, заведующий монтировочной частью, художник и многие другие. Их совместные решения определяли ход постановочного процесса и в конечном итоге во многом определяли художественный уровень спектаклей.

В §§ 1-3 личность директора театров представлена в контексте музыкально-театральной жизни Петербурга рассматриваемого периода, где роль Всеволожского в судьбах некоторых постановок выделена непосредственно на примере творческого наследия ряда композиторов. В числе тех авторов, чьи произведения были созданы по инициативе И. А. Всеволожского или же при его непосредственном участии, были как композиторы выдающиеся, привлеченные к написанию балетов именно благодаря Всеволожскому (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов), так и музыканты второго плана (Р. Дриго, Б. А. Фитингоф-Шель, М. М. Иванов, Ц. Пуни и другие). Всеволожский инициировал создание ими новых сочинений для сцены, вынашивал замыслы, обсуждал их с композиторами, писал сценарии, создавал эскизы к постановкам. На примере деятельности разных композиторов в диссертации раскрывается роль Всеволожского в творчестве каждого музыканта, хотя сохранившиеся материалы позволяют это сделать с разной степенью подробности. Как показывают архивные документы, особое внимание директора театров было уделено реформированию балета; в частности, он стремился к усилению значимости в балете именно музыки, и это подтолкнуло его к отмене, как отмечалось, традиционной должности штатного балетного композитора (уничтожению, тем самым, монополии Ц. Пуни и Л. Минкуса). Подробные данные содержатся в переписке директора театров с разными лицами (например, с И. И. Воронцовым-Дашковым, который был активен в разработке положений Театральной реформы)17, а также материалах Архива дирекции Императорских театров. И. А. Всеволожский стал инициатором приглашения на русскую сцену целой плеяды иностранных гастролеров. Ангажированные исполнители в разное время существенно повлияли на развитие и формирование русского исполнительского искусства (в числе приглашенных называются В. Цукки, Э. Бессоне, П. Леньяни и другие). Привлечение в состав трупп новых артистов, приглашение в Императорские театры

17 Переписка И. И. Воронцова-Дашкова-И. А. Всеволожского хранится в ГЦТМ им. Бахрушина (Ф. 58. И. А. Всеволожский), а также в ОР РГБ (Ф. 58. II. Воронцовы-Дашковы).

иностранных гастролеров сказалось на посещаемости театров и в итоге существенно повысило театральные сборы.

В последующих параграфах Второй главы подробно рассматривается процесс сотрудничества и система отношений И. А. Всеволожского с выдающимися русскими композиторами.

§ 3.2. посвящен П. И. Чайковскому, с которым И. А. Всеволожского связывали многолетние творческие отношения. Директор театров не только был инициатором ряда произведений композитора, сценаристом, а также художником по костюмам (уже упоминавшиеся оперы «Иоланта», «Пиковая дама», балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» и других).

Директор театров способствовал в определенной мере улучшению благосостояния композитора, инициировал назначение последнему пожизненной пенсии18. Чайковский писал: «Истинный и главный виновник выпавшего на мою долю счастья Вы, добрейший, дорогой Иван Александрович! Рад буду, если случай представится на деле доказать Вам мою пламенную благодарность»19. Позднее Всеволожский лично сообщил

министру Императорского Двора о смерти композитора, в письме приложил

20

план проведения церемонии похорон .

В § 3.3. рассматриваются отношения Всеволожского с Н. А. Римским-Корсаковым, которые складывались непросто. Директор театров - частый персонаж на страницах писем композитора21. Сохранившиеся документы свидетельствуют о достаточно сложных отношениях между ними, несмотря на это, Всеволожский принимал непосредственное участие в постановке и возобновлении опер Римского-Корсакова на Императорской сцене. Например, так обстояло дело с оперой «Снегурочка», как отмечал композитор, это было решение Всеволожского, пожелавшего «...блеснуть на первых порах своего правления хорошей постановкой»22. Именно директор театров ратовал за появление в Императорских театрах оперы-балета «Млада».

А. К. Глазунов же, напротив, благодаря сотрудничеству с И. А. Всеволожским (§ 3.4.) создал ряд выдающихся произведений. Директор театров инициировал ряд постановок, написал сценарии и эскизы костюмов к ним. Содружество композитора с Всеволожским не закончилось и после перевода последнего в 1899 году на должность директора Императорского

18РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Ед.хр. 3391. О назначении пожизненной пенсии П. И. Чайковскому. 9 декабря 1887.

19 П. И. Чайковский-И. А. Всеволожскому. 14/2 января 1888 г. Петербург / Полное собрание сочинений. - Т. 14. - С. 323-324.

20 И.А.Всеволожский-И.И.Воронцову-Дашкову. 25 октября 1893. - ОР ОГБ. Ф. 58. П. 140. Ед.хр. 25. Л. 1-2.

21 Несколько писем Н. А. Римского-Корсакова хранятся в РГИА Ф. 652. Всеволожские. On. 1: 1767—1918. Материалы к истории рода Всеволожских. Ед.хр. 532. Письма Н. А. Римского-Корсакова—И. А. Всеволожскому. 1886-1895.

22 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. - М.: Музыка, 1982. -С. 185.

Эрмитажа. Ряд балетных постановок был впервые представлен на сцене Эрмитажного театра, после перенесен на сцену Мариинского театра (так было, например, с балетами А. К. Глазунова «Испытание Дамиса» и «Времена года»).

Благодаря деятельности Всеволожского, к работе над музыкой к балетам были привлечены как иностранные, так и русские композиторы второго плана (§§ 3.5.-3.6.) Журнал «Нива» писал: «С давних пор у нас был заведен странный обычай иметь при театрах специальных подрядчиков балетной музыки. <...> Всеволожский вывел этот обычай, открыв русским композиторам доступ к балету, он не только оживил его, но и поднял на небывалую высоту»23. Многие из них по собственной инициативе представляли в Дирекцию свои произведения, и в каждом случае Всеволожский влиял на подготовку спектакля: им делались указания относительно характера музыки, предлагались сюжеты, создавались эскизы костюмов и многое другое. Так, готовилась к постановке опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик», «...сюжеты обоих произведений были намечены Всеволожским и приняты в обработку Петром Ильичем»24. Эскизы костюмов, как известно, были созданы директором театров.

Оценивая результаты деятельности И. А. Всеволожского в целом, следует еще раз подчеркнуть, что он оказал значительное воздействие на развитие отечественной музыкальной культуры не только в силу выполнения должностных обязанностей, но и во многом благодаря своей художественной натуре. Его деятельность явилась переломным моментом в истории музыкально—театрального искусства последней четверти XIX века. Она дала возможность музыкально—театральным жанрам, в первую очередь, жанру балета развиваться и совершенствоваться в новом направлении. Всеволожский не остановился на достигнутом, даже будучи директором Императорского Эрмитажа, он продолжал активно работать над постановками новых сочинений на сцене подведомственного ему Эрмитажного театра.

Благодаря усилиям Всеволожского, выдающиеся музыканты обратили внимание на жанр балета, изменили свое отношение к некогда «низкому жанру»; далее, вслед за П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым появятся сочинения И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и многих других. Они ознаменуют уже новый этап в развитии традиций, заложенных И. А. Всеволожским.

Заключение. Обобщая результаты проведенного исследования, в диссертации отмечается, что сохранившиеся в настоящее время и связанные с личностью и деятельностью И. А. Всеволожского материалы - как представленные в публикациях, так и остающиеся достоянием архивов — содержат значительную историческую и музыкально—театральную информацию. Выявление и изучение документов, сопоставление их между

23 И. А. Всеволожский и С. М. Волконский. - Нива. - № 35, 1899. - С. 673.

24 Погожее В. П. Воспоминания. РИИИ. Ф. 44. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 79.

собой и с различными публикациями, рассмотрение в рамках общей музыкально-театральной традиции в России и Петербурге позволяет составить представление о роли, которую сыграл И. А. Всеволожский в истории музыки. Его путь был отмечен рядом преобразований, им инициированных и во многом осуществленных. Документальные источники позволили установить характер деловых, творческих и дружеских отношений директора театров со многими высокопоставленными чиновниками, в числе которых были император Александр III, императрица Мария Федоровна, Великие князья Алексей Александрович и Сергей Александрович, представители высшего света (И. И. Воронцов-Дашков, А. А. Половцев, К. П. Победоносцев и другие). Знакомство Всеволожского со многими представителями царской фамилии, а также правителями других стран начались в годы его дипломатической службы, поддерживались в последующем, что во многом сказалось на его театральной деятельности. Вопросы, связанные с музыкой, неизбежно возникают на страницах многих документов, и сохранившаяся переписка Всеволожского раскрывает важные особенности работы музыкально-театрального ведомства, характеризует отношения адресатов, а также свидетельствует о том, что Всеволожский в ряде случаев обращался лично к Императору для решения музыкально-театральных вопросов.

Деятельность Всеволожского представлена в диссертации на основе его записных книжек, делопроизводственных материалов, черновиков, рабочих записей и многих других. Рукописные источники позволили выделить существенные черты Всеволожского как чиновника и отметить особенности его работы, представить музыкально-театральную жизнь «изнутри», определить функции многих участников сложнейшего организма, каковым является спектакль, и осознать в нем роль директора. Данные материалы отражают отношение Всеволожского к своему ведомству и позволяют оценить степень его влияния на формирование и развитие музыкального театра последней четверти XIX века. Благодаря Всеволожскому, а также его инициативе и непосредственному участию, в период с 1881 по 1899 годы Императорские театры стремительно развивались, театральное ведомство постоянно совершенствовалось, обновлялся состав артистов и сотрудников, привлекались иностранные исполнители, композиторам предлагалась работа в новых жанрах.

В диссертации особое внимание уделено сотрудничеству Всеволожского с музыкантами его времени. На примере деятельности композиторов разного уровня представлена роль Всеволожского в творчестве каждого из них.

Возможность оценки роли Всеволожского в истории русского музыкального театра последней четверти XIX века стала реальной только после изучения ряда неопубликованных материалов. В диссертации была обозначена деятельность Всеволожского исключительно в рамках музыкального театра (в частности, балетного жанра). Вместе с тем, личность Всеволожского и его многолетняя служба открывают возможность изучения

его работы и степени влияния на развитие оперного, драматического театров, истории Эрмитажа, функционировании театрального ведомства, его роли в судьбах музыкантов, артистов, художников, театральных деятелей, но также истории карикатуры, истории театрального костюма и многого другого.

Деятельность Всеволожского явилась переломным моментом в музыкально-театральном искусстве последней четверти XIX века. Привлечение к написанию балетных партитур выдающихся композиторов дало возможность жанру балета развиваться и совершенствоваться в новом направлении. Благодаря усилиям Всеволожского, выдающиеся музыканты обратили внимание на жанр балета, благодаря чему была заложена основа для создания выдающихся балетов уже в XX веке.

В Приложении приведены указатели имен и постановок. В именном списке отмечены все персоны, встречающиеся в основном тексте, в указателе постановок - спектакли, которые были созданы на Императорских петербургских сценах в 1881-1903 гг. Представлен род Всеволожских в период 1769-1952 гг., а также словарь терминов, которые встречаются в основном тексте.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Гурова, Я. Ю. «Мировые знаменитости». Воспоминания барона

Б. А. Фитингоф-Шеля / Я. Ю. Гурова // Музыковедение. - 2009. - № 3. - С. 54-62. (0,8 п. л.).

2. Гурова, Я. Ю. И.А.Всеволожский: документальные источники о

жизни и деятельности / Я. Ю. Гурова // Общество. Среда. Развитие. -2013, № 4. - 2013. - С. 35-39. (0,5 п. л.).

3.Гурова, Я. Ю. И.А.Всеволожский и музыка русского балета / Я. Ю. Гурова // Вестник Академии русского балета. - 2013. - В. 30. — С. 252-266. (0,9 п. л.).

4. Гурова, Я. Ю. Петербургская «Золушка» XIX-XX вв. / Я.Ю.Гурова //

Монография. - СПб.: СПГПУ, 2007. - 72 с. (3,5 п. л.).

5.Гурова, Я. Ю. «Мировые знаменитости» и Альбом-автографов барона Бориса Александровича Фитингоф-Шеля / Я. Ю. Гурова // Музеи театра и музыки в международном пространстве. Материалы научно-практической конференции 20-22 марта 2008, СПб: Чистый лист, 2008. - С. 115-122. (0,4 п. л.).

6. Гурова, Я. Ю. «Парижский рынок» (1859) / Я. Ю. Гурова // Балетмейстер

М. Петипа. - Сборник статей. -Владимир: Фолиант, 2006. - С.8-12. (0,2 п. л.).

7. Гурова, Я. Ю. Б. А. Фитингоф-Шель в истории русской музыкальной

культуре / Я. Ю. Гурова // XIII Царскосельские чтения «Высшая школа -инновационному развитию России» Международная научная конференция 21-22 апреля 2009 г. Т. II. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. - С. 178182. (0,2 п. л.).

8. Гурова, Я. Ю. Роль И.А.Всеволожского в создании балетных спектаклей

второй половины XIX века (на примере балета «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля / Я. Ю. Гурова // Музыкальная культура глазами молодых ученых. - Вып. 4 - СПб: Астерион, 2009. - С. 17-21. (0, 3 п. л.).

9. Гурова, Я. Ю. И.А.Всеволожский в воспоминаниях современников /

Я. Ю. Гурова // Искусство глазами молодых. Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 2324 апреля 2009 г. - Красноярск: ФГОУ ВПО КГАМиТ, 2009. - С. 222-225. (0, 4 п. л.).

Ю.Гурова, Я. Ю. П. И. Чайковский и барон Б. А. Фитингоф-Шель. К истории отношений / Я. Ю. Гурова // Музыкальный автограф, сборник статей молодых музыковедов. - СПб.: СПбГПУ, 2010. - С. 42-50. (0, 3 п. л.). 11.Комментарии /Я.Ю. Гурова // К. А. Скальковский. Статьи о балете (1868— 1905). - СПб.: Чистый лист, 2012. - С. 41^12; 54-57. (0,3 п. л.).

Подписано в печать 03.02.2014. Формат 60x84/16. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100. Заказ к-181.

Отпечатано с готового оригинал-макета, предоставленного автором, в типографии Издательства Политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29. Тел.: (812) 550-40-14 Тел./факс: (812) 297-57-76