автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Становление и развитие организационно-творческой системы российских императорских театров в первой трети XIX века

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Телякевич, Наталья Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Становление и развитие организационно-творческой системы российских императорских театров в первой трети XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Телякевич, Наталья Константиновна

введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Из истории становления института театральных директоров от основания Российского театра и до конца XVIII столетия 5

ПЛАВА ВТОРАЯ

Императорские театры при главном директоре зрелищ и музыки А.Л.Нарышкине 39

глава третья

А. А Майков как управляющий Московского императорского театра. Радикальное администрированйё П.И.Тюфяюша и художественный процесс .■•"'. 74

ГЛАВА четвертая

Театральный Петербург и Москва в третьем десятилетии XIX века 122

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Телякевич, Наталья Константиновна

В отечественной историко-театральной литературе существует крайне мало специальных исследований, в которых рассматривалась бы деятельность организаторов театрального дела. Даже первый директор театра в России Александр Петрович Сумароков привлекал внимание театроведов скорее как драматург, но меньше всего как организатор театрального дела. Между тем, в истории национального русского театра Сумароков выступает не только как выдающийся драматург, но и как организатор театрального дела, - художественные и организационные проблемы занимали его в равной мере.

В отличие от Сумарокова, его преемники в области организации театрального дела находились в более выгодном положении, потому что имели возможность полностью сосредоточиться на организационных вопросах, когда отечественный профессиональный театр обрел собственную драматургию, официальный статус и, следовательно, достаточно ясные очертания и относительную стабильность на первом этапе своего развития (1756-1766). Тем не менее, после Сумарокова немаловажная роль театрального организатора отступает для театроведов на второй план, и ее начинают рассматривать как вспомогательную по отношению к сценическому искусству. Но Театр не ограничивается только сценой - главной его частью. Он включает в себя и другие виды деятельности, от которых часто зависит благополучие сценического искусства. Стремление к общей цели объединяет множество театральных профессий, но именно организатор регулирует их взаимоотношения в повседневной жизни творческого коллектива. Обращение к деятельности театральных организаторов, их политике, так или иначе влиявшей на театральный процесс в России первой трети XIX столетия предпринимается впервые.

В этом состоит научная новизна работы.

Опубликованное сравнительно недавно исследование историка театра Г.З.Мордисона «История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России XVI-XVIII века» (СПб.,1994), где подробно освещается вклад первых русских организаторов театрального дела, побудило автора диссертации поставить следующие задачи: я Исследовать организационно-творческую систему российских императорских театров в первой трети XIX века.

Сравнить методы и стиль руководства директоров театра с методами управления театральных комитетов и показать различие между принципом единоначалия и коллегиальной формой управления, не раз сменявшими друг друга во второй половине XVIII - первой трети XIX века.

Определить главные этапы развития отечественной организации театрального дела с 1756 по 1830 г. и дать им общую характеристику.

Практическая значимость работы. В диссертации прослеживается смена организационных форм и методов руководства, а также взаимосвязь между организационно-творческой и художественной областями театра, в связи с чем она, прежде всего, может быть полезна современным практикам театрального дела и историкам театра.

Материалы исследования. Автор диссертации опирался на фундаментальные труды В.П.Погожева, опубликовавшего на рубеже XIX-XX вв. достаточно исчерпывающий свод архивных документов, показывающих важнейшие стороны деятельности Дирекции императорских театров. Представленные в работах Пого-жева документы дают богатый материал для анализа истории становления и развития театрального дела в России, по настоящему не исследованный в театроведческой науке. Труды Погожева дополнены сведениями и материалами, введенными в научный обиход в конце XIX века Е.Н.Опочининым, С.В.Танеевым и А.Н.Сиротининым, но редко привлекавшими внимание исследователей, а также воспоминаниями современников (А.А.П1аховского, И.И.Вальберха, А.П.Глушков-ского, Р.М.Зотова, С.П.Жихарева, Ф.Ф.Вигеля и др.) Привлечены в диссертации и архивные документы.

Из историков русского театра вопросы организации театрального дела наи более обстоятельно рассматривали В.Н.Всеволодский-Гернгросс, С.С.Данилов, В.Н.Асеев, Г.З.Мордисон, и их опыт учтен в диссертации.

К высказываниям современников автор подходил неоднозначно, - скорее осторожно и избирательно. Для него было важно кто высказывается - театральный профессионал (ИВальберх, А.Шаховской, А.Глушковский, Р.Зотов) или любитель (С.Жихарев, Ф.Вигель). Как бы то ни было, без субъективных и нередко тенденциозных воспоминаний очевидцев всякое исследование скорее потеряет, нежели приобретет.

В отдельных случаях автор диссертации позволил себе вступить в полемику с В.Погожевым и Г.Мордисоном. Критика отдельных выводов исследовате лей возникла в результате сопоставления различных взглядов на картину развития отечественного театрального дела. ГМордисон, работы которого хронологически не переходят рубеж XVIII столетия, обнаружил у В.Погожева «ошибки и неверные утверждения».1 Погожев был крупным театральным чиновником, принадлежавшим своему времени. Не удивительно, что его труды выглядят сегодня «методологически устарелыми», но это не обесценивает в них большое количество опубликованных документов. Труды Погожева до сих пор остаются самым масштабным исследованием истории театрального дела в России, включая XIX век, который почти не охвачен современными историками театрального дела.

На сегодняшний день представляется явно недостаточным наличие едва ли не единственного учебного пособия по курсу «Истории театрального дела в СССР».2 Исследуемый в диссертации период освещается в данном пособии весьма сжато, а роль директора театра показана фрагментарно и по преимуществу в негативном свете. За хронологией основных вех теряется человек, словно театральное дело развивалось безлико и само по себе. Как неправомерен обезличенный подход к сценическому искусству, точно так же нельзя обезличенно рассматри

1 МордисонГ.З. История театрального делав России (XVI-XVIII века). СПб., 1994. 4.1. С.5-6.

2 Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. 4.1. М., ГИТИС. 1979. вать театрально-организационную деятельность, упуская из вида ее выдающихся представителей.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из четырех глав и заключения. Каждая глава посвящена конкретному историческому периоду и событиям, связанным с деятельностью того или другого директора театра.

Первая глава диссертации воссоздает ключевые моменты становления института театральных директоров. В ней дается краткий очерк развития театрального дела в России, начиная от учреждения русского театра и до конца XVIII столетия.

Вторая глава посвящена деятельности Александра Львовича Нарышкина, занимавшего должность главного директора императорских театров 1799 1819 гг.

В третьей главе анализируется деятельность П.И.Тюфякина на постах вице-директора (1812-1819) и главного директора императорских театров (18191821). Параллельно рассматривается деятельность А.А.Майкова в качестве управляющего Московским императорским театром (18.10-1821).

В четвертой главе исследуется состояние отечественного театрального дела в 20-е гг. XIX века.

В заключении приводятся общие выводы исследования.

Диссертация снабжена таблицами, в которых отражено количество спектаклей Московского императорского театра с 1806 по 1821 год. Эти сведения были почерпнуты в основном из работ Погожева, где приводится перечень спектаклей без указания их общего количества. Дополнительно в виде приложений даны специально составленные таблицы: структуры императорских театров на 1809 год (приложение 7), норм авторского вознаграждения за 1809 и 1825 гг. (приложение 9). Остальные приложения содержат малоизвестные документы, ранее опублико ванные в изданиях, представляющих сегодня библиографическую редкость.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие организационно-творческой системы российских императорских театров в первой трети XIX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История директорского корпуса первой трети XIX столетия, предложенная в данном опыте исследования, конечно же далеко не исчерпана. В ограниченной по объему работе рассматривались основные моменты в деятельности театральных директоров Москвы и Петербурга. Стремление автора максимально показать их подлинное значение для русского театра, вероятно, может восприниматься как «однобокий»- подход, акцентированный на театральном деле вне его связи со сценическим искусством. Но это не совсем так. Сценическое искусство вмещает в себя целый конгломерат искусств - актерское, декорационное, бутафорское, свето и звуко-техническое, машинерию и т.д. По сравнению с историей драматургии и сцены, история театрального дела находится как бы на «обочине», в стороне от магистральной дороги театра. Сценическому искусству и драматургии посвящена масса работ и исследований, но среди них крайне мало таких, которые подробно освещали бы деятельность театральных организаторов первой трети XIX столетия.

Когда мы говорим о драматической сцене, то обычно подразумеваем конкретных драматических исполнителей, причастных к данному театральному жанру, при этом не вспоминая об опере или балете. Театральный организатор, со своей стороны, не имеет права замыкаться на каком-то отдельном жанре или теме. Он обязан достаточно грамотно разбираться во всех областях театрального искусства, в сфере театрального хозяйства, а главное - уметь организовать все составные части театра в единое целое.

Начиная с середины XIX столетия эта аксиома была полностью забыта театральной Дирекцией, деятельность которой со временем все меньше соотносилась с областью художественного творчества в императорских театрах. Это обстоятельство наложило негативный отпечаток на историю театрального дела того времени, когда взаимосвязь художественного и организационного начал в деятельности организаторов была реальностью. Например, применительно ко второй половине XVIII-первой трети XIX века не покажутся нонсенсом такие темы как: «Русское сценическое искусство и степень влияния на него организаторов театрального дела. Драма. Опера. Балет» или «Участие театральной дирекции и ее ярких представителей в формировании и развитии русской драматургии». Сумароков, Дмитревский, Елагин, Капнист, Шаховской, Кокошкин, Загоскин - это все представители, в разное время имевшие прямое отношение к драматургии, к сценическому искусству и к театральному делу.

Для того, чтобы рассматривал» взаимосвязь предметов, необходимо более подробно изучить каждый из них. С точки зрения изученности сценическое искусство, по сравнению с театральным делом, находится в более счастливом положении и предлагаемая работа с позиции сегодняшнего дня преследовала цель посильно исправить существующий дисбаланс. Исследование их взаимосвязи можно назвать следующим шагом на пути изучения одного из наиболее интересных периодов в истории императорских театров.

В настоящем исследовании автор диссертации специально не обращался к истории антрепризы в России, как к одному из видов театрально-организационной деятельности, поскольку в профессиональном отношении между директором и антрепренером очень много сходного. Основное отличие антрепренера от директора состоит в том, что он, как правило, преследует частную цель, выраженную в конкретном доходе от осуществляемого театрального проекта, причем независимо от того, что ставит антрепренер на первое место - меркантильные или художественные интересы. Антрепренер в экономическом отношении - это полный или частичный (на паях) владелец театра, увязывающий свои частные интересы с государственными. Он привлекает к сотрудничеству артистов и начинающих любителей, не беря на себя труд по их специальному обучению в театральной школе. Главную черту его психологии демонстрирует пример крупного московского антрепренера XVIII века М.Медокса, не имевшего «привычки превозносить таланты актеров своей труппы по извинительному расчету в прибавках жалованья».266

Директор государственного или казенного театра - это наниматель, в свою очередь нанятый государством, который в области культуры обязан отстаивать национальные интересы, в том числе в таком важном вопросе как воспроизводство профессиональных актерских кадров. Следует отметить, что Московский Художественный и Московский Камерный театры, в дореволюционное время являвшиеся крупными частными театральными предприятиями, в советскую эпоху получили статус государственных. Более того, Художественный театр имел качественно новую школу по подготовке актеров и фактически стал театром национального значения. Он ни в чем не уступал казенным театрам в художественном отношении, а в экономическом и организационном выходит на передовые позиции.

Историю русского театра от основания и до реформы 1882 года Погожев делил на три эпохи: 1756-1783 гг. - эпоха зарождения театра; 1783-1842 гг. -эпоха организации и разрастания театрального дела; 1842-1882 гг. - эпоха рутины и сравнительного упадка русского театра.267

Можно согласиться с тем, что период с 1756 по 1783 год являлся временем зарождения русского театра, но такое членение не распространяется на историю театрального дела. Руководство Сумарокова по методам и степени полномочий директора значительно отличалось от руководства Елагина. На сегодняшний день системный подход Елагина к управлению театром позволяет считать, что именно с его деятельности берег начало эпоха организации театрального дела. С открытием в 1783 году «Городских театров» оно обретает тенденцию к разрастанию, однако еще недостаточно обращает внимание на собственное усовершенствование.

Восьмилетнее управление особого Комитета, а затем «дуумвирата» Соймо-нова и Храповицкого, не привнесло ничего системного в организацию театрального дела. Только с приходом Юсупова в 1791 году было продолжено его усовершенствование и разрастание, длившееся вплоть до отставки Тюфякина в 1821 году. Очень многое из того, что было создано театральными организаторами за эти тридцать лет, явилось основополагающим для дальнейшего существования императорских театров, как минимум до 1882 года.

Усиление роли комитетского управления в 1822-1825 гг. стало очередной попыткой узаконить «правомерность» коллегиальной формы управления театрами, которая в виду несостоятельности окончательно отошла в прошлое в 1829 году.

То положение, - писал Погожев, - которое театры заняли в третьей эпохе, подготовлялось и в Петербурге, и в Москве постепенно, со времени учреждения в 1826 году Министерства императорского двора».2®8

Автор настоящей работы считает, что эпоха рутины и упадка в театральном деле берет начало с восшествия на престол императора Николая I, когда политическая реакция и учреждение Министерства императорского двора поставило театры в прямую зависимость от министра двора, распоряжения которого, в соответствии с § 2-м высочайшего указа, следовало расценивать как личные распоряжения ЕИВ. Действия театральной Дирекции в первой половине 20-х тт. во многом определили ее дальнейшую судьбу, начиная с момента, когда должность главного директора была упразднена, а его преемники лишились возможности лично входить с докладами на высочайшее имя.

Оба первые периода существования театров выдвигали индивидуальность лиц, стоявших во главе театрального управления. Время каждого отдельного управления могло именоваться по фамилиям лиц. таковы эпохи: Елагина, первого Комитета, эпоха кн. Юсупова, Нарышкина, кн. Тюфякина и т.д. И в каждой эпохе в отдельности было видно стремление к поддержке и развитию корня всего русского театрального дела - Русской драмы и оперы».269

Погожев был совершенно прав и можно заметить, что в ряду перечисленных эпох и лиц он не упомянул Сумарокова, начиная отсчет истории театрального дела с руководства Елагина. На это же указывал в своем месте и автор настоящей работы. Как раз в период упадка и рутины в театральном деле экономи

268 Погожев В.П. Проект законоположений об императорских театрах. Т.З. С.364.

269 Там же. С.374. ческие доводы начинают преобладать над художественными интересами, поскольку Дирекция больше заботилась об увеличении доходов, «не углубляясь подробно в изучение театра». Тем не менее, неадекватное отношение со стороны Дирекции к бурно развивающемуся сценическому искусству не смогло воспрепятствовать появлению целого созвездия имен выдающихся исполнителей в XIX столетии.

Таким образом, период зарождения театрального дела приходится на 1756-1766 годы и может называться сумароковским, несмотря на то, что отставка Сумарокова с поста директора последовала в 1761 году. После нее драматург и театральный деятель продолжал принимать активное участие в жизни московского театра, а в Петербурге до 1766 года в Российском театре не произошло никаких существенных изменений.

Постсумароковский период организации театрального дела приходится на 1766-1783 гг. Еще до отставки Сумарокова Российский театр попадает в ведение Придворной конторы, которая рассматривала русскую труппу второстепенной в системе придворных коллективов, а потому балластом в своем хозяйстве. С учреждением в 1766 году театральной Дирекции, руководство Придворным театром поручается директору Елагину. Разработанный им «Стат» кардинально упорядочил систему театрального управления, а русская труппа становится равноправной и неотъемлемой частью Придворного театра.

1783-1826 гг. - это эпоха разрастания театрального дела, которая становится определяющей для русского театра. С появлением «Городских театров» управление театральным хозяйством значительно усложняется. В новых условиях елагинский «Стат» утрачивает свою действенность и ситуация ставит театральных организаторов перед необходимостью выработки эффективного законодательства, которое поэтапно совершенствуясь, способствовало окончательному формированию структуры императорских театров. Эта структура в целом оставалась неизменной до 1917 года.

Длительный период с 1827 по 1882 год можно назвать эпохой «рутины и сравнительного упадка» в истории организации театрального дела. После 1827 года оно почти не развивается и в основном опирается на ранее выработанное законодательство. Данное положение со временем все более тормозило поступательное движение театрального процесса в XIX столетии, в том числе и сценического искусства, к концу века тоже подошедшего к кризисному состоянию.

Погожее отсчитывал период «рутины и упадка» начиная с 1842 года, когда императорские театры Петербурга и Москвы были окончательно объединены под эгвдой театральной Дирекции. Однако и после этого московские театры не утратили самостоятельности, наряду с правом на особое управление, позволявшим распоряжаться собственными финансами. Поэтому 1842 год не представляется точкой отсчета начала эпохи упадка в театральном деле.

С возникновением в конце XIX века искусства режиссера, значение организаторского таланта обретает новое качество, которое во многом определило перспективу театра XX века. На новом этапе театральное искусство получило свежий творческий импульс, затронувший и казенную сцену. На излете истории императорских театров их последний директор В.А.Теляковский чутко осознал необходимость привлечения к сотрудничеству представителей режиссерской профессии и не случайно пальма первенства в театральном деле переходит в XX веке от директора к режиссеру. Нет сомнения в том, что буквально все выдающиеся режиссеры уходящего столетия обладали незаурядным организаторским талантом, иначе они не добились бы успеха и не создали свои театры. КС.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.ЭМейерхольд, А.Я.Таиров, Е.Б.Вахтангов, КМард-жанов, Н.И.Сац, С.В.Образцов, ГА.Товстоногов и др. - непременно обладали таким талантом и, наряду с художественными завоеваниями, успешно развивали театрально-организационную деятельность на новом историческом этапе. Эта тенденция имела место и за рубежом, но в России она проявилась наиболее ярко, особенно в первой половине XX века.

В XXI столетии перед театральными деятелями будет стоять не менее сложная задача: помимо реализации творческих устремлений в области сценического искусства, им придется активнее развивать организационные формы театра, чтобы успешно конкурировать с другими видами зрелищных искусств, делающих ставку, прежде всего, на современные научно-технические достижения, которые уже сегодня все больше и больше подчиняют себе человека.

 

Список научной литературыТелякевич, Наталья Константиновна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Аксаков СТ. Собр. соч. В 3-х томах. М, 1986. Т.2.

2. Алперс Б.В. Театр Мочаиова и Щепкина. М.,1979.

3. Арапов П.Н. Летопись русского театра. СПб., 1861.

4. Арапов П.Н. Очерк постепенного хода и усовершенствования театров в России // Драматический Альбом. СПб., 1850.

5. Архив Дирекции императорских театров. Выл. 1.1746-1801 гг. Отд. II. СПб., 1892.

6. А.С.Грибоедов, его жизнь и гибель в ммцуарак спцсмшпкм. Л., 1929.

7. Асеев Б Л. Русский драматический театр XVII-XVIII вв. М., 1958.

8. Асеев EJL Образцова AJT. Русский драматический театр. М.Д976.

9. Белинский BJT. ПСС. В 13-ти томах. М., 1953-1959. Т.2.

10. Благвво Д. Рассказы бабушки. Л., 1989.

11. Булгарнн Ф.В. Театральные воспоминания моей юности // Пантеон русского и всех европейских театров. СПб., 1840. № 1.

12. Булич ПН. Сумароков и современная ему критика. СПб.,1854.

13. Вальберх Иван Иванович. Из архива балетмейстера. М -Л ., 1948.

14. ВарнекеБ.В. История русского театра. Б.м. 1913.

15. Варнеке Б.В. История русского театра XV1I-XIX веков. М.-Л., 1939.

16. ВасиличГ. Император Александр I и старец Феодор Кузьмич. М.,1991.

17. Веселовский Алексей. Старинный театр в Европе. М.,1870.

18. Веселовский Алексей. Западное влияние в новой русской литературе, М.,1916.

19. ВнгельФ.Ф. Записки в 2-х томах. М., 1928.

20. Вишневская Инна. Аплодисменты в прошлое. М., 1996.

21. Всеволодскнй-Геригросс В. История театрального образования в России. Б.м. 1913.

22. Всевоиюдскии-Гернгросс В. Театр в России в эпоху Отечественной войны. СПб., 1912.

23. Всеволодский-Гернгросс В. История русского театра. В 2-х томах. JI.- М. 1929.

24. Вяземский ILA. Старая записная книжка. ПСС. СПб., 1883. Т. VIII.

25. Г„. О театре // Сын отечества. 1820, Jfel.

26. Гершешон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я.Чаадаев. Очерки прошлого. М.,1989.

27. Глинка CJL Записки. СПб., 1895.

28. Глушковский АЛ. Воспоминания балетмейстера. М.-Л., 1940.

29. Греч НЛ Исторический взгляд на русский театр до начала XIX столетия // Русская Талия. СПб., 1825.

30. Греч НЛ. Записки о моей жизни. М., 1990.

31. Грибоедов А.С. Сочинения. М.,1953.

32. Гроссман JI.IL Пушкин в театральных креслах. М., 1928.

33. Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика. Л., 1929.

34. Гуревич JLH. История русского театрального быта. Т.1. М.-Л. 1939.

35. Даль ВН. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1989.

36. Данилов С.С Постоянные театры в Петербурге в XIX веке // О театре. JI., 1929.

37. Данилов С.С. Материалы по истории русского законодательства о театре // О театре. Л. -М., 1940.

38. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л1948.

39. Дмитриев МЛ Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.

40. ДмтриевЮА. Русский драматический театр. Зарождение. Развитие. М.,1981.

41. Драматический словарь М.,1787.

42. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М., 1913.

43. Дризен Н.В. Очерк театральной цензуры двух эпох (1801-1856) // Исторический Вестник. 1900. №8.

44. Дризен Н.В. Стоштидесятилетие императорских театров. СПб., 1906. Изд. Дирекции императорских театров.

45. ЕвренвовНЛИслхфиярусаажзтеатрасдр^юйшихвремеидо 1917года. Нью-Йорк. 1955.

46. Беретов НЛ. Крепостные актеры. Л., 1925.

47. Брошкин HJL Государственные учреждения России в дореформенный период (1801-1861 гг.) М„ 1957.

48. Ерошкнн Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,1968.

49. Жшрев СЛ. Записки современника. В 2-х томах. Л.,1989.

50. Завадовский ILB. Письмо к попечителю учебного округа П.А.Строганову о пьесе «Шоп» от 9 марта 1805 года// Рукописный отдел ГЦТМ им. ААБахрушина. Ф-657. №148152. Л.1.

51. Записки императрицы Екатерины II. М., 1990.

52. Зотов Р.М. И мои воспоминания о театре // Репертуар русского театра. 1840. Кн.4.

53. Зотов Р. М. Записки // Исторический Вестник 1896. Т. 64-66.

54. Зотов P.M. Театральные воспоминания. СПб., 1859.

55. ИваигаН Полигияескаяроль французского театра в с^^ 1895.

56. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. М., 1997.

57. Игнатов ИЛ. Театр и зрители. М., 1916.

58. Ильин Н. Театральное поприще Померанцева К Амфион М. 1815. Февраль.

59. История русского драматического театра. В 7-ми томах. М., 1977-1987. Т. 1-2.

60. Каллаш В.В. Крепостные театры и балеты XIX века// Русская Мысль. № 11. С. 144-152.

61. Карабанов А. Основание в 1750 г. русского театра кадетами первого кадетского корпуса. СПБ., 1849.

62. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914.

63. Каратыгин А.В. Русский театр в царствование Александра Первого Н Русская старина, 1880. №10.

64. Каратыгин ILA. Записки. В 2-х томах. Л., 1929-1930.

65. Каратыгин П. П. А.СЯковпев // Русская старина. 1880. № 10.

66. Каратыгина А.М. Воспоминания // П.А.Карагыпда. Записки. Т.2.

67. Карновнч ЕЛ. Родовые прозвания и титулы в России. М., 1991.

68. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. Калининград -Москва., 1997.

69. Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти томах. М., 1987. T.V.

70. Комаровскнй Е.Ф. Записки. М., 1990.

71. Кови Ф.А. Русский театр, его судьбы и историки // Русская сцена. 1864. № 2-8.

72. Кони ФЛ. Николай Владимирович Лавров, русский певец и актер (биография) // Репертуар русского театра. 1840. Ч. II. № 6.

73. Кони ФА, Воспоминания о московском театре при М.Е.Медоксе // Пантеон русского театра. 1840. №2.

74. Кони ФА. ИА.Дмигревский Н Репертуар русского театра, 1840. №3.

75. Ковьев А^Ц. Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка. Комедия в 5-ти действиях. СПб., 1794.

76. Кубасов ИА Театральные интриги в 1822 году Н Русская старина. 1901. №11.

77. Куликов HJL Петербургские театры в 1820-х и 1830-х годах // Русская старина. 1882. №8.

78. Куликов НЛ Петербургские театральные училища II Русская старина. 1886. № 12.

79. Куликов Н.И. Театральные воспоминания с 1820 по 1883 год// Искусство. 1883. № 1-21.

80. Лакиер AJ». Русская геральдика. М., 1990.

81. Лонгииов MJH. Последние годы жизни Сумарокова // Русский Архив. № 10.

82. Лонгинов МЛ. Управление русскими театрами в Петербурге и Москве ft Русский Архив. 1870. №8-9.

83. Латан Ю.М. Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн. 1993. Т.1-2.

84. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). СПб., 1997.

85. Макаров МЛ. Отрывки из театральных воспоминаний московского старожила // Репертуар и Пантеон. 1843. №9.

86. Макаров М.Н, Старина московского театра П Репертуар н Пантеон. 1850. № 1.

87. Малиновский А.Ф. Записки, принадлежащие к истории русского театра // Северный Архив. 1822. №21.

88. Марченко В.Р. Автобиографическая записка государственного секретаря И Русская старина. 1896. №3.

89. Массон Ш. Секретные записки о России времени царствования Екатерины II и Павла I. М., 1996.

90. Медведева HJL Екатерина Семенова. Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1964.

91. Мешзяовс11101осжетмосгоу?//01^^ М., 1911-1912. TJV.

92. Милюков АЛ. Ф.Ф.Кокошкин // Исторический Вестник. 1884. № 1.

93. Морднсон Г.З. История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII века). СПб., 1994.

94. Морозов П.О. История русского театра XVIII столетия. СПб., 1889.

95. Нарышкин AJL Письмо министру народного просвещения П.В.Завадовскому о необоснованных претензиях к пьесе «Bion» от 4 марта 1805 года // Рукописный отдел ГЦТМ им АА.Бахрушина. Ф. 657. №148151. Л.1.

96. Носов И. Хроника русского театра. М., 1883.

97. Озаровскнй Юрий. Храм Талии и Мельпомены (театр александровской эпохи) И Старые годы. СПб., 1908. №7-8.

98. Опочинин ЕЛ. За кулисами театра// Исторический Вестник. СПБ., 1889. Т.36.

99. Ошгашвв ЕЛ. Русский театр, его начало и развитие. В 5-ти выпусках. СПб., 1887. Вып. 5.

100. Опочивши ЕЛ. Театральная старина. М., 1902.

101. Орлов Ю.М. Из истории планирования в театре // Экономика и организация театра. Вып. 4. J1., 1976.

102. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М. ГИТИС. 1979.

103. Осмнадцатый век. М.,1868. Кн.1

104. Островский AJL Собр. соч. в 10-ти томах. М.,1960. Т.10.

105. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л., 1971.

106. Письма Ломоносова ■ Сумарокова к ИИЛПувалову // Материалы для истории русского образования. СПб., 1901. Т.З.

107. Письмо Екатерины II к С.Ф.Стрекалову // Русский Архив 1870. №3.

108. Письмо министра просвещения П.В.Завадовского попечителю учебного округа НАХтрогаиову о пьесе «Bton» // Рукописный отдел ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, ф-657. №148152. Л.2.

109. Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980.

110. Погожев В Л. Проект законоположений об императорских театрах. В 3-х томах. СПб., 1900.

111. Погожев ВЛ. Столетие организации императорских московских театров. В 3-х книгах. СПб., 1906-1908.

112. Познавский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М., 1975.

113. Палевой Н.А. История русского театра // Репертуар русского театра. 1840. № 2.

114. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. 1649-1825. СПб., 1925. Т.21,26.

115. Постановление и правила внутреннего управления императорскою театральною дирекцк-ею, кои именным ЕИВ Указом, данным Комитету Министров в 3-й день мая 1825 года, Высочайше повелеио привести в действие. СПб. 1825. Типография императорских театров.

116. Пушкин А.С.ПСС. В 17-гитомах. М., 1996. Т.П.

117. Пчельников П.М. Доходы и расходы императорских московских театров до и после 1882 года. М.,1887.

118. Пыляев МЛ Старый Петербург. Л., 1990.

119. Пыляев МЛ Старая Москва. М., 1990.

120. Пыляев МЛ Старое житье. СПб., 1897.

121. Рапорт я финансовый отчет Тюфякину ПЛ от управляющего Московским театром А.Майкова 14 февраля 1821 года // Отдел рукописей ГЦТМ ям. А.А.Бахрупшна. Ф.486. №№162828,162829. 2 ед. 12 л.

122. Родина TJM. О некоторых закономерностях развития русского драматического театра первой половины XIX века (1800-1850) // Вестник истории мировой культуры. №1.1957.

123. Родина Т.М. Русское театральное искусство в начале ХЗХ в. М., 1961.

124. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1893. T.IV.

125. Росснев НА. Последний князь Тюфякин // Ежегодник императорских театров. 1913. Ч. VI

126. Россия XVIII века глазами иностранцев. Л.,1989

127. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. JI.,1991.

128. Русский литера1уриый анекдот конца XVHI-гачага XIX века. М.,1990.

129. Сивдаловскин Н. Петербургский фольклор. СПб., 1994.

130. Сиротиннн АЛ Очерки развития русского сценического искусства // Артист. № 16,18,26.

131. Сиротинин АЛ. Е С.Семенова (очерк биографии) Н Исторический Вестник. 1886. №9.

132. Снротииин AJH. Сандуновы // Исторический Вестник. 1889. №9.

133. Словарь-альбом русских деятелей XIX века. СПб., 1891.

134. Сомов В Л Словарь редких и забытых слов. М.,1996.

135. Старикова JI.M. «Записка о возникновении и развитии театрального искусства в Москве со времени Алексея Михайловича по 19 век» А.Ф.Мапшовского // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1993. М., 1994.

136. Старикова JI.M. История Московской публичной антрепризы второй половины XVIII в. в документальных подробностях // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1996. М., 1998.

137. Старикова Л.М. Первая труппа русского профессионального театра // Вопросы театра. №11. М., 1987.

138. Старикова JIM. Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы. М.,1988.

139. Стародубский HJL Артистки Семеновы // Русская старина. 1873. Февраль.

140. Столпянекий ПЛ. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л., 1989.

141. Сумароков ПЛ. Некоторые рассувдения о А.П.Сумарокове н начале русского театра. СПб., 1806.

142. Сумароков ГШ. О российском театре от начала онаго до конца царствования Екатерины II // Отечественные записки. 1882. №32.

143. Танеев СВ. Из прошлого императорских театров. В 5-ти книгах. СПб., 1885.

144. Танеев С.В. Из истории русского театра И Правительственный Вестник. СПб., 1895. J№> 90-92

145. Театральная энциклопедия. В 5-ти томах. М., 1961-1967.

146. Тургенев А.М. Записки // Русская старина. 1887. №1.

147. Успенский&А. Краткий очерк жторшруст>голигературюгоя^ 1994.

148. Ф.Г.Волков и русский театр его времена М., 1953.

149. Храповицкий А.В. Дневник с 18 января 1782 по 17 сентября 1793 года М., 1901.

150. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х томах. М., 1955. Т.2.

151. Чаянова О.Э. Театр Медоксав Москве 1776-1805. М., 1927.

152. Чулков Георгий. Императоры (психологические портреты). М.,1993.

153. Шаховской А.А. Письмо русского из Флоренции // Сын Отечества. 1816. № 46.

154. Шаховской А. А. Письма из Италик // Сын Отечества. 1817. № 7.

155. Шаховской А.А. Летопись русского театра // Репертуар и Пантеон. 1840. Кн.11.

156. Шаховсюой А.А. Театральные воспоминания // Репертуар и Пантеон СПб., 1842. Кн.5.

157. Шиман Ф.Ф. Александр I и его двор в 1804 году // Русская старина. 1880. № 12.

158. Шуберт AJL Моя жизнь // Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. М.,1990.

159. Яремич С.О. О театральных постановках в XVIII веже// Старые годы. СПб., 1911. № 7-9.

160. ШТАТ ПЕТЕРБУРГСКИХ ТЕАТРОВ И РАСХОДЫ НА НИХ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ОСОБОЙ КОМИССИИ В НОЯБРЕ 1803 ГОДА1

161. ШТАТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЕ1. ЧЕЛОВЕК (В РУБЛЯХ)

162. Театральная контора 15 11.750

163. Хозяйственный персонал 74 10.064

164. Русская труппа Всего 37 Всего 40-500трагедия, драма, комедия. 23 26.400опера 14 14.1001. Балет 49 59.100отдельно)

165. Французская труппа Всего 39 Всего 114.400трагедия, комедия. 25 68.400опера 14 46.400

166. Итальянская опера 15 46.0001. Оркестр 118 99.600

167. Театральная школа 61 20.000

168. Монтировочная часть 94 32.2141. ВСЕГО 502 433.628

169. СПИСОК АКТЕРАМ И АКТРИСАМ РОССИЙСКОЙ ТРУППЫ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА»1. НА 1809 ГОДсведено в таблицу по копии В.Погожева, снятой им с подлинника)1. ДРАМАТИЧЕСКИЕ АКТЕРЫ - АМПЛУА ЖАЛОВАНЬЕ (в рублях)

170. Петр Плавильщиков царей в трагедии 2.5001. Степан Мочалов «» 1.5001. Петр Злов «» 1.500

171. Андрей Украсов молодых любовников 1.200

172. Артамон Прусаков 2-х любовников 1.200

173. Иван Медведев 3-х любовников 500

174. Петр Колпаков благородных отцов в комедии 1.500

175. Михаил Кондаков 3-х резонеров 800

176. Евстрат Бобровский наперсников 500

177. Иван Фрыгин наперсников, он же режиссер 700

178. Михаил Зубов комических стариков 800вакансия 2-х комических стариков и гримов 2901. СилаСандунов слуг 2.500

179. Константин Кавалеров «» 650

180. Алексей Лисицын 2-х комиков, карикатур н простаков 5001. Иван Романов 3-х слуг 2001. ДРАМАТИЧЕСКИЕ АКТРИСЫ

181. Антонида Баранчеева цариц, благородных матерей 600

182. Матрена Воробьева 1-е роли молодых цариц 2.500

183. Анна Караневичева 1-х любовниц 700вакансия молодых кокеток —

184. Елена Кавалероаа 2-х любовниц 3501. О.Лобанова невинных 500

185. Марья Никифорова комических старух 500

186. Фкона Лобанова 2-е роли старух 300

187. Аграфена Шепелева наперсниц 270

188. Софья Кураева служанок 4001. Прасковья Лобанова «» 300

189. Фиона Лисицына 2-х служанок 2001. ОПЕРНЫЕ АКТЕРЫ 1. Соколов 1-й тенор 1.2001. Черкасов 2-й тенор 300

190. Федоров 1-й бас демикарактер 600

191. Касаткин 1-й бас буфф 1.0001. Воеводин 2-й бас буфф 450

192. Константин Кавалеров — жалованье показано выше

193. Фрол Муромцев простаков 250

194. Михаил Зубов простаков жалованье показано выше

195. Василий Жуков аксессуар при всей труппе 2501. ОПЕРНЫЕ АКТРИСЫ

196. Елизавета Сандунова 1-я певиц а 2.500

197. Насова комическая певица 1.7001. Буденброк «» 1.000

198. О.Лобанова 2-я певица жалованье показано выше

199. А.Лисицына комическая старуха 600

200. О.Мальппева аксессуарные роли 2001. О.Уварова «» 200

201. А.Коппашва роли маленьких детей 1001. СУФЛЕРЫ

202. Данила Новиков по опере 300

203. Тимофей Кондаков по трагедии и комедии 300

204. Мельников писарь ролей 150д вое служителей при труппе 4401. ИТОГО: 35.000 рублей

205. Подписали: Главный директор А.Л.Нарышкин.

206. Министр финансов граф Д.Гурьев».1

207. СОСТАВ РУССКОЙ ТРУППЫ ПЕТЕРБУРГА В 1803 ГОДУ.1

208. ДОЛЖНОСТЬ ГОДОВОЕ ЖАЛОВАНЬЕ В (РУБЛЯХ)

209. Инспектор драматической труппы Я.Шушерин 2.500+300 на экипаж

210. И.Савинов (при оперных представлениях) 450

211. JI .Кротов (при драматических представлениях) 4001. АКТРИСЫ

212. М. Сахарова 2.500+300 на экипаж

213. Н.Калиграфова 1.200+200 на экипаж1. Х.Рахманова 1.2001. АВоробьева 1.0001. Ал.Каратыгина 9001. К.Яновская 8501. В.Алексеева 8001. КВагнерова 5001. ПРыкалова 350

214. П.Рябчшсова 350+180 на экипаж

215. АТоткнна 300+200 на экипаж

216. ИЗ ХОДАТАЙСТВА А.Л.НАРЫШКИНА НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ ПО ПОВОДУ ВЫКУПА КРЕПОСТНОЙ ТРУППЫ ПОМЕЩИКА СТОЛЫПИНА.