автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова"
На правах рукописи УДК 78.03.09
005007406
РАХИМОВА Дильбар Абдурахмановна ОРИЕНТАЛИЗМ В МУЗЫКЕ C.B. РАХМАНИНОВА
Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
1 2 Я H В 2012
Санкт-Петербург 2011
005007406
Работа выполнена на кафедре теории и истории музыки ФГОУ ВПО «Астраханская государственная консерватория (академия)»
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор КАЗАНЦЕВА Людмила Павловна
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор ОВСЯНКИНА Галина Петровна кандидат искусствоведения, профессор СКВИРСКАЯ Тамара Закировна
Ведущая организация:
Новосибиргская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Защита состоится «л 7» января 2012 года в 76 часов на заседании Совета Д 212.199.20 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.
Автореферат разослан « /ДМ Л- 2011 года.
Ученый секретарь Совета, кандидат педагогических наук, профессор
И.С. Аврамкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Музыковедческие исследования в области рахманиноведения многочисленны и разнообразны. Однако и здесь существует такой аспект, который требует особого научного осмысления. Это ориентализм в музыке Рахманинова — уникальное явление русской и мировой культуры.
Данная тема затрагивалась в научных трудах разных авторов (В.Н. Брянцевой, И.А. Гивенталь, Д.В. Житомирского, А.И. Кандинского, A.A. Кандинского-Рыбникова, Ю.В. Келдыша, JI.A. Мазеля, Е.Р. Скурко, В.А. Цуюсермана), однако до настоящего времени не получила самостоятельного освещения в музыкознании. Причины её недостаточной разработанности, возможно, заключаются в том, что, во-первых, проблема геополитической идентификации России в пространстве «Запад - Восток» достаточно сложна и не только имеет острые социальные стороны, но и охватывает широкий спектр философских, мировоззренческих, эстетических вопросов. Во-вторых, сказывается недостаточность фундаментальных работ по русскому музыкальному ориентализму и единичность исследований по этому вопросу, посвящённых тем или иным персоналиям. В-третьих, ориентализм в музыке Рахманинова вызывает неоднозначное отношение исследователей из-за неординарного его проявления. Некоторые из них фиксируют внимание на цыганском элементе как особенности ориентализма в раннем творчестве композитора (И.А. Гивенталь, H.A. Мещерякова, Т.А. Щербакова), синтезе русского и восточного (А.И. Демченко, А.И. Кандинский, Е.Г. Сорокина), просвечивании «восточного» как в ориентальных, так и неориентальных опусах. Другие - представляют ориентализм как особенное явление в творчестве Рахманинова (Н.Б. Димитриади, Н.В. Чахвадзе), но не раскрывают его сути. Между тем, ориентализм Рахманинова в немалой степени способен приоткрыть завесу над одной из сторон творческого мышления музыканта.
Следует признать, что в последнее время отечественное музыкознание (И.И. Беленькая, Л.З, Корабельникова, A.A. Пономарёв, Е.Г. Скорина, H.H. Соколов, Т.В. Тихонова и другие авторы) нередко обращается к исследованию проблем ориентализма. Несомненно, музыка Рахманинова продолжила традиции композиторов России ХГХ века и стала важным логическим звеном системы, названной Б.В. Асафьевым «русским музыкальным ориентализмом» или «русской музыкой о Востоке»1. Поэтому изучение данного аспекта рахманиновского творчества видится актуальным не только само по себе, но и в масштабах более крупного историко-стилевого феномена.
Степень изученности темы. Ставя теоретические и исторические проблемы «русской музыки о Востоке» XIX века, учёные (Б.В. Асафьев, Т.С. Вызго, Н.Б. Димитриади, Л.А. Рапацкая) освещают вопросы его становления и развития, периодизации, стилистических особенностей. Однако имя Рахманинова в связи с ориентализмом в них только упоминается.
' Б.В. Асафьев, а затем Н.Б. Димитриади, H.H. Соколов и другие исследователи трактуют эти понятия синонимично.
Первые высказывания о рахманиновском ориентализме, сделанные ещё при жизни композитора, встречаем у Г.П. Прокофьева (1910), далее в советское время продолжаем обнаруживать подобные наблюдения у Б.В. Асафьева (1945), Д.В. Житомирского (1945), JI.A. Мазеля (1947), Б.А. Сосновцева (1953) и других учёных. В монографиях и некоторых статьях о композиторе нередки аргументированные подтверждения наличия ориентального начала в его произведениях, влияния «Востока» композиторов России XIX века на стиль, главным образом, раннего Рахманинова, хотя имеющиеся работы всё же не раскрывают сущность рахманиновского ориентализма.
Объектом изучения в диссертации служит творчество C.B. Рахманинова. Предметом исследования являются особенности ориентализма в музыке Рахманинова.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить характерные черты ориентализма Рахманинова в эволюции его собственного творчества и во взаимосвязи с общим процессом становления «русской музыки о Востоке». В соответствии с поставленной целью определяется необходимость решения следующих задач:
- уточнить понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре;
- обозначить традиции «русской музыки о Востоке» XIX века, оказавшие влияние на Рахманинова;
- обосновать ориентальные истоки творчества композитора;
- раскрыть эстетические, художественно-образные и стилистические особенности ориентализма в музыке Рахманинова;
- проследить процесс эволюции ориентализма в его творчестве.
Музыкальным материалом исследования послужили произведения C.B. Рахманинова, в которых явно или завуалированно присутствуют ориентальные черты. «Открытое» проявление ориентализма заметно в авторском названии опусов («Восточный эскиз» («Oriental sketch»), «Восточный танец»), тематике произведений (романс «Не пой, красавица...», опера «Апеко», хор «Сосна» из ор. 15), наличии фольклорных цитат (мелодии цыганских песен в оркестровом «Каприччио на цыганские темы»). Опосредованно ориентализм Рахманинова представлен, главным образом, в непрограммной инструментальной музыке. Сюда отнесены лирические побочные партии и медленные части симфоний, концертов, сонат, а также некоторые сочинения камерно-инструментальных жанров (прелюдии, этюды-картины), выдержанные в «ориентальной стилистике». При выявлении традиций рахманиновского ориентализма в работе также рассматриваются отдельные ориентальные опусы классиков русской музыки (М.И. Глинки, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова) и западноевропейских композиторов (Ж. Визе, К. Дебюсси).
Методология диссертационного исследования заключает в себе самые общие его научные основы (соединение теоретического и исторического подходов), аналитические методы (целостный и сравнительный анализ), а также научно-исследовательскую базу и терминологический аппарат.
Научно-исследовательскую базу составляют, прежде всего, труды по общим теоретическим и историческим проблемам русского музыкального ориентализма. К раскрытию теоретических аспектов ориентализма и его особенностей в русской музыке были привлечены работы как по русскому востоковедению (В.В. Бартольд, Т.П. Григорьева, Н.И. Конрад), так и по музыкальному искусству (Б.В. Асафьев, B.C. Виноградов, Т.С. Вызго, JI.3. Корабельникова, Т.И. Соколова, а также Н. Schmidt-Garre, R. Taruskin).
Исторический ракурс исследования обогатили работы, связанные с обозначением истоков русского музыкального ориентализма (Н. Абдурашитова, Л.В. Карагичева, Л.А. Рапацкая, Б.С. Штейнпресс) и его периодизацией (И.И. Беленькая, Н.Б. Димитриади). Центральное место в изучении традиций «русской музыки о Востоке» занимают научные статьи Ю.А. Кремлсва, А.Г. Петропавлова,
A.Н. Сохора, Э.Л. Фрид, в которых обращено внимание на ориентальные особенности произведений Балакирева и Бородина, подготовивших почву для таковых в музыке Рахманинова.
Поскольку методологическая база исследования сфокусирована на научных публикациях, способствующих раскрытию эстетических и художественно-образных параметров ориентализма в русской культуре, в диссертации используются работы, характеризующие особенности художественного мышления Востока и Запада. Это труды русских философов - H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьёва; историков - Н.М. Карамзина и В.О. Ключевского; востоковедов - В.В. Бартольда, Т.П. Григорьевой, Н.И. Конрада, Е.П. Челышева; психолога - К.Г. Юнга; музыковедов - Е.М. Алкон, Н.В.Бекетовой, B.C. Виноградова, Л.А. Купец, Т.В. Тихонова, Н.В. Чахвадзе, Т.В. Чередниченко, Н.Г. Шахназаровой, В.Н. Юнусовой. Для воссоздания общего представления об ориентализме в русском искусстве потребовалось привлечение работ в области архитектуры, живописи, литературы, культурологии и соответственно - музыки.
Ценным материалом для изучения ориентализма в музыке Рахманинова являются монографии о творчестве композитора - А.Д. Алексеева,
B.Н. Брянцевой, Ю.В. Келдыша, О.И. Соколовой, работы S. Bertensson и J. Leyda, G. Norris, R. Threlfall и других специалистов. Особое место занимают научные статьи разных авторов в сборниках нескольких конференций (проходивших в Москве, Тамбове — Ивановке, Ростове-на-Дону, Харькове), посвященных творчеству музыканта, где затронут широкий круг аспектов как историко-стилевого, так и аналитического плана.
Среди работ, содержащих вопросы соединения русского и восточного, выделим исследования о стиле композитора, в том числе его мелодике (Л.А. Мазель, Л.А. Скафтымова); гармонии (В.О. Берков, Т.С. Бершадская, З.И. Глядешкина, Л.А. Кивалова, Л.В. Кожевникова, А.Н. Мясоедов); семантике тональности (Л.П. Казанцева). В изучение эволюции рахманиновского ориентализма опираемся на осмысление принципов «врастания» и «растворения» ориентального в неориентальную музыку Рахманинова (И.А. Гивенталь), роли вариантно-вариационного метода развития (Е.Р. Скурко). При характеристике индивидуально-авторского начала, присущего «рахманиновскому ориентализму», используем положения трудов Г.И. Ганзбурга, Л.П. Казанцевой, A.A.
Кандинского-Рыбникова об «образе автора» в музыке Рахманинова, а также воспоминания друзей и эпистолярное наследие музыканта.
Выдвинутые в диссертации исторические аспекты рахманиновского ориентализма предопределили также привлечение музыковедческой литературы о сложившихся в бывших союзных республиках восточных национальных композиторских школах (Д.А. Арутюнова, В.М. Беляева, B.C. Виноградова, Т.С. Вызго, Б.Г. Ерзаковича, М.Н. Дрожжиной, Х.С. Кушнарёва, JI.A. Назаровой, А.И. Шавердяна), имеющих тесное соприкосновение с русской культурой и, в том числе, со, стилем Рахманинова.
Основой терминологического аппарата в работе является группа понятий «Восток/восточный» и «ориентализм/ориентальный», применяемая в исследовательской литературе многозначно и поэтому требующая специального уточнения. Генетически понятия «Восток» и «ориент» идентичны2. Однако необходимо отличать географическое понятие востока (east), от культурологического - «Восток» (Orient). Следует признать, что не только географические параметры востока и запада для различных стран индивидуальны, но и в истории искусств (со времён Древней Греции и Древнего Рима) утверждаются и корректируются свои координаты, которые, к тому же, не всегда совпадают с географическими. Причинами такого расхождения могло быть местоположение определённого государства, которое служит «точкой отсчёта» (если Ближний Восток для Западной Европы - восток, то для Восточной Европы -юг), а также исторические события, повлекшие видоизменение облика одной культуры за счёт синтеза с другой (например, проникновение арабской культуры наблюдаем на территорию Северной Африки - в Марокко и Египет, а также - в испанскую Андалусию; персидской - на Кавказ).
В работе нас в большей степени интересует культурологическое значение терминов «Востою>/«восточный». «Ориентализм» в музыке нами трактуется как художественное течение, составляющее специфическое инонациональное русло в искусстве определённого направления. В эпоху просвещения и романтизма исследователи отмечают классический и романтический ориентализм, видя в них формирование его классических черт и характерной романтической тематики, в искусстве XX века - ориентации авангарда и т.д. Под «ориентальным» видится обобщённое проявление «Востока», преследующее цель не только его реального воссоздания с указанием на конкретный восточный сюжет, образ, но и опосредованного. Именно такой вид ориентализма присущ музыке С.В. Рахманинова.
На защиту выносятся следующие положения:
- ориентализм Рахманинова является неотъемлемой частью стиля композитора и русской музыкальной культуры в целом;
- ориентализм Рахманинова отражает «двойственный», «двухполюсной менталитет русского человека» (H.A. Бердяев);
Термин «ориентализм» происходит от латинского orientalis (англ. - oriental, фр. -orientale, нем. - orientalisch), что в переводе на русский язык означает «восточный», и Oriens - «Восток» (англ. - the Orient, фр. - l'orient, нем. - der Orient).
- процесс эволюционного развития рахманиновского ориентализма основан на синтезе русского и «восточного» и соединяет в себе продолжение традиций русского музыкального ориентализма XIX века и вызревание индивидуально-авторских черт;
- сущность рахманиновского ориентализм состоит в выражении «общенационального» сквозь призму «личного».
Научная новизна диссертационной работы определяется пока ещё недостаточной разработанностью избранной темы в музыкознании и заключается в том, что
- предпринята попытка уточнить определение «ориентализм» в музыке;
- впервые творчество Рахманинова рассмотрено с позиции русского музыкального ориентализма;
- разработана методология изучения специфических особенностей ориентализма в музыке Рахманинова, охватывающая эстетические, художественно-образные, стилистические параметры творчества;
- впервые прослежена эволюция ориентализма как в пределах стиля композитора, так и в рамках общего исторического процесса становления «русской музыки о Востоке».
Теоретическая значимость диссертации видится в том, что предложенная в работе методология изучения ориентализма в музыке Рахманинова способна послужить отправной точкой для исследований ориентальной музыки других отечественных и зарубежных композиторов; полученные результаты исследования способствуют формированию знаний об эстетических, художественно-образных и стилистических особенностях ориентализма как в музыке Рахманинова, так и в «русской музыке о Востоке» в целом.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленный материал может быть использован в учебных курсах истории отечественной музыки, а также в курсах гармонии, фактурологии, анализа музыкальных произведений, теории музыкального содержания. Материал диссертации может быть интересен и музыкантам-исполнителям, интерпретирующим произведения Рахманинова.
Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии) и была рекомендована к защите. Важные аспекты содержания настоящей работы изложены в 14 публикациях и представлены в докладах на международных и всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах: (Волгоград, 2004 - 2011; Саратов, 2005; Тамбов, 2008; Майкоп, 2009; Астрахань, 2008, 2010), а также на научных чтениях по музыкальному содержанию (Астрахань, 2007; Волгоград, 2008 - 2011).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух частей (первая содержит две главы, вторая - три), Заключения, также Списка литературы (237 наименований) и двух Приложений: Нотные примеры (55 наименований) и десяти иллюстраций. Общий объём диссертационного исследования составляет 224 страницы, основной текст - 170 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, степень её изученности, объект и предмет исследования, цель и задачи; констатируется степень научной разработанности темы, методологическая база исследования, научная новизна; формулируются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость диссертации; приводятся сведения об апробации и структуре работы.
Часть первая «Теоретические и эстетические основы русского музыкального ориентализма XIX - начала XX веков» вводит в круг основной проблематики изучаемой темы (глава 1) и раскрывает методологию исследования рахманиновского ориентализма (глава 2).
Глава 1 «Русский Восток» в музыкальной культуре России XIX -начала XX веков» фокусирует внимание на теоретических аспектах понятия «ориентализм» и историческом этапе становления русского музыкального ориентализма, предшествующем творчеству Рахманинова.
Проблематика § 1 «Понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре, его особенности и истоки» связана с уточнением терминологии, выявлением специфики и генезиса русского музыкального ориентализма. На основе разработок отечественного и зарубежного музыкознания предлагается понятие «музыкальный ориентализм». Музыкальный ориентализм трактуется как художественное течение, характеризующееся претворением представлений о Востоке сквозь призму менталитета, сложившегося в европейском композиторском творчестве. Рассматривается история становления терминов экзотика/экзотический, Восток/восточный, ориентализм/ориентальный. Эволюция понятий показывает расширение и усложнение данного явления в музыкальном искусстве.
При характеристике особенностей русского музыкального ориентализма обозначены те параметры, которые проявляют себя в творчестве Рахманинова: географические рамки «Востока», соотношение «свого» и «чужого» в восприятии Востока, формы творческого воплощения Востока (условно-обобщённая и национально-конкретная), статика и динамика. Эти параметры рассматриваются как в общеэстетическом, так и художественно-образном планах.
В процессе анализа было установлено, что музыкальный ориентализм имеет определённую историю развития, традиции и последователей. При характеристике истоков русского ориентализма в музыке выявлены внешние (географические, исторические, культурные) и внутренние (самосознание, менталитет, тип мышления) факторы, которые создали благоприятную почву для его возникновения. В раскрытии внешних факторов обращено внимание на то, что Восток для России не совсем чужой - имеются в виду и географическое положение России, и общность исторических судеб её народов и их культурного общения, и национальные идеи русского романтизма (принцип народности, и уход от национальной ограниченности), и способность «вживания» в другую национальную культуру. При рассмотрении внутренних факторов особо выделены такие свойства русской ментальности как сострадание, «всемирная
отзывчивость» (по Ф.М. Достоевскому), идея мессианского предназначения России (по H.A. Бердяеву).
Выявление истоков русского музыкального ориентализма непосредственно подводит к § 2 «Становление русского ориентализма в музыкальной культуре XIX - начала XX веков», где основное внимание сосредоточенно на эволюции русского музыкального ориентализма, которая впоследствии будет продолжена в творчестве Рахманинова. По вопросу периодизации «русской музыки о Востоке»
XVIII - XIX веков нами, в отличие от Н.Б. Димитриади3, предложены не три, а четыре периода. Основным разграничивающим их критерием становится творческий принцип воплощения ориентального в музыке композиторов России: «приобщение» —> «вживание» —> «врастание» —+ «растворение».
Первый период - доглинкинский (последняя треть XVIII века - первая треть
XIX века) - зарождение представлений о «музыке русского Востока». Это ранние творческие попытки «приобщения» композиторов России (A.A. Алябьева, М.Ю. Виельгорского, И.И. Геништы, В.Ф. Одоевского) к ориентализму в жанрах восточной песни и романса при помощи цитирования. В цыганском романсе синтез русского (национального) и цыганского (инонационального) достигается путём привнесения специфических «цыганских элементов» в манеру исполнения русского романса.
Второй период, включающий творчество М.И. Глинки и A.C. Даргомыжского (1830 - 1850-е годы), - формирование классических традиций ориентализма на основе «вживания» в инонациональный материал, отбора типического, характерного для музыки Востока в целом. Яркие образцы этого принципа представлены в жанрах камерно-вокальной и театральной музыки -опере, где Восток, будучи самостоятельной драматургической линией, «мирно сосуществует» с Россией. Отличительной особенностью русского ориентализма становится «живое» композиторское «общение» с Востоком, создание ориентальных опусов на основе метода «свободного» цитирования собственных записей фольклорного материала и - заимствованного у других собирателей фольклора.
Третий период, связанный с творчеством композиторов-кучкистов и А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова (1860 - 1880-е годы), - развитие и обогащение ориентальных традиций Глинки и Даргомыжского. Здесь действует принцип «врастания» ориентального в композиторское творчество на основе стилизации музыки Востока. Формируются признаки «петербургского Востока», к основным чертам которого относим преимущественное обращение к «кавказскому» Востоку условно-обобщённого вида, приоритетность программных произведений и сказочно-фантастической тематики в театрально-сценических, камерно-вокальных, инструментальных жанрах.
3 В статье Н.Б. Димитриади «Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке» (Вопросы теории и истории музыки - Л.: Музыка, 1974. - Вып. 13. - С. 110) обозначены три периода: первый - до 60-х гг. XIX века; второй - 60 - 80-е гг. XIX века; третий - 90 - 900-е гг. Главным признаком дифференциации служит метод творческого «постижения Востока» - обобщённый или конкретный.
Четвёртый период охватывает творчество современников Рахманинова, представителей старшего поколения (1890 - 1900-е годы) - позднего М.А. Балакирева, Н.А. Рчмского-Корсакова, П.И. Чайковского и отчасти C.B. Рахманинова. В музыке этих авторов обнаруживается усложнение и многообразие стилистического воплощения «Востока», способствующее расцвету русского романтического ориентализма. В этот период углубляется принцип «врастания» и проявляются приметы «растворения» восточного в русском композиторском творчестве: проявление признаков ориентализма в опусах неориентальной тематики.
Названные периоды образуют эволюционный процесс «освоения» Востока композиторами России, в творчестве которых ориентализм стал неотъемлемой частью. При этом подчёркиваются те стороны русского музыкального ориентализма XIX века, которые продолжат своё существование и развитие в творчестве Рахманинова.
Глава 2 «Специфика ориентализма Рахманинова» состоит из двух параграфов. В § 1 рассматриваются «Мировоззренческие и эстетические основы» рахманиновского ориентализма, которые позволяют обозначить важное его свойство: синтезирование, стремление выявить признаки сближения и объединения русского и восточного.
Среди мировоззренческих предпосылок представлены идеи русских философов о роли России между Востоком и Западом (П.Я. Чаадаев, B.C. Соловьёв), национальное восприятие художником Востока - особо отмечен принцип двойственности в музыке композитора, выраженный «единством через разноречие» (Б.В. Асафьев). Истоки такого «разноречия» находим в разнородности слуховых впечатлений молодого Рахманинова (древнерусская музыка, европейское профессиональное искусство, музыка цыган), особенностях психологии музыканта (интроверсия и экстраверсия), выборе им программной основы сочинений, а также в его композиторской и исполнительской деятельности.
В ряду эстетических основ вскрываются истоки рахманиновского ориентализма, в немалой степени определяющиеся субъективными причинами, личностным фактором. Приведены сведения о молдавских корнях «рода Драгошей - Рахманиновых», указаны биографические данные, касающиеся творческого и личного общения музыканта с исполнителями цыганской музыки; неоднократные концертные поездки Рахманинова на Кавказ; знакомство с композиторами Грузии, поэтессой М.С. Шагинян - это и многое другое могло оставить след в душе музыканта и соответственно в его творчестве.
При рассмотрении эволюции ориентализма в творчестве Рахманинова мы придерживаемся трёхэтапной периодизации Ю.В. Келдыша. (Вместе с тем, при сопоставлении с поздним - «зарубежным» - периодом творчества считаем возможным также слияние раннего и центрального периодов в один - «русский»). Рахманиновский этап русского музыкального ориентализма показывает следующее. Ранний период творчества композитора охарактеризован как продолжение традиций «русской музыки о Востоке» и представлен принципом «врастания» ориентального в композиторское творчество. В центральном периоде
творчества заметно проявление индивидуально-авторских особенностей ориентализма и действие принципа «растворения» ориентального в неориентальном композиторском творчестве. В поздних («зарубежных») опусах видим ориентализм в новом качественном состоянии - в виде трагических реминисценций, скорбных ностальгических тонах темы Родины, - позволяющих говорить о принципе «трансформации».
В § 2 «Черты ориентализма Рахманинова» даётся общая характеристика эстетического, художественно-образного и стилистического аспектов рахманиновского ориентализма. Эстетические особенности раскрываются в таких позициях, как статичность/динамичность4, импровизационность, осознанность/неосознаность, синтетичность ориентального и национального, «исконно русского».
Одним из качеств ориентализма в музыке композитора становится внутренне-сложное сочетание статики (томности, истомы, наслаждения) и динамики (движения от томности к «знойности», «дикости»), создающее ощущение психологической двойственности. Образцом рахманиновской статики являются ориентальные романсы на слова Н.С. Минского «Она, как полдень, хороша...», «В моей душе». В оркестровом «Каприччио на цыганские темы» наблюдаем постепенное нарастание динамики от томности, неги к огненно-темпераментной массовой пляске. Однако статика и динамика у Рахманинова не абсолютны. Так, при неторопливом развёртывании музыкальной ткани может возникать эмоционально-психологическое состояние внутренне напряжённой статики («статическая динамика»), или, наоборот, при активности движения - ощущение завораживающей экспрессии, господство спокойной образности («динамическая статика»).
Другим качеством является импровизационность. Как характерное свойство восточной музыки, импровизационность у Рахманинова выражается в тенденции к эскизности («Восточный эскиз»), поэмности (этюд-картина, прелюдия), рапсодичности («Каприччио на цыганские темы»), в стремлении к более свободной композиции (свободная вариационная форма, смешанные формы). Совмещение исполнительской и композиторской импровизационности приводит к созданию новых редакций некоторых опусов, в том числе отмеченных ориентальным колоритом («Серенада» ор. 3 № 5). Учтён и фактор творческого вдохновения, способствующий раскрытию ориентальной составляющей художественных представлений Рахманинова.
В характеристике восточного начала в творческом мышлении композитора немаловажен вопрос об осознанности и неосознанности ориентализма. Он ставится на основе обнаружения открытого (явного) и завуалированного (подразумеваемого) проявления ориентализма в творчестве композитора, его высказываний в переписке, в том числе с американским музыковедом И.С. Яссером, и в публичных выступлениях. Понятие «синтез» (и качество
4 Под статической ориенталыюстью подразумевается процесс длительного выдерживания какого-нибудь одного неизменяемого эмоционального состояния. Под динамической ориенталыюстью понимается изменяющееся эмоциональное состояние.
синтетичности) в эстетическом аспекте рассматривается как органичный «сплав» русского и восточного («своего» и «чужого»). Оно раскрывает «универсальность» мышления композитора.
Художественно-образный ракурс синтеза русского и восточного в музыке Рахманинова представлен тремя образными линиями: лирической, эпической и драматической, которые взаимосвязаны между собой. В лирической сфере обращено внимание на тему любви и любовных страданий, характерную и для восточной поэзии; в эпической сфере отмечается связь ориентального начала с темой Родины (чувством любви к России с её бесконечными степными просторами); в драматической сфере выявлено контрастное сопоставление чувств любви и ревности, реальной действительности и мечты или воспоминания. Если в раннем периоде творчества композитора данные темы чаще встречаем в программных опусах, то в центральном и позднем - непрограммных.
Принцип синтезирования русского и восточного немаловажен для стилистики Рахманинова, сформированной на базе ориентальных традиций композиторов-предшественников. Среди особенностей ориентализма композитора приводятся наиболее характерные для его музыки в целом приёмы в области мелодики и ритма, в ладогармонической сфере, принципах тематического развития, а к индивидуально-авторским чертам отнесём, к примеру, пристрастие к длительному кружению вокруг какой-либо одной устойчивой ступени; начало мелодии с «вершины-источника» (термин Л.А. Мазеля) и др.
Эстетический, художественно-образный и стилистический параметры музыкального ориентализма получают далее более детальную характеристику в Части второй «Эволюция ориентализма в музыке Рахманинова», где каждому периоду посвящена отдельная глава.
В главе 3 «Особенности «русской музыки о Востоке» в раннем периоде творчества Рахманинова» осуществляется попытка определить специфику раннего рахманиновского ориентализма на основе традиций русской музыки. В связи с этим обнаружено, что Рахманинов, продолжая линию «петербургского» ориентализма (Л.З. Корабельникова), вырабатывает индивидуально-авторские черты, которые составят основу так называемого «московского» ориентализма. Особенности «петербургского» ориентализма в творчестве композитора прослеживаются в программных опусах на восточную тему, в которых обозначен национально-жанровый колорит - кавказский, среднеазиатский («общевосточный») - в вокальных (романс «Не пой, красавица...») или танцевальных («Восточный танец» для виолончели и фортепиано ор. 6 № 2) жанрах. Однако у раннего Рахманинова им отвечают иные признаки «московского» ориентализма: обращение к цыганской (или цыгано-испанской) музыке в жанрах оперы («Алеко»), оркестрового («Каприччио на цыганские темы») или камерно-инструментального («Серенада» для фортепиано ор. 3 № 5) -а не только камерно-вокального («О, не грусти!...») -сочинения, с подчёркнутым выражением эмоционально-психологического состояния.
Ранние произведения Рахманинова расширяют и углубляют область «врастания» ориентального в композиторское творчество. Ориентальные черты наблюдаем даже в сочинениях, имеющих опосредованную связь с Востоком. Их
отличительной особенностью становится стилизация под «восточное». Например, в симфонической поэме «Князь Ростислав» и оркестровой фантазии «Утёс» ор. 7 «мечта о светлом», «идеальное» воспринимается как мир «нездешнего», «чужого», показанный в ориентальном ракурсе. А в «нецыганских» романсах «О нет, молю, не уходи!..» и «О, не грусти!..» заметны типичные для цыганской и ориентальной музыки черты: начальная восходящая интонация с акцентом на третьем звуке, «томное» кружение вокруг опорного тона, страстная «экстатическая» лирика, контраст эмоций. Истоки «растворения» ориентального в творчестве композитора в виде органичного синтеза элементов русского и восточного находим в медленных частях фортепианного Концерта ор. 1 и Первой симфонии ор. 13, в отдельных фортепианных пьесах, хотя в большей степени эти черты обнаружатся в непрограммных опусах следующего периода.
На эстетическом уровне особенностью раннего рахманиновского ориентализма становится взаимопроникновение статики и динамики по принципу последования контрастных разделов: лирического (выражающего эмоциональное состояние героя) и активно-волевого (передающего изменчивость чувств). Образец контраста видим в «Сцене у люльки» оперы «Алеко», где дан динамический переход из одного эмоционального состояния героини (необузданного гнева Земфиры по отношению к Алеко) в другое (истому, наслаждение красотой Молодого цыгана - «Как ласкала его...»).
Процесс «врастания» ориентального в раннем творчестве композитора протекает и через импровизационность, что прослеживаем в обращении к жанрам рапсодии («Русская рапсодия» для двух фортепиано), каприччио («Каприччио на цыганские темы» для оркестра), интермеццо (№ 11 из оперы «Алеко»), а также во взаимодополнении композиторской и исполнительской импровизационное™. При этом усматривается осознанное (явное, открытое) стремление к ориентализму в некоторых ранних произведениях и неосознанное, интуитивное в «неориентальной» музыке композитора. Обращено внимание на источники вдохновения: ориентальный литературный текст (Пушкин, Лермонтов), «адресат» посвящения; факты биографии, окрашенные сильным чувством музыканта (радость «сквозь слёзы» в «Серенаде» ор. 3 № 5 и скорбь, трагедия в «Элегическом трио» № 2). Смысловой основой синтеза русского и восточного становится «единство противоположностей» далёкого/близкого, «прошлого»/«настоящего», «своего»/«чужого» (хор «Сосна» из ор. 15) или же -как в «Русской рапсодии», «Каприччио на цыганские темы» ор. 12 - показ восточного сквозь призму русского.
В художественно-образном плане лирика представлена в вокальной музыке Рахманинова, где поэтические тексты повествуют о чувствах любви, страданиях («Не пой, красавица...», «О, не грусти!..»); лирический пейзаж тёплой южной степной ночи встречаем в «Интермеццо» из оперы «Алеко». В неориентальной музыке нечто аналогичное находим в медленной лирической части фортепианного Концерта ор. 1. Русско-восточный колорит эпической сферы встречаем в повествовательном тоне изложения, в интонационных взаимосвязях. К примеру, в первой теме «Русской рапсодии» для двух фортепиано наряду с эпическими чертами прослеживаются и ориентальные, напоминающие тему
Царевича из Третьей части симфонической сюиты «Ше-херазада» Римского-Корсакова, а в оркестровом «Каприччио на цыганские темы» мелодия, близкая русской народной песне «Во саду ли в огороде», звучит «на цыганский лад» -чувственно-эмоционально. Драматическая образная сфера в её ориентальном аспекте представлена в виде сопоставления любви и ревности в «Сцене у люльки» оперы «Алеко», прошлого и настоящего («далёкого» и «близкого», «своего» и «чужого») в романсе «Не пой, красавица...», мечты и действительности в «Утёсе» ор. 7, «Элегическом трио. Памяти великого художника» ор. 9.
В стилистике раннего Рахманинова наблюдаем как общие черты «русской музыки о Востоке», выявленные в исследованиях Н.Б. Димитриади и Т.И. Соколовой, так и индивидуальные. К общим, традиционным исследователи относят превалирование нисходящего движения над восходящим, нисходящее секвенцирование, но восходящие трёхзвучные интонации с акцентированием на третьем звуке и другие. Среди особенностей ориентализма Рахманинова нами выделяются секундовые (чаще вспомогательные, проходящие) интонации, мелодическое «парение» вокруг какой-либо устойчивой ступени, излюбленные лады, тональности (например, с1-то11 в опере «Алеко», g-moil в двух «Баркаролах» ор. 10 и ор. 11, В-с1иг в медленной части Концерта ор. 1), гармонические обороты и т.п.
Итак, обращаясь к традициям «русской музыки о Востоке», композитор в ранних опусах следует принципу «врастания» ориентального в неориентальное, собственно авторское; в некоторых неориентальных, чаще непрограммных, произведениях зарождаются и ростки принципа «растворения».
Глава 4 раскрывает «Черты русского ориентализма в музыке Рахманинова центрального периода творчества». Многие исследователи отмечают наличие элементов ориентализма в побочных партиях и медленных частях сонатно-симфонических циклов композитора, в некоторых фортепианных и вокальных опусах того времени. «Ориентальное» органично входит в музыку Рахманинова и, растворяясь в индивидуально-авторском, становится признаком менталитета композитора. Это заметно на эстетическом, художественно-образном и стилистическом уровнях.
В эстетическом ракурсе, в плане соотношения статики и динамики, сочинения данного периода творчества отличны от ранних ориентальных опусов: здесь либо выдерживается одно эмоционально-чувственное состояние (медленная часть Сонаты для виолончели и фортепиано, «Восточный эскиз»), либо разные состояния образуют «динамическую статику» (прелюдия ор. 32 № 2, этюд-картина ор. 33 № 8). Подтверждением служит сравнительный анализ двух схожих между собой Ь-то1Г ных фортепианных произведений - ранней «Серенады» ор. 3 № 5 и прелюдии ор. 32 № 2, создающих «испанский» колорит «ориентальной» стилистикой. Многотемной, с контрастными разделами «Серенаде», воплощающей юношеский порыв композитора, противостоит однотемная, с остинатно-динамическим развитием прелюдия.
В аспекте импровизационности наблюдаем углубление индивидуально-авторского выражения, о чём свидетельствуют и жанровые приоритеты (поэмность, эскизность), и композиционные (связующие, интермедийные
построения), нацеленные на расширение зоны импровизационного развития, основашше в большей степени на внутреннем интуитивном (неосознанном) ощущении. Однако некоторые опусы 1916 - 1917 годов свидетельствуют об осознатюм обращении автора к ориентализму - романс ор. 38 № 1 «Ночью в саду у меня...» (сл. А.С. Исаакяна в переводе А.А. Блока), «Восточный эскиз», этюд-картина ор. 39 № 9 для фортепиано с темой «восточного марша».
Действие принципа «растворения» ориентального в авторской музыке наиболее очевидно в синтезировании русского и восточного. Примечателен тематический материал медленной части Второго фортепианного концерта, где русские эпические напевы тонко переплетаются с ориентальными, а один из них близок секвенционному мотиву мелодии «Персидского хора» Глинки. Аналогичные признаки «растворения» ориентального имеются во втором проведении темы прелюдии ор. 23 № 4 В-(1иг, среднем разделе прелюдии ор. 23 № 5 %-то11, этюде-картине ор. 33 № 8 (5) ¿-то1\ и других опусах.
Худозкественно-образный план «ориентальных» произведений центрального периода творчества таков. Лирическая пейзажная сфера завуалирована в непрограммных медленных частях концертов, симфоний или Виолончельной сонаты; её ориентальные черты можно трактовать как деталь, окрашивающую лирический русский пейзаж восточными «красками». Эпическая сфера, связанная с темой Родины, представлена в географическом (пространственном) аспекте, где синтез русского и восточного выглядит как соединение российского ландшафта с его «восточным» степным колоритом (медленные части Второго концерта, Виолончельной сонаты); и в историческом (временном) аспекте - как взаимосвязь прошлого и настоящего («Восточный эскиз», этюд-картина ор. 39 № 9). Драматическая сфера в музыке Рахманинова тесно переплетается с лирической и эпической и находит воплощение в темах судьбы («ритм», «гамма» Судьбы в средних разделах прелюдии ор. 23 № 5, этюде-картине ор. 33 № 8), жизни и смерти (романс «Мелодия» ор. 21 № 9), контрастно сопоставляющихся как «свет» и «мрак».
Ориентальные признаки, выявленные в стилистике раннего периода творчества, теперь встречаем и в неориентальных произведениях. Признаки «растворения» ориентального в музыке Рахманинова имеются и в мелодике с увеличенной секундой (в побочной партии первой части Виолончельной сонаты), и в характерной метроритмической организации (триоль с пунктиром в прелюдиях ор. 32 №№ 2, 10), и в отсутствии указания на размер (в романсе «Ночью в саду у меня...», «Восточном эскизе») и многом другом.
Учитывая также, что ориентализм улавливается и в завуалированном виде в непрограммной музыке, не связанной с ориентальной тематикой, следует констатировать, что принцип «растворения» ориентального в «неориентальной» музыке центрального периода творчества Рахманинова приводит к гармоничному единству русского и восточного начал, их взаимопроникновению.
В главе 5 «Ориентализм в поздних произведениях Рахманинова» изучаемое явление даёт о себе знать, помимо прочего, уже в непрограммной оркестровой музыке; в лирических темах сонатно-симфонических циклов и
вариациях; причём, в основном, в завуалированном (скорее всего неосознанном) виде.
На эстетическом уровне кристаллизуются черты «трансформации» как принципа существования ориентализма в позднем творчестве Рахманинова, которые обнаруживаются, например, в своеобразии сочетания статики и динамики. В отличие от «русского» периода творчества, статика поздних опусов связана с остановившимся, «созерцаемым» временем (воспоминанием о прошлом), а может быть и с вечностью («медитативностью»), динамика - с быстротечностью времени, приобретающего значение «угрожающего» настоящего. Новым является «вторжение злого» начала в статическую созерцающую лирику, обострение грани между прошлым и настоящим, старым и новым, Востоком и Западом. На импровизационность позднего Рахманинова оказала влияние его интенсивная исполнительская деятельность. В плане ориентальности здесь заметен интерес к жанрам рапсодии, интермеццо, эскизу; имеют место точки соприкосновения с ориентализмом, прежде всего, Римского-Корсакова и Бородина. Синтез русского и ориентального приобретает в это время значение «русского Востока» - «своего», противостоящего «чужому» Западу (джазу).
В художественно-образном содержании произведений позднего периода наблюдается преобладание мрачного, скорбно-драматического колорита. В то же время большинство ориентальных разделов вносят просветление своей лирической выразительностью, лирико-эпическим ностальгическим настроением. Однако особенностью лирики зарубежного периода можно считать не светлые «мечты о будущем», а, говоря словами Рахманинова, «нетревожимые воспоминания» о прошлом. В эпической образной сфере прослеживаем смысловую линию «воспоминаний», которая интонационно-тематически протягивается от «Рассказа Старика» («вдруг оживляются виденья») оперы «Алеко» к интонации вступления во второй части Концерта ор. 40, а также от темы фортепианного вступления романса «Не пой, красавица...» к её «отзвукам» в ХУП-й вариации из цикла на тему Корелли ор. 42. Драматическая образная сфера на зарубежном этапе жизни композитора приобретает особый статус. Светлые мечты о будущем (или воспоминания о прошлом) и драматическая реальность настоящего, в отличие от «русского» периода творчества, где они соотносились как «далёкое» и «близкое», в зарубежном периоде корреспондируют как «родное» (светлое воспоминание о прошлом) и «чужое» (жизнь реального настоящего, «на чужбине»). В них драматический контраст обусловлен вторжением «злых сил» в мир грёз (средние разделы в медленных частях Концерта ор. 40, Симфонии ор. 44).
В стилистике «зарубежных» произведений композитора помимо наличия традиционных признаков «русской музыки о Востоке», наблюдаем характерные для рахманиновском ориентализма черты (мелодико-ритмические, ладогармонические), включая тенденцию к микротематизму.
В Заключении работы подводятся итоги, формулируются основные выводы, намечаются возможные перспективы дальнейшего исследования.
Изучая творчество Рахманинова, можно убедиться в том, что его ориентализм коренится в мировоззрении и эстетике композитора. Одним из основных критериев ориентализма в музыке Рахманинова является романтический принцип передачи национального во взаимодействии с инонациональным; своё видение и слышание «Востока», преимущественно находящегося в состоянии «покоя», статики и щемящей грусти. В то же время, к его специфическим особенностям отнесём и яркие стилистические средства выразительности, обогатившие русскую музыку индивидуальными «рахманиновскими» чертами.
Охватывая все периоды творчества композитора, можно констатировать, что основные вехи эволюции рахманиновского ориентализма таковы:
- главный принцип раннего ориентализма композитора - «врастание», можно формулировать следующим образом: показать «чужое» через русское национальное миропонимание, то есть как «своё»;
- центральный период творчества определяется нами преимущественно как превалирование принципа «растворения» ориентального в русском, что приводит к гармоничному единству русского и восточного начал,
- главным ориентальным принципом позднего периода творчества можно назвать «трансформацию» — переоценку ориентального, теперь воплощающего скорбные ностальгические чувства по Родине (России).
Продолжая традиции «русской музыки о Востоке», ориентализм Рахманинова открывает новые художественно-образные аспекты, связанные с воплощением внутреннего мира человека - духовно-нравственной открытостью, отзывчивостью, тонкой впечатлительностью. Через синтезирование русского и восточного композитор глубоко проникает в специфику национального. Тем самым в осознании специфичности двухполюсного (восточно-европейского, восточно-славянского) мира русского человека, живущего в «соединительно-разделительном пространстве между Западом и Востоком» (Т.В. Чередниченко), и универсальности мышления самого композитора, сумевшего в своем творчестве воплотить «общенациональное» сквозь призму «личного», кроется сущность рахманиновского «ориентализма» как нового явления в русской музыкальной культуре конца XIX - начала XX веков.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Рахимова Д.А. Об обертоновой гармонии в вокально-симфонической поэме «Колокола» С. Рахманинова // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому / Отв. ред. Д.И. Варламов. - Саратов: СПС им. JI.B. Собинова, 2005. - С. 77-84 [0, 5 пл.].
2. Рахимова ДА. Этапы становления традиций ориентализма в русской музыкальной культуре XIX века (дорахманиновский период) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления, развития: Материалы II Всерос. науч.-практ. конференции. — Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2007. - С. 100-109 [0, 6 пл.].
3. Рахимова Д.А. Жанровая специфика ориентализма С.В. Рахманинова: на примере русского периода творчества // Материалы Междунар. науч.-практ.
конференции «V Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. / ВМИИ им. П.А. Серебрякова, ВолГУ; Отв. ред.-сост. Е.В. Смагина. - Волгоград: Изд-во ВолГУ 2007. - Кн. 1. - С. 38-42 [0,4 пл.].
4. Рахимова Д.А. У истоков ориентализма // C.B. Рахманинов -национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-прак. конференции / Сост. C.B. Костюкова; Ред. И.Н. Вановская. - Тамбов, 2008. - С. 108-114 [0, 4 пл.].
5. Рахимова Д.А. Ориентальные мотивы в творчестве C.B. Рахманинова // Восток - Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. статей по материалам Междунар. фольклорного конгресса / Ред.-сост. Е.М. Шишкина, В.О. Петров. - Астрахань-Изд-во АИПКП, 2008. - С. 250-256 [0,4 пл.].
6. Рахимова Д.А. Понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре // Материалы Междунар. науч.-практ. конференции «VI Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. / ВМИИ им. П.А. Серебрякова, ВолГУ; Отв. ред.-сост. Е.В. Смагина - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - Кн. 1. - С. 129-134 [0,375 пл.].
7. Рахимова Д.А. Ориентальная лирика C.B. Рахманинова // Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом регионе: Материалы IV Междунар. конференции - Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. - С. 158-164 [0, 4 п. л.].
8. Рахимова Д.А. Традиции «русского ориентализма» в мелодике C.B. Рахманинова // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. - Краснодар: ХОРС, 2009. - С. 80-98 [0, 5 пл.].
9. ■Рахимова Д.А. О некоторых чертах ориентализма в музыке C.B. Рахмайинова (на примере произведений русского периода творчества) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всерос. науч.-практ. конференции. -Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2009. - С. 225-228 [0,25 пл.].
10. Рахимова Д.А. Эстетические принципы ориентализма в музыке C.B. Рахманинова // Материалы Междунар. науч.-практ. конференции «VII Серебряковские научные чтения»: В 2 кн. / ВИИ им. П.А. Серебрякова ВолГУ-Отв. ред.-сост. Е.В. Смагина.—Волгоград: «Экспо» 2010 — Кн 1 Музыковедение -С.91-97 [0,4пл.].
И. Рахимова ДА. Образные сферы ориентализма в поздних сочинениях C.B. Рахманинова // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конференции. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2010. - С. 25-28 [0,25 пл.].
В том числе в изданиях, рецензируемых ВАК:
12. Рахимова Д.А. Об ориентальных особенностях музыки C.B. Рахманинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 32 (70): Аспирантские тетради. Ч. 1. (Общественные и гуманитарные науки): Науч. журнал. - СПб., 2008. - С. 290-293 [0, 25 пл.].
13. Рахимова Д.А. Статика и динамика в ориентальной музыке C.B. Рахманинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Социально-экономические науки и искусство: Науч. журнал. - 2010 № 8 (52). - С. 90-93 [0,25 пл.].
14. Рахимова Д.А. Художественный облик ориентализма в музыке C.B. Рахманинова [Текст] / Д.А. Рахимова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 270: Аспирантские тетради. Ч. 1. (Общественные и гуманитарные науки): Науч. журнал. - СПб., 2011. - С. 209215 [0,4 п.л.].
Подписано в печать 08.12.2011 г. Формат 60x84 1\16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объём: 1,25 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 270.
Типография РГПУ им. А. И. Герцена 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Текст диссертации на тему "Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова"
61 12-17/109
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Рахимова Дильбар Абдурахмановна
Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова
Специальность: 17.00.02 - музыкальное искусство
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
На правах рукописи
Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Санкт-Петербург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................3
Часть первая
Теоретические и эстетические основы русского музыкального
ориентализма XIX - начала XX веков............................................................................13
Глава 1. «Русский Восток» в музыкальной культуре России
XIX - начала XX веков......................................................................................................................13
§ 1. Понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре,
его особенности и истоки................................................................................................................14
§ 2. Становление русского ориентализма в музыкальной культуре
XIX - начала XX веков........................................................................................................................30
Глава 2. Специфика ориентализма Рахманинова......................................................46
§ 1. Мировоззренческие и эстетические основы..........................................................46
§ 2. Черты ориентализма Рахманинова..........................................................................................64
Часть вторая
Эволюция ориентализма в музыке Рахманинова..............................................81
Глава 3. Особенности «русской музыки о Востоке»
в раннем периоде творчества Рахманинова....................................................................81
Глава 4. Черты русского ориентализма в музыке Рахманинова
центрального периода творчества..........................................................................................113
Глава 5. Ориентализм в поздних произведениях Рахманинова..................144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................................166
Литература............................................................................171
Приложение 1................................................................................................................................................194
Приложение 2................................................................................................................................................218
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Музыковедческие материалы в области рахманииоведения многочисленны и разнообразны. Несмотря на это, В.В. Медушевский справедливо отмечает: «Как это не покажется странным, но творчество Рахманинова - это огромный материк, доселе неизведанный» [126, 75]. И действительно, здесь существует такой аспект, который требует особого научного осмысления. Это ориентализм в музыке Рахманинова -уникальное явление русской и мировой культуры.
Данная тема не оставалась в стороне от исследователей творчества Рахманинова. Она затрагивалась в научных трудах разных авторов (В.Н. Брянцевой, И.А. Гивенталь, Д.В. Житомирского, А.И. Кандинского, A.A. Кандинского-Рыбникова, Ю.В. Келдыша, JLA. Мазеля, Е.Р. Скурко, В.А. Цуккермана), однако до настоящего времени не получила самостоятельного освещения в музыкознании. Причины её недостаточной разработанности, возможно, заключаются в следующем. Во-первых, проблема геополитической идентификации России в пространстве Запад - Восток достаточно сложна и не только имеет острые социальные стороны, но и охватывают широкий спектр философских, мировоззренческих, эстетических вопросов. Во-вторых, сказывается недостаточность фундаментальных работ по русскому музыкальному ориентализму [66; 67; 188; 222] и единичность исследований по этому вопросу, посвященных тем или иным персоналиям [143; 146; 179; 185; 186; 225]. В-третьих, ориентализм в музыке Рахманинова вызывает неоднозначное отношение исследователей из-за неординарного его проявления. Некоторые из них фиксируют внимание на цыганском элементе как особенности ориентализма в раннем творчестве композитора [31, 86; 48; 72, 89; 89, 48-, 127; 224, 140-146], синтезе русского и восточного [60, 9; 88, 104; 89, 48; 120,161; 133,120; 208, 21; 215 и другие], на просвечивании «восточного» как в ориентальных, так и неориентальных опусах [31, 86; 48, 183-191; 66, 113; 90, 16; 95, 60, 195; 181, 107; 188, 483; 236]. Другие - представляют ориента-
лизм как особенное явление в творчестве Рахманинова [42, 24; 66, 113; 166, 250; 209, 59], но не раскрывают его сути. Между тем, более глубокое изучение своеобразия «рахманиновского ориентализма» в немалой степени способно обогатить понимание творческого мышления великого музыканта в целом.
Следует признать, что в последнее время в отечественном искусствознании1, в том числе и в музыкознании, учёные нередко обращаются к исследованию проблем ориентализма (И.И. Беленькая [20], JI.3. Корабельникова [104], A.A. Пономарёв [146], Е.Г. Скорина [179], H.H. Соколов [186], Т.В. Тихонова [202], Н.В. Чахвадзе [208] и другие авторы). В русле этой общей направленности привлекает то, что музыка Рахманинова, продолжив традиции композиторов России XIX века, стала важным логическим звеном системы, названной Б.В. Асафьевым «русским музыкальным ориентализмом» [15, 163] или «русской музыкой о Востоке» [14, т. 4,139 и т. 5, 47] . Поэтому изучение данного аспекта рахманиновского творчества видится актуальным не только само по себе, но и в масштабах более крупного историко-стилевого феномена.
Степень изученности темы. Ставя теоретические и исторические проблемы русского музыкального ориентализма XIX века (Б.В. Асафьев [15], Т.С. Вызго [42], Н.Б. Димитриади [66; 67], Л.А. Рапацкая [150], Т.Н. Соколова [188]), учёные освещают вопросы его становления и развития, периодизации, стилистических особенностей. Однако имя C.B. Рахманинова в связи с ориентализмом в них только упоминается [42, 24; 66,113; 188, 465, 483].
Первые высказывания о рахманиновском ориентализме, сделанные ещё при жизни композитора, встречаем у Т.П. Прокофьева (1910) [148]; далее в советское время продолжаем обнаруживать подобные наблюдения у Б.В. Асафьева (1945) [14, т. 2, 289-311], Д.В. Житомирского (1945) [72], Л.А. Ма-
1 В России всё чаще проводятся международные научно-практические конференции, посвященные вопросам ориентализма, взаимодействию Запада и Востока в русском искусстве [40; 41; 97; 104; 108; 109; 147; 150; 156; 158; 168; 211].
2 В истории русской музыки эти два понятия трактуются идентично [66,108-109; 186,10].
4
зеля (1947) [120], Б.А. Сосновцева (1953) [192] и других учёных. В монографиях и некоторых статьях о композиторе нередки аргументированные подтверждения наличия ориентального начала в его произведениях, влияния «Востока» Глинки, Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова на стиль, главным образом, раннего периода творчества Рахманинова [31, 41-42\ 95, 57; 144; 215], хотя имеющиеся работы всё же не раскрывают сущность рах-маниновского ориентализма.
Объектом изучения в диссертации служит творчество C.B. Рахманинова. Предметом исследования являются особенности ориентализма в музыке Рахманинова.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить характерные черты ориентализма Рахманинова в эволюционном развитии его собственного творчества и во взаимосвязи с общим процессом становления «русской музыки о Востоке». В соответствии с поставленной целью определяется необходимость решения следующих задач:
- уточнить понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре;
- обозначить традиции «русской музыки о Востоке» XIX века, оказавшие влияние на Рахманинова;
- обосновать ориентальные истоки творчества композитора;
- раскрыть эстетические, художественно-образные и стилистические особенности ориентализма в музыке Рахманинова;
- проследить процесс эволюции ориентализма в его творчестве.
Музыкальным материалом исследования послужили произведения C.B. Рахманинова, в которых явно или завуалированно присутствуют ориентальные черты. «Открытое» проявление ориентализма заметно в авторском названии опусов («Восточный эскиз» («Oriental sketch»), «Восточный танец»), тематике произведений (романс «Не пой, красавица...», опера «Але-ко», хор «Сосна» ор. 15 № 3), наличии фольклорных цитат (мелодии цыганских песен в оркестровом «Каприччио на цыганские темы»). Опосредованно ориентализм Рахманинова представлен, главным образом, в непрограммной
инструментальной музыке. Сюда отнесены побочные партии и лирические медленные части симфоний, концертов, сонат, а также некоторые сочинения камерно-инструментальных жанров (прелюдии, этюды-картины), выдержанные в «ориентальной стилистике». При выявлении традиций рахманиновско-го ориентализма в работе также рассматриваются отдельные ориентальные опусы классиков русской музыки (М.И. Глинки, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова) и западноевропейских композиторов (Ж. Бизе, К. Дебюсси).
Методология диссертационной работы заключает в себе самые общие его научные основы (соединение теоретического и исторического подходов), аналитические методы (целостный и сравнительный анализ), а также научно-исследовательскую базу и терминологический аппарат.
Научно-исследовательскую базу составляют, прежде всего, труды по общим теоретическим и историческим проблемам русского музыкального ориентализма. К раскрытию теоретических аспектов ориентализма и его особенностей в русской музыке были привлечены публикации как по русскому востоковедению [16; 56; 102; 165], так и по музыкальному искусству [1; 37; 42; 66; 67; 132; 188; 222; 231; 233; 234; 235; 236]. Монографии по специфике русского музыкального ориентализма в отечественном музыкознании пока нет. Тем не менее, имеются работы Б.В. Асафьева [14; 15], Н.Б. Димитриади [66; 67], JI.3. Корабельниковой [104], Т.И. Соколовой [188], Т.Н. Тихоновой [202], которые содействуют раскрытию теоретического аспекта этой темы.
Исторический ракурс исследования обогатили работы, связанные с обозначением истоков русского музыкального ориентализма [1; 37; 67; 92; 104; 150; 188; 208; 222] и его периодизацией [20, 53; 66, ПО]. Центральное место в изучении традиций «русской музыки о Востоке» занимают труды отечественных учёных, в которых представлены важные выводы о «Востоке» в творчестве композиторов России XIX века [15; 54; 67; 150; 185; 188; 220]. К примеру, в научных статьях Ю.А. Кремлёва [106], А.Г. Петропавлова [144], А.Н. Сохора [193], Э.Л. Фрид [205] обращено внимание на такие ориенталь-
ные особенности произведений Балакирева и Бородина, которые непосредственно подготовили почву для их проявлений в музыке Рахманинова.
Поскольку методологическая база исследования сфокусирована на научных публикациях, способствующих раскрытию эстетических и художественно-образных параметров ориентализма в русской культуре, в диссертации используются работы, характеризующие особенности художественного мышления Востока и Запада. Это труды русских философов - H.A. Бердяева [24], И.А. Ильина [76; 78], B.C. Соловьёва [189]; историков - Н.М. Карамзина [134] и В.О. Ключевского [98]; востоковедов - В.В. Бартольда [16], Т.П. Григорьевой [56], H.H. Конрада [103], Е.П. Челышева [211]; психолога - К.Г. Юнга [228]; музыковедов - Е.М. Алкон [4], Н.В.Бекетовой [19], B.C. Виноградова [37; 38], Б.Г. Гнилова [50; 51], А.И. Демченко [60; 61], Л.А. Купец [111], Н.В. Чахвадзе [208; 209], Т.В. Чередниченко [212], Н.Г. Шахназаровой [219], В.Н. Юнусовой [229] и других авторов.
Для воссоздания общего представления об ориентализме в русском искусстве потребовалось привлечение работ в области архитектуры (Т.Б. Арапова [11]), живописи (В.В. Верещагин [34], Н.К. Рерих [154], Д.В. Сарабья-нов [168]), литературы (В.Г. Белинский [21], Д.И. Белкин [22], В.А. Захаров [73], Ю.М. Лотман [117; 118], П.И. Тартаковский [201], Е.П. Чудинова [213]), культурологии (М.С. Каган, Е.Г. Хилтухина [82],) и соответственно - музыки (И.И. Беленькая [20], Н.Б. Димитриади [66; 67], Л.З. Корабельникова [104], Л.А. Рапацкая [150] и другие).
Ценным материалом для изучения ориентализма в музыке Рахманинова являются монографии о творчестве композитора - А.Д. Алексеева [3], В.Н. Брянцевой [31], Ю.В. Келдыша [94; 95], О.И. Соколовой [187], работы Р. Мэ-тью-Уокера [131], Д. Редепеннинг [152], О. фон Риземана [172] , а также S. Bertensson и J. Ley da [230], G. Norris [232], R. Threlfall [237] и других специалистов. Особое место занимают научные статьи разных авторов в сборниках нескольких конференций (проходивших в Москве, Тамбове - Ивановке, Ростове-на-Дону, Харькове), посвящённых творчеству композитора [138; 157;
159; 160; 161; 162; 163; 172; 173; 227]. Их авторы затрагивают широкий круг аспектов как историко-стилевого, так и аналитического плана.
Среди работ, содержащих вопросы соединения русского и восточного, выделим исследования о стиле композитора, в том числе его мелодике - JI.A. Мазель [120], JI.A. Скафтымова [175]; гармонии - В.О. Берков [25], Т.С. Бершадская [26], З.И. Глядешкина [140], JI.A. Кивалова [96], JI.B. Кожевникова [101], JI.A. Мирошникова [129], А.Н. Мясоедов [133]; семантике тональности - Л.П. Казанцева [86]. В изучении эволюции рахманиновского ориентализма опираемся на научное осмысление указанных в диссертации И.А. Гивенталь [48] принципов «врастания» и «растворения» ориентального в неориентальную музыку Рахманинова; а также на роль вариантно-вариационного метода развития, разработанного Е.Р. Скурко [181; 182]. При характеристике индивидуально-авторского начала, присущего «рахманинов-скому ориентализму», в работе используем положения исследований Г.И. Ганзбурга [43], Л.П. Казанцевой [85; 86], A.A. Кандинского-Рыбникова [91] об «образе автора» в музыке Рахманинова. Для подтверждения некоторых позиций, способствующих раскрытию основной проблематики работы, понадобились также воспоминания друзей и эпистолярное наследие самого музыканта [39; 77; 151; 169; 172].
Выдвинутые в диссертации аспекты рахманиновского ориентализма предопределили привлечение музыковедческой литературы о восточных национальных композиторских школах (бывших союзных республик), имеющих тесное соприкосновение с русской культурой и, в том числе, со стилем Рахманинова. Данная тема фокусируется в трудах Д.А. Арутюнова [13], B.C. Виноградова [37], Т.С. Вызго [42], М.Н. Дрожжиной [69], Б.Г. Ерзаковича [71], М.С. Ковбаса [99], Х.С. Кушнарёва [113], Л.А. Назаровой [135], А.И. Шавердяна [218] и других учёных.
Основой терминологического аппарата в работе является группа понятий «Восток/восточный» и «ориентализм/ориентальный», применяемая в исследовательской литературе многозначно и поэтому требующая специаль-
ного уточнения. Генетически понятие «Восток» и «ориент» идентичны. Однако необходимо отличать географическое понятие восток (east), от культурологического - «Восток» (Orient)4. Следует признать, что не только географические параметры востока и запада для различных стран индивидуальны, но и в истории искусств (со времён греко-римской культуры) утверждаются и корректируются свои координаты, которые к тому же не всегда совпадают с географическими. Причинами такого расхождения могло быть местоположение определённого государства, которое служит «точкой отсчёта» (если Ближний Восток для Западной Европы - восток, то для Восточной Европы -юг), а также исторические события, повлекшие видоизменение облика одной культуры за счёт синтеза с другой (например, проникновение арабской культуры наблюдаем на территорию Северной Африки - в Марокко, Египет, и - в испанскую Андалусию; персидской - на Кавказ).
Следовательно, культурологическое понятие «Восток» может совпадать с общепризнанным географическим (Ближний, Центральный, Дальний Восток), а может не совпадать и приобретать условное значение (испанский, цыганский, кавказский Восток5). Отображение «Востока», в его разных ракурсах - географическом, эстетическом, культурологическом - способствовало применению термина «ориентализм», значение которого шире, чем «Восток» и заключает в себе не столько культурологический или эстетиче-
3 Термин «ориентализм» ведёт своё существование от латинского orientalis (англ. -oriental, фр. - orientale, нем. - orientalisch), что в переводе на русский язык означает «восточный», и Oriens - «Восток» (англ. - the Orient, фр. - l'orient, нем. - der Orient).
4 В работе культурологическое значение слова «Восток» будет отличаться от географического написанием его с заглавной буквы, а иногда (например, применительно к творчеству композитора) и кавычками.
5 В трудах отечественных философов, искусствоведов, музыковедов нередко встречаем понятие «русский Восток», который для России имеет двойное значение. Первое заключается в том, что, располагаясь в Восточной Европе и северной части Азии, с основным восточно-славянским населением и восточно-христианским (православным) вероисповеданием, культура России содержит собственные национальные восточно-славянские черты, отличающие её и от Востока, и от Запада. Второе подразумевает и многонациональный состав России, и исторические связи с Востоком, а в XIX веке укрепление Россией своих геополитических позиций в «восточном» направлении: на азиатской территории (Сибирь, Дальний Восток), в среднеазиатском регионе («русский Туркестан»), кавказском («кавказский Восток»). Всё это характеризует своеобразный «внутрироссийский Восток».
ский и тем более географический смысл, хотя и условный, сколько художественный - художественно-творческий (ориентализм Глинки, ориентализм Дебюсси), художественно-стилистический (русский музыкальный ориентализм и западный ориентализм), и обозначает «Восток», преломлённый ск�