автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Орнамент Андроновского керамического комплекса (проблемы анализа и интерпретации)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Орнамент Андроновского керамического комплекса (проблемы анализа и интерпретации)"
государстве!"!^! комитет рс'мр по дшмтшки и шсшейШКОДЫ ксжровсюй госудлрствипий! лшзрситет
На пралах рукописи УЖ 902(571.15)"637"
М И X А И Л О В ЮриП Иннокентьевич
ОРНАМЕНТ АИДРОНОВС КОГО КЕРМ-НВСЮГО КОМПЛЕКСА (ПРОБЛЕМЫ ДИАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ)
Специальность: 07.00.06 - археология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Кемерово - 1990
Работа выполнена на-кафодро археологии Кемеровского государственного университета
Научные руководители - доктор исторических наук, профессор . А.Н.Мартннов
кандидат исторпчоских наук,' доцоит В.В.Бобров
Официальные оппоненты- доктор исторпчоских наук Ю.Ф.Кирюшин
кандидат исторпчоских паук' * U.M.Кожин
Ведущая организация - Омский государственный университет
с -о
Защита состоится п С.Р.к^'ЪрЯ. 1990 года в часов иа заседании специализированного совета K.064.I7.02 в Кемеровском государственном университета (650043, Кемерово, у л .Красная, 6).
С диссертаняой монно ознакомиться в научной библиотеке Кемеровского государственного университета.
Автореферат разослан " (У^яПря. 199p года.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук —- \ J3.H .Казьмин
Актуалъиость том!|. История изучения андроновских древностей водот своп счот досятилотяями, и рошонпем широкого круга * проблем, связанных с культурно-исторической интерпретацией комплексов, занималось но одно поколение исследователей. Пор-впо работа Я.А-.Топлоухопа и М.П.Грязнова"залогаЛ1 прочный фундамент для послодущих концептуальных построений, а сформули-ровачиыо в о таг. работах общио пркнцяпи подхода дали толчок больному количеству работ, посвящошшх отдельным вопросам изучения андронопских древностей. Именно эти исследования, гдо предметом скрупулезного анализа стали различные аспекта битозашм андро-повского пасолошгя на обапрпнх пространствах мевду Уралом п Ени-соом, наполняют реальном содорнанием торшн "андроповодонпо". Вмфзто с том в работах К.В.Сальникова, О.А.Кривцовой-Граковой, Э.Л.Фодоровой-Давыдопой, В.С.Сорокпна, С.С.Черникова, С.В.Зотовой, М.Н.Комаровой, Е.Е.Кузьминой, В.Л.Матвдепко, Н.Ф.Косарева, В.С.Стоколоса, Т.'Г.Потемкиной, Г.ЛЛаксимоцкова, З.ГГ.Иолодина, Ю.Ф.Кирюшина, Г.Б.Здановича и многих других исслодоватолей независимо от масштаба исследовательского охвата и основной направленности научних изысканий неизмонное внимание .уделялось различным аспекта!.! андроновского узоротворчества. Это связано с тем, что для андроновской, как и для большинства других культур эпохи броизи, орнаментированная посуда «о только самый пас-совий источник, но и надеаный индикатор культурных контактов и заимствований.
Следует однако отметить, что несмотря на обилие работ,содержащих анализ орнамонтацип андроновского кораглического комплекса, до сих пор но выработан системный подход к осмыслению этого сложного культурного яплония. Но нашли долгного воплощения попиата непротиворечиво совместить дашгао, полученные в ходе изучения региональных особенностей, с результатами исследования комплекса признаков, маркирующих традицию в целом. Особо слодуот отметить, что изучение плана выражения андроновской орнамшгаки продвинулось далеко впород по сравнению о изучением плана содержания. Семантика декоративных построений по-стройному относится к числу малоразработанных проблем андроноведения. Вместо с том реконструкция смыслового содержания сложных декоративных построений во многом могла бы облегчать дальнейшее исследование андроновской ритуалиотики, в которой особая роль отводи-
лась корампчоским контейнерам.
1[о:.~ь и затгачи исследования опродолоны исхода из современного' состояния проблематики,связанной с изученном орнаментации андроновского керамического комплекса. Основная цольисследования заключается в отработка системного подхода к осг.ислошда различных проявлений орнаментальной практики андроновского населения. 3 рамках этого подхода бил очерчон круг задач, оггроде-лившх основные направления работы, всесторонне исследовать особенности структурной организации орнаггонтальчнх мотивов, выявить правила композиционного построения декоративных схем, проследить стилистические особенности з различных вариантах орнаментального заполнения сосудов. Используя комплекс данных, полученных, в ходо изучения илана виранешш -орнаментальных композиций, реконстру ировать их сшсловоэ содержание.
Методика исследования представлена традиционными приомачи анализа материала, которио укладывается д-раики сраннитвльно-типологвчоского и'статистического методов. Указан ни о потодпчо-С1ШЭ приемы привлекались для пс следов шиш плана виратгая ан-дроновекпх декоративных построений с цолью выявления общего н особенного прюлоиитезшю к даниоП г^льтурпоЙ традиции. Для изучения плана содорнания орнаментации в ео неразрывной связи с другими проявлениями мотальной практики андроповехсого населения использовал ряд полежат;!!, составляющих ядро структурно-гонотичоского метода анализа.■
Научная значимость и ровизна. ааЬядашотся. в использовании системного анализа композиционных особенностей андроновского декора. В основу данного подхода было полояоно понятие "композиционный канон", котороо поплутало .инструментом для исследования общокультурных черт в правилах построения декоративных схем, что позволило с этих позиций адекватно осшслггть роию.чая: 'ну® специфику орнаментации керамических серий. -Трактовка композиционных канонов как устойчивых правил структурной организации орнаментальнше композиций посдуяила объективным критерием для' различения стилистических особенностей в различных вариантах орнаментального заполнонпя сосудов. .-'.Исследование кон токе та бытования андроповской традиции декорирования посуды составило сущностиоо содэркание. нового подхода к проблемо выявления поло-
возрастной символики в орначоптацип сосудов различных морфологических групп. В работа впервые. били систематизировали изоб-2 ражшпя на дшщах сосудов, а их анализ выявил тенденцию эволюции сакральиих символов и сторону их проврацоиия в тамгообраз-ш:о изображения.
'Тсточннкопаа база продставлона материалами могильников и посолопи:': со лсого ароала распространения андроновских комплексов. В ходо работы использовали керамические серии 112 памят-ииков. Б их число поопублнкопанныо материалы из фондов ЛОНА АН СССР, Института Археологии КазССР, коллекции из музоов архоо-логии и этнографии Омского, Барнаульского и Кемеровского университетов, краоводческих музоов гг.Коморово,Абакана, Шпуспнска.
0 Прпктичоская ионность исследования состоит в возможности использования нового методического педхода для всесторонного анализа орнаментального комплекса но только андроновсклх древ-ностоЯ, но и боло о широкого.кру га источников. Выявление в составе погребального пнвонтаря специфически орнаментированных сосудов, связанных о определенными половозрастными категориями погребешшх, существенно расширяет сферу применения методов па-лесосоирологичоского апализа.
Апробация рабо-п;. Основные половония диссертации излогенн в 5 работах (две из них в соавторство о В.В.Бобровым) общнм объемом II п.л. По теме диссертации балл сделано доклада на научных конференциях в гг.Барнаула, Тшонп, Кемерово, а такко на заседаниях и научных семинарах кафедры археологии Кемеровского госуниворситота.
Структура днссортации определена задачам исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, прилоаония в виде альбома иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
Во пводоцпп дана краткая характеристика современного состояния проблематики, связанной с изучением орнаментация андро-новского керамического комплекса и обоснована актуальность тома. Здось по сформулированы цель и задачи исслодования, раскрыта научная новизна, изложены методические положения и приемы исследования,
Глава I. ШТОРШ ИЗУЧЕНИЯ АНДРОНОЗСКОм ОРИЛМЕПТЛЩИ
В качестве точки отсчета были избраны работа С.А.Топлоухо-аа и М.Ь.Грязнова, в которых впорвые был:: сформулированы положения, опродоливвше существо научного подхода к изучению андро-новскон орнаментации. Признапио кора-гаки как "руководящего элемента" - ключевой тезис в работах исслодоватоло:!. 3 соответствии с этим сосуда п- присущий им декор рассматривались как надежный индикатор культурных особенностей. Вторыгл важнейшим условием анализа декора явилось признанно связи пойду морфологическими особенностями посуды и композиционным размещением орнаментальных построений. Практическая реализация указанных по-локешш позволила исследователям выделить самостоятельные морфологические группы посуды, говорио разнились и по специфике орнаментального заполнения. 'Данные исследования, гдо достаточно четко была охарактеризована культурная специфика андооноиикпх древностей, послужили своего рода фундаментом для последующих культурно-хронологичосгах построений. .
Накопление источников и введение в научный оборот разнообразного фактического материала-позволило значительно расширить и усложнить представления, о характере развития культуры андро-новского населения. Схода, предлоконнна К.В.Сальниковым и О.А. КривцовоЯ-ГраковоЯ, несмотря на их вношее носоотвотствио, объединяет признание поэтапной эволюции культуры авдроновцов в рамках единой линии развития. Данные анализа декора посуды были использованы в качестве одного из наиболее существенных аргументов . Использовав терминологическое оформление культурно-хронологической схемы К.В.Садьникова, Э.А.Фодорова-йавндова выдвинула тезис о существовании двух самостоятельных линий культурного развития в рамках авдроновского сообщества.
Появлйние различных по своему содержанию культурно-хроноло-гячоских схем и возникшая в связи с этим дискуссия стимулировали отработку методов анализа декоративных схом на андроновскоЕ посуде. Принцип табличной записи элементов орнаментации дал возможность С.С.Черникову аргументировать тезис-о наличии своеобразия в территориальных группах аидроновекпх комплексов, а З.С.Сорокину обосновать хронологическое .соотношение ряда антоновских памятников^ Расширение источниковоЗ базы вызвало инторос
исслодопатоло!' к пзучопию ■региональной специфики. Использование разбивки орнаментальных элементов по отдельным зонам позволилсГ Ч.Н.Комаров ой значительно расиирить возможности табличной записи и болео объективно проследить региональные особенности в орнаментации керамических сорий на фона общокультурной орнаментальной традиции. Исходя из этих наблэдоний, были представлены рогионалыш'о варианты орнаментального заполнения сосудоп федоровского и плакульского типов, а в иродставитольноп ропортуаро мотивов били видолени группи, которые, по мнению И.Н.Комаровой,, опродоляли специфику докора керамических комплексов из различных районов распространения культуры.
Услопюпио представлений, связанных с динамикой.развития куйътуры андроновского населения, ггродепродолило появленио новых .таксономических единиц различного порядка. Одновременное использование таких дефиниций, как "культура", "тип", "вариант", обусловило необходимость выработки новых критериев для регионального и хронологического разграничения групп памятников. Работа С.В.Зотовой отразила качественно новый уровонь осмысления орнаментации андроновского керамического комплекса. Основным объектом исследования стал но пабер орнаментальных мотивов, а комплекс особенностей их структурной организации. Наблюдения С.В.Зотовой.получили- широкое признание у исследователей. Наиболее результативными в этом направления оказались поиски Е#Е.Кузь-млной. В ее работах получили дальнейаоо развитие положения о тесной взаимосвязи формы сосуда с характером зонального члоно-ния орнаментального поля, исследованы особенности использования позитив-негативных изображений и выявлены специфические черты в ориамонтации керамических серий из различных групп комплексов, которым был придан статус культурных типов. Сферу применения данных анализа декора существенно расширила М.Д.Хлобыстина, использовав их для палеосоциологических наблюдений. Изучение особенностей композиционного построения андроновской орнаментации продоляоно в работах С.В.Сотниковой и И.В.Рудковского.
Обзор продлоненных в научной литературе подходов к изучению ориамонтации андроновского керамического комплекса позволяет ут-ворэдать, что усилиягти исследователей накоплон значительный позитивный опыт. Дальнейшее использование данных анализа декора для решения самого широкого круга проблем возможно лишь при условии детального изучения правил структурной организации на
всех уровнях построения композиции, причем исслодовахшо особенностей иконографии долгло идти параллольно с реконструкцией семантического содорглния орначонтальных построений.
Глава 2. Л1ШШЗ АНДРОНОВСКИХ тШШШШОП. ЮГЯСКЛТЙ
Данная глава посвящона рассмотрению круга вопросов, связанных с изученном правил структурной организации андроновских декоративных построений. В качество исходного уровня формирования композиции был определен мотив.,Сообразуясь с необходимостью детально проанализировать особенности иконографии, связанные с том или иным приемом построения, мотивы рассматривались по отдельным группам. Несмотря на разнообразие иконографических вариантов, подавляющее большинство мотивов восходит к нескольким приемам построения. Один из ■основополагающих принципов по-строония заключается в создании позитив-негативных изобразила. Поскольку данный прием но является собственно андроновскам изоб-. ретениом, не исключено, что он был воспринят пли -унаследован от какой-либо иной культурно;! традиции. Несомненно, однако, наличие специфических правил ого использования в рамках аздро- . новской орнаментальной традиции. Его реализация в кагдоя коп-' кретном случае обусловливалась общим композиционным заделом, всой орнаментальной схемы. Исследование обширной группы мошаровых мотивов позволило установить, для подавляющего большинства сдучаев наличествует единый принцип построения, основанный па использовании ключевого элемента "уточка". Различные ■ »
способы соединения этого элемента в продолах горизонтального регистра-гони, позволяли создавать сомкнутые, частичнонесомкну-тао и разомкнутые линойныо меандровые мотивы. Под этом углом зрения могут быть заново осмыслены ковровые мотивы. Орнаментальная основа этих построений, в контексто культурной традиции, могла восприниматься как цепочка соединенных "уточок", к которым присоединялись иконографически тоздествошше элементы * Их многообразие обусловлено возможностью использования наряду с ключевым элементом ого конструктивных частой.. Едось слодуот отмотать,что несмотря на очевиную самостоятельность указанных приемов, их объединяет общий, принцип использования.связанный с маркировкой топографического полошшя зоны внутри всой компо-
з'щпп на сосудо. Так, напрнмор, цоночки треугольников, обращор-шю вергипами вворх, служила традиционным парная том орнаментального заполпогшя ворхной зоны на венчике сосуда. Цепочки треугольников, противопоставленные воршначд, располагались преимущественно, в сродной зоно. Треугольники вершинами вниз - традн-iCíoiiHui! мотив шппой зо!ш. "ршщип противопоставления, связан-tiuíi с маркировкой "верха" :г "низа" композиции, реализован в структуро моандрових построопиЗ. 13со ото позооляот утворкдать, что андроновская гоомотрячоская стволика, в различных вариантах своей иконографии, била приспособлена к традиционной схеме разбивки орнамонтального поля на горизонталышо сони, которые а спою очередь били тосно связана с морЗгалогпчоскипп особенностей сосуда. Таким образом весь репортуар орнаментальных мотивов должон рассматриваться в кепосрсстпепной связи с общим композиционным замыслом.
Характер распродолепил орнаментальных мотивов в пределах самостоятельных зон, тосно связанных с морфологическими особенностями сосуда, свидетельствует о существовании устойчивых правил построения композиции в продолах всего орнаментального поля. Статистические ншогадкп по материалам андроновских комплексов Сибири позволили выявить "композиционный канон", в соответствии с которым осуществлялось орнаментальное заполнение федоровских горшков. Он являет собой достаточно кестко обусловленное прапило сочетания трохзональиого членония орнаментального поля,при котором ворхняя зона,, на вончшео сосуда, заполнялась мотивом - цепочка треугольников. Нарушение этой зависимости в большинство случаов связано с отказом от традиционного трохзо-пального члоноппя орнамонтальпого поля. 3 процентном отношении композиционный канон домянируот но только суммарно, но и обладает наибольшим удольным восом в конкретных керамических сори-ях, по сравнению с остальными вариантами орнаментального за-полпенпя. Особонно отчетливо это просматривается в представи-толътшх керамических сериях таких памятников, как Орак, Сухое озоро Г, УрскиЯ и Титово. Материалы алакульских памятников позволяют утверждать, что каноничной в данной сроде была трехзо-нальная композиция, у которой средняя зона была свободна от орнаментального заполнения. Остальные варианта композиционных решений следуот рассматривать к ai; следствпо смешения двух орпа-
монталышх традиций - алакульскоЯ л-фодоропской. Таким образом, особенности композиционного построения орнамонталышх схем позволяют объективно постулировать тозпо о самостоятельности двух культурных образований п пх синхронном существовании.
Композиционный кап он, как устойчивая структура пространственной организации орнаментальных построений, возннкаот и гуща культурной традиции и используется наряду с .другпмл принципами освоошш сакрального пространства.
Анализ плшшгразш: погробалышх соорукопай и особенности их архитектурной организации позволили установить сущостаованио культурных различий внутри всего массива андроповскпх памятников. Так сугубо федоровским слодуот признать принцип пространственного размещения посредством создания ряда: ряд моглл в продолах ограды или>под курганной насыпьга.ряд погробонпых внутри погробальной камеры, положенных один за спиной другого. Сугубо алакульским слодуот признать пространственную организацию,связанную с оформлониом цонтра и периферии.
Цонтр маркировался наиболос слонпими по свошл конструктивный особенностям сооружениями, отличавшимися такко нанболоо крупными размерами. В том случае, когда центральное погребение содержало парное захоронение, ого особый статус подчеркивался своеобразной оппозицией - пара погребенных, обращенных лицом друг к другу. Охарактеризованные пространственные структуры несомненно возникают из болое слоеных систем, характеризующих , характер общоствонной организацип. Он угад4-.яаотся за "домокра-тичным" составом фодоровского погробального инвентаря, который как нельзя лучше соответствует вдео ряда и богатством центральных алакульских погребений, обусловленных существованием "социального центра и периферии".
Исследование орнаментальных заполнений с позиций существо вания композиционных канонов позволяет достаточно уверенно выявлять особенности орнаментации, связанные с региональной спецификой. Следует отметить,что истинная природа процессов орнаментального творчества не связана с географической приуроченностью той или иной группы памятников, хотя на уровне всего анд-роновского сообщества население, обитавшее на стопных пространствах, в культурном отношении могло несколько отличаться от родственных групп, освоивших лесостепные участки. Гораздо важнее - топографическая позиция в культурном ареале, которая характери-
зуотся отношенном к центру п периферии. Территория Западной • Сибири к востоку от Оби, составляет как культурную, так и географическую периферию андронопского ароала, поэтому даппыо анализа орпамонтацпи керамических серий из западнос:гб1грских памятников дают .объективную информацию о региональной споцпфико до-коратпвннх построений. 3 ходо исследования било установлено .что в композиционном отношении орпа-юнталышо схемы на сосудах из этих памятников демонстрируют отчотллпо выракснную федоровскую традицию, которая проявляется в пироном использовании композиционного канона. Однако . ослн обицтй принцип композиционного построения культурная традиция контролировала достаточно еостко, то выбор вариантов орнаментального заполнения горизонтальных зон обеспечивал индивидуальность композиций. Паиболоо отчетливо рогпопатьпая специфика проявлялась в выборо мотивов и вариантов их сочетания для заполнения зоны тулова. Сочотанио в пределах этой зоны нескольких мотивов позволяло создавать различные слоншо конструкции^ том число достаточно устойчивые. Наличие устойчивых вариантов в орнаментальном заполнении зоны дает основания дот объективной оценки региональной специфика.
С принципами композиционного построения орнаментальных схом тесно связана композиционные особенности декоративного заполнения сосудов различных морфологических групп. В результате анализа сосудов из фодоровекпх памятников было выделено три стиля: "гоомотрнчоский", "линейный" и "архаический". Геометрический и линейный стали связаны с декором посуды горпковидных форм и характеризуются использованием единого композиционного . канона. Архаический стиль воплощон в орнаментации сосудов, баночных форм и характеризуется отсутствием зонального членоипя. Его характеризует "моносюгсотность", которая проистекает из традиции заполнения поверхности сосуда каким-либо одним мотивом.
Таким образом, принципы композиционного построения с одной стороны обеспечивают культурную монолитность самых разных вариантов орнаментального заполнения,с другой задают направленность вариативных изменений, которые, но разрушая традиционных установлений, придают индивидуальность композициям. В связи с этим процесс "старения" орнаментальных схем идет по путл редукции слоетих построений и механического .использования орнамеп-галышх приемов. Поязлопио на сосуде нескольких орнаментальных
зон с идентичным заполненном - иадогшое свидетельство проврацо-нпя творческого приема в манеру пополнения.
ПзсЗракония на днищах сосудов составляет отделышй аспокт изучения орнамоятатии андроноиского кера-ического комплокса. Несмотря на то,что они не составляют замотпой доли в общай массе андронозской посуды, задачи комплексного анализа диктуют необходимость их всестороннего рассмотрения том болоо,что они ото но избирались в качоство самостоятельного предмета псслодова-нпя. Более 80 учтенных изобрагюний были разбиты на группы: "кресты", "свастпчоскко символы", "сокторнне розэтки", "сотки", "окрукностн", "ромбы". Ряд композиций па днищах но составляет групп. Отдельного рассмотрения заслуживают тамгообразные ст.ь волы.
Анализ изобрашпгай гс группам позволил установить,что собственно андроновским творческим приемом в заполнении дна являются преддо всого язобразощга «ростов, в том число гачмировапгшх. Секторные розетки, окруаюстп и сотки использовались спорадически и связаны с .декоративными традициями доандроновского времени. На базе крестообразных фигур возникают тамгообразние изображения. Вероятнее всего это связано с эволюцией плана содор-ианпя, а не с общей тенденцией угтрощония орнаментальных ого.шо-лов. Обретая индивидуальные черты в иконографии, священные егг.т-волц превращались в мету, которая в общих особенностях начертания восходят к генетической основе. Четнрохчастноо доленно дна сосуда в сочетании с трохзоиалыюй разбивкой орнаментального поля вполне сопоставимо с широко известной моделью репрезентации космологических стредставлоыггИ древнего населения. Исходные изображения - крестообразные фигуры, маркируя священный центр-ось сосуда, обесточивали семантическое единство сосуда и очага в обрядовой практике. Индивидуализированные изобракония -меты, не утрачивая семантики прототипов,, вороятио, могли обеспечивать связь с конкретным очагом, '
Глава 3.' СОСУД В ОЕРЯДОВОП ИРАКЕ ЕСЕ АНДР0Н0ЖХ0Г0 НАСЕЛНЕИ
В главе рассматривается роль сосуда в обрядовой практике андрояовского, населения. Изучение различных аспектов апдроиов-ского узоротворчества и, в первую очеродь ., выявленио сшело- ..
о
Boro содоразпая разнообразно!! орнаментальной символики диктует необходимость рассматривать корамичоскло коитойноры и сопутствующие укрппоняя в неразрывном одпнетао. Аплроновский сосуд, выступ?" в качестве обрядовой роаляв "в зависимости от контекста, пр. пь -сил не одну, а целый блок ядо'Д, входнвшх составной частью в сложный комплекс.мировоззренческих представлений. В связи с этим исслодовачпо план а подпр;,лшм орнаментальных построении повозмокно боз анализа идойпого комплокса, к которое апеллировал сосуд в рамках ментальной практики аядропопекого поселения.
Представляется возмоглшм допустить ,что ужо с момонта создания сосуд в parntax аидроновскоЗ культурной традиции был включен в комплекс сложных обрядовых действий, а процосс лотш сосудов из отдельных частей символизировал акт творения. Слокные докоративпыо построения в системе горизонтального зонирования орнаментального поля могли дублировать космогонию.Изначально высокий соггаотическпл статус сосуда как вощи - "метафоры" обусловливал наличие гагрокого споктра возмоаюстой ого пепользова-ння в апдроновскоЗ рптуплистпкс. Посуда как ноизмопшгЗ атрибут погребального инвентаря зачастую выступала в качество узлового элемента в система организации погребального комплекса. В фодо-• ровскнх захоронениях число погробепннх регламентировало количественный состав посуды внутри погребальной камеры. В связи с том,что сосуд выступал в качество водуцого элемента погребального инвентаря, отдельные половозрастнио категории умерших снабжались посудой со специфический орнаментикой. В алакульских" погребальных комплексах, помимо указанных функций, посуда могла обслуживать идейный комплекс, связанный с культам плодородия. Парные разнополые захоронения, где погребенные были помещены лицом друг к другу, являли собой ритуальную оппозицию, которая символизировала изначальное противопбетавлонио, ьорондащее вса сущое. Символическая пара должна была обеспочить процветание гсгаых членов коллектива и в связи с этом орнаментика сосудов и их большое количество способствовали акцептуации указанной идеи. Сосуд мог выступать как заместитель погребенного, что нашло озоо отражение по только в сооруконии кенотафов, но и в •[¡актах помещения костей погребенного в сссуд.
Рогпстрация нестандартных способов помоцеиия -""а л могилу позволила выявить обряд установки сосуда вворх дном. Зта обрядовинсценировка известна как в федоровских, так и в аяа-кульских памятниках (Раскатиха, Кулсвпчи У1, Алакульскпй, "ангру П, Боровое, Прообрагсонка Ш, Субботшго, Ышомдак I, Тасты-Гу-так I, Подтурино). Сосуды вворх дном устанавливались погробси-ным независимо от пола, возраста и, вероятно,.социального ста-,туса. Помещонио сосудов вверх дном и ногах погробешшх, в сочетании с установкой сосудов устьом вворх в изголовьо- следствио маркировки верха и низа, при которой вещевой код дополнял код антропологический. Особую роль в пространственной ориентации играл архитектурный код. Сооружжио вертикальных конструкций в изголовье погробенных способствовало болов полной ропрозонтации представлений о "иорхо" и "низе". Совместная установка сосудов устьем вворх и устьем вниз вводила в обрядовую практику ощо одну мифологическую конструкцию, связанную с оппозицией "начало-конец".
В цолой сорпи, андроновских погребальных кошлоксов заТлзк-сирован обряд поглощения сосуда в сосуд. Сосуды с ритуальной "начинкой" известны в фодоровских и алакульских погробониях, где они сопровождали погребения взрослых субъектов.(Киргильда П, Сангру П, Тасты-Бутак, Исаковский). Внутрь большого сосуда помещались наряду с орнаментированными сосудами сосуды без орнамента. В одних случаях это были банки, в других - нобольгаио сосуды горшковидных форм. Несмотря на различие в деталях, большинство учтенных нами случаев отраяаот один п тот ко мировоззренческий комплекс. Как правило, сосуды с "начинкой", шло ли 1 обрядовую альтернативу в вида сосудов, которые не содораали керамических контейнеров меньпого объема. Исхода из этого, есть основания предполагать,что весь комплекс сосудов, помимо прочих идей, в чисто количественном аспекте мог .символизировать изобилие, то помещение сосуда в сосуд использовалось для реализации сакральных .-представлений, связанных с. возобновлением кпзпонного цикла. Сосуд с "начинкой" являл собой потенциальную возможность-для увеличения некой данности. Но асклпчено.что толюлогичесизй прием - использовопио "ооткого иаблона, благодаря которому сосуд "возникал" на сосуде, йог. дать толчок мифологическим спекуляциям. В контексте погребального обряда поме-
Петю сосуда ь сосуд могло символизировать возвращопяо в лоно,, обрстопие исходного состояния.
Рассмотрениио dugo прнопи ритуального использования заставляют иначо подойти к устояшомуся мнению'.относительно функции сосуда как контоппора для пппи, оставленной уморшому. В рядо слу:- :: сосуда такгсо использовались, в качество виостилпц с экранной -трибутики, однако в большинство обрядовнх ситуаций погребальный инвентарь помечался но в сосуд, а сверху на крышке.
-3 андроновских комплексах извостоп обряд установки сосуда на кости кбртвошшх яивотних. Эти комплексы известии на территория посолоний и могильников.САланульскпй, Каыишноо, Ворхняя Ллабуга, "¡аман-Узон П, Субботино, Новоннкольскоо I). В тех случаях, когда они располагались на территории могильников, сосуда с яортвошшт костями зафиксированы т а могилах, а у герая ям. Как известно, площадка, гдо было соворпено тартпоприноаснио, благодаря обрядовым действиям обротала статус сакрального цонт^ ра. В связи с этим сосуд оказывался достаточно емкой метафорой. Он мог одновромонпо символизировать завориопио возлияния, которое, как правило, сопровождало Еортвоприношонно, и конкретизировать на визуальном уровне восприятия сакральный центр. Вместо с том опрокинутый вверх дном сосуд мог придавать хтоничсскую окраску всему комплексу. Сосуд сопровождал яортвоприношвние всох домашних животных за исключенном собагш.
Отдельно были рассмотрены ритуальные комплексы на территории могильников, в составо которых были обнарузоны сосуды. Вось-ма вероятно, что культ почитания предков в андроновскоо время являл собой достаточно сложную и разветвленную систему представлений, и появлонио святилищ на территории андроновских могильников связано с почитанием общего продка (Быково П, Куро-паткпно П).
Пирокоо использование сосуда в ритуальной практике андро-ловского насолонпя подчеркивает его особую роль. В зависимости от общого смысла обрядовых действпй сосуд мог символизировать различные составляющие мифологического комплекса. Спектр ритуальных манипуляций с сосудом не ограничивался ого наполнением пищей. Сосуд мог выступать в качество хранилища сакральной атрибутики, эломантом размотки сакрального пространства, составной частью вегетативной модели или костохрашшщом. Особая роль отводилась сосудам при совершении возлияний, которые сопровождали
- и -
жертвопрпношония.
Глава 4. сиштка мцрожазкйй с,?1!хт?шл
>
В глаз о рассмотрен круг вопросов, связанных с изучением семантики андроновскпх декоративных построений. 3 раздоло .посвященном исследованию специфической рож сосуда н обрядовой практике андроновского населения, била предпринята попытка продемонстрировать налпчио широкого спектра зпачоний, актуализация, которых происходила в зависимости от обрядового сценария.
Продставляются правоморннм распространить данпоо наблюдение и на семантику орнамента. Анализ выявил наличие устойчивых приемов сочетания и противопоставления, которые с различной степенью полнота воспроизводились в докоро посуди. Самкнутоо пространство керамических коптзйноров монет породить иллюзию статичности отношений иседу структурными элементами орнаментальных композиций. Однако это будет в определенной перо справедливо лишь для плана выражения, который имол несколько клише в видо композиционных канонов. Что ко касается плана содерканяя андроновскои ор-намонтики, то здось обнаруживается токучость евлзой и отноаений, связанная с одновременным совмощониом нескольких планов. В силу того,что.ритуальная посуда обслукивала все многообразно культовых действий, декоративные г -»строения "прочитывались" исхода из общого смысла ритуальных манипуляций с сосудом. Коренную особенность андроповскоЗ орнаментика составляло нешс. лшоо использование горизонтального зонирования орнаментального поля. Благодаря привязке к морфологическим составляющим сосуда зоны задавали два основных ряда значений; верх- сородина - низ; начало - сородпна-конец. Орнаментальные мотивы выступали как визуально ощутимые агенты по реализации этих постоянных значений. Основные значение лишь открывали длинный ряд оппозиций по типу: верх - небо -светлый - сильный - инкской и т.д.; низ - земля - темный - слабый - конский и т.д. Брачная церемония, погробалышй ритуал или какой-то иной комплекс обрядовых действий мог способствовать акцентуации одной из имеквихся пар, что отнодь нэ означало от-• рицания остальных, ибо свойственное мифологическому мышлению совмещение планов^ориентировало на манипуляцию рядами значений. Андроэовские "орнаментальные гимны "отзывались равно пригодными
- к -
для изложения еодоряапяя любой ?яфологичаскоП ситуации, я силу того,что оппозиции различного уронил, залокопныо в их структурно Я организации, идеально соответствовали моханнзму развортыва-гшл о г--.ятуациЯ.
':!1Яо устного творчества и у-зоротворчоетпа неслучайно, -уцсстэо звукозаписи и конструирование орнаментальных ко'тпози-гспГ: роднит принцип обыгрывания ютшових эломснтоз. £>оггомон агга-г№1?.глоо2эягд, ясслодоваяяиЛ "5.до Соссюроч, сопоставим с комбинаторикой орнаментальных мотивов. Такой символ ,как "уточкл" в рачках аидрон опекой орпамоптальной трздотш форхяровад различные по споой сложности орнаментальные композиции, в иконографии которых угадывался клотовой оломонт. Полисемия оряамоптоль-;шх сим полоз сопоставима с многозначностью лексики древних текстов. Однако корсяпув особенность токстов орпамонталышх состав-ля ег $ономои их означивания э процессе использования. По этой существенной особенности они принципиально отличаются от письменной традиция. Как известно, письменность характоризуотся исполь-. запаяно-.-. строгих условий записи, ибо в противном случао невозможна адсматпап дощ'йюш'л пяформаидя. Орпамоитальпая традиция по вырабатывала столь гсстких ззачмообуелтолонных условий "записи" п бала ориентировала па момопт трансляции. Орнаментальные, построения наполнялись смыслом в зависимости, от обцого содорка-ппя обряда, в котором использовался сосуд. По этой причине все рассуздсипя о ссмалтпко орнаментальных символов на апдропозекчх юсу,ъхх зяо соотззтетвущгго коятокста представляется восьма абстрактными. •
Рассттоепяо' талой коронной особенности федоровских компо- -зпцпЯ, как паклен ошамсяталкшх яоегроеяяЯ, гогзолзтот утперн-дать, что в подавяяпз.ом болотистая случаев ярапетш одакатаза-цттп сводятся к двум протявопосеззгаяап!, котези« тозяо еаяз&та мозду собой: "права0 - ловай", "верх - яяз". Соямокотовта низа и левой стороны и соотвототзовпо зерха я врагоЗ сггрспа зиовь отсылает к ряд/ устойчивых оппозиций. Реоллюзтз еугзегзезаяяя "латерального символизма" педтзерзтаотад даттаггл погребального обряда, гдо у::;о сам факт ггокодаиая яогребаяяего па бону ози&ча-от выбор, а точное предпочтение в обрядоэеЯ еятзащз 05310З яз сторон. Показательно, что для апдроновскях - Т'згдрогскзй когро-(ЗоннГ: характерно помог,сяио погребенного голяяо лзкй ¿вх.
- 1С -
Таким образом, лопат сторона оказипаотся связан'. "• о ря^уалзг-
1шм пизом.
При работо с большими серия»!! посуди исследователи довольно часто опорярую? торгаиом "столь". 3 даипог.; раодоло работа поставлена задача рассмотреть этот аспокт орнамонталъпой практики на содор;:сатольном уровне.
Гипототически с:лисловоо содержание стилистических особенностей андроновской. орггамонтагшя мо:::ет бить сопоставлено с понятном "склад рочн". В зависимости от предполагаемого Функционального назначения сосуда выбирался "токст", содорг-анпо которого опродоляло способ кодировки. В связи с этим ритуальная посуда по особой схомо заполнялась регламентированным набором мотивов, и соответственно воплощала комплекс идей паиболоо значимых в данной культурной сродо. Пышные композиции геометрического стиля сопоставимы с высоким атилом излоконпя,. который отличал эсоторизм, благодаря чому сакральная информация оставались педоступноП для нопоевлщонних. В "горпотичной" упаковке она сохраняла обрядовую чистоту. Данная особенность подчеркивалась ритуальным установлониом, согласно которому сосуды с пышным геометрическим докором устанавливались, как правило, взрослым членам коллектива, а следовательно том,кто был допущен к различным обрядовым процедурам. Сосуды с линейным стилом орнамон-тацаи- более опосредовано могли отражать комплекс мифологических представлений,а ворноо его сш.шо од&ю контуры в упрощенном ви-до. Это своего рода прпом намеронного спи;::' тя штиля излоконпя * посредством применения иного кода. Орнаментика архаического стиля у ко только в отдельных вариантах своего исполнения апеллировала к том ко центральным идеям мифологпчоского комплокса, но не автономно, а лишь в общем контексте вкупо с основными типами орнаментальных построений.
Анализ орнаментального заполнения баночных сосудов из комплексов таких памятников, как Орак, Оолояоозориая-1, Сухое озеро I, Новая Чорная Ш, Титово, Заречное I, Преобраконка И, ЕК-П, Змеевка, ЕЗ-1У, Таста-Еутак I, позволяот говорить об особой символике мотива - цепочка треугольников вершиной вниз, которые были нанесены о помощью ямочных вдавлений. Сосуда с этим мотивом сопровождали захоронения девочек и молодых карщин. Таким образом, если наиболее слонныо композиционные построения исполь-
зозались для манифестации космогонических представлений, то, кш; только г.гы иг.теом доло с редукцией композиций и стиловым упрощенном, в дскоро начинают доминировать орнамонталышо мотивы, пчоещио нопосродствспноо отпоповйо к реализации фоменииноЗ символики. Показательно, что поязлонио этого " треугольника" пола, з коитс ,;с 1 орнаментальных построеппЯ или самостоятельно, попз-ченпо силе шо с орнаментальной зоной, на которую приходится наиболее: й даачотр сосуда. Ланзоо обстоятельство ми склошш рассматривать кок следствие алтропоморфизацпя образа сосуда в системе мифологических представлений. Это продпологднпе согласуется с фактом наличия половозрастной символики в орнаментации ап-дроновскол посуди, которая входила составной частью в сферу "ганской культуры".
3 затсяотоптгт подводятся итоги продпринятого в диссортацип системного исследования орначонтагш андроновского керамичоско-го комплекса и (¿ориулируются основные выводы. Орнамент керамического комплекса - исторически слоетвпийся геометрический тип орнаментации, споцшЦпку которого составляет целый ряд творческих гтрномов выработанных в среде андроновского насолония. Использование композиционных канонов обоспочивает культурную монолитность различных вариантов декоративных схом. В рамках композиции примонЛлись мотивы построонныо посредством использования позитив - негативных изображений и "обыгрывания" ключевых элементов. Выбор иконографического варианта того пли иного.мотива определялся обща композиционным замыслом. Композиционный канон в сочетании со специфическим набором мотивов придавал стилистические различия орнаментации посуды разных морфологических групп. Семантика сосуда как воця - "метафоры" определялась обрядовым сценарном. Декоративные построения означивались в ходо ритуальных манипуляций с сосудом. Набор противопоставлений разлитого порархичоского уровня, залоионяый в структуре орнаментальных построений, оказывался пригодным .для породачи содорза-пия различных мифологических представлений. Наиболео сложна о декоративяыо Построения могли отражать мифологический комплокс связанны:! с космогоническими представлениями. Их редуцированные варианты выдвигают на первый план идога сакрального конского начала, ибо в рамках андроновской культурной традиции орнамент
- 1С -
корачичос.л. го входил составной чаатад ? c¿-opy "шн-
екой культур.;". Осоо'ал »ель п систогп орна-г-- -ни отводя «юь половозрастной сямполяко.
По томо диссортации оиубяпконаш! слодуздяе работа:
1. Особонпост;: композиционного иострооиия андропозской орнаментации //Проблогзд археологов стопной Евразии. - ТЛ. -Комороло, 19Б7. - G.I3'1-I37#
2. Комплекс андроновскоЯ-ф культуры посоланпя на борогу Тамбарского водохранилища /Mvoóm.ra архоологачоакпх культур стопой Евразия. - Коморово,1Э87. - 0.17-27 (в соавторство с Бобровым D.U.).
3. К вопросу об особенностях федоровских комплексов в моигорных котловинах Юкной Сибири //Историография и источники исторического опыта освоения Сибири. - ТЛ- - Новосибирск,1988. - Зып.1. - С.43-44. ■
%
4. Семантика андроновской орнаментации //Проблемы археологии скифо-сибирского мира социальная структура и общоствонные отношения. - ТД. - 4.2. - Ко;.горово,Г989. - 0,22-24.
5. Андроновскио памятники Обь-Тулшского моадурочья. -Доп.вИШЮИ,26.06.89., К 38518. - 10 п.л. (в соавторстве с Бобровым Б.В.).
¡i к
ротапринт КеиГУ. Тирак 150 экз. Заказ ? <2- 1 , 1990 г.