автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Погребальный обряд и социальная структура андроновского населения степного и лесостепного Алтая
Полный текст автореферата диссертации по теме "Погребальный обряд и социальная структура андроновского населения степного и лесостепного Алтая"
На правах рукописи Федорук Ольга Александровна
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АНДРОНОВСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОГО И ЛЕСОСТЕПНОГО АЛТАЯ
Специальность 07.00.06 - археология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
г ^ Н(т 2оп
Барнаул - 2013
005535925
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на кафедре археологии, этнографии и музеологии.
Научные руководители: доктор исторических наук, профессор
Кирюшин Юрий Федорович кандидат исторических наук Папин Дмитрий Валентинович
Официальные
оппоненты: Бобров Владимир Васильевич, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кафедра археологии, заведующий кафедрой Ситников Сергей Михайлович, кандидат исторических наук, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», кафедра отечественной истории, доцент
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского»
Защита состоится 21 ноября 2013 года в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.08 при ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049 г. Барнаул, пр. Ленина 61, ауд. 416.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
Автореферат разослан « \А » октября 2013 г. Ученый секретарь
диссертационного ,——
совета /ос\/У^-^Горбунов Вадим Владимирович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Первые материалы, достоверно датирующиеся эпохой развитой бронзы, на территории степного и лесостепного Алтая обнаружены еще в конце XIX века. С тех пор, в результате более чем столетнего изучения региона, открыто большое количество погребальных объектов оставленных носителями андроновской археологической культуры и накоплена значительная источниковая база по данному периоду.
Разработка непосредственно андроновской тематики началась с 20-х гг. XX века, когда эта культура впервые была выделена С.А. Теплоуховым по материалам Енисея (Теплоухов С.А., 1927, с. 61). За прошедшее время исследователями на обширной территории от Урала до Енисея выявлено несколько сотен анд-роновских памятников. В результате их изучения был выделен ряд различных локальных типов и вариантов культуры, объединенных в рамках андроновской культурно-исторической общности. Накопление данных позволило археологам обратиться к реконструкции различных аспектов материальной и духовной жизни андроновских племен. Достаточно полно исследованы такие сферы как хозяйство, быт, военное дело и др. По проблемам хронологии, периодизации, соотношения культур и локальных типов, истоков и центра формирования общности, этнолингвистической атрибуции, мировоззрения продолжаются дискуссии.
Вопросы реконструкции социального устройства, в том числе посредством всестороннего изучения погребального обряда, затрагивались редко, и данная тема не получила широкого распространения в научной литературе. Связи с этим она нуждается в дальнейшей детальной разработке, в том числе и на материалах отдельных регионов распространения андроновской культурно-исторической общности.
Актуальность работы заключается также в том, что на данный момент на территории степного и лесостепного Алтая исследовано значительное количество погребальных памятников андроновской культуры, но отсутствуют обобщающие работы, в которых был бы представлен анализ погребального обряда, ре-
конструкция социальной структуры. Вместе с тем, информативные возможности имеющихся источников достаточно велики и их всестороннее изучение открывает новые перспективы для реконструкции погребальной обрядности, социального устройства и разработки отдельных мировоззренческих проблем.
Целью исследования является реконструкция социального устройства населения андроновской культуры лесостепного Алтая на основе данных погребальной обрядности.
Задачи работы:
1) рассмотреть историю изучения погребальных памятников андроновской культуры на территории степного и лесостепного Алтая;
2) представить обзор работ, посвященных анализу и интерпретации погребальной практики андроновского населения степного и лесостепного Алтая, оценить степень изученности проблематики;
3) дать характеристику основных методик изучения социальной структуры древних обществ по данным погребальной обрядности и разработать программу палеосоциального исследования;
4) обобщить и систематизировать материалы по проблематике исследования, дать подробную характеристику погребального обряда андроновских племен степного и лесостепного Алтая;
5) осуществить анализ инвентаря, представленного в андроновских погребениях исследуемого региона;
6) выявить соотношение основных элементов (признаков) погребального обряда с половозрастным статусом погребенных и выделить социоинформативные признаки;
7) произвести реконструкцию элементов социальной структуры андроновских племен степного и лесостепного Алтая;
8) определить своеобразие погребальных памятников степного и лесостепного Алтая по сравнению с сопредельными территориями распространения андроновской культурно-исторической общности.
Объектом исследования является андроновская культура, входящая в состав андроновской культурно-исторической общности.
Термин андроновская культурно-историческая общность впервые был предложен A.A. Формозовым (1951) и в последствие поддержан рядом исследователей (Кузьмина Е.Е., 1994, с. 49). Под данным определением понимается общность культур эпохи бронзы, памятники которых простираются в степях Евразии от Урала до Енисея, и имеют ряд общих признаков. При этом под термином «андроновская культура» в научной литературе выступает восточный вариант распространения андроновской культурно-исторической общности, и он является синонимом понятия «федоровская культура» (Бобров В.В., 1992, с. 16; Стефанов В.И., Корочкова О.Н., 2006, с. 128; Запрудский С.С., 2011, с. 4 и др.). В целом автор поддерживает данную позицию, учитывая при этом, что на исследуемой территории андронов-ские памятники имеют смешанный, федоровско-алакульский характер, при преобладании федоровских черт (см. Матющен-ко В.И., 1973; Кирюшин Ю.Ф., 1994; Хабарова C.B., 1994).
Предметом исследования выступает погребальная обрядность и социальная структура андроновского населения территории степного и лесостепного Алтая.
Территориальные рамки исследования ограничены районами степного и лесостепного Алтая. Данная территория примыкает с юга к Алтайской горной системе и включает в себя несколько географических провинций, разделенных широкой долиной р. Обь. На ее левобережье выделяются Предалтайская равнина, Приобское плато и Кулундинская равнина, на правобережье - Предсалаирская равнина и Бийско-Чумышская возвышенность (Алтайский край. Атлас, 1978).
В работе также использовались данные происходящие из граничащих с Алтаем регионов, таких как Новосибирское и Томское Приобье, Кузнецкая и Минусинская котловины, а также Барабинская лесостепь и Казахстан.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом существования на указанных территориях андроновской культуры. Традиционно бытование андроновских памятников на территории Западной Сибири датируется в рамках XV-XIV -
XIII-XII вв. до н.э. (Косарев М.Ф., 1981, с. 116-118; Матющен-коВ.И., 1999, с. 88; Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., 1992, с. 210), однако появление репрезентативной серии радиоуглеродных дат позволяет опустить нижнюю границу до XVIII в. до н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., Папин Д.В., 2007, с.84-85; Мо-лодин В.И., Марченко Ж.В., Гришин А.Е., 2011, с. 251-252).
Методология и методы исследования. В исследовании мы придерживались системного подхода, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы - целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Указанный подход направлен на раскрытие целостности исследуемого объекта и образующих его элементов, выявления многообразия внутренних (межэлементарных) и внешних связей. (Юдин Э.Г., 1973, с. 38-51; Массой В.М., 1978, с. 32-33; Синельников Б.В., Горшков В.А., Свечников В.П., 1999, с. 21-22).
При исследовании погребальных памятников и дальнейшей реконструкции погребального обряда применялись методические разработки В.С.Ольховского (1991), В.Ф. Генинга и В.А. Борзунова (1975), И.С. Каменецкого (1983) и др. Под термином «погребальный обряд» в диссертационной работе понимается совокупность действий, совершаемых с целью захоронения умершего и реконструируемая на основе всестороннего изучения погребального памятника (Ольховский B.C., 1995, с.88; Фролов Я.В., 2008, с.6). Исходным при изучении погребального обряда и дальнейшей реконструкции социальной структуры андроновских племен являлось утвердившееся в научной литературе положение о том, что погребальные памятники содержат большое количество разноплановой информации, в том числе и социологической (Ольховский B.C., 1995; Алек-шин В.А., 1986; Васютин С.А., Коротаев A.B., Крадин H.H., Тишкин A.A., 2005, и др.).
Термин «социальная структура» выступает в работе как обобщенное понятие, под которым подразумевается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Также автор исходит из положения о том, что общество представляет собой сложную многоуровневую и многомерную систему, в которой одновременно существуют различные варианты группировки людей по социальным при-
знакам (Сорокин П.А., 1992, с.302, Ольховский B.C., 1995, с.89-90, Гуляева Н.П., 2006, с.112-113).
При проведении социологического анализа использовались методики социальных реконструкций, разработанные
B.А. Алекшиным (1986), Е.П. Бунятян (1985), В.Ф. Генингом, Е.П. Бунятян, С.Ж. Пустоваловым, H.A. Рычковым (1990),
C.В.Ивановой (2001), С.П. Ковтуном (2006), В.С.Ольховским (1995), A.A. Тишкиным и П.К. Дашковским (2003), С.А. Васютиным, H.H. Крадиным, A.A. Тишкиным (2005) и др.
Для извлечения и интерпретации информации, заключенной в погребальных памятниках, применялись описательный, картографический, планиграфический, классификационный, корреляционный, сравнительно-исторический методы, метод моделирования, а также методы статистической обработки.
Источниковой базой исследования стали материалы 60 могильников (644 погребений) андроновского времени, исследованных на территории степного и лесостепного Алтая. Данные памятники в различные годы исследовались М.П. Грязновым, М.А. Деминым, Ю.Ф. Кирюшиным, Д.В. Папиным, С.М. Сергеевым, С.М. Ситниковым, А.П. Уманским, А.Б. Шамшиным и др. Результаты их изучения представлены в различных научных статьях и монографиях. Значительную группу источников составляют научные отчеты, археологические коллекции и полевая документация, хранящиеся в фондах музея археологии и этнографии Алтайского государственного университета, истори-ко-краеведческого музея Алтайской государственной педагогической академии (г.Барнаул), Государственного Эрмитажа (г.Санкт-Петербург), архивах Института Археологии РАН (г.Москва), Института истории материальной культуры РАН (г.Санкт-Петербург). Для исследования материалов сопредельных территорий были привлечены сведения, представленные в монографиях, научных статьях и отчетах.
В работе также использовались результаты антропологического исследования костных останков, проводившиеся в разные годы А.Р. Кимом, Д.В. Поздняковым, К.Н. Солодовниковым, С.С. Тур.
Автор выражает благодарность Ю.Ф. Кирюшину, Д.В. Папину, А.Б. Шамшину за предоставленную возможность изучения неопубликованных материалов.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые производится обобщение и анализ всего накопленного на данный момент материала по теме исследования. В ходе работы были привлечены данные вновь открытых могильников, ранее не подвергавшиеся научному анализу, и сведения по памятникам, пока не введенным в научный оборот в силу различных причин.
В диссертации впервые подробно рассмотрена история полевого и теоретического изучения погребальных памятников андроновской культуры на исследуемой территории, а также выделены ее основные этапы. Произведен всесторонний анализ погребального обряда, выявлены его основные элементы. Проведена корреляция основных категорий инвентаря и элементов погребального обряда с полом и возрастом погребенных, в результате чего выявлены социоинформативные признаки. Впервые на основе данных погребальных комплексов степного и лесостепного Алтая проведена реконструкция элементов социальной структуры андроновского общества, выделены основные половозрастные группы населения.
Выявлены общие и особенные черты погребального обряда андроновской культуры на различных территориях ее распространения, определено место памятников степного и лесостепного Алтая среди погребальных комплексов восточного ареала андроновской общности.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы для написания обобщающих трудов по древней истории Алтая, Западной и Южной Сибири, учебно-методических пособий и спецкурсов по археологии и истории, при создании свода памятников истории и культуры Алтайского края, разработке экскурсий, подготовке музейных экспозиций. Ряд положений и разработок диссертационного сочинения могут быть использованы для дальнейших теоретических и практических работ в области изучения андроновской проблематики.
Апробация исследования. Основные положения данной работы в разные годы озвучивались на различных международных, всероссийских, региональных, а также внутривузовских конференциях проходивших в городах Рубцовск (2006, 2007), Новосибирск (2007), Барнаул (2008, 2010, 2012, 2013), Омск (2008), Кемерово (2009), Москва (2013), Санкт-Петербург (2013). Ряд положений диссертационной работы, а также отдельные результаты проведенного исследования отражены в 14 публикациях. Часть диссертационных исследований проводилась в рамках реализации проектов РГНФ №12-01-00159 «Этнокультурная характеристика населения андроновской культуры Алтая (по материалам погребальных комплексов)», госзадания Минобрнауки РФ №6.3390.2011, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» №14.В37.21.0005.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, сформулированы цель и задачи работы, ее объект и предмет. Определены хронологические и территориальные рамки исследования, дана характеристика методологии и методов, применяемых в работе, а также источниковой базы. Описана научная новизна и практическая значимость, апробация исследования.
Глава 1. История исследования погребального обряда носителей андроновской культуры степного и лесостепного Алтая
1.1. История полевого изучения андроновских могильников на территории степного и лесостепного Алтая
В истории полевого изучения андроновских могильников нами выделено три этапа, отражающих основные тенденции в организации исследовательских работ (Попова O.A., 2009).
Первый этап (конец XIX в. - середина 1940-х гг.) - это время, характеризующееся, в основном, краеведческим направлением в исследовании памятников. Первым шагом в изучении эпохи развитой бронзы исследуемого региона стали работы Н.С. Гуляева. Он смог собрать большую коллекцию археологических находок, в числе которых были и вещи, впоследствии датированные андроновским временем. Пожалуй, наибольший вклад в изучение памятников бронзового века в этот период внес С.М. Сергеев. Ему удалось открыть и исследовать несколько андроновских могильников. Итогом деятельности ученого стало написание им двух научных трудов, один из которых был посвящен андроновской культуре. К сожалению, данные работы не были изданы, но позже вошли в публикации C.B. Киселева, М.П. Грязнова, H.J1. Членовой.
С середины 1940-х годов начинается второй этап в изучении погребальных памятников андроновского времени (середина 1940-х - середина 1970-х гг.). В этот период обследование территории края наряду с местными организациями проводится и профессиональными археологами из центральных научных заведений страны. Большое значение для изучения андроновской культуры и древней эпохи в целом имели раскопки М.П. Грязнова, проводимые в урочище Ближние Елба-ны. Полученные исследователем материалы стали основой его широко известной монографии «История древних племен Верхней Оби» (Грязнов М.П., 1956). В конце 1950-х - начале 1960-х гг. местные исследователи более интенсивно включаются в изучение памятников археологии Алтая. В частности, экспедициями под руководством А.П. Уманского было изучено несколько достаточно крупных андроновских могильников. Свой вклад в открытие и исследование погребальных памятников внесли также О.М. Адаменко, В.И. Кац, В.А. Могильников, Э.М. Медникова, и др. Важное значение для пополнения источниковой базы имели также и случайные находки.
Началом третьего, современного, этапа стало открытие в г.Барнауле Алтайского государственного университета и создание в нем лаборатории, а позднее, кафедры археологии, этнографии и источниковедения. Это позволило изменить орга-
низацию археологических работ на Алтае, значительно возрос объем разведочных и стационарных работ. В этот период большой вклад в исследование памятников андроновской культуры внес Ю.Ф. Кирюшин. В конце 1980-х - 2000-е годы был открыт и изучен ряд крупных некрополей, что позволило значительно расширить источниковую базу по андроновской культуре. Это такие памятники как Фирсово XIV (исследования А.Б. Шамшина), Чекановский Лог II и X (исследования М.А. Демина, В.Б. Бородаева и С.М. Ситникова), Рублево VIII (исследования Д.В. Папина и А.Б. Шамшина).
Итогом столетнего изучения территории Алтайского края стало открытие и исследование 60 андроновских могильников. Пополнение источниковой базы по эпохе развитой бронзы края происходит ежегодно, на многих памятниках продолжается исследование, открываются и новые могильники.
Параллельно с полевым исследованием погребальных памятников шло теоретическое осмысление полученных данных.
1.2. Вопросы интерпретации погребального обряда андроновской культуры степного и лесостепного Алтая
Развитие представлений исследователей о погребальной практике андроновского населения степного и лесостепного Алтая происходило по мере накопления археологических источников. Авторы первых работ видели преемственность в погребальном обряде «андроновцев» с предшествующими культурами, а также подчеркивали сходство алтайских и минусинских памятников. Изменения в погребальном обряде они связывали со сменой хозяйственной деятельности населения (Киселев C.B., Грязное М.П.). Акцент при анализе материалов могильников делался на реконструкции через них сфер материальной культуры.
Попытки отдельных социальных реконструкций на основе погребального обряда предпринял В.И. Матющенко. Он высказал предположение о наличии имущественной дифференциации в андроновской обществе Верхней Оби, которая выражалась в богатстве инвентаря некоторых погребений (Матющенко В.И., 1973, с. 61-62).
Важным этапом в формировании взглядов на социальную организацию и мировоззрение андроновского населения стала работа М.Ф. Косарева. Заслугой исследователя является привлечение широкого круга этнографических источников для реконструкции религиозных воззрений и общественного устройства древних племен. Последующее развитие данного направления связано с именем Ю.И. Михайлова. Им впервые была предпринята попытка выделения половозрастных групп андроновского населения, на основе анализа погребальных памятников юга Западной Сибири.
Большой вклад в исследование погребального обряда анд-роновской культуры степного и лесостепного Алтая внесли местные исследователи, такие как М.А. Демин, Ю.Ф. Кирю-шин, Д.В. Папин, O.A. Позднякова, С.М. Ситников, А.П. Уманский, А.Б. Шамшин, и др. Данными исследователями разрабатываются проблемы мировоззренческих реконструкций, места памятников региона среди андроновских древностей, а также многие другие вопросы. В области социальных реконструкций рассматривались отдельные аспекты, такие как интерпретация «нестандартных» захоронений, анализ соотношения головных уборов и социального статуса их владельцев, поиск признаков существования обособленной группы «служителей культа», и т.д.
Проведенный историографический анализ показал, что попытки описания и реконструкции отдельных аспектов андроновского погребального обряда предпринимались неоднократно, однако, несмотря на достигнутые успехи, среди исследователей не сложилось целостного представления о погребальной практике и отражении в ней социального устройства населения андроновской культуры степного и лесостепного Алтая (Попова O.A., 2011). Целенаправленно данные проблемы не разрабатывались.
1.3. Обзор основных методик исследования социальной структуры древних обществ по данным погребального обряда
Проблема реконструкции социальной структуры древних обществ посредством изучения погребальной обрядности является одной из центральных и наиболее сложных в археоло-
гии. В целом, данной теме в современной отечественной и зарубежной науке уделялось немалое внимание. Разработкой методики социальных реконструкций в разные годы занимались В.А. Алекшин, Е.П. Бунятян, В.Ф. Генинг, С.Ж. Пусто-валов, H.A. Рычков, B.C. Ольховский, C.B. Иванова, С.П. Ковтун, A.A. Тишкин, П.К. Дашковский, С.А. Васютин, H.H. Крадин и многие другие.
Особенностью рассмотренных подходов к социальным реконструкциям является то, что практически все они разрабатывались на основе материалов более поздних эпох, что вызывает определенные трудности при применении данных методов к материалам эпохи бронзы. Для решения вопросов реконструкции социальной структуры племен бронзового века применяется комплексный подход: учитываются затраты труда на возведение погребальных сооружений, относительное богатство инвентаря, следы особенных ритуальных действий, сопровождающие захоронения и др. (Оторощенко В.В., 1989, с.162-163; Пустовалов С.Ж., 1989, с. 187-196).
Что касается непосредственно исследований по андронов-ской культуре, то, несмотря на общее развитие социологического направления в археологии, специальные работы, направленные на освещение структуры андроновского общества немногочисленны. Изучение социальной сферы не носит систематического характера, и методика подобных исследований для культур эпохи бронзы во многом остается не разработанной.
В результате проведенного историографического анализа были определены два важных направления в дальнейшем изучении андроновской культуры: комплексное изучение погребального обряда и анализ основ социального устройства.
Глава 2. Погребальный обряд населения андроновской культуры степного и лесостепного Алтая
2.1. Методика исследования
Для анализа погребальной практики населения андроновской культуры были использованы материалы всех некрополей, изученных на территории степного и лесостепного Алтая. Первоначальный список признаков (элементов погре-
бального обряда) разработан на основе работ В.Ф. Генинга и В.А. Борзунова (1975), И.С. Каменецкого (1983), B.C. Ольховского (1991) и др., с учетом специфики исследуемого материала. Затем на его основании было проведено описание 644 погребений андроновской культуры, по которым имеются наиболее полные сведения, пригодные для статистической обработки. Вся полученная информация - закодирована и занесена в сводную таблицу. Использование методов суммарной характеристики и сравнительного анализа позволили произвести формализованное описание погребального обряда изучаемых памятников. В результате произведена реконструкция погребального обряда андроновской культуры степного и лесостепного Алтая.
Для проведения социологических исследований были привлечены материалы наиболее крупных могильников, представляющих собой палеопопуляцию, по которым выполнены также антропологические определения (всего 329 погребений).
2.2. Организация сакрального пространства некрополей
В данном параграфе исследуется организация сакрального пространства погребальных памятников андроновской культуры. Для анализа погребального обряда учитывались признаки, охватывающие разные организационные уровни по отношению к погребению: топография и планиграфия могильника, внутримогильные сооружения.
Андроновское население располагало свои некрополи по берегам рек или водоемов, как правило, на возвышенностях. Следов искусственного ограждения сакрального пространства могильников не обнаружено. Погребальные памятники имели грунтовый характер, известно несколько курганных некрополей (однако принадлежность курганных насыпей к андронов-ским могилам в большинстве случаев сомнительна).
Планиграфически могилы располагались цепочками, вытянутыми с юго-запада на северо-восток, в некоторых случаях образовывая небольшие скопления, строгих границ между цепочками не выявлено. В межмогильном пространстве многих памятников были обнаружены отдельно стоящие сосуды, иногда образовывавшие скопления, также на одном могиль-
нике были зафиксированы остатки ритуальной площадки, на четырех - остатки кострищ.
Могильные ямы чаще всего были грунтовыми, без каких-либо конструкций (72,8%), подпрямоугольной формы. В случае наличия внутримогильных конструкций, они выполнялись из дерева (26,7%). Исключительными для исследуемой территории являются погребения в каменных ящиках (0,5%), обнаруженные в предгорной зоне.
2.3. Способы захоронения и особенности погребальной практики
Основным способом обращения с телом была ингумация. Кремация встречается в 4% случаев. Наиболее редким явлением были биритуальные захоронения (0,7%). Подавляющее большинство захоронений - одиночные. Парные погребения составили 8%, коллективные (более двух человек в одной могиле) — 1,7%. Большинство умерших было уложено скорчено, на левом боку, положение на правом боку зафиксировано в 12,2% случаев (учитывая парные и коллективные погребения). Ориентация костяков преобладала юго-западная (88,3%), встречается также западная ориентация (9%), случаи ориентации по другим направлениям редки. К особенностям андроновской погребальной практики нами отнесены такие аспекты обрядовой деятельности как сооружение кенотафов (составили 7,2% погребений), помещение в могилу костей животных (присутствовали в 6,9% погребений), а также наличие нарушенных (потревоженных) погребений.
2.4. Характеристика погребального инвентаря
Погребальный инвентарь в основном представлен двумя
категориями вещей: керамикой и украшениями. Присутствие других предметов зафиксировано в единичных случаях.
Особое внимание уделено анализу керамики, поскольку она является единственным массовым материалом, присутствующим практически во всех погребениях. Чаще всего в могилу устанавливался один (79,2%), реже два-три сосуда. Максимальное количество сосудов, зафиксированных в одном погребении - четыре. Керамика размещалась за головой погребенного, в юго-западной части могилы, иногда со сдвигом к ее левой или правой стенке.
Вся совокупность керамических сосудов была разделена на группы в соответствии с формой (горшки-банки), размерами (малые (до 1 л.), средние (1-3 л.), большие (3-6 л.) очень большие (более 6л.)) (Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Попова O.A., 2010). В ходе анализа орнаментации сосудов было выделено пять типов композиции, в зависимости от степени сложности орнаментальных построений.
Украшения присутствовали в 21,6% погребений. Наибольшим разнообразием отличались украшения, относящиеся к категории головных (ушные наборы, накосники), выявлены также нагрудные украшения, украшения для рук и ног (обуви).
Прочий инвентарь представлен наконечниками стрел (один случай), обработанными костями (два случая), а также альчиками копытных животных (два случая).
2.5. Обрядовые группы погребений
Для создания полного представления о способах захоронения, практиковавшихся в среде андроновского населения степного и лесостепного Алтая, нами была проведена классификация 597 погребений (кенотафы не учитывались), основанная на таких базовых признаках как способ обращения с телом умершего и количество погребенных в одной могиле. В результате были выделены следующие таксономические уровни: группа - отражает способ погребения; тип - определяется по количеству людей в могиле; подтип - характеризует способ размещения тела в могиле.
К первой группе отнесены погребения, совершенные по обряду ингумации. В ней выделено три типа: I - одиночная ингумация (86,2%) (подтип А - на левом боку, подтип Б - на правом боку), II - парная ингумация (7,4%) (подтип А - с одинаковым расположением погребенных, подтип Б - с различным положением погребенных), III - коллективная ингумация (1,7%). Во второй группе представлены погребения с кремацией: IV тип - одиночная кремация (3,4%), V тип - парная кремация (0,6%). В третьей обрядовой группе представлены биритуальные погребения (VI тип) (0,7%), которые объединяют сразу два признака: способ обращения с телом (со-
четание кремации и ингумации) и количество погребенных (во всех случаях двое).
Глава 3. Основы социального устройства андронов-ского общества степного и лесостепного Алтая и место памятников региона среди материалов сопредельных территорий
3.1. Анализ соотношения пола и возраста погребенных с элементами (признаками) погребального обряда
За основу для проведения анализа нами взяты материалы двух достаточно хорошо изученных некрополей: Фирсо-во XIV и Рублево VIII. Полученные данные были сопоставлены с материалами обобщенной серии, включающей все погребения по которым выполнены антропологические определения. В результате произведенной корреляции были выявлены черты обряда, характерные для захоронений детей и взрослых, а также мужчин и женщин. Установлено, что захоронения детей и взрослых различались по таким признакам как 1) глубина могильной ямы (для детей была характерна глубина до 120 см., для взрослых - более 120 см.); 2) наличие внутримогильных конструкций (более характерно для взрослых); 3) количество сосудов (детям устанавливали один, взрослым - от одного до четырех); 4) размер и орнаментация керамики («детские» сосуды имели объем 1-2 л. и простые орнаментальные композиции, сосуды устанавливаемые взрослым имели большие размеры и украшались сложным орнаментом).
Различия в признаках мужских и женских захоронений менее выражены, они заключались в количественном и качественном составе украшений: для женщин характерны слож-носоставные ювелирные уборы, в погребениях мужчин присутствовал, как правило, один тип украшений.
3.2. Особенности парных и коллективных захоронений
В данном параграфе отдельно рассмотрены парные и коллективные захоронения, т.к. они имеют особое значение для проведения палеосоциологических реконструкций. Всего было учтено 49 совместных захоронений (из них три парных кремации и четыре биритуальных погребения), по которым выполнены антропологические определения. Проведенный
анализ показал, что совместно могли хоронить: а) детей разных возрастов (25 случаев); б) взрослого и ребенка (детей) (в большинстве случаев с детьми хоронили женщину (девять погребений), в одном случае - мужчину); в) двух взрослых (большее распространение получили погребения разнополых индивидов (шесть случаев), встречено также одно захоронение двух женщин). Парные кремации и два из четырех бири-туальных погребения, также, скорее всего, являлись захоронениями разнополых индивидов. Наличие совместных захоронений свидетельствуют о проявлении в погребальном обряде половозрастной и семейно-брачной социальных структур. Захоронения женщин с детьми разных возрастов, свидетельствует о наличии матрилинейной системы родства, парные разнополые погребения указывают на появление в обществе признаков нуклеарной семьи и важной роли брачных союзов.
3.3. Половозрастная структура андроновского общества
В результате половозрастного анализа нами было выделено четыре возрастные ступени. В основе их выделения лежат различия в процентном соотношении присутствия отдельных элементов погребального обряда и инвентаря в захоронениях индивидов разных возрастных групп. 1) от 0 до 3 лет; 2) от 3 до 11-12 лет; 3) от 11-12 лет до 18-20 лет; 4) от 18-20 лет до окончания жизни. Первые две группы соотносятся с периодом детства, когда индивиды еще не являлись полноправными членами общества и не были полностью включены в хозяйственную деятельность. Третья возрастная группа характеризуется как период подростковости, перехода из детского состояния во взрослое. Четвертая группа включает в себя все взрослое население, разделенное на две подгруппы: первая -от 18-20 до 30 лет - молодая и наиболее активная часть общества. Вторая - от 30 лет - старшая группа населения. Для женщин был выделен еще один возрастной период - от 20 до 35-40 лет - период пика фертильности. Богатство и разнообразие украшений, которыми были снабжены женщины этого возраста, свидетельствует об их высоком значении в жизни общества.
Мужчины и женщины в андроновском обществе занимали в целом равноправные позиции, каких-либо признаков указывающих на соподчинение полов выявлено не было. Тендерная идентификация для мужчин и женщин происходила в разные периоды. У мальчиков признаки тендера появлялись практически с момента рождения, о чем свидетельствует наличие «мужских» украшений в погребениях младенцев (таких как кольцевидные (трубчатые) серьги). Инициация девочек, скорее всего, происходила к 18-20 годам. Именно в погребениях индивидов этого возраста появляются типично «женские» украшения - подвески в полтора оборота, «лапчатые» и листовидные привески и др.
3.4. Основы вертикальной стратификации андронов-ского общества
Под «вертикальной» стратификацией общества в данном случае понимается деление общества по таким признакам как имущественное неравенство, отношение к распределению ресурсов, к власти, престижу и т.п. Материалы андроновских погребальных памятников степного и лесостепного Алтая, демонстрируют отсутствие в обществе имущественной дифференциации и четко выраженной «элиты». Данные погребений также не позволяют говорить о наличии в обществе таких категорий населения как воины и жрецы, а также профессиональной дифференциации в целом, что во многом связано с отсутствием в инвентаре таких категорий как оружие, орудия труда и др.
Андроновское общество можно охарактеризовать как эгалитарное, с проявлением признаков ранжированности. На наличие социальной (вертикальной) дифференциации указывают различия в погребальном инвентаре (наличие золотых и бронзовых украшений), а также альтернативные способы обращения с телом умершего (наличие различных обрядовых групп погребений). В результате было выделено две основных категории населения: лица с повышенным социальным статусом («элита») и «рядовая» часть общества. Лица с повышенным социальным статусом могли выполнять жреческие функции, быть отправителями различных культов, что во
многом определяло их высокое положение. При этом важную роль в религиозной сфере играли женщины.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в качестве основной в андроновском обществе выступала половозрастная структура (система возрастных классов). Вертикальная стратификация не получила четкого выражения в погребальном обряде, что указывает на ее второстепенную роль.
3.5. Место памятников степного и лесостепного Алтая среди погребальных комплексов восточного ареала ан-
дроновской общности
Данный параграф посвящен сравнительному анализу погребального обряда степного и лесостепного Алтая и сопредельных территорий. Сопоставление полученных результатов с данными сопредельных регионов выявило наличие ряда сходных черт в погребальном обряде некрополей юга Западной Сибири, а также ряд локальных особенностей (для исследуемой территории это - грунтовый характер могильников, больший, по сравнению с другими регионами, процент погребений с украшениями, преобладание внутримогильных конструкций изготовленных из дерева). Алтайский регион в силу своего географического положения являлся связующим звеном между различными культурно-историческими регионами. Учитывая культурное единство памятников юга Западной Сибири а также единый хозяйственный уклад андроновских племен, мы можем говорить о том, что уровень социального развития населения на данных территориях был примерно одинаков. На это, в частности, указывает наличие во всем восточном ареале аналогичных, или сходных с выделенными на Алтае, обрядовых групп погребений.
В заключении подводятся основные итоги работы, отражающие степень достижения поставленной цели и сформулированных задач. Результатом диссертации явилась реконструкция погребальной практики андроновского населения степного и лесостепного Алтая, а также основ социального
устройства общества.
Историографическое исследование выявило три этапа в полевом изучении могильников, а также основные направления в развитии научных представлений о погребальной прак-
тике андроновских племен. Среди исследователей не сложилось целостного представления об общественном устройстве населения эпохи развитой бронзы. Рассмотрение методик социальных реконструкций, применяемых в археологии, позволило разработать программу палеосоциального исследования, максимально учитывающую специфику материала.
Систематизация информации по 644 погребениям на 60 могильниках позволила провести всесторонний анализ погребального обряда, выявить его основные черты. Рассмотрение сопроводительного инвентаря погребений и его классификация позволила выявить типы сосудов и украшений, характерные для отдельных групп погребенных. В результате всестороннего анализа погребальных памятников, было выявлено наличие трех обрядовых групп захоронений, отражающих традиции погребальной практики андроновского населения исследуемой территории.
Корреляция основных элементов погребального обряда с полом и возрастом умерших позволила выявить комплекс со-циоинформативных признаков обряда и сопроводительного инвентаря. Реконструирована половозрастная структура общества, основанная на системе возрастных классов. Выделено четыре возрастных группы, определены позиции полов, роль семейно-брачных отношений. Установлено, что вертикальная стратификация не получила существенного развития в обществе, в ней выделено две основных категории населения. Сопоставление полученных результатов с материалами сопредельных регионов позволило выявить общие и особенные черты в погребальной практике населения восточного ареала андроновской общности, определить основные тенденции социального и культурного развития. Данное исследование может являться базой для построения более детальных реконструкций социального устройства и мировоззрения андроновского населения и дает возможность сопоставлять памятники степного и лесостепного Алтая и других территорий.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журнала, рекомендованных ВАК:
1. Попова (Федорук), O.A. Погребальный обряд андроновской культуры степного и лесостепного Алтая в трудах исследователей Западной Сибири (историографический обзор) / O.A. Попова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - Новосибирск, 2011. -Т. 10, вып. 7: Археология и этнография. - С. 13-20. (0,5 п.л.).
Статьи и тезисы:
2. Попова (Федорук), O.A. К вопросу о сакральных объектах на могильниках андроновской культуры Алтая / O.A. Попова // Молодежь в XXI веке: материалы VIII краевой молодежной научно-практической конференции. - Барнаул, 2007. - С. 14-16. (0,1 п.л.).
3. Попова (Федорук), O.A. Особенности погребальной практики носителей андроновской культуры Алтая / O.A. Попова // Археология, этнология, палеоэкология северной Евразии и сопредельных территорий: Материалы XLVII Региональной (Ш-й всероссийской с международным участием) ар-хеолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока (г. Новосибирск, 3-4 апреля
2007 г.). - Новосибирск, 2007. - С. 74-76. (0,1 п.л.).
4. Попова (Федорук), O.A. Половозрастные особенности погребального обряда населения андроновской культуры лесостепного Алтая (по материалам могильника Фирсово XIV) / O.A. Попова // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций / Материалы XLVIII региональной (IV Всероссийской с международным участием) архео-лого-этнографической конференции (Барнаул, 21-24 апреля
2008 г.). - Барнаул, 2008. - С.126-127. (0,1 п.л.)
5. Папин, Д.В. К вопросу о соотношении половозрастного статуса умерших с элементами погребального обряда в андроновской культуре Алтая (по материалам могильника Рублево VIII) / Д.В. Папин, O.A. Попова (Федорук) // VII исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова: сб. научных трудов. - Омск, 2008. - С. 123-129. (авт. вкл. 0,1 пл.).
6. Попова (Федорук) O.A. «Нестандартные» захоронения в погребальном обряде андроновской культуры лесостепного Алтая / O.A. Попова // Молодежь в XXI веке: материалы IX краевой молодежной научно-практической конференции. - Барнаул, 2008.-С. 19-20. (0,1 п.л.).
7. Попова (Федорук), O.A. Отражение половозрастной дифференциации андроновского населения Алтая в погребальном обряде (по материалам могильников Рублево-VIII и Фирсо-BO-XIV) / O.A. Попова // Археология и этнографии азиатской части России (новые материалы, гипотезы, проблемы и методы). Материалы XLIX Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. - Кемерово, 2009. - С104-106. (0,1 п.л.).
8. Попова (Федорук), O.A. История изучения андроновских могильников на территории степного и лесостепного Алтая / O.A. Попова // Теория и практика археологических исследований: сборник научных трудов. - Барнаул, 2009. - Вып. 5- С. 157-165. (0,5 п.л.).
9. Кирюшин, Ю.Ф. Андроновский керамический комплекс могильника Рублево VIII: опыт классификации / Ю.Ф. Кирюшин, Д.В. Папин, О.А Попова (Федорук) // Хозяйственно-культурные традиции Алтая в эпоху бронзы: сборник научных трудов. - Барнаул, 2010. - С. 95-111. (авт. вкл. 0,8 п.л.).
10. Попова (Федорук), O.A. Классификация андроновского керамического комплекса могильника Рублево VIII / O.A. Попова II Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXVII научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - Барнаул, 2010. - Вып. 7. - С. 42-44. (0,1 пл.).
11. Кирюшин, Ю.Ф. Археологическое изучение памятников эпохи бронзы и раннего железного века Алтайского Приобья / Ю.Ф. Кирюшин, Д.В. Папин, A.A. Редников, A.C. Федорук, O.A. Федорук, Я.В. Фролов // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2011 г. - Новосибирск, 2011 - Т. XVII. - С. 165-170. (авт. вкл. 0,1 п.л.)
12. Федорук, O.A. К вопросу об особенностях парных захоронений разнополых индивидов в андроновской культуре Верхнего Приобья (по материалам раскопок могильника Фирсово-XIV 2010-2011 гг.) / O.A. Федорук, A.C. Федорук, Д.В. Папин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы XVIII и XIX региональных научно-практических конференций. Барнаул. -2013. - С. 272-279. (авт. вкл. 0,3 пл.).
13 Федорук, O.A. Совместные захоронения в погребальном обряде андроновской культуры Алтая / O.A. Федорук // Новые материалы и методы археологического исследования: материалы II международной конференции молодых ученых. Москва, 19-21 марта2013 г.-М., 2013.-С. 66-67. (0,1 п.л.).
14. Федорук, O.A. Некрополь андроновского времени Фир-сово-XrV: особенности погребальной практики (по материалам раскопок 2010-2011 гг.) / O.A. Федорук // Актуальная археология: археологические открытия и современные методы исследования- тезисы научной конференции молодых ученых. Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2013 г. - СПб, 2013. - С. 45-47. (0,1
П.Л.).
Подписано в печать _/. 10.2013 г. Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов Формат 60x90/16. Усл. печл. 1,0 Заказ № 271. Тираж 100 экз. Бесплатно
Типография Алтайского государственного университета 656049, Барнаул, Димитрова, 66
Текст диссертации на тему "Погребальный обряд и социальная структура андроновского населения степного и лесостепного Алтая"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201451377
Федорук Ольга Александровна
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АНДРОНОВСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОГО И ЛЕСОСТЕПНОГО
АЛТАЯ
Специальность 07.00.06. — археология
диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научные руководители: доктор исторических наук, профессор Кирюшин Ю.Ф. кандидат исторических наук, Папин Д.В.
Барнаул — 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4
ГЛАВА 1. История исследования погребального обряда носителей андроновской культуры степного и лесостепного Алтая.................................12
1.1. История полевого изучения андроновских могильников на территории степного и лесостепного Алтая..................................................12
1.2. Вопросы интерпретации погребального обряда андроновской культуры степного и лесостепного Алтая......................................................29
1.3. Обзор основных методик исследования социальной структуры древних обществ по данным погребального обряда.....................................46
ГЛАВА 2. Погребальный обряд населения андроновской культуры Алтая.......................................................................................................................51
2.1. Методика исследования..................................................................51
2.2. Организация сакрального пространства некрополей...................55
2.3. Способы захоронения и особенности погребальной практики .. 65
2.4. Характеристика погребального инвентаря...................................75
2.5. Обрядовые группы погребений......................................................96
ГЛАВА 3. Основы социального устройства андроновского общества степного и лесостепного Алтая и место памятников региона среди материалов сопредельных территорий.............................................................104
3.1. Анализ соотношения пола и возраста погребенных с элементами (признаками) погребального обряда.............................................................104
3.2. Особенности парных и коллективных захоронений..................126
3.3. Половозрастная структура андроновского общества................136
3.4. Основы вертикальной стратификации андроновского общества ...........................................................................................................................151
3.5. Место памятников степного и лесостепного Алтая среди погребальных комплексов восточного ареала андроновской общности ..161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................173
Список источников и литературы...........................................................178
Список сокращений..................................................................................204
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................205
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Первые материалы, достоверно датирующиеся эпохой развитой бронзы, на территории степного и лесостепного Алтая были обнаружены еще в конце XIX века (Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., 1992, с. 195). С тех пор, в результате более чем столетнего изучения региона, открыто множество погребальных объектов оставленных носителями андроновской археологической культуры и накоплено большое количество материалов этого периода.
Разработка непосредственно андроновской тематики началась с 20-х гг. XX века, когда эта культура впервые была выделена С.А. Теплоуховым по материалам Енисея (Теплоухов С.А., 1927, с. 61). С тех пор исследователями на обширной территории от Урала до Енисея выявлено несколько сотен андроновских памятников. Их изучение позволило выделить ряд различных локальных типов и вариантов андроновской культуры. Накопление данных позволило археологам обратиться к реконструкции различных аспектов материальной и духовной жизни андроновских племен. К настоящему времени достаточно полно изучены такие сферы жизни древнего общества как хозяйство, быт, военное дело и др. Долгое время велись и все еще не утихают споры по проблеме хронологии, периодизации и соотношении культур и локальных типов андроновской общности, истоков и центра ее формирования, этнолингвистической атрибуции андроновских племен.
Вместе с тем, до сих пор мало внимания исследователями уделялось вопросам изучения социальной структуры носителей андроновской культуры, прежде всего посредством реконструкции погребальной обрядности и религиозных представлений древнего общества. Эта тема нуждается в дальнейшей детальной разработке, в том числе и на материалах отдельных регионов распространения андроновской культурно-исторической общности.
Актуальность данной работы заключается также в том, что большой массив источников по поминально-погребальной обрядности, к сожалению, не был еще в полной мере учтен исследователями и остался за пределами научного анализа. Имеющиеся антропологические и др. определения пока очень редко используются. Однако, информативные возможности этих источников достаточно велики и их всестороннее изучение открывает новые перспективы для реконструкции погребальной обрядности, социального устройства и разработки мировоззренческих проблем.
Это обстоятельство делает данную работу особенно значимой для дальнейших исследований андроновской культуры, как на территории степного и лесостепного Алтая, так и на всем ареале ее распространения.
Целью исследования является реконструкция социального устройства населения андроновской культуры степного и лесостепного Алтая на основе данных по погребальной обрядности.
Задачи работы:
1) рассмотреть историю изучения погребальных памятников андроновской культуры на территории степного и лесостепного Алтая;
2) представить обзор работ, посвященных анализу и интерпретации погребальной практики андроновского населения степного и лесостепного Алтая, оценить степень изученности проблематики;
3) дать характеристику основных методик изучения социальной структуры древних обществ по данным погребальной обрядности и разработать программу палеосоциального исследования;
4) обобщить и систематизировать материалы по проблематике исследования, дать подробную характеристику погребального обряда андроновских племен степного и лесостепного Алтая;
5) осуществить анализ инвентаря, представленного в андроновских погребениях исследуемого региона;
6) выявить соотношение основных элементов (признаков) погребального обряда с половозрастным статусом погребенных и выделить социоинформативные признаки;
7) произвести реконструкцию элементов социальной структуры андроновских племен степного и лесостепного Алтая;
8) определить своеобразие погребальных памятников степного и лесостепного Алтая по сравнению с сопредельными территориями распространения андроновской культурно-исторической общности.
Объектом исследования является андроновская культура, входящая в состав андроновской культурно-исторической общности.
Термин андроновская культурно-историческая общность впервые был предложен А.А.Формозовым (1951) и в последствие поддержан рядом исследователей (Кузьмина Е.Е., 1994, с. 49). Под данным определением понимается общность культур эпохи бронзы, памятники которых простираются в степях Евразии от Урала до Енисея, и имеют ряд общих признаков. При этом под термином «андроновская культура» в научной литературе выступает восточный вариант распространения андроновской культурно-исторической общности, и он является синонимом понятия «федоровская культура» (Бобров В.В., 1992, с. 16; Стефанов В.И., Корочкова О.Н., 2006, с. 128; Запрудский С.С., 2011, с. 4 и др.). В целом автор поддерживает данную позицию, учитывая при этом, что на исследуемой территории андроновские памятники имеют смешанный, федоровско-алакульский характер, при преобладании федоровских черт (Матющенко В.И., 1973; Кирюшин Ю.Ф., 1994; Хабарова C.B., 1994).
Предметом — погребальная обрядность и социальная структура андроновского населения территории степного и лесостепного Алтая.
Территориальные рамки исследования ограничены районами степного и лесостепного Алтая. Данная территория примыкает с юга к Алтайской горной системе и включает в себя несколько географических провинций, разделенных широкой долиной р. Обь. На ее левобережье
выделяются Предалтайская равнина, Приобское плато и Кулундинская равнина, на правобережье - Предсалаирская равнина и Бийско-Чумышская возвышенность (Алтайский край. Атлас, 1978).
В работе также использовались данные граничащих с Алтаем регионов, таких как Новосибирское и Томское Приобье, Кузнецкая и Минусинская котловины, а также Барабинская лесостепь и Казахстан.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом существования на указанных территориях андроновской культуры. Традиционно бытование андроновских памятников на территории Западной Сибири в датируется в рамках XV-XIV - XIII-XII вв. до н.э., однако появление репрезентативной серии радиоуглеродных дат позволяет опустить нижнюю границу до XVIII в. до н.э. (Косарев М.Ф., 1981, с. 116-118; Матющенко В.И., 1999, с. 88; Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., 1992, с. 210; Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., Папин Д.В., 2007, с.84-85; Молодин В.И., Марченко Ж.В., Гришин А.Е., 2011, с. 251-252).
Методология и методы исследования. В исследовании мы придерживались системного подхода, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: комплекса взаимосвязанных элементов. Указанный подход направлен на раскрытие целостности исследуемого объекта и образующих . его элементов, выявления многообразия внутренних (межэлементарных) и внешних связей. Согласно системному подходу каждый объект в процессе его исследования рассматривается как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы, при этом объект является динамичной системой, постоянно изменяющейся во времени. Предметный аспект системного подхода заключается в проведении структурно-компонентного анализа посредством корреляции результатов различных методов (Юдин Э.Г., 1973, с. 38-51; МассонВ.М., 1978, с. 32-33; Синельников Б.В., Горшков В.А., Свечников В.П., 1999, с. 21-22).
При исследовании погребальных памятников и дальнейшей реконструкции погребального обряда применялись методические разработки
В.Ф. Геннинга и В.А. Борзунова (1975), И.С. Каменецкого (1983) B.C. Ольховского (1991) и др. Под термином «погребальный обряд» в диссертационной работе понимается совокупность действий, совершаемых с целью захоронения умершего и реконструируемая на основе всестороннего изучения погребального памятника (Ольховский B.C., 1995, с. 88; Фролов Я.В., 2008, с. 6). Исходным при изучении погребального обряда и дальнейшей реконструкции социальной структуры андроновских племен являлось утвердившееся в научной литературе положение о том, что погребальные памятники содержат большое количество разноплановой информации, в том числе и социологической (Ольховский B.C., 1995; Алекшин В.А., 1986; Васютин С.А., Коротаев A.B., КрадинН.Н., Тишкин A.A., 2005 и др.).
Термин «социальная структура» выступает в работе как обобщенное понятие, под которым подразумевается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Также автор исходит из положения о том, что общество представляет собой сложную многоуровневую и многомерную систему, в которой одновременно существуют различные варианты группировки людей по социальным признакам (Сорокин П.А., 1992, с. 302, Ольховский B.C., 1995, с. 89-90, Гуляева Н.П., 2006, с. 112-113).
При проведении социологического анализа использовались методики социальных реконструкций, разработанные Е.П. Бунятян (1985), В.А. Алекшиным (1986), В.Ф. Генингом, Е.П. Бунятян, С.Ж. Пустоваловым, H.A. Рычковым (1990), В.С.Ольховским (1995), С.В.Ивановой (2001), A.A. Тишкиным и Н.П. Дашковским (2003), С.А. Васютиным, H.H. Крадиным, A.A. Тишкиным (2005), С.П. Ковтуном (2006) и др.
Для извлечения и интерпретации информации, заключенной в погребальных памятниках, применялись описательный, картографический, планиграфический, классификационный, корреляционный, сравнительно-
исторический методы, метод моделирования, а также приемы и методы статистической обработки.
Источниковой базой исследования стали материалы 60 могильников (644 погребений) андроновского времени, исследованных на территории Алтая. Данные памятники в различные годы исследовались М.П. Грязновым, М.А. Деминым, Ю.Ф. Кирюшиным, Д.В. Папиным, С.М. Сергеевым, С.М. Ситниковым, А.П. Уманским, А.Б. Шамшиным и др. Результаты их изучения представлены в различных научных статьях и монографиях. Значительную группу источников составляют научные отчеты, археологические коллекции и полевая документация хранящиеся в фондах музея археологии и этнографии Алтайского государственного университета, историко-краеведческого музея Алтайской государственной педагогической академии (г.Барнаул), Государственного Эрмитажа (г.Санкт-Петербург), архивах Института Археологии РАН (г.Москва), Института истории материальной культуры РАН (г.Санкт-Петербург). Для исследования сопредельных территорий были привлечены сведения, представленные в монографиях, научных статьях и отчетах.
В работе также использовались результаты антропологического исследования костных останков, проводившиеся в разные годы А.Р. Кимом, Д.В. Поздняковым, К.Н. Солодовниковым, С.С. Тур.
Автор выражает благодарность Ю.Ф. Кирюшину, Д.В. Папину, А.Б. Шамшину за предоставленную возможность изучения неопубликованных материалов.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые производится обобщение и анализ всего накопленного на данный момент материала по теме исследования. В ходе работы были привлечены данные вновь открытых могильников, которые еще не подвергались научному анализу, и сведения по памятникам, пока не введенным в научный оборот в силу различных причин.
В диссертации впервые подробно разработана история полевого и теоретического изучения андроновской культуры на исследуемой
территории, а также выделены ее основные этапы. Произведен всесторонний анализ погребального обряда, выявлены его основные элементы (признаки). Создана классификация керамического комплекса погребальных памятников, а также произведена корреляция основных категорий инвентаря и элементов погребального обряда с полом и возрастом погребенных, в результате чего выявлены основные социоинформативные признаки. Впервые на основе данных погребальных комплексов степного и лесостепного Алтая разработана реконструкция элементов социальной структуры андроновского общества, выявлены основные половозрастные группы населения.
Выявлены общие и особенные черты погребального обряда андроновской культуры на различных территориях ее распространения, определено место памятников степного и лесостепного Алтая среди погребальных комплексов восточного ареала андроновской общности.
Практическая значимость. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы для написания обобщающих трудов по древней истории Алтая, Западной и Южной Сибири, учебно-методических пособий и спецкурсов по археологии и истории, при создании свода памятников истории и культуры Алтайского края, разработке экскурсий, подготовке музейных экспозиций. Ряд положений и разработок диссертационного сочинения могут быть использованы для дальнейших теоретических и практических работ в области изучения андроновской проблематики.
Апробация исследования. Основные положения данной работы в разные годы озвучивались на различных международных, всероссийских, региональных, внутривузовских конференциях проходивших в городах Рубцовск (2006, 2007), Новосибирск (2007), Барнаул (2008, 2010, 2012, 2013), Омск (2008), Кемерово (2009), Москва (2013), Санкт-Петербург (2013). Ряд положений диссертационной работы, а также отдельные результаты проведенного исследования отражены в 14 публикациях. Часть диссертационных исследований проводилась в рамках реализации проектов
РГНФ №12-01-00159 «Этнокультурная характеристика населения андроновской культуры Алтая (по материалам погребальных комплексов)», госзадания Минобрнауки РФ №6.3390.2011, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» №14.В37.21.0005.
Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
ГЛАВА I.
История исследования погребального обряда носителей андроновской культуры степного и лесостепного Алтая
1.1. История полевого изучения андроновских могильников на территории степного и лесостепного Алтая
Первые материалы, достоверно датирующиеся эпохой развитой бронзы, на территории степного и лесостепного Алтая были обнаружены еще в конце XIX века (Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б. 1992, с. 195). С тех пор, в результате более чем столетнего изучения региона, археологами выявлено и в различной степени изучено множество погребальных объектов оставленных носителями андроновской культуры.
В настоящее время в истории полевого изучения погребальных памятников андроновской