автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Украшения андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Запрудский, Сергей Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Украшения андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Украшения андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья"

На правах рукописи

005003386

V

Запрудский Сергей Сергеевич

УКРАШЕНИЯ АНДРОНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

Специальность 07. 00. 06 - археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

-1 ДЕК 2011

Барнаул -2011

005003386

Работа выполнена в лаборатории исторического краеведения ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»

Научные руководители: доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский

государственный университет»

Защита состоится 19 декабря 2011 года в 16 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.005.08 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, ауд. 416 (зал заседаний ученого совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Демин Михаил Александрович доктор исторических наук, профессор Кирюшин Юрий Федорович

Худяков Юлий Сергеевич кандидат исторических наук, доцент Грушин Сергей Петрович

Автореферат разослан _•> ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, доцент

В.В. Горбунов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы обусловлена большим количеством различных по характеру украшений, обнаруженных в погребальных комплексах андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, которые требуют специального анализа и интерпретации. При огромном разнообразии ювелирных изделий в настоящее время практически отсутствуют специальные обобщающие исследования, посвященные изучению всех типов андроновских украшений, их семантики, реконструкции костюма. До настоящего времени не существует единого научного понятийного аппарата для характеристики данной группы артефактов. Одни и те же типы украшений ученые определяют и интерпретируют по-разному. Семантика андроновских ювелирных изделий в литературе рассматривается крайне редко.

Неоспоримо, что украшения являются одной из основных составных частей погребального обряда, позволяющих выявить и реконструировать социальную и половозрастную дифференциацию общества, его духовный мир, а также показать хронологические и локальные особенности культуры. Это возможно при наличии четкой классификации, устанавливающей единые критерии между отдельными группами, типами и вариантами ювелирных изделий.

Украшения являются и предметами искусства, отражающими художественные представления данного общества. Они характеризуют эстетические взгляды населения и стилистические особенности художественного восприятия мира. Изучение андроновских украшений позволяет также выявить развитие форм, приемов и технологий брон-золитейного производства во И тыс. до н. э.

Целью работы является определение основных тенденций развития материальной и обрядовой сторон жизни андроновского общества, нашедших свое отражение в способах изготовления и использования украшений.

Поставленная цель требует решения следующих задач: - рассмотреть историю изучения украшений андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, охарактеризовать круг имеющихся источников и оценить степень изученности темы; - создать классификацию украшений на основе выявления взаимосвязи между основными функциональными и морфологическими признаками, характерными для данной группы изделий;

охарактеризовать технологию изготовления и технику орнаментации андроновских ювелирных изделий, выявить элементы и композиции орнамента;

- определить хронологические и территориальные особенности распространения отдельных групп и типов ювелирных изделий, выяснить социальную и половозрастную принадлежность украшений и головных уборов;

- рассмотреть возможные варианты использования украшений для декорирования андроновского костюма;

- проанализировать семантику орнамента и ювелирных изделий.

Объектом исследования являются материальная, социальная и духовная стороны жизни андроновского общества.

Предмет работы составляют украшения андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, их классификация, половозрастное и семантическое значение, использование для декорирования костюма, хронологическая и региональная принадлежность.

Некоторые исследователи племена восточного ареала распространения андроновской культуры называют федоровскими. По их мнению, федоровские погребальные и поселенческие комплексы распространены в Южном Зауралье, Северном, Центральном и Восточном Казахстане, Южной Сибири и на некоторых других территориях азиатской зоны Евразийских степей, а сам термин «федоровская культура» отражает характерные особенности материальной культуры, присущие для данной группы памятников (Усманова Э.Р., 2010, с.8; Кузьмина Е.Е., 1994, с.38; Молодин В.И., 2009, с.112).

Территориальные рамки исследования охватывают область распространения памятников андроновской культуры в Обь-Иртышском междуречье, содержащих украшения. Данная территория включает юг Западной Сибири, Восточный и Северный Казахстан. В административном плане в этот регион входят Алтайский край, Новосибирская, Томская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская и Павлодарская области.

Хронологические рамки исследования ограничиваются временем существования андроновских памятников в Обь-Иртышском междуречье. Их датировка определяется исследователями по-разному. H.A. Аванесова общим рубежом бытования андроновских (федоровских) племен считает XIV-XII вв. до н.э. Е.Е. Кузьмина выделяет раннефедоровские памятники XV-XIV вв. до н. э. и позднефедо-ровские с XIII в. до н. э. В.И. Матющенко датирует появление андроновских памятников на территории Верхней Оби XIII- XII вв. до н. э.

Проникновение андроновцев в Барабу В.И. Молодин относит к XIII в. до н.э. Несомненно, что в различных областях Обь-Иртышского междуречья носители этой культуры появились неодновременно. Тем не менее, мы солидарны с большинством исследователей, датирующих андроновские памятники Обь-Иртышского междуречья Х1У-ХП вв. до н.э.

Методология и методы исследования. Методологической базой работы является системный подход, основанный на диалектических принципах взаимосвязи целого и частного, а также взаимосвязи частей в целом. Системный подход направлен на раскрытие целостности объекта при выявлении многообразия внутренних связей.

Для создания классификации украшений проводился их морфологический анализ. При изучении композиционных построений использовался метод, разработанный С.Я Зданович для анализа комбинаций узоров на керамике саргаринско-алексеевской культуры. Абсолютная и относительная датировка отдельных типов украшений опиралась на метод датированных аналогий. Для региональной характеристики ювелирных изделий применялось картографирование. Метод математической статистики использовался для выявления частоты бытования тех или иных типов изделий, их территориального распространения и хронологических особенностей. В процессе восстановления внешнего вида ювелирных композиций, головного убора, костюма и его деталей применялся метод графической реконструкции.

Источниковой базой работы являются коллекции музеев Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) и Алтайского государственного университета (АлтГУ), дневники и отчеты археологических экспедиций АлтГПА, Научно-производственного центра (НПЦ) «Наследие» и АлтГУ, а также опубликованные материалы андроновских памятников, содержащих украшения:

1) Юг Западной Сибири: Абрамово-1У, Барсучиха-И, Березовка -1, Ближние Елбаны XVI, Быково-П, Быково-1У, Вахрушево, Волчиха, Гилево-У1, Депутатская улица, Еловка-П, Каргат, Красный Яр-1, Кро-халевка-ХШ, Кытманово, Манжиха-У, Нижняя Суетка, Новенькое-1УА, Ново-Александровка, Остров Иконниковский, Подтурино, Преображенка-Ш, Пригородное хозяйство ЦРК, Сопка-П, Рубле-во-УШ, Старый Тартас-1У, Фирсово-Х1У, ЦРК, Чайкино, Чарышское-VI, Чекановский Лог-П, Чекановский Лог-Х, Черная Курья-УШ, Чес-ноково-1.

2) Восточный Казахстан: Аир-Тау, Асу-Булакский рудник, Баймурат, Березовский, Ескеалмас, Зевакино, Канай, Кара-Тумсук, Ка-ра-Узек, Кожухово, Кызылтас, Мало-Красноярка, Койтас, Малое Кара-

су, Маринка, Меновое-1Х, Предгорное, Семипалатинские Дюны, Трушниково, Улица вокзальная.

3) Северный Казахстан: Акмола, Биырек-коль, Боровое, Ка-ра-Тумсук, Кенжеколь-1.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) В работе вводятся в научный оборот новые, неопубликованные материалы могильников Барсучиха-П, Манжиха-У, Чекановский Лог-И, Чекановский Лог-Х, Татарские могилки, Фирсово-Х1У, полученные в результате полевых исследований АлтГПА и АлтГУ.

2) На основе выявления взаимосвязи между основными функциональными и морфологическими признаками уточнена классификация украшений.

3) Выявлены и систематизированы элементы орнамента и орна-ментационные композиции на украшениях.

4) Проведена реконструкция головных уборов, создана их классификация с выделением отдельных типов и вариантов.

5) Рассмотрена семантика украшений, что позволило сделать определенные заключения, связанные с мировоззрением, духовной (обрядовой) жизнью общества, выявить объекты поклонения среди живой (лошадь, баран) и неживой (огонь, солнце, вода, земля) природы.

6) Картографированы самые многочисленные типы украшений, в результате чего определено их локальное распространение.

7) Уточнена хронология ювелирных изделий, время их появления и бытования на данной территории, выявлены виды украшений, которые являются культурно-определяющими и датирующими для того или иного ареала распространения андроновской культуры.

Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут использоваться для подготовки иллюстрированного каталога андроновских украшений, создания музейных экспозиций, включая реконструкции костюма и головных уборов. Материалы, связанные с типологией ювелирных изделий, их датировкой и региональной спецификой, семантической нагрузкой и половозрастной характеристикой могут найти применение в обобщающих работах по археологии Южной Сибири и специальных исследованиях, посвященных изучению различных аспектов культуры населения эпохи бронзы.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения данной работы докладывались на восьми научных конференциях различного уровня. Результаты исследования представлены в монографии и двенадцати статьях и тезисах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений, В основной части работы рассмотрена история изучения андроновских памятников с украшениями Обь-Иртышского междуречья, дана классификация ювелирных изделий и типология орнамента, хронологическая и региональная характеристика украшений. Приложения содержат описания андроновских погребений с украшениями, рисунки различных типов украшений, реконструкции ожерелий, нагрудников и головных уборов, таблицы и карты-схемы территориального распространения ювелирных изделий.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, цель и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, источниковая база, раскрыты методология и методы изучения материалов, научная новизна и практическая значимость работы, апробация полученных результатов и структура диссертации.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АНДРОНОВСКИХ УКРАШЕНИЙ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

1.1. Накопление источников

В разделе кратко раскрыта история полевых исследований андроновских памятников, содержащих ювелирные изделия. Наиболее значительные по масштабу раскопки в 1960-е гг. на территории Алтайского края проводились А.П. Уманским. Экспедициями под его руководством были изучены могильники Кытманово и Нижняя Суетка. С начала 1960-х гг. по 1981 г. на юге Западной Сибири исследовался памятник Еловка-Н (в 1979-1981 гг. раскопки велись под руководством В.И. Матющенко). С середины 70-х гг. XX века планомерные работы по выявлению и изучению андроновских памятников Алтайского края ведутся археологическими отрядами Алтайского государственного университета под руководством Ю.Ф. Кирюшина, А.Б. Шамшина, Д.В. Папина и др. Ими были открыты и исследованы могильники Подтури-но, Быково-П, Фирсово-XIV, Рублево-VIII. С 1997 г. по настоящее время археологической экспедицией БГПУ (с 2008 г. - Алтайская государственная педагогическая акакдемия) под руководством М.А. Демина продолжаются раскопки могильников Чекановский Лог-II и Чека-новский Лог-Х. С 1970-х гг. новосибирским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедицией Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР (с 1990 г. - Институт архео-

логии и этнографии СО РАН) под руководством В.И. Молодина проводятся исследования могильников Абрамово-IV, Крохалевка-XIII, Кар-гат, Сопка-Ii, Преображенка-Ш.

В Восточном Казахстане изучение андроновских памятников начато с 1903 года. Наиболее маштабные экспедиции проходили под руководством С.С. Черникова с 1947 по 1956 г. Археологические раскопки велись на могильниках Мало-Красноярка, Канай, Предгорное; поселениях Трушниково и Мало-Красноярка. В последующие годы под руководством Ф.Х. Арслановой и других ученых исследования памятников Зевакино, Кызылтас-I, Аир-Тау проводились Усть-Каменогорским педагогическим институтом. Археологическими экспедициями под руководством A.A. Ткачева, Н. А. Ткачевой и Е.И. Винокурова были изучены могильники Березовский, Маринка и Меновое-1Х.

На территории Северного Казахстана исследование андроновских памятников началось с раскопок могильника Боровое П.И. Преображенским. В дальнейшем работы на этом памятнике были продолжены A.M. Оразбаевым. И.А. Акишев и М.К. Кадырбаев исследовали могильники Биырек-Коль и Акмола. В 1989-1991 гг. В.К. Мер-цем и A.A. Ткачевым проводились раскопки могильника эпохи бронзы Мичурино-П. С 1993 по 2001 г. Павлодарской археологической экспедицией под руководством В.К. Мерца обследовался аварийный могильник Кара-Тумсук. В настоящее время В.К. Мерцем продолжаются археологические раскопки могильника Кенжеколь-1.

На данный момент на рассматриваемой в работе территории открыто 60 памятников (56 могильников и 4 поселения), содержащих украшения андроновской культуры. На юге Западной Сибири обнаружено - 35, в Восточном Казахстане - 19, в Северном Казахстане - 6 памятников. Известны также три случайные находки - у с. Черная Курья, Асу-Булакский рудник и клад у с. Палацы. Массовые серии украшений происходят с могильников Еловка-Н (390 экземпляров), Кытманово (175), Рублево-VIII (169), Чекановский Лог-Х (92), Фирсово-XIV (78), Боровое (34), Чекановский Лог-И (20). На других памятниках ювелирные изделия обнаружены в незначительном количестве или единично. Наиболее массово представлены бусы, выпукло-вогнутые бляшки, подвески в полтора оборота и листовидные, серьги с раструбом, коническим приемником и кольцевидные.

1.2. Интерпретация украшений в археологической литера-

туре

С момента появления первых публикаций, посвященных андроновской культуре, прошло более ста лет. Авторы рассматривают датировку, классификацию, способы изготовления, половозрастную при-

надлежность и социальную значимость украшений, особенности костюма и его семантику.

Накопление обширной источниковой базы поставило перед исследователями вопрос о разработке понятийного аппарата и классификации ювелирных изделий. Наиболее разработанной на данный момент является классификация украшений H.A. Аванесовой. По способу ношения они разделены ею на три категории: I — украшения головы; II — принадлежности одежды; 1П — украшения рук. Типы выделены по форме и способу крепления, варианты — по материалу и технике изготовления.

Накопление большого количества материала поставило перед учеными задачу определения территориально-хронологической принадлежности украшений. Е.Е. Кузьмина на основе классификации украшений эпохи бронзы Средней Азии устанавила хронологические и локальные границы распространения серег с раструбом и браслетов со спиралевидными окончаниями. Первые были характерны для Киргизии, Северного, Центрального и Восточного Казахстана и Верхней Оби. Вторые — для Центрального Казахстана и восточных районов распространения андроновской культуры. H.A. Аванесова картографирует серьги с раструбом и коническим приемником, трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями и другие предметы. Браслеты со спиралевидными коническими окончаниями, ювелирные изделия с пуансонным орнаментом, трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями, серьги с раструбом и коническим приемником она относит к федоровской культуре. А. А. Ткачев и H.A. Ткачева разделяют серьги с раструбом на поздние — литые, и ранние — кованные. И.В. Ковтун датирует браслеты XIII-XII вв. до н. э.

Первые реконструкции андроновского костюма были проведены В.И. Зиминой, О.М. Адаменко и H.A. Аванесовой. По их мнению, женский головной убор представлял собой налобную повязку. В дальнейшем на основании новых археологических материалов из могильника Фирсово-XIV, где подвески в полтора оборота были продеты в мумифицированное ухо, O.A. Позднякова пересматривает их ношение. По ее мнению, они по дуге были вставлены в ушную раковину и декорировали ухо. Ю.Ф. Кирюшин, Д.В. Папин и др. реконструируют два головных убора из непотревоженных погребений могильника Рублевка-VIII аналогичным способом. Кроме того, ими был воссоздан внешний облик нагрудника, состоящего из трапециевидных подвесок с бородавчатыми выпуклостями, обоймочек и пронизок. Э.Р. Усманова реконструировала отдельные элементы андроновского костюма, выделив два типа накосников и три типа головных уборов. В дальнейшем она

провела реконструкцию еще 75-ти головных уборов из погребений ан-дроновских могильников Казахстана. Е.Е. Кузьмина, опираясь на археологические материалы и ведические тексты, определяет женскую одежду андроновцев, как длинное прямое платье с длинными широкими рукавами и круглым вырезом горловины.

Рассматривая семантику костюма, Э.Р. Усманова и Н.В. Логвин уделяют внимание смысловому значению головного убора и украшений, входящим в его состав — листовидным подвескам, раковинам, клыкам животных. Е. Е. Кузьмина на основании археологических материалов и этнографических параллелей освещает культ коня у племен эпохи бронзы Евразийских степей. H.A. Аванесова,

рассматривая выпукло-вогнутые бляшки с орнаментом, предполагает, что у андроновских племен были широко распространены солярный и астральный религиозно-магические культы.

Технологию изготовления украшений андроновской культурно-исторической общности изучали А.П. Уманский, А. М. Оразбаев, Е.Е Кузьмина, H.A. Аванесова, А.А Ткачев и другие исследователи. Они выделили следующие способы производства — литье, ковка, тиснение, штамповка, полировка и прием холодного золочения.

Различный количественный и качественный состав украшений в мужских, женских и детских погребениях обратил внимание ученых на социальную и половозрастную неоднородность ювелирных изделий. Э.Р. Усманова с коллегами выделяют два типа накосников: первый для подростков, второй для девушек. По трем типам головных уборов они различают четыре социовозрастные группы женщин. В дальнейшем Э.Р. Усманова подтверждает эти выводы, прослеживая различные возрастные группы в андроновском обществе, в самой зачаточной форме отражавшие основы разделения труда и семейно-брач-ных отношений.

O.A. Позднякова считает, что богатые головные уборы принадлежали «жрицам», либо лицам, игравшим важную роль в повседневной жизни коллектива. A.A. Кильдюшева по материалам могильника Еловка-И рассматривает определенные наборы украшений, как один из главных маркеров социовозрастных групп. По ее мнению, по мере взросления и перехода женщины из одной социовозрастной группы в другую изменялся качественно и увеличивался количественно соответствующий набор украшений. На основании этого ею выделено пять социовозрастных групп среди погребенных женщин могильника Еловка-И.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И РЕГИОНАЛЬНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРОНОВСКИХ УКРАШЕНИЙ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

2.1. Классификация изделий

Ювелирные изделия андроновской культуры насчитывают огромное количество экземпляров, что требует их систематизации. Некоторые ученые предлагали свои способы классификации андро-новских украшений (Аванесова H.A., 1975, с.67-73; Аванесова H.A., 1991, с.50-70; Кузьмина Е.Е., 1966, с.6-76). Однако они не являются полными, так как не охватывают весь накопленный материал.

В данной классификации украшений группы выделены нами по функциональным признакам предмета; типы — по внешней форме предмета; подтипы — по материалу, из которого изготовлены украшения (золото, бронза, биметаллические, олово, серебро, кость, камень); варианты - по способу изготовления, наличию орнамента, гофрированию внешней поверхности и некоторым другим особенностям ювелирных изделий.

Группа 1. Серьги. Эти украшения разбиты на шесть типов. 1 — серьги с раструбом, 2 — серьги с коническим приемником, 3 — кольцевидные серьги, 4 — серьги со спиралевидным завитком, 5 — серьги, оформленные «змейкой», 6 — серьга бронзовая в два оборота. В первом типе выделено четыре подтипа и четыре варианта; во втором — три подтипа и два варианта; в третьем — три подтипа и три варианта; в четвертом — два подтипа; в пятом и шестом — подтипы и варианты отсутствуют.

Группа 2. Подвески. Эти украшения разбиты на десять типов. 1-подвески из раковин молюсков, 2 — подвески в полтора оборота, 3 — трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями, 4 — лапчатые подвески, 5 — листовидные подвески, 6 — ромбические подвески, 7 — овальные подвески, 8 — ножевидные подвески, 9 — треугольные подвески, 10 — подвески из клыков диких животных. Во втором типе выделено два подтипа; в третьем — семь вариантов; в четвертом — два варианта; в пятом три варианта; в шестом — два варианта; в седьмом — два подтипа; в девятом — три подтипа; в первом, восьмом и десятом — подтипы и варианты отсутствуют.

Группа 3. Обоймочки. В этой группе выделено три подтипа и семь вариантов.

Группа 4. Пронизки. Эти украшения разбиты на три типа. 1 — конусовидные пронизки, 2 — трубчатые пронизки, 3 — спиралевидные пронизки. В первом типе выделено три подтипа и два варианта; во

втором — три подтипа и два варианта; в третьем — шесть подтипов и два варианта.

Группа 5. Нашивки. В этой группе выделено 11 типов. 1 — трапециевидные нашивки, 2 — треугольные пластины, 3 — ромбические нашивки, 4 — бляшки круглые, 5 — бляшки подквадратной формы, 6 — бляшки серцевидной формы, 7 — бляшки двухъярусные, 8 — квадратные нашивки, 9 — восьмеркообразные нашивки, 10 — нашивки подпрямоугольной формы, 11 — нашивка в виде полумесяца. Во втором типе выделено два подтипа; в четвертом — девять вариантов; в пятом — два варианта; в остальных - подтипы и варианты отсутствуют.

Группа 6. Бусы. Эти украшения разбиты на три типа. 1- бочен-ковидные бусы, 2 — биконические, 3 — цилиндрические. В первом типе выделено три подтипа и три варианта; во втором — четыре подтипа; в третьем - подтипы и варианты отсутствуют.

Группа 7. Браслеты. В этой группе выделено четыре типа. 1 — браслет пластинчатый с тремя валиками, 2 — браслеты со спиралевидными окончаниями, 3 — проволочные браслеты, 4 — составные браслеты. Во втором типе выделено два подтипа и четыре варианта; в третьем — два варианта; в четвертом — три варианта; в первом — подтипы и варианты отсутствуют.

Группа 8. Перстни. Выделено два варианта. 1 — с одним спиралевидным навершием, 2 — с двумя спиралевидными навершиями.

Группа 9. Пуговицы. Эти украшения разбиты на два типа. 1- пуговицы круглые, 2 — пуговицы подквадратной формы. В первом типе выделено два подтипа и семь вариантов; во втором — подтипы и варианты отсутствуют.

Группа 10. Кольца. Выделено два подтипа.

Помимо отмеченных выше групп описано шесть предметов неизвестного назначения. Всего было учтено 969 экземпляров ювелирных изделий, не учитывая бус и пронизок, а также фрагментов отдельных предметов. Наиболее многочисленными являются бляшки (240 экземпляров), подвески в полтора оборота (162 экземпляра), кольцевидные серьги (95 экземпляров), серьги с коническим приемником (70 экземпляров), листовидные подвески (66 экземпляров). В основном украшения представлены золотыми, бронзовыми, биметаллическими, реже серебрянными и оловянными изделиями; незначительная часть изготовлена из пасты (пронизки и бусы) и кости (пуговицы, подвески и бусы). Единично встречены изделия из стекловидной массы (пронизки, бусы) и камня (подвески). Способами изготовления украшений являлись ковка, литье, чеканка, шлифовка. Выделение вариантов позво-

лило выявить специфические признаки ювелирных изделий, а также наличие узоров.

2.2. Типология орнамента украшений

Орнамент на украшениях андроновской культуры привлекал значительно меньшее внимание ученых, чем орнаментальные композиции керамики. Между тем, это важнейший компонент ювелирных изделий, организующее начало, которое выявляет тектонику и конструкцию предметов (Иванов C.B., 1963,0.1).

Орнамент встречается на следующих типах украшений: серьги с раструбом и коническим приемником, лапчатые, листовидные, ромбические и трапециевидные с бородавчатыми выпуклостями подвески, обоймочки, трапециевидные рельефные нашивки, треугольная пластина, круглые и квадратные бляшки, браслет.

На основании имеющегося материала орнамент можно разделить на четыре типа по способу его нанесения на украшения - пуан-сонный, штампованный, нарезной, наколы.

В каждом типе по форме орнамента зафиксировано несколько элементов.

Тип 1. Пуансонный орнамент. Представлен 10 элементами — круг (круглые бляшки, серьга с раструбом), крест (круглые бляшки), квадрат (квадратные бляшки), елочка (листовидные подвески), ромб (ромбические подвески), зигзаг (листовидные подвески), линия (листовидные, ромбические и лапчатые подвески, лист (листовидные подвески), треугольник (треугольная нашивка, подвески листовидные и трапециевидная с бородавчатыми выпуклостями), трапеция (трапециевидные нашивки).

Тип 2. Штампованный орнамент. Этот тип представлен единственным элементом в виде прямых линий. Им украшены обоймочки.

Тип 3. Нарезной орнамент. Представлен тремя элементами — треугольник (лапчатые подвески), зигзаг (лапчатая подвеска), прямая линия (ромбическая нашивка, лапчатая подвеска), елочка (серьга с коническим приемником).

Тип 4. Наколы. Выделено два элемента — лист (листовидные подвески) и ромб (браслет).

Проанализировав все типы и варианты орнамента, встречающиеся на украшениях андроновской культуры, независимо от техники исполнения узора, выделено 10 элементов: 1 - прямая линия, 2 - лист, 3 -ромб, 4 - крест, 5 - круг, 6 - зигзаг, 7 - треугольник, 8 - квадрат, 9 -трапеция, 10-елочка.

Расположение элементов орнамента на украшениях не является произвольным. По мнению С.В. Иванова, оно подчиняется, прежде всего, форме предметов, а также их отдельных частей, что хорошо прослеживается на рассмотренных выше ювелирных изделиях.

Все учтенные узоры были разбиты на пять групп: 1 - узоры из одного элемента, 2 - узоры из одного элемента, повторенного дважды, 3 - узоры из одного элемента, повторенного три и более раз, 4 - узоры из двух различных элементов, 5 - узоры из трех различных элементов.

В первой группе ведущим элементом на украшениях является круг (60 экземпляров), затем трапеция (15), квадрат (3), прямая линия (3), лист (2), ромб (1). Во второй группе зафиксированы три композиции — рисунок из двух параллельных линий, из двух ромбов и двух треугольников. В третьей группе ведущим узором является орнамент из трех и более линий, единично представлена линия из трех ромбов. В четвертой группе зафиксировано восемь композиций — крест, вписанный в двойной круг, две линии в ромбе, зигзаг, елочка и прямая линия, вписанные в лист, линия в ромбе, елочка с горизонтальными линиями. В пятой группе зафиксировано четыре композиции — треугольник и ромб, вписанные в лист; узор из гладких линий, пуансонного орнамента и треугольников; елочка и прямые линии, вписанные в лист; орнамент из нескольких зигзагов, прямых линий и треугольников.

2.3. Хронологическая и региональная характеристика украшений

К ювелирным изделиям Обь-Иртышского междуречья, характерным только для времени существования андроновской культуры относятся серьги с раструбом, спиралевидным завитком и коническим приемником, подвески трапециевидные с бородавчатыми выпуклостями, изделия, украшенные пуансонной техникой (круглые и квадратные бляшки, ромбические и листовидные подвески, трапециевидные и треугольные нашивки), конические рубчатые пронизки, браслеты и перстни со спиралевидными завитками.

Подвески из раковин в полтора оборота и листовидные подвески встречаются как в андроновских (федоровских), так и алакульских комплексах.

Лапчатые подвески, выпукло-вогнутые бляшки, пуговицы с петлей и с перехватом, бронзовый лигой браслет, гладкие обоймочки -появляются в восточных памятниках андроновской культуры, а впоследствии получают распространение среди ирменского, бегазы-дан-дыбаевского и еловского населения. За пределами рассматриваемой в работе территории они известны в карасукской и кульсайской культурах.

Кольцевидные серьги - характерны для всего бронзового века рассматриваемого региона.

Региональное распространение украшений по территории Обь-Иртышского междуречья не является равномерным. Подавляющее количество практически всех ювелирных изделий зафиксировано на памятниках юга Западной Сибири. Возможно, это связано с более хорошей изученностью этого региона (35 памятников), а также наличием удобных речных путей сообщений и близостью богатых горных месторождений Рудного Алтая.

Обоймочки гофрированные и украшенные техникой пуансона, ромбические подвески, серьги со спиралевидным завитком известны только на юге Западной Сибири.

Для юга Западной Сибири, Северного и Восточного Казахстана характерны следующие украшения - серьги с раструбом, трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями и в полтора оборота, раковины, браслеты со спиралевидными окончаниями, круглые бляшки. Последние из упомянутых изделий преимущественное распространение получили в Восточном Казахстане.

Только на юге Западной Сибири и в Северном Казахстане обнаружены серьги с коническим приемником, листовидные подвески, перстни с двумя и одним спиралевидными окончаниями и гладкие обоймочки.

Кольцевидные серьги и гофрированные пронизки характерны как для памятников Восточного Казахстана, так и юга Западной Сибири с преобладанием в последнем регионе.

В единичных случаях встречены кольца (Преображенка-Ш), нашивки в форме трапеции (Кытманово), браслеты с плоскими спиралевидными навершиями (Маринка, Мичурино-1) и с тремя валиками (Еловка-Н), серьги в два оборота (Кытманово), с лошадками (Чесноко-во-1) и в форме змейки (Еловка-Н), треугольные нашивки (Кытманово, Малый Койтас) и подвески (Еловка-И, Малый Койтас). Эти изделия могли отражать региональные этнографические особенности той или иной группы андроновского населения, либо иметь импортное происхождение.

Идентичность некоторых украшений у алакульских племен и населения восточного ареала распространения андроновской культурно-исторической общности свидетельствует об их взаимодействии, а, возможно, и генетическом родстве. Наличие подобных ювелирных изделий в ирменских, бегазы-дандыбаевских и еловских памятниках поздней бронзы, вероятно, объясняется непосредственным или опо-средственным влиянием андроновцев на формирование этих культур.

ГЛАВА 3. СЕМАНТИКА УКРАШЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ КОСТЮМА

3.1. Использование украшений для декорирования костюма

Костюм это одно из проявлений материальной культуры. В нем отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отнашения и некоторые элементы идеологии — верования, эстетические нормы (Сухарева O.A., 1979, с.З).

Реконструкция использования украшений для декорирования нагрудников и головных уборов предлагается нами с учетом наработок предшествующих исследователей и на основании материалов могильников юга Западной Сибири (Еловка-П, Кытманово, Манжиха-V, Но-во-Александровка, Преображенка-Ш, Рублево-VIII, Фирсово-XIV, Че-кановский Лог-Ii, Чекановский Лог-Х), Восточного (Улица Вокзальная) и Северного (Акмола, Боровое, Кенжеколь-I) Казахстана.

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют выделить два типа головных уборов у андроновского населения Обь-Иртышского междуречья — с накосником и без него. Подтипы обозначены в зависимости от наличия круглых или квадратных выпукло-вогнутых бляшек в области виска и лба и подвесок в полтора оборота. Варианты выделены по количеству и составу этих и других украшений.

Всего классифицировано 45 головных уборов.

Тип 1. Головные уборы с накосником.

Подтип 1. Головные уборы с накосником без бляшек в области виска и лба.

Вариант 1. Головной убор с накосником, представляющий собой ластовицу с нашитыми на нее тремя бляшками, обоймочкой, листовидной подвеской и четырьмя раковинами.

Вариант 2. Головной убор с накосником и нашитыми на него пронизками, обоймочкой и двумя листовидными подвесками. Возможно, что пронизки были просто вплетены в косу.

Вариант 3. Головной убор с накосником, представляющий собой ластовицу с нашитой на нее листовидной подвеской.

Вариант 4. Головной убор с накосником из трех нитей бус, четырех обоймочек и бляшек в области косы.

Подтип 2. Головные уборы с накосником и бляшками в области виска и лба.

Вариант 1. Головной убор с накосником, представляющий собой ластовицу с нашитыми на него пятью выпукло-вогнутыми бляшка-

ми и тремя листовидными подвесками. На виске убор дополняла прямоугольная бляшка.

Вариант 2. Головной убор с бляшкой на виске и с нашитой на ластовицу листовидной подвеской.

Подтип 3. Головной убор с накосником, состоящий из 11 подвесок в полтора оборота, четырех пронизок, обоймочек, трапециевидной подвески с бородавчатыми выпуклостями и сложносоставной обоймы в области затылка.

Листовидные и ромбические подвески, обоймочки, бусы и про-низки в декоре накосников широко распространены в син-таштинско-петровских, алакульских комплексах и памятниках восточного ареала распространения андроновской культуры. Аналоги обнаружены также в памятниках позднебронзового века. По мнению Э.Р. Усмановой, собственный федоровский стиль пространственной организации деталей накосного украшения воплотился в оформление его в виде косоплетки и в какой-то степени являся творчески переработанным подражанием алакульскому (Усманова Э.Р., 2010, с.60, 61).

Тип 2. Головные уборы без накосника.

Подтип 1. Головные уборы в виде налобной повязки или шапочки.

Вариант 1. Налобная повязка или шапочка, украшенная круглой бляшкой на виске.

Вариант 2. Налобная повязка или шапочка, украшенная бляшкой на лбу.

Вариант 3. Головные уборы с двумя бляшками, одной на лбу, другой на виске.

Вариант 4. Головные уборы с двумя бляшками, по одной на каждом виске.

Вариант 5. Головной убор с двумя бляшками на лбу.

Подтип 2. Головные уборы, в состав которых входят подвески в полтора оборота.

Вариант 1. С левой стороны головного убора находились две бронзовых подвески в полтора оборота.

Вариант 2. С каждой стороны головного убора располагались по пять подвесок в полтора оборота, в нижней части - по четыре рубчатых биметаллических пронизки.

Вариант 3. С правой стороны головного убора находились четыре подвески в полтора оборота, в нижней части - три пастовых пронизки.

Вариант 4. С каждой стороны убора зафиксировано по четыре подвески в полтора оборота.

Вариант 5. С каждой стороны головного убора находились по шесть подвесок в полтора оборота.

Вариант 6. С каждой стороны головного убора располагались по пять подвесок в полтора оборота.

Вариант 7. С каждой стороны головного убора зафиксированы по пять подвесок в полтора оборота. С правой стороны композицию дополняли четыре пронизки и трапециевидная подвеска с бородавчатыми выпуклостями.

Вариант 8. С каждой стороны черепа находились по три подвески в полтора оборота. С правой стороны композицию дополняли две рубчатые золотые пронизки и трапециевидная подвеска с бородавчатыми выпуклостями.

Вариант 9. С каждой стороны убора зафиксированы по пять подвесок в полтора оборота, в верхней части заканчивающиеся конусообразными пронизками, в нижней - обоймочками, четырьмя прониз-ками и трапециевидными бородавчатыми подвесками.

Вариант 10. С правой стороны черепа располагались по пять подвесок в полтора оборота. Снизу композицию дополняли четыре гофрированных пронизки, рубчатая золотая обоймочка и трапециевидная подвеска с бородавчатыми выпуклостями.

Вариант 11. Головной убор, состоящий из 11 подвесок в полтора оборота и трапециевидной подвески с бородавчатыми выпуклостями.

Вариант 12. Головной убор, состоящий из десяти подвесок в полтора оборота, двух обоймочек, восьми пронизок, двух трапециевидных подвесок с бородавчатыми выпуклостями.

Характерной чертой андроновского головного убора восточного ареала распространения культуры является то, что подвески в полтора оборота закреплены по ушной раковине пропущенным сквозь них шнурком, нижний конец которого оформлен пронизями, трапециевидными подвесками с бородавчатыми выпуклостями, обоймочками, верхний - конусовидными пронизками. Не исключено, что эти композиции могли быть самостоятельным ушным гарнитуром.

Подвески в полтора оборота начинает использовать население, оставившие синташтинско-петровские памятники, но в минимальном количестве. В дальнейшем эти украшения получили широкое распространение в памятниках андроновской культурно-исторической общности.

Подтип 3. Вязаная шапочка с наушниками, в которые продеты десять колец по пять с каждой стороны.

Помимо головных уборов и нагрудников украшения использовались для декорирования ног вокруг щиколоток или выше. Для этого в основном служили бусы, которые нашивались по низу штанов или верху обуви. Об этом свидетельствуют находки этих изделий на костях ног в могильниках Ближние Елбаны-XVI, Боровое, Быково-IV, Еловка-II, Ескеалмас, Ново-Александровка, Кенжеколь-I, Кытманово, Манжи-xa-V, Подтурино, Преображенка-Ш, Рублево-VIII, Фирсово-XIV, Чека-новский Лог-Ii. Низки бус, обернутые вокруг щиколоток, по мнению Э.Р. Усмановой, характерны для всех групп населения андроновской культурно-исторической общности (Усманова Э.Р., 2010, с.156). В качестве аксессуаров, дополняющих костюм, использовались также браслеты, перстни и серьги.

3.2. Половозрастная характеристика украшений и их семантика

Рассмотрение семантики костюма является одним из важных факторов для социальной реконструкции древних обществ и религиозных представлений населения. Известно, что материальные объекты традиционного быта, в том числе и различные виды одежды, имеют не только утилитарное назначение, но и являются одновременно предметным воплощением особых этноспецифических особенностей и признаков (Серебрякова М.Н., 1989, с.154). По материалам костюма, то есть комплексу, включающему одежду, обувь, головной убор, прическу, украшения и другие атрибуты, фиксируются социовозрастные изменения, происходящие с человеком на протяжении его жизни (Любимова Г.В., 1997, с.142). По мнению A.A. Красноперова, украшения на одежде появились не из-за стремления к красоте, а как знаки, помогающие определить положение человека в обществе (Красноперов A.A., 2005, с. 197). Как часть костюма они особенно активно выступают в социо-нормативной сфере культуры, выполняют разнообразные социально-значимые функции (Заднепровская А.Ю., 1982, с.20).

В основном украшения обнаружены в погребениях молодых и взрослых женщин. Для всех половозрастных групп типичны серьги с раструбом и кольцевидные серьги, а также круглые выпукло-вогнутые бляшки. Только для женских погребений характерны браслеты, обой-мочки, пронизки, серьги с коническим приемником, трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями. Бусы, подвески из раковин моллюсков, клыков животных и ромбические подвески встречаются в женских и детских погребениях.Серьги со спиралевидным завитком носились только детьми.

В изученных нами погребальных комплексах головные уборы и украшения зафиксированы в основном в женских могилах. Они встре-

чены также в погребениях мужчин и детей, и этот факт невозможно объяснить, рассматривая их только как знак половозрастной группы. Уборы в виде повязок или шапочек с нашитыми на них одной или несколькими бляшками, из могильников Еловка-И и Кытманово в девяти случаях принадлежали мужчинам от 20 до 50 лет, в семи - женщинам от 16 до 60 лет и в пяти - детям до 11 лет. Головные уборы, в состав которых входили подвески в полтора оборота, относились к женщинам от 18 до 60 лет, однако в единичном случае встречены и в погребении ребенка в могильнике Преображенка-III (Молодин В.И., 1985, с. 104). Возможно, в данном случае они являлись знаком социальной дифференциации и маркировали высокий прижизненный статус умершего. Как известно, в традиционных обществах выбор головного убора зависел от возраста человека, его семейного и социального положения (Шагланова О.В., 2005, с.377). Нельзя также исключать вероятность того, что головной убор выполнял религиозно-магическую функцию, хотя при этом не терял показатель высокого статуса (Позднякова O.A., 2000, с.52). Таким образом, головные уборы и украшения могли быть знаком этнокультурной и половозрастной принадлежности умерших, отражать социальную и имущественную дифференциацию общества и иметь отношение к религиозному культу.

Каждое украшение и элемент орнамента обозначали какую-нибудь одну или несколько природных стихий:

- земля - листовидные, треугольные и ромбические подвески, квадратные, треугольные и ромбические бляшки-нашивки и такие же по форме элементы орнамента;

- вода - треугольник и зигзаг (элементы орнамента), подвески из раковин и треугольные, а также треугольные нашивки, бусы;

- огонь (солнце) - круг, крест, крест в круге (элементы орнамента) и круглые бляшки, серьги с лошадками, браслеты со спиралевидными окончаниями, также, возможно, и перстни несли аналогичную функцию.

Подвески из раковин, клыков хищных животных и в полтора оборота, серьги со спиралевидными завитками использовались в качестве оберегов.

Символом мирового дерева (древа жизни) являлись листовидные подвески, браслеты, ромбические подвески и нашивки. В элементах орнамента этот символ получил отражение в кресте, елочке, прямой линии.

В основном все ювелирные изделия и элементы орнамента в семантическом плане были акцентированы на дарование плодородия земле и женщине. Они также, вероятно, были символом богатства и

особого социального положения в обществе (служители культа, главы семей и общины).

В заключении подводятся основные итоги работы. В ходе исследования проанализированы 969 экземпляров ювелирных изделий (не учитывая бус и пронизок) из 60 андроновских памятников Обь-Иртышского междуречья. На основании функционального назначения было выделено 10 групп украшений. По особенностям внешней формы во всех группах, кроме обоймочек и колец, выделено 42 типа, а по материалу - 42 подтипа. Наличие разнообразных типов украшений и орнамента на них позволяет говорить о высоком уровне металлообработки у андроновского населения. В основном, все ювелирные изделия принадлежали женщинам. Серьги с раструбом, кольцевидные серьги и круглые выпукло-вогнутые бляшки встречаются также у мужчин и детей. Серьги со спиралевидным завитком характерны только для детских захоронений. В семантическом плане украшения и орнамент на них символизировали три стихии (солнце, вода, земля), а также мировое древо, они являлись оберегами и были акцентированы на дарование плодородия. Серьги с раструбом и коническим приемником, украшения с пуансонным орнаментом, трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями можно рассматривать в качестве культурного маркера восточного ареала распространения андроновской культуры. Остальные ювелирные изделия бытовали на протяжении всего периода развитой бронзы, а некоторые из них встречаются в памятниках позднебронзового века.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монография:

1. Демин М.А., Запрудский С.С., Ситников С.М. Андроновские украшения Гилевского археологического микрорайона. / М.А. Демин, С.С. Запрудский, С.М. Ситников. - Барнаул, 2011. - 128 с. (автр. вкл. 3,2 пл.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК:

2. Запрудский С.С. Орнамент федоровских украшений Обь-Иртышского междуречья / С.С. Запрудский // Известия АлтГУ. - Барнаул, 2010.-С. 78-84 (0,6пл.).

Статьи и тезисы:

3. Запрудский С.С. Украшения андроновской культуры могильника Чекановский Лог-2 /С.С. Запрудский // Культуры и общества Север-

ной Азии в историческом прошлом и современности. Истоки, формирование и развитие Евразийской поликультурности, РАЭСК — XLI

- Иркутск, 2005. - С. 389-391 (0,2 пл.).

4. Кирюшин Ю.Ф., Семибратов В.П., Пугачев Д.А., Запрудский С.С. Аварийные археологические исследования поселения Барсучиха-2 в Ребрихинском районе Алтайского края / Ю.Ф. Кирюшин, В.П. Семибратов, Д.А. Пугачев, С.С. Запрудский // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 2005. - Вып. XIV. - С. 86-90 (автр. вкл. 0,1 п.л.).

5. Запрудский С.С. Реконструкция и семантика андроновского головного убора (по материалам могильника Чекановский Лог X) / С.С. Запрудский // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий. РАЭСК — XLVI. - Красноярск, 2006.

- Том.1. - С. 108-109 (0,15 п.л.).

6. Запрудский С.С. К проблеме изучения андроновских головных уборов / С.С. Запрудский // Материалы XLI Международной научной студенченской конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Археология и этнография. - Новосибирск, 2006. - С. 27-30 (0,2 п.л.).

7. Белоусов Р.В., Запрудский С.С., Кулагина Ю.Н. Новые поступления археологического материала в Каменский краеведческий музей / Р.В. Белоусов, С.С. Запрудский, Ю.Н. Кулагина // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2005 г. - Барнаул, 2006. - Вып 2. -С. 11-15 (авт. вкл. 0,24 п.л.).

8. Запрудский С.С. Элементы и композиции орнамента листовидных подвесок федоровской культуры / С.С. Запрудский // Материалы XLV международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Археология и этнография. - Новосибирск, 2007. - С. 39-40 (0,15 пл.).

9. Запрудский С.С. Накосные украшения федоровской культуры (по материалам могильника Чекановский Лог-10) / С.С. Запрудский // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2006 г. - Барнаул 2007. - Вып. 3 — С. 33-35 (0,2 пл.).

10. Запрудский С.С. Украшения с пуансонным орнаментом с территории Алтайского края (по материалам федоровских погребений) / С.С. Запрудский // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2007. - Вып. 4. - С. 18-20. (0,15 пл.).

11. Запрудский С.С. Датировка и культурная принадлежность серег с раструбом / С.С. Запрудский // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций. - Барнаул 2008 -С. 192-194 (0,18 пл.).

12. Демин М.А., Ситников С.М., Запрудский С.С. К археологической карте Ребрихинского района / М.А. Демин, С.М. Ситников, С.С. Запрудский // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г. Археология, этнография, устная история. - Барнаул, 2009. -Вып. 6. - С. 25-31 (авт. вкл. 0,1 пл.).

13. Демин М.А., Запрудский С.С., Ситников С.М. Богатое захоронение могильника Чекановский Лог II / М.А. Демин, С.С. Запрудский, С.М. Ситников // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. - Барнаул, 2010. - Вып. 7. - С. 72-75 (авт. вкл. 0,1 п.л.).

Подписано в печать 15. И.2011 г. Печать тиражирование. Бумага для множительных аппаратов Формат А 5, заказ №_, тираж 100 гкз.

Отпечатано в ООО «Пять плюс», Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской ,97.

 

Текст диссертации на тему "Украшения андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья"

61 12-7/573

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

Запрудский Сергей Сергеевич

УКРАШЕНИЯ АНДРОНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

Специальность 07. 00. 06 - археология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научные руководители:

доктор исторических наук,

профессор Демин Михаил

Александрович,

доктор исторических наук,

профессор Кирюшин Юрий

Федорович

Барнаул - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. История изучения андроновских украшений Обь-Иртышского междуречья

1.1. Накопление источников............................................................ 11

1.2. Интерпретация украшений в археологической литературе...................29

Глава 2. Классификация и регионально-хронологическая характеристика андроновских украшений Обь-Иртышского междуречья.........................46

2.1. Классификация изделий...............................................................50

2.2. Типология орнамента украшений................................................85

2.3. Хронологическая и региональная характеристика украшений..,......,...,..94

Глава 3. Семантика украшений и их использование для декорирования костюма

3.1. Использование украшений для декорирования костюма ................. Л 24

3.2. Половозрастная принадлежность украшений и их семантика............148

Заключение.................................................................................................167

Источники и литература................................................................ 172

Список сокращений.................................................................... .204

Приложения..................................................................................205

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена большим количеством различных по характеру украшений, обнаруженных в погребальных комплексах андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, которые требуют специального анализа и интерпретации. При огромном разнообразии ювелирных изделий в настоящее время практически отсутствуют специальные обобщающие исследования, посвященные изучению всех типов андроновских украшений, их семантики, реконструкции костюма. До настоящего времени не существует единого научного понятийного аппарата для характеристики данной группы артефактов. Одни и те же типы украшений ученые определяют и интерпретируют по-разному. Семантика андроновских ювелирных изделий в литературе рассматривается крайне редко. В существующих работах представлены лишь отдельные аспекты данной тематики (Аванесова H.A., 1975, 1991; Грушин С.П., Папин Д.В.и др., 2009; Кильдюшева A.A., 2005; Кирюшин Ю.Ф., Позднякова O.A. и др., 2006; Ковтун И.В., 1999; Кузьмина Е.Е., 1966, 1977; 1986; 1994; Позднякова O.A., 2000, 2001, 2002; Ткачев A.A., Ткачева H.A., 1996).

Неоспоримо, что украшения являются одной из основных составных частей погребального обряда, позволяющих выявить и реконструировать социальную и половозрастную дифференциацию общества, его духовный мир, а также показать хронологические и локальные особенности культуры. Это возможно при наличии четкой классификации, устанавливающей единые критерии между отдельными группами, типами и вариантами ювелирных изделий.

Украшения являются и предметами искусства, отражающими художественные представления данного общества. Они характеризуют эстетические взгляды населения и стилистические особенности

художественного восприятия мира. Изучение андроновских украшений позволяет также выявить развитие форм, приемов и технологий, бронзолитейиого производства во II тыс. до н. э.

Целью работы является определение основных тенденций развития материальной и обрядовой сторон жизни андроновского общества, нашедших свое отражение в способах изготовления и использования украшений.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- рассмотреть историю изучения украшений андроновской культуры Обь-Иртышского междуречья, охарактеризовать круг имеющихся источников и оценить степень изученности темы;

-создать классификацию украшений на основе выявления взаимосвязи между основными морфологическими и технологическими признаками, характерными для данной группы изделий;

-охарактеризовать технологию изготовления и технику орнаментации андроновских ювелирных изделий, выявить элементы и

композиции орнамента;

- определить хронологические и территориальные особенности распространения отдельных групп и типов ювелирных изделий, выяснить социальную и половозрастную принадлежность украшений и головных уборов;

рассмотреть возможные варианты реконструкций

андроновского костюма;

- проанализировать семантику орнамента и ювелирных изделий. Объектом исследования являются материальная, социальная и

духовная стороны жизни андроновского общества.

Предмет работы составляют украшения андроновской культуры, их интерпретация в научных трудах, классификация, половозрастное и семантическое значение, реконструкция костюма, хронологическая и региональная принадлежность.

Некоторые исследователи племена восточного ареала расселения андроновской культуры называют федоровскими. Под ними они понимают одну из трех культур (петровская, алакульская, федоровская), входящих в андроновскую культурно-историческую общность (Кузьмина Е.Е., 1994, с.38; Молодин В.И., 2009, с.112-113). Федоровские погребальные и поселенческие комплексы распространены в Южном Зауралье, Северном, Центральном и Восточном Казахстане, Южной Сибири и на некоторых других территориях азиатской зоны Евразийских степей. При наличии других трактовок этой общности живучесть термина «федоровская культура» столь очевидна, что пока трудно от него отказаться, тем более, что он отражает характерные особенности материальной культуры, присущие для данной группы памятников (Усманова Э.Р., 2010, с.8).

Территориальные рамки исследования охватывают область распространения андроновских памятников в Обь-Иртышском междуречье, содержащих украшения. Данная территория включает юг Западной Сибири, Восточный и Северный Казахстан. В административном плане в этот регион входят Алтайский край, Новосибирская, Томская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская и Павлодарская области.

Хронологические рамки исследования ограничиваются временем существования андроновских памятников в Обь-Иртышском междуречье. Их датировка определяется исследователями по-разному. H.A. Аванесова общим рубежом бытования андроновских (федоровских) племен считает XIV-XII вв. до н.э. (Аванесова H.A., 1991, с.95). Е.Е. Кузьмина выделяет раннефедоровские памятники XV-XIV вв. до н. э. и позднефедоровские с XIII в. до н. э. (Кузьмина Е.Е., 1985, с.ЗЗ). В.И. Матющенко датирует появление андроновских памятников на территории Верхней Оби XIII- XII вв. до н. э. (Матющенко В.И., 2004, с.352). Проникновение андроновцев в Барабу В.И. Молодин относит к XIII в. до н.э (Молодин В.И., 1985, с. 116). Несомненно, что в различных

областях Обь-Иртышского междуречья носители этой культуры появились неодновременно. Тем не менее, мы солидарны с большинством исследователей, датирующих андроновские памятники Обь-Иртышского междуречья Х1У-ХП вв. до н.э.

Методология и методы исследования. Методологической базой работы является системный подход, основанный на диалектических принципах взаимосвязи целого и частного, а также взаимосвязи частей в целом. Системный подход направлен на раскрытие целостности объекта при выявлении многообразия внутренних связей.

Для создания классификации украшений проводился их морфологический анализ. При изучении композиционных построений использовался метод, разработанный С.Я Зданович для анализа комбинаций узоров на керамике саргаринско-алексеевской культуры (Зданович С.Я., 1984, с.91). Абсолютная и относительная датировка отдельных типов украшений опиралась на метод датированных аналогий. Для региональной характеристики ювелирных изделий применялось картографирование. Метод математической статистики использовался для выявления частоты бытования тех или иных типов изделий, их территориального распространения и хронологических особенностей. В процессе восстановления внешнего вида украшений, головного убора, костюма и его деталей применялся метод графической реконструкции.

Источниковой базой работы являются коллекции музеев АлтГПА и АлтГУ, дневники и отчеты археологических экспедиций АлтГПА, НПЦ «Наследие» и АлтГУ, а также опубликованные материалы андроновских памятников, содержащих украшения:

1) Юг Западной Сибири: Абрамово-1У (Терентьева С.Б., 1999, с. 16-17), Барсучиха-И (Запрудский С.С., Дневник..., 2008; Демин М.А., Ситников С.М., Запрудский С.С., 2009, с.25-31), Березовка - I (Демин М.А., Ситников С.М., 1998, с.98), Ближние Елбаны XVI (Абдулганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Лузин С.Ю., Шамшин А.Б., 1996,

с.11,12; Абдулганеев М.Т., Егоров Я.В., 1995, с. 190), Большой Лог-1 (Кирюшин К.Ю., 1989, с.46), Быково-Ii (Шамшин А.Б., 1998, с. 15-33), Быково-IV (Абдулганеев М.Т., Лузин С.Ю., Кунгурова Н.Ю., 1993, с.103), Вахрушево (Молодин В.И., 1985), Волчиха (Грязнов М.П., 1956, с. 16,17), Гилево-VI (Могильников В. А, 1997, с. 107), Депутатская улица (Бородаев В.Б., Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., 1983, с.17), Еловка-П (Матющенко В.И., 1973; Матющенко В.И., 2004), Каргат (Соболев В.И., Зах В.А., Сидоров Е.А., Елагин B.C., Матвеев A.B., 1975, с.281), Красный Яр-I (Троицкая Т.Н., 1969, с.8), Крохалевка-XIII (Троицкая Т.Н., Софейков О.В., 1990, с.63), Кытманово (Уманский А.П., Отчет..., 1963; Уманский А.П., 1967, с.96-100; Уманский А.П., Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., 2007), Манжиха-V (Запрудский С.С. Дневник..., 2006), Нижняя Суетка (Уманский А.П., 1999, с.93), Новенькое-IV а (Казаков A.A., Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1996, с. 107), Ново-Александровка (Зимина A.M., Адаменко О.М., 1963, с.53-54; Уманский А.П., 1995, с.20-22), Остров Иконниковский (Грязнов М.П., 1956, с.17), Подтурино (Кирюшин Ю.Ф., Лузин С.Ю., 1993, с.69-72), Преображенка-Ш (Молодин В.И., 1985), Пригородное хозяйство ЦРК (Сергеев С.М., 1941), Сопка-Ii (Молодин В.И., 1985), Рублево-VIII (Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Позднякова O.A., Шамшин А.Б., 2004, с.62-85; Кирюшин Ю.Ф., Позднякова O.A., Папин Д.В., Шамшин А.Б., 2006, с.33-44), Старый Тартас-IV (Молодин В.И., Новиков A.B., Жемерикин Р.В., 2002), Фирсово-XIV (Шамшин А.Б., 1992, с.44-45; Шамшин А.Б., Ченских O.A., 1997, с.52-56; Позднякова O.A., 2001, с.251-254), ЦРК (Грязнов М.П., 1956, с.17), Чайкино (Белоусов Р.В., Запрудский С.С., Кулагина Ю.Н., 2006), Чарышское-VI (Тишкин A.A., Позднякова O.A., 1998, с. 463), Чекановский Лог-И (Демин М.А., Ситников С.М., 1998, с.95,96; Запрудский С.С., 2005, с.389-391), Чекановский Лог-Х (Демин М.А., Ситников С.М., 2000, с.121; Демин М.А., Ситников С.М., 2007; Запрудский С.С., 2006, с.108-109;

Запрудский С.С., 2007, с.33-35), Черная Курья-VIII (Иванов Г.Е., 1993, с.62), Чесноково-I (Кирюшин Ю.Ф., Шульга П.И., 1996, с.37).

2) Восточный Казахстан: Аир-Тау (Кущ Г.А., 1989, с.227), Асу-Булакский рудник (Арсланова Ф.Х., 1975, с. 119-124), Баймурат (Оразбаев A.M., Омаров Г.К., 1998, с.16-20), Березовский (Ткачев A.A., Ткачева Н.А, 1996, с.77-78), Ескеалмас (Толеубаев А.Т., 1998, с.83-85),Зевакино (Арсланова Ф.Х., 1975, с.73-76), Канай (Черников С.С., 1960, с. 18), Кара-Тумсук (Мерц В.К., Франк Д.А., 1994, с.43-44), Кара-Узек (Черников С.С., 1960, с. 15), Кожухово (Арсланова Ф.Х., Кущ Г.А., 1989, с.87), Кызылтас (Ткачев A.A., Ткачева H.A., 1996, с.76), Мало-Красноярка (Черников С.С., 1960, с.45), Малый Койтас (Оразбаев A.M., Омаров Г.К., 1998, с.10-15), Малое Карасу (Ермолаева A.C., 2001, с.102-108), Маринка (Ткачев A.A., Винокурова Е.И., 1994, с.53), Меновое-IX (Винокурова Е.И., Лысенко Ю.А., 2000, с.134,137), Предгорное (Черников С.С., 1970, с.35-36), Семипалатинские Дюны (Черников С.С., 1960, с. 14), Трушниково (Черников С.С., 1960, с.21), Улица вокзальная (Арсланова Ф.Х., Кущ Г.А., 1989, с.86).

3) Северный Казахстан: Акмола (Кадырбаев М.К., 1961, с.48-63), Биырек-коль (Оразбаев A.M., 1958, с.241), Боровое (Оразбаев A.M., 1958), Кара-Тумсук (Мерц В.К., Франк Д.А., 1994, с.42-44), Кенжеколь-I (Мерц В.К., Казизов Е.С., Мерц И.В., 2007).

Всего в работе было проанализировано 969 украшений, не учитывая бус и пронизок, а также фрагментов отдельных предметов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) В работе вводятся в научный оборот новые, неопубликованные материалы могильников Барсучиха-И, Манжиха-V, Чекановский Лог-И, Чекановский Лог-Х, Татарские могилки, Фирсово-XIV, полученные в результате полевых исследований АлтГ'ПА и АлтГУ.

2) На основе выявления взаимосвязи между основными функциональными и морфологическими признаками уточнена классификация украшений.

3) Выявлены и систематизированы элементы орнамента и орнаментационные композиции на украшениях.

4) Проведена реконструкция головных уборов, создана их классификация с выделением отдельных типов и вариантов.

5) Рассмотрена семантика украшений, что позволило сделать определенные заключения, связанные с мировоззрением, духовной (обрядовой) жизнью общества, выявить объекты поклонения среди живой (лошадь, баран) и неживой (огонь, солнце, вода, земля) природы.

6) Картографированы самые многочисленные типы украшений, в результате чего определено их локальное распространение.

7) Уточнена хронология ювелирных изделий, время их появления и бытования на данной территории, выявлены виды украшений, которые являются культурно-определяющими и датирующими для того или иного ареала распространения андроновской культуры.

Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут использоваться для подготовки иллюстрированного каталога андроновских украшений, создания музейных экспозиций, включая реконструкции костюма и головных уборов. Материалы, связанные с типологией ювелирных изделий, их датировкой и региональной спецификой, семантической нагрузкой и половозрастной характеристикой могут найти применение в обобщающих работах по археологии Южной Сибири и специальных исследованиях, посвященных изучению различных аспектов культуры населения эпохи бронзы.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения данной работы докладывались на восьми научных конференциях

различного уровня. Результаты исследования представлены в двенадцати публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений. В основной части работы рассмотрена история изучения андроновских памятников с украшениями Обь-Иртышского междуречья, дана классификация ювелирных изделий и типология орнамента, хронологическая и региональная характеристика украшений. Приложения содержат описания андроновских погребений с украшениями, рисунки различных типов украшений, реконструкции ожерелий, нагрудников и головных уборов, таблицы и карты-схемы территориального распространения ювелирных изделий.

ГЛАВА 1.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АНДРОНОВСКИХ УКРАШЕНИЙ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

1.1. Накопление источников

Источниковая база по андроновской культуре, в том числе и по украшениям с территории Обь-Иртышского междуречья, начала формироваться еще в начале XX века. Длительный период накопления материала способствовал получению большой серии находок. В ходе данного исследования была предпринята попытка систематизации и хронологического упорядочивания процесса изучения памятников, содержащих украшения. Ювелирные изделия, известные нам на данный момент, в основном, были обнаружены в ходе стационарных раскопок археологическими экспедициями на юге Западной Сибири, в Северном и Восточном Казахстане, и лишь небольшое количество экземпляров представлено случайными находками.

Андроновские украшения юга Западной Сибири

В 1925 году М.П. Грязновым в 5 км от села Быстрый Исток было раскопано погребение взрослого человека. Памятник получил название Волчиха. В 1940 году сотрудниками Бийского музея там была вскрыта еще одна могила. В одной из них найдены три медных биконических бусинки и две бронзовых серьги с коническим приемником (Грязнов М.П., 1956, с. 17,

рис. 1-1,3; Сергеев С.М., 1941, с. 14).

В 1928 году в ходе работ Омского краеведческого музея в Новосибирской области В.П. Левашовой была проведена разведка у с. Старая Преображенка, в результате которой она открыла курганный могильник Преображенка-Ш (Копытова Л.И., 1970, с.66). В 1967-68 годах работы возобновлены Новосибирской археологической экспедицией во главе с

Т.Н. троицкой, которой были исследованы три погребения эпохи бронзы (Копытова Л.И., 1970, с.68-70). В 1971 году вскрыто еще несколько курганов (Молодин В.И., 1972, с.250). В 1975 году Новосибирский отряд СевероАзиатской комплексной экспедиции Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР под руководством В.И Молодина продолжил исследования в лесостепной Барабе. Было раскопано 11 курганов и обнаружено 30 погребений эпохи бронзы. В кургане №21 вскрыто парное погребение мужчины и женщины. В области ног женщины обнаружено 60 бронзовых нашивных пронизок. Рядом с курганами раскопан андроновский грунтовый могильник, состоявший из 18 детских захоронений. В могиле № 5 рядом с черепом ребенка обнаружено восемь золотых височных колец (подвески в полтора оборота), по четыре с каждой стороны (Молодин В.И., Нечепуренко Н.Я., Полосьмак Н.В., 1975, с.264). В 1977 году Западно-Сибирский отряд Северо-Азиатской комплексной экспедиции завершил исследования курганного моги�