автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Орнамент как специфический образ действительности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гирвиц, Галина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Смоленск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Орнамент как специфический образ действительности'

Текст диссертации на тему "Орнамент как специфический образ действительности"

99- 9/</9В- 5

Смоленский государственный педагогический университет

На правах рукописи

ГИРВИЦ Галина Ивановна

ОРНАМЕНТ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

специальность 09.00.01 - онтология и теория познания

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор СЛАВИН Александр Васильевич

Смоленск -1999

♦ стр.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................3

ГЛАВА I. Орнамент как социокультурный феномен.....................19

1.1.. Возникновение и распространение орнамента.....................19

1.2. Орнамент как знаковая система..............................................33

1.3. Орнамент как полиструктурное и полифункциональное построение......................................................................................54

ГЛАВА II. Специфика отражения и трансформации многовекового человеческого опыта и познания мира в орнаменталь

ных композициях.........................................................................

II.1.. Образно-семантическая структура орнаментальных

композиций..................................................................................

II.2. Специфика отражения «моделей мира» в орнаментах различных систем народной культуры......................................

.66 .66 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................128

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................133

ИЛЛЮСТАРЦИИ К ТЕКСТУ....................................................155

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Явления и процессы объективной действительности, проходя через призму сознания, получают свое второе существование в создаваемом человеком надприродном и рукотворном мире. Народный орнамент, будучи одним из самых древних видов отражения мира, является важной частью исторической культуры многих народов. С древних времен орнаментальные композиции широко применялись во всех сферах жизни человека: быту, праздниках, ритуальных и обрядовых церемониях. Такое широкое применение и вера в магическую силу входящих в него знаков позволило сохранить многие мотивы и символические формы орнамента в качестве элемента культурной традиции.

Актуальность темы диссертации определяется обращенностью к исследованию истоков российской духовности. Современный кризис всех сторон жизни нашего общества, одним из проявлений которого является разрыв в духовной преемственности поколений, требует бережного отношения к наследию наших предков. Исследования смоленского орнамента, проведенные во время экспедиций в смоленскую глубинку, проливают некоторый свет на мироощущение и миропонимание человека в период формирования российского этноса.

Народный орнамент можно рассматривать в качестве своеобразного языка, выражающего действительность в совершенной, только для него характерной форме. Орнаментальные композиции древнего орнамента представляют собой важный источник изучения образного отражения мира человеком разных эпох и культур.

Как социокультурный феномен орнамент запечатлел вековую народную мудрость, являясь в течение длительного исторического

времени своеобразным средством аккумуляции знаний о мире и особым звеном духовной связи между народами.

Орнамент может быть рассмотрен как один из механизмов сохранения, трансляции и активизации социально-значимого опыта, выполняющего функцию регуляции и регламентации основных форм человеческой деятельности.

Древние графемы - это не просто отражение какой - либо информации, но символ, аккумулирующий в себе психологические, ценностные установки. В нем запечатлен подвижный механизм общения человека с миром. Знаки орнамента наделены определенным свойством, обеспечивающим выражение человеческой мысли с помощью ограниченного числа средств. Высокий уровень содержания древней символики в народной орнаментике является показателем духовной культуры человека. Исследования в области изучения орнаментики затрагивают проблему символообразования. Символы, выработанные мифопоэтическим сознанием, сохранялись практически во всех слоях культуры. В орнаментике такие символы выглядят графическими начертаниями. Эти построения хотя и подчиняются общим закономерностям творчества, но имеют свою специфику, проявляющуюся в особой знаковой форме изображения, в символическом способе отражения действительности.

Философско-концептуальный анализ орнаментальных композиций позволяет рассматривать их в качестве одного из вариантов социокультурного трансформационного процесса смыслового изме

нения и порождения новых знаний, обобщения многовекового человеческого опыта.

Исследование орнаментальных композиций многопланово, поскольку рассмотрение орнамента как специфического образа действительности в общекультурном контексте требует обращения к анализу социокультурной трансформации знаний. Для описания исторической эволюции орнаментов необходимо исследование философских и логико-методологических принципов традиционной культуры. При описании феномена древних графем очень важным является исследование способности через символический образ отображать мировоззренческие концепции народов традиционных культур.

До сих пор различные подходы к изучению орнамента как феномена культуры связывались в основном с реконструкцией мировоззренческих представлений народов. В представленной диссертации исследуется прежде всего социокультурная обусловленность орнаментальных композиций, их способность выступать в качестве специфических образов действительности. Диссертант считает весьма важным изучение социокультурных механизмов функционирования орнаментальных знаковых записей и их трансляции. Другой аспект философско-теоретического интереса к проблеме орнамента связан с выявлением определенной генетической связи основных мотивов смоленского орнамента с орнаментами народов мира.

Специфика орнаментального искусства изучается многими науками и является междисциплинарной проблемой искусствоведения, этнографии, археологии, культурологии и др. наук. Философское исследование в данной области весьма перспективно в контексте дальнейшего изучения тех проблем, которые возникают в связи с изучением образного отражения действительности посредством символа и знака. Эта область философского исследования весьма актуальна, поскольку непосредственно затрагивает проблемы фено-

мена массового сознания, способного аккумулировать и трансформировать общезначимый для человечества жизненный опыт. Здесь в поле философского анализа оказываются главным образом процессы социокультурной аккумуляции опыта и знания, последовательного культурно-исторического упрощения последнего до уровня легко интерпретируемых образцов, понимание их без какого-либо обоснования в качестве самоочевидных и самодостаточных истин.

Большое значение имеют исследования механизмов образования и распространения орнаментов среди разных этносов. В качестве парадигм синтезирующей деятельности культуры выступают различные пути распространения этих видов творчества. Одним из них мог быть конвергентный, обусловленный существованием единой схемы общественного развития, по которой в какой-то мере проходят все народы на определенной стадии развития \ Дж. Фрэзер, Ю.В. Кнорозов \. Другой путь, по предположению лингвистов Т.В. Гамкре-лидзе и В. В. Иванова, объясняется существованием единого центра зарождения культуры. В результате расселения людей по планете символика попадала на разные континенты. Здесь на первый план выдвигаются вопросы распространения ее духовно-ценностных компонентов. Трансформация данных компонентов фиксируется в компенсаторной деятельности обыденного сознания, постепенно переходя в массовые образы-стереотипы. Коллективность и традиционность народного искусства, обеспечивающие сложный механизм трансляции и сохранения духовного содержания древних орнаментов, позволяют переносить соответствующим образом переработанные \ в определенной мере редуцированные и упрощенные \ представления в массовую культуру.

Особенно актуальны исследования совпадения значений различных орнаментальных знаков как результата диалога между культурой и субкультурой. В этой плоскости правомерно сравнивать древние графемы различных этносов и разных исторических периодов развития человечества для выявления связующих общекультурных идеалов, норм и ценностей. Таким образом, необходимо целостное осмысление разноплановых феноменов народного орнамента, рассматриваемых в широком диапазоне, начиная от конкретных орнаментов отдельных регионов и до рассмотрения знаковых композиций орнаментов различных народов мира.

Разработанность проблемы. Поскольку в данной работе рассматриваются несколько аспектов специфического способа фиксации, передачи и трансформации знаний посредством орнаментальных композиций \ знак и символ, образно-семантическая структура орнаментальных композиций \, постольку характеристики этих аспектов выступают единицами классификации и анализа литературы.

Большой объем знаний об орнаментальном искусстве в целом, о его знаковой структуре, символической форме отражения знаний о мире содержится в трудах ученых различных областей науки: В.В. Стасова, В.А. Городцова, А.К. Амброза, A.A. Бобринского, А.Б. Баку-шинского, Л.А. Динцес, B.C. Воронова, В.М. Василенко, И.Я. Богуславской, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Л.С. Канцедикас, Б.А. Рыбакова, А. К. Байбурина и др.

Орнамент как исторический источник и возможные пути заимствования орнаментальных композиций рассматриваются в работах A.A. Бобринского, Е.Р. Шнейдер, А.Н. Бернлетам, Н.В. Кочешкова, C.B. Иванова и др. Орнамент как основа для решения вопросов этногенеза рассматривался М.Е.Фосс, В.Н.Чернецовым. В плане выяв-

ления историко-культурных связей и решения этногенетических проблем можно отметить работы Л. Р. Кызласова, Г.Г. Король. Эти авторы сделали плодотворную попытку решения проблем эндогенных и экзогенных процессов как взаимного влияния внешних и внутренних факторов на формирование орнаментальных композиций. Весьма интересной является мысль о том, что глубинная сущность народного орнамента основана, как правило, на местных традициях.

Общие вопросы расшифровки древних знаков и символов рассмотрены в работах А.К. Амброза, М.А. Некрасовой, Г.С. Масловой, Б.А. Рыбакова. Так Б.А. Рыбаков, изучая эпоху язычества, объясняет сохранение многих знаков и символов как следствие применения их в языческих ритуалах и народных верованиях. Рассматривая образование аграрно-заклинательной символики на основании значений древних мировоззренческих представлений о действительности, Б.А. Рыбаков на множестве примеров показывает, как, вырастая из различных социальных потребностей и играя в силу этого различную функциональную роль, орнаментальное искусство развивалось в одной нерасчлененной системе, образуя синкретический мифологически-обрядовый комплекс.

Проблема происхождения орнаментальных композиций во многом связана с загадками происхождения первобытного рисунка. В этом плане интересны выводы ряда ученых, изучающих архаическое искусство: А.А. Формозова, А.П. Окладникова, А.Д. Столяр, В.Б. Ми-риманова, Э.Тейлор, В.И. Маркова и др. Современные исследования в области семиотики позволяют рассматривать орнаментальную символику как уникальный феномен культуры, представляющий собой вместилище духовно-нравственного отношения человека к миру. При обращении к проблеме символообразования в работе использо-

ваны выводы, сделанные А.Ф. Лосевым, П.А. Флоренским, Л.В. Уваровым, В.А. Ветровым.

В диссертации использованы философско-методологические идеи, выдвинутые крупнейшими исследователями, в той или иной мере затрагивающие проблему символа, которые можно применить к проблеме изучения орнаментики. Это в первую очередь работы А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, Л. В. Уварова, В.А. Ветрова. Основные выводы культурологов А.Я.Гуревича, К. Леви-Стросса, Ю.М. Лотма-на, Б.А. Успенского явились основой для раскрытия понятия « традиционного искусства » , в использовании понятия « текстов-кодов », которые в свернутом виде сохраняют обширные и значительные тексты. Отдельные специфические составляющие символического отображения действительности выявлены в исследованиях С.С. Аве-ринцева, М.С. Каган, А. Белого, В. Брюсова.

Поскольку познание действительности не сводится к познанию внешних признаков предметов, можно предположить, что в знаковых элементах орнамента имплицитно содержатся знания о существенных свойствах действительности. Для исследования этого аспекта проблемы в диссертации использованы работы A.B. Славина, В.В. Орлова, Н.С. Мансурова, Л.В. Уварова, Д.А. Микитенко, В.В. Манта-това, в которых рассматривается природа гносеологического образа.

Общий социально-философский контекст о возможных путях распространения орнаментальных композиций и социокультурной трансформации знаний, выраженных посредством данных знаковых структур, представлены в исследованиях Дж. Фрэзера, Т.В. Гамкре-лидзе, В.В. Иванова, В.И. Топорова, Л.Н. Гумилева.

Анализ литературы разных областей науки позволяет сделать следующие выводы: орнамент - самый древний вид искусства; исто-

ки его своими корнями уходят в столь древние времена, что определить период возникновения этого вида творчества с высокой степенью точности невозможно. Ученые полагают, что возникновение многих орнаментальных композиций относится к эпохам палеолита и неолита, относящим нас на двадцать-тридцать тысяч лет назад. Возможно, что они возникли и раньше. Большинство авторов склонны считать вышеуказанные периоды как наиболее возможные, так как именно наибольший расцвет орнаментального искусства приходится на верхнепалеотические времена \ 172, 242. 159, 206 \. От времен глубокой древности дошли до нас разного рода схематические рисунки, абстрактные начертания, которые по традиции продолжали применяться в народной орнаментике вплоть до XX в.

Семантика многих графем со временем менялась, значение некоторых из них оказалось забытым совсем. Это происходило по разным причинам: при смене религиозных представлений с переходом от одной эпохи к другой \ 227, с.20 \, при коренной смене мировоззрения и мироощущения в результате перехода от одного вида хозяйствования к другому \ 175, с.4 \, а также вследствие неприятия чуждых графем, не вписавшихся в местные обычаи и способы жизнедеятельности 120, с.20 \. Однако учитывая тот факт, что любой сохранившийся из далекой старины узор - это своеобразный способ фиксации идей, орнамент можно рассматривать как специфический способ отражения действительности, который включает в себя знак, символ, композицию, цвет, ритм, материал, форму вещи и т.д. Любая же культура сохраняет и передает лишь значимое для данного историко-культурного периода, следовательно, и сохранившиеся на протяжении длительного периода истории орнаментальные композиции хранят в себе особо жизненно-важную информацию для последую-

щих поколений. Знаковая же форма является наилучшей носительницей идеального значения, интуитивно понимаемого многими народами.

Орнаментальные композиции отличаются национальным своеобразием, но чаще они представлены комбинацией небольшого числа основных символов, которые обнаруживаются у всех народов мира и, следовательно, являются универсальными. Национальные различия определяются этническим сознанием. Однако этническое сознание постоянно испытывает влияние соответствующих ему и сменяющих друг друга во времени разных культур. Этим можно объяснить присутствие в национальных орнаментах общемировых знаков. Иногда в литературе встречается мнение, что применение в орнаментах знаков круга, креста, ромба и др. является проявлением примитивного украшательства жизненного пространства человека, неразвитого эстетического вкуса. Но то, что данные знаки повторяются многими поколениями разных народов в разных частях света исключает наивность и случайность.

Применение многих графем как священных символов свидетельствует о том, что речь идет не об элементарных изображениях видимых объектов, а об определенных вместилищах нравственных понятий, заключающих в себе систему взглядов на мир. Реконструкция многих орнаментальных композиций, сделанная на протяжении последних ста лет, восстанавливает многие образы действительности, имевшие значение для народов традиционных культур. И если бы древние узоры возникли в свое время как чисто случайные начертания, призванные только украшать поверхность предмета, то они не оказались бы столь устойчивыми на протяжении длительного исторического пути развития человечества. Пройдя через допись-

менные эпохи, они оказались стойкими и почитаемыми в разных культурах вплоть до наших дней. В одних случаях эти графические записи представляют моления, �