автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Фон Арб-Кнорозок, Татьяна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Фон Арб-Кнорозок, Татьяна Юрьевна

Введение.

Глава I. Орнамент как явление художественной культуры.

§ 1. Сущностные характеристики орнамента.

§ 2. Основные виды орнамента в истории декоративно-прикладного искусства.

§ 3. Композиционные принципы и структура орнамента.

§ 4. Функции орнамента в художественной культуре.

Глава П. Основные орнаментальные тенденции в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины ХГХ века и творчество У.Морриса.

§ 1. Стилистическое многообразие искусства второй половины XIX века как условие формирования художественных взглядов У .Морриса.

§ 2. Романтические идеи эпохи в творческих воззрениях У.Морриса и их влияние на его орнаментальное искусство.

Глава Ш. Творчество У .Морриса как эволюционный этап орнаментального искусства второй половины ХГХ века.

§ 1. Орнамент в искусстве У.Морриса.

§ 2. Основные типы орнаментов У.Морриса.

§ 3.«Прото-ар нуво» в творчестве У .Морриса.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Фон Арб-Кнорозок, Татьяна Юрьевна

Проблема орнамента имеет особое значение для декоративно-прикладного искусства в целом. Для художественной практики XX века чрезвычайно важен орнамент XIX столетия, который, получив самое разнообразное звучание в эпоху неостилей, подготовил орнаментальную систему, воплощенную в декоративно-прикладном искусстве современной эпохи. Между тем в настоящее время в связи с активными поисками в сфере дизайна искусства и возрастающим интересом к авторскому решению жилого интерьера представляется необходимым обратиться к творчеству художников, в свое время поставивших и решивших подобную проблему в условиях современной им культуры. Их опыт и открытия являются важным наследием искусства, к которому и сегодня обращаются дизайнеры, работающие в этой области. Особое место в этом ряду принадлежит творчеству английского художника и дизайнера Уильяма Морриса (1834-1896). Нельзя не заметить, что многие современные идеи и поиски в сфере декоративно-прикладного искусства в той или иной мере наследуют принципы и творческие установки, впервые разработанные У.Моррисом. В связи с этим представляется актуальным изучение тех сторон его художественной деятельности, которые сыграли заметную роль в формировании принципов декоративно-прикладного искусства XX века.

В литературе, посвященной современному искусству У.Морриса, орнамент, как правило, рассматривается в контексте основных стилей, представляющих художественную культуру этого времени. Авторы достаточно глубоко исследуют историю орнамента и проблемы, связанные с его развитием, но остается до сих пор нерассмотренным существенный этап в истории формирования орнамента, так называемый «переходный» от эпохи эклектики к модерну. Это чрезвычайно динамичный период, внутри которого происходили продуктивные процессы, ощутимо влияющие на декоративноприкладное искусство по сей день. Особый интерес вызывает переход от эклектики к модерну, наглядно представленный в орнаментальной практике того времени. Именно в эту эпоху складываются такие принципы и свойства орнаментального решения, которые позволяют орнаменту впоследствии стать «участником» преобразований в искусстве XX века. В творчестве Уильяма Морриса эти процессы и обрели полноту и эстетическую завершенность. Его деятельности посвящен достаточно широкий круг научной литературы, но ряд аспектов, актуальных сегодня, еще не привлекал специального внимания ученых. В данной диссертации исследовательский интерес направлен на уникальный период творчества У.Морриса, подготовивший формирование стиля модерн. нализ истоков стиля модерн необходим, поскольку современный дизайн часто обращается к его традиции. Кроме того, изучение этих истоков позволит яснее представить особенности и историю художественного мышления XX века. Напомним, что в начале XX века была предпринята попытка вычеркнуть орнамент из контекста модернистической культуры, ибо «эволюция культуры равнозначна удалению орнамента с предметов потребления»1, - писал в 1908 году выдающийся австрийский архитектор A.JIooc, и приравнять человека, интересующегося орнаментом, к преступнику или дегенерату (А.Лоос «Орнамент и преступление»). Нельзя не заметить, что в конце XX века наблюдается явный подъем интереса к орнаменту, что связано и с обращением к стилям прошлых веков, и с художественной многозначностью орнамента, который теперь нередко представляется как текст, отражающий дух и образ культуры, в которой он был создан. В настоящее время орнамент переживает активную трансформацию в разных видах искусства. Принципы орнаментального решения композиции часто используются в web-графике, рекламе и других жанрах, работающих с дизайном поверхности.

1 Лоос А. Орнамент и преступление. // Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991. С. 151.

Для исследования многообразной литературы, посвященной различным проблемам орнамента, была предпринята попытка систематизации трудов по тематическому, а не по историко-хронологическому принципу. Такой подход к изучению литературы позволяет выявить мало разработанные аспекты, связанные с проблематикой орнамента. Благодаря тематической организации научной литературы и был выделен существенный этап в истории формирования орнамента, «переходный» от эпохи эклектики к модерну.

В XX веке орнамент стал объектом целенаправленных исследований как в России, так и за ее пределами. В трудах Н.Ю.Бирюковой , посвященных развитию западноевропейского декоративно-прикладного искусства XIX века, анализируются орнаментальные тенденции эпохи, при этом специальное внимание Н.Ю.Бирюкова уделяет творчеству У.Морриса, в том числе орнаментальному. Исследование орнамента в системе художественных стилей предпринято Т.М.Соколовой3, А.Мораном4, К.О.Гартманом5. Структура, смысл и образ орнамента были рассмотрены в трудах по теории орнамента Ю.Я.Герчуком6. Работы М.Гизе7, А.Иконникова8, В.Фаворского9, Э.В.Кильчевской10, Т.В.Горбуновой11, связанные с проблематикой орнамента, существенно уточнили его теоретические основы. Особое внимание уделено орнаменту

2 Бирюкова Н.Ю. Вступительная статья. // Прикладное искусство конца XIX - начала XX века. Каталог выставки. Л., 1974. С. 7-15.

Бирюкова 11.Ю. К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX векаЛ Прикладное искусство Западной Европы и России. Л., 1983. С. 46 - 65.

Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XV - XIX веков. Учебно-методическое пособие. Л., 1988. Бирюкова Н.Ю. Шпалеры V/Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е годы. Каталог выставки. СПб, 1996. С. 348 - 350.

3 Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Л, 1972.

4 Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М, 1982.

5 Гартман К.О. Стили. М.,1998.

6 Герчук Ю. Что такое орнамент?// Декоративное искусство СССР. 1978. № 1. С. 29 - 31. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента.// Декоративное искусство СССР. 1979. № 1. С. 30 - 33. Герчук Ю. Поэтика орнамента.// Советское декоративное искусство'7. М, 1983. С. 140 -154. Герчук ЮЛ. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.,1998.

7 Гизе М. Г ромышленные изделия и орнамент.// Декоративное искусство СССР. 1959. № 3. С. 17 - 20.

8 Иконников А. Орнамент в современной архитектуреУ/Декоративное искусство СССР. 1963. № 11. С. 28 - 33.

9 Фаворский В. Размышления об искусстве: Об орнаменте.// Декоративное искусство СССР. 1963. № 7. С. 23 - 26.

10 Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М, 1968.

11 Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. СПб., 1997. модерна в трудах М.Эйделберш12, Д.В.Сарабьянова13, Н.М.Шабалиной14 и Ю.Я.Герчука15.

Наибольшее количество исследований посвящено орнаменту в текстиле. Орнамент текстиля изучался в плане общих стилевых изменений

16 17 18 искусства (Н.Н.Соболев , С.М.Темерин , Т.К.Стриженова ) и как технология производства орнаментального текстиля с частичным включением проблем композиции рисунка и ассортимента тканей (Л.Г.Лейтес19, Н.Г.Рудин20,

21 22 23 24

М.Н.Никитин , Т.А.Журавлева , С.А.Малахова , И.И.Емельянович ). Имеют место интересные исследования, излагающие некоторые положения теории

25 26 текстильного орнамента (И.Воейкова , В.Я.Береснева и Н.В.Романова , В.Н.Козлов ). В ряде работ рассматривается связь формы и орнамента, взаимс действие костюма и его орнаментального дизайна (Г.С.Горина28, Т.В.Козлова29, Г.И.Петушкова30, Ф.М.Пармон31). Данные труды в основном посвящены выявлению специфичности текстильного рисунка и решению проблем формального единства орнамента и изделия. Предметная направленность исследований не позволяла авторам углубляться в фундаментальные проблемы орнамента.

12 EidelbeigM. British floral designs and continental Art NouveauV/ The Connoisseur. 1978.№792. P. 116-124.

13 Сарабьянов Д.В. Проблемы орнамента.//Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. С.212-226.

14 Шабалина Н.М. Стилевая структура орнамента и формы модерна. // Модерн: Взгляд из провинции. Сб. Докладов научно-практической конференции. Челябинск, 1995. С.57-62.

15 Герчук Ю.Я. Модерн - желание стиля. // Что такое орнамент? С.230-243.

16 Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М. - Л., 1934.

17 Темерин С.М. Прикладное искусство и современное жилище. М., 1962.

18 Стриженова Т.К. Советское декоративное искусство. М., 1982.

19 Лейтес Л.Г. Методы художественного оформления тканей. М. - Л., 1947.

20Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. М., 1964.

21 Никита.; М.Н. Художественное оформление тканей. М., 1971.

22 Журавлева T.A., Бесчастнов Н.П. Методы художественного проектирования текстильного рисунка. М., 1988.

23 Малахова С. А. Художественное оформление текстильных изделий. М., 1988.

24 Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. М.,1990.

25 Воейкова И. Композиция орнаментального раппортного рисункаУ/Декоративное искусство СССР. 1960. №6. С. 18-20.

26 Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. M., 1977.

27 Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

28 Горина Г.С. Принципы художественного проектирования изделий массового производства и некоторые вопросы дизайна. М., 1973.

29 Козлова Т.В. Основы моделирования и художественного оформления одежды. М., 1979.

30 Петушкова Г.И. и др. Моделирование одежды на основе принципа трансформации: Новые приемы разраб. модных ф.<рм одежды. Учеб. Пособие. М., 1993.

31 Пармон Ф.М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары. M., 1997.

Орнамент, его содержание и художественные возможности обсуждались в дискуссии «Быть ли орнаменту?», проведенной на страницах журнала

ЛЛ

Декоративное искусство СССР» в 60-е годы. Данная дискуссия была реакцией на тенденцию выхолащивания содержательной стороны орнамента. Призывы к «возрождению значимости орнамента» и созданию «новой семантики орнаментальных форм», показали сложность и многогранность поставленного вопроса, вскрыли необходимость проведения кропотливых исследований.

Расширяется круг работ, посвященный исследованию орнамента в народном искусстве (С.В.Иванова33, И.П.Работновой34, Т.А.Крюковой35,

-УП ТО lQ

Т.С.Семеновой , Г.С.Масловой , Л.Солдадзе , М.А.Некрасовой , Н.И.Каплан40, О.С.Поповой41, Т.Бадяевой42, И.Я.Богуславской43).

Проблема орнамента изучалась и в зарубежной научной литературе. Среди исследователей, анализирующих различные аспекты орнамента, следует назвать наиболее интересные работы Р.Глэйзира44, Ф.Литена45, Х.Сэдэлмаера46, Б.Моррис47, И.Хэмильтона48, К.Гере49 и других.

Особенное значение для данной диссертации имеют труды отечественных и зарубежных авторов второй половины XIX - начала XX века,

32 Быть ли орнаменту? // Декоративное искусство СССР. 1964. № 4. С. 32-36. Быть ли орнаменту? // Декоративное искусство СССР. 1964. № 5. С. 11-15. Быть ли орнаменту? // Декоративное искусство СССР. 1964. № 6. С. 21-25. Быть ли орнаменту? // Декоративное искусство СССР. 1964. № 7. С. 35-39.

33 Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М. - Л., 1963.

34 Работала И.П. Русская народная одежда. М., 1964.

35 Крюкова T.A, Терминология узоров как источник для изучения орнаментального народного искусстваУ/ Сообщения ГРМ. М., 1976. Вып. 11. С. 9-12.

36 Семенова T.C. Народное искусство и его проблемы. Очерк Ш. Об орнаменте. М., 1977. С. 173 - 240.

37 Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.

38 Солдадае Л. Семантика древнего орнаменте.// Декоративное искусство СССР. 1980. № 9. С. 17 - 22.

39 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.

40 Каплан Н.И., Попова О.С. Русские художественные промыслы. М., 1984.

41 Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984.

42 Бадаева Т. Орнамент и современное народное искусствоУ/Советское декоративное искусство. Вып. 8. М., 1986. С. 16-37.

43 Богуславская И.Я. Народное искусство: Исследования и материалы. Сб. Ст. СПб., 1995.

44 Glazier R. Historic textile fabrics. London 1923.

45 Lihten F. decorative art of Victoria's era. NY, London, 1950.

46 Sedlmayr H. Die Revolution der modemKunst Kapitel Muster statt Ornament. 1955.

47 Morris B. Victorian table glass and ornaments. London, 1978.

48 Hamilton I. An Introduction to Wall-paper. London, 1983.

49 Gere C. Nineteenth Century Decoration: The Ait of the Interior. London, 1989. современных Уильяму Моррису (О.Джонса50, П.К.Вересова51, Ш. фон Зольдерна52, Л.Дея53, Н.Ф.Лоренца54, Н.Приемышева55, С.Недлера56, А.Спельца57 и других). Понимая орнамент как «части произведения архитектурного и художественно-промышленного искусства, цель которых есть украшать, но не являться неизбежно необходимой составной частью

58 целого» , названные исследователи в своих попытках построения основ единой концепции орнамента придерживались убеждения об универсальной «украшающей» функции орнамента в целом. fTe могли игнорировать проблему орнамента и те исследователи, которые направили свой научный интерес непосредственно на творчество У.Морриса, включая различные аспекты его деятельности. Здесь необходимо назвать 1) диссертацию Т.Ф.Верижниковой59; 2) специальные монографии по творчеству Морриса Л.Дэя60, У.Крея61, Ф.Хэндерсона62, Ф.Кларка63, НЛевзнера64, Ф. Мак

65 66 67 68

Карти , Е.ван Зэндт , Л.Пэрри , К.Пулзон ; 3) научные труды, выявляющие и анализирующие проблематику художественной практики У.Морриса (А.С.Севтера69, АА.Аникста70, Н.Ю.Бирюковой71, Н.Кромей-Хеук72, К.Гере и

50 Jones О. The grammar of ornament Illustred by examples from variores styles of ornament London, 1856.

51 Вересов П.К. Комментарий к элементарному плоскому орнаменту. (Украшение для плоских поверхностей). Для учителей. Тифлис, 1882.

52 фон ЗольдернШ. Стилизация растений. М., 1894.

53 Day L. Nature in ornament. London, 1896.

54 Лоренц Ч .Ф. Орнамент всех времен и стилей. СПб., 1898.

55 Приемышев Н. Опыт методики элементарного курса рисования с приложением статьи об орнаменте. Одесса, 1900.

56 Недлер С. Азбука орнамента. СПб., 1910.

57 Speltz A. The styles of Ornament from prehistoric times to the middle of the XIX4' century. London, 1910.

58 фон Зольдерн Ш. Указ. соч. С. 7.

59 Верижникова Т.Ф. Творчество Уильяма Морриса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата, искусствоведения. Л., 1973.

60 Day L. William Morris and his art London, 1899.

61 Crane W. William Morris to Whistler. London, 1911.

62 Henderson Ph. William Morris. His life, work and friends. London, 1967.

63 Claik F. Morris William. Wallpaper and Chintzes. NY - London, 1974.

64 Pevsner N. Pioneers of modem design: From William Moms to Wolter Gropius. NY, 1981.

65 MacCarthy F. Morris William: A Life for our time. London, 1994.

66 van Zandt E. The life and works of William Morris. Siena, 1995.

67 Рапу L. William Morris. Philip Wilson Publishers in association with the Victoria and Albeit Museum. London, 19%.

68 Poulson C. William Morris: art and design. Bristol, 19%.

69 Sewter A.C. William Morris's designs for stained glass.// The Architectural Review. 1960. № 757. P. 1% - 200.

70 Аникст А. А. У .Моррис и проблемы художественной культурыУ/Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма М., 1973. С. 7 - 49.

73 74 75 76 77

ПСкипвиз , В.Кисунько , Дж.Маача , Т.Ф.Верижниковой , Е.Н.Кучеровой , К.А.Макарова78, Е.А.Некрасовой79).

Среди названных работ для диссертационного исследования представляют особое значение научные труды Нины Юрьевны Бирюковой, в которых автором дан глубокий и точный анализ специфики творчества У.Морриса в целом, и, в частности, его работ в жанре орнамента, для развития декоративно-прикладного искусства второй половины XIX - начала XX века.

Обобщая, можно сказать, что в литературе орнамент анализируется по четырем направлениям:

1. Историко-теоретические исследования орнаментальной практики;

2. Изучение орнамента в народном искусстве;

3. Исследования по построению и использованию орнамента в художественной промышленности и архитектуре XIX - XX веков;

4. Исследования дизайна предметной плоскости, учитывающие методы проектирования, технологию изготовления и теорию композиции орнамента.

Цель данной работы заключается в выявлении и изучении специфического типа орнамента, созданного и разработанного У.Моррисом в переходный период от эклектики к модерну, названного нами «прото-ар нуво».

71 Бирюкова Н.Ю. Вступительная статья. // Прикладное искусство кониа XIX - начала XX века. Каталог выставки. С. 7-15. Бирюкова Н.Ю. К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века// Прикладное искусство Западной Европы и России. С. 46 - 65.

Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XV - XIX веков. Учебно-методическое пособие.

Бирюкова Н.Ю. ШпалерыУ/Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е годы. Каталог выставки. С. 348 - 350.

72 Cromey-Hawke N. William Morris and Victorian painted furniture.// The Connoisseur. 1976. № 767. P. 32 - 41.

73 Gere C., Skipwith P. The Morris movement// The Connoisseur. 1979. № 807. P. 32 - 39.

74 Кисунько В. Уильям Моррис - мыслитель и художник.// Искусство. 1984. № 9. С. 35 - 42.

75 March J. William Morris's painting and drawing.// The Burlingtone magazine. 1986. № 1001. P. 571 - 577.

76 Верижн"кова Т.Ф. Книжная графика Морриса// Эстетика Морриса и современность. M., 1987. С. 141 -166.

77 Кучерова Е.Н. Природа в эстетике Морриса// Эстетика Морриса и современность. M., 1987. С. 203 - 221.

78 Макаров К.А. Эстетика Морриса и судьбы декоративного искусства России.// Эстетика Морриса и современность. M., 1987. С. 114-140.

79 Некрасова Е.А. Художественное творчество Морриса// Эстетика Морриса и современность. М., 1987. С. 59 - 84.

Для достижения данной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение орнамента как явления художественной культуры (его природа, свойства, основные виды, принципы построения, структура, функции).

2. Выягттение особенностей художественного развития эпохи и их влияние на формирование творческих воззрений Морриса.

3. Анализ основных принципов орнаментальной практики Морриса.

4. Обоснование новаторского смысла орнаментальных поисков Морриса, связанных с образованием стиля «прото-ар нуво».

5. Исследование переходного стиля «прото-ар нуво» в искусстве второй половины XIX века на примере художественной практики У.Морриса.

Методологическое значение для диссертации имели труды современных авторов, в которых разрабатываются требования к современному научному

80 81 82 83 мышлению, таких как: Г.Г.Гадамер , Р.Барт , Ж.Делез , В.Подорога , о л

Ю.М.Лотман . В работах названных исследователей развивается понимание культуры как текстуального организма, что позволяет рассмотреть орнамент в качестве определенного текста, который не только вбирает в себя культурные знаки, но и проецирует их в контекст культуры.

Необходимо подчеркнуть методологическое значение ряда позиций, представленных в историко-художественных трудах. Важной для диссертации явилась идея немецкого историка искусства Д.Штернбергера, указавшего на роль орнамента в формировании стиля модерн (ему принадлежит утверждение, ос что модерн начинается с орнамента ), подчеркнувшего системообразующую функцию орнамента в становлении стиля модерн. Не меньшее значение для данной работы представляет утверждение отечественного искусствоведа Д.В.Сарабьянова о формообразующей роли орнамента в стиле модерн, о

80Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

81 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М., 1994.

82 Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

83 Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

84 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.

85 Sternberger D. Uber den Jugendstil und andere Essays. Hamburg, 1956.S. 12. свойстве орнамента передавать свои существенные особенности другим видам искусства: «С проблематикой формообразования теснейшим образом связан вопрос об орнаменте, о его роли в Модерне, о его свойстве передавать свои существенные особенности другим видам искусства. Пожалуй, орнамент стоит на первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не afe 86 ассоциировавшийся *» .

Материалы диссертации были представлены на научно-практической конференции «Месмахеровские чтения'99» - в музее барона Штиглица Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии и на международной конференции «Пунинские чтения"2001» - в Санкт-Петербургском Государственном Университете, а также в публикациях научных сборников. Отдельные темы вошли в курс лекций «Мировая художественная культура», прочитанный в школе №255 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля.

Материалы, изложенные в данном диссертационном исследовании, могут быть использованы:

• в качестве лекционного материала для специального семинара по истории декоративно-прикладного искусства;

• как учебное пособие для студентов, специализирующихся в области экспертизы по предметам декоративно-прикладного искусства;

• как методическое исследование в области орнаментального искусства для дизайнеров по текстилю и художников-реставраторов.

• как материал для дальнейших теоретических и исторических исследований, посвященных художественной культуре рубежа XIX - XX веков.

Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы и трех приложений (список терминов

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века"

Заключение

Как показало исследование, орнамент - это сложное семантическое образование, основанное на взаимосвязи отвлеченного и конкретного начал, являющееся абстрагированным выражением природы. Орнамент - плоскостная художественная структура, оформляющая поверхность предмета, уточняющая функции предмета, подчеркивающая его конструкцию, участвующая в моделировании художественного образа целого. Определяющими видами орнамента, сформировавшимися в истории декоративно-прикладного искусства, традиционно являются геометрический, флоральный, зооморфный, фантастический, каллиграфический, пейзажный, предметный, фигуративный, смешанный. В декоративно-прикладном искусстве орнамент может по праву претендовать на полную значимость и художественную самостоятельность.

К наиболее важным формообразующим принципам орнаментального строения прежде всего следует отнести: обязательное чередование повторяющихся элементов-мотивов, несущих в себе содержание орнамента и ритм, который определяет порядок чередования этих элементов между собой, создавая орнаментальный ряд. В образостроении орнамента смысловую нагрузку несут все включенные в него элементы и способы их эстетической организации и, прежде всего, композиция, ритм, симметрия, рисунок, цвет. Смысловая нагрузка орнамента целостно прочитывается только в том случае, когда достигается его сопряжение с эстетико-декорирующей функцией, и его содержание раскрывается в системе художественных приемов. Орнамент следует рассматривать как специфическую структуру, которая обладает собственной эстетической целостностью и, в то же время, неразрывно связана с несущей предметной плоскостью. В диссертации выявлено, что в полноте эстетических свойств и смыслового значения орнамент раскрывается только в образе самого художественного произведения, которому он принадлежит. Подробное исследование смысловых и структурных уровней орнамента показало, что орнамент соединяет в себе различные художественные планы. Среди них важнейшими являются эстетический, архитектонический, семантический. Как элемент художественной культуры орнамент отражает основные характеристики вкуса, стиля и ценностных представлений эпохи. С изменением конкретно-исторических условий искусства меняются содержание, стилистика орнамента и методы его художественного проектирования. Следует подчеркнуть, при всех допустимых изменениях сохраняются наиболее устойчивые элементы орнаментальной системы. Орнамент представляет собой не просто украшение предмета и способ моделирования поверхности, но и дополняет сам образ произведения.

Орнамент второй половины XIX века в диссертации исследуется в контексте проблем, связанных с новыми стилистическими образованиями в орнаментальной практике второй половины XIX века и с промышленным искусством, оказавшим влияние на эстетику предмета и вкусы этого времени. Особое внимание уделяется романтическим идеям эпохи эклектики, сыгравшим важную роль в формировании творческих взглядов У.Морриса. Это обусловило необходимость изучения стиля эклектика как особого периода художественной культуры и анализа составляющих ее тенденций и их значения для формирования искусства Уильма Морриса в целом и для становления специфического переходного стиля «прото-ар нуво» в его орнаментальной практике, сыгравшего особую роль в зарождении стиля модерн.

Стиль эклектика рассматривается как интерпретация исторических стилей, вводимых в контекст современной культуры. Отличительной чертой эклектики являлось сохранение национального колорита в эстетических пристрастиях и творческом поиске различных представителей культуры второй половины XIX века. Этот стиль заключался в сознательном обращении к художественному опыту прошлого и использованию декоративных элементов искусства античности, средневековья, ренессанса, барокко, восточных стилей и т.п. В эклектике расширяются возможности творческого подхода, теперь художник демонстрирует знание предыдущих стилей, свободно цитируя их, показывая умение не только апеллировать к ним, но и творчески их переосмысливать. Среди неостилей, популярных в эту эпоху, для развития западно-европейского орнамента наиболее важными были следующие: неогрек, помпеянский, неоготика, неоренессанс, необарокко, неорококо, неоклассицизм.

На развитие орнамента в этот период оказало влияние широкое распространение машинного производства Художественная промышленность, заменившая индивидуальные произведения ремесленников, воспроизводила огромное количество имитаций форм и мотивов, заимствованных из искусства прошлого, нарушая соотношения формы предмета и декора, логику их соединения и технологию обработки материла. Художественный уровень мировой индустрии в целом, ее недостатки и достоинства ярко продемонстрировала Первая Всемирная Промышленная Выставка 1851 года в Лондоне. Выставка позволила сравнить технологические и художественные результаты разных стран и заставила задуматься критиков о том, что машина, заменившая ручной труд, очень часто «обездушивает» вещи тиражированием и невысоким качеством исполнения. Активное участие в создании экспозиции I Всемирной выставки принимал немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер, идеи которого повлияли на формирование дизайнерской концепции У.Морриса.

Результатом развития орнамента в эпоху эклектики явилось то, что орнамент получает относительную независимость от формы. Теперь он может существовать как бы отдельно, будучи просто на нее наложенным, что позволяет размышлять об орнаменте как о полноценном художественном произведении. В орнаментальном решении декора интерьера и предметов прикладного искусства использовалось смешение мотивов и деталей, заимствованных из художественных стилей прошлых эпох.

Характерное для эклектики обращение к истории искусства и истории как таковой было пропитано романтическим мироощущением, свойственным этому времени, связанным со стремлением обратиться к внутреннему миру и культурным корням самого человека. Для романтизма показательна ориентация на национальные истоки культуры в поисках ее самобытности и уникальности, в отличие от космополитизма и интернационализма классицизма. Важнейшие ценности романтического мировоззрения - субъективное содержание искусства, интуиция, утверждение самоценности личности в противовес рациональной эстетике Просвещения. Среди авторов, в творчестве которых отразились эстетические взгляды романтической английской культуры второй половины XIX века, были Дж.Рескин и О.Уашг.д. Их идеи повлияли на поздних Прерафаэлитов, к которым примыкал У.Моррис, на «Эстетическое» движение в Англии и на движение «Искусства и ремесла», организованное самим У.Моррисом. На формирование собственного стиля У.Морриса большое значение оказали творчество Братства Прерафаэлитов, членом которого он был, идеи Дж.Рескина. Как и Рескин, Моррис высоко ценил искусство средневековья, ручной способ исполнения художественного произведения. Отразилась в его взглядах и идея О.Уайльда об обязательной индивидуальности и совершенности формы произведения искусства.

У.Моррис ориентировался на национальные традиции английской культуры, источником которой видел средневековье, в чем проявилась дань романтизму в творчестве художника. Он не принимал эстетику викторианского интерьера с его перегруженным предметным насыщением и декоративным решением. Разрыв У.Морриса с викторианством уже ощущается в интерьерах Рэд-Хауса - собственного дома, ставшего программным произведением в его творчестве в целом. У.Моррис считал, что предметы, наполняющие дом каждого человека, должны представлять собой синтез художественного и функционального при рациональном использовании специфических свойств материала. Благодаря этой идее поиск новых форм в Западной Европе начался с английского «Движения искусств и ремесел» возглавленного У.Моррисом.

У.Моррис был одним из первых художников, который, изучив соединение в одном произведении различных стилей, старался преодолеть эклектический тупик и предпочел создавать декоративно-прикладное искусство с новой орнаментикой. Важным для него становится соотношение орнамента с конструктивными свойствами предмета, его функцией.

Как показало исследование, Уильям Моррис занимал особое положение в художественной культуре второй половины XIX века, и сумел найти перспективу развития прикладного искусства в условиях эклектики. Он был первым профессиональным художником, обратившим свое внимание на декоративно-прикладное искусство во второй половине XIX века. В создании предметов повседневного обихода, по мнению Морриса, должны участвовать специалисты высокого класса, являющиеся ремесленниками и творцами одновременно, не разделяющими искусство на «высокое» и «прикладное». У.Моррис способствовал внедрению художественных критериев в производство предметов массового потребл ения. Он стремился преодолеть разрыв между так называемым «чистым искусством» и бытовой вещью. В историю искусства У.Моррис вошел не только как художник-орнаменталист, но и как декоратор предметной среды, проповедовавший новую эстетику.

У.Моррис по-новому решает в своем творчестве проблему взаимосвязи орнамента с материалом и предметной поверхностью, единство мотивов природы и закономерностей орнаментального построения. Его орнаменты не только создают художественный образ предметов, но и являются элементом формообразования, органичной частью конструкции. Изделия, вышедшие из фирмы «Моррис и К0», стали коллекционными произведениями и способствовали поднятию статуса прикладного искусства XIX века.

Именно в декоративности У.Моррис видел основное средство обновления искусства в целом. Декоративность для Морриса - это в первую очередь орнаментальность. Он разработал новые орнаменты, в которых извивающиеся, прихотливо переплетающиеся линии стали отличительной чертой его стиля, что оказало в дальнейшем большое влияние на формирование «флорального» модерна. Орнаментальные произведения У.Морриса свидетельствуют о необычайной широте его таланта и исполнены во многих материалах и техниках - это керамика, вышивка,

Ill набойка, бумага, ткачество, дерево. Изучение природы и художественного наследия прошлого, его декоративных особенностей позволило Моррису создать собственный орнаментальный стиль, который по характерным признакам можно определить как условно-изобразительный и линеарный. Принцип условно-изобразительного решения орнаментов Морриса вырабатывался на основании заданной меры условности, которая определяет интерпретацию художником наиболее важных структурных элементов орнамента. Автор разработал свой метод обобщения и синтезирования растительных форм путем их стилизации, что придало многим его произведениям органичную художественную целостность не только внутри самой орнаментальной системы, но и во взаимодействии с предметом: мебелью, тканью, керамикой, интерьером. У.Моррис стилизует природные формы с определенной мерой условности, например, маргаритку, артишок, змееголовник, тюльпан, лилию, но избегает предельной абстрагированности форм. Таким образом, сохраняя узнаваемость образа, он сообщает ему более широкое семантическое значение, подключая разнообразный круг эстетических ассоциаций. В своем творчестве художник заявляет об отличительных свойствах авторского орнаментального почерка, выраженного в повышенной декоративности композиции и интерпретации растительных мотивов в условно-изобразительные узоры. У.Моррису особенно удается передать состояние движения, развития мотивов. Кроме того, он смог раскрыть пластическое богатство природных образов, что стало основой их художественной выразительности и открыло новые возможности их синтетического соединения.

Линеарный принцип в практике Морриса строится на выявлении декоративных возможностей линии и ее участии в образостроени и орнамента. Композиционное решение ряда орнаментов этого принципа основано на равноправии линии и фона, что проявилось в изящных растительных стилизациях форм. В этом главное отличие линеарного принципа создания орнаментов от условно-изобразительного, где последний ориентирован на стилизацию мотива на основании заданной меры условности при сохранении его узнаваемости. В линеарном принципе наблюдается равная композиционная активность линии и фона, где основным мотивом рисунка является вьющаяся, волнистая, изгибающаяся линия, в том числе, линия стебля, превращающаяся в орнамент. Моррис моделирует ее, сообщая ей многообразные свойства от подчеркнутой жесткости до прихотливого изящества. В своей практике художник использует, как правило, изогнутые линии, которым придает оригинальное орнаментальное значение. Связано это с тем, что Моррис выходит за рамки только стилизации растений. Он создает S-образные линии растительного орнамента и закладывает художественные принципы будущего «флорального» модерна.

Исследование творческого наследия У.Морриса показало, что он не порывал с художественными традициями, и прежде всего, искусства средневековья, ренессанса, итальянского искусства ХУЛ века, Ближневосточного искусства Традиции интерпретируются им на основании эстетического переживания живой природы, что выразилось в особой стилистической системе автора. Моррис использовал те мотивы, идеи и средства выражения прошлых стилей, которые отвечали его декоративным принципам. При этом Моррис не просто заимствовал или повторял формы, а именно методы стилизации, которые использовались в художественной практике прошлых эпох.

Анализ творчества Уильяма Морриса, предпринятый в диссертационном исследовании, позволил уяснить, что его орнаментальное искусство очень разнообразно по образному решению и структурной организации. В связи с этим были рассмотрены особенности построения орнаментов Морриса, выявлена логика его художественных решений. Для Морриса важным является не только четкое видение ритмики, композиционного строя орнамента, но и разработка собственных приемов декорирования форм. Это помогло ему прийти к созданию новых стилистических решений и разработать образные элементы и пластические тенденции, определяющие Морриса как автора специфического орнаментального стиля «прото-ар нуво», стоящего у истоков стиля модерн.

Для рассмотрения орнаментов У.Морриса, представляющих собой нередко очень специфические, но в то же время близкие друг другу художественные решения, была выбрана аналитическая схема, позволяющая учесть их основные характеристики: тип орнамента; структура композиции; принципы динамической организации плоскости; принцип синтезации орнаментальных элементов; способы художественного решения орнаментального мотива. Указанные принципы анализа произведений выделены на основании закономерностей орнамента как жанра декоративно-прикладного искусства. Предложенная последовательность отражает логику анализа и соблюдается при рассмотрении всех примеров, используемых в диссертации.

В творчестве художника выделены разные типы решения плоскости орнамента: «геометризованный», «живописный». Указанные типы проявляются достаточно явно, но существуют в единстве, обеспечивая сложную целостность. При любом структурном решении орнаментов Морриса сохраняется плоскостная трактовка мотивов, не нарушающая предметную поверхность. В них рисунки растительных форм исполнены с учетом специфики законов украшения предметной плоскости и представляют собой оригинальные образцы орнаментального искусства. Работа с мотивами живой природы требовала от Морриса создания специфического способа преображения форм натуры при трансформации ее мотивов в плоскостной узор.

В «геометризованном» типе отчетливо проявляется принцип геометрического построения, когда поле орнамента открыто делится на легко читаемые геометрические фигуры: полосы, квадраты, относительно которых выстраивается мотив. В структуре этого типа орнамента подчеркиваются центр, вертикальные и горизонтальные оси, диагонали, выявляя способы связи всех его элементов. «Живописный» тип отличается тем, что в орнаментах такого рода «геометризованная» основа плоскости скрывается, смягчается сложным переплетением свободного рисунка. Для таких орнаментов характерно интенсивное заполнение плоскости изобразительными элементами и преобладание динамичных, пластичных и предельно выразительных мотивов. «Живописность» проявляется в экспрессивности, пластике изображения (мягкости, текучести), укрупненное™ форм, сочности, напряженности, интенсивности цвета.

На основании проведенного исследования были сделаны выводы о формировании в орнаментальном искусстве У.Морриса специального стиля, названного в диссертации как «прото-ар нуво». В «прото-ар нуво» синтезируются различные способы структурного решения композиции при стилизации образов, благодаря чему рождается пластически-ритмический орнамент. Основным признаком орнаментального стиля «прото-ар нуво» в творчестве У.Морриса является переосмысление традиционных композиционных приемов и образной трактовки флорального мотива, вследствие чего орнамент приобретает новое художественное звучание, в котором отражаются синтетические поиски, предваряющие модерн. Прежде всего здесь наблюдаются построение композиции, как правило, по принципу открытой структуры, основанной на сложном сочетании линий с использованием стилизованных растительных мотивов, где композиция орнамента может рассматриваться как живописное панно; асимметричность построения композиции по кривым изогнутым линиям; передача материальной природной структуры в решении объема на плоскости, исключая иллюзорный подход; превращение фона в часть сложного орнаментального целого; движение, представленное как мотивом стебля, свободно изгибающегося в соответствии с ритмическим решением композиции, так и движение, рождающееся за счет пересечения линий, развивающихся по спирали; стилизация природного мотива с сохранением его реальной формы; символическое восприятие элементов живой природы; абстрагирование растительных мотивов до свивающихся, непрерывно тянущихся линий и холодная колористическая гамма.

В диссертационном исследовании выявляется, что Уильям Моррис своим творчеством способствовал тому, чтобы орнамент стал важным элементом художественной практики и существенным компонентом ансамбля интерьера стиля модерн и приобрел самостоятельное значение как жанр декоративно-прикладного искусства. Среди различных формообразующих стилистических элементов раннего модерна орнамент занимает особое место благодаря своему масштабу, многоплановости применения и значению. Важна была и умеренная, заведомо не шокирующая, новизна орнаментальных форм. Как показало исследование, ее наглядно и убедительно продемонстрировали произведения У.Морриса. Этот художник смог проложить путь к плавному, эволюционному переходу от эклектики к модерну. Поворот к созданию новых орнаментальных форм, совершенный Моррисом, был несомненно важен для декораторов и архитекторов-авангардистов модерна. К концу XIX века Уильям Моррис уже имел авторитет одного из крупнейших дизайнеров Европы, который способствовал созданию новых художественных мотивов и стилизаторских принципов.

 

Список научной литературыФон Арб-Кнорозок, Татьяна Юрьевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Аникст А.А. У.Моррис и проблемы художественной культуры.//Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М., 1973. С. 7 - 49.

2. Аронов В.Р. Предметная среда в теории Уильяма Морриса.// Техническая эстетика. 1976. №9. С. 23-26.

3. Аронов В.Р. Эстетические взгляды Г.Земпера.// Земпер Г. Практическая эстетика. М, 1970. С. 8-42.

4. Архитектурно-реставрационные термины. Метод, пособие. Киев, 1990.

5. Бадаева Т. Орнамент и современное народное искусство.// Советское декоративное искусство. Вып. 8. М., 1986. С. 16 37.

6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М., 1994.

7. Баумгартен Е. Новый стиль.// Архитектурные фасады в новом стиле. СПб., 1903. С. 5 -11/.

8. Бенуа А. Английское искусство.// Новый энциклопедический словарь. СПб., 1911. Т. 2. С. 638 650.

9. Береснева В .Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М., 1977.

10. Береснева В.Я., Яглом И.С. Симметрия и искусство орнамента.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Д., 1974. С. 274 289.11 .Бет I I. Живопись прерафаэлитов за все время ее существования. СПб., 1900.

11. Бирюкова Н.Ю. Вступительная статья. // Прикладное искусство конца XIX начала XX века. Каталог выставки. Д., 1974. С. 7-15.

12. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XV ХЖ веков. Учебно-методическое пособие. Д., 1988.

13. Бирюкова Н.Ю. К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века.// Прикладное искусство Западной Европы и России. Д., 1983. С. 46-65.

14. Бирюкова Н.Ю. Шпалеры.//Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е 1890-е годы. Каталог выставки. СПб., 1996. С. 348 - 350.

15. Богуспавская И.Я. Народное искусство: Исследования и материалы. Сб. Ст. СПб., 1995.

16. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция конца XIX начала XX века. М., 1987.

17. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Введение Карл Гейнц Клинбург. Издание пятое. Прага, 1986.

18. Борисова Е. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.

19. Быть ли орнаменту?//Декоративное искусство СССР. 1964. №4. С. 32-36.

20. Быть ли орнаменту?//Декоративное искусство СССР. 1964. №5. С. 11-15.

21. Быть ли орнаменту?//Декоративное искусство СССР. 1964. №6. С. 21-25.

22. Быть ли орнаменту?//Декоративное искусство СССР. 1964. №7. С. 35-39.

23. Ван де Вельде А. Принципиальные разъяснения.// Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972. С. 91 95.

24. Вейль Г. Симметрия. М., 1968.

25. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.

26. Вересов П.К. Комментарий к элементарному плоскому орнаменту. (Украшение для плоских поверхностей). Для учителей. Тифлис, 1882.

27. Верижникова Т. Вильям Моррис.// Художник. 1970. № 9. С. 34 35.

28. Верижникова Т.Ф. Книжная графика Морриса.// Эстетика Морриса и современность. М., 1987. С. 141 -166.

29. Верижникова Т.Ф. Творчество Уильяма Морриса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. JL, 1973.31 .Виппер Б.Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. М., 1945.

30. Влагов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.

31. Воейкова И. Композиция орнаментального раппортного рисунка.//Декоративное искусство СССР. 1960. № 6. С. 18 20.

32. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы). // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JI., 1974. С. 75 -79.

33. Воркунова Н. Искусство романтической эпохи.//Искусство. 1970. № 10. С. 62-67.

34. Врубель М. Переписка. Воспоминания о художнике. Д., 1976.

35. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

36. Гартман К.О. Стили. М.,1998.

37. Герчук Ю.Я. Модерн желание стиля. // Что такое орнамент? М.,1998. С.230-243.

38. Герчук Ю. Поэтика орнамента.// Советское декоративное искусство^. М., 1983. С. 140-154.

39. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента.// Декоративное искусство СССР. 1979. № 1. С. 30-33.

40. Герчук Ю. Что такое орнамент?// Декоративное искусство СССР. 1978. № 1. С. 29 -31.

41. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.,1998.

42. Гизе М. Промышленные изделия и орнамент.// Декоративное искусство СССР. 1959. №3. С. 17-20.

43. Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальный генезис современной архитектуры.// Современнаяя архитектураю 1971. № 3. С. 91 95.

44. Гольдзамт Э.А. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. М, 1973.

45. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. СПб, 1997.

46. Горина Г.С. Принципы художественного проектирования изделий массового производства и некоторые вопросы дизайна. М., 1973.

47. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера. СПб, 1992.

48. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII XIX веков. Сб. науч. трудов. ГЭ. Л., 1986.

49. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

50. Дьякова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М., 1978.

51. Дюльер С. Дом как единое произведение искусства.// Курьер Юнеско. 1990. Октябрь. С. 22 26.

52. Дюльер С. Дом Орта в Брюсселе: Успехи и проблемы.// Museum. 1991. № 167. С. 6 -10.

53. Евсича Н.А. Интерьер.// Русская художественная культура второй половины XIX века. М, 1988. С. 323 355.

54. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. М.,1990.

55. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М. Л., 1963.

56. Из лекций и писем Уильяма Морриса. Пер. с англ. Е.Н.Кучеровой.// Декоративное искусство СССР. 1984. № 8. С. 32 34.

57. Иконников А. Орнамент в современной архитектуре.// Декоративное искусство СССР. 1963. № 11. С. 28-33.65 .Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е 1890-е годы. Каталог выставки. СПб., 1996.

58. Историзм и Модерн. Каталог выставки. Л., 1986.67 .История европейского искусствознания второй половины XIX века. Отв. ред. Б.Н.Виппер и Т.Н.Ливанова. М., 1966.

59. История европейского искусствознания второй половины XIX начала XX века в 2-х книгах. Отв. ред. Б.Н. Виппер и Т.Н. Ливанова. Кн. I - П. М., 1969.

60. История эстетической мысли в 6-и томах. Т.4. М., 1987.

61. Каган М.С. О прикладном искусстве. Д., 1961.

62. Кангиласки Я. Уильям Моррис и его эпоха.// Kunst ja Kodu (Искусство и быт). 1974. №2. С. 18-24.

63. Карг, зр К.М. Красота и польза. М., 1967.

64. Каплан Н.И., Попова О.С. Русские художественные промыслы. М., 1984.

65. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997.

66. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М., 1968.

67. Кириченко Е.И. Ар нуво. Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры конец XIX первая треть XX века. М., 1975.

68. Кирмченко Е.И. Архитектурные теории века в России. М., 1986.

69. Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии.// Советское искусствознание"78. М., 1979. Вып.1. С. 249 283.

70. Кириченко Е.А. Русская архитектура 1830-1910 годы. М., 1982.

71. Кириченко Е. Русский интерьер 30-60 годов ХЖ столетия.// Декоративное искусство СССР. 1970. № 7. С. 39-45.

72. Кисунько В. Уильям Моррис мыслитель и художник.// Искусство. 1984. № 9. С. 35 - 42.

73. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

74. Козлова Т.В. Основы моделирования и художественного оформления одежды. М., 1979.

75. Колпинский Ю. Судьбы искусства XIX века.// Художник. 1964. № 2. С. 30 37.

76. Крюкова Т.А, Терминология узоров как источник для изучения орнаментального народного искусства.// Сообщения ГРМ. М., 1976. Вып. 11. С. 9 -12.

77. Кучерова Е.Н. Природа в эстетике Морриса.// Эстетика Морриса и современность. М., 1987. С. 203 221.

78. Лейтес Л.Г. Методы художественного оформления тканей. М. Л., 1947.

79. Лоо А. Орнамент и преступление. // Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991. С. 150-157.

80. Лопато М.Н. Историзм как художественное явление.// Историзм в России, стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е 1890-е годы. Каталог выставки. СПб., 1996. С. 9-17.

81. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. СПб., 1898.

82. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.

83. Лотман Ю., Успенский Б. Условность в искусстве.// Философская энциклопедия. Т.5.М., 1970. С. 287-288.

84. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990.

85. Макаров К.А. Эстетика Морриса и судьбы декоративного искусства России.// Эстетка Морриса и современность. М., 1987. С. 114 -140.

86. Малахова С.А. Художественное оформление текстильных изделий. М., 1988.

87. Малинина Т.А. Орнаментальные мотивы Востока.// Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е 1890-е годы. Каталог выставки. СПб., 1996. С. 135.

88. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоVэтнографический источник. М., 1978.

89. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М., 1982.

90. Моррис У. Вести ниоткуда или эпоха спокойствия. М., 1962.

91. ЮО.Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М., 1973. 101.Музей барона Штиглица. Прошлое и настоящее. СПб., 1994. Ю2.Муратов П. Письмо из Лондона: Художественные выставки.// Весы. 1906. № 7. С. 47-51.

92. ЮЗ.МуринаЕ.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982.

93. Ю4.Неддер С. Азбука орнамента. СПб., 1910.

94. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.

95. Некрасова Е.А. Художественное творчество Морриса.// Эстетика Морриса и современность. М., 1987. С. 59 84.

96. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.

97. Найман Е., Суровцев В. От осмысления к чтению и письму. // Интеяциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998.

98. Петушкова Г.И. и др. Моделирование одежды на основе принципа трансформации: Новые приемы разраб. модных форм одежды. Учеб. Пособие. М., 1993.

99. ИО.Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

100. П.Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984.

101. Приемышев Н. Опыт методики элементарного курса рисования с приложением статьи об орнаменте. Одесса, 1900.

102. Прикладное искусство конца ХЖ начала XX века. Каталог выставки. Д., 1974.

103. Пршсладное искусство Италии в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. Д., 1985.

104. Проблемы романтизма. Вып. 2. М., 1971.

105. Пб.Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры нового и новейшего времени.// Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. С. 6 28.

106. И7.Пунин А.Л. У истоков нового стиля.// Проблемы развития русского искусства. Вып. 4. Л., 1972. С. 72 82.

107. Пугин А.Л. Эклектика: новый творческий метод и новый стиль.// Архитектура Петербурга середины XIX века. М., 1990. С. 326 335.

108. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.

109. Рескин Дж. Искусство и действительность. М., 1900.121 .Рескин Дж. Лекции об искусстве. М., 1900.

110. Рескин Дж. Современные художники. М., 1901.

111. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. М., 1971.

112. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. М., 1964.

113. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн.// Советское искусствознаниех78. Вып 2. М., 1979. С. 206 225.

114. Сарабьянов Д.В. Проблемы орнамента.//Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.,1989. С.212-226.

115. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

116. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. Очерк III. Об орнаменте. М., 1977. С. 173 240.

117. Си^ран Р. Рескин и религия красоты. Пер. Л.П.Никифорова. М., 1900.

118. Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехиной и Ф.Н.Петровой. М., 1949.

119. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М., Л., 1934.

120. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. Л., 1972.

121. Солдадзе Л. Семантика древнего орнаменте.// Декоративное искусство СССР. 1980. №9. С. 17-22.

122. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. М., 1984.

123. Стриженова Т.К. Советское декоративное искусство. М., 1982.

124. Тасалов В.И. Очерки эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М., 1979.

125. Темерин С.М. Прикладное искусство и современное жилище. М., 1962.

126. Турчин B.C. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII -XIX века: Франция, Англия, Германия. М., 1987.

127. Турчин B.C. Романтизм и мы.// Художник. 1989. № 9. С. 52 56.

128. Узоры симметрии. Под ред.: М. Сенешаль, Дж.Флека. М., 1980.

129. Фаворский В. Размышления об искусстве: Об орнаменте.// Декоративное искусство СССР. 1963. № 7. С. 23 26.

130. Шабалина Н.М. Стилевая структура орнамента и формы модерна. // Модерн: Взгляд из провинции. Сб. Докладов научно-практической конференции. Челябинск, 1995. С.57-62.

131. Шрагин Б. Наследие Уильяма Морриса.// Декоративное искусство СССР. 1960. № 5. С. 21-23.

132. Щубников А.В., Копцих В.А. Симметрия в науке и в искусстве. М., 1972. 148.Эстетика Морриса и современность. М., 1987.

133. Ansombe I., Gere Ch. Arts and Crafts in Britain and America. London, 1978.

134. Anscombe S.A. Pioner Art Nouveau Collection.// The Connoisseur. 1980. № 826. P. 274 277.151 .Aslin E. The Aesthetic Movement. Prelude to Art Nouveau. NY Washington, 1969.

135. Atterbury P. A major Victorian Collection.// The Connoisseur. 1981. № 829. P. 206 -209.

136. Burrough B.G. Three disciples of William Morris.// Hie Connoisseur. 1970. № 695. P. 33 37.

137. Clark F. Morris William. Wallpaper and Chintzes. NY London, 1974.

138. Crane W. William Morris to Whistler. London, 1911.

139. Cromey-Hawke N. William Morris and Victorian painted furniture.// The Connoisseur. 1976. № 767. P. 32-41.

140. Cullinan E. The Morris papers.// The Architectural Review. 1984. № 1045. P. 64 65.

141. Day L. Nature in ornament. London, 1896.

142. Day L. William Morris and his art. London, 1899.

143. A decorative art. The 19th century wallpapers in the Whitemorth art gallery. Manchester, 1985.

144. Decorative Arts of the late 19th and early 20th centuiy.// Art and Design. 1986. June. P. 42 47.

145. Dufty A.R. Kelmscott, William Morris's holiday home.// The Connoisseur. 1968. Vol. 169. №682. P. 205-212.

146. Edwards R. Victorian furniture.// The Connoisseur. 1963. № 612. P. 102 -105.

147. Ehi ;smann D. Applied and decorative arts. A bibliographical guide to basic reference works, histori's and hand books. Littleton, 1977.

148. Eidelberg M. British floral designs and continental Art Nouveau.// The Connoisseur. 1978. № 792. P. 116 -124.

149. The Exhibition as a lesson in taste.// Illustrated catalogue of all nations. 1851.London, 1851. P. I***-XX***.

150. Fan D. English art 1870 1940. Oxford - NY, 1984.

151. Gere C. Nineteenth Century Decoration: The Art of the Interior. London, 1989.

152. Gere C., Skipwith P. The Morris movement.// The Connoisseur. 1979. № 807. P. 32 -39.

153. Glazier R. Historic textile fabrics. London 1923.

154. Grills G. Wightwick Manor a William Morris period - piece.// The Connoisseur. 1962. №599. P.3-11.

155. Latham Ch. In English homes. London NY, 1907.

156. Lihten F. Decorative art of Victoria's era. NY, London, 1950.

157. MacCarthy F. Morris William: A Life for our time. London, 1994.

158. March J. William Morris's painting and drawing.// The Burlingtone magazine. 1986. № 1001. P. 571 -577.

159. Melville R Popular art nouveau.// The Architectural Review. 1964. № 813. P. 353 -356.

160. Morris studies.// The Architectural Review. 1962. № 783. P. 305.

161. Morris B. Victorian table glass and ornaments. London, 1978.

162. The Oxford Companion to the decorative arts. Ed. by H.Osborne. Oxford, NY, 1985.

163. Parrv L. William Morris. Philip Wilson Publishers in association with the Victoria and Albert Museum. London, 1996.

164. Pevsner N. Pioneers of modern design: From William Morris to Wolter Gropius. NY, 1981.

165. Pevsner N. Triple Morris.// The Architectural Review. 1968. № 860. P. 287 288.191 .Richards J.M. An Introduction to Modern architecture. London, 1965.

166. Poi I son C. William Morris: art and design. Bristol, 1996.

167. Ruskin J. Modern Painters. Vol. 1. London, 1897.

168. Sedlmayr H. Die Revolution der modernKunst. Kapitel Muster statt Ornament. 1955.

169. Sewter A.C. Morris windows at Dedworth.// The Architectural Review. 1964. № 814. P. 457 458.

170. Sewter A.C. William Morris's designs for stained glass.// The Architectural Review. 1960. № 757. P. 196 200.

171. Sikes G. The Return of William Morris.// The Connoisseur. 1985. № 879. P. 30; 32.til

172. Speltz A. The styles of Ornament from prehistoric times to the middle of the XIX century. London, 1910.

173. Sternberger D. Uber den Jugendstil und andere Essays. Hamburg, 1956.

174. Supplementary report on design by Redgrave R// Exhibition of the works of industry of all nations. 1851. London, 1852. Vol. IV. P. 1588 1682.